Как пишется словарный диктант по русскому языку 2 класс

                               Контрольно-измерительные материалы

                                                по предмету 

                                               «Русский язык»

                                                    во 2 классе

                                         УМК «Школа России»

                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.

Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и эффективность применяемых методов и приёмов обучения.

Для учащихся проверка важна:

  1. она служит подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей;
  2. сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.

В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт знаний.

Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются: диктанты, проверочные списывания, грамматические задания, изложения, сочинения.

Целью составленных мной проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса по учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык».

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

Оценки:

 «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1

(входной)

Арбуз, воробей, карандаш, лисица, медведь, Москва, петух, ворона, учитель, пальто.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2

(за 1 четверть)

Здравствуйте, прощай, сентябрь, ветер, родина, рисунок, подлежащее, сказуемое, яблоко, берёза.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3

(за 2 четверть)

Ягода, дорога, осина, до свидания, сахар, извините, капуста, жёлтый, посуда, сентябрь, алфавит.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4

Ноябрь, одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток, мороз, урожай, суббота, декабрь, мебель.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5

(за 3 четверть)

Тарелка, товарищ, щавель, метель, народ, вдруг, завод, сапог, обезьяна, месяц, картина, отец, фамилия.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6

(за год)

Россия, город, улица, обед, магазин, облако, апрель , шёл, берёза, здравствуйте, родина, фамилия.

ДИКТАНТЫ

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Оценки:

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

  Ошибкой в диктанте следует считать:

  1. нарушение правил орфографии при написании слов;
  2. пропуск и искажение букв в словах;
  3. замену слов;
  4. отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  5. неправильное написание словарных слов.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  1. два исправления;
  2. две пунктуационные ошибки;
  3. повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  1. повторение одной и той же буквы в слове;
  2. недописанное слово;
  3. перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  4. дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

«5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

«4» ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

«2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

ДИКТАНТ № 1

(входной)

Цель: проверка остаточных знаний по программе первого класса и навыков каллиграфического написания букв, умение самостоятельно работать, оформлять предложения.

В лесу.

   Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.

Примечание: выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание:

1. Слова: идут, рядом, ёжики – разделить на слоги.

2. Найди и подчеркни в тексте слова, которые можно переносить двумя способами.

ДИКТАНТ № 2

По теме «Предложение»

Цель: проверить умение правильно писать слова с орфограммами, определять границы предложений, применять на практике повторенные орфограммы.

Пушок

   У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

Грамматическое задание:

  1. В предложениях 4 и 5  подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
  2.  Допишите одно-два предложения в конце текста.

ДИКТАНТ № 3

по теме «Лексикология»

Цель: проверить навыки грамотного письма в рамках изученных орфограмм, умение правильно определять ударный слог; умение правильно оформлять работу.

   Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие берёзы т осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

 Грамматические задания:

  1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант 1 – четвёртое предложение; вариант 2 – пятое предложение.
  2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Диктант №4

Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, определять мягкость-твёрдость согласных, правильно переносить слова.

Зимой.

Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки лепят снежный ком. Они лепят зайчика. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Коля сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно. (33 слова)

Грамматические задания.

1. В третьем предложении подчеркнуть мягкие согласные.

2. Разделить слова для переноса.

Крыльцо, Ольга, Игорь, зайчик.

3. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

4. Сделать звукобуквенный анализ слова мальчик.

ДИКТАНТ № 5

Цель: проверить умение применять правила правописания слов с орфограммами в корне слова, формировать умение проверять написание этих слов изменением формы слова, подбором родственных слов.

Зимой в лесу

   Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

Грамматические задания:

  1. Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.
  2. Напишите однокоренные слова к слову белка.
  3. Напишите антонимы.

Тепло — …

Сытно — …

ДИКТАНТ № 6

по теме «Правописание безударной гласной в корне слова»

Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил; проверить умение определять части речи и разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.

В роще

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

Грамматические задания:

1. Над словами  третьего предложения поставить знак ударения.

2. Выписать 2 слова с орфограммой «Безударная гласная, проверяемая ударением», рядом записать проверочные слова.

3.Пятое  предложение разобрать по частям речи и членам предложения.

Проверочная работа № 7

по теме «Согласные звуки и буквы»

Цель: проверить усвоение темы «Согласные звуки и буквы»

  1. Чем отличаются согласные звуки от гласных?
  2. Какие гласные обозначают мягкость согласных?
  3. Какие гласные обозначают твёрдость согласных?
  4. Назови непарные твёрдые согласные звуки.
  5. Назови непарные мягкие согласные звуки.
  6. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают слог?
  7. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласного и гласный звук?
  8. Что ты знаешь о звуке [и] краткое?
  9. Что ты знаешь о букве Ь?

Диктант №8

по теме «Парная согласная в корне слова»

Цель: проверить умение писать слова на изученные орфограммы, слова с парными согласными на конце и в середине слова; делать звуко-буквенный анализ слов.

Зяблик

   По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб.  И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. От кликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весне.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
  2. Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – снег, 2 вариант – лёд)

Диктант №9

по теме «Написание слов с большой буквы»

Цель: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.

Главный город

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.  (По. Е. Мар)

Слова для справок: проспект, на Плющихе.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
  2. В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.
  3. Запишите название населённого пункта, в котором вы живёте.

ДИКТАНТ № 10

по теме «Имя существительное»

Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

Друзья.

  Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Словьёва есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принёс корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните имена собственные.
  2. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены
  3. В первом предложении обозначить имена существительные
  4. Запишите имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном числе.

ДИКТАНТ № 11

(за год)

Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать предложения по частям речи и членам предложения.

Гроза

   Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

Грамматические задания:

  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
  2. Выпишите два слова с проверяемой гласной, подберите проверочные слова.
  3. Разделите слова для переноса: сильный, длинные, пыль.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Контрольное списывание, как и диктант, — способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Оценки:

 «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1

(за 1 четверть)

Цель: проверить навыки списывания.

Новый дом

Ирина Петровна Соловьёва работает на заводе. Она собирает часы. Семья Соловьёвых получает новую квартиру. Квартира находится на шестом этаже. Из её окон очень красивый вид. Около дома жильцы посадили цветы и деревья. Есть во дворе и детская площадка. Друзья и родные поздравили семью с новосельем.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2

(за 2 четверть)

Цель: проверить навыки списывания.

В ноябре

На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под ногами хрустит снег. Дорога укатана санями. Небо над землёй стоит чистое и высокое. Днём можно увидеть на небе молодой месяц серпом. В лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода. На дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (51 слово)

(По И. Соколову-Микитову)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 3

(за 3 четверть)

Цель: формировать навык самостоятельной работы, проверять сформированность навыка списывания и каллиграфические навыки.

Старые знакомые

Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.

Всем было очень весело.

(По Г. Остеру)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 4

(за год)

Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.

В России живёт множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а группы – в семьи. Это объединение происходит по языку, на котором они говорят.

До наших дней дошла поговорка кочевников: «Наша дружба поблекнет лишь тогда, когда хмель утонет в воде, как камень, и камень полетит по воздуху, как хмель».

Хмель – это вьющееся растение. Стебелёк у хмеля длинный, лёгкий. Такой никогда не утонет!

Используемые источники

В.П. Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011г., 143 с.

В.П. Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 143 с.

Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2010,  (Педагогика. Психология. Управление.)

Никифорова В. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с. (Контрольно-измерительные материалы)

Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева, Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

Во 2 классе дети начинают получать свои первые оценки. И каждому ребенку хочется получать хорошие отметки. Чтобы хорошо учиться нужно не только развитое мышление, внимание, но и знание определенных правил. Например, по русскому языку во 2 классе дети знакомятся с очень важными орфограммами. Это и безударные гласные в корне слова, и парные согласные в середине и на конце слова, разделительный мягкий знак и так далее.

Но любое правило, даже отлично выученное наизусть, нуждается в отработке, в применении его на практике. Одним из вариантов наработки нужных навыков является написание текстов под диктовку, содержащих максимальное число слов с нужной орфограммой.

Начинается учебный год с повторения пройденного в 1 классе. Для этого можно воспользоваться текстами диктантов для 1 класса. 

Или выбрать один из этих вариантов.

Входные диктанты для 2 класса

1. Всё лето мы жили на даче. Дача стоит на берегу речки Мойвы. Пала купил Серёже новые удочки. Мальчик идёт удить рыбу. Он поймал щучку и карася.

2. Улетели и ласточки. В саду пусто и голо. Тишина. Кот Васька спит на коврике у печки. Малыши играют дома. У Маши — краски. Она рисует ёжика. У Саши — карандаши. Он рисует машину.

3. В наших лесах живут лоси. Лось очень красив. В пищу лосю идут ветки и трава. Ему нужна соль. Учитель дал совет носить в лес соль. Мальчики кладут соль на камень. Лоси часто приходят лизать соль.

4. Соболь живёт в дуплах. Зимой он не спит. Бегает и ищет пищу. Но от гнезда далеко не уходит. В сильные морозы и метели соболь вялый. Ест соболь лесных полёвок, птиц, кедровые орешки. Из ягод он часто ест рябину и землянику.

5. Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Дети сели на пенек. Они слушают чудное пение птичек. Пора собирать малину. Крупные спелые ягоды манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

Диктанты для 2 класса по русскому языку

Тексты этих диктантов можно использовать как для тренировки, так и для проверки грамотного письма учащихся.

Орфограмма чк, чн, щн

Словарный диктант

  • Печка, ручной, дачный, крючки, внучка, хищник, речка, бычки, мощный.
  • Прочный, уздечка, птичка, кличка, сочный, мучной, жучки, бабочка, ночка.
  • Кочка, почка, звёздочка, тучка, щучка, спичка, ручка, речка, мордочка, ёлочка.
  • Белочка, стрелочка, бочка, дочка, булочка, печка, сочный, помощник, точка.
  • Крошечный, строчка, изящный, розочка, речной, мачта, звучный, удачный.
  • Вазочка, чтение, красочный, хищник, уличный, платочки, мощный, мучной.
  • Минуточка, одуванчик, овощной, пушечный, сварщик, барабанщик, почта.

1. Последние листочки опали с деревьев. Холод загнал мелких зверьков в норки. Вот под кочку юркнула мышка. Скучно в лесу. На старую ель прыгнула белочка. Но сучке висел грибок. Это белочкин обед.

2. В комнате потухла лампочка. Без света скучно. Надо зажигать свечку. Я достаю свечку из пачки. Зажигаю спичку. Подношу спичку к свечке. Ночная бабочка летит на огонь. Какая крошечная! Я отгоняю бабочку.

3. Утром погода была облачной. Дедушка топил печку. Потом день стал солнечным. Мы отлично погуляли. Собирали цветочки. Нашли черничник. Вокруг летали бабочки. Ласточка кружилась в небе. Появилась тучка. Мы бежим домой.

4. Пришла шумная весна. Звонко поют птички. С сучка на сучок скачет рыжая белочка. Журчат ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома березовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружочками зеленеют кочки с брусничником.

5. Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор.


Парные согласные на конце и в середине слова

Словарный диктант

  • Дуб, груз, наряд, берег, показ, шалаш, бровь, манеж, морковь, стук, рожь, утюг.
  • Грязь, четверть, парад, отряд, юг, жираф, взрыв, этаж, мороз, холод, шкаф, флаг.
  • Газ, парус, пляж, завод, рукав, столб, снег, друг, рассказ, пирог, зуб, пароход.
  • Голубь, герб, дрозд, вкус, сад, любовь, автобус, шкаф, кровь, народ, сугроб, подвиг.
  • Медведь, город, малыш, пруд, пояс, морж, флаг, насос, показ, озноб, верблюд, ландыш.
  • Мороз, голубь, народ, автобус, тетрадь, утюг, лошадь, сапог, завод, морковь, медведь, обод.
  • Шкаф, рукав, карандаш, чиж, бровь, стриж, берег, флаг, хлеб, ястреб, гриб, вторник, четверг, сапог, рассказ.
  • Алмаз, арбуз, багаж, ветвь, взрыв, вход, восход, гвоздь, глобус, голос, город, груздь, грусть, дробь, еж.
  • Готов, вежлив, здоров, красив, пригож, хорош.
  • Блузка, ножка, брошка, будка, букашка, варежка, верхушка, выставка, грядка, губка, денежки, добавка, жидкий, зимовка.
  • Дудка, загадка, ложка, рыбка, лапка, походка, лошадка, крошка, повязка, указка, палатка, лепешка, стружка, выдержка.
  • Мягкие лапки, тёплая шубка, зелёный луг, лёгкий пух, цепкие когти, гладкий след, ловкий зверёк. Крепкий лёд, снежная шапка, озимый хлеб, узкая дорожка, вязкий мёд, близкий друг, гибкий прут.

1. Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. Был мороз.

2. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лёд. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира.

3.. Пришла золотая осень. Деревья оделись в яркий наряд. Берёзки и тополя пожелтели. На осинках робко дрожат красные листочки. Они чуть шелестят от слабого ветерка. Дуб роняет жёлуди. По небу плывут легкие облака. Красиво!

4. Наступил апрель. Снег исчез. Рассеялась в лесу легкая дымка. Воздух значительно потеплел. Грачи уже заняли свои квартиры на вершинах берез. Они немилосердно ломают своими крепкими клювами прошлогодние побеги, чтобы починить старые гнезда.

5. Мы сидим в беседке у старого пруда. По воде бежит серебристая рябь. Под корявой низкой ивой качается лодка. Гордые белые лебеди плывут по воде, низко выгибая шейки. А вот на берег важно выходит черный лебедь. Мы замираем. Боимся спугнуть красивую птицу.

6. Наступила зима. Ударил легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий и пушистый.  Дубки и дорожки стали белые. С берез посыпался иней. Хорошо во дворе! Ребята надевают  пальто, шапки, варежки и бегут играть в снежки. Малыши лепят снеговика. Нос из морковки. Вместо глаз угольки.


Безударные гласные в корне слова

Словарные диктанты

  • Грибной, зверьки, кормушки, домишко, озеро, число, поясок, большой, ковёр, хвосты, плясать, плечо, садовник, спешат, обижать.
  • Родник, новинка, гора, варенье, свистит, ведро, светло, трава, скрипач, червяк, бегут, бельчата, сестра, казался, кроты.
  • Лесной, весна, дворы, кормушка, теснота, кричать, рядовой, катать, бобры, проверять, река, листва, длина, клевать.
  • Зелень, стена, стрелы, доска, родился, разносить, повар, скворечник, почтальон, горбы, моря, тащил, сажают, клевать.
  • Извинять, улетают, ночевать, читать, ядовитый, линейка, зеркальный, снегирь, волнушки, подарить, ходунки.

1. Хорошо в лесу! Дует теплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под березой вырос гриб. У сосны нора крота. Желтый лист упал с осины. Скоро наступит осень.

2. Лесная осенняя дорога. Дует холодный ветер. Желтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки.

3. Сильные морозы сковали озера и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц!

4. Мы идём в лес. Скрипят клёсты. Кукуют кукушки. Свистит иволга. Около корней лежит уж. Под ногами прыгают изумрудные лягушки. Пышным ковром лежит мох. Там видны сухие нити клюквы. В лапах сосны мелькает пушистый хвост зверька. Это белка.

5. За окнами завывала буря. Ветер разгулялся в саду. С воем и свистом потрясал стеклами, гнул и ломал деревья. Деревья скрипели и стонали, как старики. А черные, голые ветви хлестали по окнам и словно глядели в те из них, что были освещены в такую непривычную пору.

6. Тихо шумят своими ветвями сосны. Косматые еловые лапы плотно прикрывают землю. На краю леса красиво цветёт липа. В лесу пахнет смолой и ягодами. Лес ожил. Всюду звенят птичьи голоса. Они перекликаются между собой различными звуками.


Разделительный мягкий знак

Подробно об этой орфограмме, а также карточки можно посмотреть в статье «Разделительный Ь и Ъ знак: упражнения».

Словарные диктанты

  • Платье, вьюга, ручьи, деревья, сирень, Дарья, пьеса, стулья, бьёт, здоровье, ночью, жильё, прутья, друзья, раздолье.
  • Пьёт, льёт, птичьи, осенью, Татьяна, муравьи, счастье, ученье, сиденье, ульи, храбростью, житьё, Марья.
  • Чириканье, площадью, соловьи, серьёзный, ружьё, пылью, копьё, грязью, печенье, ненастье, ателье.
  • Бельё, свинья, сучья, мытьё, вьюн, чутьё, бьёт, воробьи, платье, обезьяна, вьюга, медалью, заячьи, лошадью.
  • Барьер, шалунья, уменье, капелью, дичью, вьюн, свежестью, польёт, певунья, бурьян, завистью, жадностью, устье, Илья.

1. Пришла осень. Часто льют дожди. Смолкли птичьи песни. Спрятались в ульях пчёлки. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. Под елью в норке уснул ёжик.

2. Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белочка. В сучьях деревьев было жильё зверька. А над елью кружила ворона.

3. Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В сучьях деревьев было жильё зверька. Над елью кружила стайка клёстов.

4. Пришла холодная осень. Часто льют дожди. Кругом лужи и грязь. Сильный ветер качает деревья. На земле лежат мокрые листья. Скучно стало в лесу. Птицы летят на юг. Уже улетели стрижи и грачи. Скоро улетят и журавли.

5. Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька.


Итоговые диктанты для 2 класса

1. Люблю я гулять весной по берегу реки. В воде отражается небо. От лёгкого ветерка на реке появляется рябь. Воздух наполнен ароматом цветущей черёмухи. Скоро запахнет и трава. Слышны трели птиц. Какая красота!

2. Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка и деревья осветились. Как все кругом стало радостно!

3. Вспыхнул первый лучик солнышка. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в яркий цвет. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотистые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.

4. Самое большое гнездо у орла. Он делает его из толстых сучьев. Орёл строит его на громадной сосне. Самое уютное гнёздышко у синички. Её гнездо свито из пуха, перьев и мха. Оно круглое, как тыква. А кукушка не вьёт гнёзда. Она подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц.

5. Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл за ландышами. На сучьях дерева он увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенцы. Илья не тронул птичье жильё. Он покрошил на траву хлеб и тихонько отошёл.

6. Прошло осеннее ненастье. Настала зима. Воют вьюги. Хлопья снега падают на землю. Сонный стоит лес. Уснули до весны звери. Ежи укрылись в темных норках сухими листьями. Залёг в глубокую яму медведь. Лисица забилась в свою нору. Спит в тепле белочка. Только зайчишка — длинные уши — без жилья.

7. Мы живём в селе Чайка. В конце села есть ферма. Ученики помогают взрослым. У коровы Зорьки родился телёнок Борька. У Борьки гладкая шерсть. На спине белое пятно. Девочка Галя дала малышу тёплое молоко. Коля принёс для коровы душистое сено. Юра и Глеб часто пасли коров на лугу у реки.

8. Пошли козёл и баран в глухой лес травку щипать. Ходили, ходили да заблудились. Зашли в густую чащу. А там волки под деревом обед варят. Влезли козёл и баран на дерево. Вдруг сорвался баран с макушки и упал прямо на волков. Испугались волки и убежали без оглядки.

9. Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей.

10. Красавицей русских лесов называют берёзу. Она всегда вызывает восхищение и радость. Каждый год берёзки засевают большие просторы миллионами своих мелких семян-орешков. Молодые берёзки напоминают травку. У них всего два-три мелких, нежных листочка. Но из этих травинок вырастут стройные деревья.


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Русский язык

2 класс

Словарный диктант

Составитель:

Пивоварова Инна Александровна,

учитель высшей категории

государственного учреждения

«Луганская школа I-III ступеней №13

имени Александра Молодчего»

1

Пояснительная записка

Диктант вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста.

Словарный диктант — один из основных видов диктанта, который способствует быстрой проверке знаний и навыков учащихся. Содержание словарных диктантов составляют слова на изученные орфограммы или слова, написание которых не регулируется правилами (список словарных слов для 2 класса прилагается).

Цель словарного диктанта – проверить уровень запоминания детьми правописания словарных слов, слов на изученные орфограммы.

Словарный диктант занимает часть урока, его проведение регламентируется учителем, пишется в рабочих тетрадях, контрольные – в тетрадях для контрольных работ.

Я не указываю на сроки проведения словарных диктантов: удобное время их проведения определяет учитель.

Количество слов в словарном диктанте во 2-м классе не должно превышать 8 (1сем.)-10 слов (2сем.)

Алфавит, апрель, берёза, быстро вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, жёлтый, завод,здравствуйте,заяц,земляника,извините,иней,капуста,карандаш,картина, класс, коньки, корова, лопата, лисица, лягушка, магазин, малина, мебель, машина,медведь,месяц,молоко,молоток,морковь,мороз,Москва,метель,метро,народ, ноябрь, обед, облако, одежда, октябрь, отец, обезьяна, осина, пальто, пенал, петух, платок, посуда, прощай, работа, рабочий, ребята, рисунок, родина, Россия, русский, сентябрь, скоро, собака, сорока, спасибо, стакан, суббота, сапоги, сахар, снегирь, топор, тарелка, тетрадь, товарищ, улица, ученик, ученица, учитель, учительница, урожай, фамилия, февраль, хорошо, шёл, щавель, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.

2

Методика проведения словарного диктанта

1.Медленное и выразительное прочтение всех слов, предлагаемых для диктанта.

2.Каждое слово учитель диктует два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй раз — для записи.

3. Диктовать следует, стоя на одном месте, громким чётким голосом.

4.Совершенно недопустимо искажение произношения с целью «поймать» ученика, как равно и орфографическое, «подсказывающее» чтение.

5. Необходимо обеспечить воз­можность всем учащимся успевать записывать дик­туемые слова, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения. Учитель должен выбрать одного, не очень торопливого ученика и, следя за темпом его письма, ориентироваться в чтении на него.

6. После записи всех слов диктант читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого слова, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки диктанта учащиеся его сдают.

Оценивание словарного диктанта (со 2 семестра):

«5»-без ошибок

«4»-1 ошибка,1 исправление

«3»-2 — 3 ошибки,1 исправление

«2»-4- 5 ошибок, 1 исправление

«1»- 6 и более ошибок

3

Словарные диктанты

Контрольный словарный диктант за 1 четверть

Скоро, сентябрь, родина, ветер, ягода, сахар, дорога, здравствуй.

Контрольный словарный диктант за 2 четверть

Октябрь, алфавит, жёлтый, земляника, урожай, суббота, товарищ, коньки.

Контрольный словарный диктант за 3 четверть

Вдруг, обезьяна, завод, февраль, отец, фамилия, сапог, топор, обед, месяц.

Итоговый контрольный диктант

Лопата, магазин, Россия, народ, дорога, береза, тарелка, класс, воробей, шёл.

Обучающие словарные диктанты

Цель — научить детей правописанию.

Правописание слов с буквосочетаниями чк,чн,чт,щн,нч

1.Крошечный, строчка, изящный, розочка, речной, мамочка, звучный, удачный, почта.

2.Помощник, вазочка, чёрточка, красочный, хищник, уличный, платочки, мощный, дудочка, чтение.

3.Мучной, минуточка, одуванчик, овощной, пушечный, девочка, крючки, сочный, лодочка, мачта, кочка.

Проверочная работа

Задание: выпиши сначала слова с чк, затем с сочетанием чн

Ручка, животные, лисичка, сочный, булочная, Танечка, обычный, семечки, ёлочка, белочка, ночной, хищный, цветочница.

4

Правописание разделительного мягкого знака

1.Платье, вьюга, ручьи, деревья, Дарья, пьеса, стулья, здоровье.

2.Пьёт, льёт, птичьи, осенью, муравьи, Татьяна, ученье, ульи.

3.Чириканье,площадью,ружьё, пылью, копьё, грязью, печенье, ателье, ненастье.

4.Бельё, свинья, сучья, мытьё , чутьё, вьюн, бьёт, воробьи, платье, обезьяна.

5.Барьер, шалунья, уменье, капелью, дичью, свежестью, польёт, бурьян, устье, Илья.

6. Деревья, колосья, бельчата, веселье, жилье, семья, воронье, Ульяна.

Правописание мягкого знака, разделительного мягкого знака

1.Июль, скамья, колосья, братья, ульи, веселье, день, зимовье.

2.Шьют, зелень, мыльница, Татьяна, Мальвина, житьё, чутьё, листья, гостья.

3.Печенье, стулья, крылья, льют, семья, пьеса, бельё, ателье, муравьи, вьюга.

Выборочный диктант

Задание: выпиши слова в два столбика: в первый – с разделительным ь, во второй – слова, где ь обозначает мягкость согласного.

1.Окуньки, счастье, птичьи, осенью, крыльцо, платье, семья, Кузьма, пальцы.

2.Букварь, ружьё, соловьи, пальто, вьюга, Дарья, сильный, хлопья.

Правописание буквосочетаний ча-ща,чу-щу, жи-ши

1.Чай,часы,туча, дача, чашка, свеча, щавель, роща.

2.Живопись, ширина, житница, шипеть, лужи, камыши, жидкий, малыши.

3.Щука, стучу, чудеса, чурбан, тащу, шучу, корчу, свищут.

5

4. Груши, ландыши, хижина, камыши, жемчужина, кружить, положить, живой, свежий, ошибка.

5. Обещать, встречать, качать, начало, подача, свеча, тащат, пищать, часики, овчарка.

Вставь пропущенные буквы

Ч _ десный, ч _ сто, тиш _ на, защищ _ ют, ж _ вёт, еж _ ха, товарищ _,

щ _ чка, хорош _ е, за ш _ шками.

Правописание слов с удвоенными согласными

1.Хоккей, грамм, грамматика, аккорд, Анна, суббота, шоссе, Алла, сумма.

2.Телеграмма, субботник, Кирилл, коллектив, миллиметр, троллейбус, гамма, аппетит, жужжать, Инна.

3.Группа, килограмм, орфограмма, Жанна, ванна, Россия, рассказ, тонна, касса, класс.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

1.Грибной, зверьки, кормушки, домишко, озеро, число, ковёр, хвосты.

2.Родник, новинка, гора, варенье, свистит, светло, скрипач, кроты.

3.Лесной, весна, дворы, кормушка, теснота, кричать, бобры, река, моря.

4.Зелень, стена, стрелы, доска, родился, повар, горбы, тащил.

5.Извинять, улетают, ночевать, читать, ядовитый, снегирь, ходунки, линейка.

6.Запах, повар, каток, глотать, шагать, блестеть, вредить, клевать, реветь, хрипеть.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными

1.Дуб, груз, наряд, берег, показ, бровь, манеж, утюг.

6

2.Грязь, парад, отряд, юг, жираф, взрыв, этаж, шкаф.

3.Газ, парус, пляж, завод, столб, снег, друг, рассказ, пирог, пароход.

4.Голубь, герб, дрозд, вкус, сад, любовь, автобус, шкаф, кровь, подвиг.

5.Медведь, город, малыш, пруд, пояс, морж, флаг, показ, озноб, верблюд.

6.Суп, Архип, клоп, клюв, рукав, залп, шкаф, пейзаж, глушь, мазь.

7.Груз, глаз, мед, ряд, крот, морж, уж, пляж, душ, дрозд.

Правописание имён собственных

1. Учитель Иван Петрович, мальчик Коля Ильин, девочка Юля Чайкина, собака Лайка, корова Ночка, кот Снежок, коза Милка, свинья Бочка.

2.Волга, Луганск, Москва, Днепр, Дон, Тула, Донецк, Урал

3.Обь, Сочи, Краснодон, Ялта, Чёрное море, Стаханов, Чернигов, Россия.

4.Я знаю клички кошек: Барсик, Тишка, Васька, Чара, Тимка.

Я знаю клички собак: Жучка, Лайка, Бобик, Тузик, Полкан, Шарик.

Я знаю клички лошадей: Вороной, Горбунок.

Я знаю клички коров: Белянка, Пеструшка, Зорька.

5.Мурманск, Крым, Новгород, Амур, Енисей, Байкал, Харьков ,Нева.

Использованная литература :

1.Учебник «Русский язык», 2 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,«Просвещение» -М.,2013 г.

2.Н.А.Шевердина «Диктанты по русскому языку для начальной школы», Изд:Ростов н/Д : Феникс,2013 г.

3.Интернет — ресурсы

7

Русский язык

2 класс

Списывание

Составитель:

Пивоварова Инна Александровна,

учитель высшей категории

государственного учреждения

«Луганская школа I-III ступеней №13

имени Александра Молодчего»

1

Пояснительная записка

Списывание – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста.

Виды списывания: текстуальное (дословное), выборочное, списывание с заданием.

Текстуальное (дословное) – необходимо в начальный период обучения письму, когда учащиеся нуждаются в поддержке зрения. При этом считается обязательным произнесение слов, запоминание их зрительного образа.

Выборочное– предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. При выборочном списывании дети слушают и разбирают весь текст, затем получают конкретное задание, что именно выписывать.

Списывание с заданием – усложнённый вариант текстуального списывания. Чаще всего даётся текст, в котором пропущены знаки препинания или буквы на определённые виды орфограмм, так же может содержать дополнительные задания, связанные с текстом : подчёркивание буквы или сочетаний букв, определение части речи, запись проверочных слов и т.д.

Работа, которая состоит из списывания и грамматических заданий, оценивается двумя оценками: одна за списанный текст, другая за грамматическое задание.

Контрольное списывание служит способом проверки сформированнности умения списывать с печатного или рукописного текста, обнаруживать орфограммы, определять границы предложений и правильно оформлять их на письме. Реализуя на практике принцип естественности процесса контроля, текст контрольного списывания следует напечатать на отдельных листах (по количеству учащихся в классе) шрифтом, который по высоте букв соответствует шрифту учебника, и раздать каждому ученику. Это обеспечит естественные для учащихся условия выполнения задания, так как основным видом списывания в период обучения грамоте являлось списывание с прописей, а не с классной доски.

Цель работы – выявить умение списывать текст без ошибок.

За списывание выставляется одна оценка. 

«5»-без ошибок, допускается 1 недочёт графического характера.

«4»-1-2 ошибки и 1 исправление

«3»-3- 4ошибки и 1 исправление

2

«2»-5- 6 ошибок и 1-2 исправления

«1»- более 6 ошибок

Оценивание грамматического задания

«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» — ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Методика проведения контрольного списывания

1.Текст читается вслух учителем, затем – учащимися.

2.Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса).

3.Повторение правил списывания. Учитель напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.

4.Самостоятельная запись текста учащимися.

5.Самопроверка. Учитель предлагает проверить записанное ещё раз – теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.

Входное контрольное списывание

Гнездо

За домом была берёза. На берёзе было гнездо зяблика. В гнезде сидели птенцы. Они громко пищали.(16 слов)

3

Зайка

Лиса встретила зайца. Зайка бросился в кусты ежевики. Кусты были густые. Не нашла лиса зайца. А он и рад.(19 слов)

Осы

Был теплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой.(22 слова)

Списывание с заданием

Вечер

Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.

Задание:

1.Списать, правильно обозначая начало и конец предложения.

Наш двор

Мы любим свой двор там есть качели и песочница летом мальчики гоняют мячик девочки лепят из песка куличи зимой старшие ребята делают горку хорошо едут санки с горки!

Задание:

1.Списать, правильно обозначая начало и конец предложения.

2.Подчеркнуть в словах второго предложения буквы, обозначающие мягкие согласные.

Проверочное списывание

 
Широкие степи

Широкие степи украшают наш край. Пройди по степи в тёплый день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмеля. Важно оберегать красоту степей!

Петушок
Ходит по двору петушок. На голове красный гребешок. Под носом бородка. Хвост у Пети колесом. На хвосте узоры, на ногах шпоры.

Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает.

4

Чудесная кладовая

Есть на свете чудесная кладовая. Положи весной в неё мешок зерна. Осенью в кладовой будет десять таких мешков. Горсть семян станет большой кучей огурцов. Эта кладовая называется землёй.

Предложение. Текст

Осень

Наступила осень в зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберёзовики и нарядные подосиновики.

Вечером

Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.

Задание:

Списать, правильно обозначая начало и конец предложения.

Зимний вечер

На дворе зима стоят сильные морозы гулять нельзя дети сидят дома они стали играть в школу старший брат учит маленькую Свету писать мама готовит чай.

Задание:

1.Списать, правильно обозначая начало и конец предложения.

2.Подчеркнуть самое маленькое и самое большое предложение.

Проверочное списывание

Весна в горах

Хорошо весной в горах. На зелёных склонах цветут цветы. Птицы поют. Каждый цветок раскрывается навстречу солнцу. Каждая птица поёт, подняв к солнцу раскрытый клювик! Хорошо!

Совёнок

Ребята жили на даче. Мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Ребята взяли из гнезда совёнка. Ночью сова прилетела к дому. Она села на берёзу и кричала.

Миша и Коля выпустили совёнка.

5

Сентябрь

По утрам нынче холодно. Солнце долго прогревает воздух. Но никто не подаёт вида. Васильки, как летом, равняются на небо. Ромашки – на солнце.

А яблоки даже краснеют…

Состав слова

Бобр печку топит

Лежит на дне озера дровяной склад. Сучья, поленья свалены в кучу.

Это бобр дрова на зиму запас, для живота. Он вместо печки дровами топит. Огложет полено. Осинка в животе бобра греет сильнее печки.

Задание:

1.Найти однокоренные слова.

2.Выделить в них корень.

Постройка гнезда

Грачи строят гнёзда на вершинах деревьев. Грач ищет хворостинку и летит с ней к гнезду. Грачиха остаётся караулить постройку. Принесут грачи сухие перья, положат их пышной кучей на ветках. Гнездо построено.

Задание:

1.Найти однокоренные слова.

2.Выделить в них корень.

Проверочное списывание

Соль

Очень солёная пища вредна для здоровья. Но без соли суп и кашу нам не съесть. С солью у них другой вкус.

Добывают соль из озёр, из земли. На реке Каме есть город Соликамск. Он богат солью.

Задание:

1.Найти однокоренные слова.

2.Выделить в них корень.

6

Прогулка

Дикая утка вывела из осоки своих утят. Ярко светило солнышко. Над водой цвела водяная кашка. Уточка нырнула в воду, а за ней и вся утиная семья.

Задание:

1.Найти однокоренные слова.

2.Выделить в них корень.

Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши

Осень

Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

Задание:

Списать, правильно обозначая начало и конец предложения.

Яшка

В лесу ж…вёт коршун Яшка. Он ч…сто прилетал к избушке лесника.

Дедушка Василий давал ему каш… .Раз дедушка оставил у дома ведро, в котором была щ…ка. Яшка уселся на край ведра и нач…л её клевать. Вот разбойник!

Задание:

Списать. Вставить пропущенные буквы.

Кукла

Была у Даши кукла. Даша звала её дочкой. Девочка сама сшила для куклы юбку и кофту. Даша брала куклу на руки и пела ей: «Спи, дочка. Бай, бай, бай!»

Задание:

1.Списать.

2.Подчеркнуть в тексте слова с сочетаниями жи, ши, ча,ща,чу,щу,чк,чн.

7

Проверочное списывание

Как гадюка зимой ожила

Катались ребята на лыжах и озябли. Зашли они на ферму погреться.

Сторож усадил их на душистом сене. Вдруг из сена выползла змея. Девочки закричали.

Это гадюка отогрелась и проснулась.

Майский гам

Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут молчаливые совы. В чаще пропищал комар. Чуть слышно прозвучали бубенчики ландыша. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил.

Контрольное списывание

***

Алёша Чайков и Андрей Шишкин — два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за Карой. У Андрюши чудесная собака — Алжир. Мальчик учит Алжира служить.

Детский сад в зоопарке

Весной в зоопарке появились новые жители. Чудной медвежонок Топик сразу подружился с обезьянкой Чикой. Едят из одной миски тигренок Акбар и волчонок Пик. Бельчонок Рыжик весело скачет по площадке.

Правописание мягкого знака

Списывание с заданием

Три медведя

В доме жили три медведя. Медведь – отец – Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Медведица была поменьше. Её звали Настасья Петровна.

Третий был маленький медвежонок – Мишутка.

Обратить внимание на написание слова : медвежонок.

8

Задание:

  1. Списать.

  2. Подчеркнуть в словах медведь, Настасья буквы, которые указывают на мягкость предыдущего согласного.

Начало весны

Уходит зима. Закончились сильные морозы. Настали тёплые весенние деньки. Я люблю весной бывать в роще. Около старой ели звонко булькал ручей. Собака Жулька бегала по молодой траве.

Задание:

1.Списать.

2.Подчеркнуть в словах деньки, Жулька буквы, которые указывают на мягкость предыдущего согласного.

Проверочное списывание

Зайчик

В живом уголке жил маленький зайчик. Шерсть у зайчика серенькая, уши длинные, хвостик короткий.

Сначала зайчик всех боялся, а потом привык. Он стал брать морковь и капусту прямо из рук.

Сурка

В саду нашли маленького щенка. Мальчику стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом. Принесли молоко. Мама толкнула малыша мордочкой в блюдечко. Он стал лакать молочко. Назвали щенка Сурка.

Разделительный мягкий знак

Списывание с заданием

Бурундуки

Бурундуки — это лесные зверьки. Они едят почки разных деревьев. Бурундук любит ягоды и плоды шиповника. Этот зверёк может разорить гнездо. Зимой бурундуки спят в норе.

10

Задание:

  1. Выписать из текста 2 слова: одно слово – с разделительным Ь, другое слово – где Ь обозначает мягкость согласного звука.

  2. Подчеркнуть главные члены в последнем предложении.

Весна

Пришла красавица весна. Солнце стало греть землю. Показалась первая зелёная травка. По реке плывут льдины. Радостно журчат ручьи. На деревьях раскрылись почки. Птицы вьют гнёзда.

Задание:

  1. Выписать из текста 2 слова: одно слово – с разделительным Ь, другое слово – где Ь обозначает мягкость согласного звука.

  2. Подчеркнуть главные члены в последнем предложении.

Проверочное списывание

В лесу

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В сучьях деревьев было жильё зверька.

Над елью кружила стайка клестов.

Задание:

1.Подчеркнуть в каждом предложении главные члены.

2.Разделить слова для переноса: хлопья, зверька, сучья, жильё.

Шляпа

Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл за ландышами. На сучьях дерева он увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенцы. Илья не тронул птичье жильё.

Семья Воробьёвых

Семья Воробьёвых большая и дружная. Все заняты делом. Папа пишет статью. Бабушка шьет платье. Мама утюжит белье. Дети Илья и Татьяна учат

11

уроки. Вечером все пьют чай с вареньем.

Правописание слов с удвоенными согласными

Списывание с заданием

Русские избы

Русские люди всегда жили в избах. Мастера рубили избу из еловых и сосновых брёвен. Крышу делали из тёсаных досок. На крыше ставили резной конёк.

Задание:

  1. Изменить слово по образцу : длина – длинный.

Осень — …, окно — …, камень — …, лимон — …, пустыня — … .

Проверочное списывание

Улетают журавли

В осенние дни собрались к отлёту журавли. Они покружились над рекой, родным болотом. С неба слышны их прощальные крики. В этот ранний час в лесу проснулись птицы. Встало солнышко.

Утро

Было раннее субботнее утро. Почки на деревьях уже лопнули, и в открытое окно врывался весенний запах. Над городом стояла легкая дымка. Все было сонно и тихо.

Осень

Осенняя слякоть обволокла городские шоссе. Хмурое утро спустилось на аккуратные аллеи старого парка. Не слышно пения птиц, жужжания насекомых, только бьет по листьям косой дождь.

***

В класс вошла учительница Анна Ивановна. Начался урок русского языка. Дети записывают слова с орфограммами. Сегодня одиннадцать учеников получили пятерки.

12

Правописание имён собственных

Проверочное списывание

***

Речку назвали Лось. За речкой деревня Дубки. Там живут Игорь и Люба Орловы. У Игоря есть собака Жучка. У Любы — кошка Снежинка. Ребята любят животных.

Друзья

Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим несет мальчику палку.

Слова для справок: принес, щенок, бросил.

Рыбалка

Вот река Окуньки. Утро. На берегу Игорь и Алеша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку дали коту. Васька был рад.

Слова для справок: ловят, вытащил.

Списывание с заданием

***

Алёша Лугов и Андрей Савченко — два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за Карой. У Андрюши чудесная собака — Мухтар. Мальчик учит Мухтара служить.

Задание:

1.Выписать сначала имена и фамилии, а потом – клички животных.

***

Широка река Волга. Спокойно текут Кама и Ока. Бурно течет река Ангара. Город Киев раскинулся по берегам Днепра. Одесса и Севастополь стоят на берегу Чёрного моря.

13

Задание:

1.Сначала выписать названия рек, потом – названия городов.

Контрольное списывание

Дядя Миша

Дядя Миша очень храбрый. Он поднимался на гору Эльбрус. Он переплывал Тихий океан. Он побывал в Африке. У дяди Миши есть овчарка Аврора.

Задание:

1.Подчеркнуть большую букву в именах собственных.

За грибами

Толя и Сёма жили в Сосновке. К ребятам приехала сестра Зоя. Утром они пошли в лес. Под старым дубом Толя нашёл белый гриб. А Зоя нашла рыжик. Вот так удача!

Задание:

1.Подчеркнуть большую букву в именах собственных.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

Списывание с заданием

***

Пришла в..сна. Проб.. гает слабый в..терок. В..сеннее солнце сг..няет снег. Ож..вает каждый кустик и тр.. винка. На д..ревьях набухли почки. На голых ветках орешника пок..зались цв..ты.

Задание:

  1. Вставить пропущенные буквы.

  2. Объясни правописание безударных гласных в корне слова.

14

Еж проснулся

Под к..рнями березы была н..ра. Наступила радостная в..сна. Там спалвсю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выб..жал на лесную п..ляну. Х..лодные ручей разбудил зв..рька.

Задание:

  1. Вставить пропущенные буквы.

  2. Объясни правописание безударных гласных в корне слова.

Проверочное списывание

У лесника

Мой дед – лесник. Он изучал жизнь птиц. Ворону он научил говорить. Летом я живу у деда в лесу. Утром бегу на речку. По пути рву лесные ягоды. Дедушка научил меня узнавать птиц по пению.

Задание:

1 вариант

1.В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2.Вставить пропущенные буквы и написать проверочные слова.

Б…льной — _____________

К …вёр — ______________

Л …сточек — ____________

В …ренье — ______________

2 вариант

1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2.Вставить пропущенные буквы и написать проверочные слова.

М …ряк — _____________

Св …стеть — __________

П …лить — ____________

Гл …зок — _____________ 15

Звонкие и глухие согласные звуки

Списывание с заданием

***

Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат. Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, тёплую обувь. Но ему было зябко.

Задание:

1.Выписать слова с парными звонкими и глухими согласными на, подобрать проверочные слова.

2.Подчеркнуть имена собственные.

Спор друзей

Жира… и мор… спорят. Кто из них краси… ? Жирафу хорошо. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро… . Он моря… . Но мор… неуклю… .

Задание:

1.Списать. Вставить пропущенные буквы.

2.Измени слова так, чтобы на конце был парный глухой или звонкий согласный: зубы -______, морозы — ____________, холода — _____________,

ежи — _________, голуби — _____________ .

Чудо

Осенью птицы собрались в стаи и улетели на юг. А вот маленький клёст не улетает. Эта птичка не боится грозной зимы. Малышка в суровый мороз выводит птенцов. Вот так чудо!

Задание:

1 вариант

1.Списать. Подчеркнуть слова с парными звонкими и глухими согласными .

2.Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

16

2 вариант

1.Списать. Подчеркнуть слова с парными звонкими и глухими согласными .

2. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены.

Проверочное списывание

Находка

Коля пришел в лес. Кто это? Это бежит ежик. Коля любит зверей. Вот стоит пень. Около пня большой гриб. Из гриба будут варить суп. Коля кладет находку в сумку и спешит домой.

Поездка

Около домов много машин. Вот гараж. У его стены и дверей большой сугроб. По двору едет машина. Шофёр крутит руль. Машина должна выехать на улицу Антонова.

Использованная литература :

1.Н.А.Шевердина «Диктанты по русскому языку для начальной школы», Изд.: Ростов н/Д : Феникс,2013 г.

2.Интернет — ресурсы

17

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как пишется словакия на английском
  • Как пишется слова отделяются
  • Как пишется слова асыцыруюсь
  • Как пишется слитно или раздельно родителям прошу вовремя забрать своих детей
  • Как пишется слитно или раздельно отговорил

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии