Как пишется отрицательное число в паскале

На занятии рассматриваются основные стандартные типы данных в Паскаль, понятие переменной и константы; объясняется, как работать с арифметическими операциями

Содержание:

  • Типы данных в Паскале
    • Целочисленные типы данных в Паскаль
    • Комментарии в Паскале
    • Вещественные типы данных в Паскаль
  • Приведение типов
  • Константы в Паскале
    • «Красивый» вывод целых и вещественных чисел
  • Арифметические операции в Паскале
    • Порядок выполнения операций
  • Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal

Типы данных в Паскале

Паскаль — это типизированный язык программирования. Это означает, что переменные, в которых хранятся данные, имеют определенный тип данных. Т.е. программе напрямую надо указать, какие данные могут храниться в той или иной переменной: текстовые данные, числовые данные, если числовые — то целочисленные или дробные, и т.п. Это необходимо в первую очередь для того чтобы компьютер «знал», какие операции можно выполнять с этими переменными и как правильно их выполнять.

Например, сложение текстовых данных, или как это правильно называется в программировании — конкатенация — это обычное слияние строк, тогда как сложение числовых данных происходит поразрядно, кроме того, дробные и целые числа складываются тоже по-разному. То же самое касается и других операций.

Рассмотрим наиболее распространенные в Pascal типы данных.

Целочисленные типы данных в Паскаль

Тип Диапазон Требуемая память (байт)
byte 0..255 1
shortint -128..127 1
integer -32768.. 32767 2
word 0..65535 2
longint -2147483648..2147483647 4

Нужно иметь в виду, что при написании программ в паскале integer (в переводе с англ. целое) является наиболее часто используемым, так как диапазон значений наиболее востребуем. Если необходим более широкий диапазон, используется longint (long integer, в переводе с англ. длинное целое). Тип byte в Паскале используется, когда нет необходимости работать с отрицательными значениями, то же самое касается и типа word (только диапазон значений здесь значительно больше).

Примеры того, как описываются (объявляются) переменные в Паскале:

Pascal PascalABC.NET
1
2
3
4
5
6
7
8
program a1;
var x,y:integer; {целочисленный тип}
    myname:string; {строковый тип}
begin
x:=1; y:=x+16;
myname:='Петр';
writeln ('имя: ',myname, ', возраст: ', y)
end.
1
2
3
4
5
6
7
8
program a1;
begin
  var x, y: integer; {целочисленный тип}
  var myname: string; {строковый тип}
  x := 1; y := x + 16;
  myname := 'Петр';
  print($'имя: {myname}, возраст: {y}')
end.
Результат: 
имя: Петр, возраст: 17

При использовании PascalABC.NET наиболее часто используются следующие целочисленные типы:

Тип Длина, байт Диапазон допустимых значений
integer 4 -2 147 483 648 .. 2 147 483 647
int64 8 -9 223 372 036 854 775 808 .. 9 223 372 036 854 775 807
BigInteger переменная неограниченный

Комментарии в Паскале

Обратите внимание на то, как используются комментарии в Паскале. В примере комментарии, т.е. служебный текст, который «не видим» для компилятора, заключаются в фигурные скобки {}. Обычно комментарии делаются программистами с целью пояснения фрагментов кода. Для однострочных комментариев можно использовать два слэша //:

{Очень простая программа
для вывода слова "Привет"}
begin
// вывод 
write('Привет');
end.

Задача 5. Население Москвы равняется а=9000000 жителей. Население Нью-Васюков равняется b=1000 жителей. Напишите программу, которая определяет разницу в числе жителей между двумя городами. Используйте переменные величины.

[Название файла: L1task5.pas]

Вещественные типы данных в Паскаль

Вещественные числа в Паскале и вообще в программировании — это название дробных чисел.

Тип Диапазон Требуемая память (байт)
real 2.9 * 10E-39 .. 1.7 * 10E38 6
single 1.5 * 10 E-45 .. 3.4 * 10E38 4
double 5 * 10E-324 .. 1.7 * 10E308 8
extended 1.9 * 10E-4951 .. 1.1 * 10E4932 10

Тип real в Паскале — наиболее часто используемый из вещественных типов.

Выше были представлены простые типы данных в Паскаль, к которым относятся:

  • Порядковые
  • Целые
  • Логические
  • Символьные
  • Перечисляемые
  • Интервальные
  • Вещественные

Для вывода значений переменных вещественного типа обычно используется форматированный вывод:

  • в формате используется либо одно число, означающее число позиций, отводимых на это число в экспоненциальной форме;
  • p:=1234.6789;
    Writeln(p:12);  {_1.2346E+004}
  • либо два числа, первое из которых обозначает общий размер поля, отведенного под это число, второе — число знаков после запятой, т.е. точность.
  • p:=1234.6789;
    Writeln(p:6:2); {1234.68}

    Наряду с простыми типами в языке еще используются структурированные типы данных и указатели, которым будут посвящены последующие уроки по Паскалю.

    Приведение типов

    В pascalABC.Net в некоторых случаях можно значения одного типа присваивать переменным другого типа.

    Значения типов данных, которые занимают меньше памяти, можно присвоить переменным типа данных с бОльшей емкостью. Так, возможны следующие приведения:

    integer → int64
    int64  → real
    integer → BigInteger

    Пример использования операции приведения типов:

    var a := 10; // integer
    var b := 123456789012345; // int64
    var c := -3bi; // BigInteger
     
    var i := int64(a); // приведение integer → int64
    var x := real(b); // приведение int64  → real
    var p := BigInteger(a); // приведение integer → BigInteger

    Обратное приведение с помощью функций

    Обратное приведение, т.е. чтобы присвоить значение большей ёмкости переменной типа данных меньшей емкости, следует использовать функции округления. Например:

    real → integer

    Пример:

    ##
    var x := Sqrt(3); // корень квадратный из 3, тип real
    var a := Trunc(x); // приведение к integer с отсечением дробной части. рез-т 1
    var b := Round(x); // приведение к integer с округлением до ближайшего целого. рез-т 2

    Константы в Паскале

    Зачастую в программе заранее известно, что переменная будет принимать какое-то конкретное значение и не менять его на протяжении выполнения всей программы. В таком случае необходимо использовать константу.

    Объявление константы в Паскале происходит до объявления переменных (до служебного слова var) и выглядит следующим образом:

    Пример описания константы в Паскале:

    Pascal PascalABC.NET
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    
    const x=17;
    var myname:string;
    begin
    myname:='Петр';
    writeln ('имя: ',myname, ', возраст: ', х)
    end.
    1
    2
    3
    4
    5
    
    const x = 17;
    begin
      var myname := 'Петр';
      print($'имя: {myname}, возраст: {x}')
    end.

    «Красивый» вывод целых и вещественных чисел

    Для того чтобы после вывода значений переменных оставались отступы, чтобы значения не «сливались» друг с другом, принято через двоеточие указывать какое количество символов нужно предусмотреть для вывода значения:

    Вывод целых чисел

    Вывод целых чисел

    Вывод вещественных чисел

    Вывод вещественных чисел

    Арифметические операции в Паскале

    ДЕЙСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТ СМЫСЛ
    2 + 3 5 плюс
    4 — 1 3 минус
    2 * 3 6 умножить
    10 / 5 2 разделить
    10 ** 2 100 возведение в степень с результатом типа real
    17 div 5 3 целочисленное деление
    17 mod 5 2 остаток от целочисленного деления

    арифметические операции в паскале

    Порядок выполнения операций

    1. вычисление выражений в скобках;
    2. умножение, деление, div, mod слева направо;
    3. сложение и вычитание слева направо.

    порядок выполнения операций


    Канонический способ:

    var 
      a: integer;
      b: real;
     
    begin
      a := 1;
      writeln('a := 1; a = ',a);
      a += 2; // Увеличение на 2
      writeln('a += 2; a = ',a);
      a *= 3; // Умножение на 3
      writeln('a *= 3; a = ',a);
      writeln;
      b := 6;
      writeln('b := 6; b = ',b);
      r /= 2;
      writeln('b /= 2; b = ',b);
    end.

    Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal

    Здесь стоит более подробно остановиться на некоторых арифметических операциях.

    • Операция inc в Паскале, произносимая как инкремент, это стандартная процедура pascal, которая обозначает увеличение на единицу.
    • Пример операции inc:

      1
      2
      3
      
      x:=1;
      inc(x); {Увеличивает x на 1, т.е. x=2}
      writeln (х)

      Более сложное использование процедуры inc:
      Inc(x,n) где x — порядкового типа, n — целого типа; процедура inc увеличивает x на n.

    • Аналогично работает процедура Dec в Паскале: Dec(x) — уменьшает x на 1 (декремент) или Dec(x,n) — уменьшает x на n.
    • Оператор abs представляет собой модуль числа. Работает следующим образом:
    • a:=-9;
      b:=abs(a); { b = 9}
    • Оператор div в паскале является часто используемым, так как целый ряд задач связан с действием деление нацело.
    • Остаток от деления или оператор mod в pascal тоже незаменим при решении ряда задач.
    • Заслуживающей внимания является стандартная функция odd Паскаля, которая определяет, является ли целое число нечетным. Т. е. возвращает true (истина) для нечетных чисел, false (ложь) для четных чисел.
    • Пример использования функции odd:

      1
      2
      3
      4
      
      begin
          WriteLn(Odd(5)); {True}
          WriteLn(Odd(4)); {False}
      end.
    • Функция exp в паскале возвращает экспоненту параметра. Записывается как exp(x), где x типа real.
    • Квадрат числа в Паскале вычисляется при помощи процедуры sqr.
    • Пример использования процедуры sqr в Pascal:

      1
      2
      3
      4
      5
      
      var x:integer;
      begin
      x:=3;
      writeln(sqr(x)); {ответ 9}
      end.
    • Операция возведение в степень в Паскале отсутствует как таковая. Но для того чтобы возвести в степень число можно использовать функцию exp.
    • Формула такая: exp(ln(a)*n), где а — число, n — степень (а>0).

      Однако в компиляторе pascal abc возведение в степень осуществляется значительно проще:

       WriteLn(Power(2,3)); {ответ 8}
    • Извлечь квадратный корень в Паскале можно при помощи процедуры sqrt.
    • Пример использования процедуры sqrt в Pascal:

      1
      2
      3
      4
      5
      
      var x:integer;
      begin
      x:=9;
      writeln(sqrt(x)); {ответ 3}
      end.

    Задача 6. Известны размеры спичечной коробки: высота — 12.41 см., ширина — 8 см., толщина — 5 см. Вычислить площадь основания коробки и ее объем

    (S=ширина * толщина, V=площадь*высота)

    [Название файла: L1task6.pas]

    Задача 7. В зоопарке три слона и довольно много кроликов, причем количество кроликов часто меняется. Слону положено съедать в сутки сто морковок, а кролику — две. Каждое утро служитель зоопарка сообщает компьютеру количество кроликов. Компьютер в ответ на это должен сообщить служителю общее количество морковок, которые сегодня нужно скормить кроликам и слонам.

    [Название файла: L1task7.pas]

    Задача 8. Известно, что x кг конфет стоит a рублей. Определите, сколько стоит y кг этих конфет, а также, сколько килограмм конфет можно купить на k рублей. Все значения вводит пользователь.

    [Название файла: L1task8.pas]

      

    В приведенных ниже примерах все функции имеют аргументы. Аргументы
    m и n имеют целочисленный тип,
    a и b – тип real,
    x и y – любой из этих типов.

    Abs(x) – возвращает абсолютное значение аргумента x;
    Ceil(x) - возвращает ближайшее целое, не меньшее, чем х;
    Floor(x) - возвращает ближайшее целое, не превышающее х;
    Frac(x) - возвращает дробную часть аргумента x;
    Max(x, y, …) – возвращает максимальное из значений x, y, …;
    Min(x, y, …) – возвращает минимальное из значений x, y, … ;
    Random(m) – возвращает случайное число из интервала [0 ; m-1];
    Random(a) – возвращает случайное число из интервала [0 ; a);
    Random(m, n) – возвращает случайное число из интервала [m ; n];
    Random(a, b) – возвращает случайное число из интервала [a ; b);
    Random2(m) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале [0 ; m-1];
    Random2(a) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале [0 ; a);
    Random2(m, n) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале [m ; n];
    Random2(a, b) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале [a ; b);
    Random3(m) – возвращает кортеж из трех случайных чисел в интервале [0 ; m-1];
    Random3(a, b) – возвращает кортеж из трех случайных чисел в интервале [a ; b);
    Round(x) - возвращает округленное до целых по правилам арифметики значение типа integer;
    Round(x, n) - возвращает значение х, округленное до n знаков в дробной части;
    Sign(x) – возвращает -1 при x < 0, 0 при x = 0 и 1 при x > 0;
    Sin(x) – возвращает sin(x) типа real;
    Sqr(a) – возвращает a2;
    Sqr(m) – возвращает m2 типа int64;
    Sqrt(x) – возвращает √x типа real;
    Trunc(a) – возвращает целую часть значения a того же типа
    

    В Паскале используется несколько
    типов представления числовых значений, на начальном этапе будут рассмотрены
    лишь некоторые из них:

    integer – целые числа в интервале от
    -2147483648 до 2147483647

    real – вещественные (реальные) – целые и
    дробные положительные и отрицательные числа

    Описания констант в декларативной части производится
    перед переменными, и предусматривают определенную форму записи чисел
    (дополнительно тип константы не оговаривается): если константа записана с
    точкой, тип константы считается real. При записи значения константы
    используется знак равенства.

    Пример
    описания констант:

    const

    c1=3.14159265;
    // с1 имеет тип real

    с2=2; // c2
    имеет тип integer

    Переменная – это вид объектов в программе,
    предназначенный для хранения информации во время выполнения программы. По
    правилам Паскаля каждая переменная должна быть объявлена, т.е. описана в
    декларативной части программы.

    Переменная не имеет какого-либо конкретного
    значения до тех пор, пока компьютеру не будет дано точное предписание,
    поместить что-либо определенное в соответствующую ячейку памяти.

    На Паскале
    такого рода предписание обычно выражается предложением назначения, имеющим вид:

    имя_переменной:=выражение_или_значение

    например: a:=25; или rt:=a+b;

    Выполнение
    такого предложения начинается вычислением выражения, стоящего справа от символа
    назначения (:=). Полученное значение потом помещается в переменную
    (присваивается ей), указанную слева от =:

    Описание
    переменных следует за описанием констант. В описании переменных после двоеточия
    указывается тип переменной:

    var a,d,c :
    integer;

    b,f : real;

    В Паскале
    возможны следующие действия (группы операций записаны в порядке приоритета):

    1) Операция
    возведения в степень (в стандартном Паскале отсутствует) – функция
    i:=power(x,y), где i — результат, x — основание, y — степень;

    2) умножение (
    * ), деление ( / ), деление целочисленное (div),
    получение остатка от целочисленного деления (mod);

    3) сложение (
    + ), вычитание ( — ).

    В пределах
    одной группы приоритета порядок выполнения операций, если нет скобок,
    определяется последовательностью записи.

    Если хотя бы
    одна из переменных, используемых в операциях умножения, сложения, вычитания
    относится к типу real, результат операции будет типа real.

    Результат
    операции деления всегда типа real. Результат операций div и mod — integer.

    Пример записи
    математической операции:

    y=(а:b+c2-d)*c

    в программе на
    Паскале это будет выглядеть так:

    y:=(a/b+sqr(c)-d)*c;

    Примечание.
    Квадрат числа sqr(c) можно (и проще!) записать как с*с

    Обратите
    внимание на использование знака операции присваивания :=

    При проведении
    математических операций следует учитывать, что вещественные числа (real)
    представляются с некоторым приближением.

    Некоторые
    стандартные математические функции

    При использовании стандартных
    функций необходимо контролировать тип аргумента (возможные типы указаны в
    скобках).

    a:=random(x) – случайное число
    (если аргумент не указан, то результат real – число в интервале от 0 до 1, если
    x целое число от 0 до 65535, то результат случайное целое число в интервале от
    0 до х-1;

    a:=abs(x) – модуль (абсолютная
    величина) x (real или integer);

    a:=int(x) –
    целая часть числа x (число real, результат integer), округление не проводится,
    дробная часть отсекается;

    a:=frac(x) –
    дробная часть числа x (число и результат real),

    a:=round(x) –
    целое число, полученное в результате округления числа x по правилам математики

    a:=sqr(x) –
    квадрат числа x (real, integer);

    a:=sqrt(x) –
    квадратный корень из числа x (real, x>0);

    a:=sin(x) –
    синус x (x задается в радианах, real);

    a:=cos(x) –
    косинус x (x задается в радианах, real);

    a:=arctan(x) –
    арктангенс x (real);

    а:=power(x,y)
    – степень числа

    pi – число пи.

    Наберите
    следующую программу и разберитесь в ее работе:

    Вычислить
    сумму цифр трехзначного числа a,
    введенного с клавиатуры. В программе каждая цифра определяется как количество
    сотен, десятков и единиц с помощью арифметических операций.

    program summa;

    uses crt;

    var a, s, d, e, o : integer;

    begin

    writeln(‘Сумма
    цифр трехзначного числа’);

    write(‘Введите
    целое трехзначное число ‘);

    readln(a);

    clrscr;

    {первый
    способ}

    s:=
    trunc(a/100); {количество сотен}

    d:=
    trunc((a-s*100)/10); {количество десятков}

    e:=a-s*100-d*10;
    {количество единиц}

    writeln(‘Сумма
    цифр трехзначного числа=’, s+d+e);

    {второй
    способ}

    s:=a div 100;
    {количество сотен}

    o:=a mod 100;

    d:=o div 10;
    {количество десятков}

    e:=a-s*100-d*10;
    {количество единиц}

    writeln(‘Сумма
    цифр трехзначного числа=’, s+d+e);

    end.

    Упражнения.

    Выполните
    задания с Begin9° по Begin30° по электронному
    задачнику (стр.11). Открыть его можно в режиме Помощь – Электронный задачник РТ.

    Задачи для
    самостоятельного решения

     1.                  
    Составить
    программу, чтобы компьютер по закону Ома для участка цепи, запрашивая с
    клавиатуры значения напряжения на концах участка и его сопротивления, определял
    и выводил на экран значение силы тока (I=U/R).

    числа в паскаль

    Многие начинающие программисты задаются подобный вопросом : «Какие операции можно совершать с числами в языке программирования паскаль ?». В данном уроке мы подробно ответим на этот вопрос.


    Арифметические операции

    Начнем , пожалуй , с самого простого — арифметические операции с числами в паскале. В паскаль встроены многие привычные нам арифметические операции ( Сложение , вычитание , умножение , деление и т.п ).

    Как же осуществляются подобные операции с числами ?. Давайте разберем это на примере исходника одной программы.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18


    program


    mypascal


    ;



    var



    a


    ,


    b


    :


    integer


    ;



    c


    :


    real


    ;



    begin



    a


    :


    =




    7


    ;



    b


    :


    =




    4


    ;



    a


    :


    =




    a









    b


    ;




    // a-b = 7 — 4 = 3 , следовательно a = 3 , b = 4 , c = 0


    b


    :


    =




    a




    +




    b


    ;




    // a+b = 3 + 4 = 7 , a = 3 , b = 7 , c = 0


    a


    :


    =




    b *




    2


    ;




    // b*2 = 7 * 2 = 14 , a = 14 , b = 7 , c = 0


    c


    :


    =




    a




    /




    b


    ;




    // a/b = 14 / 7 = 2 , a = 14 , b = 7 , c = 2


    writeln


    (


    a


    ,


    ‘ ‘


    ,


    b


    ,


    ‘ ‘


    ,


    c


    )


    ;



    end


    .

    Результатом выполнения данной программы будет вывод на экран трех чисел

    14 7 2

    . Разберемся в том , как это работает.

    В начале программы мы объявляем 2 целочисленные (

    integer

    ) переменные «a» и «b» , а также 1 переменную «c» вещественного (

    real

    ) типа.

    Подробнее прочитать о

    переменных в паскаль и их типах здесь

    .

    Зачем нам нужна вещественная переменная ? Для записи результата деления целочисленная переменная не подходит , так как у нас получается дробь , а не целое число.

    Теперь мы присваиваем переменной «a» значение

    7

    , а переменной «b» значение

    3


    . Переменную «c» при этом оставляем нулевой ( она нам пока не понадобится ).

    Далее (в блоке begin end) мы расписываем арифметические операции с нашими числами. Обратите внимание на то , что после символов // идет комментарий , который не компилируется программой.


    Запомните

    : Строка a:= a — b; выглядит так a:= 7 — 4; , а не так 7:= 7 — 4;


    Другие операции с числами

    В паскале предусмотрены и многие другие операции с числами. Давайте разберем самые популярные из них.


    1. Как найти квадрат числа в паскале ?

    Для нахождения квадрата числа в паскале предусмотрена функция sqr(x) , где x — число.

    Пример :

    Результат : переменной «а» присваивается значение 25.


    2. Как найти корень числа в паскале ?

    Для нахождения корня числа в паскале предусмотрена функция sqrt(x) , где x — число.

    Пример :


    Результат

    : переменной «а» присваивается значение 5.

    3. Как округлить число в паскале ?

    Для того , чтобы округлить некоторое число используется операция round(x).

    Пример :


    Результат

    : переменной «а» присваивается значение 9.

    4. Как убрать дробную часть у числа в паскале ?

    Для того , чтобы отбросить дробную часть числа используется операция trunc(x).

    Пример :


    Результат

    : переменной «а» присваивается значение 25.

    5. Как убрать целую часть у числа в паскале ?

    Для того , чтобы отбросить целую часть числа используется операция frac(x).

    Пример :


    Результат

    : переменной «а» присваивается значение 0.2.

    6. Как получить модуль числа в паскале ?

    Чтобы получить модуль некоторого числа используется операция abs(x).

    Пример :


    Результат

    : переменной «а» присваивается значение 8.

    Это были самые важные и часто используемые операции в паскале для работы с числами ( переменными ). Найти другие вы можете на

    этой странице

    .


    Выводы :

    Для работы с числами в паскале предусмотрено множество различных операций. Мы можем делать с числами все , что угодно ( складывать , умножать , возводить в квадрат и т.п ).

    Этот раздел содержит описание математических операций, которыми можно пользоваться в выражениях на языке Паскаль. Вывести результат вычисления выражения можно такой нехитрой программе:


    program


    Calculate


    ;


    begin




    writeln


    (



    выражение



    )


    end


    .

    Конечно, результат вычисления выражения можно и записать в переменную для дальнейшего использования, и передать в другую функцию.

    Не все операции и действия в этом разделе будут вам понятны. Ничего страшного — просто помните, что сюда можно вернуться, когда вам что-то понадобится.


    Математические операции

    В Паскале, как и в большинстве языков программирования, несколько специфически передаются основные математические операции — так математические выражения надо записывать в одну строку, а не в несколько уровней, как принято в классической математической нотации. Это достигается значительно более массовым использованием скобок, что иногда огорчает начинающих. Также всегда нужно писать знак умножения *. Кроме того, параметры функций всегда должны быть в скобках. Например:

    Математическое выражение Запись на языке Паскаль
    2+2=4 2+2=4
    a*(1+sqr(e))/2
    (-b+sqrt(sqr(b)-4*a*c))/(2*a)
    exp(2*x+y)
    abs(cos(x)*sin(x)*cos(y)/tan(y))

    или

    abs(cos(x)*sin(x)*cos(y)/(sin(y))/cos(y))

    если компилятор не поддерживает Tan.


    Базовая арифметика

    Название операции Оператор Пример Примечание
    Добавление + 2+2 (=4)
    Вычитание 18.3-11 (=7.3)
    Умножение * 7*8 (=56)
    Деление / 7/8 (=0.875) Результат всегда действительного типа (real)
    Целая часть деления div 7 div 2 (=3)
    Остаток от деления mod 7 mod 2 (=1)


    Сравнение

    Все операции сравнения возвращают значение типа boolean, то есть могут использоваться в операторах ветвления и циклах, например


    if




    2


    +


    2


    =


    4




    then




    writeln


    (


    ‘Два и два вместе дают четыре!’


    )


    else




    writeln


    (


    ‘Не может быть такого!’


    )


    ;

    Название операции Оператор Пример
    Равно = 2+2=4
    Не равно (?) <> 2+2<>5
    Больше > 72>71.99
    Больше или Равно >= x*x>=0
    Меньше < 0<22
    Меньше или Равно <= 1<=1


    Функции для преобразования действительных и целых чисел

    Паскаль — язык программирования со статической сильной типизацией. Это означает, что компилятор не выполняет преобразований значений между типами, которые могут привести к потере информации; в частности, если подставить в конструкцию, предусматривает целое значение, действительное число, компилятор сообщит об ошибке, даже если это число имеет целое значение. Так, как мы видели выше, 13 and 11 равна 9, но выражение 13.0 and 11 вызовет сообщение компилятора об ошибке! Чтобы избежать этого, надо явно задавать преобразования действительного числа на целое с помощью следующих функций:

    Название функции описание пример
    Round(X) Возвращает целое значение, ближайшее к X Round(1.7)=2, Round(-3.1)=-3
    Int(X),

    Trunc(X)
    Возвращает целую часть X Int(1.8)=1, Trunc(-11.3)=-11
    Floor(X) Возвращает наибольшее целое значение, не превышает X Floor(1.7)=1, Floor(-3.1)=-4
    Ceil(X) Возвращает наименьшее целое значение, не менее от X Ceil(1.7)=2, Ceol(-3.1)=-3



    Логические и побитовые операции


    Логические операции используются для объединения нескольких логических условий в одну.

    Название операции оператор пример описание
    Логическое И, and, логическое умножение and (2+3=5) and (0>-1) Истинное, если оба операнда истинны
    Логическое ИЛИ, or, логическое сложение or (2+2=5) or (1=1) Истинное, если хотя бы один из операндов истинный
    Логическое исключающее ИЛИ, eXclusive or xor (2+2=5) xor (1=1) Истинное, если ровно один из операндов истинный
    Отрицание, логическое НЕ, not not not (2+2=5) Истинное, если операнд ложный

    Логические операторы, применены к целым типов, могут использоваться, как побитовые. Чтобы получить результат побитовой операции, надо представить операнды в двоичной системе (так, как они представлены в компьютере), после чего применить соответствующую операцию в соответствующих разрядов, причем 1 означает true 0 — false. так,

    выведет 9, потому что

    13 в двоичной системе будет 1 1 1
    11 в двоичной системе будет 1 1 1
    9 в двоичной системе будет 1 1

    Кроме того, есть еще две побитовых операции сдвига:

    Название операции оператор пример описание
    сдвиг вправо shr 14 shr 2 (=3) Сдвигает двоичные разряды первого операнда справа на второй операнд разрядов;эквивалент целой части деления на степень 2
    смещение слева shl 7 shl 3 (=56) Сдвигает двоичные разряды первого операнда слева на второй операнд разрядов;эквивалент умножению на степень 2



    Алгебраические функции


    Серым обозначены функции, которые не поддерживаются в Turbo Pascal

    Название функции описание Заменитель (для Turbo Pascal)
    Pi Возвращает значение числа { displaystyle pi ~}

    (+3,141592653589793238462643383279 … с точностью, определенным типом real)

    Abs(X) Абсолютное значение (модуль) X
    Sign(X) Знак числа X: 1, если X отрицательный, 1, если положительный 0, если X = 0
    Exp(X) Экспонента X (e X)
    Ln(X) Натуральный логарифм X
    Log2(X) Логарифм X по основанию 2 Ln(X)/Ln(2)
    Log10(X) Логарифм X по основанию 10 Ln(X)/Ln(10)
    LogN(X,Y) Логарифм Y по основанию X Ln(Y)/Ln(X)
    Power(X,Y) Степень X Y Exp(Y*Ln(X))
    Sqrt(X) Корень квадратный из X
    Sqr(X) квадрат X
    Max(X,Y) Более из значений X и Y
    Min(X,Y) Меньше из значений X и Y

    Примечание: корень степени Y из числа X можно представить как X 1 / Y, и, соответственно, как Power (X, 1 / Y) или в Turbo Pascal как Exp (Ln (X) / Y).



    Тригонометрические функции


    Тригонометрические функции используют значения углов в радианах , будьте внимательны!

    Название функции описание Заменитель (для Turbo Pascal)
    DegToRad (X) Вычисляет радианной меру угла X, представленного в градусах X * Pi / 180
    RadToDeg (X) Вычисляет градусную меру угла X, представленного в радианах X * 180 / Pi
    Sin (X) Синус X (X в радианах)
    Cos (X) Косинус X (X в радианах)
    Tan (X) Тангенс X (X в радианах) Sin (X) / Cos (X)
    ArcTan (X) Арктангенс X, угол, тангенс которого равен X, в радианах
    ArcSin (X) Арксинус X, угол, синус которого равен X, в радианах ArcTan (X / sqrt (1-sqr (X)))
    ArcCos (X) Арккосинус X, угол, косинус которого равен X, в радианах 2 * ArcTan ((1-X) / (1 + X))
    Sinh (X) Гиперболический синус X (Exp (X) -exp (-X)) / 2
    Cosh (X) Гиперболический косинус X (Exp (X) + exp (-X)) / 2
    Tanh (X) Гиперболический тангенс X (Exp (2 * X) -1) / (exp (2 * X) +1)



    Функции для работы со случайными величинами


    Для имитации случайных процессов в Паскале есть генератор псевдослучайных чисел (ГПВЧ) и функции для работы с ним; такие числа достаточно непредсказуемыми для практического использования (то есть каждое последующее использование функции Random даст какой-то мере неожиданный результат), но их последовательность может быть полностью воспроизведена, если установить начальное значение ГПВЧ.

    Название функции описание Заменитель (для Turbo Pascal)
    Randomize Устанавливает начальное значение ГПВЧ равным текущему значению часов
    Randomize (X) Устанавливает начальное значение ГПВЧ равным X
    Random Возвращает псевдослучайное действительное число от 0 (включительно) до 1 (без включительно)
    Random (X) Возвращает псевдослучайное целое число от 0 до X-1
    Random (X, Y) Возвращает псевдослучайное целое число от X до Y X + Random (Y-X + 1)



    Функции для работы со сочтеными типами


    Для величин сочтеных типов (все цели, буквенный, логическое и перечни) существуют также несколько удобных стандартных функций и процедур:

    Название функции описание
    Succ (X) Возвращает значение, идет после X (для целых — X + 1, для буквенного — символ с последующим значением, для перечисления — следующее значение: так, Succ ( ‘A’) возвращает ‘B’
    Pred (X) Возвращает, предшествующий X (для целых — X-1, для буквенного — символ с предыдущим значением, для перечисления — предварительное значение: так, Pred ( ‘A’) возвращает ‘@’
    Inc (X) Увеличивает значение X на 1, эквивалент X = Succ (X)
    Inc (X, N) Увеличивает значение X на N, эквивалент N приложений Inc (X)
    Dec (X) Уменьшает значение X на 1, эквивалент X = Pred (X)
    Dec (X, N) Уменьшает значение X на N, эквивалент N применений Dec (X)
    Ord (X) Возвращает X (для нечисловых типов)
    Odd (X) Проверяет X на нечетность, true, если X нечетный или false, если X имеет четное значение



    Приоритет операций


    Во время разбора математического выражения Паскаль сначала выполняет операции с высоким приоритетом, затем с низким, все справа налево. Так, в выражении 2 + 2 * 2 сначала будет вычислено 2 * 2 = 4, а уже затем 2 + 4 = 6 — так же, как в обычной математике; в выражении 10 mod 2 * 3 сначала будет выполнено 10 mod 2 = 0, а уже потом 0 * 3 = 0!

    операции приоритет вид операции
    @ Not — + Первый (высший) Унарные операции (плюс и минус унарные, то есть только в форме -a, а не cd!)
    * / Div mod and второй Операции типа умножение
    + — or xor третий Операции вроде добавления
    = <> <> <=> = In четвертый операции сравнения
    () F () Пятый (ниже) Скобки, вызов функции




    [Всего голосов: 16    Средний: 3.7/5]


  • Как пишется отрицание в английском языке
  • Как пишется отрезок в геометрии
  • Как пишется отрежте или отрежьте
  • Как пишется отреагировать правильно отреагировать
  • Как пишется отреагировал правильно