Как пишется сочинение по картине 3 класс

Весенний пейзажСочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.

Техника правильного написания сочинения по картине

Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.

Структура текста

При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вступление

Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».

Основная часть

Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:

Зимний пейзаж

  1. Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
  2. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
  3. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
  4. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.

Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.

План сочинения

Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:

Вступление:

  • справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
  • справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);

Основная часть (описание картины):

  • сюжет картины;
  • описание переднего и заднего планов;
  • описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
  • детали;
  • цветовая гамма;
  • роль и используемые художником средства выражения.

Заключение:

  • собственное мнение о картине;
  • общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

  • Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
  • Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
  • Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
  • Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.

Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.

Раскрытие темы и вывод

Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.

Советы родителям:

  1. Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
  2. В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
  3. Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
  4. Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
  5. В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.

Ребенок занимаетсяОбучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.

Содержание статьи

  • С чего начать
  • Сбор информации об авторе и произведении
  • Определение жанра
  • Общее устное описание
  • Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы
  • Анализ основной мысли и настроения произведения
  • Личное отношение
  • Составление плана
  • Клише для отдельных пунктов плана

Описание произведений знаменитых художников – одно из самых распространенных заданий по русскому языку для учеников начальной и средней школы. Чтобы успешно справиться с ним, ребенок должен четко понимать, как писать сочинение по картине, как начать и закончить для 3-5 класса. В этом поможет памятка, в которую включены основные правила и последовательность написания работы. Если ученик усвоит эти принципы, он сможет легко научиться писать сочинения по натюрмортам, пейзажам и портретам.

С чего начать

Прежде чем составить план и начать писать сочинение по картине, требует провести подготовительную работу. Она состоит из нескольких этапов.

Девочка пишет сочинение

Сбор информации об авторе и произведении

Нужно ознакомиться с биографией художника и историей картины. Возможно, толчком для написания полотна послужили знаковые события, произошедшие в этот период. Или идея была навеяна личными переживаниями и эмоциями автора – влюбленностью, болью от потери, воспоминаниями о детстве, любовью к родному краю или определенному времени года и т. д. Эти сведения помогут лучше понять основную мысль и настроение произведения.

К примеру, пейзаж «Золотая осень» Исаака Левитана. Художник родился 15 октября, то есть именно в тот период, когда природа выглядит так, как изображено на холсте. И можно предположить, что это время года автор любил больше всего, потому и посвятил ему свое произведение.

Определение жанра

Живопись классифицируют в зависимости от главных объектов изображения. Существуют следующие жанры:

  • Натюрморт (от французского nature morte, «мертвая природа»). На полотнах изображены предметы обихода, книги, посуда, фрукты, овощи, дичь и т. д.
  • Пейзаж. Картины, изображающие природу, естественную или измененную.
  • Портрет. Воссоздает облик реальных или выдуманных автором людей.

Ко 2-3 классу школьники уже умеют правильно идентифицировать жанры. И в сочинении нужно обязательно указать, о каком типе художественного произведения идет речь.

Мальчик думает и пишет сочинение

Общее устное описание

Основная цель таких заданий – научить ребенка последовательному описанию увиденного, словесному выражению своих мыслей и чувств. Но сначала нужно сделать это в устной форме. Внимательно рассмотрев картину, школьник должен отметить следующие моменты:

  • Сюжет. Что изображено на полотне? Какие события и явления передает произведение?
  • Передний план. Какие объекты сразу привлекают к себе внимание? Что можно сказать о них, какие характерные черты выделить? Если на картине изображены люди или животные, что они делают, какие эмоции и чувства испытывают?
  • Задний план. На фоне чего расположены главные объекты? Как это влияет на общее настроение картины? Какую информацию передает?

Когда речь идет о портретах или натюрмортах, определить объекты переднего и заднего плана легко, чего нельзя сказать о пейзажах. Чтобы выделить эти зоны, нужно визуально разграничить изображение на 2 горизонтальные равные части. Область, в которой находится большее количество предметов, и является передним планом.

Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы

Мелкие элементы присутствуют на работах любого жанра, дополняя основные объекты. Нередко они несут большую смысловую нагрузку, поэтому изучить их нужно с особенным вниманием.

Например, часы на руке женщины, изображенной на картине Федора Решетникова «Опять двойка» (вероятней всего, матери горе-ученика). В совокупности с усталым взглядом они дают понять, что каждый день ее наполнен заботами, и чтобы все успеть, она вынуждена планировать его буквально по минутам. И тем сильнее огорчает ее очередной «неуд» ребенка, причиной которого, скорее всего, является небрежное отношение к учебе.

А также на этом этапе важно обратить внимание на цветовую гамму. Какие тона преобладают, теплые или холодные? Тусклые или насыщенные? Картина отличается цветовым многообразием или за основу взяты несколько оттенков?

Работа Ивана Айвазовского «Буря на море»

Картина Ивана Айвазовского «Буря на море»

К примеру, работа Ивана Айвазовского «Буря на море». Небо, скалы и море выполнены в фиолетово-серых тонах. Но этого достаточно, чтобы передать силу грозной стихии и вызвать чувство тревоги. При взгляде на полотно как будто слышен грохот мощных волн, грозные раскаты грома и шум дождя.

Анализ основной мысли и настроения произведения

В этой части нужно сформулировать идею картины. Что хотел сказать автор своим произведением? Показать красоту пасторальных пейзажей, мощь стихии или эмоции людей в определенных ситуациях, их отношение к происходящим событиям и т. п.

А также нужно упомянуть о том, какими чувствами наполнено полотно и какое настроение оно создает – мрачное и угнетенное или светлое и радостное.

Личное отношение

Изучив произведение, ребенок должен выразить свои впечатления от увиденного. Какие мысли и чувства возникли, глядя на картину? О чем она заставила задуматься? Что понравилось, а что нет? Захотелось ли ознакомиться подробнее с творчеством автора и т. д.

Мальчик школьник

Задача родителей и педагогов на этом этапе – помочь ребенку подобрать яркие, эмоциональные эпитеты, которые помогут точнее описать его отношение. Словарного запаса учеников 4, 5 и 6 классов может не хватить для того, чтобы передать свои чувства.

Составление плана

Текст должен быть поделен на 3 ключевых раздела – вступление, основную часть и заключение. Чтобы правильно оформить работу, нужно написать план. Как правило, описания картин создаются по следующей схеме:

  1. Вступление. Начинается сочинение с краткой справки об авторе, также упоминается жанр и название произведения, дата создания.
  2. Сюжет. Нужно охарактеризовать явление, ситуацию или персонаж, если речь идет о портрете.
  3. Передний и задний план. В этой части надо указать, какие объекты являются центральными, а какие второстепенными. Рассказать об их отличительных чертах, описать внешность героев, если они присутствуют, обратить внимание на фон.
  4. Мелкие детали. Здесь можно подробнее остановиться на одежде персонажей, особенностях и отличительных признаках изображенных предметов.
  5. Цветовая гамма. Потребуется описать основные тона картины или указать на многообразие красок. А также рассказать, какие оттенки преобладают, яркие или приглушенные, теплые или холодные.
  6. Настроение. В этой части нужно проанализировать увиденное и описать, какие чувства и эмоции передает изображение.
  7. Заключение. Закончить сочинение надо, сформулировав основную идею полотна и свое отношение к нему.

Это примерный план, по которому пишутся описания. Для каждого сочинения лучше делать индивидуальную схему в зависимости от жанра и особенностей произведения.

План написания сочинения описания

Клише для отдельных пунктов плана

С поиском подходящих формулировок, которыми можно заполнить основную часть, начать или завершить сочинение, трудности возникают не только у малышей, но и у учеников 7, 8 и 9 классов. В этой ситуации поможет таблица-шпаргалка с шаблонными выражениями.

Часть текста Клише
Вступление
  • ·        Передо мной полотно ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______ замечательного художника _______
  • ·        На уроке русского языка я познакомился с прекрасной картиной ­­­­­­­­­­­­­_______ работы_______
  • ·        Интересна история создания этого полотна (коротко описать)
  • ·        Эта работа сыграла огромную роль в творческой биографии автора (коротко рассказать)
  • ·        Теме_______ посвящено много произведений, потому что (объяснить)
Сюжет
  • ·        Картина _______ изображает _______
  • ·        Интересен сюжет полотна _______ (рассказать)
  • ·        Художник _______ на картине _______изобразил _______
Передний план
  • ·        На переднем плане располагается _______
  • ·        Центральным объектом картины является _______
  • ·        На переднем плане художник изобразил _______
Задний план
  • ·        На заднем плане расположились _______
  • ·        Задний план занимает _______
  • ·        Вдалеке виднеется _______
Цветовая гамма
  • ·        Изображая _______, художник использует множество цветов и оттенков
  • ·        На картине преобладают _______ цвета
  • ·        Используя _______ цвета и оттенки, автор создает _______ настроение
  • ·        Благодаря контрасту _______ оттенков, можно понять идею художника (рассказать)
  • ·        Художник выбрал_______ краски. Этим он показывает _______
Настроение
  • ·        Глядя на картину _______, я думаю о _______
  • ·        Любуясь картиной, я чувствую _______
  • ·        Картина создает _______ настроение
  • ·        От полотна веет _______
  • ·        Картина навевает _______чувства

Это приблизительные варианты, которые не стоит переписывать дословно. Лучше видоизменить их, добавив собственные мысли.

Советы для родителей.

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

Как научить ребенка писать сочинения?

1. Во-первых, перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери — они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного «подтолкните» его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте «медвежьей услуги».

2. Во-вторых, как наши дети пишут сочинения? Переписывают с литературы, скачивают с Интернета. Можно ли так чему-либо научиться? Конечно, нет! Сочинение НЕ должно быть списано. Готовое сочинение — это только направление движения мысли, поскольку это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая, не изменяют «умные» фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любое, даже самое замечательное сочинение, будет заметно учителю, если оно написано взрослыми или списано с Интернета.

3. В-третьих, чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ.

4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка!

Как писать сочинение по картине?

Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание — цветовые особенности картины. А еще — как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.

Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:»Передо мной картина (художника) (название картины).»

Памятка

1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)

2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?

3. Какие краски использует художник?

4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.

5. Составь план описания картины.

6. Подбери подходящий эпиграф.

7. Напиши сочинение.

8. Проверь себя, дай проверить взрослому.

Фразы-помощники: «художник изобразил…», «краски создают ощущение…»,

«создается настроение…» и т.д.

Словарь: художник — живописец — мастер кисти — автор

                   картина — полотно — репродукция

        изобразил — показал — нарисовал — воплотил — создал

        тема — идея — сюжет — колорит — детали — настроение — впечатление

Этапы сочинения.

Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:»Передо мной картина (художника) (название картины).»

Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.

Заключительная часть содержит в себе чувства, мысли автора сочинения и вывод.

И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.

Успехов вам в учебе!

Пишем сочинение по картине — памятка, составление плана

  1. 1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах
  2. 2. Составление плана сочинения по картине в средних классах
  3. 3. Составление плана сочинения по картине в старших классах

Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. Как научиться правильно писать сочинение-описание картины?

1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах

Подготовительный этап работы начинается со знакомства с картиной и художником. Ведь мы знакомим учеников с писателем, когда изучаем литературное произведение. Иначе сложно понять его замысел. Найдите в интернете информацию о художнике, его творческом пути. Познакомьте ребёнка с другими творениями этого автора. Постарайтесь вместе с учеником ответить на вопрос, чем выделяется творчество этого мастера среди работ других живописцев. На подготовительном этапе написания сочинения также важно определить её жанр. У описания пейзажа или портрета свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Натюрморт или бытовой сюжет также будут иметь свою специфику описания. Хорошо, если уже в начальных классах ребёнок будет разбираться в жанрах живописи.

Попросите школьника внимательно рассмотреть предлагаемую для описания картину. Пусть ребёнок попытается устно рассказать о том, что он видит, как будто он описывает картину слепому человеку или другу по телефону. Помогите ученику увидеть и описать словами общее настроение картины.

Внимательное рассмотрение играет очень важную роль при написании сочинения по картине. Порой мы спешим приступить к написанию, заглядывая в предложенный план и стараясь ему соответствовать. Однако забываем, что задача ученика не только в том, чтобы развивать речевые или какие-либо ещё навыки, но и в том, чтобы благодаря картине открывать что-то новое в себе, обогащать свои впечатления, умения истолковывать увиденное. Хорошо, если ребёнок переживет какие-либо эмоции, глядя на творение художника. Для сочинений предлагаются работы прославленных мастеров, в которых можно и должно искать важный смысл, особое значение. В них видна индивидуальность автора, а каждая картина – это неповторимый визуальный образ. Написание сочинения по картине не должно становится только тренировкой предложенного учителем алгоритма действий.

Учите ребёнка рассматривать все детали картины, а не только то, что изображено на переднем плане. Ведь каждая деталь вносит дополнение в понимание общего замысла картины. Пусть задумается, почему художник выбрал именно такой фон. Познакомьте ученика с понятием композиции.

Следующий этап – разговор о цветовой гамме картины. Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные. Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине. Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.

Ну, вот уже и собраны технические составляющие картины. Остаётся задуматься о своём отношении к увиденному. Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне. Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора. Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять? Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.

Примерный план может выглядеть так:

I.Вступление

  • Название картины, её автор, жанр
  • Короткое сообщение о художнике и картине

II. Описание полотна

  • Сюжет картины
  • Что изображено на переднем плане
  • Описание фона
  • Описание деталей, их значение
  • Цвет в картине
  • Настроение

III. Заключение

  • Что хотел сказать автор?
  • Моё отношение к изброженному на картине

2. Составление плана сочинения по картине в средних классах

Начинаем предварительную работу с рассмотрения картина и составления общего впечатления от неё. Определите жанр картины, обратите внимание на композицию и на то, что изображено. Подумайте над названием картины. Ответьте на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так. Найдите информацию о том, в какое время написана картина. Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника? Необходимо также узнать об истории создания картины, по которой вы пишете сочинение.

Следующий этап – описание того, что вы непосредственно видите, рассматривая творение живописца. Как расположены на картине предметы, люди или животные. Опишите то, на что вы обратили внимание в первую очередь и почему. Что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.

На каком фоне изображены раскрывающие замысел автора предметы? Ответьте на вопросы, какую роль играет освещение на картине, какой цвет преобладает и как он влияет на общее настроение картины. Есть ли противопоставление светлого тёмному, яркого тусклому? Какое время дня, года изображено, если это пейзаж? Но, если это люди или одиночный портрет, необходимо описать внешность, одежду, предположения о характере изображённого. Опишите главные предметы и «говорящие» детали. Как, на ваш взгляд, они помогают понять замысел картины?

Закончить работу нужно высказывание собственного мнения о картине, своего отношения к изображённому, к общему замыслу автора. Как отозвалось изображённое в вашей душе, какие воспоминания или чувства родились у вас при знакомстве с работой художника? Из «кирпичиков» — ответов на все эти вопросы легко выстроить план.

Примерный план может выглядеть так:

I.Вступление

  • Краткие сведения о жизни и творчестве художника
  • История создания картины

II. Основная часть (описание картины)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Детали
  • Цветовая гамма
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень)

III. Заключение

  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

3. Составление плана сочинения по картине в старших классах

Подготовка к сочинению и составлению плана должна включать знакомство с биографией и творчеством художника. В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился. Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название? Какое слово в названии, по вашему мнению, главное? Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?

Далее необходимо сделать анализ картины. Определите её композиционный центр, разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона. Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение? Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день. Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности. Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.

Обратите внимание на мелкие детали, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере. Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины? Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это? Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?

Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне? Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра? Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?

Прочувствуйте своё отношение к картине. Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала. Определите главную мысль картины. Понравился ли вам авторский замысел? Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор. Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?

Составляя план старайтесь придерживаться следующих пунктов:

I.Вступление

  • Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)
  • Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)

II. Основная часть (анализ)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Описание героев картины, если они присутствуют
  • Детали, их роль в картине
  • Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины

III. Заключение

  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

Мы надеемся новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!

Сочинение по картине

Содержание:

  1. Структура написания сочинения по картине
  2. План написания сочинения по картине
  3. ТОП 7 советов как написать сочинение по картине правильно
  4. Пример сочинения по картине
  5. Пример сочинения №1
  6. Пример сочинения №2
  7. Скачать готовые сочинения по картинам
  8. Образцы сочинений по картинам
  9. Учебник по написанию и оформлению сочинения

Сочинение по картине является распространенным типом работы для студентов и школьником, которое вам, вероятно, будет предложено сделать в классе.

Структура написания сочинения по картине

Прежде чем приступить к написанию своего сочинения, убедитесь, что вы понимаете детали задания, чтобы знать, как подходить к сочинению. После того, как вы выбрали тему, проведите некоторое исследование и сузьте основные аргументы, которые вы хотели бы привести. Оттуда вам нужно написать план и конкретизировать ваше сочинение, которое должно состоять из введения, тела и заключения.

После того, как ваше сочинение составлено, потратьте некоторое время на его пересмотр, чтобы убедиться в том, что вы написали максимально понятным языком.

Живопись, в зависимости от избранного художником объекта изображения или особенности сюжета подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет.

Пейзаж — это картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу.

Натюрмортэто картина, на которой обычно бывают изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь. Сам термин произошёл от французского nature morte – «мёртвая натура».

Портрет — один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нём воссоздаётся облик определённых людей.

Вам пригодятся термины:

  1. Живопись – создание художественных образов красками.
  2. Картина – произведение живописи в красках на холсте, доске или листе бумаги.
  3. Контраст – резкая противоположность; контраст зрительный – зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по отношению с окружающим его миром.
  4. Колорит – гармоничное сочетание цветовых тонов, создающих определённое единство содержания произведения.
  5. Манера – отличительная черта творчества художника, его стиль.
  6. Облик – внешний вид, очертание, наружность.
  7. Отблеск – сияние отражённого света.
  8. План – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.
  9. Свет — поверхность, на которую падают прямые солнечные лучи.
  10. Тень – наиболее слабо освещённые участки в изображении.
  11. Цвет – цветовой фон или окраска.
  12. Фон – основной цвет, тон на котором пишется картина.

План написания сочинения по картине

  1. Жанр картины.
  2. Кто и что изображены.
  3. Настроение, вызываемое этим произведением.
  4. Основные микротемы картины.
  5. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит)
  6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Более подробный план:

  1. Рассмотрите внимательно картину, определите её тему.
  2. Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, размер, форма, объём).
  3. Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, в центре картины, слева, справа, на заднем плане.
  4. Опишите ситуацию, изображённую на картине.
  5. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т.д.
  6. Выразите своё отношение к герою, к картине.
  7. Опишите чувства, которые у вас вызывает картина.
  8. Составьте план описания картины.
  9. Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

Как правильно сказано: «Картина говорит тысячу слов», нам просто нужно услышать, что там говорится. Не существует установленного правила, которое можно было бы применить ко всем изображениям, чтобы прийти к его интерпретации, однако существуют определенные условия, по которым можно написать сочинение на отлично.

Начните с просмотра изображения издалека:

  • Определите, что является предметом там, где фокус
  • Наблюдайте за кадрированием, находится ли объект в центре внимания или он расположен с одной стороны
  • Ищите, где контраст больше всего, потому что это будет значительная часть истории, рассказываемой картиной
  • Обратите внимание на фон, это предисловие к теме

Теперь изучите информацию по картине:

  • Если субъект является узнаваемым объектом из нашей физической реальности, посмотрите его и его историю
  • (В случае картин / рисунков) Оцените, насколько близко объект напоминает реальную вещь, что может дать больше подсказок о том, как художник хотел передать свое понимание предмета.
  • Для фотографий обращайте больше внимания на фон, потому что он представляет момент во времени и пространстве
  • Если субъектом является человек или любое живое существо, сфокусируйтесь на его лице и положении рук, они представляют эмоции и действие.

ТОП 7 советов как написать сочинение по картине правильно

  1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри её, прочитайте статью об её авторе.
  2. Постарайтесь понять настроение, которое передал художник.
  3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
  4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавите его. Составьте план.
  5. Соберите материал по картине.
  6. Помните, главное – передать своё отношение к картине, найти слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.
  7. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, произведение живописи.

Из всего вышесказанного у вас должно было сложиться собственное впечатление о представлении изображения художником / фотографом, которое оставляет вас открытым для собственного заключения о том, как вы себя чувствовали, анализируя картину.

Надеюсь, моя статья помогла а чуть ниже примеры и образцы готовых сочинений по картинам!

Пример сочинения по картине

Картина А.А.Пластов. «Первый снег»

Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972) – сын крестьянина-иконописца. Любовь к рисованию проявилась у него с самого детства. А когда мальчику исполнилось 15 лет, он даже дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более».В 1917 году он закончил скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Сочинение по картине

Подбор материала к сочинению:

  • Передний план: крыльцо ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом;
  • Описание девочки: в бело-розовом платьице, в тапочках, отороченных мехом; лёгкий платок; заворожено; восхищённо смотрит на снег; с удивлением наблюдает; радость; восторг;
  • Описание мальчика: одет по-зимнему; давно наблюдает за снегом; Пальто с меховым воротником; на голове шапка-ушанка; мечтает покататься на санках;
  • Задний план: деревенская улица; человек; крыши домов покрыты снегом;
  • Снег: белый; пушистый; падает мохнатыми хлопьями; надел меховые шапки на крыши домов; укутал всю землю белоснежным ковром; кружится; порхает; как стая белых мошек; очень к лицу земле;

План сочинения:

  1. Первый день зимы.
  2. Радость детей.
  3. Цвет и настроение картины
  4. Моё отношение к картине.
Пример сочинения №1

Я смотрю на картину А. А. Пластова «Первый снег».Падают первые снежинки. Выбежали на крыльцо девочка и мальчик. Они радостно смотрят на первый снег, который покрыл землю белым ковром.

Девочка одета в лёгкое платьице, и в тёплый платок. Она смотрит восхищённо на снег. Мальчик одет в шапку-ушанку и пальто. И хочется ему на санях и лыжах покататься.

Рядом с домом раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом. Снежинки, как маленькие белые мошки, кружатся в высоте. Снег надел меховые шапки на крыши домов. Русская деревня так красива зимой, когда мохнатыми хлопьями падает снег. Настроение радостное и хорошее. Мне понравилась в картине красота зимнего утра.

Пример сочинения №2

На картине А. А. Пластова изображено, как падает первый снег. Завороженно и удивлённо наблюдают за этим дети. Как хороша русская зима!

На переднем плане картины крыльцо деревенского дома. Рядом с домом большая старая раскидистая берёза. Она покрыта снегом, как белой шубой.

На крыльце стоят мальчик и девочка. Мальчик стоит уже давно. Он одет по-зимнему: в шапку-ушанку, в пальто, с меховым воротником и валенки. Он смотрит на снег и о чём-то мечтает. А девочка одета в бело-розовое платьице, в тапочки, отороченные мехом, лёгкий платок. Она наблюдает за снегом с удивлением, с радостью, с восторгом. Падают белые пушистые снежинки. Они летят плавно, порхают, падают на землю мохнатыми хлопьями.

Снег укрыл землю белоснежным ковром. И этот наряд очень к лицу земле. Когда я смотрю на картину, у меня хорошее, праздничное настроение. Мне понравилось, как А.А.Пластов показал радость и изумление детей при виде первого снега.

Скачать готовые сочинения по картинам

  1. Скачать сочинение по картине на тему: В.М.Васнецова «Алёнушка»
  2. Скачать сочинение по картине на тему: А.А. Рылова «Зеленый шум».
  3. Скачать сочинение по картине на тему: Е.Сыромятниковой «Первые зрители»

Образцы сочинений по картинам

  1. Сочинение по картине Григорьева «Вратарь»
  2. Сочинение по картине Айвазовского «Буря на Северном море»
  3. Сочинение по картине Айвазовского «Чесменский бой»
  4. Сочинение по картине Айвазовского «Девятый вал»
  5. Сочинение по картине Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами»
  6. Сочинение по картине Айвазовского «Среди волн»
  7. Сочинение по картине Айвазовского «Буря»
  8. Сочинение по картине Айвазовского «Буря на Черном море»
  9. Сочинение по картине Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых»
  10. Сочинение по картине Брюллова «Всадница»
  11. Сочинение по картине Брюллова «Последний день Помпеи»
  12. Сочинение по картине Брюллова «Всадница» (2 вариант)
  13. Сочинение по картине К. Брюллова «Портрет В.А.Жуковского»
  14. Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка»
  15. Сочинение по картине Васнецова «Баян»
  16. Сочинение по картине Васнецова «Песнь о вещем Олеге»
  17. Сочинение по картине Васнецова «Северный край»
  18. Сочинение по картине Васнецова «Богатыри»
  19. Сочинение по картине Васнецова «Богатырский скок»
  20. Сочинение по картине Васнецова «Три богатыря»

Учебник по написанию и оформлению сочинения

  1. План и структура сочинения
  2. Как написать сочинение
  3. Как написать сочинение по ЕГЭ
  4. Как написать сочинение по русскому языку
  5. Как написать сочинение по истории
  6. Как написать сочинение по обществознанию
  7. Как написать сочинение рассуждение
  8. Как написать комментарий к проблеме сочинения
  9. Критерии оценивания сочинения

Все сочинения по картинам можно условно разделить на:

1) Сочинение повествование по картине

  • по серии сюжетных картин;
  • по одной сюжетной картине;

2) Сочинение-описание по пейзажной или сюжетной картине;
3) Сочинение-рассуждение по картине (преимущественно в 8-9 классах)

Сочинения по серии картин проводятся в 1-2-м классах, поскольку оно легче. Дети составляют 1-3 предложения, озаглавливают небольшие рассказы.

Написание сочинения по одной картине значительно труднее, чем по серии картин. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после момента, запечатленного на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

Как правило, данный вид работы характерен для старших классов, но допустим и в 3-4-м классах (элементы описания картины возможны и в 1-2-м классах).

  • середине или концу;
  • написание сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания;
  • упражнения комплексного характера.

Картина может служить одним из эффективных средств развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность. Зрительные ряды, особенно репродукции с полотен известных художников, обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

План сочинения по картине в 1,2,3,4 классе:

В начальных классах дети описывают картину следующим образом:
1) тема картины (что на ней изображено);
2) композиция картина;
3) действующие лица, действие, если оно есть;
4) идейный смысл, «настроение» картины.
От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

 Последовательность анализа картины может отличаться в зависимости от особенностей самой картины, целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия. 

Примерный план сочинения по картине 5,6,7,8,9 класс:

  1. Биографические сведения
  2. Анализ картины:
  • На первых этапах работы над анализом картины иногда используют следующую последовательность, особенно при рассматривании пейзажей: низ картины (земля, вода, фон); средняя часть (основная), где, как правило, находится композиционный центр картины, нахождение этого центра; верх картины (фон, небо). 
  • жанр картины; 
  • ее предметное содержание (кто или что изображено); 
  • настроение, вызываемое этим произведением изобразительного искусства; 
  • основные микротемы картины; 
  • изобразительно-выразительные средства, которые использует художник для создания образов (формат, композиция, свет, цвет и др.),
  • роль этих средств в выражении основной мысли картины, авторской позиции. 

Вспомогательные вопросы для анализа картины.

Время:
Какое время года изображено на картине?
Какой день изобразил художник на картине?

Название картины/жанр:
Почему художник дал такое название картине?
Как бы вы озаглавили эту картину?
Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?ъ
К какому жанру вы относите эту картину? Почему?

Фон, задний план, передний план, интерьер, главный герой:
Что вы видите на картине?
Что изображено в центре картины?
Почему в центре картины художник изобразил именно этот предмет?
Что вы видите на заднем плане картины?
На каком фоне изображены предметы (цветы, овощи, фрукты и др.)?
Как вы думаете, почему художник нечетко изобразил задний план картины?
Какое значение имеет фон картины, как вы думаете?
Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
Кто главный герой картины?
Что можно сказать о главном герое?
Почему главный герой изображен в такой позе? Что хотел подчеркнуть художник?
Вы чувствуете присутствие человека в этом пейзаже? Как это показал художник?
Что может рассказать интерьер о жизни человека, которого мы не видим на картине?
Какую роль в этой жанровой картине выполняет натюрморт?
Почему взгляды всех персонажей картины обращены в сторону…(героя)?
Как обстановка комнаты характеризует ее хозяев?
Почему художник выбрал именно этот интерьер для характеристики своих героев?

Цвет, свет, воздух:
Какие цвета использовал художник?
Какой цвет преобладает в картине?
Каков колорит картины? Какие цветовые тона передают радостное (грустное) настроение картины?
Много ли в картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла 
художника?
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Почему художник использовал контрастные цвета в изображении предметов?
Какой цвет вы считаете главным в картине?

Настроение картины, отношение к картине:
Нравится ли вам картина? Почему?
Какое настроение вызывает картина? Почему?

Авторский замысел, главная мысль:
Какие изобразительно-выразительные средства использует художник, чтобы передать..?
Что прежде всего привлекло ваше внимание в картине? Как этого добивается художник?
Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
С помощью каких изобразительных средств художник выражает свое отношение к героям?

Вспомогательные задания-упражнения для написания сочинения по картине:

Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на… 
Составьте предложения на тему этой картины.
Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). 
Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините эти предложения в связный текст.
Составьте 2—3 предложения по картине и продолжите ее описание по цепочке.
Опишите предметы (объекты), которые вы видите: на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
Опишите главного героя картины, его внешний облик:лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
Выразите свое отношение к герою, к картине.
Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске.
Опишите ситуацию, изображенную на картине.
Составьте план описания картины, выбран подходящие фразы из числа предложенных.

Упражнения на развитие воображения:

—Придумайте название картины. Сравните его с тем, которое дано художником.
—Составьте воображаемый диалог между действующими лицами картины.
—Составьте продолжение текста на основе эпизода, изображенного на картине.
Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных на картине, устно опишите их.
—Расскажите о событиях, которые могли предшествовать изображенному моменту на картине.
—Представьте себя в роли героев картины. Как бы вы действовали?
—Какой разговор мог состояться между вами?
—В роли какого героя ты хотел(а) бы оказаться? Почему? 
Подобные упражнения постепенно готовят учащихся к составлению рассказа и сценария (ролевой игры) по картине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение по картине – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся. Картина может служить одним из эффективных средств развития речи, внимания и наблюдательности учащихся, активизирует и направляет мысль детей. Зрительные ряды, особенно репродукции с полотен известных художников обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию воображения и эстетического вкуса. Рассматривание картин, беседа по их содержанию способствуют развитию у учащихся глубокого восприятия произведений искусства. Дети не только видят, что изображено на полотне, но и, по мнению психолога Б. М. Теплова, стараются понять, что испытывает автор, создавая произведение, почувствовать настроение, которое передает художник, эмоционально переживая его.

Работа над написанием сочинения вызывает достаточно затруднений не только у учащихся, но и у педагога так как требует особой подготовки к уроку, а также разработки методического материала. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие. Поэтому в данной статье я хотела бы поделиться своим опытом работы написания сочинения разобрав фрагмент урока, посвященный анализу картины В. М. Васнецова «Богатыри».

На уроке русского языка при написании сочинения-описания художественного произведения можно использовать не только учебные картины, а также репродукции художественных произведений и презентации, разработанные по теме. Для более детального рассмотрения картины отдельные ее участки можно увеличить. Это позволит конкретно рассмотреть образ героя, его выражение лица или даже какой инструмент художник использовал – кисть или мастихин. На уроке важным моментом является знакомство детей с профессиональными инструментами художника. Так, мы можем показать кисти и мастихины, палитры, краски, которыми пользуются профессиональные художники. Отдельное внимание уделяется личности художника его биографии и творческой деятельности.

Последовательность анализа картины может быть разной и зависит от возраста учащихся, уровня развития у них художественного восприятия, от особенностей самой картины и от поставленных целей. На первых этапах анализа картины иногда используют следующую последовательность: первый план (то, что расположено на картине ближе к зрителю), композиционный центр картины, второй план (то, что расположено далеко от зрителя). Второй вариант требует определённых знаний от учащихся: жанр картины, ее предметное содержание (кто или что изображено на первом и на втором плане), настроение, которое хотел передать художник, изобразительно-выразительные средства, которые он использовал для передачи образа (свет, цвет, композиция и др.). Как правило, чаще всего используется второй вариант, наиболее полно раскрывающий анализ картины.

Рассматривая произведения художников, следует обращать внимание детей на реалистическое изображение природы, учитель помогает почувствовать и понять красоту русской природы, безгранично любить ее. Учитывая возрастные особенности младших школьников, при описании картины, педагог должен дать общую характеристику, доступно рассказать о ее содержании и выразительных средствах, которые использовал художник. Отдельное внимание мы уделяем цвету в живописи, ведь через цвет можно передать настроение и вызвать эмоциональное отношение зрителя. Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, которое отражает материальные свойства предметов, передающее многообразие окружающего мира в его цветовом звучании. Каждый художник использует цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. В картинах, где показано человеческое страдание, горе, чаще всего используются цвета неяркие, приглушенные, более темные. В картинах с радостным, оптимистическим настроением художник выбирает яркие, сочные цвета. В процессе описания картины развивается умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту ярких и нежно-блеклых цветов.

При подготовке к уроку учителю следует составить план работы, подготовить зрительный ряд.

Примерный план работы над сочинением:

1. Рассказ о художнике и истории создания картины, технологические особенности, которые использовал художник при написании картины.

2. Беседа по картине.

3. Словарная работа по теме урока, знакомство с новыми искусствоведческими терминами.

4.Составление плана сочинения.

5. Составление устного коллективного высказывания по картине.

6. Самостоятельное написание сочинения.

7. Анализ творческих работ школьников.

Одним из самых сложных этапов урока – беседа по картине. Учителю необходимо создать особую атмосферу, благодаря которой дети смогут погрузится в мир художника и прочувствовать картину.

Для анализа картины, рекомендовано использовать следующие упражнения, которые определенным образом влияют на развитие речи и формирование коммуникативно-речевых умений у детей младшего школьного возраста:

— рассматривание картины под музыкальное сопровождение;

— определение «звучания» картины («Какие звуки можно услышать при рассматривании картины?»);

— объяснение названия картины («Как вы думаете, почему картина так называется?»);

— подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения или различающихся по эмоционально-экспрессивной окраске («Какие оттенки желтого цвета вы видите в осенней листве?», «Подберите к слову желтый близкие по значению слова?», «С помощью каких слов можно подчеркнуть размер деревьев, изображенных на картине?», «Объясните значение слова простор, подберите к нему синонимы».);

— подбор слов по определенным темам («Подберите прилагательные и глаголы, которые помогут описать данного героя картины», «Выберите из предложений слова, раскрывающие образ главного героя картины».)

— работа с карточками, обозначающих черты характера (для характеристики героев картины).

Итак, рассмотрим фрагмент урока по написанию сочинения-описания картины В. М. Васнецова «Богатыри». Учитель, задаёт наводящие вопросы по картине, чтобы помочь учащимся в анализе картины:

— Что изображено на картине? Выделение главных героев.

— Кто из богатырей привлекает ваше внимание больше всего? Как вы считаете, кто из богатырей Илья Муромец? Добрыня Никитич? Алеша Попович? (См. Рис.1)

Рис. 1

— Давайте обратимся к былинам. После чтения былин учащиеся без труда узнают каждого из богатырей. Пробуем коллективно описать внешний вид богатырей, одежду, вооружение, отдельное внимание уделяется выражению лиц каждого героя. Например, выражение лица Ильи Муромца спокойное и в тоже время взгляд его мужественный, он внимательно всматривается в даль. Не уйдет враг от пристального взгляда богатыря. (См. Рис.2)

Рис. 2

Отдельное внимание следует уделить композиционному решению картины.

— Как изображены богатыри? Богатыри стоят в центре композиции и изображены крупным планом, плечом к плечу – они едины. Художник изображает богатырей так, что зритель смотрит будто снизу вверх на них, подчеркивая тем самым силу, мощь главных героев. (См. Рис. 3)

Рис. 3

— Что изображено на втором плане картины? За богатырями просторы родной земли, степь широкая, что конца и края ей нет. (См. Рис. 3)

— Какие краски использовал художник, чтобы передать второй план? Художник использовал темно-фиолетовые, синие, темно-зеленые цвета. (См. Рис. 3)

— Какие чувства и эмоции вызывают у вас эти цвета? Чувство тревоги, настороженности, беспокойства – нет ли врага поблизости.

— Как вы думаете, что хотел сказать художник, написав это художественное полотно? Васнецов прославляет защитников Родины. Художник напоминает нам о том, что нужно знать историю своей страны, гордится предками, любить землю, где родились.

Учитель подводит итоги по беседе.

— Итак, богатыри предстают перед нами яркими, сильными защитниками Родины, за ними как за каменной стеной. Несмотря на то, что богатыри былинные персонажи, зритель воспринимает их как живых людей. Композиционным решением художник передает силу и мощь богатырей. Цвет в картине играет важную роль, художник использует цветовые решения, которые помогают почувствовать настроение художника его замысел. Так, мы чувствует некоторое напряжение, настороженность глядя на полотно, тем самым Васнецов передает нам, о том, что враг не дремлет, он может напасть в любой момент, но есть защитники Родины, которые всегда стоят на страже. Картина заставляет переживать нас самое хорошее чувство – чувство гордости за свою страну, за предков, любовь к родной природе.

Сочинение младшего школьника должно содержать три основных части: вступление, основную часть и заключение. Вступление, как правило, содержит одно-два предложения и начинается со слов: «Передо мной картина (художника) (название картины.)». Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Поскольку у учащихся данного возраста недостаточно сформированы не только коммуникативно-речевые, но и каллиграфические и орфографические умения, то необходима индивидуальная помощь учителя тем ученикам, которые испытывают затруднения. Особое внимание учитель обращает на соответствие содержания темы, структуру текста, на средства связи между предложениями, использование синонимов во избежание повторов.

Таким образом, сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

Список использованной литературы

1. Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. – Тула: Родничок: М.: Астрель: АСТ, 2006. – (Библиотека учителя).

2. Методическая статья «Как научить детей младшего школьного возраста писать сочинение по картине» – [Электронный ресурс] – https://imfourok.net/metodicheskaya-statya-kak-nauchit-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-pisat-sochinenie-po-kartine-657801.html – (Дата обращения: 20.01.2021).

3. Обучение написанию сочинения по сюжетным и пейзажным картинам

во 2 классе – [Электронный ресурс] – https://imfourok.net/metodicheskaya-statya-na-temu-obuchenie-napisaniyu-sochineniy-po-syuzhetnim-i-peyzazhnim-kartinam-vo-klasse-2999532.html – (Дата обращения: 03.02.2021).

4. Сочинение в начальной школе его виды и методика проведения – [Электронный ресурс] – https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/06/01/sochinenie-v-nachalnoy-shkole-ego-vidy-i-metodika – (Дата обращения: 03.02.2021).

  • Как пишется сочинение по английскому языку
  • Как пишется сочинение письмо
  • Как пишется сочинение отзыв по картине
  • Как пишется сочинение описание человека
  • Как пишется сочинение описание картины