Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
Как пишется не слышала: слитно или раздельно?
Почему? Правописание, правило.
Как правильно пишется слово: не слышала или неслышала?
Как правильно писать слово: не слышала или неслышала?
Какая часть речи слово не слышала?
Пример предложения со словом не слышала?
4 ответа:
3
0
Пишется раздельно: не_слышала.
Правило: Частица «не» со всеми формами глагола (личные формы, инфинитив, деепричастие) пишется раздельно. Исключение составляют случаи, когда глагол без «не» не употребляется (несдобровать, нездоровится и другие) или же, когда есть сочетание приставок «не-до-» (недосмотреть, недоедать).
Часть речи — глагол.
Пример предложения: Я никогда не слышала этого имени раньше.
2
0
Сочетание «не слышала» используется в письменной речи настолько же часто, как и слово «слышала».
Например:
- «не слышала звонка», «не слышала об этом», «не слышала, как ты звонил».
Но нам будет непонятно, как его писать, до тех самых пор, пока мы не разберёмся, с какой частью речи работаем. В зависимости от морфологической принадлежности слова, «НЕ» может оказаться приставкой, а может и сыграть роль отрицательной частицы-предлога.
Характер анализа отнесённости той или иной формы к части речи, как правило, сводится к определению типа вопроса, который можно к этому слову задать.
Например:
- «Девочка (что (с)делала?) не слышала».
Перед нами такая же форма глагола, как и «(не) слышал» или «(не) слышали».
Частицу «НЕ» в примере мы заключили в скобочки, потому что её может и не быть. Следовательно, глагол с ней пишется раздельно. Упорядоченно говоря: если есть случаи, когда можно применить глагол без «НЕ», то слитно «НЕ» писать нельзя.
Писать «неслышала» будет ошибочно.
Предложение:
- «Зульфия не слышала ранее таких формулировок».
1
0
Добрый день. Вариант слитного написания невозможен, так как слово «не слышала» — это глагол, который пишется раздельно с частицей «не», кроме слов исключения.
Правильный ответ: «не слышала».
Пример.
Я не слышала новости от моих подруг уже немколько дней.
0
0
«Не слышала» всегда будет писаться раздельно. Это не тот вариант, когда в русском языке возможна двойная трактовка, исходя из предложения.
В «не слышала» мы имеем частицу «не» и глагол «слышала», который идет от инфинитива «слышать». Данный глагол не имеет в своей структуре «не», как в «ненавидеть». И слово «слышать» отлично употребляется и без «не».
Поэтому мы следуем простому правила — «не» с глаголами пишет раздельно.
Она не слышала всех сплетней, которые говорили за ее спиной.
Анна не слышала грома, не видела молний, но тучи ее пугали.
Читайте также
«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
_
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
- «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.
- «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
- «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
- «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
- «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.
Например.
- «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».
Чтобы понять, как пишется невозможно, необходимо взять на вооружение следующее правило: частицу “не” с наречиями всегда пишут раздельно, за исключением наречий, заканчивающихся суффиксом “О”, образованных от схожего прилагательного с приставкой “не”. Рассмотрим образцы: неблагоприятный – неблагоприятно, нерентабельный – нерентабельно. Их написание нужно запомнить.
Не возможно или невозможно когда как пишется
Думаете о том, как правильно написать “невозможно” слитно или раздельно? Если говорить кратко, порой могут быть верными оба варианта. Запомнить порядок правильного написания “не” со словом “возможно” на самом деле – совершенно несложно.
Чтобы понять, как пишется «невозможно» слитно или раздельно: нужно прочесть предложение, в котором имеется данное наречие — “невозможно” или “не возможно”. В случае если вышеприведённое наречие применяется в качестве утверждения – тогда его пишут неразделимо с частицей “не”.
Если же размышления касается наречия применяемого в качестве отрицания – в этом случае наречие придётся писать раздельно с предлогом “не”.
“Невозможности” как написать
Что нужно, чтобы уяснить, как грамотно писать “невозможности” слитно или раздельно? Раз существует 2 возможных варианта: не возможности или невозможности, то нужно уточнить, какой частью речи является “не возможность” или “невозможность”. Это слово будет существительным, так как оно является ответом на вопрос: “Что?” А значит, следует вспомнить правила родного языка для существительного с частицей «не».
Затрудняетесь в решении вопроса: слово “невозможностью” как пишется? Так если, имя существительное обозначает неосуществимость, невыполнимость чего-либо, оно пишется слитно. Тем не менее, в случае написания словосочетания «не возможно» в составе противопоставляющего предложения – будет правильным раздельное написание.
Невозможно: примеры написания
В большинстве случаев, слово пишут слитно:
- Эту задачу никак невозможно решить;
- Технически невозможно выполнить решение этой задачи на калькуляторе;
- С любимым человеком даже то, что практически невозможно – возможно.
И только в случае формулировки противопоставления сочетание слов “не возможно” пишется раздельно:
Пример: Урегулировать проблему не возможно, а срочно нужно.
Проверочное слово
Чтобы подобрать к слову «невозможно» проверочное слово, необходимо попробовать заменить его синонимом «нельзя». В случае если замена получилась, значит, его следует писать неразделимо. В случае если сочетание слов применяется в качестве противопоставления с целью усиления утверждения – слово «возможно» пишут раздельно от частицы «не». Возьмём, к примеру, предложение: Выполнять домашние задания своевременно и без ошибок не возможно, а всегда обязательно!
Синонимы к слову
Исследование словаря синонимов русского языка показывает, что наиболее часто используемыми синонимами к исследуемому нами наречию принято считать слова: необычайно, недостижимо, невероятно, невмоготу, неосуществимо, невыносимо и неприемлемо. Во всех перечисленных выше словах, приставку «не» необходимо писать неразделимо.
Данное правило действует и в случае написания исследуемого нами слова. Подобным образом, отдельное написание частички «не» в сочетании слов «не возможно» допустимо только в случае формирования противопоставления с предлогом «а».
Правописание этих слов надо знать:
- «Ввиду»
- «За то или зато»
- «Не замужем»
Лучший ответ
Людмила Тамащук
Мыслитель
(5430)
14 лет назад
есть правило, по которому деепричастия пишутся с НЕ так же, как и глаголы, от которых они образованы, то есть все РаЗДЕЛЬНО. кроме слов, которые без НЕ не употребляются: НЕНАВИДЯ, НЕГОДУЯ и т. д.
В данном случае РАЗДЕЛЬНО, конечно же
и правильно говоритьСЛИТНО, а не ВМЕСТЕ… Распространённая ошибка:)))
Артём ЖуравлёвУченик (183)
6 лет назад
Мне интересно…
Вы коггда-нибудь слышали слово «переставая»
есть такое слово-_-
PianoKeysУченик (116)
1 год назад
Хватит орать капслоком, это некультурно
Остальные ответы
Бонаква Бонаква
Гуру
(3295)
14 лет назад
вместе
Пользователь удален
Мастер
(1212)
14 лет назад
НЕ… с глаголами пишется раздельно))
Юлия СемашкинаУченик (203)
6 лет назад
это деепричастие!!!
Юлия СемашкинаУченик (203)
6 лет назад
и пишется слитно, так как нет зависимых слов и это полное деепричастие
Дарья
Профи
(593)
14 лет назад
слитно
Юлия Калашникова
Ученик
(209)
14 лет назад
Отвечает на вопрос «как? » Конечно же слитно
Мари
Оракул
(55603)
14 лет назад
Раздельно конечно! Я бежал, не переставая жевать. Ну сами подумайте.
И это деепричастие, а не глагол. Пишется с не раздельно, кроме некоторых исключений, в которые это слово не входит.
Пользователь удален
Профи
(718)
14 лет назад
…смотря чем заниматься
Кира Баштанник
Профи
(787)
14 лет назад
Пишется раздельно!! ! Меня так привлекли к этой грамоте… терь советы по этому поводу всем даю!!!! На расхват)))
Максим КоротковПрофи (535)
8 лет назад
А слово «нарасхват» пишется слитно)))
Игорь Титов
Ученик
(143)
14 лет назад
Раздельно пишется «не переставая» …прыгать, к примеру
3
0
Пишется раздельно: не_слышала.
Правило: Частица «не» со всеми формами глагола (личные формы, инфинитив, деепричастие) пишется раздельно. Исключение составляют случаи, когда глагол без «не» не употребляется (несдобровать, нездоровится и другие) или же, когда есть сочетание приставок «не-до-» (недосмотреть, недоедать).
Часть речи — глагол.
Пример предложения: Я никогда не слышала этого имени раньше.
2
0
Сочетание «не слышала» используется в письменной речи настолько же часто, как и слово «слышала».
Например:
- «не слышала звонка», «не слышала об этом», «не слышала, как ты звонил».
Но нам будет непонятно, как его писать, до тех самых пор, пока мы не разберёмся, с какой частью речи работаем. В зависимости от морфологической принадлежности слова, «НЕ» может оказаться приставкой, а может и сыграть роль отрицательной частицы-предлога.
Характер анализа отнесённости той или иной формы к части речи, как правило, сводится к определению типа вопроса, который можно к этому слову задать.
Например:
- «Девочка (что (с)делала?) не слышала».
Перед нами такая же форма глагола, как и «(не) слышал» или «(не) слышали».
Частицу «НЕ» в примере мы заключили в скобочки, потому что её может и не быть. Следовательно, глагол с ней пишется раздельно. Упорядоченно говоря: если есть случаи, когда можно применить глагол без «НЕ», то слитно «НЕ» писать нельзя.
Писать «неслышала» будет ошибочно.
Предложение:
- «Зульфия не слышала ранее таких формулировок».
1
0
Добрый день. Вариант слитного написания невозможен, так как слово «не слышала» — это глагол, который пишется раздельно с частицей «не», кроме слов исключения.
Правильный ответ: «не слышала».
Пример.
Я не слышала новости от моих подруг уже немколько дней.
0
0
«Не слышала» всегда будет писаться раздельно. Это не тот вариант, когда в русском языке возможна двойная трактовка, исходя из предложения.
В «не слышала» мы имеем частицу «не» и глагол «слышала», который идет от инфинитива «слышать». Данный глагол не имеет в своей структуре «не», как в «ненавидеть». И слово «слышать» отлично употребляется и без «не».
Поэтому мы следуем простому правила — «не» с глаголами пишет раздельно.
Она не слышала всех сплетней, которые говорили за ее спиной.
Анна не слышала грома, не видела молний, но тучи ее пугали.
«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
_
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
- «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.
- «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
- «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
- «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
- «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.
Например.
- «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».
Содержание
- 1 Правило написания глагола с частицей «не»
- 2 Примеры использования и цитаты с «не слышать»
- 3 Похожие слова
Правильный вариант написания: не слышать
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.
Правило написания глагола с частицей «не»
Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:
- Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнайка на Луне. НО: Не знаю, что сказать. Не зная, где искать.
- Незначительный проступок может испортить репутацию. НО: Не значит ничего.
- Незабытый подвиг дедов остается в нашей памяти. НО: Не забыть былые времена. Не забывая о былом.
Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:
- Частица «не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно: не читать, не знать, не понимать, не увидеть.
- Без «не» не употребляются глаголы: ненавидеть, негодовать, невзлюбить, несдобровать, нездоровиться, невзвидеть (свет), неводить (от слова невод, но не водить в значении вести), неметь, неволить, недужить, нежить(ся), неймётся и их словоформы. В данных словах глагол без «не» теряет смысл.
- Слитно пишутся глаголы с приставкой «недо» в значении частичного, неполного действия: недоделать, недовесить, недооценивать. Будьте внимательны с глаголами, начинающимися на «до», в таких случаях возможно и слитное, и раздельное написание с «не». Например: Почему бы не допить чашу до дна? — Недоедали, недопивали, всё детям отдавали.
Таким образом, «не слышать» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.
Примеры использования и цитаты с «не слышать»
Конечно, не всегда хорошо живется доброму человеку; конечно, он даже чаще страдает, нежели другой, который смотрит, выпучив глаза, на мир божий, и нет ему дела ни до чьих великих горестей, но и страдает-то он как-то тихо…
«Добрая душа» — Салтыков-Щедрин Михаил
Его продолжали не слышать. Минуты две длилось молчание. Болдырев вынул из кармана рублевую бумажку и положил ее перед чиновником на раскрытую книгу.
Справка — Чехов А.П. полное содержание онлайн
Не бойся, Комендант, Кутгей шутит. — Чего шутить! — сказал, подходя к нему, Кутгей … — Я только что с «Абрагами Репп», — залепетал Комендант, стараясь не слышать…
«Комендант порта» — Грин Александр
Похожие слова
не добивать, не прокрахмаливать, не устраивать
Не слыхала или не слышала: в чем разница? ⇐ Стилистика
Модератор: Селена
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Не слыхала или не слышала: в чем разница?
По словарю глагол «слыхать» относится к разговорным, но есть ли между этими словами семантическое отличие? В современной литературе мне встретился такой текст:
…Внучка Екатерины Скавронской, продолжал хвалиться портрет, знаменита не меньше бабки. Вы её точно знаете — Юлия Пален.
— Никогда не слыхала, — сказала Вера.
— А если под фамилией Самойлова?
Конечно же — Брюллов! …
Вообще говоря, глагол «слыхать» довольно часто использовался в литературе раньше, да и сейчас тоже его можно встретить. Вот, к примеру, у Лермонтова: мы…по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем; фамилии его я никогда не слыхал. [М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (1839-1841)]
В романе Вера — искусствовед, и еще она умеет разговаривать с портретами. Поэтому вряд ли она стала бы пользоваться разговорно-просторечной лексикой. Или это всё-таки разговорный стиль, а не особая семантика? Возможно, здесь есть особая коннотация (некоторое недоверие, пренебрежение к собеседнику или к ситуации)?
Как вы думаете? Спасибо.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5911
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 11:34
Семантическое различие есть (оно проявлется в некоторых контекстах в других формах слова), но не выдумывайте, в Ваших примерах это не более чем просторечный диалект.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 12:05
Спасибо за ответ. Итак, вы полагаете, что семантических различий нет. И у Лермонтова тоже просторечный диалект? Но вот в Нацкорпусе 862 примера, где встречается сочетание «не слыхала». Большинство из них вряд ли можно отнести к просторечию.
И коннотации в моем примере тоже нет? А вы в этом уверены, можете обосновать свою точку зрения? Чтобы любить и понимать русскую художественную речь, нужно внимание и терпение, поспешные выводы и суждения не всегда правильны.
И еще к вам дополнительный вопрос. А в глаголе «выдумать» (в вашем тексте) есть коннотация? Например, пренебрежение к вопросу автора, подчеркивание его незначительности. Или мне это показалось? Я недавно на форуме, возможно, это принятый здесь стиль общения и мне не стоит обращать на это внимание?
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5911
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 12:37
Коннотации нет. Одни говорят «слухаешь», а другие «слушаешь», и все они имеют в виду одно и то же.
Цитирую чужие доклады:
Уже в ранний период творчества Лермонтов отказался от традиционных условно-поэтических слов, перифрастических выражений, устоявшихся символов и формул, которые еще широко использовались в поэзии Пушкиным, Баратынским, Кюхельбекером и другими: # пиит, творец, любимец Феба, муза, Геликон, Парнас, Пинд. Он отбрасывает и архаичные поэтические слова, выражения, заменяя их словами из живой народно-разговорной речи. Язык освобождается от условностей, становится необыкновенно выразительным, звучным, обретает силу воздействия, а выражения – афористичность и меткость.
Лермонтов вовлекает в систему литературного языка главным образом общегородское просторечие и общенародные формы крестьянского языка. Он ориентируется на общенациональный фонд живой разговорной речи и чуждается областных диалектизмов.
А в стихотворении «Бородино» совершенно отсутствуют декоративные штампы романтического стиля. В нем господствует солдатское просторечие и поговорочный простонародный язык. Здесь присутствуют морфологические, синтаксические и лексические средства живой разговорной речи (например, просторечные слова, разговорные частицы).
Это из первых ссылок поиска про просторечия у Лермонтова. Это к тому, что он любил язык народа, а не брезговал им, как напыщенные ценители.
Отправлено спустя 8 минут 26 секунд:
marine: ↑22 апр 2020, 12:05
А в глаголе «выдумать» (в вашем тексте) есть коннотация?
Я попросил Вас не выдумывать, и ничего иного. Все на этом форуме — личности. Есть грубые, есть сумасшедшие, есть сухо-деловые… Я писал не про незначительность вопроса, а про то, что не надо думать, что белая краска на самом деле не белая краска.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 13:16
Спасибо, что уделили мне внимание. ВСего лишь пара замечаний. Печорин — представитель дворянского класса, предложение взято из его дневника. Откуда там разговорно-просторечная речь? Почему он не использовал нейтральный глагол «слышать» в своих записках? О чем-то это говорит, как вы думаете?
И про «выдумывать»? Я всего лишь изложила свое мнение, и вряд ли это глагол, а также выражение «если угодно», уместны при вежливом общении с собеседником. А ведь этот форум вроде бы оценивается его участниками как очень доброжелательный. Не хотелось бы разочароваться.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5911
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 14:07
Подождём других людей. Я не компетентен отвечать о Печорине. Лично мне ни о чём не говорит.
У Вас первый вопрос написан так, что все подумают, что это вопрос о речи Веры, а не о речи Печорина и не о другом.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 15:40
Ну, ТЬСЯ и ТСЯ — это описка, а не ошибка, я же всё-таки не в школе учусь, а это детская орфограмма. На эту тему я могу целую «поэму» написать, например, три способа проверки ТЬСЯ и ТСЯ, также причина орфограммы и всё такое прочее. А по поводу глагольного сочетания вы, конечно, правы, тоже невнимательность, извините. Я хотела поправить, но «карандаш» не сразу нашла.
Просто это дополнительные замечания, а они у вас на первом месте оказались, практически весь ответ занимают. Я бы их в примечания отправила, если бы давала ответ.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5911
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 16:48
ОК. Я убрал свои замечания. Теперь могу предложить версию, но это гипотеза, что У Печорина были армейские привычки и в этих привычках проскакивало армейское просторечие. Говорить сложнее, чем писать. А привычки, в том числе паразитного характера, часто появляются незаметно.
Читаю биографию (в википедии):
Родился в Санкт-Петербурге. По его словам, «обучение ему быстро наскучило»
Сразу возникает вопрос: «А был ли он на самом деле образованным?». Может создаться впечатление, что Вы считаете, что все дворяне рождаются уже образованными.
Отправлено спустя 12 минут 32 секунды:
Разведка доложила:
Кажущаяся неясность образа рассказчика «Тамани» послужила главным доводом концепции о раннем написании этой повести, неорганичном «вмонтировании» ее в текст «Героя нашего времени», о невыдержанности характера Печорина и т. п. Отправным пунктом явилось наблюдение Б. М. Эйхенбаума над одной фразой в журнальном варианте «Тамани»: «А право, я ни в чем не виноват: любопытство — вещь, свойственная всем путешествующим и записывающим людям». В полном издании «Героя нашего времени» эта фраза снята, потому
что она почти дословно фигурирует в «Бэле», где рассказчик — профессиональный писатель: «Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку — желание, свойственное всем путешествующим и записывающим людям».
Печорин, видимо, превосходно знает и западноевропейскую литературу. … Просторечия встречаются во всех частях романа и даже в речи светского Печорина: «Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку»
Отправлено спустя 4 минуты 2 секунды:
Ещё причиной может быть то, что Лермонтов торопился написать роман, отчего деталям внимания досталось меньше, чем могло быть надо.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 18:10
В Интернете все пишут: «по его словам, обучение ему скоро наскучило». А откуда это? И какое у светских богатых молодых людей могло быть «обучение»? Там было воспитание и образование. Эти люди знали несколько языков, читали иностранную литературу в подлиннике, изучали древние языки и всемирную историю. А кроме этого светское образование: музыка, танцы, рисование, фехтование, верховая езда, знание этикета. Вряд ли наше общество может дать молодежи такое образование. Возьмем биографию самого Лермонтова: сначала домашнее воспитание, потом московский пансион, затем университет, потом гвардейская школа в Петербурге. Их беда состояла в том, что они не могли применить свои знания на практике: «мы иссушили ум наукою бесплодной». А знания, которые не используются, обременительны для человека, так как люди нуждаются в их творческом применении. Но цели в жизни нет, на хлеб зарабатывать не надо, служить необязательно. На Кавказ же Печорин попадает после «истории», скорее всего, после дуэли, так он становится армейским офицером. Поэтому непонятно, о каком «наскучившем обучении» пишут авторы в своих сочинениях, вернее, списывают друг у друга.
Просторечие в его словах? Но ведь мы любую фразеологию может отнести к разговорному стилю. Фразеологические обороты делают нашу речь ярче, выразительнее. Детали? Они очень важны, настоящий художник слова придает деталям большое значение, здесь не может быть небрежности и торопливости.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5911
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 18:33
Отвлечёмся? Я могу сказать о современности и не могу о людях прошлого (в тем более не могу о вымышленных людях прошлого). Наше общество — может, другой вопрос, что жизнь, которую выбирают нам, а не которую выбираем мы, диктует ненужность этого, одна фальсификация вокруг, включая знание: имитируют учение, наскоро вываливая сотни и тысячи гигабайт как мусор, а не как ценность, в головы поколений. Эта тема пересекается с той, о которой нельзя говорить. Надо делать вид, что всё прекрасно.
Отправлено спустя 18 минут 41 секунду:
Откуда это про «наскучило»… Посмотрим:
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 20:14
Печорин здесь говорит скорее о специализированных знаниях, в то время как общий образовательный уровень у него достаточно высок. По крайней мере он вполне владеет грамотным русским языком, что видно из его записок. А вот углубиться в какую-то область знаний не получается, для этого опять же нужна мотивация. Что ему изучать, психологию, экономику, точные науки? Но где он их может применить, только если в искусстве управлять людьми, а это непременно когда-нибудь надоест. Другими словами, не мог он найти свое призвание, и возможно, по объективным причинам.
А теперь про наше общество. У нас за последнее время случилось два знаковых события: информационная революция, которая длится уже 20 лет, и вот теперь еще пандемия. Мир уже не будет прежним, думаю, и образование изменится значительно. Каким оно будет? Хотелось бы, чтобы новое поколение стало более творческим, нам нужны мыслители, а не исполнители, истинные знания, а не их имитация. Многое будет зависеть от каждого из нас. Так что нам с вами досталось интересное, хотя и трудное время. Наверное, Печорин не отказался бы жить в нем и, может быть, нашел бы себя, но — «времена не выбирают».
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5911
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 21:24
Вас надо тыкать как котёнка, чтобы навык внимательности в письме прокачать?
Отправлено спустя 4 минуты 57 секунд:
Про углубиться в какую-то область знаний, это, полагаю, Вы решили, что так. Я же вижу в обсуждаемом моменте отражение самого Лермонтова, незакончившего гимназию, где он изучал в том числе и русский язык, и отправленного спустя несколько лет на Кавказ.
Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его
Отправлено спустя 17 минут 29 секунд:
ВОЕ́ННАЯ СЛУ́ЖБА Лермонтова началась с того дня, когда он был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров унтер-офицером л. -гв. Гусарского полка —14 ноября 1832.
Отправлено спустя 2 минуты 4 секунды:
В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение на смерть Пушкина, в котором открыто обвинял власти в случившемся. Стихотворение принесло поэту известность, но за него Николай I отправил поэта на Кавказ, где тогда шли военные действия.
Отправлено спустя 6 минут 19 секунд:
Наше время, да… В тюрьму за лайки, это вам не на войну, это куда человечнее. И на троне ну прям совсем не царь. Совсем другие нынче нравы.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 22:29
Спасибо теперь за котенка (в трех или четырех программах проверила текст, ошибок нигде не нашли).
Также спасибо за беседу, в то же время мы далеко ушли от темы. Если же к ней вернуться, то мой вывод такой: слыхать — глагол особый, в словаре ему уделено недостаточно внимания. Замена его нейтральным глаголом слышать меняет текст, обычно ухудшает его. Это мое личное мнение, я это воспринимаю на слух. Считаю, что и в моем примере, и во всех других примерах авторы выбирали именно этот вариант намеренно.
В любом случае мне был интересен ваш ответ.
Кстати, о Лермонтове: с 1828 по 1830 год он учился в Московском университетском Благородном пансионате.
Осенью поступил в Московский университет на нравственно-политическое, потом на словесное отделение, где проучился два года(1830-32). Не закончил Московский университет, так как решил посвятить себя военной карьере и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге, а с 1834 года он начал службу в звании корнета в гусарском полку в Царском селе.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5911
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 22:45
Вы считаете, что программы всегда знают, где надо ставить запятые? У Вас в этот раз вводные выражения не обособлены, и Вы игнорируете это обособление вообще. Снова будете отвечать, что это не ошибка? Читающему мне читать тяжело.
Когда называете слово, как сейчас: «слыхать — глагол особый», «Замена его нейтральным глаголом слышать» — выделяйте называемое слово или кавычками, или курсивом по правилам, или не по правилам жиром, цветом или ещё как-то, чтоб было видно, что это именно, что слово, а не значение…
Ухудшает или нет — зависит от субъективного чувства восприятия, от необходимости использовать и выдержать стиль.
Ваше мнение — это хорошо.
Из увлеченцев, живущих на форуме, я здесь самый слабый, так что ждём других участников. Они могут дать более ценную информацию.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 23:52
Так вот откуда история про котенка, которого надо потыкать носом. Вам не хватает вводных слов?
А вы в курсе, что практически любое вводное слово имеет парное наречие, и я имею право выбрать нужный мне вариант (в соответствии с правилами, конечно). Это касается «скорее» и «по крайней мере», у меня эти слова употреблены в значении наречий. Вы ко мне очень строги (в основном по оформительским мелочам, курсивы, кавычки), а давайте-ка я вас проверю. Я тоже умею это делать.
Вот ваше предложение: Я же вижу в обсуждаемом моменте отражение самого Лермонтова, незакончившего гимназию, где он изучал, в том числе, и русский язык, и отправленного спустя несколько лет на Кавказ.
1) Слитное написание НЕ, а должно быть раздельное 2) Некорректно построенное предложение с союзом В ТОМ ЧИСЛЕ. В каком это том числе изучал он русский язык? Почитайте Справочник по пунктуации.
В ТОМ ЧИСЛЕ, союз. Присоединительные обороты, начинающиеся союзом «в том числе», обособляются. На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где он еще не был, и в том числе к Ростовым. Вот так эти обороты строятся.
И вывод. Я скромно задаю на форуме очень простой вопрос, надеясь получить на него короткий и ясный ответ. Мне интересно, почему автор употребил разговорно-просторечный вариант слова при наличии нейтрального варианта? В этом есть особый смысл или кто-то плохо знает русский язык (автор, персонаж, составитель словаря)? Нет ответа.
Зато меня научили правильно писать ТСЯ и ТЬСЯ, употреблять курсив и кавычки, а также обособлять вводные слова. Это всё как бы взамен отсутствующего ответа, причем в довольно невежливой форме. Казалось бы, в этом случае строгий учитель должен знать язык безупречно, но это далеко не так.
Мне очень хотелось подружиться с автором ответа, но ничего не получилось. Нет, не нравится мне на этом форуме. Это какой-то некорректный форум.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5911
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 23 апр 2020, 06:48
отступление, по русскому языку
Я Вам коротко и ясно написал: обычное просторечие, что Вы сочли неправильным. Я коротко написал «ждём других», два раза написал коротко. Третий раз: «ждём других».
Образование среднее-низшее.
-
Селена
- —
- Всего сообщений: 2944
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
Селена » 23 апр 2020, 08:09
marine: ↑22 апр 2020, 22:29
в трех или четырех программах проверила текст, ошибок нигде не нашли
Во-первых, программы такие программы… Перечитывайте себя, если для вас очень важно, чтобы не было описок. Они есть, программы их не замечают.
Вы не обижайтесь. Я с daslex часто спорю, но в этом случае он прав:
marine: ↑22 апр 2020, 18:10
Но ведь мы любую фразеологию может отнести к разговорному стилю
Далее.
marine: ↑22 апр 2020, 23:52
А вы в курсе, что практически любое вводное слово имеет парное наречие, и я имею право выбрать нужный мне вариант (в соответствии с правилами, конечно). Это касается «скорее» и «по крайней мере», у меня эти слова употреблены в значении наречий
Я — в курсе. Но здесь нет условий для волюнтаризма. В вашем тексте это именно вводные слова, а не наречия.
Кстати, стилистически первое предложение хромает, в связи с чем в нем очень сомнительная пунктуация.
Конечно, это мелочи, но вы ведь обижаетесь и начинаете отстаивать свою правоту.
А daslex отнюдь не эталон грамотности, но он и не настаивает на своей безупречности.
Теперь по теме. Обратимся к Далю:
Слышать более относится к орудию и чувству слуха, а слыхать — к вестям, слухам, что слышат.
В бумажном объясняется и на примерах.
Во времена Лермонтова — не просторечное.
Даль достаточно авторитетен?
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 23 апр 2020, 11:28
Сначала о вводных словах
Откройте Справочник по пунктуации на Грамоте.ру и наберите «по крайней мере» и «скорее», это ведь нетрудно. Не буду пересказывать содержание статей, сами прочитаете. К примеру, обособлять « скорее» я научилась еще лет несколько назад (тоже сделали замечание на форуме). Здесь не «скорее говоря», а «скорее …чем », то есть значение сопоставления, которое подразумевается (в той теме общее и специальное образование).
Вот за эти как бы «вводные слова» ваш участник обещал потыкать меня носом, как котенка. Это у вас принято на форуме, извинений не будет? Кодекса вежливости нет?
Теперь о Дале. Даль – история (1801 – 18072), он для этимологических и исторических вопросов интересен, а язык меняется, это живой организм. Отслеживать его желательно на разных исторических периодах.
Я слышу в этом глаголе особые значения, его просто так не употребляет ни Лермонтов, ни современный автор, так как изображенные персонажи имеют хорошее образование. Нейтральное «не слышал» им, вероятно, не подходит, не содержит дополнительной эмоциональной окраски (некоторой раздраженности в одном случае или пренебрежительной оценки в другом). Я в этом хотела разобраться.
У вас же форум русской словесности, но как-то здесь мало любят словесность. Эмоциональная окраска, семантика, коннотация? Нечего выдумывать! Все просто: разговорное просторечие, малограмотные авторы или персонажи. Ну что ж, сюда делиться своими «выдумками» я больше не приду.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5911
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 23 апр 2020, 11:49
Не за вводные слова, а в непоставленные запятые. А ещё за непроставление точек, за лишние пробелы. На грамотаре есть профессионалы, соображающие хуже меня, при том, что я дваплюсник, а не отличник.
Я не участник Селены. Правильно «участник форума», «мой неприятный собеседник», «этот хам».
Я люблю не только словесность, но и письмо. И меня огорчает видеть у хорошо пишущего человека детские ошибки.
Вы не видите в упор ответы, которые дают:
daslex: ↑22 апр 2020, 11:34
Семантическое различие есть (оно проявлется в некоторых контекстах в других формах слова), но не выдумывайте, в Ваших примерах это не более чем просторечный диалект.
Селена: ↑23 апр 2020, 08:09
Во времена Лермонтова — не просторечное.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 23 апр 2020, 13:07
Спасибо за общение, давайте на этом закончим. Учите вводные слова, читайте Справочник по пунктуации. И будьте добрее к людям. У вас и так мало посетителей, а так и последние разбегутся. Если, конечно, вы и дальше будете учить их ставить точки и считать пробелы (вы же не книгу к печати готовите, чтобы их считать).
В русском языке есть два уровня знаний. Основные правила письма школьники обычно усваивают за 11 лет обучения, но это всего лишь первый этап. Грамотное построение речи, ее выразительность, грамматика и стилистика — вот что не всем дается, что вызывает постоянные вопросы. И еще особое понимание правил пунктуации, умение применить их в конкретной ситуации, а не просто формально скопировать — в этом высший пилотаж. Не верите? Тогда я вам процитирую Розенталя:
«При составлении различного рода справочников приходится исходить из того, что общий свод пунктуационных правил не мог, естественно, охватить все многообразие случаев частного характера, в результате чего наблюдаются противоречия и двойственность в применении правил. Само по себе это обстоятельство не должно нас смущать: если в области орфографии желательна и необходима полная унификация, то к пунктуации это требование неприменимо. Особенности русской пунктуации — в присущей ей многофункциональности знаков препинания и широкой их взаимозаменяемости, в своеобразии индивидуально-авторского использования знаков препинания, в гибкости пунктуационной системы, позволяющей выявлять не только смысловую сторону текста, но и стилистические его оттенки. Все это исключает формальный подход к соблюдению правил».
А вы тут точки считаете, пробелы, буквы пропущенные… И это вместо грамотного и обоснованного ответа на вопрос.
На это письмо не надо отвечать. Спасибо.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5911
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 23 апр 2020, 13:36
Если Вы ищете площадку для самоутверждения и пытаетесь убедить себя, что правы в том, что тут у нас особый случай и случай этот с просторечием заслуживает особого внимания, если Вы ищете сторонников своего самоутверждения, а не ответ на свои сомнения, то выбрали не ту площадку. Это на этом форуме понимают даже такие, как я, люди с низшим средним образованием.
Кто хочет видеть ответ на вопрос, тот видит ответ на вопрос, а кто не хочет или хочет не видеть — не видит.
Образование среднее-низшее.
-
Селена
- —
- Всего сообщений: 2944
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
Селена » 23 апр 2020, 13:44
moderatorial: Тему закрываю.
За некорректное поведение и перевод темы в плоскость выяснения отношений участнику форума marine выносится устное предупреждение.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 2 Ответы
- 1535 Просмотры
-
Последнее сообщение Фалалей
24 окт 2008, 07:30
-
- 2 Ответы
- 3208 Просмотры
-
Последнее сообщение Владимир Байков
07 янв 2009, 13:38
-
- 5 Ответы
- 11619 Просмотры
-
Последнее сообщение irida
22 янв 2009, 22:07
-
- 5 Ответы
- 2637 Просмотры
-
Последнее сообщение самый главный енот
28 июл 2009, 13:10
-
- 3 Ответы
- 824 Просмотры
-
Последнее сообщение Тимур
02 авг 2009, 13:46
“Не слышно”: раздельно или слитно писать?
Содержание
- 1 Как правильно пишется
- 2 Какое правило применяется
- 2.1 Морфология
- 3 Примеры предложений
- 3.1 Как неправильно писать
- 3.2 Значение
- 4 Заключение
Из перечня возможных вариантов написания слов всегда выбирайте только тот, который соответствует орфографическим нормам русского языка. Иногда это действительно трудно делать: омонимы, сложные формы, исключения из правил — всегда найдется такое обстоятельство, которое заставит сомневаться или остановиться. Разберем такой случай на примере лексемы «неслышно» как пишется: слитно или раздельно — и почему написано именно так?
Как правильно пишется
Согласно правилам русского языка верными являются оба варианта написания. Но отличаются они функциями, которые на них возложены. Поэтому нужно быть внимательным во время прочтения таких слов в контексте.
Какое правило применяется
Здесь нужно учитывать ряд правил, которые связаны со слитным и раздельным написанием наречий и отрицательной частицы «не». Используется это сочетание в речи регулярно. Но при этом не все знаю, когда нужно какой вариант выбрать. Разберем подробно все нюансы, которые связаны с этим вопросом.
Отдельно друг от друга две лексические единицы пишутся в таких случаях:
- в тексте есть противопоставление с союзами «а» или «но»;
- рядом в предложении стоят слова «вовсе», «далеко», «отнюдь»;
- рядом присутствуют зависимые слова с префиксом ни- (ничуть, нисколько, ничто).
Зависимые рядом слова нужны для усиления эффекта отрицания. Так мы добавляем экспрессии и до конца стоим на своем. Если в предложении нет ничего из этого списка, то наречие пишется слитно с частицей «не» по правилам правописания.
Хотя существует ещё одна ситуация, во время которой всегда нужно писать раздельно «не» с другими частями речи (кроме случаев, когда без «не» не употребляется). Если в предложении глагол используется как предекатив, то его нужно писать отдельно. Это означает, что лексема выполняет синтаксическую роль сказуемого.
Морфология
Слово «неслышно» можно разобрать с точки зрения морфологии двумя способами. Первый из них:
- наречие;
- не изменяется;
- в предложениях чаще всего становится обстоятельством.
Второй способ морфологического разбора:
- имя прилагательное;
- начальная форма — неслышный;
- постоянный признак: качественное;
- непостоянные свойства: единственное число, средний род, краткая форма.
В предложении может быть любым членом, в зависимости от контекста.
Морфологические разбор слова «слышно» ничем не отличается от двух предыдущих. Здесь все так же есть два варианта: наречие и краткая форма глагола. Если хотите их различать, то задавайте вопросы к ним, которые соответствуют этим частям речи.
Примеры предложений
Приведем примеры предложений с использованием этих слов, чтобы запомнить, как пишется «неслышно»:
- Мимо моих ног неслышно промелькнула тень соседского кота.
- Вокруг стоит зловещая тишина — дороже затвор на скрипучей двери сегодня открывается неслышно.
- Я неслышно пробрался к окну и, стараясь не шевелить штору, осмотрел внутренний дворик.
- Для лекции выбрали ужасный зал: уже на третьем ряду ничего не слышно, что говорить о дальних.
- В это время года птиц у нас в деревне совсем не слышно, становится грустно и одиноко.
- Здесь, на отдаленном участке, колокол не слышно, а едва чувствуется, как будто это вибрация воздуха после звона.
Как неправильно писать
С точки зрения лексики и орфографии неправильными могут оказаться в зависимости от контекста оба варианта написания.
Значение
Разберемся и с толкованием этой лексемы. Так вы сможете лучше запомнить, как пишется, «неслышно». Это наречие, образованное от имени прилагательного «неслышный». Поэтому и значение его трактуется как связанный по смыслу с этим прилагательным. Лексема говорит об отсутствии возможности слышать и воспринимать информацию. Близко по значению «еле слышно».
Заключение
Знание правил с использованием отрицательной частицы «не« полезны для вас в первую очередь. Потому что сочетание этой частицы с другими частями речи — вовсе не редкое явление. Наша речь строится на том, что мы постоянно что-то отрицаем или противопоставляем. Выучив один раз элементарные законы грамматики и словообразования, сможете ими оперировать во всех ситуациях.
Оценка статьи:
(пока оценок нет)
Загрузка…