На первый взгляд кажется, что между служебной, докладной и объяснительной записками нет существенной разницы, т.к. эти документы схожи по своему назначению – все они носят информационный характер. Тем не менее это разные документы, которые отличаются содержанием, адресностью, целями составления. Кроме того, в них не содержатся поручения, а сообщаются сведения, побуждающие адресата к принятию окончательного решения по рассматриваемому вопросу.
В чем заключаются особенности служебной, докладной, объяснительной записки? Как правильно оформить каждый документ на бумажном носителе? На эти и другие вопросы постараемся ответить с практической точки зрения.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
Докладная записка (код 0286041 по ОКУД*) – это информационно-справочный документ, адресованный руководителю, начальнику отдела, иным уполномоченным лицам. В ней обстоятельно излагается какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя и преследуется цель побудить руководство к принятию определенного решения.
Определения «докладная записка» как самостоятельного понятия в законодательстве нет.
Докладная записка составляется как по письменному или устному указанию руководителя, так и по инициативе самих работников (например, в случаях, когда для урегулирования какого-либо производственного либо хозяйственного вопроса возникает необходимость изложить информацию в письменной форме вышестоящему руководству). С помощью такого документа можно внести предложение об улучшении технической стороны производственных процессов, выразить несогласие с решением, принятым вышестоящим руководителем, а также изложить свою точку зрения при возникновении разногласий с коллегами. Поэтому при подготовке докладной записки автору прежде всего важно доступно сформулировать свою позицию, а затем привести убедительные доводы в ее пользу.
Виды докладных записок
По содержанию докладные записки подразделяются:
- на инициативные;
- информационные;
- отчетные.
Инициативная докладная записка составляется с целью побудить адресата принять определенное решение, поэтому в тексте записки излагаются факты, содержатся конкретные предложения, рекомендации или выводы.
Информационная докладная записка составляется регулярно и содержит информацию о деталях, результатах или методах выполнения работы.
Отчетная докладная записка информирует о завершении работы, ее этапа, выполнении указаний, распоряжений и т.п.
В зависимости от адресата докладные записки подразделяются:
- на внешние;
- внутренние.
Внешняя докладная записка адресуется руководителю конкретного учреждения, оформляется на общем бланке организации, подписывается руководителем и обычно содержит следующие реквизиты:
- наименование организации;
- наименование вида документа (ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА);
- дату;
- индекс;
- место составления;
- адресата;
- заголовок к тексту;
- текст;
- подпись руководителя;
- фамилию исполнителя, номер его телефона.
Внешняя докладная записка представляется руководителю вышестоящей организации (Пример 1).
Пример 1
Внешняя докладная записка
Общество с ограниченной ответственностью «Север» (ООО «Север») ул. Советская, д. 123, 116900, Москва Тел./факс (095) 112-56-90 E-mail: sever@sev.ru ОКПО 12377792, ОГРН 1046300213191 ИНН/КПП 6321732124/632101001 |
Генеральному директору ООО «Ромашка» А.В. Гришину |
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
10.02.2014 № 12/05-14
О привлечении дополнительных
трудовых ресурсов
Уважаемый Андрей Васильевич!
В силу недостатка в кандидатах на стадии формирования административного аппарата для филиала в г. Москве необходимо привлечь трудовые ресурсы из дополнительных источников в срок до 14.04.2014. Собеседования с новыми кандидатами провести до 21.04.2014.
Оплата расходов по дополнительным услугам будет произведена в соответствии с п. 4.5 Договора услуг № 04/56 от 14.02.2014.
Начальник отдела кадров Семенов В.О. Семенов
В дело № 03-13
Одинцова 10.02.2014
Внутренняя докладная записка направляется за пределы учреждения, например в вышестоящую организацию, оформляется на стандартном листе бумаги формата А4, но с указанием всех необходимых реквизитов, расположенных в соответствии с ГОСТ 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к составлению документов» (Пример 2).
К обязательным реквизитам внутренней докладной записки относятся:
- наименование структурного подразделения;
- наименование вида документа (ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА);
- дата;
- регистрационный (исходящий номер);
- заголовок к тексту;
- текст;
- отметка о наличии приложения (если есть);
- адресат;
- подпись составителя (с указанием должности, инициалов, фамилии).
Пример 2
Внутренняя докладная записка
Отдел продаж |
Директору ООО «Ромашка» И.И. Сидорову |
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
07.04.2014 № 6
О прогуле, совершенном менеджером
отдела продаж
Довожу до Вашего сведения, что сегодня, 07.04.2014, менеджер по продажам Петрова Валентина Ивановна отсутствовала на рабочем месте в течение всего рабочего дня с 10 часов 00 минут до 18 часов 30 минут.
Никаких сведений или документов, подтверждающих уважительность причины отсутствия Петровой В.И., предоставлено не было.
В связи с допущенным нарушением предлагаю уволить Петрову В.И. за прогул.
Начальник отдела продаж Игнатьев О.А. Игнатьев
В дело № 02-10
Сидорова 07.04.2014
Наш совет
Чтобы сотрудники не допускали ошибок при составлении докладной записки, рекомендуем разработать и утвердить шаблон, который они смогут использовать в дальнейшей работе.
Оформление реквизитов докладной записки
При оформлении докладной записки используют как угловое (Пример 3), так и продольное расположение реквизитов заголовочной части (Пример 4).
Пример 3
Угловое расположение реквизитов в докладной записке
Наименование
структурного подразделения Адресат
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
______________ № ________
Заголовок
Пример 4
Продольное расположение реквизитов в докладной записке
Наименование структурного подразделения
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
_____________ № _________
Адресат
Заголовок
Наименование вида документа пишется прописными буквами (ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА) и может располагаться по центру или от границы левого поля.
Дата и номер докладной записки пишутся на одной строке. Дата оформляется арабскими цифрами (21.04.2014) или буквенно-числовым способом (21 апреля 2014 г.).
Обратите внимание
Датой внешней докладной записки является дата ее визирования и отправки адресату, датой внутренней докладной записки – дата составления и подписания.
Регистрационный номер на внутренней докладной записке проставляется либо по месту составления, либо по месту получения – в зависимости от системы регистрации документов, которая действует в организации.
В случае если докладную записку должны рассмотреть заинтересованные лица, на ней проставляют визы согласования, а после принятия решения – резолюция руководителя.
Вынесение резолюции является конечным этапом рассмотрения докладной записки.
Обратите внимание
Резолюция руководителя, рассмотревшего внутреннюю докладную записку, будет основанием для принятия каких-либо мер, издания документов, проведения мероприятий.
Заголовок к тексту кратко раскрывает содержание документа. Он формулируется по общим правилам составления заголовков к документам: с помощью предлога о/об и отглагольного существительного в предложном падеже, например О прогуле Лазаренко О.О.
Текст докладной записки состоит из двух или трех смысловых частей:
- в первой – констатирующей части – излагаются причины, факты или события, послужившие поводом для ее написания;
- во второй – анализирующей части – содержится анализ сложившейся ситуации и приводятся возможные варианты решения;
- в третьей – резюмирующей части – содержатся выводы и предложения о конкретных действиях, которые, по мнению составителя, необходимо предпринять.
Вторая часть в докладной записке может отсутствовать. В этом случае текст докладной записки содержит обоснование, выводы и предложения составителя.
Если у докладной записки есть приложение, отметка о приложении делается до оформления подписи.
Отметку о наличии приложения, названного в тексте записки, оформляют следующим образом:
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Если записка имеет приложение, не названное в тексте, то указывают его наименование, количество листов и экземпляров.
Приложение: Положение об Управлении регионального кредитования на 5 л. в 1 экз.
Внутреннюю докладную записку подписывают составитель (если она представляется руководителю подразделения) и руководитель подразделения (если она представляется руководителю организации); внешнюю докладную записку подписывает руководитель организации.
Обратите внимание
Если докладная записка оформлена на двух и более страницах, то вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Порядковые номера проставляются в правой части верхнего поля страницы арабскими цифрами.
СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
Служебная записка является разновидностью докладной. Это письменное информационное сообщение, широко применяемое в практике работы современных управленческих структур самых разных уровней и организационно-правовых форм. Служебные записки обеспечивают прямую связь между объектами управления на горизонтальном уровне.
Кстати
Служебная записка – документ, не имеющий официального статуса. В ОКУД он не предусмотрен.
Служебные записки готовят в самых разнообразных ситуациях. Стандартные цели этого документа включают:
- запрос информации;
- выдачу инструкций;
- сопровождение другого сообщения (сопроводительная записка);
- объявления (извещения).
Текст служебной записки содержит сведения о причинах ее составления в виде предложения, просьбы, заявки. Это может быть информация о перемещениях персонала, встречах, изменениях в корпоративной культуре компании и т.п. Служебные записки оформляются на стандартном листе бумаги формата А4.
Служебную записку подписывает специалист или руководитель подразделения. Датой служебной записки является дата ее составления и подписания.
Законодательством не предусмотрены жесткие требования к составлению и оформлению служебных записок, поэтому порядок их оформления с учетом специфики организации следует закрепить в локальном нормативном акте, например в инструкции по делопроизводству. Формат служебной записки должен служить целям упрощения и ускорения процессов внутренней коммуникации.
Образец оформления служебной записки представлен в Примере 5.
Пример 5
Служебная записка
Отдел АХО СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА 16.04.2014 № 4 |
Начальнику отдела кадров И.И. Сидорову |
В субботу, 19.04.2014, с 9:00 до 16:00 в отделе кадров ООО «Север» будут проводиться монтажные работы по установке сигнализации.
Прошу Вас разрешить доступ для выполнения работ следующим сотрудникам компании «Энергосеть»:
1. Симакину И.П.
2. Иванову П.Н.
Начальник АХО Свиридов Н.Н. Свиридов
В дело № 02-14
Ильина 16.04.2014
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объяснительная записка – это внутренний документ, объясняющий причины какого-либо действия, факта, случая, происшествия, составляемый работником организации и представляемый вышестоящему должностному лицу.
Согласно части первой ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Работник сообщает причины и обстоятельства совершения дисциплинарного проступка именно в объяснительной записке. На основе объяснительной записки руководитель принимает решение о применении к сотруднику дисциплинарного взыскания. Кроме того, этот документ является одним из оснований для оценки работодателем тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен.
В ОКУД ОК 011-93 этот документ упоминается только один раз – объяснительная записка о нарушении трудовой дисциплины (код 0286091), которая относится к классу 0286000 «Документация по оформлению дисциплинарных взысканий».
Виды объяснительных записок и их особенности
По содержанию объяснительные записки подразделяются:
- на составляемые для пояснения отдельных положений выполненной работы (проекта, отчета, разработки);
- составляемые при возникновении штатных ситуаций, нарушениях дисциплины, проступках и т.д.
Объяснительная записка пишется работником от руки в единственном экземпляре на стандартном листе бумаги формата А4 и адресуется потребовавшему ее лицу. Она также может быть набрана на компьютере с использованием трафаретной формы, принятой в организации. Форма объяснительной записки, а также способ исполнения (рукописный или на компьютере) законодательно не закреплены.
Объяснительная записка может составляться структурным подразделением или конкретным должностным лицом.
Записка как доказательство
Работодатель, требуя от работника объяснительную записку, написанную от руки, тем самым защищает себя от неправомерных действий со стороны работника при трудовом споре. Он исключает подмену исходного документа.
Если в компании применяются шаблонные формы, то в конце текста можно сделать пометку: Объяснение составлено лично с использованием персонального компьютера. Дата. Подпись.
Оформление отдельных реквизитов докладной записки
В целях унификации информационно-справочных документов объяснительную записку следует составлять и оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ 6.30-2003.
Датой объяснительной записки является дата ее составления.
Текст объяснительной записки должен содержать:
• описание фактов, послуживших поводом к ее написанию;
• аргументы, которые объясняют сложившуюся ситуацию.
Текст записки должен быть убедительным и содержать неопровержимые доказательства.
При оформлении подписи указывается должность, личная подпись, инициалы и фамилия.
В качестве приложений могут приводиться документы, оправдывающие действия составителя документа и подтверждающие те или иные обстоятельства.
По структуре текста объяснительная записка отличается от докладной тем, что не содержит выводов и предложений (Пример 6).
Обратите внимание
Если в компании разработаны и утверждены типовые формы объяснительных записок, применяемых в различных ситуациях, это не означает, что работники должны оформлять записки по утвержденным формам. Документ, составленный не по форме, также может быть действительным.
Пример 6
Объяснительная записка
Считать причины неуважительными.
Применить дисциплинарное взыскание
в виде выговора Александровой И.И.
Отделу кадров издать приказ.
Смолкин 17.04.2014
Директору ООО «СВ»
А.В. Смолкину
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
14.04.2014 № 14
Об отсутствии на рабочем месте
Я, Александрова Ирина Игоревна, бухгалтер, отсутствовала на рабочем месте 14.04.2013 с 9 часов 00 минут до 15 часов 30 минут по личным обстоятельствам.
Оправдательных документов не имею.
Бухгалтер Александрова И.И. Александрова
РЕГИСТРАЦИЯ ДОКЛАДНЫХ, СЛУЖЕБНЫХ, ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ЗАПИСОК
Одной из функций делопроизводственной службы организации является обеспечение оперативного поиска нужной информации, связанной с продвижением переданных документов к исполнителю. Для более удобного поиска этих данных используются различные регистрационные формы.
Докладные, служебные, объяснительные записки по своему функциональному назначению являются носителями определенной информации. Поскольку изложенный в записке вопрос требует письменного оформления решения в виде резолюции руководителя организации или иного полномочного должностного лица, документы необходимо регистрировать.
Напомним, что существуют три формы регистрации документов: журнальная, карточная и автоматизированная. Организация вправе выбрать наиболее эффективную и подходящую ей форму регистрации.
▪ Журнальная форма регистрации – самая распространенная, но не всегда удобная, т.к. регистрация всех документов в ней идет в хронологическом порядке, а при поиске определенного документа специалисту приходится просматривать все листы журнала. Поиск информации усложнен еще и тем, что инициативный документ может быть зарегистрирован, например, в одном журнале, а ответ на него – в другом. Обязательных регистрационных форм (журналов) законодательством не предусмотрено. Рекомендованная форма журнала регистрации приведена в Примере 7.
Пример 7
Фрагмент журнала регистрации докладных и объяснительных записок
Дата документа |
Регистрационный номер |
Вид документа, краткое содержание |
Кем подписан документ |
Исполнитель |
Куда передан |
Расписка в получении (подпись, дата) |
Отметка о направлении документа в дело |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
07.04.2014 |
03-10/14 |
Об отзыве из отпуска кассира Швец О.Р. |
Начальник отдела кадров |
Инспектор отдела кадров |
Отдел кадров |
Смирнова В.А. |
В дело № 03-14 Смирнова 07.04.2014 |
▪ Карточная форма регистрации по сравнению с журнальной является более удобной и адаптированной. Создаваемые регистрационно-контрольные карточки документов при поиске в классификаторе дают возможность оптимизировать процесс поиска документа и сократить время процесса регистрации. Очевидное преимущество карточной регистрации заключается в том, что регистрацией одновременно могут заниматься несколько работников;
▪ Автоматизированная (электронная) форма регистрации предполагает использование специального программного обеспечения. Сведения о документе вводятся вэлектронную регистрационно-контрольную карточку, сохраняемую в базе данных. Одновременно с регистрацией может происходить печать регистрационно-контрольной карточки.
Обычно докладные и объяснительные записки имеют сложный регистрационный индекс, который формулируется так же, как индекс исходящего документа. Регистрационный номер состоит из индекса дела по номенклатуре дел (включая индекс структурного подразделения и номер дела по номенклатуре дел этого подразделения) и порядкового номера документа в пределах календарного года.
Обратите внимание
Вопросы регистрации и учета документов в организации должны быть отражены в инструкции по делопроизводству. В инструкции следует зафиксировать:
1) перечень нерегистрируемых документов.
2) перечень регистрируемых групп документов, при этом для каждой группы обязательно указывается:
• место регистрации;
• время и порядок регистрации;
• правило образования регистрационного номера;
• форма, в которой производится регистрация;
• перечень реквизитов, которые заносятся в форму, правила их заполнения;
• правила учета движения документов после регистрации;
• принцип регистрации (однократная или повторная регистрации при передаче документа в другое подразделение);
3) порядок действий при повторном поступлении документа в организацию (для входящих документов).
Сроки хранения докладных, служебных, объяснительных записок
Сроки хранения установлены в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558. В соответствии с указанным Перечнем сроки хранения докладных записок могут составлять 1 год, 3 года, 5 лет, 75 лет, постоянно. Объяснительные записки следует хранить постоянно.
Наш совет
При оформлении записок необходимо придерживаться единого стиля, а основной текст документов должен отвечать правилам деловой этики и установленным требованиям к оформлению документов. Неприятное впечатление оставляют неаккуратно составленные и оформленные документы с грамматическими ошибками. Не спешите отправить документ адресату, а внимательно вычитайте его, исправляя, при наличии, грамматические ошибки или описки.
* ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации, утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 (в ред. от 26.09.2013).
И.И. Наделяева, главный специалист по кадровому учету и аудиту ООО «Юридическое агентство «ПРОФЕССИОНАЛ»»
Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 4, 2014.
Внутренняя информация распространяется с помощью специальных информационно-справочных документов, одним из видов которых является докладная записка. С ней обращаются к людям, занимающим вышестоящие должности, с тем, чтобы поставить в известность о тех или иных фактах для побуждения к принятию определенного решения.
Примеры докладных записок:
Докладная записка как внутренний документ имеет определенные принципы составления, зависящие от ее цели. Раскроем, как именно следует составлять докладные в тех или иных рабочих ситуациях.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк докладной записки .docСкачать образец заполненный образец докладной записки (о премировании) .doc
Законодательные основы
Законодательство не выделяет те или иные типы служебной информации, поэтому с термином «докладная записка» вы не столкнетесь в текстах таких нормативных актов, как Трудовой кодекс. Это определенный «внутренний код», используемый для удобства трансляции информации между различными членами одной организации, наравне со служебными и объяснительными записками.
Номер докладной записки по ОКУД – 0286041
Специфика докладной
Этот вид служебной информации, в отличие от других типов записок, адресуется исключительно вышестоящим должностям, уполномоченным лицам, начальству – то есть людям, принимающим реальные решения. Информация, содержащаяся в такой записке, как раз и призвана вызвать к жизни какое-либо действие, какое именно – зависит от цели докладной и содержащихся в ней сведений и предложений.
Отличие от служебной записки
Докладная предназначена для передачи сведений «по вертикали», а служебная записка передает информацию между равными по статусу работниками. В отличие от докладной, служебная записка не предусмотрена ОКУД. Пишется работником по собственной воле.
Отличие от объяснительной записки
Объяснительная записка также направляется «по вертикали», но кардинально отличается целью, заявленной в самом названии документа: объяснить ту или иную сложившуюся ситуацию, чтобы решить вопрос о виновности или невиновности сотрудника. То есть, как и в докладной, представитель вышестоящей должности побуждается к принятию решения, но это решение касается только дисциплинарных нарушений. В ОКУД имеет свой код, как и докладная. Пишется по требованию начальства.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Докладная записка, в зависимости от обстоятельств, может быть написана по собственной инициативе либо по указанию уполномоченных лиц. Этот документ несет юридическую силу.
Функции докладных записок
Главное назначение докладных – проинформировать руководство и побудить к дальнейшим действиям. Конкретные функции, которые может выполнять докладная записка, могут быть различными:
- урегулирование возникшей проблемы производственного или административно-хозяйственного характера;
- рационализаторские предложения по улучшению производственной деятельности;
- донесение до руководства мнения по поводу принятого решения (чаще всего таким образом выражается несогласие);
- объяснение своей позиции при возникновении конфликтной ситуации с коллегами или непосредственным начальством;
- регулярные отчеты о ходе выполнения работ;
- жалобы в случае отказа сотрудников выполнять распоряжения непосредственного начальства;
- разбирательство по поводу неправомерного делегирование обязанностей;
- доведение до сведения руководства информации о нарушении трудовой дисциплины и распорядка;
- информация о происшествиях, в результате которых произошли или могли произойти материальные утраты или физический вред;
- положительные моменты, на которые нужна реакция руководства.
Классификация докладных записок
Если рассматривать этот вид служебной документации с разных позиций, можно выделить несколько наиболее часто употребляемых разновидностей докладных.
- Содержание. В зависимости от того, какие именно сведения содержит докладная, можно выделить:
- информирующая – доносящая до начальства необходимые для принятия решения сведения, например, о ходе работ, о возникших нюансах, способах действий; как правило, подается регулярно вплоть до завершения проекта;
- отчетная – докладывает о завершении какого-либо этапа работ для получения дальнейших указаний и, при необходимости, нормализации ситуации;
- инициативная – автор вносит свои предложения на основании сообщенных им сведений.
- Адресат. От того, кому именно направляется докладная, зависит ее вид:
- внешняя – направляется руководству другого учреждения;
- внутренняя – адресована вышестоящим лицам внутри организации.
- Факты. Информация, доносящаяся до сведения руководства, требующая принятия незамедлительных мер, чаще носит негативный характер. Но случается, что нужно известить начальство и об особенных успехах сотрудника. Тип докладной зависит от изложенной в ней ситуации:
- нарушении трудового распорядка и дисциплины;
- невыполнении или недостаточном выполнении должностных обязанностей;
- допущении оскорбления чести и достоинства, недопустимого поведения, провоцировании конфликтов;
- выдающиеся достижения, достойные награды и пр.
К СВЕДЕНИЮ! Для внутренней и внешней докладных характерна существенная разница в оформлении: для последних обязателен бланк организации.
Автор докладной
Теоретически, правом составить докладную записку обладает любой сотрудник организации. Практически, при ее подаче соблюдается принцип субординации. Начальник структурного подразделения пишет докладную на имя генерального директора. Нижестоящие сотрудники должны разрешать возникающие ситуации сначала со своим непосредственным руководством. А уже оно, если сочтет нужным, доведет информацию до сведения дирекции. Допустимо обращение напрямую, но тогда докладную должен завизировать непосредственный руководитель.
Исключение составляет случай, когда докладная записка составляется в связи с жалобой на самого начальника структурного подразделения. В таких случаях любой сотрудник может прямо обратиться к высшему руководству.
Как грамотно составить докладную
Вне зависимости от того, к какому виду принадлежит докладная, в структуре есть определенные моменты, обязательные к соблюдению. Как правило, в докладной можно выделить три самостоятельные части.
- Факты, события, причины, побудившие написать докладную. Эта часть должна дать читающему ответ на вопрос «Что произошло?».
- Соображения автора по поводу сложившейся ситуации, его предложения, варианты возможных решений.
- Выводы и рекомендации автора записки.
Рекомендации к оформлению
Как и любой деловой документ, докладная записка в своей основе должна подчиняться требованиям , изложенным в ГОСТе 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
ВАЖНО! Если данный документ будет составлен неверно, он может быть признан юридически недостоверным и, таким образом, потеряет силу доказательства при разрешении спорных моментов.
Оформляем внутреннюю докладную
Внутренняя докладная записка может быть написана или напечатана на обычном листе формата А4. Специального бланка для нее не требуется. Реквизиты, которые приняты для этого вида внутренней документации:
- название подразделения, адресующего записку – размещается в верхнем левом углу;
- получатель записки – его ФИО (достаточно инициалов) и должность надо указать в верхнем правом углу;
- название документа заглавными буквами посередине листа – ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА (допускается расположение по левому краю поля листа);
- ниже размещается дата в формате дд.мм.гггг арабскими цифрами – это день подписания документа;
- короткая суть докладной;
- содержание тремя обособленными блоками;
- на последней строке ставится подпись автора с расшифровкой и названием должности.
Особенности оформления внешней докладной
Внешняя докладная записка – исходящий документ. Ее нужно составлять на фирменном бланке организации. Помимо перечисленных выше сведений, внешняя докладная должна содержать такую информацию:
- сведения об организации-отправителе;
- присвоенный документу номер;
- город, в котором составлена докладная;
- подзаголовок (пишется ниже названия документа и начинается со слов «Касательно…» или «О…»).
Остальные элементы – название документа, данные адресата, текст докладной, подпись автора – оформляются так же, как и во внутренней докладной.
Реакция адресата
Получив докладную записку, приняв во внимание изложенные в ней факты, руководитель принимает определенное решение. Свою волю он выражает в форме резолюции, которую размещает на листе с текстом докладной записки. Данная резолюция является основанием для выполнения принятого решения.
Конкретные образцы докладных записок
Практика закрепила несколько типов докладных, наиболее часто встречающихся в обиходе организаций. Рассмотрим их особенности и приведем примеры составления.
Докладная записка о нарушении трудовой дисциплины (прогуле)
Такой документ является официальным подтверждением дисциплинарного проступка сотрудника. Для того, чтобы стало возможным наложение на него дисциплинарного взыскания, руководство нужно уведомить о нарушении. Для этого и используется данный тип докладной. В нем содержатся сведения о проступке и просьба о принятии соответствующих мер.
Пример докладной о нарушении трудовой дисциплины
Скачать пример докладной о нарушении трудовой дисциплины .doc
Отдел кадров
Генеральному директору
ООО «Омега»
Н.В. Грощенко
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА № 1
06.11.2016 г.
О нарушении трудовой дисциплины (прогуле)
Настоящим довожу до сведения руководства, что позавчера, 04.11.2016 г., сотрудницей отдела кадров Валерьевой Татьяной Олеговной допущено грубое нарушение трудовой дисциплины. После обеденного перерыва, завершившегося в 14:00, она не возвратилась на свое рабочее место и отсутствовала до конца рабочего дня (с 14:00 до 18:00). Оправдательных документов и удовлетворительных объяснений своего отсутствия Т.О. Валерьева в течение последующих двух дней не предоставила.
В связи с допущенным грубым нарушением трудовой дисциплины, предлагаю объявить Т.О. Валерьевой выговор с занесением в личную карточку.
Начальник отдела кадров (подпись) Р.В. Сухаревский
Докладная записка о невыполнении работником своих должностных обязанностей
Этот документ призван донести до руководства информацию о том, что работником ненадлежащим образом выполнены либо не выполнены совсем его профессиональные обязанности. В финале документа содержится просьба о дисциплинарном воздействии. Без такой докладной какие-либо санкции в отношении сотрудника могут быть признаны необоснованными.
Пример докладной записки о невыполнении должностных обязанностей
Скачать пример докладной о невыполнении должностных обязанностей .doc
Отдел метрологии
Генеральному директору
ООО «Росмашинстрой»
Радковскому К.Л.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА № 2
15.10.2016 г.
О невыполнении должностных обязанностей
Настоящим документом довожу до вашего сведения, что инженер отдела метрологии Антон Петрович Райсфейдер допустил нарушение графика поверок приборов учета электроэнергии (не проконтролировал выполнение утвержденного графика), что повлекло наложение на организацию штрафа государственным инспектором по контролю над приборами учета.
В связи с допущенным нарушением предлагаю объявить А.П. Райсфейдеру выговор с занесением в личную карточку и не начислять ему премию по результатам работы за следующий месяц.
Главный метролог (подпись) П.К. Желтковский
Докладная записка о некорректном поведении сотрудника
Данная разновидность докладной записки информирует начальство о недопустимом поведении оскорбительного характера на рабочем месте. Предлагаемые меры воздействия должны быть направлены не только на требование наказать виновника, но и не допускать подобных ситуаций в дальнейшем.
Пример докладной записки о недопустимом поведении сотрудника
Скачать пример докладной о недопустимом поведении сотрудника .doc
Административно-хозяйственный отдел
Генеральному директору
ООО «Просперити»
Гиацинтовой А.В.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА № 3
25.08.2016 г.
О некорректном поведении сотрудника
Довожу до вашего сведения, что 24.08.2016 г. бригадиром озеленителей территории Зайковским В.И. было допущено некорректное поведение в адрес заместителя начальника административно-хозяйственного отдела Антонины Павловны Финогеновой. Зайковский В.И. допустил нетактичное замечание касательно внешнего вида А.П. Финогеновой, добавив оскорбление нецензурными выражениями. Следует отметить, что это не первое грубое высказывание Зайковского В.И. в адрес сотрудников отдела, что нарушает рабочую обстановку и провоцирует конфликтные ситуации.
Прошу привлечь Зайковского В.И. к дисциплинарной ответственности за некорректное поведение на рабочем месте.
Начальник административно-хозяйственного отдела (подпись) Неклюев М.Л.
Внутри одного предприятия информация между структурными подразделениями передаётся при помощи информационных и справочных документов. Среди них стоит выделить докладную записку. Через неё обращаются к вышестоящему руководству с различными сообщениями или с просьбами принять решение по важным вопросам. Докладная записка хоть и внутренний документ, но имеет свои правила составления в зависимости от рабочих ситуаций и целей.
На выбор три образца бланков здесь
Отображение в законе
В законодательных актах вы не найдёте термин «докладная записка». Виды служебной информации не содержит в себе даже Трудовой кодекс. Однако докладная записка имеет номер в классификаторе ОКУД – 0286041. Этот вид обмена информацией между работниками одной организации стоит на одном уровне со служебными и объяснительными записками.
Особенности докладных записок
Докладная направляется только в адрес вышестоящего руководства. Это и отличает её от других видов записок внутри одной фирмы. То есть в адрес тех, кто наделён полномочиями принимать важные решения для правильного функционирования деятельности компании. В документе должны присутствовать сведения, которые в зависимости от цели и предложений повлекут за собой определённые действия.
Разница между докладной запиской и служебной
Докладная записка направляется в адрес генерального директора, то есть по своеобразной вертикали. А служебная записка – это обмен информацией между работниками равного статуса. ОКУД не включает в себя сведений о служебных записках, поэтому она составляется работниками по личной инициативе.
Разница между докладной запиской и объяснительной
Объяснительная тоже направляется в адрес вышестоящего руководства, но главным отличием здесь является цель. То есть дать разъяснения сложившейся ситуации, чтобы сделать вывод о наличии (отсутствии) противоправных действий со стороны работника. Как и в случае с докладной, генеральный директор будет принимать решение, но это относится лишь к рассмотрению дисциплинарных нарушений. Объяснительная записка отражена в ОКУД и пишется по просьбе начальства.
ВАЖНО! Инициатива к написанию докладной записки может исходить как от работника, так и по требованию уполномоченных лиц в зависимости от ситуации. Этот документ имеет юридическую силу.
Функции докладной записки
Главная цель – передать директору главную информацию, за которой последуют определённые действия. Функции документа могут быть разными:
- Урегулировать спорные или конфликтные ситуации между сотрудниками одного статуса или между начальством и подчинёнными.
- Решить проблемы как на производстве, так и в административном управлении.
- Рационализаторские предложения, способные существенно улучшить работу производства.
- Чтобы разрешить долговременные конфликтные ситуации, то есть сообщить о своей позиции.
- Выразить несогласие с принятым ранее решением руководства.
- Направить жалобу об отказе работников следовать указаниям своего непосредственного начальника.
- Направить отчёт о проделанной работе.
- Решить вопрос о неправомерной передаче обязанностей.
- Довести до руководства случаи нарушения рабочего порядка.
- Сообщить о ситуациях, которые повлекли за собой материальный вред или травмы на производстве.
- Сообщить об отличительных результатах работы, которые требуют реакции вышестоящего начальства (премии, поощрения, награды).
Классификация докладных записок
При анализе документации любой из организаций, можно обнаружить несколько наиболее часто составляемых докладных.
По содержанию:
- информируемая, то есть оповестить руководство о текущем состоянии дел и необходимости принятия решения: выполнение работ (или части), сложные нюансы, варианты разрешения проблемных ситуаций;
- отчётная – сообщение об окончании всей работы или её части, а также о просьбе изложить дальнейшие распоряжения или разрешения спорных моментов;
- инициативная – составитель докладной излагает свой взгляд на скорое и успешное проведение работ или решения проблемных ситуаций.
По адресату:
- внешняя – документ отправляется от имени руководства одной организации в другую;
- внутренняя – вышестоящему руководству внутри одной организации.
СПРАВКА! В зависимости от предполагаемого адресата меняется и вид докладной записки. Внешняя записка составляется на фирменном бланке организации.
По фактам:
- о нарушении трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;
- о недобросовестном выполнении своих должностных обязанностей;
- о некорректном поведении, провокации конфликта, оскорблений;
- об отличных результатах работы, достойных внимания (поощрения, премия или награда).
Как правильно составить докладную
Инициировать написание записки может любой сотрудник предприятия. Но не стоит забывать о правилах субординации. На имя генерального директора документ составляет руководитель структурного подразделения. Нижестоящие сотрудники должны сначала обсудить возникающие вопросы со своим непосредственным начальником. А уже последний, если посчитает необходимым, сообщит об этом в главную дирекцию.
Сотрудникам разрешается напрямую направить документ генеральному директору, но с подписью непосредственного начальника. Исключение – жалоба на начальника подразделения. В этом случае его подпись не требуется.
Структура записки
Структура докладной записки имеет некоторые моменты, которые обязательны к соблюдению:
- События, причины, факты, из-за которых пришлось составить докладную. То есть получателю сразу должно быть понятно, что произошло.
- Варианты решения проблем и пути выхода из сложившейся ситуации, предлагаемые автором.
- Выводы и рекомендации автора.
Оформление
Требования к составлению докладной записки отражены в ГОСТ 6.30-2003. Документы, составленные с ошибками, могут потерять юридическую силу. Соответственно, при возникновении спорных ситуаций, не смогут выступить в качестве доказательственной базы.
Оформление внутренней докладной
Внутренняя докладная пишется как на компьютере, так и собственноручно на листе формата А4. Специальный бланк для неё не предусмотрен. В ней должно быть отражено:
- Наименование подразделения, от которого направляется записка. Эти сведения размещают в верхнем левом углу.
- Получатель записки (фамилия и инициалы), его должность и наименование подразделения. Указываются в правом верхнем углу.
- Название документа должно быть размещено посередине листа (допускается выравнивание по левому краю) и написано заглавными буквами, то есть ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА.
- Ниже указывается дата подписания докладной в формате день, месяц, год арабскими цифрами.
- Далее коротко излагается суть записки.
- Содержание составляется тремя обособленными блоками.
- В конце указывается должность автора, ставится его подпись с расшифровкой.
Оформление внешней докладной
Внешняя докладная записка – это, по сути, исходящий документ, который составляется на фирменном бланке организации. Вышеуказанные сведения в правилах внутренней докладной, распространяются и на внешнюю, но с добавлением нескольких моментов:
- Обязательное присутствие сведений об организации-отправителе.
- Данные об организации-получателе должны включать в себя наименование организации, индекс и полный адрес.
- Обязательно указание города, где был составлен документ.
- Подзаголовок, размещаемый ниже названия документа. Например, ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА, а ниже – «Касательно…» или «О…». То есть читающий сразу поймёт, о чём дальше будет идти речь.
- Документу присваивается исходящий номер в канцелярии предприятия.
- Обязательное отражение информации о составителе (исполнителе) письма с указанием контактного номера телефона.
Реакция адресата
Адресат внимательно изучают всю информацию, содержащуюся в докладной записке, и принимает решение. Дальнейшие указания он пишет на том же листе докладной. Это решение называется резолюцией, которая обязывает выполнять требования руководства.
Виды докладных записок. Скачать готовые бланки
На практике существует несколько видов докладных, которые чаще всего встречаются в деятельности организаций. Например, сообщение о нарушении трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, о неисполнении работников своих прямых обязанностей и о недобросовестном поведении.
Докладная записка о нарушении рабочих правил
Наиболее часто встречающий вид докладной записки. Только через неё фиксируется факт дисциплинарного нарушения. Этот документ является официальным его подтверждением, и поможет применить соответствующие дисциплинарные взыскания по отношению к виновному. В ней отражаются данные о проступке и о мерах, которые нужно применить. Например, об опоздании или несоблюдения требований администрации.
Скачать бланк — образец докладной записки о нарушении рабочих правил
Докладная записка о неисполнении своих прямых трудовых обязанностей
Такая докладная сообщит вышестоящему руководству, что работник не выполняет (или плохо выполняет) свои прямые трудовые обязанности, отражённые в трудовом договоре и должностной инструкции. В конце документа отражается просьба о дисциплинарном воздействии. Без докладной любые санкции в отношении работника признаются недействительными.
Скачать бланк — образец докладной записки о неисполнении трудовых обязанностей
Докладная записка о некорректном поведении
Уведомить начальство о недопустимом или некорректном поведении сотрудника на своём рабочем месте тоже можно при помощи докладной. Требования к наказанию виновника составляются таким образом, чтобы в будущем подобные ситуации не повторялись.
Обратите внимание, что такую записку может написать и сотрудник на своего непосредственного начальника вышестоящему руководству, когда тот допускает некорректное поведение в отношении своих подчиненных.
Скачать бланк — образец докладной о некорректном поведении
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Докладная
записка —
документ, адресованный руководителю
предприятия
или
вышестоящего учреждения, информирующий
его о сложившейся ситуации, явлении или
факте (напри-
24
мер,
о каком-либо служебном деле, о результатах
обследования,
ходе
выполнения работы и т.д.), а также
содержащий
выводы
и
предложения составителя.
В
зависимости от содержания и назначения
докладные записки
делятся на информационные и отчетные.
Докладная
записка составляется как по инициативе
самого
работника,
так и по указанию руководителя данного
учреждения.
В
зависимости от адресата докладные
записки бывают внутренние
(направленные непосредственно руководителю
организации
или подразделения) и внешние (направленные
руководителю
вышестоящей организации).
Внешняя
докладная
записка адресуется в вышестоящие
инстанции
и, соответственно, оформляется
на
общем бланке учреждения
формата
А4
и подписывается руководством учреждения.
Внутренняя
докладная
записка подается руководителю структурного
подразделения или руководителю
учреждения и,
соответственно,
оформляется на простом листе бумаги
формата А4 с угловым расположением
постоянных реквизитов (допускается
рукописный способ). Внутреннюю докладную
записку подписывает
составитель.
Текст
докладной, как и
объяснительной,
записки делится на две
части. В первой, констатирующей,
части
излагаются причины,
факты или события, послужившие поводом
для ее написания.
Во второй части анализируется сложившаяся
ситуация; также
в ней могут содержаться выводы и
предложения о действиях,
которые
необходимо предпринять для решения
проблемы,
сложившейся в данной ситуации.
Основные
реквизиты (внутренней)
докладной
записки:
-
наименование
должности, инициалы и фамилия лица,
кому
адресована докладная записка; -
наименование
документа (Докладная
записка); -
заголовок
к тексту докладной записки (в некоторых
слу-
чаях);
текст докладной
записки;
25
-
наименование
должности,
инициалов и
фамилии
лица,
составителя
докладной записки и его подпись; -
дата
составления докладной
записки.
Основные
требования к письменному оформлению
внутренней
докладной записки: (см.
приложения:
образец
9):
-
В
правом верхнем углу листа с
отступом
в
треть
строки в
форме
дательного надежа (кому?) с прописной
буквы
указывается
должность
адресата
с
включением
наимено-
вания
организации,
его
инициалы
и фамилия. -
Наименование
документа — Докладная
записка —
пи-
шется
посередине новой строки с
прописной
буквы; точ-
ка после пего не ставится. -
Текст
докладной
записки может начинаться с
конкретно
го
изложения просьбы, предложения (например,
Изве-
щаю
Вас
о том., что необходимо…; Мною неоднократ-
но
ставился перед Вами вопрос о…; Согласно
Вашему
указанию
(распоряжению) и
т.д.). -
Наименование
должностного лица, подписавшего
документ,
располагается
справа. Личная подпись с указанием его
ини-
циалов и фамилии
в именительном
падеже — слева.
5. Дата
составления докладной
записки
указывается справа
под
наименованием
лица,
составившего документ.
Основные
требования к письменному оформлению
внешней докладной
записки: (см.
приложения: образец 10):
1. В
нравом верхнем углу
листа
с
отступом
в треть строки в
форме
дательного падежа
(кому?)
с
прописной
буквы указываются
должность адресата с включением
наименования
организации, его инициалы и
фамилия.
3.
Наименование документа — Докладная
записка —
пишется
посередине повой строки с прописной
буквы; точка
после него не ставится. Под ним с
прописной
буквы посередине
строки,
если
наименование документа указывалось
посередине, или в правом углу, если
наименование
документа
указывалось справа, пишется заголовок
к
26
тексту,
выраженный отглагольным
существительным в
предложном
падеже с предлогом О (например, О назна-
чении…;
О поощрении…)
.
-
Под
наименованием документа
с правой
стороны указы-
вается
дата составления /докладной записки,
с: левой —
номер докладной записки
(№ …). -
Первую
часть текста докладной
записки следует начи-
нать
с конкретного изложения сведений или
фактов, побу-
дивших
составить данный документ (например:
При
про
ведении
09.04.2006 инвентаризации товарных фондов
мА-
газина № 8 обнаружено…;
Отдел
машинописного бюро в
настоящее
время оснащен…). Если
сведения, приводи-
мые
в докладной
записке,
относятся к определенной дате,
то
она указывается в
заголовке. Не
следует начинать текст
докладной
записки словами Довожу
до вашего сведения. -
Вторая
часть докладной
записки обычно начинается со
словосочетания
Прошу
Вас с
прописной буквы,
после ко-
торого обычно употребляются
глаголы,
указывающие на
характер
просьбы или предложения (например,
Прошу
Вас
рассмотреть…, Прошу Вас назначить и
т.д.). -
Приложение,
если
оно есть, оформляют после текста
с
красной
строки. Если приложений два или более,
то они
нумеруются
(например, Приложение:
-
План-график на
2 л. в 2 экз. -
Таблица расчетов
на 1 л. в 2 экз.).
8. Под
текстом
докладной
записки слева указывается наи-
менование
должностного лица, подписавшего
документ,
справа
располагается личная подпись с указанием
его
инициалов
и
фамилии.
2.8.
Объяснительная записка
Объяснительная
записка —
документ, в котором поясняется содержание
отдельных положений
какого-либо документа
или
27
объясняются
причины какого-либо события, факта,
поступка, чаще
всего нарушения трудовой или технологической
дисциплины,
невыполнения производственного задания,
поручения и
т.д.
Объяснительные
записки
по своему содержанию можно разделить
па две
группы. К
первой
группе
относятся документы, сопровождающие
какой-либо
основной
документ и, соответственно, объясняющие
содержание
основных
его положений. Такие документы
оформляются
па
общем бланке предприятия (учреждения).
Вторую
группу составляют
объяснительные
записки, в
которых
излагаются причины невыполнения
конкретным лицом какого-либо
поручения, нарушения
им трудовой
или технологической
дисциплины.
Объяснительные
записки, имеющие характер личного
свойства, адресуются вышестоящему
непосредственному руководителю.
Текст
объяснительной записки должен объективно
отражать события
и конкретные факты, давать четкие
разъяснения. Она может
быть оформлена рукописным способом на
стандартном
листе бумаги А4.
Основные
реквизиты объяснительной
записки,
составленной частным лицом:
-
наименование
должности, фамилия и инициалы лица,
кому
адресована объяснительная записка; -
наименование
документа (Объяснительная записка); -
текст
объяснительной
записки; -
наименование
должности, фамилии и
инициалов
лица,
составителя
объяснительной записки; -
подпись составителя
объяснительной записки; -
дата составления
объяснительной записки.
Основные
требования к письменному оформлению
объяснительной
записки, адресованной должностному
лицу (см, приложения:
образец 11):
1. В
правом верхнем углу листа с
отступом
в треть
строки
в
форме
дательного падежа (кому?) с прописной
буквы
28
указываются
должность, инициалы и фамилия адреса
та,
т.е.
лица, кому адресована объяснительная
записка.
-
Наименование
документа — Объяснительная
записка —
пишется
посередине новой строки с прописной
буквы,
точка
после пего не
ставится. -
Текст
объяснительной
записки делится на две час™. В
первой
части констатируются факты нарушения
трудовой
деятельности;
во второй — объясняются причины
наруше-
ния
трудовой деятельности. Констатирующая
часть может
начинаться
с конкретного изложения фактов
нарушений
трудовой
деятельности (например, мною
02.11.2006 пропу-
щено…; 27.05.2007 я опоздал
на
40
мин. … и
т.д.). При
указании
причины нарушения трудовой
деятельности
можно
использовать клишированные формы
словосочета-
ний,
применяемые при написании заявления
(например, в
связи
с тем, что…; ввиду (чего?)… и
т.д.). -
Под
текстом объяснительной записки с
повой
строки с
прописной
буквы в именительном падеже
указывается
должность,
инициалы, фамилия адресанта.
В
некоторых
случаях
аналогично докладной записке должность
соста-
вителя,
его инициалы и фамилия указываются под
наиме-
нованием
лица,
кому адресована объяснительная
записка
(в
этом случае используется форма
родительного падежа). -
Личная
подпись с последующим указанием
инициалов,
фамилии
составителя
объяснительной
записки располага-
ется
справа
на строке,
в которой
указывается
наименова-
ние
автора объяснительной записки. -
Дата
составления объяснительной записки
располагается
внизу
слева под наименованием составителя
объясни
тельной
записки.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
На практике довольно часто вместо докладной составляют служебную записку или справку. Статья дает четкое представление о том, в какой ситуации составление какого вида документа уместно. Кроме того, объясняются правила и приводятся образцы оформления этих документов.
Основной объем документов, обеспечивающих информационный обмен между организациями и структурными подразделениями, составляют: справки, докладные и объяснительные записки, сводки, отчеты, акты, письма, телефонограммы. Информация, содержащаяся в этих документах, может побуждать к действию или может быть лишь принята к сведению. Рассмотрим различия в составлении и оформлении докладных записок, служебных записок и справок.
Докладные и служебные записки — это, как правило, внутренние документы организации. Они носят вспомогательный характер по отношению к организационно-распорядительным документам. В Кратком словаре видов и разновидностей документов, разработанном Главархивом СССР, ВНИИДАД, ЦГАДА в 1974 году, даны определения этих документов, из которых следуют некоторые различия в их назначении:
- Докладная записка — документ, адресованный руководству, излагающий какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя.
- Служебная записка — записка о выполнении какой-либо работы, направляемая одним должностным лицом другому.
Докладная записка
Докладная записка (код унифицированной формы 0286041 по ОКУД) составляется с целью информировать руководство о сложившейся ситуации, имевших место фактах и т.п. и побудить к принятию определенного решения.
Докладные записки могут носить и чисто информационный характер. Такие записки содержат, как правило, информацию о ходе выполнения каких-либо работ. Отчетные докладные записки сообщают о выполнении заданий, планов, указаний, работ. Таким образом, докладные записки обеспечивают связь объектов управления на вертикальном уровне — снизу вверх, то есть направляются от нижестоящего должностного лица вышестоящему должностному лицу.
В зависимости от адресата докладные записки могут быть:
- внутренними, т.е. направляемыми руководителю структурного подразделения или учреждения, и
- внешними — адресуемыми в вышестоящие инстанции.
Внутренняя докладная записка
Внутренние докладные записки составляются на стандартном листе бумаги, но с указанием всех необходимых реквизитов, расположенных в соответствии с ГОСТ 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к составлению документов». К таким реквизитам относятся:
- наименование структурного подразделения;
- вид документа (ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА);
- дата;
- регистрационный номер;
- заголовок к тексту;
- текст;
- адресат;
- подпись составителя (с указанием должности).
Текст любого информационно-справочного документа оформляется шрифтом Times New Roman, размер 14, через 1,5 интервала.
Предпочтительно при оформлении докладной записки пользоваться угловым расположением реквизитов заголовочной части (однако это требование не является жестким). Примеры расположения заголовочной части внутренней докладной записки двумя способами:
Во внутренней докладной записке в верхнем левом углу располагается наименование структурного подразделения — автора документа.
Наименование вида документа пишется прописными буквами (ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА) и может располагаться по центру или от границы левого поля (в зависимости от того, какой выбран способ расположения заголовочной части документа) через 2 межстрочных интервала.
Дата и индекс докладной записки пишутся на одной строке. Дата оформляется арабскими цифрами, например 02.02.2006, или буквенно-цифровым способом, например 02 февраля 2006 г. У внешней докладной записки она является датой подписания и, как правило, отправки. Датой внутренней докладной записки будет дата составления и подписания.
Регистрационный номер на внутренней докладной записке проставляется либо по месту составления, либо по месту получения, в зависимости от постановки системы регистрации, которая действует в организации. При рассмотрении докладной записки заинтересованными лицами, на ней проставляются визы согласования, а после принятия решения — резолюция руководителя. Вынесение резолюции является конечным этапом рассмотрения докладной записки.
Докладная записка может иметь заголовок, который кратко раскрывает содержание документа. Заголовок докладной записки формулируется по общим правилам составления заголовков к документам: с помощью предлога «о» и отглагольного существительного в предложном падеже. Например: «о переводе Королевой О.В. в бухгалтерию».
В тексте докладной записки четко выделяются две части. В первой части сообщаются факты, послужившие поводом для составления документа, а во второй — излагаются конкретные выводы, просьбы и предложения. Текст докладной записки может состоять и из трех частей. В этом случае в первой части (констатирующей) будут излагаться причины, факты или события, послужившие поводом для ее написания, во второй части — анализ сложившейся ситуации, возможные варианты решения, а в третьей — выводы и предложения о конкретных действиях, которые необходимо предпринять, по мнению составителя докладной записки. Докладная записка может быть представлена в текстовом и табличном варианте или их сочетании.
Если имеется приложение, то отметка о нем делается до оформления подписи:
Пример 2
Внешняя докладная записка
Внешняя докладная записка оформляется на общем бланке и подписывается руководителем организации. При этом полное или сокращенное наименование вышестоящей организации используется согласно уставу организации. Наименование организации-автора размещается ниже.
Служебная записка
В Общероссийском классификаторе управленческих документов (ОКУД) отсутствует такой вид документа как «Служебная записка». Однако данный вид документа широко используется в управленческой практике. В связи с чем предлагаем оформлять «Служебную записку» в соответствии с требованиями ГОСТ 6.30–2003 «УСД. УСОРД. Требования к оформлению документов» в целях единства оформления управленческой документации.
Служебные записки, в отличие от докладных записок, обеспечивают связь объектов управления на горизонтальном уровне,то есть составляются работником или руководителем подразделения на имя руководителя или специалиста другого подразделения. Следует помнить, что служебные записки направляются обычно от одного руководителя к другому или от одного сотрудника к другому только в случае их равнозначного должностного статуса, в противном случае это будет докладная записка.
Как правило, служебные записки составляются по вопросам материально-технического, информационного, организационного и хозяйственного обеспечения. Служебные записки — это своего рода переписка между структурными подразделениями. Они обычно содержат определенную просьбу, предложение. Служебные записки оформляются так же, как и докладные.
Пример оформления служебной записки:
Справка
Информационные докладные записки часто заменяют таким документом, как справка, и наоборот, что является неправомерным. Справка — это документ, содержащий описания и подтверждения тех или иных фактов или событий, в том числе биографического или служебного характера; в отличие от докладных записок она не требует принятия каких-либо действий от руководителя.
В зависимости от целей составления справки могут быть:
- аналитические,
- отчетные или
- информационные.
Аналитические справки содержат информацию по вопросу или проблеме, требующей решения. Обычно аналитические справки имеют значительный объем текста (до 3-х страниц). Текст аналитической справки состоит из трех частей. В первой части излагается основание составления, во второй — анализ ситуации или вопроса, в третьей — выводы и предложения.
Отчетные справки содержат обобщающие итоговые сведения о результатах деятельности, поэтому заголовок отчетной справки включает указание на период времени, к которому относятся изложенные в справке сведения, например: Справка об объеме документооборота предприятия в 2006 г.
Справки информационного характера составляются с целью информировать руководство о положении дел и могут иметь, например, следующий заголовок: Справка о ходе выполнения работ по договору с ОАО «Луна». Они составляются по запросу и представляются в установленные сроки.
Справки, в зависимости от адресата, могут быть:
- внешними и
- внутренними.
Внешние справки оформляются на общем бланке организации, подписываются руководителем организации и содержат те же реквизиты, что и докладные записки.
Внутренние справки оформляются на стандартном листе бумаги аналогично внутренней докладной записке и подписываются руководителем структурного подразделения и/или специалистом-составителем.
Текст и информационной, и отчетной справки может быть оформлен в виде таблицы, включать разделы и подразделы (см. образец составления внутренней справки в Примере 6).
При подготовке проекта справки необходимо тщательно отредактировать ее содержание с точки зрения:
- полноты и достоверности фактов и сведений;
- правильности оформления средств обратной связи (адрес, телефон и т.п.);
- точности датирования;
- соблюдения уровня подписания.
Все это необходимо для того, чтобы справка не вызывала дополнительных вопросов и тем более последующей разъяснительной переписки.
Справки биографического или служебного характера служат для удостоверения каких-либо юридических фактов, например, о подтверждении занимаемой должности, о заработной плате, месте проживания и т.п. Если ситуации, по которым выдаются справки, являются типовыми, в организации создаются унифицированные трафаретные бланки.
Текст справки биографического характера начинается с указания в именительном падеже фамилии, имени, отчества лица, о котором сообщаются сведения. В тексте любой справки не должно быть архаичных оборотов, содержащих ненужные слова типа «настоящая справка», «действительно работает» и т.д. В конце справки дается название учреждения, куда она представляется. Подписывают справку лица, ее составившие и несущие ответственность за представленные данные. В зависимости от назначения справки это могут быть руководитель организации и главный бухгалтер или руководитель организации и начальник отдела кадров. Такие справки обязательно заверяются печатью организации.
Пример оформления справки служебного характера:
«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2006, N 5
Основные языковые ошибки в служебных, докладных записках и заявлениях
Служебная и докладная записки
Рассмотрим возможные ошибки, которые допускают в служебной (см. пример 1) и докладной записках (см. пример 2).
Пример 1.
Служба ДОУ Финансовому директору
ООО «Флагман» А.В. Королеву
Служебная записка
6 марта 2006 г. N 37
О выдаче денежных средств
В связи с проведением празднования международного женского дня прошу выдать мне из кассы предприятия двадцать тысяч рублей, которые пойдут на приобретение подарков и для праздничного обеда.
Секретарь Семенова И.П. Семенова
В примере 1 обращают на себя внимание две ошибки.
Первая — это неоправданное употребление оборота «двадцать тысяч рублей, которые пойдут…». Фраза «деньги пойдут на что-либо» больше свойственна разговорной речи и нежелательна в тексте документа. Поэтому нужно следить, чтобы в документы не «закрались» слова разговорной речи, и, наоборот, чтобы наша повседневная речь не изобиловала документальными штампами.
Вторая ошибка записки — несогласованность в построении словосочетаний «пойдут на приобретение подарков и для праздничного обеда». Правильно данная мысль звучала бы так, как это показано в продолжениях 1 — 2 примера 1. И, конечно, слово «Международный» в наименовании женского дня как праздника пишется с прописной буквы. Если название праздника пишется не полностью — 8 Марта — то название месяца следует писать с заглавной буквы. С учетом сделанных замечаний соответствующий фрагмент служебной записки может выглядеть так, как показано в продолжении 3 примера 1.
Продолжение 1 примера 1. Деньги будут использованы на приобретение подарков и на организацию обеда.
Продолжение 2 примера 1. Деньги будут использованы для приобретения подарков и для организации обеда.
Продолжение 3 примера 1. В связи с проведением празднования Международного женского дня прошу выдать мне из кассы предприятия двадцать тысяч рублей для приобретения подарков и проведения праздничного обеда.
Пример 2.
Служба главного инженера Директору ЗАО «ВИКСАН»
С.А. Соловьеву
Докладная записка
21 марта 2006 г. N 39
О нарушении трудовой дисциплины
Сообщаю, что 20 марта 2006 г. сварщик А.С. Петрунин вышел на работу в нетрезвом состоянии. Во время перекура он сидел рядом с механиком В.П. Руденко, куртка которого была пропитана бензином. Когда А.С. Петрунин закурил, вследствие его неосторожных движений искры от папиросы попали на куртку В.П. Руденко, в результате чего она загорелась. Большая половина ее сгорела, в результате чего В.П. Руденко получил ожоги и был доставлен в больницу.
Инженер по технике безопасности Краснов И.П. Краснов
Проанализируем ошибки, допущенные в примере 2. В данной докладной записке имеют место две ошибки. Замена слова «куртка» на местоимение «она» в последнем предложении приводит к неясности, кто или что сгорело. Кроме того, «половина» не может быть «большей» или «меньшей», т.к. половины всегда равны, поэтому в данном случае оправданным является употребление слова «часть».
Заявление
Особое внимание хотелось бы обратить на правильность составления заявлений, поскольку ошибки в данном документе встречаются наиболее часто. Рассмотрим образец заявления (пример 3).
Пример 3.
Директору автобазы N 2
В.И. Скворцову
от водителя I класса
Л.Н. Никифорова
Заявление
Прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах в связи с необходимостью лечения в поликлинике. Медицинская справка прилагается.
20 марта 2006 г. Никифоров Л.Н. Никифоров
В данном случае имеют место и ошибки в оформлении заявления, и ошибки в его содержании. В заголовке заявления, а также разного рода записок и других документов не пишется предлог «от», т.е. заявление не от водителя, а водителя.
Ошибки же в содержании самого заявления следующие. Первое предложение документа оказалось очень громоздким из-за именных групп (словосочетаний с именами существительными или прилагательными), которые следуют одна за другой: «на время», «работа на дальних рейсах», «в связи с необходимостью», «лечения в поликлинике». У любого языка есть особенность — он стремится к экономии своих языковых средств, потому лингвисты и выдвигают требование: пишите и говорите проще. Ведь фразу «в связи с необходимостью лечения в поликлинике» вполне можно упростить. Для сравнения рассмотрим правильный образец данного заявления.
Продолжение 1 примера 3.
Директору автобазы N 2
В.И. Скворцову
водителя I класса
Л.Н. Никифорова
Заявление
Прошу Вас временно освободить меня от работы на дальних рейсах в связи с лечением в поликлинике. Медицинская справка прилагается.
20 марта 2006 г. Никифоров Л.Н. Никифоров
Ошибки в фамилиях
Множество ошибок встречается и в склонении фамилий. В качестве образца рассмотрим фрагмент одной из доверенностей (см. пример 4).
Пример 4.
Я, Лидия Анатольевна Шевчук, доверяю моему мужу Ивану Сергеевичу Шевчук получить мою зарплату за первую половину апреля 2006 г.
В данном случае фамилия «Шевчук», если она указывает на лицо мужского пола, склоняется, поэтому следует писать «Ивану Сергеевичу Шевчуку». То же касается и всех иноязычных фамилий (см. пример 5).
Пример 5.
Елене Гринберг, но Анатолию Гринбергу
Если же фамилия заканчивается на «о» или «ич», то независимо от того, носит эту фамилию мужчина или женщина, она не склоняется (см. пример 6).
Пример 6.
Оксане Короленко и Максиму Короленко
Светлане Вашкевич и Виктору Вашкевич
Обратите внимание на написание таких фамилий во множественном числе. Правильное написание продемонстрировано в примере 7, неправильное в примере 8.
Пример 7.
Оксане и Максиму Короленко
Светлане и Виктору Вашкевич
Пример 8.
Оксане и Максиму Короленкам
Светлане и Виктору Вашкевичам
Л.С.Лотош
Филолог
Подписано в печать
26.04.2006
служебная записка на приобретениесклонение фамилийобразец служебной записки на приобретение
Докладная записка о нарушении трудовой дисциплины – это документ, позволяющий сообщить руководству о происшествии на предприятии, неудовлетворительной работе сотрудников, иных событиях. Она обычно содержит не только важную информацию, но и просьбу привлечь нарушителей к ответственности.
Скачать образец докладной записки по ГОСТу (бланк)
Скачать образец докладной на сотрудника, не выполняющего свою работу
Скачать пример жалобы за превышение должностных полномочий
Скачать образец докладной записки на сотрудника за невыполнение обязанностей и за хамское поведение
Скачать пример жалобы на коллегу за нарушение правил внутреннего трудового распорядка (регулярные опоздания)
Скачать образец служебной записки о невыполнении обязанностей в связи с отсутствием по невыясненным причинам (прогул)
Скачать пример записки об оскорблении на рабочем месте
Что это такое и когда понадобится
В законодательстве не даётся чёткое определение термину «докладная записка». Но делопроизводители, кадровики и иные специалисты понимают под ним информационный документ, позволяющий сообщить руководству (директору, начальнику отдела, иному должностному лицу) о чем-то важном. Цель такой бумаги – не только проинформировать о ситуации, но и потребовать принять меры.
Список ситуаций, когда понадобится образец, как правильно написать докладную на работника, широкий. Такую бумагу используют для жалобы на:
- прогулы;
- невыполнение обязанностей;
- некорректное поведение или оскорбительные высказывания коллег;
- превышение полномочий;
- иные ситуации.
Чтобы записка выполнила свое предназначение, она должна попасть к руководству. Для этого ее регистрируют у секретаря как входящую корреспонденцию.
Правила составления
Ни в одном нормативном акте не дается образец, как написать докладную записку на сотрудника. Но в ОКУД есть форма под кодом 0286041 – это докладная записка о нарушении трудовой дисциплины, которую используют делопроизводители и секретари при оформлении дисциплинарных взысканий. Так что это официальный документ для внутреннего или внешнего использования, и необходимо следовать определенным правилам при его формировании.
При составлении в нем указывают:
- в шапке – наименование компании, Ф.И.О. и должность адресата (чаще всего пишется на имя директора, но есть иные варианты), Ф.И.О. и должность составителя;
- ниже – название документа – докладная записка о прогуле (иное нарушение, происшествие). Рекомендуется писать первые два слова прописными (большими) буквами, а продолжение – маленькими строкой ниже. Ставить точку в конце не надо;
- основной текст обычно начинается с фразы: «Довожу до вашего сведения следующую информацию». Но это необязательно, документ составляется в свободной форме, и разрешается импровизировать. Главное, чтобы была понятна суть. Помимо подробного описания ситуации составитель просит руководство повлиять на ситуацию. Если речь идет о том, что некий работник Иванов регулярно опаздывает, можно просить повлиять на нерадивого коллегу путем вынесения выговора или снижения премиальных выплат, если такой способ воздействия предусмотрен в ЛНА работодателя;
- заключительная часть содержит подпись и расшифровку составителя, дату обращения. Помните, что составителем может быть и один человек, и группа коллег. Если жалоба коллективная, ее подписывают все.
Поскольку образец, как пишется докладная записка на сотрудника, не утвержден, то нет и требований к тому, писать ее от руки или напечатать. Какой бы вариант вы ни выбрали, соблюдайте общее правило – документ подписывает лично составитель. Остальные нюансы второстепенны.
Прежде чем показать примеры, как написать докладную записку руководителю, напомним про ГОСТ Р 7.0.97-2016, регламентирующий в 2020 требования к оформлению документов. Он добровольный, и следовать его нормам не обязательно. Но в нем есть несколько важных общих правил:
- документ составляют на обычном листе формата А4;
- если текст занимает больше 2 страниц, их нумеруют и каким-то образом соединяют;
- наименование организации и ФИО адресата указывают в верхней правой части документа (угловое расположение реквизитов) или справа под реквизитами бланка (продольное расположение реквизитов);
- заголовок документа рекомендуется писать полностью, чтобы он отвечал на вопрос «о чем?»: к примеру: «Докладная записка о неисполнении служебных обязанностей»;
- дату составления допускается писать арабскими цифрами или в формате типа «30 сентября 2020 года».
По возможности приложите документы, подтверждающие изложенные факты. Это, например, неверно составленные работником бумаги. Все эти доказательства помогут при проведении служебной проверки и вынесении решения о привлечении нерадивого работника к ответственности.
Примеры
Приведем в пример несколько вариантов, как написать докладную на работника: за неисполнение своих обязанностей, некорректное поведение, превышение полномочий, нарушение трудовой дисциплины.
Пример 1. Работник не выполняет обязанности
Генеральному директору ООО «Пион» от работников отдела маркетинга и рекламы |
||
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА о невыполнении должностных обязанностей Доводим до вашего сведения, что менеджер по рекламе Иванов Иван Иванович регулярно нарушает должностную инструкцию: отказывается ездить на встречи с клиентами, не соблюдает сроки сдачи макетов, предоставляет некоторым партнерам неоправданно большие скидки, что в итоге приводит к снижению доходов. В связи с допущенными нарушениями предлагаем объявить Иванову И.И. выговор и лишить премии по результатам работы за 3 квартал 2020 года. |
||
20.09.19 |
||
Начальник отдела маркетинга и рекламы |
Дубровский |
/Дубровский В.О./ |
Старший менеджер по работе с клиентами |
Васильева |
/Васильева А.Р./ |
Менеджер по рекламе |
Фортунов |
/Фортунов Г.Е./ |
Такой вариант практически универсален: он подойдет для жалобы и на учителя, и на уборщицу.
Пример 2. Жалоба на некорректное поведение коллеги
Генеральному директору ООО «Пион» от начальника отдела маркетинга и рекламы |
||
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА о некорректном поведении сотрудника Настоящим довожу до вашего сведения следующую информацию: в среду, 18.09.2019 г., менеджером по рекламе Ивановым Иваном Ивановичем было допущено некорректное поведение в адрес главного бухгалтера Смирновой Валентины Федоровны. Иванов И.И. сделал нетактичное замечание относительно внешнего вида Смирновой В.Ф., посмеивался над коллегой, довел ее до слез. Отмечу, что это не первое грубое высказывание Иванов И.И. в адрес сотрудников компании, что нарушает рабочую обстановку и провоцирует конфликтные ситуации. Прошу привлечь Иванова И.И. к дисциплинарной ответственности за некорректное поведение на рабочем месте. |
||
20.09.19 |
||
Начальник отдела маркетинга и рекламы |
Дубровский |
Дубровский В.О. |
Пример 3. Если сотрудник превысил должностные полномочия
Генеральному директору ООО «Пион» от начальника отдела маркетинга и рекламы |
||
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА о превышении полномочий Настоящим довожу до вашего сведения, что в среду 18.09.2019 г. менеджер по рекламе Иванов Иван Иванович допустил грубое нарушение – превысил должностные полномочия и подписал контракт на 1 000 000 (один миллион) рублей с компанией «Красота». Представители компании из Северодвинска приезжали в Санкт-Петербург на 1 день, специально чтобы подписать соглашение. Но теперь оно будет недействительным, поскольку его подписал Иванов И.И., не имея на то полномочий. Такие действия Иванова И.И. наносят ущерб имиджу ООО «Пион». В связи с допущенными нарушениями предлагаю объявить Иванову И.И. выговор. |
||
20.09.19 |
||
Начальник отдела маркетинга и рекламы |
Дубровский |
Дубровский В.О. |
В примере в качестве меры наказания предложен выговор, но если превышение полномочий допустило должностное лицо, ответственность может быть и выше – вплоть до увольнения.
Пример 4. Работник регулярно опаздывает
Генеральному директору ООО «Пион» от начальника отдела маркетинга и рекламы |
||
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА о нарушении трудовой дисциплины (регулярные опоздания) Настоящим довожу до сведения руководства, что с 02.09.2019 г. по 19.09.2019 г. менеджер по рекламе Иванов Иван Иванович допускал грубое нарушение трудовой дисциплины. Он регулярно опаздывает на свое рабочее место после обеденного перерыва на 1,5 часа. Такие опоздания мешают ему выполнять должностные обязанности и нарушают трудовую дисциплину в коллективе. Оправдательных документов и удовлетворительных объяснений своих опозданий Иванов И.И. представлять отказался. В связи с допущенными нарушениями предлагаю объявить Иванову И.И. выговор. |
||
20.09.19 |
||
Начальник отдела маркетинга и рекламы |
Дубровский |
Дубровский В.О. |
Пример 5. Человек прогуливает работу
Генеральному директору ООО «Пион» от начальника отдела маркетинга и рекламы |
||
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА о нарушении трудовой дисциплины (прогуле) Настоящим довожу до сведения руководства, что в среду, 18.09.2019 г., менеджером по рекламе Ивановым Иваном Ивановичем было допущено грубое нарушение трудовой дисциплины. После обеденного перерыва, завершившегося в 14:00, он не возвратился на свое рабочее место и отсутствовал до конца рабочего дня (с 14:00 до 18:00). Оправдательных документов и удовлетворительных объяснений своего отсутствия Иванов И.И. в течение последующих двух дней не предоставил. В связи с допущенными нарушениями предлагаю объявить Иванову И.И. выговор. |
||
20.09.19 |
||
Начальник отдела маркетинга и рекламы |
Дубровский |
Дубровский В.О. |
Пример 6. Сотрудник жалуется на оскорбление со стороны коллеги
Генеральному директору ООО «Пион» от начальника отдела маркетинга и рекламы |
||
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА об оскорблении Настоящим довожу до вашего сведения, что в среду 18.09.2019 г. менеджер по рекламе Иванов Иван Иванович допустил грубое нарушение трудовой дисциплины и этических правил. Во время совещания Иванов И.И. несколько раз оскорбил меня в присутствии коллег, использовал нецензурную лексику (ругался матом), критиковал мои управленческие навыки. Прошу принять меры в отношении Иванова И.И. |
||
20.09.19 |
||
Начальник отдела маркетинга и рекламы |
Дубровский |
Дубровский В.О. |
Напомним, что за унижение чести и достоинства введена административная ответственность по ст. 5.61 КоАП РФ. Поэтому если вас оскорбили, обращайтесь в правоохранительные органы и суд.
Докладная записка – это документ, используемый для внутренней коммуникации между сотрудниками одного предприятия с целью уведомления о совершении нарушения дисциплины труда. Следует отметить, что официальная бумага предназначена именно для общения по вертикали, то есть для сообщения вышестоящим лицам организации.
Роль документа
Как уже было отмечено ранее, докладная записка составляется при обнаружении нарушения правил поведения одним из сотрудников предприятия. Речь может идти о правилах внутреннего трудового распорядка, положений по охране труда или иных локальных нормативных актах работодателя. Процедура утверждения факта нарушения разбирается в другом нашем материале (акт о нарушении трудовой дисциплины).
Любой приказ руководителя должен иметь под собой основание и обоснование. Под первым понимают ссылку на какой-либо документ, закон, а под вторым – объяснение реальных причин принятия решения. Докладная записка в купе с составленным по всем правилам актом выступят в качестве основания.
Содержание записки
Докладная записка должна содержать в себе краткое, но ёмкое описание случившегося инцидента. Ответственный за составление сотрудник доносит до сведения руководства сам факт нарушения, а именно:
- дату, время и место нарушения;
- подробности нарушения (в чём именно выражается);
- ФИО нарушителя, его должность согласно штатному расписанию.
Также имеет место предложение о применении к нарушителю штрафных санкций. Отметим, что статья 192 Трудового кодекса выделяет три вида наказания для работников: замечание, выговор и увольнение. Они расставлены по степени суровости. Директор не обязан прислушиваться к мнению составителя записки, конечное решение в любом случае остаётся за ним. В теории начальник может не применять дисциплинарное взыскание вовсе, если нарушитель объяснит причину своего поступка, и она окажется веской.
В отдельных случаях Закон о труде позволяет отстранить сотрудника от работы. Например, в случае появления на рабочем месте в состоянии опьянения. Кодекс не предлагает точное количество календарных дней, этот момент волен решить руководитель на основании докладной записки.
Кто пишет официальную бумагу
Автором служебной записки является то же лицо, что и обнаружило факт нарушения, составило соответствующий акт. В теории это может быть совершенно любой сотрудник предприятия, вовремя проявивший бдительность. Работник в любом случае должен обладать навыками работы с документами, чтобы не допустить критических ошибок при написании записки.
Отличие от иных видов записок
Докладную записку часто путают со служебной и объяснительной. Необходимо проводить между ними чёткое разграничение по следующим основаниям:
- во-первых, докладная записка всегда носит вертикальный характер. Именно этим она отличается от служебной, но не от объяснительной;
- во-вторых, докладная записка составляется исключительно по факту нарушения норм трудового законодательства;
- в-третьих, докладную записку может написать абсолютно любой работник компании, а объяснительную только сам нарушитель;
- в-четвёртых, докладная записка не является обязательным элементом внутреннего документооборота в отличие от объяснительной. По общему правилу работодатель не имеет права применить к подчинённому дисциплинарное взыскание, не взяв с него объяснения.
Форма документа
В силу того, что докладная записка не является одним из основных документов, регулирующих трудовые правоотношения, органы государственной власти не предъявляют к её форме и содержанию никаких требований, за исключением общих. Докладная записка всегда пишется в свободной форме. Что касаемо общих требований, то речь идёт о соблюдении следующих моментов:
- деловой стиль языка;
- обозначение реквизитов (дата, место);
- от кого и кому подаётся бумага;
- подпись автора записки;
- расшифровка автографа.
Написать официальную бумагу можно одним из двух стандартных сложившихся на практике способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта по итогу будут обладать равной юридической силой при условии заверения автографом составителя. Документ обычно составляется на чистом листе бумаги формата А4 или А5. Отметим, что записка в любом случае должна быть заверена именно «живым» автографом работника, так что даже компьютерный вариант придётся распечатать на принтере.
Объясняем, как правильно написать записку
По своей структуре докладная записка делится на три составных элемента: реквизиты, предмет и автограф работника. Необходимо уделить должное внимание каждому из них.
Первым делом разберёмся с реквизитами. В правом верхнем углу листа бумаги отмечаем, кому и от кого подаётся записка. В дательном падеже прописываем ФИО руководителя, его должность на предприятии согласно штатному расписанию. Чуть ниже обозначаем те же данные, но уже о заявителе. Следующим шагом присваиваем записке уникальный номер для документооборота, дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) её составления.
Ниже по документу берёт своё начало основная часть, в которой необходимо ёмко описать случившийся инцидент. Затем предлагаем директору принять какие-то меры в отношении нарушителя и переходим к подписанию. Как только все вышеуказанные моменты будут прописаны на бумаге, своим автографом его заверяет составитель. Не забываем отметить, что записка передаётся вместе с соответствующим актом.
Примерный образец
Довожу до Вашего сведения, что 9.09.2024 г. в 10 часов 30 минут (2 часа 30 минут с начала рабочего дня) младший юрист Ватов Н. Д. был обнаружен на рабочем месте спящим в состоянии алкогольного опьянения. Объяснить своё поведение, расписаться в акте Ватов отказался. Работник был выведен с территории предприятия.
Предлагаю отстранить Ватова Н. Д. от работы на 3 рабочих дня и применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения.