Самый простой способ не забыть, о чем была только что прочитанная книга — записать основные факты о ней. Это удобно делать в читательском дневнике. Особенно он пригодится школьникам и студентам.
Что такое читательский дневник
Так называется конспект, в который записывают информацию о прочитанной книге. Это может быть:
- Задание педагога. Самый распространенный пример — список книг на лето, который школьники получают перед каникулами. С началом нового учебного года они отчитываются о том, сколько книг удалось прочитать.
- Собственная инициатива. Владелец дневника записывает впечатления, чтобы не забыть их, делает пометки для будущих рецензий.
В зависимости от поставленной задачи или предпочтений владельца, дневник будет содержать записи о художественной, научно-популярной или специализированной литературе.
Формы дневника
Традиционный способ регистрации информации в виде ученической тетради в последнее время дополняется электронным вариантом. Вне зависимости от вида дневника, его преимущества будут в том, что он:
- Помогает упорядочить мысли о прочитанном.
- Сохраняет необходимую информацию о книге.
- При регулярном ведении — дисциплинирует.
Бумажный
Кроме обычной тетради, в магазинах канцтоваров можно купить уже расчерченный читательский дневник. Его страницы будут размечены специальным образом. Писать в таком дневнике придется меньше, так как необходимые разделы уже будут заполнены.
Преимущества бумажного варианта перед электронным — конфиденциальность. Такой дневник скрыть от посторонних легче, чем размещенный в интернете.
Электронный
Хранителем информации может быть программа или сайт. Плюсы такого способа по сравнению с бумажной версией:
- Легко копировать данные, например, для включения цитат в доклады, рефераты и пр.
- При размещении на сервисе Google Документы или других сайтах можно настроить разные уровни доступа. Например, одну запись открыть только для владельца аккаунта, другую — для его виртуальных друзей на данном сервисе, а третью — для всех.
Как сделать читательский дневник
В зависимости от поставленной цели возможны следующие варианты:
- Чтобы завести бумажный дневник читателя, нужны тетрадь и ручка.
- Если нужен электронный, лучше всего воспользоваться программами из пакета Microsoft Office. Записи можно оформлять в виде таблицы Excel или презентации PowerPoint.
- Третий вариант — регистрация на сайтах для читателей (например, Bookmix) или облачных сервисах хранения данных.
Как вести и заполнять дневник
В дневник читателя, который ведет школьник или студент, обычно записывают следующую информацию:
- Имя и фамилию автора книги.
- Название.
- Тип (художественная или научно-популярная литература).
- Объем произведения.
- Оценка (по пяти- или десятибалльной шкале).
- Интересные цитаты и новая лексика.
Для художественных произведений дополнительно указываются:
- Жанр (повесть, рассказ и др.).
- Год написания и исторический взгляд: какие события происходили в стране проживания автора? Повлияли ли они на содержание книги?
- Список основных персонажей. При необходимости можно дать им краткие характеристики — возраст, привычки, любимые занятия и пр.
- Краткий пересказ сюжета и его анализ.
- Собственное мнение о произведении, плюсы и минусы.
Для научно-популярных:
- Область знаний (математика, физика).
- Подходящие факты, которые можно использовать в дальнейшем.
- Интересные книги, которые автор приводит в ссылках и списке литературы.
Для взрослых лиц, если записи не носят учебного характера, их содержание может быть короче:
- Имя и фамилия автора, название книги, год выпуска.
- Основная сюжетная линия (художественные произведения) или информация, которая привлекает внимание (нонфикшен).
- Цитаты.
Оформление читательского дневника
При использовании специализированного читательского дневника, компьютерной программы или сайта, пользователь получает в свое распоряжение готовый шаблон, который остается заполнить. Преимущество этого способа в том, что для читателя уже подготовлены необходимые разделы и ему не нужно решать, как оформлять записи.
Выбрав для дневника обычную тетрадь или текстовый документ на облачном сервисе, пользователь должен самостоятельно разработать план для заполнения. Требований к объему текста, выделению цветом, размещению картинок, таблиц и пр. нет, если это не учебные записи. Поэтому такой способ больше подходит творческим людям, которые не любят ограничивать себя рамками.
Образец, который можно использовать при заполнении:
Начните вести электронный или бумажный дневник, записывая в него впечатления от прочитанного и понравившиеся цитаты из книг. А если литература отнимает все свободное время, обращайтесь за помощью в учебе к специалистам ФениксХелп. Авторы помогут написать и правильно оформить любую учебную работу.
Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения
Многие читающие взрослые ведут дневник: записывают, когда и какие книги прочитали, а также несколько слов о сюжете, основных героях и идеях книги. Возможно, они сами пришли к необходимости вести дневник, а, возможно, у них осталась привычка с детства. Во многих школах учителя просят вести читательские дневники с первого класса, постепенно усложняя форму отчета о прочитанном. В этой статье мы рассмотрим, как лучше оформить дневник читателя и дадим несколько красочных и деловых шаблонов оформления.
Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.
В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.
Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.
Шаблоны оформления читательского дневника
Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто «заставили». Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.
Скачать шаблоны читательских дневников >>>
Виды читательских дневников
В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:
Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?
Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:
Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.
Можно ли помогать ребенку вести дневник?
Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.
Проверка читательского дневника
Если вы как учитель попросили учеников вести дневники, то найдите время и возможность проверить их, даже если вы просили в мае, уходя на каникулы. Ребенку важно ваше одобрение его труда. Но лучше вести работу над внеклассным чтением и с читательскими дневниками систематически.
Если у вас есть хорошие образцы оформления дневника, пожалуйста, высылайте фотографии на info@pedsovet.su, чтобы мы вставили их в статью.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
Читательский дневник ученика по литературе в школе. Образец оформления, титульный лист, полные шаблоны в ворд
Структура читательского дневника школьника. Рекомендации по составлению, советы.
Каким будет читательский дневник?
Жестких требований к оформлению читательского дневника нет. Но все же приятно, если он будет красочным, ярким и эмоциональным. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например, рисунками к книгам) можно по своему усмотрению. Ученики постарше могут оформить обложку в виде скрабукинга, или применить технику рисования зентагл и дудлинг.
Титульный лист
Читательский дневник начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя ученика, номер школы, класс. У тетради должно быть название: «Читательский дневник» «Дневник читателя» «Читаю с удовольствием». Титульный лист (обложку) дневника можно красиво оформить.
Содержание
Для содержания читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые прочитал ребенок, можно оставить одну или две страницы в начале дневника.
Разворот дневника
Можно продумать странички для тех особенных книг, которые понравились: «Моя золотая коллекция», «Рекомендую прочитать», «Прочитайте, не пожалеете!»
Каждая страница (или разворот тетради) – это отчёт о прочитанной книге.
Пример оформления колонок читательского дневника
Дата
ФИО автора
Название произведения
Главные герои
Основная мысль произведения
Источник
Читательский дневник: как завести, заполнять, оформлять
Обновлено: 19 Апреля 2021
Самый простой способ не забыть, о чем была только что прочитанная книга — записать основные факты о ней. Это удобно делать в читательском дневнике. Особенно он пригодится школьникам и студентам.
Что такое читательский дневник
Так называется конспект, в который записывают информацию о прочитанной книге. Это может быть:
В зависимости от поставленной задачи или предпочтений владельца, дневник будет содержать записи о художественной, научно-популярной или специализированной литературе.
Формы дневника
Традиционный способ регистрации информации в виде ученической тетради в последнее время дополняется электронным вариантом. Вне зависимости от вида дневника, его преимущества будут в том, что он:
Бумажный
Кроме обычной тетради, в магазинах канцтоваров можно купить уже расчерченный читательский дневник. Его страницы будут размечены специальным образом. Писать в таком дневнике придется меньше, так как необходимые разделы уже будут заполнены.
Преимущества бумажного варианта перед электронным — конфиденциальность. Такой дневник скрыть от посторонних легче, чем размещенный в интернете.
Электронный
Хранителем информации может быть программа или сайт. Плюсы такого способа по сравнению с бумажной версией:
Как сделать читательский дневник
В зависимости от поставленной цели возможны следующие варианты:
Как вести и заполнять дневник
В дневник читателя, который ведет школьник или студент, обычно записывают следующую информацию:
Для художественных произведений дополнительно указываются:
Для взрослых лиц, если записи не носят учебного характера, их содержание может быть короче:
Оформление читательского дневника
При использовании специализированного читательского дневника, компьютерной программы или сайта, пользователь получает в свое распоряжение готовый шаблон, который остается заполнить. Преимущество этого способа в том, что для читателя уже подготовлены необходимые разделы и ему не нужно решать, как оформлять записи.
Выбрав для дневника обычную тетрадь или текстовый документ на облачном сервисе, пользователь должен самостоятельно разработать план для заполнения. Требований к объему текста, выделению цветом, размещению картинок, таблиц и пр. нет, если это не учебные записи. Поэтому такой способ больше подходит творческим людям, которые не любят ограничивать себя рамками.
Образец, который можно использовать при заполнении:
Начните вести электронный или бумажный дневник, записывая в него впечатления от прочитанного и понравившиеся цитаты из книг. А если литература отнимает все свободное время, обращайтесь за помощью в учебе к специалистам ФениксХелп. Авторы помогут написать и правильно оформить любую учебную работу.
Источник
Как вести читательский дневник: правила заполнения и оформления
Читательский дневник — не только тетрадка для учеников младшей школы, в которой они записывают содержание книги и впечатления от прочитанного. Такой дневник ведут студенты филологических факультетов и просто те, кто хочет, чтобы прочитанное лучше сохранилось в памяти.
Мы расскажем, что можно написать в читательский дневник и как его правильно оформить.
Стало интересно, как правильно оформлять и другие виды работ? Все ответы есть в нашем телеграм-канале, подписывайтесь и будьте в курсе последних правил.
Зачем нужен читательский дневник
Читательский дневник — подтверждение того, что учащийся прочитал определенные книги, знаком с главными сюжетными линиями и героями.
Преподаватели русской и зарубежной литературы поручают вести такие дневники, чтобы проверить, как студент понял то или иное произведение, позиция какого героя ему ближе, какой сюжетный поворот он считает решающим.
Многие взрослые ведут такие дневники для себя: чтобы не забыть сюжет художественной книги или законспектировать важную информацию из нонфикшен литературы.
Как выглядит читательский дневник
Вести читательский дневник можно в разных формах:
На проверку педагогу легче сдавать дневник-таблицу или документ. Для личных целей лучше подойдет блокнот или презентация. В интернете можно легко скачать шаблон для детского читательского дневника, а вот образцов оформления для взрослых гораздо меньше.
Как писать читательский дневник
План читательского дневника состоит из следующих пунктов:
С формальными данными все понятно. Что касается сюжета и главных героев, полнота этих разделов зависит от цели дневника. Заполнение читательского дневника для преподавателя предполагает относительную краткость, т. к. педагогу важнее ваше понимание проблематики и мысли о прочитанном. Если ведете дневник для себя, уделяйте больше внимание тем сюжетным линиям, которые вас «зацепили».
Кстати! А для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Проблематика
Этот раздел помогает понять, о чем книга на самом деле. Любой писатель не просто рассказывает историю, но и рассуждает о личностных или социальных проблемах, хочет донести морально-нравственный урок или обратить внимание на общественное явление.
Правильно выделить проблематику произведения — значит понять его суть, «разгадать» намерения писателя.
Отзыв для читательского дневника
Последний пункт содержит личные впечатления от прочитанного: насколько важными читатель считает поднятые автором темы, как относится к персонажам, считает ли справедливым финал книги. Все мысли, которые возникли после знакомства с книгой, можно изложить в этом разделе.
Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги.
Читательский дневник студента не дает книге «улететь» из памяти
Правила заполнения читательского дневника
Как оформить читательский дневник
Если вы ведете дневник по поручению преподавателя и будете показывать ему написанное, лучше не проявлять чрезмерной творческой активности.
Но если дневник — ваш личный инструмент как читателя, чтобы не забыть прочитанные произведения, не сдерживайте себя. Иллюстрации, наклейки, подчеркивания цветными фломастерами — пригодится все, что поможет систематизировать информацию и сохранить эмоции от прочитанного.
Полезная привычка — выписывать цитаты героев. Потом эти высказывания могут пригодиться при написании эссе или сочинения.
Причины, чтобы сделать читательский дневник
Ведение читательского дневника приносит пользу. Например:
Если несмотря на такую подсказку как читательский дневник, литература все равно дается с трудом, воспользуйтесь услугами сервиса помощи студентам. Там работают профессионалы, которые могут подготовить все, начиная от сочинений и заканчивая дипломными работами.
Источник
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Полезная информация » Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса
Для чего в школе задают вести читательский дневник?
Ведение читательского дневника помогает осмыслить прочитанное, запомнить ключевые моменты. Учит детей структурировать свои мысли, анализировать и делать выводы из текста. Ведь часто бывает, прочитал ребенок книгу, а рассказать не может, про что читал, какие мысли возникли. Такое чтение становится малополезным. Поэтому ведение читательского дневника — вещь полезная. Теперь давайте разберемся как же его вести правильно в начальной школе.
Виды читательских дневников.
Дневник-отчет
Дневник-отчет — это краткий отчет о прочитанном. Включает в себя дату, название и автора произведения и число прочитанных страниц. Основная задача такого дневника — дисциплинирующая. Наиболее удобно для такого дневника использовать тетрадь в клетку, например такую.
Расчертить ее можно так:
В первом классе начинают читать от 2-5 страниц в день, постепенно увеличивая объем. 2-3 классы — рекомендуют читать по 30 мин в день. В 4 классе 10-20 страниц. Это минимум, можно и больше. У каждой школы могут быть свои требования к объему чтения.
Заполнение дневника-отчета как правило не вызывает сложностей, поэтому поговорим более подробно о втором виде дневника, который включает анализ произведения.
Дневник с мини-анализом произведения
Здесь могут быть различные вариации, но чаще всего план анализа включает следующие пункты:
Также дополнительно бывают следующие пункты:
Подробный анализ произведений по описанным выше пунктам представлен в наших готовых читательских дневниках
Также для вашего удобства мы собрали все рассмотренные произведения по алфавиту
Теперь остановимся более подробно на оформлении.
Не очень красиво и удобно рисовать иллюстрации в тетрадке поверх линейки. Оформить все красиво потребует дополнительных сил, многим младшеклассникам тяжело будет все структурировать.
2. Можно использовать нелинованную тетрадь. В такой тетради удобно рисовать иллюстрации, но огромный минус в том, что вам потребуется уйма времени, чтобы расчертить листы для записей.
У описанных способов выше есть конечно и несомненные плюсы:
3. Можно использовать готовые тетради для читательских дневников. Несомненный плюс таких тетрадей — все уже разлиновано, все пункты анализа прописаны, остается ее только заполнять. Вариантов таких тетрадей сейчас множество, рассмотрим наиболее удобные и популярные форматы.
Анализ произведения здесь проводится совсем краткий, иллюстраций нет. Отдельный пункт выделен под незнакомые слова и их значение. Если в школе задали именно такой дневник вести, то берите, если нет, то не самый удобный формат на мой взгляд. Нет линовки, в начальной школе ребенку трудно писать без линовки, значит придется расчерчивать самостоятельно.
Немного отличается списком вопросов от предыдущего дневника, нет пункта об основной мысли произведения, но зато добавили краткое содержание и вопросы автору. В общем, если в школе задали данный конкретный дневник вести — берем, если нет, то не самый удобный вариант. Нет линовки, нет окошка для иллюстраций. Довольно сложно в отведенное место вписать информацию о большом произведении.
Надеюсь мы вам помогли разобраться с вопросом ведения читательского дневника в начальной школе. С радостью готовы услышать ваши вопросы в комментариях. А также делитесь — как вы заполняете читательский дневник? А нужен ли он на самом деле или зря мучают детей?
Источник
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется слово читательский дневник, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как правильно пишется слово читательский дневник», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.
Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как правильно пишется слово читательский дневник:
Не все школьники имеют представление о том, что такое читательский дневник, для чего он нужен, как его правильно вести, как грамотно сократить произведение и не потерять его смысл. В этой статье будут подробно представлены ответы на вышеперечисленные вопросы.
Что такое читательский дневник?
Читательский дневник, простыми словами, — это «переваривание» прочитанного материала; запись основной прочитанной информации для себя с целью не забыть содержание. Это может быть простой тетрадью в клеточку, красиво оформленным блокнотом с твёрдой обложкой, наклейками, вырезками из журналов и т.д., или вообще цифровым файлом.
Его может вести как школьник/студент, так и просто человек, который любит читать книги. Но главная его суть – иметь возможность вспомнить о сути прочитанного, о своих мыслях во время чтения, когда прошёл уже определённый отрезок времени. Ведя читательский дневник, у вас будет развиваться навык анализировать, структурировать, рассуждать о прочитанном и делать выводы.
Зачем вести читательский дневник?
Первопричина, по которой стоит вести читательский дневник, — сделать процесс чтения более эффективным. Когда дело касается больших произведений, состоящих из глав или отдельных частей, информацию нужно «переваривать» после каждого такого отрывка. Даже если вы читаете вдумчиво и внимательно, это не гарантирует, что после прочтения книги целиком, вы вспомните имя второстепенного персонажа, мелькавшего во второй главе. Записывая что-то, вы закрепляете этот материал у себя не только в тетради, но и в памяти.
Вторая причина – это лёгкость в повторении содержания. Часто бывает, что школьники полагаются на простой краткий пересказ произведения, который можно найти в интернете. Но это всего лишь поверхностное обозрение, после которого даже идея бывает не понятна (даже если когда-то ученик читал эту книгу). Просматривая же собственноручно сделанные записи, вы можете перенестись в момент, когда читали произведение целиком. Те детали, на которых акцентировали внимание именно вы, даже через одно слово могут воссоздать для вас весь контекст происходящего.
Да, на прочтение полных произведений уходит в разы больше времени, нежели на краткий пересказ, однако в конце года на итоговой контрольной вы скажете себе спасибо. Ведь именно благодаря читательскому дневнику можно не потеряться среди массы разных произведений, прочитанных за год. Что уж говорить о подготовке к государственному экзамену, перед которым вы сможете освежить в памяти книги практически за всю школьную программу.
А чтобы повторить материал по любому другому предмету перед независимым оцениванием, можете воспользоваться удобной платформой по поиску репетиторов BUKI.
Читайте также: Советы по написанию и оформлению реферата
Как заполнять читательский дневник?
Как заполнять читательский дневник – решать только вам. Записи должны быть для вас удобными и понятными, чтобы можно было без проблем ориентироваться по содержимому тетради. Обратите внимание, какие есть способы ведения читательского дневника:
Чтение литературы – важный момент, но важно также помнить об остальной школьной программе. Бывает, что выделенных часов на уроки литературы не хватает для изучения материала. Или же ученик отвлекается на своего товарища по парте, поэтому слова учителя пропускает мимо. Тогда разобраться в жанрах, литературных течениях, стилистическом анализе текста и многом другом ему поможет репетитор.
Вне зависимости от того, в каком виде вы решили вести читательский дневник, для удобства его использования желательно соблюдать определённые схемы. Первым делом, начертите таблицу на развороте двух листов, в каждую колонку которой будете вносить такие данные: порядковый номер произведения в вашем дневнике, имя автора, название, год написания, жанр, номера соответствующих страниц в дневнике.
Читательский дневник — не только тетрадка для учеников младшей школы, в которой они записывают содержание книги и впечатления от прочитанного. Такой дневник ведут студенты филологических факультетов и просто те, кто хочет, чтобы прочитанное лучше сохранилось в памяти.
Мы расскажем, что можно написать в читательский дневник и как его правильно оформить.
Стало интересно, как правильно оформлять и другие виды работ? Все ответы есть в нашем телеграм-канале, подписывайтесь и будьте в курсе последних правил.
Зачем нужен читательский дневник
Читательский дневник — подтверждение того, что учащийся прочитал определенные книги, знаком с главными сюжетными линиями и героями.
Преподаватели русской и зарубежной литературы поручают вести такие дневники, чтобы проверить, как студент понял то или иное произведение, позиция какого героя ему ближе, какой сюжетный поворот он считает решающим.
Многие взрослые ведут такие дневники для себя: чтобы не забыть сюжет художественной книги или законспектировать важную информацию из нонфикшен литературы.
Как выглядит читательский дневник
Вести читательский дневник можно в разных формах:
- читательский дневник-таблица (в общей тетради или альбоме);
- дневник-блокнот без четкого деления на пункты;
- дневник-электронный документ;
- дневник-презентация (позволяет добавить много иллюстраций);
- электронная программа «читательский дневник» (пример — «Calameo»).
На проверку педагогу легче сдавать дневник-таблицу или документ. Для личных целей лучше подойдет блокнот или презентация. В интернете можно легко скачать шаблон для детского читательского дневника, а вот образцов оформления для взрослых гораздо меньше.
Как писать читательский дневник
План читательского дневника состоит из следующих пунктов:
- Название книги.
- Автор.
- Время создания.
- Краткий пересказ сюжета.
- Главные герои.
- Проблематика.
- Впечатления от прочитанного.
С формальными данными все понятно. Что касается сюжета и главных героев, полнота этих разделов зависит от цели дневника. Заполнение читательского дневника для преподавателя предполагает относительную краткость, т. к. педагогу важнее ваше понимание проблематики и мысли о прочитанном. Если ведете дневник для себя, уделяйте больше внимание тем сюжетным линиям, которые вас «зацепили».
Кстати! А для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Проблематика
Этот раздел помогает понять, о чем книга на самом деле. Любой писатель не просто рассказывает историю, но и рассуждает о личностных или социальных проблемах, хочет донести морально-нравственный урок или обратить внимание на общественное явление.
Правильно выделить проблематику произведения — значит понять его суть, «разгадать» намерения писателя.
Отзыв для читательского дневника
Последний пункт содержит личные впечатления от прочитанного: насколько важными читатель считает поднятые автором темы, как относится к персонажам, считает ли справедливым финал книги. Все мысли, которые возникли после знакомства с книгой, можно изложить в этом разделе.
Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги.
Правила заполнения читательского дневника
Их немного:
- Аккуратность (записи и схемы должны быть четкими и разборчивыми).
- Регулярность (запись в читательский дневник делайте по ходу чтения или сразу после него, не откладывайте на потом, т. к. велик риск забыть важные подробности).
- Честность (не хвалите книгу только потому, что она модная, пишите искренне).
Как оформить читательский дневник
Если вы ведете дневник по поручению преподавателя и будете показывать ему написанное, лучше не проявлять чрезмерной творческой активности.
Но если дневник — ваш личный инструмент как читателя, чтобы не забыть прочитанные произведения, не сдерживайте себя. Иллюстрации, наклейки, подчеркивания цветными фломастерами — пригодится все, что поможет систематизировать информацию и сохранить эмоции от прочитанного.
Полезная привычка — выписывать цитаты героев. Потом эти высказывания могут пригодиться при написании эссе или сочинения.
Причины, чтобы сделать читательский дневник
Ведение читательского дневника приносит пользу. Например:
- Улучшает письменную речь (учит высказываться лаконично и по существу).
- Развивает память (записанное всегда лучше запоминается).
- Помогает лучше понять самого себя (почему нравятся те или иные герои и их поступки).
- Дарит свободу (в дневнике можно критиковать любых авторов, даже признанных классиков).
- Развивает интеллект (каждая прочитанная и осмысленная книга — важный этап личностного роста).
Если несмотря на такую подсказку как читательский дневник, литература все равно дается с трудом, воспользуйтесь услугами сервиса помощи студентам. Там работают профессионалы, которые могут подготовить все, начиная от сочинений и заканчивая дипломными работами.
Главный помощник школьников в работе со списками книг — читательский дневник. Даже если учитель литературы не озадачил вашего ребёнка его ведением, мы советуем это сделать вам. В нашем материале мы объясним, для чего это нужно, а также расскажем, как заполнять читательский дневник и почему это полезно даже для взрослых.
Содержание:
- Что такое читательский дневник?
- Для чего вести читательский дневник?
- Нужен ли читательский дневник взрослым?
- Виды читательских дневников: какой выбрать?
- Бумажный читательский дневник
- Электронный читательский дневник
- Как самостоятельно сделать и оформить читательский дневник?
- Как заполнять читательский дневник?
- Советы по ведению читательского дневника
- Образец читательского дневника
- Какие книги подходят для читательского дневника?
- Готовые читательские дневники: польза или вред?
Что такое читательский дневник?
Roman Samborskyi/Shutterstock.com
Говоря простыми словами, читательский дневник — это своеобразная шпаргалка, которую ученик составляет сам. В читательском дневнике содержится ключевая информация о прочитанных книгах, которая поможет быстро восстановить в памяти сюжетную линию и главную идею произведения.
В зависимости от возраста читателя и целей ведения дневника, в нём содержится разный объём информации:
- Если дневник ведётся в начальных классах для отчёта перед педагогом о прочитанных книгах или количестве прочитанных ежедневно страниц, то данных в дневнике будет минимум: название произведения, имя автора, дата и количество прочитанных страниц. В последней графе обычно родители ставят свою подпись.
- Если целью ведения дневника является фиксирование ключевой информации о персонажах, основных событиях и своих впечатлениях о произведении — не стоит торопиться и вести его «для галочки», ведь такой краткий конспект не только способствует более глубокому осмыслению текста, но и лучшему запоминанию его содержания. В таких дневниках на каждое литературное произведение обычно отводится целый разворот, а не строка в табличке.
Несмотря на то, что в российских школах ведение читательского дневника не является обязательным, многие учителя предпочитают включать его в программу курса по внеклассному чтению уже с первого класса. Это вовсе не самодеятельность педагогов: школы могут сами принимать решение о форме отчётности учащихся о выполнении заданий (ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Многие родители возмущены этим фактом, ведь некоторые неверно понимают саму суть читательского дневника и считают его ненужной дополнительной нагрузкой для ребёнка и головной болью для себя.
Действительно, учащимся младших классов непросто вести такой дневник самостоятельно, ведь им порой не хватает дисциплины и опыта для извлечения основной идеи автора из текста. Поэтому родителям приходится обсуждать прочитанное с детьми прежде, чем заполнить все графы дневника. Однако со временем заполнение дневника войдёт в привычку и будет восприниматься как приятное и творческое занятие.
Для чего вести читательский дневник?
Dikushin Dmitry/Shutterstock.com
Списки литературы, которую школьники должны освоить, уже с первого класса включают в себя около шестидесяти произведений. Запомнить содержание каждого из них (или хотя бы имена героев) без ведения конспекта практически невозможно; краткие заметки в читательском дневнике помогут быстро восстановить в памяти цепочку событий и портреты персонажей.
Однако польза от ведения дневника читателя этим не ограничивается:
- Ведение дневника дисциплинирует читателя: родители школьников могут контролировать, насколько регулярно дети уделяют время чтению; а у самих ребят появляется стимул поскорее прочитать книгу, чтобы заполнить все графы и выполнить все задания, если таковые имеются в тетради.
- Заметки в дневнике тренируют память, ведь записанное своей рукой запоминается легче.
- Читатели, ведущие дневник, более вдумчиво анализируют прочитанное, чтобы выделить проблематику произведения и главную мысль автора.
- Регулярное ведение записей в читательском дневнике тренирует письменную речь и умение лаконично пересказывать содержание художественных произведений.
- Читательский дневник обогащает речь: чтобы охарактеризовать персонажей и выразить своё отношение к описанным событиям, юному читателю понадобится узнать немало новых слов. В некоторых печатных дневниках читателя есть небольшой литературоведческий словарик, который поможет разобраться в разных литературных жанрах.
- Читательские дневники разрешается и даже рекомендуется украшать по своему усмотрению, а во многих даже предусмотрено место для рисунка по мотивам прочитанного произведения. Это помогает развивать фантазию ребёнка, ведь ему придётся изобразить на бумаге сцену из книги или одного из героев.
Нужен ли читательский дневник взрослым?
Luke SW/Shutterstock.com
Несмотря на то, что читательские дневники часто ведут именно школьники и студенты-филологи, многие взрослые книголюбы также имеют привычку записывать свои мысли о прочитанном. Читая книги урывками по дороге на работу или во время прогулки с ребёнком, мы часто теряем нить повествования и забываем о главном — позволить себе удовольствие «переварить» и прочувствовать произведение.
Заполняя читательский дневник, мы не только «смакуем» отдельные фразы, записывая их в виде цитат, но и в процессе осмысления текста находим скрытые символы и неочевидные задумки автора.
К тому же взрослые вообще не ограничены никаким форматом, поэтому могут вести дневник в любой форме: таблицы, схемы, диаграммы или даже карты.
Виды читательских дневников: какой выбрать?
F8 studio/Shutterstock.com
В зависимости от целей ведения дневника и возраста читателя можно выбрать наиболее удобный формат записей — в бумажном или электронном виде. Единых требований и стандартов оформления и ведения читательских дневников не существует, поэтому школьникам стоит опираться на рекомендации учителя, а взрослым, которые ведут дневник для собственного удобства — лишь на свои предпочтения.
Бумажный читательский дневник
Собственноручно сделанный дневник можно украсить наклейками и рисунками, а также использовать цветные ручки и текстовые выделители. Вести такой дневник будет интереснее детям, к тому же сведения о прочитанном будут лучше откладываться в памяти. Однако в случае потери дневника восстановить информацию будет невозможно.
Для создания рукописных заметок о прочитанном можно использовать:
- общую тетрадь или блокнот, от руки нарисовав таблицу или определённым образом разметив страницы;
- распечатанные готовые шаблоны из интернета;
- печатный читательский дневник из книжного магазина.
Самодельный дневник будет уникальным и красочным, но на его изготовление потребуется больше времени; распечатать шаблоны — быстро и недорого, но стоит продумать, как скрепить листы между собой, чтобы они не потерялись (например, использовать папку-скоросшиватель).
Печатные дневники обойдутся чуть дороже, чем чёрно-белые распечатки, но их яркие обложки и страницы привлекают детей и мотивируют регулярно вести записи. Более того, в некоторых готовых читательских дневниках есть дополнительные игры, задания и наклейки для украшения страничек.
Источник: shkolabuduschego.ru
Электронный читательский дневник
Продвинутые пользователи компьютера предпочитают электронные документы бумажным дневникам по нескольким причинам: в них легче найти необходимую информацию; их крайне сложно потерять (разве что случайно удалив документ) и можно открывать с разных устройств, если, например, вести дневник в формате онлайн-документа. Однако придать такому дневнику неповторимый вид гораздо сложнее.
Электронный читательский дневник можно вести в виде:
- таблицы;
- презентаций PowerPoint;
- в мобильном приложении, например, Book Diary.
Подробнее о плюсах и минусах разных форм читательских дневников — в нашей таблице:
Вид читательского дневника | Форма | Плюсы | Минусы |
Бумажный | Тетрадь или блокнот | Ведение дневника превращается в увлекательное творческое занятие | Невозможно восстановить в случае утери |
Шаблон | Сделать такой дневник быстро и недорого | ||
Печатный | Красочное оформление и дополнительные задания; есть различные издания для разных возрастов и учебных программ | ||
Электронный | Таблица | Помогает упорядочить мысли после прочтения книги | Не все учителя разрешают сдавать на проверку дневник в виде электронного документа; у младших школьников могут возникнуть трудности с созданием и заполнением такого дневника |
Презентация | Можно добавить фотографии и иллюстрации | ||
Приложение | Всегда под рукой; можно сделать заметки где угодно | Не подходит для отчётности школьников; нельзя изменить структуру и добавить рисунки, диаграммы и другие графические элементы |
⠀
Как самостоятельно сделать и оформить читательский дневник?
Для изготовления читательского дневника своими силами лучше взять общую тетрадь в клетку или большой блокнот. Обложку тетради можно украсить по своему вкусу или же использовать готовый шаблон из интернета: его можно распечатать на цветном принтере и наклеить сверху.
Источник: pedsovet.su
На первой странице дневника следует разместить содержание, а все страницы пронумеровать — так будет легко найти сведения о любом произведении. Рядом с номерами страниц нарисуйте пустой квадратик: пусть ребёнок по завершении чтения закрасит его фломастером или поставит галочку — фиксировать прогресс очень важно для сохранения мотивации!
Источник: fb.ru
Далее каждый разворот тетради будет посвящён одному литературному произведению: здесь будет вся необходимая фактическая информация (имя автора, время создания книги, имена героев и т.д.) и анализ прочитанного. Страницы можно (и даже нужно) украшать наклейками, рисунками по мотивам прочитанного и выделять главные мысли цветными ручками или маркерами: эта часть работы с дневником особенно нравится как юным, так и взрослым читателям.
В конце дневника можно нарисовать или наклеить распечатанную картинку с изображением книжных полок, заполненных книгами с пустыми корешками — трекер чтения. Прочитав очередную книгу, ребёнок подпишет её название на одном из пустых корешков. Со временем подписанных книг станет больше, а юному читателю захочется поскорее заполнить оставшиеся пустые корешки.
Источник: lifediary.ru
Картинок может быть две: на одной — прочитанные или самые любимые книги; другая может постепенно заполняться названиями книг, которые ваш ребёнок захочет прочесть в будущем. Если картинки чёрно-белые, можно не просто подписывать названия прочитанных книг, но и раскрашивать их.
Источник: shkolabuduschego.ru
Как заполнять читательский дневник?
Iren_Geo/Shutterstock.com
Оформление и украшение дневника читателя, несомненно, играет немаловажную роль в формировании у школьника привычки читать и делать заметки о прочитанном; но как же правильно вести записи, чтобы лучше запомнить и научиться анализировать текст? Об этом поговорим подробнее.
Как правило, все заметки о книге умещаются на одном развороте или листе формата А4, иначе ведение дневника будет занимать едва ли не больше времени, чем сам процесс чтения. Таким образом, писать лучше лаконично и ёмко.
В зависимости от возраста читателя количество пунктов плана (или столбцов в таблице) может начинаться от четырёх–пяти и постепенно расти: первоклассники часто пишут в дневнике лишь даты начала и окончания чтения, название произведения, имя автора, имена персонажей и о чём книга (это, конечно, больше пересказ сюжета, но всё же стоит помочь ребёнку в паре слов выделить главную мысль). Все эти сведения легко уместить на одной странице, поэтому вторую можно смело отвести под иллюстрации: предложите ребёнку нарисовать любимую сцену из книги. Это поможет маленькому читателю лучше запомнить сюжет, а вам — понять, насколько хорошо ребёнок понял прочитанное.
Источник: lit-list.ru
По мере взросления читателя усложняется и структура записей в дневнике; так, читательский дневник учащихся средних и старших классов, студентов и взрослых книголюбов можно вести по следующему плану:
- название произведения, время создания;
- имя автора;
- краткая справка об исторических событиях того времени;
- жанр (повесть, рассказ, роман, сказка и т.д.);
- количество страниц;
- главные герои и их краткая характеристика;
- краткий пересказ сюжета (только основные события);
- понравившиеся цитаты из текста;
- новые слова и их значение (тут придётся поработать со словарём);
- оценка произведения по пяти- или десятибалльной шкале;
- проблематика произведения и основная мысль автора;
- отзыв о прочитанном.
Советы по ведению читательского дневника
Savicic/Shatterstock.com
Чтобы работа с дневником приносила пользу и удовольствие, обязательно следуйте нашим советам по его заполнению:
- В качестве первых книг для записей в читательском дневнике предложите ребёнку те, которые с большей долей вероятности придутся ему по душе: тогда ежедневная работа с дневником не будет казаться скучной и быстрее войдёт в привычку.
- Некоторые пункты плана лучше заполнять в процессе чтения: например, выписывать имена и описание персонажей, а также основные события.
- Историческую справку правильнее всего заполнить заранее, чтобы лучше понять особенности эпохи и проблематику произведения.
- Нет необходимости включать в свой план дневника все перечисленные нами пункты. Даже работая с готовым печатным дневником или шаблонами, можно смело менять структуру: например, вместо иллюстрации выписать полюбившиеся цитаты.
- Анализ литературного произведения проводят после окончания чтения. Возможно, ребёнку потребуется некоторое время, чтобы составить своё мнение о книге или понять авторский замысел.
- Характеризуя персонажей, вовсе не обязательно выписывать целые предложения из книги: достаточно выписать ключевые эпитеты и кратко дополнить их теми деталями, которые показались важными самому читателю: привычки и увлечения героя, детали внешности и поступки, повлиявшие на развитие событий.
- Один из самых удобных инструментов читателя в работе с текстом — интеллект-карты, или схемы и диаграммы, которые помогут не только описать события книги (особенно если в ней несколько сюжетных линий, или действие происходит в разные периоды), но и взаимоотношения персонажей, и проблематику произведения.
Источник: cf.ppt-online.org
- Основная мысль и проблематика произведения — литературоведческие термины, которые ставят многих в тупик. Чтобы выделить проблематику литературного произведения, необходимо понять, для чего автор его написал: какие нравственные, социальные, философские или психологические вопросы он поднимает? Что его беспокоит? Возможное решение этих проблем, предложенное автором — это и есть основная мысль произведения.
- Отзыв о прочитанном должен быть критическим: если книга не понравилась читателю, об этом стоит написать. При этом главное — объяснить свою позицию.
Образец читательского дневника
MNStudio/Shutterstock.com
Для наглядного примера заполнения читательского дневника мы выбрали сказку Г.-Х. Андерсена «Русалочка» из списка литературы для начальной школы.
Название: «Русалочка»
Автор: Г.-Х. Андерсен
Год издания: 1837
Количество страниц: 24
Жанр: сказка
Главные герои: Русалочка — мечтательная и добрая дочь морского царя;
Принц — молодой человек, которого спасла Русалочка;
Морская ведьма — злая и завистливая колдунья, лишившая Русалочку голоса.
Сюжет: Во дворце на дне морском живёт царь с шестью дочерьми. Младшая, Русалочка, в свой пятнадцатый день рождения поднимается на поверхность и видит корабль, а на нём — Принца. Она тотчас же влюбляется в Принца. Начинается буря, корабль тонет, и Русалочка спасает возлюбленного. Не в силах забыть Принца, она отдаёт свой чудесный голос злой ведьме в обмен на пару ног, лишь бы выйти на сушу. Выпив зелье, Русалочка просыпается на берегу моря, где её находит Принц. Он подружился с Русалочкой, но не помнит, что это она его спасла, поэтому собирается жениться на другой. Сёстры Русалочки в обмен на свои волосы получили от ведьмы кинжал, которым Русалочка должна убить Принца, чтобы вернуться домой. Русалочка не в силах сделать это: в день свадьбы Принца она бросилась в море, но не умерла, а превратилась в дочь воздуха.
Новые слова: Полипы — морские беспозвоночные организмы;
Кисея — тонкая и лёгкая ткань.
Проблематика: перед юной Русалочкой стоит невероятно трудный выбор: спасти себя или Принца? Увидев, как он счастлив, она решается на самопожертвование.
Основная мысль: За настоящую любовь можно отдать самое ценное.
Моё мнение о книге: Сказка мне очень понравилась, однако финал очень грустный. Русалочка не заслужила такого конца. Несмотря на её самопожертвование, ей ещё придётся заслужить свою бессмертную душу. Мне кажется, это нечестно.
Какие книги подходят для читательского дневника?
Simol1407/Shutterstock.com
Ведение литературного дневника — полезная привычка даже для тех читателей, которые не увлекаются художественной литературой. Для записей в читательском дневнике подходят практически любые виды книг, а именно:
- научно-популярная литература;
- мемуары и биографии;
- учебная и справочная литература;
- документальная проза;
- книги по психологии и т.д.
Структура дневника меняется в зависимости от типа литературного произведения: большую часть заметок, сделанных по ходу чтения одного из перечисленных видов книг, будут составлять цитаты, ключевые мысли и термины; оценка, сюжет и описание персонажей, очевидно, будут лишними.
Готовые читательские дневники: польза или вред?
wavebreakmedia/Shatterstock.com
На просторах интернета можно найти множество готовых записей для читательских дневников практически по всем произведениям школьной программы. Однако стоит ли пользоваться ими?
Увы, текст из интернета не заменит самостоятельной глубокой работы с текстом, и вот почему:
- Сюжет описан очень сжато, некоторые ключевые моменты могут быть упущены.
- Главная мысль не всегда выделена корректно.
- Переписывание готовых текстов учит детей хитрить и обманывать учителей (которые, к слову, чаще всего сразу распознают списанные тексты).
- Дневник читателя — это лишь средство, а не цель, поэтому готовые шпаргалки не научат ребёнка обдумывать прочитанное и формулировать своё мнение о нём.
- И, пожалуй, самое главное: списывая с готовых текстов, ребёнок так и не полюбит читать и не испытает всю гамму эмоций и переживаний, которую дарят книги.
Итак, читательский дневник — полезная привычка, которая может стать настоящим хобби и приносить удовольствие. Ведение дневника дисциплинирует, развивает критическое мышление, тренирует память и обогащает речь; но самая важная функция дневника — открыть читателю дверь в безграничный мир литературы.
Позвольте ребёнку самостоятельно выбрать удобный формат дневника, украсить его по своему вкусу и предложите помощь в анализе прочитанного — и читательский дневник станет его верным помощником на долгие годы.
И обязательно попробуйте вести свой собственный дневник читателя — вы удивитесь, как изменится ваш взгляд на прочитанные книги!
Источник фото обложки: Taras Grebinets/Shutterstock.com
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Как вести читательский дневник
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 333.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 333.
Школьникам после прочтения различных произведений часто дается задание заполнить читательский дневник. В данной статье рассмотрим, как вести читательский дневник, его предназначение и примерные пункты плана.
Функции
Заполнение читательского дневника – особый вид работы во время или после чтения художественного произведения.
Читательский дневник необходим для того, чтобы читатель мог зафиксировать все произведения, которые он прочел.
Дневник такого содержания помогает отразить сюжет произведения, раскрыть тему и основную мысль, обозначить центральных персонажей, влияющих на сюжет, указать вызванные от прочитанного произведения эмоции.
Читательские дневники помогают кратко напомнить, о чем то или иное произведение.
Объем
Особых требований к тому, как вести дневник читателя, нет. Все зависит от желания ученика или предложенного учителем варианта. Кто-то ведет дневник подробно, обращая внимание на многие аспекты произведения, кто-то рассматривает только основные моменты, демонстрирующие то, что ученик действительно прочитал произведение.
Пункты
В читательском дневнике можно использовать следующие пункты:
- Название произведения.
- Фамилия, имя, отчество автора.
- Год создания, биографические и исторические справки.
- Жанр произведения.
- Сюжет произведения.
- Центральные персонажи, их краткая характеристика.
- Значимые в сюжетном и композиционном плане эпизоды.
- Собственное мнение о прочитанном произведении.
В начальном и среднем школьном звене также можно указать количество страниц в прочитанном произведении.
В старших классах читательский дневник усложняется: можно выписывать цитаты, отражающие авторский замысел; можно фиксировать список прочитанной критической литературы по произведению.
Пункты плана и читательский дневник в целом должны стать средством, а не целью.
Что мы узнали?
Читательский дневник, который заполняется во время или после чтения произведения, помогает кратко отразить, о чем то или иное произведение. Особых требований к ведению дневника нет, можно заполнять его в соответствии со следующими пунктами: название, автор, год создания, биографические и исторические справки, жанр, сюжет, характеристика центральных персонажей, значимые эпизоды, собственное мнение. Особенности ведения читательского дневника зависят от возраста учащихся: чем старше ребенок, тем усложняется план.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Хатижа Гаджиева
4/5
-
Андрей Аксенов
5/5
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 333.
А какая ваша оценка?
В читательских дневниках школьники и некоторые взрослые ведут записи о прочитанных книгах, записывают сюжет, краткие характеристики главных героев, впечатление от произведения, главные мысли, делают рисунки. Такой дневник учит анализировать прочитанное, излагать мысли письменно.
Автор развивает в себе способность думать, сопоставлять, делать выводы — важнейшие навыки для обучения и жизни.
Содержание:
- Что такое читательский дневник
- Как правильно оформить читательский дневник
- Пример странички из читательского дневника
Что такое читательский дневник
В читательском дневнике записывают сведения о прочитанных книгах.
Дневник помогает вспомнить:
- Название;
- Автора произведения;
- Сюжет.
Это основные части его содержания.
Как правильно оформить читательский дневник
Сегодня в книжном магазине можно купить изданный в типографии дневник с определённой структурой, оформлением. Но интереснее и полезнее создать дневник самостоятельно, взяв обычную тетрадь в твёрдой обложке или блокнот, небольшой альбом.
Обложка тетради станет титульным листом, далее — оглавление, сам дневник, свободные страницы — например, для читательских планов, словарика новых слов, других записей по желанию.
- Титульная страница
- Оглавление
- Страницы дневника
Титульная страница дневника
На титульной странице нужно написать:
Пример титульной страницы
- «Читательский дневник»;
- Свои имя и фамилия;
- Школа и класс.
Здесь же можно что-то нарисовать, приклеить картинки, даже свою фотографию.
Не нужно стремиться, чтобы титульная страница была обязательно связана с чтением — пусть она выражает интересы читателя, его личность, будет просто красивой. Важно, чтобы дневник вызывал приятные чувства, чтобы к нему хотелось возвращаться.
Иногда титульная страница перестаёт нравиться автору дневника — можно просто приклеить на старую обложку чистый лист и создать новую, и даже не один раз. В этом нет ничего страшного — в этом творчество, развитие!
Оглавление
Это не обязательная страница дневника, но очень удобная. Она позволяет быстро найти произведение, особенно в том случае, когда дневник ведётся не первый год.
Пример оглавления
- Аксаков С. Т. Аленький цветочек ………………….стр. 3
- Дж. Родари. Путешествие Голубой стрелы………стр. 4
- Драгунский В. Девочка на шаре………………………стр. 5
Страницы дневника
Обычно читательский дневник имеет несколько разделов — их количество и содержание определяет учитель или сам автор. Для каждого произведения заполняют часть или всё из перечисленного:
Пример содержания
- Автор и название, даты начала и окончания чтения
- Краткое содержание
- Главные герои, характеристика
- Главная мысль
- Впечатления от прочитанного
Пункты можно оформить графами, в виде таблицы, но удобнее делать записи как в книге, каждый пункт оформляя в виде подзаголовка. Тогда внутри записей легко поместятся рисунки, картинки, которые значительно облегчат довольно трудное занятие — заполнение дневника. Писать и рисовать намного интереснее и легче: рисунок помогает думать и формулировать мысли.
Пример странички из читательского дневника
-
Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
прочитано __ _____ 20__ года - Краткое содержание
Старик и старуха живут у моря. Старик ловит рыбу, старуха прядёт. Как-то старик выловил золотую рыбку, которая сказала, что исполнит его желания, если старик выпустит её в море. Старик выпустил рыбку просто так. Но старуха стала ругаться, заставила выпросить у рыбки сначала новое корыто для стирки. Потом старуха потребовала новый дом, захотела стать дворянкой, царицей, владычицей морской.
Каждый раз, когда старик приходил к морю, оно становилось все более грозным. А в последний раз на море была чёрная буря. Не исполнила рыбка последнее желание старухи. Когда старик пришёл с моря домой, увидел, что вместо дворца снова землянка, на пороге сидит старуха перед треснувшим корытом.
- Главные герои, характеристика
Старик — трудолюбивый, спокойный, добрый и бескорыстный (отпустил рыбку без выкупа), не имеет характера — во всём слушается старуху.
Старуха — ворчливая, злая, жадная, любит командовать, не слушает ничьего мнения, не помнит добро (захотела, чтобы рыбка служила ей после всего, что получила от рыбки).
- Главная мысль
Жадность не приводит к добру. Если постоянно хотеть всё больше и больше, можно остаться ни с чем. Нужно уметь радоваться тому, что у тебя есть, и быть благодарным за то, что тебе дали.
- Впечатления от прочитанного
Мне понравилась сказка. Старуха мне немного напомнила меня, потому что мне тоже часто хочется всё больше и больше. Теперь я понимаю, что нужно себя перевоспитывать. Если я постоянно буду хотеть нового, то буду очень страдать, потому что всё получить невозможно!