Как правильно пишется словосочетание «знак препинания»
- Как правильно пишется слово «знак»
- Как правильно пишется слово «препинание»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: варяжский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к словосочетанию «знак препинания»
Синонимы к словосочетанию «знак препинания»
Предложения со словосочетанием «знак препинания»
- – Потому что тот, кто написал этот код, использовал пробелы и знаки препинания.
- Для русскоязычных текстов существуют правила набора, относящиеся преимущественно к использованию знаков препинания, дефисов, тире и кавычек.
- К тому же у писавшей был собственный взгляд на знаки препинания и употребление заглавных букв.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «знак препинания»
- Ему не только хорошо были известны буквы и цифры, но и знаки препинания, постоянно выручавшие его из беды.
- Что зло повсюду распространяет свои корни — это ни для кого уже не тайна.»Люди обыкновенно начинают с того, что с усмешкой отзываются о сотворении мира, а кончают тем, что не признают начальства. Все это делается публично, у всех на глазах, и притом с такою самоуверенностью, как будто устав о пресечении и предупреждении давно уже совершил течение свое. Что могут в этом случае сделать простые знаки препинания?
- Живновский (не переводя духа и без знаков препинания).
- (все
цитаты из русской классики)
Сочетаемость слова «знак»
- условный знак
вопросительный знак
товарный знак - в знак согласия
в знак приветствия
в знак благодарности - система знаков
люди знака
форму вопросительного знака - знак подаёт
знаки говорят
знак появился - кивнуть в знак согласия
видеть знак
поставить знак равенства - (полная таблица сочетаемости)
Каким бывает «знак препинания»
Значение словосочетания «знак препинания»
-
1. элемент письменности, выполняющий вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность и т. п (Викисловарь)
Все значения словосочетания ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «знак»
- Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены… как пуговицы на мундире гоголевского городничего.
- Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
- В художественном произведении знаки препинания зачастую играют роль нот, и выучиться им по учебнику нельзя: нужны еще чутье и опыт.
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
1. элемент письменности, выполняющий вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность и т. п
Все значения словосочетания «знак препинания»
-
– Потому что тот, кто написал этот код, использовал пробелы и знаки препинания.
-
Для русскоязычных текстов существуют правила набора, относящиеся преимущественно к использованию знаков препинания, дефисов, тире и кавычек.
-
К тому же у писавшей был собственный взгляд на знаки препинания и употребление заглавных букв.
- (все предложения)
- восклицательные знаки
- надстрочные знаки
- мягкий знак
- твёрдый знак
- знак ударения
- (ещё синонимы…)
- точка
- вопрос
- (ещё ассоциации…)
- условный знак
- в знак согласия
- система знаков
- знак подаёт
- кивнуть в знак согласия
- (полная таблица сочетаемости…)
- знаки препинания
- расстановка знаков препинания
- расставлять знаки препинания
- (полная таблица сочетаемости…)
- единый
- последний
- обычный
- новый
- (ещё…)
- Разбор по составу слова «знак»
- Разбор по составу слова «препинание»
- Как правильно пишется слово «знак»
- Как правильно пишется слово «препинание»
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
3
«Препинания» или «припинания» — как правильно пишется?
«Препинания» или «припинания» — как правильно пишется?
11 ответов:
6
0
Слово препинания, которое знакомо нам из словосочетания «знаки (чего?) препинания», имеет начальный безударный слог пре-.
Образовано это существительное с помощью суффикса от глагола «препинаться»:
препинаться — препина-ни-е.
Пре— — это часть корня, как и во многих подобных словах:
препятствие,
пресмыкающееся,
преемник,
преклонный (возраст),
превратный,
предать, предавать, предатель,
презирать.
Написание первой безударной гласной во всех этих словах проверить ударением невозможно. Она является непроверяемой, так что отнесем их к словарным словам.
Препинание — это то, обо что можно споткнуться, то, через что нельзя переступить в написании сообщения. Семантически пре- имеет здесь значение пере-.
Написание слова «препинания» (знаки препинания) запомним с буквой «е» в первом слоге, буквой «и» — во втором.
3
0
Правильно будет «препинания», например «расстановка знаков препинания».
Данное слово нужно запомнить, т.к. у многих слов пре- и при- входят в состав корня. Такие написания следует запомнить как словарные.
3
0
Слово «препинание» следует писать через приставку «пре».
Проверочного слова нет, остается только запомнить.
Примеры предложений:
Дети на предыдущем уроке начали изучать знаки препинания.
Роль такого знака препинания как запятая очень важна.
2
0
Добрый день, существительном препинания во множественном числе, ударение падает на букву а, т.е. препинАния. Основные ошибки можно сделать в букве е написав и, а вместо буквы и букву е. Проверить эти гласные сложно, поэтому нужно запомнить как правильно пишется слово препинания.
2
0
К сожалению слова которое можно было бы подобрать как однокоренное с ударным слогом в корне пин нет, поэтому корневая морфема, в данном слове, идет чисто как словарная.
Что касается приставке, то тут преидет как семантический символ преграды и препятствия.
Правильным вариантом является — препинания.
1
0
Слово Препинания оказывается формой родительного падежа существительного среднего рода Препинание и в его составе заметим окончанием -Я: Препинание-Препинания-Препинанием.
Ударение в нем падает на третий слог: препинАния.
Корнем слова оказывается морфема ПРЕПИНА-. Или по другому варианту разбора -ПИН- с однокоренными словами Препинание-Препинаться-Запинаться-Пинать.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная Е и безударная гласная И, а само слово можно ошибочно написать как прИпЕнание.
Проверить безударные гласные в этом слове по всем правилам нельзя, но если обратиться к его происхождению мы увидим, что существительное образовано от слова Пинать и приставки ПРЕ. Тогда гласную И мы запомним, а приставка ПРЕ пишется потому что имеет место значение ПЕРЕ: Перепинание.
1
0
Вообще непростой вопрос, к тому же само слово «препинание» сейчас очень редко употребляется, разве что в сочетании со словом «знаки», а про смысл его уже мало кто задумывается. Однако именно это и поможет разобраться в его написании. Препинаться — значит спотыкаться обо что-то, какая-то препона на дороге, по сути переступать ее. То есть в данном случае пере=пре, но это, конечно, не правило, а всего лишь ассоциация, которая может помочь запомнить верный вариант написания первой гласной корня. Для второй же гласной даже и ассоциации какой-то не придумать.
В общем и целом, безударные гласные в корне этого слова проверить нельзя, можно только запомнить — знаки препинания.
0
0
Правильное написание — знаки препинания. Происходит от слова «препинать», что означает «препятствовать, сдерживать».
0
0
Правильно писать слово — «препинания, а не «припинания».
Давайте теперь разберем написание слова «п р е п и н а н и я»:
- е, и, а, и, я — являются гласными буквами, всего пять;
- а — ударная буква;
- е, и, и, я — являются безударными буквами, всего четыре;
- п, р, п, н, н — являются согласными буквами, всего пять;
- р, н, н — являются звонкими согласными буквами, всего три;
- п, п — являются глухими согласными буквами, всего две.
Итого слово состоит из десяти букв (препинания) и делится на пять слогов ( пре — пи — на — ни — я).
0
0
Слово «Препинания» является частью речи существительным оно отвечает на вопрос кто? Что? Слово в единственном числе оно среднего рода и в родительском падеже, правильно писать именно через «е» потому как проверочным словом здесь выступает «препинать» в нем отчетливо слышен звук «е».
0
0
В слове «Препинания» мы не сможем проверить безударную букву «е», поэтому данное слово является словарным. Нужно просто запомнить его написание.
Следовательно, правильно будет писать «препинание», а вариант «припинание» является неверным.
Читайте также
«Бидон» и «бетон» это два разных слова. Бидон — это посуда для молока, бетон — строительный материал на основе цемента. Это словарные слова, то есть проверочных слов для них нет, их просто нужно запомнить.
- В слове «колосья» проверяем первую безударную «о» — кОлос;
- В слове «носилки» под проверкой тоже первая безударная «о» — «нОсят»;
- В слове «клевать» проверочным словом к букве «е» будет «клЁв», чередование Ё и Е.
В слове КОРМУШКА в корне пишется безударная гласная О, проверочное слово — «кОрм».
Однокоренными к слову МЕТЛА будут слова: метет, помету, метелица, мёл. В качестве проверочного выбираем слово «мЁл».
Подберем однокоренные слова к слову «тишина»: тИхо, тИшь, тИхий. Каждое из них и может быть проверочным к слову «тишина».
И для менталитета существует проверочное слово.
Правда, обращаться за этим проверочным словом придётся к «старушке»-латыни: существует в оном языке слово «mens» — душа, дух (только не в смысле «spirit» — это уже из другой оперы). В «менталитет» это слово вошло в форме родительного падежа единственного числа: «mentis». Вместе с суффиксом «al», имеющим собирательный смысл, получили что-то типа «общий дух», «общественный ум», «массовое мышление» и т.п.
Вопрос не так прост, как на первый взгляд кажется, ибо в глаголе ПРОСИ́ТЬ, как и в его собратьях по морфологическому классу слов смотре́ть, копа́ть, броса́ть и др., а также их производных попроси́ть, вы́просить, посмотре́ться и пр. (таких производных с безударным корнем много у каждого из названных глаголов) и иных образованных от них частей речи (проше́ние, смотри́ны, копа́ние и пр.), корни с чередующейся гласной и в безударном положении во всех этих корнях мы пишем буковку О, как и в изучающихся в школах наших (российских и других постсоветских стран) корнях твор-//твар-, гор-//гар-, клон-//клан-. Естественно, что в положении ударном мы пишем то, что слышим:
- напроси́ться – про́сит, напра́шиваться;
- присмотре́ться – просмо́тр, высма́тривая;
- вы́копать, копа́тельный – ко́пка, выка́пывающий;
- броса́ющий – бро́шенный, перебра́сываться.
Но в школе нас учат эти и им подобные корни проверять ударением и даже не упоминают о существующем в них чередовании:
- вы́просить – спрос;
- насмотре́ться – надсмо́трщик;
- вы́копанный – раско́пка;
- броса́ющийся – сбро́сить.
И лишь в старших классах, когда учеников уже окончательно отучили открывать учебники русского языка для изучения теоретического материала и правил, в книге в. Ф. Грекова и прочих его соавторов для 10-11 классов упоминается, что для проверки безударных гласных в корнях не используются глаголы вида несовершенного с суффиксами -ИВА- (-ЫВА-) и их особые формы, так как именно в этих словах появляется ударная А в корне: переспра́шивать, пересма́тривающий, зака́пывая, набра́сывается и пр.
Так что правописание глагола ПРОСИТЬ мы можем регулировать двумя правилами:
- правилом чередования О//А, по коему в слабой (то бишь безударной) позиции пишем в корне ПРОС-//ПРОШ-//ПРАС-//ПРАШ- только О;
- правилом проверки гласной корневой ударением (с учетом того, что все лексемы и их словоформы, в коих имеется суффикс -ИВА- (-ЫВА-), исключаются из числа слов проверочных).
Согласно второму правилу, мы и подбираем к глаголу ПРОСИТЬ слова проверочные:
- словоформы этого же глагола: про́сишь, про́сит, про́сим и т.п.;
- лексемы однокоренные: про́сьба, расспро́с, спро́шенный, опро́с, опро́сный, опро́сник и пр.
Знаки препинания — символы, используемые для оформления текста. Зачем нужны знаки препинания? Они выполняют в письменном тексте функции разделения и выделения смысловых частей, предложений, словосочетаний и слов, а также указывают на отношения между элементами текста, их завершенность, эмоциональную окраску и интонации. Знаки препинания делают текст более четким и понятным при чтении.
Без правильного понимания того, зачем нужны знаки препинания, сочинение не напишешь, все мысли в нем перепутаются, и получится настоящая бессвязная словесная каша. Поговорим о каждом знаке в отдельности. Итак, зачем нужны знаки препинания?
Точка
На письме она используется для завершения предложений и отделения одного предложения от другого «На улице идет дождь. Я решил остаться сегодня дома.», и для сокращения слов «и т.д. — и так далее».
Многоточие
Используется для обозначения паузы или незаконченной мысли: «Да, я все время думаю о том, как все могло бы сложиться, что было бы с нами… Почему ты спросил у меня об этом именно сейчас?». Также используется при обозначении пауз, при резком переходе от одного действия к другому: «Он молча слушал… Вдруг резко вскочил и начал говорить, что не согласен и никогда не сделает того, что ему велели».
Восклицательный знак
Он завершает предложение и обозначает эмоциональную окраску — волнение, удивление, гнев, сильную радость и многое другое в зависимости от контекста самого предложения: «Скорей! Иначе мы опоздаем!». Восклицательный знак может ставиться не только в конце предложения, им можно выделять обращения: «Господа! Мы скоро начинаем» или после междометия: «Ах! Мне безумно жаль!».
Вопросительный знак
Обычно ставится в конце предложения и выражает вопрос или сомнение: «Зачем нужны знаки препинания ГИА (государственной итоговой аттестации)? Они являются неотъемлемым атрибутом правильной письменной речи или формальностью?». Ответ на этот вопрос, конечно же — без правильного использования знаков препинания невозможно грамотно писать.
Запятая
Используется внутри предложения для отделения его частей друг от друга (однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты, простые предложения в составе сложных и многое другое. «Солнце светило так ярко, что даже насекомые спешили укрыться от него» — сложноподчиненное предложение. «Только дойдя до работы, я вспомнил, что оставил все документы дома» — деепричастный оборот и сложноподчиненное предложение.
Двоеточие
Ставится внутри предложения и означает, что часть до него связана с частью после него. Двоеточие ставится при перечислении после обобщающего слова «А как много было там было цветов: ирисы, нарциссы, хризантемы, герберы, лилии и розы!». Двоеточием разделяют слова автора и прямую речь: «Я подумал: «А что, если что-то пойдет не так?». Также двоеточие используется в сложном предложении, если одна из частей дополняет или поясняет вторую: «Он принял это решение быстро, не задумываясь, у него были на то причины: он знал, что это правильно».
Тире
Используется внутри предложения и часто заменяет пропущенные слова или союзы. «Любящая семья — настоящее счастье», подлежащее и сказуемое являются существительными, тире используется вместо пропущенного слова «это». Также тире используют для обозначения прямой речи: — Именно это я и хотела тебе сказать, — сказала она и, сделав паузу, добавила, — но ты никогда меня не слушал.
Точка с запятой
Ставится в предложении, если в нем много составляющих и запятых, для разделения частей: «Солнечные блики скакали повсюду, отражаясь от водной глади; кто бы мог подумать, что такая погода может быть в середине осени».
Вот зачем нужны пунктуационные знаки препинания — они помогают структурировать предложение и выделить отдельные его части. Зачем нужны авторские знаки препинания? Они помогают сформулировать мысль и обратить внимание читателя именно на тот момент, который он считает наиболее важным, даже если по правилам такая расстановка знаков невозможна.
Гольцова Нина Григорьевна, профессор
Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания
.
Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания
живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и – соответственно – слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом?
Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?
К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному (в силу того, что мы сталкиваемся с этим повседневно) можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка.
Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания
.
На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.
А когда появились знаки препинания
? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания
(точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?
Давайте попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.
Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания
: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [–], скобки [()] и кавычки [» «].
Древнейшим знаком является точка
. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше – посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя приближашесяпраздникъ … (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка
даёт В. И. Даль:
„ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.
Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие
. А в русском языке XVI–XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная
, восклицательный – точка удивления
. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“, а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название „О точках“.
Наиболее распространённым знаком препинания
в русском языке считается запятая
. Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово запятая
– это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти
(ся)
– „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“
. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.
Потребность в знаках препинания
начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV–XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.
В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI–XVIII веках. Так, скобки
[()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.
Двоеточие
[:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).
Восклицательный знак
[!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).
Вопросительный знак
[?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .
К более поздним знакам относятся тире
[–] и многоточие
[…]. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [–] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.
Знак многоточие
[…] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.
Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки
[» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания
оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире
) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать – „ковылять“, „прихрамывать“
. В русских диалектах кавыш – „утёнок“, „гусёнок“; кавка – „лягушка“
. Таким образом, кавычки
– „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.
Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».
Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис
(чёрточка) – из нем. Divis
(от лат. divisio
– раздельно) и тире
(черта
) – из французского tiret, tїrer
.
Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.
Источник: Сайт Открытой международной олимпиады по русскому языку
Знаки препинания (1913)
И. А. Бодуэн де Куртенэ
Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1963.
Знаки препинания (стр. 238–239). Печатается полностью по рукописи (Архив АН СССР, ф. 770, оп. 3, ед. хр. 7).
Знаки препинания, элементы письма или писанно-зрительного языка, ассоциируемые не с отдельными элементами языка произносительно-слухового и их сочетаниями, а только с расчленением текущей речи на отдельные части: периоды, предложения, отдельные выражения, слова. Имеются две главные категории знаков препинания.
1) Одни из них относятся только к морфологии писанной речи
, т.е. к ее расчленению на все более мелкие части. Таковы: точка
(.), отделяющая периоды или же обособленные предложения одни от других; кроме того, она служит знаком сокращения
слов (б. ч. вместо «большею частью», т.к. вместо «так как» и т.п.); двоеточие
(:), употребляемое главным образом перед исчислением отдельных частей сказанного перед двоеточием или же, когда приводится цитата, т.е. дословный текст раньше высказанного другим лицом или же самим автором (см. «Двоеточие»); точка с запятою
(;) отделяет сочетания неполных [? – нрзб.] предложений или же исчисляемые части расчленяемого целого; запятая
(,) служит для отделения друг от друга дальше не разделяемых предложений или же обособленных, вставочных выражений, вроде звательного падежа, сочетаний слов или даже отдельных слов, сообщающих известный оттенок данному предложению и т. п. (например, таким образом
, однако ж
и т.п.).
Сюда же относятся: разделение книги на отделы
, на главы
, на параграфы
(§§), статьи
…; абзацы
(с красной строки); отделительные черты
; коротенькие черточки, тирe
(tiret), соединяющие две части сложного слова; пробелы
, как более крупные, между строками, так и самые мелкие, между отдельными писанными словами; скобки
(), вмещающие слова, выражения и фразы вводные, объяснительные и т. п.; выноски
(*, **, 1, 2…), внизу страниц или в конце книги, со ссылками или же с объяснениями отдельных слов главного текста.
2) Другая категория знаков препинания, имея тоже отношение к морфологии или расчленяемости писанной речи, подчеркивает главным образом семасиологическую
сторону, указывая на настроение говорящего или пишущего и на его отношение к содержанию письменно обнаруживаемого. С помощью кавычек
(«») отличается чужое или предполагаемое с оговоркою «будто бы», «так сказать», «дескать», «мол» от своего без оговорок.
Сюда же относятся: вопросительный знак
(см.), восклицательный знак
(см.). Предполагался тоже особый знак иронии, но пока безуспешно. Эти последние знаки связаны с различным тоном речи, т. е. отражаются в общем психическом оттенении произносимого. Конечно, и морфологические знаки препинания (точки, пробелы. . .) отражаются до известной степени в произношении, особенно при медленном темпе: паузы, остановки, передышки.
Особого рода знаки препинания: многоточие
(…), когда что-то не доканчивается или подразумевается; заменяющая многоточие черта (–), которая, особенно в беллетристических сочинениях, заменяет то запятую или же скобки, то кавычки; апостроф
(см.). Кавычки и скобки ставятся с обеих сторон приводимого – и перед, и после; восклицательный знак и вопросительный знак ставятся только в конце. Испанцы однако ж отмечают не только конец, но тоже начало восклицания (I!) или же вопроса (??). Принятая в Европе система знаков препинания восходит к греческим Александрийским грамматикам; она была окончательно установлена с конца XV столетия особенно венецианской семьей типографщиков Мануциус (Manutius). У разных народов имеются разные способы расставлять знаки препинания, особенно запятую. В древнеиндийской письменности (санскрит) нет вовсе наших знаков препинания; там слова пишутся слитно, а знаками / и // отделяются или отдельные стихи, или же отдельные фразы. Раньше и в европейских письменностях, между прочим в церковнославянской, слова писались слитно и без знаков препинания.
Интерпункция
Интерпункция (лат.) – теория употребления знаков препинания
в письменной речи и само их размещение. Подчиненная известным определенным правилам, интерпункция делает наглядным синтаксический строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, вследствие чего облегчается устное воспроизведение написанного. Термин интерпункция – римского происхождения, но само начало интерпункции неясно.
Была ли известна интерпункция Аристотелю – не выяснено. Во всяком случае, начатки ее были у греческих грамматиков. Само понятие интерпункции, однако, у древних греческих и римских грамматиков отличалось от современного. Интерпункция древних имела, главным образом, в виду ораторские требования (произнесение речи, ее декламацию) и состояла в постановке простых точек на конце предложений или в употреблении абзацев, называвшихся строчками или стихами (versus).
Новая интерпункция ведет свое начало не от этой древнейшей, а от интерпункции. александрийской эпохи, изобретенной грамматиком Аристофаном и разработанной позднейшими. К концу VIII в. по Р. Хр. она, однако, настолько пришла в забвение, что Варнефрид и Алкуин, современники Карла Великого, должны были сызнова вводить ее. Греки употребляли сначала только один знак – точку, которая ставилась то вверху строчки, то посреди ее, то внизу. Другие греческие грамматики, как Никанор (живший немногим позже Квинтилиана), употребляли иные системы интерпункции (у Никанора было восемь знаков, у других — четыре и т. д.), но все они смешивали синтаксическую сторону речи с логической и не выработали никаких определенных правил (см. Steinthal, «Geschichte der Sprachwissenschaft bei d. Griechen und Romern», т. II, Берл. 1891, стр. 348-354).
Такая же неопределенность господствовала и в средние века, приблизительно до XV в., когда братья типографщики Мануции увеличили число знаков препинания
и подчинили их употребление определенным правилам. Их собственно и надо считать отцами современной европейской интерпункции, в которой с того времени не было сделано никаких существенных изменений. Тем не менее, интерпункция различных современных европейских народов разнятся в некоторых чертах друг от друга. Так, в английском ставится часто запятая или тире перед and (и
) и совсем не употребляется перед относительными предложениями (как и во французском). Самая сложная и наиболее точная интерпункция – немецкая. Теория ее очень подробно изложена у Беккера («Ausfuhrliche deutsche Grammatik», 2 изд., Франкфурт, 1842), а история и характеристика – у Bieling»a: «Das Prinzip der deutschen Interpunction» (Берлин, 1886).
Русская интерпункция – очень близкий сколок с немецкой и представляет те же достоинства. Изложение ее можно найти у Я. Грота: «Русское правописание».
Старославянская интерпункция следовала греческим образцам. В русской интерпункции употребляются следующие знаки препинания
: запятая, точка с запятой, двоеточие, точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, тире, скобки, кавычки.
Пунктуация.
Пунктуация
– это совокупность правил о постановке
знаков препинания. Назначение пунктуации
заключается в том, чтобы обеспечивать
читающему правильное понимание смысла
написанного. Основой пунктуации является
смысловое членение речи. Часто смысловому
членению соответствует ее грамматическое
членение, а в устной речи и ее интонационное
членение; иначе говоря, смысловое
членение выражается грамматически и
интонационно. В этом случае можно
говорить о совпадении смысловых,
грамматических и интонационных оснований
для постановки знаков препинания, или
о структурно-семантической основе
пунктуации.
Однако
есть случаи, когда три указанных
основания: смысловое, грамматическое
и интонационное – могут не совпадать.
Так, нередко смысловое и грамматическое
членение речи не совпадает с ее
интонационным членением. Часто
интонационно не членятся главная и
придаточная части с союзом «что»:
Говорят, что он скоро приедет. И напротив,
нередко интонационно членятся предложения
цельные со смысловой и грамматической
точки зрения; например, почти всегда
наблюдается пауза между достаточно
распространенными подлежащим и сказуемым
(Двухэтажные купеческие дома середины
прошлого века ll
уныло тянулись вдоль всей набережной)
и между препозитивным достаточно
распространенным обстоятельством и
остальной частью предложения (В шестом
часу майского ясного утра ll
Майя вышла в сад) и др. под. Во всех таких
случаях, как показывают приведенные
примеры, знаки препинания ставятся (или
не ставятся) в зависимости от смыслового
и грамматического членения (или его
отсутствия) и независимо от интонационного
членения (или его отсутствия).
С
другой стороны, нередки и случаи, когда
смысловое членение не находит поддержки
в грамматическом, т.е. грамм. членение
не выражается специальными формами. В
этих случаях единственным основанием
для постановки знака препинания является
смысловое членение; соответствующее
ему грамматическое и интонационное
членение подсказывает знаки препинания.
Так, например, отрезок речи «солнце
светит птицы поют» может быть грамматически
и интонационно представлен как два
самостоятельных предложения (Солнце
светит. Птицы поют) и как сложное
предложение (Солнце светит, птицы поют).
Таким образом, грамматическое и
интонационное членение данного отрезка
речи зависит от его смысловой интерпретации,
выражаемой знаками препинания. Исключение
представляет запись устной речи с голоса
– диктант, — когда интонация может
подсказать пишущему смысловое членение
речи. В конечном счете по смыслу
различаются и однородные и неоднородные
определения, иногда вводные слова и
члены предложения (Он может быть в школе
и Он, может быть, в школе) и другие
конструкции.
Наконец,
есть и такие случаи, когда смысловое (и
интонационное) членение противоречит
грамматическому. Например: Напомнила
взять тазик и кисточку для бритья. И
крем для сапог. И щетку. С точки зрения
грамматической сочетания «и крем для
сапог, и щетку» — это однородные дополнения,
однако автор выделяет их по смыслу и
интонационно в самостоятельные
предложения и выражает это пунктуационно.
Таким
образом, во всех рассмотренных случаях
основанием для постановки знаков
препинания является именно смысловое
членение речи, которое может совпадать
с грамматическим и интонационным
членениями, но может и не совпадать с
одним из них и даже противоречить ему.
Знаки
препинания и их функции.
В
русской пунктуации употребляются
следующие знаки препинания: точка,
вопросительный знак, восклицательный
знак, многоточие, запятая, точка с
запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки.
Функцию знака препинания выполняет
также абзацный отступ, или красная
строка.
Знаки
препинания выполняют две основные
функции: 1) отделение, 2) выделение. Одни
из знаков препинания служат только для
отделения (отделяющие знаки препинания)
– это одиночные знаки препинания: точка,
точка с запятой, восклицательный и
вопросительный знаки, многоточие,
двоеточие; сюда же относиться и абзацный
отступ. С помощью этих знаков отделяются
друг от друга предложения, предикативные
части некоторых сложных предложений,
иногда однородные члены и другие
конструкции.
Другие
знаки препинания служат только для
выделения (выделяющие знаки препинания)
– это двойные знаки: скобки и кавычки.
С помощью этих знаков выделяются вводные
и вставочные обороты и предложения
(скобки) и прямая речь (кавычки).
Третьи
знаки препинания (запятая и тире)
многофункциональны, т.е. могут выступать
и как отделяющие, и как выделяющие в
зависимости от конкретных условий, в
которых они употребляются.
Так,
с помощью запятой могут быть отделены
друг от друга и части сложного предложения,
и однородные члены; с помощью тире
отделяются в ряде случаев части сложных
предложений, однородные члены от
обобщающего слова, одни члены предложения
от других в некоторых неполных предложениях
и в других конструкциях.
С
помощью запятых выделяются различные
обособленные обороты, обращения, вводные
слова; с помощью тире могут выделяться
вводные и вставочные предложения.
В
ряде случаев, как, например, в предложениях
с прямой речью, употребляются сложные
комбинации выделяющих и отделяющих
знаков.
Указанные
основные функции знаков препинания
часто осложняются более частными,
смыслоразличительными функциями. Так,
знаки конца предложения не только
отделяют одно предложение от другого,
но выражают и то, каким является данное
предложение по цели высказывания или
по степени эмоциональности: Он не придет.
Он не придет? Он не придет! Показательно
в этом отношении употребление знаков
препинания и в бессоюзных предложениях,
в которых знаки препинания несут и
смысловую нагрузку, сигнализируют о
грамматическом значении бессоюзных
предложений. Так, например, в предложении
«Он не приходит, ждет она» выражаются
отношения перечисления, а в предложении
«Он не приходит – ждет она» — отношения
противительные.
Основные
функции всех знаков препинания, как и
их смыслоразличительные функции,
описываются в своде правил русской
пунктуации.
Способы
передачи чужой речи
В
процессе общения часто возникает
необходимость передать чужую речь (под
этим термином обычно понимается и речь
другого лица, и своя речь, произнесенная
ранее). При этом в одних случаях важно
передать не только содержание, но и саму
форму чужой речи (ее точный лексический
состав и грамматическую организацию),
а в других – только содержание;
следовательно, в одних случаях точное
воспроизведение чужое речи обязательно,
а в других – необязательно.
В
соответствии с этими задачами в языке
выработались специальные способы
передачи чужой речи: 1) формы прямой
передачи (прямая речь); 2) формы косвенной
передачи (косвенная речь). Предложения
с прямой речью специально предназначены
для точного воспроизведения чужой речь
(ее содержания и формы), а предложения
с косвенной речью – лишь для передачи
содержания чужой речи. Это наиболее
распространенные формы передачи чужой
речи.
Кроме
них существуют и другие формы,
предназначенные для передачи только
темы, предмета чужой речи, для включения
в авторскую речь элементов чужой речи
и решения других, экспрессивно-стилистических
задач. Таким образом, можно говорить о
целой системе форм передачи чужой речи.
Прямая
речь.
Предложения
с прямой речью представляют собой
бессоюзное (интонационное и смысловое)
объединение частей, в одной из которых
– авторских словах – устанавливается
самый факт чужой речи и называется ее
источник, а в другой – прямой речи –
воспроизводится сама чужая речь.
Например: Киров ответил: «Астрахань
сдана не будет».
Кроме
слов, указывающих на самый факт чужой
речи и ее источник, в авторские слова
могут входить слова, указывающие на
адресата прямой речи, на различные
обстоятельства, ей сопутствующие, а
также слова, характеризующее лицо, ее
произносящее, манеру произнесения и
др. Например: — Что это такое? – строго
и даже тревожно спросил Соколович,
останавливаясь.
Слова,
вводящие прямую речь, могут точно
обозначать процессы мысли или речи
(сказал, приказал, думал, спросил и т.д.).
Такие слова нуждаются обычно в обязательном
распространении; часть, содержащая
прямую речь, восполняет их смысловую
недостаточность. Связь между авторскими
словами и прямой речью в таких предложениях
более тесная.
В
других случаях слова, вводящие прямую
речь, обозначают не сами процессы речи
и мысли, а действия или чувства, им
сопутствующие (усмехнуться, встать,
подмигнуть; обрадоваться, расстроиться,
прийти в ужас и др.). Такие слова обычно
не нуждаются в обязательном распространении
частью, содержащей прямую речь; поэтому
связь между авторскими словами и прямой
речью в этих случаях менее тесная. Такой
способ передачи чужой речи близок к
непосредственному включению чужой речи
в авторское повествование.
1)
При препозиции авторских слов предложение
может члениться: а) на две части (авторские
слова – прямая речь) или б) на три части
(авторские слова – прямая речь –
продолжение авторского повествования).
В этих случаях прямая речь поясняет,
раскрывает содержание стоящего перед
ней слова со значением речи или мысли.
При препозиции авторских слов порядок
главных членов в них, как правило, прямой:
на первом месте подлежащее, на втором
– сказуемое.
2)
При постпозиции авторских слов предложение
членится на две части: ПР – АС. В этом
случае прямая речь поясняется авторскими
словами, которые здесь менее самостоятельны,
чем при препозиции. При постпозиции АС
порядок главных членов в них обратный:
на первом месте сказуемое, на втором –
подлежащее.
3)
При интерпозиции АС предложение членится
на три части: ПР – АС – продолжение ПР.
При интерпозиции АС они близки по своей
роли к вводным предложениям. Порядок
главных членов в этом случае обратный.
В интерпозитивных АС может быть два
глагола со значением речи или мысли,
первый из которых относится к прямой
речи, стоящей перед словами автора,
второй – после слов автора. Такие случаи
представляют собой смешение рассмотренных
выше позиционных типов.
Прямая
речь предназначена для точного по форме
воспроизведения чужой речи. В неё могут
входить одно или несколько предложений,
различных по своему строению, интонации,
модальности, временному плану. В ПР
воспроизводятся любые конструкции
живой разговорной речи, в том числе
включающие в себя междометия, обращения,
вводные слова и другие элементы. В ПР
местоимения употребляются не с точки
зрения автора, передающего чужую речь,
а с точки зрения того, кому она принадлежит.
Косвенная
речь.
Предложения
с косвенной речью представляют собой
СПП с придаточными изъяснительно-объектными:
Петя попросил, чтобы я не опаздывал.
Предложения
с КР не воспроизводят чужую речь, а
передают ее содержание. Многие формы
живой разговорной речи не могут входить
в КР, например обращения, междометия,
многие модальные слова и частицы, формы
повелительного наклонения, ряд
инфинитивных конструкций и др.
В
КР не может быть выражено интонационное
своеобразие чужой речи. Местоимения и
личные формы глаголов в КР употребляются
не с точки зрения того, кому принадлежит
чужая речь, а с точки зрения автора,
передающего содержание чужой речи.
В
главной части таких предложений дается
та же информация, что и в словах автора
при ПР. Придаточная часть, содержащая
КР, относится к одному из слов главной,
нуждающемуся в обязательном распространении.
Поэтому круг слов, вводящих КР, значительно
уже круга слов, вводящих ПР: КР вводится
только словами, прямо указывающими на
речь или мысль (говорит, сказал, подумал,
спросил, попросил, приказал, вопрос,
мысль и др.).
В
предложениях с КР часть, передающая
содержание чужой речи, чаще находится
в постпозиции.
Предложения
с различными союзами предназначены для
передачи содержания различных по своей
модальности типов чужой речи. Предложения
с союзом «что»
передают содержание повествовательных
предложений с утвердительной или
отрицательной модальностью. Предложения
с союзами «будто, будто бы» также передают
содержание повествовательных предложений,
но с оттенком неуверенности,
предположительности. Предложения с
союзом «чтобы» передают содержание
побудительных предложений чужой речи.
Предложения
с различными союзными словами
(вопросительно-относительными
местоимениями) передают содержание
вопросительных предложений чужой речи
(косвенный вопрос). Если вопрос в чужой
речи оформлен только интонационно или
при помощи вопросительных частиц, то в
косвенном вопросе употребляется
частица-союз «ли» или сочетание «ли…или»:
Меня спросили, не соглашусь ли я прочитать
еще одну лекцию.
Несобственно-прямая
речь.
В
этом случае чужая речь как бы сливается
с авторской, не отграничиваясь прямо
от нее ни словами, указывающими на факт
произнесения чужой речи и ее источник
(при ПР и КР), ни сменой местоименного
плана (при ПР и непосредственном включении
чужой речи в повествование), ни специальной
формой придаточного предложения (при
КР). В таких случаях автор как бы
перевоплощается в своих героев и,
рассказывая об их мыслях, передавая их
речь, прибегает к тем грамматическим,
лексическим и фразеологическим средствам,
к которым прибегли бы его герои в
изображаемой ситуации. Такая передача
чужой речи (НПР) представляет собой
литературный прием, с помощью которого
писатель может вводить специфическую
речь героев в авторское повествование,
характеризуя тем самым своих героев.
НПР
не имеет специальных синтаксических
форм. С КР ее сближает употребление
местоимений, с ПР – сравнительная
свобода в передаче особенностей чужой
речи. Гораздо свободней, чем в косвенной,
передаются в НПР различные фразеологические
обороты и несвободные синтаксические
модели, характерные для живой разговорной
речи.
НПР
обычно представляет собой самостоятельное
предложение или их ряд, которые
непосредственно включаются в авторское
повествование, или продолжают один из
способов передачи чужой речи, или следуют
за упоминанием предмета, темы чужой
речи, развивая эту тему. Например: «Она
удивилась, что время идет так медленно,
и ужаснулась, что до полуночи осталось
еще шесть часов. Куда убить эти шесть
часов? Какие фразы говорить? Как держать
себя с мужем?» Здесь описание мыслей и
чувств героини сменяется НПР.
В
форме НПР чаще передаются невысказанные
мысли героя. Поэтому в предыдущих
предложениях часто (но не всегда)
употребляются такие глаголы, как «думать,
вспоминать, чувствовать, жалеть,
тревожиться» и др.
Передача
предмета, темы чужой речи.
Предмет
чужой речи может быть выражен в простом
предложении при помощи дополнений при
глаголах со значение речи или мысли.
Тема, предмет чужой речи может указываться
в придаточной изъяснительной части,
если в главной ей соответствует
указательные слова с предлогами «о,
про» (о том, про то). Например: И мама
рассказала о слоне и о том, как спросила
девочка о его ногах.
Цитация.
Цитата
– это дословная выдержка из какого-либо
сочинения, которую автор другого
сочинения приводит для подтверждения
или пояснения своей мысли. Наряду с этим
она может выполнять и эмоционально-экспрессивную
роль – усиливать сказанное ранее,
придавать ему особенно выразительный
характер. Также цитата может быть
источником, отправным пунктом рассуждения,
особенно если произведение, из которого
она взята, является предметом специального
рассмотрения.
По
своей структуре цитата может представлять
собой предложение, сочетание предложений,
словосочетание и слова, ключевые для
данного текста.
1.
Предложения с цитатой являются двучастными
(слова автора – цитата) и по своему
строению и пунктуационному оформлению
ничем не отличаются от предложений с
прямой речью. Если предложение,
представляющее собой цитату, приводится
не полностью, то на месте опущенных
членов предложения ставится многоточие.
2.
Цитаты могут включаться в текст как его
относительно самостоятельные части,
без слов автора.
3.
Цитаты могут вводиться в КР. В этом
случае цитата следует обычно за
изъяснительным союзом и начинается со
строчной буквы.
4.
На источник при цитировании могут
указывать и специальные вводные слова
и предложения.
Для
включения цитат в текст формы цитируемых
слов, например существительных, глаголов
и др. могут изменяться.
Особенно это касается молодого поколения, которое «строчит» в социальных сетях сообщения друзьям, даже не задумываясь о том, что та или иная фраза может быть воспринята двояко, если не поставить элементарную запятую в нужном месте. Вот как можно понять, к примеру, такую фразу: «Маша сидела на лавочке которая стояла под деревом и ждала свою подругу»? Если о том, что лавочка стояла под деревом, еще можно догадаться, несмотря на то, что запятая после слова «лавочка» все-таки нужна, то о том, кто ждал подругу, Маша или скамейка, уже возникает резонный вопрос. И пусть на всевозможных форумах нынче и модно писать нарочито безграмотно, но в реальной жизни, в которой люди учатся и работают, ошибки неприемлемы. Особенно это касается деловой документации: написанный с ошибками договор непременно поставит под сомнение либо благонадежность компании, либо наличие интеллекта у лица, составлявшего данный контракт. Поэтому не стоит даже сомневаться: пунктуация в русском языке так же, как и орфография, просто необходимы. Из-за одной, неправильно поставленной (или не поставленной вовсе) запятой, важное предложение либо теряет всякий смысл, либо приобретает совсем иной.
Прислушайтесь к тому, как вы разговариваете: вы периодически делаете паузы между словами или предложениями, произносите свою речь с различными интонациями (вопросительная, восклицательная и т.п.), особым голосом выделяете важные моменты… Почему же при написании какого-либо текста не делать то же самое? Ведь функции знаков препинания состоят как раз в том, чтобы выделить что-то важное, придать тексту ту или иную эмоциональную окраску и смысл.
Например, запятыми обычно выделяются:
Обращения («Здравствуй, Вася, как дела?»);
Вводные слова значит, следовательно и т.п.);
Перечисления («У нас дома живут: кошка, собака, два попугая, канарейка и хомячок»);
Сравнения («Она хитрая, как лиса»);
Причастные и деепричастные обороты («груз, отправляемый на станцию» (причастный), «подходя к дому, я почувствовал озноб» (деепричастный);
Простые предложения, соединенные между собой по смыслу в сложное («Коля постучал в дверь квартиры, которая была указана в адресе, и в скором времени ему открыли»).
Если с запятыми все понятно, перейдем к следующему вопросу, который также может быть не всем ясен: зачем нужны такие, как двоеточие и тире? Ничего сложного здесь нет, ибо первый знак ставится в следующих случаях:
Перед тем, как сделать перечисление («В шкафу висели: платья, пальто, юбки, пиджаки»);
Перед прямой речью или началом диалога («И тогда Петя сказал: «Не пойду я в этот дом»);
Перед тем, как дать разъяснение чего-либо («Катя из окна увидала занимательную картину: Мурзик ел из миски Бобика, который сидел в сторонке и с прискорбием наблюдал, как исчезает мясо, которое дал ему хозяин»).
Тире же ставится в случаях, если:
Нет связки между двумя существительными («Вся жизнь — игра»);
В предложении присутствуют слова «это», «значит», «вот» («Сны — это отображение наших мыслей и желаний», «Любить — значит жить»);
Необходима интонация между тем или иным членом предложения («Это — гигант мысли и особа, приближенная к императору»).
Конечно, это далеко не все случаи, в которых ставится тире, их гораздо больше, но смысл, думаем, понятен.
А зачем нужны знаки препинания, такие как вопросительный и Конечно же, для того, чтобы подчеркнуть необходимую интонацию. Если вы хотите задать вопрос, то, разумеется, соответствующий знак в конце предложения будет более чем уместен. Если вы в своем письме выражаете бурные эмоции, то значок восклицания поможет вашему оппоненту это понять. Стоит отметить, что, согласно правилам пунктуации, нельзя ставить более трех восклицательных знаков.
Хочется верить, что теперь вам стало более понятно, зачем нужны знаки препинания в предложениях, и надеемся, что с этого момента вы станете их использовать более активно и правильно.
Наверное, все знают, зачем нужны знаки препинания – они разделяют текст на смысловые части, дают ему эмоциональную окраску, с их помощью становится понятно, данное предложение вопросительное, утвердительное или восклицательное. Чтобы заинтересовать школьника в изучении синтаксиса, в школьной программе есть сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания, 4 класс пишет свое понимание этого.
Знаки препинания нужны, чтобы не получилась бессвязная словесная каша. Какие есть знаки препинания? А вы знаете, зачем нужны знаки препинания в письменной речи в русском языке? Рассмотрим отдельно каждый из них.
Какие знаки самые распространенные
- Точка.
- Запятая.
- Многоточие.
- Двоеточие.
- Точка с запятой.
- Вопросительный знак.
Точка
Она завершает предложения и используется в сокращениях слов.
Запятая
Используется при перечислении и для соединения частей сложного предложения. Также, если вы в предложении к кому-то обращаетесь, вам нужно выделить запятыми такое обращение с двух сторон.
Многоточие
Ставится, если мысль не завершена.
Двоеточие
Точка с запятой
Используют ее для разделения частей сложного предложения, где уже есть много запятых.
Вопросительный знак
Его мы ставим в конце предложения с вопросом.
Если вы учитель и хотите помочь детям делать первые шаги в грамотности, дайте им на уроке интересную тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания и предложите порассуждать, что было бы, если бы их не было в речи, если бы тексты были сплошным потоком? Ребята будут с интересом высказываться. Можно также придумать игру, чтобы заинтересовать школьников. В 4 классе игровой элемент на уроках еще не теряет своей актуальности. Это заложит фундамент для легкого изучения в будущем правил расстановки знаков. Ну, а грамотность всегда была в цене.
Мультимедийные технологии при освоении пунктуации
Интересное сочинение, зачем нужны знаки препинания можно найти в Интернете. Также на эту тему интересно создать познавательную наглядную презентацию. Ее можно сделать с большим количеством слайдов и указкой показывать и одновременно рассказывать о каждом знаке. Используйте наглядные списки, примеры предложений, где тот или иной знак применяется в разных ситуациях. Ваша задача, как учителя — вырастить грамотных учеников. Этому, конечно же, в большой степени способствует чтение. Написание сочинений – также интересный способ. Он помогает научиться структурированию и свободному выражению мыслей.
Быть грамотным – показатель культурного человека, уважающего себя. Помимо того, что нужно научить школьников правильно писать слова, очень важно также сформировать у них навык правильно расставлять знаки препинания. Именно они делают текст «живым». Особую сложность представляют авторские знаки – при написании диктантов нужно обращать внимание на то, что в данном случае расставляются они не по правилам.
Правильно пишется: препинание
Как правильно написать слово «препинание»: есть ли в нём приставка, если есть — какая? Каков в данном слове корень и как он пишется? На оба эти вопроса поможет ответить разбор на морфемный состав и выяснение истории происхождения этого слова.
Происхождение слова «препинание», его значение
Изначальный предок данного слова – древнеславянское «пръпинать», что значило – препятствовать, строить преграды, мешать. От этого слова, ныне мёртвого, возникло и существительное «препинание», которое в старом значении (остановка, задержка) уже не употребляется. В речи относительно недавно существовал полный омоним этого слова, означавший – ссора, спор, разногласие. Например, вот примерная цитата из «Былого и дум» Герцена:
«Самым главным нашим препинанием было воспитание сына».
На сегодняшний день слово «препинание» самостоятельно уже не употребляется, есть только одно устойчивое выражение с ним – «знак препинания». Синоним данного выражения – знак пунктуации.
«Препинание» – форма слова, какие есть в нём морфемные части
Слово «препинание» среднего рода, второго склонения, неодушевлённое существительное единственного числа. Это определяет в нём его окончание «-ие».
По аналогии с похожими словами, на ум приходит наличие в этом слове приставки «пре-«. Однако в «препинании» нет приставки, корень слова «-препин-«.
В русском языке огромное количество таких слов, создающих иллюзию наличия приставки «пре-«, но на самом деле «пре-» в них – часть корня. Примеры подобных слов: препятствие, превратный, предательство, презрение. Вроде бы есть похожие на них слова без «пре-«, что может быть доказательством наличия приставки, к примеру, пара слов: презрение – зрение. Но это совершенно разные слова, имеющие каждое свою историю в языкознании, и друг к другу никак не относятся, не являются родственными. То же самое можно сказать про «препинание» и «пинание, пинки» (удары ногами или руками) – это слова, сходные по написанию, но не однокоренные.
Правописание безударных гласных в слове «препинание»
Во всех словарях «препинание» преподносится как словарное и подлежащее запоминанию. Однако можно логически объяснить, почему первая гласная на письме в этом слове будет именно «е». Знак препинания – символ, который создаёт в предложении паузу, то есть через него нельзя «переступить», не сделав остановки в речи. Так как «пере-» пишется через две «е», будем считать, что и «пре-» пишем с «е».
С буквой «и» слова «препинание» такого логического объяснения подобрать нельзя, так что это точно словарный непроверяемый вариант.
До недавнего времени проверка пунктуации была делом не просто сложным, но практически невыполнимым. На что только не шли тысячи людей, чтобы суметь разобраться в правильной расстановке знаков препинания… Написание текстов становилось достаточно большой проблемой, ведь даже при полном отсутствии орфографических и стилистических ошибок были еще и пунктуационные. Самые коварные, вредные и незаметные… В принципе, особых вариантов правильно расставить запятые не было: нужно было или досконально знать правила русской пунктуации или же надеяться на WORD, который зачастую очень своеобразно относится к расстановке знаков препинания в тексте.
Полуавтоматический сервис пунктуации на сайте TEXTIS
Как мы уже с вами выяснили, далеко не всегда стоит доверять программам вроде Ворд при проверке правильной расстановки запятых в тексте. Как правило, программа не учитывает множественных особенностей и наличия массы правил и исключений, а потому ставит запятые автоматически, нарушая подчас все очевидные требования и нормы.Естественно, что при таком подходе страдает зачастую качество работы, отсутствует гарантия, что знаки в статье расставлены действительно верно.
Далеко не каждому под силу и перерыть сотни правил русского языка, чтобы разобраться в том, стоит ли ставить запятую в тексте или же можно вполне прожить без оной. Увы, не все идеально знают школьную программу по русскому языку и, естественно, не могут сразу же четко ответить на вопрос о том, нужна ли запятая в каком-то конкретном случае или нет. Проблема? Да еще какая! Даже если текст написан без ошибок, неумение правильно расставить пунктуацию совершенно девальвирует его качество, что, конечно же, недопустимо. Деловые документы и письма компаньонам, труды по копирайтингу и статьи для сайтов, sms послания и посты в социальных сетях – все это требует проверки пунктуации.
К счастью, сегодня эти проблемы уже в прошлом, ведь появился новый уникальный сервис проверки пунктуации русского языка в режиме онлайн! Отныне вам не страшны даже самые каверзные правила, ведь теперь расставить запятые в тексте стало действительно просто! Деепричастия, местоимения, частицы, сложносочиненные предложения, предлоги, глаголы, наречия — все это теперь можно безбоязненно писать так, как хочется, не искажая смысл текста подбором похожих слов, где вы знаете, как расставить знаки пунктуации.
Важно, что онлайн проверка пунктуации осуществляется в полуавтоматическом режиме, что позволяет не только правильно расставить нужные знаки препинания, но и выучить правила русской пунктуации. Первое время будет казаться, что правил так много, что запомнить их все попросту невозможно. Нет, это только кажется! Уже через несколько посещений сервиса вы заметите, что значили улучшили свои навыки и знания, можете уже самостоятельно определиться с тем, как поставить запятую в каждом конкретном случае. Сайт помогает не только создавать грамотные тексты, но еще и постепенно изучать правила русского языка. Двойная польза!
Принципы работы сервиса по расстановке запятых в тексте
Как именно осуществляется онлайн проверка пунктуации в этом сервисе? Все достаточно просто: в специальном окошечке вы пишете ключевое слово, которое хотите проверить на правильность. Например «что», «когда» и так далее. Система онлайн проверки необходимости простановки запятых сама подбирает для вас все правила, связанные с конкретным словом или выражением. Даже если нужного слова не нашлось, вполне возможно, что вам подойдет аналогичное правило для другого слова. Просто включите интуицию и немного подумайте о том, чем можно заменить нужный вам пример. Как правило, обязательно находятся альтернативы, по которым можно определить необходимость использования правил в каждом конкретном случае.
Теперь вам не нужно тратить свое время на долгие поиски нужных пунктов правил в словарях и справочниках, ведь проверка пунктуации в режиме он-лайн обязательно поможет вам правильно расставить запятые и узнать требования, по которым они необходимы в каждом конкретном случае. Не нужно больше и надеяться на Word, который хоть и осуществляет быструю автоматическую проверку необходимости расстановки и использования запятых в тексте, но зачастую грешит многочисленными неточностями. Плюс к этому, вы не только теперь занимаетесь анализом корректности применения знаков препинания. Вы еще и учитесь, ведь все правила даны с массой примеров, а потому усвоенные знания отлично откладываются в памяти.
И еще одно преимущество сервиса пунктуации
Не нужно больше вводить различные поисковые запросы в Яндекс или Google, пытаясь найти сервис для проверки знаков препинания. Русский язык становится одной большой зоной комфорта вместе с этой удобной и полезной программой. Главное же его преимущество в том, что здесь все абсолютно бесплатно, да и регистрация для работы с сервисом совершенно необязательно. Можно зайти на страничку сайта и сразу же начать онлайн проверку запятых.
Пользуйтесь, ставьте like, делитесь с друзьями. Искренне надеюсь, что сервис расстановки запятых в тексте и отдельных предложениях будет вам действительно полезен. Кстати, если разместить страничку в закладки (слева серенький ряд кнопочек, ваша – со звездочкой), то не придется искать его снова. Также можно отправить ссылку на сайт через любые социальные сети, чтобы ваши друзья и коллеги тоже оценили удобство этого простого и надежного сервиса проверки запятых.
Да пребудут с нами Лопатин, Розенталь и Полный академический справочник пунктуации!