Как пишется устное народное творчество

1. собир. произведения, авторы которых неизвестны

Все значения словосочетания «народное творчество»

У́СТНЫЙ, —ая, —ое. Произносимый, письменно не закрепленный. Устная речь. Устный экзамен. Устное предание. Устный счет.

Все значения слова «устный»

НАРО́ДНЫЙ, —ая, —ое; —ден, —дна, —дно. 1. только полн. ф. Прил. к народ (в 1, 2 и 3 знач.). Народные массы. Народное творчество.

Все значения слова «народный»

ТВО́РЧЕСТВО, -а, ср. Деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. Художественное творчество.

Все значения слова «творчество»

  • Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день.

  • Былину невозможно спутать ни с каким другим жанром устного народного творчества.

  • Но этот вид устного народного творчества нельзя назвать достоверным источником веры славян.

  • (все предложения)
  • фольклор
  • народное творчество
  • народная традиция
  • народная поэзия
  • народная культура
  • (ещё синонимы…)
  • творчество
  • (ещё ассоциации…)
  • счёт
  • переводчица
  • перевод
  • язык
  • (ещё ассоциации…)
  • гопак
  • народ
  • балалайка
  • танец
  • люди
  • (ещё ассоциации…)
  • фольклор
  • искусство
  • художник
  • творить
  • картина
  • (ещё ассоциации…)
  • устная речь
  • произведения устного народного творчества
  • может быть устным
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • народное хозяйство
  • совет народных комиссаров
  • стала народной
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • художественное творчество
  • творчество писателя
  • дом творчества
  • заниматься творчеством
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «устный»
  • Разбор по составу слова «народный»
  • Разбор по составу слова «творчество»
  • Как правильно пишется слово «устный»
  • Как правильно пишется слово «народный»
  • Как правильно пишется слово «творчество»

устное народное творчество

устное народное творчество
устное народное творчество
сущ.

, кол-во синонимов: 1

Словарь синонимов ASIS.
.
2013.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «устное народное творчество» в других словарях:

  • Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Это словесность в жанрах: народный эпос (мифы), пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др. Их… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • устное народное творчество — различные виды непрофессионального словесного творчества, создаваемые коллективным автором (народом) и бытующие в устной форме. Основные признаки У. н. т.: устная форма существования (произведения не записывались, а передавались из уст в уста),… …   Словарь литературоведческих терминов

  • устное народное творчество — Фольклор …   Словарь многих выражений

  • НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО — (народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор), совокупность различных видов и форм массового словесного художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. Древнейшие виды словесного творчества… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Азербайджанский фольклор — …   Википедия

  • Украинская литература — Устная народная поэзия. Библиография. У. л. до конца XVIII в. Библиография. У. л. первой половины XIX ст. У. л. 60 90 х гг. У. л. конца XIX и начала XX ст. Библиография. Укр. советская литература. Устная народная поэзия. &nbs …   Литературная энциклопедия

  • История русского литературного языка — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения …   Википедия

  • История литературного русского языка — История русского литературного языка  формирование и преобразование русского языка, используемого в литературных произведениях. Старейшие из сохранившихся литературные памятников датируются XI веком. В *** вв на Руси распространилась… …   Википедия

  • Классики о русском языке — История русского литературного языка  формирование и преобразование русского языка, используемого в литературных произведениях. Старейшие из сохранившихся литературные памятников датируются XI веком. В *** вв на Руси распространилась… …   Википедия

  • Украинская литература советского периода — Это статья является частью серии статей о народе Украинцы Культура Литература · Музыка · Искусство · Кинематограф Кухня · Танец · Спорт Украинская …   Википедия

Устное народное творчество


Устное народное творчество

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 843.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 843.

Что такое устное народное творчество в литературе и произведения каких жанров к нему относятся? На этот вопрос поможет ответить данная статья.

Определение

Устное народное творчество – это художественные произведения, созданные народом. Данное понятие заключает в себе значение явления: это произведения устного характера, которые создавались исключительно народом.

Устное народное творчество сокращенно принято называть УНТ. Синонимом данного термина является термин «фольклор».

Особенности

Устное народное творчество, которое формируется с давних времен, не предусматривает авторства произведений, так как автором является целый народ. В этом заключается основное отличие между фольклором и авторским творчеством.

Еще одной особенностью является то, что произведения устного народного творчества передаются из уст в уста.

Фольклорные произведения являются собранием народных мудростей. В устном народном творчестве можно увидеть традиции прошлых лет, бытовой уклад, человеческие знания и представления о мире. Образы олицетворяют качества, свойственные определенному народу. УНТ отражает историю народа, его переживания и трудности в определенный исторический период.

В фольклорных произведениях обобщается весь народный опыт.

Еще одной отличительной особенностью является то, что один фольклорный сюжет мог бытовать в речи людей по-разному. Одна и та же сказка может иметь разные детали. Это связано с тем, что письменно произведения УНТ не зафиксированы, поэтому люди рассказывают их так, как запоминают, убирая и прибавляя некоторые детали. Это говорит о том, что устное народное творчество способно видоизменяться.

Жанры

К известным жанрам фольклора принято относить сказки, былины, легенды.

Сказка

Рис. 1. Сказка.

С давних времен народы создавали собственные пословицы и поговорки, в которых отражались жизненные принципы целого народа. Выделяются также песни: колыбельные, свадебные, календарные, обрядовые. К жанрам УНТ относятся и частушки, пестушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки.

Заключение

Что мы узнали?

Устное народное творчество (УНТ, фольклор) – это устные произведения, созданные народом. УНТ формируется с давних времен. Фольклорные произведения, которые передаются из уст в уста и не имеют зафиксированного вида, не предусматривают авторства, автор – целый народ. В таких произведениях накапливается весь народный опыт, представления человека о мире, его отношение к окружающему. Среди жанров фольклора выделяют: сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, песни, частушки, пестушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки и др.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сергей Сизов

    4/5

  • Kani Aidarov

    5/5

  • Назира Чиналиева

    5/5

  • Лилия Постнова

    5/5

  • Behzod Tursunov

    5/5

  • Bekbolsyn Akimbaev

    5/5

  • Денис Жуков

    4/5

  • Ваня Ерохин

    5/5

  • Елена Кузнецова

    5/5

  • Даша Котова

    5/5

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 843.


А какая ваша оценка?

На чтение 12 мин Просмотров 33.1к. Опубликовано 08.02.2020 Обновлено 11.08.2021

Содержание

  1. Жанры фольклора
  2. Пословицы и поговорки
  3. Приметы
  4. Хозяйственные приметы
  5. Народные приметы по звездам
  6. Народные приметы по воздушным явлениям
  7. Народные приметы по животным
  8. Поверье
  9. Сказки
  10. Былины
  11. Календарный фольклор и годовой песенный цикл
  12.  Семейный фольклор
  13. Колыбельные песни
  14. Пестушки и потешки
  15. Скороговорки
  16. Свадебные песни
  17. Окказиональный фольклор
  18. Заклички
  19. Считалки
  20. Заговор

Устное народное творчество

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Хозяйственные приметы

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Звездная ночь — урожай на горох и ягоды.

Февраль бокогрей, воду подпустит, а март подберет.

Ни в марте воды, ни в апреле травы.

Коли грачи прямо на гнезда летят — дружная весна.

Апрель с водой — май с травой.

Ясное утро — ранний сев, ясный вечер — поздний сев.

Месяц май — коню сена дай; а сам на печь полезай.

Коли в мае дождь — будет и рожь.

Конец полетья — начало лета.

Гроза на Федота летнего — плохая уборка сена.

Илья жниво зачинает, лето кончает.

На Ильин день до обеда — лето, после обеда -осень.

Коли брусника поспела — и овес дошел.

Коли журавли полетят, то будет на Покров мороз, а нет, то позже.

Коли лист с дуба и березы упал чисто — легкий год, нечисто — к строгой зиме.

Лист ложится наземь вверх изнанкой (мохнатой стороной) — к урожаю.

Без воды зима не встанет.

Большой иней, бугры снега, глубоко промерзла земля — к урожаю.

Опока на деревьях — к урожаю.

Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

«Дома свистишь — деньги проглядишь»

«Одежда наизнанку — к перебранке»

«На себе шьешь — память зашьешь»

Народные приметы по звездам

Когда Млечный Путь светит, то будет хорошая погода.

Мало звезд видно- к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд будут длиннее, оттуда будет ветер.

Сильно блестят звезды летом — к жаре. Зимой — к морозу.

Народные приметы по воздушным явлениям

Гром зимой — к сильным ветрам.

Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.

Когда дым без ветра бьет к земле, летом — к дождю, зимой — к снегу.

Вечерняя роса — к ведру.

Дым столбом — к морозу или к ведру.

Народные приметы по животным

Скот ложится под кровлю — к ненастью, а на дворе- к ведру.

Свинья чешется — к теплу. Визжит — к ненастью; солому таскает — к буре.

Наседка сажает под себя цыплят — к ненастью.

Собака валяется — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Курица на одной ноге стоит — к стуже.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Лошадь храпит — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Вороны в кучу собираются — к ненастью, купаются — то же; каркают стаей летом — к ненастью; зимой — к морозу.

Ласточки низко летают к дождю, а высоко — к ведру.

Поверье

В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Рано затает — долго не растает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

 Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.

Скороговорки

Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:

  • Сшит колпак, везен колпак, да не по колпаковски.
  • Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
  • Тур туп, тупогуб.
  • У быка губа тупа.
  • Сыворотка из-под простокваши.

Г.С. Виноградов приводит в своих материалах шутки и вопросы, в основе которых лежит каламбур. «Ты можешь перебросить через заплот соленый огурец?»- Конечно переброшу. — «А вот не перебросишь». Дело разъясняется, — вопрос обозначает: «Ты можешь перебросить через заплот огурец с Алёной?»

В таком же роде и озадачивающие замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: «У тебя вши-то вши-то» вместо «вшито». Или «сколько вшей» вместо «сколь ковшей».

Свадебные песни

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке.

На людей по плошке.

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

Заговор

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

Конспект урока в 5 ( А, Б) классе
05.09.2022

Тема:
Устное народное творчество. Понятие о фольклоре.

Цель: познакомить
с понятием «фольклор», развивать речь учащихся.

Тип урока: урок
усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей
фольклора; причины возникновения жанров фольклора.

Метапредметные УУД:

Личностные: испытывает положительное отношение к учению,
познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует
необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и
слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в
материалах учебника.

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет
совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал.

      I. Проверка
домашнего задания

      В начале урока один ученик может на доске
написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет
обращение к читателям.

      Вариант плана
      1. Значение книги для человека в
прошлом и в настоящем.
      2. Деятельность первопечатника Ивана
Федорова.
      3. Доверительный разговор между
читателем и писателем.
      4. Важность правильного выбора книги.
      5. Роль создателей книги и читателя.
      6. Творческое чтение художественной
литературы.
      7. Творческий читатель — это
«перечитыватель».
      Еще один ученик может написать на доске
найденные им пословицы об учении. После проверки плана и пересказа
вступительной статьи учебника прочитаем эти пословицы, обсудим их, спросим,
какие еще пословицы нашли другие ученики. Можно дополнить ответ ученика
следующими пословицами.

ПОСЛОВИЦЫ
ОБ УЧЕНИИ

Ученье — красота,
неученье — простота.

Чему
учился, тому и пригодился.

Наука — верней золотой поруки.

 II. Фольклор — коллективное
устное народное творчество

      Эвристическая беседа
      Сегодня мы проведем первый урок из
нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз
обращались к фольклору, поэтому спросим их:
      — Как вы понимаете, что такое устное
народное творчество
? Что такое фольклор?
      Фольклор (в первом
значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и
танцевальный фольклор.
      Второе значение слова фольклор — совокупность
обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
      В народной культуре обычно слова связаны с
музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный
фольклор
, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается
движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
      — Почему мы называем фольклор коллективным
творчеством
?
      — Как передаются произведения
фольклора новым поколениям людей?
      Прочитаем первый абзац статьи учебника
«Устное народное творчество» по В. Аникину (с. 7). Запишем в
тетради:

      Слово «фольклор» переводится как
народная мудрость, знание. (Слайд 1)

      III. Малые
жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки,
загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора Слайд 2

      В зависимости от того, по какой программе
учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а
может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением
их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей
работе.
      Дети легко поймут, что малые жанры
фольклора
 — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
      В некоторых работах употребляется термин детский
фольклор
. Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому
предлагаем этот термин не употреблять.
      Дальнейшую работу можно построить так:
читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради
сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора,
приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей,
которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
      Колыбельная песня — песня,
которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется
будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле,
в лесу, в доме 

Спи,
посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.

      Даже
тяжкая летняя страда называется «веселой»:

Будем
рано разбужать,
На работку посылать,
На работу на таку
Да на веселую страду…

      В
колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
      Матери всегда переживают за здоровье своего
ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и
могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и
Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст
ему здоровый сон:

Сон-то
говорит:
— Я найду, усыплю.

Дрема-то говорит:
— Я найду, усыплю.

      — Помните
ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Сон
ходит по лавке,
Дремота по избе,

Сон-то говорит:
— Я спать хочу!

Дремота говорит:
— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам
Похаживают,

Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,

Заглядывают —
Спать укладывают.

      Целый
цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
      — Вспомните колыбельные про
котика-кота.

Уж
ты, котичка-коток,
Котик — серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.

      Пение
матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в
колыбельной очень важен ритм.
      — Какой самый частый припев в
колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

      Пестушка — короткая
стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок
в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику,
приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.

      Когда
дитя после купания окачивают водой, говорят:

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода — книзу,
А дитя — кверху.

      Когда
ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

Ножки,
ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

      Потешка — песенка-приговорка,
сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают
рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая»,
«Ладушки», «Сорока».
      Предложим ребятам вспомнить известные им
пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных
вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь
много различных вариантов.

*

— Ладушки,
ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.

      Прибаутка — стихотворение,
похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему
ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по
ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как
поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

*

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

*

Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

      Закличка — короткое
стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда
закликали весну, кричали:

— Весна
красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!

      Часто
обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

Иди,
дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

      Если
при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
      Приговорка — коротенькое
стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым
существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От
воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время
купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают
у кукушки, сколько лет жить.

Улитка,
улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

Считалка — короткий
стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают
считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

Раз,
два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.

Плыла
пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?

      Скороговорка — это
стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Шли
сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

Добры
бобры
Идут в боры.

*

Хохлатые
хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

      Загадка — выражение,
которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить
важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить
отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет
или явление.
      Роль загадок и прибауток одновременно
играли небылицы-перевертыши, например:

*

Лыко мужиком подпоясано.

*

Ехала
деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.

*

Между
небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

            Сделаем
выводы

      Произведения устного народного
творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались
народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и
передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках.

      Домашнее задание
      1) с. 7 – 8 прочитать, уметь пересказать.

      2)
На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и
нарисовать к ней рисунок.

Что такое устное народное творчество

Издавна подрастающее поколение училось на устном народном творчестве предков. Черпало из него знания о нравственности, взаимоотношениях между людьми, духовности. Наследие поколений дошло и до сегодняшнего дня. Конечно, оно претерпело немало изменений, но суть от этого не исказилась.

Что такое устное народное творчество

Инструкция

Устное народное творчество — это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. По другому устное народное творчество называют фольклором.

К фольклору относят народные песни, сказки, былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, частушки и многое другое. Устное народное творчество придает языку яркость и выразительность. К примеру, с помощью пословиц, фразеологизмов можно тактично намекнуть человеку на его ошибки, при этом не обидев его.

Фольклорные произведения анонимны. Они не имеют конкретного автора. Это то, что создано коллективом людей. Устное народное творчество отражает их быт, традиции, обычаи, нравы, представления о жизни. Каждая народность имеет свой фольклор, имеющий свои особенности и характер.

Устное народное творчество повлияло на деятельность многих поэтов, писателей и других деятелей искусств. Так, некоторые специалисты считают, что некоторые сказки Шарля Перро, выпущенные в сборнике «Сказки моей матушки гусыни», являются фольклором. А писатель их просто обработал и представил читателю в новом свете. Поэтому они и являются литературными сказками. В русской литературе в своем творчестве активно использовали фольклор А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, А.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Конечно, фольклорные произведения дошли до сегодняшнего дня, в определенной степени утратив свою первозданность. Но смысл при этом остался тот же — донести до последующего поколения традиции и обычаи своего народа.

Видео по теме

Полезный совет

Активно используйте устное народное творчество в воспитании и развитии детей. Оно способствует их интеллектуальному, нравственному развитию.

Источники:

  • Фольклор — Россия.
  • Шарль Перро. Доклад о творчестве писателя.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

устное народное творчество

Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое. Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.

К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объему произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки. Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он еще даже не разговаривал. Эти произведения интересны своей яркостью, доступностью, понятной для всех формой.

Малые жанры русского фольклора:

Русские народные пословицы

русские народные пословицы

Русские пословицы и поговорки — представляют собой краткое, ритмически организованное, образное народное высказывание часто назидательного, поучающего содержания, это своеобразные народные афоризмы. Часто состоят из двух частей, подкрепленных рифмой, имеют ритм, характерную аллитерацию и ассонансы.

Подробнее >>


Русские народные потешки

русские народные потешки

Народные потешки – рифмованные коротенькие истории, песенки и стишки, сочетаемые с простыми движениями, предназначенные для развлечения ребенка, тренировки его памяти, развития мелкой моторики рук и координации движений, гармоничного развития ребенка в целом, посредством ненавязчивой игровой формы.

Подробнее >>


Русские народные прибаутки

русские народные прибаутки

Прибаутки или забавушки – маленькие смешные часто рифмованные произведения, рассказывающие в яркой, занимательной форме об интересных событиях, произошедших с её героями. Отличаются динамичным содержанием, энергичными поступками героев, призваны заинтересовать ребенка, развить его воображение, принести позитивные эмоции.

Подробнее >>


Русские народные небылицы

русские народные небылицы

Русские народные небылицы — небольшие по объему сказочные истории, иногда поданные в рифмованной форме, сюжет которых построен на бессмысленных, неподдающихся логике событиях.

Их задача – развеселить слушающего, привить ребенку чувство юмора, логику, фантазию и развить весь процесс мышления в целом.

Подробнее >>


Русские народные скороговорки

русские народные скороговорки

Русская скороговорка – короткая шуточная фраза, построенная на сочетании труднопроизносимых звуков, придуманная нашими предками для развлечения и используемая сейчас для коррекции проблем с речью и дикцией.

Подробнее >>


Русские народные частушки

русские народные частушки

Русские частушки — широта души русского человека, его тонкое чувство юмора и красота поэтической души в коротких, хлестких, берущих за душу, заставляющих смеяться и плакать в мелодичных рифмованных четверостишиях.

Подробнее >>


Русские народные загадки

русские народные загадки

Русская загадка – вопросительное иносказательно описание предметов и явлений, особый вид развлекательного, острословного жанра, призванный заставлять человека думать, проявлять сообразительность, развивать его память и внимание.

Подробнее >>


Русские народные колыбельные песни

русские народные колыбельные песни

Русская колыбельная – тихий, ритмичный и мелодичный напев, призванный успокоить ребенка и уложить его спать, сопровождающийся легким покачиванием детской колыбельки.

Подробнее >>

  • Как пишется усталый на английском
  • Как пишется усталость как рукой сняло
  • Как пишется успокаивающая музыка
  • Как пишется успех несомненен
  • Как пишется успех на английском языке