Как пишется слово подростковый или подрастковый

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. подро́стко́вый подро́стко́вое подро́стко́вая подро́стко́вые
Р. подро́стко́вого подро́стко́вого подро́стко́вой подро́стко́вых
Д. подро́стко́вому подро́стко́вому подро́стко́вой подро́стко́вым
В.    одуш. подро́стко́вого подро́стко́вое подро́стко́вую подро́стко́вых
неод. подро́стко́вый подро́стко́вые
Т. подро́стко́вым подро́стко́вым подро́стко́вой подро́стко́вою подро́стко́выми
П. подро́стко́вом подро́стко́вом подро́стко́вой подро́стко́вых

подро́стко́вый

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a.

Приставка: под-; корень: -рост-; суффиксы: -к-ов; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [pədrɐsˈtkovɨɪ̯]


  • МФА: [pɐˈdrostkəvɨɪ̯]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. связанный, соотносящийся по значению с существительным подросток ◆ Книги были, по-видимому, первым шагом к приручению мальчишек-сорванцов, вступающих в сложный подростковый возраст. В. А. Солоухин, «Капля росы», 1959 г. [НКРЯ] ◆ У меня было несметное количество игрушек, весёлых книг с картинками, подростковый велосипед, узкоплёночный кинопроектор, высококалорийное, витаминизированное, надоевшее мне до смерти питание и другие блага. Марк Захаров, «Суперпрофессия», 1988–2000 гг. [НКРЯ]
  2. свойственный подросткам ◆ Дочь была её точным повторением — поразительная копия, с материнской походкой, теми же подростковыми ухватками, той же манерой сидеть, задрав ногу на ногу. Д. И. Рубина, «Высокая вода венецианцев», 1999 г. [НКРЯ] ◆ Когда уже пройдет этот подростковый идеализм, заставляющий предполагать в дураках высшие человеческие начала! Д. Л. Быков, «Орфография», 2002 г. [НКРЯ] ◆ Детский и подростковый инфантилизм больше заметен у мальчиков. Александр Фадин, «Слишком дети», 2002 г. // «Домовой» [НКРЯ] ◆ За время моего годовалого отсутствия у Лии пропала подростковая угловатость, сгладились линии, округлились формы. Андрей Белянин, «Свирепый ландграф», 1999 г. [НКРЯ]

Синонимы[править]

  1. отроческий, ювенильный

Антонимы[править]

  1. старческий

Гиперонимы[править]

  1. возрастной

Гипонимы[править]

  1. юношеский, девический

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от подросток, из ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

  • подростковый возраст

Перевод[править]

Список переводов
  • Английскийen: adolescent, teen

Библиография[править]

Interrobang.svg

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Почему?

Nicolas Chabanovsky's user avatar

задан 20 янв 2013 в 3:24

Лорана's user avatar

1

В нашем случае гласная ударная. А под ударением мы пишем, что слышим.

ответ дан 20 янв 2013 в 13:06

Инна's user avatar

ИннаИнна

4,1841 золотой знак15 серебряных знаков18 бронзовых знаков

Правило о правописании корней с чередованием относится к безударным гласным. Но здесь стоит сказать не столько о слове «подросток», сколько о слове «подростковый». Вот здесь действительно в безударном положении пишется О, хотя перед СТ. Можно, конечно, сослаться на «подрОсток», но ведь говорим же, что корни с чередованием ударением проверять нельзя (зАрево, зОрька). Значит, действительно стоит внести слово «подростковый» в список исключений.

ответ дан 20 янв 2013 в 7:53

Ларf's user avatar

ЛарfЛарf

33k8 золотых знаков53 серебряных знака112 бронзовых знаков

5

Я что-то не поняла, почему удалён мой ответ (а он был первым) и мой комментарий, где я как раз писала про безударные гласные. Честно говоря, очень неприятная неожиданность.(((

ответ дан 20 янв 2013 в 11:56

Элен's user avatar

ЭленЭлен

2,2399 золотых знаков41 серебряный знак53 бронзовых знака

1

Очередной пример того, что вопросы, начинающиеся с «почему» обычно не имеют правильного ответа.
Можно было бы еще попытаться ответить на вопрос, почему при формулировке «детской» запоминалки с чередованием рос/раст/ращ не позаботились о списке всех исключений…
Ну понятно, что о словах с гласной под ударением традиционно забывают. Но хотя бы упомянуть о подобных случаях вполне можно…

//————————
Я еще забыл сказать, что отсылка на ударность гласной тоже не закрывает вопроса. Надо еще упомянуть, что производные от «рост» в значении «длина одежды» всегда с О: ростОвой, ростОвка и проч. Хотя «ростовой» годится для обоих значений… Чума, короче, с этим правилом.

ответ дан 20 янв 2013 в 5:00

tmp's user avatar

tmptmp

2,04710 серебряных знаков7 бронзовых знаков

8

В русском языке есть понятие сильная и слабая позиция.Сильная позиция для гласных- под ударением пишем то, что слышим: подрОсток, а прилагательное подростковый образовано от существительного подросток. Точно так же , как и в словах зАрево, зОрька, а в безударном положении только А: заря;
ещё пример: клАняться, поклОн, а в безударном положении -только О:поклОнение

ответ дан 20 янв 2013 в 13:30

elen 66's user avatar

elen 66elen 66

991 серебряный знак3 бронзовых знака

Как правильно пишется слово «подростковый»

подро́стко́вый

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: бицепсы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «подростковый»

Предложения со словом «подростковый»

  • В период подросткового возраста ребёнок более раним морально.
  • Вероятно, это самое сложное правило – я сам едва пережил подростковый период дочери.
  • Обычные подростковые проблемы, но, конечно же, когда ты растёшь, окружённый миллионами долларов, эти проблемы усиливаются во много раз.
  • (все предложения)

Что (кто) бывает «подростковым»

Отправить комментарий

Дополнительно

Всего найдено: 9

Добрый день. Подскажите пожалуйста, правильно ли построение фразы «Почему подростковый опыт влияет на всю оставшуюся жизнь». Если нет, то почему?

Ответ справочной службы русского языка

Некорректно употреблено слово «оставшуюся». Лучше — дальнейшую.

Что-то часто слышу «подростковый возраст». Неужели это не тавтология?

Ответ справочной службы русского языка

Это сочетание корректно и зафиксировано в словарях.

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, почему в слове «подростковый» в корне пишется буква о, ведь по правилу о чередовании гласных в корне при наличии букв ст должна писаться буква а. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слово подростковый является исключением из правила. Раньше это слово произносилось с ударением на корне: подростковый. Произносительная норма изменилась, а написание – нет.

Здравствуйте,как правильно: подрОстковый или подросткОвый. Просто,у вас на портале есть «Аудиословарь «говорим правильно»»,так, там сказано подрОстковый.А вот «Русское словесное ударение» говорит,что правильно подросткОвый.Так как же правильно?

Ответ справочной службы русского языка

В словаре «Говорим правильно» (пожалуйста, внимательно послушайте запись) говорится о том, что раньше единственно верным был вариант подрОстковый. Вариант подросткОвый, несмотря на массовость употребления, не допускался словарями. Но всё-таки норма изменилась, и словари (с большим трудом и опозданием) вынуждены были это зафиксировать. Сейчас большинство словарей отдают предпочтение варианту подросткОвый, хотя в некоторых очень строгих и консервативных словарях еще можно встретить рекомендацию произносить подрОстковый.

Почему слово «подростковый» пишется через О, когда по правилу про -раст-/-рос- оно должно писаться через А?

Ответ справочной службы русского языка

Это слово-исключение.

Добрый день!
Скажите, пожалуйста, правильно ли построена фраза: «Семье, как и любви, все возрасты покорны». Я считаю, что здесь речевая ошибка: разве могут семье быть покорны такие возрасты, как младенческий, подростковый

Ответ справочной службы русского языка

Думаем, что речевой (именно речевой) ошибки здесь все же нет, несмотря на определенные содержательные противоречия.

Здравствуйте.Как правильно произносить:
подрОстковый или подросткОвый;
дЕньгами или деньгАми; допустимо ли выражение: «про тебя, про это» или только «о тебе, об этом»? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, вопользуйтесь окном «Проверка слова» на нашем портале. Вариант _про тебя, про это_ уместен в разговорной речи, вариант _о тебе, об этом_ общеупотребителен.

Здравствуйте, уважаемые лингвисты! Корректно ли расставлены зпт и правильны ли нени:
Юность можно описать как переходный период из организованного детства через неорганизованный подростковый возраст к реорганизованной зрелостию(как по смыслу?)
недавно я посадил дерево перед домом, неуклюжее маленькое деревце с тремя веточками.Во время свиданий нужно выяснить нине что она умеет делать,и даже нени какая она.Поступишь правильно, если будешь следовать не чувствам, но (,)прежде всего(,) указаниям свыше.Прежде всего(,) хочу обратить ваше внимание…На конверте — штемпель города, не смогла, правда, разобрать какого. Как правильно : масс-медиа?
Ответьте, пожалуйста,если можно, сегодня!

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 200296 .

Приветствую вас! Помогите в расстановке знаков:
Прежде всего хочу обратить ваше внимание на фактор доверия.Поступишь правильно, если будешь следовать не чувствам, но прежде всего указаниям свыше.(выделяется ли «прежде всего»).Юность можно описать как переходный период из организованного детства через неорганизованный подростковый период к реорганизованной зрелости( скажите свое мнение по поводу смысла!).Недавно я посадил дерево перед домом()неуклюжее маленькое деревце с тремя веточками.
Нени: Во время свиданий нужно выяснить нени что она умеет делать (,)и даже нени какая она, хотя это немаловажно.
Правильное написание «масс-медиа».
Извините за многовопросие,понесло.Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

_Прежде всего_ в приведённых предложениях не обособляется.
На наш взгляд, в данном предложении не ясно, какое место занимает юность в ряду детство — подростковый период — зрелость.
Корректно: _Недавно я посадил дерево перед домом, неуклюжее маленькое деревце с тремя веточками._
Корректно: _Во время свиданий нужно выяснить не что она умеет делать и даже не какая она, хотя это немаловажно._
Правильно: _массмедиа_.

Разбор слова «Подростковый»

На чтение 1 мин.

Значение слова «Подростковый»

соотносящийся по значению с существительным, связанный с ним: подросток

свойственный, характерный для него (для нее, для них): подростку

принадлежащий: подростку

Содержание

  1. Транскрипция слова
  2. MFA Международная транскрипция
  3. Цветовая схема слова

Транскрипция слова

[падро́сткавый’]

MFA Международная транскрипция

[pɐˈdrostkəvɨɪ̯]

п [п] согласный, глухой парный, твердый парный
о [а] гласный, безударный
д [д] согласный, звонкий парный, твердый парный
р [р] согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный
о [́о] гласный, ударный
с [с] согласный, глухой парный, твердый парный
т [т] согласный, глухой парный, твердый парный
к [к] согласный, глухой парный, твердый парный
о [а] гласный, безударный
в [в] согласный, звонкий парный, твердый парный
ы [ы] гласный, безударный
й [й’] согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный

Букв: 12 Звуков: 12

Цветовая схема слова

подростковый

Как правильно пишется «Подростковый»

подро́стко́вый

Как правильно перенести «Подростковый»

подро́стко́вый

Часть речи

Часть речи слова «подростковый» — Имя прилагательное

Морфологические признаки.

  • Начальная форма — подростковый
  • Лемма — подростковый

Постоянные признаки:

  • Форма — полное
  • Изменяемая/неизменяемая форма — изменяемое
  • Род — мужской

Непостоянные признаки:

  • Число — единственное
  • Падеж — именительный
Падеж Единственное число Множественное число
Именительный
Кто? Что?
подростковый подростковые
Родительный
Кого? Чего?
подросткового подростковых
Дательный
Кому? Чему?
подростковому подростковым
Винительный
Кого? Что?
подросткового подростковых
Творительный
Кем? Чем?
подростковым подростковыми
Предложный
О ком? О чём?
подростковом подростковых

Разбор по составу слова «Подростковый»

Проверьте свои знания русского языка

Категория: Русский язык

Русский язык

Тест на тему “Согласные буквы”

1 / 5

Какие буквы обозначают глухие согласные звуки, у которых нет пар по звонкости:

х, ц, ч, щ

л, м, н, р, й

б, в, г, д, ж, з

п, ф, к, т, ш, с

2 / 5

Укажите верное утверждение.

«Согласные буквы» = «согласные звуки»

«Согласные буквы» = «согласные»

В русском языке существует только один термин: «Согласные»

Термины «согласные» и «согласные буквы» – не одно и то же

3 / 5

Укажите верное утверждение.

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х обозначают только один звук

Буквы й, ч, щ обозначают и твердые, и мягкие согласные звуки

Буквы ж, ц и ш обозначают только мягкие согласные звуки

Буквы й, ч, щ обозначают только мягкие согласные звуки

4 / 5

Сколько согласных букв насчитывается в русском языке?

5 / 5

Сколько звуков обозначается при помощи согласных букв?

Что (кто) бывает «подростковым»;

Синонимы к слову «подростковый»

Предложения со словом «подростковый»

  • В свойственной автору непринуждённой манере обсуждаются основные проблемы подросткового периода, даются полезные и ненавязчивые рекомендации.

    Эндрю Мэтьюз, Живи легко!, 2011

  • Его ранние подростковые годы прошли среди альбомов несуществующих групп с криво нарисованными обложками и ещё более банальными названиями.

    Мартин Рауч, Viva Coldplay! История британской группы, покорившей мир, 2017

  • Я попытаюсь объяснить, почему это бесполезно и даже очень вредно, и предложу свой подход к типичным подростковым проблемам.

    Нелли Литвак, Наши хорошие подростки, 2010

ПОДРОСТКОВЫЙ

подр`остковый и́ подростк`овый A/

пр

; 116

иск

_Приложение II
Синонимы:

отроческий, ювенильный

ПОДРУЖИТЬ →← ПОДРОВНЯТЬ

Синонимы слова «ПОДРОСТКОВЫЙ»:

ОТРОЧЕСКИЙ, ТИНЕЙДЖЕРОВСКИЙ, ТИНЕЙДЖЕРСКИЙ, ТИНЭЙДЖЕРОВСКИЙ, ЮВЕНИЛЬНЫЙ

Смотреть что такое ПОДРОСТКОВЫЙ в других словарях:

ПОДРОСТКОВЫЙ

подростковый I прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: подросток, связанный с ним. 2) Свойственный подростку, характерный для него. 3) Принадлежащий подростку. II прил. см. подростковый.<br><br><br>… смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ

подростковый
отроческий
Словарь русских синонимов.
подростковый
отроческий (устар.)
Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011.
подростковый
прил., кол-во синонимов: 5
• отроческий (4)
• тинейджеровский (3)
• тинейджерский (3)
• тинэйджеровский (3)
• ювенильный (7)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
отроческий, ювенильный… смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ

Токовый Токовод Ток Той Тодор Сыто Сырт Сырок Сырой Сыро Сыр Стыковой Стык Стыд Стрый Строповый Строп Строковый Строй Стр Стопор Стоповый Стоковый Сток Стойко Створ Срывок Срыв Сроковый Срок Спый Спот Спорый Спорт Спорок Споровый Споро Спой Соты Сотр Сотовый Сортовый Сорт Сор Сопр Сопот Сопор Соотво Соковый Сок Сойот Содовый Совр Скотовод Скот Скорый Скоро Скоп Сков Сквый Сквот Сворот Своп Свод Рысковой Рыск Рык Рывок Роток Ротовой Рот Росток Ростовый Ростов Ростковый Рост Ропот Роп Рокот Роковый Роковой Рок Рой Роды Родство Родос Родоп Родовой Род Ров Пыр Птр Псовый Псков Прытко Протый Проток Простой Просто Просовый Просовод Просо Прокос Прок Продый Прод Проводы Провод Прово Потоковый Поток Потовый Потовой Пот Постой Постовой Пост Пос Порыв Порты Портовый Порто Порт Порск Поросый Порой Покрой Покров Покос Покорство Покой Подток Подстой Подрыв Подросток Подростковый Подрост Подострый Подовый Подкос Подкоровый Подворот Подвой Повтор Поворот Повой Поводок Повод Пво Отрывок Отрыв Отрок Отпрыск Отпор Отоскоп Оторв Отопок Откос Отвод Отво Осык Острый Островок Остров Остро Остовый Ост Осотовый Осот Осоковый Осок Осов Ортый Ортоскоп Ортодокс Орт Орск Орс Орок Орк Опыт Оптовый Опт Опрос Опорос Опорок Опор Опоковый Опой Ооо Октод Окот Окорот Окоп Око Ойрот Одр Овоскоп Овод Кыр Ктор Кротовый Крот Крой Кров Котов Кот Костровый Косоротый Косовый Косо Кос Корыто Кортовый Корт Корсый Корп Коростовый Кордовый Корд Копыто Копт Копровый Кооп Койот Кодовый Код Квый Квт Йот Йорк Йод Дый Дсый Дск Дрс Дрот Дроковый Дрок Дот Допрос Доп Доктор Докт Доковый Док Доворот Двор Высоко Выросток Вырост Выродок Выпот Выпороток Выпор Тоо Топ Топовый Выкос Топор Топорок Тор Торок Втык Тороковый Встык Впрыск Торопко Впрост Торос Торосовый Впрок Вострый Востро Восток Воск Ворс Вороток Торс Торсовый Трок Троп Войско Вой Водопой Вод Тырс Водосток Водоток Водый Войт Вопрос Вор Тросовый Трос Ворот… смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ

1) Орфографическая запись слова: подростковый2) Ударение в слове: подр`остк`овый3) Деление слова на слоги (перенос слова): подростковый4) Фонетическая … смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ

подро́стковый,
подро́стковая,
подро́стковое,
подро́стковые,
подро́сткового,
подро́стковой,
подро́сткового,
подро́стковых,
подро́стковому,
подро́стковой,
подро́стковому,
подро́стковым,
подро́стковый,
подро́стковую,
подро́стковое,
подро́стковые,
подро́сткового,
подро́стковую,
подро́стковое,
подро́стковых,
подро́стковым,
подро́стковой,
подро́стковою,
подро́стковым,
подро́стковыми,
подро́стковом,
подро́стковой,
подро́стковом,
подро́стковых,
подро́стков,
подро́сткова,
подро́стково,
подро́стковы,
подро́стковее,
поподро́стковее,
подро́стковей,
поподро́стковей
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
отроческий, ювенильный… смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ

подро’стковый, подро’стковая, подро’стковое, подро’стковые, подро’сткового, подро’стковой, подро’сткового, подро’стковых, подро’стковому, подро’стковой, подро’стковому, подро’стковым, подро’стковый, подро’стковую, подро’стковое, подро’стковые, подро’сткового, подро’стковую, подро’стковое, подро’стковых, подро’стковым, подро’стковой, подро’стковою, подро’стковым, подро’стковыми, подро’стковом, подро’стковой, подро’стковом, подро’стковых, подро’стков, подро’сткова, подро’стково, подро’стковы, подро’стковее, поподро’стковее, подро’стковей, поподро’стковей… смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ

приставка — ПОД; корень — РОСТ; суффикс — К; суффикс — ОВ; окончание — ЫЙ; Основа слова: ПОДРОСТКОВВычисленный способ образования слова: Приставочно-су… смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ

-ая, -ое.
прил. к подросток.Подростковый возраст.||Предназначенный для подростков.Подростковая обувь. Подростковые лыжи.Синонимы:
отроческий, ювениль… смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ

d’adolescentподростковый возраст — âge m de l’adolescenceСинонимы:
отроческий, ювенильный

ПОДРОСТКОВЫЙ

Ударение в слове: подр`остк`овыйУдарение падает на буквы: о,оБезударные гласные в слове: подр`остк`овый

ПОДРОСТКОВЫЙ

1. nooruki-2. noorukite3. teismelise4. teismeliste

ПОДРОСТКОВЫЙ

ПОДРОСТКОВЫЙ I прилагательное 1) см. подросток, связанный с ним. 2) Свойственный подростку, характерный для него. 3) Принадлежащий подростку. II прилагательное см. подростковый…. смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ

прил.
da / di / per adolescenti; adolescenziale книжн.
подростковая обувь — calzature per adolescenti
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
отроческий, ювенильный… смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ

d’adolescent подростковый возраст — âge m de l’adolescence

ПОДРОСТКОВЫЙ

〔形容词〕 少年的〔形〕少年的, 半大孩子的; 少年穿用的. ~ая обувь 半大孩子穿的鞋.Синонимы:
отроческий, ювенильный

ПОДРОСТКОВЫЙ

Начальная форма — Подростковый, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

ПОДРОСТКОВЫЙ

ПОДРОСТКОВЫЙ подростковая, подростковое (нов.). Прил. к подросток. Подростковая обувь.

ПОДРОСТКОВЫЙ

Прил. yeniyetmə -i(-ı); подростковая обувь yeniyetmə ayaqqabısı.

ПОДРОСТКОВЫЙ

-ая
-ое
үсмерләр …ы; п. обувь үсмерләр аяк киеме

ПОДРОСТКОВЫЙ АНАЛИЗ

(ADOLESCENT ANALYSIS)
Психоаналитическое лечение, инициирующее нормальный и корректирующее неправильный процесс развития в подростковом возрасте. Его цель добиться специфической для подросткового возраста реструктуризации психики. Работа с состояниями распада и консолидации структуры строится через создание конфликтов, противодействующих проявлениям инфантильности, о разрешаемый конфликт относится к розным фазам подросткового возраста. Адоптация личности подростка к пубертату во многом связана с культурными и социальными условиями. В этом контексте и оперирует психоанализ. Общий характер подросткового анализа определяется тем, что в пубертате относительно слабое Я подростка сталкивается с усилившимися влечениями. Поэтому терапия сочетает поддержку Я с анализом типичных для этого возраста защит (см. подростковый возраст). Аналитик должен четко различать нормальные и патологические проявления подростковой регрессии и уметь анализировать ее компонент отыгрывания (защиту от пассивности), особенно при переносе. Перенос вводит в анализ фиксации на влечении и объекте. Это способствует процессу индивидуации в подростковом возрасте. Время от времени подросток испытывает потребность воспринимать аналитика в качестве ‘реального объекта»; благодаря этому происходит изменение Сверх-Я и формируется взрослый Я-идеал.
Патологические остатки диадической (доэдиповой) стадии являются важными детерминантами неврозов подросткового возраста и нарушений развития; следовательно, эти ранние детерминанты должны быть подвергнуты при анализе интерпретации наряду с проявлениями триадической (эдиповой) фазы. Такой подход позволил модифицировать классическую теорию рекапитуляции и показать, что диадические полярности и триадические конфликты не только повторяются в подростковом возрасте, но и разрешаются (Blos, 1979). Диадические однополые привязанности сохраняются до поздней стадии подросткового возраста, то есть отказ от протоадолесцентной бисексуальности происходит позже. Гомосексуальные тревоги и склонности, всегда проявляющиеся в подростковом анализе, анализируются как остатки диадических однополых фиксаций и их эдиповых последствий. Подростковый анализ пронизывает задача деидеализации Самости и объекта. Этот процесс приводит к отказу от детского нарциссизма или его трансформации и усиливает способность к проверке реальности. Он также делает необходимой в подростковом анализе роботу печали (о которой сигнализирует депрессивное настроение) как предпосылки продвижения к взрослости.
Особенности различных стадий подросткового возраста наряду с внешними влияниями определяют характер аналитического подхода. В предподростковом возрасте (примерно в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет) возросшая гормональная (преимущественно адреналовая) стимуляция усиливает влияние со стороны влечений. Отделение от родительских объектов сопровождается формированием групп, состоящих из сверстников подростка, и изменениями функционирования Сверх-Я. Доже небольшие телесные изменения вызывают тревогу и регрессивную защиту. Типичны негативизм и анальный уровень организации Самости и объектов. Исчезают податливость и уступчивость, характерные для латентного периода детства. Вербальная коммуникация при лечении является ограниченной, однако более зрелая игровая деятельность помогает сохранять рабочие отношения с аналитиком. Конфликты со сверстниками и возникающие интеллектуальные торможения помогают преодолевать сопротивление терапии. С другой стороны, подросток воспринимает сам по себе анализ кок нарциссическую травму. Благодаря интерпретации и эмпатическому приятию аналитик помогает ему разрешить конфликты, вызванные ранними объектными отношениями. В результате тревога и скованность пациента уменьшаются, что облегчает социальное и интеллектуальное функционирование. Однако этот прогресс нередко ведет к тому, что аналитик, равно кок и родители, обесценивается, а анализ прекращается.
Ранний подростковый возраст (примерно от тринадцати до семнадцати лет) характеризуется быстрым ростом и лавинообразной гормональной активностью; к концу этой стадии обычно достигается физиологическая и половая зрелость. Образ тело существенно нарушается, что приводит к искажениям Я, сопровождающимся много-, численными и разнообразными соматическими тревогами. Поддержка, оказываемая системой Сверх-Я функциям Я, и контроль над влечениями ослабевает вследствие декатексиса родительских образцов и ценностей. Занятие мастурбацией помогает восстановить чувство Самости, тогда как протест и неповиновение служат разрядке энергии инстинктивных влечений и способствуют формированию идентичности при отделении от родителей. Автономные функции Я (чувство времени, причинно-следственное мышление и т.д.) в результате инстинктуолизоции ослабевают. Очень выраженными могут быть социальный уход, отсутствие интереса к школе, депрессия и аффективные вспышки (особенно чувства стыда и гнева). Проведение анализа в классическом виде является затруднительным, поскольку подростки склонны к экстернализации конфликтов, отыгрыванию, паранойяльным проявлениям и поиску магических решений. Требования школы и семьи, часто воспринимаемые кок критические, также ограничивают время для аналитической работы. Хотя пациент способен многое вербализировать, свободное ассоциирование затрудняется проявлениями кризиса. Аналитик должен сохранять объективное дружелюбие и порой выступать в качестве «дополнительного Я», особенно по отношению к таким функциям Я, как причинно-следственное мышление и проверка реальности. Анаклитические аспекты переноса во многом помогают проведению анализа.
В среднем подростковом возрасте (примерно от семнадцати до девятнадцати лет) физические изменения менее выражены, становится более верным образ тела, начинают проявляться более прочные репрезентации Самости и чувство идентичности. Поверхностный катексис компромиссных объектов, окрашенных в эдиповы тона, ведет к возникновению интенсивных, но зачастую кратковременных сексуальных отношений. Интегративные и адаптивные функции Я связывают и организуют влечения, что ведет к сублимации и вовлечению объектов в более зрелую структуру характера. Отыгрывание сходит но нет и улучшается контроль над побуждениями, что позволяет проводить анализ, по форме и техникам не отличающийся от анализа взрослых, за исключением того, что аналитик иногда оказывает поддержку в качестве вспомогательного Я.
В позднем подростковом возрасте (примерно от девятнадцати до двадцати двух лет) психический аппарат является относительно стабильным. Цели и объектные отношения в целом соответствуют способностям и возможностям индивида. Прочные чувства Самости и идентичности помогают ему осуществить во внешней реальности выбор карьеры и объектов, сделанный в субъективной реальности. Симптоматика и критерии доступности анализу, в сущности, являются такими же, что и при анализе взрослых, а аналитическая техника требует лишь небольших изменений…. смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. П. В. относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, это оказывает замерное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подростков новообразованием является самосознание и самооценка, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям…. смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

ADOLESCENCE) В социологии подросткового возраста в целом доминировал подход, нацеленный на анализ «социальных проблем», то есть основная часть исследований сосредоточивалась на тех феноменах, которые, как представлялось, характеризуют подростковый возраст как период личностного кризиса. Многие психические и поведенческие проблемы берут начало или имеют наибольшее распространение в подростковом возрасте. Социологи и психологи изучали связь между переходом от дома к школе и к работе и возникновением эмоционального стресса у молодежи. Социологи утверждали, что представление об особой возрастной группе, называемой «подростковой», является продуктом культуры конца XIX в. Однако историки считают, что существование определенных молодежных групп можно проследить, по крайней мере, начиная с Франции XVI в. См. также: Группа сверстников; Делинквентность; Жизненный цикл; Поколение; Социальные проблемы; Шайка. … смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности. В историческом плане выделение возраста подросткового как особой возрастной ступени в становлении человека произошло в промышленно развитых странах в ХIХ-ХХ вв. Возраст подростковый относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Он характерен бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на кои накладывается половое влечение, часто неосознанное. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности — учебной, производственной, творческих занятий, спорта и пр. Определяющая особенность общения подростков — его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, с ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерными новообразованиями являются «чувство взрослости», развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. Лейтмотивом развития психического в возрасте подростковом является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование мышления абстрактного и теоретического. Важнейшее значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой подростковой общности, ценности коей являются основой для собственных нравственных оценок. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям (-&gt; поведение девиантное). … смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

период, в течение которого происходит перестройка детского организма в связи с переходом к взрослости. Центральным звеном этой перестройки является половое созревание. Психика подростка особенно ранима, внутренне он уже не удовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка и хочет быть взрослым, полезным, принимать решения и нести за них ответственность. Однако внешнее окружение отрицает его право на принятие ответственных ролей взрослого, на каждом шагу давая ему почувствовать и его социальную незрелость, и экономическую зависимость. В данном возрасте все мальчики и девочки стремятся самоутвердиться, добиться независимости от родителей через контакты со сверстниками. К ним они обращаются за советами, помощью, но очень скоро понимают, что и среди сверстников действуют определенные нормы и правила, которые ограничивают их свободу и стремление к самоутверждению. То, какие решения в области сексуальных взаимоотношений примет подросток, во многом зависит от его базовых личных качеств: уровня развития, моральных принципов и др. Но порой эти свойства личности не выдерживают натиска мнения группы, что более характерно для юношей, чем для девушек. Сексуальное поведение подростков может доставить много неожиданных хлопот родителям: это и нежелательная беременность, и венерические заболевания. Родители тоже находятся в двойственном положении, поскольку, с одной стороны, они не хотят казаться слишком строгими и старомодными, с другой – искренне верят в традиционные нормы сексуальной морали и поведения, которые не всегда легко понять и разделить подростку…. смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

период онгогенеза; этап психического и физического развития ребенка, соответствующий возрасту от 10-11 до 15 лет; является средним школьным возрастом, переходным периодом от детства к юности (см. Возрастная периодизация, Школьный возраст)… смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

— период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между детством и юностью (приблизительно от 11 —12 до 15—16 лет). В некоторых психологических исследованиях П. в. отождествляется с периодом пубертата, т.е. периодом полового созревания, так как в анатомо-физиологическом аспекте связан с интенсивным половым созреванием. Эмоциональная нестабильность, свойственная этому возрасту, связана, в частности, и с перестройкой гормональной системы, а также с генерализованными процессами возбуждения и торможения, так как нервная система в этот период не в состоянии выдерживать большие и длительные нагрузки. Половое созревание приводит к возникновению полового влечения, часто неосознанного, а также новых переживаний. Характерным признаком этого периода является повышенный интерес к себе, своим способностям, к своим чувствам. Развитие рефлексии, осознание своих индивидуальных качеств, стремлений и ценностных ориентации приводит к формированию нового уровня самосознания и самооценки подростков, что является одним из наиболее важных новообразований этого периода. В то же время осознание собственной уникальности, идентичности, а также свойственное этому возрастному периоду сравнение себя с окружающими (сверстниками и взрослыми) приводит к неустойчивости самооценки, амбивалентному отношению к себе. П. в. — период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. В это время резко возрастает ценность для подростка коллектива сверстников, развивается устойчивая потребность в общении с ними. Важной характеристикой этого периода является формирующееся у младших подростков чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Отчасти переоцениваемая готовность приводит к частым конфликтам, но последние имеют и положительный смысл, т.к. провоцируют у подростка необходимость более адекватно отнестись к своему месту среди других. В целом для П. в. характерно относительное преобладание процесса индивидуализации по сравнению с присущими предыдущему возрастному периоду адаптационными процессами. Среди негативных компонентов П. в. отмечается увеличение конфликтности поведения, стремление к полной эмансипации от близких взрослых, снижение успешности учебных занятий. Эмоциональная неустойчивость, резкие изменения в поведении, колебания самооценки, так же как и социальная неопределенность этого периода могут приводить и к маргинализации подростков, поискам собственной культуры, стиля поведения и общения, отличающихся как от детских норм, так и от норм и правил взрослых. Возможно и развитие защитной агрессии, как реакции на давление взрослых. При неблагоприятных условиях в этот период могут развиваться так наз. отклоняющееся (девиантное) поведение, различные невротические комплексы. К. Н.Поливанова… смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

– комитет экспертов ВОЗ в 1977 г. предложил считать подростками лиц в возрасте 10-20 лет, подразделяя его на ранний (10-14 лет) и поздний (15-19 лет). Подростковый возраст был определен как период, в течение которого: (а) завершается половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости; (б) психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых; (в) происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной социальной и частично экономической независимости. Российское здравоохранение считает подростками лиц в возрасте 15-17 лет (включительно), российское право использует иные критерии и периоды взросления (см. Дети, Несовершеннолетний, Ребенок)…. смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Период онтогенетического развития с 10 до 14 лет у девочек и с 11 до 15 лет у мальчиков (переходный, пубертатный возраст). Характеризуется началом функционирования половых желез и перестройкой в деятельности практически всех функциональных систем организма, что ведет к заметному напряжению регуляторных механизмов с предрасположенностью к различным нарушениям здоровья. Сопровождается кратковременным бурным ростом тела в длину, определенными изменениями в обмене веществ, преобладанием в ЦНС процессов возбуждения над процессами торможения…. смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период человеческой жизни от 10—11 до 13 — 15 лет.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

этап от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида. Характеризуется бурнымростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющемуся поведению…. смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

период развития детей от 11—12 до 15—16 лет, что приблизительно соответствует возрасту учащихся ср ступени общеобразоват.школы (уч-ся 5—9-х кл). П. в. наз. также переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. До 17—18 вв П. в. не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после к-рого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Вследствие акселерации половое созревание происходит в совр. условиях неск годами раньше, чем в прошлом, в то время как психол. и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. По уровню и характеру психич. развития П. в. — типичная эпоха детства С др. стороны, подросток — растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Взрослые же, подчеркивая, что подросток уже не маленький ребенок, и предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое двойственное противоречивое положение подростка чревато разл. осложнениями в межличностных отношениях, к-рые выливаются в конфликты и принимают разнообразные формы протеста Поэтому П. в. иногда называют «трудным», «критическим».
На протяжении всего 20 в ведется теоретич. спор о роли биол.и социальных моментов в возникновении явлений критич. развития в П. в Проблема биол.фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биол.зрелости, развертывается процесс полового созревания За этим стоят процессы мор-фологич.и физиол. перестройки организма, наиб. интенсивно протекающие в возрасте 11—13 лет у девочек и 15—15 лет у мальчиков (при этом возможны индивидуальные вариации) За счет акселерации физич. развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2—3 года раньше. Специфич. моментами физич. развития являются рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных половых признаков (пубер-татный скачок в росте) Увеличение массы мышц и мышечной силы идет наиб. интенсивно в конце периода полового созревания Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек — по женскому типу; это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности (завершение этого процесса находится за пределами П. в.). Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребёнка, общие пропорции тела приближаются к пропорциям, характерным для взрослого. Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Наряду с диспропорциональным ростом частей тела это может порождать неуверенность, неприятные переживания, принимающие иногда патологич. формы (напр., дисморфофобия — наиб. типичное именно для П. в. хронич. состояние неудовлетворенности своим внеш. обликом). Возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) часто приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления. Следствие этого — головокружение, учащённое сердцебиение, головные боли, быстрая утомляемость и т. д. Особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутр. секреции приводят к нек-рым временным нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, к-рые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка ещё не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.
Половое созревание и сдвиги в физич. развитии подростка имеют важное значение в возникновении новых психол. образований. Эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления о своём сходстве со взрослыми). Половое созревание также стимулирует развитие интереса к др. полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.
Существ, анатомо-физиол. изменения в организме подростка долгое время служили основой разл. теорий о биол. обусловленности особенностей П. в. и свойственных ему кризисных явлений в развитии. Такое представление — т. н. биоге-нетич. универсализм — было заложено Г. С. Холлом и 3. Фрейдом, к-рые считали комплекс специфич. особенностей П. в. явлением неизбежным и универсальным в силу его биол. природы. Теории биогенетич. универсализма были опровергнуты амер. антропологами и этнографами, изучавшими т. н. примитивные культуры. М. Мид, к-рая изучала подростков Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в П. в. и показала их социальную, а не биол. обусловленность. Она обнаружила существование гармонического, бесконфликтного перехода от детства к взрослости у подростков Самоа и описала условия жизни, особенности воспитания и отношения детей с окружающими. Было доказано, что конкретными социальными обстоятельствами жизни ребёнка определяется длительность П. в. (напр., у нек-рых племён он ограничен неск. месяцами); наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей; характер самого перехода от детства к взрослости. Амер. этнограф Р. Бенедикт выделила на основе обобщения этнографич. материалов 2 типа перехода от детства к взрослости: непрерывный и с наличием разрыва между тем, чему ребёнок учится в детстве, и теми способами поведения и представлениями, к-рые необходимы для осуществления роли взрослого. Первый тип перехода существует в условиях сходства ряда важных норм и требований к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекает плавно, ребёнок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого. Второй тип перехода существует при расхождении в существующих нормах и требованиях к детям и взрослым (Бенедикт и Мид считали его характерным для совр. амер. общества и стран с высоким пром. развитием). В таких условиях переход к взрослости идёт с внеш. и внутр. конфликтами и имеет специфич. результат — неподготовленность к выполнению роли взрослого при достижении «формальной» зрелости. К. Левин продолжил анализ положения подростка в совр. обществе и рассмотрел конфликтный тип перехода к взрослости с точки зрения положения в обществе группы детей и группы взрослых, их нек-рых прав и привилегий. Он констатировал разделенность этих групп и считал, что в П. в. происходит смена принадлежности к группе. У подростка есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться нек-рыми их привилегиями, к-рых нет у детей. Однако взрослыми он ещё не принят и поэтому оказывается в положении между группами. Степень трудности и наличие конфликтов Левин ставит в зависимость от социальных моментов — резкости разграничения в обществе группы детей и группы взрослых и длительности периода, когда подросток находится в положении между группами. Идеи Левина о «неприкаянности» подростка развиваются Дж. С. Коулменом и др. заруб. психологами, к-рые говорят о существовании особой «субкультуры» подростков, т.е. о наличии общества подростков в обществе взрослых.
Долгое время содержание развития подростка описывалось в терминах, обобщённых в понятии «кризис развития», подчёркивавшего негативные аспекты этого возраста. Это понятие и сегодня используется не только в заруб., но и в отеч. возрастной психологии, но трактуется по-разному. Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трёх точек созревания — полового, общеорга-нич. и социального как осн. особенностей и осн. противоречий П. в. Им поставлена проблема выделения осн. новообразования в сознании подростка и выяснение социальной ситуации развития. Центральным и специфич. новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфич. направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. Специфич. социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, к-рые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии. Во множестве норм, правил, ограничений и особой «морали послушания», к-рая существует для детей, зафиксирована их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых. Для ребёнка многое из доступного взрослому ещё запретно. В детстве ребёнок овладевает нормами и требованиями, к-рые общество предъявляет к детям. Эти нормы и требования качественно меняются при переходе в группу взрослых. Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие — с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к нек-рым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества, умения, права и привилегии, причём прежде всего те, в к-рых наиб. зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.
Для нравств. развития в П. в. характерно формирование нравств. убеждений, к-рыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении и к-рые формируются под влиянием окружающей среды (семьи, товарищей и др.), в процессе уч.-воспитат. работы. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются нравств. идеалы подростков.
Процесс становления личности в П. в. сложен и противоречив. «Кодекс морали» подростка (и обусловленное им поведение) нередко отличается своеобразием и противоречит нек-рым принятым в обществе нормам и принципам.
Одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутр. мир. Это стремление к познанию и оценке морально-психол. качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной психич. жизни и качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.
Умственное развитие в П. в. тесно связано с изменением характера и форм уч. деятельности. Серьёзная и многосторонняя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от подростка более высокой и организованной умственной деятельности. Переход к систематич. изучению основ наук ведёт к систематизации знаний, к установлению связи знаний одной области со знаниями из других областей, с практикой жизни. Всё это влияет на характер познавательной деятельности в П. в. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетич. восприятию предметов и явлений. Наблюдение как целенаправленное организованное восприятие начинает занимать всё большее место в умственной деятельности подростков. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний формируют у подростка способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для П. в. характерно интенсивное развитие произвольной логич. памяти; возрастает умение логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, всё больше выступает его преднамеренный характер.
Особенности П. в. требуют очень внимательного воспитат. подхода. Позиция воспитателя должна исходить из следующего положения: в П. в. дети изменяются; эти изменения ещё не дают основания считать подростков взрослыми, но требуют иного подхода к ним, чем к мл. школьникам. Не следует подавлять естеств. стремления подростка к самостоятельности. Предъявление подростку растущих требований должно сочетаться с уважением к нему, с изменением видов контроля, к-рому необходимо придавать более тактичные формы, в частности устранять мелочный контроль и назойливую опеку, отказаться от авторитарного, диктаторского тона.
Лит.: Выготский Л. С., Педология подростка, Собр. соч., т. 4, М., 1984; Кру-тецкий В. А., Лукин Н. С., Психология подростка, M.; Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков, под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой, М., 1967; Маркова А. К., Психология обучения подростка, М., 1975; Подросток. Проблемы воспитания детей в семье, пер. с венг., М., 1977; Фельдштейн Д. И., Психология воспитания подростка, М., 1978; Алемас-кин М. А., Воспитат. работа с подростками, М., 1979; Мир детства. Подросток, под ред. А. Г. Хрипковой, М., 1982; Колесов Д. В., Мягков И. Ф., Учителю о психологии и физиологии подростка, М., 1986; Психология совр. подростка, под ред. Д. И. Фельдштейна, М., 1987; Guardo G. I., The adolescent as individual: issues and insights, N. Y., 1975; Coleman J. C., The nature of adolescence, L.-N. Y., 1980. В. А. Крутецкий…. смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

(синонимы: пубертатный возраст, старший школьный возраст)период жизни, продолжающийся в среднем от 10—12 до 15—16 лет у девочек и от 12—14 до 17—18 лет… смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (англ. teenage period, adolescence) — период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Син. отрочество. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст, П. в. отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11 -12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов (см. Кризисы возрастные), критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.<br><br>П. в. характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. С фактом полового созревания связано то, что П. в. является периодом начала ряда психических заболеваний.<br><br>Центральным фактором психологического развития П. в., его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л. И. Божович, И. С. Кон, Э. Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с др. людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности П. в. — в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в П. в. (Д. Б. Эльконин). Согласно др. т. зр., ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д. И. Фельдштейн).<br><br>Развитие познавательных процессов в П. в. характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций, по теории Ж. Пиаже). Динамический характер этого развития, несформированность основных структур обусловливает ряд специфически подростковых трудностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на др. сторонах его жизнедеятельности. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.<br><br>Основное содержание П. в. рассматривается либо как время перехода к взрослости (с этим связано, напр., представление Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой о «чувстве взрослости» как основном новообразовании П. в.), либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других. Последняя т. зр. в настоящее время преобладает. П. в. (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной группе внутри этой общности, которая часто отличается не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка — в самостоятельности, личностной автономии. Вместе с тем в П. в. важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с т. зр. прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает П. в. особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного поведения. (А. М. Прихожан.)<br><br><br>… смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

adolescenceпоздний подростковый возраст — late adolescenceхарактерный для подросткового или юношеского возраста — teen-age

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

   — период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. П.в. называют также переходным возрастом, т.к. он характеризуется переходом от детства к взрослости. … смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11 — 12 до 16 — 17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот пер… смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

(ОТРОЧЕСТВО) — период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. В историческом плане выделение П. в. как особой возрастной ступени (см. возраст) в становлении человека произошло в промышленно развитых странах в XIX–XX вв. П. в. относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.Характерным для П. в. новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям (см. отклоняющееся поведение)…. смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ADOLESCENCE)

Период жизни, в течение которого происходит реорганизация психической деятельности, обеспечивающая согласование психофизических изменений в процессе полового созревания. Подростковый возраст определяет рамки процесса адоптации к половому созреванию. Блос (1962) назвал его генитальной стадией, то есть конечной стадией четырехступенчатого процесса психосексуального развития, начинающегося в раннем детстве и завершающегося после перерыва (латентного периода) в пубертате. В раннем подростковом воз-росте Я испытывает влияние эндогенных и экзогенных факторов, временно ослабляющих его в попытках справиться с волной интенсивных инстинктивных влечений. Эти изменения сопровождаются возникновением фантазий, непосредственно относящихся к мастурбации, и нередко являются причиной конфликтов и тревог, связанных отчасти с реальной возможностью гетеросексуольных контактов и беременности. Интенсифицируются генитальные сексуальные импульсы, о импульсы, относящиеся к других эротогенным зонам, подчиняются примату гениталий, хотя по-прежнему сохраняются и дериваты компонентных влечений.
Индивид регрессирует к более ранним формам отношения к объектам, активируются потребности в зависимости, страхи и конфликты, преобладавшие на прежних стадиях развития. Дорабатывается и консолидируется половая идентичность. Чтобы индивид смог найти замену первичным объектам, необходим процесс вторичной индивидуации, сопоставимый с доэдиповой фазой сепарации-индивидуации; в этом процессе подросток пересматривает свои представления о родителях и становится способным к избирательным идентификациям. Ослабление инфантильных связей с объектами вызывает ощущения одиночества и изолированности, которые могут прервать этот процесс. Чтобы адаптироваться к новым идентификациям, индивид должен изменить некоторые из своих идеалов и моральных норм; происходит дезорганизация и реорганизация Сверх-Я, в результате чего Я приобретает относительную власть на Сверх-Я. Такой сдвиг позволяет индивиду в» определенной степени удовлетворять влечения, сохраняя таким образом психическое равновесие.
Типичными защитными механизмами, поддерживающими функционирование Я в подростковом возрасте, являются смещение к внесемейным, неинцестуозным источникам удовлетворения и следование образцам Я-идеала и нормам Сверх-Я, обращение аффекта в противоположность (стремление к зависимости обращается в протест, уважение и восхищение в презрение и высмеивание), обращение враждебности против себя и смещение катексиса с объекта на себя, что является причиной грандиозных фантазий и ипохондрических опасений. Специфические защиты подросткового возраста включают в себя аскетизм, интеллектуализацию (A. Freud, 1936), затянувшуюся юность, униформизм (Blos, 1954). Успешное развитие абстрактного мышления часто сопровождается интересом к формулированию суждений, идей и идеалов, связанных с этическими, политическими и социальными проблемами, расширяются интеллектуальные горизонты, могут проявиться интеллектуальные и творческие способности. Эти психологические изменения помогают индивиду обрести уникальное чувство личной идентичности.
Обусловленные изменчивостью физического созревания, многие подростковые нарушения являются преходящими и не требуют анализа. Патологические проявления на розных стадиях подросткового возраста и технические проблемы обсуждаются в рубрике подростковый анализ…. смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ОТРОЧЕСТВО

период развития индивидуального организма (от 10-11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности; относится к числу критических периодов развития организма, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых личностных качеств подростка составляет общение в процессе осуществляемой им деятельности (учебной, производственной, занятий творчеством, спортом и др.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер, активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным новообразованием для подросткового возраста является развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям (см. Девиантное поведение)…. смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ КИФОЗ

1) maladie de Scheuermann
2) osteochondrose vertébrale disséquante de Galland

ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС

— резко выраженные психологические особенности подросткового возраста (перепады настроений без особых на то причин); психологические особенности и реакции, свойственные именно и только подростковому возрасту…. смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД

период человеческой жизни приблизительно от 14 до 20 лет у юношей и от 12 до 18 лет у девушек. С психологической точки зрения отмечен появлением сексуального инстинкта и бурным развитием чувств — как моральных, так и религиозных. Именно 15-16 лет — возраст мистических кризисов и противостояния семейной среде. Система общего образования продлевает прдррстковый период и способствует переходу к взрослой жизни, стабильной и уравновешенной. Подростковый период заканчивается с осознанием социальной ответственности. … смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД

период человеческой жизни приблизительно от 14 до 20 лет у юношей и от 12 до 18 лет у девушек. С психологической точки зрения отмечен появлением сексуального инстинкта и бурным развитием чувств — как моральных, так и религиозных. Именно 15-16 лет — возраст мистических кризисов и противостояния семейной среде. Система общего образования продлевает прдррстковый период и способствует переходу к взрослой жизни, стабильной и уравновешенной. Подростковый период заканчивается с осознанием социальной ответственности…. смотреть

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД

период человеческой жизни приблизительно от 14 до 20 лет у юношей и от 12 до 18 лет у девушек. С психологической точки зрения отмечен появлением сексуального инстинкта и бурным развитием чувств – как моральных, так и религиозных. Именно 15-16 лет – возраст мистических кризисов и противостояния семейной среде. Система общего образования продлевает подростковый период и способствует переходу к взрослой жизни, стабильной и уравновешенной. Подростковый период заканчивается с осознанием социальной ответственности…. смотреть

  • Как пишется слово подрезать слитно или раздельно
  • Как пишется слово подрежьте
  • Как пишется слово подрасти или подрости
  • Как пишется слово подрастающее поколение
  • Как пишется слово подрастать