Как пишется шся или шься

Правописание шься и шся

Правописание глаголов, а именно их окончания ТСЯ и ТЬСЯ – одна из наиболее «заезженных» тем в интернете, но тем не менее на просторах сети встречается огромное количество таких ошибок. Поэтому не будем лениться, и еще раз вспомним, когда же стоит писать глаголы с ТСЯ, а когда с ТЬСЯ.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Для копирайта вам желательно знать не только элементарные правила определения необходимости в наличии или отсутствии мягкого знака в глаголах, но и, так сказать, «официальные» правила русского языка. Поэтому начнем с них. Итак, глаголы нужно писать через ТЬСЯ в трех случаях:

1. Если глагол в инфинитиве, т.е. в начальной форме – учиться, бояться и так далее.

2. Глаголы, которые стоят во втором лице единственного числа (употребляются с местоимением ты) в настоящем и будущем времени. Например, ты работаешь (сейчас) и ты поработаешь (в будущем). В данном случае глаголы будут содержать окончание ШЬСЯ.

3. В повелительном наклонении после согласных (кроме букв Г и Й). Например, исправьте, учись и так далее.

Если говорить об ТСЯ и ТЬСЯ, то ТЬСЯ в глаголах пишется в инфинитиве (что делать?), а ТСЯ в глаголах в третьем лице единственном числе (что сделает?).

Исходя из последнего правила, для того, чтобы понять вариант правильного написания к глаголу нужно поставить вопрос. Если вопросом будет что делает/сделает?, то пишем глагол без мягкого знака (через ТСЯ), а если вопросом будет что делать?, то через мягкий знак (ТЬСЯ). Несмотря на довольно сложные, на первый взгляд, правила, все достаточно просто, поэтому убедительная просьба – не допускайте ошибок с написанием глаголов.

Получайте актуальную информацию по SEO, блоггингу и заработку в Интернете прямо на ваш почтовый ящик

Урок № 29 Правописание -ться, -шся в конце глаголов

Правописание -ться, -шся в конце глаголов

Цель: повторить и закрепить знания семиклассников о дієсло во, его морфологические признаки; способствовать укреплению навыков

изменять глаголы настоящего времени, правописания глаголов,

оканчивающиеся на -ться, -шся, находить и объяснять

орфограми; развивать творческие умения сопоставлять, сравни вать, моделировать, конструировать языковые явления, воспроизвести ваты деформированное высказывание, содержащее глаголы на

-ться, -шся; с помощью мовленнєво-коммуникативного

дидактического материала воспитывать у семиклассников самые лучшие нравственные ценности.

Лексикология и фразеология: усвоение самых употребляемых пословиц, прика зок, в состав которых входят глаголы.

Фонетика и орфоэпия: произношение глаголов на -ться, -шся.

Текст (риторический аспект): составление высказываний в художественном сти ли с глаголами.

Орфография: правописание -ться, -шся в конце глаголов.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

И. Организационный момент

ИИ. Знакомство семиклассников с темой, целью и

III. Актуализация опорных знаний,

умений и навыков семиклассников

 Восстановить пословицы: вставить нужные по смыслу глаголы на-ться,

— шся. Записать предложение. Определить спряжение глаголов и другие морфо логические признаки.

1) Не плюй в колодец, потому что . и тебе воды . 2) как. так и будешь спать.

3) силовым конем. 4) Зло, причиненное чужому теленку, . на твоей ко-

90 все уроки украинского языка в 7 классе

рови. 5) человек человеком. а дерево-землей. 6) Держись за гриву, бо

за хвост. 7) в ноги. а за пятки кусает (род.

Материал для учителя: 1) Не плюй в колодец, потому что придется и тебе

воды напиться. 2) как постелешься, так и будешь спать. 3) силовым конем

не заработаешь. 4) Зло, причиненное чужому теленку, окатится на твоей корове.

5) человек человеком держится, а дерево — землей. 6) Держись за игры ву, потому что за хвост не удержишься. 7) в ноги кланяется, а за пятки кусает.

 Прочитать глаголы на -ться, -шся, соблюдением орфоэпических норм.

Коллективная работа над текстом

 Прочитать текст. Определить жанр высказывания, стилевую относится ность, тему и основную мысль.

Оля и Лида пошли в лес. После утомительного пути они сели на траве

отдохнуть и пообедать. Вытащили из сумки хлеб, масло, яички. Когда девушки

уже закончили обедать, недалеко от них сел на дерево соловейко и за пел. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала объедки и куски

газеты, бросила под куст. Лида собрала объедки в газету, завернула и по клала в сумку.

— Зачем ты собрала мусор? — спросила Оля.- Это же в лесу. Никто

не видит (В. Сухомлинский).

 Что ответила Лида на вопрос Оли?

 Выписать выделенные глаголы. Образовать от них формы второго лица

единственного, третьего лица множества настоящего или будущего времени.

Объяснить употребление мягкого знака в образованных глаголах.

 Записать под диктовку текст. Объяснить правописание глаголов на -ться,

Костяное поле стелется во все стороны скатертью нежной озими.

Возвращаешься в деревню, и светят тебе гроздья калины на деревенской окраине.

Не угасают и тогда, когда группа расходится по домам.

С приходом зимы все помнят о Калине. Красуются огоньки

красных гроздей. Сорвешь одну ягоду, вторую. скривишься, но потом по смеешься от такого целебного вкуса! (По Есть. Гуцалом).

 Уписать в горизонтальные строки глагола в форме II лица единственного числа первого времени, инфинитивы которых имеют такое лексическое значение.

1. Проводить время за каким-нибудь занятием, которое служит для развлечения,

отдыха. 2. Быстро передвигаться. 3. Направлять взгляд, стремясь

увидеть кого-то. 4. Доводить до сухого состояния, делать сухим. 5. Радоваться,

показывая это на лице.

Ключ: 1. Играешь. 2. Несешься. 3. Смотришь. 4. Сушишься. 5. Смеешься.

 Записать образцы устного народного творчества, располагая в логической

последовательности представлены слова и ставя их в нужной форме. Найти

и подчеркнуть главные члены предложения.

1) Правда, не, от, спрятать. 2) бояться, суд, не, правда. 3) миновать,

одна, правда, все, остаться. 4) разжиться, он, не, у, Среди, зима, и, льд.

5) Слово, от, лед, и, размораживаться (Нар. творчество).

 Определить инфинитивы, от которых можно образовать безличные глаголы.

IV. Систематизация и обобщение знаний по теме

 Подумать и дать ответы на вопросы:

1. Какие временные формы свойственны глаголам совершенного и несовершенного

2. Совпадает ли произношение и написание буквосочетаний -ться, -шся?

VI. Домашнее задание

Подобрать и записать 4-5 народных изречений на морально-этическую те му с глаголами на-ться, — шся. Записать глаголы фонетической транскрипцией.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Урок № 28 Устное сочинение-описание внешности человека в художественном стиле

Урок по русскому языку 4 класс «Спряжение глагола»

Урок № 27 Буквы е, и в личных окончаниях глаголов I и II спряжений

Урок № 26 Спряжение глаголов настоящего времени

Урок № 25 Глаголы I и II спряжений

Урок № 24 ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ) ПО ТЕМЕ «Глагол как часть речи»

Шаблон сочинения-рассуждения для обучающихся с ОВЗ

Урок № 23 Способы созидания глаголов

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5209626 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки

Время чтения: 1 минута

В Москве увеличат зарплату педагогам

Время чтения: 1 минута

Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали две золотые медали на Международной олимпиаде по математике

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Мягкий знак после шипящих в глаголах — правила, примеры и упражнения

Употребление мягкого знака в глаголах

Правописание мягкого знака в глаголах не зависит от рода, которым, к примеру, регулируется его использование в именах существительных. У этой части речи знак «ь» указывает на глагольные формы. Так, мягкий знак после шипящих пишется в словах:

  • инфинитивах (неопределённой форме глагола) — отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?»;
  • окончаниях глаголов изъявительного наклонения во втором лице единственного числа — в сочетании или потенциальной возможностью применения местоимения «ты»;
  • глаголах повелительного наклонения второго лица как единственного, так и множественного числа — в форме слова идёт прямое указание на действие (местоимения «ты» и «мы»).

Следует отметить, что мягкий знак также сохраняется после шипящих в глаголах, заканчивающихся на суффиксы «-ся» и «-те». В этом случае речь идёт о так называемых возвратных глаголах.

Исключения из правил

Как и любые правила, употребление знака «ь» в глагольных словоформах имеет исключения. Здесь следует чётко различать морфемы, в которых встречается шипящий звук.

Так, в корне глаголов после шипящего и перед последующей согласной буквой мягкий знак не употребляется. Примерами таких исключений могут служить слова и словосочетания вроде «не обожгись», «не сочти за обиду», «начни», «прочти».

Примеры использования

Для лучшего запоминания правила следует использовать примеры. Так, мягкий знак употребляется в следующих случаях.

После «ж», «ч», «ш», «щ» в глаголах неопределённой формы (инфинитив):

  • сберечь (деньги);
  • отвлечь (внимание);
  • достичь (победы);
  • беречь (тетрадь);
  • стеречь (отару);
  • предостеречь (об угрозе);
  • залечь (на дно);
  • увлечь (за собой);
  • налечь (на пищу);
  • развлечь (присутствующих);
  • слечь (в кровать);
  • испечь (хлеб);
  • отсечь (лозу);
  • жечь (костёр);
  • зажечь (свечу);
  • прижечь (рану);
  • обжечься;
  • стричь (волосы);
  • засечь (врага);
  • стричься (под каре);

После «ж», «ч», «ш», «щ» в глагольных формах изъявительного наклонения во 2 лице единственного числа:

  • красишь (стол);
  • думаешь (над книгой);
  • читаешь (газету);
  • строгаешь (доску);
  • мечтаешь (о счастье);
  • выдумываешь (небылицы);
  • танцуешь (вальс);
  • нарисуешь (картину);
  • уйдешь (домой);
  • снимешь (шляпу);
  • повесишь (пальто);
  • уберёшь (комнату);
  • отнесёшь (книгу);
  • выловишь (рыбу);
  • запрёшь (дом);
  • улыбнёшься (над шуткой);
  • отправишься (в путешествие);
  • распишешься (в документе);

После шипящих в глаголах изъявительного наклонения 2 лица единственного и множественного чисел:

  • ограничь, ограничьте (себя в еде);
  • нарежь, нарежьте (порции);
  • обеспечь, обеспечьте (успех);
  • спрячь, спрячьте (вещи);
  • уничтожь, уничтожьте (доказательства);
  • подытожь, подытожьте (результат);
  • отважься, отважьтесь (на поступок);
  • поешь, поешьте (пиццу);
  • утешь, утешьте (друга);
  • потешь, потешьте (публику);
  • обрежь, обрежьте (края).

Для лучшего запоминания орфограмм необходимо больше практиковаться в склонении глаголов по лицам. Также важно использовать правильную форму слова при спряжении.

Упражнения для запоминания

После изучения теоретической части правила важно закрепить полученные знания разными упражнениями. Так, может использоваться заполнение специальной таблицы из двух столбцов, в один из которых заносятся слова с «ь», в другой — без. Перечень слов даётся под диктовку в произвольном порядке: ляг, спрячь, уберёшь, финиш, сможешь, маг, ставим, жечь, поешьте, уйди.

Кроме того, можно попрактиковаться делать вывод о действии на основании двух других глаголов (желательно выполнить упражнение также под диктовку). Перечень слов: просеиваешь, месишь (вывод о действии — печёшь); садишь, поливаешь (растишь); оглядываешься, торопишься (убегаешь), бегаешь, плаваешь (закаляешься); целуешь, обнимаешь (любишь).

Еще одно упражнение — записать русские пословицы на основании их значений:

  • чтобы чего-то добиться, необходимо много трудиться — «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»;
  • прежде чем что-то сделать, необходимо всё рассчитать и продумать — «Семь раз отмерь, один — отрежь»;
  • нельзя говорить о каком-либо достижении до полного окончания дела — «Не говори „гоп“, пока не перепрыгнешь»;
  • делая что-то не торопясь, быстрее можно достичь успеха в деле — «Тише едешь — дальше будешь»;
  • если спешить с выполнением поставленной задачи, то можно попасть в курьёзную ситуацию — «Поспешишь — людей насмешишь».

Упражнения лучше всего проводить под диктовку. Также можно воспользоваться специальными рабочими тетрадями или материалами из интернета.

Диктанты для закрепления знаний

Заключительной частью изучения правила является проверка усвоенного материала. Проверить полученные знания помогут диктанты. Краткие примеры таких текстов:

  1. Если посмотреть вокруг — всюду увидишь следы человеческой деятельности. Заводы и фабрики, дома и школы, мебель и предметы быта — всё это придумала и создала человеческая мысль. Когда начнёшь свой трудовой путь, ты узнаешь цену труда. Ты должен не только сохранить, но и приумножить богатства своей родины и всего человечества. Для этого необходимо хорошо учиться, чтобы после обучения стать достойным человеком.
  2. Когда солнечным утром пойдёшь в лес, то заметишь на траве россыпи алмазов. Все они блестят и переливаются на солнце разными цветами. Если подойдёшь поближе, то поймёшь, что это капли росы играют в лучах небесного светила на листьях травы. Если сорвёшь один из них, то увидишь, как они мгновенно скатываются по зелёному стеблю. Бывало, сорвёшь такую «россыпь», выпьешь — и вкуснее всего покажется эта живительная влага. И никакой другой напиток не сравнится с капелькой этого природного бриллианта.
  3. Какой проснёшься ты сегодня? Каким цветком заворожишь? Быть может, заводью спокойной, иль ураганом пролетишь? Как ты посмотришь в очи солнцу? Как птиц услышишь тихий свист? Зажмурясь и раскрыв оконце! Как мир прекрасен, светел, чист! Как ты встречать меня решила? Прогонишь или обовьёшь? Скучала, иль давно забыла? Иль впрямь ждала, иль это ложь?
  4. Мне очень хотелось отвлечься от грустных мыслей, не думать ни о чём и просто забыться в объятиях природы. Ты поймёшь всю важность того, что имеешь, лишь тогда, когда потеряешь. Попробуйте опереться на трость и пройти весь путь до конца. Не сочти за наглость, но твой вклад в этот успех был невелик. Ты не смеешь требовать от меня того, чего сам не умеешь. Пока не попробуешь всю тяжесть труда — не сможешь насладиться его плодами.

Важно помнить, что для достижения нужного показателя в изучении орфограммы необходимо закрепить не только теоретические основы. Следует применять все виды упражнений для запоминания.

Изучение орфограммы в учебных заведениях

Это правило изучается в школах Российской Федерации на уроках русского языка в 4 классе. Рекомендованы учебники и рабочие тетради авторства С. В. Иванова и М. И. Кузнецовой.

В ВУЗах изучение орфограммы проходит в курсе языкознания. Рассматривается использование буквы в историческом контексте. Если после реформы русского языка в 1918 году использование твёрдого знака на конце слов было отменено, то мягкий знак остался. Не смягчая шипящие и не являясь разделительным, он, в данном случае, бывает выражением грамматической формы слова.

источники:

http://infourok.ru/urok-29-pravopisanie-tsya-shsya-v-konce-glagolov-5358674.html

http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/myagkii-znak-posle-shipyashchikh-v-glagolakh.html


5

Правило правило шься или шся

1 ответ:



0



0

Если в вопросе есть «Ь» , то и в слове ты пишешь «Ь».
Например:
слово — рисуешь(что делаешЬ?)
учиться (что делатЬ?)
учится(что делает?) ЭТО СЛОВО БЕЗ»Ь», ИБО В ВОПРОСЕ НЕТ «Ь»

Читайте также

Ответ простой — белка

Задание: Что еще надо сообщить в
объявлении?
<span>

Особые приметы: хромает на заднюю
лапу, цвет ошейника, порода, откликается на кличку  …</span>
Контактный номер телефона.

Какого числа пропала.

Где и когда (район города).
 

Задание: Спиши текст, отмечая все
орфограммы и дополняя объявление нужными фактами.

28 июля в районе стадиона «Спортивный»
пропал щенок!!! Длинношерстный. Белый, уши темные. На лбу челка. На щенке был
одет коричневый, кожаный ошейник. Откликается на кличку Шарик.
Будем благодарны за любые
сведения, которые можно сообщить по телефону: ххх-хх-хх-хх. Вернувшего (адрес: 5
аллея, д. 6, кв. 7) ждет вознаграждение.
 

Орфограммы
<span>Безударная гласная: рАйоне
(словарное слово), стАдИона (словарное слово), спОртивный (спорт), щЕнок
(словарное слово),  кОричневый (словарное
слово), отклИкается (кличка), блАгодарны (словарное слово), тЕлЕфону (словарное
слово), вЕрнувшего (словарное слово), вознагрАждение (награда).</span>
Правописание Н/НН: длинношерстый,
кожаный.

Правописание Ё/О после шипящих: длинношёрстый
(шерсть), чёлка (чело).

ЖИ/ШИ пишем с И: уши.

2)пара сапогов.Правильно пара сапог.

<span>Существительное, начальная форма — цифра, нарицательное, неодуш., женский род, 1 склонение, ед.числа, винит.падеж.)))))</span>

1)Конечно, ты можешь пойти погулять.
2) Я, может быть, ещё приду.
3) К несчастью, я забыл дома зонт.
4)По-моему, должно быть не так.
5)Во-первых, нам нужно сделать много уроков, во-вторых, у нас много дел по дому и, наконец, в третьих, погода сегодня не для прогулок.
6)Я не могу Вам помочь, к сожалению.
7)Она, наверное, заболела.

Ться/тся зависит от задаваемого вопроса,например, что делает? рвёТСЯ

что делать? спасаТЬСЯ

Во втором лице единственном числе ВСЕГДА пишется ШЬСЯ .Например, дерёшься,бьёшься и т.д. не знаю откуда взялось шся)

ТСЯ и ТЬСЯ (ШСЯ и ШЬСЯ) в глаголах

Правописание глаголов, а именно их окончания ТСЯ и ТЬСЯ – одна из наиболее «заезженных» тем в интернете, но тем не менее на просторах сети встречается огромное количество таких ошибок. Поэтому не будем лениться, и еще раз вспомним, когда же стоит писать глаголы с ТСЯ, а когда с ТЬСЯ.

Для копирайта вам желательно знать не только элементарные правила определения необходимости в наличии или отсутствии мягкого знака в глаголах, но и, так сказать, «официальные» правила русского языка. Поэтому начнем с них. Итак, глаголы нужно писать через ТЬСЯ в трех случаях:

1. Если глагол в инфинитиве, т.е. в начальной форме – учиться, бояться и так далее.

2. Глаголы, которые стоят во втором лице единственного числа (употребляются с местоимением ты) в настоящем и будущем времени. Например, ты работаешь (сейчас) и ты поработаешь (в будущем). В данном случае глаголы будут содержать окончание ШЬСЯ.

3. В повелительном наклонении после согласных (кроме букв Г и Й). Например, исправьте, учись и так далее.

Если говорить об ТСЯ и ТЬСЯ, то ТЬСЯ в глаголах пишется в инфинитиве (что делать?), а ТСЯ в глаголах в третьем лице единственном числе (что сделает?).

Исходя из последнего правила, для того, чтобы понять вариант правильного написания к глаголу нужно поставить вопрос. Если вопросом будет что делает/сделает?, то пишем глагол без мягкого знака (через ТСЯ), а если вопросом будет что делать?, то через мягкий знак (ТЬСЯ). Несмотря на довольно сложные, на первый взгляд, правила, все достаточно просто, поэтому убедительная просьба – не допускайте ошибок с написанием глаголов.

Получайте актуальную информацию по SEO, блоггингу и заработку в Интернете прямо на ваш почтовый ящик

После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

1.На конце существительных женского рода в именительном и винительном падеже единственном числе, например: рожь, ночь, мышь.
2.В окончании 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несёшь — несёшься, носишь — носишься, примешь — примешься.
3.На конце глагола в единственном числе повелительного наклонения, причём буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь — мажься; спрячь — спрячься; ешь.
4.Во множественном числе повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: мажьте — мажьтесь; спрячьте — спрячьтесь; ешьте.
5.На конце глагола в неопредёленной форме, причём буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.
6.Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.
7.На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.

Если в вопросе есть «Ь» , то и в слове ты пишешь «Ь».

Например:

слово — рисуешь(что делаешЬ?)

учиться (что делатЬ?)

учится(что делает?) ЭТО СЛОВО БЕЗ»Ь», ИБО В ВОПРОСЕ НЕТ «Ь»

Лучший ответ

Если в вопросе есть «Ь» , то и в слове ты пишешь «Ь».

Например:

слово — рисуешь(что делаешЬ?)

учиться (что делатЬ?)

учится(что делает?) ЭТО СЛОВО БЕЗ»Ь», ИБО В ВОПРОСЕ НЕТ «Ь»



Как пишется шься или шся


ответил

23 Апр, 18


от
kyklamawakykla_zn
Начинающий

(128 баллов)



  • Как пишется шприц на латинском
  • Как пишется шпинат на английском
  • Как пишется шотландская кошка
  • Как пишется шорник или шерник
  • Как пишется шоппинг терапия