ВНЕКЛАССНЫЙ как пишется, правописание, орфография
Орфографический словарь
ВНЕКЛАССНЫЙ
Правописание, орфография:
внеклассный
Орфографический словарь
Русский язык — словари
Словари других языков
Quotes of the Day
Цитаты дня на английском языке
«A place for everything, everything in its place.»
Benjamin Franklin
«Inspiration arrives as a packet of material to be delivered.»
John Updike
«Reality leaves a lot to the imagination.»
John Lennon
«People who know little are usually great talkers, while men who know much say little.»
Jean-Jacques Rousseau
Сайт предназначен для лиц старше 18 лет
Внеклассное чтение
- Внеклассное чтение
-
— педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению в соответствии с их индивидуальными интересами и потребностями. Термин предложен В.П. Шереметевским в 1886. В.ч. расширяет кругозор учащихся, помогает выработать привычку читать книги в свободное время по собственному выбору. Осн. средства организации В.ч.: чтение вслух на уроке; рассказ, беседа учителя, аудиовизуальные средства обучения, рекомендательная библиография. Наряду с уроками В.ч. проводятся различные внеурочные мероприятия — конференции, литературные праздники, читательские конференции, выставки, а также индивидуальная работа педагогов, родителей с учащимися, позволяющая выявить интересы детей и сформировать круг чтения. В.ч. помогает приобщить учащихся к библиотеке и научить их пользоваться рекомендательными библиографическими пособиями.
(Бим-Бад Б.М. «Педагогический энциклопедический словарь». М., 2002 г. с.36)
Ч426.21-38
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2006.
Смотреть что такое «Внеклассное чтение» в других словарях:
-
Внеклассное чтение — Автор: Борис Акунин Жанр: детектив Язык оригинала … Википедия
-
Внеклассное чтение (книга) — Внеклассное чтение Автор: Борис Акунин Жанр: детектив Язык оригинала: русский Оригинал издан: 2003 Серия: «Приключения магистра» Издательство: « … Википедия
-
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ — педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями. Термин предложен (1886) В. П. Шереметевским в методике обучения чтению; со… … Российская педагогическая энциклопедия
-
чтение — сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? чтения, чему? чтению, (вижу) что? чтение, чем? чтением, о чём? о чтении; мн. что? чтения, (нет) чего? чтений, чему? чтениям, (вижу) что? чтения, чем? чтениями, о чём? о чтениях 1. Чтением называется… … Толковый словарь Дмитриева
-
Детское чтение и детская литература — Несмотря на более чем вековое существование Д. литературы, по вопросу о задачах Д. чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения. Руссо называет чтение бичом детского возраста и делает исключение только для Робинзона и отчасти для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Детское чтение и Д. литература — Несмотря на более чем вековое существование Д. литературы, по вопросу о задачах Д. чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения. Руссо называет чтение бичом детского возраста и делает исключение только для Робинзона и отчасти для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Фондорин — Фондорин, Самсон Данилович Самсон Данилович Фондорин Дмитрий Алексеевич Карпов Самсон Фондорин (в очках) перед боем за Шевардинский редут Появление Внеклассное чтение Исчезновение Квест … Википедия
-
Самсон Данилович Фондорин — Дмитрий Алексеевич Карпов Самсон Фондорин (в очках) перед боем за Шевардинский редут Появление Внеклассное чтение Исчезновение Квест … Википедия
-
Ласточкина — Ласточкина, Елизавета Гурьевна Ласточкина, Елизавета Гурьевна (5 июня 1869 1 января 1967) – русский сурдопедагог. Ласточкина, Елизавета Гурьевна Дата рождения: 5.6.1869 Дата смерти: 1.1. 1967 Место смерти: Москва Гражданство: Подданство … Википедия
-
Ласточкина, Елизавета Гурьевна — Ласточкина Елизавета Гурьевна Дата рождения: 5 июня 1869(1869 06 05) … Википедия
«внеклассное» — Фонетический и морфологический разбор слова, деление на слоги, подбор синонимов
Фонетический морфологический и лексический анализ слова «внеклассное». Объяснение правил грамматики.
Онлайн словарь Soosle.ru поможет: фонетический и морфологический разобрать слово «внеклассное» по составу, правильно делить на слоги по провилам русского языка, выделить части слова, поставить ударение, укажет значение, синонимы, антонимы и сочетаемость к слову «внеклассное».
Содержимое:
- 1 Слоги в слове «внеклассное» деление на слоги
- 2 Как перенести слово «внеклассное»
- 3 Морфологический разбор слова «внеклассное»
- 4 Разбор слова «внеклассное» по составу
- 5 Сходные по морфемному строению слова «внеклассное»
- 6 Синонимы слова «внеклассное»
- 7 Предложения со словом «внеклассное»
- 8 Сочетаемость слова «внеклассное»
- 9 Значение слова «внеклассное»
- 10 Как правильно пишется слово «внеклассное»
- 11 Ассоциации к слову «внеклассное»
Слоги в слове «внеклассное» деление на слоги
Количество слогов: 4
По слогам: вне-кла-ссно-е
По правилам школьной программы слово «внеклассное» можно поделить на слоги разными способами. Допускается вариативность, то есть все варианты правильные. Например, такой:
внек-лас-сно-е
По программе института слоги выделяются на основе восходящей звучности:
вне-кла-ссно-е
Ниже перечислены виды слогов и объяснено деление с учётом программы института и школ с углублённым изучением русского языка.
сдвоенные согласные сс не разбиваются при выделении слогов и парой отходят к следующему слогу
Как перенести слово «внеклассное»
вне—классное
внек—лассное
внеклас—сное
Морфологический разбор слова «внеклассное»
Часть речи:
Имя прилагательное (полное)
Грамматика:
часть речи: имя прилагательное (полное);
род: средний;
число: единственное;
падеж: именительный, винительный;
отвечает на вопрос: Какое?
Начальная форма:
внеклассный
Разбор слова «внеклассное» по составу
вне | приставка |
класс | корень |
н | суффикс |
ый | окончание |
внеклассный
Сходные по морфемному строению слова «внеклассное»
Сходные по морфемному строению слова
Синонимы слова «внеклассное»
1. внеурочный
2. внешкольный
3. домашний
4. самостоятельный
5. внеаудиторный
Предложения со словом «внеклассное»
Однако тексты написаны на основе содержания литературных произведений, обозначенных в школьной программе для изучения на уроках и рекомендованных для внеклассного чтения.
Галина Овдиенко, Подготовка к ЕГЭ. Русский язык и литература. Экзаменационное сочинение, 2015.
Используя рекомендуемую литературу разработайте собственные варианты внеклассных занятий по формированию навыков общения, презентации профессиональных качеств.
Коллектив авторов, Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 2: учебник для вузов, 2014.
Эти работы содержат ценные идеи о воспитательной роли коллектива, о разнообразных формах внеклассной работы, об усовершенствовании методов и форм обучения, о подготовке учителей.
Наталия Александровна Богачкина, Педагогика. Шпаргалка, 2009.
Сочетаемость слова «внеклассное»
1. внеклассное чтение
2. внеклассная работа
3. внеклассные занятия
4. (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «внеклассное»
ВНЕКЛА́ССНЫЙ , -ая, -ое. Происходящий, производящийся не в классе или в свободное от классных занятий время. Внеклассные занятия. Внеклассная работа. Внеклассное чтение. (Малый академический словарь, МАС)
Как правильно пишется слово «внеклассное»
Правописание слова «внеклассное»
Орфография слова «внеклассное»
Правильно слово пишется:
Нумерация букв в слове
Номера букв в слове «внеклассное» в прямом и обратном порядке:
Ассоциации к слову «внеклассное»
-
Чтение
-
Иркутск
-
Организатор
-
Мероприятие
-
Объём
-
Дирекция
-
Занятие
-
Пособие
-
Кружок
-
Учебник
-
Урок
-
Обучение
-
Школа
-
Преподаватель
-
Математик
-
Аэродром
-
Гимназия
-
Станция
-
Программа
-
Класс
-
Учительница
-
Повесть
-
Учитель
-
Работа
-
Литература
-
Задание
-
Произведение
-
Заместитель
-
Ученик
-
Воспитание
-
Деятельность
-
Применение
-
Сборник
-
Регион
-
Директор
-
Проведение
-
Студент
-
Приключение
-
Книга
-
Заведение
-
Мост
-
Серия
-
Кружка
-
Характер
-
Учреждение
-
Основное
-
Основа
-
Подготовка
-
Содержание
-
Организация
-
Образование
-
Русская
-
Ребёнок
-
Руководитель
-
Журнал
-
Проект
-
Стих
-
Роман
-
Материал
-
Институт
-
Процесс
-
Рассказ
-
Родитель
-
Тип
-
Участие
-
Учащийся
-
Воспитательный
-
Школьный
-
Пассажирский
-
Педагогический
-
Общеобразовательный
-
Дальневосточный
-
Классный
-
Классовый
-
Региональный
-
Учебный
-
Грузовой
-
Железнодорожный
-
Обязательный
-
Начальный
-
Дополнительный
-
Спортивный
-
Железный
-
Домашний
-
Художественный
-
Технический
-
Московский
-
Различный
-
Английский
-
Детский
-
Крупный
-
Рекомендовать
-
Проводиться
-
Входить
-
Участвовать
-
Выполнять
-
Являться
-
Принимать
-
Заниматься
-
Расположить
На букву В Со слова «внеклассное»
Фраза «внеклассное чтение»
Фраза состоит из двух слов и 17 букв без пробелов.
- Синонимы к фразе
- Написание фразы наоборот
- Написание фразы в транслите
- Написание фразы шрифтом Брайля
- Передача фразы на азбуке Морзе
- Произношение фразы на дактильной азбуке
- Остальные фразы из 2 слов
04:49
Барбоскины | Внеклассное чтение ???????????? Новая серия | 205 | Премьера!
45:45
Борис Акунин: Внеклассное чтение 1/5 часть. Аудиокнига
45:04
Борис Акунин: Внеклассное чтение 2/5 часть. Аудиокнига
03:27
НИКОЛАЙ НОСОВ — СТУПЕНЬКИ внеклассное чтение 2 класс
18:43
Синекдоха Монток – Внеклассное Чтение (full album) 2012
47:23
Борис Акунин: Внеклассное чтение 3/5 часть. Аудиокнига
Синонимы к фразе «внеклассное чтение»
Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.
Фразы
- + внеклассная работа −
- + внеклассное чтение −
- + внеклассные занятия −
- + волшебник изумрудного города −
- + выразительное чтение −
- + группа продлённого дня −
- + детское чтение −
- + домашнее чтение −
- + дорогие ребята −
- + задание на дом −
- + интересная книга −
- + как я провёл лето −
- + классный журнал −
- + контрольная работа −
- + круг чтения −
- + литературные чтения −
- + методические пособия −
- + младшие школьники −
- + небольшой рассказ −
- + основы религиозных культур и светской этики −
- + писать сочинение −
- + предмет в школе −
- + пройдённый материал −
- + родительское собрание −
Ваш синоним добавлен!
Написание фразы «внеклассное чтение» наоборот
Как эта фраза пишется в обратной последовательности.
еинетч еонссалкенв 😀
Написание фразы «внеклассное чтение» в транслите
Как эта фраза пишется в транслитерации.
в армянской🇦🇲 վնեկլասսնոե չտենիե
в грузинской🇬🇪 ვნეკლასსნოე ჩთენიე
в латинской🇬🇧 vneklassnoye chteniye
Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN
xn--80adjbxglej2aa xn--e1aaitx3a
Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.
dytrkfccyjtxntybt
Написание фразы «внеклассное чтение» шрифтом Брайля
Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.
⠺⠝⠑⠅⠇⠁⠎⠎⠝⠕⠑⠀⠟⠞⠑⠝⠊⠑
Передача фразы «внеклассное чтение» на азбуке Морзе
Как эта фраза передаётся на морзянке.
⋅ – – – ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – – – ⋅ – – – ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅
Произношение фразы «внеклассное чтение» на дактильной азбуке
Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).
Передача фразы «внеклассное чтение» семафорной азбукой
Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.
Остальные фразы из 2 слов
Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.
- а вдобавок
- а вдруг
- а ведь
- а вот
- а если
- а ещё
- а именно
- а капелла
- а каторга
- а ну-ка
- а приятно
- а также
- а там
- а то
- аа говорит
- аа отвечает
- аа рассказывает
- ааронов жезл
- аароново благословение
- аароново согласие
- аб ово
- абажур лампы
- абазинская аристократия
- абазинская литература
Комментарии
@brpo 01.01.2020
11:11
Что значит фраза «внеклассное чтение»? Как это понять?..
Ответить
@imhhgw 02.09.2022
22:15
1
×
Здравствуйте!
У вас есть вопрос или вам нужна помощь?
Спасибо, ваш вопрос принят.
Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука
Палиндромы Сантана
Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.
Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.
По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.
внеклассный
→
внеклассное — прилагательное, именительный п., ср. p., ед. ч.
↳
внеклассное — прилагательное, винительный п., ср. p., ед. ч.
Часть речи: прилагательное
Положительная степень:
Единственное число | Множественное число | |||
---|---|---|---|---|
Мужской род | Женский род | Средний род | ||
Им. |
внеклассный |
внеклассная |
внеклассное |
внеклассные |
Рд. |
внеклассного |
внеклассной |
внеклассного |
внеклассных |
Дт. |
внеклассному |
внеклассной |
внеклассному |
внеклассным |
Вн. |
внеклассного внеклассный |
внеклассную |
внеклассное |
внеклассные внеклассных |
Тв. |
внеклассным |
внеклассною внеклассной |
внеклассным |
внеклассными |
Пр. |
внеклассном |
внеклассной |
внеклассном |
внеклассных |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями. Термин предложен (1886) В. П. Шереметевским в методике обучения чтению; со 2-й пол. 19 в. закрепился в рус. пед. науке и шк. практике для обозначения обязательного по программе раздела обучения чтению. В отеч. школе В. ч. стало элементом уч.-воспитат. процесса, охватывающим все ступени обучения, включая старшую.
Специфика В. ч. лит. произведений в том, что его цели и отбор книг предопределены и ограничены, с одной стороны, системой обучения и возможностями реального книжного фонда, с другой — выбором педагога-организатора. Исторически за В. ч. закрепились след. осн. цели: расширение и углубление читательского кругозора, познават. интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирование у них желания и умения целенаправленно читать книги в свободное время по собств. выбору. Средства пед. организации В. ч. разнообразны: чтение вслух, живое слово учителя, аудиовизуальные пособия, пропагандирующие лучшие книги, рекомендательные списки, знакомство с б-кой и библиотечно-Библиографич. видами помощи читателю, а также непосредств. уч. деятельность в доступном круге чтения, систематич. его изучение как сферы избирательного общения. Для В. ч. характерны испецифич. формы организации уч. процесса: урочные (уроки внеклассного чтения, библиотечные уроки и др.) и внеурочные (лит. праздники, конференции, конкурсы, посещение лит. музеев, книжных выставок и т. п.), т.е. групповая (по интересам) и индивидуальная работа с читателем-учащимся в стенах школы, в б-ке и др. внешк. учреждениях.
Иерархия и приоритетность целей В. ч., выбор средств и форм обучения зависят от системы руководства детским, подростковым и юношеским чтением, к-рой придерживается педагог-организатор. Существуют неск. таких систем.
Исходная, традиционная, система пед. организации дет. чтения в массовой школе сложилась эмпирически (в России она начала формироваться в 18 в.). В этой системе на первое место в качестве цели выдвигались расширение и углубление знаний, навыков, предусмотренных шк. программой, начиная с непосредственного совершенствования техники чтения в нач. школе до последующей профориентации. Воспитание любви к книге и самостоят. чтению рассматривалось как логическое следствие аксиоматич. и авторитарных установок типа: «Будешь много читать — будешь много знать!», «Любите книгу — источник знаний!». Соответственно среди средств обучения предпочтение отдавалось беседе, рассказам о книгах и пользе чтения, чтению вслух, рекомендательным (а по сути обязательным) спискам, нужным, по мнению педагога, в равной мере всем учащимся. Осн. формы руководства В. ч. в этом случае — уроки. В. ч. (их периодичность регулировалась уч. планом и программой), а также все виды внеурочной работы с читателями. Причём эти формы работы практически не дифференцировались, так как их функции — пропаганда книг и контроль за дет. чтением — совпадали. Гл. условие эффективности данной системы — высокий социальный статус учителя, а по мере взросления учеников и престижность собственно знаний и1 образованности. Недостаток системы — отсутствие организованного обучения, вследствие чего уч-ся так и не узнавали доступного им круга чтения во всей полноте, книгой пользоваться не умели, выбирать книг в расчёте на себя не пробовали (книги им «давали» или «задавали»). Т. е, необходимых читательских знаний, умений и привычек в рамках В. ч. уч-ся в шк. курсе не приобретали.
Более совершенной была система В. ч., появление к-рой в кон. 19 — нач. 20 вв. связано с созданием и распространением спец. дет, библиотек, в т. ч. школьных, и читален. Правда, цели этой системы выходили за рамки собственно В. ч. и как бы интегрировали чтение классное и внеклассное в нач. школе, урочное и внеурочное — в ср. звене, программное и внепрограммное — в ст. классах, ибо в центр внимания было выдвинуто воспитание у уч-ся культуры чтения.
Ведущими средствами пед. организации самостоят. работы с лит-рой, кроме чтения вслух, рассказов о книгах и разного рода бесед, стали знакомство с библиотекой, формирование навыков пользования ею, приобретение учащимися знаний о видах помощи читателю. Формы организации В. ч. представляли собой сочетание соответствующих уроков (строились на материале внепрограммных лит. произведений, нередко собранных для удобства в особые хрестоматии по классам) с библиотечными уроками, для к-рых были разработаны спец. программы занятий (также по классам). Уроки В. ч. дублировали цели и содержание уроков классного чтения и лит-ры. Практически В. ч. как бы раздваивалось, либо приобретая характер необязательности в условиях школы, либо превращаясь в строго регламентированную работу (внеурочную или внешкольную) детей с книгой в б-ке. Эффективность обучения была обусловлена наличием вблизи школ специализи-ров. дет. б-к и читален с организованным книжным фондом, личностью и уровнем квалификации библиотекаря, согласованностью пед. и читательских пристрастий и действий учителя и библиотекаря в рамках данной системы. Практика показала, что соблюсти единство этих трёх факторов удаётся крайне редко. В оптимальном случае, когда особое внимание организаторов В. ч. уделяется индивидуальной и групповой работе с читателями, у детей чспешно формируются практич. навыки обращения в б-ку, работы в читальном зале. Это обеспечивает расширение и углубление читат. кругозора, развитие поз-нават. интересов. Пользуясь б-кой, уч-ся могут приобрести опыт публичных выступлений на диспутах, конференциях т. п. и приобщиться к творческой и ясследоват. деятельности. Однако, поскольку непосредств. общение с книгой осуществляется только в условиях библиотеки, то отсутствие книжного фонда в классе ведёт к потере у детей интереса к урокам чтения и лит-ры. В этих условиях уч-ся недополучают знания и умения для самостоят. чтения, чего даже ква-лифициров. библиотекарь, встречаясь с классом один раз в неделю, восполнить не может.
В ряде случаев, не имея спец. программы и уч. материала для В. ч., учитель передоверяет его организацию библиотекарю. Уч-ся, особенно в нач. классах, где формируется культура чтения, как правило, приходят в б-ку только на библиотечные уроки. Часто их «проводят» строго по расписанию для всего класса, не считаясь с индивидуальными желаниями и потребностями; уч-ся должны отчитываться перед библиотекарем за своё чтение. Это приводит к тому, что вместо культуры чтения у уч-ся вырабатывается стойкий «иммунитет» по отношению к б-ке.
С развитием психолого-пед., книговедческих и др. наук в 20 в. дет. лит-ра стала восприниматься не просто как нек-рая совокупность произведений для дет. чтения, но как особый книжный мир, специфич. часть культуры. Теоретич. осмысление дет. чтения значительно активизировалось в 70-е гг. с позиций деятель-ностного подхода. В МГПИ были осуществлены теоретико-эксперим. исследования и предложена теория активного формирования читательской деятельности учащихся. На этой основе разработана новая система В. ч. Её ведущая цель — воспитание у учащихся, начиная с мл. шк. возраста, интереса к книге как опыту, необходимому формирующейся личности, и читательской самостоятельности. Эта последовательно проводимая пед. деятельность направлена на пробуждение и осознание каждым учащимся своих личностных социально-культурных потребностей и возможностей, затем на их стабилизацию и развитие с помощью избирательного самостоят. чтения. Осн. средства обучения — изучение книги как инструмента просвещения, мира книг как сокровищницы социально-культурного опыта и воспитание отношения к чтению как деятельности, обеспечивающей потребности растущего человека. Ведущие формы организации уч. процесса — уроки читательской самостоятельности, идущие параллельно сначала с обучением грамоте, затем с обучением самостоят. работе с текстом лит. произведений на уроках классного чтения в нач. школе или лит. чтения и лит-ры в ср. и ст. классах. Все внеурочные формы организации дет. чтения (школьные и внешкольные) сохраняют своё значение и используются в работе с учащимися во внеурочное время по индивидуальному желанию. Эти формы организации В. ч. могут рассматриваться также как средство избирательного творческого самовыражения уч-ся в их движении по пути самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Условия эффективной реализации системы в практике массовой школы: обеспечение уч. процесса (особенно в нач. классах) дет. книгами разнообразного содержания всех осн. типов и структур; знание педагогом объективных закономерностей, определяющих методику В. ч. по этапам и периодам обучения в зависимости от уровня готовности учащихся к разным видам читательской деятельности; систематич. посещение учащимися б-ки — индивидуально, с личностно-осознаваемой целью (для самостоят. пользования абонементом, работы в читальном зале). В этом случае возможна миним. зависимость самостоят. читательской деятельности учащихся от непосредств. организатора В. ч. и макс, свобода для пробуждения и формирования у детей личностных потребностей, предпочтений. Система также рассчитана на то, что по мере овладения методикой Б. ч. педагог не только получает возможность дифференцировать уч.-воспитат. работу и индивидуализировать процесс обучения чтению, но и сам совершенствуется как профессионал и личность.
Совершенствование методики чтения в совр. условиях предусматривает возможность поиска альтернативных систем пед. организации В. ч.
Лит.: Шереметевский В. П., Соч., М., 1897; Актуальные проблемы методики обучения чтению в нач. классах, М., 1977, гл. 5; Светловская H. H., Самостоят. чтение мл. школьников (теоретпко-эксперим. исследование), М., 1980; её же, Методика внеклассного чтения, M. М Н. Светловская.
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА →← ВЛИЯНИЕ В ВОСПИТАНИИ
А.М. Горький назвал книгу источником знаний. Однако путь к этому источнику у наших детей сложный и трудный. И рождён он отнюдь не органическим пренебрежением к чтению, а причинами, вызванными многими обстоятельствами нашего быстротекущего времени: бурным техническим прогрессом, почти во всех отраслях жизни, сопровождающимися потоком огромной научной информации. Книга же (речь идёт о художественной литературе) как один из древнейших источников знаний как бы отошла на второй план, так как нашла себе замену в других видах искусств: кино, телевизионных передачах, театре и т.д.
В настоящее время нет официального урока внеклассного чтения. Работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения. Повести речь не о чтении вообще, а о чтении внеклассном, которое проводится во время свободное от школьных занятий, о том, как сделать так, чтобы такое чтение было для детей интересным, доставляло им радость, я постараюсь рассказать, опираясь на свой личный опыт.
Проведение внеклассного чтения в начальных классах во внеурочное время решает такие задачи, как развитие читательской самостоятельности (чтение книг в свободное время по собственному выбору, расширение читательских и избирательных интересов), закрепление навыка самостоятельного чтения, решение методической проблемы: где ребёнок должен читать и откуда брать книги.
Однако для осуществления этих задач неизбежно требуется решить и другие, не менее важные.
1. Получение детьми информации из других источников. Наше время, как известно, располагает большими возможностями, способствующими дать ребёнку разносторонние и многообразные сведения по различным вопросам знаний. Однако эта информация подчас доходит до него в распылённом виде, осмыслить же её, привести в систему и направить на обогащение себя чем-то новым он не всегда способен из-за недостатка жизненного опыта, а мы взрослые, не находим время ему в этом помочь. И получается, что ребёнок пользуется лишь только внешним, привлекающим его внимание фактором. Так ребенок часами может сидеть, например, у компьютера, телевизора, и хотя из увиденного не всегда всё ему понятно, однако его это привлекает сильнее, он считает, что это лучше, чем читать пусть даже интересную книгу.
К другим источникам информации следовало бы отнести детские театры, большое разнообразие занятий дополнительного образования. Здесь тоже всё интересно и полезно. Учащиеся с увлечением рассказывают о своих занятиях, проблему чтения отодвигая на последний план: читать скучно, общение с книгой один на один – занятие не из весёлых.
2. Организация свободного времени. Под этим понятием подразумевается, прежде всего, время после занятий в школе, когда большинство детей предоставлены сами себе и выбирают отдых по своему усмотрению. И книга опять не на первом месте. Чаще всего это время посвящено играм, прогулкам, увлечению компьютерными играми. Да и ученики знают, что урок чтения бывает каждый день и задание на дом по чтению – прочитать заново вслух.
3. Наличие художественной литературы для внеклассного чтения. Несмотря на то, что школы в своём распоряжении имеют достаточно хорошие библиотеки, их фонд не всегда удовлетворяет читательский интерес детей. Кроме того наполняемость классов значительно превышает число имеющихся в библиотеке книг. В библиотеках имеются ветхие книги, и их замена новыми бывает не часто. Всё это создаёт определённые трудности в подборе нужной литературы для внеклассного чтения.
Каким же путём можно было бы преодолеть психологический барьер ребёнка, чтобы не ущемляя его интереса к другим видам информации и сохраняя время на дополнительные занятия и развлечения после школьных занятий, привить ему радость общения с книгой?
28 лет я работаю учителем в начальной школе. Последние годы мучаюсь тем, что дети с трудом приобщаются к книге. Навыки чтения приобретают, а вот желание читать как можно больше, регулярно брать книгу в руки, испытывать радость от прочитанного у них как-то не появляется.
Родителям порой не хватает времени следить за подготовкой уроков детьми, систематически интересоваться их чтением. Не во всех семьях так, но во многих.
Вот и приходится думать, как же зажечь у детей искорку интереса к чтению, чтобы они читали не по принуждению, а по желанию. И чем раньше появится эта искорка, чем раньше появится у детей желание читать, тем будет лучше.
«Уголок чтения»
За годы работы я перечитала большое количество рекомендаций о воспитании в детях любви к книге. Много полезного извлекла из них, много сделала и сама. Так в последние годы у меня в классе существует «Уголок чтения». Я пришла к выводу, что организация такого «Уголка» очень хорошее и нужное дело. Поделилась опытом с учителями начальной школы, многие отозвались о нём положительно, организовали «Уголок чтения» у себя в классе.
«Уголок чтения» расположен так: в углу класса стоит журнальный столик, слева от него висит табличка — «Уголок чтения» и полка для книг, прямо – стенд. На стенде нарисованы: Мурзилка (слева), восемь весёлых человечков – Буратино, Дюймовочка, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Гурвинек, Карандаш, Петрушка (справа). В середине стенда написано. На журнальном столике лежат детские журналы («Мурзилка», «Тошка» и др.). Где взять столько журналов? В последние годы родители выписывают и покупают для своих детей детские журналы. В первый же день получения журнала, мы рассматриваем его коллективно, прочитываем отдельные рассказы, затем дети берут журналы домой. Читают его дома, и в классе после уроков. После того как журнал прочитан, рассмотрен, дети дарят его для классной библиотечки. На переменках, после уроков, во второй половине дня ученики берут любой журнал и рассматривают его. С каким удовольствием учащиеся рассматривают картинки, читают подписи, делятся впечатлениями, радуются тому, что уже читают журнал! Читать пытаются все, так как рисунки возбуждают любознательность, желание поскорее узнать, что же там написано. Я только слежу, вовремя на что-то обращу внимание детей, натолкну их на мысль и т. д. Через определённое время вижу, что эти журналы просмотрены, наскучили, тогда я их убираю, а на стол кладу новую партию. Новый интерес, новая радость!
На книжных полках в нашем уголке лежат и альбомы, сделанные детьми, посвященные различным детским писателям.
Я считаю «Уголок чтения» удачной находкой. Думаю, что он помог бы всем учителям начальных классов, особенно начинающим, развить у детей интерес к чтению книг, приобщить их к чтению.
Сейчас мои дети с удовольствием читают, берут книги в библиотеках и вообще увлечены чтением. Бывают, конечно, некоторые исключения, но они единичны.
Создание классной библиотечки.
Это была инициатива учеников. Родители одобрили наше начинание и с удовольствием помогали подбирать нужную литературу. Претворение в жизнь этой идеи не только помогло мне обеспечить нужной книгой некоторых социально незащищённых учеников, но и явилось важным воспитательным фактором: формирование библиотечки личными книгами повышала ответственность учащихся к более бережному отношению к книгам, сплачивала детский коллектив, учила быть щедрыми, делиться с другими людьми.
Создание библиотечки помогло мне организовать работу по составлению каталожных карточек, систематизации материала, тематическому восприятию прочитанного. После организационной работы по оформлению классного книжного фонда, было принято решение о передаче книг в пользование класса. Эта передача происходила в торжественной обстановке, в присутствии учеников и их родителей. Это событие стало настоящим праздником, объединившим детей и родителей, примером связи семьи и школы. Родители подчеркнули, что дети должны бережно относиться к книгам и посоветовали после окончания начальной школы передать книги будущим первоклассникам.
Так в классе появилась собственная библиотека. В ней собрались книги, каких подчас не встретишь в школьной библиотеке. К нам в класс даже стали заходить ученики других классов и просили дать им что-нибудь почитать.
Создание классной библиотеки с помощью родителей не самоцель и не роскошь. своим появлением она не только расширяла возможности в интересной и организованной форме проводить внеклассное чтение, но и решала проблему приобщения ребёнка к книге.
Сотрудничество с библиотекой.
Внеклассное чтение – одно из наиболее творческих занятий в начальной школе. Это возможность использования разнообразного литературного материала, варьирования тем, форм и места проведения занятий внеклассным чтением.
Союз педагога и библиотекаря в этом случае можно рассматривать как объединение усилий, направленных на формирование читательской культуры ребёнка. Учитель обладает информацией об индивидуальных особенностях ребёнка, библиотекарь особым подходом к работе с книгой. Дети в результате регулярного посещения библиотеки овладевают навыками самостоятельной работы с книгой (выбор книг, составление рекомендательных списков, краткий рассказ о содержании книги и т.д.), учатся общаться и мыслить на литературном материале. Мои наблюдения привели меня к выводу, что именно отношение педагога к библиотеке во многом определяет место книги в жизни младшего школьника.
Впервые в дети приходят всем классом на экскурсию. И уже при этой встрече важно, чтобы дети были настроены на восприятие библиотеки как источника знаний, место отдыха и общения. Во время экскурсии дети узнают новые слова: абонемент, книгохранилище, читательский билет. Детям показывают, какие бывают разные книги – книги-великаны и книжки-малышки, книжки-игрушки и т.п.
В последующие посещения дети подбирают книги для очередного занятия сначала с помощью библиотекаря, а затем самостоятельно.
Любое литературное мероприятие в библиотеке проходит ярче и эффективнее, чем в школе. Раскрыть тему помогают иллюстрации, аудио и видеозаписи.
Проведение уроков внеклассного чтения.
Организация такого урока требует от учителя большой ответственности и серьёзной подготовки, чтобы это было направлено на развитие лучших моральных и эстетических качеств ребёнка. Достичь этого можно было только лишь при условии творческого участия каждого из них в процессе подготовки и проведения урока внеклассного чтения. В этом подходе я руководствуюсь словами Н.К. Крупской: «Литература больше, чем какой-либо другой предмет, должна покоиться на самодеятельности ребят. Необходимо развить в них интерес к литературе … научить на коллективной работе в данной области, организовать их самодеятельность, прийти им на помощь».
Только участие и заинтересованность каждого ребёнка в процессе подготовки внеклассного чтения могли обеспечить успех проводимого уроков – праздников, которые готовились и проводились под девизом: «На празднике книги мы не гости, а хозяева».
В своей работе я использую большое разнообразие видов и форм подготовки и проведения уроков внеклассного чтения. Это и беседы о прочитанном, коллективное решение вопросов, поставленных в произведении, составление альбомов с иллюстрациями к произведениям, организация книжных выставок, проведение литературных экскурсий, читательских конференций, викторин, инсценировки произведений и многое другое.
Когда это уместно, рассказываю детям о писателях и художниках, которые работают над книгами, о том, что из книг люди узнают о прошлом нашей Родины, о героях войны и труда.
Нередко приглашаю в класс бывших учеников. Они помогают ставить небольшие спектакли, инсценировать стихи и басни, читают детям стихи, рассказы, загадывают загадки.
При подготовке к урокам особое внимание уделяю выразительному чтению. Почти все сказки ученики рассказывают в лицах. Всегда группа детей готовит чтение или пересказ по ролям любого стихотворения или рассказа по теме.
Большую помощь при подготовке к интересным урокам оказывают мне родители. Я объясняю им, как должен читать ребёнок дома, даю рекомендации. Кроме букваря первоклассники читают по 15 минут вслух тексты из книжечек, которые я изготовила вместе с родителями и старшими учениками (это небольшие тексты, использованные из старых изданий букваря), а те, кто может, начиная со второго полугодия, читают небольшие книжечки.
Чтобы дети приучились использовать умение читать, предлагаю им темы для самостоятельной подготовки к утренникам. Например, вначале года даю для работы «Правила для учащихся». Каждая группа ребят выбирает один пункт правила и готовят всё по этому пункту. Дети отыскивают стихи и считалки, пословицы, басни, песни.
Провожу «минутки», которые дети называют «Новости», читательские конференции, конкурсы на лучшее сочинение по теме. В 4 классе уже все дети читают бегло и выразительно, хорошо работают с книгой, умеют пользоваться справочниками и словарями. Беглое выразительное чтение помогает учащимся успешно изучать другие предметы, хорошо учиться в среднем и старшем звене.
Для подготовки к урокам вместе с ребятами составили правила, способствующие целенаправленному чтению.
Эти правила были следующие:
- Старайся читать вслух.
- Не торопись при чтении, глубоко вникай в смысл написанного.
- Посмотри, как ведут себя герои книги, подумай, почему они себя так ведут.
- Учись у них хорошему, не подражай плохим поступкам героев.
- Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила, что ты приобрёл, от чего отказался в своём поведении.
- Книги пишутся для тебя, умей извлечь из них пользу.
- Люби и береги книгу.
Чем интереснее, нагляднее и творчески проводится работа с книгой, тем больше её влияние на формирование мировоззрения школьников. По этому поводу В.А. Сухомлинский утверждал: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг. Книга должна стать для каждого воспитанника другом, наставником и мудрым учителем. Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой — к раздумьям и размышлениям. Уединение – не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность». И далее: «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».