Примеры пресс-релиза. Как написать цепляющий пресс-релиз
Каким должен быть хороший пресс-релиз? Как написать его так, чтобы он не полетел в мусорную корзину, чтобы журналист прочитал его и взял в работу. Pressfeed разобрал цели, структуру, правила написания и конкретные примеры.
Что такое пресс-релиз?
С понятием пресс-релиза стоит определиться еще на берегу, дабы избежать возможных неточностей, ошибок и заблуждений. Пресс-релиз — это информационное сообщение для прессы, в котором есть новость, официальная позиция по какому-то вопросу, ответная реакция на определенный информационный повод, анонс какого-то события.
Нужно четко понимать, что пресс-релиз — это в первую очередь новость, поэтому он должен отвечать четким критериям:
- новизна;
- актуальность;
- информативность.
Если вы хотите, чтобы материал напечатали в целевых СМИ, важно, чтобы информация, в нем отраженная, была прежде всего интересной, в этом случае шансы на успех значительно возрастают. Не стоит забывать и о золотом правиле: в одном пресс-релизе должна быть одна новость. Рассказывать обо всем и сразу не стоит, это будет запутывать, отвлекать адресата и, в итоге, может негативно сказаться на общем впечатлении от материала.
Готовый пресс-релиз можно разместить здесь. Если он попадает в повестку — СМИ берут его в публикации.
Не стоит пренебрегать и возможностью снабдить пресс-релиз комментариями руководителя компании , авторитетных в своей теме экспертов. Хорошо, если в тексте будет статистика и уникальные факты. Не забывайте про то, что текст должен быть тематически и профессионально ориентирован и интересен аудитории того издания, в которое он отправляется.
Итак, примером хорошего пресс-релиза будет текст с актуальной новостью, наполненный информативным содержанием и без воды.
Структура пресс-релиза
Задаваясь вопросом о том, как написать пресс-релиз, нужно в первую очередь подумать о его структуре. Внутреннее строение пресс-релиза похоже на дом. И фундаментом для него служит краткий, четкий и одновременно яркий, интригующий заголовок.
Заголовок
Не используйте скучный или малоинформативный заголовок. Заголовок – это основная часть вашего пресс-релиза, его «визитная карточка», он должен быть коротким и интересным.
Заголовок должен содержать в себе новость (информационный повод), упоминать название компании (имя бренда) или события, о котором пойдет речь в тексте и отвечать на вопрос: что? Помните о том, что заголовок, это одна из главных составляющих текста, яркий маркер, который выделяет его среди множества других, и именно от него зависит, будут ли вообще читать вашу новость.
Некоторые придумывают заголовок до написания самого текста, другие возвращаются к этому пункту в конце, универсального совета в таком вопросе быть не может, поскольку подход у всех разный, важно одно — заинтересовать читателя.
Лид
Конкурировать по степени значимости с заголовком может только лид, его задача рассказать: когда и где что-то произойдет или уже произошло. Лид в пресс-релизе — это информационная основа всего текста, он призван моментально привлечь внимание к основной части материала и дополнить идею заголовка. Лаконичность — главная черта лида. Достаточно 2-3 предложений, которые дадут читателю ответы на вопросы: когда, где, как и зачем.
Пример удачных заголовка и лида в пресс-релизе
Заголовок: Теперь в Москве наливают бесплатно!
Лид: Приложение iDrink: за 390 рублей в месяц можно каждый день получать бесплатные кофе, вино, коктейли в 200+ ресторанов и кафе Москвы. Ежемесячная выгода при частом использовании iDrink превышает 10-15 тыс. рублей.
Источник: пресс-релиз компании «Айдринк».
Тело текста
Тело пресс-релиза или его основная часть должно стать логическим продолжением лида и раскрыть все подробности инфоповода. Здесь уже могут быть выдержки из исследований, факты, цифры, статистика, аргументы, цитаты экспертов, руководителя.
Уделите особое внимание первому абзацу, сделайте его максимально информативным, ведь не секрет, что внимание читателя от абзаца к абзацу рассеивается, поэтому не стоит списывать «вступление» со счетов.
Помните, вы должны рассказать историю. Конечно, это не художественный текст и требования к лаконичности (пресс-релиз должен быть объемом не более 2 тыс. знаков) не очень-то располагают к сторителлингу, но люди всегда охотнее будут обмениваться историей, а не сухими фактами, поэтому стоит найти определенный баланс в этом вопросе и сделать новость интересной.
Реклама больше не приводит целевую аудиторию?
Расскажите бесплатно о своем продукте в СМИ
Как это работает
При этом не пишите художественный текст. Пресс-релиз – это не та вещь, где нужно упражняться в творчестве. Релиз – это сообщение СМИ. Поэтому никому не нужны «языковые навороты» в вашем тексте.
Когда пресс-релиз будет готов, дайте ему некоторое время «полежать». Затем прочитайте его вслух, желательно несколько раз, это поможет убрать лишнее, скорректировать текст и сделать его более информативным и лаконичным.
Пример пресс-релиза
Заголовок
6 причин начать использовать виртуальный тур 360° при просмотре недвижимости
Лид
Портал недвижимости Mesto.ua представляет новейший сервис «Виртуальный тур 360°» и приводит шесть веских аргументов для риелторов использовать его при показе объектов клиентам.
Тело текста (первый абзац)
Аренда и покупка жилья в интернете уже давно перестали быть сценариями из научно-фантастических фильмов. Более того, сегодня при подборе объекта недвижимости стало необязательным даже приезжать на осмотр — новейшие достижения человечества в области использования виртуальной реальности (VR) позволяют «прогуляться» по будущей квартире, не выходя из дома или офиса. Портал недвижимости Mesto.ua представляет новейший сервис «Виртуальный тур 360°» и приводит шесть веских аргументов для риелторов использовать его при показе объектов клиентам.
Источник: пресс-релиз портала Mesto.ua.
Далее в пресс-релизе рассказывается, что такое виртуальный тур 360°, как с его помощью повысить свою конверсию, про мобильность сервиса, экономию времени, преимущества визуализации объекта и т. д. То есть полностью раскрывается содержание заголовка и лида. Причем текст разделен на главки, что очень удобно для восприятия.
Что еще нужно знать о подготовке и рассылке пресс-релизов
- Избегайте сложно читаемых предложений с деепричастными и причастными оборотами, витиеватых фраз, специальной лексики, аббревиатур, кроме общеизвестных. Пишите понятным и живым языком.
- Избегайте оценочных суждений.
- Старайтесь не употреблять слов-связок, которые воспринимаются, как канцелярит: «вследствие чего», «таким образом», «впоследствии».
- Проверяйте орфографию и пунктуацию.
- Старайтесь уместить пресс-релиз на одной, максимум на двух страницах.
- Сделайте краткий анонс пресс-релиза и поместите его в тело письма, это повысит шансы на прочтение его журналистом. Находясь в цейтноте, зачастую просто некогда открыть файл с пресс-релизом, поэтому важно уловить суть моментально, из самого тела письма.
- Формулируйте тему письма кратко.
- Заранее создайте шаблон пресс-релиза со своими контактами:
Шапка. Вся информация о компании, название, логотип, адрес, номера телефонов, указание на распространителя пресс-релиза в случае, если компания прибегает к услугам пиар-агенства.
Информация о контактных лицах. Фамилия, имя, отчество, номер телефона, адрес электронной почты и персонального сайта, если таковой имеется. Дополнительно можно указать время, в которое лучше связываться по тем или иным вопросам.
Выходные данные пресс-релиза: место, время события.
В качестве бонуса
Релиз готов и вышколен. Осталось понять как быстро выйти на редакции российских топовых и отраслевых СМИ — Forbes, Коммерсант, Аргументы и факты и другие, — и при этом не спамить на имейлы редакции, вызывая отторжение. Делается это самостоятельно и бесплатно с помощью платформы Pressfeed.
Работает так: после регистрации вы попадете на ленту запросов, где журналисты из различных медиа, включая телеканалы и радио, запрашивают материалы для своих статей по различным темам. Часто требуются эксперты для интервью, авторы статей и колумнисты.
Нашли запрос по своей теме, отвечаете журналисту. Не имеет значения являетесь ли вы представителем крупной компании или частным лицом, главное — располагать информацией по теме запроса.
А теперь вишенка — платить за публикации в СМИ не нужно! Это взаимовыгодное сотрудничество — журналисты получают экспертные мнения, а эксперты — бесплатный пиар в целевых СМИ и увеличение трафика потенциальных клиентов.
Как сделать правильный пресс-релиз
Содержание
Чтобы получить эффективное освещение в СМИ, необходимо уметь составлять грамотные пресс-релизы. Но в какие сроки они должны вписываться и какую информацию следует туда включать?
Есть несколько чётких правил написания пресс-релизов, охватывающих все сферы — от подачи до структуры. Именно о них пойдёт речь в данной статье.
Оптимизируйте маркетинг и увеличивайте продажи вместе с Calltouch
Узнать подробнее
Что такое пресс-релиз
Пресс-релиз — информационное сообщение, предназначенное для прессы. Оно содержит официальную позицию компании по какому-либо вопросу, анонсирует событие или высказывает реакцию на происходящие события. Чаще всего пресс-релизы выпускают в связи с:
- Выходом новой продукции. Вспомните, какую рекламу проводит Apple перед выходом нового айфона. В новостях уже за несколько недель появляются тексты пресс-релизов.
- Мероприятием. Любое значимое и интересное аудитории событие — конкурс, акции в честь праздников можно оформить в пресс-релиз.
В основе любого пресс-релиза лежит новость, а потому он обязательно характеризуется:
- новизной;
- актуальностью;
- информативностью.
В сообщении не должно быть больше одной новости. Смешивание нескольких событий может расставить неверные акценты и запутать аудиторию.
Виды пресс-релизов
Пресс-релизы бывают нескольких видов, в зависимости от целей публикации:
- Информационный. Цель такого сообщения — рассказ о компании, услуге, продукте. В тексте говорится об изменениях, выходе на новый уровень. Информационный материал обязательно содержит сведения о промежуточных этапах работы.
- Анонсирующий. Сообщение рассказывает о грядущем событии. Такой пресс-релиз обычно содержит приглашение на мероприятие. В тексте есть план, идея и цели будущего события.
- Новостной. Рассказывает о прошедших событиях. Пресс-релиз насыщен подробностями: имена участников, ход мероприятия, результаты. Другое название такого типа пресс-релиза — итоговый.
Для качественной рекламы нужно правильно подобрать тип пресс-релиза, учитывая его особенности и маркетинговую стратегию компании.
Структура пресс-релиза
Некоторые утверждают, что пресс-релизы более не актуальны. Говорят, это скучный формат, нацеленный на нерелевантную аудиторию. Но, прежде чем развеять некоторые мифы, начнём с определения того, что такое пресс-релиз и для чего он на самом деле нужен.
Основная идея пресс-релиза — коммуникация. Неважно, оформлен он в виде колонки в газете или на сайте, интервью или видеоролика. Главное — эффективность. Основная цель пресс-релиза — получить освещение и быть замеченным целевой аудиторией.
Чтобы иметь возможность написать эффективный пресс-релиз, необходимо сначала понять его структуру:
Заголовок
Прежде всего, пресс-релиз должен иметь привлекательный заголовок. Это первое, что люди прочтут, и на основании этого примут решение, хотят ли они прочитать всё целиком или нет.
Постарайтесь сделать заголовок коротким — так он легче будет читаться и выглядеть привлекательно. До тех пор, пока его длина не превышает 110 символов, им могут поделиться в твиттере. Придумайте свежий интересный заголовок — процесс принятия решения занимает около 3 секунд, поэтому важно успеть привлечь внимание зрителей.
Лид
Вторая самая важная часть вашего пресс-релиза — это лид, краткое вступление к основному тексту, подводка.
Именно здесь нетерпеливые найдут ответы на самые важные вопросы. В своей подводке ответьте на вопросы 5W:
- О чем новость?
- Кто действующие лица?
- Когда это произошло?
- Где это произошло?
- Почему это так важно?
Ваш лид должен быть достаточно длинным, чтобы охватить основные моменты, но достаточно коротким, чтобы сохранить интерес аудитории. Не тратьте время читателя — вы должны разжечь его любопытство, а не давать все детали сразу.
Источник
Если пресс-релиз берёт за основу внешние источники, обязательно приведите ссылки. Таким образом, он станет более достоверным в глазах аудитории. Крайне важно убедиться, что все источники оперируют реальными фактами, а не фейками.
Детали
Раскройте важные детали — основную информацию, которая подтверждает, что пресс-релиз заслуживает публикации. Не нужно писать роман — просто дайте краткие вводные, чтобы репортерам захотелось создать на их основе качественный интересный материал.
Цитаты
Цитаты нравятся людям. Они всегда привносят в текст альтернативный взгляд и делают его более разнообразным. Цитаты сделают выпуск интересным, а структуру более комфортной для восприятия.
Дополнительные данные
Если есть что добавить, лучше это сделать, но не стоит переусердствовать. Иногда меньше — значит лучше, и это полностью актуально для пресс-релизов.
Контактная информация
Добавьте свои контактные данные, чтобы журналисты, получившие пресс-релиз, знали, как с вами связаться. Это важно, так как у вас могут взять интервью или задать дополнительные вопросы. Если элементарно не представиться, шансы на публикацию невелики.
На каких аспектах сосредоточиться и на кого ориентироваться
Прежде чем приступить к написанию пресс-релиза, самое важное, о чем следует подумать — это целевая аудитория. Помните, что угол освещения события, который заинтересует читателей специализированного издания и местной газеты, сильно отличается. Лучше готовить разные версии пресс-релиза для разных целевых аудиторий.
Журналисты и лица, принимающие решения, ищут в истории ключевые элементы. Необходимо точно понимать тематику издания и общий тон материалов, иначе у вашего релиза велик риск попасть в мусорную корзину.
Как написать пресс-релиз
В первую очередь определите цель сообщения. Новость нужно подавать кратко, понятно и в то же время интересно. Поэтому объем пресс-релиза не должен занимать больше 2500 знаков без пробелов — примерно полторы страницы формата А4. Но лучше уложиться в одну страницу.
Каждое сообщение имеет заголовок, отражающий суть текста. По его названию должно быть понятно, о каком событии идет речь. Читателю сложно воспринимать несколько мыслей в одном предложении. По этой же причине абзацы должны состоять не более чем из 6 предложений, чтобы текст не выглядел «простыней».
Есть несколько правил по написанию успешного пресс-релиза:
- Не усложняйте текст предложениями с деепричастными и причастными оборотами. Пишите простым, понятным, но при этом живым языком.
- Избегайте профессионализмов, канцеляризмов, жаргонной и разговорной речи.
- Исключайте оценочные суждения. Используйте вместо них факты и цифры.
- Подкрепляйте историю аргументами, избегайте неопределенных формулировок.
- Вместо местоимений используйте название организации.
- Вставляйте в пресс-релизы ключевые слова, важные для ваших покупателей.
- Размещайте в релизе гиперссылки на основные страницы вашего сайта.
Оформлять пресс-релиз лучше минималистично — без смайликов и нестандартных шрифтов. Чтобы дополнить текстовую информацию, используйте графические баннеры.
Чек-лист: идеальный пресс-релиз
Дважды проверьте содержание и структуру пресс-релиза, прежде чем его отправить. Удостоверьтесь, что он отвечает следующим критериям:
- Содержит все вышеперечисленные элементы.
- Достоин отдельной новости.
- Объём 200-400 слов.
- Цепляющий заголовок.
- Объективный, не рекламный.
Если соблюдены все эти простые условия, есть большие шансы, что пресс-релиз пройдёт во многие медиа. Только внимательно отнеситесь к выбору ресурсов и отправьте заготовку в правильный момент.
Примеры лучших пресс-релизов
Рассмотрим способы создания пресс-релизов на примере самых удачных.
В тексте есть все, что нужно успешному пресс-релизу:
- привлекательный заголовок с упоминанием бренда;
- актуальный инфоповод;
- правильная структура с делением на абзацы;
- экспертное мнение;
- упоминание бренда в заголовке;
- актуальный и цепляющий новостной повод.
Пресс-релиз максимально информативный, без «воды» и оценочных суждений.
В этом примере пресс-релиза заголовок сразу привлекает внимание за счет актуальности темы. В лиде и основной части раскрыты детали новости: описание функций новой платформы, ее преимущества перед Zoom. Важно, что здесь есть экспертное мнение — цитата автора проекта.
На изображении пресс-релиз строительной компании. Его тоже отличает цепляющий заголовок, который сообщает новость. Несмотря на то, что в заголовке нет названия бренда, релиз выигрывает за счет актуального информационного повода. Причем, компания сама его создала, ведь никаких событий или мероприятий не происходило. Строго соблюдая структуру (лид, основная часть с подробностями, экспертное мнение), компания аккуратно и ненавязчиво вплела в текст ссылки на свой сайт и предложение для потенциальных покупателей.
Статья про «Одноклассники» — пример эффективного пиара с помощью пресс-релиза. Компания рассказывает о новых функциях, которые будут удобны пользователю. В тексте видно, что авторы знают потребности и «боли» своей аудитории. Они делают упор на техническую часть и пользу для потребителя, упоминая бренд.
Заключение
Пресс-релизы — эффективный элемент рекламной кампании. Публикации в СМИ помогают повысить узнаваемость бренда, расширяют клиентскую базу и привлекают новых партнеров. Правильное сообщение будет в меру сдержанным, с ненавязчивым рекламным посылом. С помощью такого формата можно не только анонсировать событие в прессе, но и рассказать о компании читателям — потенциальной аудитории бренда.
Сквозная аналитика Calltouch
- Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
- Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции
Узнать подробнее
Раньше пресс-релиз писался сугубо журналистами и сугубо для редакторов печатных изданий. Теперь же этот тип текстов – гораздо более распространенное явление. Пресс-релизы публикуют на разных онлайн-площадках, они стали нужны в первую очередь читателям. Поэтому и писать их нужно, исходя из интересов простых людей.
Написать хороший пресс-релиз способен не только профессионал. Это подвластно любому человеку, который обладает достаточной грамотностью, а также понимает структуру и нюансы данного жанра. И вы тоже сможете, вне зависимости от того, в какой сфере работаете – SMM, контент-маркетинг, менеджмент, предпринимательство. Единственное, что вам нужно – освоить азы и много практиковаться.
Реклама: 2VtzquY3wEz
Читайте также: ТОП-10 курсов для копирайтеров
Что такое пресс-релиз, из чего состоит и зачем нужен
По сути, пресс-релиз – анонс того или иного события/мероприятия. Его используют в самых разных случаях. Перечислим наиболее типичные из них.
1. Выход новой продукции. Обратите внимание на то, что происходит, когда в продажу запускается очередная модель «Айфона». Сеть уже за несколько недель до дня «икс» буквально кишит оповещениями. Менее крупные бренды точно так же объявляют о поступлении, правда, это не настолько заметно.
2. Мероприятие. Если у вас намечается конкурс, акция, фуршет в честь профессионального праздника и прочее, что необходимо донести до сведения широкой публики, это можно оформить в виде пресс-релиза. Также обратите внимание на то, что инфоповод должен быть действительно значимым и интересным.
3. Крупный материал. Если у вас планируется серия статей по какой-нибудь важной теме, либо единичное освещение сенсации, не будет лишним сделать анонс. За примерами далеко ходить не надо – ток-шоу, часто делают пресс-релизы, прежде чем пустить в эфир очередной выпуск.
Примеры пресс-релизов
Перед тем, как писать, включите воображение. Поставьте себя на место рядового читателя и подумайте, действительно ли то, о чем вы хотите сказать, будет ему интересно. Если ответ утвердительный, значит, вы на верном пути.
Вот пример пресс-релиза мероприятия, на которых наверняка был хороший отклик. Внимательно ознакомьтесь с ними, прежде чем мы пойдем дальше.
Как видите, здесь все написано кратко и по делу. Не нужно извращаться в словоформах или придумывать оригинальную концепцию. Достаточно преподнести нужную информацию так, чтобы это было понятно.
А это пресс-релиз новости Одноклассников.
Этот пример гораздо лучше первого. Знаете почему? В предыдущем пресс-релизе автор пытался сообщить читателям несколько фактов, ни больше, ни меньше. А здесь в текст были добавлены тизерные элементы и прямое обращение к людям. Это довольно важно, так как публика хорошо реагирует, когда с ней разговаривают.
Рассмотрим ещё один образец – пример пресс-релиза фильма.
В этот раз попробуйте сами проанализировать текст релиза. Что здесь хороши и что плохо. Как можно было сделать лучше.
Статья в тему: Как написать статью
Как написать пресс-релиз для СМИ: готовая структура
Пресс-релиз состоит из трех элементов: заголовка, лида и основной части. Ничего больше придумывать не надо. Знание того, как правильно сформулировать каждый из них, поможет вам делать крепкие тексты, благодаря которым вы будете успешно продвигать свою продукцию, либо же зарабатывать как самостоятельный автор.
Заголовок
Он должен быть интересным, запоминающимся и моментально привлекающим внимание. От названия зависит, будут ли ваш пресс-релиз вообще читать. Существует множество приемов, как вызвать любопытство у публики с первой строчки. Можно использовать цифры («Компания Apple выпускает iPhone с 5 новыми функциями»), обыгрывать меметичные фразы, которые у всех на слуху («Лучшее враг хорошего: курс семинаров по борьбе с перфекционизмом начинается с 23 мая»), указывать на выгоду («Купите 2 упаковки сока и получите третью в подарок!») и т. д.
Лид
Это – первый абзац повествования. В него необходимо вместить все самое лучшее, что у вас есть. Публика должна понять, что не зря потратит время на ваш текст, поэтому делайте упор на то, что интересно ей, а не вам.
Основная часть или «тело» пресс-релиза
Здесь нужно передать суть предстоящего события. Делайте это максимально просто и доходчиво. Не лейте воду, не используйте канцеляризмы, не злоупотребляйте сложной терминологией. Помните, что те, кто будет это читать – простые люди, даже если они работают директорами, редакторами или менеджерами.
Хоть пресс-релиз и отличается от продающего текста, приемы в них практически одни и те же. Выгоды, результаты, факты. Давайте читателям ту информацию, которая им нужна – и вы получите отдачу в сто раз больше.
Кому и как отправлять пресс-релизы
Пресс-релизы нужны для размещения в СМИ. Соответственно, чтобы разместить свой пресс-релиз, зайдите на сайт нужного издания и найдите контактную информацию редакции.
Обратите внимание, что к этому моменту у вас должен быть готовый к размещению материал.
Не отправляйте пустое сообщение с документом. Обязательно составьте сопроводительное письмо. В нем укажите свои цели и опишите продукт, который вы хотите продвинуть с помощью пресс-релиза. Если вы все сделаете правильно, обязательно найдется издание, которое вас опубликует.
Заключение
Умение правильно составить и написать пресс-релиз полезно не только профессиональным авторам, но и обычным людям. Особенно тем, кто так или иначе связан с бизнесом. Кто знает, когда в следующий раз вам придётся написать новость о новом продукте? А теперь представьте, сколько денег вы сможете сэкономить на копирайтерских услугах.
Надеемся, наша статья даст вам хороший толчок. Все остальное – практика, практика и ещё раз практика. Даже если с первого раза у вас получится слабый текст, не отчаивайтесь. Со временем ваши работы будут лучше и эффективнее.
Полезные ссылки:
- Как составить коммерческое предложение
- Оформление портфолио копирайтера
- Как написать заключение статьи
Тематический трафик – альтернативный подход в продвижении бизнеса
Получи нашу книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».
Подпишись на рассылку и получи книгу в подарок!
Пресс-релиз несет в себе общественно-значимую историю: ее нужно пустить в массы и раскрутить. Это работа в жанре журналистики, которая передается потом редактору, и он определяет, отправлять ли ее в СМИ. Сегодня мы расскажем, как написать пресс-релиз, приведем готовые примеры с мероприятий и шаблоны.
- Подходящие мероприятия
-
Принципы успеха
-
Структура пресс-релиза
- Элементы
- Композиция
- Значимость
- Заголовок
- Лид
-
Текст
- Информация о компании
- Контакты
- Дата
- Оформление пресс-релиза
- Образцы
- Подводим итоги
Подходящие мероприятия
Пресс-релиз пишется не для рекламы собственной компании, а для рассказа о важном событии, которое непременно привлечет внимание аудитории. Поэтому его целями могут быть:
- рассказ о новой программе компании;
- внедрение инновационных продуктов и услуг на рынок;
- рекорды;
- торжественные события;
- культурные мероприятия;
- проведение благотворительных программ.
Пресс-релиз можно написать о любом актуальном событии, причем часто эту значимость притягивают за уши, используя специальные приемы.
В дальнейшем материал могут опубликовать полностью или только фрагмент. Журналисты берут из него цитаты при подготовки больших статей. Он может и не публиковаться вовсе, а служить источником информирования СМИ.
Принципы успеха
Новость должна быть интересной, привязанной к текущим событиям. СМИ выбирают актуальные сведения.
Добавляйте подтверждающие материалы. Например, контактная информация: телефоны, электронные ящики, адреса. Фото и видео приветствуются. Отлично подойдут цифры из статистики, которые проинформируют людей о текущей ситуации.
Проверьте, что в вашей статье есть развитие событий. Динамическая новость цепляет взгляд читателя и ведет его до последних строк. Используйте для этого места и описания действий.
Пресс-релиз должен охватывать одну новость. Сосредоточьтесь на важном мероприятии и не пытайтесь охватить несколько событий, склеив их в одном обзоре.
По этому же принципу: один абзац — одна мысль. Самое важное пишем в начале, все остальное — по убыванию значимости к концу. Редакторам будет проще брать абзацы с четкой выраженной мыслью и менять их местами или вовсе убирать. Так он сможет сделать более привлекательный текст, обрезав последние абзацы с незначительными деталями.
Описываемые события должны нести новизну. Что-то произошло впервые, и это вызывает интерес. Но указывайте точные даты при освещении обстоятельств или опустите их вовсе. Неточность не вызывает доверия у аудитории.
Структура пресс-релиза
Элементы
Пресс-релизы пишутся по определенному шаблону. Они содержат:
- Дату мероприятия.
- Цепляющий заголовок.
- Информативный анонс.
- Место проведения.
- Причину события.
- Актуальность мероприятия.
- Основной текст новости.
- Комментарий от первого лица.
- Краткая информация о фирме.
- Сведения по тематике.
- Ссылки на фото и видео.
- Контактную информацию.
Рассмотрим основные элементы подробнее.
Композиция
- Заголовок.
- Лид.
- Основной текст.
- Справка о компании.
- Контактная информация.
- Дата.
Значимость
Помимо классических вопросов что, где и когда, нужно ответить после истории и на вопрос «Ну и что?». Чем удачнее ответ, тем больше вероятность пройти проверку редактора. Нужно не употреблять шаблонные фразы про большую значимость или актуальность, а информативно и аргументированно описывать позицию.
Заголовок
Заголовок должен содержать главную мысль сообщения. Желательно употреблять в нем глагол настоящего времени.
Не подойдут абстрактные названия, из которых нельзя понять о чем конкретно сообщение. К таким приемам относятся пословицы, умные фразы, клише и другие мудрые изречения, не относящиеся к сути.
Хороший заголовок пресс-релиза:
- «Яндекс» удалил контент «Газпром-медиа».
- В Москве открыли семь станций Солнцевской линии метро.
- Главы Facebook, Twitter и Alphabet вызваны в Сенат США.
Плохой заголовок:
- Продвижение бренда в Инстаграм.
- Мечты сбылись.
- Жизнь не дает непосильных испытаний.
Название компании в название лучше не выносить. Редакторы бдительно следят за рекламой и ищут ее даже между строк. Если работу заберут на публикацию, то все моменты с упоминанием могут вырезать. Однако это не правило. Исключения составляют авторитетные компании, названия которых знает каждый.
Лид
Лид — это главный абзац всего релиза. Первый после заголовка, отмечается особым шрифтом и выполняет две противоположные функции: дает всю исчерпывающую информацию и одновременно заинтересовывает читателя ознакомиться с текстом до последних строк. Далеко не все читают статьи от и до, поэтому важно суть вынести в заголовок и в лид. Десерт подается первым, а потом уже второе и первое, по желанию читателя.
Лид может быть фактическим: отвечает на вопросы что, где, когда. Что произошло, в какое время и в каком месте. Обычно содержит один факт. Как вариант, он может содержать комментарий действующих лиц. Или подводить итоги. Или интриговать читателя, сопоставляя удивительные факты.
Текст
Строится по принципу перевернутой пирамиды. Самое важное — в начале. Не нужно готовить читателя, как обычно учат нас делать. Сейчас идет активная борьба за внимание, и цеплять нужно с первых строк, иначе он уйдет к другому материалу. Например, по правилам журналистики, предысторию пишут после основной истории, в середине или в конце. Прием применяется с целью преподнести главное сразу.
О чем говорил заголовок или лид не повторяется совсем или пишется другими словами. В основном тексте идут подробности для самых любопытных читателей, которые остались после лида.
Прямую и косвенную речь лучше сбалансировать: яркие высказывания давать в точной форме, а остальные передавать своими словами. Людей при этом лучше упоминать в формате имя и фамилия, а в заголовке допустимо только по фамилии.
Информация о компании
Справка о компании должна быть небольшой и содержать все важные сведения. Не нужно перезагружать ее излишними деталями, иначе они перевесят весь пресс-релиз.
Разрешается редактировать ее с помощью кегля шрифта, чтобы добиваться зрительного уменьшения размера на фоне остального текста.
Контакты
Контактные данные оставляются для того, чтобы редактор мог связаться с автором пресс-релиза и задать вопросы, уточнить какие-то детали.
Дата
Дата выпуска также указывается в релизе. Ее можно прикрепить сверху до заголовка или снизу после справки и контактной информации.
Оформление пресс-релиза
Пресс-релиз не должен занимать большое количество места. Его максимальный объем должен укладываться в рамки 2500 знаков без пробелов (приблизительно полторы страницы А4) с учетом того, что редакторы что-то уберут. Рекомендуемый объем — одна страница.
Заголовки нужно печатать с большой буквы и соблюдать правила русского языка. Никаких больших букв из Caps Lock: редакторы переделывают заголовки под образец для дальнейшей верстки, и непригодные они будут перепечатывать. И не факт, что ошибок в именах и названиях не будет. Для выделения на общем фоне используется жирный или полужирный шрифт.
Абзацы обязательно выделяются красной строкой. Допустимо не отмечать ею заголовок, подзаголовок и надзаголовок. Визуально красная строка разделяет текст и не пугает читателя большим объемом.
По длине абзацы должны быть не больше 6 предложений. Чтобы текст не выглядел монотонным, их можно писать разной длины и чередовать.
В тексте должны быть стандартные цифровые тире «—», а не короткий дефис «-». Кавычки используются елочки «», а не “”. Кроме того, необходимо очистить текст от лишних пробелов. Это показывает культуру автора.
Перед тем, как вводить аббревиатуры, нужно дать полную расшифровку, а в скобках указать сокращенный вариант и только потом использовать сокращение. Но следует помнить: нагромождение аббревиатур ухудшает читабельность текста. Чередование аббревиатур с синонимами, местоимениями и полными расшифровками помогают избежать этой проблемы.
Итоговая работа должна высылаться в текстовом формате, вне зависимости от того, какая программа была использована. Недопустимо отправлять файлы картинкой: перебивать текст вместо вас никто не будет.
Обязательно укажите дату.
Правильно оформленный текст придаст вашей работе профессионализм.
Образцы
Примеры работ:
- https://www.kommersant.ru/doc/3727075.
- https://www.kommersant.ru/doc/3727080.
Приведенные примеры наглядно показывают, как пишется пресс-релиз. Плюсы этих работ:
- цепляющий, короткий, информативный заголовок;
- уже из вступительной части можно узнать новости;
- качественное описание действующих лиц;
- заключение с контактами или упоминание компаний.
Если вы пишите сами, то прочитайте пару примеров и вникните в основные правила. Так будет легче понять, что от вас требуется.
Подводим итоги
Написание пресс-релизов требует предварительной подготовки: изучение структуры, включение основных элементов. Он должен описывать значимые события, отвечать на вопросы что, где, когда, содержать контактную информацию для подтверждения.
Когда я работала в СМИ, нам присылали много пресс-релизов. Некоторые мы забраковывали сразу, некоторые публиковали
платно, а из некоторых получались вполне годные новостные материалы. Расскажу, почему так получалось, как написать
правильный пресс-релиз и какими они бывают.
Что такое пресс-релиз
Пресс-релиз — это небольшая заметка, в которой компания сообщает прессе о событии: проведенном или предстоящем
мероприятии, запуске нового продукта или услуги, кадровых изменениях, простыми словами, это информационное сообщение
для СМИ.
Зачем компании присылают в СМИ релизы?
- Чтобы рассказать о своем бренде, повысить его узнаваемость.
- Проинформировать о важном событии.
- Укрепить репутацию
компании, дать комментарий по ситуации. - Привести трафик на сайт.
- Расширить целевую аудиторию, привлечь новых клиентов и повысить продажи.
Пресс-релиз относится к пиар-активностям. СМИ, медиа и
новостные сайты могут публиковать их за деньги, а могут и бесплатно. Предлагаю рассмотреть именно бесплатный
вариант: зачем тратить деньги компании, если можно постараться заинтересовать журналистов!
Да-да, журналисты и редакторы тут главные действующие лица. Если они забракуют материал — пиши пропало, или
заново переписывать, или оплачивать публикацию. Хороший пресс-релиз должен быть:
- Актуальным. Странно сообщать о событии, которое прошло месяц назад или
состоится через год. - Информативным. Причем событие должно быть релевантно масштабам издания.
Новость об утреннике в детском саду, который провела местная компания, с радостью примет районная газета, но
никак не федеральное СМИ. - Акцентированным на одном событии. Каша из инфоповодов — не лучший
вариант. - Кратким. Стандартной странички А4, или 2000 знаков без пробелов, вполне
достаточно. - Не рекламным. Многие пиарщики этим грешат: нахваливают компанию,
скатываются в откровенную рекламу. Нативнее, нативнее!
Виды пресс-релизов
Они различаются по целям публикации.
Информационный. Пишется, чтобы проинформировать читателей о новостях
компании, запуске нового продукта, расширении или поглощении бренда и т. д.
Анонсирующий. Цель такого релиза — рассказать о предстоящем событии:
пресс-конференции, мероприятии и т.д.
Новостной. Рассказывает об уже прошедших событиях, информирует читателей. По
сути это та же новость — ее готовят пиарщики и предлагают СМИ и новостным сайтам.
Структура пресс-релиза
Во многом похожа на структуру новости и идет от самого важного к самому незначительному. Каждый релиз строится по
универсальному шаблону:
- Заголовок.
- Лид — краткое описание инфоповода.
- Основной текст:
- Как к этому причастна компания — организует, проводит, анонсирует, сообщает.
- Самые важные тезисы, которые зацепят читателя.
- Комментарий представителя компании или героя релиза.
- Блок о компании
- Контакты, ссылки.
Разберем каждый пункт.
Заголовок
Я уже писала, как составить кликабельный заголовок и как не
скатиться в кликбейт. Так вот: заголовок пресс-релиза ничем не отличается от заголовка статьи: чем он будет
ярче, тем больше шансов зацепить журналистов. Выносите в заголовок броские цитаты руководства компании, ставьте
цифры, удивляйте фактами. При этом не забудьте описать сам инфоповод. Очень кратко расскажите, что произошло и какое
отношение к этому имеет бренд.
Просто представьте себе журналиста крупного СМИ: ему приходит несколько десятков пресс-релизов в день. Могу
поспорить, что некоторые письма со скучными заголовками он даже не читает и не открывает, потому что по
опыту знает, что там будет скукота и самореклама. А вот если среди них попадется яркий заголовок —
огонь, буря, безумие! Как минимум такой материал дочитают до конца.
Лид
Или первый абзац текста, 2–3 предложения. Контрольный выстрел нашему уставшему журналисту — заголовок
классный, да еще и лид интересный — ну все, берем!
Есть много советов о том, как написать лид для статьи. Но не будем городить огород: мы говорим все же не об авторской
статье, а о скромном (но достойном!) пресс-релизе. Просто берем основной инфоповод из заголовка и раскрываем его
детальнее: что произошло, когда и где, почему это должно быть важным читателям.
обычная женщина может стать королевой!
Основной текст
Берем все тот же инфоповод и раскрываем его еще детальнее. Заголовок, лид, текст — как матрешки, в которых
текст раскрывается поэтапно, глубже и глубже.
читателям
Вот что можно написать в основном тексте:
- Проблематика. Расскажите, почему ваша новость так важна для мира,
страны, города, конкретного сегмента целевой
аудитории. - Данные исследований, статистика. Такие данные внушают больше доверия
написанному. - Мнения и аргументы. Постарайтесь, чтобы они были хоть немного разными, а
не все наперебой восхваляли компанию и ее услуги. - Польза для читателя. Очень важный пункт: мало кому интересно читать
новость компании, а вот если указать выгоды, дать советы и рекомендации — материал обретет дополнительную
ценность. - Комментарии эксперта со стороны компании. Необязательный пункт, но с
ними материал смотрится живее.
- Визуал: фото и видео по теме, инфографика.
- Ссылки на сайт компании. Далеко не
всегда получится убедить редактора оставить их и сделать кликабельными — это возможно, только если
пресс-релиз платный и о-о-о-чень важный и полезный для редакции. Но попробовать можно: у меня получалось.
Информация о компании
Кратко напишите самое важное о бренде: когда был создан, основные направления развития. Также сюда можно прикрепить
логотип.
Контакты
Напишите их в теле письма и продублируйте в конце документа, чтобы журналисты знали, как вас найти. Укажите не только
телефон и почту, но и рабочие мессенджеры.
Как написать пресс-релиз, чтобы угодить журналистам и читателям
Помните: вы работаете на две аудитории. Сначала надо понравиться журналистам или редакторам: именно от них зависит
судьба публикации. Да и на долгосрочное сотрудничество это влияет.
Если вы несколько раз пришлете хорошие пресс-релизы, которые только чуть обработать и ставить в печать
— к вам будут относиться лояльно. Это как зачетка, на которую сначала работаете вы, а потом она
работает на вас.
Но если и другая ЦА — читатели, под них тоже надо подстроиться. В онлайн-изданиях реакцию читателей отследить
легко: хороший трафик и охваты, положительные комментарии — значит, материал нормальный, будем сотрудничать.
Если публикация не приносит редакции профита — какой в ней смысл?
Дам советы по написанию успешного пресс-релиза:
- Подчеркивайте уникальность. Если вы предлагаете то, чего еще не было или
редко было на российском рынке — поверьте, за это зацепятся. Любому изданию всегда нужны интересные
инфоповоды. - Пишите проще, как можно проще. Иногда пиарщики изъясняются столь высоким
слогом, что непонятно — а что сказать-то хотели? «В настоящее время деятельность нашей компании
тесным образом связана с индустрией необходимых для жизнеобеспечения и поддержания здоровья компонентов»
— что, простите? Может, имелось в виду — в 2022 году мы начали поставлять лекарства? - Уберите штампы и канцелярит. «В нашей динамично развивающейся
компании гибкая система скидок и индивидуальный подход к каждому клиенту, особенно это стало актуальным в наше
непростое время» — на этом моменте даже самый терпеливый журналист матюкнется и закроет документ. - Давайте конкретику. Скажите как есть — не как в цитате из
предыдущего пункта, а прямо — «Мы снизили цены на 20 % в связи с кризисом». - Не расхваливайте компанию, если это не заметка для корпоративной газеты
или не платная публикация. Да и в принципе избегайте оценочных суждений: пресс-релиз должен быть объективным,
четким и по делу. - Оформляйте документ правильно. Форматируйте, разбивайте на абзацы,
добавляйте списки, цитаты, врезки, обязательно украшайте визуалом. Если сами подберете картинку-превью —
будет отлично. Журналистам меньше работы — кто же от такого откажется! - Давайте пользу читателям, заинтересовывайте их. В идеале сделайте так,
чтобы они прошли по ссылке на сайт (если ее не уберут в редакции) или хотя бы запомнили название компании.
Мой личный совет: чтобы заинтересовать журналистов и читателей, сделайте из скучного пресс-релиза настоящую
статью со всеми ее атрибутами: ярким заголовком, богатой фактурой, прямой речью экспертов.
Сейчас расскажу на примере, как это сделать.
Однажды ко мне обратился заказчик с просьбой написать пресс-релиз про конкурс красоты, одну из победительниц и ее
бизнес. Информации было мало: мне прислали ссылку на «Нельзяграм» героини, страницу конкурса там же и
название номинации. Негусто.
Конкурс прошел недавно, я нашла буквально пару новостей о событии. Для полноценного материала этой фактуры было явно
мало.
Предложила заказчику связаться с героиней пресс-релиза и задать ей вопросы:
После того как героиня ответила, я вплела ее слова в информацию о событии. Аккуратно и нативно рассказала о ее
бизнесе, указала название компании. Одно из высказываний решила вынести в заголовок. Набросала несколько вариантов,
чтобы была возможность выбрать:
В итоге получилась полноценная мини-статья, написанная по всем правилам.
Написали, а что дальше?
А дальше, как в сказке, три пути:
- Вручную отправлять материалы в СМИ и медиа. Времени придется потратить немало: сначала найти подходящие
площадки, узнать контакты редакции, затем отправить письма, потом еще переписываться с сотрудниками, а может и
вносить правки… Но все это окупается тем, что вы можете лично общаться с редакторами, налаживать
отношения и строить задел на дальнейшую работу. - Самостоятельно публиковать на специальных площадках-агрегаторах: inthepress.ru, press-release.ru, P-Reliz.ru и
других. Это быстро, бесплатно, плюс такие площадки индексируют новостные сайты, и ваш релиз может появиться в
новостях. - Найти специалиста или агентство, которое возьмет на себя публикацию на релевантных площадках и общение с
журналистами. Это здорово экономит время: даже бесплатные публикации требуют много ресурсов. Найти эти площадки,
зарегистрироваться на них, залить текст, добавить картинки… Иногда проще отдать эти работы на аутсорс.
«PR, маркетинг, реклама»
Но при этом вы не получите обратную связь от редакции и не сможете понять, что не так в материале и как сделать
его лучше. Модерация на этих площадках есть, но условная: главное, чтобы релиз соответствовал правилам сайта.
Поэтому там можно встретить и канцелярит, и штампы, и тяжелый язык с обилием терминов. В СМИ такое вряд ли
пропустят.
Что еще учесть? Будьте готовы: если материал публикуется бесплатно, его могут отредактировать: сократить текст,
убрать фотографии и ссылки, добавить свои редакционные ссылки.
Это нормально: изданию тоже надо себя пропиарить
Сохраните эту статью, возьмите наши советы на вооружение, и пусть ваши пресс-релизы публикуют нужные издания
безвозмездно, то есть даром!
За последние 15 лет значение термина «пресс-релиз» несколько изменило смысл. Мы хотим создавать эффективные материалы, поэтому придётся чуть-чуть углубиться в историю проблемы.
Изначально «пресс-релиз» — сообщение для СМИ, в т.ч. бумажных. Журналиста, как и волка, — ноги кормят. Кто первый опубликует интересные и важные новости, тот и получит любовь читателя. Одновременно с этим любой редактор старается минимизировать усилия: зачем искать инфоповод, писать текст, если компании сами публикуют информацию о новинках. Можно пользоваться готовыми новостями, главное отбирать актуальные и интересные.
Ключевая особенность пресс-релиза — СМИ публикуют их БЕСПЛАТНО. Тут интересы обеих сторон совпадают. Редакторы получают интересный материал, за который не нужно платить журналисту, а компании — рекламу своего события или бренда. Выглядит все очень красиво, но на практике так не работает.
В эпоху «бумажных» газет и журналов, главный вопрос PR-специалистов компаний состоял в том, как донести информацию до редакторов. Так же этим занимались специальные PR-агентства. Клиенты приносили им свои новости, агенты сортировали их по темам и рассылали обычными письмами по редакциям СМИ.
С появлением интернета рассылка упростилась, а рекламные агентства стали появляться как грибы после дождя. «В нашей базе 500 изданий, а в нашей 1500, а у нас 100500», — так зазывали они клиентов. Отличная работающая идея быстро скатилась в банальный спам. Редакторы стали получать материалов в десятки и сотни раз больше, чем им требовалось. PR-агентства собственными руками убили рынок, с которого извлекали доход.
Постепенно все пришло к тому, что публикация пресс-релизов стала платной. Многие новостные порталы предлагают такую услугу. По сути это превратилось в публикацию партнерского материала.
А теперь зафиксируем главное. Если публикация платная — то никаких правил нет. Заказчик оплачивает материал и может писать его в любом стиле. Назовет он его новостью, пресс-релизом, статьей — это уже вторично.
Но если рассчитывать на бесплатное распространение, то следует соблюдать ряд правил и принципов, которые мы опишем ниже.
В настоящее время пресс-релизы не только рассылают, но и публикуют в специальных тематических хранилищах: например, сайты-автоматы рассылки пресс-релизов и агрегаторы (ПрессФид, ДедлайнМедиа), где их и находят заинтересованные редакторы. Не устарел и способ отправки пресс-релиза напрямую в редакцию СМИ по электронной почте. Например, вы отправьте пресс-релиз в редакцию интернет-издания «Всем!ру» по адресу privet@wsem.ru, как это делает наше агентство.
Требования к содержанию пресс-релиза / новости — что писать в пресс-релизе
Пресс-релиз — это, прежде всего, новость.
Формально любую информацию можно завернуть в новостную обертку. Даже услугу, которую вы продаете уже десять лет: снизили цены, увеличили ассортимент, провели семинар. Будет ли эффект от такого пресс-релиза? Будет, но не такой значительный, как хотелось бы.
Наша PR-команда считает, что идеальное решение — «сесть на хвост» какому-то «горячему» событию, которое у всех на слуху. И сформировать свою новость на основе или с учетом этого события. Такие материалы распространяются намного активнее.
Пресс-релиз — не обязательно новость о событии. Это может быть официальная позиция компании по какому-то вопросу, комментарий на действия других организаций или государства, анонс, прогноз и т.п. Простор для выбора инфоповода достаточно широк.
Пресс-релизы не предназначены для прямых продаж. Задача таких публикаций — повышать узнаваемость бренда, формировать лояльную аудиторию. Чем больше явной рекламы — тем меньше шансов на успешное распространение. Поэтому правильно выбираем стиль изложения — строго информационный, без призывов к действию.
Как написать новость: структура и секрет успешных пресс-релизов
80% успеха зависит от заголовка. Именно название публикации определяет первичное решение редактора — просмотреть текст или пропустить, не читая.
Заголовок должен быть четким, информативным и по возможности содержать некоторую интригу.
«Новые кредиты для населения» — плохой заголовок. «Как взять ипотеку в период кризиса? Новые программы господдержки» или «Что будет с кредитами мобилизованных? Мнение эксперта» — намного лучше, конкретизируем инфоповод и зацепляемся за активную тему, которая волнует всех в обществе. Такие пресс-релизы имеют намного больше шансов собрать публикации. Комментарий по озвученным вопросам может давать кто угодно, например, представитель агентства недвижимости или представитель завода-производителя сантехники. Получаем скрытую рекламу компании.
После заголовка следует Лид-магнит. Затрудняюсь подобрать русский аналог этого слова. Подойдут «завлекающий подзаголовок» или «интригующая аннотация», хотя и они смысл передают не совсем точно. Лид-магнит — краткое описание основной мысли, 2-3 предложения. Своеобразная выжимка, которая усиливает эффект заголовка.
Тело пресс-релиза не должно быть длиннее 2000 символов, это примерно одна страница текста. Хорошо будет привести в тексте факты, статистику, допустимы цитаты. А вот оценочных суждений лучше избегать — для этого формат PR подходит плохо.
Действительно, в написании пресс-релизов есть некоторая двойственность. Сухое изложение фактов — правильно по сути, но не так интересно читателю. Яркий эмоциональный рассказ не проходит по форме, ведь это не статья, а именно краткое сообщение в СМИ. Идеальный текст выдерживает баланс между этими двумя крайностями.
В шапке материала обязательно укажите название компании, ответственное лицо и контактные данные — телефоны, е-майл, сайт. Ссылки на веб-страницы в тексте пресс-релиза недопустимы! Редакционная политика многих изданий не разрешает публикацию ссылок на сторонние ресурсы, тем более бесплатно. Не рассчитывайте, что редактор станет править ваш текст, удаляя из него лишнюю информацию.
Примеры удачных пресс-релизов
Публиковать примеры пресс-релизов целиком в рамках статьи невозможно, да и неинтересно. Я ограничусь заголовками, они хорошо передают суть. Полные тексты вы легко найдете в Интернете.
На OZON появились лежанки для питомцев #БРОНЕБАГАЖ, вдохновлённые историей кота Виктора.
Отличный инфоповод и просто шикарное оформление новости. Виктор — тот самый кот, из-за которого разгорелся скандал с компанией Аэрофлот. Пресс-релиз совмещает в себе упоминание известных брендов, вирусной истории и «эксплуатирует» горячую новость.
*** На момент написания статьи история кота Виктора успела забыться, но во время выхода пресс-релиза это была очень горячая тема.
Между Москвой и Санкт-Петербургом началась Арт-Битва за звание культурной столицы!
Новость из мира искусства, обыгрываются нотки извечного соперничества между москвичами и петербуржцами. С учетом количества людей, проживающих в этих мегаполисах, публикация обязательно привлечет внимание.
Посылки «Почты России» можно будет получить в отделениях Hermes.
Скучная новость и неяркий заголовок. Но сама тема так или иначе касается миллионов людей, что гарантирует хорошее количество публикаций.
Исследование Adzuna и Pronline: у каких станций метро в Москве и Петербурге платят лучшие зарплаты.
Все хотят зарабатывать больше. Тему «затоптали» так, что ничего нового и добавить-то нельзя. А вот у организаторов исследования получилось.
Кейс от Экзитерра. Пресс-релиз о выводе на рынок нового негормонального крема «Восстановитель кожи — в Нижнем Новгороде изобрели крем от дерматита без гормонов» собрал 45 бесплатных публикаций. Сфокусировались на проблеме (недостатки гормональных кремов от дерматитов) и рассказали о безопасной альтернативе. Цель рекламной компании в целом (и пресс-релиза в частности) — формирование спроса на новый продукт. В рамках услуги контент-маркетинга наше агентство займется написанием и распространением пресс-релизов, статей, новостей для вашей компании.
Эффект от публикации пресс-релизов
Первичная цель — проинформировать аудиторию о событии, новости, товаре или услуге. И хотя пресс-релизы пишут в информационном стиле, это не мешает делать прямые продажи.
Попутно PR-специалисты выполняют еще две важные задачи: повышают узнаваемость бренда и способствуют органическому трафику из поисковых систем.
Чем чаще название компании мелькает в новостях, тем выше лояльность и доверие со стороны потенциальной аудитории.
Прямые ссылки на сайт в текстах бесплатных публикаций СМИ размещают редко, но это уже давно перестало быть препятствием. Поисковые машины отлично увязывают название бренда с официальным сайтом, поэтому любые упоминания компании увеличивают «траст» и «ссылочную цитируемость», что положительно влияет на SEO-продвижение и позиции сайта в поисковой выдаче.
Пресс-релизы — эффективный способ продвижения. Это не панацея, одними только PR в СМИ продвижение не ограничивается, но весомый вклад в развитие бренда они, несомненно, вносят.
Разработаем PR-стратегию для вашего бренда, включающую публикации в СМИ, их продвижение в поисковых системах на первую страницу, поддержка публикаций комментариями, лайками и репостами — обращайтесь!
Чек-лист: как написать пресс-релиз, который опубликуют СМИ
- Железное правило: один пресс-релиз — одна новость. Нельзя смешивать несколько событий в одной публикации.
- Избегайте длинных предложений со сложными оборотами. Мысли выражайте четко, излишняя художественность текста играет в минус.
- Разбиваем текст на короткие абзацы. Такое форматирование облегчает восприятие информации.
- Постарайтесь заинтересовать читателя в первом же абзаце, иначе до второго он уже не дойдет.
- Проверьте текст в сервисе ГлавРед. Он избавит от слов-паразитов, канцеляризмов, вводных оборотов и прочего словесного мусора.
- Проверьте грамотность текста. Банальный совет, но если бы вы знали, сколько пресс-релизов содержат ошибки и опечатки.
- Добавьте в конец отдельный абзац «О компании». Он не должен иметь логической связи с основным текстом и может быть легко удален без потери смысла. Часть редакторов именно так и поступят , но другие оставят публикацию без изменений. А это лишний плюс в копилку узнаваемости бренда.
- Добавьте в статью поисковые форазы по нашей методичке «7 шагов для трафика — поисковая оптимизация текста». Это кратно увеличит количество читателей вашей новости или статьи пользователями, нашедшими её в Яндексе и Google.
Примеры сильных, креативных и смешных заголовков пресс-релизов и новостей СМИ
Ранее мы рассказали, как придумать правильный заголов для новости, статьи или поста. Приведем еще несколько примеров заголовков пресс-релизов и PR-текстов, которые были систематизированы Victor O Schwab в 1958 году. Психология не меняется, и вы можете и сегодня применять эти приемы в своих пресс-релизах, новостях и статьях.
Секрет, который заставит людей вас полюбить (The secret of making people like you)
Бюджет рекламы был полумиллиона долларов, но этот заголовок привлек внимание сотен тысяч человек к основному тексту. Заголовку сложно противиться, ведь каждому человеку на Земле хочется, чтобы его любили, ценили и уважали.
Совет жены женам, мужья которых транжиры (Advice to wives whose husbands don’t save money — by wife)
Сила этого заголовка заключается в:
- Совет — это очень полезная штука. Мало кто отказывается от полезных советов.
- Совет исходит от человека, который был в подобной ситуации, и вышел из неё победителем, что еще больше усиливает желание прочитать основной текст.
Как новое открытие сделало заурядную девушку первой красавицей (How a new discovery made a plain girl beautiful)
Каждая девушка прекрасна по-своему. Однако общество, медиа и мода навязывают стереотипы и некоторые девушки комплексуют по поводу своей внешности. Этот заголовок, взывает к проблеме, но при этом сообщает о наличии решения.
Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей (How to win friends and influence people)
Легендарный заголовок, ставший названием книги Дейла Карнеги, которая принесла своему создателю и издательству миллионы долларов. Без «Как…» (How to…) заголовок смотрелся бы банально и избито. Вообще, заголовки, которые тянут за собой практические руководства, всегда привлекают к себе особое внимание. Рекламный текст, который озаглавлен как книга и поднял продажи на околоземную орбиту, можно также назвать шедевром.
Руки красивее за 24 часа, или мы вернем вам деньги (Hands that look lovelier in 24 hours — or your money back)
Результат гарантирован: либо красивые руки, либо вернут деньги.
Когда доктора чувствуют себя неважно, вот что они делают (When doctors «feel rotten» this is what they do)
Заголовок отличается в первую очередь тем, что акцентирует внимание на парадоксе: когда нам плохо, мы вызываем врача, и он нас лечит. Но нам и в голову не приходит, что врачу тоже может быть плохо. К тому же, если врач себя сам лечит приведенным выше способом, то это почти наверняка самый действенный способ.
Пять знакомых проблем кожи — от каких из них вы хотите избавиться? (Five familiar skin troubles — which do you want to overcome?)
Ясное дело, от всех, если они есть. Это первый момент. Можно было бы поставить просто «вы хотите от них избавиться?» но тогда бы это не было так действенно. Вместо того чтобы сразу думать над ответом «Да, хочу!» или «Нет, не хочу», читатель озадачивается двойным вопросом: «А какие есть у меня?» и «Хочу ли?» в любом случае, приходится читать рекламу дальше, а вдруг проблемы и вправду есть?
Далее приведем несколько заголовков-мемов. Иногда копирайтеры, «перебарщивают» с креативом и создают заголовки, которые, как вирус распространаются по соцсетям и мессенджерам, что, собственно, тоже работает на продвижение. Возможно, примеры креативных заголовков вас вдохновят!
Контент-маркетинг – теперь на 20% дешевле!
Статьи для сайта, посты в соцсетях, публикации в Яндекс.Дзен и СМИ со скидкой 20%. Zакажите контент-маркетинг! Za рубли!
Основные правила написания пресс-релиза. Сложно ли научиться писать пресс-релиз самому?
Теоретически нет, не сложно. Но на практике, специалист должен написать порядка 30 релизов, чтобы научиться выдавать жизнеспособный вариант.
Как сделать так, чтобы Ваш релиз не оказался в мусорной корзине? Способствует ли «креативное» оформление документа его функциональной успешности?
На мой взгляд нет. Главное – это суть. В нашей практике были случаи, когда заказчик разделял лист на 4 одинаковых зоны, каждую из которых раскрашивал в разные цвета. Я считаю, что как бы Вы не раскрасили лист, если в релизе содержится приглашение приехать на завод, который находится за городом, чтобы получить бесплатный алкотестер, Ваше приглашение не принесет ожидаемого результата.
Специально для тех, кто хочет составить «пресс-релиз» по конкретной теме, я напишу его в течение 2-х рабочих дней (или быстрее)!*
*Для того, чтобы получить индивидуальный текст пресс релиза под Ваше мероприятие (а так же гарантированно доставить до нужного адресата), просто напишите мне заявку на почту varskoy@gmail.com обязательно с заголовком «как правильно писать пресс релиз?« Обязательно! Только с таким заголовком.
Самое главное, в релизе должен быть ответ на вопрос: «Почему журналист должен прийти к вам? Почему он должен про это написать?»
Казалось бы, релиз — это простой документ, рабочий документ любого PR-специалиста. Именно от того, насколько грамотно составлен пресс-релиз, будет приниматься решение: публиковать его или нет?
Нужно ли делать отдельно приглашение на пресс-конференцию и пресс-релиз?
Нет, я считаю, не нужно. Я делаю один документ.
Существует 2 типа пресс-релизов:
1) Цель которого приглашение на событие.
2) Информация для публикации в СМИ. В данном случае Вы должны выдать готовый материал, конечный вариант для заметки.
Составные части пресс-релиза:
a) Заголовок
b) Лид (в печатных СМИ – это абзац, который выделяется другим фоном или рамкой, в котором отображена самая важная информация, интересная цитата или факт. Лид в пресс-релизе – это его первый абзац. Именно поэтому он не может начинаться с общих фраз, приветствий. В нем может быть конкретная информация, призыв или непосредственный повод пресс-релиза. Ценность лида определяет ценность всей последующей информации.)
c) Сам текст пресс релиза
d) Контакты
Я ставлю контакты в конце. Нужно ли делать релиз на фирменном бланке вашей компании? Я считаю, что нет. Всё равно ни Ваш логотип, ни Ваши реквизиты, ни адрес сайта и офиса Вашей компании не будут опубликованы НИГДЕ! Некоторые специалисты предлагают после текста вставлять информацию о компании, бэкгрануд. На наш взгляд, делать этого не стоит.
А отпугивать СМИ лишний раз явной рекламой точно не стоит.
Самое главное – чтобы контакты были. Некоторые «гениальные пиарщики» пишут релиз по всем правилам, но забывают указать свои контактные данные для связи.
Работает ли рассылка? Нет, в случае с media-reltions рассылка давно не работает, если вы – не ИТАР-ТАСС.
Пресс релиз мероприятия
Пресс-релиз мероприятия призван кратко и доходчиво объяснить журналистам, зачем им нужно присутствовать на мероприятии. Ответ на вопрос: «Почему я должен туда прийти?» Также в релизе содержится информация о событии, времени, месте проведения, схема проезда и контакты PR-cпециалиста, либо другого ответственного лица.
Пресс релиз компании, организации, фирмы
Должен избегать рекламных формулировок. Не нужно делать релиз на официальном бланке. Ваши реквизиты всё равно никто не напечатает. Пресс-релиз пишется, только если есть серьезный информационный повод. Информационным поводом не может быть юбилей компании, день рождения руководителя или выпуск нового продукта, если только компания не является градообразующей, либо масштабной в пределах страны.
Пресс релиз выставки
Должен ответить на вопросы: «Чем наша выставка отличается от предыдущих, которые проводились на эту тему?», «Что на этой выставке будет впервые?» . Обязательно должна содержаться информация о расположении стендов компаний, и схема проезда.
Пресс релиз школы
Должен содержать информацию о событии, достижениях школы и ее учениках. О событии, которое послужило поводом для релиза.
Пресс релиз банка
Пишется, когда есть серьезный информационный повод. Это может быть объединение банка с другим, финансовые сложности или крупные возможности, смена правления и собственников, открытие в регионах.
Пресс релиз конференции
Всегда подразумевает наличие серьезного информационного повода для проведения пресс-конференции. Содержит название, место, время и контактную информацию по аккредитации. Обязательно: подробное описание проблемы, которая будет обсуждаться и регламент конференции. А также, условия работы прессы на конференции.
Пресс релиз группы
Связан с информационным поводом: концерт, презентация клипа, смена состава — при условии, что у группы уже есть медийный вес. В любом случае, нелишним будет информация об истории создания и наиболее значимых произведениях.
Пресс релиз конкурса
Содержит информацию об организаторах, орг комитете, членах жюри, условиях и состоянии дел на текущий момент. Как правило, будет опубликован только теми СМИ, которые являются информационными партнерами конкурса.
Музыкальный пресс релиз
Связан с информационным поводом: концерт, презентация клипа, смена состава — при условии, что у группы либо исполнителя уже есть медийный вес.
Пресс релиз фестиваля
Содержит информацию об исполнителях, почетных гостях, трансляции на ТВ, а также подробную схему проезда. Информацию о шоу, если запланировано.
Пресс релиз библиотеки
Может быть связан только с событием, которое проводится в самой библиотеке. И информацию, актуальную для читателей и потенциальных посетителях.
Пресс релиз концерта
Содержит информацию об исполнителях, почетных гостях, трансляции на ТВ, а также подробную схему проезда.
Пресс релиз праздника
На наш взгляд, праздник не является поводом для пресс-релиза, если релиз рассчитан на представителей СМИ. Праздник может быть темой для релиза, если праздник носит общегородской масштаб и на него приглашаются большие массы людей, а также если с праздником связаны изменения в графике, о чем и сообщает релиз.
Пресс релиз семинара
Содержит информацию о месте, времени, условиях участия, желаемой целевой аудитории данного семинара и продолжительности, а также знаниях, умениях и навыках, которые, как ожидается, получит слушатель, пришедший на семинар.
Пресс релиз музея
Поводом для пресс-релиза может служить интересная, необычная выставка. Либо выставка, которая проводится впервые в стране, городе или этом музее. Информация о медийных лицах, присутствие которых ожидается.
Пресс релиз книги
Посвящен выходу нового произведения. В любом случае, автор должен быть уже широко известен публике, либо тема малоизвестного автора должна быть очень оригинальной или поднимать вопросы, которые редко затрагиваются либо не затрагивались до данного момента вообще.
Пресс релиз форума
Содержит информацию о месте, времени, условиях участия, продолжительности, а также приоритетных задачах, которые будут решаться в результате заседаний или обсуждений форума.
Пресс релиз продукта
Отвечает на вопрос, чем наш продукт отличается от других в этой сфере . В чем преимущества именно этого продукта? Содержит информацию об уникальном торговом предложении (УТП) продукта или услуги.
Примеры, образцы пресс релизов*
*Пресс релизы предоставлены PR-агентством Натальи Булановой Nota Bene
Пример пресс релиза № 1
Пример пресс релиза № 2
Пример пресс релиза № 3
Пример пресс релиза № 4
Специально для тех, кто хочет составить «пресс-релиз» по конкретной теме, я напишу его в течение 2-х рабочих дней (или быстрее)!*
*Для того, чтобы получить индивидуальный текст пресс релиза под Ваше мероприятие (а так же гарантированно доставить до нужного адресата), просто напишите мне заявку на почту varskoy(собака)gmail.com обязательно с заголовком «как правильно писать пресс релиз?» Обязательно! Только с таким заголовком.
P.S. Если Вы считаете, что статья была полезна для Вас, пожалуйста, поделитесь ей:
В этой статье вы узнаете:
- Что такое пресс-релиз.
- Какие бывают пресс-релизы: основные виды.
- Как написать пресс-релизы.
- Примеры пресс-релизов.
- Рекомендации по оформлению.
- Кому (и куда) отправлять.
Содержание (развернуть ↴)
Что такое пресс-релиз
Таким образом, организаторы мероприятий или владельцы бизнеса, могут «достучаться» до широкой аудитории через СМИ. В этом поможет публикация в прессе — пресс-релиз.
Для чего нужен пресс-релиз:
- Рассказать о выходе новой продукции. Например, компания «ТелеФонЭкспресс» (вымышленная организация) выпустила новый отечественный смартфон «айПозвоню». Чтобы сообщить об этом общественности, компания составляет пресс-релиз и отправляет его в СМИ.
- Приглашение людей на мероприятия. Пресс-релиз, опубликованный в СМИ, поможет привлечь людей на какое-либо мероприятие: концерты, выставки, конференции.
- Повышение узнаваемости бренда. Иногда пресс-релиз нужен для одной задачи: «прокачать» бренд. Например, на рынке появился новый банк. Пока о нем никто не знает. Чтобы повысить узнаваемость нового бренда, банк рассылает пресс-релиз в СМИ.
- Формирование имиджа компании, продукта или бренда. С помощью пресс-релизов можно формировать имидж продукта или бренда: например, рассказывать о преимуществах, таким образом управляя восприятием аудитории.
Какие бывают пресс-релизы: основные виды
Есть 4 основных вида пресс-релизов. Рассмотрим их немного подробнее.
Формат: | Описание: |
Информационный | В материале содержится ключевая информация о компании, продукте или мероприятии. Например, данные об этапах работы о создании нового товара или подготовке выставки. |
Рекламный | Пресс-релиз, который включает в себя конкретное рекламное послание. Цель материала — оповестить аудиторию о выходе нового продукта или проведении мероприятия. Как правило, задача рекламного пресс-релиза — увеличить продажи. |
Анонсирующий | Анонс событий. Обычно это информирование о том, что скоро пройдет конференция, концерт, мастер-класс или выставка. |
Новостной | Пресс-релиз, где рассказывается о каких-либо прошедших событиях — в формате классической новости с указанием подробностей: результаты, участники, ход мероприятия. |
Как написать пресс-релиз правильно: структура (образец)
Перейдем к практике — напишем первый пресс-релиз. Для этого рассмотрим структуру идеального пресс-релиза.
Используйте эту структуру в качестве образца для своего материала.
1. Заголовок
Первым делом нужно написать продающий заголовок. Он должен привлекать внимание читателей — побудить их кликнуть по новости и прочитать материал.
Заголовок должен быть информативным. Очень хорошо работают цифры.
Например, «10 причин посетить выставку современного искусства в Новосибирске» или «Проводим “Библионочь” в Самаре: скидки на мировые бестселлеры до 60%».
2. Лид
Первый абзац пресс-релиза. Вступление. Здесь нужно раскрыть суть материала в два-три предложения.
После прочтения этого абзаца читатель должен понять, о чем будет пресс-релиз и почему ему стоит продолжить чтение материала.
3. Основная часть
После лида идет основная часть пресс-релиза — «тело» публикации. Здесь нужно подробно раскрыть тему инфоповода: рассказать о выходе нового продукта, пригласить людей на мероприятие.
Не лейте воду, старайтесь приводить больше цифр и «сухих» фактов. В «теле» пресс-релиза важно побудить читателя совершить целевое действие.
Перечислите выгоды, которые получит читатель, если придет на мероприятие или купить новый продукт.
4. Цитаты
В пресс-релиз можно добавить цитаты. Например, попросите эксперта в вашей области высказать свое мнение на тему, которая освещается в пресс-релизе.
Цитаты экспертов делают материал «живее». А если эксперт — известная личность, то это повысит доверие читателей к бренду и продукту.
5. Справочная информация
После основной части и цитат важно указать справочную информацию о бренде/компании. Добавьте свой логотип; кратко расскажите, чем занимается организация.
6. Контакты
В конце пресс-релиза укажите контактные данные организации: номер телефона, ссылки на сайт и социальные сети, электронную почту. Это нужно, чтобы читатели могли связаться с автором материала: например, чтобы уточнить детали мероприятия.
3 примера пресс-релизов
Теперь давайте рассмотрим удачные примеры пресс-релизов. Они помогут понять вам, как составить грамотный материал для СМИ.
Примеры взяты с сайта PROnline.
Первый пример — пресс-релиз компании Aeromotus. Это анонс нескольких новинок — промышленных дронов DJI Matrice 30, 30T и подвесной камеры Zenmuse H20N.
Второй пример — анонс коллекции одежды «Роскосмос и DNK Russia», коллаборация, объединившая космос и моду.
Третий пример — пресс-релиз открытия новой галереи в Москве (арт-пространство RIVA ART SPACE).
Рекомендации по оформлению пресс-релизов
Пресс-релиз нужно грамотно оформить, чтобы читателю было проще изучить материал. Поэтому мы собрали рекомендации по оформлению.
Советы по оформлению пресс-релиза:
- Делайте короткие абзацы. Не нужно писать полотно текста, которое тяжело читать. Делите текст на абзацы. Один абзац — два-три предложения.
- Выделяйте цитаты. Если в пресс-релизе есть цитата — например, мнение или отзыв эксперта, — то выделите цитату в отдельный блок, чтобы она выделялась в тексте.
- Добавьте медиафайлы. Обязательно вставьте фотографии продукта или снимки с мероприятия. Они помогут разбавить текст и добавят информативности пресс-релизу. Также можно добавить видео.
- Делайте расшифровку аббревиатур. Например, после аббревиатуры или сокращения откройте скобки и сделайте подробную расшифровку.
Кому отправлять пресс-релизы
Когда пресс-релиз написан, его нужно отправить в СМИ. Для этого подберите несколько новостных ресурсов — например, региональные СМИ — и зайдите на их сайты.
На сайте новостного портала найдите контакты редактора. Отправьте пресс-релиз редактору.
В письме редактору расскажите о себе, компании и продукте; обязательно напишите о том, какую тему вы раскрыли в своем материале.
Итоги
Краткие итоги статьи:
- Пресс-релиз — это краткий анонс нового продукта или мероприятия, который публикуется в СМИ. Этот формат контента решает разные задачи: от повышения продаж до формирования имиджа компании.
- Идеальный пресс-релиз состоит из 6 блоков. Структуру можно сократить до 4-х блоков.
- Используйте примеры, приведенные в статье, в качестве образца для своего пресс-релиза.
- Уделяйте особое внимание оформлению материала — очень важно, чтобы текст читался легко.
- Отправляйте пресс-релизы в СМИ, где вы бы хотели разместить материал.