Как пишется сказочно фантастический

сказочно-фантастический

сказочно-фантастический

сказочно-фантастический

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.

Смотреть что такое «сказочно-фантастический» в других словарях:

  • сказочно-фантастический — …   Орфографический словарь русского языка

  • сказочно-фантастический — ска/зочно фантасти/ческий …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • Гиллиам, Терри — Терри Гиллиам Terry Gilliam Терри Гиллиам в 2010 году …   Википедия

  • Гиллиам — Гиллиам, Терри Терри Гиллиам Terry Gilliam Терри Гиллиам в 2009 году Имя при рождении: Терренс Вэнс Гиллиам …   Википедия

  • Джиллиам, Терри — Терри Гиллиам Terry Gilliam Терри Гиллиам на Каннском кинофестивале, 2001 год Имя при рождении: Терренс Вэнс Гиллиам Дата рождения …   Википедия

  • Барри Джеймс Мэтью — (Barrie) (1860 1937), шотландский прозаик, драматург. Повести из провинциальной жизни («Идиллия Олд Лихта», 1888), любовно психологический роман «Сентиментальный Томми» (1896) и «Томми и Гретщель» (1900). Комедии и мелодрамы, в том числе… …   Энциклопедический словарь

  • Патерик Киево-Печерский — – сборник произведений об истории Киево Печерского монастыря и первых его подвижниках. П. оказал определяющее влияние на развитие жанра «патерика» в древнерусской литературе: под его воздействием были составлены патерики Волоколамский, Псково… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Вине, Роберт — (Wiene, Robert) (предположительно весна 1873, Бреслау 17.07.1938, Париж, Франция)    Немецкий актер и режиссер, чех по происхождению. Сын придворного актера из Саксонии. После учебы в гимназиях в Штуттгарте и Дрездене изучал юриспруденцию в… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • ВЕЛЬТМАН — А. Ф. Вельтман. Акварель. 1839 г. Худож. К. Ф. П. Бодри А. Ф. Вельтман. Акварель. 1839 г. Худож. К. Ф. П. Бодри Александр Фомич (8.07.1800, С. Петербург 11.01.1870, Москва), рус. писатель и историк. Потомок швед. рода (его дед принял Православие… …   Православная энциклопедия

  • Фантастика — У этого термина существуют и другие значения, см. Фантастика (значения). Фантастика  разновидность мимесиса, в узком смысле  жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является… …   Википедия

Сказочно эльфийский = эльфийский по-сказочному. || Не подходит. Да и эльфийский всегда соотносится со сказкой (то есть эльфийский не может быть не по-сказочному).
Сказочно богатый = по-сказочному богат; сказочно красивый = по-сказочному красив.
В раздельных примерах к причастию можно задать вопрос насколько? как? и слова можно поменять местами: выраженный отчётливо, скрываемый плохо. Но не эльфийский сказочно, и вопрос тоже не подходит.
К тому же, выражается единое понятие — не стоит писать отдельно.
Сказочно-эльфийский = сказочный и эльфийский. || Не совсем подходит, так как определения не однородны.
Но:
гномо-эльфийский; || Гномы и эльфы — однородность.
сказочно-легендарный; || Сказки и легенды — однородность.
сказочно-мифологический. || сказки и мифы — однородность.

Пишутся слитно сложные имена прилагательные, образованные из сочетаний слов, по своему значению подчинённых одно другому, например:
железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчинённое (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл);
сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например:
малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозелёный, гладкокрашеный.
https://therules.ru/?q=дефис

Анализируя слитно пишущиеся сложные прилагательные, можно выявить одну ключевую особенность: значение таких слов не является суммой значений двух прилагательных:
глубокоуважаемый — уважаемый, но не глубокий;
сильнодействующий — действующий, но не сильный;
малоупотребительный — употребительный, но не малый;
круглогодичный — годичный, но не круглый;
узкопрактический — практический, но не узкий;
высокохудожественный — художественный, но не высокий.

Хоть и прилагательные «сказочный» и «эльфийский» не однородны, но тем не менее сказочно-эльфийский = сказочный + эльфийский. То есть нужно писать через дефис.

В словарях зафиксировано похожее слово — «сказочно-колдовской«:
https://classes.ru/all-russian/dictionary-ortho-term-80329.htm

Если сказочные эльфы были бы одним из видов эльфов (допустим, есть лесные эльфы, речные и сказочные), то нужно было бы писать вместе.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

1.
… или презрительно равнодушная, или просто сказочно счастливая девушка с великолепными волосами и розовым отсветом на округлой …

Кнорре Ф.Ф.. Рассказы и повести

2.
… ее за руку, все было сказочно освещено театральной луной. Кто-то кричал: «Ложись!» Она подумала: «Как …

Кнорре Ф.Ф.. Одна жизнь

3.
… копией своей матери, вплоть до сказочно красных локонов. Одетая в изумрудного цвета костюм для верховой езды … Гвендолин Бедлам, высокая женщина со сказочно красными волосами, спадающими каскадом и доходящими почти до талии, единственную … близко и так далеко. Земля сказочно светится энергией… Д’Марр подошел к командующему на расстояние вытянутой … то ни было эмоций лицо сказочно пылало от восторга. — Да-а-а, вот оно! Вот то … а кожа, шкура дракона, которая сказочно сверкала даже в тени иссиня-черного корабля. Он превратился в …

Кнаак Ричард. Мир драконьих королевств 1-4

4.
… вам снова крупно повезло. Вы сказочно богатая женщина. Анна с бокалом в руке приблизилась и узким … наполнил бокалы. — Давайте выпьем за сказочно богатую женщину Анну Хлыбову. Он поднял валявшееся в стороне кресло …

Кожевников Лев. Смерть прокурора

5.
… делали рабочие руки народа, казалось сказочно прекрасным. Белова, равно как и его сверстников, ошеломила быстрота, с …

Кожевников Вадим. Щит и меч

6.
… Москва за окнами автомобиля была сказочно красива в эту предпраздничную ночь. Отцы города не пожалели денег …

Ковалев Анатолий. Гильотина в подарок

7.
… пятнадцать рублей, а теперь мы сказочно богаты! Мы купили молока и : еще хлеба: сколько мы еще …

Ключаев Александр. Летняя сказка в зимнюю пору

8.
… отпуск. Рыбка там ловится просто сказочно. — Лорд Маунтбеттен тоже так полагал, — заметила Беатриса. — И часто Деннис … уговорить их, затем ему невероятно, сказочно повезло: один из еврейских друзей, испытывающий отвращение к тирадам религиозных …

Клэнси Том. Джек Райян 1-8

9.
… и в то же время сказочно притягательной. В следующее мгновение видение исчезло, оставив за собой розовую …

Климова Светлана. Подражание королю

10.
… истреблении немцами шести миллионов евреев, — сказочно прибыльные еврейские аферы, виртуозно и с большой любовью выстроенные жидами …

Климов Григорий. Приложения к книге Божий народ

11.
… унитаза. Хотя почему бедняга? Человеку сказочно повезло. Только вот случайным ли было это везение? «Если бы … рассказали, что «Ксанке с дочерью сказочно повезло». Какой-то чудак попросил их сдать квартиру и предложил …

Клюева Варвара. Приключения неугомонной компании 1-5

12.
… рассказали, что «Ксанке с дочерью сказочно повезло». Какой-то чудак попросил их сдать квартиру и предложил …

Клюева Варвара. Как избежать замужества

13.
… унитаза. Хотя почему бедняга? Человеку сказочно повезло. Только вот случайным ли было это везение? «Если бы …

Клюева Варвара. В Петербург со своими бандитами

14.
… встрече с Чаликовой, чем возможности сказочно разбогатеть. — Но сначала нам с вами нужно «залечь на дно …

Кожухова Елизавета. Холм демонов. Дверь в преисподнюю. Искусство наступать

15.
… борова, боров этот был явно сказочно богат. Он строил самые устрашающие планы по поводу того, что …

Кольер Джон. Сборник новелл На полпути в ад

16.
… хочет… Огромных размеров комната со сказочно богатой и красивой обстановкой повергла Куска в шок. Вот, значит …

Колычев Владимир. Сыщик и вор — братья навек

17.
… очень неплохой вид. Особняк был сказочно красив, вокруг него чистота и порядок. Женщина стояла у окна … в эпоху «дикого капитализма» он сказочно разбогател. И красивые женщины замелькали перед глазами. Они проносились через …

Колычев Владимир. Волчара 1-5

18.
… сама» встреча всегда случается настолько сказочно, что и не заметишь. Увидеть портрет, тушью или вышитый на …

Кондратьев В.. Рассказы

19.
… крупный куш. Этот красавец недавно сказочно разбогател! Келлерман рассмеялся и обхватил Артура за талию. — Неужели вы …

Конвиц Джефри. Страж 1-2

20.
… просвечивало ярко-синее небо. Это сказочно прекрасное существо ровно, плавно пульсировало. Из него свешивались вниз два … нетрудно поймать одну из этих сказочно-прекрасных радужных медуз. Плывут они по воздуху медленно, и моноплан …

Конан Дойль Артур. Рассказы

21.
… вложенный будет казаться чем-то сказочно-запредельным. Люди начнут считать деньги и станут радоваться, когда на …

Колычев Владимир. Брат 1-5

22.
… это был завод! Ну просто сказочно прекрасный. Один только сборочный цех тянулся на полкилометра или, может …

Коковин Евгений. Рассказы

23.
… словно живая, играющая отблесками солнца, сказочно могучая река. — Да, там очень красиво, в городе, — задумчиво сказала …

Коковин Евгений. Детство в Соломбале

24.
… это был завод! Ну просто сказочно прекрасный. Один только сборочный цех тянулся на полкилометра или, может …

Коковин Евгений С.. Рассказы

25.
… пожилыми женщинами, все девушки были сказочно красивыми, парни сильными и, конечно же, возвышенными душой, дети веселыми …

Колупаев Виктор. Рассказы

26.
… денег. Больших. Да они станут сказочно богаты, работая вместе! Кэрри считала, что ей здорово повезло в … быть довольной. Ведь они станут сказочно богаты, если будут работать вместе! Белый Джек уже тронул свой …

Коллинз Джекки. Шансы 1-2

27.
… таки пожаловала. Выглядела она просто сказочно в своей фантастической шубке. Надеюсь, Франко сумеет усадить ее куда … особо важных персон. Нам самим сказочно повезло, что мы сюда попали. Ты даже представить не можешь …

Коллинз Джеки. Романы 1-12

28.
… прозрачных клетках ожидали своей участи сказочно прекрасные или отвратительные животные — гигантские розовые пауки, пурпурнокрылые вампиры, зунские …

Клейн Жерар. Звездный гамбит

29.
… невинного личика. Да, Грэйс была сказочно хороша и могла бы поспорить красотой с любой другой молодой … Джаспер. — Ведь он, черт возьми, сказочно богат! Кроме того, ты стала бы графиней. Конечно, Саппертон не …

Кинг Валери. Роман 1-4

30.
… за видного, всеми уважаемого и сказочно богатого Джона Р. Диринга — владельца инвестиционно-консультативной фирмы, носящей его …

Кин Дэй. Пропала стриптизерша

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Синонимы к словосочетанию «сказочная фантастика»

Прямых синонимов не найдено.

Связанные слова и выражения

  • сказочная фантастика, научная фантастика, социальная фантастика, элементы фантастики, философская фантастика, жанр фантастики
  • фантастическое произведение
  • космическая опера
  • магический реализм
  • плутовской роман
  • тонкий психологизм
  • волшебная сказка
  • подлинный драматизм
  • захватывать читателя
  • сюжетная схема
  • жанровая литература
  • воображение писателя
  • альтернативная история
  • жизненная достоверность
  • идейное содержание
  • созданный фантазией
  • характер повествования
  • садок судей
  • стилистические приёмы
  • фольклорные мотивы
  • теория символизма
  • словесное творчество
  • обратиться к прозе
  • семейная сага
  • феномен языка
  • ранние рассказы

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: цивилизатор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: персонаж, сказочник, герой, фантаст, героиня
  • Места: лукоморье, теремок, киноэкран, антология, сборник
  • Предметы: моралите, миниатюра, меч-кладенец, иллюстрация, декорация
  • Действия: фэнтези, мифотворчество, триллер, приключение, чудеса
  • Абстрактные понятия: фантастика, сказка, сюжет, вымысел, рассказ

Ассоциации к слову «сказочный»

Ассоциации к слову «фантастика»

Предложения со словосочетанием «сказочная фантастика»

  • Национальное проявляется в характере сказочной фантастики, в сюжетном составе сказок, в их конкретном содержании, во многих чисто горских деталях, в художественной форме сказок.
  • (все предложения)

Значение слова «сказочный»

  • СКА́ЗОЧНЫЙ, —ая, —ое; —чен, —чна, —чно. 1. только полн. ф. Прил. к сказка (в 1 знач.). Сказочный зачин. Сказочные образы. Сказочный сюжет. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СКАЗОЧНЫЙ

Значение слова «фантастика»

  • ФАНТА́СТИКА, -и, ж. 1. Представления, образы, созданные воображением, изображение явлений действительности в преувеличенном или сверхъестественном виде. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ФАНТАСТИКА

Афоризмы русских писателей со словом «сказочный»

  • Наша литература — наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней — вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты — умы и сердца истинных художников.
  • А иные любят — как поют,
    Как поют и дивно торжествуют,
    В сказочный скрываются приют;
    А иные любят — как танцуют.
  • Мы смерти ждем, как сказочного волка…
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

СКА́ЗОЧНЫЙ, —ая, —ое; —чен, —чна, —чно. 1. только полн. ф. Прил. к сказка (в 1 знач.). Сказочный зачин. Сказочные образы. Сказочный сюжет.

Все значения слова «сказочный»

ФАНТА́СТИКА, -и, ж. 1. Представления, образы, созданные воображением, изображение явлений действительности в преувеличенном или сверхъестественном виде.

Все значения слова «фантастика»

  • Национальное проявляется в характере сказочной фантастики, в сюжетном составе сказок, в их конкретном содержании, во многих чисто горских деталях, в художественной форме сказок.

  • (все предложения)
  • сказочник
  • сказка
  • необычный
  • эльф
  • Кощей
  • (ещё ассоциации…)
  • книга
  • телепорт
  • портал
  • фильм
  • жанр
  • (ещё ассоциации…)
  • сказочная страна
  • девушка сказочной красоты
  • казаться сказочным
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • научная фантастика
  • фантастика фантастикой
  • из области фантастики
  • читать фантастику
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «сказочный»
  • Разбор по составу слова «фантастика»
  • Как правильно пишется слово «сказочный»
  • Как правильно пишется слово «фантастика»

В этой статье я расскажу о главных приёмах, которыми я пользуюсь, когда пишу фантастику, на примере одного рассказа. Проведу, скажем так, реверс-инжиниринг художественного текста. Прочитав статью, вы сможете написать свой рассказ и начнёте лучше понимать, как устроены другие тексты и фильмы.

Spoiler alert

Речь пойдёт о рассказе «Анна десять лет назад». Нельзя рассказывать о создании текста без спойлеров, поэтому, возможно, вы захотите сперва прочесть рассказ (ссылка на Литрес), а потом статью о его создании.

Как найти идею

Постоянно задавайте себе вопрос «А не могу ли я из этого сделать рассказ? А из этого? А из этого?». Если задавать себе его достаточно часто, то рано или поздно у вас появится любопытная идея. По опыту — нельзя взять в руки хорошую научпоп книгу и положить её обратно на полку, не вычитав хотя бы две-три идеи.

Конкретно с этим рассказом получилось так: я смотрел ютуб-ролик психолога Евгении Стрелецкой и услышал такую мысль: когда люди только начинают встречаться, они любят не столько партнёра, сколько выдуманный образ. Со временем отношения развиваются, и образ уступает место более близким к реальности представлениям о другом человеке.

«А нельзя ли об этом написать рассказ?» — подумал я на автомате. И решил, что можно.

Я решил столкнуть выдуманный образ человека с самим человеком. Это драматичная ситуация. Как говорится «заставляет задуматься». Текст не будет пустышкой.

2. Как думать

Bed, bath, bus. Если вы сядете за стол, откроете ноут и будете задавать себе вопросы уровня «Какое прошлое должно быть у персонажа X, чтобы он сделал Y?», то вы ничего не придумаете. Отправляйтесь мыть посуду, садитесь на метро. В полусосредоточенном состоянии ваше бессознательное выдаст то, что нужно. Подробнее — в книге Даниэля Канемана Thinking fast and slow.

3. Какой нужен персонаж

Не получится придумать хороший сюжет без подходящего персонажа. Поступки совершают персонажи. И если в книге или фильме мы видим поступок, который случился потому что так захотел автор, а не потому что так захотел персонаж, то это плохая книга или фильм.
Замените доктора Хауса на обычного врача, и у нас будет набор вялых медицинских случаев, а не трагикомедия. Замените в «Полёте над гнездом кукушки» бунтаря Макмёрфи на обычного больного, и у нас вообще ничего не будет.

Итак, для этого текста нам нужен человек и его образ, сложившийся у партнёра в начале отношений. Образ, хранящийся у кого-то в голове, — это скучно, поэтому возьмём робота. (Быть фантастом очень удобно: всегда можно привлечь к делу робота, машину времени, нейроинтерфейс и т. п.)

image

Я придумал такую ситуацию: молодой человек влюблён в одноклассницу — увы, не взаимно. В наше время он скачал бы себе её селфи, а в будущем он может создать робота, похожего на неё как две капли воды. Проходит время, они встречаются — он, она и её робот.

Теперь вопрос: какой должна быть девушка? Если это будет обычный человек, то реакция на встречу будет в рамках восклицания «Ух, какой робот! Это ж я. Офигеть». Это скучно. Я подумал, что если героиня (назовём её Анной) будет переживать клиническую депрессию, то встреча станет для неё эмоциональной встряской.

Дело в том, что страдающий депрессией человек испытывает то, что называется «когнитивными искажениями». В частности он или она постоянно думает: «Я ничтожество», «Я ничего не умею», «Я ничего не достоин» и т. п… Это во-первых, не правда, а во-вторых, портит настроение и лишает сил.

Обычно встреча с реальностью приводит такого человека в чувство. Поэтому когда Анна столкнётся нос к носу с копией себя, сделанной десять лет назад, это как минимум даст отпор навязчивым мыслям «Я ничего не добилась» и «Я прожила жить впустую».

Примечание: конечно, когнитивным искажениям подвержен любой человек, в том числе условно психически здоровый. Но при клинической депрессии когнитивные искажения перегружают мозг так, что он становится похож на CPU компа, на котором вирус майнит биткоины. Подробнее о таком взгляде на болезнь в книге David D., M.D. Burns, Feeling Good: The New Mood Therapy.

Если заранее погрузить читателя в образ мыслей депрессивного человека, то смысл конфликта станет понятен без занудных лекций.

Встреча, кстати, замкнёт ту самую «дугу персонажа». Считается, что персонаж по ходу действия должен измениться. В Голливуде сценарии начинают писать с вопроса «Как изменится персонаж?».

4. Как спроектировать сюжет

Это тема для пары толстых книг. Остановимся на паре главных моментов:

  1. Герой всегда должен чего-то хотеть
  2. Его поступки должны вытекать из его желаний

image

Спрячем робота от Анны и от читателя. Ситуация: молодой человек хранит у себя робота-копию Анны. Спустя десять лет после окончания школы Анна и молодой человек начинают встречаться. Они съезжаются, но он не может просто так взять и отнести робота на помойку (привык, жалко). Он прячет робота в чулане. Робот живёт в доме, иногда шумит по ночам. Шум наводит Анну на нехорошие мысли. Соседи случайными репликами возбуждают подозрения.
Путь Анны от подозрений к раскрытию правды, те поступки, которые она совершает на этом пути, и есть сюжет. По сути мы получили детективную линию.

Завязка истории должна быть событием. Анна переживает развод, заболевает депрессией (сама этого до конца не понимая) и теряет работу. Это завязка. Нет работы — нет средств. Анна вынуждена переехать к молодому человеку. Таким образом мы загнали персонажей (включая робота) в одно место. Осталось сделать так, чтобы они узнали друг о друге всю правду.

5. Как обмануть читателя

Раз у нас детективный сюжет, грех не воспользоваться любимым приёмом детективщиков, который называется «красная селёдка» (red herring). А именно: мы можем подкинуть информацию, уводящую от правильной разгадки. Попробуем внушить читателю, что у нового молодого человека Анны скелет в шкафу и/или он спит с роботом (а это порицается общественностью).

Также подумаем о развязке: допустим, молодой человек таки наберётся решимости утилизировать робота. Как это произойдёт? Придёт мужик-утилизатор. Когда этот мужик зайдёт в дом, то он может встретить Анну (путаница — это интересно!), но решит, что она и есть робот, подлежащий утилизации. Он даст роботу голосовую команду, похожую на то, что мы пишем в командной строке, когда хотим прибить процесс.

Чтобы сделать этот момент интереснее, мы можем заложить в начале рассказа «красную селёдку». Для нетехнаря голосовая команда прозвучит как чёрт знает что. Или как магическое заклинание на древнем языке. Отлично, пусть у Анна у нас на протяжении рассказа мечтает о том, что в её жизни появится человек, который произнесёт заклинание, и тем самым изменит её жизнь и/или прошлое (это прекрасно укладывается в образ мыслей человека, который постоянно грустит и винит себя в ошибках).

Поэтому когда в тексте появится мужик и прозвучит голосовая команда, то Анна (и читатель) решит, что происходит нечто удивительное, возможно и мистическое.

6. Profit!

image

Рассказ готов. Осталось изложить события в обратном порядке: от завязки к развязке. Если бы я писал сценарий для сериала или фильма, я бы начал с перемены в жизни героини: с развода или с увольнения. Поскольку я всё же равняюсь на классику НФ (Рэй Брэдбери, братья Стругацкие), и моего читателя не испугать думающими персонажами, то я начал с цепочки переплетающихся диалогов.

Как правило рассказ придумать сложнее, чем описано в этой статье. Нужно придумать и отбросить десятки вариантов, и главное — творчество не сводится к набору приёмов и схем, хотя они сильно помогают.

Но в нём точно нет ничего мистического.

Если вам понравилось, вы можете скачать мои рассказы здесь или нанять меня на работу здесь.

Список литературы

Will Storr, The Science of Storytelling
Lisa Cron, Wired for Story
David Howard & Edward Mabley, The Tools of Screenwriting

  • Как пишется сириус на английском языке
  • Как пишется сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Как пишется сирень во множественном числе
  • Как пишется сказка колобок
  • Как пишется сказка гуси лебеди