Отправлено 4 мар. 2012 г., 03:17 пользователем Неизвестный пользователь
[
обновлено 16 сент. 2012 г., 03:52
]
Слово похвальное Ломоносову
Высоким слогом великорусского живого языка прославить хочу достойнейшего человека — Михаила Васильевича Ломоносова.
Хвалу и славу воздаю за труды, свершённые им ради развития наук в Отечестве нашем.
Историк и ритор, химик и механик,художник и стихотворец, Михайло
Ломоносов был «первым нашим университетом». Имя его носит ныне лучший
университет России, основателем своим гордящийся.
Талант
Ломоносова, огромные преграды на пути своём преодолевший, «блистает в
похвальных речах его», сияет в научных статьях его, а «оды его будут
всегда драгоценностию российской музы».
За силу ума
необыкновенную, за жажду знаний и стремление к просвещению народа
русского снискал себе вечную славу великий сын России Михайло Ломоносов!
Похвальное слово Демосфену
Славим тебя, Демосфен, мастер великий красивого меткого слова! Был ты прекрасным оратором, всех удивлял своими речами! Восхищались по праву граждане древней Эллады твоим божественным даром слова.
Но не богам олимпийским обязан ты тем, что ниспослан был тебе этот дар. Трудами великими, волею могучею, мужеством, достойным богов, заслужил ты имя великого оратора.
Так могут ли забыть потомки такого умного и храброго человека, каким был ты, Демосфен? Можем ли мы не восхищаться таким пламенным патриотом, защитником демократии, каким был ты, Демосфен? Сколько бы ни прошло веков, не сотрётся из памяти, не померкнет слава твоя, о Великий оратор!
Демосфен
Избалованные афиняне были чрезвычайно требовательны к устному изложению
речей. От оратора требовали правильного и изящного выговора, полноты
голоса, благозвучия и ритма.
Сначала у Демосфена был слабый
голос и короткое дыхание, поэтому среди речи он часто останавливался,
кроме того, он подёргивал одним плечом. С раннего детства он был
косноязычным, не мог выговаривать многие согласные звуки, особенно [р],
произносил слова с ошибочным ударением. Демосфен сильно заикался,
особенно, когда волновался, и поэтому часто разрывал не только
предложения, но и слова. Этот недостаток не позволял ему говорить
свободно, плавно, и поэтому он много времени уделял заучиванию наизусть
целых кусков будущего выступления. но и такая подготовка мало чем
помогла Демосфену.
Все эти недостатки могли заставить испугаться
и упасть духом юношу с меньшей силой воли. Но Демосфен приложил немалое
старание, чтобы превозмочь обидевшую его природу.
Чтобы придать
своему языку подвижность и гибкость, а звуку — отчётливость и ясность,
он набирал в рот камешки и с ними пробовал говорить громко и
выразительно. Чтобы усилить голос и дыхание, он взбегал на крутые
склоны, на одном выдохе произнося стихи и речи. Современники часто
видели его на берегу моря, где он голосом стремился перекрыть шум и
плеск волн, которые напоминали ему гул толпы на площади. В своём доме, в
подвале, он устроил комнату, в которой оставался днями и ночами,
месяцами не выходя на воздух. И чтобы ничто не отвлекало его от
риторических упражнений, Демосфен выбривал себе половину головы. Он
устроил в подземелье зеркало в человеческий рост и перед ним выполнял
упражнения. С потолка свисал острый меч, и, если ритор забывался и
начинал дёргать плечом, появлялись долго не заживающие раны.
(По
Г.Штолю; см. В.Я.Коровина. На подступах к риторике.-М.,1996, С.16)
Похвальное слово Ярославне (героине «Слова о полку Игореве»)
О Ефросинья Ярославна! Достойная дочь князя Галицкого Ярослава, прозванного за великий разум Осмомыслом! О добрая жена храброго князя Игоря! Великую хвалу воздаём верному твоему сердцу, кручиной повитому!
Плачешь ты, Ярославна, на забрале в славном Путивле-городе, кличешь милого ладу, и голос твой, печали исполненный, на Дунае слышится, чайкою неведомою стонет. Душою, о Ярославна, ты всегда со славным своим Игорем, что бился на реке Каяле с погаными полками половецкими и пленён был злыми ворогами. Жизни не пожалеешь ты, Ефросинья, чтоб утереть раны кровавые на могучем теле князя Игоря, чтобы облегчить страдания его тяжкие. Доброта твоя и преданность, любовь твоя великая, в молитве, со слезами смешанной, слышится. И мольба твоя горячая достигла цели желаемой. Ветр-ветрило, Днепр Славутич, Солнце трижды светлое и вся Земля Русская явили помощь князю удалому. И уже Бог князю путь кажет из земли половецкой в землю русскую.
То любовь твоя беззаветная, доброта твоя и верность спасли милого ладу и воинов его храбрых. Так слава тебе, Ярославна, жена русская!
Жанровое своеобразие.
Похвальное слово — жанр торжественного красноречия.
Цель — прославить человека, отметить какие-то положительные стороны
восхваляемой личности (внешность, поступки, черты характера и пр.).
Этапы работы над похвальным словом:
1) определить, за что хотим хвалить — составить список добродетелей;
2) подобрать аргументы,убедительно раскрывающие наличие этих добродетелей;
3)
отобрать необходимые языковые средства (эпитеты, метафоры, инверсии,
перифразы, гиперболы, риторические вопросы и восклицания и пр.);
4) определить композицию слова (вступление: сообщение о предмете речи и его прославляемых достоинствах; основная часть: эмоциональное, красноречивое перечисление достоинств; заключение: вывод о значении добродетелей, призыв к подражанию);
5) составить первоначальный вариант слова, произнести его вслух, найти и исправить недочёты;
6) записать похвальное слово, подготовить речь к произнесению.
Риторика для детей от … до 99 лет
ПОХВАЛЬНАЯ РЕЧЬ
«Похвала есть способ изъяснять величие добродетели»
Аристотель
Похвальная речь содержит в себе развернутую похвалу, комплимент.
Похвальное слово произносится в адрес людей, событий, явлений, предметов, заслуживающих похвалы, по мнению автора речи. Похвальную речь можно услышать на разного рода торжествах (во время политических собраний и выступлений, в том числе в СМИ, на дипломатических раутах, научных конференциях, на юбилеях (официальных и неофициальных), на дружеских встречах, в кругу семьи).
Цель похвального слова — хвалить или порицать.
Виды похвального слова: хвала (энкомий) и хула.
Время: Как писал Аристотель, для оратора «наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит хвалу или хулу по поводу чего-то существующего».
Объекты похвального слова: добродетель и порок, прекрасное и постыдное. В числе добродетелей: справедливость, доброта, благородство, мужество, благоразумие, щедрость, бескорыстие, великодушие, кротость, рассудительность, мудрость. Их антиподы: несправедливость, злоба, плебейство, трусость, невоздержанность, скаредность, скупость, мелочность, распущенность, эгоизм, глупость и т.д.
Советы Аристотеля: если ты не находишь, что сказать о человеке, сравни его с другими людьми. Хорошо сравнивать человека с людьми знаменитыми. Если он окажется лучше людей, достойных уважения, его достоинства от этого только выиграют.
ХВАЛЯТ – предмет (кого/что) – за определенные качестваа
Риторические приемы::
Сравнение – изображение одного предмета путем сопоставления его с другим с помощью: 1) союзов как, будто, словно, точно, как будто и др. 2) существительных в творительном падеже: завертелось колесом, юлою…) Примеры:
- «черна, как жук», «бела, как снег», «вертлява, как бес», «повертелась да в лес».
- «…Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…»
Аллегория – иносказательное изображение явления. Примеры: ложка дегтя испортит бочку меда; близок локоток, да не укусишь; волков бояться – в лес не ходить; дорога ложка к обеду; за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь; не всё то золото, что блестит; соловья баснями не кормят, не в свои сани не садись и др.
Гипербола (греч. излишек, преувеличение) – образное выражение, преувеличивающее действие, предмет или явление. (Пример: слёзы льются градом, реки крови, мальчик с пальчик).
Ирония (греч. притворство) – тонкая насмешка и лукавство, прикрытые внешней учтивостью (Примеры: дурака называют мудрецом, малого ростом – великаном, бессильного – силачом).
Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (Примеры: «Её сиделка — тишина», «Отговорила роща золотая // Берёзовым веселым языком…», «Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои…», «Скажи мне, ветка Палестины, // где ты росла, где ты цвела?»)
Сарказм (букв.: рву мясо) – язвительная насмешка, высшая степень иронии. Пример: «пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву».
А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ САМИ:
Задание: 1) прочитайте 1 и 2 примеры; 2) какие риторические приемы прославления вы здесь находите?
Пример 1
М.В.ЛОМОНОСОВ
ПОХВАЛЬНАЯ ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ
Ея Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1748 ГОДА
Тебя, Богиня, возвышают
Души и тела красоты,
Что в многих разделясь блистают,
Едина все имеешь Ты.
Мы видим, что в Тебе единой
Великий Петр с Екатериной
К блаженству нашему живет.
Похвал пучина отворилась!
Смущенна мысль остановилась,
Что слов к тому недостает…
Сие Россия восхищенна
В веселии своем гласит;
Москва едина, на колена
Упав, перед Тобой стоит,
Власы седые простирает,
Тебя, Богиня, ожидает,
К Тебе единой вопия:
«Воззри на храмы опаленны,
Воззри на стены разрушенны;
Я жду щедроты Твоея».
Пример 2
И.С. Тургенев
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Пример 3
Задание:
1) прослушайте песню «Я люблю тебя, жизнь»;
2) какие риторические приемы прославления вы здесь находите?
Песня «Я люблю тебя, жизнь»
/музыка Э.Калмановского, слова К.Ваншенкина/
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново,
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова,
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало,
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала!
Мне немало дано:
Ширь земли и долина морская,
Мне известна давно
Бескорыстная дружба мужская.
В звоне каждого дня
Как я счастлив, что нет мне покоя!
Есть любовь у меня, —
Жизнь, ты знаешь, что это такое!
Как поют соловьи,
Полумрак, поцелуй на рассвете
И вершина любви —
Это чудо великое — дети!
Вновь мы с ними пройдем
Детство, юность, вокзалы, причалы,
Будут внуки… Потом
Все опять повторится сначала.
Ах, как годы летят!
Мы грустим, седину замечая.
Жизнь, ты помнишь солдат,
Что погибли, тебя защищая?
Так ликуй и вершись
В трубных звуках весеннего гимна.
Я люблю тебя, жизнь,
И надеюсь, что это взаимно.
Пример 4
Задание: какой риторический прием использован в следующем фрагменте?
Хвала Дождю
О, Ты, великая из великих стихий, величайшая неведомая сила! Ты несешь нам плодородие и прогоняешь засуху с наших земель. Ты даришь нам наслаждение от вдыхания великолепного озонового воздуха, спасибо Тебе, о великий Дождь!
(Ваня А., 6 класс)
Задание: сочините краткую речь, используя прием олицетворения, на тему:
- Хвала Лету
- Хвала Книге
- Хвала Самолету
- Хвала Дождю
- Хвала Солнцу
- Хвала Земле
Особая разновидность похвальных речей – иронические похвальные речи.
Их задача – не хвала, а порицание, хула.
Цель: высмеивание того или иного человека, предмета, факта, качества. Излюбленный риторический прием – ирония, сарказм.
Пример 5 (классический)
Классический пример – «Похвальное слово Глупости» Эразма Роттердамского.
ЭРАЗМ РОТТЕРАДАМСКИЙ
Похвальное слово Глупости
Писано в деревне,10 июня 1508
Глупость говорит:
«Пусть грубые смертные толкуют обо мне, как им угодно, — мне ведомо, на каком худом счету Глупость даже у глупейших, — все же я дерзаю утверждать, что мое божественное присутствие… веселит богов и людей.
Наилучшее тому доказательство — перед вами: едва взошла я на кафедру в этом многолюдном собрании, как все лица просияли небывалым, необычайным весельем, все подались вперед и повсеместно раздался радостный, ликующий смех Подобно тому как утреннее солнце, показывающее земле свой прекрасный золотой лик, или как ранняя весна после суровой зимы всему сообщают новый цвет и вид и новую юность, так и у вас при взгляде на меня совсем иными сделались лица. В то время как великие риторы лишь при помощи длинной, старательно обдуманной речи понуждают вас стряхнуть с души тяжелые заботы, я достигла этого сразу, единым моим появлением.
(из 1 главы)
Одним словом, без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин — раба, служанка — госпожу, учитель — ученика, друг — друга, жена — мужа, квартирант — домохозяина, товарищ — товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости.
(из 21 главы)
Прожив с великой приятностью жизнь, не отравленную страхом и предчувствием смерти, они переселяются прямо в Поля Елисейские, дабы забавлять там своими шутками скучающие души праведных.
А теперь сравним жребий какого угодно мудреца с участью глупого шута. Представьте себе человека, который все детство и юность свои провел в усвоении наук, который убил лучшую часть жизни на непрестанные бдения, заботы, труды, а в прочие годы не вкушал никаких наслаждений; неизменно бережливый, бедный, печальный, хмурый, к самому себе взыскательный и суровый, для других тягостный и ненавистный, бледнолицый, тощий, хилый, подслеповатый, преждевременно состарившийся и поседевший, он до срока расстается с жизнью. Впрочем, не все ли равно, когда он умрет — ведь он и не жил вовсе! Вот вам образ совершенного мудреца!»
(из 37 главы)
Задание:
- прочитайте этот текст вслух;
- какие риторические приемы использует автор для прославления Глупости?
Вы, возможно, помните замечательный фильм режиссера Дж.Кькора по мотивам одноименного произведения М.Метерлинка «Синяя птица». Во время своего путешествия Тильтиль и Митиль оказываются в Стране Желаний. Жизнь в этой стране – сплошное удовольствие. В богато украшенной зале играет музыка. Столы ломятся от тортов, пирожных, мороженого, всяких вкусностей. Обитатели этой страны танцуют и веселятся день за днем. Кажется, ничто не может омрачить их радости. Это очень странные люди, и имена у них тоже странные: Удовольствие быть богатым, Удовольствие любоваться собой, Удовольствие не знать ничего, Удовольствие не понимать ничего, Удовольствие есть, когда не испытываешь голода, Удовольствие пить, когда не испытываешь жажды.
Вопрос: Как вы считаете, к какому художественному приему обращается режиссер фильма для изображения героев этой страны?
Пример 6
Задание: какие риторические приемы использованы в следующем фрагменте?
Хвала Бесчувствию
Кто может сравниться с Тобою, о Бесчувственность? Ты всегда радостна, спокойна и легкомысленна. Ты прекрасна: следы волнений и переживаний никогда не искажают Твои черты. Ты вечно молода! Тебе неведомо и непонятно чужое горе, Ты не замечаешь больных, не утешаешь плачущих, — Ты благоразумна. И вправду, зачем огорчаться и терять время на чужие слезы? Не слышишь крики и стоны? Прекрасно! Приятнее слушать музыку. Ты смотришь на мир ясными, холодными, равнодушными глазами: зачем расстраивать и волновать себя по пустякам? Ты холодна и тверда, как лед. В этом сила Твоя и несокрушимость. Ты исключительна, Тебе нет равных. Ты счастлива, не правда ли?
(Юля К. и Катя К., 6 класс )
Задание: напишите похвальную речь-порицание на любую из заданных тем:
· Похвальное слово Лени
· Похвальное слово Обжорству
· Похвальное слово Праздности
· Похвальное слово Равнодушию
· Похвальное слово Эгоизму.
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,
г. Пыть-Ях, 5 микрорайон «Солнечный», д. 5а,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Урок по риторике в 6 классе
по теме: «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО».
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
Михеева Галина Викторовна
г. Пыть-Ях
2013-2014 учебный год
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: сформировать понятие о похвальном слове как виде ораторской речи. Образовательные задачи: формирование умений распознавать тексты похвальных слов, анализировать положительные и неудачные образцы текстов похвальных слов, редактировать их, а также самостоятельно создавать похвальные слова.
Развивающие задачи: 1) развитие монологической речи; 2) развитие памяти и внимания; 3) развитие творческих способностей; 4) расширение словарного запаса и кругозора; 5) формирование умения самооценки учащихся.
Воспитательная задача: воспитание коммуникативной культуры учащихся.
Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания учащихся о похвальном слове как виде ораторской речи.
Оборудование: электронная доска, проектор, учебник, альбомные листы, фломастеры, магниты.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Речевая разминка.
Учитель: Прежде чем приступить к работе, необходимо выполнить дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Дыхательная гимнастика.
А) «Обычный счет» — 1 – тихо, 2 – громко, 3 – тихо, 4 – громко.
Б) «Звук змеи» — вдох глубокий, на выдохе: ш-ш-ш.
Артикуляционная гимнастика.
А) «Хоботок» — изо всех сил сжимаем губы в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство, и выпячиваем их вперед. Двигаем «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз.
Б) «Проколю щеку» — рот приоткрыт, энергично водим «острым» языком из стороны в сторону, стараясь «проколоть» щеку.
- Изучение нового материла.
- Актуализация изученного материала / постановка учебной проблемы.
Учитель: Прочитайте тексты.
1) Беседа одноклассниц, встретившихся после каникул:
— Аня, ты так похорошела за лето: загорела, подросла! А какое красивое у тебя платье! Прелесть!
— Спасибо, Надя!
2) Мама говорит дочке за ужином:
— Доченька, какая ты умница: и пятерку по математике получила, и посуду помыла, и в магазин сходила!
— Спасибо! Это я для тебя старалась!
3) Выступление Ани на юбилее у бабушки:
— Любимая моя бабушка, я так тобой горжусь! Ты у меня самая красивая, добрая, заботливая и ласковая! Какие красивые платья ты вяжешь для меня, просто шик! Какие вкусные печешь пироги и торты, просто объедение! Ты научила меня любить книги и театр, вышивать крестиком и вязать носки! Спасибо за всё! Я тебя обожаю и очень ценю!
Учитель: Что Объединяет эти тексты?
Учащиеся: Во всех текстах есть слова со значением «комплимент» (похвала кого-либо).
Учитель: Что такое комплимент? Какие особенности как вид ораторской речи он имеет?
Учащиеся: Комплимент – это положительная, правдивая оценка собеседника, его внешнего вида, манеры общаться, характера. Комплимент помогает нам подбодрить собеседника, создать у него хорошее настроение.
Учитель: Из прочитанных текстов уберите третий «лишний» и объясните свой выбор.
Учащиеся: Нужно убрать текст под номером три, т.к. он больше по объему, длиннее, представляет собой монолог, а 1 и 2 тексты – небольшие диалоги.
Учитель: Отличаются ли тексты по содержанию? О чем они сообщают?
Учащиеся: Тексты по содержанию не отличаются, они содержат похвалу в честь кого-либо.
Учитель: С какой целью произносятся эти тексты?
Учащиеся: Такие тексты произносятся, чтобы подбодрить собеседника, создать у него хорошее настроение.
Учитель: Где (в каком месте) произносятся эти тексты?
Учащиеся: 1 и 2 тексты произносятся в кругу близких людей, в повседневной жизни, а последний – на юбилее бабушки.
Учитель: Одинаково ли произносятся эти тексты?
Учащиеся: Тексты произносятся с интонацией похвалы, одобрения, а последний текст – еще и торжественно (т.к. это торжество).
Учитель: Вы верно назвали общие и отличные черты этих текстов. И если первые два текста – это известные вам комплименты, то третий текст – это похвальное слово. Ребята, о чем сегодня мы будем говорить? Как определить тему урока?
Учащиеся: Сегодня мы будем говорить о похвальном слове. Тема урока – похвальное слово.
Учитель: Запишите тему нашего занятия: «Похвальное слово». Чему мы будем учиться на уроке?
Учащиеся: Мы будем учиться отличать похвальное слово от комплимента, а также создавать и правильно произносить похвальные слова. СЛАЙД
- Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила.
Учитель: Еще раз перечислите общие и различные черты комплимента и похвального слова. СЛАЙД
Учащиеся:
Общее |
Разное |
1) содержат похвалу |
1) объем высказывания |
2) произносятся, чтобы подбодрить собеседника, создать у него хорошее настроение |
2) форма высказывания (диалог – монолог) |
3) место произнесения (бытовая ситуация – торжество) |
|
4) интонация произнесения (похвальное слово произносится торжественно) |
Учитель: На основе всего сказанного, попробуйте самостоятельно сформулировать определение похвального слова как вида ораторской речи.
Учащиеся: Похвальное слово – это вид ораторской речи, содержащий искреннюю похвалу в чей-либо адрес, который представляет собой развернутое монологическое высказывание и произносится чаще всего на торжествах с целью создать хорошее настроение у собеседника (записывают определение в тетрадь). СЛАЙД
Учитель: Об истории похвального слова нам сообщит подготовившийся ученик.
Учащийся: Похвальное слово – это особый вид ораторской речи, получивший начало в Греции и особенно распространенный в XVIII в. Похвальные слова были тогда очень популярны и в России, где первые образцы их были даны еще в XVII в. западно-русскими учеными. Правила составления похвальных слов излагались в риторике. Подчиненные этим правилам похвальные слова очень часто заключают в себе лишь набор общих мест и страстных, взволнованных выражений; только немногие из них проникнуты искренним чувством уважения и преклонения пред восхваляемыми лицами. В русской литературе наиболее прославились похвальными речами Феофан Пропопович (несколько слов Петру Великому), Ломоносов (похвальное слово императрице Елизавете Петровне — 1749 г., похвальное слово Петру Великому — 1755) и Карамзин (похвальное слово Екатерине II).
Учитель: Теперь, когда вы уже многое узнали о похвальном слове как виде ораторской речи, пришло время послушать похвальное слово. АУДИОЗАПИСЬ
Учитель: Как должно звучать похвальное слово?
Учащиеся: торжественно, с интонацией похвалы и одобрения.
3) Физкультминутка.
Мы писали и устали,
Мы все дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели.
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
4) Развитие умений применять новое знание.
Учитель: Ребята, похвальное слово можно произносить не только в адрес человека, но и в адрес предметов, явлений, событий, которые заслуживают похвалы. Хвалить можно всё на свете: цветы, времена года, красивые дома, леса, реки и много-многое другое. Давайте прочитаем примеры таких похвальных слов в упр. 94 на с. 84 и 99 на с. 87.
Учитель: Ребята, теперь объединитесь в группы для создания похвального слова. При его создании учитывайте все требования, о которых мы говорили ранее. Через 5-8 минут мы послушаем получившиеся похвальные слова.
1 группа: похвальное слово учителю в День учителя
2 группа: похвальное слово маме на день рождения
3 группа: похвальное слово весне
4 группа: похвальное слово компьютеру
5 группа: похвальное слово родине
Учитель: Все ли группы учли требования при создании и произнесении похвального слова? (учащиеся анализируют похвальные слова, отмечают их положительные стороны, ошибки при создании)
- Итог урока. Рефлексия.
Учитель: 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Чему вы научились? 3. Как полученные знания могут пригодиться? 4. Что было самым интересным? 5. Что было самым трудным? СЛАЙД 5
- Домашнее задание.
Учитель: упр. 98 на с. 86.
Похвальное слово
- Похвальное слово
-
«заключает в себе похвалу заслуг умерших или живых знаменитых особ» (определение Мерзлякова). Это — особый вид ораторской речи, получивший начало в Греции (см. Панегирик) и особенно распространенный в XVIII в. П. слова были тогда очень популярны и в России, где первые образцы их были даны еще в XVII в. западно-русскими учеными. Правила составления П. слов излагались в риторике. Подчиненные этим правилам П. слова очень часто заключают в себе лишь набор общих мест и патетических выражений; только немногие из них проникнуты искренним чувством уважения и преклонения пред восхваляемыми лицами. В русской литературе наиболее прославились похвальными речами Феофан Пропопович (несколько слов Петру Вел.), Ломоносов (П. слово имп. Елизавете Петровне — 1749 г., П. слово Петру Вел. — 1755) и Карамзин (П. слово Екатерине II). Некоторые сатирические произведения представляют, по форме, подражание напыщенным П. словам, начиная со знаменитой «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского. В русской литературе таковы, напр., «Похвальная речь в память моему дедушке», Крылова; «П. слово Пипиньке», Бенинкого, «П. слово сну», Батюшкова.
А. Л—нко.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон.
1890—1907.
Синонимы:
Смотреть что такое «Похвальное слово» в других словарях:
-
похвальное слово — сущ., кол во синонимов: 5 • панегирик (11) • похвала (27) • славословие (22) • … Словарь синонимов
-
ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЛЮБВИ — «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЛЮБВИ», Франция, Peripheria, 1999, 98 мин. Драма. Некто, которого мы слышим, но не видим, рассказывает о творческом замысле под названием «Похвальное слово любви». Этот проект исследует ключевые моменты этого чувства: встречу,… … Энциклопедия кино
-
«ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛУПОСТИ» — (1509) гл. работа Эразма Роттердамского . Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 … Философская энциклопедия
-
Похвальное слово гнило. — Хвастливое слово гнило. Похвальное слово гнило. См. ПОХВАЛА ПОХВАЛЬБА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
-
Похвальное слово — – особый вид ораторской речи, заключающий в себе похвалу заслуг умерших или живых знаменитых особ. П. слово получило начало в Греции и было особенно распространено в XVIII в. и в России. Правила составления П. слов излагались риторикою. П.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
-
Слово о князьях — – литературный памятник, традиционно относимый к XII в., но дошедший лишь в рукописях XV–XVII вв. Он встречается под заглавиями: «Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба» (нач.: «Слышасте, братие, что глаголеть господь…»), «Слово… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
-
СЛОВО — 1. СЛОВО1, слова, мн. слова, слов и (устар., ритор.), словеса, словес, ср. 1. Единица речи, представляющая сою звуковое выражение отдельного предмета мысли. Произнести слово. Написать слово. Порядок слов в речи. Словарь иностранных слов. Русское… … Толковый словарь Ушакова
-
СЛОВО — 1. СЛОВО1, слова, мн. слова, слов и (устар., ритор.), словеса, словес, ср. 1. Единица речи, представляющая сою звуковое выражение отдельного предмета мысли. Произнести слово. Написать слово. Порядок слов в речи. Словарь иностранных слов. Русское… … Толковый словарь Ушакова
-
СЛОВО — ср. исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово… … Толковый словарь Даля
-
Слово избрано от святых писаний… — «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню» – публицистическое произведение, написанное в 1461–1462 гг. и направленное против Флорентийского собора, против унии восточно христианской и римско католической церквей; оно написано с целью… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Похвальное слово, как и представление,
принадлежит к протокольно-этикетным
выступлениям. В похвальном слове надо
отметить заслуга человека, поддержать
его, создать у всех собравшихся хорошее
настроение и положительный настрой в
отношении человека, которому произносится
похвальное слово. Похвальное слово
уместно на юбилее, собрании, встрече
друзей. Оно может быть частью
поздравительного выступления,
представления, а может быть и
самостоятельным выступлением, в котором
оценивают ся заслуги того или иного
человека.
Основные требования к подготовке
похвального слова таковы:
-
Оно должно быть кратким.
-
Оно должно быть эмоциональным.
-
Должно содержать мысль о том, что данного
человека мы давно знаем с хорошей
стороны, его добрые качества нам давно
и хорошо известны. -
Необходимо назвать моральные качества
человека, которые мы ценим (доброта,
внимание к людям, готовность помочь и
т.д.) -
Выступление должно содержать краткое
перечисление хороших поступков того
человека, кому адресована речь. -
Оно должно содержать указание на личное
отношение выступающего к данному
человеку, на личную благодарность этому
человеку от выступающего. -
Должно включать добрые пожелания на
будущее.
Вопросы
-
В каких ситуациях бывает необходимо
произнести похвальное слово? -
Что можно похвалить, характеризуя
конкретного человека?
Задания
-
Вы — молодой учитель. Вам поручили
подготовить похвальную речь в адрес
вашей школы (на торжественном собрани
и в честь юбилея школы). Подумайте,
за что можно похвалить вашу школу:
-
как давно она существует;
-
что в ней делается особенно хорошо;
-
какие в ней работают люди;
-
ка^йе учатся ученики;
-
кто известные выпускники школы, чем
они знамениты; -
какие знания дает школа, сколько человек
поступает в вузы после окончания: -
кто сейчас является гордостью школы;
-
как школа выступает на различных
соревнованиях, конкурсах, фестивалях,
предметных олимпиадах; -
сколько медалистов в школе бывает
каждый год: -
как в школе интересно учиться.
-
Выступите с похвальным словом в адрес:
-
старейшего преподавателя
вашего факультета (давно работает,
знает и
помнит
всех своих учеников, очень интересно
преподает…); -
вашего любимого учителя (любит всех
своих учеников, понятно объ — ясняет,
добрый, никогда не повышает голос….); -
вашего учебного заведения, у него юбилей
(имеет богатую историю, работают
замечательные преподаватели, обучаются
студенты по ак туальным специальностям…); -
ваших родителей на юбилее их свадьбы.
-
Объясните, что такое бескорыстие,
справедливость, благоразумие, доброта,
мудрость, великодушие, скромность,
щедрость (в случае необходимости
воспользуйтесь толковым словарем
русского языка).
Придумайте фразы с этими словами,
характеризующие конкретного человека
и поясняющие данное качество в его
характере или поведении. Пример выполнения
задания:
Бескорыстие
— это готовность помогать другим, не
получая ничего от них взамен.
За что мы все уважаем Сергея — так это
за то, что он действительно бескорыстный
человек. Когда бы к нему ни обратились,
он всегда готов помочь, ничего не требуя
взамен.
-
Произнесите похвальную
речь в честь вашего любимого актера,
певца, музыканта, музыкальной группы.
Начните фразой: «За что я люблю N?
Зато, что….» -
Составьте похвальную речь, с которой
вы выступите на открытии памятника:
Белому Биму, Волку и Зайцу из «Ну,
погоди», пепси-коле, футбольному мячу,
телевизору, видеомагнитофону, лавочке
у подъезда, шоколадке «Аленка»,
компьютеру.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
01.09.2019466.94 Кб0ИВ.doc
- #
- #
- #
Похвальное слово
Похвальное слово
В похвальном слове принято отмечать заслуги человека и поддерживать его, создавая у слушателей хорошее настроение и формируя положительный образ восхваляемого. Похвальное слово уместно на юбилее, корпоративном вечере, встрече друзей. Оно может быть частью поздравительного выступления, представления или самостоятельным выступлением, в котором оцениваются заслуги того или иного человека[28, c.196].
Запомните!
? За что можно похвалить человека? За доброту, готовность помочь другим; за помощь друзьям и незнакомым людям; за ум, эрудицию, интеллигентность, высокую культуру в поведении и общении, справедливость, благородство в отношении младших и слабых; за профессиональность; за умение объяснить другим то, что знает или понял сам; за способности, талант в какой-либо области (он прекрасно умеет…, великолепно…); за бескорыстие, умение общаться с людьми, остроумие, вкус в одежде и т. д.
? За что можно похвалить организацию? За формирование и укрепление хороших традиций; за успешную деятельность; за результативность работы; за воспитание дружного, сплоченного коллектива, умного руководителя; за умение работать в трудных условиях и т. д.
? За что можно похвалить группу или коллектив единомышленников? За единство, сплоченность, хорошие взаимоотношения в коллективе, умение решать поставленные задачи, работать в команде; за налаженную взаимопомощь, «сплав молодости и опыта», сохранение в коллективе талантливых людей, традиционно продуктивные отношения начальника и подчиненных.
? За что можно похвалить начальника? За успешное руководство коллективом, умение ладить с людьми, добиваться своего, защищать своих сотрудников перед вышестоящими инстанциями, умение работать в трудных условиях и т. д.
Похвальное слово должно:
• быть коротким;
• быть эмоциональным;
• содержать мысль о том, что человек, которому адресуется похвала, давно всем известен своими хорошими качествами;
• называть моральные качества человека, которые мы ценим (доброту, внимание к людям, готовность помочь и т. д.);
• кратко перечислять хорошие поступки восхваляемого человека;
• указывать на личное отношение выступающего к данному человеку и демонстрировать его личную благодарность ему;
• включать добрые пожелания на будущее.
Пример
Хвала Питеру
Чем же ты так хорош, дорогой моему сердцу Санкт-Петербург? Почему на протяжении столетий тебе поют хвалу самые разные люди? Почему и зимой и летом, и весной и осенью со всех концов света съезжаются к тебе толпы паломников, чтобы прикоснуться к святым камням?
Да, твои улицы не слишком чисты и их не моют ароматической водой, как улицы Амстердама. Да, по твоим каналам не плывут прекрасные венецианские гондолы… Но стук шагов по мраморным мостовым, шепот ветра в Летнем саду, стройная линия дворцов – разве не стоят они всех чудес света?
Да, Санкт-Петербург, ты и чудовище, промышленный центр, утыканный трубами. Но прекрасное создание, открывающее свою душу в изгибе гордой Невы, в маленьких тихих улочках, во дворах-колодцах, – это тоже ты.
Я люблю тебя в любое время года, люблю уснувшим под снежным покрывалом и плачущим серым дождем, подмигивающим солнечными зайчиками моему отражению в витринах и выступающим расплывчатыми силуэтами фонарей из густого тумана…
Будь всегда таким же загадочным и понятным, противоречивым и великолепным, мой самый любимый город!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Соответствие «слово в слово»
Соответствие «слово в слово»
Возьмем в качестве примера Терри, мать двоих сыновей, служащих в армии. Она провела трогательную презентацию во время завтрака участников мотоклуба «Волшебная страна BMW», продемонстрировав, как смелое намерение одной женщины положительно
1. Слово лечит и слово калечит
1. Слово лечит и слово калечит
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Ф. Тютчев
Слово — самое сильное оружие человека.
Аристотель
Одним из основных отличий человека, отражающим закономерности его
Слово и понятие
Слово и понятие
Описав выше тот факт, что за каждым словом развитого языка скрывается система связей и отношений, в которые включен обозначенный словом предмет, мы констатируем то, что «каждое слово обобщает» и является средством формирования понятий. Иначе говоря, оно
Заключительное слово…
Заключительное слово…
С начала восьмидесятых годов наши знания о мозге достигли высот, превосходящих самые смелые ожидания. Президент Буш провозгласил девяностые годы Десятилетием Мозга, и мы теперь приближаемся к Тысячелетию Ума. Рассказывая о мозге и его различных
Слово «или»
Слово «или»
Словечко «или» нами недооценивается. Однако с его помощью одной автомастерской удалось более чем в два раза увеличить продажи стеклоочистителей. Вы удивитесь: «Как им это удалось?» Очень просто. Когда машину привозили на плановое обслуживание, сотрудники
Слово «не»
Слово «не»
«Я думаю, вы не должны читать дальше. То, о чем пойдет речь, вам неинтересно». Подобные высказывания имеют эффект совершенно противоположенный озвученным требованиям и только разжигают любопытство. Или я не прав? Эта техника похожа на ту, что мы рассмотрели
Слово «собственно»
Слово «собственно»
Это слово вы можете смело исключить из своей речи. У него нет положительных качеств. Прочитайте следующие примеры и судите сами:• «Я, собственно, всегда говорил тебе только правду».• «Собственно говоря, я тебя люблю».• «Собственно, это очень хорошее
Слово «но»
Слово «но»
«Было вкусно, но тебе не нужно это больше готовить» — так сказал маме мой брат, будучи совсем еще маленьким ребенком. Очевидно, он выразился так, потому что не хотел ее обидеть, но ошибся. Какова функция «но»? «Но» затеняет значение первой части предложения и
Слово «ты»
Слово «ты»
Каждому человеку приятно слушать о самом себе, своих интересах, своих достижениях, своей жизни. Это важно для каждого. Поэтому пользуйтесь этим фактом, говорите слова «ты» или «вы». Старайтесь как можно чаще лично обращаться к собеседнику! Кстати, у вас
Слово Кэифпу
Слово Кэифпу
Привет, Джули! Посмотри на раскрывшуюся розу. Её время пришло, и она во всей своей красе предстала перед нами. Посмотри на ещё не созревший бутон. Внутри его тоже пробуждается красота всего мира, но пока цветок только готовится явить её нам. Положи перед сном
Слово Кэифпу
Слово Кэифпу
Привет, это снова я – Кэифп! Очень хочется рассказать маленький фрагмент некой истории любви из книги Януша Вишневского «Одиночество в сети»:ОНА: С тех пор как она стала переговариваться с ним по ICQ, служебный кабинет превратился как бы в место тайных
Слово к вещи
Слово к вещи
Рассмотрим два альтернативных способа, которыми в мозге может кодироваться знание о значении слов:1. Репрезентация значений слов по своей природе модулярна. Все значения слов связаны вместе в узел и отделены от мозгового представления реального физического
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
Кое-что из того, что вы прочтете в этой книге, может показаться вам слишком грубым или излишне откровенным. Взгляд каждого человека на предмет секса (принимая во внимание его или ее воспитание и происхождение, которые и формируют мышление и модель