Фонд президентский грант ежегодно проводит по два конкурса для некоммерческих организаций, начиная с 2017 года. Вознаграждение для победителей выделяют в качестве материальной поддержки предприятиям для решения различных социально-бытовых проблем государства. При этом помощь не выдается на деятельность, которой уже занимается компания.
Грант Президента (не путать с этим президентским грантом) служит для поддержки проектов, которые должны помочь решить проблему в результате конкретных мероприятий и действий, но не решает ее в настоящее время. Подавая заявку, необходимо четко формулировать свои цели и задачи, а также описывать, каким образом и каких результатов собираетесь добиться.
Как принять участие в конкурсе, какими способами увеличить шансы на победу, а чего делать не следует – читайте в статье.
Содержание статьи
- 1. Все о фонде президентский грант: какие выплаты, в каком размере, кому выдают
- 2. Требования к участникам
- 3. Тематики разработок – 13 направлений
- 4. Этапы конкурса: от подачи заявки до получения гранта
- Правила подачи заявок и их особенности
- Заполнение заявки
- Экспертиза проектов
- 5. Сроки и правила подачи заявки
- 6. Рекомендации для участников
- 7. У кого есть все шансы на победу, а кому не стоит участвовать?
- Заключение
1. Все о фонде президентский грант: какие выплаты, в каком размере, кому выдают
Распределение президентских грантов РФ существует с 2017 года. Во главе проекта первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко, он несет ответственность за внутреннюю политику, а в прошлом руководил Росатомом. Идея возникновения фонда президентских грантов появилась неспроста. До этого уже существовало множество государственных и частных организаций, но их работу нельзя назвать идеальной.
В первую очередь, не было четкого понятия, на кого рассчитана поддержка. В нашей стране свыше 200 тысяч некоммерческих организаций, составляющих «третий сектор» экономики. Почти половина из них занимаются чисто коммерческой деятельностью, конечно же, для таких предприятий не предусмотрена финансовая поддержка. При этом большая часть имеет статус социально ориентированных, которые оказывают реальную помощь обществу и государству.
Второй нюанс заключался в том, чтобы разработать четкие критерии, на какие нужды выделять помощь. В 2016 году указом Президента было выделено 20 приоритетных направлений в сфере социальных услуг, а уже через год этот список значительно дополнили. Среди важных проектных разработок выделяют такие, как поддержка малоимущих граждан или помощь в сфере дошкольного и общего образования.
На сегодняшний день бывшие отдельные структуры, оказывающие материальную помощь предприятиям, объединились и стали учредителями фонда президентский грант:
Конкурс президентских грантов помогает выявить некоммерческое предприятие, которое планирует заниматься важной социально-бытовой проблемой и имеет четкие цели, планы по решению этой задачи.
Грант Президента РФ подразумевает финансовую поддержку от фонда, выделяемую за счет средств федерального бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. Бюджет проекта должны составлять также личные средства предприятия или инвестированные.
О других грантовых программах читайте здесь.
Материальная помощь для победившей компании рассчитана на реализацию заявленного в конкурсе проекта, обязательным условием является предоставление фонду отчета о распределении получаемых средств и достигаемых результатах. При этом организация сама определяет сумму гранта, необходимую для реализации разработки, это может быть одна из категорий:
- до 500 тысяч рублей;
- от 500 тысяч до 3 млн. рублей;
- от 3 до 10 млн. рублей;
- более 10 млн. рублей.
Так, в 2019 году финансовую поддержку получили более 3,5 тысяч некоммерческих организаций.
После оглашения победителей у участников есть 45 дней для подписания договора о получении финансовой поддержки. В противном случае фонд может отказать в предоставлении вознаграждения.
Средства фонда не разрешается использовать на погашение таких расходов:
- не имеющих отношение к воплощению проекта;
- возведение сооружений, покупка недвижимости;
- приобретение спиртного, табачной продукции, средств роскоши;
- взносы в развитие политических партий, митингов, рекламных кампаний;
- погашение долгов компании, уплату штрафов.
Первую выплату делают в течение 15 рабочих дней с момента заключения договора, но не раньше первого дня начала работ.
2. Требования к участникам
Участвовать в конкурсе президентских грантов может любое некоммерческое предприятие, которое соответствует ряду условий:
- его регистрация была раньше, чем за 12 месяцев до даты окончания подачи заявок (если компания рассчитывает на получение вознаграждения до 500 тысяч рублей и это не «ресурсный центр», не позже, чем за 6 месяцев);
- нет просроченных задолженностей по налоговым выплатам и другим бюджетным платежам на сумму свыше 1000 рублей;
- не находится на стадии банкротства, ликвидации, деятельность не приостановлена по судебному решению;
- среди учредителей нет представителей государственных и местных самоуправленческих органов.
3. Тематики разработок – 13 направлений
Фонд президентский грант устраивает конкурсные программы среди предприятий по приоритетным для государства направлениям:
- Социальное обслуживание, поддержка и защита населения – повышение качества жизни людей пенсионного возраста, защита лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, имеющих серьезные проблемы со здоровьем.
- Охрана здоровья граждан, поддержка здорового образа жизни – профилактика заболеваний, алкоголизма, курения, наркомании, поддержание детей с инвалидностью, лиц с тяжелыми недугами, находящихся на реабилитации, пропаганда донорства.
- Поддержание семьи, материнства, отцовства, детства – профилактические меры против насилия в семье, сиротства, отрицательного поведения детей, укрепление семейных взаимоотношений, адаптация сирот и инвалидов в обществе.
- Развитие молодежных проектов – участие молодого поколения в научно-технической и творческой областях, способствование поиску работы, обучение основам ведения бизнеса у школьников, помощь детским и молодежным сообществам.
- Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения – развитие инновационных технологий, повышение квалификации сотрудников, стремлению к обучению и качества образования, помощь молодым ученым, научным институтам.
- Поддержание разработок в сфере культуры и искусства – сбережение культурных традиций, создание креативных площадок для народа, популяризация культурного наследия страны, привлечение средств культуры и искусства к восстановлению лиц с ограниченными способностями.
- Сохранение исторической памяти – сбережение и восстановление объектов исторической, культурной ценности, увековечивание памяти значимых для страны людей и событий, поддержание функционала музеев, выставок, исторических экспозиций.
- Защита прав и свобод граждан, в том числе находящихся под стражей – способствование обучению и трудоустройству заключенных, правовое образование граждан, помощь юристов.
- Охрана окружающей среды и защита животных – повышение экологической культуры граждан, профилактические меры против грубого обращения с животными, лесных пожаров.
- Укрепление межрелигиозного и межнационального согласия – укрепление дружбы между национальностями в РФ, адаптация мигрантов, помощь пострадавшим, развитие сотрудничества между регионами.
- Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников – продвижение удачных социальных проектов российских организаций на международных площадках, воплощение зарубежных программ по образованию, развитие межрегиональных контактов.
- Развитие институтов гражданского общества – полная поддержка некоммерческих организаций, расширение практики взаимодействия государственных органов, развитие волонтерства, благотворительности, производство и распространение социальной рекламы.
- Выявление и поддержание молодых талантов в области культуры и искусства – реализация конкурсов и фестивалей, созданных для поиска и поддержки талантливой молодежи.
4. Этапы конкурса: от подачи заявки до получения гранта
Условно весь процесс конкурса президентского гранта можно разделить на 4 шага:
- Прием заявок – заполнение и подача заявлений осуществляется через официальный сайт — президентскиегранты.рф. Информацию проверяют эксперты на соблюдение правил, после чего регистрируют заявления.
- Экспертиза заявок – все заявления, которые проходят по требованиям, автоматически направляются к разным экспертам (на каждую заявку не меньше двух специалистов).
- Составление итогового рейтинга участников – результаты деятельности членов комиссии переходят к Объединенному экспертному совету, который принимает окончательные решения и распределяет итоговые баллы по каждой заявке.
- Подведение итогов – результаты конкурса подсчитывает Координационный комитет, он же регулирует проходные баллы (рейтинговые пороговые величины будут различны для разных тематик проектов и запрашиваемых денежных выплат).
Правила подачи заявок и их особенности
Для начала нужно внимательно изучить условия конкурса, в противном случае легко получить отказ. К участию не принимают два и более заявления от компании, где описание проекта, его социальная значимость, цели и задачи, календарный план, бюджет идентичны более чем наполовину. Если же предприятие подает несколько заявок по разным направлениям, и на победу претендует не один проект, компания должна сама выбрать, по какой разработке получать грант. В том случае, когда участник не делает выбор в положенный срок, комиссия определяет победителя на основании рейтинга.
Заполнение заявки
Заявка имеет вид электронного документа, который заполняется в онлайн-форме на сайте фонда. Предварительно на нем следует зарегистрироваться. В документе нужно отразить следующую информацию:
К заявлению прикладывают ряд документов в pdf-формате: электронная копия устава предприятия, копии документов, подтверждающих полномочия представителя от лица компании.
Экспертиза проектов
Экспертиза осуществляется следующим образом:
1. Проекты распределяются между экспертами. Один проект рассматривает сразу два члена комиссии анонимно и независимо друг от друга. Весь процесс длится около месяца, на последней неделе возможно привлечение третьего эксперта, если мнения двух первых расходятся. На каждого члена комиссии приходится порядка 25 заявок. Эксперт не может состоять с участником в родственных или деловых отношениях, это тщательно проверяется.
2. Особенности оценивания. Каждая заявка получает от 0 до 10 баллов по десяти критериям, важно обосновать свое решение в комментариях. Все баллы умножают на коэффициент, который установлен правилами конкурсного отбора (приведен ниже на рисунке), из двух оценок обоих экспертов вычисляется среднее арифметическое. Итоговая сумма и составляет общую оценку проекта. Работу членов комиссии проверяют специалисты фонда президентских грантов, если находят систематическое занижение или завышение оценок от члена комиссии, его исключают.
Критерии оценки заявок и их значимость (Источник)
3. Итоговые оценки. После того как все баллы выставлены, к изучению работ приступает объединенный экспертный совет. Специалисты выставляют окончательные баллы, составляют рейтинг участников, дают рекомендации по пороговым значениям и формируют списки победителей.
В общем порядке срок реализации проекта рассчитан на 18 месяцев. По заявкам текущего года предусмотрен период с 1 марта 2020 года по 31 августа 2021 года, но есть свои исключения. Для некоторых направлений допускается увеличение срока реализации проекта до 28 февраля 2023 года (до 36 месяцев).
5. Сроки и правила подачи заявки
Информация о правилах и сроках подачи заявок всегда доступна на президентского гранта РФ — президентскиегранты.рф. В 2020 году запланировано проведение двух конкурсов. Итоги по первому конкурсу подводят до 21 февраля текущего года, при этом заявки начали принимать 15 октября 2019 года, а закончили 25 ноября 2019 года. По второму конкурсу планируется подведение итогов к 15 июня 2020 года, при этом подачи заявок стартуют 26 февраля 2020 года, а заканчиваются 31 марта 2020 года. Прекращение приема заявок происходит в 23:30 по московскому времени в день окончания приема заявок. Все документы и информация, которая поступает к экспертам позже установленного срока, не принимаются и не рассматриваются комиссией. Исключение составляют только данные, запрошенные самими экспертами.
Фонд президентский грант оставляет за собой право не уведомлять потенциальных участников об отказе в прохождении отборочного тура, а также не объяснять причины своего решения. Чтобы узнать результаты отбора, необходимо посетить официальный сайт фонда. Там размещается перечень всех заявок, которые прошли регистрацию, а также приводится список участников, чьи проекты не прошли отбор из-за нарушения правил конкурса президентских грантов. Заявители, которых не отобрали для участия, могут исправить обнаруженные ошибки в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявки.
После проведения экспертизы, согласования перечня победителей и объемов выплат Координационным комитетом, фонд президентских грантов утверждает список и размещает его на официальном сайте.
6. Рекомендации для участников
Проанализировав типичные ошибки заявителей при подаче заявки, фонд президентских грантов разработал рекомендации по заполнению заявления и подготовке бюджета проекта. Советуем внимательно ознакомиться с информацией, чтоб увеличить шансы на победу в конкурсе.
- Тщательно изучайте положения о конкурсе, правила заполнения заявки и подготовки бюджета.
- Заявки принимаются только в электронном виде, заполненные через Личный кабинет на сайте фонда.
- В заявке нужно максимально подробно отразить информацию о компании и проекте, конкретно сформулировать суть разработки, избегая общих фраз.
- Необходимость реализации долгосрочного проекта (до 36 месяцев) должна быть четко обоснована и подтверждена значительными результатами, которых невозможно достичь в более короткий срок.
- Большое внимание следует уделить пункту «Бюджет проекта». При несоответствии раздела методическим рекомендациям велики шансы получить низкие оценки, а по распределению бюджета оценивают сразу в нескольких категориях.
- Следить за статусом своих заявок можно в Личном кабинете в разделе «Мои проекты».
- Вносить изменения в заявку после отправки на рассмотрение нельзя до тех пор, пока специалисты не проверят информацию и не дадут рекомендации по правкам.
Грамотное распределение бюджета – половина успеха при подаче заявки, большинство отклоненных заявок имели замечания по этой части.
Основные замечания экспертов:
- не указаны четкие комментарии по статьям расхода;
- заявленная сумма президентского гранта РФ не соответствует ожидаемым результатам проекта;
- бюджет не соответствует календарному плану;
- софинансирование отсутствует или незначительное;
- заявленный социальный проект оказывается коммерческим;
- в расходы включена покупка товаров, услуг на сумму свыше 30% от суммы гранта;
- поддержка рассчитана на реализацию недопустимых расходов или необоснованно высоких, на проведение мероприятий без пояснения конкретной социальной значимости.
Заявленный бюджет должен соответствовать требованиям реалистичности, обоснованности, эффективности, целевого назначения, прозрачности.
Фонд президентских грантов регулярно проводит тренинги в разных уголках России: Белгородская, Челябинская область, Карелия, Удмуртская республика, Владивосток, Липецк и так далее. На таких тренингах лекторы рассказывают представителям некоммерческих организаций, как правильно составить и доработать заявку, получить грант и многое другое.
Ознакомиться с полным перечнем таких встреч можно на официальном сайте в разделе «Мероприятия».
7. У кого есть все шансы на победу, а кому не стоит участвовать?
Наталья Алиева (руководитель Департамента регионального развития Фонда президентских грантов) делится важной информацией, которая поможет обрести победу в конкурсе:
- Грант не выдается на решение проблем, которыми уже занимается организация, а выделяет средства только на проекты, предусматривающие решение проблемы при помощи фонда.
- Важно четко формулировать задачи, цели, ожидаемые результаты, применяемые средства для решения конкретной проблемы при оформлении заявки на участие.
- Обоснование целесообразности проекта не должно опираться на личные суждения заявителя, его нужно подкреплять реальными данными ведомственных служб. К тому же, обоснование нужно относить к определенной территории, где числится организация, а не ко всей России.
- Планируемые мероприятия должны быть обеспечены ресурсами и реально решать заявленную проблему. В календарном плане необходимо выделить статьи расходов на все мероприятия.
- Бюджет проекта состоит не только из суммы гранта, но и из личных средств компании. Если есть партнерская поддержка – это дополнительный плюс, но партнерство следует подтвердить документально.
- Команда должна состоять исключительно из специалистов, необходимых для реализации проекта, которые будут принимать активное участие в работе. Избыточное число участников будет неуместным.
Возьмем, к примеру, проекты из Новосибирской области, которые одержали победу в 2018 году (источник). Всего было подано 344 заявки по региону, из них победителями стали 74 проекта на общую сумму 150 млн. рублей. Наибольшую финансовую поддержку получила организация на борьбу со СПИДом и проект «Тотальный диктант» – по 10 млн. рублей. Также эксперты поддержали разработки по профилактике уходов детей из семьи (1,9 млн. рублей), по сопровождению приемных детей (2,3 млн. рублей), на повышение компьютерной грамотности в селе (175 тысяч рублей).
Отказ получили такие проекты, как создание многонациональной аллеи в Новосибирске на 73 млн. рублей, независимая оценка качества образования (21 млн. рублей), повышение общественной активности граждан (346 тысяч рублей).
Заявки не допускаются к дальнейшей экспертизе и рассмотрению комиссией в нескольких случаях:
- не соответствует заявленным требованиям конкурса;
- содержит сведения, применение которых противоречит действующему законодательству;
- решение задач проекта предусматривает мероприятия, связанные с нарушением законов РФ;
- заявитель предоставил заведомо ложные данные, недостоверную информацию;
- часть материалов проекта полностью дублирует данные другого проекта, предоставленные той же организацией для участия в конкурсе.
Заключение
Фонд президентский грант – это отличная поддержка от государства некоммерческим организациям, чья деятельность направлена на решение важных социально-бытовых проблем страны. Это помогает оказывать помощь населению более эффективно, качественно и целенаправленно, чем через государственные и муниципальные учреждения.
С другой стороны, выделяя гранты на различные социальные проекты, государство тщательно контролирует распределение средств и соответствие действий компании, заявленным в проекте. Так что подавать заявку следует только в том случае, если четко уверенны, что сможете реализовать представленный проект в полной мере и будете строго соблюдать календарный план, расходовать бюджет по назначению.
Присоединяйтесь, чтобы моментально узнавать о новых статьях в нашем научном блоге, акциях и получать только полезные материалы!
Прежде всего
Как подать заявку на поддержку проекта
Как правильно заполнить заявку
Рекомендации по формированию бюджета проекта
Как отправить заполненную заявку
Какие документы приложить к заявке
Статусы заявки и обратная связь
Содержание статьи
Структура
раздела
Предыдущая статья
Следующая статья
Фонд может учреждать специальные (внеплановые) конкурсы. Методические рекомендации для таких конкурсов могут содержать отличия или уточнения по сравнению с приведенной в этой статье информацией.
Внимательно изучайте методические рекомендации к каждому конкурсу. Актуальный документ с методическими рекомендациями для текущего конкурса прикреплен в конце этой статьи.
Поле «1. Грантовое направление, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту»
Почему важно подать заявку по своему грантовому направлению? Вашу заявку будут оценивать эксперты с опытом именно в этом грантовом направлении. Для объективной и корректной экспертной оценки вашего проекта важно, чтобы заявка попала именно к тем экспертам, которые компетентны в этой области.
Если вы подаете заявку на основе долгосрочного проекта, приготовьтесь четко обосновать выбранные сроки.
Убедите экспертов, что проект необходимо реализовать в более длительный промежуток времени, и объясните, почему целей проекта невозможно достичь в стандартный срок.
Фонд ожидает от долгосрочных проектов заметных системных изменений в определенной социальной сфере и в жизни целевой группы. Если вы не уверены, что проект сможет создать изменения такого масштаба, возможно, стоит сократить сроки реализации проекта и создать более локальные изменения за более короткий период.
Если вы подаете на конкурс долгосрочный проект:
- Убедитесь, что проект попадает в одно из двух грантовых направлений: «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» или «Развитие институтов гражданского общества».
- Во время разработки проекта закладывайте ровно столько времени, сколько вам действительно необходимо для достижения проектных целей. Искусственно растягивать или сжимать проект по времени не нужно.
- Убедитесь, что подаете на конкурс продуманный проект, а не общее описание текущей деятельности организации.
Поле «1.1 Тематика грантового направления, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту»
Тематика — это уточнение сферы деятельности по проекту в рамках грантового направления. Важно выбрать наиболее подходящую тематику, чтобы ваша заявка оказалась у экспертов с опытом в конкретной сфере и они бы смогли оценить ваш проект по достоинству.
Поле «2. Название проекта, на реализацию которого запрашивается грант»
Проверьте, насколько грамотно оформлено название вашего проекта.
- Название не начинается с кавычек, начинается с заглавной буквы, без точки в конце.
- Из названия проекта понятна его суть.
- В название не входит описание проекта. Название должно быть емкое и краткое: длинные формулировки трудно воспринимать. Максимальная длина названия — 500 символов вместе с пробелами, при этом фонд рекомендует делать названия проектов как можно более короткими.
- В названии нет грамматических ошибок и опечаток. После регистрации заявки название проекта будет невозможно изменить, оно автоматически появится на сайте фонда и, вполне возможно, в социальных сетях и СМИ.
Поле «3. Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта)»
В этом поле ответьте на вопрос: что будет происходить?
- Коротко опишите целевую группу проекта и укажите территорию реализации. Постарайтесь уместить это описание в одно-два предложения.
- Обозначьте проблему целевой группы, на решение которой направлен проект. Напишите одно-два предложения.
- Опишите, какие конкретные шаги вы сделаете для решения проблемы: перечислите мероприятия проекта в виде списка, по пунктам. Так читающим экспертам сразу будет понятно, из чего состоит ваш проект.
- Укажите, к каким результатам эти мероприятия приведут: опишите конкретные положительные изменения, которые произойдут с целевой группой в результате реализации проекта. Напишите одно-два предложения.
Пишите своими словами. Избегайте сложных, тяжелых формулировок; представьте, что рассказываете о проекте коллеге или другу. Помните, что в этом поле вам нужно указать только краткое описание проекта, его суть, детали описывать не нужно.
Проверьте текст на грамматические и орфографические ошибки. Краткое описание проекта будет публичным: оно появится на сайте фонда, и, вполне возможно, в социальных сетях и в СМИ.
Не переживайте, если вам не хватит символов: развернутое описание проекта можно будет загрузить в виде файла в формате .pdf в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта».
Поле «3.1. Полное описание проекта, презентация проекта»
Если хотите, загрузите в это поле дополнительную, новую информацию о проекте, которая не поместилась в поле «Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта». Прикрепите презентацию проекта в формате PDF.
Это необязательно, но поможет экспертам лучше понять проект, особенно если он претендует на уникальность и содержит новые решения или методики. Фонд рекомендует включить презентацию в заявку с запрашиваемой суммой гранта свыше десяти миллионов рублей.
Не стоит дублировать в презентации все то, что вы уже указали в заявке. Презентация помогает представить основную идею проекта визуально, дать экспертам новую информацию о проекте и подчеркнуть наиболее значимые моменты.
Если при подготовке заявки проект находится на этапе реализации, загрузите в это поле уже разработанные документы и материалы.
Поле «3.2. Видео о проекте»
Если вы хотите дать экспертам более широкое представление о проекте, добавьте в это поле не более трех ссылок на видеоролики об актуальности проекта.
Это может быть видеообращение руководителя или команды проекта, история о территории или о целевой группе, которая бы наглядно демонстрировала наличие проблемы. Это может также быть видеовизитка, реклама, анонс, учебный фильм, информационный сюжет. Ролик должен быть размещен в открытом доступе.
Фонд рекомендует включить видеоролик в заявку с запрашиваемой суммой гранта свыше десяти миллионов рублей.
Поле «3.3. Теги (ключевые слова, характеризующие деятельность по проекту»
Из вариантов, предложенных в этом разделе, выберите одну или несколько фраз, которые имеют отношение к вашему проекту. При отсутствии подходящих вариантов выберите «Другое».
Заполнять это поле не обязательно, но эта дополнительная информация поможет фонду и экспертам в работе с вашей заявкой.
Поле «4. География проекта»
В этом поле укажите территорию реализации проекта.
География должна быть реалистичной. Перечислите только те населенные пункты и территории, где непосредственно будете проводить мероприятия проекта, и при необходимости те территории, где находятся представители целевых групп, с которыми вы планируете взаимодействовать в рамках мероприятий проекта.
Это могут быть только один или несколько конкретных муниципалитетов, один или несколько отдельных регионов, один или несколько федеральных округов либо сразу вся страна.
- Обозначьте географию проекта максимально конкретно. Например, если мероприятия календарного плана запланированы в двух поселках Ленинградской области, указывайте не всю область, а именно эти поселки.
- Подтвердите, что выявленная проблема целевой группы существует и актуальна на каждой из выбранных территорий. Например, если вы планируете реализацию проекта в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, то в разделе «Описание проблемы целевой группы, обоснование актуальности и социальной значимости проекта» должна быть информация, подтверждающая тот факт, что целевая группа вашего проекта сталкивается с выявленной проблемой в каждом из этих городов: результаты исследований, официальная статистика.
- Убедитесь, что выбранная территория совпадает с уставом организации. Если вы планируете взаимодействовать с регионами или муниципальными образованиями, которые выходят за рамки территории деятельности организации по уставу, приложите к заявке письма поддержки, которые бы подтвердили ваши договоренности.
- Отразите географию проекта в календарном плане. Например, если заявленный охват проекта — вся Россия, это предполагает, что мероприятия проекта пройдут во всех регионах страны. Если при этом хотя бы один из 85 регионов не отражен в вашем календарном плане, то в поле «4. География проекта» вместо всей России укажите исключительно те территории, на которых будете проводить мероприятия. Размещение аудио- и видеоматериалов на ТВ и в Интернете не считается мероприятием, которое вы проводите на территории всей страны.
- Отразите географию проекта в бюджете проекта. Например, если вы запланировали мероприятия в других регионах и городах, убедитесь, что расходы на них также отражены в бюджете.
- Укажите непосредственное место проведения мероприятий, а не общий охват по аудитории. Например, если мероприятия проходят в Казани, но туда приедут участники со всей страны, в первую очередь укажите Казань, а дальше уточните, что в мероприятиях примут участие люди из конкретных регионов.
Поле «5. Дата начала реализации проекта»
Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих полях раздела.
Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане не должны выходить за рамки проекта.
Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом обязательно должен быть более 18 месяцев.
Поле «6. Дата окончания реализации проекта»
Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих полях раздела.
Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане не должны выходить за рамки проекта.
Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом обязательно должен быть более 18 месяцев.
Поле «7. Целевые группы проекта»
Укажите одну или несколько целевых групп проекта — людей, на работу с которыми направлен проект.
Формулируйте каждую целевую группу максимально конкретно. Например, если вы собираетесь работать с детьми из малообеспеченных семей, будет недостаточно обозначить целевую группу общей категорией «Дети»: в нее входит слишком много разных детей и проблемы у детей из обеспеченных семей и малообеспеченных семей будут разными.
Как правило, основная целевая группа в проекте одна. Она может включать в себя людей разных полов, возрастов и социальных категорий, но их всех должна объединять одна общая проблема. Для описания целевой группы проекта используйте собственную формулировку. Опишите с помощью нее то общее, что объединяет разные категории людей.
Указывайте только те группы, с которыми действительно будете работать. Во время оценки заявок эксперты проверяют, для всех ли целевых групп обоснованы проблемы, обозначены цели, запланированы мероприятия в календарном плане и указаны ожидаемые результаты от реализации проекта. Прописывайте эти блоки для каждой целевой группы, чтобы спроектировать более целостный проект и написать по нему более сильную заявку.
Типичные ошибки в выборе целевых групп:
Указаны несколько целевых групп, не объединенных одной проблемой.
Например, вы решили на всякий случай указать всех, чтобы эксперты увидели, как важен ваш проект, что он полезен и детям, и матерям-одиночкам, и пенсионерам.
Целевая группа размыта или слишком широка.
Например, вы указали людей с ОВЗ в качестве целевой группы. При этом люди с ОВЗ бывают разные: инвалиды по слуху, по зрению, маломобильные — и подход к ним тоже потребуется разный.
Указаны несколько целевых групп, при этом в рамках проекта вы будете работать только с одной. Остальные целевые группы станут благополучателями проекта — теми, на кого он тоже окажет влияние.
Например, от того, что дети научатся играть в дворовые игры, выиграют и родители. При этом весь проект мы в первую очередь посвящаем решению проблем детей. Родители, во-первых, станут благополучателями проекта, во-вторых, внесут собственный вклад в достижение цели проекта, когда прослушают образовательные семинары и станут поддерживать и поощрять дворовые активности детей.
Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.
Поле «8. Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта»
Чтобы правильно заполнить это поле, постарайтесь точно и емко ответить на следующие вопросы.
1. Каких людей касается проблема?
Вначале коротко опишите целевую группу проекта: ее состав и количество ее представителей на конкретной территории реализации проекта.
В этом поле напишите о целевых группах кратко: раскрыть описание каждой целевой группы вы сможете в поле «7. Целевые группы проекта».
2. В чем заключается проблема?
Социальная проблема — это всегда отсутствие или недостаток чего-либо, неудовлетворительное состояние жизни целевой группы. Чтобы сформулировать проблему, опишите, что сейчас не устраивает конкретную целевую группу и каковы причины существования этой проблемы.
Если в рамках проекта вы работаете с несколькими целевыми группами, то в заявке либо покажите, что у этих групп есть общая проблема, либо укажите для каждой целевой группы отдельную проблему.
Сформулируйте проблему максимально четко и конкретно. Например, недостаточно написать «проект решает проблему образования»: из такой формулировки непонятно, что именно не так у целевой группы. Более конкретная и понятная формулировка: «Проблема, на решение которой направлен проект, заключается в том, что у старшеклассников в городе Сарапуле нет возможности получать дополнительное техническое образование».
3. Актуальна ли проблема для выбранной целевой группы на выбранной территории реализации проекта?
Убедитесь, что проблема волнует не только вас: в первую очередь ее должна осознавать и признавать целевая группа.
Приведите результаты собственных исследований целевой группы (наблюдения, опросы, интервью), а также результаты сторонних исследований со ссылками на источники.
Укажите конкретные цитаты из СМИ, выдержки из официальной статистики, сведения от органов власти, которые касаются выбранной целевой группы на выбранной территории. Обязательно сопроводите информацию ссылками на источники.
Узнайте, как представители целевой группы решают проблему самостоятельно. Предпринимают ли они собственные инициативы? Насколько охотно откликаются на инициативы других? Важно понять уровень вовлечения целевой группы в процесс решения проблемы, чтобы сделать верный вывод об ее актуальности.
4. Каковы причины существования проблемы?
Чтобы смягчить или решить социальную проблему, нужно понять причины ее существования.
Возможно, в процессе выявления причин вы обнаружите, что проблема, которую нашли, на самом деле — следствие другой, более глубокой проблемы, на решение которой и нужно направить свои силы.
Например, вы обнаружили, что в вашей районной детской больнице большое количество детей, от которых отказались родители. За ними осуществляется медицинский уход, но этого оказывается недостаточно для их полноценного развития.
Если вы поразмыслите глубже, то, возможно, придете к тому, что оказание прямой материальной помощи этим детям или больнице — лишь краткосрочное решение проблемы. В долгосрочной перспективе ее смогут решить работа с семьями, находящимися в кризисных ситуациях, профилактика отказов в роддомах.
Важно не только увидеть, в чем проявляется проблема, но и понять, почему она появилась. Если вы не поймете причин, которые приводят к проблеме, вы не сможете предложить эффективного способа ее решения.
Кроме того, логика социального проектирования предполагает, что причины существования проблемы напрямую связаны с задачами проекта. Устранение каждой из причин существования проблемы — это задачи проекта. Не забудьте указать по одной задаче на каждую причину существования проблемы в поле «11. Задачи проекта».
Отсутствие денежных ресурсов, оборудования или объекта недвижимости у организации либо неэффективные, на ваш взгляд, действия органов власти могут быть не единственными причинами существования проблемы. Смотрите глубже.
5. Как именно вы хотите изменить существующую проблемную ситуацию?
Опишите, что вы собираетесь сделать в рамках реализации проекта. Укажите, какие конкретные улучшения наступят для целевой группы благодаря реализованным мероприятиям проекта. Поясните, какой должна быть ситуация в вашем понимании, ответьте на вопрос: а как должно быть?
6. Кто еще занимается решением этой проблемы на выбранной территории?
Коротко перечислите, какие организации вовлечены в решение проблемы, сколько человек они охватили и каких результатов достигли. Используйте результаты опросов и приводите численные показатели.
В случае если ваша организация уже реализовывала социальные проекты для решения заявленной проблемы, покажите ваши результаты. Опишите, какой позитивный сдвиг произошел в жизни представителей целевой группы, а чего все еще не хватает и почему нужно продолжать заниматься этой проблемой.
В случае если вы получали грант на реализацию проекта по этой теме, укажите, каких результатов в решении проблемы вы уже достигли и почему этого оказалось недостаточно и вы снова обратились за помощью.
Например, вы создали мобильную службу помощи людям, оказавшимся на улице. У вас есть выездная бригада, которая два раза в неделю ездит по местам ночевки бездомных и оказывает первую помощь на месте.
Оказалось, что этого недостаточно, и теперь вы хотите создать стационар. Приведите результаты проделанной работы и покажите свой опыт в решении проблемы. Расскажите, почему создание стационара — следующий логичный шаг.
К примеру, если появится такой стационар, вы сможете более качественно помогать целевой группе: не просто оказывать скорую медицинскую помощь, а предоставлять полноценное лечение.
7. Каковы возможные последствия развития проблемы?
Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте: что будет, если проблему не решать? Ухудшится ли состояние целевой группы или останется таким же, как сейчас? Чем это плохо? Если вы поняли, что последствия не критические, почему все-таки хотите заниматься выявленной проблемой? Ответы на эти вопросы помогут вам понять, насколько серьезные изменения для целевой группы возможны в результате реализации вашего проекта и насколько высока его социальная значимость.
Типичные ошибки в постановке проблемы целевой группы
Проблема не имеет отношения к выбранной целевой группе.
Например, целевая группа обозначена как молодые учителя со стажем работы до 2,5 лет, а проблема — как недостаток квалифицированных кадров. Кажется, проблема не у молодых учителей, а у администраций школ.
Указаны несколько проблем целевой группы вместо одной либо есть общее описание проблемной ситуации, но в чем конкретно проблема, эксперту приходится догадываться самостоятельно, после того как он изучит календарный план.
Например, проблема обозначена так: в ряде случаев человек с инвалидностью замыкается в себе, теряет интерес к активной деятельности и здоровому образу жизни, с пессимизмом относится к своему будущему (проблема №1), а технические средства реабилитации, которые выдает и оплачивает государство, зачастую не используют или используют не в полном объеме (проблема №2). Человек не получает информационной поддержки для обеспечения непрерывной реабилитации (проблема №3).
Проблема поставлена очень широко, но относится к небольшому количеству представителей целевой группы.
Например, проблема обозначена так: российская экономика ухудшается, поскольку молодежь не испытывает чувства патриотизма и уезжает за границу; мы проведем встречи школьников с ветеранами и заодно решим демографическую проблему и проблему связи поколений.
А на самом деле выясняется, что проблема в другом: дети в младшей школе конкретного села не интересуются историей родного края по причине того, что никто им об этом не рассказывает.
После прочтения хочется задать вопрос: «И что?». Непонятно, что указанная проблема — это действительно проблема.
Например, появляется такая формулировка проблемы: в городе нет секции бокса для пенсионеров. Возникает вопрос: а в чем именно состоит проблема? Неужели все пенсионеры должны быть боксерами?
Проблема сформулирована нечетко, общими словами, заумными фразами, из которых непонятно, в чем конкретно состоит проблема у выбранной целевой группы.
Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.
Система заполнения заявки дает возможность добавить в это поле текст объемом 5000 символов вместе с пробелами. Если вам не хватило символов, чтобы заполнить это поле, прикрепите отдельный документ в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта».
Поле «8.1 Материалы, подтверждающие наличие проблемы»
Это поле заполнять не обязательно. При необходимости загрузите в него документы, которые подтверждают наличие проблемы и иллюстрируют проведенные исследования, а также — запросы от благополучателей на проведение проекта и т.д. В этом поле вы также можете предоставить результаты сторонних исследований, подтверждающих проблему: статистические данные, переданные органами власти, результаты исследований и практический опыт работы других организаций, которые работают над решением схожих социальных проблем, что и вы.
Прикрепите в этом поле не более 5 файлов до 10 Мб каждый. Специальных требований к формату нет, возможно подгрузить файлы с расширениями .pdf, .doc, .docx, .ppt, .pptx, .xlsx.
Поле «9. Цель проекта»
В этом поле укажите цель вашего проекта: каким будет ваше решение проблемы целевой группы. Придерживайтесь следующих принципов.
Цель проекта — это решение выявленной проблемы, и точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно и конкретно вы определили проблему.
Чтобы определить цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое вы хотите изменить,— и «должно быть» — позитивное состояние, к которому вы хотите привести целевую группу с помощью реализации своего социального проекта.
Например, вы выявили такую проблему: «Старшеклассники города Сарапула хотят учиться робототехнике, чтобы поступать в вузы на технические специальности, но у них нет возможности такого обучения».
Тогда целью проекта станет: «Организовать дополнительное обучение робототехнике с уклоном на подготовку старшеклассников города Сарапула к поступлению на технические специальности в вузы».
Предпочтительно, чтобы у проекта была одна цель, направленная на решение одной проблемы конкретной целевой группы.
Бывает так, что в процессе решения одной проблемы вы помогаете разрешить другую и эффект от реализации вашего проекта охватывает разные сферы жизни. Это не означает, что в заявке нужно описывать все проблемы, которые охватит деятельность в рамках проекта, и ставить несколько целей.
Например, проблематика вашего проекта — социальная изоляция детей-сирот в одном из городских интернатов. Целью проекта будет социальная адаптация детей-сирот, и в рамках проекта вы будете возить детей на экскурсии по историческим местам.
Здесь возникает соблазн поставить вторую цель проекта: приобщение детей к культуре родного края. Этого делать не нужно, поскольку это скорее дополнительный эффект от деятельности в рамках вашего проекта и он напрямую не связан с его основной проблематикой.
Чем более узко вы определите проблематику проекта, чем точнее поставите его цель, тем логичнее будет ваш проект — а значит, тем легче вам будет его разработать.
Если у вашего проекта все же стоят несколько целей, укажите каждую в отдельном поле.
Избегайте общих фраз и будьте максимально конкретны. При постановке цели помните о том, что она должна отвечать пяти критериям.
- Достижимость. Убедитесь, что цель в принципе возможно достичь. Пускай цель вашего проекта нельзя будет назвать глобальной и вы не будете стремиться установить мир во всем мире, зато улучшите жизнь небольшой конкретной группы людей, если достигнете этой цели.
- Конкретность. Установите четкую связь между целью и проблемой, которую она решает. Например, если выявленная проблема заключается в том, что дети 7-10 лет испытывают сложности в общении со сверстниками вне школы, то цель проекта — создать условия для того, чтобы дети 7-10 лет научились общаться со своими сверстниками и заводить новых друзей вне школы с помощью дворовых игр. Такая цель четко направлена на устранение заявленной проблемы, поэтому она конкретна.
- Измеримость. Установите количественные и качественные показатели успешности проекта. Продумайте, какие показатели помогут вам понять, что вы достигли цели проекта. Укажите количество представителей целевой группы и опишите, какие конкретные изменения у них произошли. Соответствующие показатели укажите в поле «10 «Ожидаемые результаты проекта».
- Реалистичность. Убедитесь, что цель возможно достичь вашими ресурсами, с учетом собственных средств и средств партнеров, а также запрашиваемой суммы гранта. Достигнете ли вы цели, если все эти ресурсы окажутся в вашем распоряжении? Представьте примерный объем работы по проекту и попробуйте оценить, есть ли у вас материальные и человеческие ресурсы, чтобы реализовать проект.
- Ограниченность во времени. Проверьте, сможете ли вы достичь этой цели за указанный срок.
Типичные ошибки при постановке цели проекта
Цель более узкая, чем проблема, или решает только одну из причин проблемы.
Например, выявленная проблема состоит в том, что люди, передвигающиеся на инвалидных колясках, не могут устроиться на работу, а цель проекта — научить этих людей шить игрушки.
Цель более широкая, чем проблема.
Например, выявленная проблема заключается в том, что у жителей района нет возможности заниматься зимними видами спорта, а цель проекта — приобщить людей к здоровому образу жизни.
Цель не соответствует проблеме.
Например, есть проблема: у школьников отсутствует возможность получить бесплатное дополнительное гуманитарное образование, а цель — повышение уровня знаний школьников по истории родного края.
Поле «10. Ожидаемые результаты проекта»
В поле «Количественные результаты» графе «Наименование показателя» необходимо определить группы людей в связке с ожидаемыми положительными изменениями для них по итогам реализации проекта, и указать их планируемое количество в графе «Значение». Например, «Учащиеся 10-11 классов школ района, определившиеся с выбором профессии», «Дети города N с ограниченными возможностями здоровья по зрению, воспользовавшиеся оцифрованными материалами по краеведению».
Важно проследить, чтобы общее количество людей, указанных в данном разделе, соответствовало суммарному количеству людей, указанных в поле «Ожидаемые результаты» раздела «Календарный план».
В поле «Качественные результаты и способы их измерения» важно конкретно ответить на вопрос «Что и как изменится у каждой из целевых групп после реализации мероприятий проекта?», а также продумать и описать способы измерения этих изменений и проверки самого факта их достижения.
Поле «11. Задачи проекта»
В этом поле опишите задачи, которые помогут вам достигнуть цели проекта. Каждую задачу указывайте в отдельном поле — все задачи автоматически появятся в разделе заявки «Календарный план».
Задача — это составляющая цели, которая решает конкретную причину существования выявленной проблемы.
Например, есть проблема: дети 7-10 лет, которые живут в нашем поселке, хотят играть на улице с друзьями, но не имеют такой возможности, потому что утрачена традиция дворовых игр.
Ставим цель: создать условия для того, чтобы дети снова играли во дворе. Отвечаем на вопросы. Почему возник этот разрыв между проблемой и целью? Что мешает нам достичь желаемого результата? Из-за чего ситуация такая, какая она есть?
Находим причины возникновения проблемы. Решением каждой из этих причин будет конкретная задача.
Причины возникновения проблемы:
- Современные дети не знают дворовых игр и не умеют в них играть.
- Нет тех, кто может научить дворовым играм: сегодняшние старшие тоже не играли во дворе.
- Во дворах не организованы игры для детей, а сами они этого сделать не могут.
Решением каждой из этих трех причин будет конкретная задача:
- Причина: «Современные дети не знают дворовых игр и не умеют в них играть» —> Задача: «Научить детей 7-10 лет играть в различные игры во дворе».
- Причина: «Нет тех, кто может научить дворовым играм» —> Задача: «Подготовить команду волонтеров, которые могут организовать игры детей 7-10 лет во дворах».
- Причина: «Во дворах не организованы игры для детей» —> Задача: «Организовать регулярные игры во дворах с детьми 7-10 лет силами подготовленных волонтеров».
Есть большая разница между задачами и мероприятиями.
Задача — это общая формулировка того, что должно быть сделано, направление движения. Когда вы формулируете задачу, вы определяете, какие препятствия между проблемой и целью необходимо преодолеть.
Мероприятия — это конкретные шаги, действия, которые происходят в определенное время в определенном месте и имеют конкретный результат.
Задача всегда шире, чем мероприятие, потому что для решения задачи нужен комплекс мероприятий. Например, если мы проведем серию лекций для волонтеров, будет ли это означать, что задача подготовки волонтеров для игры с детьми решена? Не будет. Чтобы выполнить эту задачу, нам необходимо провести комплекс мероприятий, включая поиск и отбор волонтеров, их обучение и проверку результатов в формате экзамена, а также отработку пробного занятия с детьми на практике.
При этом важно вовремя перестать дробить действия на мелкие составляющие и отделить мероприятия от подготовительной работы. Например, «проведение обучающих занятий по дворовым играм» — это одно мероприятие, несмотря на то что и занятий несколько, и готовиться к ним нужно. Соотнесите мероприятия с проблемой и постарайтесь ответить на вопрос: связано ли конкретно это мероприятие с решением проблемы, способствует ли оно непосредственно достижению цели?
Поле «12. Партнеры проекта»
Перечислите названия организаций, имена и должности лиц, готовых оказать поддержку в реализации вашего проекта.
Подтвердите эту готовность письмами поддержки от каждого из перечисленных партнеров. Документы в формате .pdf загрузите в свободное поле для загрузки файлов.
Письма поддержки должны быть конкретными. Если речь идет о подтверждении партнерского вклада в проект, то в письме должно быть указано, что конкретно готов сделать партнер и в какие сроки.
Например, вместо того, чтобы написать «организационная помощь», укажите конкретные условия, о которых вы договорились, например: «Партнер предоставляет помещения для проведения десяти мастер-классов».
Письмами поддержки можно и нужно подтвердить:
- Актуальность проекта для выбранной территории. В письме должно быть не просто указано, что «проект актуален», а должны быть приведены конкретные показатели, цитаты, отсылка к предыдущему опыту организации и результатам ее деятельности в той сфере, в которой вы реализуете проект.
- Вклад партнеров в проект: денежный, информационный, материальный, методический, экспертный, административный.
- Опыт организации в выбранном направлении реализации проекта.
- Договоренности о взаимодействии с выбранными территориями.
Поле «13. Как будет организовано информационное сопровождение проекта»
Покажите, каким образом вы будете освещать мероприятия проекта в СМИ и в Интернете, в том числе опишите договоренности с представителями СМИ, если они у вас есть.
Не забудьте включить мероприятия по информационному сопровождению в раздел «Календарный план» в вашей заявке.
В этом поле коротко опишите:
- целевую аудиторию информационного сопровождения,
- инструменты продвижения: СМИ, социальные сети и реклама в них, реклама в общественном транспорте, листовки, специальные мероприятия,
- информационных партнеров.
Поле «14. Дальнейшее развитие проекта»
В этом поле укажите, будете ли вы продолжать деятельность в рамках проекта, после того как закончатся средства гранта.
Если да, напишите, какие для этого есть возможности, какие изменения предполагаются в проекте, как именно он будет способствовать улучшению состояния целевой группы и как будут использованы результаты проекта для дальнейшей работы по решению социальной проблемы.
Если в рамках проекта на средства гранта вы приобретаете дорогостоящее оборудование, опишите, как будете использовать его после завершения проекта.
Поле «15. Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем»
Укажите, за счет каких средств вы продолжите реализацию проекта после того, как средства гранта закончатся, в случае если вы продолжите реализацию проекта.
Документы
Методические рекомендации по подготовке заявки на специальный конкурс 2022 года
Методические рекомендации по подготовке заявки на участие в специальном конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2022 г.
267 КБ
Методические рекомендации по подготовке заявок 2023-1
Методические рекомендации по подготовке заявки на участие в конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, первом в 2023 году (с изменениями, внесенными 15 октября 2022 года)
494 КБ
Рекомендованные статьи
Центр поддержки > О конкурсе
Что такое конкурс президентских грантов и как он проходит
Центр поддержки > О конкурсе > Что такое конкурс президентских грантов и как он проходит
Длительность проектов-участников конкурса
Центр поддержки > Подача заявки > Как правильно заполнить заявку
Как заполнить раздел «Календарный план»
Центр поддержки > О конкурсе > Кто может участвовать в конкурсе
Тем, у кого есть действующие гранты, предоставленные фондом
Центр поддержки > Подача заявки > Рекомендации по формированию бюджета проекта
Комментарии по отдельным статьям бюджета
Например, к участию допускаются организации, которые занимаются:
- социальной поддержкой граждан;
- пропагандой и поддержкой ЗОЖ;
- развитием семейных ценностей;
- поддержкой молодежи и развитием детских талантов;
- защитой прав человека;
- благоустройством окружающей среды и сохранностью исторических памятников;
- научными и образовательными проектами.
В конкурсе может участвовать организация, которая соответствует определенным критериям. О них рассказываю подробно.
Направление деятельности. Организация должна заниматься только теми направлениями, которые перечислены выше. Если организация развивает два направления — одно из которых социальное, а другое коммерческое — в конкурсе ей участвовать нельзя. Например, претендовать на президентский грант не может компания, которая помогает детям с ДЦП и продает постельное белье. Во-первых, продажи постельного белья нет в списке рабочих направлений. Во-вторых, продажа белья — это уже коммерческая деятельность, где главная цель — получить прибыль. Если у организации несколько направлений, то все они должны соответствовать списку.
Срок регистрации организации. В конкурсе на сумму меньше 500 000 ₽ могут участвовать организации, зарегистрированные минимум за полгода до конца даты приема заявок. Фонд перестает принимать заявки 15 октября, значит, организация должна быть зарегистрирована не позднее 15 апреля 2020 года. Если компания образовалась раньше, то участвовать можно, если позже — нельзя.
В конкурсе на сумму больше 500 000 ₽ могут участвовать организации, зарегистрированные минимум за год до конца даты приемы заявок. В нашем случае предельный срок регистрации — 15 октября 2019 года.
Состояние организации и отсутствие долгов. Если организация находится на стадии ликвидации, начат процесс банкротства, или она участвует в судебных разборках, заявку на грант не примут. И также у организации не должно быть долгов по налогам и сборам.
Компании, у которых нет долгов, судов и все в порядке с видами деятельности, могут собирать необходимые документы и отправлять заявку на конкурс в Фонд президентских грантов.
Всего найдено: 38
Будьте любезны ответить, как правильно: «двор полон рабочими» (А.Н.Толстой «Эмигранты») или «двор полон рабочих» (современный расхожий вариант)?
Ответ справочной службы русского языка
В современном русском языке верно: полон рабочих. Подробнее читайте в ответе 251363.
Как правильно написать: большой вклад в развитие Тайваньской кухни внесли мигранты из Китая или эмигранты из Китая
Ответ справочной службы русского языка
Оба слова можно использовать, но с разными оттенками значения. Обратите внимание, что «тайваньская кухня» пишется строчными буквами.
Скажите, пожалуйста, слово грант (губернатора, президента и т. д.) пишется со строчной или прописной буквы? Срочно, пожалуйста!
Ответ справочной службы русского языка
Со строчной буквы.
Здравствуйте! С прописной или строчной пишутся слова «грант» и «проект» в данном контексте: «…получившим Грант совместной программы ИНТАС – Уральское отделение РАН на выполнение Проекта «Синтез…»? Очень нужно знать ваше мнение.
Ответ справочной службы русского языка
Слово грант пишется строчными буквами.
Уважаемая справочная служба! Подскажите, пожалуйста, ответ на такой вопрос.
В литературе эмигрантов после революции 1917 года ещё достаточно долго сохранялась дореформенная орфография. При ссылках на такую литературу в научных статьях как правильно писать название произведений: так, как писали сами авторы, т. е. по старым нормам, или необходимо приводить названия к нормам современной орфографии?
Спасибо за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
«Справочник издателя и автора» А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой указывает, что в библиографическом описании необходимо соблюдать нормы современной орфографии независимо от орфографии в издании – объекте описания.
США — страна эмигрантов или мигрантов? И пожалуйста, с пояснением.
Ответ справочной службы русского языка
Выбирать слово Вам. Эмигрант – это мигрант, выезжающий с территории государства проживания.
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, возможно ли употребление выражения «объявить грант«?Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Можно объявить конкурс на получение гранта, но не сам грант.
Здравствуйте!
У меня к вам следующий вопрос: какая разница между словами эмигрант и иммигрант?Заранее благодарю за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
См. в «Словаре трудностей».
Автор хотел сказать, что с учётом исторических особенностей развития еврейской общности в бывшем Советском Союзе, нужног признать евреями всех прибывших в Германию негалахических евреев-иммигрантов и их детей и внуков.
А написал это так «Понимая особенности исторического развития евреев в бывшем Советском Союзе, все прибывшие в Германию негалахические евреи-иммигранты, а также их дети и внуки признаются евреями.»
Грамотно ли это написано? По моему, деепричастный оборот в начале предложения напоминает пришитый рыбе зонтик.
Ответ справочной службы русского языка
Действительно, деепричастный оборот употреблен некорректно.
Автор хотел сказать, что признание негалахических евоеев эммигрантов евреями является разовым актом.
Автор хотел сказать, что этот акт вызван беспрецедентной ситуацией.
А сказал так: «Признание негалахических евреев-иммигрантов является разовым актом беспрецедентной ситуации еврейского мира Германии».
Написано ли это по-русски грамотно?
Ответ справочной службы русского языка
Выражение «является актом беспрецедентной ситуации» некорректно.
«Понимая особенности исторического развития евреев в бывшем Советском Союзе, все прибывшие в Германию негалахические евреи-иммигранты, а также их дети и внуки признаются евреями. Признание негалахических евреев-иммигрантов является разовым актом беспрецедентной ситуации еврейского мира Германии».
Ответ справочной службы русского языка
Пожалуйста, сформулируйте вопрос.
Добрый день.Скажите пожалуйста ,какая разница между словами Эмигрант и Иммигрант.заранее благодарю. Njuk/
Ответ справочной службы русского языка
Иммигрант– иностранец, поселившийся в какой-л. стране на постоянное жительство. Эмигрант – человек, переселившийся из своего отечества в другую страну. Предлагаем пользоваться нашей Проверкой слова.
Спасибо за ответ на вопрос № 231512. Не могли бы вы еще объяснить этимологию слова гастарбайтер? Очень интересно:)
Ответ справочной службы русского языка
Это слово пришло в русский язык из немецкого (нем. Gastarbeiter — рабочий-иммигрант).
Разводы сыпались, как из рога изобилия. Нужна ли запятая перед как? Классическим путем эмигрантов из России был путь на Юг — сначала Одесса, затем Ялта.
Юг со сторочной или прописной?
Ответ справочной службы русского языка
Запятая не требуется. Слово _юг_ следует писать с маленькой буквы.
Как правильно: гранты кому-то или гранты для кого-то?
Ответ справочной службы русского языка
Употребление зависит от контекста.
Социальная ответственность бывает разная
Все чаще руководители российских компаний воспринимают социальную ответственность как важную составляющую развития бизнеса в России. Одни компании берут над кем-то шефство, как KIA над Салтыковским детским домом.
Другие — сами создают фонды. Например, «Росбанк» совместно с Impact Hub Moscow открыли акселератор «Начни иначе» для организаций в сфере инклюзии, где помогают социальным предпринимателям.
Третьи вкладываются в уже готовый социальный проект. Так, в 2021 году компания «Билайн» в сотрудничестве с поисковым отрядом «ЛизаАлерт» запустила систему поиска и спасения пропавших и потерявшихся людей в масштабах всей страны. Есть и такие российские компании, которые реализуют собственные проекты, обращаясь за помощью к государству.
Почему компании помогают
По опыту общения с представителями малого и среднего бизнеса я замечаю, что потребность в решении социальных проблем — скорее личная история, которая вырастает из проблемы основателя компании, его хобби или идеи.
Для крупных компаний вектор социальной ответственности скорее связан с бизнес-фокусом организации или поддержкой местных сообществ. Если компания производит корм для домашних животных, то ее благотворительная активность — помощь приютам для бездомных собак и кошек. Или компания помогает малообеспеченным семьям там, где располагается ее производство.
Важно не только делать добрые дела, но транслировать их на внешнюю аудиторию. Социальной активности от компаний ожидает государство, инвесторы и конечно потребители, которые охотнее покупают продукт или услугу у тех, кто занимается благотворительностью или поддерживает местные сообщества.
Решение социальных проблем помогает компаниям увеличить лояльность сотрудников, сформировать благоприятную социальную среду и хорошую репутацию, а также наладить отношения с властями.
Для участия в социальной повестке компании вынуждены тратить собственные средства. Но для реализации полезных инициатив они могут рассчитывать на дополнительное финансирование, источником которого может стать Фонд Президентских грантов.
Кто может получить грант
Грантовые средства — безвозмездная денежная помощь, предоставляемая НКО для реализации конкретных социальных инициатив. Предприниматель, который хочет участвовать в конкурсе, может обратиться в ресурсный центр, помогающий реализовывать проекты, или создать некоммерческую организации.
Как подготовить проект к участию в конкурсе
Структура проекта должна состоять из: идеи, проблемы, задачи, графика, бюджета, результатов и понимания его развития после окончания гранатового финансирования. Для подготовки проекта сделайте следующее:
1. Исследуйте проблему
Любой социальный проект создается для людей
Обычно он затрагивает одну или сразу нескольких групп, объединенных общей проблемой. Например, работа нашего инклюзивного клуба направлена на детей с ОВЗ и особенностями социализации.
Территория проекта
Реализовать проект вы можете в муниципальном образовании, сразу в нескольких регионах или даже федеральных округах. А можно создать такой, географией которого будет вся страна. Важно, чтобы проект охватывал ту местность, которая указана в уставе НКО. Выходить за пределы региона не стоит. Например, мы реализовали свой проект на двух территориях — в Няндоме и Плесецке.
Проблемы целевой группы и социальная значимость проекта
Сформулируйте, какую проблему решает ваш проект? Каких людей это касается? В Няндоме, например, отсутствовала система комплексного оказания помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, поэтому мы написали проект инклюзивного клуба.
Укажите скольких людей, будет касаться проект. Опишите, что в сегодняшнем положении не устраивает людей и убедитесь, что они признают проблему.
Подготовьте собственные и сторонние исследования — цитаты, с указанием конкретных СМИ, слова госслужащих и фрагменты из официально представленных данных. Посмотрите сколько людей и организаций стараются решить эту проблему, и чего они уже добились.
2. Создайте систему, которая сможет решить проблему
Цель, которую вы ставите перед вашим проектом, должна решать проблему выбранной группы людей. Если ЦА проекта находится в состоянии, которое стремится изменить, то целью своего проекта вы должны видеть позитивные изменения, к которому придут люди, когда инициатива будет реализована. Например, мы хотели оказывать помощь, которой до этого не было, детям с ОВЗ и их семьям, через создание центра комплексной помощи и сопровождения таких семей.
Проверьте свою цель по международным критериям SMART:
- Достигаемость. Ее реализация должна сделать жизнь конкретной группы лучше.
- Конкретность. Она должна решить проблему, которую вы определили.
- Исчисляемость. Успех необходимо отобразить в цифрах и указать изменения, которые произойдут, когда проект будет закончен.
- Реалистичность. Вы должны иметь команду и финансовые средства, чтобы осуществить задуманное.
- Сжатые сроки выполнения. Проект должен иметь срок его завершения.
Задачами проекта следует считать разработку механизма устранения каждой из причин, обозначенной проблемы. На нашем примере это: «Ремонт и оснащения центра для детей с ОВЗ», «Обучение специалистов на профильных курсах», «Составление и ведение программ сопровождения»
После определения задач, запланируйте мероприятия, исходя из принципа «необходимо и достаточно». Продумайте для каждого из них: когда и где вы хотите его провести, что получите в результате.
3. Найдите возможности реализовать свою идею
Для реализации мероприятий по проекту вам необходимо иметь хорошую команду и финансовые возможности. Нужно четко понимать, кто и за что отвечает.
Когда мы готовили проект инклюзивного коррекционного центра в Няндоме, то заранее подобрали специалистов с опытом работы — руководителя, педагога, педагога-психолога, логопеда, инструктора АФК, педагога дополнительного образования.
Когда открывали подразделение клуба в Плесецке, для знакомства с вариантами работы и получения опыта запланировали стажировку в уже действующем клубе Няндомы, а также в Архангельском коррекционном центре «Азимут».
Составляйте сметы не до, а после того, как определитесь, какие мероприятия хотите провести.
Мы запланировали запуск клуба с учетом учебного года. Ввод проекта состоял из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного. В подготовительном этапе мы закупали оборудование, обучали специалистов и набирали детей. В основном этапе реализовали деятельность коррекционного центра. А в заключительном подводили итоги, анализировали, чего удалось достичь, и строили планы на будущее.
Бюджет планировали исходя из этих мероприятий. При его составлении ориентировались на прозрачность и целевое назначение. Закладывали рыночную стоимость вещей и услуг, обосновывая каждую строчку. Например, мы мониторили уровень зарплаты необходимых нам специалистов в регионе, считали сколько часов в день и сколько раз в неделю потребуются их услуги, чтобы заложить эту сумму в бюджет.
Рассчитывайте реализовать свой проект не только с помощью гранта, а привлекая дополнительные источники финансирования. В нашем проекте помощь была оказана со стороны Администрации МО в виде безвозмездного предоставления помещений в аренду клубам. Привлекать партнеров и спонсоров рекомендую для тех расходов, на которые не предусмотрены деньги гранта: капитальный ремонт и б/у оборудование. Благотворительные акции и сборы пожертвований тоже могут стать дополнительными источниками финансирования проекта.
При подготовке важно понимать, как проект будет функционировать после того, как закончится гранатовая помощь. Наш инклюзивный клуб вошел в реестр поставщиков социальных услуг, который компенсировал нам затраты. Также мы запланировали коммерческую деятельность для лиц, не относящихся к целевым группам проекта, за счет которых покрывали коммунальные платежи и сопутствующие расходы центров.
Чек-лист для тех, кто заполняет заявку:
Чтобы проект стал участником конкурса, Вам необходимо:
- Зарегистрироваться на сайте;
- Выбрать направление, соответствующее вашему проекту;
- Не употреблять расплывчатых фраз и четко формулировать свои мысли;
- Исключить грамматические и орфографические ошибки.
В заявке нужно отразить следующую информацию:
- «Название». Главное правило — оно должно отражать суть проекта. Если вы придумаете что-то запоминающиеся, то проект легче будет узнать на страницах СМИ и в социальных сетях.
- «Краткое описание». Укажите, с какой аудиторией вы планируете работать и какую проблему решить. Рекомендую добавить презентацию или видео о проекте.
- «География». Проблема, которую вы планируете решить, для выбранной группы людей, должна быть актуальна на той территории, где будет реализован проект.
- «Обоснование ценности». Приведите статистические данные, и результаты проведенных опросов, чтобы показать насколько проект важен для выбранной группы людей. Стандартный срок реализации проекта 18 месяцев, для долгосрочного — 36.
- «Целевая группа». Укажите, какую социальную группу вы поддерживаете своим проектом. Если их несколько, выберите ту, которую планируете охватить в большей мере.
- «Цели и задачи». Цель должна решать обозначенную проблему, а задачи определить четкий круг действия, которые необходимо выполнить. Обратите внимание — грант могут отозвать, если задачи не выполняются своевременно, а причин для задержки нет.
- «Партнеры и СМИ». Пропишите, кто станет вашими партнерами. Прикрепите от них письма поддержки, где указано что и в какие сроки они готовы сделать для проекта. Если есть договоренности со СМИ, то не забудьте это указать. Важно: проект должен иметь сайт и группу в соц сетях.
- «Бюджет». Должен быть обоснованным, реалистичным и состоять не только из средств гранта. Он учитывает собственные и привлеченные от партнеров ресурсы. Причем собственные средства организации — это не всегда деньги, к ним могут относиться: оборудование, помещения или рабочая сила. Важно также определить источник финансирования проекта, когда закончится денежная помощь государства.
Грантовую помощь нельзя использовать:
- на затраты, не относящиеся к проекту;
- приобретение недвижимости;
- постройку зданий;
- покупка предметов роскоши, алкоголя и табака;
- организацию и финансирование общественно-политических мероприятий;
- погашение долговых обязательств организации.
Фото: Alexey Slyusarenko / Shutterstock