Как пишется песня сначала музыка потом текст или наоборот

У многих людей, которые пытаются писать песни, возникает сомнение: с чего начать творческий процесс. Создать музыку, а потом придумать для нее слова, или наоборот – сначала срифмовать строки?

Написание песен – сложное и кропотливое занятие, требующее от автора таланта и особых умений. Не каждый человек способен создать настоящий шедевр, но кто не пытался, будучи молодым романтиком, сочинять вирши, а освоив несколько гитарных аккордов, подобрать их под текст. Совмещая в одном лице и музыканта и поэта, невольно сталкиваешься с вопросом: как работают профессиональные песенники, что первым выходит в свет – стихи или мелодия?

На самом деле, песню редко создает один человек. Обычно, этот процесс основан на партнерстве двух творческих личностей: композитора и автора текстов. Они взаимодействуют на стыке двух искусств, совмещение которых дает совершенно новое произведение, относящееся к иному направлению культурной жизни. Так художник смешивает в палитре краски, чтобы получить другой цвет. Как же получаются всеми любимые песни, что появляется раньше, а что потом? Пишут ли музыку на слова или, наоборот, на текст накладывают мелодию? Посмотрим на оба варианта, чтобы понять, какой из них наиболее приемлем.

Сначала было слово

Любое хорошее стихотворение само просится, чтобы его пропели. Так происходит, потому что рифмованные строки пишутся в определенном ритме, который является основой всего текста. Другие составляющие, например, рифма, не так важны, ведь есть же произведения, называемые «белым» стихом. В них рифмы нет вообще, или она не настолько явная, как в строках, написанных в традиционном стиле.

Беря готовые стихи, мы уже имеем ритм для будущей песни. Нередко именно поэзия вдохновляет композиторов на создание музыки. Если сочетание получается гармоничным, то произведение будет любимо публикой и обязательно найдет своего слушателя. Часто такой способ написания используется при создании романсов и авторской песни. Примером может служить творчество супругов Никитиных или замечательный вокал Александра Малинина.

Если для песни берется уже известный текст, то это значительно упрощает задачу. Не надо привлекать профессионального поэта, да и строки уже проверены временем и по достоинству оценены читателями. Значит, новое творение уже на пятьдесят процентов обречено на успех. Осталось только придумать удачную мелодию. Но бывает и наоборот…

Когда на музыку пишутся слова

Случается, что удивительная мелодия вдохновляет поэта на творчество. За основу берется настроение и все тот же ритм, только уже музыкального произведения. Он позволяет совмещать два направления в искусстве, и создавать новые произведения. Порой они становятся популярнее инструментальных композиций, которые изначально были самостоятельными «хитами».

Такой подход дает возможность человеку, не имеющему талант к музыкальному сочинительству, но способного писать стихи, проявить себя в песенном деле. Этот прием хорош, когда хочется преподнести кому-либо необычный сюрприз. Не беда, если человек не склонен придумывать музыку, то можно заказать песню.

Если необходимы оригинальные слова, посвященные конкретному человеку, а на ум ничего не приходит, то поможет профессиональный автор. Он быстро и качественно напишет уникальный текст, который хорошо сочетается с ранее выбранной мелодией. В таком случае не придется беспокоиться о реакции поздравляемого, ведь текст будет идеально соответствовать поэтическим канонам.

Итак, становится понятно, что нельзя точно выбрать, что в песне появляется сначала: музыка или стихи. Все зависит от того, кто сочиняет произведение и какие он имеет таланты. Песня может создаваться целиком или в ней используются моменты, написанные задолго до этого. Если произведение гармонично, то люди обязательно его полюбят, исполнитель же получит заслуженную благодарность довольных слушателей.

Творческая студия Татьяны Агаповой

Как пишутся слова и музыка к песням

Песни пишутся по-разному. У кого-то они рождаются во сне, кто-то очень долго продумывает каждую строчку и каждую ноту. Но есть несколько рекомендаций, которые помогут начинающим «сонг-райтерам».

Как пишутся слова и музыка к песням

Инструкция

Любая песня — это сочетание музыки и текста. Как признаются сами авторы, у некоторых песня начинается с текста, а потом уже сочиняется музыка. Другие, наоборот, наигрывают мелодию, а потом «нанизывают» на нее слова. Третьим приходит уже практически готовое произведение. Так что вы сами со временем определите, какой способ больше подходит вам. Для начала можно попробовать начать с текста.

Проще всего взять уже готовое стихотворение. Многие романсы написаны на стихи поэтов 18-19го веков, потому что они очень музыкальны. Возьмите любое такое стихотворение и попробуйте «пропеть» его. Мелодию можно сочинять на ходу. У вас уже практически получилась песня. Более сложный вариант — написать стихотворение самому. Чаще всего в песнях есть припев, то есть повторяющаяся часть. Она может быть написана в другом стихотворном ритме. Есть песни, в которых текст вовсе не рифмованный или он не пропевается, а проговаривается. В этом случае упор идет на музыкальное содержание произведения. И, в любом случае, в тексте тоже поддерживается определенный ритм.

Следующий этап — написание музыки. Песня — это не только мелодия, но и аккомпанемент. Попробуйте различные аккорды. Возможно, вам понравится какое-то их сочетание, тогда можно будет наложить на них слова припева или куплетов. Подберите несложный ритм. Есть люди, которые могут придумать и спеть удачную мелодию, не зная нот. Но как они смогут себе подыграть, например, на гитаре? Опытные музыканты уже знают, как звучат те или иные аккорды, ноты. Хотя и они могут иногда случайно наткнуться на удачное сочетание. Поэтому, собираясь писать песни, вы должны много и часто заниматься музыкой и овладеть хотя бы одним музыкальным инструментом.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Это вопрос, который задают многим авторам песен: вы пишете сначала музыку или текст?

На этот вопрос нет универсального ответа. Посадите в одну комнату десять команд авторов песен, и вы получите столько же ответов. Это может быть вопросом личных предпочтений, а также обстоятельств: например, застряв в шумном автобусном терминале с одним лишь блокнотом, вы можете пойти по пути написания текста.

В этой статье мы подробно рассмотрим различные подходы к
написанию песен
и то, как каждый из них может тонко влиять на развитие песни.

Лирика Первый подход

Большая часть раннего каталога Элтона Джона была написана сначала в виде текстов. Его соавтор Берни Таупин писал полный текст песни, а Элтон Джон его излагал. Они написали много песен вместе еще до того, как встретились лично, и даже тогда продолжали сотрудничество по принципу «сначала слова». Сейчас мы рассмотрим этот породистый подход.

Написание текстов — это ремесло, которому можно учиться и практиковаться всю жизнь. Хитрость в
написании хороших текстов
заключается в том, чтобы оставить место для музыки, чтобы она сыграла свою роль (каламбурно). Иногда это может означать жертвовать отличной строкой, чтобы избежать перегруженности, но это часть ремесла написания песен.

Первое, что нужно установить при подходе к тексту песни, — это ваша тема, в идеале в виде названия. О чем песня? Что вы пытаетесь сказать? Какую эмоцию (эмоции) вы хотите передать?

Важно знать, куда вы идете, чтобы туда попасть. Нет ничего плохого в лапше (лирической или музыкальной), но в какой-то момент вам нужно начать свой путь.

Как только вы определились с темой, пришло время набросать несколько идей для лирики. Это могут быть фрагменты строк, интересные вещи, которые вы заметили в связи с вашей темой, или случайные слова. Записывайте все; позже вы всегда сможете вернуться и отредактировать.

Я предпочитаю писать ручкой и на бумаге; так легче разбрасывать слова и лирические идеи по странице. Альтернативой записи текстов песен является запись их на диктофон (удобно, если вы гуляете с собакой). Вы можете даже придумать
мелодию
и просто начать петь песню. Тогда это будет больше похоже на гибридный подход (см. ниже), но это нормально!

текст или музыка на первом месте

Теперь, когда у вас есть несколько слов, основанных на теме, начните думать о структуре песни. Будет ли это типичная форма куплет-припев? Или менее распространенная структура AABA? Сама структура не имеет значения, но у песни она должна быть. Иначе это все равно, что пытаться украсить дом, пока он еще не построен.

Теперь пришло время начать писать и превратить свои слова в тексты. Если вы выбираете форму куплет-припев, я бы рекомендовал начать писать текст для
припева
, поскольку именно эта часть запомнится большинству людей. Стоит отметить, что не обязательно писать всю песню сразу. Нередко вместо настоящих текстов используются «фиктивные», когда вы знаете, что хотите чего-то, но не можете до конца сформулировать. Мне нравится представлять, что Кэти Перри сначала написала текст
«рыба с тунцом и яблочный пирог»

, прежде чем решиться на
«Baby, you’re a firework»

.

Когда вы будете довольны припевом, приступайте к
написанию куплета
. Когда он приобретет определенную форму, напишите все оставшиеся куплеты (помня о подходе «меньше — больше», о котором говорилось выше). Следите за тем, чтобы длина строк и количество слогов совпадали для соответствующих строк в каждом куплете. Если в вашей структуре есть другие разделы, например,
бридж
, продолжайте писать тексты и для них.

Поздравляем — у вас есть целая лирика! Отложите его в сторону и дайте себе время отдохнуть от него, даже если некоторые фрагменты кажутся вам не совсем подходящими. Ваш мозг будет продолжать обрабатывать песню в фоновом режиме, пока вы занимаетесь своими делами. Когда вы вернетесь к своему блокноту, у вас будет свежий взгляд на вещи, и вы сможете подправить их, чтобы они стали просто написанными (слишком много каламбуров? Прошу прощения…).


Плюсы и минусы подхода «Лирика прежде всего»:

+ У вас есть четкая, хорошо продуманная лирика, которая привлечет внимание вашей аудитории.

— Если вы сначала напишете все тексты, это может не дать музыке возможности выразить то, что вы хотите сказать.

Первый подход к музыке

Если написание музыки — это больше ваш конек, то вас, скорее всего, привлечет подход, основанный на музыке. Не забывайте оставлять место для текстов песен (если вы не
Dream Theater
). У вас может быть миллиард идей, которые так и норовят вырваться из вашего музыкального гения-разума, но не обязательно, чтобы все они вошли в одну песню.

Процесс применения подхода «сначала музыка» похож на то, о чем говорилось выше. Когда вы садитесь за работу, подумайте об эмоциональном ландшафте вашей песни. Как вы передадите это в аккордовой структуре и гармоническом ландшафте? Какую форму примет мелодия? Как на все это повлияет
темп
?

Затем набросайте несколько музыкальных идей. Это может быть
аккордовая прогрессия
, гитарный рифф или басовая линия (или все три). Хорошо бы записать эти наброски на диктофон, который всегда будет у вас под рукой (благослови бог приложение «голосовые заметки»!). Нет ничего хуже, чем придумать отличную мелодию, а потом забыть ее, пока вы бежите к компьютеру, чтобы загрузить Logic. Я люблю просто начать записывать и смотреть, что из этого выйдет. На моем
диктофоне Zoom h1n
я могу добавить маркеры в файл, чтобы потом легко найти лучшие фрагменты, когда я импортирую их в DAW.

начать с текста или музыки

Опять же, важна структура. Вы должны знать, что вы строите, прежде чем начать! Как только вы определились со структурой, начинайте создавать различные части. Здесь нет правильного или неправильного пути; вы можете сначала написать вокальную мелодию, а затем придумать аккорды, которые с ней сочетаются, или наоборот. Кстати, здесь вам пригодится базовое понимание теории музыки. Вместо того чтобы пробовать целую кучу аккордов, чтобы проверить, работают ли они под мелодию, вы будете знать, что работает, а что нет.

Если вы работаете в хип-хопе, то, скорее всего, бит будет первым, что вы приготовите. При работе над новыми песнями легендарный продюсер
Тимбалэнд
любит придумывать
ритм
, а затем он и его продюсерская команда оформляют его музыкой, после чего добавляют текст.

Наконец, дайте своему мозгу время отдохнуть от песни, чтобы он мог придумать для вас новые идеи. Затем отправьте песню своему мастеру слов (которым можете быть вы), чтобы он добавил текст.


Плюсы и минусы подхода «Музыка прежде всего

+ Скорее всего, в итоге у вас получится очень певучая мелодия и/или крючок.

— Разработка мелодии до написания текста может привести к тому, что вы упустите причудливую, запоминающуюся строчку.

Гибридный подход

Оба описанных выше подхода проходят путь от первоначальной идеи до завершения без какого-либо взаимодействия между этими двумя элементами. Более распространенная техника смешивает и сочетает эти два элемента, так что оба разрабатываются одновременно.

Такой метод типичен, если вы являетесь и автором текста, и композитором, или если у вас есть соавтор, который находится с вами в одной комнате. В этой ситуации что-то все равно придет первым; вдохновением может быть одна строчка, или фраза, или несколько запоминающихся аккордов, сыгранных на акустической гитаре. Что бы это ни было — текст или музыка — не имеет значения. Главное — создать синергию и подбрасывать идеи друг другу (или себе, если вы работаете в одиночку).

Шаги, которые вы предпримете, чтобы писать таким образом, будут такими же, как и выше. Определите эмоциональный путь песни; определите структуру; постройте части; сделайте перерыв; измените слова, аккорды и дорабатывайте, пока не будете довольны. Прелесть такого подхода в том, что каждый элемент может продолжать вдохновлять другой в процессе написания. Леннон и Маккартни начинали писать песни именно так, и я думаю, справедливо будет сказать, что они добились хороших результатов.


Плюсы и минусы гибридного подхода

+ Музыка и текст будут легко сочетаться друг с другом.

— Вы можете оказаться на бесконечной карусели, пробуя различные риффы и лирические идеи, и так и не завершить песню.

Лирика или поэзия?

Джим Моррисон, фронтмен противоречивой рок-группы 60-х годов
The Doors
, писал тексты. Точнее, он писал стихи, которые затем либо превращались в тексты, либо ложились на музыкальный фон. Поэзия и лирика, хотя и похожи, это две разные вещи. Стихотворение призвано быть самодостаточным, выражая себя без необходимости в музыке. Лирика, с другой стороны, является половиной уравнения песни. Сами по себе они могут показаться упрощенными или даже детскими. Но когда текст положен на музыку, эти недостатки исчезают. Бывают случаи, когда композитор берет стихотворение и кладет его на музыку, но это больше характерно для классической музыки.

лирика и поэзия для музыки

Превращение поэзии в лирику

Возможно, вы хотите переложить свои стихи в форму песни. Как бы вы поступили в этом случае?

У вас уже есть эмоциональная база. Первое, на что следует обратить внимание, — это структура. Слова могут не соответствовать классической песенной форме, поэтому вам нужно будет разбить слова на части, подходящие для выбранной вами формы. Вам также необходимо учесть длину строки и симметрию; каждый повторяющийся раздел (стих или строфа) должен следовать одной и той же схеме количества слогов и ударений. Наконец, лирике необходимо пространство, чтобы музыка могла дышать. Не все должно быть выражено словами — позвольте другим инструментам рассказать свою часть истории.

Моя точка зрения

Как насчет моего подхода к написанию песен? Рискуя уклониться от ответа, скажу, что ответ зависит от того, над чем я работаю, и с кем я работаю. Я прежде всего музыкант, поэтому, естественно, склоняюсь к написанию музыки и вокальных мелодий. Когда я работаю над пьесами для театра, я сотрудничаю с коллегами, и часто мы обмениваемся мнениями, кто первый. Я могу получить весь текст или только часть текста для постановки. Я придумываю идеи для этого и отправляю текст обратно для доработки, возможно, пока я пишу следующую часть только как музыку. В других случаях я отправляю идеи только для музыки, может быть, с черновым вокалом, используя фиктивный текст, чтобы лирик мог поработать с ними. Но в любом случае мы все знаем, каков замысел песни и как она будет построена.

Однажды мои соавторы признались мне, что иногда пишут тексты поверх уже существующей песни, используя схему рифмы, структуру и т.д. для формирования текста. Они никогда не говорят мне, делали ли они это, и уж точно никогда не говорят мне песню (на случай, если придется вернуться к чертежной доске). Это хороший прием, который можно использовать, если вы работаете с другими музыкантами и вам трудно придать своим идеям форму. Сложнее сделать это в обратном порядке, потому что будет трудно не думать об оригинальной песне, когда вы придумываете новую музыку, как бы вы ни старались!

Для «обычного» написания песен я почти всегда использую гибридный метод. Для меня трудно разделить эти два понятия, и если я придумаю лирическую строчку, то неизбежно в итоге спою ее в той или иной форме. Точно так же, если я набрасываю текст, и мне нравится аккордовая прогрессия или мелодия, которая появляется, слова последуют за ней. Хотя некоторые из лучших песен были написаны с использованием двух первых подходов, описанных в этой статье, в конечном итоге написание песен — это совместная работа, даже если она ведется между двумя версиями себя.

Заключение

Сочинение песен — это вид искусства, в котором музыка и текст дополняют друг друга, и песня становится больше, чем сумма ее частей. Уберите один элемент, и у вас останется меньше половины песни. Самый верный ответ на вопрос, поставленный в начале статьи, — ни то, ни другое; они оба дополняют друг друга. Как и на вопрос о том, что появилось первым — курица или яйцо, — ответить на него невозможно. И более того, какая разница? В конце концов, все дело в песне.

Поскольку музыка и текст одинаково важны для хорошей песни, полезно экспериментировать с различными подходами, чтобы сохранить свежесть вашего сочинения. Если вы музыкант, который всегда писал песни, придумывая сначала аккорды, попробуйте напеть мелодию в голосовую память, добавить аккорды, а затем текст. Если в процессе написания песен вы в первую очередь обращаете внимание на слова, попробуйте набросать несколько аккордов и напеть свои идеи, прежде чем добавлять текст. Если вы — человек-гибрид, почему бы не найти соавтора, который работает только со словами, и не дать ему поработать над полной песней, прежде чем вы вмешаетесь. По крайней мере, вы узнаете что-то о своем стиле написания и о том, что вам подходит.

Иди и пиши, автор песен. Будущее за вами!

  • Как пишется перфоратор или перфаратор правильно
  • Как пишется перун громовержец
  • Как пишется персик на английском языке
  • Как пишется перрон вокзала
  • Как пишется перпендикулярно знак