Как пишется пень зазнайка

149. Прочитайте текст и озаглавьте его так, чтобы заголовок отражал основную мысль. Понимаете ли вы разницу в значении слов гордость, зазнайство, высокомерие? Используя памятку на с. 192, напишите сжатое изложение.

В своём изложении подчеркните главные члены в любых трёх предложениях.

Пень-зазнайка

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали. 

(В. Катаев)


Гордость — 1) чувство собственного достоинства, самоуважения; 2) чувство удовлетворения от осознания достигнутых успехов, чувство превосходства в чём-либо.

Зазнайство — слово, близкое по значению к слову высокомерие, употребляется в разговорной речи.

Высокомерие — уверенность в своём превосходстве, надменное, пренебрежительное отношение к окружающим.

Настоящая гордость основывается на действительных успехах, реальных заслугах, делах и поступках. Высокомерие и зазнайство — на мнимых, выдуманных. 

Сжатое изложение:

Пень-зазнайка

В лесу стоял большой старый пеньПриходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился пень, решил, что он в лесу самый главный. Пень хотел, чтобы деревья тоже кланялись ему, но те молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился, раскричался старый пень: «Кланяйтесь мне! Я ваш царь!»

Прилетела синичка и защебетала: «Никакой ты не царь, а просто старый пень. И люди тебе не кланяются, а ищут опёнки., да и тех не находят!»

Или: 

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес люди с корзинками и наклонялись возле него. Решил пень, что люди ему кланяются, возгордился этим и велел деревьям тоже ему кланяться. Но деревья стояли молча в своей гордой красоте. Это рассердило пень, и он стал кричать на деревья. Тут прилетела синичка и объяснила пню, что он обыкновенный старый пень, а люди просто искали вокруг него грибы.

Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 5 класс


  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Ладыженская Т. А.
  • Год: 2019.
  • Издательство: Просвещение.

Подготовили решение к упражнению 149 по предмету русский язык за 5 класс. Ответ на вопрос к заданию 149.

Учебник 1 часть – Упражнение 149.

Ответы 2022 года.

Номер 149.

Прочитайте текст и озаглавьте его так, чтобы заголовок отражал основную мысль. Понимаете ли вы разницу в значении слов гордость, зазнайство, высокомерие? Используя памятку на с. 192, напишите сжатое изложение. В своём изложении подчеркните главные члены в любых трёх предложениях.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и по-шли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
— Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:
— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
(В. Катаев)

Ответ:

Пень-зазнайка
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
— Видите, даже люди мне кланяются. Значит, я в лесу самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него в гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и закричал:
— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая синичка и весело защебетала:
— Помолчи! Ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки.

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Зазнайство – поведение того, кто зазнается; важничанье, спесивость.
Высокомерие – уверенность в своем превосходстве и надменное, пренебрежительное отношение к окружающим.

Рейтинг

Разработка урока учителя МАОУ г.Ульяновска «Физико-математический лицей №38» Трусовой Екатерины Александровны

Тема урока. Сжатое изложение по тексту В.П.Катаева «Пень».

Тип урока: урок развития речи

Знать: что такое текст, способы сжатия текста

Уметь: формулировать основную мысль текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, сохраняя основную мысль, на основе исходного текста писать сжатое изложение

Ход проведения урока.

  1. Организационный момент. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Слайд 1.

Звучит музыка «Звуки леса»

Учитель:

Какое настроение возникло у вас при прослушивании этих звуков?

Что они вам напомнили?

Совсем недавно мы с вами ездили на экскурсию в Языково. Нам повезло с погодой. Надеюсь, услышанные вами звуки напомнили вам о той поездке. А еще о том, как вы с родителями ездили в лес за грибами.

Прежде чем перейти к теме урока, посмотрите на экран.

Слайд 2— проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Пень».

— Известны ли вам эти сказки?

— Кто автор?

Слайд 3 (Валентин Петрович Катаев)

— Какая сказка неизвестна?

Недавно мы писали с вами изложение, которое назвали «Хитрый заяц». Какое это было изложение по объему? Как мы излагали материал? Какие виды изложения вы знаете? (подробное, выборочное, сжатое)

Кто знает, какое изложение пишут выпускники 9-х классов? (сжатое)

Сообщение темы урока.

Слайд 3 (Сжатое изложение по тексту В.П.Катаева «Пень».)

Для качественной работы мы сегодня поделились на 3 группы. Ребята из группы в середине будут у нас сегодня аналитиками. Их задача – анализировать, осмысливать увиденное и услышанное. А потом нас познакомить со своим мнением по проведению урока.

1 группа и 2 группа сегодня будут помогать нам осмысливать текст.

  1. Усвоение новых знаний.

Вводная беседа.

Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Ответ: На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».

— Что значит «сжать» текст? (Сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце. Убрать все лишнее и оставить самое главное, а это самое трудное. Отказаться от подробностей).

Будем формулировать основную мысль текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, сохраняя основную мысль, на основе исходного текста писать сжатое изложение.

Почему надо учиться сжатому изложению?

В каких ситуациях требуется коротко передавать самое главное из прочитанного, услышанного?

Как научиться рассказывать текст сжато, последовательно?

Слайд 4 Способы сжатия текстов (рассказ ребенка)

1. Исключение:

исключение повторов, подробностей, деталей;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

замена однородных членов обобщающим словом;

замена предложения или его части местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложного предложения простым;

замена части предложения синонимичным выражением.

замена прямой речи косвенной

— Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

— Какие же кратко, а какие — подробно? (ответы учащихся).

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

Работа с текстом.

Вспомним признаки текста (устно)

  1. Автор

  2. Заглавие

  3. Тема

  4. Идея

  5. Композиционная стройность

  6. Смысловое единство

  7. Логическая завершенность

  8. Стилистическое единство

Выразительное чтение текста учителем (упр. 144., с.69)

Осмысление текста.

Беседа:

— Понравился ли вам рассказ?

— Докажем, что данный отрывок является текстом.

Слайд 5 Признаки текста

— О чем этот рассказ, т.е. его тема?

— Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? (ответы учащихся: осуждение гордого пня)

Казалось бы, мы правильно определили идею произведения. Но не показался ли оно вам притчей, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько …. кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

Какой урок можно извлечь из данного текста? (ответы учащихся)

— Как бы вы назвали этот рассказ? ( Варианты: «Старый пень», «Притча о гордом человеке», «Ты не царь» «Как зазнался старый пень» «Недалекий ум зазнайки». «Зазнайство от недалекого ума» . «Лесная история с зазнайкой» . «Урок старому пню…» ).

— Какое название отражает в большей степени основную мысль?

Слайд 7

Словарно-орфографическая работа.(+ лексическая)

Какое слово в этом тексте является ключевым? (гордость).

Гордость ГОРДЫЙ. Общеслав. Происхождение неясно. Большинством ученых считается родственным лат. gurdus «глупый», греч. bradys «ленивый».

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная гордость.

  2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь. Гордиться победой.

  3. Кого или Чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент – гордость института.

  4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.) Из-за своей гордости ни с кем не дружит.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка)

Гордость

Гордый

Гордец

Гордиться

Гордиться успехами.

Мальчик горд своими успехами.

+ позже Возгордиться (сама пишу)

— Подберите синонимы к слову гордость (гордость, зазнайство, высокомерие).

— Понимаете ли вы разницу в значении слов?

Зазнайство — поведение человека, возгордившегося собой, высказывающего пренебрежение к другим.

Высокомерие — презрительно-надменный человек, чрезмерно высоко думающий о себе.

+ надменность, гордыня, спесь, спесивость, чванство, чванливость, кичливость, заносчивость
Успенский:

Сейчас мы склонны считать гордость свойством человека не таким уж плохим, а в некотором масштабе даже и положительным. Наши предки, судя по всему, вкладывали в это слово скорее неодобрительный смысл.

Древнеболгарские «гръд», «гръдуляв», родственные нашему «гордый», имели значение «дурной», «безобразный». Латинское «гурдус» значило «глупый», «бестолковый». Видимо, в те времена гордость казалась не таким уж бесспорным достоинством.

— Найдите это слово в тексте. — ВОЗГОРДИЛСЯ.

Что вы знаете о приставке воз-? (при добавлении к глаголам образует глаголы со значением направления действия вверх ). Обратите внимание, что пень не гордился, а возгордился. Ср. возноситься

О таком пороке, как зазнайство, высокомерие говорили еще в древние времена, вот послушайте, что писал древний комедиограф Менандр (342 до н.э.- 291 до н.э.): « Выше высокомерия нет гнуснее порока». А Лопе де Вега, испанский драматург, сказал так: «Учтивость отомкнет везде Расположенье и доверье, А глупое высокомерье – ключ к неприязни и вражде».

Слайд 8

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель:

— Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

2.3. Обсуждение содержания.

Слайд 9 (Обсуждаем содержание текста) Работа в группах

Учитель. Попробуйте сами поставить вопросы к прочитанному. А далее задать вопросы другой группе.

Слайд 10 (открыть после заданных вопросов) Какие вопросы вы оставили без внимания?

1 группа от начала до слов «И вы тоже мне кланяйтесь!» и 2 группа со слов «Но деревья молча стояли вокруг него» до конца.

Что произошло в лесу?

Какие герои участвуют в событии?

Чем занимались люди?

Почему люди кланялись пню? Оправдана ли у Катаева тавтология?

Кланялись ли они пню?

Почему пень решил, что ему кланяются?

В каких словах проявляется зазнайство пня? Какой глагол передает зазнайство пня? (На 1 месте!)

Как деревья отнеслись к словам пня?

Почему деревья не хотели разговаривать с пнем?

Что сказала синичка?

Почему она решила высказать свое отношение к высокомерному пню?

Слайд 10 (где вопросы) Какие вопросы вы оставили без внимания?

Учитель: (план)

— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

— Что мы составили для рассказа?

Слайд 11 План (переписать в тетрадь)

Вар-т 1. Все кланяются пню.

2. Старый пень возгордился.

3. Деревья не хотят разговаривать с гордецом.

4. Синица открывает гордецу правду.

(План.

1.Грибники вокруг старого пня.

2.Старый пень возгордился.

3. Молчание деревьев.

4. «Я ваш царь!».

5.» Ничего ты не царь»).

Учитель:

— Вам предстоит создать сжатый текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость.

Откройте Памятку 1.

Какой из способов выбрать, вы решите, обсудив способы сжатия.

Класс поделен на две группы и выполняет сжатие каждой из двух микротем по порядку.

1 гр. 1,2 пункты плана

2 гр. 3,4 пункты плана

Учитель: ( )

3. Сокращение текста.

3.1. Учитель. Определим главное содержание каждой части текста.

1-й абзац. В нем называется главный персонаж и начинается действие.

2-й абзац — одно предложение, которое обобщает то, о чем рассказано в 1-м абзаце.

3-й абзац. Названа причина самолюбования пня.

4-й абзац — одно предложение, рассказывающее о реакции деревьев на высказывание пня.

5-й абзац. Рассказывается, как повел себя старый пень: не просто обиделся, а возомнил себя властелином.

6-й абзац — мудрые слова правды.

Отчет групп

Слайды 12 – (по частям 1,2,3;4)

С указанием приемов!!!!

Давайте теперь прочтем то, что у нас осталось после сжатия текста.

(В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и сказал деревьям, что раз люди ему кланяются, значит он главный, поэтому и деревья пню тоже должны кланяться.

Но деревья стояли в безмолвной тишине.

Рассердился старый пень и ну кричать.

Прилетела синичка и сказала:

— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят).

— А теперь попробуем пересказать (ученики пересказывают текст).

Слайд 20 Проверь себя! (орфографическая диктовка) Посмотрим, насколько вы были внимательны, читая текст.

В это время группа аналитиков обсуждает и записывает на доске, что удалось, а что нет.

Кланяться, поклониться, возгордиться, рассердился, прилетела, защебетала, расшумелся, обыкновенный, обобрали.

Взаимопроверка

— На следующем уроке вам нужно будет изложить то, что вы пересказали, письменно (учащиеся приступают к сжатому изложению текста).

Слайд 21 Рефлексия Продолжите фразу

  1. Что нового я узнал на уроке?

  2. Какие знания, полученные на уроке, понадобятся мне в будущем?

  3. За что бы я себя похвалил на уроке?

  4. С каким настроением я ухожу с урока?

Образец сжатого изложения.

                                                     Зазнавшийся пень.

        В лесу стоял большой старый пень.

        Весь день приходили в лес разные люди, кланялись ему и шли дальше.

        Возгордился пень, стал говорить деревьям, что он в лесу самый главный.

         Но деревья молчали в ответ.

        Рассердился старый пень и давай кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

        Но тут прилетела   синичка и защебетала о том, что никакой он   и не царь, а   обыкновенный старый пень,  и   люди вовсе не ему кланяются, а опёнки возле него   ищут, да   и тех не находят.

Текст

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

(В.П.Катаев)

  • Как пишется пеноплекс правильно
  • Как пишется пенни борд
  • Как пишется пенечек или пенечек
  • Как пишется пенал по белорусскому языку
  • Как пишется пеллеты правильно пеллеты