Как пишется техническое задание образец

Если вы заказываете у сторонних подрядчиков проект, в котором нет жестких стандартов качества, попробуйте работать по техническому заданию. Оно поможет в разработке сайта, дизайна, написании статей в блог или оказании других маркетинговых и IT-услуг. ТЗ конкретизирует пожелания.

Рассказываем, как составить ТЗ так, чтобы вас поняли, что в него стоит добавить, кто должен оформлять этот документ и какие есть нюансы и особенности.

  • Что такое техническое задание
  • Когда стоит составлять техническое задание
  • Кто должен составлять техническое задание
  • Сколько стоит заказать ТЗ
  • Как написать техническое задание
  • Шаблоны и примеры ТЗ
  • Когда ТЗ не нужно
  • Кратко — универсальные советы по составлению ТЗ

Что такое техническое задание

Техническое задание, или ТЗ — это документ, в котором фиксируются требования к проекту. Условно ТЗ можно назвать любое поручение исполнителю, главное, чтобы в нем были ясно прописаны характеристики итогового продукта.

Это не ТЗ, а поручение Сходи, купи хлеба
Вот это ТЗ Мне нужен хлеб:

  • Купи его до 19:00 сегодня.
  • Мне нужен хлеб из пекарни около дома.
  • Хлеб должен быть весом от 200 до 300 г.
  • Он должен быть либо из ржаной, либо из гречневой муки.

Другой хлеб мне не нужен.

В первом примере мы даем поручение, которое исполнитель должен выполнить по своему усмотрению. Во втором явно указываем, что именно нам нужно. Идеальным решением во втором случае еще будет составление договора, чтобы техническое задание стало приложением к нему. 

Когда стоит составлять техническое задание

Всё зависит от проекта и вашей бизнес-модели. Если проект маленький, вы доверяете исполнителю, и риск получить не то, что вы хотели, мал, можно обойтись устным поручением.

Если проект требует значительных для вас вложений, он связан со сложной IT-сферой, где много нюансов из-за особенностей технологий, или с творческой сферой, стоит зафиксировать требования в ТЗ.

  • Вы проверяете отношение исполнителя к делу. Например, приходите к подрядчику без ТЗ, а он не пытается узнать подробности задачи и выяснить, что конкретно вам нужно. Это грозит потенциальными проблемами с результатом.
  • Вы страхуетесь от недобросовестных подрядчиков. Если есть техническое задание, качество заказанного продукта можно проверить на соответствие требованиям — это аргумент для спорных ситуаций.
  • Проще менять исполнителей. Разработка большого проекта, например, сайта или приложения, может длиться несколько лет. Если на старте вы поняли, что подрядчик не справляется, при наличии ТЗ проще отказаться от его услуг и найти нового. Экономя время на уточнение требований.

Кто должен составлять техническое задание

Устоявшейся практики нет — как договоритесь с подрядчиком.

Заказчик делает сам

Например, гендиректор студии архитектурной фотографии «АрхФото» Анатолий Шостак называет идеальным заказом ситуацию, когда заказчик сразу присылает подробное ТЗ и просит оценить работы.

В таких случаях мы точно знаем, что, как и когда нужно снимать. Соответственно, можем сразу рассчитать стоимость и сроки работ. Но в большинстве случаев заказчики не имеют точного ТЗ, потому что у них нет конкретного понимания, что именно нужно требовать от исполнителя. В таких случаях мы предлагаем им заполнить форму с наводящими вопросами.

Анатолий Шостак
Гендиректор «АрхФото»

Совместная работа

Процесс может выглядеть так: заказчик формулирует все требования к будущему продукту, заполняет бриф подрядчика по образцу, а затем на интервью согласовываются нюансы.

Техзадание полностью делает исполнитель

В таких ситуациях подрядчику ставится общая задача, а требования и обязательные функции к продукту он собирает с помощью разных источников — проводит интервью сотрудников заказчика, изучает потенциальных потребителей и конкурентов.

Совместная работа по составлению ТЗ и заказ задания исполнителю отличается в первую очередь подходом. Например, вы хотите заказать интернет-магазин:

  • Совместная работа. Вы говорите исполнителю, что хотите сайт с аккуратным отображением на любых устройствах, с возможностью регистрации личного кабинета и сбора баллов. Подрядчик уточняет, долго ли хранятся баллы, как их будут использовать. И оформляет ТЗ в документ.
  • Делает исполнитель. Вы ставите задачу — сделать интернет-магазин. Исполнитель с помощью бизнес-аналитика собирает и структурирует ваши требования к магазину, а также изучает конкурентов и целевую аудиторию, предлагает добавить в ТЗ требование отображать сайт на телевизорах — потому что ваши покупатели часто заказывают товары именно так.

Универсального решения нет, но лучше доверять составление ТЗ представителю подрядчика — специалист лучше знает, как должен работать его проект. Но при этом не стоит отстраняться от работы — объясните подрядчику, зачем вам продукт, как вы планируете его использовать, кто и зачем им будет пользоваться, покажите примеры решений конкурентов, которые вы считаете хорошими.

Сколько стоит заказать ТЗ

Если проект сложный, с большим списком функций и требований, техническое задание можно заказать за деньги. Это практикуется при создании сайтов и мобильных приложений. С готовым ТЗ можно не искать исполнителя самостоятельно, а открыть тендер.

Основатель компании по разработке информационных систем Work Solutions Максим Мул при заказе ТЗ рекомендует ориентироваться на 10-20 % от общей стоимости разработки продукта.

Не рассчитывайте получить качественное ТЗ бесплатно. Для его составления привлекают аналитиков, которые должны сформировать функциональные требования исходя из задач бизнеса и описать их так, чтобы не было пространства для двусмысленных толкований.
При этом ТЗ — это отчуждаемый документ, с которым может работать любой исполнитель. То есть вы можете заказать ТЗ у одних разработчиков, а затем обратится к другим. Главное, чтобы в ТЗ были описаны бизнес-логика и правила работы.

Максим Мул
Основатель Work Solutions

Если речь про IT-задачи, например, интеграцию между информационными системами, внедрение CRM, разработку дополнительного функционала ПО или приложения по API, то не стоит рассчитывать на ТЗ стоимостью меньше 50 000 руб., считает гендиректор компании «Информатика и Сервис» Владимир Севрук.

Чтобы составить минимально ценное для клиента и понятное разработчикам ТЗ, аналитику нужно потратить минимум одну неделю на опрос всех сотрудников клиента, уточнить возможность реализации требований с разработчиками и в итоге свести всё в один документ.
Такие затраты микро- и малый бизнес в основном не могут себе позволить — заказ ТЗ актуален для верхнего малого и среднего бизнеса, когда IT-продукт в итоге существенно сократит расходы бизнеса и это будет выгодно.

Владимир Севрук
Гендиректор компании «Информатика и Сервис»

Платные подробные ТЗ применяют и в других сферах. Например, в архитектурной фотографии.

У нас есть более сложная форма ТЗ — мы называем ее «сценарий». Для сценария мы проводим предварительные съемки, прописываем и согласовываем все ракурсы с заказчиком, прорабатываем целевую аудиторию и рассчитываем тайминг каждого кадра с учетом движения солнца. И все это ещё до начала чистовой работы.

Анатолий Шостак
Гендиректор «АрхФото»

За составление такого подробного сценария в «АрхФото» берут деньги. В зависимости от сложности проекта и требований заказчика сценарий иногда стоит дороже самой съемки. Зато благодаря ТЗ заказчик еще до начала работ понимает, что получит в итоге, говорит Анатолий Шостак. 

Как написать техническое задание

Что конкретно стоит добавить в техзадание, зависит от продукта. Например, если вы заказываете партию одежды, нужно прописать особенности покроя, виды материалов и их качество, вплоть до примерной матовости поверхности пуговиц. 
Если заключаете договор на разработку сайта, нужны сценарии его использования.

Пишите однозначно

Составляя ТЗ или описывая продукт подрядчику, старайтесь избегать качественных прилагательных. «Красивый» пиджак для одного человека будет приталенным, а для другого, наоборот, широкого покроя. Так и с любыми проектами: чем больше конкретики, тем лучше.

Хороший подрядчик будет конкретизировать и уточнять неоднозначные строчки в ТЗ, но это потребует дополнительного времени на переделку. Поэтому лучше стараться минимизировать недопонимание. И постараться определить для себя конкретные требования к продукту еще до разговора с исполнителем.

Бывает, что заказчик не знает, что конкретно хочет получить, причем часто сам того не осознавая. Из-за этого в ТЗ появляются расплывчатые и многословные формулировки. В итоге заказчик с исполнителем потратят значительное время на их уточнение. Эффективнее сделать ТЗ с конкретными и точными требованиями, без многословности.

Алексей Орлов
Руководитель проектов компании «Рексофт»

Стоит попробовать любые пожелания сводить к количественным требованиям. 

Не подходит Подходит
Выводить на главной странице сайта популярные товары Взять самые покупаемые товары за неделю и показывать их на первом экране сайта в блоке популярных товаров. С возможностью добавить товар в корзину за один клик.

Дайте подрядчику общую информацию

Расскажите подрядчику, чем занимается компания, кто ее целевая аудитория, поделитесь нюансами работы — это поможет исполнителю лучше вникнуть в проект и избежать ошибок. 

Гендиректор INOSTUDIO Максим Болотов рекомендует как минимум озвучить подрядчику идею проекта, который вы заказываете, уточнить, в чем его конкурентные преимущества и уникальность.

Расскажите подрядчику, какие задачи будет решать IT-решение. Это может быть увеличение прибыли, повышение узнаваемости бренда, лояльности пользователей. Уточните, кто будет пользователями продукта, их социальные и поведенческие характеристики, например, пол, возраст, интересы, семейное положение, потребности — это нужно, чтобы корректно и эффективно сформулировать функциональные требования к продукту.

Максим Болотов
Гендиректор INOSTUDIO

Помогите разобраться в терминах и нюансах

Подрядчик, как правило, специалист в своей отрасли, в вашей сфере он по умолчанию разбирается хуже. Поэтому помогите ему понять специфические термины или нюансы в техзадании.

Можно ввести отдельный раздел в виде словаря с расшифровкой или пояснять по ходу документа. 

Покажите конкурентов

В ТЗ стоит добавить ссылки на аналогичные проекты и дополнить их описаниями: что конкретно нравится в аналогах, что стоит повторить, а чего точно стоит избегать.

Если заказчик планирует создать продукт, идея которого уже есть на рынке, то имеет смысл изучить конкурентов. Выявить отличительные особенности их IT-решений, чтобы разработать собственное с уникальными преимуществами.
К документу с видением продукта рекомендуем прикладывать ссылки на аналогичные решения. С описанием функциональных блоков, которые вам понравились. Это упростит дальнейшее общение с подрядчиком.

Максим Болотов
Гендиректор INOSTUDIO

Уточните важные технические требования

Если вы делаете IT-продукт, стоит сразу согласовать все технические требования с вашим IT-специалистом и подрядчиками. Это необходимо, чтобы новое решение могло быть интегрировано в ваши имеющиеся платформы и бизнес-процессы.

Например, если вы заказываете интернет-магазин, важно, чтобы его движок мог принимать данные из всех ваших систем — не только обмениваться актуальными ценами с 1С, но и получать информацию из CRM и самописных сервисов.

О нюансах нужно предупреждать подрядчика еще во время обсуждения общего видения проекта и до составления ТЗ. Важно, чтобы исполнитель умел работать со всеми вашими технологиями.

Распишите сценарии использования продукта

Если вы делаете что-то стандартное, то так сильно погружаться в особенности продукта не стоит, это лишь запутает и добавит ТЗ многословности. Но в случае чего-то необычного попробуйте в техзадании отвечать не на вопрос «Что?», а на вопрос «Как будет делать пользователь?». 

  • Плохо — «Требование 1. На сайте есть корзина, пользователь по дополнительному запросу может получить список дополнительных товаров». В этом случае непонятно, что и как должно работать.
  • Хорошо — «Когда пользователь заходит в корзину, сайт показывает ему всплывающий баннер. На этом баннере должны быть товары, которые могут пригодиться покупателю. Он может одним кликом добавить любой товар к заказу. Или закрыть окно». В этом случае понятно, как работает сценарий использования корзины и блока с кросс-товарами.

Если речь про IT-продукты, можно прописывать сценарии по такому шаблону:

  • действие пользователя;
  • ответ сайта;
  • если пользователь делает так, то сайт делает так;
  • если пользователь делает по-другому, то сайт отвечает так.

Опишите требования к проверке проекта

При составлении ТЗ отталкивайтесь не от абстрактных требований к продукту, в таком случае получится многословный и неструктурированный список желаний. Попробуйте вместо этого придумать условный чек-лист, по которому вы будете проверять успешность проекта.

Например, для интернет-магазина это может быть:

  • Буду проверять корректное отображение в браузерах Chrome, Firefox, Mozilla трех последних версий.
  • Отображение на экранах мобильника с разрешением 320 px на 480 px, монитора с разрешением 1024 px на 802 px, большого монитора с разрешением…
  • Скорость разгрузки по сервису такому-то не больше 1 секунды.

Чем подробнее и длиннее чек-лист, тем лучше.

Двигайтесь от общего к частному

Старайтесь собирать требования к продукту от общего к частному. Если вы заказываете дизайн сайта, то сначала стоит рассказать про общую концепцию и пожелания по цветовой гамме. Затем рассказать, какие страницы должны быть на ресурсе. После перейти к описанию требований к каждому блоку на каждой странице. И в конце определиться с элементами в блоках: какой вид и размер шрифта должен быть у текста, как оформляются иллюстрации.

Шаблоны и примеры ТЗ

Универсального шаблона технического задания нет — требования будут отличаться в зависимости от отрасли и типа проекта. 

Если вы решили составлять ТЗ самостоятельно, эффективнее попросить шаблон или пример у подрядчика. Или поискать брифы, которые предлагают заполнить исполнители у себя на сайтах — вопросы из таких форм можно использовать как разделы ТЗ.

Если планируете заказать IT-продукт, можно использовать за основу госстандарты. Например:

  • ГОСТ 34. Это еще советская разработка сбора требований для создания автоматизированных систем. Не готовый шаблон, но много вопросов к заказчику, которые помогут структурировать пожелания.
  • IEEE 29148-2011 — стандарт разработки сложных систем, в которых есть вопросы о требовании к функциям, а также рекомендация описать условия программного окружения, то есть платформ, которые будут работать вместе с вашим продуктом.
  • Rational Unified Process — продвинутая спецификация для разработки требований к IT-продуктам. Много внимания отводится вариантам использования.

Эффективнее будет составлять ТЗ вместе с выбранным подрядчиком. Он будет задавать вопросы, уточнять нюансы и структурировать информацию. А вы объяснять, что же вам в итоге нужно от продукта.

Когда ТЗ не нужно

Не стоит самостоятельно составлять техническое задание для любого продукта — зачастую это излишняя работа, которая только запутает и станет бесполезной бумагой для подрядчика. 

Эффективнее будет начать с общего понимания задачи — подумайте, что вам нужно от продукта, как его будут использовать, что в нем должно быть, а что, наоборот, точно стоит исключить. Опишите это с использованием не качественных, а количественных характеристик.

С этим пониманием обратитесь к подрядчику. Возможно, он предложит использовать не ТЗ, а гибкие методологии создания продукта — когда сначала делают небольшой прототип, выпускают его, а затем собирают обратную связь от первых клиентов и постоянно дополняют требования на основе этой аналитики. С таким подходом проект реализуется с учетом потребности клиента.

Вместо ТЗ выгоднее сначала сделать предпроектное обследование, изучить реальные потребности клиентов, вместе с аналитиком подрядчика. А затем решать, нужно ли ТЗ вообще.
Может быть, выгоднее и эффективнее выполнять бизнес-задачу, например, с помощью SCRUM. Действуя небольшими итерациями в 1-2 недели, анализируя результат и постепенно дополняя требования.

Владимир Севрук
Гендиректор компании «Информатика и Сервис»

Кратко — универсальные советы по составлению ТЗ

Составляя ТЗ самостоятельно или с подрядчиком, придерживайтесь следующих правил:

  • Если у вас большой и нестандартный проект, стоит изучить цены на составление ТЗ. Возможно, выгоднее один раз заплатить аналитику за создание подробного документа и открыть тендер среди подрядчиков, чем самому искать исполнителей и делать несколько ТЗ по их шаблонам.
  • Прописывайте требования однозначно, используйте количественные, а не качественные характеристики.
  • Поделитесь с подрядчиком общей информацией о компании и проекте — это поможет исполнителю лучше понять целевую аудиторию продукта и не допустить ошибок.
  • Составьте для исполнителя словарь терминов из вашей отрасли, которые используются в ТЗ.
  • Посоветуйтесь с IT-специалистами из сторонних отделов. Добавьте в ТЗ информацию о технологиях, системах и бизнес-процессах, в которые будет интегрирован новый продукт.
  • Распишите сценарии использовании — сначала действие пользователя, затем результат, который должен выдать ваш продукт.
  • Опишите требования с помощью чек-листа проверки — подумайте, как бы вы стали проверять готовый продукт.

Что такое техническое задание? Как его делать и для чего оно нужно? Примеры, образцы, советы и рекомендации.

Казалось бы, как здорово, когда тебя понимают с полуслова. Выдал несколько фраз  и вот оно, как раз то, что ты себе представлял. К сожалению, это так не работает.

Проблема восприятия информации, вечная. Эффект “сломанного телефона”, частое явление. А что говорить о том, если ты просто не умеешь ставить задачу? Да, такое тоже бывает и с этим нужно как-то работать, но как? Для того чтобы результаты задач, которые вы ставите, соответствовали вашим ожиданиям, пишите техническое задание.

Что такое техническое задание

Техническое задание (или ТЗ) – документ, в котором содержатся требования заказчика к продуктам или услугам, которые предоставляет исполнитель. Простыми словами: хочу так и так, чтобы семь взаимно перпендикулярных линий было, да еще и часть красным цветом, а часть бесцветным нарисуйте (видео про эту тему в конце материала, советую посмотреть).

Техническое задание

Конструкторское бюро

Документ этот может занимать, как одну страницу А4, так и целый том, все зависит от задач и пожеланий которые в него входят. К примеру, вы можете написать техническое задание на небольшой landing page (одностраничный сайт) или же на сложное программное обеспечение с машинным обучением и прочими фишками.

Для чего нужно техническое задание

  • Чтобы ставить задачу исполнителям.
  • Чтобы подробно описать то, что хочется получить в конце.
  • Чтобы согласовать порядок работ.
  • Чтобы оценить и принять работу после реализации.
  • Чтобы…(добавьте свои варианты в комментариях).

На самом деле, назначений и плюсов технического задания гораздо больше, чем в списке выше. Для меня лично, основная задача, которую решает ТЗ, это реализация того, что мне нужно, с минимальными отклонениями от ожиданий (моих ожиданий).

Благодаря ТЗ вы всегда можете спросить про сроки реализации, деньги и соответствие заявленным характеристикам конечного продукта или услуги.

По факту, это серьезный документ, который составляется заказчиком и исполнителем. Вплоть до того, что прописываются неустойки и обязательства сторон. Существует целый ряд ГОСТ-ов, более подробно читайте на Хабре.

Разработка технического задания

Если мы говорим об игре “по-взрослому”, например, техническое задание на разработку мобильного приложения или сайта, то это отдельная работа, за которую платятся немалые деньги. Вы привлекаете человека, как правило, это бывший или действующий технический директор (Chief Technical Officer) и просите его помочь вам.

Техническое задание разработка

Наличие бороды необязательно

В зависимости от объемов проекта/задач этот человек собирает все ваши “хотелки”, переводит их в технический язык, может быть готовит эскизы (как должно приблизительно выглядеть) и отдает вам готовый документ. Далее вы этот документ передаете исполнителям (команде внутри вашей компании или на аутсорс), договариваетесь по деньгам, срокам и приступаете к работе.

Совет: технический директор должен быть в вашей команде, в противном случае вы скорее всего не заметите чего-то в процессе реализации. У вас попросту не хватит на все знаний. Кто участвовал в написании ТЗ, тот и проверяет.

Из чего состоит техническое задание

Все будет зависеть от шаблона, который вы выберете (чуть дальше я дам несколько ссылок на шаблоны/примеры), но есть базовые блоки, которые входят в техническое задание:

  1. Описание проекта/задачи. Кратко пишем, что за проект или задача, которую нужно выполнить.
  2. Назначение и цели. Какие цели стоят перед проектом.
  3. Требования. Дизайн, функции, технологии, которые необходимы.
  4. Описание работ. Что, когда и как будет выполнено.
  5. Порядок контроля и приемки. Как будут приниматься работы, что можно считать выполненным.
  6. Приложения. Эскизы, наброски, прототипы.

Стоимость работ обычно выносится в отдельное приложение к договору, но бывает, когда стороны прописывают суммы и в самом техническом задании.

Простите, что прерываю чтение. Присоединяйтесь к моему telegram канал. Свежие анонсы статей, развитие digital продуктов и growth hack, там все. Жду вас! Продолжаем…

Примеры технического задания

Несмотря на то, что разработка технического задания процесс сложный, но весьма интересный. Ваша задача, воссоздать картину конечного результата, а потом описать ее по частям.

Техническое задание интересно

Пример одного из моих ТЗ на апдейт приложения Smart TV. Задания на более сложные и комплексные продукты составлялись уже с помощью коллег из тех.департамента. Не стесняйтесь обращаться за помощью к своим соратникам, вовлекайте их в процесс как можно чаще. И не забывайте давать обратную связь! Нет ничего хуже, чем вложить силы и время во что-либо без информации о результатах. Расскажите, как пригодился совет человека в вашей работе, в противном случае, это игра в одни ворота.

Далее будут приведены примеры тех.задачний из интернета.

ТЗ на разработку интернет магазина

  • Пример 1
  • Пример 2

ТЗ на разработку мобильного приложения

  • Пример 1
  • Пример 2

ТЗ на сайт

  • Пример 1
  • Пример 2

ТЗ на сервисы/обновления

  • Пример 1

Если нужно больше образцов, просто погуглите.

Рекомендации и советы

Главная рекомендация, это делать. Беда в том, что лень-матушка одолевает каждого и сопротивляться ей не просто. Соберите всю волю в кулак и начинайте писать техническое задание, просто пишите и не останавливайтесь. Не переживайте, что не получается “идеально”, открою тайну, такого и не бывает. Просто пишите, с каждым разом будет получаться лучше и лучше.

Вот так надо

Мои первые зачатки по написанию ТЗ начали появляться несколько лет назад. Я работал с дизайнерами и ставил задачу на создание креативов для рекламных кампаний. Бессвязное хочу это и это превращалось в кучу потраченного времени и объяснений. Со временем постановка задач начала превращаться в какие-то смысловые блоки, а потом уже и в подобие технического задания.

Рекомендую использовать структуру ТЗ даже для небольших задач. Никто не просит вас расписывать каждый блок подробно. Просто попробуйте несколько раз оформить свою задачу в виде тех.задания.

Например для задачи “Кнопка лайк на сайте”:

  1. Описание: необходимо создать кнопку “Лайк” на нашем сайте.
  2. Назначение и цели: вовлечение пользователей, выдача/рейтинг материалов по кол-ву лайков.
  3. Требования: дизайн такой (пример: ссылка на что-то похожее), функционал (любой пользователь может оценить картинку и поставить лайк, система сайта учитывает кол-во лайков и меняет выдачу материалов), технологии (доступно на desktop и mobile версиях сайта).
  4. Описание работ: нарисовать 3 варианта макетов для кнопок (дата готовности: 01.10.17),  разработать систему выдачи материалов по лайкам (дата: 14.10.17), тестирование функции (дата: 16.10.17), релиз (дата: 17.10.17)
  5. Приемка работ: пользователь нажимает на кнопку лайк, система засчитывает нажатие, выдача материалов меняется.
  6. Приложения: эскизы, наброски, примеры проектов, где работает похожая функция.

Оставляйте для себя те разделы и части структуры, которые нужны под ваши задачи. К примеру, шестой блок “Приложения” можно описать в функциональных требованиях. Основной совет: так или иначе описать задачу по структуре тех.задания. Таким образом, вы не упустите важные моменты и избавите себя от лишних вопросов, а коллегам упростите жизнь.

Ну вот

Мы и разобрали что такое техническое задание и как его делать. Теперь у вас появилась способность четко и понятно ставить задачи, доносить свои мысли до других людей и экономить время на дополнительные объяснения. Надеюсь, теперь вы знаете, что со всем этим делать.

Алексей А.


Читайте также:

  • Не нужно все сразу, начните с MVP
  • Протипирование: как сделать прототип сайта или мобильного приложения

Про постановку задач и понимание советую посмотреть ролик. Он уже староват, но всегда актуален на все времена.

  1. Главная
  2. /
  3. Документы заказчика
  4. /
  5. Составляем техническое задание для закупок по 44-ФЗ

При разработке технического задания заказчик определяет специфические, количественные и качественные характеристики конкретной госзакупки. Содержание ТЗ зависит от предмета контракта.

Что такое техническое задание

В 44-ФЗ разъясняется, что такое ТЗ заказчика, — часть документов заказа и неотъемлемое приложение к проекту госконтракта. На основании техзадания заказчики устанавливают основные параметры госзакупки. В положениях ТЗ подробно описывается объект закупки, условия поставки, ключевые требования как к приобретаемой продукции, так и к самим исполнителям.

Техзадание представляет собой подробное руководство для потенциальных поставщиков, в котором детально описаны все аспекты тендера. Приобретение товаров, работ, услуг для нужд заказчиков — процесс многоэтапный. Перед непосредственным объявлением госзакупки и публикацией извещения организация-заказчик прорабатывает документы, которые будут характеризовать тендер: определять предмет госконтракта, цену, объем, условия, требования и специфику закупаемого объекта. Различные объекты заказа подразумевают особые условия и требования. Форма и структура технического задания по 44-ФЗ зависит от типа закупаемого товара, работы или услуги.

Чем отличается техзадание от описания объекта заказа

Техзадание входит в состав документов заказа, а описание объекта госзакупки является обязательной частью ТЗ. Но какие-либо требования к техзаданию не установлены, а вот описание предмета торгов регламентируется законодательными нормативами (ст. 33 44-ФЗ).

Разработкой ТЗ надлежит заниматься всем специалистам, участвующим в процессе госзаказа в учреждении: начиная от контрактного управляющего или специальной службы и заканчивая юридическими и техническими специалистами. Связано это с тем, что указывают в техническом задании инструкцию для поставщика. Такая инструкция включает разделы с объемами, специфическими характеристиками, нормативным регулированием объекта госзакупки. Если заказчик хочет, чтобы результаты торгов были максимально эффективными и победил поставщик, который предложит наиболее оптимальный для организации вариант, то к составлению технической документации следует привлечь сотрудников, которые специализируются на каждом отдельном разделе ТЗ.

ТЗ составляют по государственным стандартам (ГОСТ) формирования и ведения программной документации. Но заказчик не обязан использовать форму техзадания по ГОСТу. Это вспомогательная мера, которая упрощает разработку корректных закупочных документов. Межгосударственные стандарты используются в зависимости от отраслевой принадлежности организации-заказчика или специфичности приобретаемых товаров, работ или услуг.

Требования к техзаданию

Закон о Федеральной контрактной системе не предусматривает унифицированной формы ТЗ и определенных требований, как написать техническое задание и что в него включить. При разработке заказчик вправе использовать уже имеющиеся образцы или составить собственный бланк, основываясь на специфике своей финансово-хозяйственной деятельности или на отраслевых особенностях.

Установлены общие рекомендации к структуре. ТЗ состоит из разделов, описывающих сводную информацию о госзаказе, данные об объекте торгов, требования к потенциальным исполнителям, существенные условия госконтракта и дополнительные сведения. При формировании техзадания специалисты вправе воспользоваться всеми открытыми и доступными для пользователей сервисами. К ним относятся:

  • ГОСТ Р 7.0.97-2016, включающий требования к оформлению различной документации;
  • реестр госзакупок в Единой информационной системе;
  • иные источники общедоступных данных.

В техническом задании прописывают наименование объекта госзаказа, основные требования и условия к нему. Название предмета заказа приводится на основании действующего каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) (утв. ПП РФ № 145 от 08.02.2017). Изучив искомую позицию в КТРУ, специалист заказчика описывает объект госзаказа в строгом соответствии с конкретной строкой каталога.

В случае несовпадения прописанных в КТРУ характеристик и описания заказчика ответственный специалист приводит письменное обоснование, указывая требуемое наименование закупаемого объекта. В техническом задании описывается конечный результат закупки в части товаров, работ и услуг, учитывающий все потребности заказчика. Формирование описательной части нормируется статьей 33 44-ФЗ. Эти правила учитывают и при разработке всего техзадания:

  1. В характеристике закупаемых объектов прописывается вся техническая и технологическая, качественная, эксплуатационная и функциональная специфика приобретаемых ТРУ.
  2. Заказчику надлежит указывать эквивалент продукции.
  3. Все положения задания требуют законодательного и нормативного обоснования.
  4. При необходимости в задании приводятся визуальные документы — изображения, эскизы, чертежи и проч.
  5. Продукцию приобретают новую и не использованную ранее, за исключением госзакупок с особыми потребностями организации-заказчика.
  6. Техническое задание не вправе ограничивать доступ потенциальным поставщикам к торгам и их количество, то есть в техзадании запрещено прописывать чрезмерные требования к ТРУ. Также не допускается приобретение предметов роскоши.
  7. В техдокументации указывают условия по гарантии товаров, работ и услуг и отмечают обязательное наличие гарантийного срока.

Как составить техническое задание: пошаговая инструкция

Разработка происходит поэтапно, так как техническое задание состоит из нескольких разделов. Инструкция по оформлению технического задания для заказчика:

  1. Определить параметры закупки — необходимо установить и расшифровать терминологию, которая применяется в техническом задании.
  2. Составить информационную карту. В этом разделе приводятся общие сведения о заказе — полное или краткое название организации-заказчика, его регистрационные и контактные сведения, организационно-правовая форма, местонахождение, ответственное лицо и его контакты.
  3. Внести информацию о самой госзакупке — объект торгов и его обоснование (ст. 33), объем и срок поставки, способ определения поставщика, подрядчика или исполнителя (ч. 1 ст. 24 44-ФЗ), обоснование этого способа. Необходимо указать, является ли закупка централизованной, ведет ли заказ уполномоченный орган (ч. 1 ст. 26 44-ФЗ), привлекаются ли экспертные организации или иные специалисты.
  4. Прописать все требования к потенциальным поставщикам, участвующим в торгах.
  5. Указать особые характеристики, которыми обладает исполнитель, — определенные производственные мощности или опыт в исполнении аналогичных контрактов.
  6. Отразить специфические условия по заказу, непосредственно связанные с его исполнением, возможные экологические условия (режим работы, производственные требования, особенности, которые возникают при транспортировке, установке или вводе в эксплуатацию приобретаемой продукции).
  7. Отразить основные цели и задачи объявляемой закупки.
  8. Прописать в задании источник финансирования госзаказа.
  9. Определить обязанность поставщика следовать действующему законодательству и нормативно-правовым актам в ходе исполнения госзакупки, отразить нормирование заказа в соответствии с ч. 1 ст. 19 44-ФЗ.
  10. Описать порядок поставки (как производится транспортировка, какая используется упаковка и т. д.), сдачи, приемки, установки, необходимость монтажа или демонтажа, ввод в эксплуатацию. Внести требования о гарантии и гарантийном сроке.
  11. Подтвердить обязательство о поставке новой продукции (не употреблявшейся ранее) или указать необходимость приобретения иных товаров для нужд заказчика.

Актуальный пример технического задания на закупку товаров:

Техническое задание на закупку блока питания к радиостанции

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Документ
Требование указать в заявке параметры не только самого товара, но и компонентов, которые применяются при его изготовлении (например, химические показатели составных частей, результаты испытаний), является избыточным Письмо от 31.05.2016 № РП/36546/16 Скачать
Отдельные вопросы подготовки технического задания для закупки лекарств по Постановлению Правительства № 1380 от 15.11.2017 Письмо Минздрава № 418/25-5 от 14.02.2018 Скачать
Письмо ФАС № АК/12985/18 27.02.2018 Скачать
Объединение в техническом задании лицензируемых и нелицензируемых видов работ ограничивает число участников закупки Письмо ФАС № АЦ/5147/15 от 09.02.2015 Скачать
Требовать указать остаточный срок годности лекарств и медизделий в процентах неправомерно, если это приводит к ограничению конкуренции Письмо от № ИА/71717/17 от 18.10.2017 Скачать
Закупать запчасти без работ, для выполнения которых они нужны, нельзя Письмо Минфина № 24-02-07/73170 от 07.11.2017 Скачать

Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева

Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора

Решили заказать сайт (он же лендинг)? Как показывает практика, это не так просто. Сотни заказчиков, увидев свой готовый сайт, обнаруживают, что он им не подходит: дизайн не тот, расположение хромает, тексты мимо, прикрутили кучу ненужных функций. 

А дальше — начинаются долгие разборки с разработчиками, по мере которых сроки изготовления, бюджет проекта и градус нервного напряжения растёт до неопределённых масштабов.

Чтобы таких последствий избежать, Вам необходимо техническое задание на разработку сайта.

чТО ЭТО И ЗАЧЕМ НУЖНО

Неважно, кто будет исполнителем сайта — Вы сами, Ваш родственник, фрилансеры за скромную оплату, специализированная компания за огромную сумму денег…

Техническое задание на сайт должно быть. Оно станет Вашим щитом, в этот документ Вы, в случае чего, сможете ткнуть пальцем недобросовестному разработчику и потребовать привести Ваш сайт в соответствие с ним.

Техническое задание (коротко “ТЗ”) — это документ, который максимально подробно и однозначно отражает требования к Вашему будущему сайту.

Сайт создают именно на основе ТЗ. Чем более подробным и однозначным оно будет, тем больше Ваш новый сайт будет соответствовать Вашим ожиданиям.

ТЗ на создание сайта — как закон, не должно допускать трактовок и разночтений.

Всё, что не прописано в ТЗ разработчик делает на своё усмотрение. И, как показывает практика, его усмотрение сплошь и рядом не будет совпадать с Вашим.

1. Кто пишет ТЗ

Кто должен составлять техническое задание на разработку сайта? На этот вопрос есть только два варианта ответа: заказчик или исполнитель.

И это логично, кроме одной тонкости — смысл в составлении ТЗ для Вас и для разработчика разный, а от этого разные подходы и требования к нему.

Ваши цели:

  1. Понять, какой именно сайт Вам нужен;
  2. Зафиксировать бюджет (иначе Вам потом выставят счёт, мама не горюй);
  3. Контролировать разработчика (сроки, объём работ, функционал, переделки и т.д.).

Цель разработчика:

  1. Понять и с первой попытки удовлетворить заявленные Вами пожелания;
  2. Избежать бесплатных доработок и корректировок.

Таким образом, Вы оба — и заказчик, и исполнитель сайта, заинтересованы прийти к максимальному пониманию.

Поэтому не торопитесь, ведь если у Вас появятся новые идеи по функционалу и дизайну, после подписания техзадания на разработку сайта, то разработчик вправе попросить за них дополнительную плату.

2. Бриф на разработку сайта

Плюс в том, что добросовестные разработчики сайтов тоже не заинтересованы в появлении разногласий с клиентом, поэтому, скорее всего, сами предложат Вам утвердить и подписать техническое задание для сайта.

И даже сами его составят. В этом нет ничего плохого. Но не спешите подмахнуть, не читая, иначе техническое задание потеряет всякий смысл, и Вы закажете кота в мешке.

ТЗ на разработку сайта можно составить только на основе Ваших пожеланий и никак иначе.

Самый простой и эффективный способ выяснить эти пожелания, к которому чаще всего и прибегают, — предложить Вам заполнить бриф на разработку сайта, который в дальнейшем преобразуется в техническое задание.

Бриф — это анкета с вопросами о содержании, дизайне, технических возможностях Вашего будущего сайта.

Конечно, подробно заполненный бриф, подписанный двумя сторонами, может заменить техническое задание.

Ведь это практически то же самое, разница лишь в том, что бриф это Ваше видение, а техническое задание это финальный документ на основе Вашего брифа и самих комментариев разработчика.

Если отдельные пункты вызывают затруднения, то не стесняйтесь задавать разработчику вопросы по типу “Что это значит?”, “Как это повлияет на работу моего сайта?”, так как не все разработчики под одним понимают то же самое, что и Вы.

Либо в графе “Дополнительная информация” обязательно укажите все Ваши пожелания, не вошедшие в ответы на вопросы. Если эта графа отсутствует, просто допишите их в конце брифа. Главное не оставлять недосказанности.

Основа технического задания

Ещё не определились, кому доверить создание Вашего сайта? Можно написать техническое задание самому, разослать его нескольким потенциальным исполнителям и сравнить их ценовые предложения.

Имейте ввиду, что у Вас получится только основа, набросок технического задания.

Оно обязательно должно вызвать у потенциального разработчика массу вопросов, отвечая на которые, Вы будете вносить в ТЗ подробности и нюансы.

В последствии техническое задание будет неоднократно редактироваться обеими сторонами. Это нормальный рабочий процесс.

И чтобы Вы не ломали голову и не создавали самолёт заново, ниже я покажу Вам пример технического задания, уже заполненного. Если же Вам нужен сразу шаблон для отправки, то просто скачайте его по этой ссылке.

Пункт технического задания Что писать? Пример заполнения
БИЗНЕС-ТРЕБОВАНИЯ    
Информация о компании Название, товары, услуги, род деятельности, дата создания, знаки отличия и достижения, 
основные конкуренты
Компания “Брандмейстер”. Поставка пожарного оборудования. Основана в 2018 году. Лауреат премии “Партнёр года”. Конкуренты “ПожСервис”, “ПожАвтоматика”
Целевая аудитория Максимально подробно опишите людей, которых Вы хотите видеть в роли посетителей Вашего сайта — 
социально-демографические признаки, привычки, увлечения, 
географию проживания — всё, что знаете. И не забудьте продумать, зачем они будут приходить на Ваш сайт
(найти полезную информацию, пообщаться, узнать новости и т.д.). Какую их проблему
он сможет решить.
Если целевая аудитория большая, её нужно сегментировать и рассказывать о каждом сегменте.
Лица, занимающие должность ответственного по пожарной безопасности на крупных предприятиях.
Мужчины от 35 до 55 лет.
С высшим техническим (преимущественно пожарным) образованием.
Проживающие и работающие на юге России.
Со средним доходом 35 000 — 50 000 тысяч рублей в месяц.
Имеют собственное жильё и личный автомобиль.
Семейные, есть дети.
Работают по графику Пн-Пт 9:00-18:00.
Проблема целевой аудитории: плохое знание нормативных документов по необходимому оснащению предприятий пожарным оборудованием.
Решение: благодаря статьям из блога пользователи, не углубляясь в чтение законов и нормативов, поймут, какое оборудование и в каких количествах должно быть на их предприятии.
Цели сайта Какого целевого действия Вы хотите добиться от посетителей сайта — сделать онлайн-заказ, подписаться на рассылку, позвонить к Вам в офис или что-то другое. Если целей несколько — пишите их все.
Это очень важный, буквально ключевой пункт, потому что именно целям сайта должен быть подчинен и функционал, и дизайн, и любой контент — всё на сайте.
1. Подписаться на рассылку по нашим акциям и предложениям.
2. Запрашивать наш прайс или цены на отдельные позиции при закупке товара.
Анализ существующего сайта Ссылка на него и что в нём хорошо, а что плохо Ссылка.ru
Отсутствие возможности редактирования и обновления информации.
Скучный дизайн.
Нет форм обратной связи.
НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ    
Предварительная структура сайта Какие разделы обязательно должны быть Главная (о компании, география работы, текущие акции); Каталог; Блог; Новости; Акции; Контакты
Примерная структура страниц Какие элементы должны присутствовать на страницах, как размещаться Строка поиска по сайту; Телефон горячей линии; Диалоговое окно с менеджером; Текущие акции; В боковом меню: список разделов каталога; Форма подписки на рассылку
Требования к дизайну и оформлению Шрифты, цвета, стилистика, наличие/отсутствие незаполненного пространства Сайт в строгом деловом стиле.
Корпоративные цвета красный и серый. Красный используется в качестве принта. Оттенки светло-серого как основной фоновый.
Фотографии — насыщенные цветные, иллюстрирующие процесс использования оборудования в деле.
Предпочтительные шрифты: Bravo; Yanone Kaffeesatz; Intro Condensed или похожие.
Имеющиеся материалы Ссылки на понравившиеся сайты, а также буклеты, журналы, фотографии — что угодно, а может быть у Вас есть готовый бренд-бук. Прилагается отдельным архивом.
Минимальное разрешение и устройства отображения В этом пункте укажите, с каких устройств предполагается просматривать сайт — ПК, ноутбуков, смартфонов… Мониторы ПК от 19 до 27 дюймов; Ноутбуки от 15,6 до 17,3 дюйма; Смартфоны от 3,5 до 6 дюймов; Планшеты от 7 до 12 дюймов
Нужна ли мобильная версия?   Да
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ    
Примерный набор модулей (для пользователей) В этом разделе нужно перечислить все функциональные возможности, которые Вы хотите видеть на сайте. Это может быть корзина, фильтры каталога по разным параметрам, возможность сделать онлайн-заказ, оставить заявку на обратный звонок, подписаться на рассылку и любые другие опции Фильтры каталога по цене, по алфавиту, по производителю.
Личный кабинет с историей заказов и просмотров.
Автоматическое формирование счёта.
Онлайн консультация.
Подписка на рассылку.
Возможность заказать обратный звонок.
Калькулятор стоимости.
Возможности администрирования Здесь нужно описать, какие текущие изменения Вы (или Ваш сотрудник) планируете самостоятельно вносить в работу будущего сайта, не прибегая к помощи разработчика.
После завершения работы, попросите научить Вас производить эти изменения.
Возможность создания/удаления/редактирования карточки товара, акций, новостей.
Возможность редактирования контактов, добавления/удаления дополнительных офисов.
Подключение платёжных систем и служб доставок Желательно указать, каких именно. Нужна рекомендация разработчика
Интеграция с CRM, 1С и другими программами   Интеграция с Мегапланом и 1С.
ОБЗОР ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ    
Обзор Лучше всего делать в формате: ссылка — что именно по этой ссылке нравится/категорически не нравится adme.ru— Развертывание меню
tobiafran.com — Анимация загрузки
anotherstate.co — Шрифты
ДОПОЛНИТЕЛЬНО    
Вопросы к разработчику Если у Вас есть, о чём спросить предполагаемого исполнителя Вашего сайта, лучше задать их письменно и получить ответ в той же форме.  
Дополнительные пожелания В этот пункт можно включить, если осталось что-то, не вошедшее ни в один предыдущий раздел ТЗ.  

Предпроектное проектирование

Этот пункт является неотъемлемой частью технического задания на создание сайта, хотя фактически он к нему не относится.

Дело в том, что после того как Вы заполнили бриф, подписали техническое задание и разработчик изучил всё это (включая рынок и конкурентов), то он делает предпроектное проектирование.

Предпроектное проектирование — это создание прототипа Вашего сайта, его скелета, который потом будет обрастать дизайном, контентом и функционалом с фишечками.

Происходит это после договора, потому что создать хороший прототип, не изучив всё о компании, рынке и конкуренции невозможно.

А так как этот процесс занимает не один день, то логично, что компании, которые делают проектирование до договора, просто показывают Вам шаблон в формате “как у всех”.

И да, сам прототип можно сделать с помощью обычных листов бумаги и цветных фломастеров.

Каждый лист — отдельная страница сайта (или экран одностраничника). Либо можно воспользоваться простыми офисными программами вроде Microsoft World или Microsoft Excel.

Лично мы при разработке landing page используем специальные программные продукты.

С их помощью  можно быстро и легко составлять проекты даже сложных сайтов — это, например, Balsamiq. Впрочем, как мы делаем весь прототип уже рассказывали в статье.

Предпроектным проектированием можно заняться совместно с разработчиком или полностью переложить это на его плечи. Главное, не забудьте, потом его согласовать и подписать двумя сторонами.

Интересно. Не забудьте установить на сайт систему комментирования. Так пользователи смогут делиться своим мнением и даже подталкивать к покупкам других посетителей (а еще это положительно влияет на SEO). Кликайте и узнавайте подробнее -> Сackle

ЛАЙФХАКИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЗ

Эти пункты в равной степени относятся как к заполнению брифа, так и к составлению технического задания. И в них я открою Вам небольшие хитрости, как составить тз для сайта и облегчить, и без того сложную жизнь предпринимателя:

1. Где взять сайты-образцы

Хорошим помощником могут стать широко представленные в сети рейтинги и ТОПы Интернет-ресурсов. 

Например, ресурс allawards.ru подойдёт для этих целей. Здесь собирают лучшие, с точки зрения юзабилити, дизайна, креатива и эффективности сайты.

Кроме того, можно создавать собственные подборки и коллекции из понравившихся сайтов, что очень удобно в нашем случае.

техническое задание на разработку сайта лучшие сайты

allawards.ru

Хорошая практика — посмотреть иностранные сайты по Вашему направлению, потому что технологии интернет-маркетинга за рубежом слегка опережают в развитии наши, и там можно будет найти интересные фишки.

Но слепо не копируйте, наш российский менталитет всё-таки отличается и это не просто слова.

2. Как определить цветовую гамму

Задача облегчается, если у Вас есть готовый бренд-бук или чёткий фирменный стиль.

В обратном случае не стоит руководствоваться исключительно собственными эстетическими предпочтениями, иначе Вы рискуете стать его единственным пользователем.

Не лишним будет немного изучить вопрос восприятия цвета в рекламе. Или обратиться в Google за помощью.

Для этого открывайте кртинки по запросу “цветовые подборки” или вводите название цвета, который хотите взять за основу, а далее выбирайте понравившиеся и прикрепляйте к Вашему тз для дизайнера.

техническое задание на разработку сайта цветовое решение

Цветовые подборки

Секрет. Подкрутит первые отзывы, оценки и прочие поведенческие факторы на Вашем сайте и тогда остальные пользователи будут к Вам более лояльны. Рекомендуем для накрутки TaskPay, сами им пользуемся. Кликайте -> TaskPay

3. Как подобрать шрифты для сайта

Не следует забывать, что шрифт играет не последнюю роль в восприятии текста. Пишите конкретные названия предпочтительных шрифтов.

Только не смотрите коллекцию шрифт Microsoft World, их уже на сто рядов все используют. Лучше воспользуйтесь библиотеками шрифтов в интернете, например, allfont.ru.

техническое задание на разработку сайта подбор шрифтов

allfont.ru

ОШИБКИ ПРИ НАПИСАНИИ ТЗ

Мы с Вами уже разобрались как правильно составить тз для разработки сайта, но даже глядя на удачный пример можно совершить много ошибок.

Поэтому выделяю самые основные из списка, те, что у Вас с вероятностью в 80% будут, если это Ваша первая разработка тз.

Важно. Допиливать сайт до идеала, конечно, хорошо, но многие забывают про самое главное — систему оплаты. И наш выбор — Yookassa. Внедряется легко и есть решение для отправки чеков в налоговую. Кликайте -> Yookassa

1. Нет ограничений во времени

Очень часто в техническое задание включают самые подробные описания будущего веб сайта, но при этом забывают указать сроки разработки.

Это чревато тем, что в итоге они могут затягиваться до бесконечности. Дедлайн проекта можно включить в техническое задание отдельным пунктом или включить прямо в шапку бланка.

Особо педантичные заказчики выставляют сроки разработки по каждому разделу сайта.

2. Утрата данных доступа

Как правило, на разработчика прицепом ложится регистрация доменного имени и хостинга для сайта. 

А дальше в 9 из 10 случаев эти данные просто теряются: разработчику они больше не нужны, а заказчик про них благополучно забывает.

И в один прекрасный день сайт просто перестаёт работать, потому что вовремя не продлили хостинг или доменное имя. Адреса сайта так и вовсе можно лишиться.

Поэтому запомните, что данные доступа к хостингу и доменному имени — это Ваши личные данные.

Распечатайте их и бережно храните вместе с важными документами. А лучше после разработки поменяйте все доступы, ведь всякое бывает, в той компании тоже существует человеческий фактор.

Кстати. Интегрируете CRM-систему с Вашим сайтом, чтобы посетители сайта сразу попадали к Вам в базу, так Вы не потеряете ни одного клиента. К тому же там много фишек, которые помогут сделать из сайта просто бомбу продаж и еще автоматизировать бизнес-процессы. Кликайте -> Мегаплан

3. Отсутствие наглядности

Принцип “лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать” работает здесь на полную. В одни и те же слова заказчик и исполнитель могут вкладывать разный смысл.

И наверное эта ошибка вообще должна стоять на первом месте нашего хит-парада, так как такая картина происходит постоянно: “Хочу абстракцию”, — пишет заказчик, подразумевая нечто подобное (пример на картинке ниже) 

техническое задание на разработку сайта видение клиента

Абстракция  — вид заказчика

“Ок, держите”, — говорит разработчик. И предлагает заказчику абстракцию следующего вида.

техническое задание на разработку сайта видение заказчика

Абстракция — представление исполнителя

И попробуй потом докажи, что Ваша абстракция абстрактнее его. Каждый прав, никто не виноват.

За чей счёт переделывать — непонятно. А приложи заказчик к техническому заданию картинку с образцом, ничего такого бы не случилось.

4. Качественные прилагательные

Вспоминаем разряды прилагательных из школьной программы… Шучу :-) Если слово обозначает качество, которое может проявляться сильнее или слабее, то оно смертельно опасно для технического задания.

Например, красивый (кто-то может быть ещё красивее или страшнее), умный, современный и т.п. Это слова-табу. Их нельзя однозначно понять. У каждого субъективное представление о красоте и современности.

Только конкретика. Например, “На два тона светлее”, “Смещаем на 5 сантиметров” или “Острые углы у кнопки”.

5. “На усмотрение разработчика”

Об этот коварный пункт спотыкаются многие. Заполняя бриф или составляя тз на дизайн сайта, не оставляйте в нём пробелов.

 Вы должны понимать, что “На усмотрение разработчика” означает “что хочу, то и ворочу” или же “Всё, что не оговорено, выполняется на усмотрение исполнителя”. И поверьте, это не просто лазейка, а целое окно в Европу для разработчика.

И конечно, так происходит не всегда. Если Вам попался грамотный специалист, то можно не волноваться за результат.

Но тут возникает другая проблема, он может сделать реально как надо, а Вам не понравится чисто субъективно. И всё будет как в известном для многих разработчиков анекдоте:

техническое задание на разработку сайта анекдот

Шутка

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

Вы точно не пожалеете о времени, потраченном на составление и согласование технического задания для создания сайта или лендинга.

Ведь это Ваш лучший инструмент контроля и решения разногласий, которые возникают в процессе. И увы, это нормально, ведь это Вам не кораблик из папье-маше сделать.

Но при этом, даже составив и утвердив максимально подробное техническое задание, Вы не полностью застрахованы от разницы между ожиданием и полученным результатом.

Поэтому не забывайте о промежуточном контроле. Не стесняйтесь по ходу работы лишний раз попросить отправить Вам на согласование готовые элементы, чтобы убедиться, что всё выполняется в соответствии с ТЗ.

Кстати. Создайте собственный сайт через конструктор за один день и без программистов. В арсенале готовые шаблоны, мобильная версия, корзина, платежи и еще +10 инструментов. Кликайте и тестируйте -> InSales (по промокоду «inscale» +30 дней бесплатно).

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Как писать ТЗ: инструкция по составлению грамотного техзадания

author__photo

Содержание

Что такое техническое задание

Техническое задание — это то, с чего начинается качественный функциональный продукт. По крайней мере, если таковым является само ТЗ. Если документ будет составлен непрофессионально и без должного внимания, результат окажется соответствующим.

Учитывая характер целевой аудитории блога и общие тренды, скорее всего, имеет смысл описывать технические задания конкретно на цифровые продукты. Во многом так и будет, но нельзя забывать, что и самые обычные, «аналоговые», продукты тоже требуют документации. Они требовали её ещё до появления самого интернета. Поэтому для расширения кругозора и для пользы представителей нецифровых отраслей, стоит приводить отсылки и к оффлайн-проектам.

ТЗ - часть многоуровневого процесса разработки

Для чего нужно техническое задание?

Техническое задание не менее значимо, чем юридический акт, в деле закрепления прав и обязанностей сторон — заказчика и исполнителя.

Фактически это инструкция для разработчиков, конструкторов и других непосредственных создателей конечного продукта. Но по сути техническое задание, определяя жёсткие требования к каждой детали, делает сотрудничество заказчика и исполнителя безопаснее и комфортнее.

Когда каждая мелочь регламентирована, всё на своих местах, все при своих полномочиях и обязанностях, остаётся мало пространства для нечестного манёвра и недопонимания. Идеально, когда его вообще не остаётся.

Более того, конкретное и целостное техническое задание — это первый шаг к качественному результату. Чтобы продукт работал чётко, без сбоев, да и просто безопасно — это тоже периодически стоит на повестке — все его элементы должны быть продуманы. Тщательно и скрупулезно.

Техническое задание — основа как простых односложных продуктов, так и высоконагруженных систем. В каждом случае сценарии функционирования должны быть предусмотрены. Любое действие пользователя должно быть предугадано, и ответом на него должен быть полезный результат.

Именно для того, чтобы работа с конечным продуктом вызывала положительный отклик пользователя и решала его задачи, необходимо проработать идею и детали проекта на самой ранней стадии.

Кто должен составлять техническое задание

Чтобы понять, как составить техзадание, важно определиться с тем, кто именно это будет делать. На этот вопрос нет однозначного ответа — ТЗ для задачи может составить заказчик или исполнитель, в отдельных случаях — это совместная работа.

Заказчик

В этом случае исполнитель будет четко понимать, что и когда ему потребуется делать. В результате получится точно рассчитать стоимость работ и срок, отведенный на их выполнение. Однако иногда составитель ТЗ не понимает того, что именно должен предоставить им исполнитель, из-за чего с составлением ТЗ возникают проблемы.

Исполнитель

Исполнитель, занимающийся составлением ТЗ, присылает заказчику бриф с вопросами по задаче. Так специалист выясняет цель работы и свою пользу для клиента. После этого проходит интервью, и в режиме диалога стороны уточняют рабочие нюансы. Исполнитель изучает конкурентов и целевую аудиторию, чтобы добавить эту информацию в техническое задание.

Такой способ составления ТЗ удобен, когда заказчик полностью доверяет исполнителю, а исполнитель достаточно компетентен, чтобы разобраться в задаче самостоятельно.

Совместно

Совместное формулирование ТЗ начинается с того, что заказчик озвучивает исполнителю требования относительно будущего задания. Подрядчик, в свою очередь, предлагает, как улучшить проект, и только после этого составляется техническое задание. Этот способ, как и предыдущий, работает на доверии, этичности и профессионализме сторон.

Как составить техническое задание

Главные требования к техническому заданию — это продуманность и полнота. Так как составители не всегда способны им следовать, были разработаны общие стандарты разработки ТЗ.

В вакансиях на должность системного аналитика или технического писателя можно встретить требование: знание ГОСТ 19 и ГОСТ 34. Из названия легко понять, что это общегосударственные стандарты, образцы разработки технических заданий на территории России.

Эти два ГОСТа имеют отношение только к программным комплексам — к сайтам, приложениям и системам автоматизации. Другие ТЗ придется писать по совершенно другим правилам.

ГОСТ

ТЗ по ГОСТу актуальны для госзаказов

ГОСТ 19 был введён в 1980 году. Учитывая, что основные принципы программного обеспечения почти не поменялись, документ еще не утратил своей актуальности. Это можно сравнить со строительством зданий: меняются материалы и конструкции, но общие понятия — фундамент, стены, перекрытия — сохраняются.

Согласно тексту Постановления, согласно которому принят данный стандарт, назначение его следующее: «Устанавливает порядок построения и оформления технического задания на разработку программы или программного изделия для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения».

Само техническое задание должно содержать следующие пункты:

  • Введение;
  • Основания для разработки;
  • Назначение разработки;
  • Требования к программе или программному изделию;
  • Требования к программной документации;
  • Технико-экономические показатели;
  • Стадии и этапы разработки;
  • Порядок контроля и приемки;
  • Приложения.

Более новый стандарт — ГОСТ 34, но он новее всего на 10 лет. То есть, введён с 1 января 1990 года.

Формулировка назначения выглядит так: «Распространяется на автоматизированные системы (АС) для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т. п.), включая их сочетания…».

Текст технического задания строится по структуре:

  • Общие сведения;
  • Назначение и цели создания (развития) системы;
  • Характеристика объектов автоматизации;
  • Требования к системе;
  • Состав и содержание работ по созданию системы;
  • Порядок контроля и приемки системы;
  • Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;
  • Требования к документированию;
  • Источники разработки.

Разумеется, за прошедшее время подходы были пересмотрены. Введены новые правила и рекомендации. Сами ГОСТы перешли в разряд базовой опорной точки, а конечный результат остаётся на усмотрение составителей. Тем не менее, при работе с госзаказчиками необходимо брать за основу именно ГОСТ.

ISO/IEC/IEEE 29148

Разработанный Международной организацией по стандартизации ISO, данный современный стандарт пригоден для использования помимо всего прочего в международных проектах.

Последняя редакция — ISO/IEC/IEEE 29148:2018, но, к сожалению, она отсутствует в открытом доступе, поэтому возьмём за основу предыдущую, от 2011 года.

ISO IEEE - современный стандарт составления техзаданий

По аналогии с ГОСТами, стандарт содержит два раздела. Один из них, SyRS — System Requirements Specification — определяет общие требования к построению систем, их принципам и характеру взаимодействия пользователя с ними. По похожей схеме составлен ГОСТ 34.

SRS — Software Requirements Specifitaion — по аналогии с ГОСТ 19, содержит требования к конечному программному продукту.

Общая схема строится следующим образом:

  • Введение. Информация о компании, которая пригодится при работе над проектом, назначение продукта или системы, содержание, обзор функций и пользователей.
  • Ссылки на референсы. Примеры продуктов конкурентов, которые можно использовать для анализа слабых и сильных сторон, интересных решений.
  • Системные требования. Требования к юзабилити и производительности системы, состоянию, физическим характеристикам, окружению и безопасности, правилам. Для приложений — требования к внешним интерфейсам, к производительности, структуре БД, функциям и юзабилити.
  • Тестирование и проверка. Процедуры тестирование по каждому из пунктов предыдущего раздела.
  • Приложения. Термины, схемы, история правок.

Порядок документирования требований

Выйдем немного за пределы тематики и скажем несколько слов о том, из чего состоит весь процесс документального сопровождения продукта. Ведь он не ограничивается техническим заданием. Сложность сопроводительной документации растёт вместе со сложностью и масштабом продукта.

Разработка лендинга на Тильде или запуск таргетированной рекламы Вконтакте радикально отличаются от создания высоконагруженной биллинговой системы банка. Если первые два продукта способен создать один человек, то последний может потребовать команды из нескольких десятков специалистов из многих областей.

Бриф

В основном, уместен в контексте продуктов низкой и средней сложности. Например, небольшой сайт, воронка продаж или даже копирайтинг.

Бриф обращён к заказчику и не предполагает жёстких финальных требований или детального описания результата. Выверенной должна быть только структура опросника. В него могут входить такие пункты, как:

  • Цель и назначение продукта;
  • Предполагаемый бюджет;
  • Целевая аудитория.

Вопросов на которые отвечает заказчик, может быть до 20–30, но не более, иначе это становится большой нагрузкой. Задача брифа в том, чтобы получить общее направление для обсуждения.

Такой опрос удобно разместить на сайте, если он не сложный. Его можно запрограммировать или дать ссылку на Google формы. Либо просто разместите кнопку обратного звонка, чтобы задать вопросы и проконсультировать клиента прямо в режиме реального времени по телефону.

Виджет обратного звонка, как инструмент, подходит не только для созвонов с партнерами, но и для клиентского сервиса. Это всплывающее окно предлагает указать контактный номер,по которому перезвонит сотрудник поддержки. С виджетом обратного звонка от Calltouch вы можете собирать заявки даже в нерабочее время, а также записывать и тегировать звонки.

caltouch-platform

Виджет обратного звонка для сайта

  • Повысьте конверсию сайта на 30%
  • Новым клиентам 50 минут в подарок

Узнать подробнее

platform

Технико-коммерческое предложение

Здесь речь заходит о действительно крупных проектах. В противном случае нецелесообразно прилагать излишние усилия к созданию подобных документов.

ТКП разрабатывается в рамках маркетинговых мероприятий, когда продукт предлагается потенциальным заказчиком. Если у вас есть собственная концепция, готовая к внедрению или масштабированию, на её основе можно сделать предложение.

Документ содержит не просто идею и общее описание, но некоторые технические подробности. На их основе заказчику удобнее принимать решение, так как он сразу может увидеть, насколько характеристики продукта согласуются с той инфраструктурой, которая есть в наличии.

Бесполезно предлагать промышленные системы вентиляции маленьким кофейням. В других случаях помещение может отвечать требованиям, но электроснабжение окажется несовместимым с требованиями оборудования по питанию.

Технические требования

Если в ТКП требования приводятся самые основные, для ознакомления, то при заинтересованности заказчика с ним составляются уже более детализированные перечни требований.

Требования всегда подлежат обоюдному согласованию

Техническое задание

Собственно, предмет статьи. Предварительные сведения даны в предыдущих пунктах, а ценные советы ждут вас в следующем разделе.

Технический проект

Этап «живого» проектирования продукта. Здесь начинаются активные действия по разработке решений согласно ТЗ. В ходе работы уточняются и проясняются отдельные нюансы, требования, доработки.

В соответствии с практическими наработками, составляются новые задания и требования — частные технические задания по отдельным подсистемам (ЧТЗ).

Эксплуатация

Важно помнить, что после сдачи проекта стороны распределяют между собой обязанности по поддержанию работоспособности системы. Это тоже должно быть прописано — например, в техническом задании, если не предусмотрено другого порядка.

Перед эксплуатацией и во время неё создаются различные регламенты, описания сервисов, инструкции. Актуализируются текущие версии документов.

Когда условия работы или технологии модифицируются, приходится вносить правки в документы и внедрять изменения в продукт.

Рекомендации по составлению ТЗ

Правильное ТЗ составляют по универсальному шаблону. Мы упаковали его в виде таблицы:

Этапы составления технического задания Описание этапов разработки технического задания
Дайте подрядчику общую информацию Подрядчик должен понимать, чем занимается компания и кто ваша целевая аудитория. Так исполнитель сможет глубже вникнуть в поставленную задачу и избежать элементарных ошибок. При озвучивании идеи важно отметить конкурентные преимущества и особенности проекта.
Покажите конкурентов ТЗ должно содержать ссылки на похожие проекты с дополнительным описанием. Это поможет исполнителю оценить удачные примеры чужих разработок и избежать характерных проблем при реализации. Кроме того, выявление чужих особенностей позволяет создать собственное уникальное решение.
Распишите сценарии использования продукта Сценарий нужен для понимания принципа работы продукта. Например, если область работы касается IT, сценарий отвечает на вопрос «Как будет вести себя пользователь?» и дает понимание главных функций сайта.
Ведите историю правок В начале документа создайте таблицу со столбцами “дата”, “описание”, “автор”. В ней записывается история изменений документа, благодаря которой легко понять, на каком этапе возникло то или иное требование, дополнение, противоречие.
Составляйте список терминов и сокращений Это правило грамотного подхода к формированию документа. Основной текст предваряется словарём, в котором записаны специальные термины, не являющиеся общеупотребимыми. Особенно уделите внимание тем аббревиатурам и словам, которые применяются только в данному проекту.
Прописывайте каждую деталь Сайт — это не только код, но и мощности, на которых он работает. В первую очередь, определите, на каком сервере будет размещен сайт, какие у него параметры: ёмкость, оперативная память и другие.
Пропишите периодичность и порядок оплаты сервера — передаст ли заказчик обязанность бухгалтерии или же вы будете получать ежемесячную абонентскую плату, из которой сами должны распределять средства на те или иные нужды.
Позаботьтесь о пользователях. Продумайте, какими браузерами и устройствами они пользуются, какое у них разрешение. Адаптируйте сайт, если речь идёт о нём, под различные технические характеристики устройств.
Продумывайте детали Не оставляйте белых пятен. При наведении на рисунок, он скрывается? Хорошо, но уточните — он уезжает влево? Становится прозрачным? С какой скоростью? Как он появляется опять? Малейшая деталь без чёткой логики ставит разработчиков и весь процесс в тупик.
Опишите требования к проверке проекта На этапе составления техзадания продумайте чек-лист, по которому заказчику будет понятна степень успешности реализованного проекта. Так можно быстро оценить проделанную работу и не забыть о значимых нюансах.
Бывают случаи, когда исполнитель работает за фиксированную плату и некий процент от продаж. Например, вы заказали на таких условиях настройку таргетированной рекламы у фрилансера. Чтобы честно оценить его работу, вам поможет сервис сквозной аналитики от Calltouch. Он формирует отчет о результатах рекламных кампаний: сколько было звонков и заявок, и сколько из них привели к оформлению заказа. Вам не придется высчитывать KPI — итоги работы наглядно отражены в личном кабинете.

Бывают случаи, когда исполнитель работает за фиксированную плату и некий процент от продаж. Например, вы заказали на таких условиях настройку таргетированной рекламы у фрилансера. Чтобы честно оценить его работу, вам поможет сервис сквозной аналитики от Calltouch. Он формирует отчет о результатах рекламных кампаний: сколько было звонков и заявок, и сколько из них привели к оформлению заказа. Вам не придется высчитывать KPI — итоги работы наглядно отражены в личном кабинете.

caltouch-platform

Сквозная аналитика Calltouch

  • Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
  • Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции

Узнать подробнее

platform

Когда ТЗ не нужно

Техническое задание требуется не каждому продукту. Иногда достаточно предпроектного исследования, чтобы изучить потребности клиентов вместе с аналитиком. После этого следует решать, есть ли необходимость в ТЗ.

Зачастую более гибкие методологии, работающие на создание продукта, позволяют успешно и оперативно использовать ресурсы компании. Например, сначала формируется маленький прототип, который тестируют, и на основании обратной связи от клиентов корректируют до полноценного продукта.

Выводы

Техническое задание — важный этап подготовки к работе над проектами. Его составление помогает заказчику сформулировать суть задачи, а исполнителю дает понять, как ее выполнить. Составить ТЗ может заказчик, исполнитель или заказчик вместе с исполнителем. Выбор варианта сотрудничества зависит от сложности работ и навыков специалиста.

  • Как пишется техника безопасности
  • Как пишется тетя по английскому языку
  • Как пишется тетя мотя
  • Как пишется тетрадь по окружающему миру
  • Как пишется тетрадь по музыке