В каких случаях следует применять сокращения
в текстах актов?
Согласно части четвертой статьи 35 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ если в тексте нормативного правового акта (далее – акт) требуется неоднократно указать наименование государственного органа (организации), а равно если неоднократно употребляется то или иное понятие, выражаемое группой слов, то наименование этого государственного органа (организации) или понятия дается полностью в положении, где оно использовано первый раз, при этом в скобках указывается сокращение (условное обозначение), которым оно обозначается в последующих положениях.
На практике разработчиками проектов актов это правило иногда понимается так, что если наименование государственного органа (организации) или понятие, выражаемое группой слов, требуется употребитьдва раза (то есть неоднократно), то необходимо вводить сокращение.
Указанный подход представляется упрощенным. При принятии решения о введении сокращения следует исходить из реальной необходимости, а не просто из формального соответствия указанной норме Закона (если больше одного раза – значит неоднократно). Так,
не представляется оправданным введение сокращения, если оно используется в тексте акта два – три раза.
Встречаются случаи, когда введение сокращения вовсе ничем не обосновано: например, когда в тексте акта сокращение ни разу не используется.
В каких случаях может осуществляться подготовка нового акта или новой редакции акта?
Определяющим для принятия решения о подготовке нового акта или новой редакции акта является уяснение вопроса о том, существенно ли меняется правовое регулирование с учетом вносимых изменений и дополнений.
Существенное изменение существующего правового регулирования является основанием для подготовки нового акта.
Если необходимо внести существенные изменения и (или) дополнения, затрагивающие большинство структурных элементов акта, или вносимые изменения и (или) дополнения затрагивают большинство структурных элементов акта, ранее изложенного в новой редакции, осуществлять подготовку новых актов.
При внесении значительных изменений и (или) дополнений в акты (их структурные элементы), касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, преимущественно использовать технику подготовки новых актов (изложения в новой редакции структурных элементов актов).
Подготовку новой редакции акта (закона, утвержденного акта, приложения) осуществлять в исключительных случаях, если вносимые изменения и (или) дополнения затрагивают большинство структурных элементов акта (закона, утвержденного акта, приложения) либо составляют более половины его текста и не влекут существенного изменения правового регулирования общественных отношений.
Какие ошибки наиболее часто встречаются на практике
при указании источников официального опубликования актов?
К таким ошибкам можно отнести неверное (избыточное или недостаточное) указание источников официального опубликования актов.
Так, в соответствии с пунктом 87 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 ”О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности“, при изменении и (или) дополнении отдельных структурных элементов акта кроме источника официального опубликования первоначальной редакции акта указываются источники официального опубликования также тех актов, которыми вносились изменения и (или) дополнения в данные структурные элементы.
Указанное правило не всегда соблюдается должным образом.
Например, в актах о внесении изменений и (или) дополнений в отдельные структурные элементы в некоторых случаях не указываются источники официального опубликования всех изменений и (или) дополнений, которые ранее вносились в эти структурные элементы.
Встречается и обратная ситуация, когда в акте о внесении изменений и (или) дополнений в структурный элемент другого акта указываются источники официального опубликования всех изменений и дополнений, которые когда-либо вносились в этот акт, в то время как нужно указывать только те, которыми вносились изменения и (или) дополнения в изменяемый структурный элемент акта.
На каком языке указывается название акта при применении ссылки на него в акте, изложенном на другом государственном языке?
При применении ссылки на акт, за исключением ссылки на утвержденный акт (его структурные элементы), название акта указывается на том государственном языке, на котором данный акт был принят (издан), с учетом внесенных в название акта изменений и (или) дополнений. Название акта, заключенное в кавычки, не переводится на другой язык.
Например:
В соответствии с абзацем четвертым статьи 4 Закона Республики Беларусь от 9 января 2006 года ”Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь“ Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
На падставе пункта 2 Палажэння аб нагрудным знаку Міністэрства культуры ”За ўклад у развіццё культуры Беларусі“, зацверджанага Указам Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь ад 25 ліпеня 2002 г. № 407 ”Об учреждении нагрудного знака Министерства культуры ”За ўклад у развіццё культуры Беларусі“, Мiнiстэрства культуры Рэспублiкi Беларусь ПАСТАНАЎЛЯЕ:
В каких случаях при ссылке на утвержденный акт
название утверждающего акта не указывается?
При применении ссылки на утвержденный акт название утверждающего акта не указывается в случаях, если оно включает название утвержденного акта (в том числе без указания на вид утвержденного акта или наряду с указанием на иные вопросы, регулируемые утверждающим актом) (пункты 78 и 80 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов).
Например:
… в соответствии с Положением о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369, …
(Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369
”О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь“)
Например:
… на основании абзаца второго части четвертой пункта 6 Положения о порядке принятия решений по самовольным постройкам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2007 г. № 1802, …
(постановление Совета Министров Республики Беларусь
от 22 декабря 2007 г. № 1802 ”Об утверждении Положения о порядке принятия решений по самовольным постройкам и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь
от 20 февраля 2007 г. № 223“)
Какие источники официального опубликования следует указать при ссылке на утверждающий акт в целом, если утвержденный им акт был впоследствии изложен в новой редакции?
При первичном применении ссылки на акт (его структурный элемент) (кроме Конституции Республики Беларусь и кодексов Республики Беларусь), за исключением случаев внесения в него изменений и (или) дополнений, его толкования, приостановления действия, отмены либо признания утратившим силу, указывается источник официального опубликования первоначальной редакции акта, а также его новой редакции, если акт излагался в новой редакции (последней новой редакции, если акт неоднократно излагался в новой редакции) (пункт 79 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов). При этом если ссылка в тексте акта дается на утверждающий акт в целом, источник официального опубликования акта, излагающего утверждаемый акт в новой редакции, не указывается.
Какая техника применяется при приостановлении действия акта (его структурного элемента)?
В соответствии с пунктами 77, 78, 83 и 87 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов в таком случае следует применять технику, используемую при внесении в акт изменений и (или) дополнений: т.е. при указании акта (его структурного элемента), действие которого требуется приостановить, указываются источники официального опубликования первоначальной редакции акта, а также иных актов, которыми в акт (его структурный элемент) вносились изменения и (или) дополнения. При этом действие актов, которыми вносились изменения и (или) дополнения в данный акт (его структурный элемент), отдельно не приостанавливается.
Как правильно оформляется норма о внесении в акт
одного изменения или дополнения?
Согласно сложившейся практике норма о внесении одного изменения или дополнения в акт формулируется одним абзацем.
На практике при подготовке проектов актов иногда имеют место случаи неоправданного дробления норм о внесении одного изменения или дополнения.
Например:
”1. Внести в Инструкцию (Положение и т.д.) … следующее изменение:
в части второй пункта 4 слова ”предприятий, учреждений, организаций“ заменить словом ”организаций“.“.
В подобных случаях необходимо формулировать норму следующим образом:
”1. В части второй пункта 4 Инструкции (Положения и т.д.) … слова ”предприятий, учреждений, организаций“ заменить словом ”организаций“.“.
Является ли изложение в новой редакции акта, структурных элементов акта основанием для признания утратившими силу актов (их структурных элементов), которыми в текст акта, структурных элементов акта были внесены изменения и (или) дополнения?
Изложение в новой редакции акта, структурных элементов акта
не является основанием для признания утратившими силу актов (их структурных элементов), которыми в текст акта, структурных элементов акта были внесены изменения и (или) дополнения.
Возможно ли включение взамен исключенных из акта пронумерованных структурных элементов новых структурных элементов с присвоением нумерации ранее исключенных
структурных элементов?
При исключении из акта пронумерованных структурных элементов в последующем возможно включение взамен них новых структурных элементов с присвоением нумерации ранее исключенных структурных элементов.
Могут ли рассматриваться в качестве изменений и (или) дополнений акта оговорки об изменении нумерации частей или абзацев с учетом дополненных (исключенных) частей или абзацев?
Оговорки об изменении нумерации частей или абзацев с учетом дополненных (исключенных) частей или абзацев не могут рассматриваться в качестве изменений и (или) дополнений акта.
При исключении абзацев, являющихся последними в тексте акта (статьи, пункта, части), вносятся ли изменения, касающиеся замены в предыдущем абзаце точки с запятой на точку?
При исключении абзацев, являющихся последними в тексте акта (статьи, пункта, части), изменения, касающиеся замены в предыдущем абзаце точки с запятой на точку, не вносятся.
Можно ли в тексте акта использовать формулировку ”Утвердить … согласно приложению“?
Нет. Согласно пунктам 73 и 75 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов слово ”утвердить“ может использоваться только в отношении утверждаемых актов, но не приложений. Приложения не могут утверждаться, так как являются частью акта, вынесенной для удобства пользования на отдельные листы. Они не имеют силу относительно самостоятельного утвержденного акта.
Использование техники утверждения приложений приводит к путанице при применении ссылок:
если утвержденное приложение считать утвержденным актом, применение ссылок на него должно осуществляться в соответствии с пунктами 78 и 80 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов;
если утвержденное приложение считать приложением, применение ссылок на него должно осуществляться в соответствии с пунктами 83–85 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов.
О технике оформления возражений Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона
Отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования в связи с наличием по ним возражений Президента Республики Беларусь, не вступают в силу и поэтому считаются не включенными в текст закона. Такие положения закона после преодоления возражений Президента Республики Беларусь либо после их доработки с учетом возражений Президента Республики Беларусь включаются в текст ранее принятого закона путем принятия закона о внесении в него изменений и (или) дополнений.
Например:
Статья 12. Собственность на землю, земельные участки
Собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. (Второе предложение части первой не приводится как не вступившее в силу.)
Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.
Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций.
(Часть четвертая не приводится как не вступившая в силу.)
В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться …
Негосударственным юридическим лицам ….
Для размещения дипломатического представительства….
Статья 1. Внести в Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 187, 2/1522) следующие дополнения и изменение:
1. В статье 12:
часть первую дополнить вторым предложением следующего содержания: ”Земли, земельные участки, не находящиеся в частной собственности граждан ….“;
после части третьей дополнить статью частью следующего содержания:
”Земельные участки могут находиться в частной собственности ….“;
части четвертую–шестую считать соответственно частями пятой–седьмой;
Можно ли в заключительных положениях новых законов корректировать нормы других законов?
В последнее время стала принятой практика корректировки в заключительных положениях новых законов норм других законов, направленных на обеспечение действия нового закона или вступающих в противоречие с ним.
К примеру, подобная техника внесения изменений и (или) дополнений использовалась при подготовке Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 года ”О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь“, Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года ”Об инвестициях“, Закона Республики Беларусь от 5 января 2013 года ”О коммерческой тайне“, Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года ”О государственных закупках товаров (работ, услуг)“, Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года ”О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах“, Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 года
”Аб афiцыйных геральдычных сiмвалах“, Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 года ”О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 года
”Об оказании психиатрической помощи“.
Согласно статье 59 Закона Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и (или) дополнению в связи с принятием (изданием) нового акта, должен содержаться в заключительных положениях этого акта либо в приложении к нему. Если имеется значительное количество актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и (или) дополнению в связи с принятием (изданием) нового акта, их перечни могут оформляться в виде самостоятельного проекта и представляться одновременно с проектом основного акта. Подготовка таких перечней после принятия (издания) акта допускается как исключение в случаях, когда их подготовка требует длительного времени.
С учетом указанных положений Закона Республики Беларусь
”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ полагаем обоснованной практику внесения изменений и дополнений, связанных общим предметом правового регулирования с основным законом, в заключительных положениях этого закона.
Как формулируются нормативные предписания о порядке вступления в силу акта?
Техника изложения нормативных предписаний о порядке вступления в силу акта изменилась: конструкция ”вступает в силу …, за исключением … , которые вступают в силу …“ теперь не используется.
Например:
Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:
статьи 1–3 – через три месяца после официального опубликования настоящего Закона;
иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.
Например:
Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:
статьи 1–25 – с 1 июля 2014 года;
иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.
Например:
3. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:
абзацы девятый–двенадцатый пункта 1 – через месяц после официального опубликования настоящего Указа;
иные положения этого Указа – после его официального опубликования.
01 сентября 2022 г.
Количество опубликованных правовых актов: 50
Раздел пятый
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
-
5/50610
(31.08.2022) -
Аб узнагароджанні Ганаровай граматай Савета Міністраў Рэспублікі Беларусь
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2022 г. № 547
-
5/50611
(31.08.2022) -
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2019 г. № 406
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 552
-
5/50612
(31.08.2022) -
О размерах базовой ставки
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 553
-
5/50613
(31.08.2022) -
Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 и от 30 сентября 2016 г. № 789
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 554
-
5/50615
(31.08.2022) -
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2021 г. № 716
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 557
-
5/50616
(31.08.2022) -
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2020 г. № 533
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 558
-
5/50617
(31.08.2022) -
О предоставлении статуса бизнес-школы
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 559
-
5/50618
(31.08.2022) -
О проведении переговоров по проекту международного договора и его подписании
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 561
-
5/50619
(31.08.2022) -
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 декабря 2021 г. № 700
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 562
-
5/50620
(31.08.2022) -
Об утверждении Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 563
-
5/50621
(31.08.2022) -
О финансировании расходов республиканского бюджета
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 564
-
5/50622
(31.08.2022) -
О распоряжении имуществом
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 565
-
5/50623
(31.08.2022) -
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2002 г. № 358
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 566
-
5/50624
(31.08.2022) -
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1932
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 567
-
5/50626
(31.08.2022) -
Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 1993 г. № 432 и от 16 мая 2003 г. № 646
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 556
-
5/50628
(31.08.2022) -
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2021 г. № 610
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 560
-
5/50636
(01.09.2022) -
Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2022 г. № 570
Раздел седьмой
ПРАВОВЫЕ АКТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА, УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОДЧИНЕННЫХ (ПОДОТЧЕТНЫХ) ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
-
7/5107
(30.08.2022) -
Об изменении постановления Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 29 февраля 2012 г. № 1
Постановление Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 9
Раздел восьмой
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА, НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ, МИНИСТЕРСТВ, ИНЫХ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
-
8/38622
(26.08.2022) -
Об утверждении образовательного стандарта высшего образования I ступени по специальности 1-79 01 06
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 8 августа 2022 г. № 240
-
8/38626
(29.08.2022) -
О порядке проведения диспансеризации взрослого и детского населения
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 августа 2022 г. № 83
-
8/38630
(29.08.2022) -
Об утверждении регламентов административных процедур
Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 55
-
8/38634
(30.08.2022) -
О приемных комиссиях
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 июля 2022 г. № 178
-
8/38635
(30.08.2022) -
О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений дошкольного образования, специальных детских садов
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 августа 2022 г. № 248
-
8/38639
(30.08.2022) -
Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. № 78
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 85
-
8/38640
(30.08.2022) -
Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 декабря 2014 г. № 93
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 86
-
8/38642
(30.08.2022) -
Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2022 г. № 266
-
8/38643
(30.08.2022) -
Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 210
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10 августа 2022 г. № 244
-
8/38646
(31.08.2022) -
Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 января 2012 г. № 2
Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 76
-
8/38647
(31.08.2022) -
Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 3 сентября 2018 г. № 73
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 16 августа 2022 г. № 51
-
8/38658
(01.09.2022) -
Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 августа 2022 г. № 287
Раздел девятый
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБЛАСТНЫХ, МИНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ, ОБЛИСПОЛКОМОВ, МИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА, МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ БАЗОВОГО УРОВНЯ
Брестская область
-
9/117655
(31.08.2022) -
Об изменении организации дорожного движения в городе Бресте
Решение Брестского городского исполнительного комитета от 30 августа 2022 г. № 1189
Витебская область
-
9/117645
(30.08.2022) -
Об изменении границы деревни Бородино Добрынского сельсовета Дубровенского района
Решение Дубровенского районного Совета депутатов от 18 июля 2022 г. № 195
-
9/117647
(30.08.2022) -
Об изменении решения Глубокского районного исполнительного комитета от 9 июня 2015 г. № 576
Решение Глубокского районного исполнительного комитета от 15 августа 2022 г. № 964
-
9/117648
(30.08.2022) -
Об установлении нормативов фактического потребления тепловой энергии
Решение Городокского районного исполнительного комитета от 16 августа 2022 г. № 671
-
9/117653
(30.08.2022) -
Об изменении решения Витебского городского исполнительного комитета от 6 января 2015 г. № 3
Решение Витебского городского исполнительного комитета от 15 августа 2022 г. № 864
-
9/117658
(31.08.2022) -
Об изменении организации дорожного движения в городском поселке Шарковщина
Решение Шарковщинского районного исполнительного комитета от 24 августа 2022 г. № 862
Гомельская область
-
9/117640
(29.08.2022) -
О нормативе фактического потребления тепловой энергии
Решение Мозырского районного исполнительного комитета от 26 августа 2022 г. № 1441
-
9/117643
(29.08.2022) -
Об изменении решения Чечерского районного Совета депутатов от 30 декабря 2021 г. № 194
Решение Чечерского районного Совета депутатов от 24 августа 2022 г. № 227
-
9/117654
(30.08.2022) -
Об установлении контрольных цифр приема на 2022/2023 учебный год
Решение Жлобинского районного исполнительного комитета от 19 августа 2022 г. № 2946
Гродненская область
-
9/117644
(30.08.2022) -
Об изменении решения Слонимского районного исполнительного комитета от 26 октября 2021 г. № 1014
Решение Слонимского районного исполнительного комитета от 16 августа 2022 г. № 755
-
9/117649
(30.08.2022) -
О возмещении затрат на строительство объектов распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры
Решение Дятловского районного исполнительного комитета от 16 августа 2022 г. № 470
Минская область
-
9/117626
(29.08.2022) -
Об организации ежегодного районного соревнования за достижение высоких показателей в отрасли растениеводства
Решение Логойского районного исполнительного комитета от 16 августа 2022 г. № 1738
Могилевская область
-
9/117593
(25.08.2022) -
Об изменении решения Кировского районного Совета депутатов от 18 марта 2021 г. № 32-17
Решение Кировского районного Совета депутатов от 17 июня 2022 г. № 43-9
-
9/117633
(29.08.2022) -
О признании утратившим силу решения Дрибинского районного Совета депутатов от 24 сентября 2010 г. № 3-6
Решение Дрибинского районного Совета депутатов от 10 августа 2022 г. № 43-2
-
9/117634
(29.08.2022) -
О признании утратившим силу решения Дрибинского районного Совета депутатов от 19 сентября 2008 г. № 9-18
Решение Дрибинского районного Совета депутатов от 10 августа 2022 г. № 43-3
-
9/117638
(29.08.2022) -
Об отмене решения Глусского районного исполнительного комитета от 22 июля 2022 г. № 20-16
Решение Глусского районного исполнительного комитета от 25 августа 2022 г. № 23-9
-
9/117650
(30.08.2022) -
О признании утратившими силу решений Чериковского районного исполнительного комитета
Решение Чериковского районного исполнительного комитета от 19 августа 2022 г. № 18-31
-
9/117651
(30.08.2022) -
О признании утратившими силу решений Дрибинского районного Совета депутатов
Решение Дрибинского районного Совета депутатов от 10 августа 2022 г. № 43-4
-
9/117652
(30.08.2022) -
Об изменении решения Чериковского районного исполнительного комитета от 20 мая 2022 г. № 12-25
Решение Чериковского районного исполнительного комитета от 19 августа 2022 г. № 18-19
Раздел десятый
ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ НОРМАТИВНЫМИ
-
10/319
(29.08.2022) -
Об изменении постановления правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 июня 2014 г. № 7
Постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 августа 2022 г. № 7
Чем полезно: статья поможет юристам и не только грамотно и правильно с точки зрения законодательства цитировать и делать ссылки на нормативные правовые акты (далее – НПА) и их части в официальных документах (письмах, заключениях, претензиях, исках и т.д.).
Где установлены правила указания НПА и их частей
Вступивший в силу 1 февраля 2019 г. Закон об НПА содержит приложение «Требования нормотворческой техники» (далее – Приложение), которое закрепляет правила применения ссылок на сами НПА или их структурные элементы. Следовательно, теперь данные правила возведены в ранг закона.
Указанные правила должны выполняться при оформлении официальных (заключений, писем, служебных документов и др.) или процессуальных (претензий, исков и др.) документов.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон об НПА).
Правила указания самого НПА
Согласно правилам юридической техники при применении ссылки на НПА указывается:
Однако для некоторых НПА есть специальные правила (см. табл. 1).
Таблица 1
Правила указания НПА
Важно!
В отношении международных договоров допускаются иные правила (п. 82 Приложения к Закону об НПА).
В полном официальном названии международного договора, кроме названия международного договора, могут содержаться:
– номер международного договора;
– указание на дату принятия (подписания, заключения иным способом) другого международного договора;
– указание на место принятия (подписания, заключения иным способом) международного договора;
– указание на организацию или конференцию, в рамках которой принят международный договор.
Например:
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы (Протокол III), принятый в г. Женеве 8 декабря 2005 г.
Редакции НПА
Применение ссылки на акт, изложенный в новой редакции, осуществляется без использования слов «в редакции» и указания на акт, которым данный акт изложен в новой редакции (п. 40 Приложения к Закону об НПА).
Справочно:
правила сокращений слов, словосочетаний и дат установлены межгосударственным стандартом ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке».
Повторное указание НПА
Если один и тот же закон встречается в документе несколько раз, то в первый раз он приводится по указанным выше правилам, а при повторной и последующей ссылке на него указываются только вид и название (п. 41 Приложения к Закону об НПА).
Например:
Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».
При повторных ссылках на иной акт (за исключением Конституции Республики Беларусь и кодексов) указываются вид, дата принятия (издания) и регистрационный номер акта.
Например:
Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 366.
Правила указания структурной части НПА
Основными структурными элементами акта являются:
• преамбула;
• раздел (подраздел);
• глава;
• параграф;
• статья;
• пункт (подпункт);
• часть;
• абзац;
• позиция (исключительный случай);
• подстрочное примечание (в некоторых кодексах).
Бóльшее число проблем вызывают ссылки на структурные части статей НПА. Приведем основные правила (см. табл. 2).
Таблица 2
Правила ссылок на структурные части статей
Сокращения
При ссылках на структурные части НПА допускаются следующие сокращения:
статья – «ст. …»;
пронумерованная часть – «ч. …»;
пункт – «п. …»;
подпункт – «подп. …».
Не сокращаются ссылки на непронумерованные структурные части НПА. Они указываются словами и полностью:
часть статьи – «часть первая ст. …»;
абзац – «абзац четвертый части первой п. … ст. …».
Важно!
Если с указания на подпункт, пункт, пронумерованную часть статьи или статью начинается предложение или, тем более, новый абзац, соответствующее слово пишется полностью.
Строчные, прописные буквы при указании вида НПА
С прописной буквы указываются (п. 46 Приложения к Закону об НПА):
• решения, принятые республиканским референдумом;
• международные договоры и иные международно-правовые акты;
• законы Республики Беларусь;
• декреты и указы Президента Республики Беларусь;
• акты Верховного Совета Республики Беларусь (его Президиума);
• постановления палат Национального собрания Республики Беларусь;
• заключения Конституционного Суда Республики Беларусь.
Со строчной буквы указываются (п. 46 Приложения к Закону об НПА):
• распоряжения Президента Республики Беларусь;
• постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
• акты Генеральной прокуратуры, Национального банка, Комитета государственного контроля, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления;
• решения, принятые местным референдумом;
• решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;
• акты иных нормотворческих органов.
Справочно:
при указании НПА или его структурной части в научной работе применяются не те правила, которые мы приводим в данной статье, а описания, установленные приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 25.06.2014 № 159 «Об утверждении образцов оформления библиографического описания в списке источников, приводимых в диссертации и автореферате».
Язык НПА
Структурная часть и название НПА, на которые делается ссылка, указываются на том государственном языке, на котором он был принят (издан) (часть девятая п. 37 Приложения к Закону об НПА).
Например:
«На падставе пункта 4 артыкула 115 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб культуры»,
или
«Во исполнение Закона Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 162-З «Аб беларусах замежжа».
Считаем необходимым отметить, что в публицистических статьях применяются описанные в данной статье правила.
Юлия Кудрявец, юрист
Во исполнение пункта 5 Директивы Президента Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. N 10 «О недопустимости роста цен», на основании части первой пункта 21 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. N 143 «О поддержке экономики» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Ввести регулирование цен на товары, производимые (ввозимые) и (или) реализуемые на внутренний рынок Республики Беларусь, указанные в перечне согласно приложению 1 (далее – потребительские товары).
2. Производители согласовывают повышение отпускных цен на потребительские товары (установление отпускных цен на новые товары), за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 настоящего постановления, в соответствии с законодательством об административных процедурах в следующем порядке:
республиканские унитарные предприятия, учреждения, хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в собственности Республики Беларусь и (или) входящие в состав государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, – с соответствующими государственными органами, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, в подчинении (составе, системе) которых находится (входит) такое унитарное предприятие, учреждение или хозяйственное общество либо которым переданы в управление акции (доли в уставном фонде) хозяйственного общества, находящиеся в собственности Республики Беларусь, либо с созданными указанными государственными органами (организациями) комиссиями с участием представителей профсоюзных организаций;
организации, входящие в систему Управления делами Президента Республики Беларусь, – с Управлением делами Президента Республики Беларусь либо созданной им комиссией;
организации потребительской кооперации – с Белорусским республиканским союзом потребительских обществ либо созданной им комиссией с участием представителя профсоюзной организации;
организации, входящие в состав холдинга с участием государства, – с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится управляющая компания холдинга, либо с созданной им комиссией;
другие юридические лица и индивидуальные предприниматели – с соответствующими облисполкомами, Минским горисполкомом по месту государственной регистрации либо с созданными ими комиссиями с участием представителей профсоюзных организаций.
Основаниями для отказа в согласовании отпускных цен на потребительские товары в соответствии с частью первой настоящего пункта являются:
непредставление заявителем документов и (или) сведений, предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;
наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;
недостаточное экономическое обоснование предлагаемой отпускной цены на потребительский товар.
3. Не требуется согласования отпускных цен производителями потребительских товаров в случаях:
3.1. истечения сроков проведения мероприятий, направленных на продвижение потребительских товаров (акции, скидки и другое), определенных в договорах либо положениях о проведении мероприятий, при условии установления отпускных цен на уровне, действовавшем до проведения указанных мероприятий;
3.2. поставки потребительских товаров по договорам с новыми покупателями или изменения условий поставки потребительских товаров при установлении цен не выше цен, применяемых на дату вступления в силу настоящего постановления, в соответствии с прейскурантом (иным аналогичным документом) и положением о скидках;
3.3. повышения декларируемых, фиксированных, предельных цен (тарифов), регулируемых государственными органами (организациями), на материальные ресурсы (сырье, материалы, комплектующие и другое) и (или) услуги, фактически использованные при производстве потребительских товаров, а также ставок налогов и иных обязательных платежей, включаемых в себестоимость продукции, пропорционально их увеличению в соответствии с удельным весом данных расходов в себестоимости продукции;
3.4. установления отпускных цен на новые потребительские товары* при условии применения норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на такие товары, в размере не более 10 процентов.
________________________
* Для целей настоящего пункта под новыми потребительскими товарами понимаются:
новая продукция (впервые произведенная продукция) – продукция, впервые произведенная изготовителем и (или) не имеющая аналогов на территории Республики Беларусь;
новый вид продукции – продукция, уже производимая, но получившая новое обозначение или определение (наименование) в связи со значительной степенью усовершенствования или модификацией ее свойств, параметров, признаков или характеристик, а также измененной областью применения, новым или в значительной степени отличающимся (не менее чем на 30 процентов по сравнению с ранее выпускавшейся продукцией) составом применяемых материалов или компонентов, которая подвергалась значительной степени технологических изменений и (или) изменению классификационного кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки (обработки).
4. Согласование отпускных цен в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления осуществляется в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления документов, а для потребительских товаров со сроком хранения 30 дней и менее – не более пяти рабочих дней.
Государственные органы (организации) или созданные ими комиссии, указанные в пункте 2 настоящего постановления, в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о согласовании отпускных цен информируют о нем Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) по определенной им форме.
Предоставить право МАРТ вносить государственным органам (организациям) или созданным ими комиссиям, указанным в пункте 2 настоящего постановления, обязательное для выполнения предписание о признании утратившими силу решений о согласовании отпускных цен в случае невыполнения установленного параметра по индексу потребительских цен.
Государственные органы (организации) или созданные ими комиссии одновременно с признанием утратившим силу решения, принятого в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, принимают и направляют производителю обязательное к выполнению решение об отмене повышенной отпускной цены и необходимости приведения на дату получения этого решения повышенной отпускной цены в соответствие с уровнем, действовавшим до ее повышения.
5. Отпускные цены на потребительские товары иностранного производства, предназначенные для дальнейшей продажи на территории Республики Беларусь, устанавливаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями – импортерами (далее – импортеры).
Отпускные цены на потребительские товары формируются импортерами исходя из контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по обязательному страхованию с применением предельной максимальной надбавки импортера.
Контрактные цены, установленные в иностранной валюте, пересчитываются по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату оприходования товара импортером.
Контрактные цены на импортируемые товары должны быть обоснованы. При обосновании контрактной цены должны использоваться результаты изучения конъюнктуры рынка с указанием критериев выбора товара, коммерческие и (или) финансовые условия поставки товаров. Обоснование контрактной цены является неотъемлемой частью экономических расчетов.
Государственный таможенный комитет организовывает мониторинг стоимости ввозимых потребительских товаров и на его основании обеспечивает представление в МАРТ еженедельно, не позднее вторника, следующего за отчетной неделей, диапазона стоимости ввозимых потребительских товаров.
6. Республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому обеспечивать поставку на внутренний рынок отечественных товаров под полную потребность, при необходимости вносить в установленном порядке предложения о введении мер ограничения экспорта.
7. Министерство сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с МАРТ регулирует цены на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, рожь (продовольственную), пшеницу (продовольственную), сахарную свеклу, сахар, муку, масло сливочное, яйцо куриное, поставляемые для переработки, путем установления предельных максимальных цен.
8. Порядок планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции для целей ценообразования устанавливается совместным нормативным правовым актом МАРТ, Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты по согласованию с Национальным статистическим комитетом.
Отраслевые особенности планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции могут устанавливаться республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.
9. Производители, импортеры, а также субъекты хозяйствования, осуществляющие хранение потребительских товаров из стабилизационных фондов, заготовительные организации*:
составляют экономические расчеты, обосновывающие уровень отпускных цен на потребительские товары, с расшифровкой статей затрат в соответствии с порядком планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, указанным в пункте 8 настоящего постановления, утверждаемые руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем, и хранят данные расчеты и подтверждающие документы на бумажных носителях и (или) в электронной форме, в том числе на материальных носителях;
могут предоставлять оптовые скидки с отпускных цен в размере не более 10 процентов. Иные скидки предоставляются в случаях и порядке, определенных законодательством о ценах и ценообразовании.
___________________________
* Для целей настоящего постановления под заготовительными организациями понимаются юридические лица, имеющие сеть приемозаготовительных пунктов, осуществляющие закупку (в том числе в сельской местности), у населения, субъектов хозяйствования, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, нескольких видов продукции (растениеводства, животноводства, дикорастущей и прочей продукции (сырья), осуществляющие ее хранение и (или) реализацию, ведущие ведомственную отчетность по закупке и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья. При этом удельный вес закупок у населения должен составлять не менее 35 процентов (нарастающим итогом с начала года) в общем объеме заготовительного оборота организации.
Субъекты хозяйствования, осуществляющие хранение потребительских товаров из стабилизационных фондов, заготовительные организации устанавливают цены на продукцию, закладываемую в стабилизационные фонды, закупаемую у населения, исходя из цены закупки (затрат на производство), расходов по заготовке, хранению и транспортировке продовольственных товаров, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, и норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цену.
10. Отпускные цены на потребительские товары, вырабатываемые из давальческого сырья и предназначенные для реализации на территории Республики Беларусь, формируются собственником сырья исходя из стоимости сырья, расходов, связанных с его приобретением и переработкой, установленных налогов и обязательных платежей, прибыли с учетом ограничений, предусмотренных законодательством, и не выше уровня отпускных цен, сформированных производителем на аналогичные товары, изготовленные из собственного сырья, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь.
В случае невозможности соблюдения ограничений, установленных в части первой настоящего пункта, собственник сырья осуществляет согласование отпускной цены в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления.
11. Предельные максимальные надбавки импортеров, предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) на потребительские товары применяются в значениях, установленных в приложении 1.
К отпускным ценам производителей (импортеров), субъектов хозяйствования, осуществляющих хранение потребительских товаров из стабилизационных фондов, заготовительных организаций, физических лиц применяются предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки), указанные в приложении 1.
При приобретении товаров по отпускным ценам, сформированным без учета расходов по доставке, субъекты торговли имеют право относить сумму фактических расходов по доставке товаров на увеличение отпускных цен.
Субъекты торговли реализуют потребительские непродовольственные товары, переданные им по договорам комиссии, по розничным ценам, сформированным производителем (импортером) исходя из отпускных цен и торговых надбавок, установленных в соответствии с приложением 1.
12. В товарно-транспортной накладной и товарной накладной указываются сведения, связанные с установлением цен на потребительские товары:
отпускная цена, вид скидки (с отпускной цены, оптовая);
оптовая надбавка;
иная информация о структуре цены в соответствии с порядком заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, определенным Министерством финансов.
13. Перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, включающий группы (подгруппы), виды товаров и количество их разновидностей (модели, размеры, иные характеристики товаров при наличии), разрабатывается и утверждается субъектом торговли, осуществляющим розничную торговлю, в соответствии с требованиями законодательства и подлежит согласованию с районным, городским исполкомом (кроме г. Минска), администрацией района г. Минска, государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» по месту расположения торгового объекта в порядке, определенном МАРТ.
Основаниями для отказа в согласовании перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, являются:
непредставление заявителем документов и (или) сведений, предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;
наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;
несоответствие перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, определенным законодательством требованиям;
наличие рисков невыполнения Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
14. С 1 января 2023 г. на территории Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской деятельности запрещаются товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (бартер, мена, зачет, новация, отступное), за исключением:
внешнеторговых операций;
операций между организациями, входящими в созданный в установленном законодательством порядке холдинг;
согласования операции государственным органом (организацией), указанным в пункте 2 настоящего постановления.
Основаниями для отказа в согласовании операций, указанных в части первой настоящего пункта, являются:
непредставление заявителем документов и (или) сведений, предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;
наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;
недостаточное экономическое обоснование предлагаемых операций.
15. При поставке потребительских товаров, произведенных в Республике Беларусь, в организации розничной торговли, субъектам торговли и производителям запрещается* установление в договорах, предусматривающих поставку товаров, возмездное оказание услуг, в иных гражданско-правовых договорах условий о предоставлении вознаграждений в связи с приобретением у поставщика товаров определенного количества товаров, за оказание услуг по продвижению товаров и иных видов вознаграждений, за исключением комиссионного вознаграждения при реализации непродовольственных товаров в порядке, определенном в части четвертой пункта 11 настоящего постановления.
Договоры, предусматривающие поставку товаров, произведенных в Республике Беларусь, иные гражданско-правовые договоры, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, заключенные до вступления в силу настоящего постановления, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными в части первой настоящего пункта, в течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
_________________________
* Запрет распространяется также на действия лиц, входящих с субъектами торговли или поставщиками потребительских товаров в одну группу лиц, за исключением действий между участниками холдингов, созданных в установленном законодательством порядке.
16. Цены на остатки потребительских товаров должны быть приведены в течение пяти рабочих дней в соответствие с настоящим постановлением:
субъектами торговли – путем применения к цене приобретения потребительского товара оптовых надбавок, торговых надбавок (без учета оптовой надбавки), не превышающих указанных в приложении 1;
импортерами – путем применения надбавок импортера, не превышающих указанных в приложении 1.
Не допускаются:
увеличение надбавок импортера, оптовых надбавок, торговых надбавок, применяемых на дату вступления в силу настоящего постановления на уровне ниже, указанного в приложении 1, до полной реализации остатков потребительских товаров, цены импортера и оптовые (розничные) цены на которые сформированы с применением таких надбавок;
нарушение установленного режима работы торгового объекта.
Дооценка субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю, остатков потребительских товаров до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров не производится.
17. Установить, что:
Председатель Комитета государственного контроля, его заместители, председатели комитетов государственного контроля по областям вправе приостанавливать деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или принадлежащих им объектов, в том числе торговых объектов, объектов общественного питания, интернет-магазинов, в случае выявления нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого относится к компетенции Комитета государственного контроля;
Министр антимонопольного регулирования и торговли, председатели облисполкомов и Минского горисполкома вправе приостанавливать деятельность торговых объектов, объектов общественного питания, интернет-магазинов в случае выявления по результатам их проверки нарушений законодательства о ценах и ценообразовании, торговле и общественном питании, в том числе несоблюдения перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, согласованного в соответствии с пунктом 13 настоящего постановления.
Приостановление в соответствии с настоящим пунктом деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или принадлежащих им объектов, в том числе торговых объектов, объектов общественного питания, интернет-магазинов, осуществляется в порядке, определяемом соответственно Комитетом государственного контроля, МАРТ, облисполкомами и Минским горисполкомом.
18. Наделить областные (Минский городской), городские, районные исполкомы, местные администрации правом на осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании в следующих формах:
выборочные проверки;
внеплановые проверки (в том числе внеплановые тематические оперативные проверки);
меры профилактического и предупредительного характера.
При внеплановых тематических оперативных проверках контролирующими органами, уполномоченными на их проведение, могут проверяться вопросы соблюдения проверяемыми субъектами законодательства о ценах и ценообразовании.
19. Протоколы об административных правонарушениях по статье 13.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица областных (Минского городского), городских, районных исполкомов, администраций районов в городах, а рассматривать дела о данных административных правонарушениях – административные комиссии районного (городского) исполкома, администрации района в городе.
20. Нарушение определенного в пункте 2 настоящего постановления порядка согласования отпускных цен является нарушением установленного порядка регистрации цен.
21. Неуказание или указание недостоверных сведений, перечисленных в пункте 12 настоящего постановления, при составлении (оформлении) товарных, товарно- транспортных накладных влечет наложение штрафа на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в размере до 10 процентов суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах.
Предоставить право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в части первой настоящего пункта, уполномоченным на то должностным лицам органов Комитета государственного контроля, МАРТ, областных (Минского городского), городских, районных исполкомов, администраций районов в городах, а рассматривать дела о данных правонарушениях – органам Комитета государственного контроля (при составлении протоколов его должностными лицами), административным комиссиям районного (городского) исполкома, администрациям района в городе, экономическим судам областей (г. Минска).
22. Требования пункта 2 настоящего постановления не распространяются на установление (формирование) и (или) применение отпускных цен на потребительские товары, цены на которые регулируются в соответствии с законодательством государственными органами (организациями) путем установления фиксированных, предельных максимальных цен, декларирования цен.
23. Требования настоящего постановления не распространяются на отношения, связанные с реализацией:
товаров юридическим лицам, включенным в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, для их последующей реализации в таких магазинах, а также с реализацией этих товаров в магазинах беспошлинной торговли. При реализации таких товаров в раздел I «Товарный раздел» накладной ТТН-1, накладной ТН-2 и приложения к ним вносится запись «Для реализации в магазинах беспошлинной торговли»;
товаров, используемых в процессе производства, за исключением товаров, указанных в пункте 7 настоящего постановления;
продукции общественного питания;
продукции военного назначения, в том числе реализуемой по государственному оборонному заказу, а также на отношения по производству указанной продукции;
товаров, бывших в употреблении.
24. Внести изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь согласно приложению 2.
25. Признать утратившими силу:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. N 214 «О регулировании цен»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2022 г. N 350 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. N 214»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. N 669 «О временных мерах по стабилизации цен»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. N 693 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. N 669».
26. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому в десятидневный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.
27. Предоставить право разъяснять вопросы применения:
подпункта 3.4 пункта 3, пункта 10 настоящего постановления – Государственному комитету по стандартизации и МАРТ в соответствии с компетенцией;
иных положений данного постановления – МАРТ в соответствии с компетенцией.
28. Настоящее постановление вступает в силу в следующем порядке:
абзац второй пункта 9 – с 1 ноября 2022 г.;
пункт 13 – с 10 ноября 2022 г.;
иные положения – со дня принятия настоящего постановления.
ПЕРЕЧЕНЬ
изменений, вносимых в постановления
Совета Министров Республики Беларусь
1. В подпункте 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2020 г. N 533 «О статистическом декларировании товаров»:
абзац первый части первой изложить в следующей редакции:
«1.2. статистическая декларация представляется не позднее семи рабочих дней с момента поступления товара (для импортных статистических деклараций) и не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (для экспортных статистических деклараций), по одному и более фактам отгрузок (поступлений) товаров, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 3000 евро и более, за отчетный календарный месяц в рамках:»;
в части второй слова «10-е число месяца, следующего за отчетным,» заменить словами «10-е число месяца, следующего за отчетным, или истечение сроков, установленных в абзаце первом части первой настоящего подпункта,».
2. В едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. N 548:
пункт 8.3 дополнить подпунктом 8.3.2 следующего содержания:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 30.12.2022 № 948 «Об обеспечении доступной среды для инвалидов в жилищном фонде».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 марта 2020 г. N 147 О ПРИМЕНЕНИИ ДЕРЕВЯННЫХ ОКОННЫХ И ДЕРЕВЯННЫХ ДВЕРНЫХ БАЛКОННЫХ БЛОКОВ
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2020 № 187 «О профессиональной аттестации в сфере жилищно-коммунального хозяйства»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2019 № 826 «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2016 № 778 «Об определении совокупного дохода для предоставления безналичных жилищных субсидий»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 «О порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384 «О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2018 № 485 «Об установлении типовой формы договора»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 № 324 «Об утверждении Положения о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2001 № 834 «Об утверждении Правил содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.2005 № 1466 «Об утверждении Положения о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) оказания коммунальных услуг»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.09.2006 № 1191 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 497»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.01.2007 № 9 «Об утверждении Правил организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2011 № 1294 «Об утверждении Положения о порядке утилизации неэксплуатируемых транспортных средств, признанных бесхозяйными и переданных в собственность административно-территориальных единиц»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2011 № 1426 «О некоторых вопросах обращения с объектами растительного мира»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания населенных пунктов»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2013 № 155 «Об утверждении Типового договора о совместном домовладении и признании утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 1998 г. N 569 и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2013 № 193 «Об утверждении типового договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2014 № 96 «Об утверждении Положения о порядке индексации субсидируемых государством тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги для населения»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2014 № 1297 «О предоставлении арендного жилья»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.03.2015 № 161 «Об утверждении Типового договора о совместном домовладении и Типового устава товарищества собственников»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2012 № 667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2007 № 1738 «Об утверждении Положения о порядке представления документов, на основании которых осуществляется реализация права на государственные социальные льготы, права и гарантии отдельными категориями граждан»