Как правильно пишется слово «колобок»
колобо́к
колобо́к, -бка́ (круглый хлебец; о низеньком полном человеке, о полном ребенке) и Колобо́к, -бка́ (сказочный персонаж)
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заклясть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «Колобок»
Синонимы к слову «колобок»
Синонимы к слову «Колобок»
Предложения со словом «колобок»
- Едва дверь закрылась, как папа-кусалка колобком выкатился из-под обувного ящика.
- Неподалёку над водой повисло облако с ровным нижним краем, оно напоминало рисовый колобок из тех, что подают у нас в синтоистских святилищах.
- Скатанное в колобок тесто выложите в смазанную маслом чашу мультиварки, оставьте на 15–40 мин для подъёма.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «колобок»
- — Я и говорю: Колобков, — обиделся старичок. — А вот и Кальсонер. Оба вместе переведены, а на место Кальсонера — Чекушин.
- — Эх, дурачки, куда вам ловить Колобка!
- А как хлопотала сама хозяйка, набив сумку съестным, — а главное, что больше всего пригодилось, — походными казачьими колобками, внутри которых находилось цельное круто испеченное яйцо!
- (все
цитаты из русской классики)
Каким бывает «колобок»
Значение слова «колобок»
-
КОЛОБО́К, —бка́, м. Обл. Небольшой круглый хлебец. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КОЛОБОК
Отправить комментарий
Дополнительно
Цель: ознакомить учеников с рукописной буквой о; учить писать ее, соединять с изученными буквами; закреплять умение различать печатные и рукописные буквы; закреплять навыки звукового анализа слов; развивать связную речь, внимание, логическое мышление, фонетический слух; тренировать память; обогащать словарный запас; оказывать содействие воспитанию любви к родному языку, его мелодичности, милозвучности.
Оборудование: фишки для звуковых моделей, демонстрационные карточки с печатными и рукописными буквами, таблицы соединений, рисунок.
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний
— Дети, сегодня я шла к вам на урок и встретила… отгадайте, кого?
Испекла его бабушка из муки и яиц. Такой он красивый удался — Ну просто молодец! Кругленький, румяненький, веселый и прыткий. Кто он такой?
(Выходит Колобок.)
Колобок
Я — веселый Колобок, Я всех детей дружок, От зайца я убегал, От волка я убегал. И к вам, малыши дорогие, На урок я пришел.
Хочу с вами поучиться! Примете меня в свой класс?
— Садись за парту и слушай внимательно.
— Сколько слогов в слове Колобок? (3)
— Назовите первый слог (ко), второй (ло), третий слог (бок).
— А какой слог ударный?
— Вызложите фишками звуковую модель слова Колобок. (Один ученик работает возле доски.)
— Проверяем.
— о-о-о-
Работа в тетрадях.
— Посмотрите, Колобок встретил зверьков.
Назовите, каких зверьков он встретил. Раскрасьте того зверька, который вам больше всего понравился.
— А кто знает загадку или стихотвореньице о ком-то из этих зверей?
— Названию какого животного отвечает эта звуковая модель _____ ?
— Назовите звуки этого слова.
— А кого из этих зверей не встречал Колобок в сказке?
— В названии какого зверя мы слышим звук [о]?
— Раскрасьте Колобка.
— Вспомните, как в сказке называла Лисица Колобка, когда хотела, чтобы тот еще раз запел? (Колобочек)
— Послушайте стихотвореньице о Колобке.
II. Сообщение темы и цели урока
— Итак, на сегодняшнем уроке мы закрепим звук [о], научимся писать букву О.
III. Восприятие и осознание нового материала. Работа в тетрадях
— Рассмотрите предметные рисунки.
— Назовите предметы.
— Какой звук слышим в начале этих слов?
— Назовите слова, чтобы звук [о] стоял в середине или в конце слова.
— Поделите на слоги первое слово.
— Разрисуйте тот предмет, который больше всего понравился.
— Какой слог ударный в четвертом слове?
— А знаете ли вы, что раньше писали палочкой без стержня? Один конец этой палочки был острым, им писали на табличках, покрытых воском; второй конец был тупым и ровным, им стирали написанное. Потом писали гусиным пером, а со временем его заменила еще одна палочка, но уже свинцовая, которая не царапала, а оставляла на нем штрихи, темные следы. Со временем начали использовать деревянные карандаши, очень похожие на современные, но сердцевина у них была из сплава олова и цинка. Позднее такие карандаши вышли из обихода, а название так и осталась в нашем языке.
А теперь вспомним, как пишется печатная буква О. Напишите две печатных буквы О. (Один ученик пишет на доске).
— А сейчас сравним печатную и рукописную букву О. Чем они отличаются? (Они одинаковые).
— Сейчас будем учиться писать букву О. (Объяснение по таблице). Маленькая буква о — это овал. Начинаем писать немного ниже верхней строчной линии, ведем вверх к линии, закругляя по левую сторону, потом — вниз, тоже закругляем по левую сторону и ведем вверх до встречи с началом буквы. (Ученики пишут на доске, потом пишут в воздухе).
— Поднимите правую руку с ручкой, будем писать букву О в воздухе за моими словами («и — раз — и»).
— А сейчас будем писать в тетради тыльной (оборотной) стороной ручки. Обводим четыре буквы О.
Письмо в прописях.
— В первой строке дописываем букву О. Обращаем внимание на наклон букв,
расстояние между ними.
Физкультминутка
В стране сказочек жил веселый Колобок. Вместе с ним все зверьки Выстроились на зарядку. Покачали глллвой, Раз — притопнули ногой, Руки вверх подняли, Чуточку ими потрясли. Наклонились влево, вправо, И этого еще мало: Руки вверх, руки вниз, Раз — присели, поднялись… И за работу снова взялись.
Работа с рисунком.
— Знаете ли вы, что для того, чтобы сделать мультфильм, художник создает рисунок, а актер его озвучивает — и получают частичку (кадр) мультика? Так частичка за частичкой создается мультфильм. У нас тоже художник нарисовал Колобка, а одна из учениц озвучит его — будем иметь кадр мультика.
— Расскажите, что было в этой частичке мультика.
— Кого видите на рисунке?
— Что делает Колобок?
— Какое у него настроение?
— Где спряталась Лисичка?
— Какая она?
— Что она хочет сделать?
— Составьте предложение по схеме.
— Сейчас мы все станем художниками. Раскрасьте того персонажа, о
Ком эта загадка.
В темном лесу живет, ей на месте не сидится, хвост рыжий пушистый имеет. Как называем ее? (Лисица)
— Мы учили писать букву О, а теперь научимся соединять ее с буквами, которые мы уже выучили, чтобы потом уметь писать слова.
(Объяснение написания буквосочетания оа по таблице).
— Пишем букву о, останавливаемся там, где мы начинали писать, пишем
соединительную линию, доводим ее до верхней строчной линии, откуда начинаем писать букву а.
(Объяснение написания буквосочетания ао по таблице).
— Второй элемент буквы о доводим до верхней строчной линии, откуда
начинаем писать букву о.
(Объяснение написания буквосочетания оу по таблице).
— Пишем букву о, останавливаемся там, где мы начинали писать, соединительную линию ведем, откуда начинаем писать букву у.
— А теперь будем упражнять наш язычок в произношении звуков.
Послушайте скороговорку.
Олень один блуждал. Олень кого-то искал.
— Какой звук чаще всего встречается в этой скороговорке? (Повторение хором первой, а потом второй строки).
— Кто хочет рассказать скороговорку?
— А сейчас закрепим письмо маленькой буквы о. Напишите строчку буквы о.
(Один ученик пишет на доске. Проверка написанного).
IV. Итог
— Какую букву учились писать?
— Какой звук она обозначает?
— Найдите на рисунке все буквы о.
— Еще к нам в гости пришла Лисичка. (Выходит Лисичка).
— Посмотрите, сколько Колобков она нам принесла. Есть много книжечек
со сказкой о Колобке, вот она из всех книжечек и насобирала Колобков. Ни одного не съела! Вот такая она у нас сегодня добрая.
(Лисичка вручает детям рисунки Колобка).
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | колобо́к | колобки́ |
Р. | колобка́ | колобко́в |
Д. | колобку́ | колобка́м |
В. | колобо́к | колобки́ |
Тв. | колобко́м | колобка́ми |
Пр. | колобке́ | колобка́х |
ко—ло—бо́к
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3*b по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -колоб-; суффикс: -ок [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: ед. ч. [kəɫɐˈbok], мн. ч. [kəɫɐpˈkʲi]
Семантические свойства
Значение
- уменьш.-ласк. к колоб; небольшой круглый (шарообразный) хлебец ◆ Собравши немного муки, стали месить колобок. ◆ На столе, в берестяной плетенке, рассыпчатые колобки, калачи, с румяной корочкой. Ф. А. Абрамов, «Братья и сестры», 1958 г. [НКРЯ]
- любой объект шарообразной формы (как правило, небольшого размера) ◆ Пес понюхал два рисовых колобка, которые псарь положил перед ним на дороге, и, не тронув ни одного, сел на обочине. А. В. Геласимов, «Степные боги», 2008 г. [НКРЯ]
- разг. о низеньком полном и подвижном человеке, о полном ребенке ◆ Антонина была не одна. Был какой-то низкорослый колобок в джинсе, рожа близорукого филина. Андрей Измайлов, «Трюкач», 2001 г. [НКРЯ]
Синонимы
- колоб, колобушка
- шарик
- шарик
Антонимы
- —
- —
- жердь, дрищ
Гиперонимы
- хлебец, хлеб
- шар
- человек
Гипонимы
- —
- —
- —
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
Этимология
Уменьш. от колоб, далее из др.-русск. колобъ, предположительно из праслав. *kolbъ. Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
хлебец | |
|
шарообразный объект | |
полный человек | |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
На чтение 1 мин.
Значение слова «Колобок»
— небольшой круглый хлебец
Содержание
- Транскрипция слова
- MFA Международная транскрипция
- Цветовая схема слова
Транскрипция слова
[калабо́к]
MFA Международная транскрипция
[kəɫɐˈbok]
к | [к] | согласный, глухой парный, твердый парный |
о | [а] | гласный, безударный |
л | [л] | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный |
о | [а] | гласный, безударный |
б | [б] | согласный, звонкий парный, твердый парный |
о | [́о] | гласный, ударный |
к | [к] | согласный, глухой парный, твердый парный |
Букв: 7 Звуков: 7
Цветовая схема слова
колобок
Как правильно пишется «Колобок»
колобо́к
колобо́к, -бка́ (круглый хлебец; о низеньком полном человеке, о полном ребенке) и Колобо́к, -бка́ (сказочный персонаж)
Как правильно перенести «Колобок»
ко—ло—бо́к
Часть речи
Часть речи слова «колобок» — Имя существительное
Морфологические признаки.
колобок (именительный падеж, единственного числа)
Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- мужской
- 2-e склонение
Непостоянные признаки:
- именительный падеж
- единственного числа
Может относится к разным членам предложения.
Склонение слова «Колобок»
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
колобо́к | колобки́ |
Родительный Кого? Чего? |
колобка́ | колобко́в |
Дательный Кому? Чему? |
колобку́ | колобка́м |
Винительный (неод.) Кого? Что? |
колобо́к | колобки́ |
Творительный Кем? Чем? |
колобко́м | колобка́ми |
Предложный О ком? О чём? |
колобке́ | колобка́х |
Разбор по составу слова «Колобок»
Состав слова «колобок»:
корень — [колоб], суффикс — [ок], нулевое окончание — [ ]
Проверьте свои знания русского языка
Категория: Русский язык
Каким бывает «колобок»;
Синонимы к слову «колобок»
Ассоциации к слову «Колобок»
Предложения со словом «колобок»
- Неподалёку над водой повисло облако с ровным нижним краем, оно напоминало рисовый колобок из тех, что подают у нас в синтоистских святилищах.
Сёхэй Оока, Огни на равнине
- Едва дверь закрылась, как папа-кусалка колобком выкатился из-под обувного ящика.
Дмитрий Емец, Кусалки, 2013
- Дважды упрашивать себя я не стал, кувыркнувшись на палубу, колобком подкатился к стрелку.
Михаил Михайлов, Капитан. Невероятный мир, 2013
Происхождение слова «Колобок»
Уменьш. от колоб, далее из др.-русск. колобъ, предположительно из праслав. *kolbъ. Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). .