Вопросительный знак (?) — это завершающий предложение знак препинания, который оформляет прямой вопрос или сомнение в чем-либо.
Узнаем, что такое вопросительный знак в русском языке, с какой целью его ставят в предложении. Приведем примеры предложений с вопросительным знаком.
В системе знаков препинания русского языка существуют завершающие предложение небуквенные символы:
- точка
- восклицательный знак
- вопросительный знак
- многоточие.
Рассмотрим функцию вопросительного знака в предложении, в каких случаях его употребляют как завершающий знак.
Что такое вопросительный знак?
В русском языке предложения по цели высказывания характеризуют как
- повествовательные
- побудительные
- вопросительные
Вопросительный знак ставится обычно в конце высказывания, с помощью которого говорящий хочет узнать о чём-то, стремится получить интересующую его информацию или решить какую-то проблему, волнующую его в момент речи, а также если сомневается в чем-то.
Кто тебе это сказал?
Я пришёл к вам вовремя?
Эти предложения представляют собой прямой вопрос и произносятся с особой характерной интонацией. Тон голоса повышается, а также делается смысловой акцент на важном для смысла предложения слове. По цели высказывания это вопросительные предложения, которые в письменной речи оформляются с помощью специального завершающего символа — вопросительного знака.
Определение
Предложение, в котором говорящий спрашивает о чем-либо или хочет получить подтверждение или отрицание высказанной им мысли, называется вопросительным.
Вопрос говорящего может быть направлен к собеседнику или к самому себе.
Вы расскажете мне об этом подробнее?
Смогу ли я помочь вам?
Происхождение вопросительного знака
Интересно происхождение этого символа. Его начали употреблять в печатных изданиях с XVI века, причём вопросительный знак не всегда имел знакомый нам современный вид. Его появление связывают с латинским словом quaestio, что буквально значит «поиск». Начальную и конечную букву этого слова, q и o, пишущий ставил после высказывания, требующего ответа. Затем букву q стали писать над о, то есть располагать эти символы столбиком. Буква о всё уменьшалась в размерах, пока не превратилась в точку. Вопросительный знак приобрел современное начертание к XVIII веку.
Употребление вопросительного знака
В первую очередь вопросительный знак, как уже выяснено, завершает предложение, которое по цели высказывания является вопросительным. Говорящий ставит прямой вопрос собеседнику, спрашивает о чем-то неизвестном ему или выражает свое сомнение.
Где вы приобрели эту книгу?
Понадобится ли мне этот инструмент?
Ты не опоздаешь к поезду?
Кроме характерной интонации, смыслового выделения важного слова, определенного порядка слов, для оформления прямого вопроса используются специальные слова:
- вопросительные местоимения
- вопросительные наречия
- частицы
Сколько солнечных дней было в этом месяце?
Где спрятано сокровище пиратов?
Неужели тебе это неясно?
Запомним!
Имеем в виду, что вопросительный знак не ставится в сложных предложениях, содержащих косвенный вопрос.
Алёну часто спрашивают, где она научилась так хорошо рисовать.
Если же сложное предложение целиком представляет собой прямой вопрос, то его завершает вопросительный знак.
Разве вы не знаете, когда это случилось?
Обратим внимание, что, кроме характерной интонации, в первой части сложного предложения используется вопросительная частица «разве». Вопрос в сложном предложении может выражаться и без частицы, а только с помощью интонации.
Вы не против, если я скажу вам правду?
Прямой вопрос может содержаться во второй части бессоюзного сложного предложения.
Иногда Анна задавала себе вопрос: неужто никто не разделяет её взглядов?
Отметим, что вопросительный знак ставится также в конце предложения, которое по своей сути не требует ответа. Ответ изначально всем известен и понятен. Это риторический вопрос, который используют лекторы, ораторы для привлечения внимания аудитории к поднятой проблеме. Этот прием ораторского искусства служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо.
Кому неизвестна эта истина? (Всем известна эта истина).
Вопросительный знак может сочетаться с восклицательным знаком для обозначения удивления или недоумения (?!). По правилам пунктуации русского языка первым пишется вопросительный знак.
И зачем тебе это только понадобилось?!
Вопросительный знак может употребляться и с многоточием, если к прямому вопросу присоединяется дополнительное чувство недосказанности или раздумья. От символа многоточия остаются только две точки.
Кто же это звонил?..
А вы знаете, зачем в испанском языке перевёрнутый вопросительный и восклицательный знак используют в начале предложения? Ответ можно узнать, посмотрев видео.
Средняя оценка: 4.2.
Проголосовало: 5
Правила оформления прямой речи и мыслей
Диало́г — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми, также бывает письменный диалог между двумя или более людьми посредством написания текста в письмах или другими методами; специфическая форма общения и коммуникации, диалог — это вопросы и ответы двух и более оппонентов, участвующих в разговоре или обсуждении чего-либо.
Почти во всех книгах присутствует разговоры между персонажами (диалоги) и их мысли. Но очень часто натыкаюсь в книгах на неправильное их оформление. Вот и решила еще раз заострить на этом внимание.
Оформление диалогов
При оформлении диалогов используются пробелы и тире. Однако часто пробелы просто игнорируют или тире пишут слитно с последующим текстом, особенно первое. А некоторые просто ставят дефис вместо тире. Ниже приведен пример из рассказа, опубликованного на сайте.
-Уважаемый,-поперхнулся Харон,- мне это точно не грозит.
Пробелы ставятся после каждого тире и перед всеми, кроме первого, тоже должен иметься пробел. Также пробелы ставятся после всех знаков препинания, кроме дефисов (не путать с тире).
— Уважаемый, — поперхнулся Харон, — мне это точно не грозит.
Но заметить дефисы на тире очень легко, так как на АТ предусмотрена функция «Оттипографить».
Просто в режиме редактирования нужно выделить текст и нажать на данную кнопку. Все дефисы автоматически заменятся на тире, а еще все кавычки «» станут «».
Если с пробелами и тире все понятно и просто, то со знаками препинания и строчными или заглавными буквами возникает путаница, что приводит к ошибкам при оформлении диалогов. Но начнем разбираться по порядку:
Запятая и строчная буква
В русском языке, предложение, содержащее прямую речь и слова автора, является сложным бессоюзным. Вспоминая пунктуацию сложных предложений, можно сделать вывод, что между частями ставится запятая, а не точка. Следовательно, когда речь персонажа закончилась и должна стоять точка, но дальше имеются слова автора, ставится запятая. Исключением являются имена собственные.
— Спасибо, милорд, вы вовремя подоспели иначе мне бы уже не жить, — и рыцарь поднял забрало, под которым оказалось лицо двадцатилетнего юноши.
— Ушедших не вернуть, Стиви, — Дана свернула губы в трубочку и сочувственно склонила голову набок.
Точка и заглавная буква
Существует только один случай, в котором точку можно употребить при написании прямой речи.
Если слова автора никак не комментируют прямую речь, то ставится точка.
То есть, опираясь на случай с запятой, можно сказать, что это не сложное бессоюзное предложение.
— Ты уж постарайся. — Блондин продолжил свой путь.
Слова автора не содержат ничего, что говорило бы о том, к кому шло обращение, с какой интонацией и какими эмоциями. Это просто два разных предложения, никак не поясняющие друг друга.
P.S. Но если поставить запятую и продолжить писать с маленькой буквы, вы никогда не ошибётесь. Точки и большие буквы — уже на усмотрение автора.
Вопросительный знак и строчная буква
Иногда можно встретить вот такое предложение:
-Куда теперь попал, Асклепий?-Спросила Смерть.
С вопросительными предложениями всё обстоит достаточно просто: слова автора после них всегда пишутся с маленькой буквы. Исключением являются только имена собственные, которые всегда пишутся с большой буквы.
— Куда теперь попал, Асклепий? — спросила Смерть.
— Как ты, друг? — Гарри швырнул стерильные перчатки в мусорное ведро.
Восклицательный знак и строчная буква
С восклицательными предложениями ситуация аналогична: слова автора опять идут с маленькой буквы, если не стоит имя собственное.
— Спускайтесь аккуратней, миссис Винсент! — крикнула Дана, когда клиентка пошатнулась на каблуках.
— Вот повезло! — Сергей светился от радости.
Многоточие и строчная буква
Также среди остальных знаков реже, но все же встречается многоточие. Оно свидетельствует о неуверенности персонажа или незаконченности мыслей, или когда говорящего перебивают. Но и с этим знаком все обстоит просто: после многоточия слова автора пишутся с маленькой буквы, если не начинаются с имени собственного.
— Ты бы это, Петрович. — нестройно начали «делегаты», а самая смелая соседка шагнула едва не на грядку.
— Не везёт. — Сергей посмотрел вслед уходящей подруге.
Теперь рассмотрим оформление диалогов, в которых слова автора располагаются внутри прямой речи.
В таких предложениях уже нужно думать над тем, с какой буквы начать писать вторую часть речи персонажа, да и опять могут возникнуть вопросы по поводу знаков препинания перед словами автора. Разберём подробно каждый случай.
Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа
Первый случай: персонаж не закончил и одного своего предложения, а автор уже оставляет свой комментарий к его словам.
В данном случае получается, что перед словами автора будет ставиться запятая и текст после неё, естественно, пишется с маленькой буквы. Но, так как персонаж не закончил предложение, в конце слов автора снова ставится запятая, и речь продолжается с маленькой буквы. То есть, чтобы было проще понять: убрав авторский комментарий, мы получим обыкновенное предложение, возможно, простое. Как и ранее, исключение составят только имена собственные.
— Ага, — подтвердил Харон, — вредные привычки для бессмертного это круто!
— И звать его, — Тристан перевёл взгляд на их лидера, — Илларион.
Убирая авторские комментарии в обоих случаях, мы получаем одно предложение, которое, по сути, никак не делится на два. А если поделить, то выйдет откровенный бред.
Второй случай: не всегда при написании можно поставить запятую после первой части, иногда так и тянет влепить многоточие. Данный случай почти не отличается от предыдущего, только на месте первой запятой будет стоять многоточие. Остальные знаки и строчные буквы не меняются. С именами собственными та же ситуация.
— Я понимаю тебя, но всё же. — большая яркая бабочка опустилась ему на палец, заставив на секунду замолкнуть, — постарайся следовать принятым правилам.
— Ну. — Илларион перевёл безразличный взгляд на провинившуюся парочку, — а мне что делать прикажете?
— Тогда. — он хитро улыбнулся, — Вирджин и пояснит всё.
Повествование. Слова автора расположены между двумя предложениями
Теперь, когда разобраны два самых затруднительных случая, пойдём по стандартной схеме. Как обычно, начнем с простых повествовательных предложений. С ними дела обстоят так же, как и в случае, где после слов автора персонаж ничего больше не высказывал. То есть, говоря проще, перед комментарием автора ставится запятая, и текст продолжает писаться с маленькой буквы. В конце слов автора ставится точка, и дальше текст пойдёт с большой буквы. В виде исключений снова выступают имена собственные.
— Жалко Гермиону, — посочувствовал Уизли. — Хотя она, конечно, и задавака.
— Не моё дело, — Селевк был спокоен и безразличен, впрочем, как и всегда. — И не надо дуть губы на каждый мой отказ.
Тут всё просто, только добавилось ещё одно предложение после слов автора.
Вопрос. Слова автора между двумя предложениями
Случай почти не отличается от вопросов, рассматриваемых ранее. Снова появляется дополнительное предложение после слов автора, которое, кстати, может и не являться вопросом. Сейчас всё внимание стоит сконцентрировать на первой части, идущей до авторского комментария. Именно она заканчивается вопросом. Слова автора пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а новое предложение пишется с большой буквы. Имена собственные снова исключаются из общих правил.
— Ты что, интернет не читаешь? — удивился Петрович и отряхнул от сахарной пыли крепкие рабочие руки. — В тюрьму писак уже год как не сажают. Тюрьма ещё никого не перевоспитала.
— А тогда ты о чём думала? — Тристан недовольно глянул на шатенку, которую нисколько не мучила совесть. — Думаешь, я снова так легко тебе поверю?
Восклицание. Слова автора между двумя предложениями
Вот так неправильно писать.
-Твою ж мать!- Горько высказалась Смерть.- Фортуна на его стороне.
После восклицательного знака слова автора пишутся с маленькой буквы. В конце ставится точка, а новое предложение будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.
— Твою ж мать! — горько высказалась Смерть. — Фортуна на его стороне.
— Отпусти, говорю тебе! — Лина не оставляла попыток не только вырваться, но и оглушить блондина своим звонким голосом. — Отпусти!
Многоточие. Слова автора между двумя предложениями
А теперь пришло время разобраться еще с одним знаком препинания — многоточие. В одном из ранее разобранных случаев было ясно видно, что знак этот не так прост. То ли после него речь будет с большой буквы, то ли с маленькой. У многих часто возникает путаница в этих случаях. Ранее рассматривалось многоточие как знак, свидетельствующий о незаконченности предложения с имеющимся продолжением после слов автора. Сейчас же поговорим о том, когда предложение всё же закончено или не имеет логического завершения, или у говорящего произошла в голове быстрая смена мыслей, что напрямую отразилось в его речи. В этом случае после многоточия слова автора по-прежнему пишутся с маленькой (строчной) буквы, в конце ставится точка, а речь будет писаться с прописной (большой) буквы. Имена собственные — исключение.
— Эх. — тяжело вздохнул юноша, подпирая голову рукой. — И что мне с вами делать?
— Ты достал. — Мэрикейт смотрела полным ненависти взглядом на парня. — Продолжишь и дальше приставать — убью.
Двоеточие. Знак после слов автора
Однако слова автора, прерывающие прямую речь, которые кажутся на первый взгляд практически аналогичными тем, которые не прерывают, имеют и ещё свои подводные камни. Если раньше были рассмотрены только те случаи, когда после слов автора ставится точка или запятая, то следует упомянуть и двоеточие. Когда и где ставится знак двоеточия: если последнее предложение слов автора комментирует или поясняет ту часть речи персонажа, которая идёт после них, ставится двоеточие, тире, а предложение пишется с прописной буквы; если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причём первое слово второй части начинается с прописной буквы.
— А я же тебе говорила, что он связан с Советом! — не унималась Каролина, укоризненно смотря на опечаленного парня. Такой его вид просто не мог не вызывать жалости, отчего у девочки возникло желание успокоить друга: — Ну. ты, Ил, не расстраивайся так.
— Я думаю, — нерешительно проговорил он и добавил: — Мне нелегко принять сразу это решение.
С оформлением диалогов немного разобрались, а теперь остановимся на правилах оформления мыслей.
Оформление мыслей
По своей структуре мысли очень сильно схожи с диалогами, так как в данном случае происходит тот же разговор, но он не озвучивается присутствующим. Например, это может быть телепатический разговор, простые мысли, беседа со своим внутренним «Я» у сумасшедших людей и так далее.
Главное — мысль не может услышать каждый, как обыкновенную речь. Все неозвученные фразы персонажа оформляются так же, как и в обычной речи, но разница только в том, что отсутствует тире в самом начале и слова заключаются в кавычки. Но и тут имеются свои трудности, потому что в кавычках пишется не всё.
Слова автора после мыслей. Постановка кавычек
В этом случае все достаточно просто относительно знаков препинания: они ставятся так же, как и при оформлении диалогов, слова автора всегда пишутся с маленькой буквы. Однако есть одно «но». При оформлении мыслей со словами автора после них никогда не ставится точка. Да, она была в диалогах, но в мыслях её быть не может. Совсем не может. Ещё одна особенность постановки кавычек: слова автора, стоящие после мысли персонажа, не включаются в кавычки.
«Она. » — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.
Пример хорошо отражает все нюансы, оговоренные ранее: первое тире отсутствует, слова автора пишутся за пределами кавычек. Также обратим внимание ещё на несколько вещей: открывающаяся кавычка пишется слитно с первым словом, то есть в отличие от прямой речи здесь не ставится пробел; тире, стоящее после прямой речи, пишется после закрывающей кавычки и отделяется от неё пробелом. В остальном никаких изменений не произошло.
Но особенность мыслей ещё в том, что не все знаки ставятся внутри кавычек, поэтому более подробно остановимся на этом.
Знак препинания внутри кавычек
Просто нужно запомнить, что многоточие, вопросительный и восклицательный знаки всегда пишутся внутри кавычек!
«Да им-то что? Мирон математику сечёт, а Илья. » — Вадим фыркнул.
«Ну и где вы?» — мысленно спросил он.
«Вот дурак!» — недовольно цокнула языком блондинка, наблюдая за товарищем.
Знак препинания за пределами кавычек
Еще раз напомню, что при оформлении мыслей точка не ставится. А ставится запятая, но именно её постановка требует отдельного внимания. Запятая — единственный знак, стоящий после закрывающей кавычки. Никогда она не может писаться внутри них.
«Она бы не успела усвоиться», — пожал плечами Вадим.
Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что запятая пишется, не отделяясь пробелом от закрывающей кавычки. Перед тире пробел ставится, а дальше всё оформляется так же, как и с прямой речью.
Мысли без слов автора. Постановка кавычек
Редко, но бывают случаи, когда мысли персонажа никак не комментируются. В этом случае знаки в конце предложений пишутся внутри кавычек.
«Ну, стресс, может. »
Однако из этого правила есть одно маленькое исключение. Если нет слов автора, а предложение повествовательное, без каких-либо посторонних интонаций, то запятую в конце уже не поставишь. Следовательно, нужна точка. Этот знак препинания ставится только после закрывающей кавычки и только в том случае, если слова автора отсутствуют.
В этом случае отсутствует тире. Точка, как и запятая, пишется слитно с закрывающей кавычкой, не отделяясь пробелом.
Исключение: если стоящая внутри кавычек фраза заканчивается на «и т. д.», «etc.» и тому подобные вещи, то точки в данном случае будет стоять две. Одна — внутри кавычек, вторая — за их пределами. Точка, что пишется внутри кавычек, относится к сокращению, а вторая — уже обозначает непосредственно конец предложения и, как полагается правилами, стоит за кавычками.
Слова автора внутри и после мыслей. Постановка кавычек
Данный случай основывается на тех же правилах, что и все другие, но сложность только в том, что не всегда понятно, когда слова автора пишутся внутри кавычек, а когда за их пределами.
Слова автора внутри мыслей персонажа
Слов автора, как известно, может быть неограниченное количество, но они обязаны чередоваться со словами персонажа. В данном случае с мыслями. А это значит, что в конце окажутся либо слова автора, либо мысль персонажа. Однако сейчас рассмотрим случай, когда последней располагается мысль. В данной ситуации и авторский комментарий будет расположен внутри кавычек.
«Харэ эфир засорять, — оборвал их болтовню Ибрагим. — У нас еще Илья и Мирон».
«А как? Тогда надо было совсем завалить экзамен, — Список ободряюще фыркнул. — Да ну его. На фига нам эта математика?»
Слова автора внутри и после мыслей персонажа
А теперь рассмотрим более сложный вариант: мысли-слова-мысли-слова. Вся эта цепочка заключается в кавычки, кроме последних слов автора. В данном случае такая же ситуация, как и в пункте с авторским комментарием после мыслей, но до этого имеется ещё некоторое количество мыслей, разорванных словами автора.
«Который раз. — вздохнул парень, — они попадают в неприятности, а отвечать за всё мне», — голубые глаза сурово смотрели на близнецов.
Надеюсь, что этот материал пригодится многим.
Вопросительный знак. Условия постановки
- По строгим правилам
- 0
- 14.12.2017
Можно ли ставить несколько вопросительных знаков подряд и найдётся ли место знаку вопроса в середине предложения? Рассказываем о самом сомневающемся знаке в русской пунктуации.
сновное правило, управляющее постановкой вопросительного знака, звучит коротко и ясно: этот знак ставится в конце предложения, содержащего вопрос. Например: Можно мне взять эту книгу? У этого общего правила, впрочем, есть свои частности.
Вопросительный знак и сложносочинённое предложение
Знак вопроса ставится, если все части предложения или только его последняя часть содержат вопрос.
Пример 1: Вы зайдёте за посылкой или ваш друг придёт за ней?
Пример 2: Он уныло молчал, да и разве в таком положении что-то скажешь?
Вопросительный знак и сложноподчинённое предложение
Знак вопроса ставится, если вопрос содержится в главном или и в главном, и в придаточном предложении.
Пример 1: Неужели мог он распорядиться, чтобы люди его остались без крова?
Пример 2: Вы всерьёз спрашиваете, что это за семья?
Вопросительный знак также нужно поставить и в том случае, если придаточное предложение содержит прямой вопрос.
Пример: Начальство косо смотрит на тебя, подчинённые грубят, повариха донимает своей любовью, хотя, на самом деле, что за беда?
Постановка вопросительного знака после предложения с косвенным вопросом возможна, если предполагается сильно выраженная вопросительная интонация.
Пример: Хотел бы я знать, где же искать это сокровище?
Вопросительный знак и бессоюзное сложное предложение
Знак вопроса ставится, если части сложного предложения (разделяемые запятыми) или его последняя часть (после двоеточия или тире) содержит прямой вопрос.
Пример 1: Напишет ли он мне, отвечу ли я ему?
Пример 2: В голове крутился один вопрос: откуда взялась эта девица?
Вопросительный знак в середине предложения
Казалось бы, вопросительный знак привязан к концу предложения, но он может оказаться и в его середине. В этом случае вопросительный знак, обязательно заключённый в скобки, выражает сомнение пишущего по отношению к какой-то части текста.
Утроенный вопросительный знак
В Интернете весьма популярным стало написание предложений с несколькими вопросительными знаками. Например: Что это вы такое говорите. Причина этого явления понятна. Вопросительный знак всегда усиливает эмоциональность сказанного, а несколько вопросительных знаков позволяют говорить уже об эмоциональном накале. Но следует помнить, что по правилам пунктуации ни удвоения, ни утроения вопросительных знаков не допускается.
*Статья написана специально для издания «Правильная речь».
Поиск ответа
Всего найдено: 32
Уважаемая грамота, скажите пожалуйста, нужно ли ставить знак вопроса в заголовках глав книги, например таких, как:
Что такое ОРВИ.
Как предотвратить болезнь.
И еще: нужен ли вопросительный знак на конце в подобных предложениях?
Один из наиболее часто задаваемых вопросов — пройдет ли болезнь без лечения.
Ответ справочной службы русского языка
1. Заголовки можно писать и с вопросительным знаком (Что такое ОРВИ?), и без знаков в конце (Что такое ОРВИ). Выбор за автором.
2. Подобные предложения лучше писать с двоеточием вместо тире и вопросительным знаком: Один из наиболее часто задаваемых вопросов: пройдет ли болезнь без лечения?
Как правильно расставить знаки препинания в данном предложении?
Можно ли использовать Экотеплин без пароизоляции? т.к. не хочется жить в «полиэтиленовом мешке».
То есть нужна ли запятая, тире или что-то еще после вопросительного знака, может «т.к.» нужно начать с заглавной буквы или знак вопроса поставить в другое место?
Ответ справочной службы русского языка
Можно ли использовать «экотеплин» без пароизоляции, т.к. не хочется жить в «полиэтиленовом мешке»?
Очень срочный вопрос,пожалуйста,ответьте. Как оформить следующий тест. Какие виды экспертизы входят в криминалистическую экспертизу: а) фототехническая;б)бухгалтерская;в)трассологическая? Где должен стоять знак вопроса ? Нигде не нашла примера.
Ответ справочной службы русского языка
Знак вопроса – в конце вопросительного предложения.
Какие виды экспертизы входят в криминалистическую экспертизу?
Обратите внимание на написание слова трасологическая (с одной буквой с ).
Очень срочно! Скажите, в предложении — На что следует обратить внимание — нужно ставить знак вопроса ? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Если это вопрос, то нужен вопросительный знак в конце предложения.
У нас на работе возник спор. Разрешите его, пожалуйста. Вот фраза.
Он меня спросил: «Ты читал роман «Что делать?»?» Нужен ли второй знак вопроса ? Мы нашли правило, по которому два одинаковых знака не ставятся, но тут же один знак относится к названию, а другой — к вопросительному предложению. Как быть?
Ответ справочной службы русского языка
Опустим пока первую часть предложения Он меня спросил, рассмотрим вопросительное предложение, содержащее название романа. Правила здесь такие. Если перед закрывающей кавычкой стоит знак вопросительный, восклицательный или многоточие (и на этом предложение заканчивается), то те же знаки, необходимые по условиям всего предложения, не повторяются после закрывающей кавычки.
Ты читал роман «Что делать?»
А вот неодинаковые знаки (перед кавычкой и после кавычки) ставятся.
Как можно не любить роман «Что делать?»!
Приведенное Вами предложение – повествовательное с прямой речью, содержащей вопросительное предложение. Знаки препинания корректно расставить следующим образом.
Он меня спросил: «Ты читал роман «Что делать?»»
Подскажите пожалуйста, ставится ли знак вопроса в заголовке статьи «Каким должен быть уют в квартире?»
Ответ справочной службы русского языка
Вопросительный знак ставится, если интонация предложения вопросительная.
Как правильно пишется предложение «Как же всё-таки самому создать нормальные бытовые условия в квартире.» Со знаком вопроса или нет.
Ответ справочной службы русского языка
Если это вопросительное предложение, в конце ставится знак вопроса .
Здравствуйте! Рассудите нас, пожалуйста, а то мы уже мильон копий сломали :-).
В школьном тесте дано предложение: Ты заметил: лес ведь кончился.
По-моему, если оставить так, как есть, теряется вопросительная интонация первой части. Если поставить в конце вопрос вместо точки — исказится смысл, поскольку изначально автор сентенции не спрашивает про то, кончился ли лес, а про то, заметил ли это его оппонент.
В общем, вопрос такой: какая должна быть пунктуация в подобных случаях, когда первая часть предложения, до двоеточия, имеет одну интонацию (в данном случае вопросительную), а вторая часть, после двоеточия, — другую (повествовательную, например, как здесь).
Или надо переделать предложение: Ты заметил? Лес ведь кончился. (Или поставить вместо точки «!», поскольку на это указывает слово «ведь» — то есть удивление, или «. «, отражающее обомление.)
P. S. О, какое существительное можно образовать от «обомлеть»? 🙂
Ответ справочной службы русского языка
Чтобы читатель смог воспроизвести вопросительную интонацию, нужен знак вопроса : Ты заметил? Лес ведь кончился! Можно оставить лишь восклицательный знак (такой вариант хуже): Ты заметил, лес ведь кончился!
Доброго дня! Подскажите, как правильно написать «замок-незамок»? В смысле, не то замок (ударение на первый слог), не то не замок. И ставить в конце знак вопроса . Спасибо огромное!
Ответ справочной службы русского языка
Нужен ли знак вопроса в предложениях типа «Расскажите о себе», «Назовите свои недостатки»?
Ответ справочной службы русского языка
Эти предложения не являются вопросительными, вопросительный знак не ставится.
Больше всего интересует, как я справился с пятой задачей на производительность.
Нужна ли в данном случае запятая перед «как»? Нужен ли знак вопроса в конце предложения?
Ответ справочной службы русского языка
Запятая ставится, а вопросительный знак, наоборот, не нужен.
Здравствуйте! Почему-то не доходят к Вам мои письма. Поэтому задаю вопрос повторно. Скажите, пожалуйста, если перед перечнем стоит знак вопроса , это равнозначно тому, как стояла бы точка? Например, возьмем Ваш ответ на вопрос 182013: Каким должен быть мобильник для школьника:
1) недорогим;
2) классической модели;
3) ударопрочным.
Если я поставлю вместо двоеточия знак вопроса : Каким должен быть мобильник для школьника? — изменится ли оформление перечня? Например:
1. Недорогим.
2. Классической модели.
3. Ударопрочным.
Надеюсь, что получу все-таки ответ от профессионалов. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Да, такое оформление вполне логично.
Добрый день! Когда перед вопросительными словами не ставится запятая? Например, в трех приведенных предложениях запятая не нужна. Почему и какие еще бывают случаи? Примеры: Тем более ЧТО Россия еще не сказала своего последнего слова. Особенно ЕСЛИ он решится на этот шаг. И, конечно же, слоган «Макдоналдса»: вот ЧТО я люблю.
Ответ справочной службы русского языка
Дело в том, что слова _что, если, когда_ и т. д. могут быть и вопросительными, и относительными местоимениями, и союзами, могут входить в состав других частей речи. Знак вопроса ставится в конце предложений, содержащих вопрос. О разрядах местоимений см. в http://learning-russian.gramota.ru/book/litnevskaya.html?part4.htm#i5 [пособии Е. И. Литневской].
«Меня всегда интересовал вопрос: возможно ли в условиях войны сохранить свои нравственные принципы?» Нужен ли здесь знак вопроса в конце предложения?
Ответ справочной службы русского языка
В связи с прекращением действия статьи 21 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», просим дать разъяснения по следующим вопросам применения Инструкции Банка России № 111-И. 1. Может ли уполномоченный банк использовать бланки уведомления и распоряжения, составленные в соответствии с требованиями пунктов 3.1 и 3.3 Инструкции № 111-И? Нужен ли в данном случае знак вопроса ?
Ответ справочной службы русского языка
В конце предложения в данном случае может ставиться как вопросительный знак, так и точка.
источники:
http://pravilnayarech.ru/voprositelnyj-znak/
http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0&start=15
Вопросительные, повествовательные и побудительные предложения — три типа по цели высказывания. 5 примеров из русской художественной литературы. Составьте вопросительные предложение со словами: досуг, предмет, километр, магазин.
Предложения в русском языке делятся по цели высказывания на повествовательные, побудительные и вопросительные.
Вопросительные предложения содержат вопрос. Цель высказывания — получить в ответ некую информацию, подтверждение или опровержение собственной мысли.
Как вас зовут?
Что зрители думают об этом фильме?
Зачем мы здесь?
Вы ведь уже знакомы с Иваном Петровичем?
Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (М.Ю. Лермонтов).
В устной речи вопрос оформляется с помощью особой интонации, которая повышается в конце предложения. На письме — вопросительным знаком.
Вопросительным может быть и назывное (назывное) предложение. Например: Пожар?! Ваша фамилия?
В вопросительных предложениях используются вопросительные местоимения и наречия: кто, куда, зачем и др.
Также могут встречаться вопросительные частицы. Они добавляют оттенок сомнения, недоверия или удивления:
Неужели он приехал?
Способен ли обычный человек на такое?
Разве ты меня не узнаешь? (А.С. Пушкин)
Как, ты ее разлюбил? (М.Ю. Лермонтов)
И как могла она допустить до этого Курагина? (Л.Н. Толстой).
Помимо собственно-вопросительных предложений бывают вопросительно-побудительные предложения (Не поговорить ли нам сначала о делах?) и вопросительно-риторические, не требующие ответа (Сколько можно над нами издеваться?).
Также вопросительные предложения могут содержать отрицание того, о чем спрашивается: Разве могло случиться что-то хорошее? Стоит ли удивляться?
10 примеров вопросительных предложений из художественной литературы
Зачем тебе в Петербург? (А.С. Пушкин)
Что это, сударь, с тобою сделалось? (А.С. Пушкин)
Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?.. (М.Ю. Лермонтов)
Это кто там? (Л.Н. Толстой)
На стол накрывать прикажете? (И.С. Тургенев)
Любопытно, чего люди больше всего боятся? (Ф.М. Достоевский)
Какая у нас в деревне любовь? (А.П. Чехов)
Почему танец — красиво? (Е.И. Замятин)
Живой еще, дедушка? (А.П. Платонов)
Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? (М.А. Булгаков)
Интонационное выделение и порядок слов в вопросительном предложении
Интонационно в вопросительном предложении выделяется главное по смыслу слово — это называется логическим ударением. Со сменой ударения могут меняться суть вопроса и предполагаемый ответ.
Вчера ты БЫЛ в университете? — Нет, не был.
ВЧЕРА ты был в университете? — Нет, я был там позавчера.
Вчера ты был в УНИВЕРСИТЕТЕ? — Нет, я был в библиотеке.
Также на смысл вопроса может поменяться при изменении порядка слов:
Читал ты эту книгу? — Да, читал.
Эту книгу ты читал? — Да, эту самую.
Может ли ставиться несколько вопросительных знаков?
В конце вопросительного предложения не ставится более одного вопросительного знака подряд.
Однако вопросительный знак может ставиться в вопросительном предложении после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса:
Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? (А.С. Пушкин)
Что это? это? (Л.Н. Толстой)
Что я — попугай? индейка? (В.В. Маяковский)
Вопросительный знак в сложных предложениях
Вопросительными могут быть не только простые, но и сложные предложения.
В конце сложносочиненного предложения ставится вопросительный знак, если все его части или только последняя заключают в себе вопрос:
Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память?.. (М.Ю. Лермонтов)
В конце бессоюзного сложного предложения вопросительный знак ставится, если все образующие его части являются вопросительными предложениями или если только последняя часть содержит прямой вопрос:
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? (В.А. Жуковский)
В конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак ставится, если вопрос содержится в любой из частей или в обеих сразу:
Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (А.П. Чехов)
Однако если придаточная часть содержит косвенный вопрос, то в конце предложения вопросительный знак обычно не ставится:
Я прервал речь Савельича вопросом, сколько у меня всего денег. (А.С. Пушкин)
Восклицательные и невосклицательные вопросительные предложения
Как и любые другие предложения, вопросительные предложения по эмоциональной окраске могут быть восклицательными или невосклицательными.
Если к вопросительной интонации добавляется выражение сильного чувства (радости, удивления, страха, возмущения), такое предложение становится восклицательным.
В этом случае в конце ставятся два знака препинания — вопросительный и восклицательный знак. Сначала идет вопросительный знак, характеризующий цель высказывания, а затем — восклицательный, характеризующий интонацию.
Что вы себе позволяете?!
Неужели мы победили?!
Да разве так можно говорить о близком человеке?!
Риторические вопросы
Бывают вопросительные предложения, не требующие ответа. Это так называемые риторические вопросы. Их задача — не получить информацию, а привлечь внимание публики. По сути, это утверждения в форме вопроса. Их часто используют в публицистике, выступлениях, литературных монологах.
Кто не заключал таких условий с своей совестью? (М.Ю. Лермонтов)
Русь, куда ж несешься ты? (Н.В. Гоголь)
Любил ли кто тебя, как я? (Н.А. Некрасов)
Составьте вопросительные предложения со словами: досуг, предмет, километр, магазин
Одно из заданий для школьников — составить вопросительные предложения со словами «досуг», «предмет», «километр» и «магазин». Давайте его выполним.
Чтобы составить вопросительное предложение, нужно придумать суть вопроса. О чем мы хотим узнать? Какой ответ предполагаем получить?
Вопрос может быть закрытым (предполагающим конкретный ответ, в том числе «да» или «нет») или открытым (предполагающим длинный, развернутый ответ). Также вопрос может быть риторическим, не требующим ответа.
Чем вы занимаетесь на досуге?
О чем пишут в журнале «Досуг»?
Куда подевался этот предмет?
В чем предмет вашего исследования?
Сможете пройти на лыжах еще километр?
Ну кому в Москве может быть интересен «нулевой километр»?
Как пройти в магазин?
Сколько у солдата магазинов для автомата?
Предисловие
Раздел 1. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи
§ 1. Точка
§ 2. Вопросительный знак
§ 3. Восклицательный знак
§ 4. Многоточие
Раздел 2. Тире между членами предложения
§ 5. Тире между подлежащим и сказуемым
§ 6. Тире в неполном предложении
§ 7. Интонационное тире
§ 8. Соединительное тире
Раздел 3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
§ 9. Однородные члены предложения, не соединенные союзами
§ 10. Однородные и неоднородные определения
§ 11. Однородные и неоднородные приложения
§ 12. Однородные члены предложения, соединенные неповторяющимися союзами
§ 13. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами
§ 14. Однородные члены предложения, соединенные двойными или парными союзами
§ 15. Обобщающие слова при однородных членах предложения
Раздел 4. Знаки препинания при повторяющихся словах
§ 16. Запятая при повторяющихся словах
§ 17. Дефисное написание повторяющихся слов
Раздел 5. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
§ 18. Обособленные определения
Согласованные определения
Несогласованные определения
§ 19. Обособленные приложения
§ 20. Обособленные обстоятельства
Деепричастные конструкции
Обстоятельства, выраженные существительными
Обстоятельства, выраженные наречиями
§ 21. Обособленные дополнения
Раздел 6. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами
§ 22. Уточняющие члены предложения
§ 23. Пояснительные конструкции
§ 24. Присоединительные конструкции
Раздел 7. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения
§ 25. Вводные слова и словосочетания
§ 26. Вводные и вставные конструкции
Вводные предложения
Вставные предложения и словосочетания
§ 27. Обращения
Раздел 8. Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах
§ 28. Междометия и частицы
§ 29. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова
Утвердительные и отрицательные слова
Вопросительно-восклицательные слова
Раздел 9. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
§ 30. Запятая в сложносочиненном предложении
§ 31. Точка с запятой в сложносочиненном предложении
§ 32. Тире в сложносочиненном предложении
Раздел 10. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
§ 33. Запятая между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения
§ 34. Запятая при сложных подчинительных союзах
§ 35. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
§ 36. Запятая на стыке двух союзов
§ 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении
§ 38. Тире в сложноподчиненном предложении
§ 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении
§ 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении
Раздел 11. Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточной частью сложноподчиненного предложения
§ 41. Цельные по смыслу выражения
§ 42. Сравнительный оборот
Раздел 12. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
§ 43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
§ 44. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
§ 45. Тире в бессоюзном сложном предложении
§ 46. Запятая и тире в бессоюзном сложном предложении
Раздел 13. Знаки препинания в периоде
Раздел 14. Знаки препинания при прямой речи
§ 47. Оформление прямой речи
§ 48. Прямая речь после слов автора
§ 49. Црямая речь перед словами автора
§ 50. Слова автора внутри прямой речи
§ 51. Прямая речь внутри слов автора
§ 52. Знаки препинания при диалоге
§ 53. Абзацы при прямой речи
§ 54. Пунктуационное и графическое оформление текста в пьесах
Раздел 15. Знаки препинания при цитатах
§ 55. Кавычки при цитатах
§ 56. Многоточие при цитатах
§ 57. Знаки препинания при ссылке на автора или на источник цитаты
§ 58. Прописные и строчные буквы в цитатах
Раздел 16. Знаки препинания в газетных и журнальных заголовках
Раздел 17. Употребление кавычек
§ 59. Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении
§ 60. Названия литературных произведений, органов печати, предприятий и т. д.
§ 61. Названия орденов и медалей
§ 62. Названия марок машин, производственных изделий и т. д.
§ 63. Названия сортов растений и пород животных
Раздел 18. Сочетания знаков препинания
§ 64. Запятая и тире
§ 65. Вопросительный и восклицательный знаки
§ 66. Кавычки и другие знаки
§ 67. Скобки и другие знаки
§ 68. Многоточие и другие знаки
§ 69. Расположение знаков препинания при сноске
Раздел 19. Факультативные знаки препинания
§ 70. Собственно факультативные знаки препинания
§ 71. Альтернативные знаки препинания
§ 72. Вариативные знаки препинания
Точка — запятая
Запятая — точка с запятой
Точка — точка с запятой
Двоеточие — тире
Запятая — тире
Скобки — тире
Кавычки —тире
Вопросительный знак — тире
Вопросительный знак — восклицательный знак
Многоточие — тире
Многоточие — запятая и тире
Раздел 20. Авторская пунктуация
Раздел 21. Знаки препинания в текстах разговорной речи
Эти правила в справочнике РАН:
§ 2 п. 1 — § 1 § 2 п. 2 — § 5 § 23
§ 2 п. 6 — § 6 § 97
§ 2. Вопросительный знак
1. Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос: Ты откуда же взялся, Андрей? (Горб.); Любишь апельсины? (Сим.)
Примечание. Вопросительный знак может ставиться в вопросительном предложении после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса: Что я — попугай? индейка? (М.); Кравцов ласково улыбался — его нетерпению? самомнению? гениальности? (Гран.)
2. Вопросительным может быть и номинативное (назывное) предложение:Пожар? (Кож.)
3. Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если все части, входящие в его состав (или только последняя), заключают в себе вопрос: В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слёз прошла пора? (П.) Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? (Гр.)
4. Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной части, либо в придаточной: Вы знаете, что такое сестры милосердия? (Остр.); Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (Ч.)
Примечание. Если придаточная часть сложноподчиненного предложения содержит косвенный вопрос, то в конце предложения вопросительный знак обычно не ставится: Я прервал речь Савельича вопросом, сколько у меня всего денег (П.); Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться (Н. О.).
Однако, если косвенный вопрос содержит сильно выраженную вопросительную интонацию, в конце сложноподчиненного предложения ставится вопросительный знак: Скажите, пожалуйста, что это за огни? (Л. Т.); Я спросил, как же он стал отшельником? (М. Г.)
5. Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если все образующие его части являются вопросительными предложениями (между ними ставятся запятые): Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? (Жук.) или только последняя часть содержит прямой вопрос (перед ней ставится двоеточие либо тире, в зависимости от смысловых отношений между частями предложения): А я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют? (Сим.); Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (Кр.)
6. Вопросительный знак в скобках ставится для выражения сомнения или недоумения пишущего (чаще всего внутри цитируемого текста): «…Уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола». Что за странный набор слов! (Бел.)
7. О сочетании вопросительного и восклицательного знаков см. § 3, п. 7.
Всего найдено: 108
Вопрос «Грамоте» На створке висела табличка: «Машины не ставить!». Нужна точка в конце? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
К сожалению, правила недостаточно четко регламентируют данную ситуацию. При прямой речи, стоящей после слов автора и заканчивающейся вопросительным знаком, восклицательным или многоточием, точка не ставится (см. оформление примеров в § 196 Правил 1956 года). Однако Ваш пример ближе к предложениям, в которых при разных знаках внутри кавычек и в конце всего предложения, знак конца предложения все же ставится. Приведем правило из Полного академического справочника под ред. В. В. Лопатина (§ 159): «если перед закрывающей кавычкой стоит знак вопросительный, восклицательный или многоточие (и на этом предложение заканчивается), то те же знаки, необходимые по условиям всего предложения, не повторяются после закрывающей кавычки; неодинаковые знаки (перед кавычкой и после кавычки) ставятся». Ср. примеры:
Вы читали роман «Кто виноват?»
Неужели вы не прочитали роман «Что делать?»!
Вопрос «Грамоте» Здравствуйте. Очень надеюсь на ваш ответ. Не знаю как это можно найти в поиске. Иногда говорят фразы по типу «Это был хороший день. Ну как хороший… неплохой» Какая во втором предложении должна быть пунктуация? Запятые «Ну, как хороший», «Ну как, хороший» или вообще ничего не нужно?
Ответ справочной службы русского языка
Запятые не требуются: Это был хороший день. Ну как хороший… неплохой. Можно поставить тире вместо многоточия: Это был хороший день. Ну как хороший — неплохой.
Здравствуйте, пишу по поводу вопроса №297889. Возник такой же вопрос, а запятая кажется уж очень неуместной. Наткнулись на следующее правило: «Деепричастие, утеряв глагольный признак добавочного действия, может обрести значение наречия. В таком случае одиночное деепричастие не выделяется запятыми. Пример: Старик с внуком шли по дороге не торопясь». В нашем случае предложение звучит так: «Ознакомиться с полной версией вы сможете, перейдя по ссылке». Мы полагаем, что к обороту «перейдя по ссылке» можно задать вопрос «как? каким образом?», и в таком случае будет применимо правило утраты глагольного признака, обозначенное мной выше. Очень хочется разобраться с данным случаем, заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Вы спрашиваете о ситуации, недостаточно четко описанной в правилах. Деепричастные обороты со значением образа действия все же чаще обособляются, потому что имеют отчетливое значение второго, сопутствующего действия. В предложении Ознакомиться с полной версией вы сможете, перейдя по ссылке также говорится о двух действиях: когда (если) перейдете по ссылке, то ознакомитесь. То же и в предложении из вопроса № 297889.
Здравствуйте, имя Мила. Как верно ответить на вопрос «чьи?» Милыны или Милины. Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Милины. Орфографический вариант суффикса притяжательных прилагательных прилагательных -ын- пишется только после ц. В остальных случаях пишется -ин- или (после т, р, ж) -нин-. Ср.: Валя — Валин, Никола — Николин, Людмила — Людмилин.
Прошу помочь. Подзаголовок статьи: Непростой вопрос «что делать?» Правильно ли расставлены знаки препинания?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Непростой вопрос «Что делать?»
Добрый день! Мучает вопрос относительно вида глагола «реализовать». Может этот глагол иметь сразу два вида: совершенный и несовершенный? Вроде, глагол «реализовывать» отвечает только на вопрос «что делать?» (явный несовершенный вид), а глагол «реализовать» отвечает на оба вопроса: «что сделать?» и «что делать?». И, например, в условиях грамматической основы «я реализую» (не «я реализовываю») у меня всегда непреодолимое желание задать оба вопроса от подлежащего к сказуемому: «я что делаю?» и «я что сделаю?». Так каков же вид глагола «реализовать»?
Ответ справочной службы русского языка
Реализовать — двувидовой глагол, он может употребляться и как глагол совершенного вида, и как глагол несовершенного вида.
Нужна ли запятая тут: «Я подписал (,) как вы сказали»? Кажется, что тут разделяются части сложного предложения ( «Я подписал» и «вы сказали» ), но здесь задаётся вопрос «каким образом?», будто это образ действия. Можно ещё заменить на «по-вашему». Это и ввело меня в заблуждение.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая нужна, поскольку это сложноподчиненное предложение.
Здравствуйте! В школьном упражнении требовалось ответить на вопрос «Какие журналы читают в вашей семье?». Ребенок написал: «В нашей семье читают журналы «Лиза» и «Сад и огород». Отсутствие двоеточия после слова журналы посчитали за грубую ошибку. Обязательно ли в данном случае ставить двоеточие. Слово «журналы» перед дальнейшими наименованиями разве является обобщающим словом? Интонационной паузы здесь тоже нет.
Ответ справочной службы русского языка
В предложении, написанном Вашим ребенком, возможны варианты пунктуации. Отсутствие двоеточия после слова журналы допустимо, так как это слово может выступать не как обобщающее, а как приложение. Приведем несколько примеров из Национального корпуса русского языка:
И если другие книги находили отклик только в профессиональной отраслевой прессе, то об этой отозвались журналы «Вопросы литературы» и «Новый мир». [А. Мильчин. В лаборатории редактора Лидии Чуковской // «Октябрь», 2001]
Для нас выписывали детские журналы «Светлячок», «Огонёк» и «Задушевное слово» со всеми приложениями. [Г. Трунов. Поездка в город // «Наука и жизнь», 2008]
На трехногом бамбуковом столике лежали изорванные жирные журналы «Огонек», «Всемирная панорама» и «Аргус». [К. Г. Паустовский. Повесть о жизни. Беспокойная юность (1954)]
Письмоводитель мирового судьи таскал нам из библиотеки своего патрона журналы «Отечественные записки» и «Дело». [Скиталец (С. Г. Петров). Сквозь строй (1902)]
Об отсутствии двоеточия пишет и Д. Э. Розенталь в «Справочнике по пунктуации» (М., 1984):
«Если однородным членам предложения, выраженным собственными именами лиц, предшествует общее для них приложение, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в этом случае отсутствует характерная для произнесения обобщающего слова пауза), то двоеточие не ставится: Писатели-классики Гоголь, Тургенев, Чехов рисовали картины из жизни крестьян.
Не ставится двоеточие также в том случае, когда однородные члены выражены географическими названиями, которым предшествует общее для них определяемое слово, после которого при чтении пауза отсутствует: Славятся своими здравницами города-курорты Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Пятигорск (ср.: …следующие города-курорты: …).
То же при перечислении названий литературных произведений, которым предшествует родовое наименование, не играющее роли обобщающего слова: Романы Гончарова «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» образуют своего рода трилогию (ср.: Следующие романы Гончарова: …).»
Поскольку эксперимент отвечает на вопрос «почему произошло так, как описано в эксперименте», любое экспериментальное исследование всегда аналитическое. Все правильно оформлено (имею в виду вопрос в середине предложения)?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно так: Поскольку эксперимент отвечает на вопрос «Почему произошло так, как описано в эксперименте?», любое экспериментальное исследование всегда аналитическое.
Добрый вечер. С заглавной или со строчной буквы пишется слово «кто» в кавычках в выражении: вопрос «кто?» или вопрос «Кто?». Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: вопрос «кто?».
Добрый день! Подскажите пожалуйста, корректен ли вопрос «Как его по кличке?» (речь идёт о домашнем животном). Или правильней было бы спросить, «Какая у него кличка?» или «Как его зовут?» Заранее благодарю за ответ
Ответ справочной службы русского языка
Эта формулировка некорректна. Варианты «Какая у него кличка?» и«Как его зовут?» верны.
Добрый день! Грамотно ли употреблять с местоимением «кто» глагол в женском роде, если под местоимением подразумевается лицо женского пола? К примеру, корректен ли вопрос «Кто это сделала?», обращённый к женщине?
Ответ справочной службы русского языка
Такая формулировка некорректна. Верно: Кто это сделал?
Уважаемые коллеги, на вопрос № 303931 «Подскажите, пожалуйста, разделяются ли запятой «в соответствии» и «в целях» в следующем предложении «В соответствии с приказом Управления образования в целях подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации проведены репетиционные мероприятия»?» вы ответили «Запятую перед в целях лучше поставить». Лучше — это рекомендация, а не правило. Существует ли утвержденное пунктуационное правило, на которое я могу сослаться? И что разделяет данная запятая — однородные члены? Один отвечает на вопрос «почему», а второй «зачем»???
Ответ справочной службы русского языка
Оборот с предлогом в соответствии обособляется для того, чтобы предложение не выглядело двусмысленным и легче воспринималось при чтении. Подробнее см. в «Справочнике по пунктуации».
Здравствуйте, грамота! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: в каком случае корректно расставлены пунктуационные знаки? Предложение: Спасибо за обратную связь на вопрос: «Хотели бы вы видеть все этапы приготовления моего фирменного блюда?» или такой вариант: Спасибо за обратную связь на вопрос «хотели бы вы видеть все этапы приготовления моего фирменного блюда?».
Ответ справочной службы русского языка
Верен первый вариант пунктуации. Возможно, слова обратная связь лучше заменить на ответ.
Можно ли употребить в поэтической речи такую фразу: «…Под клекот воронова грая, Несообразного уму…»? (непременно единственное число) собственно вопросы в следующем: 1. можно ли говорить «вОронова грая» или правильно только «грая ворона» — возможна ли такая форма слова в ответе на вопрос «чьего грая?» 2. возможно ли употребление словосочетания «клекот грая» в том смысле что клекот — это частные звуки общего шума — грая? еще вариация «Под грохот воронова грая» 3. возможно ли употребления слова «несообразный» в том смысле, что птичий язык непонятен уму человека?
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание воронов грай возможно.
Мы не рекомендуем употреблять выражение клекот грая, поскольку подобные сочетания с двумя отглагольными существительными, как правило, не строятся по схеме «часть + целое». Правда, поэтическая речь допускает нарушения нормы.
У прилагательного несообразный нет значения «непостижимый, непонятный», поэтому сочетание некорректно.
знак вопроса (?) – это знак препинания, помещаемый в конце предложения или фразы для обозначения прямого вопроса, например: Она спросила: «Вы счастливы быть дома?» Знак вопроса также называется точкой допроса, запиской допроса или точкой вопроса .
Чтобы понять вопросительный знак и его использование, полезно знать, что в грамматике это вопрос это тип предложения, выраженный в форме, которая требует (или, кажется, требует) ответа. Также известный как вопросительное предложение, вопрос, заканчивающийся вопросительным знаком, обычно отличается от предложения, в котором содержится утверждение, доставляется команда или выражается восклицательный знак.
Содержание
- История
- Цель
- Правильное и неправильное использование
- Вопрос в косвенном вопросе
- Разговорный знак
История
Возникновение вопросительного знака окутано «мифами и тайнами», – говорится в «Oxford Living Dictionaries». Это может быть связано с древними египтянами, поклонявшимися кошкам, которые создали «кривую вопросительного знака», наблюдая за формой хвоста любознательной кошки. Есть и другие возможные источники происхождения, говорится в онлайн-словаре:
“Другая возможность связывает вопросительный знак с латинским словом quaestio (‘вопрос’). Предположительно, в средние века ученые писали ‘quaestio’ в конце предложения, чтобы показать, что это был вопрос, который, в свою очередь, был сокращен до qo . , q был написан поверх o , прежде чем постепенно превратился в узнаваемый современный знак вопроса “.
В качестве альтернативы вопросительный знак мог быть введен Алкуином Йоркским, английским ученым и поэтом, родившимся в 735 году, которого пригласили присоединиться ко двору Карла Великого в 781 году, сообщает Оксфорд. Оказавшись там, Алкуин написал много книг – все на латыни, в том числе некоторые работы по грамматике. Для своих книг Алкуин создал punctus interrogativus или «точку допроса», символ, напоминающий тильду или вспышку молнии над ней, представляющую повышающийся тон голоса, используемый при задании вопроса.
В «Истории письма» Стивен Роджер Фишер говорит, что вопросительный знак впервые появился примерно в восьмом или девятом веке – возможно, начиная с работ Алкуина – в латинских рукописях. но не появлялся на английском языке до 1587 г., когда была опубликована «Аркадия» сэра Филипа Сиднея. Сидни, безусловно, в полной мере использовал знак препинания, вводя его в английский язык: согласно версии «Аркадии», расшифрованной Рисой Беар и опубликованной Университетом Орегона, вопросительный знак появлялся в работе почти 140 раз.
Цель
Знак вопроса всегда указывает на вопрос или сомнение, говорится в “Руководстве Мерриам-Вебстер по пунктуации и стилю”, добавляя, что “Вопросительный знак завершает прямой вопрос. «Словарь дает эти примеры;
- Что пошло не так?
- « Когда они приходят? »
Вопросительный знак – «наименее требовательный» из знаков препинания, – говорит Рене Дж. Каппон, автор книги «Ассошиэйтед Пресс. Руководство по пунктуации. , “добавление:” Все, что вам нужно знать, это вопрос, и вы должны соответствующим образом расставлять знаки препинания “.
Мерриам-Вебстер определяет вопрос как вопросительное выражение, часто используется для проверки знаний, например:
- «Ты ходил в школу сегодня?»
Тогда цель вопросительного знака может показаться простой. «Это прямые вопросы, за которыми неизменно следует точка допроса», – говорит Каппон. . Но более пристальный взгляд показывает, что этот, казалось бы, простой знак препинания может быть сложным в использовании и его легко использовать неправильно.
Правильное и неправильное использование
Существует ряд случаев, когда использование вопросительного знака может быть затруднительным для писателей:
Несколько вопросов: Каппон говорит, что вы действительно используете вопросительный знак, даже несколько вопросительных знаков, когда у вас есть несколько вопросов, на которые вы ожидаете ответа или ответов, даже с такими фрагментами предложения, как:
- Какие у нее были планы на отпуск? Пляж? Теннис? Чтение “Войны и мира”? Путешествия?
Обратите внимание, что кавычки в конце «Войны и мира» ставятся перед вопросительным знаком, потому что этот знак препинания не является частью названия книги.
Опустите Запятая и другие знаки препинания : Гарольд Рабинович и Сюзанна Фогель в «Руководстве по научному стилю: руководство для авторов, редакторов и исследователей» отмечают, что никогда не следует ставить вопросительный знак рядом с запятой и не может быть рядом с точкой, если она не является частью сокращения. Вопросительные знаки, как правило, не следует дублировать для выделения или сочетать с восклицательными знаками.
А в “The Associated Press Stylebook, 2018” говорится, что знак вопроса никогда не должен заменять запятую, например:
“‘Кто там?’ – спросила она. “
Вы бы никогда не соединяли запятую и вопросительный знак ни до, ни после кавычек. В этом предложении вопросительный знак также стоит перед кавычкой, потому что он завершает вопросительное предложение.
Косвенные вопросы : Как правило, не используйте вопросительный знак в конце косвенного вопроса, декларативного предложения, которое сообщает о вопросе и заканчивается точкой, а не вопросительным знаком. Пример косвенного вопроса: Она спросила меня, счастлив ли я быть дома . Каппон говорит, что вы не используете вопросительный знак, когда ответа не ожидаете, и приводит следующие примеры косвенных вопросов:
«Не могли бы вы закрыть окно» оформлен как вопрос, но, вероятно, это не так. То же самое относится к: «Пожалуйста, не хлопайте дверью, когда уходите».
Джеральд Дж. Алред, Чарльз Т. Брусоу и Уолтер Э. Олю в «Компаньоне делового писателя» соглашается, поясняя, что вы пропускаете вопросительный знак, когда «задаете» риторический вопрос, по сути, утверждение, на которое вы не ожидаете ответа. Если ваш вопрос представляет собой «вежливый запрос», на который вы просто предполагаете, что получите положительный ответ – Можете принести продукты, пожалуйста? – снимите вопросительный знак.
Вопрос в косвенном вопросе
Использование вопросительного знака может стать еще более трудным, как показано в руководстве по пунктуации Merriam-Webster на этом примере :
- Каков был ее мотив? вы можете спросить.
Само предложение является косвенным вопросом: говорящий не ожидает ответа. Но косвенный вопрос содержит вопросительное предложение, в котором говорящий, по сути, цитирует или излагает мысли слушателя. Merriam-Webster приводит еще более хитрые примеры:
- Я, естественно, задался вопросом: а действительно ли это сработает?
- Тщательно озадаченный: «Кто мог такое сделать?» – подумала она.
Первое предложение также является косвенным вопросом. Выступающий ( I ) цитирует свои мысли, выраженные в форме вопроса. Но говорящий не ожидает ответа, поэтому это не вопросительное высказывание. Merriam-Webster также предлагает переформулировать первое предложение выше как простое декларативное утверждение, исключая необходимость в вопросительном знаке:
- I естественно задавался вопросом, действительно ли это будет работать.
Второе предложение также является косвенным вопросом, содержащим вопросительное утверждение. Обратите внимание, что вопросительный знак ставится перед кавычками, потому что вопросительное утверждение – «Кто мог такое сделать?» – это вопрос, для которого нужен вопросительный знак.
Джордж Бернард Шоу в «Назад к Мафусаилу» приводит классический пример косвенных вопросов, которые также содержат вопросительные утверждения (или вопросы):
“Вы видите вещи и спрашиваете:” Почему? ” Но мне снятся вещи, которых никогда не было, и я говорю: «Почему бы и нет?» “
Спикер делает два заявления; он не ожидает ответа ни на один из них. Но в каждом утверждении есть вопрос – «Почему?» и «Почему бы и нет?» – цитируют оба слушателя.
Разговорный знак
Знак вопроса – это «самая человеческая» форма пунктуации, говорит Рой Питер Кларк, автор книги «Очарование грамматики». Этот знак препинания «подразумевает общение не как напористое, а как интерактивное, даже диалоговое». Вопросительный знак в конце вопросительного утверждения неявно распознает другого человека и ищет его мнения и комментарии.
Знак вопроса – это «двигатель дебатов и допросы, загадки, разгаданные и раскрытые секреты, разговоры между учеником и учителем, предвкушение и объяснение », – добавляет Кларк. При правильном использовании вопросительный знак поможет вам заинтересовать читателя; он может помочь привлечь вашего читателя в качестве активного партнера, чьи ответы вы ищете и чье мнение имеет значение.
В соответствии с целями создания высказываний в русском языке выделяются повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.
Последняя разновидность содержит смысловые, интонационные, лексические, пунктуационные особенности, отличающие её от двух предшествующих.
Смысловые разновидности вопросительных предложений
Задавая адресату речи письменный или устный вопрос, говорящий преследует одну из двух целей:
- получение информации;
- привлечение внимания к содержанию речи.
В зависимости от цели предложение, классифицируемое как вопросительное, относится к определённой разновидности.
Тип | Характеристика | Примеры | |
Собственно вопросительные | Запрос на получение новой информации | Содержат вопрос, предполагающий необходимость ответа со стороны собеседников. | Какой трамвай идёт к вокзалу? |
Подтверждение (отрицание) предполагаемых фактов | Неужели поблизости нет моста? | ||
Оформленные в виде вопроса | Вопросительно-риторические | Выражают эмоции и чувства говорящего. | Когда уже прекратится наконец-то музыка за стенкой? (Выражение недовольства.) |
Вопросительно-побудительные | Побуждают адресат к совершению индивидуальных или совместных действий. | Зайдёшь на обратном пути в магазин? (Просьба зайти.) Сократим путь через луг? (Предложение пройти лугом.) |
|
Вопросительно-отрицательные | Служат для выражения невозможности сказанного. | Что может быть прекраснее погожего летнего дня? (Т. е. ничего не может быть.) | |
Вопросительно-утвердительные | Содержат утверждение с оттенком модальности. | Кто в юности не считал своих родителей отсталыми ретроградами? (Уверенность: каждый считал.) |
Если вопросы относятся к разряду требующих ответа, то среди них наблюдается подразделение на две категории:
- закрытые, ответом на которые служат краткие высказывания, в том числе слова да и нет;
- Сколько времени осталось до отхода поезда?
- открытые, требующие развёрнутого, пространного пояснения.
- Какие меры запланированы для достижения желаемого результата?
Предложения же второго типа, то есть оформленные в вопросительной форме утвердительные высказывания, используются как средство художественной выразительности для привлечения к написанному или сказанному внимания читателей или слушателей. Приём носит название риторического вопроса и характерен для стилей, ориентированных на взаимодействие с аудиторией (публицистический, научно-популярный, художественный). Сознание человека, которого спрашивают, реагирует поиском ответа, то есть автоматически «включается» в заявленную тему. Ответ же или не требуется, или даётся далее самим автором.
- До каких пор администрация собирается игнорировать обращения жителей? (Вопрошающий не ждёт, что ему назовут дату или время.)
- Какие же постулаты легли в основу Евклидовой геометрии? (Рассказ о постулатах Евклида продолжает повествование.)
Интонационное оформление вопросительного предложения
В устной речи интонация синтаксических конструкций указанного типа отличается повышением тона к концу фразы.
В высказываниях, в составе которых нет лексических средств выражения вопроса, с помощью логического ударения выделяется главное слово, определяющее характер ответа. Если интонационное выделение отсутствует, главным словом в вопросе воспринимается сказуемое, а сама фраза – как запрос на подтверждение события или его опровержение:
- Игорь купил новый смартфон? – Нет, ему брат дал попользоваться.
Подчёркивание слова постановкой логического ударения привязывает к нему содержание ответной реплики. Перемещение акцента меняет и ответ.
Игорь | кто именно совершил сказанное (Да, Игорь.) |
купил | каким способом приобрёл (Нет, ему подарили.) |
новый | какой именно (Нет, подержанный.) |
смартфон | что за вещь куплена (Да, и планшет тоже.) |
Лексические элементы, выражающие вопрос
Соответствующий характер придают конструкции входящие в её состав вопросительные лексические элементы:
- частицы (ли, неужели, разве);
- Пересыпать ли крупу из пакета в банку?
- местоимения и наречия.
- Какую мысль вложили в фильм его создатели?
- Где бабушка оставила очки?
Частицы относятся к служебным частям речи, не имеют синтаксической роли; их удаление из предложения не ведёт к изменению его содержания. Самостоятельные части речи – местоимения и наречия – полноценные составляющие синтаксических конструкций и без ущерба для смысла не удаляются.
Пунктуация
На письме вопросительный характер фразы передаётся с помощью завершающего знака (?), который употребляется однократно. В интернет-диалогах встречается постановка двух, трёх и т. д. знаков подряд, но такая пунктуация правилами не регламентирована. Письменная речь в Интернете по характеру приближена к устной, но лишена её мимической, интонационной и жестовой составляющей, и дублирование знаков вопроса – способ передачи эмоций, вложенных в высказывание.
Пунктуация предусматривает выражение повышенного эмоционального наполнения прибавлением после вопросительного знака ещё и восклицательного.
- Да когда же прекратится этот дождь?!
Сложные предложения завершаются знаком вопроса, если вопрос выражается предложением в целом или одной из частей (в сложносочинённых и бессоюзных конструкциях – завершающей, в сложноподчинённых расположение роли не играет).
- Некачественный товар обменяли, но кто вернёт потраченное время?
- Куда спрятаться мышонку, чтобы кошка его не нашла?
В середине предложения в художественной литературе встречается повтор знака вопроса после каждого из однородных членов для смыслового разделения.
- Что ждёт впереди – беда? отчаяние?
Завершение вопросительным знаком – базовый отличительный признак предложений рассмотренного типа в письменном тексте, определяющий интонацию прочтения.