Рис. Как правильно пишется слово «ученик»?
КАК ПРАВИЛЬНО ПИШЕТСЯ СЛОВО «ученик» И ПОЧЕМУ? Правильное написание слова «ученик» необходимо запомнить, так как оно является словарным и к нему невозможно подобрать однокоренное проверочное слово. Слово «ученик» обязательно к запоминанию в 1, 2 классе(ах).
у-че-ни́к
УДАРЕНИЕ. Ударение в слове «ученик» падает на последний (третий) слог. Ударная гласная «И».
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. Учительница, учитель, учёба, училище, учение, учительство, учительский, учиться, приучить, заучивать, выучить и т.д.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ/ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА. Слово «ученик» образовано от глагола «учи́ть», а оно, в свою очередь, от праславянского «*učiti», от которого, в том числе, произошли слова «учение, наука, привыкать, навык» и т.д..
ЗНАЧЕНИЕ/ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА. Ученик — это 1) школьник, тот, кто учится в начальной или средней школе; 2) человек, который учится чему-либо у кого-либо; 3) тот, кто обучается какой-либо профессии у кого-либо, проходит профессиональную выучку где-либо; 4) (переносное значение) последователь, сторонник учения, общественных, научных взглядов, практической деятельности и т. п.; 5) тот, кто следует чему-либо в своих поступках, взглядах.
Слово учитель в современном русском языке имеет два значения. Первое из них — специалист, имеющий педагогическое образование и преподающий в школе какой-либо предмет; второе – человек, обладающий высоким авторитетом в определенной области знаний или профессиональной деятельности, идейный наставник.
В зависимости от значения слова, множественное число существительного учитель может иметь форму учителя или учители.
Слово учитель в первом значении относится к существительным, обозначающим лицо по профессиональному признаку. В соответствии с современными орфографическими нормами в таких существительных мужского рода продуктивно образование форм множественного числа с окончанием –а (я):
учитель – учителя; доктор – доктора; фельдшер – фельдшера; мастер – мастера.
В значении «авторитетный человек, имеющий своих последователей», слово учитель входит в число существительных с отвлеченным значением, обозначающих личные качества. Большинство из них образует множественное число при помощи окончания –ы (-и):
учитель – учители; вдохновитель – вдохновители; созидатель – созидатели; пастырь – пастыри.
Правописание окончаний во множественном числе имени существительного учитель следует соотносить со значением слова, которое проявляется в конкретном смысловом окружении, то есть, в предложении:
Формы множественного числа существительного учитель | |
Учителя ( окончание –я) | Учители (окончание –и) |
Учителя обсудили возникшую проблему на педагогическом совете.На торжественную встречу были приглашены учителя всех общеобразовательных школ города. | Мои учители – русские писатели; благодаря им я научился понимать цену слова.Выбери в учители природу: она совершенна и может дать ответ на любой вопрос. |
TheDifference.ru дает следующие рекомендации по правописанию окончаний в существительных учители и учителя:
- Написание –я или –и в окончании множественного числа существительного учитель зависит от его лексического значения.
- Существительное учитель со значением «преподаватель школьного предмета» во множественном числе имеет окончание –я.
- Если слово учитель обладает значением «наставник, идейный руководитель», во множественном числе оно пишется с окончанием –и: учители.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
учени́к, -ика́
Рядом по алфавиту:
уче́бно-курсово́й
уче́бно-методи́ческий
уче́бно-нау́чно-произво́дственный
уче́бно-нау́чный
уче́бно-о́пытный
уче́бно-познава́тельный
уче́бно-практи́ческий
уче́бно-програ́ммный
уче́бно-произво́дственный
уче́бно-спорти́вный
уче́бно-спра́вочный
уче́бно-трениро́вочный
уче́бный
уче́бный ко́мплекс – шко́ла , уче́бного ко́мплекса – шко́лы, м.
уче́ние , -я
учени́к , -ика́
учени́ца , -ы, тв. -ей
учени́ческий
учени́чество , -а
ученичо́к , -чка́
у́ченный , кр. ф. у́чен, у́чена, прич.
учёно , нареч.
учёность , -и
учёный , кр. ф. учён, учёна, прил.
учёный , -ого
учёный-агроно́м , учёного-агроно́ма
учёный-богосло́в , учёного-богосло́ва
учёный-востокове́д , учёного-востокове́да
учёный-просвети́тель , учёного-просвети́теля
учёный-энциклопеди́ст , учёного-энциклопеди́ста
учёс , -а
6
11 ответов:
2
0
Потому что для слова «Ученик» проверочным словом является слово «учение», то бишь ученик, это тот , кто постигает учение…А для слова»Учитель» проверочное слово «Учить», то есть учитель, это тот, кто учит…
2
0
Имена существительные УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК пишутся по-разному, потому что они имеют разные суффиксы. Оба существительных образуются от глагола УЧИТЬ. Это однокоренные слова из числа тех, каких очень много в одном словообразовательном гнезде помещается, например, учёба, учёный, училище, недоучка и прочие. И все они имеют один и тот же корень УЧ-.
А суффиксы разные.
Существительное УЧ/И/ТЕЛЬ имеет два суффикса: один — -И-, суффикс неопределенной формы глагола учить. Второй суффикс — -ТЕЛЬ-. Этот суффикс обозначает лицо по его профессии, по его деятельности.
УЧИТЕЛЬ — это то лицо, которое учит кого-либо, передавая свои знания другим жаждущим получать эти знания.
Существительное УЧ/ЕНИК образовано посредством суффикса -ЕНИК-, как указано в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова.
Этот суффикс выделяется в существительных со значением лица, которое характеризуется действием, указанным в глаголе, от которого существительное образовано. Ученик — это то лицо, которое учит что-либо, получая при этом определенные знания.
Суффикс -ЕНИК- и определяет правильное написание всего слова.
2
0
Слова ученик и учитель пишутся по-разному, потому что это разные существительные, хотя и однокоренные. Чтобы понять, почему слово «ученик» пишется с буквой «е», а «учитель» с буквой «и», обратимся к морфемному составу слов и их образованию.
Слово «учитель» образовано с помощью суффикса -тель, имеющего значение «лицо, занимающееся определенным видом деятельности, от однокоренного глагола:
уч-и-ть — уч-и-тель.
В его составе сохранился глагольный суффикс -и-, доставшийся в наследство от производящего слова.
Аналогично образуем слова:
победить — победитель;
укротить — укротитель.
Слово «ученик» образовано тоже от глагола «учить», но с помощью другого суффикса
учить — уч-еник.
Уч-еник_ — корень/суффикс/окончание.
Вот так родились разные «дети» у глагола «учить».
2
0
Тут просто нужно разобрать верно слова. Учитель и ученик — это слова с одним корнем. И он у них — «уч». А вот те буквы, которые будут идти после корня, могут отличаться, поскольку суффиксов и окончаний в русском языке — масса.
В слове «ученик» мы имеем суффикс «еник». В других источниках — соединительная гласная «е» плюс суффикс «ник». Плюс нулевое окончание.
В слове «учитель» два суффикса — «и» и «тель». Окончание также нулевое.
В результате мы имеем однокоренные слова с разными суффиксами. И это вполне нормально. Ведь в русском языке даже могут быть корни, в которых одна гласная меняется, даже «е» на «и», что напоминает данный случай.
1
0
Проверочное слово учЕник-это учЕние, а у учИтель-учИть, всё просто
1
0
Эти два слова имеют разные корни.
Учитель-это тот , который учит.
А ученик -это тот , который воспринимает учение .
Учитель-учить
Ученик- учение.
Вот поэтому и пишутся эти слова по -разному.
Учитель с буквой «И»
Ученик с буквой «Е».
1
0
Это однокоренные слова — корень -уч-. А в остальном по поводу образования слов вы правы. Есть еще одно слово, о котором вы забыли — » неуч», хорошо подходит и к ученику и к учителю
1
0
Слово Учитель легко разобрать по составу и найти способ его образования. Есть хороший глагол Учить, который относится ко второму спряжению и обладает суффиксом И, от него мы получаем слово Учитель, в котором помимо корня УЧ выделим все тот же суффикс глагола И и суффикс существительного ТЕЛЬ.
Но с корнем УЧ можно составить множество слов и без участия глагола, например Учеба, Ученый, Ученик, которые получены с помощью разных суффиксов.
Например в слове Ученый есть суффикс ЕН, в слове Учение — суффикс -ЕНИ-, а вот в слове Ученик имеется суффикс ЕНИК, хотя мне больше нравится вариант, когда выделяют суффикс -НИК, и гласную Е определяют как интерфикс между корнем и суффиксом.
1
0
Оба эти слова имеют одинаковый корень «уч». В слове » ученик» два суффикса «ен» и «ик».
В слове » учитель» помимо корня «уч» тоже два суффикса «и» и «тель».
Существует ошибочное мнение,что два этих слова имеют разное происхождение,но это лишь догадки.
0
0
Ну, если даже не вдаваться в правописание, то, наверное, потому, что учИтель — учит, а ученик учит учЕние у своего учителя. Такое объяснение, конечно, весьма и весьма сомнительно, но что — то в этом есть
0
0
разные проверочные слова: учитель — учи*ть, а ученик — уче*ние.
Читайте также
Слово «туманный» надо писать с маленькой буквы. Это — совсем не часть названия, а просто устоявшийся эпитет. Такой же, как «прекрасная Франция», святая Русь», «добрая старая Англия». Именно потому, что эпитет устоявшийся, мы не говорим — «туманная Англия» или «туманная Великобритания»
«Альбион» — древнейшее название Великобритании. Так она называлась, когда этот остров населяли кельтские племена бриттов — непосредственных предков современных ирландцев. Эпитет «туманный» дали ему норманны в 1066 году, потому что туманы мешали им завоёвывать Англию. В то время она уже называлась Англией — по названию германского племени, вышедшего из Скандинавии и завоевавшего её в 5-6 веках, но по старой памяти ещё держалось прежнее название. Как теперь мы иногда называем Мьянму Бирмой.
В современном русском языке существуют оба варианта: и с «-еньк», и с «-оньк-«.
Они равноправны в употреблении.
Правда, слово «тихонький» считается устаревающим (не устаревшим!), несколько архаичным.
Смотрим орфоэпический словарь под ред. И. Резниченко:
«Орфографический словарь русского языка», под ред. С. И. Ожегова, «Русский орфографический словарь», отв. ред. В. В. Лопатин и А. И. Тихонов «Морфемно-орфографич<wbr />еский словарь».
В 2006 генеральное изменение провели. https://www.nkj.ru/a<wbr />rchive/articles/13978<wbr />/
Верный вариант написания данного слова, с одной Н: «окрашено». Это слово является краткой формой страдательного причастия, а, как мы уже знаем, согласно правилам русского языка, краткие формы пишутся всегда с одной буквой Н.
учени́к
учени́к, -ика́
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова квакуша (существительное):
Ассоциации к слову «ученик»
Синонимы к слову «ученик»
Предложения со словом «ученик»
- В программе этого пикника была речь лучшего ученика школы, множество игр и спортивных соревнований, а потом общие танцы всех присутствовавших.
- Каждый новый ученик школы должен был дать клятву, что сохранит в тайне доверенные ему имена ангелов.
- Они появились у него совсем недавно, как только он стал учеником мастера игрушек.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «ученик»
- Грамматики, риторы, философы и богословы, [Грамматики и риторы — в духовных семинариях так называли учеников младших классов; философы и богословы — ученики старших классов.] с тетрадями под мышкой, брели в класс.
- Учился он, однако, очень хорошо: сначала под руководством гувернантки-француженки вместе с дочерьми Энгельгардта, а затем — учителя из окончивших курс смоленских семинаристов, передавшего своему ученику всю пройденную им самим премудрость, позже — гувернера-француза и, наконец, — учителей семинарии.
- Вязмитинов был сын писца из губернского правления; воспитывался в училище детей канцелярских служителей, потом в числе двух лучших учеников был определен в четвертый класс гимназии, оттуда в университет и, наконец, попал на место учителя истории и географии при знакомом нам трехклассном уездном училище.
- (все
цитаты из русской классики)
Значение слова «ученик»
-
УЧЕНИ́К, -а́, м. 1. Учащийся начального или среднего учебного заведения. Ученик железнодорожного училища. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова УЧЕНИК
Афоризмы русских писателей со словом «ученик»
- Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.
- Самое печальное — это ученик, из которого ни черта не вышло! — самое печальное и опасное.
- Ученик!.. Он приходит к тебе, полный доверия и надежды. Затаив дыхание, внимает каждому слову… весь смирение, весь послушание. Ты вкладываешь в него свою душу, свой разум…
- (все афоризмы русских писателей)
Склонение существительного «учитель»
Существительное «учи́тель» (глава учения, одуш.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
учи́тель | учи́тели |
Родительный Кого? Чего? |
учи́теля | учи́телей |
Дательный Кому? Чему? |
учи́телю | учи́телям |
Винительный (одуш.) Кого? Что? |
учи́теля | учи́телей |
Творительный Кем? Чем? |
учи́телем | учи́телями |
Предложный О ком? О чём? |
учи́теле | учи́телях |
Существительное «учи́тель» (преподаватель, одуш.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
учи́тель | учителя́ |
Родительный Кого? Чего? |
учи́теля | учителе́й |
Дательный Кому? Чему? |
учи́телю | учителя́м |
Винительный (одуш.) Кого? Что? |
учи́теля | учителе́й |
Творительный Кем? Чем? |
учи́телем | учителя́ми |
Предложный О ком? О чём? |
учи́теле | учителя́х |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: околоушный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «учитель»
Синонимы к слову «учитель»
Предложения со словом «учитель»
- Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…
- Не многие становятся учителями английского языка только в силу своей неувядающей страсти к тому, чтобы учить, как правильно и к месту использовать запятую.
- После окончания университета я два года работал учителем истории, затем поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и стал работать преподавателем общественных наук в техническом институте.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «учитель»
- Достойный ученик достойного учителя послушался и поехал к Сиротининой.
- Скоро дыханье природы проникло в мое существо и выгнало из головы моей гимназию, товарищей, учителей, книги и уроки.
- Учился он, однако, очень хорошо: сначала под руководством гувернантки-француженки вместе с дочерьми Энгельгардта, а затем — учителя из окончивших курс смоленских семинаристов, передавшего своему ученику всю пройденную им самим премудрость, позже — гувернера-француза и, наконец, — учителей семинарии.
- (все
цитаты из русской классики)
Каким бывает «учитель»
Значение слова «учитель»
-
УЧИ́ТЕЛЬ, -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова УЧИТЕЛЬ
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
УЧИ́ТЕЛЬ, -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы.
Все значения слова «учитель»
-
Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…
-
Не многие становятся учителями английского языка только в силу своей неувядающей страсти к тому, чтобы учить, как правильно и к месту использовать запятую.
-
После окончания университета я два года работал учителем истории, затем поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и стал работать преподавателем общественных наук в техническом институте.
- (все предложения)
- ученик
- наставник
- учительница
- преподаватель
- педагог
- (ещё синонимы…)
- учить
- школа
- школы
- инструктор
- учения
- (ещё ассоциации…)
- школьный учитель
- учитель истории
- слова учителя
- учитель говорил
- стать учителем
- (полная таблица сочетаемости…)
- терпеливый
- школьный
- сельский
- мудрый
- компетентный
- (ещё…)
- Склонение
существительного «учитель» - Разбор по составу слова «учитель»
- Как правильно пишется слово «учитель»
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
6
Почему слово ученик пишется через «е», а учитель через «и»?
11 ответов:
2
0
Потому что для слова «Ученик» проверочным словом является слово «учение», то бишь ученик, это тот , кто постигает учение…А для слова»Учитель» проверочное слово «Учить», то есть учитель, это тот, кто учит…
2
0
Имена существительные УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК пишутся по-разному, потому что они имеют разные суффиксы. Оба существительных образуются от глагола УЧИТЬ. Это однокоренные слова из числа тех, каких очень много в одном словообразовательном гнезде помещается, например, учёба, учёный, училище, недоучка и прочие. И все они имеют один и тот же корень УЧ-.
А суффиксы разные.
Существительное УЧ/И/ТЕЛЬ имеет два суффикса: один — -И-, суффикс неопределенной формы глагола учить. Второй суффикс — -ТЕЛЬ-. Этот суффикс обозначает лицо по его профессии, по его деятельности.
УЧИТЕЛЬ — это то лицо, которое учит кого-либо, передавая свои знания другим жаждущим получать эти знания.
Существительное УЧ/ЕНИК образовано посредством суффикса -ЕНИК-, как указано в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова.
Этот суффикс выделяется в существительных со значением лица, которое характеризуется действием, указанным в глаголе, от которого существительное образовано. Ученик — это то лицо, которое учит что-либо, получая при этом определенные знания.
Суффикс -ЕНИК- и определяет правильное написание всего слова.
2
0
Слова ученик и учитель пишутся по-разному, потому что это разные существительные, хотя и однокоренные. Чтобы понять, почему слово «ученик» пишется с буквой «е», а «учитель» с буквой «и», обратимся к морфемному составу слов и их образованию.
Слово «учитель» образовано с помощью суффикса -тель, имеющего значение «лицо, занимающееся определенным видом деятельности, от однокоренного глагола:
уч-и-ть — уч-и-тель.
В его составе сохранился глагольный суффикс -и-, доставшийся в наследство от производящего слова.
Аналогично образуем слова:
победить — победитель;
укротить — укротитель.
Слово «ученик» образовано тоже от глагола «учить», но с помощью другого суффикса
учить — уч-еник.
Уч-еник_ — корень/суффикс/окончание.
Вот так родились разные «дети» у глагола «учить».
2
0
Тут просто нужно разобрать верно слова. Учитель и ученик — это слова с одним корнем. И он у них — «уч». А вот те буквы, которые будут идти после корня, могут отличаться, поскольку суффиксов и окончаний в русском языке — масса.
В слове «ученик» мы имеем суффикс «еник». В других источниках — соединительная гласная «е» плюс суффикс «ник». Плюс нулевое окончание.
В слове «учитель» два суффикса — «и» и «тель». Окончание также нулевое.
В результате мы имеем однокоренные слова с разными суффиксами. И это вполне нормально. Ведь в русском языке даже могут быть корни, в которых одна гласная меняется, даже «е» на «и», что напоминает данный случай.
1
0
Проверочное слово учЕник-это учЕние, а у учИтель-учИть, всё просто
1
0
Эти два слова имеют разные корни.
Учитель-это тот , который учит.
А ученик -это тот , который воспринимает учение .
Учитель-учить
Ученик- учение.
Вот поэтому и пишутся эти слова по -разному.
Учитель с буквой «И»
Ученик с буквой «Е».
1
0
Это однокоренные слова — корень -уч-. А в остальном по поводу образования слов вы правы. Есть еще одно слово, о котором вы забыли — » неуч», хорошо подходит и к ученику и к учителю
1
0
Слово Учитель легко разобрать по составу и найти способ его образования. Есть хороший глагол Учить, который относится ко второму спряжению и обладает суффиксом И, от него мы получаем слово Учитель, в котором помимо корня УЧ выделим все тот же суффикс глагола И и суффикс существительного ТЕЛЬ.
Но с корнем УЧ можно составить множество слов и без участия глагола, например Учеба, Ученый, Ученик, которые получены с помощью разных суффиксов.
Например в слове Ученый есть суффикс ЕН, в слове Учение — суффикс -ЕНИ-, а вот в слове Ученик имеется суффикс ЕНИК, хотя мне больше нравится вариант, когда выделяют суффикс -НИК, и гласную Е определяют как интерфикс между корнем и суффиксом.
1
0
Оба эти слова имеют одинаковый корень «уч». В слове » ученик» два суффикса «ен» и «ик».
В слове » учитель» помимо корня «уч» тоже два суффикса «и» и «тель».
Существует ошибочное мнение,что два этих слова имеют разное происхождение,но это лишь догадки.
0
0
Ну, если даже не вдаваться в правописание, то, наверное, потому, что учИтель — учит, а ученик учит учЕние у своего учителя. Такое объяснение, конечно, весьма и весьма сомнительно, но что — то в этом есть
0
0
разные проверочные слова: учитель — учи*ть, а ученик — уче*ние.
Читайте также
Слово «туманный» надо писать с маленькой буквы. Это — совсем не часть названия, а просто устоявшийся эпитет. Такой же, как «прекрасная Франция», святая Русь», «добрая старая Англия». Именно потому, что эпитет устоявшийся, мы не говорим — «туманная Англия» или «туманная Великобритания»
«Альбион» — древнейшее название Великобритании. Так она называлась, когда этот остров населяли кельтские племена бриттов — непосредственных предков современных ирландцев. Эпитет «туманный» дали ему норманны в 1066 году, потому что туманы мешали им завоёвывать Англию. В то время она уже называлась Англией — по названию германского племени, вышедшего из Скандинавии и завоевавшего её в 5-6 веках, но по старой памяти ещё держалось прежнее название. Как теперь мы иногда называем Мьянму Бирмой.
В современном русском языке существуют оба варианта: и с «-еньк», и с «-оньк-«.
Они равноправны в употреблении.
Правда, слово «тихонький» считается устаревающим (не устаревшим!), несколько архаичным.
Смотрим орфоэпический словарь под ред. И. Резниченко:
«Орфографический словарь русского языка», под ред. С. И. Ожегова, «Русский орфографический словарь», отв. ред. В. В. Лопатин и А. И. Тихонов «Морфемно-орфографич<wbr />еский словарь».
В 2006 генеральное изменение провели. https://www.nkj.ru/a<wbr />rchive/articles/13978<wbr />/
Верный вариант написания данного слова, с одной Н: «окрашено». Это слово является краткой формой страдательного причастия, а, как мы уже знаем, согласно правилам русского языка, краткие формы пишутся всегда с одной буквой Н.
Слова «учители» и «учителя» — это нормативные формы множественного числа существительного «учитель», которые отличаются окончанием в зависимости от их лексического значения.
Узнаем, в каких случаях используются слова «учителя» или «учители», с окончанием -я или -и, если выясним их лексическое значение в контексте.
В русском языке одушевленное существительное «учитель», называющее одну из востребованных профессий нашего общества, образует параллельные формы множественного числа:
- учитель — учителя́;
- учитель — учи́тели.
Выбор грамматической формы множественного числа этого существительного с окончанием -я или -и связан с лексическим значением слова.
Форма множественного числа «учителя»
Слово «учитель» общеизвестно в качестве названия востребованной профессии. Учитель — это преподаватель школы, который учит детей, передавая им свои знания по определенному учебному предмету:
- учитель географии;
- учитель математики;
- учитель английского языка.
В этом значении слово «учитель» образует форму множественного числа «учителя» с ударным окончанием -я. Аналогично по этой продуктивной модели возникают подобные грамматические формы некоторых существительных:
- мастер — мастера́;
- доктор — доктора́;
- профессор — профессора́;
- директор — директора́.
Понаблюдаем за употреблением исследуемого слова, если прочтем примеры предложений.
Примеры
Учителя нашей школы успешно выступили на конференции, посвященной прогрессивной методике преподавания математики.
Учителя русского языка готовят учеников к участию в районной предметной олимпиаде.
На очередном педагогическом совете учителя биологии обменялись опытом использования наглядных пособий на уроках.
Опытные учителя передают молодёжи свои умения и навыки в организации учебного и воспитательного процесса.
Форма множественного числа «учители»
Слово «учитель» образует форму множественного числа «учители» с безударным окончанием -и, если обозначает главу учения, имеющего своих последователей, авторитетного человека, наставника, пропагандирующего свои взгляды в какой-либо области. Эта форма существительного используется реже.
Понаблюдаем, в какой речевой ситуации употребляется это слово.
Вы наши настоящие учители и наставники!
На этой доске почёта представлены учители.
Учители Церкви — это звания, которые присваиваются выдающимся богословам и церковным деятелям.
В грамматике русского языка отметим имена существительные, которые так же различаются окончаниями в формах множественного числа в связи с разным их лексическим значением:
- пропуски (занятий) — пропуска́ (документы);
- токи (электричества) — тока́ (места молотьбы зерновых);
- тормозы (препятствия) — тормоза́ (машин) и т. д.
Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 17
Правописание гласных в словах “ученик” и “ученица”
Содержание
- 1 Как пишется
- 2 Какое правило
- 2.1 Разбор по составу
- 2.2 Морфологическое и синтаксические свойства
- 2.3 Значение
- 2.4 Синонимы
- 3 Примеры
- 3.1 Как неправильно
- 4 Вывод
Ежедневно используя в речи огромное количество слов, мы редко задумываемся над тем, как их правильно писать, из-за чего при написании тех или иных синтаксических единиц допускаются ошибки. Даже в казалось бы совсем простых и часто употребляемых лексемах. Достаточно часто даже люди, давно вставшие из-за школьной парты, сталкиваются с дилеммой, как пишется слово ученица или ученик. Такие сложности возникают с многими словами, в которых созвучные гласные находятся не в ударном слоге.
Как пишется
Согласно правилам русского языка единственно верным вариантом написания является ферма «ученик» – с «е» во втором слоге.
Какое правило
Зачастую для проверки написания гласных, которые стоят в безударной позиции в слове, следует изменить его таким образом, чтобы буква, которая является спорной, стала под ударение и слышалась четко. Есть некоторые лексемы, к которым данное правило не может быть применено, поскольку во всех существующих формах спорный звук будет в безударном слоге. К таким словам относится и ученицы как пишется: придётся просто запомнить, что верным, согласно правилам орфографии, будет являться только написание с «е» во втором слоге.
Разбор по составу
Лексема «ученик» имеет в своем составе корень «уч», суффикс «ен» и «ик», нулевое окончание.
ученик
Морфологическое и синтаксические свойства
Рассматриваемая лексема являет собой одушевленное имя существительное мужского рода единственного числа, относится к именительному падежу и отвечает на вопрос «Кто?».
Значение
Ученик – человек, который проходит определенное обучение. Наиболее часто применяется к детям школьного возраста, получающим образование в учебных заведениях.
Синонимы
Если есть сомнения в правописании той или иной синтаксической единицы, всегда можно обратиться за помощью к синонимам и подобрать среди них именно тот, который максимально четко передаст значение необходимой лексемы, но при этом не вызовет трудностей в правописании. Синонимами в данном случае могут выступать: школяр, воспитанник, послушник, школьник, гимназист, учащийся, адепт, приверженец.
Примеры
- Это наш лучший ученик, он многократно защищал честь школы на городских, региональных и общенациональных олимпиадах, показывая высокие результаты.
- Ученица смущенно отвела глаза от учителя и посмотрела в окно, ведь из-за того, что вчера выдалась такая ясная погода, она прогуляла весь день и сегодня оказалась совершенно не готова к уроку.
- После того как ему удалось уговорить родителей перевести его из обычной школы в гимназию, он не просто стал учеником лучшего учебного заведения в городе, но и получил значительно увеличенную нагрузку в плане дополнительных уроков и более сложной программы.
- Каждый ученик стремится к тому, чтобы достичь той вершины мастерства, за которую его учитель, тренер или мастер будут им гордиться.
- Все ученики школы выстроились в школьном дворе на прощальную линейку – всего через несколько минут прозвенит последний звонок, оповещающий всех о начале летних каникул, а выпускников – о начале новой, взрослой жизни.
Как неправильно
Неверным будет употребление лексемы в форме учиник или учиница, ученици.
Вывод
Достаточно часто в русской речи одно и то же слово произносится и пишется по-разному. Поэтому если пытаться писать синтаксические единицы точно так же, как их услышали, можно допустить достаточно много грамматических ошибок. В данной статье мы рассмотрели правило, которое поможет избавиться от сложностей в написании спорных гласных в безударных слогах. Если есть возможность изменить форму слова таким образом, чтобы гласная стала в ударную позицию и четко слышалась, то можно без сомнений употреблять данную словоформу в письме. Однако есть ряд лексем, которые невозможно проверить подобным образом, например, как правильно пишется ученица, данную словоформу можно только запомнить.
Оценка статьи:
Загрузка…
Грамматическое описание слова
Рассматриваемая языковая единица состоит из 3-х слогов. В ней 3 гласных. Первый слог открытый. Он состоит из одного гласного у. Ударным является третий. Проблемы написания возникают со вторым гласным, который занимает слабую позицию. Этот гласный звук обозначен буквой е, которая находится в суффиксе исследуемого слова. Значит, проверить её подбором однокоренной лексемы не удастся.
Данная языковая единица состоит из 4-х морфем. В ней выделяют корень уч-, 2 суффикса – е-ник и нулевое окончание. Послекорневая морфема – ник указывает на лицо мужского пола. Суффикс –е обычно используется в глаголах. Исследуемая лексема образовалась от слова учить, в котором перед –ть явно слышится буква –и. Возможно, данный факт является основополагающим для выбора написания и в рассматриваемом слове.
Анализируемая лексема – одушевлённое имя существительное. Она относится к мужскому роду второму склонению. Данная форма – это единственное число именительного падежа. На данный факт указывает нулевое окончание. На уровне предложения она будет подлежащим или сказуемым.
Слово общеупотребительное, встречается в текстах разных стилей.
Объяснение правописания
Как объясняется слово ученик на уровне правописания? Единой нормы для графического оформления суффиксов нет. Здесь стоит прибегнуть к приёму ассоциаций.
Данная лексема будет однокоренной для слова учЕние. Это тоже имя существительное. В нём выделяют суффикс – ени, который обозначает какое-либо явление, понятие. Если соотнести обе единицы, то станет очевидным, что в рассматриваемом нами слове после корня следует писать букву –е. При этом важно помнить, что в исследуемой лексеме она является отдельным суффиксом и не может быть проверена через подбор однокоренного слова, где окажется в сильной позиции.
Таким образом, данная языковая единица имеет 2 суффикса, один из которых Е, а не И.
Примеры предложений
Рассмотрим, как ведёт себя исследуемая лексема в контексте?
-
В списочном составе класса значился тридцать один ученик.
-
Ученик не пришёл на занятия по уважительной причине.
-
Каждый ученик должен делать домашнее задание.
В современном мире так много возможностей открыть для себя что-то новое, получить знания или обрести навыки. В повседневной речи мы используем слово «учитель», но как правильно обращаться к учителям: «учителя» или «учители»?
Читайте в статье
- Как правильно пишется?
- В каких случаях пишут «учителя»
- Примеры предложений
- В каких случаях пишут «учители»
- Примеры предложений
- Ошибочное написание слов «учители» и «учителя»
- Заключение
Как правильно пишется?
Морфологический словарь трактует, что для правильного окончания слова в множественном числе необходимо учесть контекст, в котором оно используется, то есть выяснить лексическое значение применяемого слова, так как
в обращении верны обе формы множественного числа одного существительного.
В каких случаях пишут «учителя»
Окончание «-а» или «-я» в слове «учитель» будет в том случае, когда подразумевается профессия, то есть лексическое значение следующее: «учитель – человек, должностной обязанностью которого является трактовка знаний в понятной форме, передача имеющейся информации в устном и письменном формате ученикам с последующим контролем усвоенного материала и работой над ошибками».
Примеры предложений
- Учителя собрались в огромном конференц-зале, чтобы в свой профессиональный праздник принять поздравления от администрации в виде цветов и грамот.
- В последнее время учителя столкнулись с непониманием со стороны родителей в вопросах воспитания детей: должен ли учитель стать наставником, или он остается всего лишь педагогом для неокрепших умов?
В каких случаях пишут «учители»
Если в слове «учитель» кроется нечто большее, нежели заложено в первой трактовке, то применяется окончание «-и» или «-ы» во множественном числе. Лексическое значение во втором случае будет характеризовать человека, являющегося учителем по призванию, а не по профессии, обладающего авторитетом и лидерскими качествами, имеющего последователей и верных учеников (единомышленников).
Примеры предложений
- С малых лет я наблюдал, сравнивал и анализировал. Мои учители – это все окружающие меня объекты и субъекты природы: у деревьев я научился планировать и думать над каждым принятым решением, характерные привычки животных помогли мне не заплутать в сложном мире человеческих взаимоотношений. Настоящий дар – учиться у гениального создателя – матери всего существующего.
- Великие учители нашего времени – это молодые амбициозные творцы, что не знают слова невозможно и одним горящим взором и мудрым словом, способны зажечь массы, например, Илон Маск.
Ошибочное написание слов «учители» и «учителя»
Ошибочное написание слова «учитель» отсутствует, так как приняты к использованию обе формы. Однако следует обращать внимание на закладываемый смысл сказанного.
Заключение
В конкретном примере упор на правильную форму множественного числа существительного «учитель» следует делать, опираясь на лексическое значение.
Окончание «-я» используется тогда, когда говорим о профессии: учителя. Окончание «-и» уместно в том случае, когда смысл существительного в идейном предводительстве: учители.