Как пишется непосредственно образовательная деятельность

ПАМЯТКА

по
планированию непрерывной образовательной деятельности

«Как
правильно оформить конспект НОД»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Я разработала чек-лист “Конспект НОД” и памятку
«Как правильно оформить конспект НОД» исходя из анализа некоторых работ как
своих личных, так и работ других воспитателей.

Я постаралась объединить воедино все
выдвигаемые требования к написанию конспекта НОД в детском саду, независимо от
образовательной программы ДОУ и возрастной группы детей.

Возможно, вам не придется заполнять все
пункты, многое зависит от выдвигаемых требований к написанию конспекта НОД в
вашем образовательном учреждении.

В содержании ФГОС ДО указывается, что виды
совместной образовательной деятельности с детьми, методики, формы, технологии
определяют и этапы, задачи, оптимальные средства реализации задач совместной
образовательной деятельности с детьми. В предложенных рекомендациях для
студентов и педагогов раскрывается содержание компонентов совместной
образовательной деятельности педагога с детьми.

Самое главное – конспект должен отражать
современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Сейчас в дошкольных образовательных
учреждениях не используется такое понятие как «занятие». Взамен этому понятию
используют термины «непосредственно образовательная деятельность» (НОД),
«организованная образовательная деятельность» (ООД), «образовательная ситуация»
(ОС), так как единого замещения слову «занятие» нет. Все эти понятия отражают
конкретную образовательную деятельность. [6]

Есть 2 варианта оформления конспекта НОД:

С
титульным листом

Без
титульного листа

1 лист –
титульный лист

С 1
листа – заголовок, ФИО педагога, возраст обучающихся, цель НОД, задачи НОД и
т.д.

Со 2
листа – цель, задачи и т.д.

В некоторых ДОУ для конспекта
прописывается титульный лист. Он является первым листом.

Прописывается на титульном листе:

·       
Полное название ДОУ

·       
Конспект непосредственно образовательная
деятельность по (образовательная область) развитию

·       
Тема НОД «»

·       
Для детей (возраст) возраста

·       
ФИО автора

·       
Должность

·       
№ группы

·       
Населённый пункт

·       
Год

Например (без титульного листа):

Конспект
непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной
области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе компенсирующей
направленности.

Тема
недели «Волшебница водица»

Тема
НОД «Вода»

Казаринова-Докучаева
Екатерина Дмитриевна

Задачи:

1.      Образовательные:
познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание детей на то, что
даже такой привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного.

2.      Развивающие:
развивать вариативное мышление, речь, память, внимание, воображение, умение
анализировать.

3.      Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, а именно к воде.

Например (титульный лист):

Муниципальное
бюджетное дошкольное

образовательное
учреждение

«Детский
сад комбинированного вида №15»

Конспект

непосредственной
образовательной

деятельности
по реализации образовательной области

«Речевое
развитие» (развитие речи)

Тема:
«Вода»

для
детей средней группы

компенсирующей
направленности

 Автор:
Казаринова-Докучаева

Екатерина
Дмитриевна

 Должность:
воспитатель

 №
группы: 7

Снеженский
городской округ

2021

Тема

Проектируя занятия, педагог должен четко
представлять его конечный продукт (рисунок, аппликация, поделка из пластилина
или другого пластического материала, заученное наизусть стихотворение, новая
цифра или число, пересказ художественного произведения и т.д.). Поэтому в теме
НОД должен найти свое отражение этот продукт.

Например:

Неправильно

Правильно

«В гости
к бабушке»

«Лепка.
Пирожки»

«Путешествие
в стану Математики»

«Счет в
пределах 10»

«Зима
пришла»

«Составление
рассказа по картине

«Зимние
забавы»

Образовательная область

Принадлежность к образовательной области
определяется ведущей деятельностью на занятии. Если на занятии доминирует
изобразительная деятельность лепка аппликация конструирование, то
указывается «художественно-эстетическое развитие». Математика, ознакомление с
окружающим – «познавательное развитие». Развитие речи, чтение художественной
литературы – «речевое развитие». Соответственно цель занятия соответствует
целям приоритетной образовательной области.

Структура
конспекта:

1.     Заголовок.
Указывается непосредственно-образовательная деятельность, организованная
образовательная деятельность, образовательная ситуация. В названии можно
обозначить направление деятельности). Далее тема НОД.

Например:

Конспект
непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной
области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе компенсирующей
направленности.

Тема
недели «Волшебница водица»

Тема
НОД «Вода»

2.     ФИО
педагога
, занимаемая должность, квалификационная
категория (если она есть)

Например:

Казаринова-Докучаева
Екатерина Дмитриевна, воспитатель первой квалификационной категории.

3.     Возраст
обучающихся

Например:

Дети
среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

4.     Вид
НОД
(классическое, комплексное, тематическое,
итоговое).

·       
Классическое: объяснение, выполнение
задания детьми, итог.

·       
Комплексное (комбинированное):
использование одновременно разных видов деятельности: художественного слова,
музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного
труда (в разных сочетаниях).

·       
Тематическое может быть и комплексным, но
подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки»
и др.

·       
Итоговое или контрольное: выяснение
усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал,
учебный год).

Тип
НОД:

·       
Традиционные (усвоения новых знаний и
умений; закрепления ранее приобретённых знаний; творческого применения знаний и
умений; одновременно решаются несколько дидактических задач (комбинированный);
тематические (по разделам обучения); интегрированные).

·       
Нетрадиционные (соревнования,
театрализованные, путешествия, ООД – игры: поле чудес; Что? Где? Когда; КВН и
т. д.).

Например:

Интегрированное:
образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи), образовательная
область «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических
представлений)

5.     Формы
организации обучения
(индивидуальная,
подгрупповая, фронтальная). Все они могут использоваться при проведении НОД.
Фронтальная – работа со всеми детьми одновременно.

Подгрупповая
– взаимодействие с частью группы детей.

Индивидуальная
– взаимодействие только с одним ребенком.

Например:

Фронтальная
(физминутка, рассматривание чего-либо, демонстрация чего-либо, беседа о
чем-либо…).

Подгрупповая
(проведение дидактической игры, составление рассказа, беседа о чем-либо…).

Индивидуальная
(ответ на вопрос воспитателя, выполнение задания и т.п. с целью закрепления
знаний, умений и навыков у ребенка).

6.     Цель
НОД –
это образ желаемого результата. Цель мероприятия одна и выражена
отглагольным существительным («формирование», «развитие», «обобщение»,
«закрепления»).
[4]

Например:

 Обобщение знаний о воде и ее свойствах.

7.     Задачи
(программное содержание)
. В задачах не писать
глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать
умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.

Задачи:

·       
Образовательные. Формулирование
образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно
начинаться с глагола. Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД
Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.

Примерные
формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания:

«Актуализировать
знания детей о …»

«Создать
условия для получения детьми знания о …»

«Мотивировать
детей к самостоятельному изучению …»

«Дать
возможность детям при помощи взрослого узнать о …»

«Сформулировать
у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные
местоимения»

Примерные формулировки образовательных
задач НОД тренировочного и итогового характера:

«Актуализировать
знания детей о …»

«Расширить
знания детей0 … через организацию самостоятельной экспериментальной
деятельности»

«Дать
возможность применить на практике полученные знания о…»

«Закрепить
в самостоятельной деятельности умение …»
[5]

·       
Развивающие.
Направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление,
память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики,
просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого
дыхания. Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и
обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у
детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан
выбор глагола:

ü если
функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …»,
«начать работу по развитию…» и т.д.

ü если
функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо
навык, то выбор, будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать
развивать …», «совершенствовать …»  и т.д.
[5]

·       
Воспитательные.
Направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его
эмоционально – волевой сферы. Формулирование воспитательных задач должно
отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости
от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над
которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

ü если
качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов
«формировать …», «воспитывать …»  и т.д.

ü если
качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить,
то выбор глагола, будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать
воспитывать …», «совершенствовать …»   и т.д.
[5]

·       
Речевые

ü Связная
речь
– смысловое развернутое высказывание,
обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Основная задача развития
связной речи- научить детей связно и последовательно, грамматически и
фонетически правильно излагать свои мысли.

Например:

Формировать
навык отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически
правильные предложения.

ü Словарь
(предметный, качественный, глагольный)

Например:

Предметный
– капля, туча, вода; качественный – жидкая, твердая, газообразная, прозрачная;
глагольный – поливает, питает.

ü Грамматика
(Грамматический строй речи — это правильное построение речи (текстов,
предложений, диалогов); система взаимодействия слов между собой в
словосочетаниях и предложениях).

Например:

Продолжать
развивать способность у детей образовывать слова имён существительных с
уменьшительно-ласкательным суффиксом.

ü Звуковая
культура речи
. Звуковая культура детей дошкольного
возраста – это владение культурой произношения (фонетическая и орфоэпическая
правильность речи, чёткая дикция), элементами культуры речевого общения,
речевым и фонетическим слухом.

Например:

Развивать
произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

8.     Методы
и приемы:

·       
Практические. Практические
методы обучения дошкольников – это методы, направленные на организацию
познавательной деятельности детей дошкольного возраста, с целью усвоения ими
новых знаний и умений, имеющих практический характер. Ведущими практическими
методами обучения дошкольников являются: упражнение, элементарные (эксперименты
и опыты), моделирование.

ü Упражнение
– это многократное повторение ребенком умственных или практических действий
заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные,
творческие).

ü Элементарные
опыты, экспериментирование. Элементарный опыт — это преобразование жизненной
ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не
представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения
и т. д.

ü Моделирование
– это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о
свойствах, структуре, отношениях, связях. В основе – принцип замещения
(реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные
модели, предметно-схематические модели, графические модели).

Например:

Сюрпризный
момент – глобус, игра малой подвижности «Капелька».

·       
Наглядные (Демонстрация
наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей,
компьютерных программ). Наглядные пособия, используемые для ознакомления с
окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин
известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы).

Например:

Демонстрация
презентации.

·       
Словесные.

ü Рассказ
педагога. Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми
учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея,
мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно
личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь
взрослого выразительна.

ü Рассказы
детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта,
творческие рассказы).

ü Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в
старшем дошкольном возрасте). По дидактическим задачам выделяют: вводные
(предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

Например:

Дидактические
игры «Скажи наоборот», «Назови ласково», беседы (предварительная и итоговая).

9.     Интеграция
образовательных областей
(объединении знаний из
разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия
воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.
Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из
основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по
объему, но емким).

10. Интеграция
детских видов деятельности
(симбиоз различных видов
детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной
литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, конструирование из
различного материала и др.).

11. Индивидуальная
работа (
какую предварительную работу, с кем
(указать имя, фамилию детей) в какой части занятия планируется провести.
Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в
которую вы запланировали).

Например:

Формировать
навык правильно использовать в речи антонимы, – ИФ ребенка.

12. Предварительная
работа
(наблюдения, беседа, чтение рассказа,
знакомство с новой игруш­кой и т. п. Для уточнения представлений детей
проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры,
в процессе которых ребенок осваивает форму, цвет, объем).

13. Средства
и оборудование (материалы).

Например:

Мультимедийная
презентация, компьютер, глобус, лейки, вода.

14. Планируемый
результат
— это социально – нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка на этапе младенческого и раннего возраста, этапе завершения
дошкольного возраста.
Планируемые
результаты должны быть достижимыми, реальными, конкретными и выполнимыми в
процессе НОД.
[4]

Например:

Сформированы
знания о воде и ее свойствах; выделяют

существенные
признаки и делают на этой основе необходимые

обобщения;
способны самостоятельно находить логические решения;

сформированы
доброжелательные взаимоотношения между воспитанниками.

Ход НОД

Ход
непосредственно образовательной деятельности пишется в прямой речи. Указываются
все действия педагога (героя), которые он выполняет по ходу НОД, предполагаемые
ответы детей.

Мотивационный
этап -Вводная часть (организация детей)
составляет
8-10% от общего времени образовательной деятельности.

Мотивация
на совместную деятельность, актуализация знаний, игровая ситуация, побуждающая
детей к новому знанию, включение детей в целеполагание.

Педагог
должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую)
деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте
прописывается эта ситуация.

Организационный
момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута
обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая
работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет
достичь на данном этапе НОД; описание методов организации работы обучающихся на
начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных
особенностей группы, с которым работает педагог).

Например:

Воспитатель
подзывает детей к столу, на котором стоит глобус.

Воспитатель:
Ребята, посмотрите, это глобус (поворачиваю его). Глобус — это модель нашей
Земли, нашего общего дома. Какую форму имеет глобус?

Ответы
детей (округлую, круглую)

Воспитатель:
на глобусе желтым цветом обозначена суша. Голубым цветом обозначена вода –
океаны и моря. Маленькие овалы – это озера, тонкие линии – это реки (показать
их). Вода занимает части Земли. Ребята, послушайте и определите, что это за
звуки?

(звучит
шум воды)

Ответы
детей (это шумит вода)

Содержательный
этап – Основная часть (практическая деятельность)
составляет
80% от общего времени образовательной деятельности.

Направлена
на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех
поставленных учебных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация
обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ,
дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок
достиг результата).

В
конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые
ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В
процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже
полученные, решаются проблемные вопросы.

Знакомство
с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию
к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что
поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра
должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало
затруднений.

Затруднение
в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая
затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не
знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми
определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод,
что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

Открытие
нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе
предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания
или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение,
и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).

Например:

***

Воспитатель:
А сейчас, ребята, отгадайте-ка загадки.

Над
тобою, надо мною

Прилетел
мешок с водою

Наскочил
на дальний лес

Прохудился
и исчез.

На
экране появляется отгадка (Туча)

Он
пришел наполнил кадки

Поливал
усердно грядки

С
шумом окна промывал

На
крыльце потанцевал

Побродил
по крыше в волю,

И
ушел по лужам в поле.

На
экране появляется отгадка (Дождь)

На
экране появляется Тучка

Воспитатель:
добрая тучка решила рассказать вам сказку. На экране будут появляться картинки,
а мы с вами эту сказку будем озвучивать. Я начну первая.

 Воспитатель
совместно с детьми составляют сказку, описывая происходящее на экране.

***

Воспитатель:
А сейчас мы с вами поиграем в игру. Вставайте в рассыпную, чтобы друг другу не
мешать.

Физминутка

Седели семечки в землице

(дети садятся на корточки)

Дождик пошел

(дети медленно подымаются)

Выросли цветочки

(дети встали)

Распустили лепесточки

(дети расставили руки в сторону)

Солнышко пригрело

(дети потянулись на носочках)

Ветерок подул

(дети покачались)

Воспитатель:
ах, как славно поиграли. А теперь садитесь на ковер. Предлагаю вам сыграть в
игру «Скажи наоборот».

Рефлексивный этап – заключительная часть
(рефлексия)
составляет 10-12% от общего времени
образовательной деятельности.

Рефлексия
в разных формах, в зависимости от возраста и мотивации: в младшей группе
педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные
эмоции; в средней группе он дифференцировано подходит к оценке результатов
деятельности детей; в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и
самооценке результатов привлекаются дети.

Ориентация
на самостоятельную деятельность в центрах активности.

В
конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у
воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям
анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.

Закрепление
материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся
игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается
игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком
нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению
нового.

Например:

Воспитатель:
молодцы, ребята! Что сегодня имя понравилось больше всего? Что для имя
было самым трудным? Что запомнилось имя сегодня? Что важного мы сегодня
узнали?

Ответы
детей (понравилось сочинять сказку; понравилось называть ласково; трудно было
придумать наоборот; я не отгадал не одной загадки; мне запомнилась сказка; мне
понравилось рассматривать глобус; вода очень важна как для людей, так и для
растений, и живых существ.)

Воспитатель:
Мне сегодня очень понравилось с вами сочинять сказку. А сейчас я вам предлагаю
взять бутылки с водой и полить цветы в группе.

Далее
– самостоятельная деятельность детей – полив цветов в группе.

Включение
выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД
наблюдается постоянная смена видов деятельности.

В
ходе НОД помните
:

В
любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую
ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу
«Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное
в нужное время, усвоится детьми намного лучше.

Не
торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой
вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно
заданного вопроса, а не от незнания.

Никогда
не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это
бессмысленно.

Не
спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты
думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним
или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой –
либо эксперимент.

Провоцируйте
детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы
не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого–то»)
Спросите меня!».

При
подведении итога НОД помните:

Вопросы
не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов
образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил
к нам в гости?»  и т.д.

Используйте
больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь
зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для
чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным?
Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать
ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы
расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»  и т.д.

Не
хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные
заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти
через речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились
сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное
задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться
с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать
трудности» и т.д. [5]

Откройтесь
детям, и вы получите удовольствие от общения с ними.

У
Вас все обязательно получится!!!

Список
используемой литературы:

1.     Васюкова
Н.Е. Системный подход к планированию педагогической деятельности как усвоение
интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного
профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической
конференции – Тольятти ТГУ, 2002 – Том1

2.     Вершинина
Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в
детском саду. Справочно-методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010

3.     Реализация
комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в
дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации).
Екатеринбург, 2011

4.     Методические
рекомендации по планированию непрерывной образовательной деятельности
(конструкта НОД)

https://severyanochka.86.i-schools.ru/files/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4.%20%D1%80%D0%B5%D0%BA.%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80.%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B0.pdf

5.     Памятка
для воспитателей ДОУ

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/13/pri-postanovke-tseli-i-zadach-neposredstvenno-obrazovatelnoy

6.     Головина
Б.Г.  Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной
деятельности по ФГОС

http://detstvogid.ru/kak-pravilno-sostavit-konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-fgos/.html

Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образецконспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденцииразвития дошкольников и быть методически грамотным.

Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность» (НОД), в других — «организованная образовательная деятельность» (ООД), в третьих — «образовательная ситуация» (ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность.
Но в защиту слова «занятие» хочу сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие у нас проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия!

Итак, конспект:
1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

4. Далее указывают: материал и оборудование; предварительную работу; планируемые результаты.

5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно. Цель – это финальный иобщий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса(т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.
И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие«образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач:развивающие и образовательные.

6. Ход непосредственно образовательной деятельности. Основные моменты самой образовательной деятельности я отразила в статье «Как разработать развивающее занятие», так как любая образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей.

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии.Обязательно помогу. 
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

http://detstvogid.ru/kak-pravilno-sostavit-konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-fgos/.html

Организация: МБДОУ детский сад № 96 «Оленёнок» г. Брянска

Населенный пункт: Брянская область, г. Брянск

Для реализации плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), на уровне дошкольной образовательной организации должна быть создана система методической работы, предусматривающая:

  • сопровождение педагогов по вопросам реализации ФГОС ДО;
  • определение наставников для молодых специалистов;
  • создание условий для участия педагогов в учебно-методических объединениях системы образования.

Успех управления нововведениями в ДОО зависит от потенциала руководителя и всей административной команды. Важным при этом является знание сильных и слабых сторон педагогического коллектива, умение обучать новому коллег, а также организация консультирования, разработка соответствующих проектов и программ.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Характеристика НОД

Содержание непосредственно образовательной деятельности определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Немаловажную роль играет непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно наличие достопримечательностей, культурных объектов (библиотека, школа, краеведческий музей др.), природных ландшафтов (луг, поле, речка, сквер и др.), производственных заведений (ателье, магазин, аптека, поликлиника) и др. Воспитатель должен обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где находится детский сад. Учёт краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания непосредственно образовательной деятельности обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создаёт благоприятные условия для развития познавательных интересов.

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям. Длительность непосредственно образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

В процессе общения во время непосредственно образовательной деятельности происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребёнка, но и обратный процесс. Воспитанник должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать всё, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребёнок выступают как равноправные партнёры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированной непосредственно образовательной деятельности состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребёнка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно продумать, как обсуждать детские «версии» не в жёстко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждение утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушение осанки, а гимнастика для глаз развивает зрительное восприятие детей. Физкультминутки организуются систематически, по длительности они кратковременные, это перерывы во время непосредственно образовательной деятельности (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяется характером и содержанием непосредственно образовательной деятельности.

Форма организации детей во время непосредственно образовательной деятельности может быть различной: малыши сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате, можно использовать различные формы организации в комплексе.

Эффективность непосредственно образовательной деятельности в большей степени зависит от того, насколько эмоционально она протекает.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер. В группах старшего возраста, достаточно сообщения о теме или основной цели непосредственно образовательной деятельности. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что способствует возникновению интереса к непосредственно образовательной деятельности.

Процесс обучения в детском саду :

1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.

2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.

5. Основная форма работы с детьми — занятие.

6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детейчерез организацию детских видов деятельности:

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.

3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель — подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

Примерные формы организации непосредственной образовательной деятельности

Детская

деятельность

Примеры форм работы

Двигательная

Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры.

Игровые упражнения. Соревнования. Игровые ситуации.

Досуг. Ритмика.

Аэробика, детский фитнес.

Игровая

Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровых ситуаций

по режимным моментам, с использованием литературного

произведения. Игры с речевым сопровождением.

Пальчиковые игры. Театрализованные игры.

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Реализация проектов. Создание творческой группы.

Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность.

Выставки. Мини – музеи.

Чтение художественной литературы

Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа.

Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Вопросы и ответы.

Презентация книжек. Выставки в книжном уголке.

Литературные праздники, досуг.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование.

Исследование. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки,

ребусы, кроссворды, шарады). Конструирование.

Коммуникативная

Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и

отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами,

театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки.

Трудовая

Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание.

Совместные действия.

9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Список используемой литературы

1. Кулаева А.В., Хохлова Л.А. Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2015.-№2;

2. Багаутдинова С.Ф., Корнилова В.А. Образовательная программа дошкольного образования: от стандарта к проектированию // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.-2015;

3. Гульянц С.М. Сущность личносто – ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Народное образование. Педагогика.-2009;

4. Трубина Г.Ф. Современные концепции личностно – ориентированного образования // Педагогическое образование в России.-2014.-№9;

Подготовила воспитатель: Попкова Татьяна Сергеевна

Подготовила воспитатель:

Попкова Татьяна Сергеевна

Организация образовательной деятельности согласно ФГОС ДО

« Закон об образовании » предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сохранение здоровья ребёнка;
  • развитие базовых качеств личности;
  • построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ

Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе:

  • уход от учебной деятельности (занятий),
  • повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
  • включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в непосредственную образовательную деятельность (НОД ), которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе

 Непосредственно образовательная деятельность (НОД ) – это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается.  В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип – правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого – успешность воспитания и образования детей в ДОУ.  НОД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность.  Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД ) – это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается.

В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип – правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого – успешность воспитания и образования детей в ДОУ. НОД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;  Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ;  Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных;  Интеграция образовательных областей . Образовательные области Социально-коммуникативное  развитие Физическое  развитие ФГОС Познавательное  развитие  Речевое развитие Художественно- эстетическое -  развитие

Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
  • Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ;
  • Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных;
  • Интеграция образовательных областей .

Образовательные области

Социально-коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

ФГОС

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Художественно- эстетическое —

развитие

 Формы организованного обучения  фронтальные индивидуальные групповые

Формы организованного обучения

фронтальные

индивидуальные

групповые

Индивидуальная  форма организации НОД.  Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Индивидуальная форма организации НОД.

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Фронтальная форма организации НОД.  Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения.

Фронтальная форма организации НОД.

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия

детей, экономичность обучения.

Групповая форма организации НОД.  Группа делится на подгруппы не более 6 человек. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Групповая форма организации НОД.

Группа делится на подгруппы не более 6 человек. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

  Подготовка к НОД включает следующие компоненты :

  • Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга)
  • Соответствие и продуманность структуры НОД задачам , сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой)
  • Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания
  • Подготовка  материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).
  • Целевая составляющая (триединство задач — четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетом интеграции)

Обучающая задача :  повышать уровень развития ребёнка.

Воспитательная :  формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая:  при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Структура НОД: - организационный момент; - постановка цели; - организация познавательной деятельности и практической деятельности (основная часть); - анализ деятельности детей.  В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части НОД.  После проведения НОД педагог  анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Структура НОД:

— организационный момент;

— постановка цели;

— организация познавательной деятельности и практической деятельности (основная часть);

— анализ деятельности детей.

В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части НОД.  После проведения НОД педагог 

анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Методика проведения НОД Начало НОД предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. Объяснение дается деловито, спокойно, в меру эмоционально. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Методика проведения НОД

Начало НОД предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. Объяснение дается деловито, спокойно, в меру эмоционально. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) НОД – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей. В ходе НОД педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия.

Педагог стремится к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился. Достижение результата — необходимое завершение практической и учебной деятельности в НОД. Это укрепляет волю ребенка, повышает интерес к приобретению знаний и умений.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является  физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин).

Окончание НОД  посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

Окончание НОД в младших группах  направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием НОД, так и с деятельностью детей В младшей группе педагог одобряет детей, хвалит их за усердие, желание выполнить задание, т. е. активизирует положительные эмоции, связанные с содержанием обучения.

В средней группе  он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, их отношения к выполнению задания. Это делается для того, чтобы ребенок по­нял сущность учебной задачи, осознал значение внимательного отношения к указаниям педагога, необходимость выполнения работы в определенной последовательности. Оценка учит ребенка видеть свои успехи, а иногда и ошибки, осознавать их причины.

В конце НОД со старшими детьми   формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия. В старшей группе к оценке и самооценке результатов своей деятельности привлекаются дети.

Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельность Игровая Примеры форм работы Сюжетные игры Игры с правилами Двигательная Подвижные игры с правилами Подвижные дидактические игры Игровые упражнения, Соревнования  Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами) Трудовая Познавательно-исследовательская Совместные действия Дежурство Поручение Задание Реализация проекта Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры (сюжетные, с правилами) Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, Реализация проектов Музыкально-художественная Слушание Пение Музыкально-ритмические движения Музыкальное творчество Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально-дидактические игры Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание

Формы непосредственно образовательной деятельности

Детская деятельность

Игровая

Примеры форм работы

Сюжетные игры

Игры с правилами

Двигательная

Подвижные игры с правилами

Подвижные дидактические игры

Игровые упражнения,

Соревнования

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Игры (сюжетные, с правилами)

Трудовая

Познавательно-исследовательская

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Задание

Реализация проекта

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры (сюжетные, с правилами)

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества,

Реализация проектов

Музыкально-художественная

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические движения

Музыкальное творчество

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

Чтение

Обсуждение

Разучивание

Ведущая деятельность в ДОУ – игровая Введение в процесс обучения игры вызывает у детей:  желание овладеть предлагаемым учебным содержанием;  создаёт мотивацию учебной деятельности;  позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку;  доставляет удовольствие от полученного результата, а также возможности использования его в игре по окончании НОД.

Ведущая деятельность в ДОУ – игровая

Введение в процесс обучения игры вызывает у детей:

  • желание овладеть предлагаемым учебным содержанием;
  • создаёт мотивацию учебной деятельности;
  • позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку;
  • доставляет удовольствие от полученного результата, а также возможности использования его в игре по окончании НОД.

При проведении НОД должны выполняться гигиенические требования к максимальной нагрузке детей в организационных формах обучения. Количество НОД в неделю и длительность определяется программой и соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13. Не более 10 минут – 1 младшая группа, Не более 15 мин. – 2 младшая группа, Не более 20 мин. – средняя группа, Не более 25 мин. – старшая группа, Не более 30 мин. в подготовительной группе.

При проведении НОД должны выполняться гигиенические требования к максимальной нагрузке детей в организационных формах обучения. Количество НОД в неделю и длительность определяется программой и соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13.

Не более 10 минут – 1 младшая группа,

Не более 15 мин. – 2 младшая группа,

Не более 20 мин. – средняя группа,

Не более 25 мин. – старшая группа,

Не более 30 мин. в подготовительной группе.

 организация образовательной деятельности без принуждения;  ненасильственные формы организации;  развивающий характер обучения дошкольников;  чувственный способ познания мира;  присутствие субъектных отношений педагога и  детей ( сотрудничество, партнерство)  игровая цель или другая интересная детям;  опора на опыт и знания детей;  преобладание диалога воспитателя с детьми;  предоставление детям возможности выбора деятельности и  организация проблемно поисковой деятельности;  более свободная, в отличии от занятия, структура ОД;  создание ситуаций успеха;  развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей  активное участие младшего воспитателя.

  • организация образовательной деятельности без принуждения;
  • ненасильственные формы организации;
  • развивающий характер обучения дошкольников;
  • чувственный способ познания мира;
  • присутствие субъектных отношений педагога и

детей ( сотрудничество, партнерство)

  • игровая цель или другая интересная детям;
  • опора на опыт и знания детей;
  • преобладание диалога воспитателя с детьми;
  • предоставление детям возможности выбора деятельности и

организация проблемно поисковой деятельности;

  • более свободная, в отличии от занятия, структура ОД;
  • создание ситуаций успеха;
  • развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей
  • активное участие младшего воспитателя.

Вывод Главная задача – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. А достичь этого можно в процессе правильной организации НОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.  От педагога зависит успех и эффективность  воспитательно-образовательной работы. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Вывод

Главная задача – вооружение детей знаниями, умениями, навыками.

А достичь этого можно в процессе правильной организации НОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

От педагога зависит успех и эффективность  воспитательно-образовательной работы. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Как разработать и оформить конспект организованной (непрерывной)

образовательной деятельности в ДОУ

Конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах его называют НОД — «непосредственно образовательная деятельность», «непрерывная образовательная деятельность» по СанПиН, в других ООД — «организованная образовательная деятельность», в третьих — ОС — «образовательная ситуация». Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность.
Но в защиту слова «занятие» можно сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие всегда проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия!

Структура конспекта.

1. Заголовок:

— это может быть титульный лист, и тогда в нем желательно указать:

— полное наименование учреждения,

название ООД (например, Конспект организованной образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»),

направление деятельности (например, Конспект занятия по организации познавательно-исследовательской деятельности),

— и название ООД, и направление деятельности, и тип ООДКонспект организованной образовательной деятельности по обобщению и систематизации пройденного материала «В гостях у Петрушки»(познавательно-исследовательская деятельность»);

возраст (или группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста, или для детей 5-6 лет, или для детей старшей группы).

фамилию, имя и отчество (или инициалы) (обычно справа, чуть ниже темы),

— можно указать квалификационную категорию, стаж,

дату проведения ООД;

— можно указать место проведения ООД (группа, музыкальный зал, спортивная площадка и т.д.).

— Заголовок можно оформить без титульного листа, гдедопустимо обозначить все вышеперечисленное.

2. После заголовка: 

—  указатьприоритетную образовательную область в процессе ООД ,

— можно указать интеграцию с другими образовательными областями (или  интеграцию детских видов деятельности). Указание интеграции образовательных областей можно опустить, так как с введением ФГОС ДО их осталось всего 5 и, за редким исключением, они так или иначе во время ООД переплетаются.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

4. Задачи. 

Методически неправильнописать: «цели ООД».Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса(т.е., нескольких ООД), при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий.Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть несколько.
Для конкретного занятия (ООД) подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 30 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте ООД, то он должен ее решить в процессе ООД. Поэтому в конспекте не нужно писать по 10-15 задач. Пять, максимум шесть.
Задачи можно разделить:

— на 3 группы:  развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие),

— на 2 группы:  образовательные,развивающие.Многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. Но понятие«образование» (закон «Об образовании в РФ») включает в себя процесс обучения и воспитания. Значит, в группу образовательных задач нужно включать и обучающие, и воспитательные задачи. В этом случае будет только две группы задач: развивающие и образовательные.

Обучающие задачиуказывают на то, чему будут учиться дети на занятии. В задачах не желательно писать глагол «учить»! Глагол «учить» употребляется, если педагог учит ребенка каким-либо техникам (например, учить подскокам, или: учить держать карандаш, или: учить технике рисования, указать какой )! Грамотнее писать — «формировать представления, умения», «способствовать формированию навыков», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Воспитательные (воспитывающие)задачиуказывают на то, какие умственные, эстетические, моральные и нравственные качества будут формироваться на занятии.

Развивающие задачи указывают на то, что будет закрепляться, уточняться на занятии, развитие каких психических функций детей будет задействовано.

Можно слово «задачи» заменить словосочетанием «программное содержание».

5. Далее указывают: 

— методы и приемы;

— словарную работу;

— материал и оборудование;

можно указать: предварительную работу;

— можно указать: планируемые (или ожидаемые) результаты.

6. Ход организованной образовательной деятельности. 

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной (или игровой) ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания (формируются новые представления), закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

При необходимости прописывается (и, соответственно, проводится) физминутка.

Заключительная часть (рефлексивный этап). Нужно продумать вопросы, при помощи которых педагог фиксирует или закрепляету воспитанников новые понятия, новые представления, новые техники, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе ООД (это должны быть вопросы, исключающие односложного ответа «да», «нет»).

В конспекте занятия не надо писать четкие ответы детей, ответы не предсказуемы, это не сценарий.Предполагаемые ответы можно указать в скобках.

  • Как пишется непорядочный слитно или раздельно
  • Как пишется непопулярный или не популярный
  • Как пишется непонятно слитно или раздельно пример
  • Как пишется непонятно кому
  • Как пишется непонятна цель