Как пишется симфонический оркестр

Всего найдено: 15

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, слово «инфлюенсер» (именно так встречается на большинстве ресурсов) верно писать через Э? ИнфлюЭнсер? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Это новое слово и для нашей орфографии (то есть для удобства пишущих) желательно, чтобы оно, если останется в языке, подчинилось правилам. А правило таково.

В простых (не сложных) иноязычных словах буква е пишется после гласных букв и, е независимо от произношения — с [j] или без него, напр.: абитуриент [э], ариетта [э], аудиенция [э], градиент [э], диета [э] и [jэ], ингредиент [э], клиент [э] и [jэ], коэффициент [э], пациент [э], регредиент [э], реестр [э], реципиент [э], риелтор, симфониетта [э]. Пишется также е в словах проект и производных проектировать, проекция, проектный (нормативным считается произношение [э] без йотации), интервьюер, траектория, фаер, флаер («листовка»), фраер, ваер, вьюер, туер, буер, элюент. В остальных случаях, в том числе в начале корня в сложном слове, пишется буква э, напр.: инфлюэнция, пауэрлифтинг, полиэтилен, силуэт, статуэтка, тауэр, тетраэдр.

Как пишутся (со строчной или прописной) названия музыкальных произведений К/концерт № 1 П. Чайковского, К/каприс № 24 Н. Паганини, С/симфония № 3 «Героическая»?

Ответ справочной службы русского языка

Если название музыкального произведения представляет собой сочетание родового слова (симфония, соната и т. п.) с номером или музыкальным термином, то оно пишется с прописной буквы, но в кавычки не заключается:  Концерт № 1 П. Чайковского, Каприс № 24 Н. Паганини, Симфония № 3 «Героическая».

Уважаемая Грамота! Прошу вас подсказать: «…труппа покажет балеты ‘»ОТЕЛЛО» и «Третья симфония Малера» (или ТРЕТЬЮ симфонию Малера). Благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: труппа покажет балеты «Отелло» и «Третья симфония Малера».

Дополните, пожалуйста, ответ на вопрос 285910. Существуют названия музыкальных произведений, где кавычки не нужны: Десятая симфония Баха, Вторая баллада Шопена, Сюита № 3. Одновременно есть симфония «Юпитер», соната «Аппассионата». Почему же название части произведения Адажио должно заключаться в кавычки?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ дополнен.

Как писать (нужны ли кавычки) названия частей музыкального произведения: Адажио, Весна, Вечер у порога, Скерцо и т. п. Причём адажио и скерцо здесь используются не в качестве музыкального темпа.

Ответ справочной службы русского языка

В тексте эти названия необходимо заключить в кавычки. Названия типа «Адажио», «Скерцо», «Вечер» являются условными. Ср.: Девятая симфония Бетховена, Первый концерт для фортепьяно с оркестром Чайковского. Эти наименования не являются условными.

Уважаемая Грамота! Срочно нужна ваша помощь.
Лос-(А)анджелесский филармонический оркестр. Это название имеет значение имени собственного, не являясь географическим или административным наименованием. Как правильно написать вторую часть? С прописной или со строчной?

Ответ справочной службы русского языка

В словаре В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой «Прописная или строчная?» (М., 2011) дается: Нью-Йоркский симфонический оркестр. По аналогии: Лос-Анджелесский филармонический оркестр.

Здравствуйте,

Недавно в романе Джека Керуака столкнулся с неизвестным мне словом «финнеганствующий». Пожалуйста, подскажите значение этого слова

Пример: великая симфония итальянских мамаш, детишек, отцов финнеганствующих и
вопящих со стремянок

Ответ справочной службы русского языка

Слово финнеганствующих (в оригинале — BeFinneganing) отсылает к роману Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану», которым Джек Керуак живо интересовался.

Объясните, пожалуйста, разницу в использовании прописных букв в названиях типа Реквием Моцарта и полонез Огинского.

Ответ справочной службы русского языка

Общее правило таково: в названиях произведений искусства с прописной буквы пишется первое слово и собственные имена, напр.: Ленинградская симфония Шостаковича, Лунная соната Бетховена. На основании этого же правила с прописной буквы пишется Реквием как первое слово названия музыкального произведения – Реквием Моцарта, Реквием Верди (т. е. Реквием здесь – собственное наименование).

Однако к этому правилу есть примечание: начальное родовое наименование в подобных названиях пишется со строчной буквы: полонез Огинского (ср.: памятник Пушкину, собор Святого Петра). Т. е. полонез здесь – родовое название произведения, а не собственное наименование.

К какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся существительные: СИМФОНИЯ, КРЕСТЬЯНЕ, РУЧИЩА, КУСТАРНИК, СТАРЬЕВЩИК?

Ответ справочной службы русского языка

См.: http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i2

Уважаемая Грамота! Нужны ли знаки препинания в следующем предложении: Один из главных носителей нашей церковности Х1Х-ХХ в. митрополит Антоний был убежден в истинности церковно-царской симфонии…

Ответ справочной службы русского языка

Возможна запятая после «века».

С заглавной:
«Российский _Г_осударственный симфонический оркестр кинематографии»,
или со строчной:
«Российский _г_осударственный симфонический оркестр кинематографии» ?

И как правильно писать слово «государственный» в прочих словосочетаниях, таких как «государственный бюджет», «государственная армия», «государственный университет», и т.п. — со строчной буквы, или заглавной?

Большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В приведенном примере правильно со строчной. С прописной корректно как первое слово в официальных названиях: Государственный исторический музей, Государственный реестр РФ. В остальных случаях, как правило, написание со строчной.

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать сокращения:
XXII-й съезд, 6-я симфония и т.п.? Правильно ли писать «6-ая симфония»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _XXII съезд, 6-я симфония_. О написании наращений см. в http://spravka.gramota.ru/blang.html?id=243 [«Письмовнике»].

«Третий концерт для фортепиано с оркестром» Сергея Рахманинова и «Cимфония № 3» Петра Ильича Чайковского. Как в таких случаях оформлять — с кавычками или без? Прописная или строчная? Ведь симфонии под номерами есть у очень многих музыкантов, следует ли подобные названия музыкальных произведений рассматривать как имена собственные?

Ответ справочной службы русского языка

В этих случаях кавычки не требуются, первое слово пишется с большой буквы.

Добрый день, скажите, пожалуйста в предложении «концерт Лондонского симфонического оркестра, который выступит ??? всемирно известного российского дирижёра Валерия Гергиева» правильно писать под руководством или под управлением? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, какие правила действуют в написании названий музыкальных произведений?
Опускаются ли кавычки, когда название совпадает с родовым понятием (соната, симфония, концерт)? Пишется ли в этих случаях название со строчной буквы? Пишется ли порядковое числительное в названии с прописной буквы (допустим, вторая/Вторая симфония Малера)?

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не требуются, первое слово пишется с большой буквы: _Вторая симфония Малера_.

Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки, преимущественно западноевропейской традиции. В основных чертах (количество групп, состав инструментов) сложился в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава — в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.

Все значения словосочетания «симфонический оркестр»

  • И вот я, помню, стал тяготиться своей безвестностью и стал попеременно мечтать о двух новых профессиях – о профессии дирижёра симфонического оркестра и о профессии писателя или, на худой конец, журналиста.

  • Мало того, что в каждом городе, мало-мальски значительном, был постоянный театр с постоянной, сезонной труппой, – почти в каждом таком городе летом играл большой симфонический оркестр.

  • – Кое-что похожее произошло на прошлой неделе, на выходных, когда родители отвезли меня на концерт симфонического оркестра в том переделанном амбаре за городом.

  • (все предложения)
  • струнный оркестр
  • оркестр филармония
  • целый оркестр
  • камерный оркестр
  • филармонический оркестр
  • (ещё синонимы…)
  • оркестр
  • (ещё ассоциации…)
  • симфонический оркестр
  • симфоническая музыка
  • концерт симфонического оркестра
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • духовой оркестр
  • в оркестре театра
  • звуки оркестра
  • оркестр играл
  • играть в оркестре
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «симфонический»
  • Разбор по составу слова «оркестр»
  • Как правильно пишется слово «симфонический»
  • Как правильно пишется слово «оркестр»

Orquesta Filarmonica de Jalisco.jpg

Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки преимущественно западноевропейской традиции. Сложился (количество участников, состав инструментов) в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава — в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.

Характеристика

Cимфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей музыки Западной Европы. Музыка, которая пишется в расчёте на симфонический оркестр (также называемая «симфонической»), как правило, принимает во внимание стиль (жанровую специфику, музыкальный язык, вплоть до ограничений, налагаемых конструктивными особенностями данного инструмента[1]), сложившийся в рамках европейской музыкальной культуры.

Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные[2]. В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин).

Оркестр полной величины, требуемый некоторыми масштабными произведениями XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей: такие коллективы или работают в малых городах, где существование полномасштабного оркестра экономически нецелесообразно, — или специализируются на исполнении более ранней музыки, рассчитанной на небольшие составы, и сочинений, предназначенных композиторами для более камерного музицирования, и могут называться камерными оркестрами. Иногда для обозначения размеров оркестра используется количество представленных в нём инструментов каждого семейства деревянных духовых: оркестр, в котором играют два флейтиста, два гобоиста и т. д., называют па́рным, оркестр с тремя флейтистами и т. д. — тройным.

Исторический очерк

Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI века, связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина, нередко в состав входили лютня, мандолины. Йозеф Гайдн своим творчеством ввёл классический состав симфонического оркестра. Это — духовые парного состава, литавры и струнный квинтет.

В начале XIX века в большом симфоническом оркестре было увеличено количество струнных, расширен качественный состав духовых и ударных, во многих случаях вводилась арфа, реже фортепиано и орган. Большое значение для формирования современного симфонического оркестра принадлежит Бетховену.

До начала XIX века дирижер во время исполнения сам играл — например, на скрипке. Однако постепенно дирижеры отказались от подобного совмещения.

Рассадка оркестра

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Е. О. Таросян в сопровождении симфонического оркестра исполняет Чайковского на Дельфийских играх

За время появления симфонических оркестров сменилось множество вариантов расположения музыкантов. Время помогло выработать определенный принцип расположения симфонического оркестра.

Во-первых — музыканты хорошо видят дирижерскую палочку, если их рассадить веерообразно, а дирижера поместить в месте предполагаемой оси веера.

Во-вторых — все однородные инструменты целесообразнее собрать вместе — в одну линию или группу. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг друга в совместной игре и создает компактное, согласованное звучание каждой оркестровой группы.

В-третьих — звучность зависит и от того или иного размещения этих групп по отношению друг к другу. Так как сила звука и количество инструментов в каждой группе оркестра не одинаковы, то хорошая рассадка помогает добиться равномерного звучания всего оркестра.

Ко второй половине XX века сложились два основных типа рассадки оркестра — немецкий и американский.

В России чаще используется американская рассадка. Такая, как на представленном рисунке[3].

Вдоль рампы располагаются 1-е скрипки (слева) и виолончели (справа). 2-е скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. Контрабасы находятся за спиной у виолончелей. Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и кларнеты, фаготы). За ними располагаются медные инструменты — трубы, валторны, тромбоны и туба. Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя — от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры. Арфы находятся с левой стороны от дирижера.

Немецкая рассадка отличается тем, что виолончели меняются местами со 2-ми скрипками, а контрабасы — слева. Медные духовые инструменты сдвигаются направо, в глубь сцены, а валторны смещаются налево. Ударные при такой раскладке располагаются ближе к правой кулисе.

Решение о том, каким способом рассадить оркестр, принимает дирижёр.

Примечания

  1. Например, на ряде инструментов симфонического оркестра с фиксированной высотой звука невозможно извлечь интервалы меньше полутона (так называемые микроинтервалы), по той причине, что такие интервалы не востребованы в музыкальных сочинениях, написанных по законам западноевропейской гармонии.
  2. Берлиоз и Штраус, 1948, p. 1
  3. Рассадка оркестра

Литература

  • Берлиоз, Г. и Штраус, Р. Grand Treatise on Instrumentation and Modern Orchestration, Op. 10. — New York: Edwin F. Kalmus, 1948. — 445 p.
  • Литература о симфоническом оркестре
  • М.И. Чулаки «Инструменты симфонического оркестра». — М.: Музыка, 1972. — 177 с.
  • Барсова И.А. «Книга об оркестре». — М.: Музыка, 1978. — 208 с.
  • Барсова И.А. «Симфонии Густава Малера». — М.: Музыка. — ISBN 978-5-87991-088-9
  • Рогаль-Левицкий Д. «Беседы об оркестре». — М.: Музыка, 1961. — 287 с.

Ссылка

  • Инструменты симфонического оркестра
  • Музыкальный словарь
 Просмотр этого шаблона Инструменты симфонического оркестра
Основной состав
Деревянные духовые Флейта • Гобой • Кларнет • Фагот
Медные духовые Валторна • Труба • Тромбон • Туба
Ударные Литавры • Треугольник • Малый барабан • Тарелки • Большой барабан
Щипковые струнные Арфа
Смычковые струнные Скрипка • Альт • Виолончель • Контрабас
Расширенный состав
Деревянные духовые Флейта-пикколо • Альтовая флейта • Английский рожок • Малый кларнет • Бас-кларнет • Контрафагот • Саксофон
Медные духовые Труба-пикколо • Корнет • Флюгельгорн • Эуфониум
Ударные Бубен • Кастаньеты • Там-там • Колокола • Колокольчики • Ксилофон • Вибрафон • Маримба • Флексатон • Хлопушка • Трещотка • Деревянная коробочка • Тэмпл-блок
Клавишные Фортепиано • Орган • Клавесин • Челеста

Смотреть что такое СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР в других словарях:

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 3 группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые. Классический (парный, или двойной) состав т. н. малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й. Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет); современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав. В т. н. большом симфоническом орекстре (с нач. 19 в.) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.).<br><br><br>… смотреть

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

СИМФОНИЧЕСКИЙ оркестр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 3 группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые. Классический (парный, или двойной) состав т. н. малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й. Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет); современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав. В т. н. большом симфоническом орекстре (с нач. 19 в.) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.).<br>… смотреть

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР , большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 3 группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые. Классический (парный, или двойной) состав т. н. малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й. Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет); современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав. В т. н. большом симфоническом орекстре (с нач. 19 в.) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.)…. смотреть

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 3 группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые. Классический (парный, или двойной) состав т. н. малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й. Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет); современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав.
В т. н. большом симфоническом орекстре (с нач. 19 в.) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.)…. смотреть

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

— большой коллектив музыкантов, исполняющихсимфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 3группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые. Классический(парный, или двойной) состав т. н. малого симфонического оркестра сложилсяв творчестве Й. Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнныйквинтет); современный малый симфонический оркестр может иметьненормированный состав. В т. н. большом симфоническом орекстре (с нач. 19в.) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группаструнных смычковых численно увеличена. Название состава симфоническогооркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых(парный, тройной и т. д.)…. смотреть

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Включает 3 группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые…. смотреть

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ДИТР

1929–1941) — оркестр Дома инженерно-технических работников, один из лучших самодеятельных коллективов Ленинграда, сохранивший традиции русского дореволюционного музыкального любительства. Первым звеном оркестра стал струнный квартет, возникший в апреле 1928 г. На этой базе постепенно образовалась струнная группа из 28 человек. Коллектив расширялся, и в 1929 г. в качестве дирижера был приглашен Николай Андреевич Сасс-Тисовский. Под его руководством в 1930-е гг. оркестр достиг высокого исполнительского уровня, имел в своем репертуаре более 200 произведений западноевропейской и русской классики, в т. ч. симфонии Бетховена, Шуберта, Бородина, Скрябина, Дворжака, Шостаковича. В концертах ДИТР принимали участие Дмитрий Шостакович (как дирижер он исполнял свою Первую симфонию, а как солист — свой Первый фортепианный концерт), скрипач Мирон Полякин, пианист Андрей Бицкий. Комментировали концерты также профессиональные лекторы-музыковеды. Н.А. Сасс-Тисовский предоставлял возможность работать с оркестром начинающим дирижерам. Отмечая свое десятилетие в апреле 1939 г., оркестр дал свой 155-й концерт. (М. К.) Лит.: Ильин В.П. Искусство миллионов. Л., 1967; В первые годы советского музыкального строительства. Л., 1959…. смотреть

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ИМ. К.С. САРАДЖЕВА

1924–1934) — оркестр, сформированный в начале 1920-х гг. при Автомеханическом институте в Москве. Он состоял в основном из научной интеллигенции, преподавателей московских вузов, инженеров, юристов, врачей, и имел около шестидесяти постоянных участников. В 1924 г. для работы с оркестром был приглашен профессор Московской консерватории, известный дирижер Константин Соломонович Сараджев, который руководил коллективом до своего отъезда в Армению в 1935 г. Сараждеву удалось не только довести оркестр до приличного художественного уровня, но и создать особую праздничную атмосферу во время репети-ционного процесса, весьма отличную от рабочей обстановки профессионального оркестра. По воспоминаниям дирижера Б. Хайкина, Сараджев говорил, что люди приходят на репетицию после работы для того, чтобы отдохнуть, получить удовольствие от процесса игры и разучивания новых пьес. Собирались два раза в неделю. Сначала — в клубе Автомеханического института, затем в МВТУ (Московском высшем техническом училище) и, наконец, в клубе им. Ногина. За годы своего существования оркестр дал более 120 симфонических и 40 камерных концертов, став одним из своеобразных очагов музыкальной культуры Москвы 1920–30-х гг. Часто с оркестром выступали ученики Сараджева, таким образом, оркестр также служил задаче воспитания молодых музыкантов. Всего с коллективом работали 14 начинающих дирижеров и несколько десятков молодых солистов из числа учащихся музыкальных училищ и консерватории. Часть постоянных участников оркестра стали профессиональными музыкантами. Дважды общественность Москвы отмечала юбилейные даты деятельности оркестра — его 5- и 10-летие. В это время в периодической печати появлялись хвалебные статьи, отмечавшие заслуги его руководителя («Правда», «Известия», журналы «Музыка и революция», «Жизнь искусства», «Современная музыка» и др.). В 1926 г. оркестру было присвоено имя Сараджева. 10-летний юбилей оркестра отмечался в марте 1935 г. в Колонном зале. К этой дате Р.М. Глиэр написал «Симфонический фрагмент» на тему «Saradgef». Несколько московских композиторов поддержали эту идею и сочинили шестичастную симфоническую сюиту на ту же тему: Прелюдия принадлежала Н.Я. Мясковскому, Марш — А.Н. Александрову, Интермеццо — А.А. Шеншину, Монолог — Д.М. Мелких, Вальс — В.В. Нечаеву и Рондо — В.Г. Шебалину. Оба произведения были исполнены под управлением Сараджева на юбилейном вечере. К этому дню был также выпущен специальный нагрудный значок с изображением упомянутой музыкальной темы. Симфонический оркестр им. Сараджева участвовал в становлении Оперной студии К.С. Станиславского, ставшей в дальнейшем Музыкальным театром имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. (М. К.) Лит.: К.С. Сараджев: Статьи, воспоминания. М., 1962; Хайкин Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле. М., 1984. С. 184–188; Баев Д. К.С. Сараджев — руководитель самодеятельного оркестра // Муз. жизнь. 1962. № 22. С. 10; Самодеятельный симфонический оркестр им. профессора К.С. Сараджева. М., 1935; Осипова В. На тему «Saradgef» // Сов. музыка. 1968. № 12. С. 69–71; Цветаева А.И. Мастер волшебного звона. М.: Музыка, 1988…. смотреть

Симфонический оркестр — это большой оркестр из струнных, духовых и ударных инструментов.

Симфонические оркестры начали формироваться и развиваться на рубеже XVIII–XIX веков. Классический состав представил в первой четверти XIX века Людвиг ван Бетховен. Для исполнения его последней, 9-й симфонии в 1824 году требовалось две флейты, флейта-пикколо, два гобоя, два кларнета, два фагота, контрафагот, четыре валторны, две трубы, три тромбона, большой барабан, литавры, треугольник, тарелки и около 26 струнных — первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы. В финале подключались также четыре певца и хор.

В 1830 году Гектор Берлиоз увеличил группу струнных для своей Фантастической симфонии до 60 музыкантов. С размахом — в расчете на огромный оркестр, до 110 и более человек, — писали свои произведения в конце XIX — начале XX века Рихард Вагнер и Густав Малер.

Родоначальником русского симфонизма считается Михаил Глинка. Его оперы «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842) стали первыми классическими русскими операми. В 1848 году композитор создал «Камаринскую» для симфонического оркестра — «фантазию на темы песен свадебной и плясовой». В 1888 году Петр Чайковский писал в дневнике: «Почти пятьдесят лет прошло: русских симфонических сочинений написано много, можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в «Камаринской», подобно тому, как дуб весь в желуде!» Сам Чайковский, как и Глинка, использовал скромный по меркам современников состав симфонического оркестра. Из русских композиторов возможности огромного «сверхоркестра» раскрывали Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Игорь Стравинский.

Современный симфонический оркестр состоит в среднем из 80–100 музыкантов. В зависимости от исполняемого произведения в оркестр добавляют инструменты, несвойственные классическому составу. Например, 8-я симфония Малера, известная как «Симфония тысячи участников», задумана с восьмеркой солистов-вокалистов, тремя хорами, органом, фисгармонией, челестой, мандолиной, фортепиано, арфой и металлофоном.

Orquesta Filarmonica de Jalisco.jpg

Музыка 3. Музыкальные инструменты симфонического оркестра — Академия занимательных наук

Большой симфонический оркестр им П.И. Чайковского. Концерт

Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки преимущественно западноевропейской традиции. Сложился (количество участников, состав инструментов) в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава — в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.

Содержание

  • 1 Характеристика
  • 2 Исторический очерк
  • 3 Рассадка оркестра
  • 4 Примечания
  • 5 Источники
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Характеристика[править]

Cимфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей музыки Западной Европы. Музыка, которая пишется в ркуаасчёте на симфонический оркестр (также называемая «симфонической»), как правило, принимает во внимание стиль (жанровую специфику, музыкальный язык, вплоть до ограничений, налагаемых конструктивными особенностями данного инструмента[Прим. 1]), сложившийся в рамках европейской музыкальной культуры.

Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные[1]. В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин).

Оркестр полной величины, требуемый некоторыми масштабными произведениями XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей: такие коллективы или работают в малых городах, где существование полномасштабного оркестра экономически нецелесообразно, — или специализируются на исполнении более ранней музыки, рассчитанной на небольшие составы, и сочинений, предназначенных композиторами для более камерного музицирования, и могут называться камерными оркестрами. Иногда для обозначения размеров оркестра используется количество представленных в нём инструментов каждого семейства деревянных духовых: оркестр, в котором играют два флейтиста, два гобоиста и т. д., называют па́рным, оркестр с тремя флейтистами и т. д. — тройным.

Исторический очерк[править]

 → Оркестр

Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI века, связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина, нередко в состав входили лютня, мандолины. Йозеф Гайдн своим творчеством ввёл классический состав симфонического оркестра. Это — духовые парного состава, литавры и струнный квинтет.

В начале XIX века в большом симфоническом оркестре было увеличено количество струнных, расширен качественный состав духовых и ударных, во многих случаях вводилась арфа, реже фортепиано и орган. Большое значение для формирования современного симфонического оркестра принадлежит Бетховену.

До начала XIX века дирижер во время исполнения сам играл — например, на скрипке. Однако постепенно дирижеры отказались от подобного совмещения.

Рассадка оркестра[править]

За время появления симфонических оркестров сменилось множество вариантов расположения музыкантов. Время помогло выработать определенный принцип расположения симфонического оркестра.

Во-первых — музыканты хорошо видят дирижерскую палочку, если их рассадить веерообразно, а дирижера поместить в месте предполагаемой оси веера.

Во-вторых — все однородные инструменты целесообразнее собрать вместе — в одну линию или группу. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг друга в совместной игре и создает компактное, согласованное звучание каждой оркестровой группы.

В-третьих — звучность зависит и от того или иного размещения этих групп по отношению друг к другу.

Так как сила звука и количество инструментов в каждой группе оркестра не одинаковы, то хорошая рассадка помогает добиться равномерного звучания всего оркестра.

Ко второй половине XX века сложились два основных типа рассадки оркестра — немецкий и американский.

В России чаще используется американская рассадка. Такая, как на представленном рисунке[2].

Вдоль рампы располагаются 1-е скрипки (слева) и виолончели (справа). 2-е скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. Контрабасы находятся за спиной у виолончелей. Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и кларнеты, фаготы). За ними располагаются медные инструменты — трубы, валторны, тромбоны и туба. Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя — от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры. Арфы находятся с левой стороны от дирижера.

Немецкая рассадка отличается тем, что виолончели меняются местами со 2-ми скрипками, а контрабасы — слева. Медные духовые инструменты сдвигаются направо, в глубь сцены, а валторны смещаются налево. Ударные при такой раскладке располагаются ближе к правой кулисе.

Решение о том, каким способом рассадить оркестр, принимает дирижёр.

Примечания[править]

  1. Например, на ряде инструментов симфонического оркестра с фиксированной высотой звука невозможно извлечь интервалы меньше полутона (так называемые микроинтервалы), по той причине, что такие интервалы не востребованы в музыкальных сочинениях, написанных по законам западноевропейской гармонии.

Источники[править]

  1. Берлиоз и Штраус, 1948, p. 1
  2. Рассадка оркестра

Литература[править]

  • Берлиоз, Г. и Штраус, Р. Grand Treatise on Instrumentation and Modern Orchestration, Op. 10. — New York: Edwin F. Kalmus, 1948. — 445 p.
  • Литература о симфоническом оркестре
  • М.И. Чулаки «Инструменты симфонического оркестра». — М.: Музыка, 1972. — 177 с.
  • Барсова И.А. «Книга об оркестре». — М.: Музыка, 1978. — 208 с.
  • Барсова И.А. «Симфонии Густава Малера». — М.: Музыка. — ISBN 978-5-87991-088-9.
  • Рогаль-Левицкий Д. «Беседы об оркестре». — М.: Музыка, 1961. — 287 с.

Ссылки[править]

  • Инструменты симфонического оркестра
  • Музыкальный словарь

Wiki.png

[+]

Инструменты симфонического оркестра

Деревянные духовые Флейта • Гобой • Кларнет • Фагот 
Медные духовые Валторна • Труба • Тромбон • Туба 
Ударные Литавры • Треугольник • Малый барабан • Тарелки • Большой барабан 
Щипковые струнные Арфа 
Смычковые струнные Скрипка • Альт • Виолончель • Контрабас 
Деревянные духовые Флейта-пикколо • Альтовая флейта • Английский рожок • Малый кларнет • Бас-кларнет • Контрафагот • Саксофон 
Медные духовые Труба-пикколо • Корнет • Флюгельгорн • Эуфониум 
Ударные Бубен • Кастаньеты • Там-там • Колокола • Колокольчики • Ксилофон • Вибрафон • Маримба • Флексатон • Хлопушка • Трещотка • Деревянная коробочка • Тэмпл-блок 
Клавишные Фортепиано • Орган • Клавесин • Челеста

Симфонический оркестр – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово симфонический оркестр? Пытаешься разобраться, что такое симфонический оркестр? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «симфонический оркестр» в словарях русского языка

Симфонический оркестр это:

Симфонический оркестр

Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки, преимущественно западноевропейской традиции. В основных чертах (количество групп, состав инструментов) сложился в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название).

Википедия

Симфонический оркестр

большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 3 группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые. Классический (парный, или двойной) состав т. н. малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й. Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет); современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав. В т. н. большом симфоническом орекстре (с нач. 19 в.) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.).

Современный толковый словарь, БСЭ

Симфонический оркестр

оркестр , один из видов оркестра .

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Где и как употребляется слово «симфонический оркестр»?

Кроме значения слова «симфонический оркестр» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «симфонический оркестр».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «симфонический оркестр» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «симфонический оркестр»

Такие упражнения дают в консерватории будущим дирижёрам симфонических оркестров.

Мало того, что в каждом городе, мало-мальски значительном, был постоянный театр с постоянной, сезонной труппой, – почти в каждом таком городе летом играл большой симфонический оркестр.

Вы могли пригласить целый симфонический оркестр, но вряд ли даже морковка выросла бы быстрее.

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «симфонический оркестр»

Разбор слова «симфонический оркестр»

Симфонический оркестр является ответом на вопросы из кроссвордов

  • Вопросы, в которых ответом является слово «симфонический оркестр» не найдены.

  • Как пишется симулятор толстяка на английском
  • Как пишется симулятор по английскому
  • Как пишется симулятор жвачки на английском
  • Как пишется симпсоны на английском
  • Как пишется симпл по английскому