Как пишется синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.

Узнаем, как правильно выполнить синтаксический разбор предложения в зависимости от наличия в нём одной или двух и более грамматических основ. С этой точки зрения различают синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).

Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Определить вид предложения по цели высказывания
  2. Характеристика предложения по эмоциональной окраске
  3. Выяснить грамматическую основу
  4. Указать вид простого предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное)
  5. Определить тип односоставного предложения
  6. Характеризовать предложение как распространённое или нераспространённое
  7. Определить, полное предложение или неполное
  8. Указать, осложнённое предложение или неосложнённое
  9. Разобрать по членам предложения, подчеркивая их соответствующей линией
  10. Составить схему предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели высказывания различают предложения:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.

На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.

Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.

Как зовут твою собаку?

Что ты читаешь?

Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.

Присядем на минутку.

Бежим скорее!

2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на

  • восклицательные
  • невосклицательные

Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.

Дети с интересом слушают бабушкину сказку.

Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.

Сколько цветов на лугу!

3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.

4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.

Осеннее небо заплакало мелким дождем.

Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.

Из темной тучи закапало.

5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.

Золотая осень.

Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:

  • определённо-личные (Надеюсь на твою помощь);
  • неопределённо-личные (Новобранцев провожали с музыкой);
  • безличные (Быстро стемнело);
  • обобщённо-личные ( По телефону отвечают вежливо).

6. Выясним, есть ли в предложении второстепенные члены, по наличию которых или отсутствию предложение характеризуется как распространённое или нераспространённое .

7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.

Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).

8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются

  • однородные члены;
  • обращения
  • вводные слова
  • вставные конструкции
  • обособленные члены предложения.

Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.

9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:

  • подлежащее — одной прямой линией (            );
  • сказуемое — двумя прямыми линиями (            );
  • определение — волнистой линией (            );
  • дополнение — штриховой линией (            );
  • обстоятельство — линией, в которой чередуются штрих и точка (            ).

Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?

Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.

Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.

Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.


Возьмёмся за руки, ребята!

Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.

Возьмёмся за руки, ребята!

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске.
  3. Указать количество простых предложений, выделив их грамматические основы.
  4. Определить связь в предложении (союзная или бессоюзная).
  5. Если связь союзная, уточним, сочинительная или подчинительная.
  6. Укажем тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное)
  7. Разобрать каждое простое предложение.
  8. Составить схему предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполним синтаксический разбор сложных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.

На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.

Схема:

                ], и [                 ]


Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.

Схема:

       , (на которой                  ),         ]


Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.

Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.

Схема:

                 ] : [                  ]

Выполнить синтаксический разбор предложения онлайн можно здесь.

Тест

Просто о синтаксическом разборе предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

простое предложение
Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

сложное предложение
Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Пример схемы для синтаксического разбора

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor — uchim.org

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое — какой формой глагола;
    • составное глагольное — из чего оно состоит;
    • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

  • повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
  • вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
  • побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

  • восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
  • невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

  • простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
  • сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4 для простого предложения: Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

  • односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный — невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
  • двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5 для простого предложения: Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

  • распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице»(И. Бунин);
  • нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6 для простого предложения: Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

  • полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
  • неполное предложение – «Как тебя зовут? — Меня Аночкой» (К. Федин).

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7 для простого предложения: Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

  • «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
  • «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8 для простого предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9 для простого предложения: Составьте схему предложения.

При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

образец синтаксического разбора предложения

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
  • Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 4 для сложного предложения: Определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

  • союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
  • бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 5 для сложного предложения: Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

  • интонация;
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы.

Этап 6 для сложного предложения: На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

  • сложносочиненное предложение (ССП) — «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
  • сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
  • сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
  • предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 7 для сложного предложения: Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

  • к чему относится придаточная часть;
  • посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
  • на какой вопрос отвечает.

Этап 8 для сложного предложения: Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

  • последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
  • параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
  • однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 9 для сложного предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 10 для сложного предложения: Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.

Этап 11 для сложного предложения: Составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное; в составе две предикативные части, придаточная часть относится к подлежащему то, присоединяется к главной части при помощи подчинительного союза что, отвечает на вопрос какое?; придаточная определительная. Первая часть: двусоставная, грамматическая основа: здание и то не произвели впечатления, распространенная, полная, осложнена однородными подлежащими. Вторая часть: двусоставная, грамматическая основа: я учился, распространенная, полная, неосложненная.
  • Письменный разбор: повеств., невоскл., СПП; 2 предикативн. части, ср-во связи подч. союз что; придаточн. определительная. 1 ч.: двусост., г/о здание и то не произвели впечатления, распр., полн., осложн. однородн. подлеж-ми. 2 ч.: двусост., г/о я учился, распр., полн., неосложн.

    синтаксический разбор предложения

    Синтаксический разбор сложносочиненных, бессоюзных и предложений с разными видами связи происходит аналогичным образом.

Заключение

Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Синтаксический разбор предложения


Синтаксический разбор предложения

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1928.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1928.

Чтобы правильно ставить знаки препинания, необходимо четко представлять себе структуру предложения. Осознать ее призван помочь синтаксический разбор, то есть разбор предложения по членам. Именно синтаксическому разбору предложения посвящена наша статья.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Единицы синтаксиса

Синтаксис изучает связь слов внутри словосочетаний или предложений. Таким образом, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения – простые или сложные. В этой статье мы будем говорить о том, как сделать синтаксический разбор предложения, а не словосочетания, хотя нередко в школе просят сделать и его.

Зачем нужен синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения предполагает подробное рассмотрение его структуры. Это совершенно необходимо для того, чтобы правильно поставить знаки препинания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы. В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и выясняется, какими частями речи они выражены. Это так называемый полный синтаксический разбор. Но иногда этот термин используется в отношении частичного синтаксического разбора, в ходе которого ученик только подчёркивает члены предложения.

Члены предложения

Среди членов предложения всегда сначала выделяют главные: подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое, более одной – – сложное.

Грамматическая основа может состоять как из двух главных членов, так и включать в себя только один из них: или только подлежащее, или только сказуемое. Во втором случае мы говорим, что предложение односоставное.

Если же присутствуют оба главных члена – двусоставное.

Если, кроме грамматической основы, слов в предложении нет, оно называется нераспространённым. В распространенном предложении кроме главных членов есть также второстепенные: дополнение, определение, обстоятельство, приложение.

если в предложении есть слова, которые членами предложения не являются (например, обращение), оно все равно считается нераспространенным.

Выполняя разбор, необходимо называть и часть речи, которой выражен тот или иной член предложения. Этот навык ребята отрабатывают, изучая курс русского языка в 5 классе.

Характеристика предложения

Чтобы дать характеристику предложения, надо указать, какое оно

  • по цели высказывания;
  • по эмоциональной окраске;
  • по количеству грамматических основ и так далее.

Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.

По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

Восклицательными могут быть любые по цели высказывания предложения, а не только побудительные.

По количеству грамматических основ: простое или сложное.

Если предложение простое, движемся дальше по плану; если сложное, путь отсюда придется пройти несколько раз: столько, сколько частей в сложном.

По количеству главных членов в грамматической основе: односоставное или двусоставное.

Если предложение односоставное, надо определить его вид: назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное.

По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

Если предложение чем-то осложнено, то это также надо указать. Это план синтаксического разбора предложения; лучше его придерживаться.

Осложнённое предложение

Предложение может быть осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямой речью. Если какой-то из этих видов осложнений присутствует, то надо указать, что предложение осложнено, и написать чем.

Например, предложение “Ребята, давайте жить дружно!” осложнено обращением «ребята».

Если предложение сложное

Если необходимо сделать разбор сложного предложения, надо сначала указать, что оно сложное, и определить его тип: союзное или бессоюзное, а если союзное, то еще и сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем охарактеризовать каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (двусоставное или односоставное, тип односоставного) и наличия/ отсутствия второстепенных членов.

В таблице приведены второстепенные члены и их вопросы.

Второстепенные члены предложения

Вопросы

дополнение

Кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?

определение

Какой? чей? который по счету?

обстоятельство

Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например определение:

шерстяная юбка – прилагательное;

юбка из шерсти – существительное;

юбка отглаженная – причастие;

привычка побеждать – инфинитив…

Пример синтаксического разбора предложения

Разберем предложение «Не знал, что ты, Маша, переехала из деревни в город».

Подчеркнем грамматические основы. Их две: не знал и ты переехала. Определим части речи: не знал – сказуемое, выражено глаголом в личной форме с отрицательной частицей не и т.д.

Теперь подчеркиваем второстепенные члены:

Переехала откуда? из деревни – обстоятельство, выражено существительным с предлогом; куда? в город – тоже обстоятельство, тоже выражено существительным с предлогом. Маша – это обращение, оно не является членом предложения.

Теперь дадим характеристику. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.

Первая часть «не знал» неполное, двусоставное, нераспространенное предложение.

Вторая часть полное, двусоставное, распространенное, осложнено обращением.

По окончании разбора надо составить схему сложного предложения.

Заключение

Что мы узнали?

Синтаксический разбор призван помочь понять структуру предложения, поэтому необходимо указать все, что может быть с ней связано. Выполнять разбор лучше по плану, тогда больше шансов, что вы ничего не забудете. Необходимо не только подчеркнуть члены предложения, но и определить части речи, и дать характеристику предложению.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Бактияр Юлдашев

    8/10

  • Pizzanadrovah Bryansk

    9/10

  • Анна Барбажинская

    10/10

  • Лиза Балашова

    7/10

  • Кристина Короткова

    10/10

  • Фри-Фаер-Лучше Лучше

    9/10

  • Дмитрий Дроздов

    7/10

  • Слава Рак

    9/10

  • Руслан Новиков

    10/10

  • Лариса Тихая

    7/10

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1928.


А какая ваша оценка?

На уроках русского языка делается синтаксический разбор предложения, который предполагает не только поиск грамматической основы, но и других членов предложения. С помощью разбора можно понять, какие члены предложения являются главными, какие зависимыми, а какие добавочными. Кроме этого, синтаксический разбор помогает правильно расставить знаки препинания. 

В синтаксис входят слова, которые формируют словосочетания, предложения и, соответственно, текст.

Разберёмся, что такое синтаксический разбор предложений и слов, и как его делать.

Что такое синтаксический разбор: слова, словосочетания и предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Это напоминает разбор на составные части – представляйте кирпичную стену, которую предстоит собрать.

Существует два типа предложений, которые подходят для синтактического разбора:

Синтаксический разбор включает в себя:

Разбор предложения по членам включает выделение каждого из них с помощью линий (одна черта, две черты, волнистая линия, пунктир, точка тире). Визуальная часть позволяет понять, что именно предстоит разбирать.

Как делать синтаксический разбор предложения: образец-памятка

Разберёмся, как сделать синтаксический разбор предложения. Для этого обратимся к понятию термина и памятке.

Порядок синтаксического разбора простого предложения включает следующие обязательные пункты.

Определить, какое предложение по цели высказывания. Это можно определить по знакам или по интонации:

Далее нужно определить основу предложения и убедиться, что оно действительно простое. Сначала рекомендуется определить, каким оно является (односоставным или двусоставным):

Определить, какое предложение: распространённое или нераспространённое.

Выделить положения, которые усложняют предложение: однородные или обособленные члены предложения. Синтаксический разбор предложения без этого невозможен.

Определить, полное предложение или неполное.

Сделать синтаксический разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются (обычно сверху каждого слова подписывается часть речи: сущ., прилаг., глаг., наречие и т.д.).

Важно соблюдать порядок синтаксического разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые относятся сначала к подлежащему, затем — к сказуемому.

Подчеркнуть все члены предложения, сделать синтаксический анализ, выделить все составные части и разобрать их.

Синтаксический разбор простого предложения впервые проходят в начальной школе, со временем количество характеристик и сам разбор усложняются. Характеристика предложения включает в себя и смысловую часть, которая позволяет выразить мысль автора наиболее полно.

Синтаксический разбор предложения сложного типа включает в себя все вышеперечисленные пункты, однако требует выделения всех грамматических основ.

Разбор предложения по составу будет выглядеть так:

1. Выделение грамматических основ;

2. Определение частей речи;

3. Синтаксический анализ слов.

Что такое характеристика предложения? 

Это выделение всех особенностей предложения. В неё входят как постоянные, так и непостоянные признаки разных частей речи и предложения. Синтаксический разбор отличается от него тем, что необходимо выделить особенности каждой из представленных частей речи, и определить её роль в предложении, то есть выделить синтаксис.

Иногда приходится делать синтаксический анализ не только предложений, но и слов.

Разберёмся, что такое синтаксический разбор слова.

Как сделать синтаксический разбор: пример

Рассмотрим пример синтаксического разбора предложения:

Подобный разбор можно подставить под любое предложение. Для закрепления материала попробуйте самостоятельно сделать синтаксический разбор предложения.

Краткая характеристика синтаксического разбора предложений

Характеристика анализа

В соответствии с правилами русского языка разобрать текст можно с помощью четырёх видов анализа: морфологического, по составу, фонетического и синтаксического. Последний представляет собой разбор синтаксических единиц, в процессе которого в первую очередь выделяют грамматическую основу. При этом анализ проводится согласно определённому алгоритму действий:

Составление схемы сложного и простого предложения

  1. Соответствующими линиями подчёркиваются члены предложения.
  2. Осуществляется их характеристика.
  3. Рисуется схематическое изображение конструкции.

Далее необходимо разобраться с главными членами предложения, составляющими грамматическую основу. Обычно это подлежащее, обозначающее объект либо предмет, а также сказуемое, указывающее на выполненное первым действие. В качестве подлежащего могут выступать местоимения и существительные, а сказуемое представлено глаголом, кратким прилагательным либо существительным.

Кроме этого, чтобы связать основные слова в правильное логическое высказывание, используются второстепенные члены предложения, необходимые для раскрытия целостной картины описываемых событий. К ним относятся определение (местоимение, числительное, прилагательное), дополнение (существительное или местоимение) и обстоятельство (существительное с предлогом и наречие).

На основе перечисленных данных делается общий анализ предложения. Он заключается в подробном разборе связанных в законченную мысль лексем.

Синтаксические единицы

Для составления описания синтаксической конструкции необходимо знать критерии лексем. При анализе предложения определяют несколько характеристик в таком порядке:

Разбор предложения по членам

  1. Вид высказывания. Фраза имеет некую эмоционально-экспрессивную окраску, в соответствии с которой является восклицательной или невосклицательной. Также она различается по цели высказывания и может быть побудительной, вопросительной или повествовательной.
  2. Грамматическая основа. Последовательное описание каждого члена предложения и средств их выражения, а также структуры синтаксической единицы.
  3. Тип конструкции: простая или сложная. Первая изучается по полноте (с указанием отсутствующего компонента в неполном предложении), распространённости, наличию осложняющих элементов (однородных членов, обращений, местоимений, вводных слов или выражений) и составу (одно- или двусоставная). В односоставных дополнительно устанавливают тип, который бывает личным, безличным, назывным или неопределённо-личным. В сложном предложении выясняют, является ли оно сложносочинённым (ССП), сложноподчинённым (СПП) или бессоюзным (БСП).
  4. Наличие пунктуационных знаков.

Для удобства можно сделать памятку в виде таблицы, где записать общую схему анализа. Это значительно облегчит проработку фраз и позволит довести полученные навыки до автоматизма.

Синтаксический разбор сложного предложения выполняется с расходованием большего количества времени и усилий, поскольку для его анализа потребуется сначала вычленить простые части, а потом уже оценивать каждую из них в отдельности. К тому же в этом случае добавляются дополнительные параметры для исследования.

Если ученику не удаётся быстро освоить правила, стоит воспользоваться размещёнными в интернете программами, которые позволят сделать бесплатно синтаксический разбор предложений онлайн. Чтобы разобрать в онлайн-режиме конструкцию, достаточно будет просто вставить её в соответствующую строку и нажать «Анализировать».

Составление схемы

На уроках для получения хорошей оценки не всегда оказывается достаточным сделать простой разбор предложения. Каждому школьнику необходимо научиться придерживаться плана составления схем описываемых единиц:

Как разобрать предложение

  • Подчеркнуть подлежащее одной сплошной линией, а сказуемое — двумя параллельными.
  • Выделить второстепенные члены в соответствии с общепринятыми правилами (например, прилагательное — волнистой линией, определение — пунктиром, обстоятельство — точкой-пунктиром).
  • Обозначить, если есть, в конструкции причастный и деепричастный обороты вертикальными чертами, подчеркнуть члены предложения волнистой линией или пунктиром-точкой соответственно.
  • Заключить в овал имеющиеся в сложноподчинённых конструкциях союзы и союзные слова, входящие в придаточное предложение. В схеме сложносочинённых фраз эти части речи не обозначаются, а выносятся за рамки основы.

Выполняя упражнение, однородные члены обводят в круг, а обращения, не являющиеся членами синтаксической единицы, отмечают буквой О, отделённой вертикальными линиями. То же самое делают с вводными словами. При составлении схем конструкций, содержащих прямую речь, её отделяют от слов автора с учётом используемых знаков препинания.

Разбор простого предложения

Синтаксический анализ этого типа конструкций лучше всего изучать на основе примеров. Как образец можно взять фразу «Над Москвой розовеют дали». Анализ проводится в несколько этапов:

Как правильно разобрать предложение

  1. Разбор фразы по членам: «над» является предлогом; «Москвой» — дополнением, выраженным существительным; «дали» — подлежащим, выраженным существительным; «розовеют» — сказуемым, выраженным глаголом.
  2. Определение грамматической основы: в этом предложении она представлена словами «розовеют дали» и указывает на то, что синтаксическая конструкция простая.
  3. Общая характеристика: предложение по строению — полное, двусоставное и распространённое; по эмоциональной окраске — невосклицательное, в связи с чем в конце ставится точка; по цели высказывания — повествовательное.
  4. Составление схемы: в этом случае [= -].

Данные, полученные при синтаксическом разборе предложения, к примеру, могут быть записаны следующим образом: если взять конструкцию «Сладость победы стирает горечь терпения», то она состоит из подлежащего «сладость», выраженного существительным, сказуемого «стирает», выраженного глаголом, а также дополнений «победы», «горечь» и «терпения», выраженных существительным. Грамматическая основа — «сладость стирает». Фраза полная, двусоставная, распространённая, невосклицательная, повествовательная. Схема: [- =].

Простое предложение может быть осложнено обособленным деепричастным оборотом, однородными обстоятельствами и т. д. Если разбирать конструкцию «Птичьи голоса звенели повсюду: в степи, в бору, в чаще», можно сделать вывод, что оно невосклицательное, распространённое, двусоставное, повествовательное, полное, осложнённое однородными обстоятельствами. В основе лежит подлежащее «голоса» и сказуемое «звенели». «Всюду» выступает в роли обобщающего слова. [- = ОС: О, О, О].

Синтаксический разбор сложных и простых предложений с примерами

Простым конструкциям, включающим деепричастный оборот, дополнительно дают объективную оценку. При этом следует указать, каким именно членом предложения он является, после произвести разбор его частей на слова.

В конструкции «Мягко картавя, журчал ручеёк» в качестве грамматической основы выступает «журчал ручеёк», где «журчал» — это сказуемое, а «ручеёк» — подлежащее. Словосочетание «мягко картавя» является обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространённое, осложнённое обстоятельством. Схема [| _._._|, = -].

Сложные конструкции

Прежде чем приступать к анализу сложных конструкций, необходимо изначально определить их тип. Существует три вида таких предложений:

Сложные и простые предложения

  1. ССП (сложносочинённые) — содержащие в своём составе простые части, соединённые сочинительным союзом.
  2. СПП (сложноподчинённые) — имеющие главное и придаточное слово.
  3. БСП (бессоюзные сложные) — состоящие из нескольких простых частей, значение которых можно определить, как последовательность, противопоставление, одновременность и т. п.

Анализируя сложное предложение, изначально необходимо найти его грамматическую основу. После этого определяют главную и придаточную часть. Чтобы провести разбор синтаксических единиц, содержащих несколько придаточных частей, пользуются общим планом. При этом осуществляется анализ фразы по составу с указанием типа подчинения. Подробно разобраться с алгоритмом разбора можно на основе примеров.

Образец ССП: «Ночь ушла, и поредел над сопками туман». Характеристика: состоит из двух предложений. В первой части главные члены представлены подлежащим «ночь», выраженным существительным, и сказуемым «ушла», выраженным глаголом; во второй — сказуемым «поредел» и подлежащим «туман». Оценка 1-го предложения — повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространённое; 2-го — двусоставное, повествовательное, распространённое, невосклицательное. Вся фраза сложносочинённая, неосложненная, полная, соединённая союзом «и», выражающим одновременность. [- =], и [= -].

Образец СПП: «Класс ничего не понял, когда учитель объяснял по карточкам». Обе части конструкции повествовательные, невосклицательные, распространённые, двусоставные. Вся фраза состоит из главного предложения и придаточного времени (когда?). Грамматическая основа главного — подлежащее «класс» и сказуемое «не понял», придаточного — «учитель» (подл.) и «объяснял» (сказ.). Схема: [- =], (когда — =).

Как правильно провести синтетический разбор предложения

Образец БСП: «Подруга собралась уходить — мама убрала со стола». Главные члены первой части — подлежащее «подруга» и однородные сказуемые «собралась уходить»; второй — «мама» (подлежащее) и «убрала» (сказуемое). Обе части повествовательные, невосклицательные, двусоставные. Но, 1-я — нераспространённая, а 2-я — распространённая. Между конструкциями отмечается причинно-следственная связь. [- =] — [- =].

Имея перед собой примеры предложений с описанием разбора и схемами, можно до автоматизма натренировать визуальную память. Благодаря этому любые задания по синтаксическому анализу будут решаться легко.

Уже в 1 классе учащиеся знакомятся с понятием предложение и с каждым годом расширяют границы своих знаний. Эти знания позволяют давать характеристику предложению, выполнять синтаксический разбор.

Что необходимо знать о предложении в начальной школе?

правила общения с ребенкомПредложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Какие бывают предложения?

правила общения с ребенкомПо цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.

Воробьи и голуби дружно клевали хлебные крошки.

Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.

Кто это работает в саду?

Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.

Берегите природу! Не засоряйте леса и озёра.

правила общения с ребенкомПо интонации предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

Если предложение произносится с чувством, то в конце такого предложения ставится восклицательный знак. Это восклицательное предложение.

Как хорошо в осеннем лесу!

правила общения с ребенком

Главные члены предложения

В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

Подлежащее ‒ главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают?

Сказуемое в предложении подчеркивается двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

Слова, которые не составляют грамматическую основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Весело звенит весенняя капель.

Звенит капель — главные члены предложения, весело и весенняя — второстепенные члены.

правила общения с ребенкомПо наличию членов предложения делятся на нераспространенные и распространенные.

В нераспространенном предложении присутствуют только главные члены.

Наступила осень. Улетели птицы. Опустели поля.

В распространенном предложении есть второстепенные члены.

Наступила золотая осень. Улетели на юг птицы. 

Второстепенные члены предложения делят на три вида: дополнения, определения, обстоятельства.

Дополнение

Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. Подчеркивается пунктирной линией.

Старик ловил неводом рыбу.

Ловил (чем?) неводом, ловил (что?) рыбу.

Определение

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета  и отвечает на вопросы какой? который? чей? Подчеркивается волнистой линией.

Пушистые хлопья снега падали на мокрую землю.

Хлопья (какие?) пушистые, землю (какую?) мокрую.

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель. Отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? зачем? почему? как? каким образом? с какой целью? Подчеркивается пунктиром с точкой.

Лодка стрелой мчалась по реке к водопаду.

Мчалась (как?) стрелой, мчалась (где?) по реке, мчалась (куда?) к водопаду.

Обычно обстоятельство относится к сказуемому, реже — к другим членам предложения. 

правила общения с ребенкомПо количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.

Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:

  • либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
  • либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).

Наступила осень. Похолодало.

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматических основ.

Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т. д.

Сверкнула ослепительная молния, и вскоре нас оглушил раскат грома.

Простое предложение может быть осложнено однородными членами, вводными словами, обращениями и т.д.

Этот маленький городок встретил нас вековыми деревьями, узкими переулочками, деревянными домишками. (осложнено однор. чл.)

Горный воз­дух, без вся­ко­го сомне­ния, дей­ству­ет бла­го­твор­но на здо­ро­вье чело­ве­ка.(осложнено вводн. сл.)

Мамочка, спасибо тебе большое! (осложнено обращ.)



Синтаксический разбор предложения 

Синтаксический разбор простого предложения выполняется по схеме.

  1. Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  2. Определи вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
  3. Подчеркни грамматическую основу предложения – подлежащее и сказуемое (простое предложение; предложение осложнено однородными членами; сложное предложение).
  4. Определи вид предложения по наличию в нём второстепенных членов (распространённое, нераспространённое) и подчеркни их.
  5. Укажи, какой частью речи выражен каждый член предложения. (сущ., прил., гл., мест., нар., числ., предл., союз )


как делать синтаксический разбор предложениякак делать синтаксический разбор предложения

Предложения для синтаксического разбора

  1. На полях заколосились хлеба.
  2. По опушкам лесных тропинок растут грибы и ягоды..
  3. С пригорков побежали говорливые ручейки.
  4. Ветки ивы покрылись золотыми шарами.
  5. Подул сильный ветер, и пошёл дождь.
  6. В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.
  7. В осенние дни улетают на юг певчие птицы.
  8. Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
  9. В шумные стайки собрались скворцы.
  10. Сверкнула молния, грянул гром.
  11. Покидают родные болота журавли.
  12. В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.
  13. Далеко слышны в лесу прощальные голоса птиц.
  14. Белый пушистый снег хлопьями висит на ветвях деревьев.
  15. Смолистые шишки украшают вершины могучих елей.
  16. Цветут ромашки на лугу, в траве краснеет мак.
  17. Шустрая белочка махнула пушистым хвостом и прыгнула на ветку сосны.
  18. На верхушке дерева висели гроздья румяных ягод.
  19. Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.
  20. Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры.
  21. Тропинка привела нас в лесную глушь.
  22. Под корнями старой сосны бил холодный ключ.
  23. Высоко в голубом небе звенит радостная песня жаворонка.
  24. Лёгкие игрушки висят на ветках зелёной красавицы.
  25. Ребята, помогите птицам зимой!
  26. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики.
  27. Смолистые шишки украшают вершины пушистых елей.
  28. Чудесный рисунок нанесли на ткань золотые руки мастериц.
  29. Горячее солнце заливает землю яркими лучами.
  30. Тихие речушки протекают в лесной глуши.
  31. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам.
  32. Мы читали и сказки, и повести, и рассказы.
  33. Первый луч солнца пробил тяжёлые тучи и осветил лестницу.
  34. Лёгкий мороз покрыл лужицы прозрачным льдом.
  35. На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.
  36. Солнце осветило лес и поле.
  37. Солнечные зайчики запрыгали по поверхности реки.
  38. На краю леса сидят на ветках берёзы чёрные тетерева.
  39. Звонко поют соловьи, зяблики, певчие дрозды.
  40. Стайка красногрудых клестов расселась на ветвях ели.
  41. Иглы сосен густо устилают низкие пни.
  42. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.
  43. Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.
  44. Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги, парки, скверы.
  45. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
  46. Рыжики растут на полянах между молодыми соснами и елями, забираются под сухие опавшие листья.
  47. Грозовые тучи задернули синеву неба, и цветы одуванчика начинают складывать лепестки.
  48. Спят животные, и только совы появляются и летают около костра медленно и бесшумно.
  49. Одинокая капля дождя упала в воду, и от неё пошли тонкие круги.
  50. Светлеет, синеет туманная даль, и небо начинает голубеть.
  51. Выглянуло солнце, и над водной гладью, над лесом плывет легкий пар.
  52. Дождь еще не прошел, а капли с деревьев падают и сверкают на солнце.
  53. Стояла поздняя осень, и погода была ужасная.
  54. Холодный ветер нес над землей рваные клочья туч, и из них стал сыпать снег.
  55. На поляне стояла одинокая рябина, и она тянулась к небу.
  56. К рябине подлетели зимние пичужки с ярким оперением, и они начали клевать крупные ягоды.
  57. Колосья бьют по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, и лошадь бежит ленивой рысцой.
  58. Мы подошли к лесу, и вдруг набежала синяя туча.
  59. Далеко в разрывы туч светило солнце, и степь блестела.
  60. За рекой поднялась тёмная туча, а над землёй вдруг пронёсся сильный вихрь.
  61. Вернулись в гнёзда грачи, поскрипывают весело качели.
  62. Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад, полезный сок, джем и варенье.
  63. Берёзы ещё густо зеленели, и земля пахла прелыми листьями.
  64. Зарябила вода, и на воде поплыли листья.
  65. Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
  66. Тишину нарушал треск сухой ветки, шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.
  67. На севере из-за гребня холмов подымались белесоватые облака, они быстро пробегали по небу.
  68. Весело поют малиновки, свистят синички, трещат в траве кузнечики.
  69. Из лесов, полей, болот, перелесков ушёл март, и ласковый апрель забрызгал горячее солнце.
  70. Потемнело и нахмурилось небо, и побежали темные грозовые тучи.
  71. В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.
  72. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.
  73. Потоки воды размывают вершины оврага, роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
  74. Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом.
  75. Ветер несётся, ломает сучья, крутит пыль, подхватывает солому, но вдруг резко затихает.


Более развернутый вариант синтаксического разбора может включать в себя задание «выписать словосочетания».

Например: Выполни синтаксический разбор предложения и выпиши словосочетания.

Зимняя гостья ловко объедает с ветки ягоды.

Главные члены предложения: гостья объедает. Главные члены предложения не являются словосочетанием. Гостья — подлежащее, выражено существительным, объедает — сказуемое, выражено глаголом.

  • Гостья (какая?) зимняя (определение, выражено прилагательным)
  • Объедает (как?) ловко (обстоятельство, выражено наречием)
  • Объедает (что?) ягоды  (дополнение, выражено существительным)
  • Объедает (откуда?) с ветки (обстоятельство, выражено существительным)

Выполни синтаксический разбор предложения и выпиши словосочетания.

  1. Густые ветви ели укрывали кормушку от снега.
  2. По глубокому снежку осторожно пробежала мышь.
  3. В подводном мире лениво плавают сонные рыбы.
  4. К деревне спешила весёлая стайка воробьёв.
  5. На старой вырубке выросли спелые ягоды земляники.
  6. В густом осиннике мы набрали корзину грибов.
  7. Ночью сильный мороз покрыл лужи корочкой льда.
  8. Пушистый снег покрыл пеньки белыми шапками.
  9. У новых домов группа ребят играет в снежки.
  10. Пушистый снежок медленно падает на осеннюю грязь.
  11. Тёмные тучи быстро закрыли небо.
  12. Первые капли дождя остро ударили по листьям.
  13. Над водной гладью озера плывёт лёгкий пар.
  14. После дождя в небе появилась разноцветная радуга.
  15. Радостный луч солнца осветил холмистую местность.


В помощь в учёбе:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

  • Как пишется синквейн по литературе
  • Как пишется синий цвет на английском
  • Как пишется синий по английскому языку
  • Как пишется синий на английском языке
  • Как пишется синие тучи