Загрузить PDF
Загрузить PDF
Многие люди умеют читать ноты, но записывать их трудно, если не знать, как пишется скрипичный ключ (также известный как ключ соль). Этот символ используется для большинства музыкальных голосов (сопрано, меццо-сопрано, альт и тенор), большей части деревянных духовых инструментов, струнных инструментов (скрипка, гитара) и медных духовых с высоким звучанием, таких как трубы. Данный ключ обычно соотносится с теми нотами, которые необходимо играть правой рукой на пианино. Данная статья покажет вам, как правильно писать скрипичный ключ.
Шаги
-
1
Возьмите лист нотной бумаги. На листе вы увидите строчки из пяти линий с четырьмя промежутками между ними. Если у вас нет нотной бумаги, просто начертите по линейке 5 горизонтальных линий на равномерном расстоянии друг от друга. Если рисуете линии сами, делайте это аккуратно, чтобы все получилось правильно.
-
2
Нарисуйте вертикальную линию. Она должна пересечь все 5 линий и немного выступать за них с обоих концов.
-
3
Превратите линию в «P». Нарисуйте полукруг в верхней части вертикальной линии, который будет заканчиваться на уровне второй горизонтальной строчки. Теперь перед вами должна быть длинная и худая буква «P».
-
4
Продолжите работать вдоль вертикальной линии и выполните второй полукруг. Новая линия должна изогнуться с другой стороны от вертикальной линии и вернуться к ней в точке пересечения с последней горизонтальной линией.
-
5
Продолжите линию предыдущего полукруга заворотом ее в спираль. Вы будете рисовать немного меньший полукруг, по сравнению с предыдущим. Его верхняя часть должна зайти чуть выше третьей горизонтальной линии.
-
6
Закончите спираль. Спираль должна закончиться на второй снизу линии, на которой располагают ноту соль.
-
7
Пририсуйте хвостик на конце вертикальной линии. Вернитесь к первой нарисованной вами линии и сделайте небольшую черточку в сторону, как показано.
-
8
Готово.
Реклама
Советы
- Обычно хвостик загибается гладко, а не рисуется аркой.
- Чтобы нарисовать скрипичный ключ одной непрерывной линией, начинайте с хвостика слева направо. Затем напишите вертикальную линию и выполните полукруг и спираль, как было указано выше. Ручку или карандаш отрывать от листа бумаги не следует.
- Скрипичный ключ в нотах может быть несколько более элегантным. Такого его вида можно добиться, если писать его от строчки ноты соль. Сначала нарисуйте спираль и поднимитесь вверх для прорисовки верхней части ключа. Затем Спуститесь вниз прямо через спираль и завершите вертикальную линию хвостиком.
- Обратите внимание, что если пропустить шаги 3 и 7, то, по сути, вам необходимо нарисовать цифру 6 с вертикальной линией через нее. При желании этим можно пользоваться для сокращенного написания ключа.
Реклама
Предупреждения
- Воспринимайте приведенную форму ключа как пример, так как вам необходимо писать скрипичный ключ в соответствии с общепринятыми правилами.
- Скрипичный ключ называется ключом соль, так как указывает на положение ноты соль на 2 строке снизу. У всех ключей есть свое положение на нотном стане.
- Можно нередко увидеть несколько скошенный скрипичный ключ по сравнению с тем, что нарисован в примере, где он совершенно прямой. При желании вы можете немного наклонить исходную вертикальную линию вправо.
- Если хотите, то хвостик можно не писать. Единственно важной особенностью является то, что ключ соль рисуется вокруг строки соль. При этом спираль заканчивается на строке соль, но даже при несоблюдении этого условия нет ничего страшного, если спираль не выглядит нарисованной вокруг какой-то другой строки (верх спирали должен дотрагиваться до строки ноты си, а низ – до строки ноты ми).
- Пишите скрипичный ключ карандашом.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 35 997 раз.
Была ли эта статья полезной?
Вы узнаете, что такое музыкальный ключ, каких видов бывает, для чего нужен и как выглядит. Разберем скрипичный, басовый и «до» ключи. Расскажу, как рисуется и что означает. Будет много примеров с картинками.
Содержание:
- Нотоносец
- Ключи в музыке:
- Скрипичный
- Басовый
- «До»
- Система из басового и скрипичного ключа
- Заключение
Нотный стан
Роль ключей в нотной записи настолько огромна, что без их участия, запись музыки оказывается практически невозможной. Чтобы разобраться в предназначении ключей, сначала возьмем нотный стан в чистом виде.
Нотные знаки, закрепляющиеся на линиях нотоносца, являются лишь графическими изображениями. Они не могут иметь каких-либо названий или высоты звучания.
Точнее сказать, до определенного момента, потенциально они могут иметь любые известные названия и уровень высоты звучания. Но на данном этапе нотной записи их роль в звукоряде музыкальной системы не определена.
Система не предполагает размещения звукоряда от какой-либо конкретной ноты. Любая нота может стать началом звукоряда или одной из ее ступеней.
Все последующие ноты после нее приобретают название автоматические в порядке данного звукоряда. Например, «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».
Определить расположение звукоряда на нотном стане предоставляется только нам самим. Выбор может быть обусловлен лишь избеганием дополнительных добавочных линий.
Поэтому желательно чтобы линии, от которой будет начинаться звукоряд, находилась ниже средней.
Для первой ступени наиболее удобным расположением будет на самой нижней линии нотоносца. Поэтому присваиваем ей значение «До».
Так мы сделали, что все знаки, размещенной на этой линии, будут принадлежать ноте «До» первой ступени звукоряда.
Дальнейшая систематизация расположения ступеней на нотном стане становится вполне очевидной.
Следующие ступени займут остальные линии и промежутки между ними. При этом, заполнив весь нотный стан в восходящем порядке.
Единственное, что объективно было нами сделано, это присвоение одной из линий какого-либо значения. Все остальное происходит автоматически по логике восходящего или нисходящего следования ступеней.
Распределение нот на нотном стане может производится от любой линии с любым присвоенным ей значением.
Например, вторая линия снизу, имея значение «Соль», расположит следующие и предыдущие ступени в восходящем и нисходящем порядке.
При этом, став как бы точкой отсчета для обоих направлений. Как раз, такой точкой отсчета является ключ.
Музыкальный ключ
Музыкальный ключ — это знак, который ставится вначале нотного стана. Закрепляясь за одной из его линий, он присваивает ей значение, которому сам соответствует.
Этот элемент является особым ориентиром. По нему определяют расположение нот на стане. Он как маяк, который дает понять, где мы находимся.
В нотном письме используется несколько видов музыкальных ключей. Каждый из них имеет свое значение и закрепляется на необходимой линии. Давайте ниже мы их рассмотрим более подробно.
Скрипичный ключ
Скрипичный ключ (соль) — это знак линейной нотации, который пишется на нотном стане, начиная со второй линии. Он показывает, что именно эта линия получает значение ключа. То есть «соль» первой октавы.
Ключ соль удобен при записи нот для скрипки, учитывая строй и диапазон этого инструмента. Поэтому вся скрипичная литература пишется именно в этом ключе.
В 17 и 18 веках этот ключ был на первой линии нотного стана. В отличие от скрипичного, он назывался старофранцузским ключом. Его фото ниже.
Однако он уже давно вышел из употребления. В настоящее время используется лишь в воссоздающих оригинал произведениях старинной музыки.
Как нарисовать скрипичный ключ
Многие новички могут не знать, как правильно нарисовать скрипичный ключ на нотном стане. Самый удобный способ, это начинать рисовать с круга. Сейчас покажу, как это делать поэтапно.
- На второй линейке ставим точку или перечеркнутый штрих, направленный вверх.
- Далее от точки или штриха рисуем окружность между 3 и 1 линиями. Круг не должен выходить за границы этих линеек и при этом не быть слишком маленьким.
- На конце круг не замыкаем, а делаем по варианту спирали. Второй виток идет вверх и чуть-чуть влево выше 5-ой линейки.
- Затем спускаемся вниз и делаем небольшую дугу до 5 линейки.
- С 5 линии спускаемся вниз прямой или чуть наклоненной линией прямо по середине ключа.
- Когда полностью проткнули ключ и дошли до нижнего небольшого отступа от первой линейки, делаем крючок. Слишком не заворачивайте его. Просто делаем небольшой изгиб в виде малого полукруга.
- На конце полукруга ставим точку.
Басовый ключ
Басовый ключ (фа) — это знак линейной нотации, который пишется на четвертой линии нотоносца. Предназначен для низкого звучания.
Справа от ключа ставятся две точки.
Они с обеих сторон обрамляют четвертую линию. Эти точки указывают, что именно на четвертой линии должна помещаться нота «Фа» малой октавы.
Ключ «фа» удобен при записи нот низких человеческих голосов. Например, баритон или бас.
Также пригодится для басовых музыкальных инструментов. Например, виолончель, контрабас, фагот, тромбон, туба и другие. Для их записи в этом ключе не требуется большого количества добавочных линий.
В старинной музыке такой элемент изредка встречался, показывая туже ноту и на других линиях нотоносца. Но тогда он назывался уже не басовым.
Записываясь на третьей линии, он назывался баритоновым ключом. А если писался на пятой линии, то назывался басопрофундовым.
Ключ «до»
Кроме общераспространенных скрипичного и басового ключей, существует менее употребительный в наше время ключ «До». Ему следует уделить отдельное внимание, так как он имеет особую форму применения.
Используется для обозначения ноты «До» первой октавы. В нотном стане ключ «До» закрепляется следующим образом.
Линия, проходящая через вертикальную середину ключа, которая как бы делит фигуру по полам, определяет его положение на нотном стане. И именно эта линия получает значение «До» первой октавы.
В отличие от скрипичного и басового, ключу «до» не свойственно всегда размещаться на одной конкретной линии. Это может быть любая линия нотоносца.
При этом, размещаясь на той или иной линии, ему присваивается определенное название. А именно, название того регистра, которому соответствуют звуки, в данный момент, охватываемые рамками 5-ти линейного нотоносца.
Таким образом, ключ «До» может иметь пять различных названий (видов). Все зависит от того, на какой линии он стоит.
Потребность в таком вольном использовании возникла в средние века в хоровой полифонической музыке строгого стиля. Именно тогда сформировалась традиция помещать этот музыкальный ключ на разные линии нотоносца.
Суть такого использования заключалась в следующем.
В любом хоре каждый человеческий голос имеет свой диапазон, охватывающий определенный регистр в исполняемом произведении.
При записи партии для какого-либо голоса, смещение ключа на ту или иную линию позволяло учитывать возможности диапазона. При этом избегать большого количества добавочных линий.
Это значительно упрощало чтение нот.
Сопрановый ключ
К примеру, для высокого голоса сопрано, нотная запись производилась в положении ключа «до» на первой линии. Картинка ниже кликабельна.
Благодаря этому средняя область звуков, входящая в этот регистр, как раз охватывалась пятью линиями нотоносца. Синие ноты на рисунке.
Поскольку ключ «до» на первой линии подходил для записи этого голоса, он получал одноименное с ним название. Это сопрановый ключ или по-другому, дискантовый.
Меццо-сопрановый ключ
Аналогичный подход и для записи партии голоса меццо-сопрано. Ключ «до» помещался на второй линии. Соответственно, там он получал название меццо-сопрановый ключ.
Альтовый ключ
Для голоса Альта ключ ставился на третьей линии. Назывался тогда альтовым ключом.
Теноровый ключ
Для тенора данный элемент находится на четвертой линии с названием теноровый ключ.
Баритоновый ключ
Для баритона на пятой линии такой элемент называется баритоновым ключом.
Стоит подчеркнуть, что использование такого количества ключей было связано со стремлением избегать добавочных линий.
В настоящее время из всех разновидностей ключа «до», практическое значение сохранили альтовый и теноровый.
В альтовом ключе пишутся ноты для смычкового альта. Иногда для английского рожка и тромбона. А в теноровом для высоких нот виолончели, фагота и тромбона.
Остальные ключи можно встретить лишь в старых изданиях.
Ключи «соль», «фа» и «до» поначалу представляли собой соответствующие буквы латинского алфавита. Но постепенно их написание эволюционировало, пока не приняло современные формы.
Система скрипичного и басового ключей
Скрипичный и басовый ключи, находясь на своем отдельном нотоносце, имеют особенность объединяться в единую систему. Позволяет им это делать расположение ноты «до» первой октавы.
В скрипичном ключе она пишется на добавочной линии снизу. А в басовом на добавочной сверху. То есть практически на одной и той же линии, пролегающей между обоими нотоносцами.
Таким образом, два нотных стана как бы продолжают друг-друга. А соединяющим звеном является нота «до» первой октавы. Она объединяет их в одну 11-ти линейную систему.
Такая система дает доступ к вдвое большему объему фиксируемых звуков. При этом, не затронув использование добавочных линий.
Применяется она в записи музыки для инструментов с большим диапазоном. Например, фортепиано, орган, баян или аккордеон.
Заключение
Теперь, нам известно значение всех музыкальных ключей и их расположение на нотном стане. Давайте для общей наглядности объединим их на одном нотоносце.
В нем для сравнения будет показано расположение ноты «до» первой октавы во всех ключах.
Ключ «до», стоящий на средней линии, называется альтовым. Линия, на которой он стоит, получает значение «до» первой октавы.
Ключ «до» линией выше называется теноровым. В нем нота «до» первой октавы помещается соответственного его положению. То есть на четвертой линии.
Ключ «до» ниже альтового на одну линию, называется меццо-сопрановым. Он идет с нотой «до» первой октавы на второй линии. Далее ключ «до» на самой верхней линии нотоносца называется баритоновым. Нота «до» первой октавы находится на пятой линии.
Ключ «до» на самой нижней линии называется сопрановым. «До» первой октавы в нем находится на первой линии.
Ключи «до», определяя ноту «до» первой октавы своим собственным положением. Они могут помещать ее только на одной из основных линий нотного стана. Так как сами ставятся исключительно в его пределах.
Другие же ключи в музыке (соль и фа) выносят ноту «до» первой октавы за пределы нотоносца на добавочной линии.
Так в ключе «фа» на четвертой линии, нота «до» первой октавы помещается на первой добавочной линии сверху. В ключе «соль» на второй линии, «до» первой октавы помещается на первой добавочной линии снизу.
В ключе «фа» (басопрофундовым) на пятой линии, «до» первой октавы помещается на второй добавочной линии сверху. В ключе «соль» (старофранцузском) на первой линии, «до» первой октавы помещается на второй добавочной линии снизу.
Также ключ «фа» может использоваться и как баритоновый, находясь на средней линии. При этом положение ноты «до» первой октавы помещается на пятой линии также, как и при баритоновом ключе «до».
Все ключи выстроены по нисходящему принципу положения регистров относительно нотного стана. Самый высокий регистр приходится на нотоносец при старофранцузском ключе.
Далее с каждым последующим ключом в музыкальной грамоте, регистры сдвигаются на одну линию выше. Тем самым смещаясь с нотного стана вверх, замещаясь смежными регистрами, расположенными ниже.
В общем, теперь вы знаете, что такое ключи в музыке и для чего они нужны. Следует заметить, что все они ставятся только на линиях нотного стана. На добавочных линиях и промежутках между линиями они не пишутся.
[ratings]
В основных моментах, связанных с образованием звука мы разобрались. Теперь пришло время поговорить о более конкретных вещах, а если более конкретно – о нотном письме. Сегодня будем вникать в суть того, как выглядит нотное письмо, как читать ноты и т.д.
Ноты, длительности и их обозначения
Собственно, первое, что нам нужно усвоить в вопросе записи нот, это факт того, что нотное письмо – устоявшаяся система записи звуков при помощи специальных знаков – нот. То есть, иных вариантов нет и быть не может. Сам нотный знак (нота) обозначается кружком, который может быть либо полностью черным, либо пустым.
К кружочкам пририсовываются линии, вертикальные палочки (штили), а также хвосты и ребра. Все это придумано для компактности записи нот. Также к нотам пририсовывают горизонтальные линии, которые соединяют короткие по длительности ноты в группы.
Для того, чтобы понять, каким образом обозначается каждый конкретный звук, нужно посмотреть на нотный стан – пять параллельных полос, в которых записывают ноты. Линии отсчитываются снизу, а в начале нотного стана (каждой строки) ставится вертикальная черта. Точно такая же черта будет стоять и в конце строки, что логично.
Сами ноты записываются на линиях, а также между ними. Помимо основных линий, также применяются дополнительные короткие линии для отдельных (слишком низких или слишком высоких) нот. Дополнительные линии могут располагаться как под нотным станом, так и над ним. Вертикальные полосы приписываются к нотам с правой стороны, по направлению вверх или вниз. В зависимости от длительности звука, к штилям дорисовывают хвосты.
Длительность нот, как уже сказано в предыдущем абзаце, обозначается хвостами у штилей. Чем короче нота по своей длительности – тем больше хвостов имеется у ее обозначения. Разница в длительностях довольно проста: каждая последующая длительность звучит вдвое короче предыдущей. Помимо этого, каждая предыдущая длительность состоит из двух следующих длительностей.
Для упрощения понимания, стоит обратиться к математике. Представим, что целая нота – это единица. Дальнейшие ноты будут составлять половины (и прочие части) от целой ноты. То есть:
1 = 1/2 + 1/2 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4 = 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 и т.д.
Аналогично можно принять целую ноту за цифру 4, если мы говорим о музыке, размер которой составляет 4/4.
Ключи
Все мы слышали о скрипичном ключе. Помимо него существуют и другие разновидности ключей: басовый, альтовый и т.д. Собственно, ключ нужен для того, чтобы человек, читающий ноты, имел представление того, какая высота звуков используется в рамках записанных нот. Каждый ключ можно сопоставить с октавами фортепиано. Другими словами, ключи нужны, чтобы избежать огромного количества добавленных линий во время записи музыки нотами.
Ключ ставится в начале нотного стана и обозначает высоту определенного звука. Скрипичный ключ также именуется Ключ Соль – его “завитушка” своим центром указывает на расположение ноты Соль первой октавы на нотном стане, т.е. получается, что нота Соль располагается на второй линии.
Басовый ключ (или Ключ Фа) своей точкой обозначает высоту звука Фа малой октавы. Альтовый ключ отсылает нас к ноте До первой октавы, которая находится на третьей линии. Также применяется Теноровый ключ, который также отсылает нас к ноте До, но для него она будет находиться на четвертой линии. Альтовый и теноровый ключи применяются для небольшого количества инструментов – альта, тромбона и виолончели, фагота и снова тромбона, соответственно.
Гитаристы используют скрипичный ключ, бас-гитаристы – басовый ключ, клавишники – скрипичный и басовый ключ.
Знаки альтерации
Мы уже говорили об альтерации звуков в прошлых статьях. Для тех, кто не помнит, напоминаю вкратце: альтерация отвечает за изменение высоты звука на полтона выше или ниже. Альтерация – понижение или повышение основной ступени – обозначается диезами, бемолями, дубль-диезами и дубль-бемолями, а также знаком бекара, который отменяет действие предыдущих знаков.
Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере надобности, а также ставятся при ключе (справа от него). Знаки альтерации около нот действуют в рамках одной ноты, а вот знаки у ключа действуют на протяжении всего произведения. То есть, если мы видим при ключе диез на одной из полосок, то все ноты в рамках музыкального произведения на этой линии будут диезами.
Дополнительные знаки, увеличивающие длительность
Кроме основных обозначений длительности нот (штилей, хвостов и т.д.) используются дополнительные знаки. К ним относятся: точка, две точки, лига и фермата.
Точка увеличивает действительную длительность ноты на ее половину, и ставится справа от головы ноты.
Две точки увеличивают длительность на половину и еще четверть. Ставятся две точки аналогично одной точке – у головы ноты.
Лига – выгнутая линия, связывающая между собой две ноты, находящиеся рядом. Длительности нот могут быть совершенно разными, а продолжительность общего звучания конкретной ноты будет равна сумме залигованных нот. Лига может применяться как в конкретном такте, так и для переноса звучания ноты между тактами.
Фермата – это знак в виде полукруга с точкой, который дает понять, что нота может звучать сколько угодно времени.
Паузы
Перерывы в звучании нот называются паузами.
В эти моменты не звучит ничего, кроме тишины. Продолжительность пауз аналогична продолжительности нот – каждая пауза имеет собственное обозначение длительности, а система работы аналогична длительности нот.
У этого термина существуют и другие значения, см. Ключ.
Музыкальный ключ (итал. chiave, от лат. clavis — ключ) — знак в музыкальной нотации, указывающий местоположение ноты (то есть высотной позиции) F, или G, или С на нотном стане. Относительно этой, ключевой ноты, рассчитываются все остальные ноты (то есть высотные позиции) на одном и том же нотоносце.
Ключи
Различают три основных типа ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до», символ каждого из которых представляет собой изменённое изображение рукописных латинских букв G, F и C соответственно.
Один и тот же ля-минорный аккорд в скрипичном, альтовом, скрипичном со сдвигом на октаву, теноровом и басовом ключах.
Содержание
- 1 Использование ключей
- 2 Ключ «соль»
- 2.1 Скрипичный ключ
- 2.2 Старофранцузский ключ
- 3 Ключ «фа»
- 3.1 Басовый ключ
- 3.2 Баритоновый ключ
- 3.3 Басопрофундовый ключ
- 4 Ключ «до»
- 4.1 Альтовый ключ
- 4.2 Теноровый ключ
- 4.3 Меццо-сопрановый ключ
- 4.4 Сопрановый (дискантовый) ключ
- 4.5 Баритоновый ключ
- 5 Октавное перемещение ключей
- 6 Нейтральный ключ — Ключ для ударных инструментов
- 7 Табулатура
Использование ключей
На пяти линейках нотного стана (и между ними) можно разместить 11 различных по высоте нот. Используя добавочные линейки, количество записываемых нот можно довести до 20 и более. С другой стороны, общий диапазон звучания различных голосов и инструментов в музыке составляет около восьми октав (например, на фортепиано — 52 ноты), но диапазон каждого из голосов или инструментов, как правило, гораздо у́же, и ноты удобнее располагать так, чтобы середина диапазона соответствовала центру нотного стана. Следовательно, необходим знак, показывающий используемый диапазон нот для данного голоса (тесситуру).
Центральный элемент ключа указывает на расположение его основной ноты на линейке. В некоторых случаях над или под ключом размещается цифра 8, обозначающая сдвиг вверх или вниз на октаву.
Ключ «соль»
Произошёл от латинской буквы G, обозначающей ноту «соль». Центральная завитушка ключа обозначает размещение ноты «соль» первой октавы.
Скрипичный ключ
Скрипичный ключ является самым распространённым ключом. Скрипичный ключ помещает «соль» первой октавы на вторую линейку нотного стана.
В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), губной гармоники, большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Для партий правой руки при игре на фортепиано чаще всего тоже используется скрипичный ключ. Женские вокальные партии сегодня также записывают в скрипичном ключе (хотя в прошлые века для их записи применяли особый ключ). Партии тенора записываются также в скрипичном ключе, но исполняются на октаву ниже написанного, что обозначается восьмёркой под ключом.
Старофранцузский ключ
Использовался во Франции в XVII—XVIII вв. (период барокко) в музыке для скрипки и флейты. Другие названия — французский ключ, французский скрипичный ключ. Помещает «соль» первой октавы на первую строку нотоносца.
Этот ключ определяет самую высокую тесситуру среди остальных ключей.
Ключ «фа»
Произошёл от латинской буквы F, обозначающей ноту «фа». Завитушка и две точки (произошедшие от двух перекладинок буквы F) окружают линейку, на которую помещается нота «фа» малой октавы. Обычно понятия «ключ „фа“» и «басовый ключ» используются как синонимы, но в истории существовали и другие ключи «фа».
Басовый ключ
Второй по распространённости ключ после скрипичного. Помещает «фа» малой октавы на четвертую линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.
Партия контрабаса, записанная в басовом ключе, исполняется на октаву ниже.
Баритоновый ключ
Баритоновый ключ располагает «фа» малой октавы на третьей (средней) линейке нотного стана.
Басопрофундовый ключ
Басопрофундовый, или большой басовый ключ — самый низкий ключ, помещает «фа» малой октавы на верхнюю линейку. В основном применяется в старинной музыкальной литературе и сейчас уже вышел из использования.
Ключ «до»
Произошёл от латинской буквы C, обозначающей ноту «до». Средняя часть ключа между двумя завитками определяет расположение «до» первой октавы.
Альтовый ключ
Альтовый ключ помещает «до» первой октавы на среднюю линейку. В альтовом ключе пишутся партии для альтов и тромбонов, иногда вокальные партии.
Теноровый ключ
Помещает «до» первой октавы на четвёртую линейку. Используется для фаготов, виолончелей, тромбонов и контрабасов (в сольном исполнительстве).
Меццо-сопрановый ключ
Меццо-сопрановый ключ помещает «до» первой октавы на вторую линейку;
Сопрановый (дискантовый) ключ
Сопрановый , или дискантовый ключ — на первую линейку;
Баритоновый ключ
Баритоновый «до» — на пятую линейку. Ноты в этом ключе совпадают с нотами в баритоновом ключе «фа».
Октавное перемещение ключей
При прибавлении сверху или снизу индексов 8 — октавное перемещение и 15 — двухоктавное перемещение, автоматически вся записываемая музыка переносится на октаву (или две) вверх/вниз.
Нейтральный ключ — Ключ для ударных инструментов
Два различных обозначения ключа для ударных инструментов
Для ударных инструментов без определённой высоты звучания применяется специальный «нейтральный» ключ. Его назначение отличается от назначения остальных ключей в том смысле, что он не показывает высоту ноты, а просто назначает стан для обозначения партии того или иного ударного инструмента. См. также Ударная установка.
Табулатура
В основном используется для гитар. Табулатура — это схема, в которой мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, соответствующих струнам гитары; ноты обозначены цифрами ладов и расположены последовательно по долям. Существуют табулатуры и для других музыкальных инструментов (например, губной гармоники).
Современная музыкальная нотация | |
---|---|
Нотный стан |
Акколада • Ключ • Размер такта • Ключевые знаки • Такт (реприза, вольта) |
Нотные знаки |
Ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) • Случайные знаки альтерации (диезы, дубль-диезы, бемоли, дубль-бемоли, бекары) • Добавочные линейки • Длительность (ноты, ноты с точками, паузы) • Аббревиатура |
Штрихи |
Артикуляция • Аппликатура • Динамика (Крещендо, Диминуэндо) • Октавный пунктир • Мелизмы • Темпы • Интервалы • Ориентиры |
Лиги |
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные |
Музыка • Теория музыки • Музыкальная нотация |
Ключ (итал. chiave, от лат. clavis — ключ) в музыкальной нотации — знак, указывающий местоположение ноты (то есть высотной позиции) F, или G, или С на нотном стане. Относительно этой, ключевой, ноты рассчитываются все остальные ноты (то есть высотные позиции) на одном и том же нотоносце.
Различают три основных типа ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до», символ каждого из которых представляет собой несколько изменённое изображение рукописных латинских букв G, F и C соответственно.
Содержание
- 1 Использование ключей
- 2 Ключ «соль»
- 2.1 Скрипичный ключ
- 2.2 Старофранцузский ключ
- 3 Ключ «фа»
- 3.1 Басовый ключ
- 3.2 Баритоновый ключ
- 3.3 Басопрофундовый ключ
- 4 Ключ «до»
- 4.1 Альтовый ключ
- 4.2 Теноровый ключ
- 4.3 Меццо-сопрановый ключ
- 4.4 Сопрановый (дискантовый) ключ
- 4.5 Баритоновый ключ
- 5 Октавное перемещение ключей
- 6 Нейтральный ключ — Ключ для ударных инструментов
- 7 Табулатура
Использование ключей
На пяти линейках нотного стана (и между ними) можно разместить 11 различных по высоте нот. Используя добавочные линейки, количество записываемых нот можно довести до 20 и более. С другой стороны, общий диапазон звучания различных голосов и инструментов в музыке составляет около восьми октав (например, на фортепиано — 52 ноты), но диапазон каждого из голосов или инструментов, как правило, гораздо у́же, и ноты удобнее располагать так, чтобы середина диапазона соответствовала центру нотного стана. Следовательно, необходим знак, показывающий используемый диапазон нот для данного голоса (тесситуру).
Центральный элемент ключа указывает на расположение его основной ноты на линейке. В некоторых случаях над или под ключом размещается цифра 8, обозначающая сдвиг вверх или вниз на октаву.
Ключ «соль»
Произошёл от латинской буквы G, обозначающей ноту «соль». Центральная завитушка ключа обозначает размещение ноты «соль» первой октавы.
Скрипичный ключ
Скрипичный ключ является самым распространённым ключом. Скрипичный ключ помещает «соль» первой октавы на вторую снизу линейку нотного стана.
В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Для партий правой руки при игре на фортепиано чаще всего тоже используется скрипичный ключ. Женские вокальные партии сегодня также записывают в скрипичном ключе (хотя в прошлые века для их записи применяли особый ключ). Партии тенора записываются также в скрипичном ключе, но исполняются на октаву ниже написанного, что обозначается восьмёркой под ключом.
Старофранцузский ключ
Использовался во Франции в XVII—XVIII вв. (период барокко) в музыке для скрипки и флейты. Другие названия — французский ключ, французский скрипичный ключ. Помещает «соль» первой октавы на первую строку нотоносца.
Этот ключ определяет самую высокую тесситуру среди остальных ключей.
Ключ «фа»
Произошёл от латинской буквы F, обозначающей ноту «фа». Завитушка и две точки (произошедшие от двух перекладинок буквы F) окружают линейку, на которую помещается нота «фа» малой октавы. Обычно понятия «ключ „фа“» и «басовый ключ» используются как синонимы, но в истории существовали и другие ключи «фа».
Басовый ключ
Второй по распространённости ключ после скрипичного. Помещает «фа» малой октавы на вторую сверху линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.
Партия контрабаса, записанная в басовом ключе, исполняется на октаву ниже.
Баритоновый ключ
Баритоновый ключ располагает «фа» малой октавы на третьей (средней) линейке нотного стана.
Басопрофундовый ключ
Басопрофундовый, или большой басовый ключ — самый низкий ключ, помещает «фа» малой октавы на верхнюю линейку. В основном применяется в старинной музыкальной литературе и сейчас уже вышел из использования.
Ключ «до»
Произошёл от латинской буквы C, обозначающей ноту «до». Средняя часть ключа между двумя завитками определяет расположение «до» первой октавы.
Альтовый ключ
Альтовый ключ помещает «до» первой октавы на среднюю линейку. В альтовом ключе пишутся партии для альтов и тромбонов, иногда вокальные партии.
Теноровый ключ
Помещает «до» первой октавы на вторую сверху линейку. Используется для фаготов, виолончелей, тромбонов и контрабасов (в сольном исполнительстве).
Меццо-сопрановый ключ
Меццо-сопрановый ключ помещает «до» первой октавы на вторую линейку;
Сопрановый (дискантовый) ключ
Сопрановый , или дискантовый ключ — на первую линейку;
Баритоновый ключ
Баритоновый «до» — на пятую линейку. Ноты в этом ключе совпадают с нотами в баритоновом ключе «фа».
Октавное перемещение ключей
80px
80px
80px
80px
80px
При прибавлении сверху или снизу индексов 8 — октавное перемещение и 15 — двухоктавное перемещение, автоматически вся записываемая музыка переносится на октаву (или две) вверх/вниз.
Нейтральный ключ — Ключ для ударных инструментов
Для ударных инструментов без определённой высоты звучания применяется специальный «нейтральный» ключ. Его назначение отличается от назначения остальных ключей в том смысле, что он не показывает высоту ноты, а просто назначает стан для обозначения партии того или иного ударного инструмента. См. также Ударная установка.
Табулатура
В основном используется для гитар. Табулатура — это схема, в которой мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, соответствующих струнам гитары; ноты обозначены цифрами ладов и расположены последовательно по долям. Существуют табулатуры и для других музыкальных инструментов
п·о·р Современная музыкальная нотация |
|
---|---|
Нотный стан |
Акколада • |
Нотные знаки |
Случайные знаки (диезы • |
Штрихи |
Артикуляция • |
Лиги |
Фразировочные • |
Музыка • Теория музыки • Музыкальная нотация |
Not to be confused with cleft.
Diagram of treble, alto and bass clefs with identical-sounding musical notes aligned vertically
Middle C represented on (from left to right) treble, alto, tenor and bass clefs
Three clefs aligned to middle C
A clef (from French: clef ‘key’) is a musical symbol used to indicate which notes are represented by the lines and spaces on a musical stave. Placing a clef on a stave assigns a particular pitch to one of the five lines, which defines the pitches on the remaining lines and spaces.
The three clef symbols used in modern music notation are the G-clef, F-clef, and C-clef. Placing these clefs on a line fixes a reference note to that line—an F-clef fixes the F below middle C, a C-clef fixes middle C, and a G-clef fixes the G above middle C. In modern music notation, the G-clef is most frequently seen as treble clef (placing G4 on the second line of the stave), and the F-clef as bass clef (placing F3 on the fourth line). The C-clef is mostly encountered as alto clef (placing middle C on the third line) or tenor clef (middle C on the fourth line). A clef may be placed on a space instead of a line, but this is rare.
The use of different clefs makes it possible to write music for all instruments and voices, regardless of differences in range. Using different clefs for different instruments and voices allows each part to be written comfortably on a stave with a minimum of ledger lines. To this end, the G-clef is used for high parts, the C-clef for middle parts, and the F-clef for low parts. Transposing instruments can be an exception to this—the same clef is generally used for all instruments in a family, regardless of their sounding pitch. For example, even the low saxophones read in treble clef.
A symmetry exists surrounding middle C regarding the F-, C- and G-clefs. C-clef defines middle C whereas treble clef and bass clef define the note at the interval of a fifth above middle C and below middle C, respectively.
Two common mnemonics for learning the clef lines are:
-
- Good Boys Do Fine Always[1] (bass clef)
- Every Good Boy Does Fine (treble clef)
Placement on the stave[edit]
Theoretically, any clef may be placed on any line. With five lines on the stave and three clefs, there are fifteen possibilities for clef placement. Six of these are redundant because they result in an identical assignment of the notes to the lines (and spaces)—for example, a G-clef on the third line yields the same note placement as a C-clef on the bottom line. Thus, there are nine possible distinct clefs, all of which have been used historically: the G-clef on the two bottom lines, the F-clef on the three top lines, and the C-clef on any line except the topmost. The C-clef on the topmost line is equivalent to the F-clef on the third line but both options have been used.
Each of these clefs has a different name based on the tessitura for which it is best suited.
In modern music, only four clefs are used regularly: treble clef, bass clef, alto clef, and tenor clef. Of these, the treble and bass clefs are by far the most common. The tenor clef is used for the upper register of several instruments that usually use bass clef (including cello, bassoon, and trombone), while the alto is mostly only used by the viola. Instruments with ranges too low (such as the double bass) or too high (such as the piccolo) to use a standard clef can be notated with an octave clef, which transposes the entire stave up or down by one or more octaves.
Clef | Name | Note | Note Location |
---|---|---|---|
|
G-clef | G4 | on the line that passes through the curl of the clef |
|
C-clef | C4 (Middle C) | on the line that passes through the centre of the clef |
|
F-clef | F3 | on the line that passes between the two dots of the clef |
Individual clefs[edit]
This section shows a complete list of the clefs, along with a list of instruments and voice parts notated with them. A dagger (†) after the name of a clef indicates that the clef is no longer in common use.
G-clefs[edit]
Treble clef[edit]
The only G-clef still in use is the treble clef, with the G-clef placed on the second line. This is the most common clef in use and is generally the first clef learned by music students.[2] For this reason, the terms «G-clef» and «treble clef» are often seen as synonymous. The treble clef was historically used to mark a treble, or pre-pubescent, voice part.
Instruments that use the treble clef include violin, flute, oboe, cor anglais, all clarinets, all saxophones, horn, trumpet, cornet, vibraphone, xylophone, mandolin, recorder, bagpipe and guitar. Euphonium and baritone horn are sometimes treated as transposing instruments, using the treble clef and sounding a major ninth lower, and are sometimes treated as concert-pitch instruments, using bass clef. The treble clef is also the upper stave of the grand stave used for harp and keyboard instruments. Most high parts for bass-clef instruments (e.g. cello, double bass, bassoon, and trombone) are written in the tenor clef, but very high pitches may be notated in the treble clef. The viola also may use the treble clef for very high notes. The treble clef is used for the soprano, mezzo-soprano, alto, contralto and tenor voices. Tenor voice parts sound an octave lower and are often written using an octave clef (see below) or a double-treble clef.
French violin clef†[edit]
A G-clef placed on the first line is called the French clef, or French violin clef. This clef was used in the seventeenth and eighteenth centuries in France for violin music and flute music.[3]
F-clefs[edit]
Baritone clef†[edit]
When the F-clef is placed on the third line, it is called the baritone clef. Baritone clef was used for the left hand of keyboard music (particularly in France; see Bauyn manuscript) and for baritone parts in vocal music. A C-clef on the fifth line creates a staff with identical notes to the baritone clef but this variant is rare. (see below).
Bass clef[edit]
The only F-clef still in use is the bass clef, with the clef placed on the fourth line. Since it is the only F-clef commonly encountered, the terms «F-clef» and «bass clef» are often regarded as synonymous.
Bass clef is used for the cello, double bass and bass guitar, bassoon and contrabassoon, bass recorder, trombone, tuba, and timpani. It is used for baritone horn or euphonium when their parts are written at concert pitch, and sometimes for the lowest notes of the horn. Baritone and bass voices also use bass clef, and the tenor voice is notated in bass clef if the tenor and bass are written on the same stave. Bass clef is the bottom clef in the grand stave for harp and keyboard instruments. Double bass, bass guitar, and contrabassoon sound an octave lower than the written pitch; some scores show an «8» beneath the clef for these instruments to differentiate from instruments that sound at the actual written pitch. (see «Octave clefs» below).
Sub-bass clef†[edit]
When the F-clef is placed on the fifth line, it is called the sub-bass clef. It was used by Johannes Ockeghem and Heinrich Schütz to write low bass parts, by Monsieur de Sainte-Colombe for low notes on the bass viol, and by J. S. Bach in his Musical Offering.
C-clefs[edit]
Alto clef[edit]
A C-clef on the third line of the stave is called the alto or viola clef. It is currently used for viola, viola d’amore, alto trombone, viola da gamba, and mandola. It is also associated with the countertenor voice and sometimes called the countertenor clef.[4] A vestige of this survives in Sergei Prokofiev’s use of the clef for the cor anglais in his symphonies. It occasionally appears in keyboard music (for example, in Brahms’s Organ Chorales and John Cage’s Dream for piano).
Tenor clef[edit]
A C-clef on the fourth line of the stave is called tenor clef. It is used for the viola da gamba and for upper ranges of bass-clef instruments such as the bassoon, cello, euphonium, double bass, and tenor trombone. Treble clef may also be used for the upper extremes of these bass-clef instruments. Tenor violin parts were also written in this clef (see e.g. Giovanni Battista Vitali’s Op. 11). It was used by the tenor part in vocal music but its use has been largely supplanted[why?] either with an octave version of the treble clef or with bass clef when tenor and bass parts are written on a single stave.
Mezzo-soprano clef†[edit]
A C-clef on the second line of the stave is called the mezzo-soprano clef, rarely used in modern Western classical music. It was used in 17th century French orchestral music for the second viola or first tenor part (‘taille’) by such composers as Lully, and for mezzo-soprano voices in operatic roles, notably by Claudio Monteverdi.[5] Mezzo-soprano clef was also used for certain flute parts during renaissance, especially when doubling vocal lines.[6] In Azerbaijani music, the tar uses this clef.[citation needed]
Soprano clef†[edit]
A C-clef on the first line of the stave is called the soprano clef. It was used for the right hand of keyboard music (particularly in France – see Bauyn manuscript), in vocal music for sopranos, and sometimes in high viola da gamba[clarification needed] parts along with the alto clef.[citation needed] It was used for the second violin part (‘haute-contre’) in 17th century French music.
The same line on the stave in different clefs means different pitches.
The line indicating C (going from the center of a clef) is marked in orange.
- soprano clef
- mezzo-soprano clef
- alto clef
- tenor clef
- baritone clef
Other clefs[edit]
Octave clefs[edit]
Three types of suboctave treble clef showing middle C
C major scale, «sopranino» clef. Play (help·info) (this is one octave higher than the treble clef without an
Starting in the 18th century, music for some instruments (such as guitar) and for the tenor voice have used treble clef, although they sound an octave lower. To avoid ambiguity, modified clefs are sometimes used, especially in choral writing. Using a C-clef on the third space places the notes identically, but this notation is much less common[7][8] as it is easily confused with the alto and tenor clefs.
Such a modified treble clef is most often found in tenor parts in SATB settings, using a treble clef with the numeral 8 below it. This indicates that the pitches sound an octave lower. As the true tenor clef has fallen into disuse in vocal writings, this «octave-dropped» treble clef is often called the tenor clef. The same clef is sometimes used for the octave mandolin. This can also be indicated with two overlapping G-clefs.
Tenor banjo is commonly notated in treble clef. However, notation varies between the written pitch sounding an octave lower (as in guitar music and called octave pitch in most tenor banjo methods) and music sounding at the written pitch (called actual pitch). An attempt has been made to use a treble clef with a diagonal line through the upper half of the clef to indicate octave pitch, but this is not always used.
To indicate that notes sound an octave higher than written, a treble clef with an 8 positioned above the clef may be used for penny whistle, soprano and sopranino recorder, and other high woodwind parts. A treble clef with a 15 above (sounding two octaves above the standard treble clef) is used for the garklein (sopranissimo) recorder.
An F-clef can also be notated with an octave marker. While the F-clef notated to sound an octave lower can be used for contrabass instruments such as the double bass and contrabassoon, and the F-clef notated to sound an octave higher can be used for the bass recorder, these uses are extremely rare. In Italian scores up to Gioachino Rossini’s Overture to William Tell, the cor anglais was written in bass clef an octave lower than sounding.[9] The unmodified bass clef is so common that performers of instruments whose ranges lie below the stave simply learn to read ledger lines.
Octave-marked clefs are useful in music notation software to keep the score readable while having the notes play back at their correct pitch.
Neutral clef[edit]
The neutral or percussion clef is not a true clef like the F, C, and G clefs. Rather, it assigns different unpitched percussion instruments to the lines and spaces of the stave. With the exception of some common drum-kit and marching percussion layouts, the assignment of lines and spaces to instruments is not standardised, so a legend is required to show which instrument each line or space represents. Pitched percussion instruments do not use this clef — timpani are notated in bass clef and mallet percussion instruments are noted in treble clef or on a grand stave.
If the neutral clef is used for a single percussion instrument the stave may only have one line, although other configurations are used.
The neutral clef is sometimes used where non-percussion instruments play non-pitched extended techniques, such as hitting the body of a string instrument, or having a vocal choir clap, stamp, or snap. However, it is more common to write the rhythms using × noteheads on the instrument’s normal stave, with a comment to indicate the appropriate rhythmic action.
Tablature[edit]
C major scale, guitar tablature and stave notation (suboctave is assumed). Play (help·info)
For guitars and other fretted instruments, it is possible to notate tablature in place of ordinary notes. This TAB sign is not a clef — it does not indicate the placement of notes on a stave. The lines shown are not a music stave but rather represent the strings of the instrument (six lines would be used for guitar, four lines for the bass guitar, etc.), with numbers on the lines showing which fret should be used.
History[edit]
Before the advent of clefs, the reference line of a stave was simply labeled with the name of the note it was intended to bear: F, C, or sometimes G. These were the most common ‘clefs’, or litterae clavis (key-letters), in Gregorian chant notation. Over time the shapes of these letters became stylised, leading to their current versions.
Many other clefs were used, particularly in the early period of chant notation, keyed to many different notes, from the low Γ (gamma, the G on the bottom line of the bass clef) to the G above middle C (written with a small letter g). These included two different lowercase b symbols for the note just below middle C: round for B♭, and square for B♮. In order of frequency of use, these clefs were: F, c, f, C, D, a, g, e, Γ, B, and the round and square b.[10] In later medieval music, the round b was often written in addition to another clef letter to indicate that B♭ rather than B♮ was to be used throughout a piece; this is the origin of the key signature.
Early forms of the G clef—the third combines the G and D clefs vertically
In the polyphonic period up to 1600, unusual clefs were occasionally used for parts with extremely high or low tessituras. For very low bass parts, the Γ clef is found on the middle, fourth, or fifth lines of the stave (e.g., in Pierre de La Rue’s Requiem and in a mid-16th-century dance book published by the Hessen brothers); for very high parts, the high-D clef (d), and the even higher ff clef (e.g., in the Mulliner Book) were used to represent the notes written on the fourth and top lines of the treble clef, respectively.[11]
The practice of using different shapes for the same clef persisted until very recent times. The F-clef was, until as late as the 1980s in some cases (such as hymnals), or in British and French publications, written like this:
In printed music from the 16th and 17th centuries, the C clef often assumed a ladder-like form, in which the two horizontal rungs surround the stave line indicated as C: ; this form survived in some printed editions (see this example, written in four-part men’s harmony and positioned to make it equivalent to an octave G clef) into the 20th century.
The C-clef was formerly written in a more angular way, sometimes still used, or, more often, as a simplified K-shape when writing the clef by hand:
In modern Gregorian chant notation the C clef is written (on a four-line stave) in the form and the F clef as
The flourish at the top of the G-clef probably derives from a cursive S for «sol», the name for «G» in solfege.[12]
Vocal music can be contracted into two staves, using the treble and bass clefs.
C clefs (along with G, F, Γ, D, and A clefs) were formerly used to notate vocal music. Nominally, the soprano voice parts were written in first- or second-line C clef (soprano clef or mezzo-soprano clef) or second-line G clef (treble clef), the alto or tenor voices in third-line C clef (alto clef), the tenor voice in fourth-line C clef (tenor clef) and the bass voice in third-, fourth- or fifth-line F clef (baritone, bass, or sub-bass clef).
Until the 19th century, the most common arrangement for vocal music used the following clefs:
- Soprano = soprano clef (first-line C clef)
- Alto = alto clef (third-line C clef)
- Tenor = tenor clef (fourth-line C clef)
- Bass = bass clef (fourth-line F clef)
In more modern publications, four-part music on parallel staves is usually written more simply as:
- Soprano = treble clef (second-line G clef)
- Alto = treble clef
- Tenor = treble clef with an 8 below or a double treble clef. Many pieces, particularly those from before the 21st century, use an unaltered treble clef, with the expectation the tenors will still sing an octave lower than notated.
- Bass = bass clef (fourth-line F clef)
This may be reduced to two staves, the soprano and alto sharing a stave with a treble clef, and the tenor and bass sharing a stave marked with the bass clef.
Further uses[edit]
Clef combinations played a role in the modal system toward the end of the 16th century, and it has been suggested certain clef combinations in the polyphonic music of 16th-century vocal polyphony are reserved for authentic (odd-numbered) modes, and others for plagal (even-numbered) modes,[13][14] but the precise implications have been the subject of much scholarly debate.[15][16][17][18]
Reading music as if it were in a different clef from the one indicated can be an aid in transposing music at sight since it will move the pitches roughly in parallel to the written part. Key signatures and accidentals need to be accounted for when this is done.
Citations[edit]
- ^ Every Good Boy Does Fine – What does EGBDF stand for?
- ^ Greer, Amy (2003). «In Praise of Those Grass-Eating Cows». American Music Teacher. 53 (1): 22–25. JSTOR 43547681.
- ^ «Dolmetsch Online – Music Theory Online – Other Clefs». www.dolmetsch.com. Retrieved 1 September 2016.
- ^ Moore 1876, 176; Dolmetsch Organisation 2011.
- ^ Curtis, Alan (1989-04-01). «La Poppea Impasticciata or, Who Wrote the Music to La Poppea Impasticciata (1643)?». Journal of the American Musicological Society. 42 (1): 23–54. doi:10.2307/831417. ISSN 0003-0139. JSTOR 831417.
- ^ Thomas, Bernard (1975). «The Renaissance Flute». Early Music. 3 (1): 2–10. doi:10.1093/earlyj/3.1.2. JSTOR 3125300.
- ^ There was a vogue in 20th-century Oliver Ditson Co. editions, for example Master Choruses selected by Smallman & Matthews (Boston 1933)
- ^ This notation is also used in the 1985 Hymns of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints for many of the men’s arrangements, i.e. Hymns 323 and 325–337
- ^ Del Mar 1981, 143.
- ^ Smits van Wasberghe 1951, 33.
- ^ Hiley 2001; P. and B. Hessen 1555.
- ^ Kidson 1908, 443-44.
- ^ Powers, Harold S. (1981). «Tonal Types and Modal Categories in Renaissance Polyphony». Journal of the American Musicological Society. 34 (3): 428–470. doi:10.1525/jams.1981.34.3.03a00030.
- ^ Kurtzman, J. G. (1994). «Tones, Modes, Clefs, and Pitch in Roman Cyclic Magnificats of the 16th Century». Early Music. 22 (4): 641–664. doi:10.1093/earlyj/xxii.4.641.
- ^ Hermelink, S. (1956). «Zur Chiavettenfrage». Musikwissenschaftlicher Kongress. Vienna: 264–271.
- ^ Smith, A. (1982). «Über modus und Transposition um 1600». Basler Jahrbuch für historische Musikpraxis: 9–43.
- ^ Parrott, Andrew (1984). «Transposition in Monteverdi’s Vespers of 1610: an «Aberration» Defended». Early Music. 7 (4): 490–516. doi:10.1093/earlyj/12.4.490.
- ^ Wiering, F. (1992). «The Waning of the Modal Ages: Polyphonic Modality in Italy, 1542–1619». Ruggiero Giovannelli: Palestrina and Velletri: 389–419.
References[edit]
- Del Mar, Norman. 1981. Anatomy of the Orchestra. Berkeley: University of California Press. ISBN 0-520-04500-9 (cloth); ISBN 0-520-05062-2.
- Dolmetsch Organisation. 2011. «Counter-tenor clef». In Music Dictionary Online Dolmetsch Online (Accessed 23 March 2012).
- Hessen, Paul, and Bartholomeus Hessen. 1555. Viel feiner lieblicher Stucklein, spanischer, welscher, englischer, frantzösischer Composition und Tentz, uber drey hundert, mit sechsen, fünffen, und vieren, auff alle Instrument … zusamen bracht. Breslau: Crispin Scharffenberg.
- Hiley, David. 2001. «Clef (i)». The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2nd edition, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. London: Macmillan.
- Kidson, Frank. 1908. «The Evolution of Clef Signatures.» The Musical Times 49, no. 785 (1 July), pp. 443–444.
- Kidson, Frank. 1909. «The Evolution of Clef Signatures» (second article). In The Musical Times 50, no. 793 (1 March), pp. 159–160.
- Moore, John Weeks. 1876. A Dictionary of Musical Information: Containing also a Vocabulary of Musical Terms, and a List of Modern Musical Works Published in the United States From 1640 To 1875. Boston: Oliver Ditson.
Further reading[edit]
- Dandelot, Georges. 1999. Manuel pratique pour l’étude des clefs, revised by Bruno Giner and Armelle Choquard. Paris: Max Eschig.
- Morris, R. O., and Howard Ferguson. 1931. Preparatory Exercises in Score-Reading. London: Oxford University Press.
- Read, Gardner (1964). Music Notation: A Manual of Modern Practice. Boston: Alleyn and Bacon. Second edition, Boston: Alleyn and Bacon, 1969, reprinted as A Crescendo Book, New York: Taplinger, 1979. ISBN 0-8008-5459-4 (cloth), ISBN 0-8008-5453-5 (pbk).
- Smits van Waesberghe, Jos. 1951. «The Musical Notation of Guido of Arezzo». Musica Disciplina 5:15–53.
External links[edit]
- Media related to Clefs at Wikimedia Commons
Not to be confused with cleft.
Diagram of treble, alto and bass clefs with identical-sounding musical notes aligned vertically
Middle C represented on (from left to right) treble, alto, tenor and bass clefs
Three clefs aligned to middle C
A clef (from French: clef ‘key’) is a musical symbol used to indicate which notes are represented by the lines and spaces on a musical stave. Placing a clef on a stave assigns a particular pitch to one of the five lines, which defines the pitches on the remaining lines and spaces.
The three clef symbols used in modern music notation are the G-clef, F-clef, and C-clef. Placing these clefs on a line fixes a reference note to that line—an F-clef fixes the F below middle C, a C-clef fixes middle C, and a G-clef fixes the G above middle C. In modern music notation, the G-clef is most frequently seen as treble clef (placing G4 on the second line of the stave), and the F-clef as bass clef (placing F3 on the fourth line). The C-clef is mostly encountered as alto clef (placing middle C on the third line) or tenor clef (middle C on the fourth line). A clef may be placed on a space instead of a line, but this is rare.
The use of different clefs makes it possible to write music for all instruments and voices, regardless of differences in range. Using different clefs for different instruments and voices allows each part to be written comfortably on a stave with a minimum of ledger lines. To this end, the G-clef is used for high parts, the C-clef for middle parts, and the F-clef for low parts. Transposing instruments can be an exception to this—the same clef is generally used for all instruments in a family, regardless of their sounding pitch. For example, even the low saxophones read in treble clef.
A symmetry exists surrounding middle C regarding the F-, C- and G-clefs. C-clef defines middle C whereas treble clef and bass clef define the note at the interval of a fifth above middle C and below middle C, respectively.
Two common mnemonics for learning the clef lines are:
-
- Good Boys Do Fine Always[1] (bass clef)
- Every Good Boy Does Fine (treble clef)
Placement on the stave[edit]
Theoretically, any clef may be placed on any line. With five lines on the stave and three clefs, there are fifteen possibilities for clef placement. Six of these are redundant because they result in an identical assignment of the notes to the lines (and spaces)—for example, a G-clef on the third line yields the same note placement as a C-clef on the bottom line. Thus, there are nine possible distinct clefs, all of which have been used historically: the G-clef on the two bottom lines, the F-clef on the three top lines, and the C-clef on any line except the topmost. The C-clef on the topmost line is equivalent to the F-clef on the third line but both options have been used.
Each of these clefs has a different name based on the tessitura for which it is best suited.
In modern music, only four clefs are used regularly: treble clef, bass clef, alto clef, and tenor clef. Of these, the treble and bass clefs are by far the most common. The tenor clef is used for the upper register of several instruments that usually use bass clef (including cello, bassoon, and trombone), while the alto is mostly only used by the viola. Instruments with ranges too low (such as the double bass) or too high (such as the piccolo) to use a standard clef can be notated with an octave clef, which transposes the entire stave up or down by one or more octaves.
Clef | Name | Note | Note Location |
---|---|---|---|
|
G-clef | G4 | on the line that passes through the curl of the clef |
|
C-clef | C4 (Middle C) | on the line that passes through the centre of the clef |
|
F-clef | F3 | on the line that passes between the two dots of the clef |
Individual clefs[edit]
This section shows a complete list of the clefs, along with a list of instruments and voice parts notated with them. A dagger (†) after the name of a clef indicates that the clef is no longer in common use.
G-clefs[edit]
Treble clef[edit]
The only G-clef still in use is the treble clef, with the G-clef placed on the second line. This is the most common clef in use and is generally the first clef learned by music students.[2] For this reason, the terms «G-clef» and «treble clef» are often seen as synonymous. The treble clef was historically used to mark a treble, or pre-pubescent, voice part.
Instruments that use the treble clef include violin, flute, oboe, cor anglais, all clarinets, all saxophones, horn, trumpet, cornet, vibraphone, xylophone, mandolin, recorder, bagpipe and guitar. Euphonium and baritone horn are sometimes treated as transposing instruments, using the treble clef and sounding a major ninth lower, and are sometimes treated as concert-pitch instruments, using bass clef. The treble clef is also the upper stave of the grand stave used for harp and keyboard instruments. Most high parts for bass-clef instruments (e.g. cello, double bass, bassoon, and trombone) are written in the tenor clef, but very high pitches may be notated in the treble clef. The viola also may use the treble clef for very high notes. The treble clef is used for the soprano, mezzo-soprano, alto, contralto and tenor voices. Tenor voice parts sound an octave lower and are often written using an octave clef (see below) or a double-treble clef.
French violin clef†[edit]
A G-clef placed on the first line is called the French clef, or French violin clef. This clef was used in the seventeenth and eighteenth centuries in France for violin music and flute music.[3]
F-clefs[edit]
Baritone clef†[edit]
When the F-clef is placed on the third line, it is called the baritone clef. Baritone clef was used for the left hand of keyboard music (particularly in France; see Bauyn manuscript) and for baritone parts in vocal music. A C-clef on the fifth line creates a staff with identical notes to the baritone clef but this variant is rare. (see below).
Bass clef[edit]
The only F-clef still in use is the bass clef, with the clef placed on the fourth line. Since it is the only F-clef commonly encountered, the terms «F-clef» and «bass clef» are often regarded as synonymous.
Bass clef is used for the cello, double bass and bass guitar, bassoon and contrabassoon, bass recorder, trombone, tuba, and timpani. It is used for baritone horn or euphonium when their parts are written at concert pitch, and sometimes for the lowest notes of the horn. Baritone and bass voices also use bass clef, and the tenor voice is notated in bass clef if the tenor and bass are written on the same stave. Bass clef is the bottom clef in the grand stave for harp and keyboard instruments. Double bass, bass guitar, and contrabassoon sound an octave lower than the written pitch; some scores show an «8» beneath the clef for these instruments to differentiate from instruments that sound at the actual written pitch. (see «Octave clefs» below).
Sub-bass clef†[edit]
When the F-clef is placed on the fifth line, it is called the sub-bass clef. It was used by Johannes Ockeghem and Heinrich Schütz to write low bass parts, by Monsieur de Sainte-Colombe for low notes on the bass viol, and by J. S. Bach in his Musical Offering.
C-clefs[edit]
Alto clef[edit]
A C-clef on the third line of the stave is called the alto or viola clef. It is currently used for viola, viola d’amore, alto trombone, viola da gamba, and mandola. It is also associated with the countertenor voice and sometimes called the countertenor clef.[4] A vestige of this survives in Sergei Prokofiev’s use of the clef for the cor anglais in his symphonies. It occasionally appears in keyboard music (for example, in Brahms’s Organ Chorales and John Cage’s Dream for piano).
Tenor clef[edit]
A C-clef on the fourth line of the stave is called tenor clef. It is used for the viola da gamba and for upper ranges of bass-clef instruments such as the bassoon, cello, euphonium, double bass, and tenor trombone. Treble clef may also be used for the upper extremes of these bass-clef instruments. Tenor violin parts were also written in this clef (see e.g. Giovanni Battista Vitali’s Op. 11). It was used by the tenor part in vocal music but its use has been largely supplanted[why?] either with an octave version of the treble clef or with bass clef when tenor and bass parts are written on a single stave.
Mezzo-soprano clef†[edit]
A C-clef on the second line of the stave is called the mezzo-soprano clef, rarely used in modern Western classical music. It was used in 17th century French orchestral music for the second viola or first tenor part (‘taille’) by such composers as Lully, and for mezzo-soprano voices in operatic roles, notably by Claudio Monteverdi.[5] Mezzo-soprano clef was also used for certain flute parts during renaissance, especially when doubling vocal lines.[6] In Azerbaijani music, the tar uses this clef.[citation needed]
Soprano clef†[edit]
A C-clef on the first line of the stave is called the soprano clef. It was used for the right hand of keyboard music (particularly in France – see Bauyn manuscript), in vocal music for sopranos, and sometimes in high viola da gamba[clarification needed] parts along with the alto clef.[citation needed] It was used for the second violin part (‘haute-contre’) in 17th century French music.
The same line on the stave in different clefs means different pitches.
The line indicating C (going from the center of a clef) is marked in orange.
- soprano clef
- mezzo-soprano clef
- alto clef
- tenor clef
- baritone clef
Other clefs[edit]
Octave clefs[edit]
Three types of suboctave treble clef showing middle C
C major scale, «sopranino» clef. Play (help·info) (this is one octave higher than the treble clef without an
Starting in the 18th century, music for some instruments (such as guitar) and for the tenor voice have used treble clef, although they sound an octave lower. To avoid ambiguity, modified clefs are sometimes used, especially in choral writing. Using a C-clef on the third space places the notes identically, but this notation is much less common[7][8] as it is easily confused with the alto and tenor clefs.
Such a modified treble clef is most often found in tenor parts in SATB settings, using a treble clef with the numeral 8 below it. This indicates that the pitches sound an octave lower. As the true tenor clef has fallen into disuse in vocal writings, this «octave-dropped» treble clef is often called the tenor clef. The same clef is sometimes used for the octave mandolin. This can also be indicated with two overlapping G-clefs.
Tenor banjo is commonly notated in treble clef. However, notation varies between the written pitch sounding an octave lower (as in guitar music and called octave pitch in most tenor banjo methods) and music sounding at the written pitch (called actual pitch). An attempt has been made to use a treble clef with a diagonal line through the upper half of the clef to indicate octave pitch, but this is not always used.
To indicate that notes sound an octave higher than written, a treble clef with an 8 positioned above the clef may be used for penny whistle, soprano and sopranino recorder, and other high woodwind parts. A treble clef with a 15 above (sounding two octaves above the standard treble clef) is used for the garklein (sopranissimo) recorder.
An F-clef can also be notated with an octave marker. While the F-clef notated to sound an octave lower can be used for contrabass instruments such as the double bass and contrabassoon, and the F-clef notated to sound an octave higher can be used for the bass recorder, these uses are extremely rare. In Italian scores up to Gioachino Rossini’s Overture to William Tell, the cor anglais was written in bass clef an octave lower than sounding.[9] The unmodified bass clef is so common that performers of instruments whose ranges lie below the stave simply learn to read ledger lines.
Octave-marked clefs are useful in music notation software to keep the score readable while having the notes play back at their correct pitch.
Neutral clef[edit]
The neutral or percussion clef is not a true clef like the F, C, and G clefs. Rather, it assigns different unpitched percussion instruments to the lines and spaces of the stave. With the exception of some common drum-kit and marching percussion layouts, the assignment of lines and spaces to instruments is not standardised, so a legend is required to show which instrument each line or space represents. Pitched percussion instruments do not use this clef — timpani are notated in bass clef and mallet percussion instruments are noted in treble clef or on a grand stave.
If the neutral clef is used for a single percussion instrument the stave may only have one line, although other configurations are used.
The neutral clef is sometimes used where non-percussion instruments play non-pitched extended techniques, such as hitting the body of a string instrument, or having a vocal choir clap, stamp, or snap. However, it is more common to write the rhythms using × noteheads on the instrument’s normal stave, with a comment to indicate the appropriate rhythmic action.
Tablature[edit]
C major scale, guitar tablature and stave notation (suboctave is assumed). Play (help·info)
For guitars and other fretted instruments, it is possible to notate tablature in place of ordinary notes. This TAB sign is not a clef — it does not indicate the placement of notes on a stave. The lines shown are not a music stave but rather represent the strings of the instrument (six lines would be used for guitar, four lines for the bass guitar, etc.), with numbers on the lines showing which fret should be used.
History[edit]
Before the advent of clefs, the reference line of a stave was simply labeled with the name of the note it was intended to bear: F, C, or sometimes G. These were the most common ‘clefs’, or litterae clavis (key-letters), in Gregorian chant notation. Over time the shapes of these letters became stylised, leading to their current versions.
Many other clefs were used, particularly in the early period of chant notation, keyed to many different notes, from the low Γ (gamma, the G on the bottom line of the bass clef) to the G above middle C (written with a small letter g). These included two different lowercase b symbols for the note just below middle C: round for B♭, and square for B♮. In order of frequency of use, these clefs were: F, c, f, C, D, a, g, e, Γ, B, and the round and square b.[10] In later medieval music, the round b was often written in addition to another clef letter to indicate that B♭ rather than B♮ was to be used throughout a piece; this is the origin of the key signature.
Early forms of the G clef—the third combines the G and D clefs vertically
In the polyphonic period up to 1600, unusual clefs were occasionally used for parts with extremely high or low tessituras. For very low bass parts, the Γ clef is found on the middle, fourth, or fifth lines of the stave (e.g., in Pierre de La Rue’s Requiem and in a mid-16th-century dance book published by the Hessen brothers); for very high parts, the high-D clef (d), and the even higher ff clef (e.g., in the Mulliner Book) were used to represent the notes written on the fourth and top lines of the treble clef, respectively.[11]
The practice of using different shapes for the same clef persisted until very recent times. The F-clef was, until as late as the 1980s in some cases (such as hymnals), or in British and French publications, written like this:
In printed music from the 16th and 17th centuries, the C clef often assumed a ladder-like form, in which the two horizontal rungs surround the stave line indicated as C: ; this form survived in some printed editions (see this example, written in four-part men’s harmony and positioned to make it equivalent to an octave G clef) into the 20th century.
The C-clef was formerly written in a more angular way, sometimes still used, or, more often, as a simplified K-shape when writing the clef by hand:
In modern Gregorian chant notation the C clef is written (on a four-line stave) in the form and the F clef as
The flourish at the top of the G-clef probably derives from a cursive S for «sol», the name for «G» in solfege.[12]
Vocal music can be contracted into two staves, using the treble and bass clefs.
C clefs (along with G, F, Γ, D, and A clefs) were formerly used to notate vocal music. Nominally, the soprano voice parts were written in first- or second-line C clef (soprano clef or mezzo-soprano clef) or second-line G clef (treble clef), the alto or tenor voices in third-line C clef (alto clef), the tenor voice in fourth-line C clef (tenor clef) and the bass voice in third-, fourth- or fifth-line F clef (baritone, bass, or sub-bass clef).
Until the 19th century, the most common arrangement for vocal music used the following clefs:
- Soprano = soprano clef (first-line C clef)
- Alto = alto clef (third-line C clef)
- Tenor = tenor clef (fourth-line C clef)
- Bass = bass clef (fourth-line F clef)
In more modern publications, four-part music on parallel staves is usually written more simply as:
- Soprano = treble clef (second-line G clef)
- Alto = treble clef
- Tenor = treble clef with an 8 below or a double treble clef. Many pieces, particularly those from before the 21st century, use an unaltered treble clef, with the expectation the tenors will still sing an octave lower than notated.
- Bass = bass clef (fourth-line F clef)
This may be reduced to two staves, the soprano and alto sharing a stave with a treble clef, and the tenor and bass sharing a stave marked with the bass clef.
Further uses[edit]
Clef combinations played a role in the modal system toward the end of the 16th century, and it has been suggested certain clef combinations in the polyphonic music of 16th-century vocal polyphony are reserved for authentic (odd-numbered) modes, and others for plagal (even-numbered) modes,[13][14] but the precise implications have been the subject of much scholarly debate.[15][16][17][18]
Reading music as if it were in a different clef from the one indicated can be an aid in transposing music at sight since it will move the pitches roughly in parallel to the written part. Key signatures and accidentals need to be accounted for when this is done.
Citations[edit]
- ^ Every Good Boy Does Fine – What does EGBDF stand for?
- ^ Greer, Amy (2003). «In Praise of Those Grass-Eating Cows». American Music Teacher. 53 (1): 22–25. JSTOR 43547681.
- ^ «Dolmetsch Online – Music Theory Online – Other Clefs». www.dolmetsch.com. Retrieved 1 September 2016.
- ^ Moore 1876, 176; Dolmetsch Organisation 2011.
- ^ Curtis, Alan (1989-04-01). «La Poppea Impasticciata or, Who Wrote the Music to La Poppea Impasticciata (1643)?». Journal of the American Musicological Society. 42 (1): 23–54. doi:10.2307/831417. ISSN 0003-0139. JSTOR 831417.
- ^ Thomas, Bernard (1975). «The Renaissance Flute». Early Music. 3 (1): 2–10. doi:10.1093/earlyj/3.1.2. JSTOR 3125300.
- ^ There was a vogue in 20th-century Oliver Ditson Co. editions, for example Master Choruses selected by Smallman & Matthews (Boston 1933)
- ^ This notation is also used in the 1985 Hymns of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints for many of the men’s arrangements, i.e. Hymns 323 and 325–337
- ^ Del Mar 1981, 143.
- ^ Smits van Wasberghe 1951, 33.
- ^ Hiley 2001; P. and B. Hessen 1555.
- ^ Kidson 1908, 443-44.
- ^ Powers, Harold S. (1981). «Tonal Types and Modal Categories in Renaissance Polyphony». Journal of the American Musicological Society. 34 (3): 428–470. doi:10.1525/jams.1981.34.3.03a00030.
- ^ Kurtzman, J. G. (1994). «Tones, Modes, Clefs, and Pitch in Roman Cyclic Magnificats of the 16th Century». Early Music. 22 (4): 641–664. doi:10.1093/earlyj/xxii.4.641.
- ^ Hermelink, S. (1956). «Zur Chiavettenfrage». Musikwissenschaftlicher Kongress. Vienna: 264–271.
- ^ Smith, A. (1982). «Über modus und Transposition um 1600». Basler Jahrbuch für historische Musikpraxis: 9–43.
- ^ Parrott, Andrew (1984). «Transposition in Monteverdi’s Vespers of 1610: an «Aberration» Defended». Early Music. 7 (4): 490–516. doi:10.1093/earlyj/12.4.490.
- ^ Wiering, F. (1992). «The Waning of the Modal Ages: Polyphonic Modality in Italy, 1542–1619». Ruggiero Giovannelli: Palestrina and Velletri: 389–419.
References[edit]
- Del Mar, Norman. 1981. Anatomy of the Orchestra. Berkeley: University of California Press. ISBN 0-520-04500-9 (cloth); ISBN 0-520-05062-2.
- Dolmetsch Organisation. 2011. «Counter-tenor clef». In Music Dictionary Online Dolmetsch Online (Accessed 23 March 2012).
- Hessen, Paul, and Bartholomeus Hessen. 1555. Viel feiner lieblicher Stucklein, spanischer, welscher, englischer, frantzösischer Composition und Tentz, uber drey hundert, mit sechsen, fünffen, und vieren, auff alle Instrument … zusamen bracht. Breslau: Crispin Scharffenberg.
- Hiley, David. 2001. «Clef (i)». The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2nd edition, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. London: Macmillan.
- Kidson, Frank. 1908. «The Evolution of Clef Signatures.» The Musical Times 49, no. 785 (1 July), pp. 443–444.
- Kidson, Frank. 1909. «The Evolution of Clef Signatures» (second article). In The Musical Times 50, no. 793 (1 March), pp. 159–160.
- Moore, John Weeks. 1876. A Dictionary of Musical Information: Containing also a Vocabulary of Musical Terms, and a List of Modern Musical Works Published in the United States From 1640 To 1875. Boston: Oliver Ditson.
Further reading[edit]
- Dandelot, Georges. 1999. Manuel pratique pour l’étude des clefs, revised by Bruno Giner and Armelle Choquard. Paris: Max Eschig.
- Morris, R. O., and Howard Ferguson. 1931. Preparatory Exercises in Score-Reading. London: Oxford University Press.
- Read, Gardner (1964). Music Notation: A Manual of Modern Practice. Boston: Alleyn and Bacon. Second edition, Boston: Alleyn and Bacon, 1969, reprinted as A Crescendo Book, New York: Taplinger, 1979. ISBN 0-8008-5459-4 (cloth), ISBN 0-8008-5453-5 (pbk).
- Smits van Waesberghe, Jos. 1951. «The Musical Notation of Guido of Arezzo». Musica Disciplina 5:15–53.
External links[edit]
- Media related to Clefs at Wikimedia Commons
Изучение нот на нотном стане.
ЦЕЛИ
- Знать расположение нот на нотном стане.
- Знать расположение нот на грифе гитары, бас-гитаре, пианино.
- Знать правило записи ключей, знаков, размера и нот.
- Знать название и расположение октав на нотном стане и инструменте.
Знание расположения нот на нотном стане необходимо любому музыканту, который хочет самостоятельно развивать свою технику и играть любые произведения. Знания нотного стана и нотной грамоты открывают двери в мир музыки. Ноты — это язык на котором общаются музыканты. Все лучшие партии и адаптации записаны в виде нот, а не табулатуры и аккордов. Упражнения которые позволят вам нарастить исполнительскую технику давно уже изобретены, только дело в том, что записаны они в нотах.
Приступим!
Нотный стан
Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу-вверх.
Кроме этих линий существуют еще дополнительные линии. Пишутся они вне нотного стана снизу или сверху. Считаются эти линии от нотного стана, что снизу, что сверху. Говорить нужно так: нота “до” первой октавы находится на первой дополнительной линии снизу, нота “соль” малой октавы находиться под второй дополнительной линией снизу, нота “си” второй октавы пишется над первой дополнительной линией сверху.
Ноты
Нот всего семь: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Придумал такое название нот Гвидо д’Ареццо.
Почему именно столько и почему в таком порядке. вы узнаете из этого видео (нужны знания школьного курса физики).
Вернёмся обратно к музыке, и к тому, как сделать её гармоничной.
Правописание нот
Ноты на нотном стане должны писаться либо на линии, либо между линиями, на дополнительных линиях, либо под, либо над дополнительных линиях.
Штили нот до третьей линией пишутся справа вверх, от третьей линии и выше, пишутся слева вниз.
В группе нот направление штилей зависит устанавливается на усмотрения композитора. Но на данном уровне придерживайтесь правила: каких нот в группе больше, требующих штиля вверх или штиля вниз с той стороны и ставятся штили у всей группы.
Наименование нот и обозначения нот.
В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (е), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (джи), ЛЯ – A (а), СИ – H (аш).
Откуда взялись эти буквы. Раньше звукоряд стандартна начинался не с «до», а с ноты «ля», и ноту «си» не использовали, а использовали «си бемоль» (что такое бемоль вы узнаете на следующем уроке). Так и называли ноты в соответствии с латинским алфавитом.
Поэтому, когда решили дать букву ноте «си» использовали латинскую «H» (аш) — следующую после известных нам A B C D E F G.
Октава
Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава.
Например: между двумя соседними СОЛЬ — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Надо сказать, что каждый инструмент имеет свой определённый диапазон октав.
Необходимо заучить последовательность октав и их название. Они все начинаются с ноты «До» и заканчиваются нотой «Си»
Ключ
Вы наверное заметили две не понятные «закарючки»
Это музыкальные ключи. Ключи придуманы для того, чтобы партии были написаны именно в той октаве, в которой играет музыкант на определённом инструменте.
Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты.
Скрипичный Ключ
В музыкальной грамоте всё не «просто так». У каждого инструмента свой октавный диапазон. Например, диапазон скрипки от малой октавы и до третьей октавы. Для того чтобы все необходимые ноты находились на нотном стане, а не за его пределами, решили, что в партиях для скрипок «СОЛЬ» второй октавы будет находиться на второй линии нотного стана.
такой ключ назвали «Скрипичным» , этот ключ называют имеет второе название – «Ключ СОЛЬ»
Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого по звучанию нот.
В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы.
Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.
Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты.
Басовый Ключ
Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.Второе название басового ключа – ключ «Фа»
Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:
Знаний об этих двух ключах нам хватит для дальнейшего освоения курса. Добавим ещё, как соотносятся ноты в Басовом и Скрипичном ключах.
Расположение нот на клавиатуре.
На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них. Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:
Расположение нот на грифе гитары.
Расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.
Целый тон — базовый музыкальный интервал, на основе которого строятся все остальные. Если рассматривать клавиатуру то Целый тон это интервал (расстояние) между «ДО» и «РЕ» («Ре» и «МИ» и т.д.), а между «МИ» и «ФА» интервал — пол тона (полутон). Если рассматривать интервалы на гитаре, то между всеми ладами интервал пол тона
А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём: И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.
Расположение нот на грифе бас-гитары.
Строй 4-струнной бас-гитары аналогичен строю контрабаса или гитары (без двух самых тонких струн) на октаву ниже.
Ноты для бас-гитары записываются в басовом ключе (ключ «фа»).
Проверка:
- Как по-другому называются скрипичный и басовый ключи?
Ответ:
Скрипичный ключ называется ключ соль, басовый — ключ фа.
- Как пишутся штили нот на нотном стане?
Ответ:
штили нот до третьей линии пишуться справа вверх, от третьей линии и выше- слева вниз.
- Как называются (по возрастанию) октавы на нотном стане?
Ответ:
субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
- Буквенное обозначение ноты «си»?
Ответ:
«H»
- Назовите расположение нот на нотном стане.
Ответ:
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Абсолютный Слух
Ключ – это знак в нотоносце, который определяет расстановку нот и их высоту. Существует три разновидности музыкальных ключей:
- «до»;
- «фа»;
- «соль».
Каждая группа содержит несколько ключей.
Один знак определяет положение одной ноты, от которой отсчитываются все остальные.
Скрипичный ключ обозначает на письме «соль» – эта нота расположена на линии, которая проходит через завиток символа. Группа басовых ключей указывает на расположение ноты «фа» – на линии, что проходит через две точки. Для обозначения места ноты «до» используется несколько ключей, а линия проходит через центр ключа.
Скрипичные ключи
Современные композиторы и исполнители пользуются скрипичным ключом. Этот символ обозначает ноту «соль» первой октавы на нотоносце. Там, где она записывается, ключ начинает свой первый виток. Над «соль» располагается «ля» и идущие вверх ноты, под ней – «фа» и все остальные. 200-300 лет назад, кроме скрипичного, использовался старофранцузский ключ. С его помощью записывали партии для флейты. Сейчас от этого символа отказались, и он затребован лишь в восстановлении старинных мелодий.
В скрипичном ключе записывают:
- партии для женского вокала и мужского высокого голоса – тенора;
- ноты для скрипки, гитары, ударных и духовых инструментов;
- ноты для правой руки фортепиано.
Высокие звуки записываются в основном в скрипичном ключе, поскольку он охватывает первую и вторую октавы.
Басовые ключи
К группе ключей, обозначающих ноту «фа», принадлежит самый распространенный после скрипичного басовый ключ. Его завитушка начинается на второй от верха линии нотоносца, где располагается «фа». Басовый ключ применяют, чтобы записать партию для:
- инструментов с низким звучанием вроде: фагота, виолончели;
- контрабаса (исполняется на октаву ниже) и левой руки фортепиано;
- баритона и баса.
К группе «фа» принадлежат баритоновый и басопрофундовый ключи, но ими пользуются редко.
Первый записывает «фа» на средней линии, а второй – на верхней линии. Басопрофундовым ключом пользуются только для записи старинных произведений.
Ключи «до»
В основном в этих символах записывают вокальные партии, поэтому они называются, как певческие голоса.
- Сопрановый – аналогичное название – дискантовый; обозначает ноту «до» на нижней линии нотоносца.
- Меццо-сопрановый – записывает «до» на второй линии.
- Теноровый – располагает «до» на четвертой линии.
- Баритоновый – записывает ноту на пятой линии. Он совпадает с написанием ноты «фа», поэтому относится сразу к двум группам ключей – «до» и «фа».
Альтовые ключи
С помощью этого знака записывается нота «до» на третьей линии нотного стана. Альтовый ключ используется, чтобы записать партии для таких музыкальных инструментов:
- альта;
- тромбона.
Иногда знак используют для записи вокальных партий.
Разберем примеры
На первый взгляд было бы удобнее записывать разные партии одним символом. Но благодаря разнообразию музыкальных ключей ноты читаются удобно, ведь они написаны на основных линиях нотоносца, а не на дополнительных, которые зрительно утяжеляют восприятие. Композиция записывается компактно.
Вот как выглядит удобный для чтения нотный стан:
А вот нотоносец с добавочными линиями, утяжеляющими его прочтение:
Система басового и скрипичного ключа
Хотя скрипичный и басовый ключ имеют по отдельному нотоносцу, на котором они располагаются, эти знаки объединены в одну систему. Причиной этому служит нота «до» первой октавы и ее написание: в нотном стане скрипичного ключа она обозначается внизу на добавочной линии, а в басовом – тоже на добавочной линии, но вверху.
В результате два нотных стана продолжают друг друга с помощью «до», образовывая 11-линейную систему. Фиксируется больше звуков, нотные записи не перегружаются добавочными линиями.
С помощью системы скрипичного и басового ключа записываются ноты для музыкальных инструментов с большим диапазоном: органа, аккордеона, фортепиано или баяна.
Как читать ключ
Музыкальный ключ – это стартовая точка для прочтения инструментальных или вокальных партий. Чтобы правильно их прочитать, необходимо запомнить обозначение каждого и расположение на нотном стане.
Ответы на вопросы
1. Сколько есть ключей в музыке? | Существует три основных группы ключей: «до», «фа», «соль». |
2. Какую ноту обозначает скрипичный ключ? | Ноту «соль» на первой октаве. |
3. Для обозначения какой ноты используется басовый ключ? | Ноту «фа» малой октавы. |
4. Зачем используются музыкальные ключи? | Чтобы упростить чтение нотного стана и избежать добавочных линий. |
Итоги
Музыкальные ключи делятся на три группы в зависимости от обозначения определенной ноты. Скрипичный ключ указывает место записи ноты «ля», басовые – ноты «фа», альтовый и другие – для ноты «до». Самыми распространенными считаются скрипичный и басовый ключи, которые объединяются в систему. Использование определенного символа упрощает чтение партии вокального или инструментального произведения без применения добавочных линий нотоносца.