Как пишется перечисление после двоеточия

Часто человек не знает, после двоеточия писать с большой буквы или маленькой. Нужно знать правило, а примеры помогут закрепить материал.

Содержание

  • Когда ставится двоеточие в предложении: правило
  • Когда пишется большая буква после двоеточия: правило, примеры
  • Когда пишется маленькая буква после двоеточия: правило, примеры
  • Оформление списков: как правильно?
  • Видео: Как правильно писать: выбираем между двоеточием и тире!
  • Видео: Двоеточие — где, когда и зачем ставить?
  • Видео: Русский язык 9 класс. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Русский язык — сложный, потому что для правильного правописания, нужно знать правила наизусть. Естественно, их надо учить в школе и только потом, во взрослой жизни, когда основные базовые знания уже отложились в голове, получится писать грамотно на интуитивном уровне.

Прочитайте на нашем сайте другую статью по теме: «Слово «Родина» пишется с большой буквы или нет?». Вы узнаете, почему, а также найдете правила и примеры.

Из этой статьи вы узнаете, когда ставится двоеточие в предложении. Такие знания понадобятся, если вы учитесь в школе или просто забыли пройденный материал. Читайте далее.

Когда ставится двоеточие в предложении: правило

Двоеточие в предложении

Двоеточие в предложении

Двоеточие – это такой символ, без которого любая фраза автоматически теряет свой первоначальный смысл. Поэтому каждый человек должен знать правила постановки двоеточий и различать их. Двоеточие – это вид пунктуации, при котором две точки располагаются одна над другой. Употребляется после обобщения и при перечне однородных членов в предложении, а также после диалога писателя в прямой речи. Двумя точками разделяются части бессвязного сложного предложения, которые каким-то образом связаны друг с другом.

В пунктуации, согласно правилу нашего родного языка, есть много примеров использования двоеточия во фразах и других высказываниях:

  • Косвенная речь
  • Цитирование
  • Сложносочиненные фразы свободной формы
  • Второстепенные члены предложений

Поэтому необходимо учитывать, следует ли за двоеточием заглавная или маленькая буква. Нужно знать, что двоеточие не разделяет фразы. Этот символ ставится внутри предложения. Он применяется, чтобы разделить фразы по смысловой части. Но возникают вопросы о написании слов после данного знака препинания. Часто словоформы пишутся, начиная со строчных букв.

Разделяющий символ «двоеточие» начинает использоваться с конца XVI века. Он упоминается в грамматике Лаврентия Зизания, Метелея Смотрицкого (1619).

Когда пишется большая буква после двоеточия: правило, примеры

Большая буква после двоеточия

Большая буква после двоеточия

После двоеточия большая буква пишется в таких случаях — правила:

  • Прямая речь – это разговорная фраза другого человека (не являющегося писателем рассказа), взятая непосредственно из рассказа и переданная дословно. Когда речь идет после фраз писателя, то писать нужно с прописной буквы.

Пример:

  1. Прокурор встал и произнес: «На основе показаний заседание можно считать закрытым».
  2. Александр Невский сказал: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет».
  • Цитирование – точное воспроизведение фрагмента произведения или фразы иного лица. Если в тексте есть цитирование фразы, ее нужно заключить в кавычки.

Пример:

  1. Пушкин писал Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!».
  2. А. де Сент-Экзюпери в знаменитой сказке писал: «Дети должны быть снисходительны к взрослым».

Запомните: Когда чья-то фраза не цитируется, а передается как косвенная речь, тогда она пишется с маленькой буквы и двоеточие не нужно.

Когда пишется маленькая буква после двоеточия: правило, примеры

Маленькая буква после двоеточия

Маленькая буква после двоеточия

Рассмотрим варианты правописания маленькой буквы после двоеточия — правила:

  • Когда во фразе есть обобщение, а после него идут однородные члены.

Пример:

  1. Идя на площадку с сыном, мы берем немало вещей: самокат, машинки, мяч.

Запомните: Если есть имена собственные, то их необходимо всегда писать с большой буквы!

Пример:

  1. В Санкт — Петербурге дети увидели много красивых достопримечательностей: Эрмитаж, Петровскую крепость и Исаакиевский собор.
  2. Она очень любила сладости: конфеты, зефир и мармелад.
  3. В недрах Урала множество полезных ископаемых: железо, медь, уголь и драгоценные камни.
  4. Около дома росли старые фруктовые деревья: яблони, груши и сливы.
  • Бессоюзное сложное предложение.

Пример:

  • Им необходимо провести срочное собрание: это срочный вопрос.
  • Ваня не досмотрел сериал: в доме отключили электричество.
  • Никто не мог предположить такого окончания рабочего дня: из-за сильнейшего ливня людям будет трудно добраться домой.

Как видите, все просто — нужно знать только правила и закрепить их примерами. Ничего трудного в запоминания такой грамматики русского языка нет.

Оформление списков: как правильно?

Оформление списков

Оформление списков

Перечень создается в соответствии с определенными нормами. Есть условия, от которых зависит, какую букву будут употреблять в перечислении. Итак, как нужно правильно оформлять списки? С какой буквы начинается каждый элемент списка, зависит от некоторых нюансов. Подробнее:

Обозначение элементов перечисления:

  • Г., Д., Е. — большие буквы с точкой 
  • IV., V., VI.; 4., 5., 6. — римские или арабские цифровые символы с точкой
  • г), д), е)— маленькая буква или цифровой элемент со скобкой
  • Тире
  • Графический символ (ромбик, квадрат и т.д.)

Сколько уровней в перечне:

  • Один 
  • Много 

Степень распространения каждого элемента – могут быть из:

  • Одной фразы, словосочетания
  • Отдельного предложения, полного абзаца

Какой символ ставят в конце абзаца:

  • Запятая
  • Точка с запятой
  • Точка

Изучим основные правила, которые используются всегда в перечнях чего-либо:

  • Когда абзацы выделены большой буквой с точкой, а также римскими или арабскими символами с точкой, тогда их следует выписывать с большой буквы. В окончании поставьте точку.

Например, понадобятся такие принадлежности для школы:

А. Тетрадки.
Б. Литература для обучения.
В. Канцелярия.

  • Если элементы списка начинаются с цифры или буквы со скобкой, тире или графического символа, то после идет маленькая буква. В окончании абзаца поставьте запятую или точку с запятой.

Например, понадобятся такие принадлежности для школы:

а) тетрадки;
б) книги для обучения;
в) канцелярия.

  • Первый уровень перечня обычно начинается с большой буквы или цифры, а второй и следующие — с маленькой. Первый уровень обозначается большими буквами или цифрами с точками, а нижние уровни – маленькими буквами или цифрами со скобочками, дефисом или графическими иероглифами.

Пример — перечень принадлежностей для школы:

1. Тетрадки:
г) клетчатые и линейчатые,
д) толстые и тонкие.

2. Учебная литература:
г) по английскому,
д) по географии,
е) по химии.

3. Канцелярия:
г) ластик,
д) карандаш,
е) ручки.

  • Абзацы, которые считаются полными фразами или общими, пишутся с большой буквы. В конце поставьте точку.

Пример — для приготовления супа необходимо:

  1. Купить мясное филе и овощи, заранее все очистить и размельчить.
  2. Закипятить воду.
  3. По очереди добавлять необходимые ингредиенты.
  • Если элементы перечня — это одно слово или слово-сочетание, то их обычно пишут с маленькой буквы, а в окончании каждого стоит поставить запятую или точку с запятой.

К примеру — перечень продуктов:

  • курица,
  • гречка,
  • свекла,
  • чеснок,
  • специи.

Как упоминалось ранее, когда в заключении абзаца используется точка, тогда следующий абзац будет написан с большой буквы. Когда поставлена запятая или точка с запятой, тогда следующий абзац нужно выписывать со строчной буквы.

Видео: Как правильно писать: выбираем между двоеточием и тире!

Видео: Двоеточие — где, когда и зачем ставить?

Видео: Русский язык 9 класс. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Прочитайте по теме:

  • Как верно написать — пироженое или пирожное?
  • Слышать запах или чувствовать запах: как правильно?
  • Как верно пишется «В ТЕЧЕНИЕ» или «В ТЕЧЕНИИ»?
  • Как верно пишется ВЗИМАТЬ или ВЗЫМАТЬ?
  • Как верно написать «Привести» или «Привезти»?

Простые правила оформления списков

Списки позволяют красиво структурировать текст, заострить на чем-то внимание читателя, выделить важную мысль, словом, их использование в статье – это хорошо. Но остается дело за малым: грамотное оформление. Давайте разберемся со знаками препинания и прочими трудностями.

Самая распространенная ошибка при составлении списков

Чаще всего нарушается согласованность. Каждый пункт перечисления должен быть в одном роде, падеже и числе, а также согласовываться с обобщающим словом перед списком. Например, неправильно:

Что нужно сделать утром перед выходом на работу:

  • умывание, чистка зубов,
  • заправьте постель,
  • готовка завтрака,
  • выпить кофе.

Правильнее вот так:

Что нужно сделать утром перед выходом на работу:

  • умыться, почистить зубы;
  • заправить постель;
  • приготовить завтрак;
  • выпить кофе.

Итак, не забывайте задать один вопрос каждому пункту и проверить грамматическую согласованность.

Как обозначать элементы списка?

Функционал нашей биржи предлагает два варианта: нумерованные и маркированные списки. Однако всего вариантов членения многоуровневых списков три:

  • высший уровень обозначается заглавной буквой с точкой или римской цифрой с точкой (I. или А.);
  • средний уровень — арабской цифрой с точкой (1.);
  • низший уровень — маркером, строчной буквой со скобкой или цифрой со скобкой (а), 1) и т.п.).

Соответственно, если вы хотите ввести в статью многоуровневый список, то примерно он будет выглядеть так:

Мы любим весну за многое:

  1. Все действительно оживает:
  • природа,
  • птицы.
  1. Можно наконец достать любимые вещи:
  • легкие куртки,
  • кеды.

С какой буквы начинать пункты перечисления: строчной или заглавной?

По сути, в оформлении списков действуют те же правила пунктуации, что и в обычных предложениях. Если элементу перечисления предшествует цифра или буква с точкой, он должен начинаться с заглавной буквы, как новое предложение. Например:

Планы мои на сегодня были простыми:

  1. Как следует выспаться.
  2. Заказать в ближайшей доставке еды на целый день.
  3. Пригласить подругу в гости смотреть кино.

Также, если пункты являются отдельными предложениями, а не частями одного, то каждый элемент будет начинаться с заглавной буквы и заканчиваться точкой (об этом — ниже).

Какой знак препинания ставить перед списком

Перед списком может стоять точка или двоеточие. Двоеточие – после обобщающего слова или словосочетания, указывающего на то, что далее следует перечисление, т.е. предложение будет делиться. Возможна постановка двоеточия, если элементы начинаются с заглавной буквы. В остальных случаях ставится точка.  Например:

Мне очень хотелось сегодня сделать две вещи:

  • сходить на концерт,
  • спокойно выспаться.

Знаки препинания после пунктов перечисления

В конце каждого элемента перечисления ставится:

— точка – если части списка представляют собой отдельные предложения. И, как упоминалось выше, начинается каждый пункт с заглавной буквы;

Пример. Санкт-Петербург – замечательный город!

  • Белые ночи наполнены романтикой.
  • Разводные мосты завораживают.
  • Много памятников архитектуры.

запятая – если элементы списка простые, т.е. состоят из одного или нескольких слов, начинаются со строчной буквы, не содержат знаков препинания внутри. Однако допустимо оформлять такие пункты и точкой с запятой;

Пример. Варианты, как добраться до города:

  • поезд,
  • самолет,
  • автостоп.

точка с запятой – если пункты перечисления начинаются со строчной буквы, внутри них есть знаки препинания, в один пункт включается несколько предложений.

Пример – данный список перечисления.

Несколько нюансов, о которых не стоит забывать

*Если в конце элемента перечисления вы пишете фразу «и т.д.», она не выносится как отдельный пункт, а прикрепляется к предыдущему. Например:

В чемодан необходимо положить:

  • одежду на теплое и прохладное время года;
  • гигиенические принадлежности;
  • зарядку для гаджетов и т.д.

*Не забывайте про висячие предлоги. Если перед перечислением стоит предлог, он переносится в первый элемент списка. Например:

Я бы очень хотела побывать:

  • в Италии,
  • Испании,
  • Португалии.

Неправильно:

Я бы очень хотела побывать в:

  • Италии,
  • Испании,
  • Португалии.

*В конце списка не забывайте ставить точку.

Вот, собственно, и все основные правила. Оформляйте списки грамотно и будьте счастливы 🙂

Если вы еще не с нами — присоединяйтесь. Нам нужны хорошие авторы! Кстати, статистика заработка копирайтеров открыта, изучайте.

Простые правила оформления списков

Содержание

  1. 11 правил оформления списков и перечней
  2. Обозначение элементов списка
  3. Пример 1
  4. Пример 2
  5. Пример 3
  6. Пример 4
  7. Пунктуационное оформление перечней
  8. Пример 5
  9. Пример 6
  10. Пример 7
  11. Пример 8
  12. Пример 9
  13. Согласованность элементов списка
  14. Пример 10
  15. Пример 11
  16. Как продолжить предложение после перечисления после двоеточия
  17. Какой знак ставить после перечисления?
  18. 4 ответа 4
  19. Как продолжить предложение после перечисления после двоеточия
  20. Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)
  21. Двоеточие
  22. Пунктуация
  23. * Комментарий редакции портала

11 правил оформления списков и перечней

11 простых правил, которые помогут вам научиться создавать правильные и удобочитаемые списки где бы то ни было: в презентацих, отчетах, документах или на сайтах.

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. Бывают простые и многоуровневые списки. Как их оформлять? В каких случаях использовать нумерацию, буквы и тире? Когда в конце каждого элемента списка уместной будет точка, а когда нужна запятая или точка с запятой?

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.

Обозначение элементов списка

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).

Пример 1

Пример 2

От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:

Пример 3

Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня – при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня – при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками.Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):

Пример 4

Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).

Пунктуационное оформление перечней

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв,а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Пример 5

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Пример 6

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Пример 7

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Пример 8

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Пример 9

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Пример 10

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Пример 11

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.

Источник

Как продолжить предложение после перечисления после двоеточия

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана (Пушкин).

Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).

Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа (Лермонтов).

Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).

Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба — это была та тёмная граница, за которую не переступало сознание древних (Белинский).

§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединёнными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки

Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (Лермонтов).

Вот, наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею… (Лермонтов).

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский).

Но (без оттенка предупреждения):
§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности — прямой вопрос или восклицание, например:

Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).

По окончании работы Пётр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?» (Пушкин).

А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).

Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его — знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

Я думал о том, какой это тяжёлый и ленивый малый.

Я старался вспомнить, где был я в тот день ровно год тому назад.

Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?

Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

Источник

Какой знак ставить после перечисления?

Группа «Черкизово» производит и доставляет продукцию по двум основным сегментам: мясопереработка и птицеводство(,) а перевозки осуществляются как внутри городов в виде конечной доставки в розничные магазины, так и между регионами России.

После слова «птицеводства» нужна 1) тире, 2) запятая, 3) запятая и тире?

4 ответа 4

Варианты с тире и зап-тире ничем не обоснованы: отпадают. (И нельзя объяснить почему, нет такого правила. Есть правило об обобщающем слове после перечисления, требующим постановки тире, но у нас не тот случай.)

Обобщающее слово, стоящее после однородных членов, отделяется от них знаком тире: Поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже высокие пороги кают — всё это было медное (Пауст.); И эти поездки, и наши с ней разговоры — всё проникнуто было щемящей, безысходной тоской (Бек.).

Если перед обобщающим словом, отделенным от однородных членов посредством тире, имеется вводное слово, то запятая перед вводным словом опускается: В вестибюле, в коридоре, в кабинетах — словом, всюду толпились люди (Поп.).

Думаю, желание поставить тире навеяно Лопатиным:

§ 35. Тире ставится после перечисления однородных членов, если перечислением предложение не заканчивается: Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах — происходили шумные разговоры

Однакой, в данном случае перечисление стоит в конце простого предложения, поэтому я бы это правило в нашем случае не применял.

Попутно еще несколько замечаний.

Доставлять продукцию по адресам — корректно, а по сегментам — звучит смешно. Думаю правильней будет: «производит и доставляет продукцию в двух основных сегментах».

Имена перечиляемых объектов должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

«Перевозки в виде доставки». Не думаю, что такое допустимо. Возможно, «включая доставку»?

Группа «Черкизово» производит и доставляет продукцию в двух основных сегментах: мясопереработке и птицеводстве, а перевозки осуществляются как внутри городов, включая доставку в розничные магазины, так и между регионами России.

Из Справочника по русскому языку Розенталя (Орфография и пунктуация):

К этому пункту есть важная оговорка с примерами:

Если по условиям контекста после однородных членов предложения требуется постановка запятой, то она ставится, а тире или ставится, или опускается. Ср.: Наряду с иными стихийными бедствиями, как-то: пожар, град, начисто выбивающий хлебные поля, ненастье или, наоборот, великая сушь, — есть в деревне ещё одно бедствие (Сол.) — запятая закрывает обособленный оборот с предложным сочетанием наряду с; Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения, как-то: муку, пеньку, мёд и прочее, но покупает только небольшие безделушки (Г.) — запятая как бы «поглощает» тире.

Группа «Черкизово» производит и доставляет продукцию по двум основным сегментам — мясопереработка и птицеводство, а перевозки осуществляются как внутри городов в виде конечной доставки в розничные магазины, так и между регионами России.

Это пояснительная конструкция в конце первого предложения в составе ССП, обособленная с помощью тире, запятая же ставится перед вторым предложением.

Здесь нет обобщающего слова, так как падеж не согласован.

ДОПОЛНЕНИЕ

Рассмотрим пример: Предприятие производит продукцию двух видов — мясную и молочную, а перевозки осуществляет/перевозки осуществляются. «.

Здесь можно считать, что продукцию двух видов — это обобщающее слово, но и для этого случая у Розенталя есть объяснение:

Если по условиям контекста после однородных членов предложения требуется постановка запятой, то она ставится, а тире или ставится, или опускается. Ср.: Наряду с иными стихийными бедствиями, как-то: пожар, град, начисто выбивающий хлебные поля, ненастье или, наоборот, великая сушь, — есть в деревне ещё одно бедствие (Сол.) — запятая закрывает обособленный оборот с предложным сочетанием наряду с; Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения, как-то: муку, пеньку, мёд и прочее, но покупает только небольшие безделушки (Г.) — запятая как бы «поглощает» тире.

Таким образом, конечное тире перед запятой не ставится, если запятая относится к структуре сложного или осложненного однородными членами предложения.

Источник

Как продолжить предложение после перечисления после двоеточия

Об использовании в подобных перечислениях точки с запятой см. § 135.

§ 128. Точка ставится в конце рубрик перечисления (и в том случае, когда оно следует за двоеточием), если рубрики эти являются достаточно развитыми и особенно если они представляют собой самостоятельные предложения и если внутри их уже есть какие-либо знаки препинания, например:

Резюмируя всё изложенное выше, можно сказать:

Об использовании в подобных перечислениях точки с запятой см. § 135.

Об использовании в подобных перечислениях точки см. § 128.

Такой способ употребления мин заставил предъявить к ним требования:

увеличить безопасность постановки мин.

(Академик

Об использовании в подобных перечислениях точки см. § 128.

Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов (Гоголь).

Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком (Л. Толстой).

Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки (С. Аксаков).

Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки (Л. Толстой).

§ 174. Посредством тире выделяются:

О выделении скобками см. § 188.

Тут — делать нечего — друзья поцеловались (Крылов).

. Как вдруг — о чудо! о позор! — заговорил оракул вздор (Крылов).

Лишь один раз — да и то в самом начале — произошёл неприятный и резкий разговор (Фурманов).

О запятых при приложении см. § 152.

Старший урядник — бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу — скомандовал «строиться» (Шолохов).

Перед дверями клуба — широкого бревенчатого дома — гостей ожидали рабочие со знамёнами (Федин).

Обычно из верховых станиц — Еланской, Вёшенской, Мигулинской и Казанской — брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский (Шолохов).

§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий.

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имён собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский.

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комховато-пылеватый, удлинённо-ланцетовидный.

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых например: сам-друг, сам-третей, сам-пят, сама-пята.

Источник

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Двоеточие

Пунктуация

§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например*, как-то*, а именно), например:

      Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.
      Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.
      Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки*.

2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

      Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.

§ 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то*, например*, а именно, например:

      И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.
    Я посетил крупнейшие города СССР, а именно: Москву, Ленинград, Баку, Киев – и возвратился на Урал.

О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.

§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
      Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.
      Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
      Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.

§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

      И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.
      Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез.
      Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею.
      Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
      Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

Но (без оттенка предупреждения):

§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

      Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».
      По окончании работы Петр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»
      А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»

Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

    Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
    Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
    Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
    Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

* Комментарий редакции портала

Как-то. Дефисное написание составного союза как-т о (в значении ‘а именно’) следует считать устаревшим. В своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания) в § 142 союз как то включен в список служебных слов, которые пишутся раздельно.

Еще в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в статье КАК указывалось: «Как то – то же, что а именно. Все предприятия, как то: строительные, текстильные, полиграфические — работают нормально».

Раздельное написание составного союза как т о позволяет отличить его на письме от местоименного наречия к а к-то.

Например. О других случаях пунктуации при слове см. §§ 154, 155.

Источник

Всего найдено: 84

Здравствуйте! Вопрос срочный. Ответьте на него, пожалуйста. Подскажите, как корректно расставить знаки препинания в предложении с перечислением вопросов? Приведу пример. Они найдут ответы на такие вопросы, как: как научиться петь? сколько зарабатывают музыканты? Это корректно? И возможно ли такое написание: «…на такие вопросы как: Как научиться петь? Сколько зарабатывают музыканты?». На какие правила опираться?

Ответ справочной службы русского языка

Полагаем, что корректен первый вариант оформления. К сожалению, в правилах данная ситуация достаточно ясно не описана. Предлагается писать со строчной буквы после двоеточия или тире члены предложения, например: Она спросила, кто он, не француз ли, и стала по его просьбе гадать: бельгиец? датчанин? голландец? Считаем, что данное правило нужно распространить и на вопросы, располагающиеся после вводящего их слова.

Обратите внимание: первое слово как лучше опустить: …на такие вопросы: как научиться петь? сколько зарабатывают музыканты?  

Ставится ли запятая? Он устроился поудобнее и вскоре уже спал: на работе был завал(,) и он сильно уставал в последнее время.

Ответ справочной службы русского языка

Обе части после двоеточия указывают на причину того, о чем говорится в главной части, поэтому запятая между ними не нужна. 

Добрый день. Вопрос следующий. Как правильно написать: 1) дисциплина: «Физика» 2) дисциплина: Физика Спорим, можно ли писать название в кавычках после двоеточия.

Ответ справочной службы русского языка

Название дисциплины физика в кавычки заключать не нужно. Чтобы понять, необходимо ли двоеточие, нужно видеть все предложение. 

Доброе утро, подскажите, пожалуйста, по вопросу: нужна ли после двоеточия заглавная буква в следующих случаях: 1) Примечание: Трудовое законодательство не предусматривает права выдвижения сотрудниками встречных условий в данной ситуации. 2) В нашей компании увольняются пять работников. Вопрос: Необходимо ли всем выдавать трудовые одним днем? 3) А судьи кто: Вопрос главенства судей на процессе. В третьем случае — заголовок. А в перых двух случаях просто текст. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слово, следующее после двоеточия, пишется со строчной буквы во всех приведенных примерах.

Надеюсь снова на вашу помощь! Нужны ли кавычки после двоеточия? Проверка микрофона — это когда в него говорят: раз-раз-раз.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше без двоеточия: Проверка микрофона — это когда в него говорят «раз-раз-раз».

Подскажите, уместно ли в этом месте двоеточие или стоит перестроить предложение? В каком падеже должны стоять слова после двоеточия? «Мы гарантируем сохранность персональных данных, оставленных пользователями при регистрации и дальнейшем использовании сайта: имя, адрес, телефон, почтовый индекс и пр.» Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Мы гарантируем сохранность персональных данных, оставленных пользователями при регистрации и дальнейшем использовании сайта (имя, адрес, телефон, почтовый индекс и пр.).

Мы гарантируем сохранность персональных данных, оставленных пользователями при регистрации и дальнейшем использовании сайта, таких как имя, адрес, телефон, почтовый индекс.

И все же жду ответа! Первые три вопроса отправлены 4, 11, 26 марта – ответа не было! Снова написали вам -15 апреля, от вас снова нет помощи. Сегодня еще одна попытка (но вопросов стало больше). 1. ИзменениЕ (или изменениЯ?) запасов продуктов в результате истечения срока годности, перевода на центральный склад, отправки заказчику и пр. 2. Ответ на вопрос может быть дан в иной(,) близкой по смыслу формулировке. Нужна ли выделенная запятая? Почему? 3. Строчная или прописная в слове «федеральный»? Провести мероприятие поручено федеральному государственному бюджетному учреждению «ВНИИзолоторедька»; Для создания федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Учет неопознанных объектов» следует приобрести новейшее оборудование. 4. Проверьте, пожалуйста, подпись под статьей – большая буква после двоеточия уместна? «Автор: Пресс-служба Минприроды России». 5. Подтвердите, что название институтов написано неправильно: ВНИИГеосистем (надо – ВНИИгеосистем), ВНИИОкеангеология (надо – ВНИИокеангеология)? 6. Проверьте, пожалуйста, пунктуацию: В Дальневосточном федеральном округе(,) в Магаданской области учтено шесть месторождений.

Ответ справочной службы русского языка

1. Корректно: Изменение запасов продуктов в результате истечения срока годности, перевода на центральный склад, отправки заказчику и пр.

2. Пунктуация зависит от смысла. Оборот без запятой в иной близкой по смыслу формулировке означает, что была дана близкая по смыслу формулировка, но есть и другая, тоже близкая по смыслу. Оборот с запятой содержит поясняющее определение и означает ‘в иной, то есть близкой по смыслу формулировке’. 

3. Корректно написание слова федеральный со строчной буквы: Провести мероприятие поручено федеральному государственному бюджетному учреждению «ВНИИзолоторедька»; Для создания федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Учет неопознанных объектов» следует приобрести новейшее оборудование.

4. Лучше написать со строчной буквы: Автор: пресс-служба Минприроды России.

5.  Приведем правило. В сложносокращенных словах смешанного типа, образованных из инициальных аббревиатур и усеченных основ, инициальная часть обычно пишется прописными буквами, а усеченная — строчными, напр.: НИИхиммаш, ЦНИИчермет, ГлавАПУ, КамАЗ; однако: ГУЛАГ, СИЗО (следственный изолятор), ГОСТ (государственный общероссийский стандарт), РОСТА (Россий­ское телеграфное агентство), Днепрогэс. При этом составные на­звания, в которых за инициальной частью следует несокращенное слово (слова) в косвенном падеже, пишутся раздельно, напр.: НИИ газа, НИИ постоянного тока

По правилу нужно писать: ВНИИгеосистем, ВНИИокеангеологии. Однако в уставах организаций могут быть закреплены варианты названий, не соответствующие правилам. Такие названия придется воспроизводить в юридических документах. 

6. Корректно: В Дальневосточном федеральном округе, в Магаданской области, учтено шесть месторождений.

Грамота, подскажи, пожалуйста, разве не должны пункты после двоеточия писаться со строчной? Основные приоритетные направления Программы: * Развитие энергетического комплекса; * Развитие инженерной инфраструктуры и водообеспечения; * Обеспечение межнационального единства.

Ответ справочной службы русского языка

В таком перечне пункты, действительно, следует писать с маленькой буквы.

Уважаемая Грамота, подскажите пожалуйста, как правильно оформить вопросительные части после двоеточия? Возможен ли такой вариант оформления? или нужны кавычки? И что с прописными буквами в таком случае, можно ли без них обойтись? Величайшие умы человечества мучились над вопросами: что мы можем знать? на что мы можем надеяться? как нам следует поступать?

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали предложение верно. Прописные буквы заменяются строчными, если перед перечислением стоят знаки двоеточие или тире (впереди имеется обобщение): Величайшие умы человечества мучились над вопросами: что мы можем знать? на что мы можем надеяться? как нам следует поступать?

Здравствуйте! В структуру учреждения входят: — Вокальный коллектив «Поющие бабушки»; — Клуб авторской песни. Оправданно ли здесь употребление заглавных букв при перечислении?

Ответ справочной службы русского языка

Рубрики перечня, расположенные после двоеточия, начинаются со строчной буквы (с красной строки).

Здравствуйте! Подскажите, ставится ли в резюме двоеточие после выделенных граф, например, Опыт работы, Увлечения, и нужно ли, например, далее перечисленные увлечения указывать со строчной или прописной буквы, если перечисление идет строчкой ниже от выделенной графы?

Ответ справочной службы русского языка

При написании в строку уместна постановка двоеточия, после двоеточия текст пишется со строчной буквы.

При написании с новой строки знак препинания после заголовка не ставится. Текст пишется с прописной буквы.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить предложение: «Там было написано: «Посылка ма-ми-на!» Нужны ли после двоеточия кавычки и правильно ли расставлены другие знаки препинания? Большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Все знаки препинания расставлены верно.

Чем являются в предложении однородные перечисления, стоящие после двоеточия?

Ответ справочной службы русского языка

Синтаксическая роль зависит от строя конкретного предложения.

Здравствуйте! Ответ на свой вопрос я нашла, но мои коллеги утверждают, что возможно и такое написание: «Лауреат Премии Кандинского Таус Махачева: То, что я делаю – жизнестроительная практика, а не искусство». Действительно ли можно писать реплики после двоеточия без кавычек и с большой буквы? Спасибо. С уважением, Марина.

Ответ справочной службы русского языка

При оформлении заголовков такая практика существует.

У ученого много трудов, в частности «В мире слов: Пособие для учителя». Нужно ли в названии труда слово «пособие» писать с большой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Слово после двоеточия пишется с маленькой буквы. Верно: «В мире слов: пособие для учителя». Либо следует ставить точку: «В мире слов. Пособие для учителя».

Копирайтинг

Оформление списков (перечней) в текстах

04.09.2021

23 комментария

Регулярно сталкиваюсь с проблемой оформления списков (перечней) в текстах и оформлением статьи на сайте. Разберем, как обозначать подпункты в тексте.
Давайте разберем как оформлять перечни. После точки должна идти большая буква, если точка не только после цифры, но и заглавной буквы алфавита.

Также в списках встречаются предложения, где не ставятся запятые и точка с запятой не всегда обязательна, если членение списка происходит по одному слову.

Зачем добавлять перечни в статьи?

Роль списков в статьях объясняется структурной подачей информации. Изложение может быть как в виде пошаговой инструкции так и для описания видов, следствий, типов, характеристик.

Структура помогает роботу быстрее сканировать текст и распознавать информацию на странице с помощью данных, прописанных в подзаголовках третьего и четвертого уровня.

Оформление списков и перечней

Как обозначать элементы списка?

Предложение перед списком и его элементы после двоеточия могут писаться в одну строку или каждый элемент перечня с новой строки. Если список многоуровневый, то удобнее его структура смотрится, если разделять элементы и каждый с новой строки.

В правилах русского языка допускается использовать абзацный отступ или вместо него букву, цифру, тире, точку.

Но для сайтов использование списков без обозначений – не допускается, потому что в коде есть правило для оформления списков: нумерованные — ol, а маркированные — ul.

Поэтому копирайтеры пишут списки, оформляя их маленькими дефисами (даже не тире), это удобно и быстро, я согласна, но это неправильно.  Также встречаются списки с абзацным отступом, который  в коде не будет выглядеть, как список, а просто набор не связанных между собой слов, а это минус в оптимизации текста. Нужно помнить, что пишем текст мы не в газету.

Примеры списков, которые не подходят для сайтов, но считаются правильными с точки зрения русского языка.

Пример 1. Без обозначений

Найти новых заказчиков на тексты можно по таким каналам:

социальные сети и группы о копирайтинге;

SEO форумы, где находятся SEO-оптимизаторы и владельцы сайтов;

биржи контента.

Пример 2. Тире или дефис

Найти новых заказчиков на тексты можно по таким каналам:

— социальные сети и группы;

— SEO форумы, где находятся SEO-оптимизаторы и владельцы сайтов;

— биржи контента.

У меня сразу исправляет дефис на ul, потому напишу в таком виде, чтобы понятней было.

Пример 1 и 2 – это неправильное оформление перечней для сайтов, я прошу это исправлять в статьях.

Перечни бывают простые и сложные. Будем говорить только про простые, где предусмотрен один уровень членения текста. В оформлении простых перечней используют арабские цифры, точки и маленькие буквы со скобкой. После цифр всегда ставится точка (это правило!).

Быстрое оформление перечней в статьях

Пример 3. Маркер

В зоопарке живут животные с разных уголков планеты:

  • обезьяны из Таиланда;
  • кенгуру из Австралии;
  • медведи из России.

В примере 3 маркированный список, перед ним стоит двоеточие, значит предложение и мысль заканчивается только в конце перечисленных животных. Если предложение имеет законченную мысль, то перед перечнем ставится точка.

Каждый элемент в маркированном списке начинается с маленькой (строчной) буквы и в конце можно поставить либо запятую или точку с запятой.  Если элементы списка состоят из одного слова, то допускается использование только запятой, но слова не должны начинаться с большой (заглавной) буквы.
Какая ошибка у многих? Авторы после двоеточия  начинают писать каждый элемент с большой буквы и  в конце ставить точку с запятой.

Важно! В перечнях нельзя писать после точки с запятой заглавную букву – должна быть только маленькая.

Пример 4. Нумерация в тексте

Из каких цветов состоит радуга:

  1. Красный.
  2. Оранжевый.
  3. Желтый.
  4. Зеленый и т.д.

Это нумерованный список, где после цифры стоит точка. Нельзя следом писать элементы списка с маленькой буквы (это одна из распространенных ошибок).

Только заглавная буква и в конце ставится точка, потому что после запятой нужна маленькая буква. Все элементы списка с цифрой нужно писать с большой и в конце использовать только точку.

Пример 5. Неправильное написание после цифр

Как нельзя оформлять список для сайта:

  1. через дефис или тире;
  2. с маленькой буквы после точки;
  3. с отступом в абзаце;

Специально в этом списке не ставлю запятую, ведь следом идет точка. Если мы используем список с буквами или цифрами со скобками, то точки не ставятся и последующий текст начинается со строчной буквы.

Важно! Если в перечне используется несколько предложений, которые разделяются между собой точкой, то в конце каждого элемента списка рационально ставить точку. Такой список будет начинаться с заглавной буквы.

В примере 1 и 2 у нас элементы списка усложнены, добавлены запятые, такой перечень всегда заканчивается точкой с запятой или точкой, запятую в таких случаях ставить нельзя.

Связные и простые списки

Связные и простые списки

Пример 6. Низшие уровни списков

Сейчас мы рассматриваем правила оформления перечней, которые важно запомнить и использовать в своей работе:

  • копирайтерам и рерайтерам;
  • авторам своих блогов;
  • всем пишущим людям, которые сделали тексты своим источником дохода.

В примере 6 перед перечнем идет большое предложение и в конце стоит двоеточие, это означает, что нужно использовать только более низшие уровни членения с оформлением в виде маркера, маленькой буквы со скобкой (в правилах русского языка есть еще тире). Для сайтов тире не подходит, для него не прописан тег специальный.

Пример 7. Самостоятельное предложение

Для поступления в ВУЗ необходимо подавать такие документы:

  • аттестат о получении среднего образования;
  • вкладыш к аттестату. Обязательно добавить ксерокопии документов;
  • паспорт абитуриента.

В этом списке было включено самостоятельное предложение с заглавной буквы, но в этом случае предложение является частью перечня, потому в конце ставится точка с запятой. Хотя по правилам после слова «документов» должна быть точка, но тут составное предложение внутри перечня.

Частые ошибки авторов

  1. После точки пишут маленькую букву (это как раз нумерованные списки).
  2. В маркированном списке после точки с запятой пишут заглавную букву.
  3. Не согласовывают все элементы перечня по одному падежу. Например, если нужно поставить все элемента списка в родительный падеж, то именительный не должен встречаться.

Пример 8. Согласование времен

Чтобы идеально выполнить домашнее задание нужно соблюдение условий (т. е. соблюдение «кого? чего?» родительный падеж):

  • тишины в комнате;
  • книги и тетради на столе;
  • яркого света.

Когда все элементы перечня правильно согласованы, то список написан по правилам. Проблемы с согласованием начинаются, когда перечень содержит много громоздких предложений.

Иногда встречаются и совсем неудачные работы, мы разбираем на страницах Редачим некоторые статьи.
На перечни в текстах нужно обращать внимание обязательно. А если используйте списки в несколько уровней, то главными будут цифры с точкой, а вложения оформляются маленькими буквами со скобкой.

Чтобы правильно проанализировать списки, откройте Word  и просмотрите варианты оформления.

Автор информационных сайтов Елена

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Интересное:

кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам

Присоединиться

В русском языке используется несколько знаков препинания. Каждый из них выполняет свою роль. Одним из знаков препинания является двоеточие. Оно очень важно при построении сложных предложений. 

Правила написания слов после двоеточий

Важно понимать, что двоеточие не отграничивает предложения друг от друга. Данный знак препинания указывается внутри предложения. Он необходим для смыслового отделения частей предложения. При этом возникает вопрос о написании слова после двоеточия. Нередко, слова пишут с маленькой буквы. Встречаются ситуации, когда их пишут с большой буквы. Подобные случаи надо разобрать более подробно:

  • двоеточие ставится перед перечислением ряда слов. Это могут однокоренные слова, перечисление. Подобные перечисления возможны на одной строчке. Но их часто разносят по разным строкам. То есть, на одной строке ставится двоеточие, а на строке ниже располагается отдельное словосочетание. Соответственно, каждое последующее смысловое словосочетание будет ставиться на следующей нижней строке;
  • если после словосочетания нет списка, то слова обязательно пишутся с маленькой буквы. Ведь они находятся на одной строке и предложение продолжается далее;
  • если имеется список, то важно знать, какой именно это список. В случае, когда речь идет о маркированном списке (именно он используется в данном тексте), слова тоже надо писать с маленькой буквы. Употребление слов с большой буквы будет ошибочным;
  • допускается написание слов с большой буквы, если список является нумерованным. То есть, каждое словосочетание отделено от другого цифрой. Это могут быть цифры 1, 2, 3 и так далее. Только в таком случае слова после двоеточия пишутся с большой буквы.

Таким образом, после двоеточия слова пишутся с маленькой буквы. Написание слов с большой буквы возможно только при наличии в предложении нумерованного списка.

Пример предложения с двоеточием

Следует привести пример предложения с двоеточием. Так, «радуга состоит из семи цветов: зеленый, синий, желтый, красный и другие». Здесь имеется двоеточие и после него слова написаны с маленькой буквы.

  • Как пишется перец маринованный
  • Как пишется переферия или периферия
  • Как пишется пересорт или
  • Как пишется пересмотреть правильно
  • Как пишется пересмотрены или пересмотрены