Содержание
- 1 Правило
- 1.1 Мягкий знак в конце
- 1.2 Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
- 2 Морфологический разбор слова делаешь
- 3 Примеры использования и цитаты
- 4 Похожие слова
Правильный вариант написания слова: делаешь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
- в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова делаешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: делать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Что делаешь, Руслан несчастный, Один в пустынной тишине? Людмилу, свадьбы день ужасный, Всё, мнится, видел ты во сне. На брови медный шлем надвинув, Из мощных рук узду покинув, Ты шагом едешь меж полей, И медленно в…
«Руслан и Людмила» — Пушкин Александр
Разбесил начальник отделения. Когда я пришел в департамент, он подозвал меня к себе и начал мне говорить так: «Ну, скажи, пожалуйста, что ты делаешь?» — «Как что? Я ничего не делаю», — отвечал я. «Ну, размысли хорошенько! ведь…
«Что делать» — Чернышевский Николай
Ну на что это похоже, что не могу я видеть женщины равнодушно: как только подойду, так теряю и рассудок и всякое соображение, говоришь и делаешь такие вещи, что после как будто тебе все это во сне снилось. Ну с чего я так…
«Записки сумасшедшего» — Гоголь Николай
Похожие слова
Слово «делаешь» пишется с мягким знаком после шипящего согласного в соответствии с правилом орфографии русского языка.
Если возникает сомнение, как правильно пишется «делаешь» или «делаеш», с мягким знаком или нет, определим часть речи и грамматическую форму слова и применим орфографическое правило русского языка.
Часть речи слова «делаешь»
В русском языке слова разных частей речи после шипящих согласных пишутся как с мягким знаком, так и без него, поэтому выясним, к какой части речи принадлежит интересующее нас слово.
Что ты завтра делаешь после тренировки?
Исследуемое слово обозначает действие и отвечает на вопрос что делаешь?
По этим признакам определим, что это самостоятельная часть речи глагол «делать», который заканчивается буквосочетанием -ать.
Это слово не принадлежит к глаголам-исключениям:
гнать, держать, дышать, слышать.
В соответствии с этим отнесем слово «делать» к глаголам I спряжения.
Чтобы выбрать правильное написание рассматриваемого слова, следует выяснить его грамматическую форму. Понаблюдаем, как этот глагол изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени:
Лицо | Ед. число | Мн. число |
1-е | я делаю | мы делаем |
2-е | ты делаешь | вы делаете |
3-е | он делает | они делают |
Очевидно, что глагол «делаешь» имеет форму 2 лица единственного числа настоящего времени.
Правописание слова «делаешь»
В этом слове имеются две орфограммы. Если поставить в нём ударение, то выясним, что неясно слышится гласный в окончании:
Какое выбрать написание, «делаешь» или «делаишь»?
Как глагол первого спряжения, это слово пишется с буквой «е» в безударном окончании -ешь.
«Делаешь» или «делаеш», как правильно?
Определим, пишется ли мягкий знак после шипящего согласного в этом слове, если применим правило орфографии.
Правило
В неопределенной форме глагола, в форме 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени, в глаголах повелительного наклонения пишется мягкий знак после шипящих согласных.
Убедимся в этом, рассмотрев написание перечисленных форм глаголов:
- приберечь, отвлечь;
- ты знаешь, ты укажешь;
- срезать — срежь, срежьте.
Выяснив форму глагола «делаешь», правильно напишем её с мягким знаком после шипящего согласно этому правилу орфографии.
Чтобы усвоить правильное написание этого слова, прочтем примеры предложений.
Примеры
Лена, ты так красиво делаешь это упражнение с ленточками!
Если ты делаешь добро людям, то они ответят тебе тем же.
Поделись свои рецептом, как ты делаешь эти вкусные пирожки с яблочной начинкой.
Настенька, а что ты здесь делаешь одна?
Средняя оценка: 5.
Проголосовало: 5
Содержание
- Как правильно пишется слово делаешь?
- Правило
- Мягкий знак в конце
- Морфологический разбор слова делаешь
- Примеры использования и цитаты
- Как пишется слово «делаешь», с мягким знаком или нет?
- Мягкий знак пишется всегда:
- Как пишется: «делаете» или «делайте»?
- Как правильно?
- Морфемный разбор слов
- Когда пишем «делайте»?
- Примеры предложений
- Когда пишем «делаете»?
- Примеры предложений
- Синонимы
- Ошибочное написание
- Подводим итог
- Можешь – как правильно пишется слово, с «е» или «и», с мягким знаком или без него – разбираемся во всех тонкостях
- Почему «можешь» пишется с «ь»
- Как объяснять мягкий знак на уроке
- Почему в слове «можешь» пишется «е»
- Как объяснять букву «е» на уроке
- Что еще почитать и посмотреть
- Заключение
Как правильно пишется слово делаешь?
Правильный вариант написания слова: делаешь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова делаешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: делать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Что делаешь, Руслан несчастный, Один в пустынной тишине? Людмилу, свадьбы день ужасный, Всё, мнится, видел ты во сне. На брови медный шлем надвинув, Из мощных рук узду покинув, Ты шагом едешь меж полей, И медленно в…
«Руслан и Людмила» — Пушкин Александр
Разбесил начальник отделения. Когда я пришел в департамент, он подозвал меня к себе и начал мне говорить так: «Ну, скажи, пожалуйста, что ты делаешь?» — «Как что? Я ничего не делаю», — отвечал я. «Ну, размысли хорошенько! ведь…
«Что делать» — Чернышевский Николай
Ну на что это похоже, что не могу я видеть женщины равнодушно: как только подойду, так теряю и рассудок и всякое соображение, говоришь и делаешь такие вещи, что после как будто тебе все это во сне снилось. Ну с чего я так…
Источник
Как пишется слово «делаешь», с мягким знаком или нет?
Делаешь пишется с мягким знаком.
Глаголы 2 лица(ты делаешь)
В изъявительном наклонении пишутся с мягким знаком
Пишется с мягким знаком. Глагол, к которому можно приставить мысленно «ты», пишется с мягким знаком.
Слово Паруса оказывается формой множественного числа существительного парус, или формой родительного падежа единственного числа того же существительного. В первом случае мы ставим ударение на окончание, а во втором на первый слог.
Таким образом мы пишем Поднять парусА! и Нет у меня пАруса.
Во множественном же числе у этого слова нет окончания Ы, то есть написать Парусы нельзя. Тут следует просто запомнить написание слова Паруса.
Мне кажется упомянутая мной команда Поднять паруса! для этого подходит идеально. Поднять парусы звучит странно, напоминая Снять трусы!, так что моряки могут и обидеться услышав такую команду.
Пишутся слитно (в одно слово) наречия, образованные соединением предлога-приставки с наречием: донельзя, навсегда, послезавтра.
Возвращаясь к нашим барашкам.
Хотела сказать: ну зачем ску-у-ушные правила, когда есть словари? плюс комп и Грамота.ру? которой место в закладках или на экспресс-панели?
И вышел полный облом, со словарями-то.
Фуф! Это не я сошла с ума, это словарь. «У/слаждению» подарил префикс-приставку, «на/слаждению» отказал в этом удовольствии.
Всё брешут словари
(Как те календари,
Что в «Горе от ума»):
И значит, правило нам в зубы аки флаг в руки.
В иных случаях можно уныло или с энтузиазмом подбирать формы одного и того же слова, но не сейчас;
P. P. S. ЛЗ оказалось лексическим значением, промашка вышла. 🙁
Разумеется, верным будет написание «сверхвозможности», если имеются в виду некие невероятные, экстраординарные возможности кого-либо или чего-либо. В данном случае нужно написать это слово слитно.
Причина проста: в этом слове элемент «сверх-» является приставкой. В русском языке существует приставка «сверх-», она употребляется для выражения значения чего-то высшего, необычного, превосходящего нормы или выходящего за рамки. Как и практически все русские приставки, приставку «сверх-» следует писать слитно, например, сверхчеловек, сверхмашина и так далее. Также напомню, что после данной приставки в начале корня пишется буква И (но не буква Ы): сверхидея, сверхинтерес и тому подобное.
Существует в русском языке и предлог «сверх». Например, сверх меры. Но сочетание «сверх возможности», с предлогом «сверх», на мой взгляд, не звучит, я не смог придумать контекста, где можно было бы употребить фразу «сверх возможности». Мне кажется, что так не принято говорить.
Все будет щависеть от контекста, по которому сможно будет определить часть речи данного слова.
Если это отглагольное прилагательное:
Здесь действует правило для написания суффиксов в отглагольных прилагательных.
Главным при выборе суффикса (с одной или двумя буквами «н») будет вид глагола, от которого образовано прилагательное:
Если это причастие или причастный оборот
Для полных причастий действует правило:
В этих случаях пишется двойное «нн».
Источник
Содержание статьи:
В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.
Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:
Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).
Рассмотрим примеры других предложений:
Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.
Что делать? Что сделать?
Что (с)делает? Что (с)делают?
Заберётся, забирается, заберутся, забираются
Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.
Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).
Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.
Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.
Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.
Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.
Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.
Мягкий знак пишется всегда:
Зная это, необходимо учесть и следующие правила:
Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Источник
Как пишется: «делаете» или «делайте»?
У вас возникла путаница, как правильно написать – «делайте» или «делаете»? Тогда вам пригодится наша небольшая помощь в этом вопросе.
Как правильно?
Первое, что надо усвоить: «делайте» и «делаете» – два одинаково допустимых варианта написания.
Это – разные формы одного и того же глагола 1 спряжения «делать». Предлагаем узнать, в каких случаях стоит выбрать тот или иной способ написания.
Морфемный разбор слов
Вначале разложим оба слова на важные структурные единицы. У них много общего:
В слове «делайте» 2 суффикса: «а» и «й» (формообразующий), в слове «делаете» – только «а». Окончания – соответственно, «те» и «ете».
Когда пишем «делайте»?
Глагол «делайте» уместен, когда в предложении есть побуждение к действию. Это – форма повелительного наклонения глагола 2 лица «делай». Во множественном числе формообразующий суффикс «й» сохраняется.
Примеры предложений
Посмотрим на наглядные образцы использования такого варианта:
Когда пишем «делаете»?
В отличие от «делайте», глагол «делаете» не подразумевает побуждения к действию. Э
то – изъявительное наклонение. Ещё одна непохожесть на «делайте» – возможность склонения данного слова по разным временам и лицам: «делаете» – «делают» – «делали» и так далее. Эту форму допускается писать только с личным окончанием «ете».
Примеры предложений
Ещё раз обратимся к образцам предложений:
Синонимы
Обе приведенные формы глагола «делать» можно, в зависимости от контекста, заменить близкими по сути лексемами.
Ошибочное написание
Стоит избегать путаницы двух этих речевых единиц. Писать, как в этих примерах, будет серьёзной ошибкой:
Ещё более грубое нарушение – писать через «и» («делаите»). Если вы имеете в виду букву «й», напишите именно её, а не заменяйте на «и». «Делойте», «делоете» – вообще признаки небольшой грамотности.
Подводим итог
Это – две разных формы одного глагола. «Делайте» употребляется, когда есть побуждение к действию. Если же есть обычная констатация действия, стоит выбрать форму изъявительного наклонения «делаете». Путать два этих написания – серьёзная ошибка.
Источник
Можешь – как правильно пишется слово, с «е» или «и», с мягким знаком или без него – разбираемся во всех тонкостях
Пишем только так: «можешь». С «е» и с мягким знаком на конце.
Глагол «можешь» мы всегда пишем с «ь» и с буквой «е» после «ж». Мягкий знак необходим, потому что глагол употреблен в форме второго лица единственного числа, а «е» пишется, потому что глагол первого спряжения.
Давайте разбираться в правописании этого слова более детально. И учиться объяснять его написание в школе.
Почему «можешь» пишется с «ь»
Итак, причина в том, что глагол во втором лице единственном числе.
Как понять, что лицо второе? Вот смотрите, первое лицо – это Я. Второе – тот, с кем я говорю, то есть Ты. Третье – постороннее лицо, которое в нашем разговоре вообще не участвует – Он.
К слову «можешь» легко подставляется местоимение «ты». «Ты можешь». Вывод – глагол во втором лице.
Ну а то, что число единственное, и так понятно. Во множественном была бы форма «могут».
Как объяснять мягкий знак на уроке
Когда вы делаете домашнее задание или работаете у доски, надо сделать со словом «можешь» следующие махинации.
Во-первых, надо подчеркнуть мягкий знак одной чертой. Одна черта показывает, что написание этой буквы вызывает у вас сомнения, вы колеблетесь.
Во-вторых, надо выделить ту морфему, то есть часть слова, где находится сомнительная буква. В нашем случае это окончание «-ешь». Если учитель спросит, почему окончание именно такое, просто измените слово: можешь – могут. Буквы «г» и «ж» чередуются, на них внимание не обращаем. А все, что после «г» и «ж», меняется. Следовательно, это окончание.
В-третьих, надо дать объяснение. Напишите рядом со словом в скобках следующее: «(2 л. е. ч.)» – второе лицо, единственное число. Этого достаточно.
Почему в слове «можешь» пишется «е»
Разбираемся теперь со второй орфограммой. Мы пишем «е», потому что глагол «можешь» относится ко второму спряжению. Учительница может вас попросить доказать, что спряжение второе, и вот тут надо не спасовать.
Объяснение будет таким:
Как объяснять букву «е» на уроке
Вслух на уроке вы должны проговорить то, что я написал выше. А в тетради и у доски оформить объяснение следующим образом:
Что еще почитать и посмотреть
В каждой своей статье по орфографии я рекомендую к просмотру свой ролик про орфограмму. В нем я объясняю и показываю, как правильно работать с орфограммами на уроке. Посмотрите, ролик небольшой.
Еще рекомендую вам к прочтению несколько моих статей по русскому:
Заключение
Мы разобрали правописание слова «можешь». Все ли вам понятно? Сможете ли вы теперь грамотно объяснить на уроке обе орфограммы, которые в нем встречаются?
Если остались какие-то вопросы – пишите их в комментариях. Я стараюсь отвечать в течение суток.
Источник