1. Что такое обращение, предложение, заявление, жалоба ?
Обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
2. Как должно быть оформлено обращение в полицию ?
Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать:
— Наименование органа внутренних дел, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица органа внутренних дел, или его должность.
— Фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина.
— Почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации обращения.
— Личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Интернет-обращение в обязательном порядке должно содержать:
— Фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина.
— Адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.
К интернет-обращению гражданин вправе приложить необходимые документы и материалы или их копии в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
В письменном обращении и интернет-обращении следует изложить суть обращения, просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения обращения.
Отсутствие сведений, перечисленных выше, за исключением отсутствия в письменном обращении, а также в интернет-обращении фамилии гражданина или почтового либо электронного адреса для направления ответа, не является основанием для оставления обращения без ответа.
Будьте внимательны: обращения, содержащие аудио- и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудио- и (или) видеозаписей, иных информационных файлов, регистрируются как и любые другие. Однако, рассмотрение таких обращений по существу производится при изложении их сути в текстовой части. В ином случае гражданину направляется уведомление о невозможности рассмотрения его обращения как некорректного по изложению.
3. Как направить обращение в полицию ?
К рассмотрению принимаются обращения направленные посредством:
— Операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел.
— Официальных сайтов.
— Факсимильной связи.
— Федеральной фельдъегерской связи и специальной связи.
— Дежурной части территориального органа МВД России.
— Почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей.
— Полученные в ходе личного приема.
Будьте внимательны — сотрудникам подразделений делопроизводства и режима (канцелярий) запрещается лично принимать обращения от граждан, за исключением рапортов и обращений, принятых в ходе личного приема уполномоченными должностными лицами.
4. Что должна сделать полиция с обращением гражданина и в какой срок ?
По обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации (сроки рассмотрения обращений исчисляются в календарных днях).
принимается одно из следующих решений:
— Принять к рассмотрению по существу.
— Направить для рассмотрения в подразделение центрального аппарата Министерства, в самостоятельное подразделение
— Направить для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган, если в обращении или связанной с ним по смыслу учетной форме не содержится информации о результатах рассмотрения в нем обозначенных гражданином вопросов и (или) их решение не относится к исключительной компетенции данного органа внутренних дел (подразделения): в центральном аппарате Министерства — в территориальный орган на межрегиональном или региональном уровне либо его самостоятельное подразделение; в территориальных органах на межрегиональном и региональном уровнях — в подчиненный территориальный орган на районном уровне либо его самостоятельное подразделение, о чем гражданин не уведомляется. Запрещается направлять в подчиненные подразделения повторные обращения, а также обращения, за рассмотрением которых осуществляется текущий контроль.
— Приобщить аналогичное обращение к материалам проверки по первому обращению, если его рассмотрение не окончено.
— Не проводить проверку по обращению, если оно признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена, а так же, если оно признано уполномоченным должностным лицом некорректным по изложению или форме (обращение неясного и невразумительного содержания, а также обращение, текст которого не поддается прочтению либо написан на обрывках бумаги, плакатах и других предметах).
Сроки рассмотрения обращений, поступивших в МВД России и направленных для рассмотрения по существу в подразделения центрального аппарата Министерства и территориальные органы, исчисляются с даты регистрации в МВД России, поступивших в территориальные органы напрямую от гражданина, — от даты регистрации в подразделении делопроизводства территориального органа.
Срок рассмотрения обращения, поданного в ходе личного приема гражданина, исчисляется с даты приема.
Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Письменные обращения по факту нарушения законодательства в сфере миграции, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ, рассматриваются в течение двадцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.
В течение срока, отведенного на подготовку ответа гражданину, исполнитель организует рассмотрение обращения по существу.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.
5. Что является результатом рассмотрения полицией обращения гражданина ?
Результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются:
— Письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов.
— Письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме уведомление гражданина об оставлении его обращения без ответа по существу с изложением причин, либо о переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
— Решение о применении мер по защите чести и достоинства сотрудников, реализации или восстановлении их законных прав, если порочащие их сведения, изложенные в обращениях, не нашли свое подтверждение.
Будьте внимательны: переписка с гражданином по вопросу, на который ему ранее давался ответ, прекращается решением руководителя органа внутренних дел в связи с признанием неоднократного обращения безосновательным. От имени органа внутренних дел гражданину письменно сообщается о прекращении с ним переписки с подробным обоснованием решений, принятых по поставленным вопросам, и указанием реквизитов предыдущих ответов.
Последующие обращения этого же гражданина проверяются на предмет наличия новых доводов и обстоятельств, требующих дополнительной проверки, и в случае отсутствия таковых — без рассмотрения по существу списываются в дело. Ответы на такие обращения не даются.
6. Каким должен быть ответ полиции на обращение гражданина ?
Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке и подписывается руководителем.
Ответ на письменное обращение гражданина, поступившее с личного приема, направляется за подписью принимавшего его должностного лица или уполномоченного им должностного лица.
Текст ответа составляется в официально-деловом стиле с указанием организации, откуда поступило обращение, а также всех обращений, объединенных в один материал, без нерасшифрованных служебных аббревиатур, например: ГУОБДД, УКОПиПП, ГУОООП МВД России.
Гражданину на одно его обращение направляется один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем.
Ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются.
Ответ лицу, в отношении которого обратились депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, должностное лицо государственного органа или органа местного самоуправления, направляется во всех случаях, за исключением тех, когда в обращении последних указана иная просьба.
На коллективное обращение ответ направляется на имя гражданина, указанного в обращении первым или в качестве адресанта, либо в организацию. В тексте ответа указывается, что ответ направляется на коллективное письмо.
Ответ на интернет-обращение после регистрации подразделением делопроизводства направляется в письменном виде по почтовому адресу, указанному в обращении, или в электронном виде путем сканирования письменного ответа по указанному в обращении адресу электронной почты.
7. В каких случаях полиция не обязана давать ответ на обращение гражданина ?
Ответ на обращение не дается:
— Если обращение признано уполномоченным должностным лицом анонимным.
— Если обращение признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена.
Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается (о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения письменно уведомляется гражданин, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению):
— Если обращение признано некорректным по содержанию, изложению или форме. В случае признания обращения некорректным по содержанию гражданин предупреждается о недопустимости злоупотребления правом на обращение.
— Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел.
— Если в обращении обжалуется судебное решение.
— Если невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть направлен, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в орган внутренних дел.
8. Какие права у гражданина, подавшего обращение в полицию ?
Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:
— Представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.
— Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
— Получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением установленных случаев, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе (далее — письменное обращение) в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
— Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
— Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
— Требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органа внутренних дел или его должностными лицами при рассмотрении обращения, по решению суда
Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
9. В каких случаях гражданин, направивший в полицию обращение может понести гражданскую ответственность и какую ?
В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения органом внутренних дел или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда
Если порочащие сотрудников полиции сведения, изложенные в обращениях граждан не нашли свое подтверждение, руководителем органа внутренних дел может принято решение о применении мер по защите чести и достоинства сотрудников, реализации или восстановлении их законных прав в том числе в судебном порядке.
10. Имеют ли полицейские право снимать гражданина на видео и осуществлять запись его голоса при подаче обращения ?
В интересах защиты прав гражданина и сотрудников при информировании о порядке рассмотрения обращений и при личном приеме граждан используются технические средства аудио- и (или) видеофиксации, о чем в обязательном порядке гражданин должен быть уведомлен.
Конфиденциальность аудио- и (или) видеоинформации, полученной с применением технических средств, а также учет и хранение носителей указанной информации обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.
11. Какие обязанности и права имеет полиция при работе с обращениями граждан ?
Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан:
— Обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина.
— Принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
— Направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением особо предусмотренных случаев.
— Уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения.
— Не разглашать сведения, содержащиеся в обращении, а также информацию, касающуюся частной жизни гражданина, ставшие известными при рассмотрении обращения. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов
— Обеспечить сохранность и конфиденциальность документов, относящихся к предмету проверки по обращению.
Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, вправе:
— Направлять в установленном порядке запросы для получения необходимых документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам.
— Истребовать в установленном порядке из органов внутренних дел документы и материалы, относящиеся к предмету проверки по обращению.
— Знакомиться с документами и материалами, имеющими значение для рассмотрения обращения. В случае необходимости приобщать их копии к обращению.
— Выезжать по решению руководителя на место для проверки фактов и обстоятельств, изложенных в обращении.
— Пользоваться в установленном порядке информационными базами (банками) данных МВД России.
Перечень данных прав не является исчерпывающим и может быть дополнен руководителем органа внутренних дел в рамках предоставленных ему полномочий.
12. Каким документом регламентирована деятельность полиции по приёму и рассмотрению обращений граждан ?
Приказом МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Данная Инструкция определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
• Образцы Заявлений •
В данном разделе Вы сможете найти:
Образцы заявлений для граждан:
• заявление в полицию -> скачать
• заявление о преступлении -> скачать
• заявление в прокуратуру (или жалоба, или ходатайство) -> скачать
• жалоба в прокуратуру в порядке ст. 124 УПК РФ -> скачать
• надзорная жалоба в прокуратуру о несогласии с приговором (определением, постановлением) суда по уголовному делу -> скачать
• жалоба в прокуратуру на бездействия судебного пристава-исполнителя -> скачать
• претензия в страховую компанию ОСАГО КАСКО -> скачать
• претензия с требованием расторжения договора купли-продажи автомобиля -> скачать
• претензия с требованием об уменьшении покупной цены и выплате неустойки -> скачать
• досудебная претензия по КАСКО -> скачать
• претензия в страховую компанию КАСКО -> скачать
Краткий справочник для родственников осужденных -> скачать
Образцы заявлений для осужденных:
• заявление на краткосрочное свидание с родственником -> скачать
• заявление на краткосрочное свидание не с родственником -> скачать
• заявление на дополнительный телефонный разговор -> скачать
• заявление на длительное свидание с родственником -> скачать
• заявление на длительное свидание не с родственником -> скачать
• заявление о переводе на облегченные условия содержания -> скачать
• образец заявления ИУ (об избиении) -> скачать
• образец заявления в суд об отмене приказа о переводе на строгие условия содержания -> скачать
• образец заявления об отмене постановления о возмещении материального ущерба -> скачать
• образец заявления об отмене дисциплинарного взыскания -> скачать
• образец заявления о приобретении товаров -> скачать
• образец заявления о врачебной помощи и переводе в ЛПУ -> скачать
Образцы заявлений для родственников осужденных:
• заявление на передачу осужденному -> скачать
Список телефонов и адресов окружных и межрайонных прокуратур г. Москвы:
• указатель окружных и межрайонных прокуратур г. Москвы -> посмотреть
Список окружных и межрайонных прокуратур г. Москвы
Список телефонов и адресов окружных и межрайонных прокуратур г. Москвы ЦАО 8-499-245-30-80, 609-10-06 119021, г.Москва, ул. Льва Толстого, д.8, стр.1 Басманная 623-53-16, 623-34-75 101000, г.Москва, ул.Мясницкая, д.44, стр.1 Замоскворецкая 954-43-25, 953-44-74 115184, г.Москва, ул.Новокузнецкая, д.27, стр.2 Мещанская 8-495-608-88-43, 8-499-268-55-41…
подробнее
Заявление на передачу осужденному
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ РОДСТВЕННИКОВ ОСУЖДЕННЫХ: Образец заявления на передачу осужденному. Начальнику ФБУ _________________ России по ________________ (ФИО Начальника, звание) от гражданина (ки) Ф.И.О. Проживающего (щей) по адресу: _______________________________ Паспорт: серия________ №______ Выдан:_________________________ Заявление Прошу, Вас, принять передачу осужденному Ф.И.О.,…
подробнее
Заявление о врачебной помощи и переводе в ЛПУ
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ: Образец заявления о врачебной помощи и переводе в ЛПУ. Начальнику ФГУ ИК _______________ (номер колонии) Начальнику (ФИО Начальника, звание) от осужденной (осужденного)________________________ (ФИО полностью), ___________ (число месяц, год рождения) Заявление…
подробнее
Заявление о приобретении товаров
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ: Образец заявления о приобретении товаров. на лицевом счете имеется ___ руб. Квитанция N ___ из них заработанных в ИУ ___ руб. Осужденный(ая) ___________ Бухгалтер _______________________ __________________________ фамилия, инициалы Ф.И.О. «__» _________ 20__ г. …
подробнее
Заявление об отмене дисциплинарного взыскания
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ: Образец заявления об отмене дисциплинарного взыскания. Начальнику УИН ______________ области полковнику Пупкину П.П. от осужденного Петрова Петра Петровича, отбывающего уголовное наказание в ИК-4 УИН _______________________ области, отряд 12 Заявление 12 апреля…
подробнее
Заявление об отмене постановления о возмещении материального ущерба
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ: Образец заявления об отмене постановления о возмещении материального ущерба. Начальнику УИН ______________ области полковнику Пупкину П.П. от осужденного Петрова Петра Петровича, отбывающего уголовное наказание в ИК-4 УИН _______________________ области, отряд 12 Заявление…
подробнее
Заявление в суд об отмене приказа о переводе на строгие условия содержания
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ: Образец заявления в суд об отмене приказа о переводе на строгие условия содержания. В Тульский городской суд от Ивановой Ирины Ивановны, 1982 г. р., отбывающей уголовное наказание в учреждении АА 11/2 Заявление об отмене…
подробнее
Образец заявления ИУ (об избиении)
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ: Образец заявления ИУ (об избиении). Куда Пишем Прокурору района Мордовии ФИО От _______________________________ Адрес: _______________________ ЗАЯВЛЕНИЕ ( (текст) для образца) «Сегодня утром, в 8 часов, 27 июня 2012г., в ходе проведения обысковых мероприятий…
подробнее
Претензия в страховую компанию каско
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН: Образец претензии в страховую компанию каско. Претензия в страховую компанию каско. По договору страхования заключенному между гражданином и страховой компанией, гражданин застраховал(а) по риску каско принадлежащее ему(ей) транспортное средство – автомобиль. В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль гражданина…
подробнее
Досудебная претензия (каско)
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН: Образец досудебной претензии по КАСКО. Руководителю (наименование страховой компании) (ФИО руководителя) от (ФИО заявителя) паспорт (серия, номер, кем, когда выдан) проживающего по адресу (адрес заявителя) контактный телефон: ДОСУДЕБНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ «____» _______________ 20__ года произошло…
подробнее
Претензия с требованием об уменьшении покупной цены и выплате неустойки
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН: Образец претензии с требованием об уменьшении покупной цены и выплате неустойки (автомобиля). Директору ______________________________ (название организации) _______________________________________ (адрес) от ___________________________________ (ФИО, адрес, телефон) ПРЕТЕНЗИЯ «____» ______________200 _ г. я купил(а) в вашем магазине…
подробнее
Претензия с требованием расторжения договора купли-продажи автомобиля
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН: Образец претензии с требованием расторжения договора купли-продажи автомобиля. Директору ______________________________ (название организации) _______________________________________ (адрес) от ___________________________________ (ФИО, адрес, телефон) ПРЕТЕНЗИЯ «__» ___________ 20__г. я заключил с вашим предприятием договор купли-продажи автомобиля ___________________________________________ (указать…
подробнее
Образец претензии в страховую компанию ОСАГО КАСКО
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН: Образец претензии в случае задержки выплаты КАСКО. В __________________ От _________________ проживающего(ей) по адресу: _______________________ ________________ Тел. ПРЕТЕНЗИЯ Я, ____________________________ , заключил(а) договор добровольного страхования транспортного средства (далее – ТС) № ______________________________…
подробнее
Жалоба в прокуратуру на бездействия судебного пристава-исполнителя
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН: Жалоба в прокуратуру на бездействия судебного пристава-исполнителя. Прокурору города Москвы государственному советнику юстиции 2 класса Куденееву С.В. от Ф.И.О. (полностью), проживающего по адресу: (индекс, город, улица, дом, квартира, контактный телефон) Жалоба на бездействия судебного…
подробнее
Надзорная жалоба в прокуратуру о несогласии с приговором суда по уголовному делу
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН: Надзорная жалоба в прокуратуру о несогласии с приговором (определением, постановлением) суда по уголовному делу. Прокурору города Москвы государственному советнику юстиции 2 класса Куденееву С.В. от Ф.И.О. (полностью), проживающего по адресу: (индекс, город, улица, дом, квартира,…
подробнее
Образец Жалобы в прокуратуру в порядке ст. 124 УПК РФ
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН: Жалоба в прокуратуру в порядке ст. 124 УПК РФ. Прокурору города Москвы государственному советнику юстиции 2 класса Куденееву С.В. от Ф.И.О. (полностью), проживающего по адресу: (индекс, город, улица, дом, квартира, контактный телефон) Жалоба…
подробнее
Образец Заявления в прокуратуру
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН: Заявление в прокуратуру (или жалоба, или ходатайство). Прокурору города Москвы государственному советнику юстиции 2 класса Куденееву С.В. от Ф.И.О. (полностью), проживающего по адресу: (индекс, город, улица, дом, квартира, контактный телефон) Заявление (или…
подробнее
Образец Заявления в полицию
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН: Заявление в полицию. Начальнику ОВД г. Москвы ________________________________ (указать ФИО, должность начальника) от ______________________________ от Ф.И.О. (полностью), проживающего по адресу: (индекс, город, улица, дом, квартира, контактный телефон) Заявление Прошу Вас привлечь к…
подробнее
Краткая информация для родственников осужденных
Если Ваш родственник осужден, находится под стражей, Вам необходимо знать следующую информацию. Данный краткий справочник, поможет Вам узнать отдельные вопросы, возникающие в связи с пребыванием близкого человека в исправительном учреждении. МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ, БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ, ОБЩЕНИЕ, ПОСЫЛКИ: 1. Как и кто…
подробнее
Заявление о переводе на облегченные условия содержания
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ: Заявление о переводе на облегченные условия содержания. Начальнику ФГУ ИК _______________ (номер колонии) Начальнику (ФИО Начальника, звание) от осужденной (осужденного)________________________ (ФИО полностью), ___________ (число месяц, год рождения) осужденной по ст. 158 ч. 3 УК…
подробнее
Заявление на длительное свидание с родственником
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ: Заявление на длительное свидание с родственником. Заявление на длительное свидание не с родственником. Начальнику ФГУ ИК _______________ (номер колонии) Начальнику (ФИО Начальника, звание) от осужденной (осужденного)________________________ (ФИО полностью), ___________ (число месяц,…
подробнее
Заявление на дополнительный телефонный разговор
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ: Заявление на дополнительный телефонный разговор. Начальнику ФГУ ИК _______________ (номер колонии) Начальнику (ФИО Начальника, звание) от осужденной (осужденного)________________________ (ФИО полностью), ___________ (число месяц, год рождения) Заявление Прошу Вас предоставить мне…
подробнее
Образец заявления о преступлении
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН: Заявление о преступлении Начальнику ОВД г. Москвы ________________________________ (если известно, указать ФИО, должность начальника) от ______________________________ (ФИО заявителя и адрес) ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу Вас привлечь к уголовной ответственности неустановленное лицо (если лицо известно,…
подробнее
Заявление на краткосрочное свидание с родственником
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ: Заявление на краткосрочное свидание с родственником. Заявление на краткосрочное свидание не с родственником. Начальнику ФГУ ИК _______________ (номер колонии) Начальнику (ФИО Начальника, звание) от осужденной (осужденного)________________________ (ФИО полностью), ___________ (число…
подробнее
Последнее обновление — Декабрь 2022
В этой статье мы рассмотрим, как подать заявление в полицию о преступлении, его виды, варианты подачи, порядок регистрации и рассмотрения.
Справка. Все вопросы, связанные с заявлениями и прочими сообщениями о преступлениях в полицию, регламентированы статьями УПК РФ. Конкретный порядок работы с ними описан в Инструкции МВД, утвержденной приказом ведомства № 736 от 29.08.2014 (далее – Инструкция).
Содержание
- Способы подачи заявления в полицию
- Подача заявления в отделение полиции
- Куда подавать заявление
- Форма и содержание заявления
- Образцы заявлений
- Принятие устного заявления о преступлении
- Кто принимает заявления
- Срок подачи
- Дистанционное заявление в полицию
- Заявление в полицию по телефону
- Подача онлайн
- Подача заявления в полицию по почте
- Возможно ли написать анонимное заявление
- Можно ли дополнить или переписать заявление в полицию
- Заявление в полицию от юридического лица
- Особенности подачи коллективного заявления
- Может ли несовершеннолетний подать заявление в полицию
- Встречное заявление
- Повторное заявление
- Порядок приема заявления в полицию
- Регистрация в журнале КУСП
- Талон-уведомление о принятии
- Могут ли отказать в принятии заявления
- Что происходит после подачи заявления
- Срок рассмотрения
- Решения по заявлению
- Как узнать результат
- Если ответа на заявление нет
- Что делать, если полиция бездействует
- Ознакомление с заявлением и материалами по нему
- Отказ от заявления в полицию
- Заключение
Способы подачи заявления в полицию
Согласно Инструкции, принимаются и регистрируются заявления и сообщения о преступлениях, поданные:
- В подразделение полиции лично заявителем или его представителем.
- Дистанционно, если возможности для личного визита нет:
- посредством электронных сервисов на официальных сайтах подразделений МВД;
- факсимильной связью (факс);
- по телефону;
- по почте.
Недостаток дистанционной подачи заявления в полицию о преступлении – время, которое требуется для его пересылки, последующего оформления и регистрации. В остальном работа по нему ведётся аналогично поданному лично.
Подача заявления в отделение полиции
Самым действенным способом является личное обращение. Рассмотрим порядок подачи и требования, предъявляемые к заявлению о преступлении, подаваемому в отделение полиции.
Куда подавать заявление
По общему правилу территориальной подследственности (ст. 152 УПК РФ) проверку по преступлению проводит то подразделение, полномочия которого распространяются на место, где оно было совершено.
Поэтому подавать или направлять заявление о преступлении необходимо в отдел полиции по месту совершения преступления. Если преступление начато в одном месте, а завершено в другом, заявление лучше подать в отдел полиции по месту, где оно было окончено.
Иногда заявителю бывает сложно определить, куда нужно обратиться. На этот случай Инструкция устанавливает, что заявление о преступлении принимается в любом подразделении полиции на территории России, независимо от:
- места совершения;
- даты и времени;
- давности;
- достаточности изложенных в нем сведений;
- его формы.
После проведения необходимых мероприятий уполномоченным сотрудником полиции определяется отдел, который должен проводить проверку по этому заявлению. Собранные документы и сведения направляются в этот отдел.
Безусловный плюс обращения непосредственно в то подразделение, которое должно проводить проверку, – экономия времени. Однако существуют сложные ситуации, и пренебрегать своим правом обратиться в любое подразделение полиции не стоит.
Форма и содержание заявления
Жестких требований к содержанию письменного и устного заявления в полицию о преступлении закон не предъявляет, как и нет установленного шаблона. По общим правилам оно состоит из шапки, основной и просительной части.
- Шапка – адресование заявления конкретному руководителю подразделения МВД. В ней же указываются сведения о заявителе, адресе места жительства и его контактах. Контакты необходимы в числе прочего для получения сведений о результатах проверки.
- Основная часть – своими словами описываются кратко или подробно обстоятельства происшедшего. Сотрудники полиции в обязательном порядке проведут опрос заявителя, в ходе которого уточнят неясности и восполнят пробелы, выяснят не отраженные в заявлении обстоятельства.
- Просьба о проведении проверки и/или привлечении виновного лица к уголовной ответственности за содеянное. При этом заявление может как начинаться с просительной части, так и заканчиваться ей.
- Предупреждение об ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос. Это предупреждение удостоверяется личной подписью.
Начальнику _____________________________________
(наименование территориального органа)____________________________________
(Ф. И. О., должность начальника)от ____________________________________
(Ф. И. О. заявителя)проживающего____________________________________
(адрес места жительства)____________________________________
(телефоны, эл. почта заявителя)ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас привлечь к уголовной ответственности (указать Ф. И. О., по возможности место его/ее проживания или нахождения), который(ая) с «____ «_________ 20__ года по «____ «_________ 20__ год, находясь (указать адрес или адреса мест инцидентов), совершил(а)…
Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ предупрежден(а).
________________(_______________)
(Дата Подпись Расшифровка подписи)
Скачать образец заявления в полицию
Бланк для заявления можно попросить у дежурного, кроме того, на информационных стендах можно посмотреть, как выглядят образцы заполнения, при их наличии.
Отсутствие документов – не препятствие для обращения с заявлением о преступлении в полицию. Императивного требования об этом в законе нет, но их наличие может сократить время пребывания в отделе.
Образцы заявлений
Наша редакция подготовила для Вас образцы заявлений в полицию о наиболее распространенных преступлениях.
Об угрозе жизни и здоровью
Принятие устного заявления о преступлении
Заявление может быть сделано как письменно, с личной подписью потерпевшего, так и устно, в случаях если по каким-то причинам заявитель не может его написать.
Устное заявление оформляется протоколом его принятия сотрудником полиции, подписывается им и потерпевшим, в обязательном порядке в него вносятся данные о заявителе и удостоверяющих его личность документах.
При любом варианте заявитель предупреждается об ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос. Это предупреждение удостоверяется его личной подписью.
Кто принимает заявления
Принимать заявления о преступлениях лично от граждан уполномочены:
- Оперативные дежурные отделов и других подразделений полиции. Обратиться необходимо непосредственно к этому должностному лицу, которое находится в помещении дежурной части.
- В местностях, где не имеется помещения дежурной части, заявление передается уполномоченному сотруднику. Он обязан незамедлительно доступными средствами связи передать все необходимые сведения об этом заявлении оперативному дежурному.
Заявления принимаются в дежурной части круглосуточно, без каких-либо перерывов и выходных.
Обращения граждан, содержащие заявления о преступлениях, могут поступать также на личном приеме сотрудников ОВД. Это могут быть как руководители всего подразделения, заместители, руководители подразделений и даже рядовые сотрудники, например наиболее часто контактирующий с населением участковый уполномоченный. В этом случае такое обращение сначала регистрируется в канцелярии и сразу же передается для последующей регистрации в дежурную часть.
Срок подачи
Срок, в течение которого можно обратиться в полицию с заявлением о преступлении, ничем не ограничен. От давности с момента описываемых в нем событий зависит лишь результат его рассмотрения.
У каждого преступления существует срок давности, по истечении которого преступника нельзя будет подвергнуть заслуженному наказанию. Он освобождается от уголовной ответственности, даже если виновен. Поэтому подавать заявление надо в пределах этого срока, а лучше незамедлительно, ведь чем быстрее оно попадет в полицию, тем больше вероятность его раскрытия.
Сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ) зависят от тяжести совершенного деяния (ст. 15 УК РФ).
Вам может быть интересно: Какие сроки давности привлечения к уголовной ответственности по преступлениям ⇒
Дистанционное заявление в полицию
Закон не воспрещает не присутствовать лично при подаче заявления о преступлении и воспользоваться доступными видами и средствами связи. Все подобные обращения принимаются и регистрируются в отделе делопроизводства, а затем незамедлительно передаются в дежурную часть для регистрации.
После этой процедуры по ним проводится такая же проверка, как по другим видам заявлений. Как уже говорилось, минусом является потерянное время, которое требуется для пересылки и оформления.
Заявление в полицию по телефону
Сообщения о преступлениях, полученные по телефону (02, 112), также регистрируются, оформляются рапортом уполномоченного сотрудника полиции, по ним начинается проверка.
Подача онлайн
На официальных сайтах подразделений полиции различного уровня имеются сервисы для подачи заявлений о преступлениях. Для приема их онлайн через интернет необходимо ввести данные в обязательные для заполнения поля. Впоследствии они распечатываются на бумаге, регистрируются в установленном порядке и передаются в работу.
Подача заявления в полицию по почте
В каждом подразделении полиции на входе имеется почтовый ящик для обращений граждан. Заявление о преступлении может быть опущено и туда. Корреспонденция из ящика изымается не реже 1 раза в день.
Возможно ли написать анонимное заявление
Анонимными считаются заявления о преступлениях, не содержащие сведений о заявителе – его имени, адресе и т. д. Такими заявлениями признаются и те, в которых указаны несуществующие данные о заявителе, либо данные лица, которое в полицию не обращалось.
Проверки в общем порядке по таким обращениям не проводятся. Описанные в них события не рассматриваются в порядке УПК, но по решению руководителя отдела полиции могут проверяться путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Если изложенные в них данные подтвердятся и в описанных фактах будут признаки состава какого-либо преступления, установленные обстоятельства излагаются уполномоченным полицейским в рапорте, он регистрируется и уже по нему, а не по анонимному заявлению проводится доследственная проверка.
Естественно, ни о результатах рассмотрения анонимного заявления в полицию, ни о результатах доследственной проверки по изложенным в нем фактам заявитель уведомлен не будет.
Можно ли дополнить или переписать заявление в полицию
Заявление в полицию о преступлении – всего лишь повод для возбуждения дела при наличии оснований для этого. Другими словами, это только документ, с которого начинается уголовный процесс. Поэтому дополнять само заявление или его переписывать в ходе доследственной проверки необходимости нет никакой.
Практикующий юрист со стажем работы более 10 лет.
Задать вопрос
Дополнять и уточнять нужно не само заявление, а материалы всей проверки. А это можно сделать, например, в ходе опроса. Можно самостоятельно подготовить свои максимально полные дополнения или объяснения в спокойной обстановке и передать их сотруднику полиции. Делать это можно неограниченное число раз за период проверки.
Материалы доследственной проверки не являются доказательствами по уголовному делу, по этой причине требований к их форме, содержанию и прочим подобным характеристикам нет. То есть дополнения, уточнения и поправки могут быть оформлены как угодно и приобщены к материалам проверки.
Заявление в полицию от юридического лица
Заявление в полицию о преступлении от юридического лица ничем не отличается от всех остальных. Единственное – оно подается его представителем, которым может быть руководитель или другое лицо, имеющее право действовать от имени организации без специальных документов, либо представитель организации по доверенности.
Доверенность на представление интересов (в последнем варианте) при личной подаче нужно будет передать вместе с заявлением.
Образец заявления в полицию от юридического лица
Начальнику ОМВД России по Октябрьскому району г. Сыктывкара
полковнику полиции
Иванову И. И.
от представителя по доверенности ООО «Майское»
Петрова П. П.
г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 20
тел.: 88000000000,
эл. почта: maiskoeooo@mail.ru
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас провести проверку и привлечь к уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ Семенова С. С., который 20.10.2019, находясь в складском помещении по адресу: г. Сыктывкар, ул. Крутая, 10, стр. 1, путем обмана и злоупотребления доверием сотрудников ООО «Майское», используя подложные документы от ИП «Гришин А. В.», завладел принадлежащим ООО товаром на сумму 570 000 рублей, тем самым причинил ущерб ООО «Майское» на указанную сумму.
Приложение: копия доверенности на 1 л.
Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ предупрежден.
22.10.2019 Подпись Петров П. П.
Подобное заявление возможно подавать на бланке организации, при его наличии.
Скачать образец
Особенности подачи коллективного заявления
Возможность подачи группового заявления в полицию о преступлении никак не урегулирована. Запрета на написание и подачу такого заявления в законе нет, как нет и определенного порядка для его регистрации, рассмотрения, контактов с заявителями – с каждым по отдельности или с представителем всех.
В случае совершения одного преступления в отношении многих потерпевших или многих преступлений одним лицом целесообразней и проще все же подготовить и подать обращение от каждого заявителя в отдельности, пусть даже с одним содержанием. Сотрудники полиции впоследствии оформят их в соответствии с требованиями закона и соединят в одно производство.
Может ли несовершеннолетний подать заявление в полицию
Недостижение возраста совершеннолетия не является причиной для непринятия заявления о преступлении. Письменное заявление или сообщение о преступлении в иной форме от несовершеннолетнего принимается и регистрируется аналогично всем другим.
Как конкретно оно будет оформлено – заявлением, протоколом или рапортом – определят сотрудники полиции. Вопрос участия его законных представителей и педагогов решается уже впоследствии при проведении проверочных мероприятий и расследования уголовного дела.
Встречное заявление
Часто случаются конфликтные ситуации, когда потерпевший и обидчик являются одновременно и тем и другим. Например, в ходе обоюдной драки, когда каждый из участников наносит другому повреждения и, соответственно, должен за них отвечать.
В подобных ситуациях каждый из участников конфликта может написать заявление о привлечении оппонента к уголовной ответственности. Каждое из них будет зарегистрировано, изложенные сведения проверены, действиям каждого из участников в отдельности будет дана оценка.
То есть каждое заявление – отдельное производство, отдельное процессуальное решение. Встречное заявление никаким образом не повлияет на степень ответственности того гражданина, в отношении которого оно было написано раньше.
Повторное заявление
Повторными можно посчитать 2 варианта заявления:
- О том же самом происшествии. При написании такого заявления его зарегистрируют в том же порядке, как и первичное. В дальнейшем новая проверка по нему проводиться не будет, его приобщат к материалу по ранее поступившему заявлению. Если проверка не завершена, его учтут при принятии решения. Если же она окончена и по первичному есть законное и обоснованное решение, которое никем не отменено, дополнительных проверочных действий проводить по нему не будут.
- По тому же факту, происшедшему еще раз. Такое заявление станет первичным, проверка по нему будет проводиться в общем порядке.
Порядок приема заявления в полицию
Порядок действий, начиная с поступления сообщений о преступлениях, четко регламентирован Инструкцией. Любое отступление от этого порядка со стороны уполномоченных должностных лиц наказуемо в дисциплинарном порядке.
Регистрация в журнале КУСП
Все сообщения, заявления в полицию о противоправных действиях регистрируются в специальном журнале – Книге учета сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, или коротко – в КУСП. Это документ строгой отчетности, ведет этот журнал оперативный сотрудник дежурной части.
Записи ведутся от руки, в хронологическом порядке, по времени поступления сообщений. Каждому из них присваивается порядковый номер, соответствующий номеру записи в книге, называемый номером КУСП. Этот номер очень важен, он позволит в дальнейшем отследить судьбу заявления и проконтролировать исполнение.
В журнале в последующем будут указываться сведения о том, кому поручено проведение проверки, ее сроках, принятых решениях, их датах, присвоенных номерах уголовных дел или материалов проверки.
После того как сообщение о преступлении будет зарегистрировано в КУСП, начинает течь срок его проверки.
Талон-уведомление о принятии
Если заявитель лично присутствует при подаче устного или письменного заявления о преступлении в дежурной части отдела полиции, после его принятия оперативный дежурный обязан оформить талон.
Он состоит из двух частей – талона-уведомления и его корешка. В обеих частях указывается один и тот же регистрационный номер. Уведомление выдается заявителю, корешок хранится в отделе полиции.
В талоне-уведомлении указывается вся необходимая для поиска заявления и результатов его рассмотрения информация. Она включает:
- данные о должностном лице, принявшем заявление;
- номер КУСП;
- дату и время приема заявления;
- название отдела полиции, где оно зарегистрировано, его адрес, номер служебного телефона для связи при необходимости;
- подпись дежурного.
О том, что заявитель получил талон-уведомление, он расписывается в корешке и проставляет дату и время получения.
Если заявление в полицию поступило не лично от заявителя, талон-уведомление не оформляется.
Могут ли отказать в принятии заявления
За нарушение правил ведения КУСП, неполноту регистрации сообщений, необоснованный отказ в выдаче талона-уведомления отвечают оперативный дежурный и лично руководитель подразделения полиции.
Отказ в приеме заявления незаконен. Любое заявление о любом преступлении обязаны принять, зарегистрировать, провести по нему проверку и принять законное и обоснованное решение в пределах своей компетенции.
Практикующий юрист со стажем работы более 10 лет.
Задать вопрос
Никаких законных причин для этого просто не существует. Иногда сотрудники дежурной части, дабы сократить объем своей работы, уговаривают заявителей не подавать заявление под разными предлогами – призывают ждать, говорят, что ничего из этого не выйдет, что преступление, о котором говорится в заявлении, не относится к подследственности полиции, либо происшествие произошло в районе, который этим отделом не обслуживается; иногда даже пугают уголовной ответственностью за заведомо ложный донос и т. д. В последнее время таких фактов стало значительно меньше, однако они все-таки встречаются. Виновный в подобном поведении сотрудник полиции может быть привлечен к ответственности в зависимости от конкретных обстоятельств. Эта ответственность может быть как дисциплинарной за нарушение требований ведомственных приказов и Инструкции, так и уголовной за укрытие преступления от учета.
Что происходит после подачи заявления
После того как заявление или сообщение в полицию о преступлении в иной форме зарегистрировано в КУСП, оперативный дежурный при необходимости принимает меры неотложного реагирования, предусмотренные законом и приказами ведомства.
Если такие меры не являются необходимыми, зарегистрированное заявление передается руководителю отдела полиции или уполномоченному сотруднику, письменной резолюцией определяющему срок и порядок проведения проверки по каждому конкретному заявлению и должностное лицо, которому будет поручено проведение проверки.
Исполнителями чаще всего назначаются сотрудники подразделений по направлениям деятельности, осуществляющие на стадии доследственной проверки полномочия дознавателя, указанные в ст. 144 УПК, ими могут быть:
- участковые уполномоченные (например, по бытовым и нетяжким преступлениям: побои, незначительные кражи, мошенничества, угрозы убийством т. д.);
- оперуполномоченные уголовного розыска – по более тяжким (разбои, грабежи, вымогательства и т. д.) или групповым преступлениям;
- оперуполномоченные подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции – по преступлениям в сфере экономической деятельности (фальшивомонетничество, мошенничества, взяточничество и т. д.).
После этого заявление под роспись в КУСП передается исполнителю, который приступает к проведению проверочных мероприятий в порядке ст. 144–145 УПК РФ.
Срок рассмотрения
Общий срок проверки по сообщению о преступлении – 3 суток. Если проверить все необходимые данные невозможно в этот срок, он может быть продлен до 10 суток. Если необходимо проведение исследований, оперативно-розыскных мероприятий и т. д., срок может продляться и до 30 суток.
Обязанности у должностных лиц полиции принимать решения именно в этот срок нет. То есть, если все обстоятельства удалось установить в меньший срок, например в 1, 7 или 20 суток, решение может быть принято и раньше.
Но зачастую и этих сроков бывает недостаточно для всестороннего исследования происшедшего. В этом случае сотрудник полиции может принять так называемое промежуточное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, которое впоследствии отменяется.
С момента поступления материала проверки исполнителю после отмены такого решения вышеуказанные сроки начинают течь заново. Количество таких фактов закон, кроме требования о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства, не ограничивает.
Решения по заявлению
По итогам доследственной проверки по заявлению в полицию о преступлении, в зависимости от результатов, может приниматься одно из следующих решений:
- О возбуждении уголовного дела. Оно передается в подразделения отдела полиции, уполномоченные проводить предварительное расследование (дознание, следствие).
- Об отказе в возбуждении уголовного дела. Материал проверки в этом случае регистрируется в специальном журнале учета, ему присваивается порядковый номер, под которым впоследствии он будет храниться в архиве. Номер материала будет состоять из двух номеров – номера КУСП/номера материала.
- О передаче сообщения и собранных материалов по подследственности, если отдел полиции, в который они поступили, не уполномочен принимать решение.
- О приобщении нового заявления к материалу проверки по тому же факту.
Как узнать результат
О любом принятом по заявлению о преступлении решении должно быть сообщено заявителю. При этом обязательно разъясняется, кому и в каком порядке возможно это решение обжаловать.
- О возбуждении дела заявителя должны уведомить. Если он одновременно является потерпевшим, он имеет право получить копию соответствующего постановления.
- Об отказе в возбуждении заявитель уведомляется в течение суток с принятия решения, ему обязаны, помимо уведомления, направить копию вынесенного постановления.
- Если по заявлению принято решение о передаче по подследственности или о приобщении к ранее зарегистрированному сообщению – заявитель также уведомляется об этом с разъяснением, что, куда, для чего и почему направлено или приобщено.
Если ответа на заявление нет
В случаях, когда, по мнению заявителя, срок проверки затягивается, никаких действий, вызовов и прочего со стороны сотрудников полиции не происходит, уведомлений и сообщений о результатах проверки не получено, судьбу заявления возможно узнать:
- У должностного лица, которому поручено проведение проверки.
- В дежурной части отдела полиции.
- В его учетно-регистрационном подразделении.
Номер телефона, по которому возможно получить информацию, указан в талоне-уведомлении. Если же его нет, номер телефона для связи можно узнать на официальных сайтах подразделений полиции.
Чтобы узнать результат рассмотрения заявления, необходимо будет назвать данные, указанные в талоне-уведомлении, – Ф. И. О. заявителя, дату обращения, номер КУСП.
Если сведения о номере КУСП отсутствуют, можно предоставить примерно известную информацию, например, о дате сообщения или направления заявления в отдел, данные о заявителе, о содержании обращения и т. д.
Если подобным образом номер КУСП установить не удастся, необходимо обратиться с этой целью в отдел полиции лично, при необходимости – письменно.
Что делать, если полиция бездействует
В случае если заявитель считает принятое по его заявлению решение незаконным, сотрудники полиции при проведении проверки бездействовали либо их действия были неправомерными, он может обжаловать их в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ, обратившись в суд или к надзирающему прокурору.
Этот порядок действует лишь в отношении процессуальных действий и бездействия при проведении проверки в порядке ст. 144–145 УПК РФ. Если недовольство заявителя вызвано иными причинами, например поведением сотрудника полиции, обращаться следует к его руководителю и подать жалобу с целью проведения в отношении него служебной проверки.
Ознакомление с заявлением и материалами по нему
Частью 2 ст. 24 Конституции РФ установлена обязанность должностных лиц госорганов власти, к которым причисляется и полиция, обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
К таким документам, относится заявление о привлечении к уголовной ответственности и материалы проверки (в случае отказа в возбуждении дела, при возбуждении – специально установленный порядок ознакомления). С ними можно ознакомиться по письменному заявлению на имя руководителя подразделения полиции.
Нюанс здесь состоит в том, что срок рассмотрения подобных обращений общий и составляет 30 дней с момента поступления. Зачастую к моменту предоставления такой возможности проверка бывает уже закончена. Но если ознакомление, в том числе с изготовлением за свой счет и своими средствами копий, необходимо, можно и нужно пользоваться предоставленным правом.
При этом при ознакомлении должностным лицом полиции должны приниматься меры к предотвращению нарушения прав и интересов других лиц. Например, не должны разглашаться персональные данные других людей и выдаваться материалы посторонним.
Отказ от заявления в полицию
Отказаться от заявления в полицию о преступлении невозможно. Аналогично не существует и возможности его забрать обратно.
По каждому из зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях будет проведена проверка и принято соответствующее ее результатам процессуальное решение. Единственное – при принятии итогового решения нежелание заявителя продолжать доследственную проверку или привлекать обидчика к ответственности учитывается, но также с некоторыми нюансами.
- По делам частного обвинения (ст. 128.1 УК РФ «Клевета», «Побои» по ст. 116.1 и легкий вред здоровью по ч. 1 ст. 115) заявление и желание потерпевшего привлечь оппонента к ответственности необходимы. В этом случае, если заявление написано, но впоследствии желание привлекать пропало, возможно не забрать заявление и не отказаться от него, а написать еще одно – о своем нежелании продолжать уголовное преследование. По результатам проверки в этом случае будет принято решение об отказе в возбуждении дела.
- По делам публичного обвинения (ч. 5 ст. 20 УПК РФ) наличие или отсутствие заявления и желания потерпевшего привлекать кого-либо к ответственности никакого значения не имеет. Если есть состав преступления – уголовное дело будет возбуждено и без них.
Поэтому, даже если заявителя-потерпевшего удалось уговорить написать заявление о нежелании привлечения к ответственности, но в описанных им действиях содержатся признаки состава преступления, преследование по которому осуществляется в публичном порядке, доследственная проверка и дальнейшее уголовное судопроизводство будут продолжаться в обычном порядке.
Заключение
Вопросы, касающиеся заявления в полицию о преступлениях, весьма объемны. Ответы на них имеют множество нюансов. Однако, зная общую схему, гораздо проще понимать, соблюдаются ли сотрудниками полиции права заявителя, и своевременно и правильно реагировать на нарушения, не теряя времени.
(7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…
Каждый гражданин в своей жизни может столкнуться с ситуацией, когда в отношении него, его близких или его организации (юридического лица) совершено преступление. В таких случаях у гражданина возникает потребность обращения с заявлением о преступлении в правоохранительные органы по вопросу возбуждения уголовного дела.
Заявление является поводом к возбуждению дела, если оно содержит хотя бы один из двух элементов:
- информацию о признаках преступления;
- просьбу о привлечении каких-либо лиц к уголовной ответственности.
Даже если в таком заявлении не усматривается признаков преступления, оно все равно является поводом к возбуждению дела – влечет обязанность принять заявление, проверить его и вынести решение.
Руководствуясь данной статьей, Вы сможете самостоятельно написать или составить такого рода заявление.
Уголовно-процессуальный закон не предъявляет обязательных требований к письменной форме заявления о преступлении в правоохранительные органы. Более того, он говорит о том, что заявление о преступлении может быть сделано и в устной форме, например, при обращении по телефону в правоохранительные органы сразу после совершения преступления.
Однако, необходимо отметить, что на практике намного чаще применяется письменная форма обращения.
Итак, каков порядок действий, необходимых для того, чтобы Вы могли самостоятельно написать юридически грамотное заявление о совершенном преступлении и его рассмотрение прошло в максимально быстрые сроки?
Во-первых, желательно, чтобы Вы могли дать правильную квалификацию совершенного противоправного деяния, т.е. определить статью Особенной части Уголовного Кодекса РФ, содержащую все признаки преступления, о котором Вы заявляете. Если Вы не обладаете достаточными юридическими знаниями и не можете дать верную квалификацию совершенному преступлению, мы рекомендуем Вам указать на само противоправное деяние (например, причинение вреда здоровью, хищение или уничтожение имущества и т.п.)
Во-вторых, Вам необходимо определить, в какой именно правоохранительный орган следует подать заявление о преступлении. Дав правильную квалификацию деянию, на основании статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ Вы можете определить конкретный орган (Следственный комитет, МВД, ФСБ и т.д.), расследующий дела о преступлениях, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ. Следует отметить, что подача заявления в неуполномоченный орган не влечет отказа в приеме данного заявления: правоохранительный орган самостоятельно передаст Ваше заявление по подследственности в ведомство, уполномоченное расследовать данную категорию уголовных дел, что несомненно, повлечет затягивание процесса и потенциальной возможности привлечения виновного лица к ответственности. И наконец, определившись с конкретным правоохранительным органом, Вы, на основании места совершения преступления, определяете в какое именно территориальное подразделение этого органа следует писать и подавать заявление.
В-третьих, приступая к написанию заявления, Вы должны помнить о его «структуре»:
- «шапка» заявления (в ней указываются, на чье имя Вы пишите заявление – руководителя правоохранительного органа, а также собственные данные: свои фамилию, имя, отчество, адрес регистрации, номер мобильного телефона);
- основная (описательная) часть начинается с вида обращения – «заявление о преступлении», расположенного по центру страницы. Далее Вам необходимо в обязательном порядке указать место и время совершения преступления. Если Вам известно, то мотивы, цели его совершения, форму и размер ущерба, причиненного таким деянием, все обстоятельства его совершения, имеющие, по Вашему мнению, существенное значение для дела, а также виновное лицо или любую известную Вам информацию о нем;
- в заключительной части Вы должны сделать отметку, что Вам известно об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, удостоверив своей подписью;
- вы также можете приложить к заявлению материалы, которые, по Вашему мнению, свидетельствуют о совершении преступления (например, копии документов, аудио- или видеозаписи);
- поставить дату составления и подписать заявление.
Важным моментом, на который следует обратить внимание, является получение талона-уведомления о том, что Ваше заявление зарегистрировано в Книге учёта сообщений о преступлениях (сокращённо КУСП). В талоне будет указан номер, за которым заявление зарегистрировали, а также дата регистрации заявления и данные лица, его принявшего (звание, должность, фамилия). Если талон-уведомление Вам не выдают, то необходимо настаивать на его выдаче. Именно талон-уведомление, в котором указан номер КУСП гарантирует, что по Вашему заявлению будет проведена проверка, по результатам которой решится вопрос о возбуждении уголовного дела.
Касательно вопроса об анонимном заявлении о преступления, необходимо отметить, что таковым признается сообщение, в котором не содержится подпись автора или отсутствуют сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, адрес). Неизвестность личности заявителя исключает свойство допустимости документа, его юридическую силу и способность служить поводом к возбуждению дела. По общему правилу анонимные сообщения не регистрируются как заявления и не рассматриваются в уголовно-процессуальном порядке. Если в анонимном сообщении содержится информация о преступлении, то оно может послужить поводом для проверки средствами оперативно-розыскной деятельности, и, при установлении в результате такой проверки признаков преступления, поводом к возбуждению дела послужит рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ).
В конце мы хотели бы Вам посоветовать обращаться к профессиональным юристам в случае возникновения необходимости составления и подачи заявления о преступлении. Адвокаты по уголовным делам Адвокатского бюро города Москвы «Ошеров, Онисковец и Партнеры» всегда смогут:
- правильно квалифицировать совершенное в отношении Вас, Ваших близких или Вашей организации преступление,
- верно определить подследственность заявления,
- подсказать как правильно сформулировать те или иные мысли,
- помогут в составлении заявления о преступлении,
- обратить внимание на самые важные аспекты.
С нашей помощью Вы будете уверены в том, что составленное заявление о преступлении будет рассмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации, а правоохранительными органами будет принято соответствующее решение.
15 декабря, 2017
Иногда в жизни возникают ситуации, в которых требуется помощь правоохранительных органов. Нужно писать заявление. Но как это сделать правильно, знает не каждый. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Содержание статьи
- 1 В каких случаях можно обратиться с заявлением в полицию
- 1.1 В каких случаях заявление не примут
- 2 Куда нужно обращаться с заявлением
- 3 В какие сроки подают заявления
- 4 Правила составления заявления
- 4.1 Пример заявления в полицию
- 5 В какие сроки рассматривают заявление
- 6 Порядок подачи заявления
В каких случаях можно обратиться с заявлением в полицию
Согласно Приказа МВД №736 от 29.08.2014 года, который вступил в силу с 06.11.2014 г., «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» полиция должна регистрировать, рассматривать и принимать меры при подаче заявлений следующего характера:
- О преступлении, которое было совершено или планируется. Это могут быть кражи, причинение вреда здоровью и прочее.
- О происшествиях, которые угрожают личной или общественной безопасности. В том числе о стихийных бедствиях, катастрофах, ДТП, в отношении которых требуется обнаружить возможные признаки преступления.
- Об административном правонарушении. События, которые уже произошли или должны произойти в ближайшее время.
Как показала практика, чаще всего граждане обращаются в полицию с заявлениями об угрозе жизни, нанесению побоев, краже, административном нарушении, утрате чего-либо и с прочими проблемами.
В каких случаях заявление не примут
Есть ситуации, при которых обращение не будет зарегистрировано. К ним относят следующие:
- Сообщения о ДТП, находящиеся на рассмотрении в подразделении ГИБДД, и по которым отсутствуют признаки преступления и административного нарушения, а зафиксированы только механические повреждения транспортных средств.
- Сообщения о срабатывании тревожной или пожарной сигнализации на объекте, который охраняет подразделение вневедомственной охраны. И этот объект не является объектом повышенной опасности, который подлежит обязательной охране полицией.
- Сообщения о преступлениях, которые находятся уже на рассмотрении территориального подразделения полиции или выявлены сотрудниками правоохранительных органов.
- Анонимные обращения, которые поступают по почте или в ходе телефонного звонка. Но при условии, что они не относятся к категории террористических актов.
Также заявление не примут, если заявитель указал неправдивые данные о себе.
Куда нужно обращаться с заявлением
Согласно ст. 151-152 Уголовного Кодекса РФ территориальная подследственность по делам, содержавшим признаки преступлений и административных правонарушений определяется местом их совершения. Другими словами, заявление о преступлении нужно нести в отдел полиции, в чью юрисдикцию входит место преступления.
Если место совершения преступления входит в границы подследственности одного отделения полиции, а заявление было подано в другое отделение, дело передадут на рассмотрение в нужный орган.
При этом сохраняются следы и доказательства совершения преступления или административного правонарушения.
В какие сроки подают заявления
Для каждого преступления установлены определенные сроки, в течение которых по ним можно подать заявления. Их называют сроками исковой давности.
В течение какого времени подают заявления:
- по мелким преступлениям и нарушениям — срок давности не более 2-х лет;
- по преступлениям и нарушениям средней тяжести — не более 6-ти лет;
- по особо тяжким преступлениям и нарушениям — до 12-ти лет.
Заявление о пропаже человека подают на 3-тьи сутки. Можно сделать это и через год. Но в этом случае придется объяснять, почему заявление не было подано ранее.
Правила составления заявления
Согласно ст. 141 УПК РФ, подать заявление в полицию можно в устной и письменной форме. В первом случае сотрудник правоохранительных органов составит протокол на основании изложенных заявителем данных. Его подписывают обе стороны.
Написать заявление можно на формате А4. В нем необходимо указать следующую информацию:
- В правом верхнем углу прописывают название отделения полиции, ФИО начальника, его звание.
- Чуть ниже указывают ФИО заявителя и сведения о нем (адрес, телефон, адрес электронной почты).
- В основной части прописывают «Заявление», а дальше с красной строки описывают сложившуюся проблему. Например, «Прошу привлечь к ответственности …» или «Прошу разыскать утраченный….». Текст обращения напрямую зависит от рассматриваемой проблемы.
После этого необходимо оценить нанесенный ущерб, если он есть. Собрать доказательную базу, показания свидетелей и прочее. В заявлении надо указать, какие доказательства и показания прикреплены к нему и в каком количестве.
В конце документа указывают следующую фразу: «О наказании за заведома ложный донос по статье 306 УК РФ предупрежден». Каждый лист заявления подписывают и проставляют на нем дату.
Не стоит указывать в заявлении предположения по поводу раскрытия преступления, угрожать сотрудникам правоохранительных органов или специально подводить их к принятию какого-либо решения. Такие действия вызовут сомнения и никак не повлияют на ход расследования.
Пример заявления в полицию
В какие сроки рассматривают заявление
На это отводится не более 3-х дней. В течение этого времени должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении. Довольно часто, этот срок увеличен до 10 или 30 дней. Все зависит от сложности рассматриваемого вопроса.
Как только гражданин подал заявление в полицию, ему выдают талон-уведомление. Именно с даты, указанной на нем, и считают трехдневный срок.
Если по каким-либо причинам срок рассмотрения заявления увеличивается, гражданина должны уведомить об этом.
Порядок подачи заявления
Выполняемые действия:
- правильно и достоверно составить заявление;
- придти в территориальное отделение полиции, которое должно заниматься расследованием;
- предоставить документ, удостоверяющий личность (национальный или заграничный паспорт);
- заявление с прилагающимися документами передать сотруднику.
Он зарегистрирует его в специальной базе. После этого выдаст заявителю талон-уведомление.
О принятом решении сообщают письмом на указанный адрес или электронную почту. Если оно положительное, попросят пригласит свидетелей и предоставить полную доказательную базу. С ней не возникнет проблем, если она указана в заявлении.
Подавать заявления могут как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, и лица без гражданства. Образец заявления в полицию прилагается
Сообщения принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно, вне зависимости от места и времени происшествия, полноты содержащихся сведений и формы представления. Любой гражданин (и даже лицо без гражданства) может подать заявление лично, через своего представителя (в таком случае необходимо предоставить соответствующую доверенность), по почте, информационным системам общего пользования или любым другим видом связи.
Как писать заявление
В заявлении необходимо указать дату, время и место произошедшего, четко и лаконично сформулировав фабулу. Обязательно укажите, какой вред причинен преступлением: что именно похищено или повреждено, в рублях оцените размер ущерба. Если причинен физический вред, нужно написать, от каких именно действий вы пострадали (кто, куда и каким предметом нанес удар), какие и где остались следы, обращались ли вы за медицинской помощью. Обязательно в заявлении должен быть указан адрес, телефон и другие сведения, как с вами связаться.
Заявление о совершенном или готовящемся преступлении (причем как устное, так и письменное) можно передать в дежурную часть оперативному дежурному ОВД или сотруднику полиции, даже если он находится вне служебного помещения.
Как правильно подать заявление?
Вся информация об адресе и справочном телефоне ОВД, порядке и сроках рассмотрения обращений, времени личного приема граждан руководством подразделения вывешена у дежурной части в здании ОВД. Кроме того, в доступном для граждан местах (при входе) установлен ящик для приема письменных обращений, причем выемка корреспонденции производится не реже двух раз в день. При подаче заявления гражданина предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (статья 306 УК).
Дежурный сотрудник полиции также регистрирует обращение в специальной Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП). Регистрационный номер, присвоенный обращению, должен совпадать с тем, который стоит на талоне-уведомлении о подаче заявления.
Получив талон и расписавшись в журнале, можно вздохнуть спокойно: заявление зарегистрировано.
Как должно быть зарегистрировано заявление в полицию
Оперативный дежурный, принявший заявление, должен выдать так называемый талон-уведомление, заполненный корешок от которого остается в дежурной части. Такие талоны сшиты в книжки и пронумерованы. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.
Рассмотрение заявления
Руководство ОВД принимает решение о дальнейшей судьбе каждого заявления. Автор обращения должен получить уведомление об этом не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявления.
Виды решений
По сообщению о преступлении принимается одно из следующих решений:
• о возбуждении уголовного дела;
• об отказе в возбуждении уголовного дела;
• о передаче сообщения по подследственности, в суд (по делам частного обвинения).
По сообщениям о иных происшествиях:
• о возбуждении дела об административном правонарушении;
• о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
• о передаче на рассмотрение по подведомственности;
• о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии;
• о приобщении к материалам специального номенклатурного дела.
При этом материалы, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, незамедлительно регистрируются в специальном журнале, и в течение 24 часов вместе с копией постановления об отказе направляются прокурору для проверки обоснованности и законности его вынесения.
Как в полиции рассматривают заявления от граждан
Проверка обращения не проводится, если оно признано анонимным, некорректным по содержанию или изложению, а также многократным, то есть содержащим вопрос, на который автору неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и в котором не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этих случаях автору направляется мотивированный ответ об оставлении его обращения без рассмотрения.
Личный приём
Если заявление подано, а ответа все нет, можно обратиться к вышестоящему полицейскому руководителю. Можно прийти на личный прием. Это первая инстанция, куда можно обратиться, если после подачи заявления ничего не происходит.
Начальник органа внутренних дел осуществляет ежедневный контроль и несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях.
Личный прием граждан, согласно законодательству, ведут все полицейские начальники, вплоть до министра внутренних дел и его заместителей.
В подразделениях системы МВД прием граждан другими сотрудниками осуществляется во все рабочие и в один из выходных дней недели, причем не менее двух раз в неделю— после 18 часов. Информация об этом расположена при входе в ОВД, также сотрудники должны ответить на любой вопрос, касающийся личного приема граждан, по телефонам дежурной части.
Если и после личного обращения к руководителю ОВД ничего не произошло, заявитель вправе обратиться в надзорный орган— прокуратуру.
Здесь все также, как при обращении в ОВД: необходимо оставить свои данные (иначе обращение может быть оставлено без ответа), избегать нецензурных и оскорбительных выражений, а также угроз в адрес кого бы то ни было. В течение трех дней обращение будет направлено исполнителю.
Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации оно будет переправлено в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. При этом автора обязаны уведомить о переадресации.
Коротко о главном
1. Заявления о преступлениях должны принимать в любом органе внутренних дел круглосуточно, вне зависимости от места и времени происшествия, полноты содержащихся сведений и формы представления.
2. В заявлении укажите дату, время и место произошедшего, четко и лаконично сформулировав фабулу. Обязательно укажите, какой вред причинен преступлением: что именно похищено или повреждено, в рублях оцените размер ущерба.
3. Убедиться в том, что заявление зарегистрировано правильно, помогут талон-уведомление и запись в специальном журнале.
4. Руководство ОВД обязано в течение семи дней принять решение о дальнейшей судьбе каждого заявления. Автор обращения должен получить уведомление об этом не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявления.
5. Если заявление подано, а ответа все нет, можно обратиться к вышестоящему полицейскому руководителю. Лучше всего прийти на личный прием.
6. На действия любого сотрудника полиции, включая руководителей, можно пожаловаться в специально для этого созданные подразделения собственной безопасности. Они есть при каждом ОВД.
7. Если и после личного обращения к руководителю ОВД, и после заявления в ДСБ ничего не произошло, стоит обратиться в надзорный орган— прокуратуру.
8. Любой ответ из официальных органов можно обжаловать в суд, в том числе отказы в возбуждении уголовного дела.
ТЕЛЕФОН, КОТОРОМУ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ
02, 8 (343) 358-71-61
Электронная почта доверия: mvd66_request@mvd.ru
Сайт: 66.mvd.ru
Информация о государственных услугах, предоставляемых подразделениями ГУ МВД России по Свердловской области, в том числе в электронном виде: https://66.mvd.ru/citizens/uslugi.
По телефону доверия вы можете сообщить:
о готовящихся или совершенных правонарушениях и преступлениях, а также иные сведения, способствующие предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
о лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений и правонарушений;
о нарушениях законности и не реагировании на обращения граждан со стороны сотрудников полиции;
о нарушении общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения избирательной кампании.
Штаб МО МВД России «Краснотурьинский»