Как пишется сжатое изложение в 5 классе по русскому языку

Теоретические сведения о сжатом изложении

Уже с пятого класса ученики получают понятие о тексте, его теме и основной мысли, о стилях и типах речи, о разновидностях текста. Обучение изложению в 5-9 классах строится с целью формирования у школьников умений критически анализировать созданный вариант текста с точки зрения раскрытия темы (находить лишнее, отступления от темы или недостаточно развернутые части текста с точки зрения раскрытия темы), вносить правки в свой текст, редактировать, совершенствовать его.

Что такое сжатое изложение в методике обучения русскому языку?

Под сжатым изложением мы понимаем краткое письменное воспроизведение сути исходного текста с помощью исключения, обобщения и упрощения. Создавая текст сжатого изложения, ученик должен создавать собственный текст, уважительно относясь к исходному тексту, точно передавая его содержание и сохраняя стиль.


Скачайте наглядные материалы, которые пригодятся ученикам при подготовке к сжатому изложению. Их можно распечатать, раздать ребятам перед занятием или оформить стены кабинета, а еще – включить в презентацию. Больше наглядных и раздаточных пособий по русскому языку найдете здесь.

Разделы русской орфографии и основные группы правил правописания

Методика работы с изложением (пересказом) в 5—7 классах

Так, в учебнике «Русский язык. Русская речь. 5 класс» тема текста рассматривается как то, о чем (или о ком) в нем говорится. Авторы учебника обращают внимание школьника на то, что часто тема текста отражена в его заглавии.

В учебнике рассматриваются темы «Что такое текст?», «Что значит писать и говорить на тему?», «Главное в тексте — идея, основная мысль», «Для чего нужен план?» и др. и на с. 24-68 приводится ряд упражнений аналитического и аналитико-конструктивного характера, посвященных изучению специфики текста.

Рассмотрим некоторые из них.

Русский язык. Сборник заданий

Русский язык. Сборник заданий

Сборник практических заданий по русскому языку помогает систематизировать изученное в начальной школе, но главное — освоить содержание программных разделов «Фонетика», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология», «Фразеология». Образцовые тексты сопровождаются интересными комплексными заданиями, позволяющими определить тему, тип речи и стиль текста, выявить его лексические и грамматические особенности, прокомментировать орфограммы и пунктограммы.

Купить

Работа с заглавием изложения в 5 классе

Задание. Прочитайте текст, перескажите его. Подумайте, почему автор озаглавил текст именно так, а не иначе.

При работе над этим упражнением школьники могут выявить один из важных признаков пересказа: он не всегда содержит исчерпывающую информацию исходного текста, сведения, которые входят в состав своего текста, можно «сжать».

Создавая пересказ, ребята могут использовать следующие средства сжатия: исключение, обобщение и замена. Школьники могут кратко охарактеризовать каждый способ сжатия, названный ими. Они отметят, что при исключении необходимо убрать детали, оставляя существенную информацию; во время обобщения необходимо обобщить мелкие факты, а замена требует заменить сложное предложение простым, прямую речь преобразовать в косвенную.

Анализ заглавия текста приведет ребят к выводу о связи темы текста изложения и его названия.

Работа с темой и заглавием изложения в 5 классе. Пересказ

Задание. Из данных предложений составьте текст. Назовите его тему, озаглавьте и запишите. Перескажите текст.

Ребята, выполняя упражнение, научатся видеть начало текста, его продолжение и логическое окончание, подчиненные теме. Работа над пересказом закрепит умение ребят устно сжимать информацию, содержащуюся в тексте.

Целесообразно при выполнении этого задания актуализировать знания ребят об основной мысли текста как о том, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Школьники могут заметить, что название текста может отражать не только тему, но и основную мысль, например, свой пересказ они могут назвать «Солнце — золотое колесо», «Как красив восход!» и т.д.

Работа над изложением в 5 классе. Тема и основная мысль изложения. План текста

Задание. Подготовьтесь писать изложение. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Прочитайте текст по частям в соответствии с планом.

План, предложенный авторами учебника, мы приводим ниже.

Работа школьников по плану предполагает, что ребята «сконструируют» текст по тем пунктам, вопросам, которые необходимо раскрыть, продумать их последовательность, смысловую связь, переходы от одной части высказывания к другой.

Создавая свое изложение, ребята научатся сжимать информацию текста-оригинала, подчинять содержание своего текста теме и основной мысли, структурировать текст, основываясь на его плане.

Кроме того, в приложении к этому учебнику на с. 181-183 даны памятки, которые помогут пятиклассникам создавать собственный текст.

Составить план текста изложения пятикласснику поможет следующая памятка:

Назовем некоторые задания из учебника «Русский язык. Русская речь. 6 класс» Е. И. Никитиной, направленные на формирование умения создавать сжатое изложение (пересказ): знать особенности сжатия текста, отбирать в исходном тексте основную информацию, выделять микротемы, выделять существенную информацию в каждой микротеме, уметь последовательно излагать отобранные сведения.

Работа над темой, микротемой изложения в 6 классе

Шестиклассникам известно, что темы могут быть широкими, общими и узкими, конкретными (т.е. микротемами); широкая тема вбирает в себя ряд микротем, узких тем, а узкая тема (микротема) относится к широкой как часть к целому.

В ходе закрепления умений работать с темой и микротемой предлагаем выполнить следующее упражнение (с. 14).

Задание. Умеете ли вы вести дневниковые записи? Поучитесь этому у Коли Синицына! Он записывал в дневник все интересные случаи, которые происходили с ним и его друзьями в летние каникулы и были связаны с их общим и очень полезным делом — пчеловодством. Ребята сами смастерили улей, развели пчел, увлеченно ухаживали и наблюдали за ними, сделали немало интересных открытий.

Перед вами — две записи из «Дневника Коли Синицына». Прочитайте их.

Сформулируйте тему всего «Дневника Коли Синицына»; тему записи за 11 июля; за 14 июля. Приготовьтесь к изложению на основе данного текста.

Работа над сжатым выборочным изложением в 6 классе

Задание. Напишите сжатое выборочное изложение от 3-го лица по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему «История жизни Самсона Вырина» (см. памятку «Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста»). Ваше изложение должно быть понятным и тому, кто этой повести не читал.

Предлагаем познакомиться с памяткой, которая представлена в учебнике.

При работе над сжатым выборочным изложением ребята вспоминают, что задача сжатого изложения, в отличие от подробного, — передать кратко основное содержание текста-первоисточника; специфику исключения, обобщения и упрощения.

Так, школьник-автор сжатого изложения может исключить вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, пояснения, рассуждения, описания и т.д. Таким образом, исключить — значит выделить главное, затем убрать подробности и детали, затем объединить полученные сведения в единый текст, используя средства связи между предложениями.

Школьники могут обобщить в своем сжатом изложении ряд предложений, связанных одной мыслью или единичные факты, события, явления. Другими словами, обобщить — найти общее в мелких, единичных фактах текста, объединить эти факты на основе общего и сформулировать получившееся предложение.

Шестиклассник может выполнить замену однородных членов обобщающим словом, сложного предложения — простым, прямой речи — косвенной, части текста — одним предложением. То есть заменить — значит найти слова, предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и сформулировать получившееся предложение.

Русский язык. Русская речь. 5 класс

Русский язык. Русская речь. 5 класс

Книга по развитию речи является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник «Русский язык. Русская речь» выполняет особую роль в составе комплекса. Его задача — помочь ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.

Купить

Работа над изложением в 7 классе

Упражнения, содержащиеся в учебнике «Русская речь. Русский язык. 7 класс» Е. И. Никитиной, в основном направлены на закрепление умений по сжатию текста, полученные в 5-6 классах. Приведем пример упражнения со с. 77 этого учебника.

Задание. Напишите выборочное изложение по главе VIII повести М. Горького «Детство» на тему «Главное в жизни Хорошего Дела». Используйте памятку «Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста».

При отборе и систематизации материала обратите внимание на следующие моменты.

  • 1) Внешний вид Хорошего Дела.
  • 2) Главное в его жизни — наука.
  • 3) Поглощенность Хорошего Дела наукой и его безразличие к внешним сторонам жизни (одежда; обстановка комнаты; питание; отношение к деньгам).
  • 4) «Колдовская» работа Хорошего Дела.
  • 5) Поразительное трудолюбие учёного.
  • 6) Простота, точность и краткость его речи.

Выполнение этого упражнения позволит семикласснику вспомнить особенности работы над изложением, основные приемы этой работы.

Методика работы с текстом изложения в восьмом и девятом классах

В учебнике «Русский язык. Русская речь. 8 класс» Е. И. Никитиной и учебнике «Русский язык. Русская речь. 9 класс» Е. И. Никитиной уже на первых страницах школьникам предлагается приступить к изложению. Это свидетельствует о том, что методист рассматривает умение создавать изложение как уже сформированное умение у ребят 8-9 классов.

Так, автор этих учебников предлагает создать текст собственного изложения, разнообразит приемы работы с текстом-первоисточником.

Приведем примеры заданий для учащихся 8 и 9 классов.

Задание. Прочитайте отрывок из книги «Голоса, зазвучавшие вновь». Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова. Составьте план текста. Объясните значение слов хрестоматийный, резонанс, структура, редут. Подберите синонимы к словам стремительный, кропотливый, конкретно, органически. Понаблюдайте, как используются в тексте антонимы: сложный — простой, тишина — грохот, новый — знакомый. Благодаря чему создаётся антитеза в предпоследнем предложении? Готовясь к изложению, напишите словарный диктант.

 

Задание. Передайте содержание повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» предельно кратко (в письменной форме). Проведите в классе конкурс на самое короткое изложение сюжета повести.

Задание. Вспомните еще одну повесть Н. В. Гоголя — «Шинель». Постарайтесь передать содержание ее предельно кратко.

Задание. Сравните два предельно кратких пересказа повести Н. В. Гоголя «Шинель». Какому из них вы отдадите предпочтение? Почему? Свой ответ аргументируйте.

Как показывает аспектный анализ учебников по развитию речи для 5-9 классов УМК В. В. Бабайцевой, в течение пяти лет обучения ребята выполняют задания различного характера, работая над созданием текстов изложений, в том числе сжатых; учатся находить темы и микротемы, подчинять свое изложение теме и основной мысли, исключать, обобщать и производить замену информации исходного текста и, следовательно, выпускник девятого класса вполне способен продемонстрировать готовность написать качественный текст изложения на ГИА-9.

#ADVERTISING_INSERT#

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Ак-Довурак

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке

В.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)

5 класс

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурак

Куулар Индра Монгун-ооловна

2019г

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке

В.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)

5 класс

Тип урока: урок развития речи

Цель:

Формировать умения писать сжатое изложение повествовательного характера. Развивать умения учащихся работать с текстом; выделять в тексте главную и второстепенную информацию, определять основные композиционные части сказки,  выделять микротемы, составлять простой план. Развивать речевую деятельность учащихся – самостоятельных связных высказываний в устной и письменной речи. Воспитывать интерес к слову, добиваться понимания учащимися, поднятых писателем: осуждение высокомерия.

Формируемые УУД:

Предметные: знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные:

Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование:

Телевизор, ноутбук, толковые словари С.И.Ожегова, словарь синонимов, задания для групповой работы, тексты изложения, учебник.

Ход урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

— Здравствуйте, ребята, садитесь.

Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Когда мы улыбаемся,

 мы реже ошибаемся.

 И чаще награждаемся

 подарками судьбы. …

Давайте улыбнёмся друг другу и пусть подарками судьбы станут только отличные оценки. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

У безногой табуретки                                                                                                                                                  

Раньше были ствол и ветки    (Пень) Слайд 1

Правильно. Это пень. Сказку про этот самый пень написал замечательный советский писатель и поэт В.Катаев. (портрет на Слайде 2).

Сказка В.Катаева «Старый пень» в учебниках на странице 69 упражнение 144.

-Что же мы будем делать с текстом этой сказки? Что в задании в упражнении? Выделенные слова прочитайте. -Написать сжатое изложение.

 3. Сообщение темы и цели урока

— Сегодня на уроке будем готовиться к написанию сжатого изложения                     по тексту В.П. Катаева «Старый пень», упражнение 144.  Слайд 3

Запишите число и тему урока.

— Что значит сжато пересказать текст?

-Сокращать те фрагменты, которые несут не главную, а второстепенную информацию.

Отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

Ребята, что называется текстом? (текст – это группа предложений, объединенных в одно целое темой и основной мыслью)

Что такое тема? Основная мысль текста?

4. Подготовка к сжатому изложению по тексту В.П. Катаева «Пень». Работа с текстом.

-Послушайте аудиозапись сказки.

5. Осмысление текста.

О чем этот текст, т.е. какова тема этого текста? (о старом пне)

— Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? (осуждение гордого пня)

-Ребята, вам не напоминает эта сказка притчу или басню?  Да. Напоминает басню или притчу, в которой осуждается не столько старый пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

-А значит эта сказка так же, как и басня или притча носит …какой характер? (прочитанная сказка носит поучительный характер так же как басня и притча). То есть эта сказка поучает, чему же учит эта сказка?  Какой урок можно извлечь из этой сказки?  (не быть гордым, высокомерным, ставить себя высоко)

Старый пень здесь – олицетворение высокомерного человека, ставящего себя выше других, а деревья — гордые люди, которые не унижаются, не пресмыкаются перед другими, имеют чувство собственного достоинства.

Как бы вы озаглавили этот текст? (Гордый пень, Высокомерный пень, глупый пень).

— Какое название отражает в большей степени основную мысль? (осуждение гордого пня)

Словарно-лексическая работа. Слайд 4

— А какое слово в этом тексте является важным? (гордость)

Слово гордость имеет положительное и отрицательное значение. В сказке В.П.Катаева старый пень возгордился оттого, что все ему кланялись.

-Как вы понимаете значение этого слова?

Давайте обратимся к толковому словарю.

• Работа с толковым словарём. (прочитать только 4 пункт)

Гордость – высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.

Подберите синонимы к слову гордость.  Гордость, зазнайство, высокомерие.

Нам предстоит написать сжатое изложение по данному тексту объемом  в 7-8 предложений. Обратимся к памятке «Как готовиться к сжатому изложению» на странице 170 учебника. Прочитайте памятку.

Для того чтобы выполнить данную работу, мы должны будем познакомиться со способами сжатия текста. Но, а теперь отдохнем немножко, проведем физминутку, встали.

Физминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот-

Будет вправо поворот.

Раз хлопок, два хлопок,

Повернись еще разок,

Раз, два, три, четыре-

Плечи выше, руки шире.

Опускаем руки вниз-

И на корточки садись.

Мы сейчас познакомимся с приемами сжатия текста.

Приёмы сжатия: Слайд 6

обобщение

исключение

упрощение

Три основных способа сжатия текста

Исключение

Обобщение

Упрощение

-исключение повторов;

-исключение одного или нескольких из синонимов;

-исключение фрагмента предложения;

-замена однородных членов обобщающим словом;

-Объединить факты на основе общего;

-слияние нескольких предложений в одно;

-замена сложного предложения простым;

-Замена прямой речи косвенной

Пример исключения:

У каждого человека на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека на лице появлялась приветливая улыбка.

Пример обобщения:

Здесь неожиданно началась эпидемия опасного и заразного заболевания –дифтерита.

Здесь неожиданно началась эпидемия тяжелого заболевания – дифтерита.

Пример упрощения:

«У меня надежные собаки» — сказал охотник.

Охотник сказал, что у него надежные собаки.

Выделение микротем и составление плана

-В тексте определяются микротемы. Слайд 7

Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

— А теперь нужно разделить текст на части, озаглавить их.

На сколько частей можно разделить текст? ( на три)

Проведем работу в группах по рядам: 1 ряд читает и озаглавливает 1 часть, 2 ряд – 2 часть, 3 ряд – 3 часть.

 (Учащиеся читают каждую часть и дают ей название).

Коллективное обсуждение составленных планов.

План

1. Грибники вокруг старого пня.

2.Возгордился старый пень.

3.Обыкновенный старый пень.        

I часть.  Грибники вокруг старого пня.

-Какой пень стоял в лесу? Большой старый пень.

-Какие люди приходили в лес?

Вам, 1 ряд, теперь нужно поработать с 1 частью. Надо сжато пересказать текст, используя приемы сжатия.

II часть.         Старый пень возгордился.

-Что значит «возгордиться»?

• Работа с толковым словарём.

Возгордиться — стать гордым, хвастаться.

-Что сказал пень деревьям? Кланяйтесь мне, я ваш царь.

-Почему деревья должны ему кланяться? Потому что пень считал, что даже люди ему кланяются и он теперь в лесу самый главный.

-Вся ли информация важна для раскрытия темы? Нет. Можно убрать повторяющуюся информацию. 

Вам, 2 ряд, нужно поработать со 2 частью. Надо сжато пересказать текст, используя приемы сжатия.

III часть. Обыкновенный старый пень.

Какая мысль содержится в 3 части? Главная.

-Кто прилетел на молодую берёзу? Маленькая быстрая синичка.

Вам, 3 ряд, нужно поработать с 3 частью. Надо сжато пересказать текст, используя приемы сжатия.

-Давайте послушаем сжатый пересказ рядов. 1 ряд?

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

-Что мы сделали? Какой прием сжатия здесь использовали?

Мы объединили 1 и 2 абзац. Обобщение.

2 ряд?

Возгордился старый пень и сказал деревьям, что даже люди ему кланяются. Значит, он в лесу самый главный. Деревья молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и стал кричать, чтобы кланялись ему и что он царь. 

Какой прием сжатия?  Исключение.

-Почему разозлился старый пень? Деревья ему не кланялись.

-Какой прием сжатия здесь можно использовать?

Упрощение. Замена прямой речи косвенной.

3 ряд?

Прилетела синичка и сказала, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не ему кланяются, а ищут  опенки, да и тех не находят.

— Какой прием сжатия мы использовали? Упрощение (замена прямой речи косвенной)

Закрепление.

-А теперь давайте повторим. Назовите основные приемы сжатия.

Итог урока. Подведем итоги урока:

Чему мы научились на уроке? На уроке мы научились приемам сжатия текста, и тем самым готовились к написанию сжатого изложения В. Катаева «Старый пень».

Рефлексия.  Ребята выполняют рефлексию.

Учитель.  Поднимите руки те, кто сегодня проявил на уроке активность. А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке. Поднимите руки, кому всё было понятно на уроке. А кто считает, что урок был интересным и  прошёл с пользой?

Закончите предложения.

 Закончи предложения:

        Сегодня я узнал…

        Было интересно…

        Было трудно…

Домашнее задание: написать сжатое изложение

Сжатое изложение.

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и сказал деревьям, что даже люди ему кланяются. Значит, он в лесу самый главный. Деревья молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и стал кричать, чтобы кланялись ему и что он царь. 

Прилетела синичка и сказала, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не ему кланяются, а ищут  опенки, да и тех не находят.

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Горшкова Елена Геннадьевна,

МОУ СОШ №42 г.Твери,

учитель русского языка и литературы

Урок развития речи.

5 класс

Образовательные цели урока:

– формирование умения лаконично передавать основное содержание исходного текста;

– знакомство с основными способами сжатия текста;

– формирование навыков сжатия исходного текста различными способами;

– формирование умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

– отработка умения понимать и преобразовывать информацию;

– формирование орфографических и пунктуационных навыков.

Развивающие цели урока:

– развитие навыков восприятия текста, выделения микротем;

– развитие умения пользоваться полученными знаниями на практике для написания собственных текстов.

Воспитательная цель урока:

– пробуждение интереса учеников к родному слову, изучению истории и географии своей страны.

Исходный текст похож на большую формочку для песка,

подробное изложение – на формочку поменьше,

сжатое изложение — на самую маленькую.

Задача подробного изложения — максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности.

Задача сжатого изложения — кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, не нарушив логической последовательности событий.

Для этого необходимо отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

ИСКЛЮЧЕНИЕ

— исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

— исключение одного или нескольких предложений.

СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. (Николай Носов.)

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?

Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его шиворот-навыворот.

ОБОБЩЕНИЕ

— замена однородных членов обобщающим понятием (словом).

Эти книги лежали у него[Знайки] и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. (Николай Носов.)

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Эти книги лежали у него повсюду.

УПРОЩЕНИЕ

— слияние нескольких предложений в одно,

— замена сложноподчинённого предложения простым.

Лицо Незнайки расплылось в улыбке. Он был очень доволен, что его похвалили. ( По Николаю Носову.)

Запишите содержание фрагмента с помощью сложного предложения.

Лицо Незнайки расплылось в улыбке от удовольствия, что его похвалили.

Как писать сжатое изложение

Инструкция

— Внимательно прослушайте текст.

— Выделите важные, необходимые мысли.

— Найдите среди них главную мысль.

— Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

— Озаглавьте каждую часть и составьте план.

— Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

— Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

— Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

— Запишите этот сокращенный текст на черновике.

Прослушайте текст, напишите сжатое изложение.

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшительная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

Название города Клин напоминает о времени, когда тут клином сходились границы феодальных княжеств — Московского и Тверского: «и воеваша до клина московского рубежа»…

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого. (По Л. Успенскому)

ЗАСЕ́КА и ЗА́СЕКА, -и, ж.

1. Преграда из наваленных деревьев. На лесных дорогах в приближении врага делали засеки — валили деревья вершинами к неприятелю, и конница кочевников увязала в лесах. Песков, Путешествие с молодым месяцем.

2. Устар. Заповедный лес.

Ширина засек вокруг крупных городов древности на Руси могла достигать нескольких десятков километров.

микротема

план

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

1. Географические названия имеют запутанное прошлое.

— Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

— Найдите среди них главную мысль.

— Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

— Озаглавьте каждую часть и составьте план.

микротема

план

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшитель-ная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

Название города Клин напоминает о времени, когда тут клином сходились границы феодальных княжеств — Московского и Тверского: «и воеваша до клина московского рубежа»…

микротема

план

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

2. О происхождении некоторых географических названий:

а) Ростов;

б) Клин;

в) Засека.

микротема

план

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого.

3. Каждое название – драгоценная памятка прошлого.

Работаем над первым абзацем

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

— Подумайте, как можно объединить два предложения в одно, от каких подробностей отказаться.

Надо великолепно знать историю тому, кто думает заняться изучением географических имен, потому что у них имеется очень запутанное прошлое.

— Подумайте, что можно исключить в этой части, от каких подробностей отказаться, а какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

Работаем над вторым и третьим абзацами

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшительная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

Название города Клин напоминает о времени, когда тут клином сходились границы феодальных княжеств — Московского и Тверского: «и воеваша до клина московского рубежа»…

Например, имя города Ростов происходит от распространённой в Древней Руси уменьшительной формы имени Ростислав – Рост, а название города Клин напоминает о границах Московского и Тверского княжеств.

Работаем САМОСТОЯТЕЛЬНО над четвёртым – шестым абзацами

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого.

Использованная литература

Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей. – М.: Издательство «Эксмо», 2014. (Серия «Стихи и сказки для детей»)

Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. — Т. 1. А—Й. — С. 570.

Успенский Л. Имя дома твоего. Очерки по топонимике. – Ленинград: Издательство «Детская литература», 1967.

Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами /Д.А. Хаустова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. (Серия «ГИА. Полный курс А, В, С»)

Цели: повторить алгоритм написания
сжатого изложения; продолжить работу по
формированию навыков анализа текста, выделения в
тексте главной и второстепенной информации –
подготовить учащихся к написанию сжатого
изложения.

Тип урока: комбинированный
(повторение теории, обучение работе по сжатию
текста, словарная работа, написание сжатого
изложения).

Оборудование: дидактический материал
(текст изложения – 1 экземпляр для каждого
учащегося)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие, готовность класса к уроку.

II. Мобилизующее начало

Сообщение темы урока, место урока в структуре
изучаемой темы, цели, план урока.

III. Повторение теории

– Что значит пересказать текст подробно, сжато?
– Слово сжато от глагола сжать (сократить,
уменьшить в объеме).
– За счёт чего можно сжать текст?
– Сжать можно за счет того, что мы исключим из
текста детали (подробности), обобщим отдельные
факты, действия, заменим сложные предложения
простыми.

IV. Объяснение нового материала

1) Чтение текста «Друг детства» (текст
из книги: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик
М.С. Сборник текстов для изложений с
лингвистическим анализом. – М., 1991. – с.61).

(У каждого ученика есть свой экземпляр
текста, по которому он работает на уроке)

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама  достала со дна корзинки здоровущего
плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как
выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне
удобней было об него тренироваться и развивать в
себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но
облезлый. У него были разные глаза. Один его
собственный – жёлтый, стеклянный, а другой
большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка
довольно весело смотрел на меня своими разными
глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе
руки поднял, будто шутил, что он уже заранее
сдаётся…
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший
друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся
разными глазами, а я хочу тренировать об него
силу удара… 

(127 слов)
(по В.Драгунскому)

2) Работа с текстом

– Какова тема данного текста?
– Какова идея текста, с какой целью автор
создавал данный рассказ?
– Почему автор назвал рассказ «Друг детства»?
– Определите стиль данного текста.
– Какие художественные средства автор
использует в тексте?
– Определите тип текста

3) Составление плана

– С какой целью составляется план текста?
– Как составляется план текста? (Читается
текст по абзацам и формулируется основная мысль)

– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим
ключевые слова, озаглавим  данную часть
текста.
(На доске и в тетради записываются план и
ключевые слова)

– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим
ключевые слова, озаглавим  данную часть
текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его,
выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац,  придумайте
название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова,
озаглавим  данную часть текста.

План

  1. Я решил заняться боксом.
  2. Плюшевый мишка, чем не груша?
  3. Я обрадовался
  4. Такой нелепый, но родной мишка.
  5. Мой самый лучший друг.

4) Выделение главного

– Подчеркните слова, без которых нельзя понять
смысл текста
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте
только самое главное)

– Подумайте, как можно передать слова мамы с
помощью сказуемых и дополнений

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки
здоровущего плюшевого мишку. И бросила
его мне на диван. (и предложила 
использовать его в качестве боксёрской груши)

– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как
выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на
диване
, чтобы мне удобней было
об него тренироваться и
развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но
облезлый
. У него были разные глаза. Один его
собственный – жёлтый, стеклянный, а другой
большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка
довольно весело смотрел на меня
своими разными глазами. Он расставил ноги и
выпятил живот, а
обе руки поднял, будто шутил,
что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване(,) мой
бывший самый лучший друг,
настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными
глазами, а я хочу тренировать об него силу
удара…
                               
                                                                                   

(127 слов)

5) Словарная, орфографическая,
пунктуационная работа

Словарная работа

Бокс, боксёрская груша, выпятил, тренировать
силу удара

Орфографическая работа

-Тся, -ться в
глаголах (заняться, тренироваться, сдаётся)
Падежные окончания существительных (груши, 
на диване
)
Окончания прилагательных (плюшевого,
боксёрской
,)
Проверяемые гласные в корне слова (боксёрской,
смотрел, выпятил, сдаётся, сидит)
Чередующиеся гласные в корне слова (предложила)
Приставки на , (расставил)

Пунктуационная работа

Знаки препинания при однородных членах
предложения (Он сидел передо мной такой
шоколадный, но облезлый. Он расставил
ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее
сдавался…)

Знаки препинания в сложном предложении устроил
мишку на диване, чтобы удобней было об него
тренироваться. Вот сидит на диване мой бывший
самый лучший друг, а я хочу тренировать об него
силу удара…)

6) Устный пересказ текста по плану

7) Письмо сжатого изложения

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама  достала плюшевого мишку и предложила 
использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об
него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но
облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он
расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял,
будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг,
а я хочу тренировать об него силу удара…

 (68 слов, всего 127 слов)

V. Подведение итогов, домашнее задание

Методы и приёмы работы с сжатым изложением в 5-6 классе.

Учитель русского языка

и литературы Каюмова .З.Р ,

экономический лицей «Хилол»

город Душанбе

Русский язык 5 класс

Уже с пятого класса ученики получают понятие о тексте, его теме и основной мысли, о стилях и типах речи, о разновидностях текста. Обучение изложению в 5-9 классах строится с целью формирования у школьников умений критически анализировать созданный вариант текста с точки зрения раскрытия темы (находить лишнее, отступления от темы или недостаточно развернутые части текста с точки зрения раскрытия темы), вносить правки в свой текст, редактировать, совершенствовать его. Что такое сжатое изложение в методике обучения русскому языку? Под сжатым изложением мы понимаем краткое письменное воспроизведение сути исходного текста с помощью исключения, обобщения и упрощения. Создавая текст сжатого изложения, ученик должен создавать собственный текст, уважительно относясь к исходному тексту, точно передавая его содержание и сохраняя стиль.

Изложение с изменением лица

ХОД УРОКА:

  1. Определение темы, идеи.

  2. Выделение частей текста.

  3. Анализ текста.

  4. Лексический анализ

  5. Орфографический анализ.

Текст – два и более предложения, связанных по смыслу и грамматически.

Композиция – строение текста.

Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли.

При работе над этим упражнением школьники могут выявить один из важных признаков пересказа: он не всегда содержит исчерпывающую информацию исходного текста, сведения, которые входят в состав своего текста, можно «сжать». Создавая пересказ, ребята могут использовать следующие средства сжатия: исключение, обобщение и замена. Школьники могут кратко охарактеризовать каждый способ сжатия, названный ими. Они отметят, что при исключении необходимо убрать детали, оставляя существенную информацию; во время обобщения необходимо обобщить мелкие факты, а замена требует заменить сложное предложение простым, прямую речь преобразовать в косвенную.

Григорий Алексеевич Скребицкий родился в 1903 году в Москве, в приюте. Когда мальчику исполнилось четыре года, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. С приёмными родителями Грише повезло. Мальчик был окружён заботой и любовью. Отец был охотником и рыболовом – человеком, который любил, знал и понимал природу. Эту любовь он сумел передать приёмному сыну. Первый рассказ Скребицкого «Ушан» появился, когда ему было 37 лет. Это история о маленьком зайке, которого подобрал в лесу мальчик Юра. Жаль ему стало, что может замёрзнуть бедняга. Быстро подружился зайка с другими обитателями дома: собакой Джеком и котом Иванычем.

Рассмотрим текст:

«Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: “Не выдавай меня собакам!”. Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит».

Итак, этот рассказ о зайце, о том, как ему удалось спастись от беды. Автор показывает зайца находчивым и сообразительным. Он обхитрил собак и спас свою жизнь. Заголовок: «Хитрый заяц».

Теперь составим план по первой части фрагмента. «Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду». Заголовок: «Собаки выследили зайца».

Читаем вторую часть.

«Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?». Заголовок «Заяц пропал».

Читаем третью часть: «Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: “Не выдавай меня собакам!”». Заголовок «Не выдавай меня».

Читаем последнюю часть: «Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит». Заголовок: «Заяц экзамен на хитрость сдал».

В тексте нам встретились орфограммы: безударные окончания существительных, безударные окончания глаголов, безударные гласные в корне, правописание не с глаголами, правописание -тся, -ться у глаголов.

Повторим их, чтобы не допустить ошибок в изложении.

Итак, для проверки безударной гласной в корне, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной: дере́вья – де́рево.

  1. У существительных окончание -е пишется:

  2. у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах;

  3. у существительных 2-го склонения в предложном падеже.

  4. Окончание -и пишется:

  5. у существительных 1-го склонения в родительном падеже;

  6. у существительных 3-го склонения и у существительных на -ия,-ие,-ий в родительном, дательном и предложном падежах;

  7. По вырубке (1 склонение, дательный падеж).

  8. На верхушке (1 склонение, предложный падеж).

  9. На дорожке (1 склонение, предложный падеж).

  10. У акации (заканчивается на -ия).

  11. Окончание глаголов зависит от спряжения.

  12. Глаголы первого спряжения имеют личные окончания у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет (-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют).

  13. Например, думает (окончание -ет – 1 спряжение); зеленеют (окончание -ют – 1 спряжение).

  14. Глаголы второго спряжения имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Красит (окончание -ит – 2 спряжение), пилят (окончание -ят – 2 спряжение).

Нужно помнить!

  1. Если глагол отвечает на вопросы «что делает?», «что делают?», то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся мягкий знак не пишется.

  2. Песня (что делает?) слышится (3-е лицо).

  3. В вопросе нет Ь, значит и у глагола не будет Ь.

  4. Если глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?», то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся мягкий знак пишется.

  5. Необходимо (что делать?) трудиться.

  6. В вопросе есть Ь, и у глагола будет Ь.

  7. Вспомним о правописании не с глаголами.

  8. Не с глаголами пишется раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

  9. Не был. Негодовать (искл.)

Внимание, в цитируемом тексте идёт повествование от лица автора, то есть от первого лица. Изложение нужно написать от третьего лица.

Сжатое изложение 6 класс

Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.

Микротема – это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью (главная мысль абзаца).

Текст – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Изложение – это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста, законченного высказывания, имеющего начало, развитие мысли и концовку. Вы помните, что предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.

Поэтому важно при написании изложения соблюдать последовательность микротем, всех частей текста. Они помогают раскрыть его тему и основную мысль.

Чтобы написать сжатое изложение, нужно уметь разграничивать существенную информацию, то есть ту, в которой заключена главная мысль текста, то, что хотел сказал автор, и дополнительную информацию, второстепенную, не особо важную для понимания идеи текста. Для этого необходимо внимательно прослушать или прочитать текст, вникнуть в его содержание – понять основную мысль, определить ведущий тип речи (описание, повествование, рассуждение), чтобы сохранить его при пересказе.

Чтобы избежать ошибок, важно определить, какие слова в нём можно считать ключевыми. Ключевые слова и словосочетания исходного текста используются для составления плана изложения.

Как составить сложный план:

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Выделите смысловые части (абзацы) и озаглавьте их. Это и будут пункты плана.

  3. Учитывая ключевые слова и словосочетания, выделите микротемы и озаглавьте их. Это будут подпункты плана.

  4. Проверьте, все ли микротемы, отражённые в тексте, вошли в план.

  5. При работе над сжатым изложением важно знать лексическое значение слов, чтобы не допустить ошибок в их употреблении.

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Когда вы слушаете текст, ведите записи в черновике, отражая в них ключевые слова и выражения.

  2. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста. Это поможет вам выделить абзацы.

  3. Старайтесь записать первые фразы каждого абзаца. Они несут важную смысловую нагрузку.

  4. Лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

  5. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но ёмким по содержанию. Поэтому так важно научиться сокращать текст разными способами, правильно выделяя микротемы.

Приёмы сжатия текста:

  1. Исключение подробностей и деталей

  2. Необходимо сначала выделить главную информацию с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать второстепенные детали, объединить важное и составить текст.

  3. Обобщение однородных явлений

  4. Нужно выделить те действия, предметы, признаки, которые можно объединить, затем подобрать к ним слова, помогающие обобщить информацию, и составляем новый текст.

  5. Упрощение сложных форм (сочетание исключения и обобщения)

  6. Если несколько простых предложений рассказывают об одном и том же, их можно соединить в одно сложное предложение.

Как готовиться к сжатому изложению:

Внимательно прочитайте текст.Определите его основную мысль.

  1. Исключите из текста подробности, повторы.

  2. Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы, признаки.

  3. Ещё раз внимательно читаем исходный текст, чтобы правильно отразить в изложении его основную мысль.

Итак, при написании сжатого изложения необходимо сохранять композицию текста: вступление, основную часть и заключение; не допускать нарушения последовательности изложения, избегать лексических повторов, а также не пропускать важных мыслей. Изложение следует писать от того лица, от которого написан текст.

Рассмотрим текст.

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

– Замолаживает…

– То есть как «замолаживает»? – мичман смотрит недоумённо.

– Пасмурнеет, – коротко объясняет ямщик. – К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

«Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью.

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль. (По М. Булатову и В. Порудоминскому)

-О ком это текст?

-О Владимире Ивановиче Дале, благодаря которому в языке сохранились многие диалектные слова. Он создал «Толковый словарь живого великорусского языка».

-Все ли слова понятны вам в тексте? Нет. Есть слова, значение которых можно найти именно в толковом словаре, в котором объясняется, толкуется их смысл.

Словарная работа:

Мичман – м. первый офицерский чин во флоте, армии поручик; за ним следует лейтенант (капитан).

Наст – настывать, настыль и пр. см. настужать. Твёрдая корка на снегу после короткой оттепели.

Ям – м. татарск. Селенье. Почтовая станция на Руси XIII – XVIII в.

Ямщик – -а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница.

Выберите заголовок, отражающий содержание текста:

1. «Решение, которое перевернуло жизнь В. И. Даля».

2. «Холодный мартовский день».

3. «Разговор с ямщиком».

Изложение – краткий или развернутый пересказ прочитанного или прослушанного произведения в письменном, реже устном виде. При этом необходимо определить и раскрыть основную тему, идею и проблематику изученного текста. 

Изложение

Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию.

Содержание

  1. Зачем писать изложение?
  2. Как определить тему и идею?
  3. Основные виды изложения
  4. Самостоятельная подготовка
  5. Как составить план изложения
  6. Как написать изложение кратко и правильно
  7. Алгоритм работы над изложением
  8. Правила сокращения изложения
  9. Основные принципы написания изложения
  10. Разбор задания
  11. Критерии оценивания работы
  12. Частые ошибки при написании изложения
  13. Как избежать типичных ошибок
  14. Советы, которые помогут получить за изложение «5»

Зачем писать изложение?

Главная задача образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы.

Написание изложения — неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку, начиная с начальных классов и до выпускных экзаменов.  Очень важно, чтобы учащийся осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно.

Это творческое задание поможет школьнику в будущем писать доклады, курсовые, выступать перед публикой, так как научит:

  • запоминать большой объем информации;
  • анализировать;
  • выделять важное и второстепенное;
  • грамотно формулировать и излагать свои мысли и рассуждения на разные темы;
  • определять тему, основную мысль и тип текста (описание, рассуждение, повествование);
  • выстраивать логику повествования (завязку, кульминацию, развязку);
  • соблюдать особенности стиля речи, понимать авторскую позицию (замысел);

и т.д.

Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.

Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.

Как определить тему и идею?

Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение:

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.

Согласно правилам написания изложения, ученик должен передать основную мысль, тему, микротемы текста.

Тема — это то, о чем или о ком текст: круг событий, явлений, проблем, понятий и т.п.

Основная мысль или идея — это то, что хочет сказать автор текста по данной теме.

Общая тема делится на ряд микротем.

Микротема — это главная мысль фрагмента текста (как правило абзаца), которая раскрывает общую тему.

Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.

Основные виды изложения

В зависимости от формы текста можно выделить следующие виды изложений:

  • Изложение-повествование — работа с текстом, в которой важно передать точную последовательность действий и событий во времени, опираясь на факты и сюжетную линию.
  • Изложение-описание — пересказ художественного описания природы, людей, предметов, явлений. Отлично тренирует память, так как необходимо уделить внимание деталям.
  • Изложение-рассуждение — это более сложное задание, в рамках которого ученик должен дополнить факты из текста собственными размышлениями, аргументами, выразить согласие или несогласие с позицией автора.
  • Комбинированное — сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложение фактов, описание деталей, собственные мысли и рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3‑го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

По способу передачи содержания текста изложение бывает:

  • Подробное — развернутый и последовательный пересказ, максимально приближенный к исходному тексту. Предполагает сохранение языковых особенностей автора: характерных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса.
  • Сжатое — краткий пересказ без детальных подробностей. Необходимо сохранить самое важное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идею автора.
  • Выборочное — особый вид, в котором нужно передать лишь часть текста, определенный фрагмент, информацию о каком-то персонаже, явлении, событии.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Самостоятельная подготовка

Упражнения на готовом тексте проводятся в четырех вариантах:

  • аналитическом (самостоятельное выявление основной задумки автора, составление содержания и его четкое воспроизведение),
  • синтетический (дополняется разработкой собственного заголовка, дополнения и развития главной темы подходящими микротемами),
  • конструктивный (редактирование или сжатие исходного материала),
  • творческий (написание изложения с элементами сочинения).

Чтобы сформировать навык написания используется несколько этапов:

  • Объяснение учебной задачи, формирующей мотивацию к выполнению контрольной.
  • Слово об авторе. Для восприятия литературного произведения важно быть знакомым с личностью писателя. Судьба, моральные принципы и мировоззрение литератора играют ключевую роль в понимании написанного им текста.
  • Установка на восприятие. Концентрация на задаче сначала внимательно прослушать отрывок, понять и составить мысленный план.
  • Первичное прослушивание. Фрагмент может зачитывать учитель, экзаменатор, автор или производится прослушивание подготовленной аудиозаписи.
  • Составление заголовка и плана.
  • Повторное чтение через 2–3 минуты.

Эти же этапы используются для самостоятельной домашней подготовки, во время которой школьники тренируются написанию услышанного текста. Фрагмент может воспроизводиться в аудиоформате (например, отрывок из аудиокниги) или зачитываться родителями или друзьями. После написания текста делается самопроверка и саморедактирование.

Как составить план изложения

Составление плана — важный этап работы над изложением.  Для того чтобы написать грамотный план, при первом прослушивании необходимо мысленно разделить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение.

Данная схема поможет систематизировать мысли, вычленить и запомнить главную информацию, правильно выстроить события. 

Изложение

Основную часть, как правило, можно разбить еще на два и более пунктов. Каждый получившийся смысловой пункт плана следует озаглавить. Делать это лучше при помощи тезисов, а не кратких заголовков – так учащийся значительно повысит вероятность в подробностях вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.

Как только план составлен, текст воспроизводится во второй раз. Здесь ученику важно выделить главные мысли каждого из пунктов и законспектировать смысловые куски: слова и фразы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия данного фрагмента.

При написании сжатого изложения ученику предстоит передать смысл текста и сжать его объем примерно на одну треть.

Как написать изложение кратко и правильно

В первой части ОГЭ по русскому языку необходимо написать краткое изложение объемом не менее 70 слов.

Экзамен проходит по следующей схеме:

  • Ученики 2 раза слушают аудиозапись, на которой актер читает небольшой текст из 3 абзацев.
  • После второго прослушивания ученики начинают выполнять задание.
  • Необходимо правильно определить 3 микротемы, то есть основные мысли 3 абзацев, дать им краткое, но емкое описание, сократив исходный текст примерно на 1/3.

Предложения должны быть короткими, точными и грамотными. При этом важно передать главную идею автора, сохранить логическую структуру текста и последовательность событий.

Такие требования должен выполнить экзаменуемый при написании сжатого изложения: Ученик должен выделить микротемы, главную информацию (ключевые слова) и убрать второстепенную.

Главная информация — это ключевые слова, влияющие на понимание авторского замысла исходного текста.

Второстепенная информация — повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации текста.

Ни в коем случае нельзя искажать смысл текста, авторский стиль, менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными.

Алгоритм работы над изложением

  1. Первое прослушивание:
  • определите тему текста и выделите его основную мысль (идею), отбросив все второстепенные, несущественные для понимания авторского замысла. Без понимания темы и основной мысли невозможно написать изложение;
  • определите тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • выявите особенности авторского стиля: наличие прямой речи, цитат, риторических вопросов, сложных предложений, инверсионный порядок слов;
  • составьте грамотный план. С помощью ключевых слов выделите смысловые фрагменты (микротемы). Напишите по одному предложению в каждой из трех частей. Эти предложения должны содержать основную мысль, на которую будете опираться при пересказе;
  • перескажите про себя то, что запомнили.
  1. Второе прослушивание:
  • теперь можно записать ключевые (важные) слова и выражения в соответствующие смысловые части;
  • допишите фразы, попытайтесь пересказать. Зачеркните те, которые не получилось логично завершить;
  • выберите приемы сокращения текста и используйте их для каждой части изложения, сохраняя главную мысль и все микротемы. В идеале — 3 способа на все изложение;
  • проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла;
  • посчитайте количество слов, их должно быть не менее 70, но экзаменаторы рекомендуют 90;
  • проверьте изложение на наличие грамматических, речевых, фактических, логических, орфографических и пунктуационных ошибок;
  • перепишите на чистовик, четко выделяя отступами начало каждого из трех абзацев.

Чтобы найти максимальное количество ошибок перед этим стоит на пару минут закрыть работу и переключить внимание.

Правила сокращения изложения

Для получения отличной оценки за сжатое изложение требуется освоение приемов сжатия текста.

  1. Исключение – вычеркивание слов, фраз и предложений, не влияющих на общий смысл сказанного. Можно смело убирать вводные конструкции, длинные перечисления однородных прилагательных или существительных, повторы, похожие примеры, эмоциональных высказывания, риторические вопросы, пространные рассуждения я автора, ненужные пояснения и описания. Для исключения сначала выделяются главные слова, потом удаляются второстепенные и вставляются художественные средства для связи оставшихся частей предложения.
  2. Обобщение – соединение разобщенных фактов, мыслей и предложений, связанных одной идеей. Для использования приема из текста вычленяются взаимосвязанные гипотезы и аргументы, которые собираются в одну или несколько ключевых фраз. Для успешного выполнения важно правильно и логично сформулировать итоговый абзац или высказывание.
  3. Замена – использование аналогий и синонимов. Заменить можно однородные члены (вставить один общий термин), сложное предложение (сократить до простого с одним или двумя литературными оборотами), прямую речь (заменить описательной косвенной), повторяющиеся существительные (применить местоимения).

Использование нескольких приемов сжатия добавляет баллы к итоговой оценке. Для получения «отлично» сокращения должны соответствовать типу речи: в описании нельзя сокращать признаки или характеристики, в рассказе – сюжетные линии или персонажей, в рассуждении – факты или теории.

Основные принципы написания изложения

Главное — передать основную мысль текста, а не дублировать его полностью. Сосредоточьтесь на запоминании и передаче основной мысли, не рассеивайте внимание на весь текст, на точные авторские формулировки. Пишите своими словами, но в рамках авторского стиля.

Конспектируйте, чтобы не упустить важные детали. Используйте короткие предложения, а не длинные. Так проще донести мысль, и не допустить ошибки. Уделяйте внимание словам и повторам, заменяя их на синонимы, то есть избегайте тавтологии.

Следите за грамотностью, она влияет на вашу оценку, поэтому тщательно проверяйте работу перед сдачей.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

Исходный текст:

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем, почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.

Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Изложение:

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки.

Текст изложения:

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего. Это теплота, от которой сердце приходит в ответное движение. Человек, испытавший доброту, не может не ответить своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе лучшее. Забывается «я», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для ненависти не остаётся места в душе.

Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Критерии оценивания работы

Изложение может быть сжатым или подробным, но обязательно его соответствие требованиям объемности: краткая переработка от 40 слов и больше, творческая часть в виде сочинения от 70 слов для упражнений под литерой «К» в основной части, и 200–280 слов для вопросов с маркировкой «А» или «С» в отдельном блоке.

Полное изложение по объему не ограничивается и зависит от количества символов в исходном фрагменте.

Оценивающий считает все слова, включая служебные. С этого начинается проверка задания и если в основном блоке менее 30 слов, а в авторской части меньше 50, то все упражнение оценивается в 0 баллов и дальнейший разбор по содержанию и грамотности не требуется.

Экзаменаторы оценивают на ОГЭ содержание изложения по следующим критериям:

  • адекватное отражение микротем;
  • сжатие исходного текста;
  • смысловая цельность;
  • речевая связность трех частей;
  • последовательность событий;
  • грамотность — наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, фактических ошибок.

В оценку содержания входят умения:

  • передать основную мысль текста;
  • сохранить все микротемы;
  • делить текст на абзацы.

‍А ещё важна фактическая грамотность: она проверяет, не добавил ли ребёнок что-то от себя. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Частые ошибки при написании изложения

Школьники часто допускают следующие ошибки:

  1. Грамматические — ошибки в структуре слова:
  • неправильное образование формы слова;
  • неверное построение словосочетания или предложения;
  • нарушение связи между главными членами предложения;
  • смешение косвенной и прямой речи;

и т.д.

Пример:

«без комментарий» вместо «без комментариев», «согласно с указом» вместо «согласно указу».

  1. Речевые (в том числе стилистические) — ошибки в употреблении слова:
  • неправильное или неточное употребление слова, в том числе омонимов, синонимов, что делает речь неточной и непонятной;
  • нарушение порядка слов в предложении;
  • неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов;
  • неправильное определение границ предложения;
  • искажение микротемы вследствие неверного толкования отдельного слова или словосочетания.

Пример:

Они потеряли на войне двух единственных сыновей; «дипломат конкурса» вместо «дипломант».

  1. Логические — нарушение структуры и смысла текста, причинно-следственной связи:
  • отсутствие необходимых частей высказывания и связи между ними;
  • неоправданный повтор высказанной ранее мысли;
  • неумение делить текст на части;
  • нарушение последовательности высказывания;
  • неправильное абзацное членение;
  • пропуск или раздробление микротемы другой микротемой;
  • неправильная аргументация, пропуск звена в объяснении (логический скачок).

Пример:

Есть много произведений о любви в русской литературе. Следует написать: в русской литературе есть много произведений о любви.

  1. Фактические — искажение содержания текста:
  • пропуск важной информации;
  • несоответствие фактов действительности, неправильное их толкование;
  • повторное возвращение к одному и тому же факту;
  • неточность в цитате, имени, фамилии литературного героя.

Пример:

Роман Л. Н. Толстого «Обломов». Неверно указан автор произведения.

  1. Орфографические — неправильное написание слов:
  • в корнях, приставках, окончаниях;
  • нарушения в переносе слов, расстановке дефисов;
  • неверное слитное или раздельное написание.

Пример:

«Как нибудь» вместо «как-нибудь», «матириал» вместо «материал».

  1. Пунктуационные — неправильный выбор знаков препинания:
  • отсутствие в нужном месте или наличие там, где они не нужны;
  • неверное оформление прямой речи;
  • невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.

Пример:

Девушка зашла в комнату, и позвонила другу. Запятая перед «и» не нужна, так как союз соединяет однородные члены предложения.

Как избежать типичных ошибок

Чтобы избежать ошибок в изложении:

  • следуйте плану, в изложении должно быть столько же абзацев, сколько и в плане;
  • избегайте частых повторов одного слова, используйте способы сжатия на протяжении всего текста;
  • проверяйте речевую связь между абзацами с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
  • избегайте сложные предложения, преобразуйте их в простые;
  • пишите проще, используйте только те слова, в значении которых вы уверены;
  • не допускайте перестановок микротем, чтобы не нарушить логичность изложения;
  • не искажайте факты, все имена, даты, факты следует писать правильно;
  • необходимо пополнять словарный запас, поэтому читайте художественную литературу и периодические издания;
  • обратите внимание на образцы успешно выполненных работ и тренируйтесь писать по аналогии;
  • тщательно проверяйте текст перед сдачей на проверку.

Соблюдайте правила написания изложения. Практикуйтесь в написании изложения. Чем чаще вы совершаете ошибки в процессе подготовки, тем меньше их будет на экзамене.

Советы, которые помогут получить за изложение «5»

Не нужно волноваться или бояться, что вы не справитесь с задачей. Если вы будете спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, то обязательно получите желанную «5» и похвалу от учителя.

  • Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
  • Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
  • Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
  • Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10–15 минут в день.

Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости.

Изложение, как работа, охватывает ряд как устных, так и письменных упражнений, по сложности представляющих собой и дословные пересказы небольших текстов, и краткую передачу сущности целого произведения.

Источники:

  • Джеймс Э. Райнкинг, Эндрю У. Харт, Роберт фон дер Остен. Композиция: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. Пер. и адапт. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2005, 2008, 2009—464 с.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Станиславский А. Р. Стратегии успешного письменного изложения. // Мир русского слова. — 2004. — № 4(21). — С. 109—110.

  • Как пишется сеянные осенью озимые
  • Как пишется сеющий или сеящий
  • Как пишется сечение провода
  • Как пишется сечение кабеля
  • Как пишется сеул на английском