Студенты ВУЗов часто сталкиваются с выполнением различных по сложности заданий и проектов. К некоторым проектам необходимо составить и написать пояснительную записку. Однако далеко не все учащиеся понимают, что такое пояснительная записка к проекту, как выглядит и как ее правильно писать. Пояснительные записки готовят перед защитой курсовых и дипломных работ. Пояснительная записка выглядит в виде специального бланка. Документ имеет четкую структуру, которой должен придерживаться составитель при оформлении.
Содержание:
- Что это такое
- Для чего нужна
- Как ее написать
- Структура пояснительной записки
- Титульный лист
- Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Пример пояснительной записки
- Оформление
- Заключение
Что это такое
Пояснительная записка к проекту представляет собой письменный документ, содержащий информацию о проделанной работе, ее особенностях. Сведения в записке излагаются последовательно. Документ может быть составлен в печатном виде или написан от руки. Если записка состоит из нескольких страниц, она должна быть пронумерована.
Актуально написание пояснительных записок для студентов, выбравших технические и экономические специальности. Если записка создана для технического проекта, в ней содержится информация о параметрах и особенностях объектов, описанных в научной работе. Также в рамках пояснительной записки демонстрируются решения проблемных вопросов, выполнимые на практике.
Пояснительная записка содержит в себе:
- сведения по теме научного труда;
- необходимые пояснения касательно конкретных разделов и методов исследования;
- краткие итоги относительно сделанных исследований;
- описание достигнутых результатов труда.
Для чего нужна
Записка к проекту имеет значение как для автора работа, так и для проверяющей комиссии. Без составления записки студент не будет допущен к защите. При защите проекта учитывается не только наличие пояснительной записки, но и качество выполнения. Документ оформляется надлежащим образом в соответствии с методическими рекомендациями учебного заведения.
Значение пояснительной записки:
- студент приобретает полезные навыки при разработке и оформлении записки, учится структурировать текст, излагать его последовательно и логично;
- в пояснительной записке может содержаться не только текст, но и различные графические приложения в виде схем, чертежей, графиков;
- комиссия, осуществляющая проверку готового проекта, с помощью записки сможет быстро изучить документацию, оценить готовность научной работы и принять решение о допуске студента к защите.
Как ее написать
Требования к написанию текста:
- Стиль изложения текста — деловой вне зависимости от того, по какой дисциплине пишется работа. В тексте нужно избегать сокращенных и непонятных слов, употребление просторечий и сленговых выражений.
- Итоговый документ должен быть в структурированном виде, то есть состоять из конкретных частей.
- Излагать тезисы и факты надо логично и последовательно. В записке не нужно писать собственное мнение, приводить рассуждения. Излагаются достоверные факты по существу. Каждый написанный тезис должен быть обоснованным и аргументированным.
- Вся информация, написанная в записке, должна быть достоверной и проверенной. Домыслы, догадки и предположения включать в текст не нужно.
- Как и любая научная работа, в записке присутствует введение и заключение. Во вступлении обозначаются цели, задачи, методы исследования. В заключительной части излагаются краткие выводы по всей работе.
Подробнее узнать, как пишется пояснительная записка и из чего состоит, можно, перейдя по этой ссылке и просмотрев видео:
Структура пояснительной записки
Готовая заключительная записка к проекту имеет структурированный вид и состоит из определенных частей:
- титульного листа;
- оглавления;
- вступления;
- основной части;
- заключения;
- списка использованной литературы.
Некоторые записки содержат приложения в виде таблиц, графиков, чертежей. Все части взаимосвязаны между собой и должны быть изложены в последовательном порядке, одна за другой. Требования к оформлению структуры документов содержатся в ГОСТах и методических рекомендациях учебных организаций.
Титульный лист
Титульный лист — первый лист пояснительной записки. Оформляется на одном листе. Титул входит в нумерацию, как первая страница, однако не нумеруется. Визуально титульный лист состоит из трех частей.
- В верхней части титула содержится информация об учебном заведении, причем наименование пишется без сокращений. Чуть ниже пишется информация о факультете, кафедре и специальности.
- В центральной части титульного листа располагается словосочетание «пояснительная записка к проекту», причем перед словом «проект» необходимо указать какой (дипломный, курсовой). Также в этой части располагается информация о предмете и теме проекта. Тема научного труда пишется без сокращений.
- В нижней части титула содержится информация об авторе работы, указываются данные студента, затем сведения о научном руководителе. Если при написании научного труда присутствовали консультанты, сведения о них также нужно поместить на титульный лист.
- В самом низу титула пишется населенный пункт и год, когда научная работа была написана.
Поскольку титул представляет собой обложку записки, он должен выглядеть опрятно.
Содержание
После титульного листа находится содержание или оглавление. Само слово «содержание» пишется наверху листа с заглавной буквы и оформляется в виде заголовка. В содержании перечисляются подзаголовки с обязательным указанием страниц. Заголовки и подзаголовки документа, указанные в содержании, должны быть такими же, как и в самом проекте. Сокращать заголовки или формулировать их по-другому нельзя.
Заголовки в содержании надо писать с заглавной буквы. После названия заголовка точку или запятую ставить не нужно. Последняя буква заголовка соединяется отточием с номером страницы.
Введение
Введение или вступление идет сразу за содержанием. Вступительная часть не должна занимать много места, ей отводится одна-две страницы. Вступление не нужно перезагружать цитатами, терминами, специальной лексикой. Во вступлении не нужно указывать собственное мнение и размышления. Для изложения авторской точки зрения есть основная и заключительная части.
Во введении могут быть отражены следующие моменты:
- пишется проблематика и актуальность выбранной темы;
- ставятся цель и задачи, преследуемые при написании проекта;
- может быть выделен предмет и объект исследований;
- также можно указать методы исследования (при наличии таковых).
При написании вступления можно пользоваться общепринятыми речевыми клише. Однако фразы и предложения должны быть логически взаимосвязаны друг с другом.
Основная часть
Основная часть пояснительной записки может быть разделена на разделы, подразделы, главы, параграфы. Если тема проекта связана не только с теорией, но и исследованиями, то в тексте нужно расписать информацию как теоретического, так и практического характера. Каждый новый раздел или глава начинаются с новой страницы.
В основной части излагаются тезисы, различные суждения и факты, которые были заимствованы из учебных пособий, монографий, журнальных и газетных статей. При написании тезисов нужно учитывать, что вся информация должны быть проверенной и точной. В самом начале повествования можно сделать экскурс в историю, если того позволяет выбранная тематика проекта. Также можно привести статистические данные и интересные факты.
Помимо написания тезисов, не нужно забывать про аргументацию. Каждый приведенный довод должен быть аргументированным. В качестве аргументов можно приводить общепризнанные факты, высказывания авторитетных личностей, выписки из научных публикаций.
Заключение
Завершается пояснительная записка заключительной частью, которая может занимать две-три страницы. В заключении должны быть отражены краткие выводы по теме. Можно указать, какие методы исследования были использованы, а также сослаться на то, были ли достигнуты цель и задачи, поставленные в начале работы. В заключительной части раскрывается сущность темы, показывается усвоение материала автором, пишется авторское мнение.
Выводы, написанные в заключении, должны быть емкими, краткими и понятными. Писать цитаты, определение терминов, дублировать введение в заключении неуместно.
Пример пояснительной записки
Когда студенты сталкиваются с тем, что им нужно написать пояснительную записку к проекту, они теряются, поскольку многие не представляют, как пишется документ и из чего он состоит. Чтобы иметь хоть какое-то представление о пояснительном проекте, нужно посмотреть образец подобного текста. Примеры и шаблоны готовых пояснительных записок помогут сконцентрироваться на собственной работе, придерживаться структуры текста, а также помогут избежать досадных и банальных ошибок при оформлении проекта.
Ниже можно скачать пример пояснительной записки к себе на компьютер или другое устройство и ознакомиться с документом.
Оформление
Чтобы получить высокую оценку за проект, следует сделать правильное оформление документа. Существуют методические рекомендации по оформлению документации.
Рекомендации, как нужно оформлять пояснительную записку:
- Пояснительная записка выполняется в печатном виде с помощью программы Word. Рекомендуемый шрифт — Times New Roman. Размер шрифта нужно выбрать 12 или 14. Нужно соблюдать отступы, когда начинается новый абзац.
- Цвет шрифта на протяжении всего текста — черный. Цветное выделение, подчеркивание, зачеркивание, курсив использовать не надо. Единственное, можно выделять заголовки полужирным шрифтом.
- Надо настроить межстрочный полуторный интервал и выравнивание текста по ширине. Только при оформлении титула и заголовков нужно настроить выравнивание по центру.
- Нужно делать нумерацию документа. Непронумерованными должны быть только титульный лист и содержание. Остальные листы нумеруются арабскими цифрами.
- Составлять работу нужно таким образом, чтобы была структурирована и все части были связаны между собой. Текст излагается последовательно.
- Нужно придерживаться официального, делового стиля изложения. Недопустимо использование бранных слов, просторечий, сленга и жаргонизмов. Написанные термины должны быть раскрыты.
- При использовании цитат должны быть ссылки на автора и произведение.
- В конце записки оформляется библиографический список, в который включены источники и материалы, которыми пользовался автор при написании проекта.
- Если в тексте записки обозначены формулы, можно использовать специальные инструменты текстового редактора для их формирования. После формулы необходимо расписать подробную расшифровку.
- Чертежи, схемы, диаграммы оформляются в виде отдельного приложения. Подписи к графическим изображениям, их нумерация осуществляется в нижней части листа после размещения чертежа или схемы.
Заключение
Пояснительная записка к проекту является обязательным документом, который прилагается к основному труду. Сопроводительный документ нужен для того, чтобы проверяющая комиссия смогла оценить подготовку учащегося, его уровень знаний. Без пояснительной записки могут не допустить к защите курсовой или дипломной работы. Требования к написанию и оформлению пояснительных записок содержатся в методических рекомендациях учебных организаций.
Управление проектами хорошо тем, что позволяет планировать, управлять и выполнять всю работу вашей команды. Зачастую полезно иметь эту информацию в доступном виде. Но иногда новые участники проекта или руководители хотят получить упрощённое представление о проекте. Тогда вам понадобится лаконичный способ рассказать об основных моментах проекта, не теряя внимания аудитории.
Лучше всего для этого подходят пояснительные записки. Если вы никогда не занимались их составлением, в этой статье найдётся всё необходимое для планирования, написания и представления их своей команде.
Что такое пояснительная записка?
Пояснительная записка — это обзор документа. Объём и содержание записки зависят от того, к какому документу она относится, но в целом она должна занимать не больше одной–двух страниц. В этом документе необходимо изложить всю информацию, которую должны знать ваши читатели и важные заинтересованные лица.
Планировать проекты с помощью Asana
Представьте себе это так: если бы заинтересованные лица на уровне руководства прочитали только вашу пояснительную записку, то получили бы они всю информацию, необходимую для достижения успеха? Если да, тогда ваша пояснительная записка выполнила свою задачу.
Пояснительные записки часто прилагаются к следующим документам:
-
экономическое обоснование;
-
Проектные предложения
-
исследовательская документация;
-
экологические экспертизы;
-
исследования рынка;
-
план проекта.
Обычно в пояснительной записке выделяют четыре части:
-
Начните с проблемы или потребности, которую удовлетворяет данный документ.
-
Опишите рекомендуемое решение.
-
Объясните ценность этого решения.
-
В заключение приведите обоснование важности вашей работы.
Что такое пояснительная записка в управлении проектами?
В управлении проектами пояснительная записка — это способ внести ясность для сотрудников из разных подразделений, руководства команды и заинтересованных лиц проекта. Считайте, что это краткая презентация проекта для членов команды, у которых нет времени или необходимости вникать во все его детали.
Читать о 15 примерах кратких презентаций на все случаи жизни
Основное отличие между пояснительной запиской в управлении проектами и более традиционным приложением к бизнес-плану заключается в том, что первая должна быть создана в начале проекта, а второе — после составления бизнес-плана. Например, чтобы написать пояснительную записку к экологической экспертизе, необходимо составить отчёт о результатах и выводах по окончании исследования. Но для составления пояснительной записки в целях управления проектами нужно рассказать о том, какие цели преследует проект и почему он важен.
К пояснительным запискам в целях управления проектами применяются те же самые четыре правила:
-
Начните с проблемы или потребности, которую удовлетворяет проект. Зачем нужен этот проект? Какие идеи, отзывы клиентов, планы продуктов и т. п. лежат в его основе?
-
Опишите рекомендуемое решение или задачи проекта. Каким образом этот проект может решить проблему, определённую вами в первой части? Каковы цели и задачи проекта?
-
Объясните ценность этого решения. Что произойдёт по завершении проекта? Как это улучшит ситуацию и решит проблему, определённую в первой части?
-
В заключении приведите обоснование важности этой работы. Это ещё одна возможность напомнить о важности проблемы и о том, почему ваш проект имеет право на жизнь. В этой части также можно напрямую обратиться к аудитории и рассказать о том, как ваше решение улучшит ситуацию и решит проблему. В конце приведите дальнейшие действия.
Если вы никогда раньше не занимались составлением пояснительных записок, вам может быть любопытно, как они связаны с другими элементами управления проектами. Вот несколько сравнений:
Пояснительная записка и план проекта
План проекта — это программа, описывающая ключевые задачи, которые решает проект для достижения поставленных целей. В плане проекта приводятся цели, показатели для оценки его успешности, заинтересованные лица и роли, бюджет, вехи и ожидаемые результаты, временные рамки и расписание, а также план обмена информацией.
Пояснительная записка — это краткое изложение наиболее значимой информации из плана проекта. Примите во внимание наиболее важные моменты, которые необходимо довести до сведения руководителей, чтобы ознакомить их с проектом без использования его плана. Это и есть ваша пояснительная записка.
Читать статью «Апробация концепции (РОС): как продемонстрировать осуществимость идеи»
Пояснительная записка и обзор проекта
Обзоры проектов и пояснительные записки часто имеют схожие элементы: в обоих документах приводится краткое изложение важной информации о проекте. Однако обзор проекта должен быть непосредственно связан с вашим проектом. Проект и его обзор должны быть взаимозависимы.
А вот пояснительную записку можно включить в проект с помощью средства управления проектами или сделать её самостоятельным документом.
Пояснительная записка и цели проекта
Во второй части пояснительной записки должны быть подробно расписаны цели проекта (опишите рекомендуемое решение или задачи проекта). В дополнение к целям проекта здесь следует привести обоснование ценности достижения указанных целей, а также предоставить информацию о пути выполнения поставленных задач.
Преимущества пояснительной записки
Вы можете спросить: а зачем моему проекту нужна пояснительная записка? Разве недостаточно плана проекта?
Как мы уже упоминали ранее, не у всех есть время или необходимость углубляться в детали вашего проекта, чтобы понять его цели и их значимость. Инструменты управления работами наподобие Asana позволяют собрать массу полезной информации о проекте, чтобы у вас с командой было чёткое понимание того, кто какую работу выполняет и к какому сроку. Пояснительная записка предназначена не столько для сотрудников, непосредственно занятых в проекте, сколько для заинтересованных лиц вне проекта, которым нужно общее представление о нём и его важности.
Эффективная пояснительная записка предлагает заинтересованным лицам общую картину проекта и его важные элементы без необходимости погружаться в детали. А если им понадобится дополнительная информация, они могут обратиться к плану проекта или просмотреть задачи, приведённые в вашем инструменте управления работами.
Как написать отличную пояснительную записку (с примерами)
Каждая пояснительная записка состоит из четырёх частей. Следуйте этому шаблону для написания отличной пояснительной записки. Когда её текст будет готов, перечитайте его и удостоверьтесь в том, что в нём приведена вся нужная информация, которую должны знать заинтересованные лица.
1. Начните с проблемы или потребности, которую нужно удовлетворить
В начале пояснительной записки объясните, в чём заключается важность этого документа (и проекта, который он представляет). Уделите время изложению сути проблемы, включая любые исследования или полученные вами отзывы клиентов. Расскажите, чем эта проблема важна и актуальна для ваших клиентов и почему её решение имеет значение.
Например, представьте, что вы работаете в компании-производителе часов. Ваш проект заключается в разработке более простых и дешёвых часов, которые останутся привлекательными для покупателей товаров класса люкс, но в то же время будут ориентированы на новую группу клиентов.
Пример пояснительной записки:
Последние исследования рынка 52% клиентов выразили потребность в более простой и дешёвой версии нашего продукта. В опросах клиентов, выбравших часы конкурентов, цена упоминается в 87% случаев. Чтобы наилучшим образом обслуживать наших существующих клиентов и выйти на новые рынки, нам необходимо разработать серию часов, которые мы сможем продавать по цене, соответствующей данному рынку.
2. Выделите рекомендуемое решение или цели проекта
Теперь, когда вы обрисовали проблему, объясните, в чём заключается предлагаемое решение. В отличие от аннотации или конспекта при описании решения следует пользоваться директивным слогом: постарайтесь убедить аудиторию в том, что оно является правильным. Это не столько раздел для мозгового штурма, сколько место для обоснования рекомендуемого решения.
Поскольку пояснительная записка составляется в начале проекта, не страшно, если в ней не будут приведены все ожидаемые результаты и основные вехи. Однако это ваш шанс описать в общих чертах то, что произойдёт в ходе проекта. Если вам нужна помощь в составлении обзора основных результатов и сроков проекта на более высоком уровне, подумайте о создании a дорожной карты проекта, прежде чем заниматься пояснительной запиской.
Продолжаем наш пример пояснительной записки:
Наша новая серия часов будет стоить на 20% дешевле, чем самый дешёвый текущий вариант. При этом предусмотрена возможность удешевления на 40% и более в зависимости от материалов и механизма. Чтобы добиться таких цен, мы будем:
-
предлагать часы в новом исполнении, включая силикон и дерево;
-
использовать высококачественные кварцевые модули вместо наших механизмов;
-
представить возможность выбора дизайна браслета с упором на гибкость, а не на традиционную роскошь.
Обратите внимание, что каждые часы по-прежнему будут проходить строгий контроль качества, чтобы сохранить скорость и точность мирового класса, присущие нашим текущим предложениям.
3. Объясните ценность этого решения
В этом разделе вы более подробно рассказываете о том, как предлагаемое решение повлияет на проблему, обозначенную в самом начале, и улучшит ситуацию. Каких результатов вы ожидаете (при их наличии)? В сюда следует включить всю необходимую финансовую информацию, риски проекта и потенциальные выгоды. Также нужно соотнести этот проект с целями и ключевыми результатами вашей компании. Как эта работа связана со стоящими перед ней задачами?
Продолжаем наш пример пояснительной записки:
С новыми предложениями, которые на 20–40% дешевле, чем самый дешёвый из наших текущих вариантов, мы ожидаем, что сможем выйти на рынок часов для повседневного использования, поддерживая при этом наш бренд класса люкс. Это поможет нам достичь цели номер 3 «Расширение бренда» на 22 финансовый год. Эти новые предложения могут принести до 3 млн $ дополнительной прибыли за год, что поможет нам достичь цели номер 1 «7 млн $ прибыли за год» на 22 финансовый год.
Проведённые ранее исследования рынка показали, что более дешёвые варианты не повлияют на ценность или престиж бренда класса люкс, хотя это риск, который необходимо учитывать при разработке. Чтобы снизить его, команда маркетинга продукта начнёт работать над стратегией его вывода на рынок за шесть месяцев до запуска.
4. В заключение приведите обоснование важности этой работы
Теперь, когда вы поделились всей важной информацией с заинтересованными лицами, настала очередь заключительного раздела — это ваш шанс помочь аудитории понять влияние и важность этой работы для организации. Что именно нужно вынести из вашей пояснительной записки?
В заключение нашего примера пояснительной записки:
Более дешёвые и разнообразные предложения не только позволят нам выйти на новый рынок, но и расширят наш бренд в положительном смысле. Благодаря вниманию к этим новым предложениям, а также ожидаемому спросу на более дешёвые часы, мы рассчитываем увеличивать рыночную долю на 2% ежегодно. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашей стратегией выхода на рынок и документацией по обратной связи с клиентами.
Пример пояснительной записки
Вот так может выглядеть ваша пояснительная записка с учётом всего вышеизложенного:
Планировать проекты с помощью Asana
Распространённые ошибки, которые совершаются при написании пояснительных записок
Вы не станете профессионалом в написании пояснительных записок в одночасье — и это нормально. Поначалу используйте в качестве руководства шаблон из четырёх частей, представленный в этой статье. Затем, по мере оттачивания своих навыков составления пояснительных записок, примите во внимание несколько распространённых подводных камней, которых следует избегать:
Избегайте жаргонизмов
Ваша пояснительная записка — это документ, который должны быть в состоянии прочитать и понять все, начиная от участников проекта и заканчивая заинтересованными руководителями. Помните, что вы гораздо ближе к повседневной работе и индивидуальным задачам, чем руководство компании, поэтому прочитайте пояснительную записку ещё раз, чтобы очистить её от ненужного жаргона. Там, где это возможно, объясните жаргонный термин или вообще опустите его.
Помните: это не полноценный отчёт
Ваша пояснительная записка — это всего лишь резюме. Если вы обнаружите, что вдаётесь в подробности конкретных задач, сроков исполнения и вложений, попробуйте сделать шаг назад и спросить себя, есть ли место этой информации в вашей пояснительной записке. Некоторые детали важны — вам всё-таки нужно, чтобы записка призывала к действию и увлекала. Но имейте в виду, что весь объём информации по вашему проекту будет отражён в инструменте управления работами, а не в пояснительной записке.
Ваша пояснительная записка должна выдерживать проверку на самостоятельность
Вы знаете этот проект вдоль и поперёк, а заинтересованные лица — нет. Написав пояснительную записку, перечитайте её и убедитесь в её самостоятельности как документа. Есть ли контекст, который необходим заинтересованным лицам для её понимания? Если да, включите его в пояснительную записку или рассмотрите возможность ссылки на него в качестве дополнительной информации.
Всегда проверяйте орфографию и пунктуацию
Ваша пояснительная записка — это живой документ, и если вы допустили опечатку, её всегда можно исправить. Однако никогда не повредит провести проверку орфографии и пунктуации или переслать записку одному из своих коллег, чтобы он посмотрел на неё «незамыленный взглядом».
Что в итоге? Пояснительная записка необходима
Пояснительная записка — это отличный способ ввести всех в курс дела и рассказать о вашем проекте. Если у него много заинтересованных лиц, которым нужно быстро понять, какую проблему решает проект и почему это важно, пояснительная записка — это идеальный вариант предоставления необходимой информации.
Дополнительные советы о том, как соединить свою стратегию высокого уровня и планы с повседневной работой, приводятся в нашей статье о стратегическом планировании.
Попробовать Asana бесплатно
- Главная
- Виды проектов
- Виды продуктов
- Темы проектов
- Инструменты
Пояснительная записка проектной работы
Пояснительная записка проектной работы является необязательным элементом проектной работы, в котором отражается ход ее выполнения и полученные результаты.
Пояснительная записка проектной работы
Особенности подготовки пояснительной записки
Подготовка пояснительной записки имеет ряд особенностей:
- Оформление пояснительной записки может быть:
- в таблице – в таком случае каждый элемент пояснительной записки располагается в необходимой строке таблицы;
- обычный текст – пояснительная записка оформляется как обычный текст, в котором каждый абзац является новым элементом пояснительной записки.
- Пояснительная записка подготавливается по окончанию выполнения проектной работы, в связи с тем, что в ней должны указываться полученные результаты выполнения проектной работы.
- Объем пояснительной записки не должен превышать 2 страниц, в общий объем проектной работы она не включается, нумерация на ней не ставится, размещается пояснительная записка перед содержанием (оглавлением).
Структура пояснительной записки
Структура пояснительной записки включает в себя как обязательные элементы, так и необязательные.
К обязательным элементам пояснительной записки относятся:
- Исходный замысел проекта – необходимо описать важность изучения выбранной темы, указать, почему была выбрана именно эта тема, ее актуальность на сегодняшний день (берется из введения проектной работы).
- Цель проекта – указывается цель, которая будет достигнута по итогу выполнения проектной работы (берется из введения проектной работы).
- Назначение проекта – указать практическое значение проектной работы, какими будут ее итоги.
- Ход выполнения проекта – описать этапы работы над проектом, что именно было сделано на каждом из этапов.
- подготовительный этап – является начальным этапом, на котором необходимо выбрать тему, составить план;
- аналитический этап – на данном этапе определяются источники информации, необходимые для выполнения проекта, подготавливается сама проектная работа, как теоретическая, так и практическая (исследовательская) главы (необходимо указать, что именно было сделано в ходе выполнения проектной работы, например, проанализированы различные точки зрения по теме исследования, проведено экспериментальное исследование влияния ароматических веществ на эмоциональное состояние человека, разработаны рекомендации по использованию аромалампы в домашних условиях);
- заключительный этап – является последним этапом выполнения работы, на котором осуществляется защита проекта.
- Полученные результаты – выводы, сделанные в ходе выполнения проектной работы, указываются только основные выводы по теоретической и практической части проектной работы.
Этапы выполнения проектной работы подразделяются на:
Необязательные элементы пояснительной записки проектной работы:
- Название проекта – указывается тема проектной работы.
- Эффект от реализации проекта – перечисляется, что было сделано в ходе выполнения практической части проектной работы, например, расширены знания одноклассников, проведены опыты, подготовлен и распространен буклет, посвященный чему-либо и т.д.
- Список использованных источников – приводится либо список использованной в ходе выполнения проекта литературы, либо количество источников, например, 2 книги, 10 статей, 3 интернет-источника.
Отличие пояснительной записки от паспорта проектной работы и аннотации
Пояснительная записка не является паспортом проектной работы и аннотацией, это отдельный структурный элемент, ее отличительной особенностью является:
- различные структурные элементы;
- объем пояснительной записки, он не должен превышать 1 страницы.
Одновременно пояснительная записка, аннотация и паспорт проектной работы в проекте не подготавливаются. Данные документы не являются взаимозаменяемыми, если в требованиях (положении по написанию проекта) указано, что необходимо подготовить пояснительную записку, следует подготавливать именно ее.
Пример пояснительной записки
Пример пояснительной записки проектной работы приведен ниже.
Пример пояснительной записки проектной работы
Каждая работа вывполняется индивидуально, поэтому данный пример пояснительной записки следует использовать только в качестве примера.
Ошибки подготовки пояснительной записки
При подготовке пояснительной записки, как и при подготовке любого другого раздела проектной работы, можно допустить ряд ошибок:
- Несоответствующая заявленным требованиям структура пояснительной записки – при ее выполнении необходимо четко следовать заявленной в положении по выполнению проекта структуре. Если требования к пояснительной записке предоставлены не были, то обязательные разделы пояснительной записки можно посмотреть выше.
- Неправильно заполнены разделы или перепутаны – следует внимательно заполнять пояснительную записку, соблюдая все рекомендации и требования, выдвигаемые к данной части проекта (что должно быть указано в каждом из разделов пояснительной записки можно посмотреть выше).
- Пояснительная записка выключена в общий объем работы – пояснительная записка не включается в общий объем проектной работы, как паспорт и аннотация, нумерация на данных разделах также не ставится.
- Пояснительная записка скопирована из чужой работы – каждая проектная работа индивидуальна, выполняется по индивидуальному плану, соответственно и ход выполнения проекта всегда отличается, поэтому не следует копировать чужие работы.
- Текст пояснительной записки отличается от текста (введения, выводов) проектной работы – такое может произойти, если пояснительная записка была составлена перед началом написания проектной работы, когда не понятны итоги выполнения проекта, отсутствуют выводы, поэтому пояснительная записка подготавливается по окончанию работы над проектом.
Помогла статья, поделись ссылкой
© Copyright 2019-2023, WorkProekt.RU — Самостоятельное написание проектных работ.
Если вы пишете курсач впервые, у вас обязательно возникнет вопрос: как сделать пояснительную записку к курсовой работе? Поговорим об этом в сегодняшней статье.
Больше полезных материалов для учебы всегда найдется на нашем телеграм-канале. А если вы ищете скидку на заказ, заходите на специальный канал с акциями и бонусами для клиентов.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Пояснительная записка к курсовой работе: что это
Пояснительная записка к курсовой работе – это документ с последовательным и логичным изложением сведений о проделанном в ходе работы исследовании.
Бывает, что курсовая работа состоит только из пояснительной записки (актуально в основном для гуманитарных специальностей). Студенты технических специальностей пишут расчетно-пояснительную записку к курсовому проекту. Финалом всего вашего обучения будет пояснительная записка к диплому.
Часто в довесок к пояснительной записке идут приложения, чертежи, программы и прочие сопутствующие материалы курсовой. В любом случае, пояснительная записка – важнейший документ, без правильной подготовки которого вам не защитить курсовую.
Для чего нужна пояснительная записка к курсовому проекту
Записка к курсовой нужна, чтобы получить доступ к защите. Пролистав записку, преподаватель может быстро составить представление о работе: как студент провел исследование, насколько глубоко изучена тема и готова ли работа к защите вообще. Ну а сам студент, в процессе написания пояснительной записки, учиться работать с информацией, структурировать её и выделять главное.
К счастью, сделать пояснительную записку к курсовому проекту не так и сложно, главное следовать нескольким простым правилам. Давайте разберемся, каким.
Записка к курсовому проекту: структура
Если вы еще не знаете, как делать пояснительную записку к курсовому проекту, читайте и запоминайте! Первым делом уточним содержание пояснительной записки к курсовой работе. В записке к курсовой обязательно должны быть:
- Титульный лист.
- Содержание (оглавление).
- Введение.
- Основная часть (как правило, минимум две главы).
- Заключение.
- Список использованной литературы.
Существуют общие правила оформления курсовых записок, утвержденные ГОСТом. Тем не менее не поленитесь спросить на кафедре методичку!
Расскажем подробнее о каждом пункте.
Титульный лист
Здесь указываются тема курсовой работы, сведения об учебном заведении, ФИО студента и научного руководителя, город, год. Пример титульного листа для курсовой работы можно посмотреть здесь.
Содержание
В этом пункте списком укажите, что есть в куровой работе: названия глав и разделов с соответствующими номерами страниц. В нашей отдельной статье уже собраны практические рекомендации к написанию содержания курсовой работы.
Кстати, чтобы облегчить себе жизнь, можете сделать автооглавление в ворде.
Введение
Введение занимает примерно 1,5 страницы. Здесь обязательно нужно не забыть указать цель и задачи работы, ее актуальность, предмет и объект исследования. Пример хорошо написанного введения к курсовой можно посмотреть здесь
Основная часть
Как правило, она содержит две главы: теоретическую и практическую. В конце каждой главы или подглавы обязательно должен быть вывод.
Здесь вы можете скачать пример основной части курсовой работы со ссылками на литературу.
Заключение
Чтобы написать хорошее заключение к работе, посмотрите на введение. Были ли достигнуты цели исследования, какие выводы можно сделать исходя из результатов? Вообще делать грамотные выводы в курсовой – очень важно, ведь именно на них преподавательно будет обращать внимание при проверке работы.
Список литературы
Этот раздел – настоящая головная боль студентов, а его составление – настоящее искусство. Все источники должны быть пронумерованы и идти по порядку. А еще, очень важно не забывать про ссылки и сноски на используемую литературу в тексте курсовой.
Здесь много нюансов, читайте подробный гайд по оформлению списка литературы и сносок в наших отдельных статьх.
Кстати, в некоторых курсовых при оформлении пояснительной записки вам может понадобиться рамка. Читайте в нашей отдельной статье, как сделать ее в ворде.
Оформление пояснительной записки к курсовому проекту
При оформлении записки к курсовой, даже если у вас нет под рукой четких рекомендаций, обязательно соблюдайте следующие правила:
- Шрифт: Times New Roman, 12 или 14 кегль.
- Межстрочный интервал: 1,5.
- Выравнивание текста: по ширине.
- Объем пояснительной записки: от 30 листов.
- Нумерация страниц: сквозная, арабскими цифрами. На титульном листе, оглавлении и аннотации номера страниц не проставляются!
Также обратите внимание на поля страницы:
- сверху — 2 см;
- снизу — 2 см;
- слева — 3 см;
- справа -1 см.
Пояснительную записку можно писать и от руки на листах формата А4. В таком случае никто точно не сможет сказать, что у вашей работы низкая уникальность в системе антиплагиат.
Пример пояснительной записки к курсовой работе
Иногда гораздо проще увидеть всё своими глазами. Вот образец пояснительной записки к курсовому проекту, который вы можете скачать и использовать как шаблон при подготовке своего оригинального проекта.
Хорошая пояснительная записка: самая важная часть курсовой. Но не забывайте и о вспомогательных материалах. Для успешной защиты вам обязательно понадобятся также презентация и речь.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Есть проблемы или вопросы с подготовкой пояснительной записки? Обращайтесь за ответами к специалистам профессионального сервиса для учащихся в любое время. Мы готовы помочь!
Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту
- Композиция пояснительной записки
- Оформление пояснительной записки
1. Композиция пояснительной записки
Под композицией понимается состав и расположение основных частей проектной работы
Основные элементы пояснительной записки:
- Титульный лист
- Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Библиографический список
- Приложения
Титульный лист
- Полное название образовательного учреждения
- Слово «ПРОЕКТ» с указанием образовательной области, к которому он относится
- Название проекта без кавычек
- Фамилия, имя и класс проектанта в именительном падеже (после слова «Выполнил(а):»)
- Фамилия и инициалы преподавателя (после слова «Преподаватель:»)
- Место выполнения работы и год написания
Содержание
Помещается после титульного листа.
В нем приводятся все заголовки пояснительной
записки и указываются страницы, с которых они
начинаются
Введение
- Исходная проблема, требующая решения, или потребность, требующая удовлетворения
- Идея (цель) проекта и ее обоснование
- Содержание конкретных задач
- Планируемый результат
- Межпредметные связи
- В чем состоит новизна проекта и его актуальность
Основная часть
- Теоретический
- Поисковый
- Технологический
- Эколого-экономический
Теоретический раздел
Поисковый раздел
- Разработка банка идей и предложений по решению проблемы
- Оценивание каждого варианта (провести сравнение по определенным критериям)
- Выполнение эскизов своих идей с краткими пояснениями
Результат раздела: анализ предложений и обоснование выбора оптимального варианта.
Технологический раздел
- Конструирование
- Подбор материалов и оборудования
- Технология выполнения изделия ( в виде технологической карты)
- Оформление готового изделия
- И др.
Эколого-экономический раздел
- Экономическая часть:
- Расчет затрат на изготовление проектируемого изделия
- Проект рекламы
- Маркетинговое исследование
- Экологическая оценка проекта:
- Обоснование того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут негативных изменений в окружающей среде
Заключение
Указывается:
- В чем заключается главный смысл работы
- Какие результаты получены
- Какие удалось решить проблемы (социальные, экологические, экономические, технологические и т.п.)
- Какие новые знания получены
- Какие «+» и «-» существуют в проекте
Библиографический список
Порядок расположения источников в списке:
- Источники общегосударственного характера (законы, постановления министерств и ведомств, ГОСТы и т.п.)
- Остальная литература, расположенная в алфавитном порядке по первым фамилиям авторов каждого источника
Приложения
- В приложении размещаются вспомогательные или дополнительные материалы
- Каждое приложение начинается с нового листа. Имеет тематический заголовок. В верхнем правом углу пишется слово «Приложение»
- При наличии нескольких приложений, они нумеруются арабскими цифрами.
- Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки (см.Приложение 1)
2. Оформление пояснительной записки
Общие требования
- Пояснительная записка выполняется как рукописным так и машинным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через два-полтора межстрочным интервала
- Минимальная высота шрифта 1,8 мм (или 12 кегль на компьютере)
- Размеры полей: левое – 30мм, правое – 10мм, верхнее – 15мм, нижнее – 20мм
- Заголовки структурных частей работы печатаются прописными буквами:
«СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ВЫВОДЫ», «САМООЦЕНКА», «ПРИЛОЖЕНИЯ»
Не каждый студент знает, что такое пояснительная записка. Обычно ее заставляют писать к защите ВКР или диссертации. Иногда учащимся технических факультетов задают пояснительную записку к курсовым проектам. Студенту необходимо объяснить свою работу, углубиться в нее и дать комментарии по теоретической или практической части исследования.
Это достаточно сложная работа, которая должна быть сдана перед защитой диплома. Поэтому мы рекомендуем студентам как можно раньше начинать писать пояснительную записку.
В этой статье мы постараемся доступно объяснить, что такое пояснительная записка и как ее написать быстро и правильно.
Содержание
Что такое пояснительная записка
Как написать пояснительную записку в дипломной работе
Как написать пояснительную записку в диссертации
Структура пояснительной записки
На какие разделы делится пояснительная записка
Приложения в пояснительной записке
Оформление пояснительной записки в научной работе
Как проверить оригинальность работы
Как повысить уникальность диплома, курсовой и диссертации
Что такое пояснительная записка
Пояснительная записка – это часть курсовой, дипломной и диссертационной работ, которая помогает кратко пересказать научное исследование. Это собрание комментариев исследователя по всей ВКР и диссертации.
Обычно пояснительную записку заставляют писать студентов технических факультетов, экономического, химического факультета. Ведь записка необходима для того, чтобы в сжатой форме рассказать обо всем исследовании.
Например, если студент-архитектор пишет дипломной проект по строительству дома, то в самом ВКР он напишет: дом будет сделан из бруса, сначала нужно выбрать фундамент. Я выбрал такой-то фундамент, почему именно его, я объяснил в дипломной работе.
Однако формально пояснительная записка очень похожа структурой и оформлением на научную работу. Ее объем может достигать размеров самой ВКР, курсовой или диссертации. Поэтому многие студенты бояться точно утверждать, что пояснительная записка – это только часть. Не стоит настраиваться на то, что можно будет написать только 2 страницы комментариев.
Нужно соблюдать определенную структуру при написании пояснительной записки. Но об этом расскажем позже.
Так зачем же нужна объяснительная записка? Чаще всего именно по ней проверяющие оценивают готовность работы и принимают решение для допуска на защиту диплома или магистерской. Поэтому студенту нужно хорошенько проработать структуру пояснительной записки.
Как написать пояснительную записку в дипломной работе
Пояснительная записка в дипломной работе может стать отдельной работой. Ее объем может составить 60-120 страниц. Однако в этот объем входят также: титульный лист, оглавление и библиографический список. Поэтому не стоит сразу же пугаться.
Содержание пояснительной записки зависит от того, на что делается акцент в дипломной работе. Например, если в ВКР сделан упор на теоретическую часть, то и в записке будет написано дополнение и комментирование различных теоретических аспектов.
Если же в дипломе главную роль играет практическая часть, то в пояснительной записке будет дано в большей части описание исследования, раскрытие методов и углубление в результаты работы.
Таким образом, чтобы написать пояснительную записку в дипломной работе, необходимо раскрыть или углубиться в ваше исследование. Лучше всего обсудить данный вопрос со своим научным руководителем. Он должен подсказать вам, о чем писать пояснительную записку.
В пояснительной записке к дипломному проекту должны быть: тема исследования и ее замысел, научные методы и расчеты, полное описание проведенных опытов и изучения научной проблемы, выводы и заключения, а также графические иллюстрации, таблицы и схемы.
Чем конкретно отличается пояснительная записка от самого дипломной проекта, так это главой «задание для дипломной работы».
Для чего нужна пояснительная записка в дипломной работе? Для того, чтобы отдать ее рецензенту и научному руководителю на оценку вместе с дипломным проектом. Также на защите диплома аттестационная комиссия больше ориентируется именно на пояснительную записку, потому что она содержит более сжатую и конкретную информацию, а также результаты исследования.
Только гуманитарные факультеты освобождаются от написания пояснительной записки. Но в некоторых вузах может быть принято писать записку и на факультетах журналистики и филологии. Все зависит от нормативных документов вашего вуза и факультета.
Рекомендуем узнать о том, нужно ли вам писать пояснительную записку или нет, у научного руководителя.
Как написать пояснительную записку в диссертации
Чтобы написать пояснительную записку в диссертации, необходимо посмотреть методичку на вашей кафедре. В ней могут быть заданы условия для выполнения этого задания.
В пояснительной записке диссертации обычно студенты должны кратко пересказать свое исследование. Тем не менее некоторые студенты представляют пояснительную записку как саму диссертацию. По сути это так и есть.
В магистерской диссертации практически нет никаких внешних отличий от выпускной. Она также является учебно-исследовательской работой, которая отличается от кандидатских и докторских научных работ. Однако в содержании магистерской большой упор поставлен на практическое исследование, которое однозначно должно привести в решению научной проблемы или ее совершенствованию.
Поэтому и в пояснительной записке диссертации больше всего внимания нужно уделять практической части исследования. Необходимо объяснить, как студент пришел к решению научной проблемы.
Пояснительная записка в диссертации является важной частью, которая определяет, получит студент магистерскую степень или нет.
Структура пояснительной записки
Структура пояснительной записки почти ничем не отличается от ВКР и диссертации. Однако стоит помнить, что пояснительная записка – это всего лишь часть вашего проекта. Поэтому в нем должна быть своя уникальность. Нельзя писать слово в слово, как в дипломной или диссертационной работе. Попытайтесь пересказывать свое исследования, указывая на ключевые моменты.
Итак, в структуру пояснительной записки входят:
- титульный лист;
- техническое задание;
- аннотация и оглавление;
- введение;
- обзор литературы;
- научные методы;
- описание исследования;
- выводы и анализ итогов;
- заключение;
- библиография;
- приложения (графики, расчеты, спецификации чертежей).
Именно такой порядок необходимо соблюдать. Не изменяйте последовательность структурных частей – это будет ошибка.
Далее мы более подробно расскажем о каждом разделе пояснительной записки отдельно.
На какие разделы делится пояснительная записка
Разделы пояснительной записки должны подчиняться техническому заданию к исследованию. Поэтому отвлекаться от конкретной темы изложения не нужно. Лучше всего использовать специально оформленный бланк, который вам может прислать научный руководитель.
1.Титульный лист почти полностью дублирует титулку самой учебно-исследовательской работы с уточнением посередине листа «Пояснительная записка».
2.Задание на выполнение работы составляется научным руководителем. Если он вам сказал оставить этот раздел пустым, так и сделайте. Возможно, он сам допишет его уже во время проверки пояснительной записки.
3.Аннотация предполагает очень сжатое определение исследования. Можно рассказать, о чем написано исследование, или о полученных результатах, или о структуре работы и количестве использованных литературных источников и т.д. Объем раздела не должен превышать нескольких строк.
4.Оглавление представляет собой порядок все частей и разделов пояснительной записки. Здесь важно не перепутать содержание самой студенческой работы и записки. Главное, не пишите здесь про титульную страницу. Она не должна указываться нигде. Даже при нумерации страниц, несмотря на начало отсчета с титулки, номер «1» не нужно указывать.
5.Во введении нужно написать, почему важна тема исследования и для чего нужно само исследование, на что могут быть направлены результаты исследования. Также обязательно нужно указать актуальность, новизны, проблемы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования. Объем данного раздела составляет 1-2.
После введения начинается основная часть, которая делится на несколько разных элементов. Давайте поговорим о каждой главе отдельно.
В принципе введение почти полностью повторяет основную работу. Однако вам не нужно здесь писать о методологии, о положениях, выносимых на защиту и т.д. Пишите коротко, ясно и по делу. Также здесь необязательно выделять каждый элемент вводной части и давать ему определение. Достаточно написать просто текст и уже в нем дать характеристику исследования по ключевым понятиям.
6.В разделе обзора на литературу обязательно нужно рассказать, какие книги и статьи уже изучены. Кратко дать описание научным исследованиям, взглядам ученых на проблему, верные и неверные методы исследования, их преимущества и недостатки. В общем, здесь нужно кратко пересказать историю изучения научной проблемы. Можно просто рассказывать: у такого-то исследователя был выработан такой-то взгляд, а у этого – другой; в моей работе я придерживаюсь мнения второго исследователя, поэтому выбрал такие-то научные методы.
Также раздел на литературу помогает объяснить новизну вашего исследования, как вы собираетесь продвинуть современную науку.
7.Раздел методы можно соединить с предыдущей главой. Однако если в разделе «Обзор на литературу» вы коснулись задачи вашего исследования, но не сказали о методах, то придется все-таки расписать, какие методы исследования вы выбрали и почему. Чтобы было легче написать данную главу, вам придется обратиться к научному руководителю. Главное, чтобы он не просто назвал вам научные методы под тему вашего исследования, но и объяснил их значимость.
В данном разделе нужно проанализировать, почему устарели одни методы и почему все еще используются старые. Убедительно объясните, что ваши методы помогут глубже проникнуть в научную проблему или продемонстрировать ее свойства.
8.В разделе описания исследования необходимо продемонстрировать пример или кратко описать практическую часть исследования. Как именно следует применять результаты исследования, какая выгода будет для общества, предприятия или производства, а также при каких условиях лучше будет внедрять полученное решение проблемы или совершенствование системы.
Например, для студентов экономистов необходимо описать:
- Какое состояние на рынке имеет данное предприятие, какие имеются конкуренты
- Какова стоимость продукции производства, сравнение ее со стоимостью конкурентов, а также расход на налоги
- Какая выгода должна быть, благодаря использованию усовершенствования или решения научной проблемы в данном предприятии
- Какие расходы потерпит предприятие для внедрения разработки
Обязательно нужно проанализировать каждый этап и сделать выводы.
После этого нужно подвести заключение для всего исследования. Кратко нужно изложить все выводы, а также дать оценку своему решению задачи. Студент должен показать, что он уверен в результатах своей работы.
Также студент должен сделать прогноз на будущее относительно данной научной проблемы. Под воздействием каких факторов она будет развиваться или слабеть. Можно ли ее решить в кратчайшие сроки. Какие условия понадобятся для того, чтобы полностью избавиться от данной проблемы.
Таким образом в заключении студент подводит итог, какие задачи были выполнены, достигнута ли цель исследования.
После этого пояснительная записка не заканчивается. Нужно добавить еще библиографию и приложения. Список используемой литературы можно просто скопировать из научно-исследовательской работы, т.е. из ВКР, диссертации и курсовой.
Осталось правильно добавить приложения в пояснительную записку.
Приложения в пояснительной записке
Приложения в пояснительной записке должны быть обязательно, если они имеются в работе. Помимо возможных графических иллюстрации, могут быть приложения в виде
- Электронной версии пояснительной записки к исследовательской работе,
- Приложение-дополнение к основному тексту. Например, какие-либо комментарии, вспомогательные материалы
Таким образом, в качестве приложений может быть все, что угодно. А можно вообще не писать приложения, если у вас нет никаких иллюстраций и дополнений. Электронную версию можно просто добавить к работе при сдаче ее на кафедру.
Приложения являются необязательной частью пояснительной записки. Она даже не входит в объем работы, т.е. страницы должны быть пронумерованы, но при подсчете объема, приложение исключается.
Оформление пояснительной записки в научной работе
Оформление пояснительной записки такое же, как и в учебно-исследовательской работе. Текст точно так же должен быть подбит по параметрам:
- Times New Roman, 14 пт, черныйшрифт
- Выравнивание должно быть по ширине страницы
- Междустрочный интервал составляет 1.5 см
- Абзац должен быть 1.25 см
Название заголовков должны точно отображать суть текста. Можно использовать другие заголовки, либо дополнительные для оглавления в пояснительно записки, в отличие от ВКР, диссертации и курсовой. Подпункты не должны иметь названий.
Скачать пример пояснительной записки вы можете по этой ссылке.
Как проверить оригинальность работы
После того, как вы напишите пояснительную записку, а также всю дипломную или диссертационную работу, вам обязательно нужно проверить уникальность текста.
Даже если вы старались писать работу самостоятельно, лучше заранее узнать процент оригинальности текста. Студенты могут использовать бесплатный сервис Антиплагиат ру. На официальном сайте доступна демонстрационная версия. Большинство учащихся даже не разбираются, почему проверка бесплатная.
Причина такой щедрости заключена в том, что это очень ограниченная версия. Чтобы получить доступ к полной версии, нужно оплатить 270 рублей за пакет опций.
Мы рекомендуем использовать сервис Антиплагиат ВУЗ – это расширенная версия, которая была разработана специально для университетов. Именно через эту программу проверяют сотрудники деканата студенческие работы.
Найти доступ к этому сервису очень не просто. Однако на нашем сервисе вы сможете заказать проверку в Антиплагиат ВУЗ и получить результат всего за несколько минут. Вместе с этим вы сможете получить полный отчет и справку Антиплагиат. Так вы узнаете, где именно система нашла заимствования или совпадения в вашем тексте. Вы сможете заранее от них избавиться и получить высокий процент уникальности.
Таким образом пояснительная записка и дипломная работа получат отличный результат при проверке антиплагиат.
Как повысить уникальность диплома, курсовой и диссертации
Если вы уверены, что поиск плагиата покажет высокий уровень заимствований, то рекомендуем сразу обратиться на наш сервис и заказать повышение уникальности.
Всего за 1 минуту наша программа Антиплагиат Киллер обработает ваш документ и скроет все заимствования от сервиса проверки. Причем сам текст внешне никак не изменится. Преображение произойдет во внутренней части файла.
Если вы захотите убедиться в том, что программа кодировки работает, закажите бесплатное повышение 2 страниц.
Таким образом, с помощью данной услуги вы точно сможете пройти проверку на плагиат.
Итак, в этой статье мы рассмотрели, что такое пояснительная записка, и выяснили, что это важная часть любой студенческой работы. Она нужна, чтобы кратко изложить все исследование и работу студента. Объем при этом не ограничен и может достигать размеров самой ВКР и диссертации.
Как правильно пишется пояснительная записка: структура и содержание
Пояснительная записка – это информационный текст, написанный в деловом стиле. Прилагается к отчету, научному труду, проекту и содержит базовые сведения о его назначении, актуальности, обоснование целесообразности проведенной (запланированной) работы.
Содержание:
- Как правильно написать записку
- Общие требования к составлению
- Оформление по ГОСТу
- Пояснительная записка в Налоговую службу
Как правильно написать записку
Понимание как пишется пояснительная записка важно для тех, кто работает с документами или занимается проектной деятельностью: служащие, студенты, экономисты, юристы.
Стиль изложения информационного материала – деловой. Четко, лаконично, с использованием профессиональной терминологии, стандартных фраз и оборотов (ввиду сложившихся обстоятельств, в установленном порядке, проведенный анализ показал), стереотипных предложений, без личных местоимений. Формально и объективно, без личной оценки повествования.
Составление пояснительной записки
Содержание зависит от цели ее подготовки. Для бухгалтерской отчетности в Налоговую службу требуется описание экономической деятельности организации, доходной и расходной части, материальной и нематериальной базы, задолженностей.
Для научной работы дается актуализация проекта: цель его создания, значимость. К техническому проекту – технические характеристики, область применения.
Кроме этого, к техническому проекту в описании присутствуют данные о функциональном назначении системы, объекта. Его составляющие и устанавливаемые между ними взаимосвязи, особенности взаимодействия. Описывается процесс деятельности и технические решения, как ввести систему в эксплуатацию, особенности разработки и применения.
При подготовке записки к проекту закона, распоряжения указывается нормативно-правовая база, разделы и подразделы, целесообразность его реализации. Порядок его принятия, размещения в СМИ, сроки вступления в силу. Основные положения, принципы, на которых базируется.
Общие требования к составлению
В зависимости от сферы деятельности могут быть свои особенности. В каждом ведомстве, организации есть образцы оформления. В образовательных учреждениях разрабатываются методички, разъясняющие требования к форме и содержанию.
Стандартное оформление:
- в печатном виде, на бумаге формата А4, книжная ориентация, с одной стороны
- шрифт Times New Roman, размер 12, интервал полуторный
- пункты и разделы, списки выделяются жирным шрифтом, печатаются по центру листа
- обязательна нумерация страниц, на титульном листе не проставляется
- выводы после каждого пункта и раздела
- возможно приложение дополнительного материала в виде таблиц, диаграмм, схем
- текст разбивать на абзацы (задает общую структуру и легкость чтения)
Оформление по ГОСТу
В целом форма единая. Различия касаются специфики области ее применения и отдельных требований, предъявляемых заказчиком. Некоторые пункты исключаются в зависимости от назначения.
Структура:
Подписание документа
- титульный лист
- введение
- аннотация
- сокращения и условные обозначения с их расшифровкой
- содержание
- выводы (для научных проектов)
- библиография
- приложение
В титульном листе указывается ФИО автора (или данные организации, от имени которой она готовится), ниже адресат (кому направляется – должностное лицо или учреждение), далее крупными буквами печатается «Пояснительная записка», название, например «Водоохранная зона», дата составления и регистрационный номер (для формальных документов), подпись и должность составителя.
Введение – это актуальность. Здесь могут быть прописаны цели, задачи, общие сведения об организации и ее деятельности (для экономистов). Соотносится с сегодняшним днем. Может быть краткое описание предшествующего опыта и историческая справка, которая подтверждает актуальность проводимого исследования, реализации задуманного проекта.
Аннотация – краткое содержание, самое основное. Указываются разделы, подразделы и пункты. Их описание. Проблематика, которая в них затрагивается, понятия.
Содержание – краткое описание основного документа, анализ изученных материалов, ожидаемые результаты. Их подтверждение или опровержение.
Пояснительная записка из рук в руки
Выводы – итоги реализации проекта, результаты проведенной работы (для отчетной документации). Для бухгалтерской отчетности может потребоваться указание расхождений в учете, их пояснение (если запрос инициирован налоговыми органами). Анализ финансовой деятельности юрлица, соответствии поставленным целям, понесенные убытки.
Сокращения и условные обозначения чаще указываются в научных работах. К примеру, дипломный проект, курсовая. Здесь указываются повторяющие фразы и слова, их сокращение и обозначение. Далее по тексту они уже применяются в сокращенном виде.
Библиография – это список источников литературы (научные труды, монографии, печатные и периодические издания, словари). К их описанию есть жесткие требования, которые устанавливаются в соответствии с общими стандартами. С ними можно ознакомиться в специальных методичках, обратившись в библиотеку заведения.
Приложение – при необходимости прикладываются схемы, графики, диаграммы, чертежи, иллюстрации. Этот пункт необязателен к исполнению. Он зависит от характера работы. Прилагаемые материалы служат для наглядности и позволяют пояснить отдельные положения в представленном материале.
Пояснительная записка в Налоговую службу
Приказ № 43н от 6 июля 1999 г. Министерства финансов Российской Федерации регламентирует порядок сдачи бухгалтерской отчетности. Согласно документу готовится пояснительная записка. В ней содержатся сведения о финансовой деятельности учреждения.
Содержание зависит от требований Налоговой службы. Цель ее подготовки – разъяснение политики юридического лица, объективной оценки его деятельности, контроль финансового положения и задолженностей перед третьими лицами.
К отчетным данным:
- бюджет организации
- прибыль и расходы
- вложения
- задолженности перед дебиторами и кредиторами
- акции и активы
Если запрос инициирован налоговиками для уточнения данных по отчетности:
- ИНН
- регистрационный номер письма налогового органа
- данные документа, по которому уточняются сведения
- расходы и убытки на отчетный период
- адресат (данные налоговой службы)
- имеющиеся расхождения в данных
Содержание и форма пояснительной записки могут существенно различаться в зависимости от ее назначения и учреждения, которое ее готовит, сферы его деятельности. Этот небольшой по объему информационный материал порой ставит в тупик начинающих специалистов. Поэтому необходимо учитывать не только стандарт по ГОСТу, но и отдельные требования, которые предъявляются к документу по месту его востребования.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
© 2020 Право Денег · Копирование материалов сайта запрещено
Москва, Новогиреевская улица, 21 | Контакты | Карта сайта