Как пишется суффикс онок енок

Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок- — после мягких согласных, кроме «ч», в названиях птенцов и детенышей животных.

Суффиксы oнок ёнок

В русском языке названия птенцов и детенышей животных образуются с помощью суффикса -онок-/-ёнок-, например:

  • лев — львёнок (львёнок   — корень/суффикс/окончание);
  • барсук — барсучонок (барсучонок   — корень/суффикс/окончание).

Как выбрать в слове нужный вариант суффикса, -онок- или -ёнок-?

Чтобы ответить на этот вопрос, вначале вспомним, что такое суффикс и какое значение он имеет в слове.

Определение

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Правописание суффикса -ёнок-

А теперь образуем новые слова, названия птенцов и детенышей животных, с помощью суффикса -ёнок-:

рысь — рысёнок ворона — воронёнок
олень — оленёнок страус — страусёнок
козел — козлёнок гусь  — гусёнок
слон — слонёнок утка — утёнок
кенгуру — кенгурёнок соловей — соловьёнок

Важно!

Обратим внимание, что суффикс -ёнок- употребляется в написании существительных после мягких согласных корня, кроме всегда мягкого [ч’].

Правописание суффикса -онок-

Обратимся к суффиксу -онок- и получим с его помощью новые существительные:

волк — волчонок скворец — скворчонок
барсук — барсучонок сорока — сорочонок
верблюд — верблюжонок стриж — стрижонок
ёж — ежонок уж — ужонок
мышь — мышонок индюк — индюшонок

Теперь посмотрим, после каких гласных корня слов пишется под ударением данный суффикс. Как видим, это шипящие согласные — всегда твердые звуки [ж], [ш] и всегда мягкий звук [ч’].

Вывод

Суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных корня слов, кроме [ч’], а суффикс -онок- — после твердых согласных и шипящих «ж», «ш», «ч».

Чтобы выбрать нужный вариант суффикса, воспользуемся следующим алгоритмом:

  1. выделим корень в слове;
  2. посмотрим, на какой согласный он заканчивается;
  3. после твердого согласного и шипящих «ж», «ш», «ч» корня существительных под ударением напишем суффикс -онок-, после любого мягкого согласного, кроме «ч», напишем -ёнок-.

Правило написания суффиксов онок ёнок

Дополнительный материал

Подробно, как пошагово пользоваться этим правилом, прочитаем в статьях о правописании слов зайчонок и бельчонок.

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 53

Суффикс -онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных и шипя­щих кор­ня суще­стви­тель­ных, суф­фикс -ёнок — после мяг­ких соглас­ных, кро­ме «ч», в назва­ни­ях птен­цов и дете­ны­шей живот­ных.

В рус­ском язы­ке назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -онок-/-ёнок-, напри­мер:

  • лев — львё­нок (львёнок — корень/суффикс/окончание),
  • бар­сук — бар­су­чо­нок (бар­сучонок — корень/суффикс/окончание).

Как выбрать в сло­ве нуж­ный вари­ант суф­фик­са, -онок- или -ёнок-?

Чтобы отве­тить на этот вопрос, вна­ча­ле вспом­ним, что такое суф­фикс и какое зна­че­ние он име­ет в сло­ве.

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния слов.

Правописание суффикса -ёнок-

А теперь обра­зу­ем новые сло­ва, назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных, с помо­щью суф­фик­са -ёнок-:

  • рысь — рысё­нок, воро­на — воро­нё­нок,
  • олень — оле­нё­нок, стра­ус — стра­у­сё­нок,
  • козел — коз­лё­нок, гусь — гусё­нок,
  • слон — сло­нё­нок, утка — утё­нок,
  • кен­гу­ру — кен­гу­рё­нок, соло­вей — соло­вьё­нок.

Обратим вни­ма­ние, что суф­фикс -ёнок- упо­треб­ля­ет­ся в напи­са­нии суще­стви­тель­ных после мяг­ких соглас­ных кор­ня, кро­ме все­гда мяг­ко­го [ч’].

Правописание суффикса -онок-

Обратимся к суф­фик­су -онок- и полу­чим с его помо­щью новые суще­стви­тель­ные:

  • волк — волчонок, скво­рец — скворчонок,
  • бар­сук — бар­сучонок, соро­ка — сорочонок,
  • вер­блюд — верб­люжонок, стриж — стрижонок,
  • ёж — ежонок, уж — ужонок,
  • мышь — мышонок, индюк — индюшонок.

Теперь посмот­рим, после каких глас­ных кор­ня слов пишет­ся под уда­ре­ни­ем дан­ный суф­фикс. Как видим, это шипя­щие соглас­ные — все­гда твер­дые зву­ки [ж], [ш] и все­гда мяг­кий звук [ч’].

Вывод

Суффикс -ёнок- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных кор­ня слов, кро­ме [ч’], а суф­фикс -онок- — после твер­дых соглас­ных и шипя­щих «ж», «ш», «ч».

Чтобы выбрать нуж­ный вари­ант суф­фик­са, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

  1. выде­лим корень в сло­ве,
  2. посмот­рим, на какой соглас­ный он закан­чи­ва­ет­ся,
  3. после твер­до­го соглас­но­го и шипя­щих «ж», «ш», «ч» кор­ня суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем напи­шем суф­фикс -онок-, после любо­го мяг­ко­го соглас­но­го, кро­ме «ч», напи­шем -ёнок-.

Правило

Подробно, как поша­го­во поль­зо­вать­ся этим пра­ви­лом, про­чи­та­ем в ста­тьях о пра­во­пи­са­нии слов «зай­чо­нок» и «бель­чо­нок«.

Если перед суффиксом идёт твёрдый или шипящий согласный, то в ударном положении пишется буква «О», гласная «Ё» будет писаться, если корень оканчивается на мягкий согласный (исключение: после «Ч» всегда употребляется суффикс -онок-).

Чаще всего указанные суффиксы используются для ласкового наименования детенышей зверей и птиц.

Примеры:

  • верблюд + онок = верблюжонок;
  • лис + ёнок = лисёнок.

Правильное употребление суффикса —онок- либо —ёнок- зависит от предыдущего согласного. Чтобы не допускать ошибок при написании, не лишним будет дать определение понятию «суффикс».

Суффикс — это морфема, находящаяся за корнем, которая образует новые формы слова.

Правописание суффикса -ёнок-

Дополнив морфемой «ёнок» существительные, обозначающие зверей, получим новые слова:

  • кабан — кабанёнок;
  • сова — совёнок;
  • кот — котёнок;
  • лис — лисёнок;
  • бобр — бобрёнок;
  • тигр — тигрёнок;
  • лось — лосёнок;
  • крыса — крысёнок;
  • орёл — орлёнок;
  • козёл — козлёнок.

Из примеров видно, что буква «Ё» пишется только, если она следует за мягким согласным, на который оканчивается корень слова. Исключение составляет лишь звук «Ч» (он всегда будет мягким, после него пишется О).

Правописание суффикса -онок-

Образовать новые слова можно при употреблении суффикса -онок-. Примеры:

  • медведь — медвежонок;
  • заяц — зайчонок;
  • белка — бельчонок;
  • галка — галчонок;
  • кукушка — кукушонок;
  • чиж — чижонок;
  • паук — паучонок;
  • морж — моржонок;
  • грач — грачонок;
  • лягушка — лягушонок.

Буква «О» в ударном положении будет писаться в суффиксе, если она находится после шипящих (Ж, Щ,Ч, Ш).

Подведём итоги

В суффиксах -онок-/-ёнок- будет писаться О после шипящих согласных, Ё — после мягких согласных, кроме Ч. Для того, чтобы не допустить ошибку при написании этих суффиксов, нужно придерживаться следующей схемы:

  1. провести морфемный разбор, обозначить корень слова, подобрав однокоренные слова;
  2. обратить внимание на последнюю букву в корне слова, определить её мягкость или твёрдость;
  3. если корень заканчивается на твёрдый согласный или же шипящий, то напишем суффикс —онок-, если же последней буквой корня является мягкий согласный (кроме Ч), то напишем -ёнок-.

Правописание суффиксов -oнок- и -ёнок- в словах

Суффикс -онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных и шипя­щих кор­ня суще­стви­тель­ных, суф­фикс -ёнок- — после мяг­ких соглас­ных, кро­ме «ч», в назва­ни­ях птен­цов и дете­ны­шей животных.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

В рус­ском язы­ке назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -онок-/-ёнок-, напри­мер:

  • лев — львё­нок ( льв ёнок — корень/суффикс/окончание);
  • бар­сук — бар­су­чо­нок ( бар­суч онок — корень/суффикс/окончание).

Чтобы отве­тить на этот вопрос, вна­ча­ле вспом­ним, что такое суф­фикс и какое зна­че­ние он име­ет в слове.

Правописание суффикса -ёнок-

А теперь обра­зу­ем новые сло­ва, назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных, с помо­щью суф­фик­са -ёнок-:

рысь — рысёнок воро­на — воронёнок
олень — оленёнок стра­ус — страусёнок
козел — козлёнок гусь — гусёнок
слон — слонёнок утка — утёнок
кен­гу­ру — кенгурёнок соло­вей — соловьёнок

Правописание суффикса -онок-

Обратимся к суф­фик­су -онок- и полу­чим с его помо­щью новые существительные:

волк — вол ч онок скво­рец — сквор ч онок
бар­сук — бар­су ч онок соро­ка — соро ч онок
вер­блюд — верб­лю ж онок стриж — стри ж онок
ёж — е ж онок уж — у ж онок
мышь — мы ш онок индюк — индю ш онок

Теперь посмот­рим, после каких глас­ных кор­ня слов пишет­ся под уда­ре­ни­ем дан­ный суф­фикс. Как видим, это шипя­щие соглас­ные — все­гда твер­дые зву­ки [ ж ], [ ш ] и все­гда мяг­кий звук [ ч’ ].

Вывод

Суффикс -ёнок- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных кор­ня слов, кро­ме [ч’], а суф­фикс -онок- — после твер­дых соглас­ных и шипя­щих «ж», «ш», «ч».

Чтобы выбрать нуж­ный вари­ант суф­фик­са, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. выде­лим корень в слове;
  2. посмот­рим, на какой соглас­ный он заканчивается;
  3. после твер­до­го соглас­но­го и шипя­щих «ж», «ш», «ч» кор­ня суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем напи­шем суф­фикс -онок-, после любо­го мяг­ко­го соглас­но­го, кро­ме «ч», напи­шем -ёнок-.

Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»

Коломыцева Елена Геннадиевна
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Программа: УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Учимся писать суффиксы -ёнок-,-онок-

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок-,-онок-

Задачи:1. Формировать умения грамотно писать суффиксы -ёнок-, -онок-;

2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;

3. Совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах;

4. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

• организация наблюдения за написанием суффиксов -онок-, -енок-;

• знакомство с правилом написания;

• отработка алгоритма применения правила.

Познавательные: • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

• формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;

• поиск и выделение необходимой информации;

• формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

• контроль и оценка учебных действий;

• развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

• формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Мотивационно-ориенировочный этап

Мотивация. -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

-Давайте пожелаем друг другу успеха на сегодняшнем уроке:

и везде! Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Пальчиковая гимнастика.

-Дружат в нашем классе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в замок)

-Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

-Раз, два, три, четыре, пять

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

-Начинай считать опять.

-Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхните кистями.)

2. Минутка чистописания.

Расшифруйте, с какими буквами сегодня мы будем работать на минутке чистописания:

-эта буква обозначает согласный звук, он бывает только твердым, звонким, встречается в словах дружба, жук, ужин.

— эта буква обозначает звук, в слове чувствовать стоит в начале слова.

— эта буква обозначает звук, который в слове карандаш стоит в конце корня.

-Пропишем эти буквы.

-Что объединяет эти буквы?

Какая буква лишняя?

3. Словарная работа.

Д…ревня,к…ртина,б…реза, к…ньки, в…рона, з…яц, р…сунок, м…дведь.

-На какие две группы можно разделить эти слова?

-девочки – выпишите слова, которые начинаются с мягких согласных,

-мальчики- выпишите слова, которые начинаются с твердых согласных. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

4. Самостоятельная работа.

(пока идет словарная работа, 3 ученика работают самостоятельно возле доски).

1ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

2 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

3 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Проверка: ученик называет орфограмму, букву, которую вставил, проверочное слово, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или нет.

5. Фронтальная беседа.

— Что объединяет словарные слова?

-Что такое имя существительное?

— Что вы знаете об имени существительном?

-Назовите одушевленные имена существительные, которые встретились в словарной работе.

— В какой части слова находятся орфограммы, которые мы повторяли?

— Что такое корень?

— Что в себе содержит корень?

-Какие еще части слова знаете?

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

— Какую часть слова называют суффиксом?

— Для чего служит суффикс?

— Образуйте от данных словарных слов уменьшительно-ласкательные существительные.

-Как образовались эти слова?

-Давайте определим с помощью какого суффикса образовались новые слова? Что для этого нужно сделать?

— делает разбор по составу,определяем суффиксы.

6. Самостоятельная работа.

(пока идет фронтальная работа, 1 ученик работает возле доски)

-Подобрать слова к схемам:

Грибок метро водный школа кино день

Проверка: ученик читает слова к каждой схеме, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или допущены ошибки.

Ученики выполняют движения руками, разминают пальчики для письма.

Ж ч ш ж ч ш ж ч ш

Ч- обозначает мягкий согласный, ж,ш- всегда твердые.

Начинаются на мягкие и твердые согласные.

Деревня, береза, рисунок, медведь.

Картина, коньки, ворона, заяц.

— это имена существительные.

-это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто? Что?»

-имя сущ. бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

— медведь, ворона, заяц.

— это общая часть родственных слов.

— окончание, суффикс.

— изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

-часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

-медвежонок, зайчонок, вороненок

— с помощью суффиксов.

Выделить окончание, корень, а затем определить суффикс.

Школа грибок метро

День водный кино

3).Определение темы урока.

-Итак, с помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?

-Вызвало у вас затруднение, какой суффикс нужно написать?

-Значит это ошибочное место.

В какой части слова мы засомневались?

— Определите тему нашего урока.

-Какую цель перед собой поставим?

— в суффиксе

-Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-.

Должны научиться писать слова с суффиксами -онок-, ёнок-.

– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.)

4).Выявление места и причины затруднения

-Как мы можем узнать об этом?

— Какой путь вы выбираете?

— Давайте определим, когда же пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-

Гра «Назови детеныша!»

(Слова появляются на доске)

— Давайте побудем в роли исследователей.

— Обратите внимание на букву перед суффиксом.

— Какой вывод можем сделать?

после мягких согласных, кроме

пишется суффикс -ёнок-.

После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.

-Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод.

сравним с правилом в учебнике.

Физминутка – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.)

Тигрёнок – суффикс –ёнок-, перед суффиксом стоит мягкий согласный звук р. И т. д.

Читаем хором правило.

5).Построение проекта выхода из затруднения

Проверим, как вы запомнили правило.

— Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-?

— Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных?

— Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?

— Как закрепить полученные знания?

— Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока.

— Чтобы вы смогли сами применить правило на практике,давайте составим алгоритм действий:

(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)

1) Выделяю корень.

Определяю, какой согласный звук перед суффиксом;

2) Если мягкий согласный, кроме [ч’] – пишу -ёнок- (тигрёнок)

Если твёрдый согласный и [ч’] – пишу -онок- (волчонок).

-Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике.

-Нет, т. к. после [ч’] пишется -онок-.

-Нет, т. к. еще и после [ч’].

— Нет, знания надо закрепить.

6).Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1.Применение алгоритма: (с комментирование возле доски)

2. Дифференцированная работа

1 группа – р. т. с 68 упр. № 1

2 группа – р. т. с. 69 упр. №2 (более сильные)

Проверка: по эталону с доски.

3. Дифференцированная работа.

Учебник стр. 121 упр. №1

1 ряд,3 ряд – работа в парах.

1 ряд – выписать слова с суффиксом -онок-;

3 ряд – выписать слова с суффиксом –ёнок-.

2 ряд- работа по вариантам :

1 вариант- выписать слова с суффиксом -онок-;

2 вариант — выписать слова с суффиксом –ёнок-.

Проверка: один ученик читает, остальные проверяют.

Когда вы слышите слова с

-енок- присесть, с -онок- подпрыгнуть

— Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок.

4. Игра «Редактор.»— исправить ошибки в словах.

— разобрать слова по составу. (по рядам)

-составить предложения с полученными словосочетаниями.

-онок-

-ёнок-

Цыпленок, слоненок, лисенок,

— Ученики исправляют ошибки и записывают слова правильно:

III. Рефлексивно-оценочный этап.

-Какую цель вы перед собой ставили?

— Удалось ли достичь цели?

— Оцените свою работу

2. Остались вопросы- ?

3. Ничего не понял — —

Дети оценивают свою работу на уроке.

2) Домашнее задание Выучить правило, стр. 122,

упр. 2 – по вариантам

1вариант – выписать слова с суффиксом енок.

2 вариант – выписать слова с суффиксом онок.

— Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.

Спасибо за урок! Урок окончен. Дети записывают и разбирают домашнее задание.

Консультация «Писать красиво может каждый» Давайте зададимся вопросом : что такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика. Обучение красивому.

Фотоотчет «Мы учимся трудиться» Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.

Лэпбук «Занимательная математика»: стихи про цифры, как писать цифры, состав чисел, посчитай, задания на логику и др. Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС, входит в систему.

Методическая разработка. Учимся писать. Развитие мелкой моторики Чтобы ребенок смог легко научится писать, он должен быть определенным образом подготовлен. Необходимо хорошее развитие мелкой моторики:.

Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинение-рассуждение» * Прочитать внимательно (несколько раз) тему и определить ключевое слово, на которое необходимо опираться впоследствии. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ.

Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинительную часть изложения» * Прочитать вопрос и внимательно выделить только одну проблему (разобрать проблемы, отметить для себя ту, над которой можешь порассуждать,.

Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.

Занятие «Учимся аргументировать» Что было бы, если бы. К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают,.

Учимся любить природу Цель: формирование основ экологической культуры детей. Задачи по экологическому воспитанию: 1. Повышение уровня экологической культуры детей;.

Фотоотчет «Зачем писать письмо Деду Морозу?» Зачем писать письмо Деду Морозу? Все без исключения малыши с нетерпением ждут наступления того самого зимнего утра, когда каждый из них.

Русский язык во 2-м классе «Правописание суффиксов. Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-» (УМК «Начальная школа XXI век»)

УМК «Начальная школа XXI век» 2 класс (1-4)

Образовательные цели:

  • Закрепить знания об имени существительном как о части речи.
  • Учить анализировать языковой материал.
  • Учить правильно писать суффиксы -ёнок- и -онок-.

Развивающие цели:

  • Развивать навык работы в группе.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные цели:

  • Показать необходимость знаний русского языка.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.
Целеполагание для ученика Целеполагание для учителя
1. Повторить правописание суффиксов -иц- и -ец-.
2. Познакомиться с новой пословицей.
3. Повторить морфологические признаки имен существительных.
4. Учиться писать суффиксы -онок- и -ёнок-.

Конспект урока

Этапы урока

Ход урокаДеятельность учащихсяI. Оргмомент– Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

II. Чистописание
Актуализация знанийиц ец
– Какую орфограмму вспомнили?
(Правописание суффиксов -иц- и -ец-)

– Как определить какой суффикс напишем?
(В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ-
В именах существительных женского рода пишется суффикс -ИЦ-)

– Прочитайте предложения. В каких ситуациях так говорят?

Добрая послов…ца ко времени молвится.

– Как называются такие предложения в русском языке? (Пословицы)
– Докажите.
Запишите. Вставьте пропущенные буквы.

Взаимопроверка.III. Словарная работа– Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
(Ворона)

Словарь: заяц, ворона
– Проверяем. Назовите непроверяемые орфограммы.
– Что общего у данных слов? (Имя существительное, одушевлённое)
Образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
Словарь: заяц, ворона
зайчонок, воронёнок
– С помощью какой части слова образовались новые слова? (Суффиксов -онок-, -ёнок-)IV. Работа над новым материалом. Сообщение темы урока– Сегодня на уроке нам предстоит определить, когда пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-.
Прочитайте слова, записанные на доске.
Обратите внимание на звуки перед суффиксами.
Лосёнок, мышонок, телёнок, лисёнок, тигрёнок, гусёнок, галчонок, скворчонок, львёнок, волчонок, ежонок.
бельчонок

Вывод: после мягких согласных, кроме
ч, пишется суффикс -ёнок-.
После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.Работа в группах

Работа в группахV. Физминутка

Птички

Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонечко летят.

(Дети имитируют разлетающихся птиц)VI. Отработка предметных навыков1. Учебник стр. 113

Учимся применять правило:

(Опорная таблица на доске)

  1. Выдели корень слова.
  2. Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
  3. Если это твёрдый согласный или шипящие ш, ж, ч, пишем – -онок-, если нет – -ёнок-.

2. Учебник стр.114 упр.1

Выпиши слова в два столбика
1) суффикс -ёнок-; 2) суффикс -онок-.
Пользуйся опорной таблицей.

Стриж…нок, бельч…нок, цыпл…нок, слон…нок, лис…нок, индюш…нок, рыс…нок, мыш…нок, козл…нок, реб…нок,

3. Игра «Крестики-нолики»

Согласны – О
Не согласны – Х

1. волчонок 4. ежонок 7. утёнок
2. моржонок 5. барсучёнок 8. грачонок
3. страусёнок 6.лягушонок 9.скворчонок.

1. О 2. О 3. О
4. О 5. Х 6. О
7. О 8. О 9. О

– Соедините О (1-2-3-6-9-8-7-4-1). Какая буква получилась? (О)
– «Отлично». Молодцы!Работа с учебником

Работа в тетрадях и индивидуально на доске с комментированием.

источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/uchimsja-pisat-sufiksy-yonok-onok.html

http://urok.1sept.ru/articles/575683

!!! Мой Почемучка.png

Здравствуй. На очередном нашем занятии мы изучим, как отличить приставку от корня, а также изучим чередования согласных в корнях, суффиксах, научимся правильно употреблять суффиксы  –онок, –ёнок.

Различение приставки и корня

Если значимая часть находится в начале слова, то это приставка, а если часть слова можно «найти» в родственных словах, то это корень.

Для сравнения: ПО–кос, ПОД–нос, ЗА–ры–ть, НА–рисовать (часть слова находится перед корнем); со–бра–ть (беру, брать), по–мир–ить (мирный, мир).

Обрати внимание!

Чтобы отличить приставку от корня, необходимо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Также следует помнить, что приставка всегда находится в начале слова.

Чередование согласных в корне, суффиксе

Чередование — это изменение звуков в одной и той же части слова в родственных словах или формах слов.

Чтобы выделить в корнях чередующиеся согласные, необходимо эти корни сравнить между собой: их будут отличать только чередующиеся звуки.

Чередования согласных звуков в корнях слов: роГ и роЖок, боГ и боЖок, леС и леШий, лиК и лиЦо и др.

Чередования указывают на то, что в словах корень один, но имеет разные варианты.

Чередования отмечаются и в суффиксах слов: горчиЦа и горчиЧник, рыбаК и рыбаЦкий, крупиЦа и крупиТчатый  и др.

Обрати внимание!

Чередования согласных возможны в корнях и суффиксах, они образуют варианты данных значимых частей слова.

Правописание слов с суффиксом –онок, –ёнок под ударением

Как правило, названия молодых животных образуются от названий животных с помощью суффиксов –онок, –ёнок.

Суффикс –онок пишется после твёрдых согласных и шипящих (ж, ч, ш) в конце корня, а суффикс –ёнок — после мягких согласных: львёнок, барсучонок, галчонок и козлёнок, гусёнок, воронёнок.

Однако суффиксы –онок, –ёнок используются для образования не только названий молодых животных: чертёнок, пострелёнок, внучонок и др.

Обрати внимание!

Суффикс –онок пишется после твёрдых согласных и шипящих ж, ч, ш в конце корня,

а суффикс –ёнок — после мягких согласных.

Правописание суффиксов ОНОК и ЕНОК в словах? Какое правило?

В каких случаях в словах пишется суффикс ЕНОК, а каких суффикс — ОНОК?

1

Ответы (10):

Share

1

Суффикс онок пишется всегда после шипящих(ж,щ,ч,ш) и под ударением.

Примеры:галчонок,волчонок.

Суффикс ёнок пишется всегда после всех согласных(за исключением,шипящих букв:ж,ш,ч,щ).

Примеры:жеребёнок,котёнок

Share

5

Суффиксы ОНОК и ЕНОК достаточно популярны в русском языке. С их помощью мы можем получить название детенышей животных, например Слоненок, Олененок, Ежонок Вороненок, Галчонок или Медвежонок.

В приведенных примерах легко заметить основное правило написания этих суффиксов. Если перед гласной суффикса стоит твердая согласная, например Ж в слове Медвежонок, то это гласная О, мы используем суффикс ОНОК.

Если перед гласной суффикса стоит мягкая согласная корня, например Н в слове Олененок, то используем суффикс ЕНОК.

Также суффикс ОНОК используется после согласной Ч, несмотря на ее мягкость: Галчонок, Волчонок.

Share

3

С помощью суффикса -онок-/-ёнок образуются названия детенышей животных, птенцов и молодых особей рыб и земноводных.

Выбор суффикса -онок или -ёнок- , то есть буквы «о» или «ё», зависит от согласного основы слова. Если корень слова заканчивается шипящими «ж», «ш», «ч», «щ», то после них пишется суффикс -онок-, а после мягких согласных соответственно выберу суффикс -ёнок-.

Примеры существительных с суффиксом -онок-.

Следует учесть, что при образовании новых слов в производных названиях детенышей могут происходить чередования корневых согласных к//ч, ц//ч, д//ж.

скворец — скворчонок;

белка — бельчонок;

волк — волчонок;

заяц — зайчонок;

медведь — медвежонок,

верблюд — верблюжонок,

ерш — ершонок,

лягушка — лягушонок;

мышь — мышонок;

уж — ужонок.

Примеры слов с суффиксом -ёнок-:

лис — лисёнок;

орел — орлёнок;

слон — слонёнок,

лев — львёнок;

тигр — тигрёнок.

Share

3

Данный суффикс часто встречается ,когда мы кого-то называем в ласковой форме, суффиксы «ОНОК» и «ЕНОК» можно назвать -уменьшительно ласкательными. Например: лосенок ,медвежонок.

И так чтобы определить какая буква пишется в суффиксе ,для этого стоит определить какая буква идет после корня слова. Если буквы «ж», «ш», «ч», «щ» и суффикс под ударением, то пишется суффикс «ОНОК» ,а остальным других случаях пишется суффикс «ЕНОК».

Share

3

Суффикс -онок пишется после твердых и шипящих согласных корня в названиях детенышей животных и птенцов. Например: медведь — медвежонок, волк — волчонок, хомяк — хомячок, кролик — крольчонок.

Суффикс -ёнок пишется после мягких согласных, кроме «ч». Примеры: олень — олененок, рысь — рысенок, утка — утенок, гусь — гусенок.

Share

2

Правило тут простое — если корень оканчивается одной из этих шипящих — «ж», «ш», «ч», «щ», то суффикс начинается с буквы О, стоящей под ударение. Если же корень завершает иная буква, пишем в суффиксе букву Ё.

Исключений из этого правила нет.

Share

0

Зачастую мы задумываемся при написании таких суффиксов как «енок» и «онок». Так вот чтобы не ошибаться нам нужно просто обратиться к правилу, ограничивающему написание данных суффиксов.

Если в нашем слове корень оканчивается на одну из таких букв как:

То в ударной позиции будем писать суффикс с «о» — «онок».

Во всех остальных случаях нужно писать «енок».

Share

0

Для того чтобы правильно написать суффиксы в словах «онок» /»ёнок», нужно помнить правило, что после мягких согласных, кроме

ч, пишется суффикс -ёнок-.

Примеры: телефон, лосёнок.

После твёрдых согласных и «ч» пишется суффикс -онок-.

уффиксами.

Примерами могут быть такие слова, как: мышонок, галчонок, волчонок, ежонок.

Share

0

При написании суффиксов -ОНОК и -ЕНОК необходимо помнить следующее правило: после шипящих и ц в суффиксах имен существительных выбор гласной зависит от ударения (под ударением О, без ударения — Е).

Пример: галчОнок, но воронЕнок.

Share

0

-онок пишется в том случае, если корень оканчивается на шипящий, например, медвежонок. -ёнок пишется после остальных согласных, например, кутенок, вороненок и так далее. Правило это простое, его легко запомнить.

  • Как пишется суспензия на латинском
  • Как пишется суслик по английски
  • Как пишется суррогатное материнство
  • Как пишется суприм по английскому
  • Как пишется суприм на английском