Как пишется отказное письмо

Умение писать письма-отказы является одним из важнейших навыков работника предприятия, отвечающего за внешние связи организации и деловую переписку. Содержание и подача такого письма не только говорят об образовании и культуре его составителя, но и формируют имидж, репутацию предприятия в бизнес-среде.

По каким поводам происходит деловая переписка

В каждую активно работающую компанию регулярно приходят письма с различными предложениями. Это может быть предложение о сотрудничестве (коммерческое), об участии в каком-либо мероприятии (конференции, семинаре, праздновании) и т.д. Также в обращении между организациями распространены письма-запросы, претензии, напоминания и т.д. Таким образом, входящая корреспонденция предприятия может исчисляться десятками, а то и сотнями различных посланий, которые требуют ответа.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк письма-отказа .docСкачать образец письма-отказа от сотрудничества .docСкачать образец письма-отказа от участия в мероприятии .docСкачать образец письма-отказа от предложения о работе .doc

Как оформить отказ

Рассмотрение того или иного письма никоим образом не гарантирует того, что получивший его представитель организации в обязательном порядке ответит согласием на предложение, запрос или претензию, содержащуюся в нем. Напротив, во многих случаях работники компаний пишут отказы.

Но чтобы правильно отказать, нужны определенные навыки. Важно не обидеть отправителя письма негативным содержанием – это диктуют не только правила элементарной деловой вежливости, но и возможность того, что в дальнейшем он может стать заказчиков, клиентом или партнером.

Общие сведения о деловом письме

Вся официальная корреспонденция подчиняется определенным правилам составления. Прежде всего, необходимо помнить о том, что, несмотря на то, что содержание письма может быть абсолютно произвольным, его структура и состав должны соответствовать нормам, принятым в оформлении деловых бумаг, т.е. условно поделены на три части: начало (обращение и заголовок письма), основной раздел и заключение (подпись и дата).

Стиль письма должен быть сдержанным, лаконичным, без излишне «нагруженных» предложений, сложной специфической терминологии. Отказ следует делать максимально корректным, в нем недопустимы грубость, ненормативная лексика и прочие крайние проявления. При формировании письма нужно обязательно учитывать нормы русского языка в плане культуры речи, лексики, грамматики, орфографии и стилистики.

Отказ может быть немотивированным, но все же лучше, если в письме будет указана его причина.

В случае, если ответ подробный и обстоятельный, то следует поделить его на абзацы или пункты – так восприятие текста существенно облегчается.

При отказе не надо рубить сплеча и «сжигать мосты» желательно оставить пути к отступлению, то есть поблагодарить за оказанное внимание и выразить надежду на возможность дальнейшего сотрудничества. Для этого можно указать условия, которые получатель может выполнить для установления деловых отношений. Если есть возможность посоветовать предприятие, которое также согласилось бы на сотрудничество или иные предложения, высказанные в первоначальном послании, то пренебрегать ею не следует – это оставит хороший след в памяти адресата.

На имя кого писать

Отказ нужно писать строго на имя того человека, который подписался под изначальным письмом. В противном случае, отказ может не дойти до адресата или затеряться в потоке входящей корреспонденции. Однако, если под письмом-предложением подписи конкретного человека не было, то можно использовать нейтральную форму обращения (например, в виде простого приветствия «Добрый день»).

Оформление письма-отказа

Письмо можно написать от руки (такой формат будет говорить об особом, теплом отношении к адресату) или напечатать на компьютере.

При этом допустимо использование простого листа бумаги или же бланка с фирменными реквизитами и логотипом компании.

Письмо-отказ формируется в единственном оригинальном экземпляре, обязательно датируется и нумеруется (в соответствии с документооборотом предприятия). При этом информацию о нем следует включить в журнал исходящей корреспонденции, отметив его дату, номер и кратко — содержание. В дальнейшем этот журнал может стать свидетельством создания и отправки послания.

Кто должен подписать

В идеале под письмом должен стоять автограф директора организации, но возможно это далеко не всегда (и практически совсем исключено на предприятиях с большой численностью работников и множеством структурных подразделений). Поэтому, подписать письмо об отказе может любой сотрудник компании, уполномоченный на создание подобного рода документации и наделенный правом подписи корреспонденции. Это может быть секретарь, юрист, начальник или специалист какого-либо отдела.

Как отправить письмо

Письмо можно отправить разными способами, при этом лучше всего выбрать тот, посредством которого дошло изначальное послание. Наиболее приемлема отправка через почту России, но в этом случае следует взять заказное с уведомлением о вручении, также можно применить передачу через представителя или курьера (такой метод гарантирует более быструю доставку). Допустимо и использование факса, электронных средств связи и даже социальных сетей или мессенджеров (но только при условии, что отправитель первоначального письма сам пользуется таким путем коммуникации).

Письмо-отказ от сотрудничества

Если вам потребовалось сформировать письмо-отказ от сотрудничества, посмотрите его образец и комментарии к нему.

  1. В начале письма напишите, для кого оно предназначено: укажите название организации, должность и ФИО ее представителя, на имя которого составляете ответ. Используйте вежливую форму обращения, поблагодарите за проявленного внимание к вашей компании и после этого переходите к сути послания.
  2. Обязательно сошлитесь на то письмо, в ответ на которое вы пишете отказ, укажите обстоятельства, которыми вызвана отрицательная реакция. Если вашим оппонентом к его предложению были приложены какие-то дополнительные бумаги, обозначьте то, что вы с ними ознакомились.
  3. При возможности, выскажите в письме выражение надежды на то, что сотрудничество все же состоится, не преминув внести условия, которые для этого должны быть выполнены.
  4. В заключение подпишите письмо и датируйте.

Образец письма-отказа от сотрудничества

Письмо-отказ от участия в мероприятии

При составлении письма-отказа от участия в мероприятии, воспользуйтесь вышеприведенными рекомендациями в отношении письма-отказа от сотрудничества. В письме все стандартно, но обязательно: информация об отправителе и адресате, затем — обращение, сам отказ с упоминанием поступившего предложения об участии в мероприятии и обязательно указание обстоятельств, послуживших поводом к отрицательному ответу, затем — подпись и дата.

Образец письма-отказа от участия в мероприятии

Письмо-отказ от предложения о работе

Не только от предприятия может поступить письмо-отказ. В некоторых случаях его может выразить лицо, не имеющее к компании никакого отношения: например, соискатель на какую-либо должность. Если вы являетесь именно таким человеком, формируйте отказ также сообразно с правилами и нормами деловой документации. Используйте вежливое обращение, укажите наименование предложенной вам вакансии, а также причину, по которой вы от нее отказываетесь (не забывайте о том, что потенциальный работодатель может пересмотреть условия предлагаемой вам работы). В конце обязательно подпишитесь и поставьте дату.

Образец письма-отказа от предложения о работе

Письмо отказСегодня речь пойдет о не очень приятной, но достаточно часто встречающейся ситуации – письмо-отказ. Отказ возникает в самых разнообразных деловых ситуациях: отказ в продолжении/возобновлении сотрудничества, отказ в выполнении требований, отказ в приеме на работу и т.д.

 При всей разности деловых ситуаций написание письма-отказа связано с одинаковыми трудностями, когда:

  •  мы не можем пойти навстречу нашему адресату (возможно, адресату «неплохому», но не устраивающему нас по ряду объективных причин);
  •  нам неприятно отвечать отказом;
  •  нам (лично или компании) важно сохранить благорасположение и лояльность адресата.

Недавно я проводила тренинг по деловому письму для крупной производственной компании. Участниками тренинга были руководители подразделений, обеспечивающих эффективную работу службы закупок. По роду деятельности им достаточно часто приходится писать письма-отказы. Например, компания объявила конкурс (тендер) на выбор поставщика услуг или сырья, или производственных материалов. В ее адрес пришли заявки от потенциальных участников. Тендерный комитет выбрал одну или несколько компаний для сотрудничества. Часть компаний оказались не выбранными. И в этой ситуации нужно официально и вежливо написать письмо-отказ. Казалось бы, что здесь сложного? Бери и пиши: «В результате рассмотрения Вашей заявки принято решение отказать вам в сотрудничестве».

И вот тут-то и появляется трудность: если представить себя на месте адресата, получающего такое письмо, то для большинства людей такая формулировка звучит как-то не совсем хорошо и даже обидно, хотя по факту никаких плохих слов здесь нет. Но есть негативные эмоции, есть чувство обиды от того, что предложение не оценили, не выбрали, что предпочтение отдали другому. А авторы письма имеют опасность впредь не получить отклика на свои предложения.

Как избежать такого эффекта? Как отказать так, чтобы не обидеть, не поставить крест на возможности будущего сотрудничества? Важно знать правила делового письма, содержащего отказ!

Рекомендации при написании писем-отказов

1. Для того чтобы грамотно и эффективно писать письма-отказы, необходимо иметь спокойную внутреннюю деловую установку. Участникам моего тренинга я ее озвучиваю так: «Вы работаете в бизнесе. Бизнес – это сфера взаимодействия, где каждая из сторон преследует свои цели. Цели сторон не всегда совпадают. Важно придерживаться взаимного уважения и понимания того, что каждый имеет право на свои интересы. Вы представляете деловые интересы своей компании. Случай отказа – это абсолютно нормальный для любого бизнеса случай. Более того, это рабочая практика, с которой нужно научиться грамотно работать. Научиться грамотно отказывать – это значит научиться делать это максимально корректно».

2. Для того чтобы отказ прозвучал для адресата максимально корректно, важно, чтобы письмо содержало следующие важные компоненты:

1) письмо-отказ должно быть персонально адресованным (персональное обращение):

 «Здравствуйте, уважаемый Иван Иванович!»

«Уважаемая Наталья Константиновна!»

 2) письмо-отказ  должно содержать благодарность за отклик на наше предложение:

 «Благодарим за возможность, которую Вы изыскали, предоставив нам Ваше деловое предложение!»

«Спасибо, что откликнулись на наше предложение»

«Спасибо за присланное в наш адрес резюме».

3. Письмо-отказ должно содержать информацию, указывающую на то, что предложение адресата/коммерческое предложение/резюме было внимательно изучено (в письме-отказе должны звучать узнаваемые адресатом факты и слова).

 «Мы рассмотрели проект Вашей компании по организации … для нашей компании».

«Мы внимательно изучили Ваш проект по …»

«Мы внимательно изучили информацию о Вашем профессиональном опыте и знаниях».

4. Письмо-отказ должно содержать позитивные оценки в адрес адресата (его предложения, продукция, опыт или др.) любые варианты похвалы/комплимента по поводу предложения, с которым адресат к нам обратился:

 «Предложенная Вами схема была очень интересна для нас …»

«Ваше инженерное решение достойно уважения и высоко оценено нашими специалистами»

«Ваш опыт заслуживает внимания и уважения …».

5. Письмо отказ должно содержать четкую формулировку отказа + четкое объяснение причин, по которым принято решение отказать:

 «Несмотря на технически грамотный проект, мы вынуждены пока отказаться от Ваших услуг. Поскольку затраты, которые будет вынуждена нести наша компания, как в период окупаемости проекта, так и после, превосходят наши текущие затраты»

«При этом мы приняли решение о невозможности в данный момент принять Ваше предложение. Это связано с тем, что …»

«К сожалению, в данный момент позитивное решение принято нами в пользу другого кандидата, чей профессиональный опыт более соответствует объему и сложности решаемых в данной должности задач».

6. В письме должно быть упомянуто предложение (или просто упоминание) возможных альтернатив:

 «Мы надеемся, что в дальнейшем мы сможем вернуться к этому проекту и продолжить сотрудничество»

«Уверены в возможности сотрудничества при реализации будущих проектов»

«Мы готовы рассматривать Вашу кандидатуру при открытии новых вакансий».

А теперь посмотрите, как в целом звучит письмо-отказ с использованием перечисленных выше компонентов:

Письмо отказ

Инструменты корректности

Добрый день, Владимир! Персональная адресованность
Благодарим за возможность, которую Вы изыскали, предоставив нам деловое предложение! Благодарность за отклик на предложение
Мы рассмотрели проект вашей компании по организации офисной печати для нашей компании. Указание на то, что предложение адресата было внимательно изучено
Предложенная Вами схема была очень интересна для нас, но затраты, которые будет вынуждена нести наша компания, как в период окупаемости проекта, так и после, превосходят наши текущие затраты. Затраты по рискам, от которых избавляет Ваш проект, в данный момент меньше затрат по проекту. Указание на то, что предложение адресата было внимательно изучено.

Комплимент по поводу предложения.

Четкое объяснение причин, по которым принято решение ответить отказом. Поэтому, несмотря на технически грамотный проект, мы вынуждены пока отказаться от Ваших услуг.Комплимент по поводу предложения.

Внятная формулировка отказа. Надеемся, что в дальнейшем мы сможем вернуться к этому проекту и продолжить сотрудничество.Упоминание о возможных альтернативах.

С уважением, Сергей Иванов

Начальник отдела закупок непроизводственных материалов

ТОО «Технология»

 Уверена, что письма-отказы, написанные в соответствии с предложенной структурой, имеют все шансы характеризовать автора такого письма (компанию) как грамотного, корректного, цивилизованного делового собеседника. А инструменты, о которых шла речь в статье, способны сделать написание грамотных писем-отказов пусть непростой, но не столь сложной и эмоционально-затратной работой.

ВОРОТЫНЦЕВА Тамара Леонидовна,

директор по развитию  тренинговой компании

«БИЗНЕС ПАРТНЕР», бизнес-тренер,

автор книги «E-mail переписка в бизнесе. Пять правил успеха»

Обратите внимание на тренинг по  Деловой e-mail переписке, который проводит Тамара Воротынцева. Вот, что сама Тамара говорит о тренинге:

Обратите внимание на тренинг Деловая e-mail переписка

Статьи по теме:

  •  Правила электронной деловой переписки О теме письма
  • Деловая е-mail переписка. Немного о стандартах
  • Простые правила русского языка
  • Как составить эффективное письмо для e-mail рассылки
  • Этика электронной деловой переписки

Как написать письмо с отказом

Письмо-отказ — это документ, в котором содержится отрицательный ответ на направленное ранее предложение.

Как составить письмо с отказом

Основные правила к содержанию документа:

  • официально-деловой стиль, вежливый тон, уважительное обращение;
  • в ответе обязательна ссылка на входящую корреспонденцию;
  • грамотность, лаконичность и отсутствие сложной терминологии, корректность отказа;
  • объяснение причин негативного ответа приветствуется и в деловой культуре признается хорошим тоном;
  • предложение альтернативного варианта, если такое допустимо.

Структура письма:

  1. Реквизиты отправителя и получателя, дата и номер исходящего документа. Чаще всего используют фирменный бланк.
  2. Обращение. Лучше всего обращаться персонально — «Уважаемый(-ая) … (имя и отчество)!».
  3. Вводная часть. Включает информирование о получении предложения и выражение благодарности за проявленный интерес.
  4. Основная часть. Содержит доводы и причины, послужившие к отклонению оферты или приглашения.
  5. Заключительная часть. Представляет вывод о невозможности сотрудничества в настоящий момент. Если проект интересен при других условиях, то выражается встречное предложение с новыми данными.
  6. Подпись уполномоченного лица. Обычно расписывается руководитель компании. Но допускается подпись иного сотрудника, у которого есть на это полномочия.

Как направить письмо

Деловую переписку ведут:

  • посредством почтовых отправлений;
  • через электронную почту, факс;
  • передачей документов нарочно;
  • посредством электронного документооборота.

Очень важно направить ответ своевременно, учитывая сложившиеся с контрагентом отношения и вопрос, который рассматривается. Поэтому способы отправления следует выбирать, исходя из сроков, указанных в направленном вам письме, наличия допустимых вариантов связи, обязательности подтверждения отправки ответа.

Пример: руководителя организации пригласили выступить на мероприятии. Приглашение поступило 11.01.2021, конференция проводится 18.01.2021. Вполне обоснованно отказаться от участия по электронной почте, чтобы заранее об этом предупредить организаторов.

Примеры

образец письма-отказа от электронного документооборота

ООО «Clubtk.ru»

ИНН 1213141516

КПП 111111111

ОГРН 1234567891011

123456, Санкт-Петербург, улица Правды,1

Директору

ООО «Василек»

Степанову С.С.

123456, г.Город,

ул. Цветочная, д.5

Исх. № 1/21 от 20.01.2021

Уважаемый Иван Иванович!

Благодарим за проявленный к нашей компании интерес. На Ваше предложение от 11.01.2021 исх. № 11 о сотрудничестве вынуждены ответить отказом, так как ООО «Clubtk.ru» не специализируется на услугах по аренде недвижимости.

С уважением,

генеральный директор Воронов Воронов Андрей Викторович

Самоловских Наталья


Самоловских Наталья

В 2008 году закончила ПГУ по специальности юриспруденция. В 2018 году закончила обучение в ПНИПУ по направлению проектирование городской среды. С 2011 по 2019 год работала юристом в департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми.

45
Публикаций

809
Дней на портале

0
Комментариев

Задорожнева Александра

Автор месяца
Задорожнева Александра

Как сделать корректирующую форму СЗВ-ТД:

  1. Создать форму.
  2. В табличной части первой строкой повторить ошибочную запись и проставить признак отмены.
  3. Второй строкой внести верную запись.
  4. Отправить готовый документ в ПФР с помощью любого оператора ЭДО.

Читать дальше

  Как узнать СНИЛС по паспорту онлайн:

  1. Войти в личный кабинет на портале Госуслуг или сайте ПФР.
  2. Найти раздел с личными данными гражданина.
  3. Посмотреть интересующую информацию.
     

Читать дальше

Ответ на обращение граждан — это документ, в котором орган гос. власти или местного самоуправления предоставляет заявителю запрошенную им информацию.

Читать дальше

Показать еще

#статьи

  • 29 сен 2022

  • 0

Отказное письмо: для каких товаров нужно и как его оформить

Главное, что нужно знать об отказных письмах. Что такое отказные письма? Можно ли обойтись без них? Сколько стоит оформление?

Кадр: «Последнее письмо от твоего любимого»

Дарья Чепурнова

Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.

По закону продавцы должны представлять документы, которые подтверждают качество товара. Один из документов, которые можно использовать, — отказное письмо. В этом материале Skillbox Media разбираемся:

  • что такое отказное письмо и кому оно нужно;
  • на какие товары необходимо оформлять отказные письма;
  • где получить письмо и сколько это стоит;
  • что нужно для оформления письма;
  • каким должно быть отказное письмо;
  • сколько действует отказное письмо;
  • что будет, если его не оформить.

Отказное письмо — документ, который подтверждает, что товару не требуется сертификат качества или декларация соответствия. Оно нужно почти всем, кто производит и продаёт товары.

Отказные письма на продукцию могут запрашивать покупатели, контролирующие органы или площадки для торговли — например, маркетплейсы. Поэтому существуют разные виды отказных писем. Например:

  • пожарные письма подтверждают МЧС, что товар не подлежит пожарной сертификации;
  • санитарно-эпидемиологические письма подтверждают Роспотребнадзору, что продукция не подлежит особому контролю;
  • таможенные письма подтверждают, что товар не должен проходить карантинный контроль и получать сертификат по стандартам РФ или ЕАЭС.

Самый распространённый вид — торговые отказные письма по сертификации. Их предоставляют покупателям и маркетплейсам: Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркету» и другим. Ниже мы рассказываем об этом виде писем.

Все товары можно условно поделить на две группы: подлежащие сертификации или декларированию и не подлежащие. Отказные письма оформляют на вторую группу товаров. Разберёмся в этом подробнее.

По закону продавцы и производители некоторых видов товаров должны оформлять на них сертификаты и декларации. Полный перечень таких товаров указан в Постановлении Правительства РФ №2425. К ним относятся, например, принадлежности для новорождённых, медицинские изделия, термосы и нательное бельё.

Отказные письма нужно оформлять для всех остальных товаров. Например, для зонтов, искусственных цветов, зеркал, сувениров, ёлочных украшений и многих других.

Чтобы понять, какие документы нужно оформить, проверьте, есть ли ваш товар в перечнях на сертификацию и декларирование. Если есть, придётся делать сертификат или декларацию. Если нет — можно получить отказное письмо.

Документ можно получить у производителя товаров, если вы их перепродаёте. Ещё отказное письмо может сделать аккредитованный сертификационный центр. Полный список таких центров можно посмотреть в реестре.

Цена отказных писем начинается от 3 тысяч рублей и может достигать 6 тысяч. Стоимость зависит от вида отказного письма и типа продукции, на которую оформляют документ.

Лайфхак: отказное письмо можно получить сразу на несколько видов товаров — это позволит сэкономить.

Оформить отказное письмо могут и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, и самозанятые. Для этого нужно обратиться в один из сертификационных центров и предоставить пакет бумаг.

Требования к пакету документов могут различаться у разных центров. Чаще всего просят:

Заявление. Форму заявления высылает сертификационный центр.

Данные о заявителе. Обычно это ОГРН, ИНН, юридическое название компании, ФИО её руководителя. Если письмо запрашивает самозанятый, понадобятся только ФИО и ИНН.

Технические характеристики товара. Основные характеристики, которые вы будете указывать на сайте или на маркетплейсе.

Идентификационные коды продукта. Это коды ТН ВЭД и ОКПД 2. Найти ТН ВЭД можно здесь по названию товара. Код ОКПД 2 ищите в классификаторе.

Учредительные документы. Это устав и выписка из ЕГРЮЛ или выписка из ЕГРИП. Они нужны, если заявление подаёт юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Можно отправить все эти данные по электронной почте или принести документы лично. Отказное письмо отправят с курьером или почтой.

Законом не установлен образец отказного письма. Известно только, что в нём обязательно должны быть:

  • сведения о сертификационном центре, который выдал документ;
  • название компании или данные человека, который обратился за отказным письмом;
  • дата составления документа;
  • исходящий номер отказного письма;
  • сведения о продукции и её код;
  • обоснование того, что товару не нужны декларации и сертификаты;
  • срок действия письма.

Обоснованиями служат ссылки на нормативные и законодательные акты. Например, в отказном письме могут сослаться на технические регламенты Таможенного союза, на Постановление Правительства РФ №2425, Решение КТС №299 и другие нормы. О сроках действия документа мы подробно поговорим ниже.

Так выглядит бланк отказного письма. Текст в бланке может различаться у разных сертификационных центров
Скриншот: Skillbox Media

Срок действия отказного письма по закону — год. Ещё его могут выдать без указания срока действия: тогда оно считается бессрочным и действует, пока в список товаров для обязательной сертификации не внесут изменения.

За этим нужно следить. Например, действующее сейчас постановление вступило в силу 1 сентября 2022 года. Все бессрочные письма, оформленные до первого сентября по старому постановлению №984, теперь действуют до первого сентября 2025 года. После нужно будет получать их заново.

Официально производители и продавцы не обязаны оформлять отказные письма. Но лучше сделать это — по двум причинам.

Первая причина — возможная потеря времени. Контролирующие органы могут усомниться в том, что товарам не нужны сертификаты и декларации. Всё время, пока идёт разбирательство, вы не сможете продавать товары или пересекать границу с ними. А если представить отказное письмо, вопрос будет решён сразу.

Вторая причина — возможная блокировка на маркетплейсах. Маркетплейсы могут запросить документы на товар сами или после жалоб от покупателей. Если не представить сертификат или отказное письмо в течение срока, указанного в оферте, маркетплейс может заблокировать товар. Если документов не будет на большую часть товаров, могут заблокировать весь аккаунт. Блокировка сохранится до момента, пока вы не представите документы.

Важно, чтобы дата выдачи документа была до момента первой поставки. Поэтому отказное письмо надо оформлять заранее. Вариант «начать продавать, а потом получить документ» не подходит.

  • Отказное письмо — документ, который подтверждает, что на товар не нужно оформлять сертификат и декларацию.
  • Письма оформляют на все товары, которые не подлежат обязательной сертификации или декларированию.
  • Получить документ можно у производителя или в аккредитованном сертификационном центре — услуга стоит от 3 тысяч рублей.
  • Для оформления отказного письма нужно заполнить заявление, указать данные о заявителе и товаре.
  • В документе должны быть дата составления, название центра, номер письма, сведения о продукции и обоснование, почему на неё не нужны сертификаты.
  • Отказное письмо действует год — или бессрочно, если срок не указан, но тогда оно теряет силу, когда в перечень товаров для обязательной сертификации вносят изменения.
  • Wildberries — самый популярный маркетплейс в России. В Skillbox Media есть подробный гайд по торговле на Wildberries. Мы разобрались, как выбрать модель работы, как оформить карточку товара и вывести её в топ, когда нужны сертификаты, а когда — отказные письма.
  • Ozon — ещё один популярный маркетплейс. Прочитайте этот гайд, чтобы узнать, как начать торговать на Ozon. Мы рассказали, как получать больше отзывов, как работать с ценами на товары и какие способы продвижения лучше использовать.
  • Торговать на маркетплейсах невозможно без продвижения. В этом материале разобрались, как работает платное и бесплатное продвижение на Wildberries: какие характеристики указать в карточке товара и какую рекламу лучше запустить.
  • Чтобы успешно торговать на маркетплейсах, нужно уметь анализировать рынок, разрабатывать стратегию продвижения и общаться с покупателями. Приходите на курс Skillbox, где учат работать с крупнейшими российскими и зарубежными площадками.

Профессия Менеджер маркетплейсов

Вы получите востребованную и перспективную профессию. Узнаете, как на выгодных условиях сотрудничать с начинающими селлерами и крупными компаниями. Уже на старте сможете зарабатывать от 60000 рублей, не выходя из дома.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Обучение: Профессия Менеджер маркетплейсов
Узнать больше

Каждая организация время от времени получает различные предложения, резюме, просьбы и т.д. По статистике, чаще всего ответ на все эти сообщения является отрицательным. Обычно подобная корреспонденция просто остается без ответа. Но в ряде случаев приходится писать письмо-отказ. Такие документы надо уметь составлять, т.к. их содержание и форма подачи говорят не только о культурности и образованности автора, но и формируют имидж самого предприятия в самых разнообразных средах.

По каким поводам происходит деловая переписка

Таковых может быть множество, как внешних, так и внутренних. Предложения о сотрудничестве, приглашение на участие в каких-то мероприятиях, бизнес-идеи и просьбы о спонсорстве, резюме кандидатов на вакансии, рекламные предложения, претензии, рекламации, запросы и т.д. и т.п. Сюда же относятся и просьбы сотрудников об внеочередном или очередном отпуске, повышении оклада, переводе на другую должность. Мы перечислили далеко не все. Как уже упоминалось, чаще всего ответа на подобную корреспонденцию не следует. Но есть ситуации, когда отмолчаться или не получится, или нецелесообразно. Например, организацию заинтересовало лицо, от которого поступило предложение, а само предложение пока не подошло, или когда автором послания является сотрудник фирмы.

Общие сведения о деловом письме

Письмо-отказ представляет собой один из видов деловой переписки и, соответственно, его форма и содержание должны подчиняться общим правилам составления подобной корреспонденции.

  • во-первых, текст документа должен быть структурированным, разделенным на три части – начало, основной текст и заключение. Начало содержит заголовок, обращение и реквизиты организации-отправителя. Основной текст (для лучшего его восприятия) необходимо разделять на абзацы. Заключение содержит резюме всего письма, дату составления и подписи ответственных лиц;
  • во-вторых, стиль письма должен быть лаконичным, без сложных фраз и большого количества специальной терминологии. Не рекомендуется текст размером более одной страницы;
  • в-третьих, тон письма должен быть деловым, выдержанным, вежливым. Грубость недопустима. Эмоциональные оценки — тоже. Однако нежелательна и чрезмерная сухость послания;
  • в-четвертых, письмо должно быть грамотным и соответствовать всем правилам русского языка: стилистическим, орфографическим, пунктуационным, лексическим. В противном случае оно оставляет неприятное впечатление и снижает вероятность дальнейшего сотрудничества, даже если по другим критериям оно станет возможным;
  • в-пятых, не допускаются зачеркивания, подчистки и другие признаки корректуры. Желательно также обойтись без большого количества сокращений и аббревиатур;
  • в-шестых, традиционно принято, что деловая корреспонденция выполняется шрифтом Times New Roman. Размер шрифта — 12, интервал одинарный.
  • и последнее. При составлении любого делового письма (в том числе и письма-отказа) следует помнить о том, что подобная корреспонденция может иметь различные юридические последствия.

Как оформить отказ

Помимо полного соответствия правилам деловой переписки, письмо-отказ подчиняется еще некоторым правилам.

  1. Отказ не должен быть обидным для первоначального отправителя. Более того, оно должно содержать в себе благодарность за то, что отправитель выбрал именно вашу организацию. Во-первых, это диктуется деловым этикетом, а, во-вторых, не исключено, что в дальнейшем партнерство и сотрудничество все-таки станут возможны.
  2. По этой же причине отказ не должен быть категорическим. Наоборот, очень благоприятное впечатление производит указание условий, которые позволят в дальнейшем установить деловые отношения. Одновременно это покажет, что полученное предложение было максимально подробно изучено.
  3. Хотя немотивированный отказ вполне допустим, лучше, все-таки, привести причины, которые вынудили отказаться от предложения и обязательно высказать похвалу по поводу предложения или его автора.
  4. Если возможно, то рекомендуется посоветовать другие организации, которые могут заинтересоваться высказанным предложением. Это продемонстрирует адресату вашу благожелательность.

На имя кого писать

Письмо отказ должно быть адресовано персонально автору поступившего предложения.

Мало того, что этим лишний раз подчеркивается уважение к автору. Таким образом уменьшается и вероятность того, что ваш ответ затеряется в ворохе прочей корреспонденции. Но встречаются случаи, когда подписи конкретного человека под предложением не было. Тогда допустима безличная форма обращения, например: «Добрый день!» или «Здравствуйте!».

Оформление письма-отказа

Подобный документ можно оформить на бланке организации, содержащим все ее реквизиты, а можно на простом листе бумаги формата А4. Его можно напечатать на компьютере или написать от руки. Наиболее предпочтительным именно в случае письма-отказа является вариант рукописного письма на фирменном бланке. Это будет свидетельствовать о теплом отношении к автору предложения и заинтересованности в возможности сотрудничества в недалеком будущем. Но, естественно, почерк, которым написано послание, должен быть легко читаемым (еще лучше — каллиграфическим).

Документ составляется в единственном экземпляре и фиксируется в журнале исходящей корреспонденции с указанием даты, номера и краткого содержания. Эта информация может потребоваться для подтверждения факта отправки этого письма.

Наличие печати не является обязательным, начиная с 2016 года.

Кто должен подписать письмо-отказ

Конечно, чем выше должность подписанта, тем лучшее впечатление производит даже отказ. Но понятно, что тем больше предприятие и разветвленнее его структура, тем меньше шансов на то, что данный документ дойдет до директора. Поэтому на практике его подписывают люди, имеющие право создания и подписи подобных бумаг. Это могут быть юрист, секретарь, руководитель подразделения или специалист соответствующего профиля.

Как отправить письмо

Наиболее распространенным методом отправки писем-отказов является отправка Почтой России. Для этого оформляется заказное письмо с уведомлением о вручении. Квитанцию о вручении желательно сохранять.

Наиболее быстрым способом надо признать доставку представителем организации или курьерской службой. Допустимо использовать факс, электронную почту, даже социальные сети и мессенджеры, но только при условии того, что сам отправитель пользовался этими методами для отправки первоначального предложения.

Теперь рассмотрим особенности написания некоторых видов писем отказов и приведем соответствующие примеры.

Скачать примеры и бланки писем с отказом:

Письмо-отказ от сотрудничества

Указывайте точный адресат письма. Если это должностное лицо организации, то ее название также необходимо упомянуть. Используя вежливую форму обращения, необходимо поблагодарить автора за сделанное предложение.

В основной части вашего послания необходимо сослаться на первоначальное письмо и кратко, но четко изложить причины, приведшие к отказу. Если предложение содержало сопроводительные документы, то покажите, что вы со всеми ознакомились.

Крайне желательно выразить надежду, что в дальнейшем сотрудничество все-таки может иметь место и указать условия, выполнение которых сделает это возможным. Подпишите и датируйте письмо. И не забудьте его зарегистрировать в журнале исходящей корреспонденции.

Приведем образец (во всех последующих примерах, не показаны части с реквизитами и подписями, так как они никаких сложностей вызывать не должны):

письмо отказ от сотрудничества

Скачать бланк письма — отказа от сотрудничества

Письмо-отказ от участия в мероприятии

Данное письмо, по сути, практически не отличается от предыдущего и состоит из тех же частей:

  • обращение;
  • благодарность за предложение;
  • упоминание темы предложения;
  • причины отказа;
  • выражение возможности дальнейшего сотрудничества;
  • подпись;
  • дата;
  • внутренний исходящий регистрационный номер.

Все это видно из примера:

письмо отказ от участия в мероприятии

Скачать бланк письма — отказа от участия в мероприятии

Письмо-отказ в случае вашего несогласия с ним

Это, пожалуй, самый трудный случай. Вообще отказывать неприятно, а если уж вы с ним не согласны… Это был кандидат, подобранный именно вами. Вам очень нравился данный поставщик. Да мало ли что. И когда вышестоящий руководитель принимает решение об отказе, возникает соблазн спрятаться за его спину. Это можно сделать с помощью примерной формулировки «Наше руководство решило отказаться…». Но это неверный путь, который выставляет вашу организацию в неприглядном свете, представляя ее несерьезным учреждением. Кроме того, такой подход подрывает и ваш авторитет, как лица, принимающего решения.

Поэтому всегда используйте местоимение «мы», а не «они», и лучшей формулировкой будет примерное: «После длительных дискуссий мы решили отказаться от…».

Письмо — отказ в случае несрабатывания идеи

Тоже сложный вариант подобного письма. Вам жаль потраченного на работу времени. Вы тщетно и долго пытались осуществить проект, заставить идею работать. Ваш сторонний коллега наверняка в курсе возникших проблем и сложностей, поэтому само письмо может быть немногословным. Например:

письмо отказ

Скачать бланк письма — отказа в случае несрабатывания идеи

Кстати, в данном конкретном случае вообще может быть достаточно простого телефонного звонка.

Письмо-отказ о предоставлении отпуска

Иногда руководителю приходится писать и такие отказы. Все правила написания сохраняются. Особенное внимание надо уделить формулировкам важности вклада заявителя в общее дело и его незаменимости. Следует подчеркнуть, что отпуск будет предоставлен, как только препятствующие ему обстоятельства исчезнут.

отказ в отпуске

Скачать бланк письма — отказа о предоставлении отпуска

Письмо-отказ в предоставлении работы

И здесь надо подчеркнуть свою заинтересованность в кандидате, готовность в будущем предоставить ему работу, несмотря на отказ в настоящее время

письмо отказ в предоставлении работы

Скачать бланк письма — отказа в предоставлении работы

Письмо-отказ от предложения о работе

Иногда встречаются и такие письма. Соискатель на какую-либо должность может отказаться от нее. Еще более вероятен отказ известного в своих кругах специалиста, если к нему поступило предложение о занятии вакантной должности от какого-либо малоизвестного предприятия. Но и в этом случае необходимо соблюдать все правила делового этикета – от тона письма до подписи. Укажите название должности, причины отказа и помните, что потенциальный работодатель может изменить предлагаемые условия трудового договора в лучшую для вас сторону.

письмо отказ в работе

Скачать бланк письма — отказа от предложения о работе

Мы рассмотрели общие правила написания и несколько примеров писем-отказов. Умение писать такие послания являются неотъемлемой частью бизнес-навыков любого успешного предпринимателя или сотрудника компании, занимающего более или менее руководящую должность.

Остается только пожелать, чтобы эти умения требовались вам как можно реже.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Содержание

  • Как написать письмо-отказ (с примерами)
  • Базовый шаблон письма с отказом
  • Более детальное письмо-отказ
  • Письмо-отказ, с которым вы не согласны
  • Письмо-отказ, когда идея не сработала

Как написать письмо-отказ (с примерами)

У меня есть друг, который оценивает антиквариат. То есть дает цену в рублях какой-нибудь старой китайской вазе, в которой какая-нибудь тетя Фрося хранила карандаши. Он говорит, что самая трудная часть его работы (и ее он боится больше всего) — сообщать людям, что их сокровище бесполезно.

Все мы умеем сопереживать. Я тоже чувствую себя неловко, когда объясняю очередному соискателю, что его резюме, идеи или квалификация недостаточно хороши для вакансии, на которую он претендует.

Написать отказ — непростая задача для любого из нас. И это не зависит от того, с кем вы имеете дело. Кандидат на вакансию, предприниматель, проект которого вы не собираетесь финансировать, или поставщик, услуги которого вам больше не нужны. Большинству из нас трудно даются отказы. Это неприятно. Так что многие откладывают это дело в долгий ящик или вообще ничего не предпринимают, уступая место молчанию. И тем не менее, так мы упускаем возможности. Несмотря на болезненность, отказ имеет свои преимущества. Как-то раз было проведено любопытное исследование. Выяснилось, что когда компания открыто заявляет о том, что какие идеи ей не подходят (а не просто пассивно игнорирует), качество других идей и заинтересованность сотрудников возрастают.

Есть одна важная вещь, которую я усвоил за годы работы: первое попавшееся — не всегда лучше. За это время я отклонил тысячи идей, черновиков и заявок. И сейчас, оглядываясь назад, вижу, что был прав. Так что отказывайте, отказывайте и еще раз отказывайте.

Базовый шаблон письма с отказом

Написание хорошего отказа занимает много времени — особенно сначала. Однако это хорошо. Работа над таким письмом заставляет вас четко мыслить. Вы начинаете ясно определять, чего вы хотите от других людей, и в чем ваша организация действительно нуждается. Пример со статьями в интернет-издании, в котором я работаю. Большинство отказов можно определить в одну из пяти категорий: слишком абстрактная информация (и, следовательно, не очень полезная для читателей); повторная информация, которую мы уже публиковали; неподходящий стиль изложения; явная и навязчивая реклама; сомнительная информация, не подтвержденная достаточными доказательствами или опытом. Благодаря такой классификации мы смогли выделить ключевые принципы, а также набор требований к статьям и их авторам. Так экономится время и совершается меньше ошибок.

Тем не менее, письмо-отказ не должно быть длинным. А причину, по которой вы отказываете, не обязательно расписывать во всех подробностях. Если вы никогда не встречались с человеком и все ваше общение заключалось в электронной переписке, можно вообще обойтись несколькими строками. Проанализировав некоторые письма-отказы, можно выделить некоторые закономерности. Обычно их составляют по следующему плану:

  1. Поблагодарить.
  2. Сообщить об отказе.
  3. Описать главную причину отказа.
  4. Дать надежду.

Например:

Уважаемый Петр Петрович,

Спасибо за ваш отклик и терпение в ожидании нашего ответа. Боюсь, нам придется отказаться от ваших работ. В последнее время мы разместили много статей о кибербезопасности, и, к сожалению, предлагаемые вами тексты перекликаются с другими опубликованными нами материалами, не давая читателю новой информации. Надеемся, вы найдете хорошее место для публикации ваших работ.

С наилучшими пожеланиями,

[Ваше имя или название организации]


Попробуй ЭТОТ самый эффективный способ рекламы телеграм-канала


Если бы это был отказ человеку, который проходил собеседование по поводу вакансии. Формат в целом аналогичен предыдущему, но немного отредактирован:

Уважаемый Каллистрат Модестович,

Спасибо, что потратили время и приехали на интервью на прошлой неделе. Хотя мне понравился наш с вами разговор, думаю, нам нужен кто-то с более практическим опытом управления проектами. Надеюсь, вы найдете подходящую работу в ближайшем будущем.

[Ваше имя]

Если вы не можете придумать, как «дать надежду» в конце, не делайте этого. Не говорите ничего, что может создать у получателя впечатление, будто дверь все еще открыта. Такие ясность и окончательность могут показаться слишком жестокими. Однако добавление дополнительных слов для «смягчения удара» только зря даст ложную надежду. А ложная надежда всегда более жестока, чем отсутствие надежды вообще. Она побуждает другого человека потратить больше времени. И собственного и вашего.

Если идея заканчивать письмо бескомпромиссным отказом вам не по вкусу, можно завершить его благодарностью. Рассмотрим пример письма-отказа, адресованного поставщику:

Уважаемый Емельян Бенедиктович,

Спасибо за подробное предложение. При взгляде на предоставленные материалы, кажется, что ключевые сильные стороны вашей организации не совсем совпадают с тем, что нам нужно для данного проекта. Еще раз спасибо за то, что нашли время, чтобы составить для нас это предложение.

С наилучшими пожеланиями,

[Ваше имя]

Более детальное письмо-отказ

Но что, если будущий получатель действительно был близок к желаемым требованиям и вы можете захотеть работать с ними в будущем? Или вам уже приходилось с ним сотрудничать? В этом случае вышеуказанные примеры были бы слишком холодны и невежливы. Когда я пишу отказ людям, с которыми хотел бы сохранить положительные отношения, то оставляю тот же формат письма. Однако гораздо более подробно объясняю, почему я отвергаю их предложение. Кроме того, с ними я более откровенен и открыто побуждаю человека повторить попытку.

В письме также следует подчеркнуть, что вы искренне заинтересованы, а не просто отмахиваетесь пустым обещанием. Вот пример:

Возможно вас заинтересует

Уважаемый Лукум Марципанович,

Спасибо за ваш отклик и терпение в ожидании нашего ответа. Боюсь, нам придется отказаться от ваших работ. В последнее время мы разместили много статей о кибербезопасности, и, к сожалению, предлагаемые вами тексты перекликаются с другими опубликованными нами материалами, не давая читателю новой информации. Например, взгляните на статью, опубликованную 6 августа программистом Михаилом Лихачевым, а также статью 16 августа генерального директора «Acme Corp». Хотя мы не сможем опубликовать присланные вами тексты, нам очень понравился ваш стиль письма и то, как вы подкрепляете свои рассуждения ссылками на исследования. Сообщите, пожалуйста, заинтересованы ли вы в том, чтобы отправить нам некоторые другие свои статьи в будущем?

С уважением,

[Ваше имя или название организации]

Для соискателя, прошедшего собеседование, отказ может выглядеть так:

Уважаемая Ариадна Посейдоновна,

Спасибо, что потратили время на собеседование с нами на прошлой неделе. Нам жаль, что ваша кандидатура не дошла до следующего этапа; эта вакансия была очень конкурентной. На данный момент нашей организации действительно нужен кто-то с богатым опытом управления проектами. Тем не менее, мне очень понравился наш разговор и я думаю, что вы могли бы отлично вписаться в наш рабочий коллектив. Пожалуйста, находитесь на связи. Если вы не возражаете, я расскажу вам о ближайших вакансиях в нашей компании. Возможно, какая-то из них вас заинтересует.

Всего наилучшего,

[Ваше имя]

Теперь вариант для поставщика:

Уважаемый Илья Владимирович,

Нам повезло, что мы получили от вас столь интересные предложения. И мы глубоко ценим всю информацию, предоставленную с вашей стороны. После долгих размышлений, конкретно для этого проекта мы решили заключить контракт с другой фирмой. Несмотря на то, что мы не сомневаемся в превосходном качестве вашей продукции, нами было решено использовать этот проект для расширения списка партнеров. Поскольку проект экспериментальный, он стал хорошей возможностью для этого.

Нам бы хотелось продолжить работу с вами в будущих проектах, которые мы планируем запустить в этом году. Я определенно надеюсь на сотрудничество в будущем.

Еще раз спасибо за вашу помощь и ваше время,

[Ваше имя]

Чем дольше или теснее вы сотрудничаете с кем-то, тем больше информации вы ему предоставляете при отказе. Умный получатель будет использовать эту информацию, чтобы в следующий раз вернуться к вам с более сильным предложением. В моей практике было несколько случаев, когда получатели поблагодарили меня за письма с отказом. Потому что эти письма стали обратной связью и дали им конкретную информацию, необходимую для сотрудничества в будущем. Это хорошее напоминание о том, что люди ценят конструктивную критику.

Письмо-отказ, с которым вы не согласны

Особенно сложно принять решение об отказе тогда, когда вы не согласны с этим отказом. Может быть, вы боролись за кандидата на вакансию, потому что по-вашему мнению он больше остальных соответствовал требованиям. Возможно, вы настаивали работать именно с этим поставщиком, но исполнительный комитет посчитал это слишком дорогим. Я сам защищал статьи, которые по мнению других редакторов не были готовы к публикации. Не очень приятное чувство.

Когда это происходит, возникает соблазн пассивно спрятаться за решением остальных. Например: «Было решено отклонить ваше предложение» или «Наше руководство решило пойти в другом направлении». Сопротивляйтесь этому искушению. Нет ничего проще такой стратегии. Однако она подрывает ваш авторитет как принимающего решения.

Если вы тот, кто пишет отказ, будьте хозяином этого отказа. Справедливости ради в письме стоит сказать нечто вроде: «После долгих обсуждений и сомнений, мы решили X» или «Это было очень тяжелое решение, но в конечном счете мы решили Y». Стоит подчеркнуть: пишите именно «мы», а не «они».

Письмо-отказ, в котором вы прячетесь за чужой юбкой, препятствует вашей способности делать полезные замечания. Кроме того, это заставляет организацию выглядеть несерьезной, что подрывает желание других людей работать с вами в будущем.

Письмо-отказ, когда идея не сработала

Еще один вид отказа, который очень сложно написать. Это когда вы потратили много времени и сил на какую-то идею или проект, пытаясь заставить их работать. Но до сих пор не получили результата. Теперь, несмотря на утомительную трату усилий впустую, настало время все прекратить и двигаться дальше. В некоторых случаях телефонный звонок — лучший способ сообщить подобную новость. Но если вы решите отправить электронное письмо, вполне можно сделать его кратким. Обычно, к тому моменту вы и ваш коллега уже успели обсудить проблемы с проектом и обговорить нюансы. Так что ваш получатель уже в курсе о причинах отказа. Вам просто нужно кратко об этом ему напомнить. Вот пример:

Уважаемый Сигизмунд Сысоевич,

Спасибо, что помогли в решении вопросов по проекту «А». Я очень ценю время и силы, которые вы вложили. К сожалению, несмотря на все наши усилия, проблемы Б и В по-прежнему не ушли. По этой причине предлагаю вам отложить данный проект и двигаться дальше.

[Ваше имя]

В письме следует подчеркнуть, что вы работали вместе. Встаньте на сторону получателя, объединитесь с ним: «мы старались, но несмотря на все усилия, потерпели крах». Это не просто для смягчения. Ведь если вы отказываетесь от чего-то после большого вклада в это «что-то», то часть неудачи и ваша тоже.

Сообщение плохих новостей — неприятная работа. Для разных компаний и проектов примеры в статье могут показаться слишком жесткими или, напротив, мягкими. Вам нужно будет найти свои собственные язык и стиль — в зависимости от контекста и культуры организации. Тем не менее, помните: не смягчайте удар только ради смягчения удара. Ложная доброта дает людям ложную надежду. И в этом нет ничего особенного.

Письма-отказы — это неотъемлемая часть деловой переписки, хотя и не самая приятная. Тем не менее, так или иначе, но в деловой переписке мы постоянно встречаемся с ситуациями, когда необходимо сказать «нет». Причины отказа бывают различные: они могут быть как объективными, так и субъективными. 

Сложности с подготовкой писем-отказов возникают когда:

  • нужно отказывать «интересному» адресату по ряду объективных причин;
  • неприятно отвечать отказом;
  • важно сохранить расположение и лояльность адресата.

Как же написать письмо-отказ вежливо и корректно, чтобы не мучали угрызения совести, а адресат не вычеркнул вас из своей памяти навсегда?

Во-первых, займите позицию, отказывая кому-то, что «нет» — это лишь часть конструктивного диалога деловых людей. Каждый участник этого диалога преследует свои цели и интересы, которые, по ряду причин, могут не всегда совпадать. Таким образом, отказ — это обычная практика делового мира, с которой нужно научиться работать грамотно.

Во-вторых, отказывайте грамотно. Грамотный отказ — это корректный отказ. Покажите, что Вы уважаете и с пониманием относитесь к позиции адресата, но, как говорится, своя рубаха ближе к телу.

В этой статье вы узнаете 9 секретов, как написать корректный отказ.

Итак, манера письма-отказа — уклончивая, чтобы не обидеть адресата. Сначала Вы аргументируете отказ, чтобы читающий понял ход Ваших мыслей, а в конце сообщаете о принятом решении.

Но давайте по порядку. Чтобы отказ для адресата звучал максимально корректно следует придерживаться такой схемы написания отказа:

1. Начните письмо с персонального обращения к адресату.

«Здравствуйте, уважаемый Иван Степанович!»

«Уважаемая Мария Сергеевна!»

2. Поблагодарите адресата за отклик на Ваше предложение:

«Мы признательны за возможность, которую Вы изыскали, предоставив нам деловое предложение!»

«Спасибо, что откликнулись на наше предложение»

«Благодарим за присланное в наш адрес резюме»

3. Задайте контекст. Это должен быть нейтральный комментарий, в котором следует проинформировать о теме письма. В этой части не должно быть и намека на окончательный ответ.

«Сообщаем Вам о решении экспертной комиссии по поводу Вашей заявки на предоставление гранта для организации центра удаленного Интернет-обучения…»

Благодарность и контекст письма можно объединить в один блок:

«Благодарим Вас за присланную заявку на предоставление гранта для организации центра удаленного Интернет-обучения и сообщаем о решении экспертной комиссии…»

4. Покажите адресату, что Вы прочли то, на что отказываете. В письме-отказе должны звучать узнаваемые адресатом факты и слова. Нет ничего обиднее, чем типовой отказ всем участникам рассылки. Многие прекращают откликаться на предложения, когда чувствуют, что их проект (резюме, предложение) даже не открывали. Даже если это рассылка, следите за словами, а то рискуете потерять потенциальных партнеров.

«Мы внимательно изучили информацию о Вашем профессиональном опыте и знаниях».

«Мы внимательно изучили Ваш проект по…».

«Комиссия внимательно изучила представленные Вами данные и результаты опросов».

5. Выразите понимание и сочувствие.

«Мы понимаем, как важно для Вас участие в данном проекте».

«Мы разделяем Вашу заинтересованность результатами…»

«Члены комиссии разделяют Вашу озабоченность тем, что…»

6. Сделайте комплимент адресату, отметьте достоинства предложения, что Вам понравилось — это позволит адресату сохранить лицо.

«Организация дистанционного обучения позволила бы заметно улучшить ситуацию».

«Увлеченность и быстрая обучаемость – очень ценные качества для сотрудника».

«Ваш опыт и знания заслуживают внимания».

7. А теперь самое время сказать «…, но…». Аргументируйте свой отказ, ссылаясь на объективные обстоятельства. Изложите причины в позитивной или нейтральной форме. Объяснение не должно выглядеть как извинение. Постарайтесь подобрать наиболее убедительные для получателя аргументы.

«Однако в настоящее время из-за отсутствия технической инфраструктуры доступ к Интернет в регионах имеют менее 1% жителей. В планы государственных структур входит статья для выделения средств на развитие инфраструктуры только в следующем году».

«Однако в данный момент нам требуется квалифицированный и опытный специалист по ремонту автомобилей данной марки. Расширение штата дирекция компании планирует только в следующем году».

8. Отказывайте красиво: «… ты для меня слишком хорош».

«В отсутствии технической возможности выхода в Интернет выделение гранта для организации дистанционного обучения представляется несколько преждевременным — запуск проекта без необходимой технической базы мог бы только дискредитировать хорошую идею»

«Открытие вакансии помощника нам видится на данный момент нецелесообразным из-за отсутствия квалифицированного мастера, который мог бы передавать знания коллегам».

Письмо-отказ должно содержать четкую формулировку отказа + четкое объяснение причин, по которым принято решение отказать:

«К сожалению, в данный момент позитивное решение принято нами в пользу другого кандидата, чей профессиональный опыт более соответствует объему и сложности решаемых в данной должности задач».

9. Предложите альтернативу адресату. Отнеситесь к нему с пониманием. Оставьте адресату надежду на будущее сотрудничество, ведь он потенциально может представлять для Вас интерес в будущем.

«Мы сожалеем, что на данном этапе не смогли содействовать реализации Ваших планов в регионах. Возможно, в следующем году ситуация с обеспечением Интернет будет более благоприятна, и тогда эти планы будут реализованы,  предлагаем Вам направить их на рассмотрение в ….

«Мы готовы рассматривать Вашу кандидатуру при открытии новых вакансий».

«В случае если обстоятельства в ближайшее время изменятся, мы охотно вернемся к рассмотрению Вашей заявки».

Многие специалисты кадровой службы не отвечают на высланные резюме, ссылаясь на нехватку времени. Тем не менее, это не очень вежливо, ведь люди, отправившие резюме, ждут результатов, надеются и хотят знать о судьбе вакансии, которая им приглянулась. Как вариант, используют универсальное письмо-отказ.

Предлагаем рассмотреть универсальное письмо-отказ на резюме:

«Мы тщательно ознакомились с Вашим резюме, но вынуждены отказать. Ваша кандидатура не отвечает некоторым требованиям, которые предъявляются к претендентам на данную вакансию. Благодарим Вас за внимание к нашей компании и желаем удачи».

Предлагаем это же универсальное письмо трансформировать, используя 9 секретов:

«Добрый день, Сергей!

Благодарим за присланное резюме и сообщаем результаты конкурса на вакантную должность Х в ХХХ компании. Кадровая служба компании тщательно изучила Ваше резюме. Мы понимаем, как важно для Вас выиграть конкурс и получить эту вакансию. Действительно, Ваши опыт и знания заслуживают внимания. К сожалению, в данный момент позитивное решение принято в пользу другого кандидата, чей профессиональный опыт более соответствует объему и сложности решаемых в данной должности задач. Мы готовы рассматривать Вашу кандидатуру при открытии новых вакансий.

С уважением,…»

Письма-отказы, написанные с использованием предложенных девяти секретов, помогут автору (компании-отправителю) создать имидж грамотного, корректного, цивилизованного делового собеседника. 

mental-skills.ru

  • Как пишется отказ от прививки от гриппа ребенку в школу от руки
  • Как пишется отказ от прививки коронавируса работодателю образец
  • Как пишется отказ от операции
  • Как пишется отказ от наследства в пользу другого наследника
  • Как пишется отказ от госпитализации в больнице