- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Правописание безударных окончаний имён существительных
Как правильно написать безударное окончание имени существительного
Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать.
Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:
- для первого склонения — страна, земля
- для второго склонения — конь, окно
- для третьего склонения — степь
Порядок действий:
1. Определяем падеж имени существительного.
2. Определяем склонение существительного.
3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже.
4. Смотрим на окончание контрольного слова — и такое же ставим в слово с безударным окончанием.
Например: от речк[…] шёл пар.
Определяем падеж — от (чего?) — от речк.. — Р. п. Определяем склонение — речка — 1-е скл. Подставляем контрольное слово для 1-го склонения в родительном падеже — от земли шёл пар.
Вставляем окончание: от речки шёл пар.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
3 класс
Упражнение 239,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 11,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 15,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 18,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 23,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 24,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 329,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 139,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 36,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 47,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 140,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 190,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 191,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 192,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 194,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 282,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 287,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 355,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 560,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 580,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 617,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 626,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 583,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 347,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 425,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 505,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Практикум стр. 132,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 212,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 243,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 320,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 322,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 340,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 361,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 400,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 7,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 88,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 489,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 11,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 222,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 240,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 258,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 293,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 386,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 400,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 411,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 418,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 494,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 10,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 122,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 187,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 258,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 299,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 332,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 117,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 246,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 278,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
С правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных учащиеся знакомятся в 4 классе. Для того, чтобы грамотно и без ошибок написать безударное окончание необходимо уметь определять склонение имени существительного, а также знать падежи и падежные вопросы.
Запоминать правильные окончания нет смысла. Они все равно быстро забываются. Лучше понять и освоить алгоритм, который поможет в любой момент быстро проверить себя и выбрать нужную букву.
Безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные!
Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово того же склонения, но с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием.
Для проверки чаще всего используются слова:
- для первого склонения — страна, земля, лиса.
- для второго склонения — конь, окно
- для третьего склонения — степь, рожь, любовь.
Алгоритм написания безударного окончания имени существительного
1. Поставить имя существительное в форму именительного падежа (начальную форму):
Например: сидит на берёз… — берёза.
2. Определить склонение: ж.р., окончание –а, значит, 1 склонение.
3. Найти проверочное слово: существительное того же склонения с ударным окончанием: например: лиса.
4. Подставить проверочное слово в словосочетание на место проверяемого слова: сидит на лисе.
5. Написать в проверяемом слове ту же букву, что и в проверочном: сидит на берёзе.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПЕРВОГО СКЛОНЕНИЯ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ
Карточка 1
- Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
В трещотк.., о плакс…, в штор…, к коллег…, по сестриц.., к шалунишк.., из-за техник.., к телогрейк…, в варежк…, о картошечк.., по старушк…, к зарядк…, по хозяюшк., в котловин.., у студентк.., о пещер…, в лавочк…, в деревушк… к посадк…, на рогатк… .
2. Разбери по составу выделенные слова.
Карточка 2
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
О линз…, около петельк…, о завивк…, в посылк…, по лип…, по затрещин…, о половинк…, на синиц…, на пробирк…, при железк…, по дат…, о подмог…, на блузк…, при уступк…, к концовк…, по нот…, на куропатк…, в стопк…, в синеглазк…, на переменк… .
2. Разбери по составу выделенные слова.
Карточка 3
- Спиши. Напиши падеж существительных.. Вставь пропущенные буквы.
К справк…, о завес…, о пленниц…, при чеканк…, о коленк…, на черёмух…, по пресс…, в поддержк…, к забав…, по ссадин…, в лачуг…, по реп…, о пружин…, у соседушк…, на фар…, к фабрик…, у палатк…, к зимовк…, к макак…, по дач…, о защит…, у сойк… .
2. Разбери по составу выделенные слова.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНЫХ ПАДЕЖАХ
Карточка 4
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
На щебн…, на повар…, на желез…, об акробат…, на пакетик…, о пешеход…, о маловодь…, о путник…, об электрик…, на шифер…, об остатк…, о запах…, о полдник…, о передатчик…, в подвиг…, на суслик…, о кукушонк…, на сувенир…, на локт…, на вывод… .
2. Напиши однокоренные слова к слову пешеход. Выдели корень.
Карточка 5
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
На юг…, в пчеловодств…, на погрузчик…, о музе…, на облак…, о трус…, на столик…, в род…, на работник…, на телевизор…, на пончик…, о коридор…, на хокке…, о хозяин…, о трамплин…, на пилот…, на цикл…, о букетик…, на кубик…, на болот…, о зайчик… .
2. Напиши однокоренные слова к слову работник. Выдели корень.
Карточка 6
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
На поезд…, о птенчик…, на сыр… , о жир…, на космонавт…, о безлюдь… в круг…, в бутерброд…, о сыщик… на овал… о штраф…, о комплект… на кекс… о человек…, на пропуск… , в архив…, на носорог…, о проезд…, на шлем…, на прибор…, о лягушонк… .
2. Напиши однокоренные слова к слову поезд. Выдели корень.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ
Карточка 7
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
На ел…, о терпимост…, в дрож…, в копот…, в лест…, к горст…, на ряб.., к умелост…, в должност…, о радост…, о липкост…, по отважност…, в част…, на ломкост…, о памят…, о жизн…, на прелест…, о полын…, в пустош…, в ртут…, об участ… .
2. Сделай фонетический разбор слова ель.
Карточка 8
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
В кост…, на заповед…, в сут…, по крепост…, на скатерт…, на обув…, по щел…, по странност…, по спелост…, по кист…, на фальш… по двер…, о карамел… о мыш… по поступ…, о близост…, по накип…, к глазур… в чёткост…, к мудрост… в ноч… .
2. Сделай фонетический разбор слова обувь.
Карточка 9
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
О дич…, на скупост…, по сельд…, к мощ…, при морал…, к скатерт…, при темен…, при вяз…,
о зрелост..,. в величавост… о спелост…, к бледност…, от прихот…, о цел…, по глад…, при горст…, о плесен…, по мишен…, в мебел…, о наглост…, к мыш… .
2. Сделай фонетический разбор слова сельдь.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВСЕХ СКЛОНЕНИЙ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ
Карточка 10
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
Ради заклепк…, в живопис…, на куриц…, в карамельк…, о прибор…, благодаря булавк…, вокруг грудк…, к неженк…, о ярмарк…, к кепочк…, , в поезд…, около кост…, из-за берёзк…, на линейк…, , к восьмерк…, к упругост…, о лужайк…, к верхушк…, у мисочк… .
2. Напиши однокоренные слова к слову линейка. Выдели корень.
Карточка 11
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
О чащ…, о гряз…, к послушност…, в мелочност…, об умелост…, в справочк.., на сестриц…, к разлук…, на павлин…, при галк…, к игривост…, о мимоз…, к заварк…, на эмал…, по миск…, в реплик…, по мост…, о ливн…, после пешк… .
2. Напиши однокоренные слова к слову заварка. Выдели корень.
Карточка 12
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
К отвёртк…, к зимушк…, при шерстинк…, во влажност…, на террас…, в ленточк…, о повелител…, на разведчик…, к картошечк.., к лисичк…, на гитар…, на газел…, из-за басенк…,
при развилк…, на каблук…, в заносчивост., к больниц…, из печат… .
2. Составь и запиши 3 распространенных предложения, используя эти слова.
Карточка 13
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
В сластен…, о зёрнышк…, о психолог…, к чернушк…, в саквояж…, у посыл к…, по тетрад…, по хищниц…, при игривост., на рулончик.., о театр…, к бережност…, по дольк…, у коробочк…, из жизн…, о посуд…, о похлёбк…, в погрузчик…, о лебёдк…, о лавк… .
2. Составь и запиши 3 распространенных предложения, используя эти слова.
Карточка 14
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
О клюкв…, ради роспис…, на бульвар…, навстречу хозяюшк.., от пугливост…, в повозк…, о ночёвк…, на распаковк…, для окружност…, из местност…, при работник…, о пирамид…, в тряпочк…, от палк…, к математик…, в галстук… .
2. Напиши однокоренные слова к слову хозяюшка. Выдели корень.
Карточка 15
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
От отмел…, к майк…, без болонк…, без ботаник…, от отрасл…, от перевяз…, от печал…, от печат…, без замазк…, о догадк…, без записк…, от печк…, от пичуг…, без юнош…, без щепк…, без шишк…, без шкатулк…, для бумажк…, для вилк…, для Бурёнк…, по вахт…, в гипс…, по дубрав… .
2. Напиши однокоренные слова к слову записка. Выдели корень.
Карточка 16
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
К манишк…. , к матер…, на зелёнк…, от пиявк…, от плесен…, на авиатор…, на автомобил…, к академик…, к мимоз…, к минут…, около ткан…, без книжк…, без клюшк…, без картошк…, без карусел…, без катушк…, для кукушк…, для куколк…, для курочк…, в пожар…, на артист…, по боярын…, для морковк… .
2. Сделай фонетический разбор слова пиявка.
Карточка 17
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
В приемыш…, в почерк…, на асфальт…, на атлас…, на аэродром…, на водопо…, на багульник…, на базар…, к одежд…, к окраин…, к охот…, на бал…, к перин…, к ящериц…, от плет…, от площадк…, от площад…, от повязк…, от поганк…, по битв…, в город…, к ферм…, к тайн…, к столиц…, к дрём…, к солом… .
2. Сделай фонетический разбор слова ящерица.
Карточка 18
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
К запруд…, на бальзам…, на бамбук…, на баобаб…, на вокзал…, на волк…, на барабан…, на барашк…, на ветр…, на барон…, на бархат…, к мельниц.., к мят…, к оград…, к застав…, к защит.., к злоб…, к измен…, к бригад…, к клетк…, из опечатк…, в горл…, к газет…, к выдр…, от вол…, к пшениц…, для болтушк… .
2. Напиши однокоренные слова к слову защита. Выдели корень.
Карточка 19
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
Для выработк…, без бирк…, без братишк…, для вырубк…, для выручк…, для выставк…, для ветк…, для бродяг…, на ангел…, на ансамбл…, на аптекар…, на арахис…, на арбуз…, о гир…, о глад…, без качалк…, без каш…, без кист…, около тележк…, около сып…, в генерал…, в рукопис…, о должност…, около собак…, о долг…, о дорог… .
2. Напиши однокоренные слова к слову вырубка. Выдели корень.
Проверочные диктанты
Диктант 1
Удивительные вещи
Недалеко от Москвы есть город Гжель. В старину нашли там белую глину и стали делать из неё удивительные вещи. Здесь мастера могут оживить сказку. Вот Емеля едет на печке. Это старик ловит неводом рыбу. Притронулся мастер волшебной кисточкой к чашке, тарелке. Там выросли голубые цветы. На кувшине, вазе, чайнике появилась синева неба и воды. За окном зима инеем опушила деревья. Изделия гжельских мастеров несут людям тепло и радость.
Грамматическое задание:
- Обозначь падежи имен существительных в предложении: За окном зима инеем опушила деревья.
- Разбери по составу слова: кисточка, оживить, синева.
- Сделай морфологический разбор слова мастеров.
Диктант 2
В гостях у брата
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Васильево находилось на берегу реки. Только заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка — ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадались окунь, лещ, сом. Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они забрели в лесную глушь. Тишь кругом! Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание:
- Подчеркни существительные с шипящими на конце.
- Образуй множественное число от существительных: этаж, имя, ручей, небо.
- Сделай морфологический разбор слова в овраге.
Диктант 3
Ёлка
Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки её оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На самой верхушке ёлки мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила, засветила огнями.
Грамматическое задание:
- Определи падеж и склонение существительных во 2-м предложении.
- Выпиши из текста любое предложение с однородными членами. Выдели их графически.
- Сделай морфологический разбор слова огнями.
Диктант 4
Зимний жаворонок
Медленно ползёт по улице рассвет. В воздухе раздаётся пересвист. Это проснулся и бежит по дороге хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улице, на окраине города. Весь день жаворонок бегает в поисках пищи. В стужу он прыгает на одной ножке. Другую ножку прячет под перья. Ночью ему тепло. Он лежит в ямке на белой скатерти снега. Лапки и клюв жаворонок прячет в густые перья.
Грамматическое задание:
- Напиши склонение и падеж существительных.
- Сделай фонетический разбор слова перья.
- Выпиши словосочетания из предложения: Он лежит в ямке на белой скатерти снега.
Диктант 5
Воробей
Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки. Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки. От солнца и сосулькиной воды с воробьем стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев. Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна! (По Н. Сладкову)
Грамматическое задание:
- Определи падеж и склонение существительных в 5-м предложении.
- Выпиши из текста предложение с однородными сказуемыми. Выдели их графически.
- Сделай морфологический разбор слова клювом.
Полезные статьи:
Имя существительное как часть речи
Морфологический разбор имени существительного
Фонетический разбор
Разбор слов по составу
В помощь в учёбе:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Падежные окончания существительных
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 371.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 371.
Разобраться в правописании падежных окончаний имён существительных поможет данная статья. Ниже представлены таблицы, в которых показаны примеры для каждого падежа и склонения; таблицы распределены с учётом категории числа называемого предмета. В дополнение ко всему мы расскажем, как правильно писать безударные падежные окончания.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Правописание падежных окончаний имен существительных
Падежные окончания существительных представлены системой окончаний (флексий), указывающих на грамматическое отношение существительных к другим словам в предложениях и словосочетаниях. Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного. Особенности правописания падежных окончаний имен существительных изучаются в 4 классе.
Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежные окончания существительных представлены в таблице с примерами:
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Именительный | -а, -я | вода, юноша, земля | [], -о, -е | человек, дом, окно, конь | [] | ночь, ложь, дочь |
Родительный | -ы, -и | воды, юноши, земли | -а, -я | человека, дома, окна, коня | -и | ночи, лжи, дочери |
Дательный | -е | воде, юноше, земле | -у, -ю | человеку, дому, окну, коню | -и | ночи, лжи, дочери |
Винительный | -у, -ю | воду, юношу, землю | [],-а, -я, -о, -е | человека, дом, окно, коня | [] | ночь, ложь, дочь |
Творительный | -ой (-ою), -ей (-ею) |
водой, юношей, землей | -ом, -ем | человеком, домом, окном, конём | -ью | ночью, ложью, дочерью |
Предложный | -е | о воде, о юноше, о земле | -е, -и | о человеке, о доме, об окне, о коне | -и | о ночи, о лжи, о дочери |
Падежные окончания существительных во множественном числе
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Именительный | -ы, -и | горы,
дороги, дяди |
-а, -я, -ы, -и | озера, столы, кони, ученики | -и | степи, печи, лани |
Родительный | [], | гор,
дорог, дядь |
-ов, -ей, [] | озер, столов, коней, учеников | -ей | степей, печей, ланей |
Дательный | -ам, -ям | горам,
дорогам, дядям |
-ам, -ям | озерам, столам, коням, ученикам | -ям, -ам | степям, печам, ланям |
Винительный | -ы, -и, [] | горы,
дороги, дядь |
-а, -я, -ы, -и, ей, -ов | озера, столы, коней, учеников | -и, -ей | степи, печи, ланей |
Творительный | -ами, -ями | горами,
дорогами, дядями |
-ами, -ями | озерами, столами, конями, учениками | -ами, ями | степями, печами, ланями |
Предложный | -ах, -ях | о горах,
о дорогах, о дядях |
-ах, -ях | об озерах, о столах, о конях, об учениках | -ах, -ях | о степях, о печах, о ланях |
Правописание безударных падежных окончаний
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы определиться с безударным окончанием существительного, выполните следующие шаги:
- Поставьте существительное в форму единственного числа И. п.
- Определите тип его склонения.
- Определите нужные окончания существительного по падежам, подставив вместо него соответствующее проверочное слово, как показано на примерах в таблице.
Склонение | Проверочное слово | Примеры |
1 склонение | стена | корона (стене/короне – Д. п.) |
2 склонение | стол | рыцарь (столу/рыцарю – Д. п.) |
3 склонение | степь | мышь (о степи/о мыши – П.п.) |
Особая группа существительных на -мя, -ие, -ия | путь (для Р. п., Д. п., П. п.) | время (пути/времени – Р. п.)
изумление (о пути/о изумлении – П.п) |
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Мари Пивоварова
6/7
-
Светлана Гаевая
7/7
-
Сергей Ефремов
5/7
-
Сергей Гоенко
7/7
-
Наталья Данилова
7/7
-
Эмомали Саидов
7/7
-
Татьяна Северина
7/7
-
Валентина Ярощенко
7/7
-
Руслан Галеев
7/7
-
Динара Мокаева
6/7
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 371.
А какая ваша оценка?
Падежные окончания имён существительных
Падежные окончания имён существительных — это система словоизменительных морфем, согласно которым, а также родовой принадлежности слова́ этой части речи относят к 1, 2 или 3 склонению.
Рассмотрим, какие окончания падежей имеют существительные первого, второго и третьего склонения. Для наглядности составим таблицы падежных окончаний с примерами.
В современном русском языке у имен существительных различают шесть падежей. Существительные изменяются по падежам и числам.
Определение
Изменение существительных по падежам называется склонением.
В одной и той же падежной форме слова могут иметь разные окончания:
- р. п. нет (чего?) машины, дерева, вещи
- д. п. иду (к чему?) к машине, дереву, вещи.
Различия падежных окончаний зависят от принадлежности существительного к 1, 2 или третьему склонению. В одном и том же падеже существительные одного и того же склонения имеют одинаковые окончания независимо от ударения.
Окончания падежей имен существительных в форме единственного числа представлены в таблице с примерами:
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | |
И. п. | -а, -я | пого́да
бу́ря де́душка |
, -о, -е | молодец
город крыльцо сознание |
речь
брешь помощь |
|
Р. п. | -ы, -и | погоды
бу́ри дедушки |
-а, -я | молодца
города крыльца сознания |
-и | речи
бреши помощи |
Д. п. | -е | погоде
бу́ре дедушке |
-у, -ю | молодцу
городу крыльцу сознанию |
-и | речи
бреши помощи |
В. п. | -у, -ю | пого́ду
бу́рю де́душку |
,-а, -я, -о, -е | молодца
город крыльцо сознание |
речь
брешь помощь |
|
Т. п. | -ой (-ою), -ей (-ею) |
погодой
бурей дедушкой |
-ом, -ем | молодцом
городом крыльцом сознанием |
-ью | речью
брешью помощью |
П. п. | -е | о пого́де
о бу́ре о де́душке |
-е, -и | о молодце
о городе о крыльце о сознании |
-и | о речи
о бреши о помощи |
Узнаем, по каким признакам распределяются существительные по трем типам склонения и рассмотрим более подробно, как правильно пишутся окончания падежей в словах этой самостоятельной части речи.
Падежные окончания существительных 1 склонения
Первое склонение объединяет существительные мужского, женского и общего рода с окончанием -а/-я в начальной форме именительного падежа единственного числа:
- старшина, дядя
- слава, гиря
- злюка, соня.
Ударные окончания существительных не доставят сомнений в написании. Рассмотрим безударные окончания имен существительных 1 склонения.
Чтобы не ошибиться в написании буквы «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа, воспользуемся словом-подсказкой «коса́», которое имеет ударные окончания.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) кни́га, коса́
- р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
- д. п. дам (чему?) кни́ге, косе́
- в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
- т. п. любуюсь (чем?) кни́гой, косо́й
- п. п. расскажешь (о чём?) о кни́ге, о косе́.
Склонение существительных с конечным сочетанием -ия
Особое внимание заслуживают падежные окончания существительных женского рода первого склонения с конечным сочетанием букв -ия:
- геометрия
- дикция
- феерия
Такие слова имеют окончания -и, а не -е в формах дательного и предложного падежа единственного числа.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) стратегия, стратегии
- р. п. нет (чего?) стратегии, стратегий
- д. п. стремлюсь (к чему?) к стратегии, к стратегиям
- в. п. изучаю (что?) стратегию, стратегии
- т. п. интересуемся (чем?) стратегией, стратегиями
- п. п. расскажешь (о чём?) о стратегии, о стратегиях
Окончания падежей существительных 2 склонения
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
- край , порог , слой , иней
- шило, яблоко, море, поле.
Обратим на особенности склонения существительных мужского рода с конечным буквосочетанием -ий (алюминий, санаторий) и существительных среднего рода, заканчивающихся на -ие (определение, созвездие). Такие слова в форме предложного падежа имеют окончание -и, а не типичное окончание -е, как все существительные второго склонения.
Сравним с ударными падежными окончания существительного мужского рода «огонь»:
- и. п. (что?) ого́нь , сомнение, (кто?) ге́ний
- р. п. нет (чего?) огня́, сомнения, (кого?) гения
- д. п. (чему?) огню, сомнению, (кому?) гению
- в. п. (что?) огонь , сомнение, (кого?) гения
- т. п. (чем?) огнём, сомнением, (кем?) гением
- п. п. (о чём?) об огне́, о сомнении, (о ком?) о гении
Это написание окончания -и предложного падежа определяем по предыдущей букве «и» в основе слов:
- гербарий — о гербарии;
- комментарий — в комментарии;
- созвездие — о созвездии;
- телевидение — на телевидении.
3 склонение существительных
Третье склонение составляют существительные женского рода с мягкой основой и с основой на шипящий (ж, ч, ш, щ), обозначенные мягким знаком, с нулевым окончанием:
- льняная ткань
- долгая болезнь
- непроходимая грязь
- далекая пустошь
- густая рожь
- наша помощь
- острая горечь .
Особенностью склонения этих существительных является чаще всего безударное окончание -и в трех падежах: родительном, дательном и предложном.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) ве́тошь
- р. п. край (чего?) ве́тоши
- д. п. тянусь (к чему?) к ве́тоши
- в. п. беру (что?) ве́тошь
- т. п. протрем ( чем?) ве́тошью
- п. п. нуждаемся (в чём?) в ве́тоши
Рассмотрим, какие падежные окончания имеют существительные трех склонений в формах множественного числа.
Окончания падежей существительных в форме множественного числа
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | |
И. п. | -ы, -и | травы
деревни тёти |
-а, -я, -ы, -и | болота
моря стволы школьники |
-и | новости
но́чи ры́си |
Р. п. | трав
дереве́нь тёть |
-ов, -ей, | болот
стволов морей школьников |
-ей | новостей
ночей рысей |
|
Д. п. | -ам, -ям | травам
деревням тётям |
-ам, -ям | болотам
стволам морям школьникам |
-ям, -ам | новостям
ночам рысям |
В. п. | -ы, -и, | травы
деревни тёть |
-а, -я, -ы, -и, ей, -ов | болота
моря стволы гвозди коней школьников |
-и, -ей | новости
ночи рысей |
Т. п. | -ами, -ями | травами
деревнями тётями |
-ами, -ями | болотами
стволами морями школьниками |
-ами, -ями | новостями
ночами рысями |
П. п. | -ах, -ях | о травах
о деревнях о тётях |
-ах, -ях | о болотах
на стволах о морях о школьниках |
-ах, -ях | о новостях
о ночах о рысях |
Правописание безударных падежных окончаний
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы правильно выбрать безударное окончание «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа существительных, воспользуемся следующим алгоритмом:
- поставим существительное в начальную форму единственного числа И. п.;
- по родовой принадлежности и окончанию определим тип склонения;
- определим нужные окончания существительного по падежам, подставив вместо него соответствующее опорное слово, как показано на примерах в таблице.
Склонение | Опорное слово | Примеры |
1 склонение | волна́ | ставня (р.п. нет ста́вни/волны́,
д.п. ста́вне/волне́, п.п. о ста́вне/о волне́) |
2 склонение | стол | лебедь (о столе́/о ле́беде – п.п.) |
3 склонение | любовь | речь ( любви́/ ре́чи –р.п., д.п., п.п.) |
Разносклоняемые существительные на -мя | путь (для р.п., д.п., п.п.) | время (пути́/вре́мени – р.п., д.п, п.п.) |
Видео «Правописание падежных окончаний имён существительных (4 класс)»
Тест
Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 37
С детского возраста нам хочется писать «как слышится», но безударные гласные в падежных окончаниях каждый слышит на свой лад. Во избежание анархии существуют строгие правила, которые нужно усвоить еще в начальной школе. В 4-м классе (а то и раньше) ребенку предстоит запомнить, что имена существительные имеют 3 склонения, изменяются по 6 падежам, каждый из которых требует своего окончания. Да еще множественное число, да еще любимые русские нюансы-исключения!
Учителя придумали волшебный прием,помогающий без ошибок писать безударные падежные окончания имен существительных. Для этого учимся определять тип склонения и падеж существительного.
Типы склонения существительных
Склонение существительного – его постоянный признак, который определяется РОДОМ и ОКОНЧАНИЕМ. Изменяя окончания по падежам, мы согласуем существительные с другими словами, создаем логичные словоформы для передачи мысли. У каждого падежа в управлении находятся вопросы, предлоги, имеются слова-помощники, которые стоит запомнить.
Все существительные в русском языке «рассортированы» по трем склонениям – в каждом из них падежные окончания изменяются по-своему.
Первое склонение – объединяет слова ЖЕНСКОГО и МУЖСКОГО рода с окончанием -а/-я: женщина, дядя, осина, пакля. Особенное внимание обратим на слова, в которых ударение падает на последний слог: земля, рука. Они послужат нам палочкой- выручалочкой в правописании безударных окончаний.
Второе склонение – это имена существительные:
- МУЖСКОГО рода с нулевым окончанием: дед, химик, огород;
- СРЕДНЕГО рода с окончанием -о/-е: зеркало, полотенце, существо, солнце.
Выберем односложные существительные мужского рода: конь, плащ; слова среднего рода с ударением на последний слог: окно, плечо – они помогут проверить безударные падежные окончания во втором склонении.
Третье склонение – это слова только ЖЕНСКОГО рода с нулевым окончанием и мягким знаком: поросль, изморозь, свекровь. Проблему проверки безударных окончаний здесь решают такие слова, как печь, грудь, степь.
В русском языке есть разносклоняемые существительные, которые принимают падежные окончания то второго, то третьего склонения. Они не относятся к определенному склонению, склоняются по своим правилам. К 11 словам из таблицы внизу следует добавить для запоминания еще «дитя».
Падежные окончания существительных
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных предполагает, что пишущий умеет определять тип склонения по исходной форме слова, а падеж – по вопросам и вспомогательным словам. Трудности для правописания встречаются в 3-х падежах: приведем их окончания на примере опорных слов с четким ударением: рука, плечо, грудь.
Родительный падеж
Вся необходимая информация по падежу сведена в таблицу:
Слово | Вопрос | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | Разносклоняемые | |
---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | Кто? Что? | рука, порция |
плечо, знание |
грудь, зелень |
время, путь, дитя |
|
Р.п. | «Нет» | Кого? Чего? | -И | -А/-Я | -И | -ЕНИ, -И, -ЯТИ |
руки, порции |
плеча, знания |
груди, зелени |
времени, пути, дитяти |
Как видим, из правила выбиваются разносклоняемые слова – будучи существительными 2-го склонения, они принимают в родительном падеже окончание -и.
Запомните: окончания -е в родительном падеже нет ни в одном склонении!
Дательный падеж
В Д. п. надо быть осторожным: это одна из позиций, где легко сделать ошибку в первом склонении и в разносклоняемых словах.
Слово | Вопрос | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | Разносклоняемые | |
---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | Кто? Что? | рука, порция |
плечо, знание |
грудь, зелень |
время, путь, дитя |
|
Д.п. | «Дать» | Кому? Чему? | -Е-ИИ | -У/-Ю | -И | -ЕНИ, -И, -ЯТИ |
руке, порции |
плечу, знанию |
груди, зелени |
времени, пути, дитяти |
Окончание -е в дательном падеже принимают только «нормальные» существительные 1-го склонения. Слова-исключения женского рода на -ия присоединяют к окончанию второе -и. У разносклоняемых существительных в Д. п. ставим только -и. Писать: «кому? – дитяте» – грубая ошибка!
Винительный и творительный – «благополучные» падежи, без трудностей в окончаниях.
Предложный падеж
Предложный падеж – один из самых трудных.
Слово | Вопрос | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | Разносклоняемые | |
---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | Кто? Что? | рука, порция |
плечо, знание |
грудь, зелень |
время, путь, дитя |
|
Д.п. | «Думать» | О ком? О чем? | -Е-ИИ | -Е-ИИ | -И | -ЕНИ, -И, -ЯТИ |
о руке, о порции |
о плече, о знании |
о груди, о зелени |
о времени, о пути, о дитяти |
Как видим, окончание -е встречается в П. п. дважды: в 1-м и 2-м склонении. В безударном положении эти позиции вызовут трудности, т. к. в окончаниях существительных гласные слышатся неясно: «Думаю о речки? об огороди? о зелене?». Вторая сложность – существительные на -ия, -ие, -ий. Все они относятся к 1-2 склонению, «законным» окончанием для которых в предложном падеже является -е. Даже верно определив склонение и падеж, можно сделать ошибку и написать: «мечтаю о легком задание; думаю об Анастасие Петровне».Существует алгоритм, объясняющий, как проверить правописание безударных окончаний у существительных в особо трудных падежах.
Алгоритм проверки безударных окончаний
Проверять безударные окончания существительных удобно при помощи опорных слов с четким ударением на конце.Пример: «В огород? – бузина, а в Киев? – дядя».
Определим склонение: огород, Киев – м. р., без окончания – 2-е скл. (Если окончание есть – исключаем -ия, -ие, -ий)
Определим падеж: в ком/в чем? – Д.п.
Ставим в Д. п. опорное слово 2-го скл.: плечо – в плече; ясно слышим окончание -е;
Пишем -е в искомых словах – в огороде, в Киеве.
Алгоритм действий представлен в таблице:
Для существительных на -ия, -ие, -ий запоминаем “правило двух -и“.
Женский род имеет -ии в трех трудных падежах: «нет акации; даю полиции; думаю о позиции».
Существительные 2-го склонения (гениий, задание) принимают -ии только в Предложном падеже: «о гении, о задании».
Учтите: нельзя путать слова на -ие с существительными среднего рода на -ье, которые склоняются по типу 2-го склонения: «в чем? – в раздумье НО: в размышлении». Не забываем про исключения: в забытьи! на острие!
От чего зависит правописание безударных окончаний имен существительных?
- От числа и рода
- От одушевленности и числа
- От падежа и склонения
- От того, нарицательное существительное или собственное
Три склонения имен существительных
В русском языке большинство ИС относятся к одному из трех склонений. Для каждого – свои нормы написания флексий: принимая форму того или иного падежа, ИС имеет окончание, характерное только для этого склонения. Поэтому первый шаг к грамотному письму – узнать, по какому типу склоняется анализируемое ИС:
Правописание падежных и родовых окончаний у существительных
Чтобы правильно написать окончание у имени существительного, нужно определить его склонение и падеж, в котором оно стоит.
Падежи и склонения
В русском языке шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём?).
В русском языке есть три типа склонения существительных, а также разносклоняемые и несклоняемые существительные. Последняя группа не изменяется по падежам.
Существительные могут быть мужского рода (он, мой), женского (она, моя), общего рода (могут быть и мужского, и женского) или среднего рода (оно, моё). В зависимости от этого определяется их тип склонения.
Падежные окончания существительных 1 склонения
Первое склонение объединяет существительные мужского, женского и общего рода с окончанием -а/-я в начальной форме именительного падежа единственного числа:
- старшина, дядя
- слава, гиря
- злюка, соня.
Ударные окончания существительных не доставят сомнений в написании. Рассмотрим безударные окончания имен существительных 1 склонения.
Чтобы не ошибиться в написании буквы «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа, воспользуемся словом-подсказкой «коса́», которое имеет ударные окончания.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) кни́га, коса́
- р. п.нет (чего?) кни́ги, косы́
- д. п.дам (чему?) кни́ге, косе́
- в. п.вижу (что?) кни́гу, косу́
- т. п.любуюсь (чем?) кни́гой, косо́й
- п. п. расскажешь (о чём?) о кни́ге, о косе́.
Особое внимание заслуживают падежные окончания существительных женского рода первого склонения с конечным сочетанием букв -ия:
- геометрия
- дикция
- феерия
Такие слова имеют окончания -и, а не -е в формах дательного и предложного падежа единственного числа.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) стратегия, стратегии
- р. п. нет (чего?) стратегии, стратегий
- д. п. стремлюсь (к чему?) к стратегии, к стратегиям
- в. п. изучаю (что?) стратегию, стратегии
- т. п. интересуемся (чем?) стратегией, стратегиями
- п. п. расскажешь (о чём?) о стратегии, о стратегиях
Окончания падежей существительных 2 склонения
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
- край , порог , слой , иней
- шило, яблоко, море, поле.
Обратим на особенности склонения существительных мужского рода с конечным буквосочетанием -ий (алюминий, санаторий) и существительных среднего рода, заканчивающихся на -ие (определение, созвездие). Такие слова в форме предложного падежа имеют окончание -и, а не типичное окончание -е, как все существительные второго склонения.
Сравним с ударными падежными окончания существительного мужского рода «огонь»:
- и. п. (что?) ого́нь , сомнение, (кто?) ге́ний
- р. п. нет (чего?) огня́, сомнения, (кого?) гения
- д. п. (чему?) огню, сомнению, (кому?) гению
- в. п. (что?) огонь , сомнение, (кого?) гения
- т. п. (чем?) огнём, сомнением, (кем?) гением
- п. п. (о чём?) об огне́, о сомнении, (о ком?) о гении
Это написание окончания -и предложного падежа определяем по предыдущей букве «и» в основе слов:
- гербарий — о гербарии;
- комментарий — в комментарии;
- созвездие — о созвездии;
- телевидение — на телевидении.
3 склонение существительных
Третье склонение составляют существительные женского рода с мягкой основой и с основой на шипящий (ж, ч, ш, щ), обозначенные мягким знаком, с нулевым окончанием:
- льняная ткань
- долгая болезнь
- непроходимая грязь
- далекая пустошь
- густая рожь
- наша помощь
- острая горечь .
Особенностью склонения этих существительных является чаще всего безударное окончание -и в трех падежах: родительном, дательном и предложном.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) ве́тошь
- р. п. край (чего?) ве́тоши
- д. п. тянусь (к чему?) к ве́тоши
- в. п. беру (что?) ве́тошь
- т. п. протрем ( чем?) ве́тошью
- п. п. нуждаемся (в чём?) в ве́тоши
Рассмотрим, какие падежные окончания имеют существительные трех склонений в формах множественного числа.
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | |
И. п. | -ы, -и | травы
деревни тёти |
-а, -я, -ы, -и | болота
моря стволы школьники |
-и | новости
но́чи ры́си |
Р. п. | трав
дереве́нь тёть |
-ов, -ей, | болот
стволов морей школьников |
-ей | новостей
ночей рысей |
|
Д. п. | -ам, -ям | травам
деревням тётям |
-ам, -ям | болотам
стволам морям школьникам |
-ям, -ам | новостям
ночам рысям |
В. п. | -ы, -и, | травы
деревни тёть |
-а, -я, -ы, -и, ей, -ов | болота
моря стволы гвозди коней школьников |
-и, -ей | новости
ночи рысей |
Т. п. | -ами, -ями | травами
деревнями тётями |
-ами, -ями | болотами
стволами морями школьниками |
-ами, -ями | новостями
ночами рысями |
П. п. | -ах, -ях | о травах
о деревнях о тётях |
-ах, -ях | о болотах
на стволах о морях о школьниках |
-ах, -ях | о новостях
о ночах о рысях |
Падежные окончания в фамилиях и названиях
В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым, с Ростиславом Синицыным, с Кириллом Колосовым. В иностранных фамилиях пишется окончание -ом, например: Дарвином, Чаплином.
В названиях населенных пунктов на -ин(-ын), -ов(-ев), -ино(-ыно), -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином, селом Бородином, городом Дмитровом.
Правописание безударных падежных окончаний
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы правильно выбрать безударное окончание «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа существительных, воспользуемся следующим алгоритмом:
- поставим существительное в начальную форму единственного числа И. п.;
- по родовой принадлежности и окончанию определим тип склонения;
- определим нужные окончания существительного по падежам, подставив вместо него соответствующее опорное слово, как показано на примерах в таблице.
Склонение | Опорное слово | Примеры |
1 склонение | волна́ | ставня (р.п. нет ста́вни/волны́,
д.п. ста́вне/волне́, п.п. о ста́вне/о волне́) |
2 склонение | стол | лебедь (о столе́/о ле́беде – п.п.) |
3 склонение | любовь | речь ( любви́/ ре́чи –р. п., д. п., п. п.) |
Разносклоняемые существительные на -мя | путь (для р. п., д. п., п. п.) | время (пути́/вре́мени – р. п., д. п, п.п.) |
Алгоритм проверки безударных окончаний
Проверять безударные окончания существительных удобно при помощи опорных слов с четким ударением на конце.Пример: «В огород? – бузина, а в Киев? – дядя».
Определим склонение: огород, Киев – м. р., без окончания – 2-е скл. (Если окончание есть – исключаем -ия, -ие, -ий)
Определим падеж: в ком/в чем? – Д.п.
Ставим в Д. п. опорное слово 2-го скл.: плечо – в плече; ясно слышим окончание -е;
Пишем -е в искомых словах – в огороде, в Киеве.
Алгоритм действий представлен в таблице:
Для существительных на -ия, -ие, -ий запоминаем “правило двух -и“.
Женский род имеет -ии в трех трудных падежах: «нет акации; даю полиции; думаю о позиции».
Существительные 2-го склонения (гениий, задание) принимают -ии только в Предложном падеже: «о гении, о задании».
Учтите: нельзя путать слова на -ие с существительными среднего рода на -ье, которые склоняются по типу 2-го склонения: «в чем? – в раздумье НО: в размышлении». Не забываем про исключения: в забытьи! на острие!
Особенности правописания и исключения
Следует обратить внимание на окончания падежей, написание которых не совпадает с транскрипцией. У каждого склонения свои трудные падежи. Примеры приведены в таблице.
Падеж | 1-е склонение | 2-е склонение | 3 склонение | Разносклоняемые |
Именительный. Кто? Что? | Ветка | Иней | Прорубь | Время |
Родительный. Кого? Чего? | Ветки | Инея | Проруби | Времени |
Дательный. Кому? Чему? | Ветке | Инею | Проруби | Времени |
Винительный. Кого? Что? | Ветку | Иней | Прорубь | Время |
Творительный. Кем? Чем? | Веткой | Инеем | Прорубью | Временем |
Предложный. О ком? О чём? | О ветке | Об инее | О прорубе | О времени |
По таблице видно, что выбрать окончание -и или -е в существительных не всегда легко. Привычный способ (подбор однокоренного слова с ударной гласной) здесь не работает. Есть два пути:
- Запомнить написание «сомнительных» падежей.
- Использовать слова-подсказки.
Второй способ проще — он не требует заучивания. Чтобы проверить окончание существительных -и или -е, необходимо воспользоваться следующим правилом.
Гласная в безударном положении = гласная под ударением в том же склонении.
Достаточно запомнить по одному слову с ударным окончанием на каждое склонение и пользоваться ими, если возникают сомнения:
- Для первого — земля, вода, весна.
- Для второго — серебро, окно, конь.
- Для третьего — степь.
Пример: Воробей сидел на ветк (?). «Ветка» первого склонения, гласная на конце безударная. Проверочное: конь — на коне. Это слово тоже первого склонения, но с ударением на последнем слоге. Чётко слышно, какую гласную следует выбрать.
Правописание разносклоняемых придётся запомнить: в конце буква -и, кроме Т. п. (-ем).
Исключение: под общее правило не попадают слова на -ия (Франция), -ий (гений), -ие (имение). Здесь возникает вопрос: выбрать окончание -ии или -ие в существительных родительного, дательного и предложного падежей. Такие случаи проверки не требуют. Запомнить просто — пишется всегда -ии.
Таблица окончаний существительных по падежам и склонениям
Падеж | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | разносклоняемые |
Именительный | рука берёза дядя | конь солнце окно | степь кровать | время путь |
Родительный | руки берёзы дяди | коня солнца окна | степи кровати | времени пути |
Дательный | руке берёзе дяде | коню солнцу окну | степи кровати | времени пути |
Винительный | руку берёзу дядю | коня солнце окно | степь кровать | время путь |
Творительный | рукой берёзой дядей | конём солнцем окном | степью кроватью | временем путём |
Предложный | о руке о берёзе о дяде | о коне о солнце об окне | о степи о кровати | о времени о пути |
Отдельного внимания заслуживают существительные на -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ. В родительном, дательном и предложном падежах у существительных на -ИЯ и в предложном падеже у существительных на -ИЙ, -ИЕ в окончаниях будет писаться И (нет полиции, радоваться армии, говорить на станции, книга о растении, говорить об Аркадии).
Источники
- https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/bezudarnye-okonchaniya-imen-suschetvitelnyh
- https://KakPishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/tablitsa-padezhnyh-okonchaniy-suschestvitelnyh.html
- https://Spadilo.ru/pravopisanie-padezhnyx-i-rodovyx-okonchanij/
- https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/padezhnye-okonchaniya.html
- https://iamlobster.ru/pravopisanie-padezhnyh-okonchanij-imen-sushhestvitelnyh/
- https://KakPishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/kak-proverit-bezudarnye-padezhnye-okonchaniya-suschestvitelnyh.html
- https://na5.club/russkij-yazyk/kak-proverit-bezudarnoe-padezhnoe-okonchanie-sushhestvitelnyh.html
Наталья Васильевна
Учитель русского языка
Задать вопрос
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Падежные окончания существительных в единственном и множественном числе представлены в таблице. Особенно много трудностей вызывают три падежа: родительный, дательный и предложный, так как имена существительные в этих падежах имеют безударные окончания.
Падежные окончания существительных единственного числа
Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -а, -я
жена, земля |
[ ], -о, -е
конь, село, поле |
[ ]
ночь, лошадь |
Р. п. | -ы, -и
жены, земли |
-а, -я
коня, села, поля |
-и
ночи, лошади |
Д. п. | -е
жене, земле |
-у, -ю
коню, селу, полю |
-и
ночи, лошади |
В. п. | -у, -ю
жену, землю |
[ ],-а, -я, -о, -е
коня, село, поле |
[ ]
ночь, лошадь |
Т. п. | -ой (-ою), -ей (-ею)
женой, землей |
-ом, -ем
конём, селом, полем |
-ью
ночью, лошадью |
П. п. | -е
жене, земле |
-е, -и
коне, селе, поле |
-и
ночи, лошади |
В падежных окончаниях существительных единственного числа пишется:
- буква е: в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия, -ий, -ие), например: к фабрике, на фабрике, к земле, о батарее, в статье; на заводе, на станке; о море; в селе;
- буква и:
- в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики, у земли, около батареи, из статьи;
- в предложном падеже существительных II склонения на -ие, -ий, например: в лектории, в волнении, о мировоззрении;
- в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия, существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя, например: из коллекции, к коллекции, в коллекции; из шинели, к шинели, в шинели; у знамени, к знамени, о знамени.
Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье, например: находиться в размышлении, быть во всеоружии (окончание -и); находиться в раздумье, быть на побережье (окончание -е).
Падежные окончания в фамилиях и названиях
В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым, с Ростиславом Синицыным, с Кириллом Колосовым. В иностранных фамилиях пишется окончание -ом, например: Дарвином, Чаплином.
В названиях населенных пунктов на -ин(-ын), -ов(-ев), -ино(-ыно), -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином, селом Бородином, городом Дмитровом.
Падежные окончания существительных множественного числа
Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -ы, -и
жены, земли |
а, -я, -ы, -и
кони, сёла, поля |
-и
ночи, лошади |
Р. п. | [ ]
жён, земель |
-ов, -ей, [ ]
коней, сёл, полей |
-ей
ночей, лошадей |
Д. п. | -ам, -ям
жёнам, землям |
-ам, -ям
коням, сёлам, полям |
-ам, -ям
ночам, лошадям |
В. п. | -ы, -и, [ ]
жён, земли |
-а, -я, -ы, -и, ей, -ов
коней, сёла, поля |
-и, -ей
ночи, лошадей |
Т. п. | -ами, -ями
жёнами, землями |
-ами, -ями
конями, сёлами, полями |
-ами, -ями
ночами, лошадями |
П. п. | -ах, -ях
жёнах, землях |
-ах, -ях
конях, сёлах, полях |
-ах, -ях
ночах, лошадях |
- В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач, ремонт жилищ.
- В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий, под ударением — -ей, например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья). Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
У существительных на -ия, -ие в родительном падеже всегда пишется -ий, например: линий (линия), зданий (здание). - Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен, то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь). После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень, барышень.