Как пишутся безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения отличаются своим написанием. Узнаем, как правильно написать личные окончания глаголов, определив их спряжение. В большинстве окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».

Глагол является изменяемой частью речи в русском языке. Эта самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние, изменяется по временам, лицам и числам.

Спряжение глаголов

Определение

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются своими окончаниями.

Таблица спряжения глаголов

Личные окончания глаголов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узнаем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узнаешь идете, узнаете
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узнает идут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им славлю, научу славим, научим
2-е -ишь -ите славишь, научишь славите, научите
3-е -ит -ат (-ят) славит, научит славят, научат

Легко определить спряжение у глаголов с ударными окончаниями, например

петь:

  • 1 лицо  я пою́ — мы поём
  • 2 лицо  ты поёшь -вы поёте
  • 3 лицо  девочка поёт — дети пою́т.

Значит, глагол «петь» первого спряжения.

Узнаем, какое спряжение имеет глагол

лете́ть

  • 1 лицо  я лечу́ — мы лети́м
  • 2 лицо  ты лети́шь — вы лети́те
  • 3 лицо  самолёт лети́т — пушинки летя́т.

А этот глагол, несмотря на конечное -еть, отнесем в соответствии с ударными окончаниями ко второму спряжению.

Как определить спряжение глаголаСпряжение глагола правило
Образец рассужденияРазноспрягаемые глаголы

Окончания глаголов второго спряжения

У многих глаголов окончания являются безударными, что доставит затруднения в их написании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, определяем его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме глагола. Так, ко второму спряжению относятся:

1. глаголы, заканчивающиеся на -ить:


Примеры

косить, хвалить, клеить, мучить


Исключение

глаголы «брить», «стелить» и односложные (пить, лить и др.)


2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть:


Примеры

видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть


3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать:


Примеры

слышать, дышать, держать, гнать


Проспрягаем глагол «видеть»:

  • 1 лицо  я ви́жу — мы ви́дим
  • 2 лицо  ты ви́дишь — вы ви́дите
  • 3 лицо  он ви́дит — они ви́дят

Эти глаголы — исключения выучим с помощью следующей стихотворной запоминалки:

Стихотворение

Имеем в виду, что однокоренные глаголы с приставками относятся также ко второму спряжению (возненавидеть, разогнать, вытерпеть и пр.). Убедимся в этом на примере приставочного глагола «рассмотреть», который имеет безударные окончания второго спряжения:

  • 1 лицо  я рассмотрю́ — мы рассмо́трим
  • 2 лицо  ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
  • 3 лицо  он рассмо́трит — они рассмо́трят.

Окончания глаголов первого спряжения

Все остальные глаголы, которые заканчиваются в неопределенной форме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, относятся к первому спряжению.

Посмотрим личные окончания глагола «купать», который заканчивается на -ать. По этому признаку изменим его по лицам и числам по первому типу спряжения:

  • 1 лицо  я купа́ю — мы купа́ем
  • 2 лицо  ты купа́ешь — вы купа́ете
  • 3 лицо  он купа́ет — они купа́ют

Вывод

В большинстве личных безударных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».


Видео «Спряжение глаголов (5 класс)»

Тест

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 87

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Безударные личные окончания глаголов

Написание безударных окончаний глаголов зависит от того, к какому спряжению (первому или второму) принадлежит слово.

Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на –ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ), а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).
Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят). Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.

К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.), а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют). Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.

Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку. Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт), а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт). Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать. К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.

Упражнение

1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж_т испытания года… (Л. Толстой)

2. Так гений радостно трепещ_т,
Свое величье познаёт,
Когда пред ним гремит и блещ_т
Иного гения полёт. (Н. Языков)

3. Страшно стан_т, а тут, – точно как будто заслыш_шь кого-то, – чей-то голос, как будто кто-то шепч_т… (Ф. Достоевский)

4. Вникн_м во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (А. Пушкин)

5. Одича_шь, зна_те, буд_шь все время жить взаперти. (Н. Гоголь)

6. Они скоро знакомятся, и не успе_шь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». (Н. Гоголь)

7. Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои прим_те за колкую шутку. (Ф. Достоевский)

8. Ты вид_шь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. (Л. Толстой)

9. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обид_т. (Л. Толстой)

10. Пусть безумствует море и хлещ_т,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещ_т,
Ни один не свернет паруса. (Н. Гумилев)

11. Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стел_т? Спать не жестко?
Как там Цезарь… (И. Бродский)

12. И пышный пир как будто дремл_т,
Безмолвны гости, хор молчит. (А. Пушкин)

13. Трата и труд, вечные приспешники доблести,
Бор_тся за скрытый в опасностях подвиг.
За кем успех – тот и мудр в мнении людском… (Пиндар)

14. Он чувствовал, что его занятия происход_т независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. (Л. Толстой)

15. – С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассе_шься, – прибавила она, обращаясь к Наташе. (Л. Толстой)

16. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящ_шь следы древнего, утраченного тобой величества. (Л. Толстой)

17. Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерп_шь, и хорошо, что ед_шь. Чистое дело марш! (Л. Толстой)

18. И все они борются и страда_т, и мучают, и порт_т свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. (Л. Толстой)

19. У нас растворили окошко; солнышко свет_т, птички чирикают, воздух дыш_т весенними ароматами, и вся природа оживля_тся – ну, и остальное там все было тоже соответственное… (Ф. Достоевский)

20. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не зна_те Бога, и что вы ненавид_те свою жизнь. (Л. Толстой)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

В начальной школе дети знакомятся с основными самостоятельными частями речи. Это имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения и глагол. Глагол из них самая  трудная для понимания часть речи.

Особенно много ошибок допускается при определении спряжения. От спряжения зависит правильное грамотное написание личных безударных окончаний глаголов.

Усвоить эту орфограмму нужно обязательно. Без глаголов не обходится ни одна письменная работа.

Содержание:

  1. Глагол как часть речи.
  2. Неопределенная форма глагола.
  3. Как правильно находить неопределенную форму?
  4. Что такое спряжение?
  5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
  6. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
  7. Ударные и безударные личные окончания глаголов.
  8. Алгоритм определения спряжения глаголов.
  9. Глаголы-исключения.
  10. Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени? Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
  11. Алгоритм написания личных окончаний глаголов.
  12. Разноспрягаемые глаголы.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлагол как часть речи

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? что делает? что сделает? Что будет делать?

Глагол изменяется по числам и временам.

Единственное и множественное число: читал — читали.

Настоящее время (есть сейчас): читает, читают.

Прошедшее время (уже было): читал, читали.

Будущее время (еще будет): будет читать, будут читать.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияНеопределенная форма глагола

Неопределенная форма (начальная форма) глагола или инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и оканчивается на ть, чь, ти.

Думать, убежать, нести, беречь.

Инфинитив может иметь на конце суффикс (постфикс) -ся(-сь):

расчесаться, нестись, уберечься.

В неопределенной форме глагол не имеет ни числа, ни рода, ни времени.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКак правильно находить неопределенную форму?

  • Поставь вопрос к глаголу.
  • Не меняя первой буквы в вопросе, переведи глагол в неопределенную форму.

Читал — что делал? — что делать? — читать (несовершенный вид)

Прочитал — что сделал? — что сделать? — прочитать (совершенный вид)

Очень важно следовать данному правилу, чтобы избежать ошибки в определении спряжения глаголов. Это позволит исключить замену глагола несовершенного вида на похожий глагол совершенного вида и наоборот.

Например: обучать — обучить, бросать — бросить и др.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое спряжение?

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

как объяснить ребенку спряжение глаголов в русском языке 4 класс

Проспрягать глагол — это значит изменить его по лицам и числам.

Личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.

Он думал, она думала, оно думало, они думали.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЛичные окончания глаголов I и II спряжения

В русском языке два спряжения.

К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм определения спряжения глаголов

Сначала посмотрите внимательно на эту таблицу-алгоритм. Далее разберем все подробно.

У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определяется по личным окончаниям.

У глаголов с безударным личным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа (не всегда удобно).

Разберем с примерами.

Еще раз. Чтобы определить спряжение глагола и правильно написать окончание, необходимо определить ударное или безударное личное окончание глагола.

Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа.

Например: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.

Если окончания безударные, то смотрим на неопределенную форму глагола.

Если она оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения.

По́мнить — по́мним — по́мните.

Ме́рить — ме́рим — ме́рите.

Ве́рить — ве́рим — ве́рите.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Думать — ду́маешь — думаем.

Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем.

Писать — пи́шешь — пи́шете.

Искать — и́щешь — и́щете.

Если личные окончания ударные, то на инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям.

Можно заметить, что в первом спряжении «преобладает» буква «Е», во втором — «И».

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Например:

  • Лететь — лети́м, лети́те, летя́т.
  • Спать — спим, спи́те, спят.
  • Гореть — вы гори́те — они горя́т.
  • Кричать — кричи́те — крича́т.

Это глаголы II спряжения.

  • Пить — пьёшь, пьёте, пьют.
  • Жить — живёшь, живу́т.
  • Лить — льёшь, льют.

Это глаголы  I спряжения.

При определении спряжения следует помнить, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Тоже правило распространяется и на постфиксы ся, сь.

Но есть еще глаголы-исключения, которые нужно помнить.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлаголы-исключения

Ко II спряжению относятся:

  1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.

  2. Четыре глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.

  3. Семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть, смотреть.

К I спряжению относятся:

  1. Все остальные глаголы. Это большинство глаголов на -ать, -еть, -ять, -ыть, -оть, -уть. 

  2. Два глагола на -ить — брить, стелить.

Глаголы на -ять лучше запомнить.

Всё пиши, как припаять —
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять
И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.

Запомни!

Глаголы на –ять (I спр.)

Всё пиши, как припаять —

Сеять, веять и лелеять,

Таять, лаять, хаять, блеять,

Чуять, каяться, затеять

И надеяться, и реять,

Маяться, но не отчаяться.

Наст. и буд. вр.

Прош. вр.

   она  чует, они надеются,  вы затеете,

   мы лелеем,  ты маешься, он  тает

   лаяла , таял, сеял, затеяли,  отчаялись

Но:   строить, клеить,  усвоить, драить (II спр.)

                         Строим, строят;   клеишь, клеите,  усвоит,  усвоят

                                        Строили,   клеила, усвоили,  драил.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияСпряжение глаголов таблица с исключениями

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Может быть кому-нибудь удобно будет пользоваться вот такой памяткой.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияПамятка определения спряжения глаголов

Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в неопределенной форме?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?

Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.

спряжение глагола 4 класс

Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?

Например:

Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.

Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:

Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.
Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Ставим глагол в начальную форму – задержаться.
Отделяем приставку и постфикс –держать.
Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.
Значит глагол задержался – II спряжения.

Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.
Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Начальная форма – заучить.
Отделяем приставку – учить.
Глагол учить исключением не является.
Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.
Значит глагол заучите – II спряжения.

!!!Научиться определять спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов.

Это трудная орфограмма, которая требует знание алгоритма и практической тренировки. 

Можно также пользовать следующим алгоритмом определения спряжения глагола.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм написания безударных личных окончаний глаголов



  1. Нахожу глагол с безударным окончанием.
  2. Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
  3. Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
  4. Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму. 
  5. Смотрю, на что она заканчивается. 
  6. Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
  7. Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.


Можно рассуждать так:

Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.

Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое разноспрягаемые глаголы?

Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения.

Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).

Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т.

В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.

Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.

Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.

Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те)

Например:

Деревенские ребятишки весёлой гурьбой перебежали на согретую солнцем полянку.

Определяем спряжение глагола.

1. Перебежали – глагол в форме прошедшего времени, множественного числа.
2. Перебегу′т – 3 л. мн. ч. Личное окончание ударное. Отбрасываем приставку: бегу′т.
Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
Значит перебежали – разноспрягаемый глагол.



Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКарточки спряжение глаголов 4 класс

Карточка 1

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Напиш_т  ручкой, мы начерт…_м , они леч_т, наступа…_ весна,  вы обижа_е, вы реша_те,  ты подежур_шь, мы дыш_м, ты не догон_шь, маш_т рукой, ты ласка_ш_ся,  ты вздыха_шь, ты выуч_шь,  друзья не посмотр_т, ты постира_шь, мы не повер_м,  вы готов_те,  он подбира_т, они глад_т, мы увид_м, ты дыш_шь.


Карточка 2

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Стрекоч_т в поле, ты гуля_ш_, запиш_м в тетради, рассыпа_т по столу,  бега_т по дорожке, выгруз_те из машины, дума_т на уроке, замороз_м в морозильнике, ты крас_ш_ся ярко, свет_т солнце, мы засе_м поле, он обид_лся на папу, попрыга_шь на улице, вы услыш_те звон, зна_те правило, смотр_т в окно, он верт_тся  на уроке,  они увид_т этот фильм, поигра_м в мяч,  ты побре_шься.


Карточка 3

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Зеленее_т в лесу, она держ_тся, пиш_т в тетради, полива_т цветы, чернее_т в поле, мы вид_м, корм_т птиц, она завис_т,  ход_т в школу, ты посмотр_ш_, ищ_т одежду, дела_шь уроки, замеча_шь ошибку, гон_т стаю туч, стон_т от боли, маш_т рукой, встрет_ш_ друга, ты жале_ш_ о случившемся.


Карточка  4

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Вер_ш_ ,  леч_ш_ся,  он  зябн_т,  вы  обижа_т,  он  мороз_т,  они  хохоч_т,  они  слыш_т,  она  купа_тся,  мечта_ш_ ,  дежур_ш_,  оно свет_т,  он  гон_т,  они  уч_т,  мы  люб_м, готов_ш_,  воз_ш_ся,  он  ро_т,  вы  руб_т,  он  кол_т,  они  дремл_т,  они  стел_т,  она  гоня_тся,  гон_ш_ ,  пряч_ш_,  оно се_т,  он  держ_т,  они  суш_т,  мы  гас_м.


Карточка  5

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Догон_ш_,  гре_ш_ся,  он  смотр_т,  вы  броса_т,  он  глад_т,  они  бормоч_т,  они  верт_т,  она  улыба_тся,  куша_ш_,  вздыха_ш_,  оно гре_т,  он  стон_т,  они  леч_т,  мы  вер_м, собира_ш_,  согре_ш_ся,  он  нос_т,  вы  постукива_т,  он  маш_т,  они  пляш_т,  они  терп_т,  она  стара_тся,  держ_ш_ ,  пил_ш_,  оно мел_т,  мы  стон_м,  они  сол_т,  мы  вер_м.


Карточка 6

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

Вет_р  крут_т_ся  в  в_рху_ках  д_рев__в.  Рокоч_т  гром.  Хлещ_т  дож_ь.  Мы  пробу_м  укрыт_ся  п_д  стар_й  ол_хой,  приж_ма_мся  к  скр_пуч_му  ств_лу  и  молч_   терп_м  капризы  пр_роды.  Дож_ь  моч_т  нас  и  здес_.  Молния  на  мгновенье  _заря_т  всё.  И  снова  н_ступа_т  т_мн_та.  Бли_ко  от  нас  в  дер_в_  п_п_да_т  молния.  Мы  п_к_да_м  убежище  и  плута_м  до  ра__вета.  Утр_  з_ст_ёт  нас  на  вых_де  из  леса.


Карточка 7

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

  • МЫ стро..м, реша..м, раска..мся, дыш..м, вид..м, стро..м, гоня..м, кле..м.
  • ВЫ гон..те, вид..те, завис..те, растае..е, стел..те, управля..те, ед..те, дремл..те, ла..те, трепещ..те, вид..те.
  • ОНИ бор..тся, почу..т, кле..т, стел..тся, выправ..т, ропщ..т, выдержива..т, леч..т, дыш..т, пляш..т, дремл..т, плач..т, пол..т.
  • ОН кол..т, грохоч..т, бор..тся, ре..т, увид..т, бормоч..т, ищ..т, постел..т.

Надеюсь, что данная статья помогла вам разобраться в этой сложной орфограмме, научиться верно определять спряжение глаголов и грамотно писать безударные глагольные окончания.

С уважением, Ольга Наумова

Сайт НАУМЁНОК

Также рекомендую:

Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса

ВПР УДАРЕНИЕ

Диктанты для подготовки к ВПР 4 класс

Синтаксический разбор предложения

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияВ помощь в учёбе:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Спряжение
– это изменение глагола по лицам и
числам. Окончания настоящего/простого
будущего времени называются личными
окончаниями

глагола. Личные окончания зависят от
спряжения глагола:

1-е спряжение

2-е спряжение

у(ю)

ем

у(ю)

им

ешь

ете

ишь

ите

ет

ут(ют)

ит

ат(ят)

Спрягаемые
формы глаголов могут иметь как ударные,
так и безударные личные окончания.

Если
окончания ударные, то тип спряжения
определяется по этим окончаниям, а не
по инфинитиву. Так, например, глаголы
бить, шить,
лить
относятся
к перому спряжению, потому что имеют
личные окончания первого спряжения, а
глаголы лететь,
сидеть, спать

– ко второму, потому что их окончания
соответствуют первому спряжению.

1-е
спряжение

2-е
спряжение

бить

лить

лететь

спать

бью

бьём

лью

льём

лечу

летим

сплю

спим

бьёшь

бьёте

льёшь

льёте

летишь

летите

спишь

спите

бьёт

бьют

льёт

льют

летит

летят

спит

спят

Если
же окончания безударные, тип спряжения
определяется по инфинитиву.

Личные окончания глаголов с приставкой вы-

Написание
ударных окончаний глаголов не вызывает
затруднений, однако при
образовании новых слов с приставкой
вы-
происходит перемещение ударения и
окончания становятся безударными:
лететь –
вылететь, летишь – вылетишь, лить –
вылить, льём – выльем, спать –
выспаться,спит – выспится.

Поэтому необходимо помнить, что добавление
приставки (и постфикса –ся) не меняет
спряжения глаголов, личные окончания
в приставочных и бесприставочных
глаголах одинаковы: выпить
– выпь
ешь,
выпь
ет,
выпь
ем,
выпь
ете,
выпь
ют
(1-е спряжение)
;
вылететь – вылет
ишь,
вылет
ит,
вылет
им,
вылет
ите,
вылет
ят
(2-е спряжение)
.

Чтобы
определить безударное окончание глагола
с приставкой вы-,
необходимо отбросить приставку:

высп(?)шься
– сп
ишь

выспишься

вылет(?)т
– лет
ит

вылет
ит

выбеж(?)шь
– беж
ишь

выбежишь

Если
окончанание осталось безударным, тип
спряжения и написание определяются по
инфинитиву.

Безударные личные окончания

Написание
безударных личных окончаний глаголов
следует определять по инфинитиву.

ИНФИНИТИВ
ОКАНЧИВАЕТСЯ НА -ИТЬ?

ДА

НЕТ

Является
исключением 1?

Исключения:

брить

стелить

зиждиться

зыбить(ся)

приемлить

Является
исключением 2?

Исключения:

гнать

дерать

дышать

слышать

смотреть

видеть

ненавидеть

обидеть

терпеть

зависеть

вертеть


да


нет

да


нет

1-спряжение

в
окончаниях
Е

(У/Ю

в 3-м л. мн.ч.)

2-е спряжение

в
окончаниях
И

(А/Я

в 3-м л. мн. ч.)

1-спряжение

в
окончаниях
Е

(У/Ю

в 3-м л. мн.ч.)

Комментарии
и примечания к схеме:

1.
При постановке глагола в неопределённую
форму надо задать вопрос, чтобы не
ошибиться в виде глагола:

прослав_шь
что
сделаешь?

что сделать?

– прославить

глагол
2-го спряжения.

2.
Приставки и постфиксы ся/сь
не изменяют спряжения глагола, однако
могут помешать «узнать» его, поэтому,
поставив глагол в начальную форму, нужно
отбросить приставки. Особенно важно
это при «узнавании» глаголов-исключений:
притерп_тся


притерпеться

терпеть.

3.
Исключения
1
– четыре
глагола, которые в инфинитиве оканчиваются
на -ить, однако относятся
к 1-му спряжению:
брить,
стелить, зиждиться, зыбить(ся), приемлить

4.
Исключения
2
– четыре
глагола, которые в инфинитиве оканчиваются
на -ать, и семь глаголов которые в
инфинитиве оканчиваются -на еть, однако
относятся
ко 2-му спряжению
:
гнать,
держать, дышать, слышать, смотреть,
видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть,
зависеть, вертеть.

1-е спряжение

блеять

веять

затеять

кашлять

каяться

лаять

лелеять

маяться

надеяться

реять

сеять

таять

хаять

чаять

чуять

5.
Следующие глаголы в неопределённой
форме оканчиваются на -ять
и относятся к 1-му спряжению: веешь,
веют, лает, лают, сеешь, сеют.

6.
Глаголы клеить,
строить, драить
оканчиваются
на -ить,
относятся
ко 2-му спряжению: клеишь,
клеят, строит, строят.

7.
Глаголы хотеть,
бежать, брезжить


разноспрягаемые:

хочу
– хотим

хочешь–хотите

хочет
– хотят

бегу
– бежим

бежишь
– бежите

бежит
– бегут

брезжит
– брезжут

К
разноспрягаемым также относится глагол
чтить,
так как в 3-м лице множественного числа
возможно употребление форм чтут
и чтят.

8.
Глаголы дать,
создать, есть

спрягаются по особому типу, их нельзя
отнести ни к первому, ни ко второму
спряжению.

дам

дашь

даст

дадим

дадите

дадут

9.
Следует различать глаголы 2-го лица
множественного числа изъявительного
наклонения и глаголы множественного
числа повелительного наклонения.

Глаголы
повелительного наклонения во множественном
числе всегда оканчиваются на -ите,
глаголы изъявительного наклонения –
либо на -ите,
либо на ете
в зависимости от спряжения.

Чтобы
проверить, какая именно форма глагола
употреблена, можно отбросить -те:
если глагол в повелительном наклонении,
это не нарушит смысла и структуры
предложения:

Крикните
(крикни) погромче! –
повелительное
наклонение.

Если
крикн
ете
погромче, вас услышат –
невозможна
замена
глаголом без –те,
глагол в
изъявительном наклонении, необходимо
поставить в неопределённую форму и
определить спряжение.

Упражнение
98.

Определите спряжение глаголов, образуйте
формы 3-го лица ед.ч. и мн.ч., выделите
окончания.

бормотать

бороться

бриться

бродить

дремать

дышать

зависеть

загнать

капризничать

клеветать

колебать

колоть

колыхать

метаться

молоть

ненавидеть

нянчиться

обидеться

объявить

остыть

отпороть

поддержать

покраснеть

полоскать

посмотреть

постелить

потянуть

предвидеть

прибыть

прилечь

прополоть

просить

прыгнуть

роптать

славиться

строить

сыпать

тащить

увидеть

услышать

хлынуть

хохотать

шептать

брезжить

Упражнение
99
. Образуйте
форму 2-го л. ед. и мн. ч. и 3-го л. ед.ч.
следующих глаголов. Укажите спряжение.

Вылить
– выль
ешь,
выль
ете,
выль
ет,
выстричь, выглядеть, выбить, высидеть,
выпить, выспаться, выгореть, вылететь,
вышить.

Упражнение
100
. Образуйте
форму 2-го л. ед.ч. и 3-го л. мн.ч.

Клеить,
солить, белить, засахарить, строить,
обезопасить, лаять, таять, чуять, каяться,
надеяться, лелеять, хаять, затеять,
блеять, сеять, маяться, реять, веять,
чаять.

Упражнение
101
. Поставьте
глаголы в форму 3-го лица ед. и мн. числа.
Укажите вид глагола и спряжение.

Уменьшаться
– уменьшиться, бросить – бросать,
переспросить – переспрашивать,
подстрелить – расстрелять, сменять –
сменить, замешать – замесить, свалять
– свалить, выйти – выходить, выбрать –
выбирать, вынести – выносить, заправить
– заправлять, проверить – проверять,
прогнать – прогонять.

Упражнение
102.
Вставьте
пропущенные буквы. Укажите наклонение
выделенных глаголов.

1.
Не стукн_тесь
о полку! Если вдруг стукн_тесь,
пр_ложите к больному месту холод. 2.
Прыгн_те
еще раз? Прыгн_те
еще раз! 3. Вытр_те
пыль. Когда вытр_те,
легче будет дышать. 4. Выскаж_те
всё, о чём дума_те!
Когда выскаж_те,
вам обязательно помогут.

Упражнение
103.

В
каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква И?

1) чай остын_т ,
если верно ответ_те

2) исследу_м
проблему, вспомн_м прошлое

3) услыш_шь шорох,
выскоч_шь из воды

4) колебл_тся
ветром, быстро постро_м

В
каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква Ю?

1)они леле_т мечту,
осы жал_т

2)они ненавид_т
ложь, туманы стел_тся

3)пен_тся волны,
ветры ве_т

4)камни сыпл_тся,
звери чу_т

В
каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква Ю?

1) все хвал_тся
успехами, звери чу_т

2) они дежур_т по
классу, они ма_тся от жары

3) сосновые иголки
кол_тся, сосульки та_т

4) родители
беспоко_тся, снега застел_т поля

В
каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква У?

1)малыши лопоч_т,
они услыш_т

2) скач_т всадники,
канаты удерж_т

3) известия
тревож_т, волны клокоч_т

4) щебеч_т птицы,
грибники ищ_т

В
каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква У?

1)листья щекоч_т
лицо; звуки слыш_тся

2) стены руш_тся;
движ_тся тени

3)молнии блещ_т;
колыш_тся ветки

4)листья держ_тся;
трепещ_т флаги

В
каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква И?

1) возьмите и
вынес_те вещи, рассматрива_м

2) кто замет_т
ошибку, фотография откле_тся

3) малыш плач_т,
не увид_м

4) зерно мел_тся,
колебл_тся мачта

В
каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква Я?

1) враги ран_т,
обои кле_тся

2) все хвал_тся,
льды раста_т

3) они не люб_т,
эти предметы кол_тся

4) подчинённые
завис_т от начальника, ве_т ветры

В
каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква Я?

1) швы распор_тся,
альпинисты терп_т бедствие

2) они пар_тся в
бане, волки во_т на луну

3) учащиеся
ответ_т, друзья брос_тся на помощь

4) фрукты
замороз_тся, подстригутся и побре_тся

В
каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква А?

1) дети плач_т,
студенты изуч_т

2) они заслуж_т,
кони скач_т

3) ножницы реж_т,
стены выдерж_т

4) отдыхающие
дыш_т воздухом, собаки выскоч_т

В
каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква Я?

1) плав_тся металлы,
туманы стел_тся

2) друзья увид_тся,
спортсмены бор_тся

3) они езд_т верхом,
морщины стар_т

4) садовники
леле_т розы, здесь не кур_т

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Что такое спряжение глаголов?

  • Окончания глаголов 1-го спряжения

  • Окончания глаголов 2-го спряжения

В этой теме мы разберем личные окончания глаголов первого и второго спряжения и вы научитесь их определять.

Для начала вспомним, что глагол обозначает действие предмета и в начальной форме отвечает на следующие вопросы: что делать? что сделать?

Основную сложность вызывает написание безударных личных окончаний глаголов настоящего или будущего времени.

 Что такое спряжение глаголов? 

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам.

В русском языке различают два спряжения: первое спряжение и второе спряжение.
Если определение спряжения глаголов с ударным личным окончанием не составляет труда, то безударные окончания вызывают сложности.

 Окончания глаголов 1-го спряжения 

Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение следует определять по инфинитиву (неопределенной форме).

Вспомним правило:

Глагол относится к первому спряжению, если его инфинитив (начальная форма) оканчивается на «-ать (-ять)», «-еть», «-уть», «-оть».

После определения спряжения по инфинитиву определить личное окончание глагола не составит труда. Воспользуемся следующим правилом:

Глаголы первого спряжения в личной форме оканчиваются на: «-у (-ю)», «-ешь», «-ет», «-ем», «-ете», «-ут (-ют)».

Личные окончания глаголов 1-го спряжения
Лицо Окончания Примеры
Единственное число Множественное число Единственное число Множественное число
1-е (я, мы) / -ем/-ём я пою, я еду мы поём, мы едем
2-е (ты, вы) -ешь/-ёшь -ете/-ёте ты поёшь, ты едешь вы поёте, вы едете
3-е (он, она, оно, они) -ет/-ёт -ут/-ют он поёт, он едет они поют, они едут

Примечание: глагол «едем» в таблице употреблен в значении «ехать, передвигаться».

На примере глагола «болеет» определим спряжение.

В глаголе «болеет» вторая гласная «е» находится в безударном положении, поэтому многие совершают ошибки при написании (болеит -неверное написание).

1. Начальная форма — болеть

2. Перед окончанием «-ть» пишется суффикс «е».

3. Инфинитив «болеть» оканчивается на «-еть», поэтому он относится к первому спряжению (смотреть правило выше).

4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол «болеет» будет оканчиваться на «-ет» (смотреть правило выше).

 Окончания глаголов 2-го спряжения 

Для определения спряжения у глагола с безударным личным окончанием следует поставить глагол в неопределенную форму.

Далее воспользуемся правилом:

Глагол относится ко второму спряжению, если его инфинитив оканчивается на «-ить».

Исключения:

  • глаголы «брить», «стелить»
  • 7 глаголов на «-еть»: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть
  • 4 глагола на «-ать»: слышать, дышать, гнать, держать
  • все приставочные глаголы от вышеперечисленных глаголов-исключений.

После определения спряжения инфинитива будет просто определить личное окончание по правилу:

Глаголы второго спряжения в личной форме оканчиваются на: «-у(-ю»), «-ишь», «-ит», «-им», «-ите», «-ат(-ят)»

Личные окончания глаголов 2-го спряжения
Лицо Окончания Примеры
Единственное число Множественное число Единственное число Множественное число
1-е (я, мы) / -им я слышу, я смотрю мы слышим, мы смотрим
2-е (ты, вы) -ишь -ите ты слышишь, ты смотришь вы слышите, вы смотрите
3-е (он, она, оно, они) -ит -ат/-ят он слышит, она смотрит они слышат, они смотрят

На примере глагола «лечишь» определим спряжение.

Лечишь — это глагол в форме 2-го лица настоящего времени

1. Начальная форма — лечить

2. Глагол оканчивается на «-ить», где суффиксом является буква «и».

3. Согласно правилу выше глагол «лечить» относится ко второму спряжению, так как он оканчивается на «-ить».

4. Посколько глагол «лечить» относится ко второму спряжению, то в личной форме он будет оканчиваться на «-ишь».

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·                  
Какие глаголы относятся к первому и ко второму спряжению?

·                  
Как быть, если личное окончание глагола стоит не под ударением?

·                  
Как определить спряжение глагола?

Мы помним, что спряжение – это
изменение глаголов по лицам и числам.

Глаголы могут относиться к первому или
ко второму спряжению.

Глаголы первого спряжения имеют
окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

Глаголы второго спряжения имеют окончания
-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите,
-ат (-ят).

Иногда мы легко определяем, какая
гласная должна стоять в окончании глагола.

Потому что окончание глагола может
стоять под ударением.

Например, в глаголах говоришь,
живёте, решим, уснёт
мы сразу же понимаем, какие буквы нужно писать. Нам
достаточно прислушаться! Ударение падает на нужную гласную в окончаниях
глаголов, и у нас не возникает никаких проблем.

Но иногда окончание глагола определить
не так-то просто.

И потому, когда мы сталкиваемся с
такими словами, мы задаём себе вопросы: а что тут вообще нужно писать? Ведь
ударение в этих глаголах падает не на окончание. Получается, что бывают глаголы
с безударными личными окончаниями. Так как же определить
спряжение таких глаголов?

Если окончание глагола безударное, то
определить спряжение можно по неопределённой форме.

Посмотрим на неопределённую форму: жалеешь
– жалеть. Пишете – писать. Пилим – пилить. Ходит – ходить.

В неопределённой форме у нас под
ударением находятся гласные, которые стоят перед -ть.
Это е и и. И почему-то а тоже. Как же тут определить
спряжение?

К I спряжению мы отнесём глаголы, в
неопределённой форме которых перед -ть или -ти мы видим букву е.

В личных окончаниях таких глаголов
тоже пишется е. Это просто.

Беднеть – беднеешь, посвежеть –
посвежеет, владеть – владеем.

В третьем лице множественного числа
такие глаголы будут иметь окончание -ут или -ют.

Желтеть – желтеют.

Если в неопределённой форме пишется а или я, то перед нами тоже глагол I спряжения.

В личных окончаниях, конечно, будет
писаться е, как и всегда в глаголах первого спряжения. Выглядит
это так. Читать – читаешь, сказать – скажешь, сочинять – сочиняем.

А в форме третьего лица множественного
числа у нас – окончание -ут, -ют. Бросать –
бросают.

К I спряжению относятся и глаголы, у
которых в неопределённой форме мы видим о.

Но в личных окончаниях всё равно
пишется е. Таких глаголов сравнительно немного.

Молоть – мелешь. Прополоть – прополет.

Трудности обычно вызывает написание
третьего лица множественного числа таких глаголов.

Бороться – борются.

Колоть – колют. В обоих случаях – окончание -ют.

Наконец, если в неопределённой форме
глагола пишется –у – это все равно глагол
I спряжения. И в личных окончаниях у него будет
писаться е.

Согнуть – согнёшь. Натянуть – натянет.
Обмануть – обманем.

И только в третьем лице множественного
числа будет окончание -ут (ют). Вскинуть – вскинут

Но какие же глаголы тогда относятся ко
II спряжению?

К нему относятся глаголы, в
неопределённой форме которых пишется и.

В личных окончаниях таких глаголов
тоже пишется и.

Например: кормить – кормишь, любить –
любит, откусить – откусим
.

А в третьем лице множественного числа
у таких глаголов будет окончание –ат или –ят. Возить – возят.

Вернёмся теперь к словам, которые
вызвали у нас проблемы.

Теперь мы можем определить спряжение и
правильно написать глагол.

К первому спряжению относятся глаголы,
в которых перед -ть пишется -е, -а (я), -о, -у.

Ко второму спряжению относятся
глаголы, в которых перед -ть пишется -и.

Однако некоторые глаголы являются исключениями.

Например, глаголы брить и стелить
относятся к I спряжению, несмотря на то, что в неопределённых
формах у них пишется –и перед -ть.

Брить – бреешь, бреет, бреем, бреете,
бреют.

Стелить – стелешь, стелет, стелем, стелете,
стелют.

В личных окончаниях этих глаголов
будет писаться е, как и всегда в глаголах первого спряжения. А в третьем
лице множественного числа – ю.

Особое внимание нужно обратить на
глагол «стелют». При его написании часто делаются ошибки.

А вот ко II спряжению относятся глаголы смотреть,
обидеть, видеть,  ненавидеть, зависеть, вертеть,
терпеть
. А ещё – глаголы слышать, гнать, держать, дышать.

Получается семь глаголов на -еть и четыре глагола – на -ать. В
неопределённой форме они выглядят как глаголы первого спряжения, но на самом
деле относятся ко второму спряжению.

Поэтому нужно помнить, как пишутся
личные окончания таких глаголов.

Вам могут встретиться такие формы.

Видишь, ненавидите, зависят, вертим,
терпишь, держишь, обидит, слышим, гоним, вертят
. Или другие. И везде будет и
или я в окончаниях, как и должно быть у глаголов второго
спряжения.

Для запоминания глаголов-исключений
можно выучить вот такой стишок.

Так как же нам определить спряжение
глагола?

К первому спряжению относятся глаголы,
в которых перед -ть или -ти
пишется е, а (я), о или у.

А также глаголы брить и стелить.

Ко второму спряжению относятся
глаголы, в которых перед –ть или –ти
пишется -и.

И ещё 11 глаголов: смотреть, обидеть,
видеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, вертеть, слышать, гнать, дышать, держать
.

А теперь послушаем историю.

Как-то ребята изучали тему «Спряжение
глаголов». Сеня и Таня решили проверить – как правильно пишется глагол «кле…т».

– Писать нужно «клеют»!
– решили ребята.

– Потому что в неопределённой форме
пишется «клееть», – прибавил Сеня.

– Нет, потому что в неопределённой
форме пишется «клеять»! – заспорила с ним Таня.

– Вообще-то, – скромно вставил
Вениамин Ложкин. – Правильно – клеят, через я.

Потому что в неопределённой форме – клеить.
Это глагол второго спряжения.

– Но как ты это узнал?! – поразились
ребята. – Ведь кажется, нужная нам гласная никогда не бывает в этом глаголе под
ударением.

Клеить, клеишь, клеит, клеим, клеите,
клеят
… Личные
ударения не под ударением, но и в неопределённой форме мы ясно гласную не
слышим! Что же нам делать, если мы не знаем, что пишется в неопределённой
форме?

– Это самое сложное, – вздохнул
Вениамин. – Тут нам приходится рассчитывать только на память и смекалку.

Как я рассуждал?

У меня есть несколько вариантов – клееть, клеять, клеить.
Я попытался выбрать вариант, который звучит и выглядит наиболее правильно.
Первые два варианта выглядят странно. Просто я помню, что нужно писать клеить,
с и. И тогда у меня получаются вот такие личные окончания, тоже с и.

И вам тоже это лучше запомнить.

– А ведь если подумать, — заметил
Сеня, – то таких глаголов довольно много, правда?

Глаголы строить, стоить, успокоить
– II спряжения. А глаголы веять, лаять,
сеять
– первого спряжения. И у них тоже выделенные гласные – безударные.

– И мы должны знать, как они пишутся!
– добавила Таня. – Иначе мы запутаемся с правописанием.

– Немного облегчает
нам задачу, –
сказал Вениамин, – то, что приставки не меняют спряжение глагола. Нам могут
встретиться глаголы построить, повеять или, например, залаять. Но они будут
писаться так же, как и глаголы без приставок. И будут того же спряжения.

А вот на вид стоит обратить особое
внимание.

Нельзя путать глаголы разного вида при
определении личных окончаний!

Посмотрим на глагол бросишь.
Нам так и хочется проверить его через неопределённую форму – бросать. Бросать
– первое спряжение… Но постойте-ка. Этот глагол отвечает на вопрос что
делать?
А глагол бросишь – совершенного вида и отвечает на вопрос что
сделать?
Значит, наши рассуждения неверны. Нам нужен глагол бросить.
Он отвечает на вопрос что сделать? и он тоже
совершенного вида. И это глагол второго спряжения. Значит, в окончании глагола
мы напишем и.

Получается, что мы чуть не сделали
ошибку, потому что пытались проверить спряжение глаголом не того вида. Вид
личной формы и неопределённой формы глагола должен всегда совпадать.

Нужно быть внимательными и с
правописанием форм глаголов третьего лица множественного числа. В этих формах
делается много ошибок, и неудивительно. Даже в анекдотах нам может встретиться
неприветливая старушка, которая бормочет «Ходют тут, ходют…»

А на самом деле грамотно – ходят.
Клеят, строят, стелют и так далее.

Нужно помнить, что глаголы первого
спряжения в этой форме имеют окончание -ут или -ют. А
глаголы второго спряжения — -ат или -ят.

Помните также и о том, что глаголы-исключения
по-разному пишутся в прошедшем и в настоящем временах.

Посмотрим на глагол видеть. Это
глагол-исключение. В настоящем времени мы учитываем, что глагол – второго
спряжения. И напишем, например, видит.

Но когда мы образуем глагол прошедшего
времени, то перед суффиксом остаётся та же буква, что и в неопределённой форме.
Видел.

Что же нам требуется сегодня
запомнить?

Спряжение изучают при прохождении школьного курса русского языка. Тема не является сложной для понимания, однако есть несколько положений, которые необходимо запомнить. Например, слова-исключения и общее правило правописания личных окончаний глагола. В этом случае процесс определения не составит большого труда.

Понятие о спряжении глаголов

Термин «спряжение» характеризует изменение личных окончаний глагола в зависимости от того, какое лицо и число имеет данная часть речи. Классификация содержит всего два типа – первое и второе. Определению поможет соответствующая таблица, где наглядно представлены те признаки, которые присущи каждомутипу.

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения: таблица правописания

Окончания глаголов первого спряжения

К этой группе относят глаголы, в неопределенной форме имеющие следующую концовку: -еть, -ать, -уть, -ыть, -ять, -оть, -ть. Склоняя инфинитив того или иного глагола и получая производные его личных форм, можно легко определить, к какому типу его следует отнести. Для закрепления ниже приведены два примера:

Тонуть

  • 1 лицо: Я тону – Мы тонем
  • 2 лицо: Ты тонешь – Вы тонете
  • 3 лицо: Он тонет – Они тонут

Плыть

  • 1 лицо: Я плыву – Мы плывем
  • 2 лицо: Ты плывешь – Вы плывете
  • 3 лицо: Она плывет – Они плывут

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения: таблица правописания

Примечание: Изучая окончания глаголов первого и второго спряжения, необходимо понимать, что подобные слова имеют свои исключения, которые, как в случае со многими другими исключениями, нужно просто выучить, чтобы при необходимости использовать на практике.

Например: стелить, лить, бить, брить. Эти слова имеют окончание -ить, но, тем не менее, их относят к словам 1 спряжения.

Окончания глаголов второго спряжения

В форме инфинитива глаголы этого спряжения имеют оконцовку -ить.

Такая закономерность имеет свои исключения, к которым относятся:

– Слова, оканчивающиеся на -еть и -ать. Например: гундеть, зависеть, гореть, держать и т.д.

Более подробный перечень слов-исключений будет приведен в последнем разделе.

Для закрепления ниже приведены два примера:

Сверлить

  • 1 лицо: Я сверлю – Мы сверлим
  • 2 лицо: Ты сверлишь – Вы сверлите
  • 3 лицо: Он сверлит – Они сверлят

Пилить

  • 1 лицо: Я пилю – Мы пилим
  • 2 лицо: Ты пилишь – Вы пилите
  • 3 лицо: Она пилит – Они пилят

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения: таблица правописания

Это интересно! Существуют глаголы, относящиеся сразу к обеим формам. Их называют разноспрягаемыми (хотеть, чтить).

Одновременно с этим, в русском языке встречаются глаголы, которые не относят к какому либо спряжению. Например, дать. Это слово в различных формах принимает особые окончания, отличные от стандартных, поэтому является исключением.

Таблица спряжения глаголов

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения представлены в таблице:

Лицо 1-е спряжение 2-е спряжение
Единств. число Множ. число Окончания Единств. число Множ. число Окончания
1-е лицо Летаю
Отдыхаю
Сочиняю
Летаем
Отдыхаем
Сочиняем
-у (-ю), -ем Копчу
Плачу
Хожу
Коптим
Платим
Ходим
-у (-ю), -им
2-е лицо Летаешь
Отдыхаешь
Сочиняешь
Летаете
Отдыхаете
Сочиняете
-ешь, -ете Коптишь
Платишь
Ходишь
Коптите
Платите
Ходите
-ишь, -ите
3-е лицо Летает
Отдыхает
Сочиняет
Летают
Отдыхают
Сочиняют
-ет, -ут(-ют) Коптит
Платит
Ходит
Коптят
Платят
Ходят
-ит, -ят (-ат)

Как определяется гласная безударных личных окончаний глагола

Определить спряжение глаголов с ударнымиличными окончаниями не составляет труда: для этого нужно всего лишь выделить часть слова, на которое оно оканчивается (ударение позволяет сделать это даже устно), и по таблице посмотреть, какой из двух разновидностей оно соответствует.

Таблица выше содержит окончания и примеры для каждого типа спряжения.

Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием является более сложным случаем, так как на слух всегда тяжело определить правописание безударной гласной (например – «стелет» – слышится как , так и ). Алгоритм в этой ситуации следующий:

  1. Необходимо поставить искомое слово в неопределенную форму. Для упрощения постановки глагола в инфинитив, необходимо задать к нему вопрос что делать?
  2. Далее выделяем окончание. После чего следует выучить, какие окончания свойственны каждому из спряжений, и запомнить слова-исключения, которые не поддаются общему правилу.

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения: таблица правописания

Первое спряжение. В форме инфинитива имеет такие окончания, как: -ать, -ять, -оть, -еть, -ыть, -уть.

Исключения: брить, зиждиться, стелить. Эти глаголы обладают частью слова -ить, но классификация относит их к 1-му спряжению.

Второе спряжение. В форме инфинитива имеет окончание -ить.

Исключениями, также относящимися к 2-му спряжению, являются несколько слов на -ать, -еть.

В школьное время для более легкого восприятия и запоминания исключений учителя предлагали перечень данных слов, которые находились в таком порядке, что рифмовались между собой и образовывали подобие детского стишка:

Гнать, держать, дышать, обидеть

Слышать, видеть, ненавидеть

Но зависеть и терпеть

И в конце концов вертеть

Выделив окончание и сравнив инфинитив со списком слов-исключений, нетрудно определить, к какой из двух разновидностей относится искомое слово.

  • Как пишутся даты на англ
  • Как пишутся аргументы в сочинении
  • Как пишутся даты в японии
  • Как пишутся арабские числа
  • Как пишутся даты в немецком языке