ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1 КЛАССА
ПРАВИЛО 1 — АЛФАВИТ.
Русский алфавит содержит 33 буквы. Две из них —ь и ъ -звуков не обозначают.
Остальные буквы обозначают один или два звука.
ПРАВИЛО 2 – ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ.
В русском языке 6 гласных звуков — [ А , О , У , ы , Э , И ]
Гласных букв 10 – А, Я , О,Ё , У,Ю, ы ,И, Э ,Е .
А, О, У, Ы ,Э — эти гласные обозначают твердость согласных звуков.
И , Е ,Ё ,Ю ,Я – обозначает мягкость согласных звуков.
Е , Ё ,Ю ,Я — обозначают два звука в начале слова, после гласных и после
разделительных Ь и Ъ .
Я — [ Й‘ А ] , Ё [ Й‘ О ] , Ю [Й‘ У ], Е [ Й‘ Э ] – ЯБЛОКО, НОВЫЕ ,КОЛЬЕ.
Буквы Я ,Ё , Е , Ю – йотированные.
ПРАВИЛО 3 – СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ.
Парные звонкие ——— / Б, В, Г , Д, Ж, З
глухие ——- П, Ф, К, Т, Ш, С
Непарные звонкие ——- / Л , М , Н , Р ,Й
глухие —— Х , Ц , Ч , Щ
Всегда твёрдые ——— Ж ,Ш ,Ц — ЖУК — [ ЖУК ] , ШАР — [ШАР ].
Всегда мягкие ———Й , Ч , Щ – ЧАЙ — [ Ч’АЙ ] , ЩУКА—[ Щ’УКА ].
ПРАВИЛО 4 — СЛОГ.
Слог — это часть слова , на которое оно делится при произношении.В каждом слоге есть гласный.Сколько в слове гласных букв,столько и слогов.
Слог может состоять : из одной гласной буквы (Ю-ЛЯ); из одной согласной и гласной (МА — РИ -НА); из нескольких согласных и гласной (СТЕ — ПАН ).
ПРАВИЛО 5 — УДАРЕНИЕ.
В слове всегда один слог произносится с большей силой.Этот слог называется ударным.
Буква Ё всегда стоит под ударением .В словах с буквой Ё знак ударения не ставят (СОВЁНОК, ВЁСЛА , ЛИСЁНОК ).
В словах, состоящих из одного слога ,ударение не ставят(ЛОСЬ,СОН, КОТ).
ПРАВИЛО 6 — ПЕРЕНОС СЛОВ.
Слова переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.Слова ,состоящие из одного слога ,не переносят (ВДРУГ ,ЖИЗНЬ ,СОЛЬ).
Слог , состоящий из одной буквы, не переносят (ЮЛЯ, АСЯ).
Букву Й при переносе не отделяют от гласной (МАЙ -КА ,ЗАЙ -КА ).
ПРАВИЛО 7 — СОЧЕТАНИЯ ЖИ ,ШИ.
Сочетания ЖИ ,ШИ пишут с буквой И (ЛАНДЫШИ ,СНЕЖИНКА,)
ПРАВИЛО 8 — СОЧЕТАНИЯ ЧА ,ЩА.
Сочетания ЧА ,ЩА ПИШУТ с буквой А (РОЩА ,ЧАСЫ ).
ПРАВИЛО 9 — СОЧЕТАНИЯ ЧУ ,ЩУ.
Сочетания ЧУ ,ЩУ пишут с буквой У (ЧУДО, ЩУКА).
ПРАВИЛО 9 СОЧЕТАНИЯ ЧК ,ЧН ,ЧТ, НЧ , РЩ , ЩН, НЩ,
Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ ,ЩН , НЩ ПИШУТ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА
(ВЕТОЧКА , ЗАГАДОЧНЫЙ, ЧТЕНИЕ, СТАКАНЧИК, СБОРЩИК, ШАРМАНЩИК, ХИЩНЫЙ ).
ПРАВИЛО 10 — Ь — ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ.
Ь,обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными.
Он показывает мягкость предшествующего звука ( ПЕНЬ ,ПЕНЬКИ ).
ПРАВИЛО 11 — СЛОВА , ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.
Слова, обозначающие предметы ,отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
(МАМА, ЗАЯЦ, СТОЛ, КНИГА ).
ПРАВИЛО 12— СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ.
Слова, обозначающие признаки предметов , отвечют на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? (СИЛЬНЫЙ, КРАСИВАЯ , ВЫСОКОЕ ).
ПРАВИЛО 13 — СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ.
Слова, обозначающие действия предметов ,отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ?
ЧТО СДЕЛАЕТ? ( ЧИТАЕТ ,СКАЖЕТ ).
ПРАВИЛО 14 — ПРЕДЛОГИ.
В русском языке есть предлоги К, ИЗ , О, ОБ ,ОТ, ПО, ПОД, В , НА , У , ЗА, С .
Предлоги пишут отдельно от других слов .Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.
(Я ЖИВУ В ДОМЕ. Я ЖИВУ В БОЛЬШОМ ДОМЕ.
У МЕНЯ ЕСТЬ КОШКА. У ( КОГО?) МЕНЯ ЕСТЬ КОШКА.
ПРАВИЛО 15 — ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Предложение — это группа слов , связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.Первое слово в предложении пишут с большой буквы. (ИДЕТ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.)
ПРАВИЛО 16 — БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ.
Имена собственные — это имена ,фамилии ,отчества людей ,клички животных,названия городов, рек,улиц.Имена собственные пишут с большой буквы (ИРИНА ,ПЕТРОВ,ИВАНОВИЧ, ЛАЙКА.МОСКВА .улица ЛЕСНАЯ.
Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Памятка «Основные правила по русскому языку за 1 класс» поможет быстро вспомнить пройденные правила после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.
Буквы при написании
Безударные гласные
Если гласный в слове безударный, то на письме можно допустить ошибку. Для правильного написания гласный нужно проверить — подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы сомнительный гласный был под ударением.
Например, Л(е/и)са — это лес (деревья) или лис (животное)?
Перенос слов
Предложения
Части речи
1. В нашем языке есть слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?»:
2. В русском языке есть слова, которые отвечают на вопросы:
3. В русском языке есть слова, которые отвечают на такие вопросы:
«что делать?» (варить, лечить); «что делает?» (варит, лечит); «что делал?»
Форма слова и родственные слова
Большинство слов русского языка изменяются — принимают такую форму, которая необходима в предложении, в сочетании с другими словами. Например, слово стол (положить на стол, сидеть за столом) меняет свою первоначальную форму.
Но есть и такие слова, форма которых никогда не изменяется. Они пришли в русский язык из других языков: шимпанзе, кенгуру, пони, фламинго, колибри, какаду; кино, пальто, метро, эскимо.
Некоторые слова в русском языке являются родственными. В них есть общая главная часть с одинаковым значением: снег – снегокат, сад – садовый.
Большая буква в словах
Слова ученик, ученица, город, река, кот называют группы предметов: много учеников и учениц, много городов и рек, много котов.
А вот Коля, Денис, Даша, Света, Москва, Саратов, Обь, Енисей, Мурзик —это собственные имена ученика, ученицы, города, реки, кота. Именно поэтому имена людей, их отчества и фамилии, названия городов, рек, озёр, клички животных, названия книг пишутся с прописной (заглавной) буквы. Даже если мы говорим: «В нашем классе учатся три Светы», — то понимаем, что каждая из них единственная.
С прописной (заглавной, большой) буквы пишутся:
Также в 1 классе проходят
Заключение
Слова, написанные с ошибками могут помешать понять их значения. Поэтому каждому первокласснику необходимо знать основные правила по русскому языку за 1 класс.
Источник
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ
1.Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь.
Устная речь – это речь, которую мы произносим или слышим.
Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.
2.Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов.
· Предложение выражает законченную мысль.
· В предложении говорится о ком-либо или о чём-либо.
· Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
· В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой (остановкой).
· На письме одно предложение от другого отделяется точкой (.), вопросительным (?) или восклицательным (!) знаками, многоточием (…).
· По интонации предложения бывают невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?).
3. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой. У текста есть заголовок, тема, главная мысль.
Тема текста – это о чём говорится в тексте (Можно задать вопрос «О чём говорится в тесте?»).
Главная мысль текста – вывод, жизненный урок, это то, что хотел сказать автор (Можно задать вопросы «Чему учит текст?»)
4.Первое слово в предложении пишется с заглавной (большой) буквы.
Красная строка – строка в тексте, начинающаяся с отступа («два пальчика»).
5.С заглавной буквы ВСЕГДА пишутся:
· Имена, отчества, фамилии людей;
· Названия деревень, сёл, городов, стран, озёр, морей, рек и т.д.
6.При произношении слова состоят из звуков. Звуки обозначаются буквами.
Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух во рту проходит свободно, называют гласными. Гласный звук образует слог.
Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
Букв, обозначающих гласные звуки 10: а, о, у, и, э, ы, е, ё, ю, я.
7.Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум (например, [с]) или голос и шум (например, [з]) называются согласными.
Все согласные бывают звонкие (произносим их с голосом и шумом) и глухие (произносим их только с шумом).
Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з (верхняя строка ленты букв).
Буквы, обозначающие глухие согласные звуки: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ (нижняя строк ленты букв)
Таким образом, согласные по звонкости-глухости образуют пары.
Согласные звуки | |
Звонкие | Глухие |
[б] | [п] |
[в] | [ф] |
[г] | [к] |
[д] | [т] |
[ж] | [ш] |
[з] | [с] |
Есть непарные согласные: звонкие ([р], [л], [м], [н]) или глухие ([ц], [ч], [щ], [х]).
8. Слог– это те звуки, которые можно произнести одним толчком воздуха. Слог может состоят из одного (гласного) или нескольких звуков (согласных и одного гласного). В слоге всегда только ОДИН ГЛАСНЫЙ звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков:
9.Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называют ударным. Все остальные слоги называются безударными.
Знак ударения (ʹ) ставится над буквой, которая обозначает гласный ударный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог (он и так будет произносится с ударением) или есть буква ё (она ВСЕГДА стоит под ударением).
Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным.
Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание безударной гласной буквы.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.
Проверяемое слово | Проверочное слово | ||
пишем | Произносим и слышим | пишем | Произносим и слышим |
домá | [д ам á] | дóм | [д óм] |
10.В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо.
Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Проверяемое слово | Проверочное слово | ||
пишем | Произносим и слышим | пишем | Произносим и слышим |
столб | [с т о л п] | столбы | [с т а л бы] |
11.В русском алфавите 33 буквы (выучить). Каждая имеет своё место и название.
12.Буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак) звука не обозначают. Ь (мягкий знак) показывает, что согласные звук произносится мягко.
пишем | Произносим и слышим |
уголь | [у г о л’] |
Мягкость согласных звуков на письме также обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и, но только в том случае, если стоят после них («дружат с согласными»).
пишем | Произносим и слышим |
лес | [л’эс] |
13.Буквы е, ё, ю, я (йотированные гласные) в начале слова или после гласного звука обозначают два звука и один звук, если стоят после согласного.
пишем | Произносим и слышим |
яма | [й’а м а] |
мяч | [м’а ч] |
14. Перенос слов. При письме переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку.
Буквы й, ь, ъ при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами.
Слова – названия | ||||
Предметов или объектов, явлений, чувств | Признаков | Действий предметов или явлений | ||
Отвечают на вопросы | Кто? (одушевлённые) | Что? (неодушевлённые) | Какой? Какая? Какое? Какие? | Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают? |
Пример | Маша, дедушка, медведь | Дерево, деревня, гроза, радость | Большой, большая, большое, большие | Растёт, вырастет, растут, вырастут |
16.Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, под, над, с – предлоги. Они служат для связи слови в предложении. Предлоги пишутся отдельно от других слов.
Сравни: | |
Пришёл школу | Пришёл в школу |
17. Диалог – разговор двух или нескольких человек. В письменной речи слова каждого участника разговора пишутся с красной строки, перед ними ставится знак «тире».
3 + 5 = | 6 + 2 = |
5 + 2 = | 4 + 1 = |
4 + 5 = | 6 + 4 = |
4 + 2 = | 4 + 3 = |
а) Измерь длину отрезка и запиши результат. Начерти ещё один отрезок, который короче первого на 2 см.
Источник
Урок по русскому языку для 1-го класса по теме «Слово — имя собственное. Имена, фамилии и отчества людей»
Учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова “Русский язык. 1 класс”
Тема: “Слово – имя собственное. Имена, фамилии и отчества людей”
1. Объяснить правило употребления прописной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей.
2. Объяснить понятие имя собственное.
3. Развивать внимание, мышление.
— магнитные карточки с буквами, слогами, словами;
— портрет Ю.А. Гагарина.
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель: А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Постановка темы урока
Учитель: Сегодня на уроке вы будете учиться писать по правилам имена, фамилии и отчества людей и узнаете, как называются эти слова. Из уроков обучения грамоте вы уже знаете, как пишутся имена людей. Давайте повторим это правило.
Ученики: Имена людей пишутся с заглавной буквы.
III. Чистописание
Учитель: Какой одинаковый элемент во всех написанных буквах и сочетаниях букв?
Ученик: Плавная линия с закруглением внизу.
Учитель: Откуда начинаем писать?
Ученик: Начинаем ниже середины рабочей строки и слева направо прописываем закругление.
IV. Работа по теме урока
1. Игра “Составь слова”.
Учитель: “Соберите” слова, начиная с заглавных букв, которые вы сейчас писали.
(На доске магнитные карточки с буквами и слогами.)
(Дети по-одному выходят к доске и составляют слова.)
Учитель: Прочитайте получившиеся слова. На какой вопрос они отвечают?
Ученик: Слова отвечают на вопрос КТО?
Учитель: Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос КТО?
Ученик: Эти слова обозначают предметы.
Учитель: А почему они написаны с заглавной буквы?
2. Работа в тетрадях.
Учитель: Запишите в тетрадях составленные имена, заглавную букву подчеркните.
Учитель (после записи слов): Прочитайте только имена мальчиков (девочек). Как записали имена? Повторите правило.
Ученики: Имена людей пишутся с заглавной буквы.
Учитель: А я составила из слогов вот такое имя (учитель вывешивает на доску карточку):
Учитель: К какой группе вы бы его отнесли: к именам мальчиков или девочек?
(Дети дают свои варианты ответов.)
Учитель: Саша – это имя и мальчика, и девочки. Приведите ещё примеры таких имён.
3. Объяснение понятия “Имя собственное”.
Учитель: Как вы думаете, зачем человеку даётся имя?
Ученик: Чтобы выделить одного человека из группы других людей.
Учитель: Что ещё даётся человеку кроме имени?
Ученик: Фамилия и отчество.
4. Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебник на странице 50, упр.№37.
(Учитель ждёт, когда все дети откроют учебники.)
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию к этому упражнению и составьте по ней предложение.
(Учитель выслушивает ответы детей.)
Учитель: А давайте теперь прочитаем стихотворение.
(Один ученик читает стихотворение вслух.)
— Назовите только имена мальчиков (только имена девочек.)
— Как написаны имена детей?
Ученики: Имена пишутся с заглавной буквы.
Учитель: Запишите в тетрадь одно имя мальчика и одно имя девочки.
Мы ногами топ-топ, Повернись вокруг себя.
Мы руками хлоп-хлоп! Раз – присели, два – привстали.
Мы глазами миг-миг, Руки кверху все подняли.
Мы плечами чик-чик! Раз – два, раз – два,
Раз – сюда, два – туда, Заниматься нам пора!
Учитель: Назовите фамилии писателей, произведения которых вы читали.
Ученики: Пушкин, Крылов, Пришвин, Осеева, Бианки и т. д.
Учитель: Давайте запишем несколько фамилий писателей в тетрадь. Как будем записывать фамилии? Заглавную букву подчеркните. (Один ученик пишет на доске.)
Учитель (после записи): Как пишутся имена и фамилии людей?
Ученик: Имена и фамилии людей пишутся с большой буквы.
Учитель: Как называются эти слова?
Ученик: Имена собственные.
Учитель: Какое сегодня число и месяц?
Ученик: Сегодня 12 апреля.
Учитель: Чем знаменателен этот день?
Ученик: 12 апреля – День космонавтики.
Учитель: Как звали первого космонавта?
Ученик: Юрий Алексеевич Гагарин.
(Учитель вывешивает на доску портрет Ю.А. Гагарина.)
Учитель (рассказ о первом космонавте):
Обычному весеннему дню 12 апреля 1961 г. суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль “Восток”, пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным. Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам. Гагарин совершил облёт Земли за 1 час 48 минут. Этот подвиг открыл новую эру – эру полётов человека в космическое пространство.
И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном-иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к Солнцу, а темно.
Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.
Учитель: Прочитайте предложение, записанное на доске.
Учитель: Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему?
Ученик: Слова Юрий Алексеевич Гагарин пишутся с заглавной буквы, т.к. это имя, фамилия и отчество человека.
Учитель: Назовите только имя.
Учитель: Назовите только фамилию.
Учитель: Назовите только отчество.
Учитель: Как называются эти слова?
Ученик: Это имена собственные.
Учитель: Спишите предложение, заглавные буквы в именах собственных подчеркните.
— Как пишутся имена собственные?
Ученик: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Учитель: А как вас зовут? (Учитель спрашивает 3-4 учеников.) Я написала начало предложения (учитель заранее пишет на доске), а вы должны закончить предложение и записать его в тетрадь.
Учитель (после списывания): Как написали свои имена и фамилии?
Ученик: С заглавной буквы.
V. Итог урока
Учитель: Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Ученик: Имена, фамилии и отчества людей.
Учитель: Как называются эти слова?
Ученик: Имена собственные.
Учитель: Чему вы научились на уроке?
Ученик: Мы научились писать с заглавной буквы имена, фамилии и отчества людей.
Учитель: Послушайте стихотворение Е. Измайлова о заглавной букве. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.)
Буква обычная выросла вдруг.
Выросла выше букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело…
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее.
Буква большая совсем не пустяк.
В букве большой – уважения знак.
Источник
Все правила по русскому языку в помощь превокласснику
Правила по русскому языку для 1 класса
1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.
2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.
3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.
4. Произношение — это то, как мы говорим, произносим слово. Написание — это то, как мы должны написать слово.
5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы — [о-сы].
7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум — [с] или голос и шум — [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
10. Орфограмма — это написание слов по определенным правилам.
11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек — имена собственные. Они пишутся с большой буквы.
12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:
Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (й), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).
14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е — [й′э], ё — [й′о], ю — [й′у], я — [й′а].
15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой — и. Это нужно запомнить.
17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.
18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие — с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:
Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].
Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].
19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ — стол[БЫ].
20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.
21. Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное — это часть речи.
22. Слова, которые обозначают признаки предметов, — это имена прилагательные. Имя прилагательное — это часть речи.
23. Слова, которые обозначают действия предметов, — это глаголы. Глагол — это часть речи.
24. Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С — предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог — это часть речи.
Источник
Урок русского языка «Заглавная буква в словах». 1-й класс
Класс: 1
Цель: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, персонажей сказок названий городов, рек, деревень, улиц; учить использовать полученные знания на практике;
Предметные результаты: совершенствовать умения находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы; развивать словарный запас;
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (приложение)
— Сегодня замечательный день. Солнышко ласково светит нам в окна. Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом. Садитесь. Я верю, у вас все получится, и вы справитесь со всеми моими заданиями.
Тихо сели, спинки прямо
Все легонечко вздохнем,
Урок русского языка начнем.
2. Подготовка руки к письму
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки!
Разомните пальчики!
Упражнение “Пальчики”
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папенька,
Этот пальчик маменька,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья!
Упражнение “Замочек”
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.
3. Чистописание
— Отступите две строки и запишите сегодняшнее число. По чистописанию предлагаю выполнить узор: _____________
4. Постановка проблемы. Целеполагание.
— Предлагаю поиграть и отгадать мою шифровку. (приложение)
— Кто хочет записать это слово на доске?
— Почему возникла трудность?
— Почему разные варианты написания?
— Как правильно написать это слово?
(Показываю две иллюстрации: воздушный шарик и собака)
— Как называются слова, которые пишутся с большой буквы?
— Как называются слова, которые пишутся с маленькой буквы?
— Приведите примеры имен собственных.
— Приведите примеры имен нарицательных.
— Чем мы будем заниматься на уроке? Какая перед нами стоит проблема?
(правильно писать имена собственные и нарицательные)
5. Актуализация ранее изученного материала (приложение)
(работа на интерактивной доске)
— Прочитайте. Что вы видите на доске?
— Исправьте ошибки в тексте.
— Что мы должны знать, чтобы правильно выполнить задание? (правило, эталон)
— Помогите мне исправить ошибки. (Выходят по одному и исправляют ошибки)
— Прочитайте первое предложение. Назовите допущенные ошибки.
— Прочитайте второе предложение. Назовите допущенные ошибки.
— Прочитайте третье предложение. Назовите допущенные ошибки.
— Скажите, что общего в допущенных ошибках?
— Назовите правило, по которому пишутся эти слова.
Физкультминутка для глаз “Леопольд” (приложение)
6. Работа по теме урока.
А) Работа по учебнику.
— Откройте учебник на странице 126 упр. 9
— Прочитайте. Назовите сказку.
— Почему некоторые слова в предложениях написаны с заглавной буквы?
доктор Айболит утка Кику собака Авву свинка Хрю-Хрю попугай Карудо сова Бумбу
(для проверки приложение)
Б) Работа с приложением к учебнику “Русский язык”
Упражнение “Пенёк” (устно)
Физкультминутка “Супер физминутка”
В) Работа с приложением к учебнику “Русский язык”
Игра “Собери пословицу” (работа в парах)
— Запишите любую пословицу в тетрадь.
Г) Игра “Хлопни в ладоши”
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!
7. Самостоятельная работа, введение изученного в систему ранее усвоенных знаний и умений. (карточки)
— Вам предлагается поработать в паре и выполнить задания на карточке.
1. Запиши два мужских имени и два женских имени.
2. Подчеркни слова, которые надо писать с большой буквы.
кошка, александр, тётя, васька, москва, игоревич, дядя, ложка, дверь, мурка, собака, корова, воробей.
3. Выпиши названия городов, улиц, рек, морей.
Река Волга впадает в Каспийское море.
На берегу этой реки раскинулся город Саратов.
Я живу на улице Горького.
4. Составь и запиши предложения из слов:
кот, у, Тишка, жил, Вари. _______________________
5. Запиши клички животным:
8. Итог урока. Рефлексия.
— Что сегодня на уроке мы вспомнили?
— Как пишутся имена собственные?
— Приведите примеры имен собственных.
Да, трудно все-таки учиться!
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Источник
Памятка «Основные правила по русскому языку за 1 класс» поможет быстро вспомнить пройденные правила после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.
Буквы при написании
- жи — ши пиши букву и.
- ча — ща пиши букву а.
- чу — щу пиши букву у.
- чк, чн — пишутся без мягкого знака, потому что звук [ч’] мягкий.
Безударные гласные
Если гласный в слове безударный, то на письме можно допустить ошибку. Для правильного написания гласный нужно проверить — подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы сомнительный гласный был под ударением.
Например, Л(е/и)са — это лес (деревья) или лис (животное)?
- Предложение: Л(е/и)са в Подмосковье очень красивые. Проверочное слово – лес.
- Предложение: Л(е/и)са погналась за зайцем. Проверочное слово – лис.
Перенос слов
- Слова переносятся с одной строки на другую по слогам: ре-ка, бе-рё-за, за-да-ча. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку.
- Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят: май-ский, трой-ка, коль-цо, маль-чик, объ-езд, подъ-ём.
Предложения
- В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой.
- На письме в конце предложения ставится точка.
- Если задаётся вопрос, то ставится вопросительный знак.
- Если предложение произносится с особым чувством, то ставится восклицательный знак.
Части речи
1. В нашем языке есть слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?»:
- На вопрос «кто?» отвечают слова, которые называют людей (мама, папа, лётчик, учительница), зверей (кошка, слон), птиц (синица, воробей), рыб (окунь, щука), насекомых (муравей, пчела).
- На вопрос «что?» отвечают остальные слова: школа, учебник, город, ветер, гроза, окно, поле.
2. В русском языке есть слова, которые отвечают на вопросы:
- «какой?» — средний, светлый;
- «какая?» — средняя, светлая;
- «какое?» — среднее, светлое;
- «какие?» — средние, светлые.
3. В русском языке есть слова, которые отвечают на такие вопросы:
«что делать?» (варить, лечить); «что делает?» (варит, лечит); «что делал?»
Форма слова и родственные слова
Большинство слов русского языка изменяются — принимают такую форму, которая необходима в предложении, в сочетании с другими словами. Например, слово стол (положить на стол, сидеть за столом) меняет свою первоначальную форму.
Но есть и такие слова, форма которых никогда не изменяется. Они пришли в русский язык из других языков: шимпанзе, кенгуру, пони, фламинго, колибри, какаду; кино, пальто, метро, эскимо.
Некоторые слова в русском языке являются родственными. В них есть общая главная часть с одинаковым значением: снег – снегокат, сад – садовый.
Большая буква в словах
Слова ученик, ученица, город, река, кот называют группы предметов: много учеников и учениц, много городов и рек, много котов.
А вот Коля, Денис, Даша, Света, Москва, Саратов, Обь, Енисей, Мурзик —это собственные имена ученика, ученицы, города, реки, кота. Именно поэтому имена людей, их отчества и фамилии, названия городов, рек, озёр, клички животных, названия книг пишутся с прописной (заглавной) буквы. Даже если мы говорим: «В нашем классе учатся три Светы», — то понимаем, что каждая из них единственная.
С прописной (заглавной, большой) буквы пишутся:
- Первое слово в предложении: Учимся писать без ошибок.
- Первое слово каждой строки стихотворения.
- Имена, отчества и фамилии (Дима, Света, Александр Сергеевич Пушкин).
- Клички животных (Мурзик, Каштанка, Тишка, Шарик).
- Названия стран (Россия, Белоруссия, Украина), городов (Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск), сёл и деревень (Михайловское, Саввино), улиц, проспектов, площадей (улица Тверская, улица Рябиновая, Невский проспект, Театральная площадь).
- Названия рек (Амур, Волга, Дон, Нева), озёр (Байкал, Ладожское, Онежское).
Также в 1 классе проходят
- Фонетический разбор слова. Подробное описание можно прочитать в статье «Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова«.
- Словарные слова, написание которых проходят в первом классе. Их перечень в статье «Словарные слова за 1, 2, 3, 4 класс«.
Заключение
Слова, написанные с ошибками могут помешать понять их значения. Поэтому каждому первокласснику необходимо знать основные правила по русскому языку за 1 класс.
Класс: 1-й класс
Учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова
“Русский язык. 1 класс”
Тема: “Слово – имя собственное.
Имена, фамилии и отчества людей”
Цели:
1. Объяснить правило употребления
прописной буквы в именах, фамилиях, отчествах
людей.
2. Объяснить понятие имя собственное.
3. Развивать внимание, мышление.
4.Воспитание патриотизма.
Оборудование:
— магнитные карточки с буквами,
слогами, словами;
— портрет Ю.А. Гагарина.
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель: А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Постановка темы урока
Учитель: Сегодня на уроке вы будете
учиться писать по правилам имена, фамилии и
отчества людей и узнаете, как называются эти
слова. Из уроков обучения грамоте вы уже знаете,
как пишутся имена людей. Давайте повторим это
правило.
Ученики: Имена людей пишутся с
заглавной буквы.
III. Чистописание
Рис.1
Учитель: Какой одинаковый элемент во
всех написанных буквах и сочетаниях букв?
Ученик: Плавная линия с закруглением
внизу.
Учитель: Откуда начинаем писать?
Ученик: Начинаем ниже середины
рабочей строки и слева направо прописываем
закругление.
IV. Работа по теме урока
1. Игра “Составь слова”.
Учитель: “Соберите” слова, начиная
с заглавных букв, которые вы сейчас писали.
(На доске магнитные карточки с буквами
и слогами.)
Рис.2
(Дети по-одному выходят к доске и
составляют слова.)
Рис.3
Учитель: Прочитайте получившиеся
слова. На какой вопрос они отвечают?
Ученик: Слова отвечают на вопрос КТО?
Учитель: Что обозначают слова,
которые отвечают на вопрос КТО?
Ученик: Эти слова обозначают
предметы.
Учитель: А почему они написаны с
заглавной буквы?
Ученик: Это имена.
2. Работа в тетрадях.
Учитель: Запишите в тетрадях
составленные имена, заглавную букву подчеркните.
Учитель (после записи слов):
Прочитайте только имена мальчиков (девочек). Как
записали имена? Повторите правило.
Ученики: Имена людей пишутся с
заглавной буквы.
Учитель: А я составила из слогов вот
такое имя (учитель вывешивает на доску
карточку):
Рис.4
Учитель: К какой группе вы бы его
отнесли: к именам мальчиков или девочек?
(Дети дают свои варианты ответов.)
Учитель: Саша – это имя и мальчика, и
девочки. Приведите ещё примеры таких имён.
Ученики: Женя, Валя.
3. Объяснение понятия “Имя
собственное”.
Учитель: Как вы думаете, зачем
человеку даётся имя?
Ученик: Чтобы выделить одного
человека из группы других людей.
Учитель: Что ещё даётся человеку
кроме имени?
Ученик: Фамилия и отчество.
Учитель: У каждого человека своё
собственное имя, собственная фамилия и
собственное отчество. И слова, которые являются
именами, фамилиями и отчествами людей так и
называются — имена собственные.
4. Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебник на
странице 50, упр.№37.
(Учитель ждёт, когда все дети откроют
учебники.)
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию к
этому упражнению и составьте по ней предложение.
(Учитель выслушивает ответы детей.)
Учитель: А давайте теперь прочитаем
стихотворение.
(Один ученик читает стихотворение
вслух.)
Учитель: — Назовите имена детей,
которые катались с горки.
— Назовите только имена мальчиков
(только имена девочек.)
— Как написаны имена детей?
Ученики: Имена пишутся с заглавной
буквы.
Учитель: Запишите в тетрадь одно имя
мальчика и одно имя девочки.
Учитель (после записи): — Какие имена
вы записали? (Несколько человек называют имена.)
— Как записали имена? Подчеркните заглавную
букву.
5. Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ, Повернись вокруг
себя.
Мы руками хлоп-хлоп! Раз – присели, два –
привстали.
Мы глазами миг-миг, Руки кверху все подняли.
Мы плечами чик-чик! Раз – два, раз – два,
Раз – сюда, два – туда, Заниматься нам пора!
6. Фамилии людей.
Учитель: Назовите фамилии писателей,
произведения которых вы читали.
Ученики: Пушкин, Крылов, Пришвин,
Осеева, Бианки и т. д.
Учитель: Давайте запишем несколько
фамилий писателей в тетрадь. Как будем
записывать фамилии? Заглавную букву подчеркните.
(Один ученик пишет на доске.)
Рис.5
Учитель (после записи): Как пишутся
имена и фамилии людей?
Ученик: Имена и фамилии людей
пишутся с большой буквы.
Учитель: Как называются эти слова?
Ученик: Имена собственные.
7. Отчества людей.
Учитель: Какое сегодня число и месяц?
Ученик: Сегодня 12 апреля.
Учитель: Чем знаменателен этот день?
Ученик: 12 апреля – День
космонавтики.
Учитель: Как звали первого
космонавта?
Ученик: Юрий Алексеевич Гагарин.
(Учитель вывешивает на доску портрет
Ю.А. Гагарина.)
Учитель (рассказ о первом космонавте):
Обычному весеннему дню 12 апреля 1961 г.
суждено было навсегда войти в историю
человечества. В этот день с космодрома Байконур
стартовал космический корабль “Восток”,
пилотируемый гражданином нашей страны Юрием
Алексеевичем Гагариным. Сбылась вековая мечта
человечества! Впервые житель планеты Земля
устремился к звёздам. Гагарин совершил облёт
Земли за 1 час 48 минут. Этот подвиг открыл новую
эру – эру полётов человека в космическое
пространство.
И до Гагарина были отважные
путешественники. Они уплывали в неведомые моря,
исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и
льдам к полюсу. Но все они путешествовали на
Земле. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе.
Только там он узнал невесомость – странное
состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего
не весят и плавают в корабле, словно рыбы в
аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая
вода не растекается лужицей на полу, а собирается
в шар, и шар висит в воздухе. За
окном-иллюминатором всегда чёрная, непроглядная
ночь. Удивительно! Ближе к Солнцу, а темно.
Всё это первым увидел, узнал, испытал
на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил
другим людям дорогу в космос.
Учитель: Прочитайте предложение,
записанное на доске.
Рис.6
Учитель: Какие слова написаны с
заглавной буквы? Почему?
Ученик: Слова Юрий Алексеевич
Гагарин пишутся с заглавной буквы, т.к. это имя,
фамилия и отчество человека.
Учитель: Назовите только имя.
Ученик: Юрий.
Учитель: Назовите только фамилию.
Ученик: Гагарин.
Учитель: Назовите только отчество.
Ученик: Алексеевич.
Учитель: Как называются эти слова?
Ученик: Это имена собственные.
Учитель: Спишите предложение,
заглавные буквы в именах собственных
подчеркните.
Учитель (после списывания): — Назовите
имена собственные. (Юрий Алексеевич Гагарин)
— Как пишутся имена собственные?
Ученик: Имена собственные пишутся с
заглавной буквы.
8. Закрепление.
Учитель: А как вас зовут? (Учитель
спрашивает 3-4 учеников.) Я написала начало
предложения (учитель заранее пишет на доске),
а вы должны закончить предложение и записать его
в тетрадь.
Рис.7
Учитель (после списывания): Как
написали свои имена и фамилии?
Ученик: С заглавной буквы.
V. Итог урока
Учитель: Какие слова пишутся с
заглавной буквы?
Ученик: Имена, фамилии и отчества
людей.
Учитель: Как называются эти слова?
Ученик: Имена собственные.
Учитель: Чему вы научились на уроке?
Ученик: Мы научились писать с
заглавной буквы имена, фамилии и отчества людей.
Учитель: Послушайте стихотворение Е.
Измайлова о заглавной букве. (Заранее
подготовленный ученик читает стихотворение
наизусть.)
Буква обычная выросла вдруг.
Выросла выше букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело…
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее.
Буква большая совсем не пустяк.
В букве большой – уважения знак.
ГЛАСНЫЕ Е, Ё, Ю, Я
ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА, КОГДА:
·
стоят
после гласной,
·
стоят
в начале слова,
·
стоят
после Ь или Ъ знака,
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У]
Буква Я обозначает звуки [Й] [А
С БОЛЬШОЙ БУКВЫ ВСЕГДА ПИШУТСЯ:
· Имена,
отчества, фамилии людей,.
· Названия
сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень.
·
Клички
животных,
Начало предложения.
ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
(жизнь, ширма,)
ЧА-ЩА пиши с буквой А.
(часто, пищать)
ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.
(чулан, прощу)
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.
— Слова переносятся по
слогам, например: кро-вать.
— Если в словах есть Ь или Ъ,
то они остаются на строчке, например: паль-чик, подъ-езд,
ко-лье.
— Если в словах
есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например: шай-ба,
лей-ка, лей-ся.
— В словах с удвоенными
согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится, например:
касс-са, ван-на.
— Нельзя переносить одну букву и
слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю,
якорь.
— Не нарушать границу
между приставкой и корнем, например: при-сказка, над-пись.
Слушание, говорение, чтение,
письмо – это РЕЧЬ.
УСТНАЯ РЕЧЬ — это
речь, которую мы слышим или произносим.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – это
речь, которую мы читаем или записываем.
ТЕКСТ.
ТЕКСТ – это несколько предложений,
связанных между собой по смыслу и общей темой.
ТЕМА ТЕКСТА – о чём говорится в тексте.
У текста есть заголовок, тема, главная
мысль.
ЧАСТИ ТЕКСТА
1. Вступление (начало, завязка, зачин).
2. Основная (главная) часть.
3. Заключение (окончание, концовка,
развязка).
ВИДЫ ТЕКСТА
1. Повествование. ( Что произошло?)
2. Рассуждение. (Какой?)
3. Описание. (Почему?)
ДИАЛОГ –
разговор двух или нескольких человек.
В письменной речи слова каждого
участника разговора пишутся с красной строки, перед ними ставится тире.
ВСЁ О ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. Предложение выражает законченную
мысль.
2. В предложении о ком-то или о чём-то
говорится.
3. Слова в предложении связаны между
собой.
4. В устной речи одно предложение
отделяется от другого паузой (остановкой).
5. На письме одно предложение отделяется
от другого точкой, вопросительным или восклицательным знаками, многоточием.
6. По цели высказывания предложения
бывают:
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ (содержат
сообщение)
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ (побуждают
к действию – содержат приказ, призыв, просьбу или приветствие)
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ (содержат
вопрос).
7. По интонации предложения бывают
невосклицательные (.), восклицательные
(!), вопросительные (?).
СЛОВА-НАЗВАНИЯ |
||
ПРЕДМЕТОВ И |
ПРИЗНАКОВ (предметов |
ДЕЙСТВИЙ (предметов |
КТО? ЧТО? |
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? |
ЧТО ЧТО |
КРАСНАЯ СТРОКА — строка в тексте, начинающаяся с
отступа ( 1 пальчик).
Новая мысль в тексте и выполнение
нового задания начинай с красной строки
В СЛОВЕ СТОЛЬКО СЛОГОВ,
СКОЛЬКО В НЁМ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Слог может состоять
— из одного гласного звука: И-горь,
-из одного гласного и одного согласного
звука: де-ре-во,
Из одного гласного и нескольких
согласных: маль-чик.
УДАРЕНИЕ — это
выделение в слове голосом одного из слогов.
Слог, который произносится в слове с
большей силой голоса, чем другие – УДАРНЫЙ.
Другие слоги или слог – БЕЗУДАРНЫЕ.
УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ — это
гласные звуки в ударных слогах слов.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ – это
гласные звуки в безударных слогах слов.
Чтобы проверить, какой
буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так
чтобы безударный звук стал ударным.
ПРОВЕРЯЕМОЕ СЛОВО – это
слово, в котором надо проверить написание безударной гласной буквы.
ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО – это
слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.
В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ мягкий знак не пишется.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 1 КЛАСС
Весело, воробей, ворона, девочка,
дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, корова, лисица, мальчик, машина,
медведь, молоко, пальто, пенал, работа, ребята, русский, собака, сорока,
тетрадь, ученик, ученица, учитель, учительница, хорошо, язык.
Содержание
- Общее правило
- Что такое Ономастика?
- Написание по правилам
- Написание не славянских имен и фамилий
Все мы со школы помним правила русского языка и орфографии. Где ставить запятую, где дефис, как правильно делать перенос, какие слова пишутся с заглавной буквы. Одним из самых первых правил 1 класса является изучение написания имён собственных с большой буквы.
Общее правило
Сложно некоторые имена и фамилии
66.67%
Только иностранные
33.33%
Проголосовало: 3
Что такое Ономастика?
Существует целый раздел языкознания, который занимается изучением любых собственных имён. Данный термин называется-ономастика. В переводе с греческого озночает «имя».
Ономастика изучает значение собственных имён, историю их возникновения, трансформацию в связи с заимствованием с других языков или при длительном использовании в языке-первоисточнике. Основными направлениями ономастики является: антропонимика (исследование имён людей), зоонимика (имена животных), теонимика(собственные имена богов и божеств) и многое другое.
Написание по правилам
В большинстве языков мира, имеющих алфавит и различие между прописными и строчными буквами, имена собственные пишутся с заглaвной буквы.
Многие люди думают, что написание имён и фамилий с большой буквы связано с уважением к человеку, мол если уважаешь нужно писать с большой буквы, а если нет-с маленькой. Это мнение является ошибочным. Существуют правила русского языка, которыми нужно руководствоваться.
Пишутся с прописной буквы все фамилии, имена, отчества, прозвища, псевдонимы, например: Владимир Ильич Ленин, Алексей Николаевич Толстой, Каиндина Людмила Юрьевна.
В сложных фамилиях, которые пишутся через дефис, каждая часть начинается с прописной буквы: Новиков-Прибой, Салтыков-Щедрин, Сергеев-Ценский.
Написание не славянских имен и фамилий
Нерусские двойные имена и фамилии все пишутся с большой буквы.
Французские составные имена, например: Жан-Франсуа-Поль, Пьер-Фредерик-Эжен. При склонении первого имени оно пишется раздельно, все составные с заглавной буквы, например: Антуан Франсуа Прево д’Экзиль.
Немецкие имена, состоящие из нескольких слов, пишутся также с прописной буквы: Эрих Мария Дeмарк, Иоан Грегор Мендель. Также и бразильские, и североамериканские- Паула Перера, Гордон Байрон, Амдайк Джон.
С прописной буквы пишется слово «Ибн», когда стоит в начале, например: Ибн Ахмед, Ибн Мухаммад. Однако, если «ибн» стоит не в начале, то пишется с маленькой буквы. «Ибн» используется для обозначения отчества, например: Умар ибн Абдула (Умар сын Абдулы).
Имена нарицательные могут переходить в разряд имен собственных и наоборот. Например, имена существительные вера, надежда, любовь будут писаться с маленькой буквы, а вот имена Вера, Надежда, Любовь всегда только с заглавной буквы.
У каждого народа свои традиции и правила написания имён, отчеств и фамилий. Множество нюансов необходимо знать, чтобы написать правильно, например, арабское имя. И написание с маленькой или большой буквы имена совершенно не связано с уважением к данному человеку. В русском языке все имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Правила по русскому языку для 1 класса
1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.
2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.
3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.
4. Произношение — это то, как мы говорим, произносим слово. Написание — это то, как мы должны написать слово.
5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы — [о-сы].
7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум — [с] или голос и шум — [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
8. Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку. Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы -Й- и -ь- при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами. Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.
В помощь родителям
9. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. остальные слоги называются безударными. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог или есть буква -ё-.
10. Орфограмма — это написание слов по определенным правилам.
11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек — имена собственные. Они пишутся с большой буквы.
12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:
Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (й), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).
13. Буква -ь- (мягкий знак) не обозначает звука. мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь — уго[л′]. Мягкость согласных звуков также обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я, ь (мягким знаком), но только в том случае, если стоят после них: [л′]ев.
14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е — [й′э], ё — [й′о], ю — [й′у], я — [й′а].
15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой — и. Это нужно запомнить.
16. Мы пишем буквосочетания ча и ща с буквой — а, чу и щу с буквой -у. Это также нужно запомнить.
Обучающие материалы школьникам
17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.
18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие — с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:
(звонкие)[б], [в], [г], [д], [ж], [з]
(глухие) [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].
Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].
Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].
19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ — стол[БЫ].
20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.
21. Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное — это часть речи.
22. Слова, которые обозначают признаки предметов, — это имена прилагательные. Имя прилагательное — это часть речи.
23. Слова, которые обозначают действия предметов, — это глаголы. Глагол — это часть речи.
24. Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С — предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог — это часть речи.
Русский язык
ТЕМА. Повторение правил правописания, изученных в 1 классе.
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных).
Цели: повторить правило о правописании прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, развивать навыки каллиграфического письма
ХОД УРОКА
-
Каллиграфическая минутка
Пишем 2 строки по образцу.
Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф
ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф
-
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА, Заучиваем написание. Записываем в тетради.
Словарь: рисунок, родина, Россия, русский
— Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
3.Записать предложение. Подчеркните главные члены. Надпишите части речи над главными членами карандашом. Второстепенные члены подчёркиваем волнистой линией. Предлог —
Грибники весело шагают по дороге.
4. Звуковой анализ слова ЕЛОЧКА
Елочка — [ й ´ о л а ч´ к а ] — 3 слога, 6 букв, 7 звуков.
5. ЗНАКОМИМСЯ! ПОВТОРЯЕМ! Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных).
https://www.youtube.com/watch?v=qfHP00HUzBw
Букве поручено важное дело-
Ставится в слово не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая — совсем не пустяк,
В букве большой – уважения знак!
6. Внимательно прочитай текст. Подчеркни в скобках ту букву, которую надо написать в этом слове. Вставь пропущенные буквы.
У меня ж…вёт (П,п)ёс (Б,б)арбос и (С,с)…бака (К,к)нопка. Кроме них у меня ест… (К,к)ошка (М,м)урка и (П,п)опугай (К,к)еша. Нашу дач… сторож…т (О,о)вч…рка (Г,г)ерда.
7. Составь предложения по картинке. Придумай людям имена, а животным клички
8. Запомни правильное ударение!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-
Выучить написание словарных слов: рисунок, родина, Россия, русский.
-
Просмотреть видеоурок по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=qfHP00HUzBw
-
Учим правило о правописании заглавной буквы в именах собственных.