Прописная заглавная буква г пишется просто. Ее элементами являются шляпка с заворотом с левой стороны и ножкой с заворотом так же с заворотом также с левой стороны только снизу. Написание буквы начинается с середины строки, сначала пишется сам заворот, переходя в прямую палочку, затем рисуется ножка буквы.
Содержание
- 1 Как пишется прописная маленькая буква Г?
- 2 Как писать строчную букву Г?
- 3 Как пишется прописная буква Ґ?
- 4 Как пишется буква G письменная?
- 5 Как правильно писать букву Т?
- 6 Как пишется русская буква К?
- 7 Как пишутся буквы Д?
- 8 Как пишется буква Г большая?
- 9 Сколько слов с буквой ґ?
- 10 Как в ворде поставить букву Ґ?
- 11 Как пишется гудзик?
- 12 Как пишется буква Ш?
- 13 Как пишется буква Л?
- 14 Как пишется буква я в английском языке?
Как пишется прописная маленькая буква Г?
Буква кириллицы Г с подъёмом | |
---|---|
Изображение[показать] | |
◄ Ҍ ҍ Ҏ ҏ Ґ ґ Ғ ғ Ҕ ► ◄ ҍ Ҏ ҏ Ґ ґ Ғ ғ Ҕ ҕ ► | |
Характеристики | |
Название | Ґ: cyrillic capital letter ghe with upturn ґ: cyrillic small letter ghe with upturn |
Как писать строчную букву Г?
Итак, чтобы правильно написать строчную букву г нужно:
- начинать писать ее немного ниже верхней линии рабочей строки,
- сделать вверху закругление вправо до верхней линии рабочей строки,
- написать наклонную линию, но не доводить ее до нижней линии рабочей строки,
- сделать внизу закругление вправо,
- и-раз-и (2-3 раза).
12 янв. 2015 г.
<-div id=»cnt_rb_259475″ class=»cnt32_rl_bg_str» data-id=»259475″>
Как пишется прописная буква Ґ?
Алфавит
№ п.п. | Буква | Название |
---|---|---|
4 | Г г | ге /ɦɛ/ |
5 | Ґ ґ | ґе /gɛ/ |
6 | Д д | де /dɛ/ |
7 | Е е | е /ɛ/ |
Как пишется буква G письменная?
Английский алфавит (English Alphabet). Буквы английского алфавита
Заглавная буква | Строчная буква | Произношение |
---|---|---|
D | d | [ di: ] |
E | e | [ i: ] |
F | f | [ ef ] |
G | g | [ ʤi: ] |
Как правильно писать букву Т?
Т (кириллица)
Буква кириллицы Т | |
---|---|
Изображение[показать] | |
◄ О П Р С Т У Ф Х Ц ► ◄ о п р с т у ф х ц ► | |
Характеристики | |
Название | Т: cyrillic capital letter te т: cyrillic small letter te |
Как пишется русская буква К?
Происхождение кириллицы
Современное начертание | Греческий алфавит |
---|---|
I, Ї | Ι ι |
Ћ | — |
К | Κ κ |
Л | Λ λ |
Как пишутся буквы Д?
Буква кириллицы Д | |
---|---|
Изображение[показать] | |
◄ А Б В Г Д Е Ж З И ► ◄ а б в г д е ж з и ► ◄ ᱽ ᱾ ᱿ ᲀ ᲁ ᲂ ᲃ ᲄ ᲅ ► | |
Характеристики | |
Название | Д: cyrillic capital letter de д: cyrillic small letter de ᲁ: cyrillic small letter long-legged de |
Как пишется буква Г большая?
Современный русский алфавит
Начертание буквы | Название |
---|---|
Б б | бэ |
В в | вэ |
Г г | гэ |
Дд | дэ |
Сколько слов с буквой ґ?
Слова на букву Г
Всего 7411 слов на 62 страницах.
Как в ворде поставить букву Ґ?
Как поставить украинскую букву ґ и апостроф
Для того, чтобы на клавиатуре набрать украинскую букву ґ необходимо переключить раскладку клавиатуры на украинский язык, затем удерживая правую кнопку ALT нажать на букву г на клавиатуре, в результате получится ґ, заглавная буква Ґ — правый ALT + левый Shift + буква Г.
Как пишется гудзик?
ґудзик -а, ч. 1) Предмет, перев. круглої форми, що служить застібкою в одязі або використовується як прикраса.
Как пишется буква Ш?
Буква кириллицы Ш | |
---|---|
◄ Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь ► ◄ ф х ц ч ш щ ъ ы ь ► | |
Характеристики | |
Название | Ш: cyrillic capital letter sha ш: cyrillic small letter sha |
Юникод | Ш: U+0428 ш: U+0448 |
Как пишется буква Л?
Буква кириллицы Л | |
---|---|
Название | Л: cyrillic capital letter el л: cyrillic small letter el |
Юникод | Л: U+041B л: U+043B |
HTML-код | Л: Л или Л л: л или л |
UTF-16 | Л: 0x41B л: 0x43B |
Как пишется буква я в английском языке?
Общие правила написания
A – A | И – I | Ъ – не обозначаем |
---|---|---|
Д – D | М – M | Ю – YU |
Е – E (YE) | Н – N | Я – YA |
Ё – E(YE) | О – O | |
Ж – ZH | П – P |
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №4»
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЪЕДИНЕНИИ «ДОШКОЛЁНОК»
ПИСЬМО«Учимся писать прописную букву »
Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Хушиева Кристина ВалерьевнаУЛЬЯНОВСК 2021
-
-
3 слайд
Цель урока:
Знакомство с графическим символом буквы «Г» и ее звуком.
Задачи урока:
1. Познакомить обучающихся со звуками [г] и [г `].
2. Формировать умение дифференцировать звуки [г] и [г `] по твёрдости и мягкости , определять место новых звуков в словах.
3. Познакомить с образом прописной буквы г.
4. Развивать фонематический слух, внимание, связную речь, логическое мышление.
5. Воспитывать интерес к изучению грамоты и к чтению, самостоятельность, дисциплинированность. -
4 слайд
Ребята, чтобы узнать, с какими звуками мы сегодня познакомимся на уроке, вам нужно отгадать загадки:
1. Невидимка-великан,
В небе бьёт в барабан… (гром)
2. А это, что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят ,
поют и на неё глядят .
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А СТРУН БЫВАЕТ СЕМЬ ИЛИ ШЕСТЬ,
Ё ДОСТОИНСТВ НАМ НЕ СЧЕСТЬ.
ВСЁ ПОД НЕЁ ЛЕГКО ПОЁТСЯ,
СКАЖИТЕ, КАК ОНА ЗОВЁТСЯ? (ГИТАРА) -
5 слайд
-С какими звуками мы познакомимся сегодня?
-Со звуками [г] и [г`].Произнесите звук [г].
Какой он: гласный или согласный?
-Согласный?
-Почему?
-Не поётся.
-Звонкий или глухой?
-Звонкий, т.к. он произносится звонко, громко и не шумит.
-Твёрдый или мягкий?
-Твёрдый.
-Дайте характеристику звуку [г`] c аналогичными вопросами к звуку [г]. -
6 слайд
Игра на развитие слухового внимания «Звукоежка»
Я произнесу слово без первого звука, а вы произнести слово с первым звуком правильно:
…руша, …ном, …рузовик, …роза
…иря, …ильза, …ерой, …азета, …рим, …релка, …лотокКакие звуки съел звукоежка?
-
7 слайд
Ответы
[г]
Груша
Гном
Грузовик
Гроза
Газета
Грим
Грелка
Глоток[г`]
Гиря
Гильза
Герой -
-
9 слайд
Знакомство с прописной буквой
-
10 слайд
Алгоритм письма прописной буквы
-
11 слайд
Заглавную букву Г начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. Второй элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведем вправо прямую линию.
-
-
-
14 слайд
Работа на распечатках
-
15 слайд
Домашняя работа
Прописать в простых тетрадях
На повторение: -
16 слайд
Спасибо за урок!!!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №4»
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЪЕДИНЕНИИ «ДОШКОЛЁНОК»
ПИСЬМО
«Учимся писать прописную букву »
Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Хушиева Кристина Валерьевна
УЛЬЯНОВСК 2021
Цель урока: Знакомство с графическим символом буквы «Г» и ее звуком.
Задачи урока:
1. Познакомить обучающихся со звуками [г] и [г `].
2. Формировать умение дифференцировать звуки [г] и [г `] по твёрдости и мягкости , определять место новых звуков в словах.
3. Познакомить с образом прописной буквы г .
4. Развивать фонематический слух, внимание, связную речь, логическое мышление.
5. Воспитывать интерес к изучению грамоты и к чтению, самостоятельность, дисциплинированность.
Ребята, чтобы узнать, с какими звуками мы сегодня познакомимся на уроке, вам нужно отгадать загадки:
1. Невидимка-великан,
В небе бьёт в барабан… (гром)
2. А это, что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят ,
поют и на неё глядят .
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А СТРУН БЫВАЕТ СЕМЬ ИЛИ ШЕСТЬ,
Ё ДОСТОИНСТВ НАМ НЕ СЧЕСТЬ.
ВСЁ ПОД НЕЁ ЛЕГКО ПОЁТСЯ,
СКАЖИТЕ, КАК ОНА ЗОВЁТСЯ? (ГИТАРА)
— С какими звуками мы познакомимся сегодня? -Со звуками [г] и [г`].Произнесите звук [г]. Какой он: гласный или согласный? -Согласный? -Почему? -Не поётся. -Звонкий или глухой? -Звонкий, т.к. он произносится звонко, громко и не шумит. -Твёрдый или мягкий? -Твёрдый. -Дайте характеристику звуку [г`] c аналогичными вопросами к звуку [г].
Игра на развитие слухового внимания «Звукоежка»
Я произнесу слово без первого звука, а вы произнести слово с первым звуком правильно:
… руша, …ном, …рузовик, …роза
… иря, …ильза, …ерой, …азета, …рим, …релка, …лоток
Какие звуки съел звукоежка?
Ответы
[г]
[г`]
- Груша
- Гном
- Грузовик
- Гроза
- Газета
- Грим
- Грелка
- Глоток
- Гиря
- Гильза
- Герой
Знакомство с прописной буквой
Алгоритм письма прописной буквы
Заглавную букву Г начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. Второй элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведем вправо прямую линию.
Обучающее видео
Работа на распечатках
Домашняя работа
Прописать в простых тетрадях
На повторение:
Спасибо за урок!!!
7 Ответы
Буква г пишется не сложно, чтобы ребенку освоить ее написание, не нужно большое количество времени, достаточно потратить на это несколько занятий. Если говорить о технологии написания буквы, то разумеется буква может быть как заглавная так и строчная. Перед началом изучения новой буквы нужно всегда напоминать ребенку, о том, что строчная буква умещается по высоте в одну строку, а заглавная в две. Прописная заглавная буква г пишется просто. Ее элементами являются шляпка с заворотом с левой стороны и ножкой с заворотом так же с заворотом также с левой стороны только снизу. Написание буквы начинается с середины строки, сначала пишется сам заворот, переходя в прямую палочку, затем рисуется ножка буквы. Она выглядит как прямая палочки и заворот внизу. Больше такая ножка напоминает клюшку. Как показывает практика, дети учатся писать заглавную Г довольно быстро. Что касается строчной буквы г, то она скорее напоминает галочку, написанную под наклоном. Плавный загиб с лева направо от середины строки по диагонали, а затем спуск к нижнему правому углу и снова наверх. Именно так можно описать правильное написание буквы.
24 Март, 16
от
Елена
(57,670 баллов)
Мой ребенок всегда хорошо учился, но вот с буквой г возникли проблемы. Как с написанием заглавной буквы, так и строчной все было не очень гладко. Нужны были дополнительные усилия.
С написанием буквы г у нас не бло ни каких сложностей. Но вот со временем ребенок начал путать написание р и г.
Все зависет от того какой педагог. Если в школе доступнои понятно рассказали, то ребенок все неприменно запонит. В младшем школьном возрасте паямть впиьтывает как губка.
Да нужно чтобы ребенок получал дополнительные знания дома, тогда ему будет легко учиться в школе.
С буквой г у моего ребенка особый случай, ни как не мог ее вывести. Получается она у него непропорциональная и все тут.
Написание буквы г не подорозумевает ни какх сложностей, хотя иногда дети все таки испытывают тркдности при ее написании..
…
Задачи: |
|
|||||||||||||||||||||
Основные понятия темы |
|
|||||||||||||||||||||
Планируемый
результат |
Предметные умения | УУД | ||||||||||||||||||||
Умение писать правильно согласную букву Г. Научатся проводить звуковой анализ |
Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов. Действовать по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Познавательные: осмысление Формирование логических действий: анализа,
Коммуникативные: уметь осуществлять
Личностные: используют адекватную |
|||||||||||||||||||||
Ресурсы урока | ||||||||||||||||||||||
Для учителя:
|
Для учащихся:
|
|||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент | ||||||||||||||||||||||
Цель этапа | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
||||||||||||||||||||
Проверьте, друзья,
Вы готовы начать Поздороваемся с нашими гостями. Возьмите друг друга за руки и скажите: Я желаю — Сначала на свое место сядут те, чье имя — Теперь сядут те, чье имя начинается с Итог: — Молодцы, никто не остался без места. Все сели |
Учащиеся проверяют на парте наличие необходимых принадлежностей. Желают друг другу хорошей работы Учатся организации |
|||||||||||||||||||||
2. Мотивация к деятельности. Постановка темы. |
||||||||||||||||||||||
Цель этапа — мотивировать учащихся на изучение темы.. Научить распознавать звуки (г) и [г’] в словах. |
А. И так мы готовы начать урок письма! |
Учатся понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Задача урока – |
||||||||||||||||||||
Б. Повторение изученного на уроке чтения. — Послушайте стихотворение. — Скажите какие звуки встречаются чаще По узкой тропинке |
Учитель рассказывает стихотворение |
|||||||||||||||||||||
3. Актуализация необходимых знаний. |
||||||||||||||||||||||
Цель — познакомить со звуком [г, г], буквой Г, соотносить звук и букву |
1. Постановка учебной задачи -проблемы. — О ком это стихотворение? (о гусях) — Как звали гусей? (Гога, Гага) — поставить — Надо написать клички гусей письменными — Что интересного заметили? (Написали с большой (Мы не проходили заглавную письменную букву Г. ) — Вот вам и проблема. Назовите тему урока. — Правильно, будем учиться писать письменную — Кто сформулирует тему урока? (Научиться писать — На уроке чтения мы договорились два звука — Расскажите, что вы помните о новой |
Выставляются рисунки гусят на доску. Под картинками выставляются клички печатными буквами. Два ученика по желанию выходят к доске Учатся у доски по плакату давать связный |
||||||||||||||||||||
2. Работа над коллективным составлением плана изучения темы урока. — — Проверьте план , который я составила.(вносим Итог: определили задачу урока. |
Дети самостоятельно формулируют тему урока. Учащиеся устно составляют коллективно план |
|||||||||||||||||||||
ФИЗМИНУТКА(1) Утром встал гусак на лапки. |
||||||||||||||||||||||
4.Организация познавательной деятельности. |
||||||||||||||||||||||
Цель: формировать умение писать заглавную письменную букву Г и её соединения |
1. Анализ заглавной письменной буквы Г. — Давайте вспомним наше Я тетрадочку открою А) Показ образца написания буквы учителем на Б) Показ образца написания буквы учителем на Длина горизонтальной справа от наклонной В) Игра “Поймай мелок”. Д) Воображаемое письмо “в воздухе”. |
Демонстрируют правильное применение Дети находят знакомый элемент Общий элемент Учатся сравнивать написание новой буквы с Наблюдают над симметричностью линий. Учатся воспроизводить форму письменной буквы в |
||||||||||||||||||||
2. Упражнение в написании новой буквы в рабочей тетради. Записать 3 раза — Где ножки? на полу стоят ровно. — Где глазки? Высоко. — Спинка? Прямая . — Где рука-помощница? Придерживает тетрадь. — Длина наклонной должна быть равна длине
Графическая работа.
Вывешивается образец письменной буквы Г и
Самоанализ написанного.
-Найдите самую красивую букву обведите её. |
Учатся писать в тетради букву. Учатся выполнять санитарно-гигиенические Учатся проверять букву на параллельность Учатся применять критерии оценивания |
|||||||||||||||||||||
3.Обучение письму слогов. (Га, Го) А) Показ учителем на доске с полным Вспомните, какие соединения слогов бывают? -Теперь научимся писать соединения. (пишу Б) Показ верхнего соединения Га. — Показ верхнего соединения учителем (пишу Г) Графическая работа. — Обозначьте зеленой ручкой верхнее и нижнее
Самооценка своей работы.
— Найдите самое красивое соединение, обведите |
Учатся писать слоги Га, Го, и делают графические Оценка выполнения работы по критериям: |
|||||||||||||||||||||
ФИЗМИНУТКА(2)
Раз, два выше |
Проводят 2-3 ученика. | |||||||||||||||||||||
Цель :формировать упражнение в составлении звукового разбора слова. и) |
Д) Решение проблемы
— — Гусята довольно, от правильного написания
4. Звуко-буквенный анализ слова Галина,
1) Назовите имя девочки на новый звук.(ГАЛЯ, — Работаем устно — делаем звуковой анализ слова |
Дети выходят к доске и записывают каллиграфически правильно буквы под картинками гусят. |
||||||||||||||||||||
2) Проверка
Сколько слогов в На какой слог падает ударение? Расскажи, что обозначает каждый квадратик? 1-й звук в слове Галина -г -он согласный, твёрдый, 2-й звук а- он гласный, поётся., обозначу на 3-й звук –л — согл., мяг., звон., обозначу на письме 4-й звук и –гл, поётся., ударный , обозначу 5-й звук н — согл., ТВ, звонкий, обозначу на письме 6-й звук а –гл, поётся -а 2) Оцените себя. |
Учатся выполнять слого-звуковой Учатся применять критерии оценивания |
|||||||||||||||||||||
5. Обучение письму слова по образцу в прописи. Письмо слова. (Галина )
— Вернемся с вами в пропись стр.25 Какими Отложите кальку. Найдите последнюю рабочую строку в прописи, Поставьте запятую, запишем еще имя Глеб. — Проверьте друг у друга. Как ваш сосед написал
Самооценка.
— Оцените свою работу . Обведите самое красивое по написанию имя, при |
Учатся писать слова на кальку и самостоятельно в пропись. Учатся применять критерии оценивания выполненной работы |
|||||||||||||||||||||
Цель: развивать пространственные представления детей. |
6. Исследовательская работа над графической стороной слова “горизонт”. Работа в паре. На доску вывешивается табличка с Как вы думаете что это такое? Где мы это можем 1. Обведите слово ручкой по контуру, 2. Посчитайте сколько здесь нижних соединений и |
Делают графическое исследование в Учатся применять критерии оценивания Взаимопроверка написанного. |
||||||||||||||||||||
Цель: формировать умения работать с алфавитом. |
7.Работа с лентой букв. Еще раз посмотрите на ленту букв, где находится наша буква. Назовите предшествующую букву, следующую.А теперь найдите ее на плакате. |
|||||||||||||||||||||
Цель: формировать умение составлять предложение по данным словам |
8. Развитие речи. Работа в парах. Работа с
1 вариант снимет скрепку. — Подумайте. — Что можно с сделать? (Составить предложения) — Составьте предложение. — Прочитайте какие получились предложения. У 2 вариант: собирает карточки и скрепляет. А теперь обратимся в пропись и запишем — А теперь все встанут и пройдут по классу, |
Учатся составлять предложения из |
||||||||||||||||||||
5. Подведение итога. Рефлексия. | ||||||||||||||||||||||
Цель – проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности |
— Подведём итог проделанной работы на уроке. — Какие новые знания приобрели — Что узнали о ней? — Начинать свой ответ со слов: — Сегодня на уроке я узнал… — У меня получилось… — Было трудно… — Было интересно… — Теперь я умею… — Меня удивило… — Над чем нужно еще поработать? — Кто работал на уроке? |
Учащиеся анализирую свою работу на уроке и работу одноклассников.(Ответы строят полными предложениями по данному алгоритму.) |
Русские буквы отличаются друг от друга не только по начертанию и обозначению звука, но и по размеру. Правильное написание подчиняется определенным правилам. Прописные и строчные буквы — что это такое знает каждый школьник, особенно ученик начальной школы. Но полученные в школе знания забываются очень быстро, и взрослые вряд ли вспомнят определения этих терминов.
Виды графических знаков на письме
Прописные и строчные буквы – это две разновидности начертания графических значков на письме. Интересно, что разделение на такие разновидности есть далеко не во всех языках. Они присутствуют в кириллице, а еще в греческом алфавите, латинском, армянском. Необычна ситуация в Грузии. Заглавных значков (с определенным смыслом употребления) там нет, но отдельные участки текста (к примеру, названия, заголовки), набираются большими значками. Они имеют начертания маленьких, но отличаются от них по размеру. В других системах письма разделения на прописные буквы и маленькие не существует.
Для первого знакомства с ними достаточно усвоить краткую информацию:
- прописная – та, которая больше,
- строчная – та, которая меньше по размеру.
А чтобы информация запомнилась лучше, задержалась в голове надолго и не превратилась в путаницу – нужно изучить вопрос глубже, вникнув в детали.
Это интересно! Уроки русского: как будто – как правильно пишется
Прописная
Это заглавная, большая, красивая, начальная. Буквенный знак увеличен в размере по сравнению с остальными. Чаще всего в строке она одна, именно с нее начинается предложение. В начальной школе дети с большим старанием учатся выводить первый азбучный знак – ведь он должен получиться красивым.
Первое официальное употребление прописных знаков замечено в 15 веке. Однако дальнейшие исследования показали, что люди старались красиво оформить начальные символы имени, фамилии, предложения еще задолго до начала 15 века. Такие графические значки, украшенные орнаментами и завитушками, назывались буквицами.
Прописные буквы в тексте пишутся только в тех случаях, которые подтверждаются орфографическими правилами. Самые распространенные из них, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике, будут обозначены ниже.
Это интересно! Слово также: пишется слитно или раздельно
Еще одно определение «прописной» встречается в начальной школе на этапе обучения письменной грамоте. Оно менее распространенное, поэтому не фигурирует в словарях. Используется лишь для разграничения типа письма, антонимом к слову «прописной» является «печатный». Когда учитель просит записать слово, предложение, текст прописью – он подразумевает строчные и прописные буквы. А их выбор должен происходить на основе изученных правил.
Строчная
Это маленькая буковка. В предложение и тексте она встречается намного чаще графических значков предыдущего вида. Объясняется это тем, что маленькие буквенные знаки в несколько раз чаще используются на письме – таковы правила русской орфографии.
Все буквы, не попавшие под правила написания заглавных, выстраиваются в одну строчку и имеют одинаковую высоту, потому они именуются строчными.
Обратите внимание! Ударение в термине «строчная» падает не на первый, а на последний слог, как бы ни хотелось ассоциировать его произношение с произношением слова «стрОчка».
Основные отличия
Прописные и строчные буквы имеют ряд отличий друг от друга.
Заключаются они в следующем:
- Размер. Заглавная больше маленькой примерно в 2 раза. Это хорошо заметно при использовании тетрадного листа в широкую линию: большая буква занимает всю высоту строки, а малая умещается в ее половине.
- Написание. Заглавная имеет намного больше деталей и особенностей начертания, которые старательно пытаются усвоить ученики первого класса. Она намного сложнее маленькой по начертанию.
- Частота использования. Заглавная встречается в тексте намного реже маленькой, потому что ее выбор должен оправдываться определенными правилами.
Усвоив для себя, чем отличаются прописные от малых графических значков, человек перестает путать два этих термина между собой.
Это интересно! Что такое слова исключения в русском языке: примеры
Примеры
Наглядный пример, как выглядят начертания обеих категорий.
Пр. | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | |
Стр. | а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й |
Пр. | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
Стр. | к | л | м | н | о | п | р | с | т | у | ф |
Пр. | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | |||
Стр. | х | ц | ч | ш | щ | ъ | ы | ь | э | ю | я |
При сравнении графических значков, стоящих рядом, сразу становится понятно, какие из них ПРОПИСНЫЕ, а где строчные.
Это интересно! Как пишутся корни слов с чередованием гласных: правило и примеры
Правописание заглавных букв
В русском языке употребление двух видов начертания подчиняется правилам соответствующего раздела орфографии. Согласно им, новое предложение начинается с заглавного знака, который как будто возглавляет армию маленьких, обычных значков. Он показывает, что предыдущая мысль закончилась, и началась другая, или просто обозначает начало мысли. Еще с заглавного начинается прямая речь, цитаты, каждая новая строчка стихотворения.
Но есть и другие, более сложные правила, объясняющие правописание заглавной и строчной букв:
- Имена, фамилии, отчества людей и составленные на их основе прилагательные. Например: Яблочкин Андрей Игоревич, Петькина машина.
- Клички животных и составленные от них прилагательные. Например: Тузик, Мурка, Кеша, Пушок, Тузиков ошейник.
- Географические объекты, места, названия (континентов, сторон света, стран, городов, деревень, сел, краев, республик, островов, морей, океанов, рек, озер). Например: Черное море, Балтийское, Атлантический океан, город Москва, материк Африка, поселок Янтарный, республика Адыгея.
- Названия фирм, компаний, магазинов, предприятий. Например: завод «Роствертол», магазин «Пятерочка», фирма обуви «Белвест».
- Названия великих исторических событий, важнейших документов (Первая мировая война, Петровская эпоха).
- Названия печатных изданий, произведений искусств, блюд (журнал «Мурзилка», газета «Московские ведомости», «Лунная соната», картина «Бурлаки на Волге», салат «Цезарь»).
- Названия министерств, важных государственных организаций (Министерство образования, Городская дума).
- Высокие, имеющие большую государственную значимость, должности (Президент, Королева).
- Первое слово названия праздников и важных событий (День рождения, Рождество, Пасха, День победы).
- Местоимение «Вы», когда требуется выражение особого уважения.
- Аббревиатуры – состоят полностью из заглавных значков (КПРФ, МЛМ, ЮФУ).
Во всех остальных случаях, когда слово не включено в категорию собственных имен, а является именем нарицательным, пишутся строчные начертания.
Возможные трудности в выборе варианта
В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.
Важно! Когда выбор размера начертания буквы (заглавного/маленького) требуется для заполнения важных документов или выполнения серьезных заданий, работ – лучше проверить себя по словарям и справочникам.
Возможные затруднения в выборе размера графического значка:
- Собственные имена мифических, исторических, литературных героев, которые стали употребляться обобщенно, в переносном значении, для обозначения определенного характера или образа жизни людей. Правила написания подобных слов неоднозначны: одни пишутся с большой (Обломов, Наполеон, Гамлет), другие со строчной буквы (донкихот, иуда, геркулес, ставшие именами нарицательными). Вариант их употребления дается в словаре.
- Такие же разграничения и свои особенности написания имеют названия географических объектов и важных исторических событий, применяемые в обобщенном (переносном) значении: содом (разврат), олимп (верх), камчатка (последние места) и Чернобыль, Мекка, Хиросима.
- Названия аппаратов, техник, единиц измерения, полученные по именам своих изобретателей, пишутся со строчной буквы. Например: рентген, вольт, паскаль и прочее.
- Фразеологические обороты и термины, где одно из слов является именем собственным, а также составленные по ним прилагательные большого значка не имеют (ахиллесова пята, демьянова уха, рентгеновы лучи).
- Имена прилагательные, которые были составлены по фамилии и имени человека с использованием суффиксов –ск, -овск, -инск – пишутся со строчной буквы (далевский словарь, пришвинская проза).
Полезное видео: строчные русские буквы
Вывод
На самом деле, вникая в материал, преподаваемый на уроках в учебном заведении, ученик и студент хорошо усваивают правописание графических знаков, понимают различия и особенности их употребления, а значит, и серьезных трудностей в соблюдении этой нормы у них не возникает.
Главное – запомнить определения, уяснить для себя некоторые сложности. А в случае затруднения не забывать о возможности обращения к словарю.