Обозначения:
П — прямая речь с большой буквы
п — с маленькой
А — авторский текст с большой буквы
а — с маленькой
Схематическое написание наиболее популярных вариантов диалогов
Вариант 1:
А: «П».
А: «П!»
А: «П?»
Обратите внимание, точка всегда ставится снаружи кавычек. Вопросительный и восклицательный знаки — внутри. Запятую встречала и внутри, и снаружи.
Вариант 2:
«П,» — а.
«П!» — а.
«П?» — а.
Вне зависимости от типа знака в конце прямой речи, в данном случае это — одно предложение. Поэтому авторский текст тут всегда с маленькой буквы.
Вариант 3:
«П, — а, — п».
Авторский текст разрывает одно предложение прямой речи, поэтому после авторского текста стоит запятая, прямая речь продолжается с маленькой буквы.
«Для вас, ребята, всё это превосходно, — сказал он, — вам эта штука по душе, а мне — нет».
( из книги «Трое в лодке, не считая собаки»)
Вариант 4:
«П, — а. — П».
«П? — а. — П».
«П! — а. — П».
Авторский текст следует после законченного предложения прямой речи.
«Кажется, чёртова палатка свалилась, — говорит он. — А где Билл?
«А ты что делаешь? — кричит он в ответ. — Не можешь отпустить, что ли?»
«Ах, тогда! — ответил он, просияв. — Да, вспомнил!»
( из книги «Трое в лодке, не считая собаки»)
Вариант 5:
«П, — а и а: — П».
А: «П», — а.
«Тут не пройти, — сказал Джон. Он огляделся и проворчал: — Похоже, придётся вернуться».
Билл предложил: «А если попробовать вон там», — и указал на едва заметную тропинку вдоль самой стены.
Многоточия в прямой речи:
А: «П…»
«П…» — а.
«П!..» — а.
«П… — а. — П».
«П, — а, — п…»
Оформление диалогов происходит по тем же самым правилам
— П, — а.
— Привет, — улыбнулась Елена.
— П? — а.
— Кофе будешь? – спросил Деймон.
— П! — а.
— Привет! – улыбнулась Елена.
— П… — а.
— Не знаю… — ответила девушка.
— П, — а, — п.
— Привет, — улыбнулась Елена, — рада тебя видеть.
— П, — а. — П.
— Привет, — улыбнулась Елена. – Хорошо, что ты зашел.
— П? — а. — П.
— Уверена? – спросил Деймон. – Второго шанса не будет.
— П! — а. — П.
— Врешь! – бросил Деймон. – В первую очередь, себе самой.
— П… — а, — п.
— Он… — замялась девушка, — он признался мне в любви.
— П… — а. — П.
— Я… — девушка замялась. – Не думаю, что это хорошая идея, Деймон.
— П, — а. А: — П.
— Согласна, — кивнула Елена. Сделав пару шагов в сторону Деймона, она с улыбкой добавила: – Думаю, мы отлично проведем время.
— П, — а. А. — П.
— Согласна, — кивнула Елена. На лице Деймона отразилось удивление – он явно не ожидал подобного ответа. – Думаю, мы отлично проведем время.
— П? — а. А: — П.
— Уверена? – спросил Деймон. Несколько минут он пристально смотрел на Елену, после чего предупредил: – Второго шанса не будет.
— П? — а. А. — П.
— Согласна? — удивилась Елена. Услышав тон ее голоса, Деймон отвернулся. – Не думаю, что это хорошая идея.
— П! — а. А: — П.
— Отлично! – ухмыльнулся вампир. Внимательно осмотрев Елену с головы до пят, он заключил: – Теперь тебе нужно купить новое платье.
— П! — а. А. — П.
— Ух ты! – обрадовалась девушка. Деймон, увидев ее реакцию, улыбнулся. – В таком случае, хочу еще и туфли.
— П… — а. А: — П.
— Хм… – изобразил удивление вампир. С минуту подумав, он согласился: – Твоя взяла, Елена.
— П… — а. А? — П.
— Кофе… – Елена растерялась. Какое кофе может быть, если ей страшно оставаться с Деймоном наедине? – Пожалуй, нет.
На самом деле, есть еще немало вариантов, в которых одни знаки препинания заменяют другие.
Главное – знать основные правила написания, а это: слова автора пишутся после запятой/троеточия/знака вопроса/знака восклицания с маленькой буквы!
Пунктуация. Пробелы
Они являются камнем преткновения для очень многих авторов. Запомните раз и навсегда следующее.
Пробел никогда не ставится перед: двоеточием, троеточием, запятой, точкой, точкой с запятой, восклицательным или вопросительным знаком. Отдельно хочу выделить дефис – он вообще не отделяется пробелами (кроме одного редкого случая, не имеющего к данной теме никакого отношения).
Пробел всегда ставится: перед тире, открывающими скобками и открывающими кавычками; после тире, двоеточия, троеточия, запятой, точки, точки с запятой, восклицательного или вопросительного знака. В случае кавычек и скобок, то после их закрытия пробел ставиться лишь тогда, когда продолжается текст без каких-либо знаков препинания. Во всех остальных случаях (точка, запятая, какой-либо знак и пр.), пробел не нужен.
Пунктуация. Запятая
С запятыми многие куда в большей ссоре, чем с пробелами..
Запятая при обращении.
Многие почему-то забывают, что любые обращения, будь то имена, прозвища и пр., выделяются запятыми.
— Елена, все хорошо.
— Ты невыносим, Деймон Сальваторе!
— Конечно, друг, о чем речь.
— Ну что, красотка, прогуляемся?
Запятая при оборотах.
Запомните: деепричастные обороты всегда выделяются запятыми, независимо от того, в какой части предложения стоят:
Старший Сальваторе сидел на диване, распивая бутылку виски.
Стоя под струйками горячей воды, девушка мечтала о том, как шикарно пройдет сегодняшний вечер.
Чтобы правильно расставить запятые при причастном обороте, вам необходимо знать определяемое слово.
Если оборот стоит после этого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Если перед – запятые не ставятся:
Джинсы, неприлично низко посаженные на бедрах, норовили в любую секунду сползти еще ниже.
Определяемое слово – джинсы. Если переставить оборот перед определяемым словом, получается следующее:
Неприлично низко посаженные на бедрах джинсы норовили в любую секунду сползти еще ниже.
Если определяемое слово выражено личным местоимением, то расположенный перед ним оборот все же выделяется запятой:
Эгоистичный в своей страсти, Деймон мечтал обладать Еленой единолично.
Запятая в сложных предложениях.
Очень просто и доступно все сказано здесь: www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_PunctSentCm.htm. От себя хочу добавить: учитесь быстро разделять сложные предложения на простые. Если вы объединяете несколько простых предложений, каждое из которых имеет подлежащее и сказуемое, то непременно должны использовать правильные пунктуационные знаки.
В большинстве случаев запятой бывает достаточно:
Полнолуние наступит всего через каких-то семнадцать часов, и это мизерное время – все, что у них осталось.
Кому интересно — почитайте о правилах применения запятой здесь: new.gramota.ru/spravka/rules/?rub=zap.
Как правильно оформить прямую речь
Рассказываем, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, и приводим примеры для каждого случая.
Любой художественный текст немыслим без прямой речи. Персонажи общаются, задаются риторическими вопросами, что-то восклицают и стремятся поделиться с миром мыслями. Даже в нехудожественном произведении нам может повстречаться необходимость правильно передать прямую речь, например, пересказав разговор с важными для понимания темы спикерами или процитировав эксперта. Как писать диалоги мы уже рассказывали, а в этой статье мы рассмотрим, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямая речь после слов автора
Если прямая речь располагается после слов автора, то выделяется кавычками, а первое слово пишется с заглавной буквы. Авторский текст обосабливается двоеточием. Точка всегда располагается за кавычками, все остальные знаки препинания — перед. Схемы оформления выглядят следующим образом:
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
Рассмотрим примеры.
Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»
Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».
Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»
Прямая речь перед словами автора
Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.
Рассмотрим схемы оформления прямой речи:
«П», — а.
«П?» — а.
«П!» — а.
Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.
«Джим, мальчик мой, передай мне карабин», — попросил доктор Ливси.
«А где Джим?» — спохватился Трелони.
«Пираты, сэр!» — воскликнул Джойс.
Прямая речь внутри слов автора
В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.
А: «П», а.
А: «П!» — а.
А: «П?» — а.
Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.
Доктор пожал плечами, произнёс: «Ох уж этот сквайр», и скрылся в дверях своей каюты.
Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому!» —
и
решительно выскочил из комнаты.
Слова автора внутри прямой речи
Если авторская речь оказывается внутри прямой, то слова автора отделяются от прямой речи знаками тире. Если вся прямая речь представляет собой одно предложение, то в конце первой части реплики ставится запятая, а вторая начинается со строчной буквы.
«Знаешь, Джим, — задумчиво произнёс Ливси, — мне никак не даёт покоя одна мысль».
Авторский текст может оказаться внутри реплики, в таком случае слова автора отделяются от прямой речи знаком тире. Реплика может состоять как из одного предложения, так и из нескольких. В первом случае в месте разрыва ставится запятая, а второй отрывок начинается со строчной буквы. Во втором в месте разрыва по-прежнему держится запятая, а вот после авторского текста уже должна ставиться точка, а второй отрывок стартует с прописной.
«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»
«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».
Вторая часть может состоять и из нескольких предложений. Закрывающие кавычки должны стоять в конце последнего из них.
«Я арендовал шхуну, нашёл нам отличного повара и нанял остальную команду, — с довольным видом сообщил Трелони. — Джентльмены, вы просто не представляете! Все, буквально все, узнав, что мы отправляемся за сокровищами, пытаются нам помочь!»
Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.
«П, — а, — п».
«П! — а. — П».
«П? — а. — П».
Знаки препинания при диалоге
Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.
В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.
— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?
— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.
— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?
— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.
Если реплику предваряет авторская речь, она отделяется двоеточием, а сама фраза пишется с новой строки.
Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:
— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!
Если реплика предваряет авторскую речь, то она отделяется тире и одним из трёх знаков препинания.
— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.
— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.
— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.
Если авторская речь разрывает реплику, то отделяется запятой и тире.
— Одни боялись Пью, другие Билли Бонса, а меня, — Сильвер обвёл свирепым взглядом присутствующих, — меня боялся сам Флинт.
Если реплика разделяет слова автора, то её следует начать с новой строки. Первый авторский отрывок замыкает двоеточие, а от второго реплику отделяют запятая или два других знака препинания.
Открылась дверь, вошёл высокий, статный джентльмен.
Мужчина поставил саквояж на столик и дружелюбно взглянул на лежащего в постели пирата.
— Здравствуйте, здравствуйте, я — доктор Ливси. — доктор внимательно оглядел Бонса и сморщил нос.
При диалоге авторский текст не обязателен.
— Атос!
— Портос!
— И Арамис!
— А где гасконец?
— Вот он я!
Абзацы при прямой речи
С нового абзаца следует начинать:
-
Вводящие в текст прямую речь предложения за исключением тех, что начинаются с союзов И или НО.
-
Не связанный с прямой речью по смыслу авторский текст сразу после неё, за исключением предложений, начинающихся с союзов И или НО.
-
Обозначающий действие авторский текст, оказавшийся между двумя репликами одного и того же оратора.
-
Выражающую невысказанные мысли автора прямую речь, если слова автора попадают в конец или середину мысли.
Прямая речь и цитаты
В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.
Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.
Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.
Другие правила использования прямой речи
Прямая речь не выделяется кавычками, если:
-
Не ясно, кто её произносит.
Про Джона Сильвера говорили, что его боится сам Флинт. -
Её нельзя отличить от косвенной.
И тут Джим задумался: зачем он вообще полез в эту бочку? -
Посреди прямой речи встречается слово «говорит», проясняющее личность оратора.
Выйду, говорит, и всех пиратов уложу одной левой. -
Мы пишем новостную заметку и вставляем в середину прямой речи ссылку на её авторство.
На острове Черепа, передаёт наш специальный корреспондент с борта шхуны «Испаньола», состоялись стычки между представителями короны и зловредными пиратами. -
Автор приводит цитируемый фрагмент не дословно.
Размеры сокровищ Флинта, отметил Трелони, никому конкретно не известны.
- →
- →
Была ли данная статья полезна для Вас?
Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование.
Существует три основных способа передачи чужой речи:
- предложения с прямой речью;
- предложения с косвенной речью;
- цитаты.
Предложения с прямой речью
Прямая речь — это способ передачи чужой речи с сохранением всех её особенностей: интонации, лексики, неполноты предложений, порядка слов; использование междометий, обращений, восклицаний, частиц, вводных слов…
Пример:
Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне!» (М. Лермонтов)
Предложения с прямой речью включают слова автора (комментирующую часть, в которой указывается, кому эта речь принадлежит, как, при каких условиях она была сказана, кому адресована…) (А, а) и прямую речь (П, п).
Варианты оформления прямой речи на письме
1. Если прямая речь стоит перед словами автора, то первое слово прямой речи пишется с прописной буквы; в начале и в конце прямой речи ставятся кавычки, а после неё — запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире.
Пример:
«П», — а.
«Здесь когда-то мы жили», — вздохнул Иван.
«П!» — а.
«Да ведь это наша школа!» — воскликнул Илья.
«П?» — а.
«Что о Сидорове слыхать-то?» — поинтересовался Олег.
2. Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.
Пример:
А: «П».
Посмотрев в небо, Игорь задумчиво сказал: «Птицы уже улетели».
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
А: «П?»
Доктор поинтересовался: «Какая у вас была температура?»
3. Если прямая речь разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире.
Пример:
«П, — а, — п(?!)».
«Всё-таки лучше, Максим Максимыч, — отвечал он, — чтобы совесть была чиста» (М. Лермонтов).
«П(?!), — а. — П(?!)».
«О чём ты думаешь? — спросила Ира. — Может, о будущем?»
Диалог — это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или нескольких лиц.
Пример:
— Может быть, сегодня уедем? — спросил отец.
Архип на минуту задумался, потом уверенно ответил:
— Сегодня рано, лучше завтра с утра.
Каждая реплика записывается с новой строчки, а перед репликой ставится тире. Кавычки не ставятся. Важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора.
Пример:
— На каток поедешь?
— Сегодня не смогу.
— А когда?
— Пока не знаю.
Прямая речь: схемы оформления с примерами
Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.
На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.
Прямая речь после слов автора
- А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».
- А: «П!?…» Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»
Прямая речь перед словами автора
- «П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.
- «П!?…» — а. «Помните правила?» — спросил учитель.
Прямая речь внутри слов автора
- А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
- А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
- А: «П!?…» — а. Когда учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — все промолчали.
Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:
-
Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:
запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.
-
Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:
тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.
В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:
тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.
Иначе говоря, при наличии в прямой речи знаков !/?/… первое правило (запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва слов автора) не действует и вместо запятой ставится тире.
Разница хорошо заметна на таких фразах:
Сказав: «До встречи», она быстро вышла.
Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.
Слова автора внутри прямой речи
- «П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
- «П!?… — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
- «П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».
Схемы оформления цитат
Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи, описанным выше ↑.
Читайте по теме оформления прямой речи:
- Четыре случая, когда кавычки при прямой речи не нужны
- Знаки препинания перед прямой речью, начинающейся с абзаца (например, при оформлении диалога)
- Нестандартное оформление прямой речи: точка вместо запятой и слова автора с большой буквы
- Сочетаем знаки конца предложения с кавычками
Проверим ваш текст
Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.
Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».
Прямая речь — это точная передача чужой речи с сохранением особенностей лексического состава и синтаксического построения.
Рассмотрим, что такое прямая речь, способы её оформления с помощью знаков препинания. Приведем примеры и схемы предложений с прямой речью.
Что такое прямая речь?
В произведениях художественной литературы ведется повествование от лица автора. В авторском тексте часто используется прямая речь — дословное высказывание или сообщение того лица, кто что-то говорит или думает. Прямая речь буквально передает высказывание или мысли персонажа произведения.
«Да не переживай ты так!» — сказала сестра и ободряюще улыбнулась мне.
«Что мне ответить ему?» — подумала Катя.
Как дословная передача высказывания, прямая речь сохраняет все его особенности.
Предложения с прямой речью состоят из двух частей:
- слова автора;
- речь действующего лица.
Речь автора сопровождает высказывание говорящего лица. В авторских словах употребляются слова и словосочетания, обозначающие процессы речи или мысли:
Примеры
сказать, говорить, спросить, поинтересоваться, ответить, промолчать, шептать, кричать, приказать, решить, просить, думать, подумать, вспомнить и пр.
Нередко слова персонажа предваряют глаголы, обозначающие действия или чувства, сопровождающие процесс разговора:
Примеры
удивиться, насторожиться, обрадоваться, засмеяться, вздохнуть, обидеться, огорчиться, ужаснуться и пр.
В предложении авторские слова и прямая речь объединяются интонацией и смыслом.
В русском языке существует множество вариантов оформления предложений с прямой речью в зависимости от местоположения речи говорящего лица по отношению к словам автора.
Прямая речь может находиться
- перед словами автора;
- после авторских слов;
- внутри авторской речи;
- слова автора внутри прямой речи.
Рассмотрим основные способы пунктуационного оформления предложений с прямой речью. Составим схемы предложений, используя условные обозначения:
- А (а) — слова автора;
- П (п) — прямая речь.
Прямая речь перед словами автора
Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью зависит от её места по отношению к словам автора.
Если прямая речь начинает предложение, то она заключается в кавычки, а первое её слово пишется с прописной буквы. После кавычек ставится запятая, если это повествовательное предложение. Вопросительный, восклицательный знак или многоточие употребляются перед кавычками. Затем ставим тире, а последующие слова автора пишем со строчной (маленькой буквы). В конце предложения ставим завершающий знак — точку.
Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора
«Я уже прочитала эту повесть Пушкина», — сказала Аня.
«Сколько можно звать тебя!» — громко воскликнула сестра.
«Неужели уже пошёл дождь?» — огорчилась Настя.
«Как здесь тихо и темно…» — подумал Андрей.
Прямая речь после слов автора
Если слова автора вводят прямую речь, то после них ставятся двоеточие, а прямая речь оформляется кавычками. Первое слово прямой речи начинается с прописной буквы. После завершения прямой речи ставится соответствующий знак конца предложения. Учтем, что вопросительный, восклицательный знак и многоточие следует поставить перед кавычками, а точка — после них.
Схемы предложений с прямой речью после слов автора
Саша сказал своему другу Алёшке: «Я отремонтировал велосипед и накачал шины, можем поехать на реку».
Мама взглянула в окно и вздохнула: «Когда же закончится этот нудный дождь?»
Через минуту из дома на крыльцо выскочил босоногий Петька и закричал: «Айда на речку!»
Валя с грустью подумала: «Никто не звонит…»
Слова автора внутри прямой речи
Прямая речь делится на две части, если авторские слова находятся в её середине.
Если прямая речь представляет собой одно предложение, которое разрывается словами автора, то после первой её части ставится запятая и тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы. После них снова ставится запятая и тире. Прямая речь продолжается со строчной буквы. В конце предложения ставится соответствующий цели или интонации предложения пунктуационный знак.
«В нашем весеннем саду, — говорит Лена, — лепестки цветов яблони как розовое облако».
Если прямая речь состоит из нескольких предложений, а слова автора располагаются между ними, то знаки препинания после первой части прямой речи те же. После слов автора ставится точка и тире. Следующее предложение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце ставится соответствующий знак препинания.
«Сегодня чудесный день, — сказала Ирина маме.- Я, пожалуй, позвоню подруге и схожу с ней в зоопарк».
«На улице морозный ветер, — сообщила Настя.- У меня щеки так и горят огнём!»
«Стучатся в дверь! — испугался мальчик. — Кто там?»
«Постоим немного тут…- прошептала она.- А сейчас звони в дверь».
В словах автора могут быть два глагола со значением речи или мысли. Первый глагол относится к первой части прямой речи, а второй вводит второе предложение. Тогда после слов автора следует поставить двоеточие и тире. А вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы, как представлено на схеме.
«Я сегодня что-то притомился, — сказал отец и добавил: — Сейчас отдохну немного и тогда помогу тебе».
Прямая речь внутри слов автора
Слова автора могут «обрамлять» прямую речь. Знаки препинания расставляются так, как представлено на схемах.
Его слова: «Тихо вокруг» — прозвучали неожиданно громко.
На зов внучки:» Пойдёмте играть в шашки!» — бабушка только укоризненно посмотрела на неё, не переставая помешивать кипящее вишневое варенье в широкой кастрюле.
Мой вопрос: «Как вы себя чувствуете?» — смутил Надюшу.
Его просьба, высказанная с некоторым смущением в голосе: «Обожди немного…» — прозвучала некстати.
Особо обратим внимание на случай, когда после прямой речи ставится только запятая без тире.
При расставании друг сказал мне напоследок: «Может, мы никогда больше не увидимся с тобой», грустно вздохнул и обнял меня.
Прямую речь можно убрать, и тогда выяснится, что в предложении необходима запятая, оформляющая перечисление однородных сказуемых:
При расставании друг сказал мне напоследок, грустно вздохнул и обнял меня.
Видео «Прямая речь»
Тест
Помимо всего прочего, весьма полезно для пишущей братии грамотно писать. Известный сатирик-пародист А.А. Иванов изрёк фразу: «Велик могучий русский языка!» Спору нет, очень велик и могуч, да вот беда — ещё и сложный неимоверно по грамотности изложения. Сам, увы, грешу не редко, особенно бросаюсь в крайности при написании и редактировании диалогов. Сегодня, к великой моей радости, наткнулся в инете на удачную подборку основных правил их написания, чем с удовольствием поделюсь с Вами, полагаю, что для каждого из нас они (эти правила) не будут излишними.
Основные правила написания диалогов
Большинство авторов в своих произведениях используют диалоги, которые от прямой речи отличаются отсутствием кавычек и тем, что в диалогах каждая реплика начинается с нового абзаца. Реплику в кавычках обычно используют для отображения мыслей героя. Существуют довольно строгие правила написания и того, и другого. Я потратила целый вечер, чтобы собрать всё, что в сети есть по этой теме, и кратко, максимально доходчиво изложить тут. Надеюсь, кому-то будет полезно.
Начну с пунктуации, то есть с того, какие знаки препинания следует использовать. Пару слов о терминах:
Реплика – фраза, которую произносят вслух или про себя персонажи.
Слова автора – фраза, содержащая атрибутивный глагол (сказал, ответил, спросил и т. д.) или заменяющее его словосочетание.
1. Диалоги без слов автора
Если в разговоре участвуют 2 человека, зачастую можно обойтись и без слов автора. Тогда перед репликой ставят тире (ниже я расскажу, где его взять, так как на клавиатуре такого значка нет, и многие обходятся дефисом, что не очень красит текст), затем пробел. В конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак, или же многоточие.
— Простите, это что?
— Модная стрижка…
— Этот кошмар вы называете модной стрижкой?!
2. Диалог со словами автора после реплики
Тут ситуация сложнее. Точка меняется на запятую, остальные знаки остаются неизменными. Далее идет пробел, затем тире, потом снова пробел и слова автора ВСЕГДА пишутся с маленькой буквы.
— Простите, это что? — спросила я.
— Модная стрижка, — уверенно ответила парикмахерша.
— Этот кошмар вы называете модной стрижкой?! — возмущенно возразила я.
3. Диалог со словами автора перед репликой
В этом случае после слов автора, которые в начале диалога обычно не выделяют абзацем, ставится двоеточие, затем с новой строки идет реплика. Фраза, относящаяся к следующей реплике, также должна начинаться с новой строки.
Я взглянула в зеркало и спросила:
— Простите, это что?
Парикмахерша уверенно ответила:
— Модная стрижка.
4. Слова автора внутри реплики
Это самое сложное. Именно тут делается большинство ошибок, потому что мы имеем больше вариантов. Основных вариантов два: слова автора разрывают предложение или слова автора находятся между предложениями. В обоих случаях реплика начинается так же, как и в примере «реплика – слова автора», то есть: тире, пробел, реплика, затем ставится запятая, пробел, тире, пробел и слова автора с маленькой буквы. А вот дальше есть небольшие различия.
4.1. Слова автора внутри одного предложения реплики
В этом случае после слов автора ставится запятая и реплика, перед которой ставится тире, продолжается с маленькой буквы.
– Бог с тобой, – сказал мечник, – но смотри, если хоть веточку сделаешь не так, пожалеешь.
4.2. Слова автора между предложениями
Здесь слова автора заканчиваются точкой, а реплика (после тире, конечно) начинается с большой буквы.
– Я зайду завтра вечером, – пообещала она. – Принесу тебе книгу.
Следующий вариант встречается редко, слова автора в этом случае чаще всего включают два атрибутивных глагола, и представляет собой сочетание вариантов «реплика – слова автора» и «слова автора – реплика», соединенных в одну структуру. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире. Пишутся одной отдельной строкой.
— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?
— Здравствуй, Михаил Прославович! – скороговоркой выпалил он, бросаясь к воину. И тут же добавил: – Пойдем, не хочу книгам учиться, хочу на мечах биться!
В литературе встречаются и другие, еще более сложные конструкции, но нам они, я думаю, ни к чему.
Прямая речь, которую мы используем, как правило, для передачи мысли персонажа, оформляется так же, только реплика выделяется кавычками, а тире перед ней не ставится. Если вы решили облечь в такую форму диалог, что допустимо, начинать каждую реплику с нового абзаца не нужно, весь разговор можно оформить в одном абзаце.
Рассмотрим несколько вариантов на примерах: так короче и нагляднее.
«Хоть бы эта пытка уже закончилась», — вздохнул про себя мальчик.
«Когда эта пытка уже закончится?» — вздохнул про себя мальчик.
Мальчик вздохнул про себя: «Хоть бы эта пытка уже закончилась».
Мальчик вздохнул про себя: «Когда эта пытка уже закончится?»
Мальчик выпрямился и подумал: «Когда эта пытка уже закончится?» — как вдруг всё стихло.
Обратите внимание, запятая и точка ставятся ЗА кавычками, а вопросительный (и восклицательный тоже) знак – ПЕРЕД кавычками.
Вот, пожалуй, и все, что нужно знать о пунктуационном оформлении. Обычно приводят схемы наподобие — П! — а. или А: «П», — а. Но я сама в них путаюсь, поэтому не стала этого делать. На примерах проще понять, мне кажется. Если надо, сами найдите в сети, но они, в основном, к прямой речи относятся.
Теперь по поводу самих диалогов. Опытные писатели советуют минимизировать слова автора, а также сами реплики. Убирать ненужные описания, удалять лишние неинформативные реплики, ненужные «украшательства» (это касается не только диалогов). Но это, конечно, дело автора. Лишь бы чувство меры не отказало.
Непрерывный диалог не должен быть слишком длинным, это замедляет развитие сюжета. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, в целом же сюжет должен развиваться гораздо быстрее. Если продолжительный диалог так уж необходим, то его следует немного разбавить описаниями действий, эмоций героя и так далее.
Важно не засорять диалог фразами, которые не несут полезной для развития сюжета информации. Диалог должен звучать максимально естественно, нельзя использовать длинные многоэтажные предложения или выражения, не употребляемые в разговорной речи. Конечно, если этого не требует замысел автора. Самый простой способ контроля естественности – чтение вслух. Вычурные слова и длинноты будут резать слух, а глазом их можно и не заметить (это тоже касается не только диалогов).
Еще одна ошибка – излишнее или однообразное употребление атрибутивных глаголов. По возможности убирайте авторские комментарии в диалогах: «сказал он», «произнесла она» и так далее. Если и так понятно, кто что говорит, убираем, не раздумывая!
Не стоит повторять одинаковые атрибутивные глаголы (он сказал, она сказала, он спросил, она ответила), можно вместо атрибутивного глагола найти фразу, которая будет описывать действие героя, а потом — его реплику. Синонимов к слову «сказал», несущих различные эмоциональные оттенки, существует великое множество. О том, где их брать, я писала в теме «Стилистика».
Нужно отличать атрибуцию от основного текста. Если атрибутивного глагола или заменяющего его слова нет, это просто текст, и оформляется он отдельной от реплики строкой.
– Ну я пошел, – мальчик отвернулся и побрел прочь.
Это неправильно, так как фраза, стоящая после реплики НЕ является атрибутивной. Правильно сделать так:
– Ну я пошел.
Мальчик отвернулся и побрел прочь.
А теперь о том, откуда же брать красивенькие длинненькие тире, которых нет на клавиатуре.
Я как-то проводила опрос на эту тему; из 16 человек, которые добросовестно используют в своих работах тире, 11 просто копируют его из какого-либо текста и вставляют в нужное место. Я тоже так делала, это быстрее, чем использовать схему буква-пробел-дефис-пробел-буква-пробел, при которой в Ворде автоматически дефис преобразуется в тире. Но теперь у меня есть компьютерная клава с цифровым блоком. На нем обычное тире получается сочетанием Ctrl и минуса в верхнем правом углу, а длинное, именно его мы применяем в прямой речи – сочетанием Ctrl-Alt-минус. Есть и другие способы, но они сложнее, на мой взгляд.
источник: ww.fan-fantasy.com/forum|11-466-1
Прямая речь. Диалог
Прямая речь – это дословная передача чьих-то слов.
Часто нам нужно целиком, без искажения передать на письме свои слова или рассказать о том, что говорил другой человек. В таких случаях мы используем прямую речь.
При передаче чужих слов нам бывает важно сказать и о том, кто это говорил, показать, как слова были произнесены и какой эмоциональный оттенок они содержат (например, глаголы сказать, приказать, попросить, умолять и т.д. имеют разное значение, используются в разных ситуациях), поэтому предложения с прямой речью состоят из двух частей:
-
слов автора – кому принадлежит прямая речь, глагол, указывающий на то, как произнесены слова и т.д. (обозначаем в схемах «А»);
-
прямой речи (обозначаем в схемах «П»).
Прямая речь на письме выделяется кавычками, а первое ее слово пишется с заглавной (большой) буквы.
Пунктуация в предложениях с прямой речью зависит от того, где стоят слова автора:
-
Начинаем со слов автора.
-
Если слова автора стоят ДО прямой речи, то после них мы ставим двоеточие.
Схема такого предложения будет выглядеть так: А: «П».
Пример:
Дамблдор сказал: «Этот шрам останется у него на всю жизнь».
Стоит запомнить!
Внутри кавычек мы точку не ставим!
Если в конце прямой речи должна стоять точка, то мы закрываем кавычки и ставим току после них, как на схеме:
А: «П».
Если в конце прямой речи нужно поставить восклицательный или вопросительный знак, то мы сначала ставим восклицательный или вопросительный знак, потом закрываем кавычки, а точку в конце предложения не ставим.
Схемы тогда получаются такими:
А: «П!»
Пример:
Дамблдор сказал: «Этот шрам останется у него на всю жизнь!»
А: «П?»
Пример:
Дамблдор спросил: «Этот шрам останется у него на всю жизнь?»
-
Слова автора могут стоять ДО прямой речи, но еще и продолжаться после нее, тогда:
Если прямая речь – повествовательная, то после нее перед словами автора мы ставим запятую, а затем – тире.
Схема будет выглядеть так:
А: «П», – а.
Пример:
Дамблдор сказал: «Этот шрам останется у него на всю жизнь», – подтвердив догадку профессора МакГонаглл.
Если прямая речь – вопросительная или восклицательная, то внутри кавычек ставим вопросительный или восклицательный знак, закрываем кавычки, а перед словами автора ставим тире.
Получится одна из таких схем:
А: «П?» – а.
Пример:
Дамблдор спросил: «Этот шрам останется у него на всю жизнь?», – посмотрев на профессора МакГонаглл.
А: «П!» – а.
Пример:
Дамблдор подтвердил: «Этот шрам останется у него на всю жизнь!», – подтвердив догадку профессора МакГонаглл.
-
Начинаем с прямой речи.
-
Если слова автора стоят ПОСЛЕ прямой речи, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы, а перед ними мы ставим тире.
Схема такого предложения:
«П», – а.
Пример:
«Этот шрам останется у него на всю жизнь», – подтвердил Дамблдор.
Стоит запомнить!
Внутри кавычек после прямой речи мы никогда не ставим точку!
Если прямая речь произносится с повествовательной интонацией (в обычном предложении мы ставим в таких случаях в конце точку), то мы закрываем кавычки, ставим запятую, тире и пишем слова автора.
Схема такого предложения:
«П», – а.
Пример:
«Этот шрам останется у него на всю жизнь», – сказал Дамблдор.
Если в конце прямой речи должен стоять восклицательный или вопросительный знак, то мы сначала ставим восклицательный или вопросительный знак, потом закрываем кавычки, ставим тире и пишем слова автора.
Схемы таких предложений:
«П!» – а.
Пример:
«Этот шрам останется у него на всю жизнь!» – воскликнул Дамблдор.
«П?» – а.
Пример:
«Этот шрам останется у него на всю жизнь?» – удивился Дамблдор.
-
Если слова автора РАЗРЫВАЮТ прямую речь, то есть такие схемы пунктуационного оформления:
«П, – а, – п». (если на месте разрыва прямой речи не должен был быть какой-либо знак препинания или должна была ставится запятая, тире, двоеточие)
Пример:
«Этот шрам, – сказал Дамблдор, – останется у него на всю жизнь».
«П, – а. – П». (если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка)
Пример:
«Этот шрам останется у него на всю жизнь, – сказал Дамблдор. – Шрамы могут сослужить хорошую службу».
«П? – а. – П». (если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный знак)
Пример:
«Этот шрам останется у него на всю жизнь? – спросил Дамблдор. – Шрамы могут сослужить хорошую службу».
«П! – а. – П». (если на месте разрыва прямой речи должен был стоять восклицательный знак)
Пример:
«Этот шрам останется у него на всю жизнь! – удивился Дамблдор. – Шрамы могут сослужить хорошую службу».
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
Именно с помощью диалога мы общаемся с людьми (родителями, друзьями, одноклассниками и др.).
Диалог состоит из обмена высказываниями, которые называются репликами.
На письме каждая реплика (слова участника диалога) пишется без кавычек, с новой строки, а перед ней ставится тире.
Пример:
– Ваня, придешь сегодня во двор в футбол играть?
– Приду, Петя!
В диалоге тоже могут быть слова автора. Перед ними ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но кавычек при прямой речи нет.
Пример:
– Андрей, ты знаешь, что такое прямая речь? – спросила учительница.
– Знаю. Прямая речь – это дословная передача чьих-то слов, – ответил Андрей.