Как пишется современные чацкие


1

Что писать в сочинении на тему: «Нужен ли Чацкий в современном обществе?»?

Как написать сочинение-рассуждение на тему: «Нужен ли Чацкий в современном обществе?»!?

1 ответ:



3



0

Чацкий, как герой нашего времени. Чацкий, как «лишний» человек. Действительно, Чацкий имел ум, образованность, взгляды определенные и оттого не вписывался в общество, из которого вышел. Не вписывался еще и потому, что характер имел сложный. Да и вообще не хотел он адаптироваться к обществу. И понимал, что общество не изменится и не станет ему близким по духу.

Такие люди появляются все в большем количестве, когда в обществе назревают изменения. Как в другом литературном произведении: буря, скоро грянет буря… Такие люди — индикаторы предстоящих перемен в жизни общества, причем глобальных. Тут вопрос гораздо глубже, чем «нужен или не нужен». Это скорее закономерная обусловленность появления таких людей. Сначала одиночки, которые не вписываются в привычные понятия, а потом раааз — и уже таких большинство. И уже жизнь общества раскололось на «до» и «после».

Сейчас есть такие такие «Чацкие». Их трудно разглядеть, наша жизнь стала намного насыщеннее информационно. Если оглянуться назад, лет на 20, то и люди сильно изменились и общественные ценности изменились — все изменилось. А если посмотреть еще дальше, то в каждом поколении были те, кого не понимали и не принимали. А чуть позже они уже ничем не выделялись из общества…

Естественный процесс. «Чацкие» были, есть и будут. Жизнь сейчас меняется быстрее, чем 100-150 лет назад. Мы теперь «Чацких» не изучаем, а лишь мельком проходя мимо замечаем и тут же забываем…

Читайте также

Написать сочинение на тему о том,как мы понимаем слово Природа,можно и это зависит от творческой фантазии человека и оттого,как он относится к природе и всем ее благам.

Ведь именно природа дает нам ежедневно импульс к настроению,это может быть радость,оттого что ярко светит солнце и радует нас.

Или мы может грустить ,когда идет дождь.Коснуться темы о том,что у природы нет плохой погоды,что и солнце и дождь дают матушке Земле,то что ей нужно и нам в том числе.

Далее можно описать свое любимое время года,и написать почему оно любимое.

В природе живут и птицы и звери,и она всех кормит.А человеку дает грибы и лесные ягоды,елки живые на Новый год.

природа

Сейчас практически невозможно обойтись без иностранного языка. Особенно, если ты хочешь получить хорошую и высокооплачиваемую работу.

Изучив иностранный язык мы сможем найти хорошую работу. При поездке за границу нам будет намного проще общаться. Мы можем завести себе друзей из других стран и при этом общаться без переводчика.

Еще один плюс изучения иностранного языка — это возможность читать книги или смотреть фильмы в оригинале.

К тому же чем больше мы знаем иностранных языков знаем, тем мы становимся образованнее и культурнее. Ведь когда изучаешь иностранный язык, то изучаешь и культуру другой страны.

Поэтому я изучаю иностранный язык.

«Экология и человек».

В этом сочинении нужно описать нас сколько красива природа, которая нас окружает, а мы живем, занимаясь каждый своим делом и просто этого не замечаем. Нужно хоть на одну минуточку задуматься о том, каким был мир до создания машин, компьютеров, до начала добычи нефти, до того как были построены заводи и фабрики.

Написать нужно о том как изменилась экология нашей планеты в связи с развитием цивилизации, как человечество губит природу, выкачивая её нерда и засоряя атмосферу. Как действия человека губительно сказываются на чистоте наших рек и озер.

И как приятно иногда оторваться от цивилизации, уехать в глухую деревню и просто вдохнуть полные легкие свежего воздуха.

текст при наведении

Да,можно много рассуждать и написать отличное сочинение на тему того,что книга является другом человека.Ведь из книг мы познаем новое,читаем взгляд автора на какие то аспекты жизни и можем из книг учиться на ошибках других людей.

Ведь, если человек хочет получить знания ,он открывает книгу и читает ее от корки до корки,а то и по несколько раз перечитывает.Потому что у любого человека есть настольные книги,к которым он часто обращается,чтобы еще раз вспомнить то, о чем он там прочитал.

Раньше лет двадцать назад,книги покупать было непросто, на них был огромный спрос и не печатали книги такого плана,которые сейчас мы можем приобрести в книжных магазинах.И оттого ранее они были ценнее.

Сейчас огромный выбор любой литературы на любой вкус,на любую тему и можно уверенно сказать,что книга является моим другом и советчиком.

фото

Ну, судя по названию нужно написать о том, что человек чувствует находясь на войне, его действия, мечты…

План, по которому пишем мы, выглядит так:

1) Вступление (Написать о том, что такое война буквально в 2-3 предложениях)

2)Тезис (написать либо цитату, либо просто Ваши догадки по теме «Чувства человека на войне»)

3) Комментарий/Аргумент к тезису (приводите пример по тезису из литературы про войну)

4)Тезис

5)Комментарий/Аргумент

(Тезисов и комментариев должно быть не менее 2х)

6) Заключение (Подводим итог о том, как война влияет на людей, какими она их делает)

Вот-с.

А написать можно про Болконского Андрея, о том как он хотел стать похожим на Наполеона, но после столкновения с ним перехотел. Можно написать о Пьере. Да можно хоть о ком написать, кто участвует в военном то бишь романе или рассказе.

В наше время таких, как Чацкий, называют…

Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита «века покорности и страха». Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: «Учились бы, на старших глядя». А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который «не то на серебре — на золоте едал». Максим Петрович, вельможа времен «матушки Екатерины», является для Фамусова образцом для подражания, потому что «когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб». Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии.

Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня «протекционизмом». Герой комедии признается:

При мне служащие чужие очень редки,

Все больше сестрины, свояченицы детки…

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку.

Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: «Кто беден, тот тебе не пара». Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он «не нынче — завтра генерал».

В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.

То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к «легкому» хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Так, например, Молчалин живет по принципу:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до «степеней известных». Этот герой к своим достоинствам относит «умеренность и аккуратность», умение промолчать, когда тебя бранят.

Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки» гоняется за чинами, орденами и богатой невестой.

На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны.

Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам «века минувшего». Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.

Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели», о тех, «чья чаще гнулась шея».

Он Презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он не принимает «век минувший»: «Прямой был век покорности и страха». Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся «вписаться в полк шутов».

Критически относится к засилью иностранцев:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим высоким и прекрасным». Чацкий стремится «служить», а не «прислуживаться», причем служить «делу», а не «лицам».

Чацкий — передовой человек своего времени. Следует отметить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направлены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а особенно — на стыке «века минувшего» и «века нынешнего». По этому поводу И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «При резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым…»

Мы видим, что Чацкий — неординарная личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют «белыми воронами», так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью. Именно поэтому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим:

С Ума сошел!.. Ей кажется, вот на!

Недаром? Стало быть… с чего б взяла она!

Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», — что оно «все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом

В основу пьесы «Горе от ума» вошел конфликт молодого и прогрессивного дворянина Чацкого с высшим обществом. В сюжете описываются события одного дня в доме старого аристократа Фамусова. Несмотря на такие узкие временные рамки, автор нарисовал подробнейшую картину происходящих событий. Он показал все то новое и молодое, что зарождалось в глубоких недрах дворянского общества.

Чацкий стал представителем современной молодежи «века нынешнего» с вольнолюбивыми взглядами. Его оппонентом в определении как «век минувший» явился человек старой формации Фамусов и его приглашенные гости.

А теперь попробуем немного порассуждать о том, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом.

Сочинение об уме героя

У Александра Чацкого отличное образование, восхождение по карьерной лестнице даётся ему легко. Но возникли определённые обстоятельства, и он уходит со службы. После долгих путешествий он оказывается дома. Основного героя можно охарактеризовать как начитанного и эрудированного человека, который желает участвовать в продвижении важных идей. Но в Санкт-Петербурге общество не приветствует каких-либо изменений, ведь многие сделали свою карьеру благодаря полезным знакомствам и хитрости. Тот, кто мыслил иначе, часто становился изгоем.

Чацкий смело говорит, что думает, из-за чего его недолюбливают окружающие. Люди, которые с ним близко не были знакомы, считают его высокомерным и язвительным. Чацкий старается открыть глаза членам общества на то, что их привычный образ жизни и мышления непродуктивен, от него нет пользы. Но главного героя не желают слушать, а некоторые стараются даже высмеивать.

Софья объявила всем, что Александр сошёл с ума, и общество с радостью поддерживает эту идею. Окружающие начинают опасаться основного героя и боятся вслух сказать, что он слишком интеллектуально развит для них. Чацкий осмеливается рассуждать об отмене крепостного права, благодаря которому многие годы на плаву находилась экономическая ситуация в стране, и поддерживалось благополучие высшего общества.

Рассуждения героя, безусловно, верны, но его недостатки заключаются в отсутствии терпимости и неумении тактично вести переговоры. Он не бывает снисходителен к чужому недостатку ума, способен открыто усмехнуться на сказанную глупость. Его любовь к постоянному движению вперёд мешает осознать, что общество со своими устоями и традициями любое новшество принимает в штыки. Чтобы новые правила жизни были позитивно восприняты, необходимо правильно их предложить и вдохновить людей.

Но Чацкий привык лишь высмеивать устои общества. Он надеется, что всё изменится без усилий с его стороны. Герой не желает вдохновлять народ на изменения, потому что самому не хватает важных качеств, в том числе и дипломатии. По этой причине Александр рассудителен и умён, но в то же время ему не хватает зрелости и практичности. Он не желает знать, что любые изменения требуют сил. Вместо того чтобы приложить усилия, он просто исчезает.

Чацкий обладает острым умом и здравомыслием. Но ему ещё нужно научиться понимать, с чего начинаются перемены, особенно если общество привыкло десятилетиями жить по своим законам. Он приезжает домой, надеясь на понимание окружающих, но встречает лишь отчуждение.

Герой не желает жить по законам этого общества, но и взять на себя ответственность за перемены не может. По этой причине он покидает город.

Месть

Чацкий обличает всех налево и направо, его главный критерий, по которому он всех оценивает, – это ум и духовность. Поэтому и можно себе представить, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом.

Месть хладнокровного глупого светского общества не заставила себя ждать. Чацкий выступал против крепостного права и был носителем передовых идей – образования и свободы личности. Он хотел обновлений и оздоровления социума, но этого не произошло. И вот наступает предчувствие разрыва Чацкого с обществом, и его объявляют сумасшедшим. Униженный и оскорбленный, он в ужасе покидает этот проклятый дом и Москву.

Чацкий и фамусовское общество. Сочинение

Фамусов – зажиточный помещик, привыкший делать все, что ему заблагорассудится, и поэтому в большей степени лишен нравственных целей. Все что его интересует в человеке, это его положение и состояние. Читать умные книги он не хочет, так как считает это занятие весьма скучным, поэтому некоторые высказывания характеризуют его как человека недалекого и поверхностного. В своих взглядах он носит консервативный характер.

Чацкий же, напротив, – человек революционный. Он не приемлет всех тех идеалов, о которых говорит Фамусов. В вопросе о том, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом, именно это и может послужить ответом. Ведь главный герой обличает самые нелицеприятные черты всего фамусовского общества, в которое входит много народа. Один из них – полковник Скалозуб – карьерист и самодовольный солдафон, перед которым заискивает Фамусов, считающий его «золотым мешком».

Следующий персонаж – это Молчалин, который угождает кротким и послушным поведением и пользуется связями людей с положением. Софья и полюбила его за мнимую скромность. Чацкий же считает его полным глупцом и пустейшим человеком, в принципе, как и всех остальных присутствующих гостей.

предчувствие разрыва чацкого с обществом

Атмосфера дома Фамусова

Может сразу показаться, что Чацкий необъективен в своих суждениях о временах прошедших и настоящих, он считает, что свет уже не тот, и нравы его слишком устарели. Все это обусловлено его молодостью и в некоторой степени наивностью. Конечно, Чацкий уже три года жил за границей, и теперь ему трудно понять атмосферу, царившую в доме Фамусова. Он ждал каких-то изменений. Однако, вернувшись, он понял, что светские нравы, увы, остались теми же, и людей все также почитают за чины, количество крепостных душ и деньги, а не за их личные качества, ум и благородство. Теперь в некотором аспекте становится понятным, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом.

Популярные сочинения

  • Анализ романа Пушкина Дубровский
    Великий русский поэт и прозаик Александр Сергеевич Пушкин создал за свою короткую жизнь не мало гениальных произведений, которые читаются во многих странах мира и по сей день. К числу таких творений относится повесть
  • Сочинение по картине Рожь Шишкина 4, 7, 8 класс
    Картина И. И. Шишкина «Рожь» служит очередным подтверждением того, насколько величава, богата оригинальными пейзажами наша страна. Любовь автора пронизывает каждое изображенное явление природы.
  • Сочинение Моя семья — моя гордость
    Семья имеет первостепенное значение в определении характера и будущего ребенка. Именно в семье закладываются те базовые вещи, которые будут способствовать дальнейшему ходу событий в жизни ребенка

Мнение великого поэта

Не все считают Чацкого умным, в том числе и Пушкин.

К такому мнению он пришёл по следующим причинам:

  1. Пушкину не понравилось в этой теме, что Чацкий упрекает в отсутствии ума Репетилова, но у самого положение оказывается ничуть не лучше. Главный герой патриотично читает нотации тем, кто его совсем не понимает. Говорить он предпочитает тогда, когда никому нет дела до его проповеди.
  2. Откуда же он берёт умные цитаты, если не умён? Ему диктует Грибоедов. Значит, главный герой передаёт идеи Грибоедова, сообщая читателям мнение автора. Персонаж может общаться непосредственно со зрителями, но в этом случае не будет сильной связи с обществом, членов которого он не замечает. Если не удастся достичь такого взаимодействия, то Чацкий окажется в затруднительном положении.

Спор поколений

С самых первых страниц произведения уже становится ясным, что в этом доме постоянно лгут. Вот только лишь ложь служанки Лизы носит некий благородный характер, так как она таким образом спасает свою хозяйку, дочку Фамусова – Софью, влюбленную в Молчалина – секретаря отца. Но, по словам ее отца, он ей не пара, так как очень беден.

Ложь Софьи тоже оправдана из-за любви к Молчалину. Но через некоторое время мы видим и ложь Молчалина, который начинает заигрывать с прислужницей Лизой. Понятно, что с Софьей он крутит роман из-за выгоды.

Но и Фамусов в этом плане не лучше, он тоже тайком волочится за служанкой Лизой. И потом в своем диалоге с гостями произнесет о себе такие слова: «Монашеским известен поведением». Грибоедов специально отводит описанию всей этой обстановки столь много времени, чтобы точнее отразить нравственную атмосферу жизни того общества.

И вот самым серьезным оппонентом старика Фамусова стал Чацкий, конфликт их противоположных взглядов на простые вещи постепенно перерастает в социально-политический. И чем дальше, тем им сложнее найти точки соприкосновения.

предчувствие разрыва чацкого с обществом

Образ Чацкого

Представителем прогрессивной молодежи, стремящейся к переменам, знаниям и реформам является главный герой того времени – Чацкий. Именно ему принадлежат в драме «Горе от ума» крылатые фразы, разоблачающие косность царского строя.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно» — это позиция умного, образованного, имеющего стремление приносить пользу, но не востребованного в ретроградном обществе молодого человека.

В одной этой фразе раскрыт смысл жизни современников Грибоедова. Люди не могут сделать карьеру своим умом и достижениями на службе. Чтобы получать новые звания, необходимо прислуживать высшим чинам и быть подхалимом. В современном обществе происходит то же самое – кумовство, коррупция, покупка чинов, как будто автор только вчера написал свое произведение.

Для Чацкого свобода личности – это главный критерий, к которому должны стремиться люди, но, приехав из-за границы в Россию, он видит, что «дома новы, а предрассудки стары». Это очень свойственно было современникам Грибоедова, актуально и сегодня.

Под прикрытием красивых фасадов в самом обществе нет видимых перемен, нет желания меняться, расти профессионально и духовно. Во главе всего стоят деньги и власть.

Образ приспособленцев

В пьесе «Горе от ума» крылатые фразы и выражения характеризуют не только Чацкого, но и его антипода Молчалина.

Грибоедов замечательно передал его «рост» от безродного тверского мещанина до секретаря Фамусова в чине асессора: «…он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», — так описывает Молчалина Грибоедов.

Приспособленчество, угождение высшим чинам — ничего не поменялось со времен написания комедии. В произведении «Горе от ума» крылатые фразы (2 действие) очень ясно передают характеристику того общественного строя. На словах все хотят перемен, но при этом осуждают тех, кто к ним стремится. «Свежо предание, а верится с трудом», — так говорят и сегодня, когда слышат рассуждения о необходимости в реформах при полном бездействии власть имущих.

Грибоедов в своей комедии в образе Молчалина раскрыл категорию людей, которые готовы унижаться сами ради почестей, а добившись их, унижать и уничтожать других на своем пути.

Современные карьеристы мало чем отличаются от Скалозуба, Молчалина и Фамусова. «Чины людьми даются» — так в «Горе от ума» крылатые фразы (3 действие) передают возможность получения званий, чинов и привилегий.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Фамусовское общество

Отдельным объектом в комедии «Горе от ума» считается фамусовское общество, которое, как на подбор, состоит из карьеристов, приспособленцев, лицемеров и воров.

Такие яркие образы, как Скалозуб, Фамусов, Молчалин и князь Тугоуховский, являются представителями окружения, в котором жил Грибоедов. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родовписывает и современную общественную элиту.

В пьесе «Горе от ума», крылатые фразы которой актуальны и сегодня, Грибоедов столкнул в одном доме разных представителей общества, вскрыв его «нарыв». Чацкий оказывается в одиночестве со своим пламенным желанием изменить жизнь общества к лучшему. Он имеет последователей, о которых косвенно упоминается в комедии, например, кузен Скалозуба, который бросил военную карьеру и уехал в имение, чтобы обустраивать жизнь крепостных крестьян.

Но таких людей слишком мало, чтобы повлиять на общественное мнение. То же происходит и в современном обществе. «Вольнодумцы» считаются изгоями и преследуются как общественностью, так и властью.

«Горе от ума» в современном мире. Актуальность и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума

Современна ли комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Как посравнить да посмотреть

А.С.Грибоедов

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия — одно из них.

Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и вот — Отмечаем! Фамусовы — в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения «Женщин России», Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто?…

Нет пьесы живее и современнее, чем «Горе от ума». Так было, так есть, так будет.

Истинно великое произведение, каким является «Горе от ума», сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни, особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что «Горе от ума» — это не «черно-белая» сатира на общественный строй, как учили в школе. Писателя занимали не «строй», не «система», а социальная психология. А она вовсе не «черно-белая». Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. «А все Кузнецкий мост, и вечные французы!…» — ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев.» Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и «мильон терзаний». А «строй», «система» — что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб — вечны. И Чацкий вечен.

Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая, что в «Горе от ума» один умный человек — сам Грибоедов, а Чацкий добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи — перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени.

Неисчерпаемость «Горе от ума» открывается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове…

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший…

Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: «Ужасный век! Не знаешь, что начать..,» — говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Может быть, и мы догадаемся, что времена отличаются только по принадлежности: наше оно или не наше.

Сюжетную основу «Горе от ума» составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого он был сам. События разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, что зарождалось в его пределах.

Чацкий — человек незаурядного ума, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым вырисовывается облик человека, который способен трезво мыслить, человека, который видит пороки общества и хочет бороться с ними. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества Чацкого, противопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: «угождать всем людям без изъятья.» Молчалин — «низкопоклонник и делец», как характеризует его Чацкий.

Фамусов — высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, тупой солдафон Скалозуб — вот те люди, которых встречает Чацкий. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает «умным и бодрым». В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он «служить бы рад», но ему «прислуживаться тошно.» Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве…

Боже мой, будто сейчас написано! А мы еще спорим, современна ли комедия. Какое счастье эта пьеса! Как все мы вместе и каждый в отдельности, Грибоедов мечтал о счастье и свободе. И, как никто другой, он заслуживал свободы и счастья.

Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет своей комедией «Горе от ума» в нас. Он возвращается к нам, как свет счастья.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике. Отправь заявку

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Скажу честно, блестящая комедия в стихах великого русского классика Александра Сергеевича Грибоедова после каждого ее повторного прочтения вызывает, лично у меня, массу эмоций и размышлений. Безусловно, стоит отметить, что данный литературный шедевр на протяжении нескольких столетий, день ото дня, не прекращает расходиться на многочисленные цитаты. Что касается комедии, то она написана по реальным событиям, произошедшими, непосредственно, лично с автором. Как известно, вернувшись из-за границы, Александру Сергеевичу Грибоедову удалось оказаться в славном городе на Неве (Санкт-Петербурге) на одном из светских мероприятий. В тот вечер автор будущей блистательной комедии был глубоко поражен публикой, преклоняющейся перед иностранными гостями. Не выдержав, автор с лихвой «прошелся» по собравшейся в тот вечер публике, с пламенной уличительной речью. В итоге, кто-то из гостей назвал Грибоедова сумасшедшим, и чуть позже, данный слух стремглав пролетел по всей «северной столице». Но, Грибоедов не был бы гениальным автором, если бы не отомстил светскому обществу. В итоге, сегодня его знает весь мир. О «Горе от ума» говорят миллионы.

Что касается сюжета и героев комедии, то о них уже было написано столько трудов — что и не перечесть, велась масса рассуждений и споров — что и не переслушать. Столкновение «старых» и «новых» взглядов, касаемо крепостничества, общества, развития государства в слиянии с рядовым, повседневным человеческим поведением — все это удалось выразить автору в литературном труде. Лично я, ничего нового не поведаю в своем сочинении. Нет, у меня, конечно, есть свои мысли, взгляды, касаемо героев, их образов, характеров, психологии, но я, лишь говорю о том, что все эти доводы будут сводиться к единой константе. Перед тем, как я перейду непосредственно к нескольким героям комедии, хотел бы, еще раз, упомянуть, что в комедии автор соблюл только два классических единства: времени и места, действие — отсутствует.

На мой взгляд, в комедии основных героев нет. Все равны, герои несут свою идею, за каждым есть своя, какая-никакая, но правда. Каждый из героев обладает очерченным обликом.

Начать бы я хотел, пожалуй, с Фамусова Павла Афанасьевича, главного идейного противника Александра Чацкого. По своей жизненной позиции он мне, чем-то напоминает героиню «Недоросли» Фонвизина, госпожу Простакову. Фамусов является ярым ненавистником просвещения и бездушным человеком. Постоянно ссылается на авторитеты, обычаи, устои. Главная, с моей точки зрения, негативная черта Фамусова — жизнь предрассудками. Кроме того, Фамусов, являясь богатым барином-помещиком, поклонником дворянской Москвы, выступает в роли противника новизны во всех областях политической и общественной жизни. Безусловно, данный герой относится к представителям «века минувшего». В так называемом «фамусовском» обществе все держится на связях, поэтому сам герой, наряду с другими членами московского общества считает такую модель жизни идеальной. Фамусов — двуличен. С одной стороны славится «монашеским поведением», с другой, не забывает ухлестывать за служанкой Лизой. Последнее поведение, к тому же, в то время считалась нормой в обществе. В разговоре с Чацким Фамусов затыкает уши, боясь услышать смелых и громких речей. К большому сожалению, Павла Афанасьевича, несмотря на его статус и положение по сюжету обманывают все, кому не лень: родная дочь Софья, преданный секретарь Молчалин, служанка Лиза.

Следующим, к кому бы я хотел перейти, будет дочь Павла Афанасьевича — Софья. Воспитанная отцом и мадам Розье по всем нормам и правилам московских барышень, Софья представляет себя в роли героини романа. В результате, в комедии перед нами предстает девушка, не способная разбираться в людях, не умеющая думать, не способная отвечать за каждый свой шаг. Истинное чувство от подделки героиня отличить не может. Конечно, проблема заключаются не только в самой Софье, а если быть точнее, в первую очередь, в системе женского образования того времени. Ведь, главной конечной целью того времени являлась дача всех необходимых знаний девушке для построения успешной светской карьеры, которые впоследствии благополучно сказывалась на замужестве. Да, Софья — личность неординарная. Ей присущи страсть, самоотверженность. В комедии она занимает среднее место в конфликте между Чацким и «фамусовским» обществом. Является одной из составляющих любовного треугольника — Чацкий-Софья-Молчалин. Вопреки отцовскому мнению, она выбирает Молчалина, личность с одной стороны застенчивую, уступчивую, почтительную, и, уж, простите меня, на мой взгляд «сволочную»: хитрую, лицемерную, ничтожную. В комедии сентиментальный облик Софьи был полностью сорван после того, как она распустила слух о сумасшествии Чацкого, который, в свою очередь, так язвительно отозвался о Молчалине. Наряду с отцом, героиня, также осталась с разбитым сердцем, узнав о том, что Молчалин заигрывал с Лизой. Но, говоря Молчалину о том, что все станет известно ее отцу, становится ясно, что любви, как таковой, у героини по отношении к Алексею Степановичу не было.

Не могу своим вниманием обделить, пожалуй, одного из любимых и интересных в литературе героев — Молчалина Алексея Степановича. Да, как я ранее написал, лично для меня Молчалин является «сволочной натурой». Но, до чего же эта натура интересна. Согласитесь? Пресмыкается, лицемерит, лебезит, выкручивается перед «элитным обществом». Хитрый, скользкий, я бы сказал, самый настоящий живучий персонаж. Главное достоинство Молчалина — он всегда идет, и скорее всего, будет идти к своим целям, несмотря ни на что. Являясь вдохновением Софьи, он ухаживает за Лизой без оглядки. Попавшись с поличным, он не растерялся. Многие называют Молчалина подлецом, негодяем, ничтожным человеком. Я отчасти с этим согласен. По сути, Молчалин — «бессловесный хамелеон», играющий в увлекательную игру, наполненную «элитным обществом», простыми людьми, их взаимоотношениями. «Молчалины блаженствуют на свете!» — восклицает Чацкий с гневом и негодованием. В результате, в комедии пустой, ничтожный Молчалин становится виновником «мильона терзаний» благородного Чацкого и виновником трагедии Софьи.

Еще об одном герое, о котором мне хотелось бы поговорить является Сергей Сергеевич Скалозуб. Как я писал ранее, каждому герою комедии «Горе от ума» свойственен индивидуальный облик, черты, характер. Для меня, Скалозуб — «пустой» персонаж, один из не любимых в литературе. Являясь богатым и довольным собой полковником, военным, сделавшим карьеру во многом, благодаря своим товарищам, Скалозуб по своему складу грубый, необразованный, далеко не сообразительный человек. По мнению Павла Афанасьевича, он лучше всего подходит для своей дочери Софьи на должность супруга, несмотря на то, что сама Софья считает его «героем не своего романа». Безусловно, Скалозуб входит в состав «элитного общества», знает себе цену. Выступает в роли противника книжной мудрости. Со всем уничижением отзывается о двоюродном брате, читающем литературу в деревне. Одевается по армейской моде, перетягиваясь ремнями, и выпячивая, тем самым свою грудь.

Пару слов стоит сказать и об Лизе, хитрой, умной, сообразительной служанке. Ее образ — типичный для классицистической комедии. Любовные интриги «Горе от ума» не проходят без ее участия. Лиза, является чем-то вроде резонера, определяющего характеристики некоторых героев. В отличие от Софьи, Лиза славится практическим мышлением, трезвым взглядом на жизнь и умением разбираться в людях. Грибоедову удалось мастерски показать Лизу, видящую личность Молчалина насквозь. Видящую всю хитрость и расчетливость Алексея Степановича. Лично я считаю, что без таких героев, как Лиза, многие комедии вряд ли бы удались. Ну, и наконец, он… Один из ярчайших героев отечественной и зарубежной литературы.

Страница: [ 1 ]

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» не теряет своей актуальности вот уже второй век. Время другое, а люди все те же. Современному обществу характерны все проблемы, которые были так близки и тому времени.

В наше время, нам так же, как и героям пьесы, не чужда проблема «отцов и детей». Она звучит крайне злободневно в то нестабильное время, в котором мы живем. Сейчас все более усиливается непонимание между поколениями, отношения родителей и детей становятся все более агрессивными, а ведь по сути причины остаются теми же, что несколько веков тому назад. Точно так же, как Фамусов, любой современный родитель готов сделать все возможное для хорошей жизни своего дитя, иногда полностью игнорируя мечты и желания самого ребенка. Фамусов стремится удачно выдать Софью замуж. Не кто иной, как Скалозуб, успешный военный, по мнению заботливого отца, подходит на роль будущего супруга Софьи. Но самой Софье нужен совсем другой человек, в Молчалине нашла она идеал мужчины. Похожую ситуацию мы наблюдаем в современной повести Галины Щербаковой «Дверь в чужую жизнь».

Нередко два поколения сталкиваются в своих политических и идейных взглядах. В нашей стране все так же остаются в почете кумовство, чинопочитание и низкопоклонничество. Что Фамусов признает за ум, Чацкому кажется безумием. В фамусовском обществе «тот славился, чья чаще гнулась шея», Чацкому же мерзка выслуга и протекция, и на резонный совет Фамусова послужить он отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ничего не изменилось, служение Отечеству все так же неоднозначно. Балом правят все те же чиновники, для которых родственник важнее любого профессионального работника, а льстец стоит первым в списке служащих. Из-за всей этой чиновничьей волокиты и бюрократизма страна теряет умы – все больше людей стремится уехать за границу, потому что только там они будут оценены по заслугам. Возможно, так же поступил и Чацкий, уехав из Москвы со словами: «Сюда я больше не ездок!»

Проблема воспитания и образования, поднятая в комедии, остается ключевой и в современности. Общество всегда будет нуждаться в просвещении, потому что оно не стоит на месте, оно всегда развивается. Как и тогда Фамусов читал газеты «времен Очаковских и покоренья Крыма», так и сейчас основным источником суждений для старшего поколения является советская идеология.

Мы не должны стоять на месте – мы должны расти и развиваться, поэтому нам не нужны «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», надо искоренять кумовство и давать путь новому поколению целеустремленных и образованных людей. Таким образом, читая комедию «Горе от ума», мы чувствуем те настроения, которые так близки современному человеку, именно потому что пьеса не потеряла своей актуальности и в наше время.

Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы.

Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького.

Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего создателя. Несмотря на то, что рукопись была подвергнута царской цензуре, народ России оценил ее по достоинству – комедией восхищались как простые люди, так и представители знати.

Комедия вскрывает все язвы и пороки, которыми страдала Российская империя, в первую очередь крепостное право.

Главным героем является Александр Чацкий – личность сколь яркая, столь же и трагичная.

Что позволило небольшому произведению войти в число бессмертных творений пера? Во-первых, живой стиль написания, острая критика всего дурного и уродливого, что было в те времена. Почти каждая фраза книги стала крылатой и прочно вошла в современный язык.

Живой язык — всего лишь одно из многочисленных достоинств книги, которых у нее много.

Борьба сердца и разума и ее влияние на протекание идейных баталий является центральным моментом в комедии. Ведь главный герой пронзен стрелой Амура, что мешает ему трезво оценивать ситуацию. Его эрудиция и блестящий интеллект оказались не в силах заметить изменений, произошедших в его возлюбленной Софье. Эмоции ослепили Чацкого, заставив его выглядеть умалишенным в глазах общества.

Прочитав комедию, читатель сочувствует Чацкому, разделяя его душевные муки.

Прошло почти два века, а воз и не двинулся. Современные Молчалины, Скалозубы и иже подобные по прежнему на вершине власти. А достойные люди вынуждены упорно бороться за место под солнцем.

Златой телец правит балом сегодня – власть и наличие миллионов в банке ценятся выше, чем духовое развитие. Быть сегодня интеллигентом означает обречь себя на трудности.

Последний крик души героя пронзает читателя до глубины сердца и можно лишь восхищаться пророческим даром Грибоедова, предвидевшего будущее. Больно видеть, что за 174 года общество не поменяло своих приоритетов.

В чем причина такой инерции, сохраняющейся веками? Один из героев – Фамусов видит ответ в том, безумцев стало больше, чем когда либо. Безумны и они сами, и дела что они творят, и убеждения, которым следуют.

Эта комедия будет актуальной всегда, пока в России не поменяется отношение к культуре и образованию – двум столпам морального развития.

Скрытый смысл «Горя от ума» призывает людей бороться с тьмою – невежеством, равнодушием к проблемам и косностью мышления.

Для нынешней молодежи важней всего следовать принципам Чацкого в отношении образования и своей деятельности. Чацкий умел веселиться, когда отдыхал, а вот в делах был серьезен и призывал никогда не смешивать веселье и работу.

  • Само название комедии «Горе от ума» знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум — синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия — это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы «Горе уму», которое писатель потом заменит на «Горе от ума». Ещё […]
  • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» — знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
  • Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: «Какой же он, Чацкий»? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
  • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
  • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
  • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
  • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
  • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
  • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
  • ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
  • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
  • Само название комедии парадоксально: «Горе от ума». Первоначально комедия носила название «Горе уму», от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы — «перевертыш» русской пословицы: «дуракам счастье». Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб… …А? как по-вашему? по-нашему — смышлен. И сам […]
  • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» — «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
  • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
  • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
  • Знаменитая комедия АС.Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к «высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии «Горе от ума», удачно сочетающей […]
  • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
  • Молчалин — характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно «-с». К Фамусову — почтительно, к Хлёстовой — льстиво, вкрадчиво, с Софьей — с особой скромностью, с Лизой — не стесняется в выражениях. Особенно […]
  • Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
  • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что — чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» не теряет своей актуальности вот уже второй век. Время другое, а люди все те же. Современному обществу характерны все проблемы, которые были так близки и тому времени. В наше время, нам так же, как и героям пьесы, не чужда проблема «отцов и детей». Она звучит крайне злободневно в то нестабильное время, в котором мы живем. Сейчас все более усиливается непонимание между поколениями, отношения родителей и детей становятся все более агрессивными, а ведь по сути причины остаются теми же, что несколько веков тому назад. Точно так же, как Фамусов, любой современный родитель готов сделать все возможное для хорошей жизни своего дитя, иногда полностью игнорируя мечты и желания самого ребенка. Фамусов стремится удачно выдать Софью замуж. Не кто иной, как Скалозуб, успешный военный, по мнению заботливого отца, подходит на роль будущего супруга Софьи. Но самой Софье нужен совсем другой человек, в Молчалине нашла она идеал мужчины. Похожую ситуацию мы наблюдаем в современной повести Галины Щербаковой «Дверь в чужую жизнь». Нередко два поколения сталкиваются в своих политических и идейных взглядах. В нашей стране все так же остаются в почете кумовство, чинопочитание и низкопоклонничество. Что Фамусов признает за ум, Чацкому кажется безумием. В фамусовском обществе «тот славился, чья чаще гнулась шея», Чацкому же мерзка выслуга и протекция, и на резонный совет Фамусова послужить он отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ничего не изменилось, служение Отечеству все так же неоднозначно. Балом правят все те же чиновники, для которых родственник важнее любого профессионального работника, а льстец стоит первым в списке служащих. Из-за всей этой чиновничьей волокиты и бюрократизма страна теряет умы – все больше людей стремится уехать за границу, потому что только там они будут оценены по заслугам. Возможно, так же поступил и Чацкий, уехав из Москвы со словами: «Сюда я больше не ездок!» Проблема воспитания и образования, поднятая в комедии, остается ключевой и в современности. Общество всегда будет нуждаться в просвещении, потому что оно не стоит на месте, оно всегда развивается. Как и тогда Фамусов читал газеты «времен Очаковских и покоренья Крыма», так и сейчас основным источником суждений для старшего поколения является советская идеология. Мы не должны стоять на месте – мы должны расти и развиваться, поэтому нам не нужны «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», надо искоренять кумовство и давать путь новому поколению целеустремленных и образованных людей. Таким образом, читая комедию «Горе от ума», мы чувствуем те настроения, которые так близки современному человеку, именно потому что пьеса не потеряла своей актуальности и в наше время.

Герой времени

В своей комедии Грибоедов первым из писателей создал образ «лишнего» человека в закостенелом обществе. Много позже появятся Печорин, Базаров, Онегин. Поэтому впервые в «Горе от ума» крылатые фразы характеризуют душевное состояние человека, который не может применить свои таланты для блага страны и общества.

Понимать, что никому не нужны изменения, а лишь власть и деньги, сложно умному и просвещенному человеку, готовому на самопожертвование ради Родины.

«А судьи кто? Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» В этой, ставшей крылатой, фразе Чацкий пытается найти своих единомышленников, но их нет. Не с кого брать пример и продолжать начатые реформы. Все общество застыло в своем желании ничего не менять.

Это так же актуально в современном обществе. Личные интересы в вопросах процветания, наживы и власти ставятся впереди потребностей страны и общества.

История создания пьесы

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску». Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.

КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА?

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» про­тивопоставляются две идеологии, два мира, два века — «век нынешний» и «век минувший». Про­грессивные взгляды и убеждения молодого дво­рянина Чацкого противопоставлены традициям и нравам дворянского общества Москвы. Собы­тия пьесы развиваются в доме крепостника Фа­мусова, в котором собрался весь «свет» москов­ского дворянства. Здесь перед нами проходят многочисленные персонажи, отличающиеся в ка­ких-то отдельных чертах характера и манерах, но объединенные общими крепостническими взглядами на жизнь. Фамусов, Скалозуб, Хлес­това, Загорецкий, Репетилов, семья Тугоуховских и многие другие — все они ярые привержен­цы старого мира, старых порядков, старой идео­логии.

Большинство гостей Фамусова относятся к старшему поколению и потому считают себя вправе навязывать свои убеждения молодым. Чацкий же решительно не согласен с этим, так как не видит в нравах и образе жизни московско­го дворянства примера для подражания.

Однако, помимо представителей «века минув­шего», в комедии присутствуют и герои, принад­лежащие по возрасту к молодому поколению, но, тем не менее, придерживающиеся взглядов и тра­диций «стариков». Одним из таких героев явля­ется Молчалин. Он — ровесник Чацкого. И тем резче контраст между ними.

«Вот он, на цыпочках и не богат словами», — такую характеристику дает Молчалину Чацкий. Этот молодой человек беден и безроден, но стре­мится добиться в обществе «степеней известных». Благодаря помощи Фамусова, он попал в его ок­ружение и теперь его главная цель — удержаться в этом обществе, стать своим для этих людей, про­биться «в люди». А это возможно только при со­блюдении важного правила, которое внушил Мол­чалину еще его отец: «Угождать всем людям без изъятья». И молодой человек неукоснительно со­блюдает это правило, что, конечно же, дает свои результаты: он получает чин асессора, дающий право на потомственное дворянство. Кроме того, Фамусов сделал его своим секретарем. Молчалин ласков и приветлив со всеми гостями Фамусова, благодаря чему считается приятным и любезным молодым человеком, в отличие от Чацкого, кото­рый вызывает у всех полное неприятие своей рез­костью и «вольнодумством».

Молчалин ни с кем и никогда не вступает в споры, он любит легкую жизнь, жизнь без забот и тревог, и искренне считает, что все должны стремиться к той же цели. Потому он предлагает Чацкому: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело по­жить?»

Но Чацкий не желает в угоду обществу посту­паться своими принципами. Он получил достой­ное образование, «славно пишет и переводит» и совершенно равнодушен к военной карьере: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он, указывая на то, что не намерен угож­дать начальству. Герой Грибоедова — самостоя­тельный человек, обладающий высоким чув­ством собственного достоинства. Для него совер­шенно неприемлема позиция Молчалина: «Ведь надобно ж зависеть от других». Никогда он не согласится принять и понять отказ от собствен­ной позиции, от собственной точки зрения. Мол­чалин же не смеет высказывать свои мысли ни по какому вопросу, заявляя: «В мои лета не дол­жно сметь свое суждение иметь».

Но не только жизненная позиция и отноше­ние к карьере и Старшим различают этих моло­дых людей. В комедии Грибоедова они выступа­ют соперниками в любви. И тут мы видим, на­сколько разными оказываются их чувства. Если Чацкий любит Софью искренне и открыто, то для Молчалина любовь — лишь одно из средств про­движения по служебной лестнице: «И вот любов­ника я принимаю вид в угодность дочери такого человека…»

Почему же Софья не смогла разобраться в ис­тинной натуре своего возлюбленного? Почему лицемерного, трусливого, двуличного Молчали­на считает внимательным и послушным челове­ком, уверена, что «Молчалин за других себя за­быть готов»? Она обижена тем, что Чацкий, уехав в путешествие, ни разу даже не написал ей? Ко­нечно! Но основная причина — в искусной мас­кировке Молчалина, в годами выработанной привычке и способности приспосабливаться к любым обстоятельствам и людям. Такой тип людей ока­зался очень живучим, он всегда находит свою нишу в обществе, причем всегда — с выгодой для себя.

Ведь Молчалин вовсе не одинок в комедии. Он вырос на определенных примерах в обществе, о чем сам с восторгом рассказывает: «Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья» или: «Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные». Такие люди вызыва­ют особенное уважение Молчалина, потому что имеют много друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, они богаты, имеют «теплое» местечко и ведут весе­лую, праздную жизнь в постоянных балах, при­емах, развлечениях.

«Молчалины блаженствуют на свете», — де­лает вывод Чацкий. И он во многом прав. Такие люди, подобно амебам, могут менять свою фор­му, взгляды, мысли в мгновение ока. Они никог­да не возражают, всегда со всем соглашаются, всегда готовы услужить: «Там моську вовремя погладит. Тут впору карточку вотрет». И в лю­бое время найдутся люди, нуждающиеся в подоб­ном подхалимстве, низкопоклонстве. Молчали­ны обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Их всегда предпочитают «иметь под рукой» высокопоставленные особы. Вспом­ним дядю Фамусова, который падал для увеселе­ния «их величества». «За то, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе привет­ливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович».

Да, Молчалины достигали и достигают мно­гого. Но, на мой взгляд, они глубоко несчастные люди — ведь обкрадывают сами себя, свои помыс­лы, чувства, желания убивают в угоду материаль­ному благополучию. Их жизнь на самом деле пу­ста и бессмысленна. И каждый образованный, умный человек это понимает и никогда не захо­чет ради собственного благополучия погубить свою душу, как не захотел погубить ее Чацкий.

К счастью, мир постоянно меняется и движет­ся вперед. Возможно, и сейчас еще существуют Молчалины. Возможно даже, они находят свое место в этой жизни и добиваются мелких целей. Но мне кажется, что в современном обществе го­раздо больше ценятся люди, подобные Чацкому. Люди, которые мыслят и чувствуют, стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуще­ствляют ее. Они видят свое счастье в активной де­ятельности, в высоких идеях, в светлой мечте. И они наполняют счастьем и смыслом жизнь всех окружающих. Может быть, существенную роль здесь играет наше нестабильное, насыщенное про­тиворечиями и переменами время. Ведь почему герой Грибоедова стал неким «героем своего вре­мени»? Потому что он жил в эпоху великих пере­мен, в годы революционных свершений, в годы смены одного режима другим. В такие времена всегда нужны люди, способные открыть обществу глаза на правду, способные положить начало но­вой жизни. Когда в стране нарастает недовольство существующими порядками, нужен человек, го­товый выразить это недовольство и обладающий достаточным умом, силой характера и верой в свои убеждения, чтобы быть услышанным.


Подборка по базе: только сегодня скидка.odt, Работа за закрытыми дверями что стоит за деятельностью дипломато, Какой Сегодня Праздник.pdf, сдать сегодня.rtf, Каталог Дикси — Акции сегодня — с 16 по 22 мая 2022 — Москва.pdf, В сегодняшнем мире проблемы здравоохранения встают перед каждой , Блокчейн от момента создания до сегодняшнего дня.pptx, монолог Фамусов Чацкий.docx, Мои идеи сегодня – для будущего страны^.docx, Что значит быть патриотом сегодня.docx


Актуален ли Чацкий сегодня?

Чацкий Грибоедова есть единственное истинное

лицо нашей литературы»

Ап.Григорьев.

И действительно, почему до сих пор не состарился Грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?

Они неминуемо должны были состариться , ведь прошло два века, две страшные мировые войны, возвышались и падали общественные кумиры. Давно перестали носить фраки ,перестали танцевать вальс, ночным свиданием ни кого не поразишь.

Однако в главном все осталось по-прежнему. По прежнему есть начальники, которым лишь бы было подписано и с плеч долой. На законные требования и жалобы людей они отвечают отписками, совершенно не вникают в суть дела. Прошло почти два века, а все осталось по прежнему. Современные Молчалины, Скалозубы и им подобные так и стоят на вершине власти.  А достойные люди вынуждены упорно бороться за место под солнцем.

Сегодня – власть и наличие миллионов в банке ценятся выше, чем духовное развитие. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — это позиция Чацкого. В одной этой фразе раскрыт смысл произведения. Очень тяжело своими достижениями и умом продвинуться по карьерной лестнице, не дав взятки, не наговорить на сослуживца. Это описано в комедии, так и происходит в современном мире, время другое, а люди все те же.

Для Чацкого самое главное –свобода личности, к этому должны стремиться люди, но, приехав из-за границы в Россию, он видит, что «дома новы, а предрассудки стары». Это очень свойственно было современникам Грибоедова, актуально и сегодня. Под прикрытием красивых домов в самом обществе ни чего не поменялось, во главе стоят деньги и власть.

Противостояние «века минувшего» и «века нынешнего». Вот основная тема, затронутая писателем. А воплощают эти два века Фамусов и Чацкий. Что один признает за ум, другому кажется безумие.

Полный текст « Горя от ума» пришел к читателям слишком поздно. Давно ушла в прошлое эпоха, описанная Грибоедовым, отзвучали мысли и чувства, тревожившие его современников.

Но нет, комедия не устарела, она продолжает жить в наши дни, по – прежнему волнуя высоким благородством заложенных в ней идей и неувядаемой красотой поэтических образов. Оправдываются пророческие слова, начертанные на могиле Грибоедова:

« Ум и дела твои бессмертны в памяти русской».

«Горе от ума» остается до сих пор одной из самых любимых книг.

Н.Г.Чернышевский.

  • Как пишется советско финская война
  • Как пишется советский союз с большой или маленькой буквы
  • Как пишется советская республика
  • Как пишется совет министров республики крым
  • Как пишется совет ветеранов с большой или маленькой буквы