Как пишется план произведения

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Для составления плана, нужно понимать «кто, куда и зачем?» Если у вас хоть раз возникал вопрос «как делать план», я постараюсь обьяснить на примере.

Перейдем к теории:

1. Экспозиция

Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.

2. Завязка

Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка — тот толчок, который запускает развитие сюжета.

3. Развитие событий.

В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.

Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана.

4. Кульминация

Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.

Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.

5. Поворот сюжета

Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил — бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) — возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.

6. Развязка

После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности.

7. Эпилог

Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.

Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.

ВАЖНО — материал по описаным выше этапам взят из блога автора по ссылке.

Если вы дочитали до этого момента, тогда выбросьте все выше сказанное на время из головы и попробуйте взять короткий сюжет — ситуацию из головы(быт будет идеальным и самым простым материалом). Напишите, разбейте на части и только после составьте из них план. К примеру:

1. Собрались. (экспозиция)

2. Выпили. (завязка)

3. И тут постучали в дверь (развитие сюжета)

4. Теща с женой забыли веники и вернулись с дачи за ними (кульминация)

5. А тут мы, сидим в труселях и водку пьем, а должны быть в командировке (поворот сюжета)

6. Нам п*зда (развязка)

7. Живу один, детей не вижу, жена не общается, в запое (эпилог)

Можно да же мораль привязать: «Не пейте водку и не обманывайте жен».

Вот вам и готовый план. Вполне потянет на рассказ, или сценарий. Если же мы говорим о произведении более крупного калибра, тогда надо знать общую идеи, составлять такие «микро планы» и не торопясь нанизывать их на ниточки — формировать скелет произведения.

Посчитать и рассчитать все не сложно. Берете изначальные цифры (в среднем глава от 10 до 20 тысяч знаков) и раскидываете их на нужный объем произведения(создаете скелет). Дальше, имея общее представление, накидываем в каждую ячейку(главу) одно — два уточняющих предложений. Как и где делать план роли не играет. Вот как я делаю черновики и план:

— На обоях

— На сложенный в азиатской манере бумаге

— И вновь на обоях (но выглаженных утюгом)

Вы можете писать планы хоть на туалетной бумаге, главное что бы позже это вам помогало работать и было удобно с ним коммуницировать. Ведь когда есть план, ваши руки и голова свободны, и вы можете нанизывать на него любые идеи. К примеру:

— Записать сон и сделать его сном персонажа

— Записать по дороге на работу диалоги и добавить в нужную главу(этой книжки пока нет)

— Еще пример диалога с мыслями героев

— Структурировать материал для книги и не потерять находки (идеи)

— Придумывать терминологию из уже имеющихся слов и сразу записывать идеи/прикреплять к главам, ведь идеи… они как молоко, только зазеваешься и убежит

Конечно все можно настроить и в более удобном формате, синхронизация устройств, онлайн документы И так далее Но я динозавр, мне пока удобно все делать так, плюс материал приходится прорабатывать при переносе и это делает его чище.

Подведу итог:

Вы можете сказать: «Но у меня фентэзи/ужасы/любовный роман/ космоопера/ боевик…»

Понимаю, но жанр, это не так важно, жанр — это кожа, текст — плоть, план — скелет, лор/мир — внутренние органы, а вы — создатель. Так что, создавайте свое творение с умом, иначе получится не жизнеспособный голем, который добра не принесет, как мистер Мисикс из Рика и Морти( но, это я конечно загнул. Все будет хорошо).

Как составить план текста?

Как составить план текста?

План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом.

Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере бизнеса или науки он неприемлем. В данной статье мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов.

Виды планов текста

Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана.

1. Вопросный план

Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.

Пример вопросного плана:

  1. Что такое декоративная штукатурка?
  2. Как подготовить поверхность к нанесению декоративной штукатурки?
  3. Какую декоративную штукатурку лучше выбрать?
  4. Сколько стоит декоративная штукатурка?

2. Тезисный план

Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.

На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.

Пример тезисного плана текста:

  1. Определение контекстной рекламы, особенности и преимущества (позволяет привлечь «горячих» клиентов, уже заинтересованных в покупке товара или услуги).
  2. Показатели эффективности контекстной рекламы: количество показов и переходов, кликабельность (CTR), стоимость одного перехода. Формулы для расчета, ориентиры для оценки.
  3. Условия, при которых контекстная реклама будет эффективной.
  4. Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).

3. План-опорная схема

«Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.

Пример такого плана:

  1. Контекстная реклама.
  2. Количество показов, переходов, CTR, стоимость клика.
  3. Эффективность контекстной рекламы.
  4. Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?

Как составить план текста?

Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).

Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.

Знание структуры текста – это важно!

Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста:

  • Научный текст строится так, чтобы логично, аргументированно и убедительно подвести читателя к главной мысли текста. Таким образом, главная мысль находится в конце текста.
  • Журналистский текст строится по противоположному принципу: сначала – самое важное, затем – чуть менее важное, а конце – второстепенная информация.

Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».

Общий алгоритм составления плана текста

Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:

  1. понять задачу текста,
  2. определить, какая информация необходима для решения задачи,
  3. изложить эту информацию в виде пунктов плана,
  4. логично расположить пункты – и план готов.

Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.

Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!

Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.

Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:

1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.

2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.

3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:

  • Холодильник императора Нерона.
  • Самый дорогой холодильник в мире.
  • Холодильник размером с дом.

4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.

Общие требования к планам текста

Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:

  • Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной.
  • Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться.
  • Полнота. Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте.
  • Возможность развития темы. Проверьте, что в каждом пункте есть что написать. Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом.
  • Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста.
  • Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.

Пример удачного плана текста

Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.

Допустим, у нас получился вопросный план:

  1. В какое время года и в какую погоду можно делать пересадку?
  2. Как подготовить кактус к пересадке?
  3. Какие потребуются инструменты и материалы?
  4. Как пошагово выполнить пересадку?
  5. Как ухаживать за растением после пересадки?
  6. Как определить, что пересадка прошла успешно?

Почему этот план – удачный?

  • Данный план логичен (процедура пересадки рассматривается последовательно: от подготовки до последующего ухода за растением).
  • Информация в разных пунктах плана не дублируется, каждый пункт содержит новую информацию.
  • План содержит все основные аспекты работы.
  • Каждый пункт плана можно раскрыть, расписать более подробно.
  • Пункты плана сформулированы кратко.
  • План состоит из 6 пунктов. Такое количество пунктов относительно несложно удержать в голове.

Пример неудачного плана текста

Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.

  1. Как ухаживать за кактусами?
  2. В какое время года можно делать пересадку?
  3. Когда начать полив после пересадки?
  4. Какого размера должен быть новый горшок для растения?
  5. Какие потребуются инструменты и материалы?
  6. Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.

Данный план требует доработки, потому что:

  • Пункт 1 содержит избыточную для данного текста информацию, его нужно убрать.
  • План нелогичен: пункт об уходе за растением после пересадки поставлен на 2 место.
  • Пункты 3, 4 затрагивают мелкие вопросы, их лучше объединить с более крупными пунктами.
  • Пункт 6 сформулирован слишком подробно, расписывать здесь этапы пересадки было избыточно.

Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.

Рекомендуем

Сколько можно заработать на копирайтинге?

В данной статье я расскажу о доходах копирайтеров в различных сферах. Вы узнаете, сколько можно заработать на копирайтинге, работая в офисе или на …

Что такое рекламный текст? Особенности, структура, виды рекламных текстов

Рекламные тексты – это тексты, направленные на продвижение или презентацию товаров, услуг, идей с целью увеличения их сбыта. Статья «на правах …

  • Как пишется план пересказа
  • Как пишется план на английском
  • Как пишется план конспект
  • Как пишется план изложения
  • Как пишется план для проекта