Как пишутся корни в однокоренных словах

План урока:

Однокоренные слова

Корень слова

Окончание

Правописание слов

Чередование гласных и согласных звуков в корне слова

Однокоренные слова

В нашей речи мы часто встречаем похожие по звучанию, написанию слова, которые схожи и по смыслу.

Сравните: подосиновик, осина, осинник. Что общего у этих слов?

А подсказкой станет ответ на загадку:

В саду у Антошки Яблонька растет.

Ветки высокие ввысь поднимает,

Что ей устоять на земле помогает?

1 odnokorennye slova

Правильно, корень. Значит осина, подосиновик и осинник – это однокоренные слова. У них общий корень «осин».

Теперь потренируемся, выпиши однокоренные слова, составь из них пары.

2 odnokorennye slova

Проверь себя:

  • звездный-звезда;
  • солнце-солнышко;
  • грустный-грусть;
  • здравие-здравствуйте.

А теперь самостоятельно образуем однокоренные слова:

  • гриб;
  • чудо;
  • лес.

Ответ:

  • грибгриб-н-ой – гриб-ник-гриб-ниц-а;
  • чудо – чуд-есн-ый – чудес-а;
  • леслесн-ой – лесник.

Запомни! Подбор однокоренных слов осуществляется с самого маленького, начального слова. Например, лук-луковый-лучок-лучник.

Различие форм и однокоренных слов

Нам нужно научиться различать формы слова и однокоренные слова.

3 odnokorennye slova

Прочитайте однокоренные слова. Какими частями речи они являются?

Ответ: существительные, прилагательное, глагол.

Части речи однокоренных слов

К существительным можно подобрать однокоренные слова глаголы, прилагательные и другие части речи. Также могут встречаться приставки в однокоренных словах. А форма слова – это изменение по падежам одного и того же слова.

Попробуйте записать однокоренные слова к картинкам.

4 odnokorennye slova

Проверь себя:

  • муравеймуравь-ин-ый – муравейник-;
  • домдом-ашн-ий–домов-ой;
  • снегснежинк-а – снег-о-падснег-овик-.

Проверить однокоренные слова очень просто, достаточно, чтобы они относились к одному понятию и имели общий смысл. Например:

  • игра, игр-ушк-а, игр-ов-ой – корень игр-, все они относятся к играм;
  • лестница, лес-н-ик— – не однокоренные, имеют разные корни (лестниц-и лес-) и отличаются по смыслу (лестница – то, по чему ходят, лес – много деревьев).

Запомните! Ударение в однокоренных словах не всегда падает на один слог.

Выделите однокоренные слова и поставьте ударение:

  • гора, горный, гореть;
  • косичка, косить, покос;
  • соль, солонка, солнце.

Проверь себя:

  • гора́, го́рный;
  • коси́ть, поко́с;
  • со́ль, соло́нка.

Теперь попробуйте сами написать однокоренные слова или написать предложения с однокоренными словами. Возьмите те, которые мы уже использовали или придумайте новые. Например: Лесник вышел из леса и попал на лесопилку.

Подчеркните однокоренные слова и укажите части речи.

Ответ:

  1. Лес-ник (сущ.), леса (сущ.), лесопилку (сущ).
  2. Гриб-ник (сущ.) собирает грибы (сущ.) и не вредит гриб-ниц (сущ.).
  3. Снеж-н-ые(прил.) сугробы стали мягкие и дети пошли лепить из снега снеговик-а.

Написание однокоренных слов не займет много времени, но именно практика поможет лучше разобраться в теме.

Корень слова

В корне слова заложена главная информация, смысл слова. Иногда написание гласных в корне слова может вызывать затруднение, поскольку они могут быть безударными или непроверяемыми.

Проверяемые гласные в корне

Рассмотрим гласные в корне слова:

5 odnokorennye slova
Источник

Прочитайте и выделите корень в слове.Безударная буква в корне слова проверяется ударением, поэтому нужно изменить слово.

Ответ: река (ре́к), моря (мо́ре), сады (са́д), деревья (дере́в), уходить (хо́д).

Подберем проверочные слова. Не забудьте указать корень слова.

  • удивить;
  • примерять;
  • коса.

Проверь себя:

  • ди́во (див);
  • ме́рка (мер);
  • ко́сы (кос).

Непроверяемые гласные

Рассмотрим непроверяемые безударные в корне слова:

6 odnokorennye slova

Орфографические гласные в корне слова необходимо запомнить, проверить можно только в словаре.

Вставьте пропущенные буквы в корне слова, не забудьте записать корень слова.

7 odnokorennye slova

Проверь себя:

Берлог-а, колибри, аромат, багр-ов-ый, бордюр, вестибюль, торшер, дизентери-я, каламбур, кенгуру, натюрморт, стипенди-я, бегемот, ювелир, инцидент, пластилин, иней.

Корни с чередованием

Также нам могут встретиться чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных в корне зависит от последующих букв.

Изучите и перепишите таблицу.

8 odnokorennye slova
 

Слова с чередующимися корнями всегда пишутся по правилам, которые нужно выучить. Одни зависят от последующего суффикса «а» (бер-бир, лаг-лож). Также обратите внимание, что слова-исключения в корне содержат букву не по правилу.

Приведите пример корня слова с чередованием.

В корне слова согласные буквы тоже могут чередоваться. Сравните:

  • луклучник-;
  • коткошк-а;
  • орехорешк-а (Р.п.).

Приведите свои примеры.

Окончание

Форма слова – окончание, которое постоянно изменяется. Окончание слова указывает на многие признаки, например, род, число, падеж, склонение, спряжение. Чтобы определить, какое окончание в слове нужно изменить слово по падежам, изменяемая часть и будет окончанием.

9 odnokorennye slova

Обозначьте окончания в словах.

10 odnokorennye slova
Источник

Проверь себя:

  • е, о, а, а, е, а, ам, ы, а, ов.

Слова без окончаний

Есть слова без окончаний. Рассмотрим и запомним такие группы слов:

  1. Неизменяемые прилагательные. Например, платье мини (какое), вес нетто (какой).
  2. Неизменяемые существительные. Шимпанзе, алиби, шоу, зебу, рефери.
  3. Наречия (всегда). Легко, справа, рядом.
  4. Деепричастия (всегда). Гуляя, взяв.
  5. Сравнительная степень прилагательных, наречий. Длиннее, шире.

Написание окончаний слов во многом зависит от правил, с которыми нам еще только предстоит знакомство.

Окончания после шипящих и «ц»

Рассмотрим написание окончаний после ц и шипящих в окончании существительных. Окончание о в слове после шипящих и ц пишется под ударением, окончание е пишется в слове без ударения.

Вставьте гласные в окончания слов.

  1. Плющ…м.
  2. Пейзаж…м.
  3. Кирпич…м.
  4. Туче…й.

Проверь себя: [ом], [ем], [ом], [ей].

Правописание слов

Правописание слов определяется множеством правил, касающихся определенной части речи.

Вспомним правописание согласной в приставке слова. Перед звонким согласным и гласной пишется з, а перед глухим – с. Например, вознаградить (з перед сонорным н).

Придумайте свои слова и укажите правописание слов.

Безударные в корне слова

Как мы помним, правописание безударных в корне слова можно либо проверить ударением, либо посмотреть это слово в словаре. Повторим правила правописания гласных в корне слова:

  • правописание гласных в слове можно проверить ударением;
  • правописание чередующихся гласных слова определяется наличием ударения, суффикса а, последующих букв;
  • правописание слов с безударным непроверяемым гласным определяется только в словаре, например, правописание слова кратчайшие (а в корне) можно проверить только так.

Объясним правописание выделенных слов.

13 odnokorennye slova

Проверь себя:

  • угол – уго́льник;
  • плечо – пле́чико;
  • весна – ве́шний;
  • звонок–зво́н;
  • грачата – гра́ч;
  • тропинка – тро́пка;
  • правдивый – пра́вда;
  • линейка – ли́ния;
  • змея – зме́и;
  • плита – пли́тки;
  • звезда – зве́зды;
  • свисток – сви́ст;
  • хлопушка – хло́п;
  • светлячок – све́т;
  • почтальон – по́чта;
  • воздушный — во́здух.

Вспомним правописание сложных слов. Они могут быть соединены буквой о или е. Образуем слова самостоятельно:

  • птица и ловить = птицелов;
  • вода и проводить = водопровод;
  • земля и копать = землекоп.

Запомните! Объяснение правописания слов начинается с морфемы, в которой вызвано затруднение.

Мы повторили основные правила правописания слов. Таким образом, правила правописания слов в предложении определяются относительно частей речи и места затруднения.Выберите правописание слова, которое больше всего вызвало вопросов и потренируйтесь с ним.

Чередование гласных и согласных звуков в корне слова

Орфограмма чередование гласных в корне у многих учеников вызывает затруднение, поэтому ее необходимо выучить сразу.

Корни с чередованием гласных

Рассмотрим корни с чередованием, зависящие от согласной.

14 odnokorennye slova

Правописание гласных в корнях с чередованием в этом случае зависит от последующей согласной буквы.Буква «о» перед «с», буква «а» перед «ст» и «щ». Заросли ( о перед с), растить (а перед ст), приращивать (а перед щ).

Например, р(а)стение, ск(а)кать, прил(о)жить.

В сочетаниях лаг-лож в первом случае, пред «г» пишется «а» в корне, а перед «ж» — «о».Сложение, слагать. Аналогично с другими чередованиями.

15 odnokorennye slova

Гласные -е-, -и- в корнях с чередованием встречаются в сочетаниях типа бер-бир, тер-тир, жег-жиг, стел-стил и других. При наличии суффикса —а— пишется –и-, без него – —е-.

Например, перебир-а-ть, поджига-ть, тер-еть.

16 odnokorennye slova

Правило чередования гласных в корне, зависящем от значения:

17 odnokorennye slova

Корни (зор)-(зар), (плав)-(плов) определяются чередованием безударных гласных в корне. Без ударения пишется –а-.

18 odnokorennye slova

Выполним задание.

19 odnokorennye slova

Проверь себя: добир(а)ться, собир(аю)т, замереть, зажиг(а)ть, натир(а)ть, постелить, протереть, прибир(а)ть, выжиг(а)ть, запер, заблестело.

Гласные буквы в корнях с чередованием вставляются по правилам.

Чередование согласных в корне слова

Рассмотрим правило чередования согласных в корне слова. Существительные с чередованием согласного в корне встречаются часто, например, кот-кошка, подруга-подружка, рука-ручка.Чередование согласных в корне примеры:

  • г-ж-з;
  • б-бл;
  • в-вл;
  • д-ж;
  • т-ч-щ;
  • п-пл.

Чередование согласных в корне, как правило такие, но бывают и другие варианты.

Выпиши корни слов и укажи чередование согласных.

Свет, свеча, любовь, люблю, лупить, луплю, кормить, кормлю.

Проверь себя: (т-ч), (б-бл), (п-пл), (м-мл).

Корень однокоренного слова с чередованием согласных в корнях может меняться, то есть меняется его последняя буква, буквы. Например, друг – дружба (друг-друж).

Напишите свои варианты чередования согласных в корне.

Наш урок подошел к концу. Надеемся, что вы узнали много нового и полезного.

     Урок русского языка во 2 классе.
Программа:  Традиционная.
Тема:                «Написание корней в   однокоренных словах»
Цели: 
познакомить с написанием  корней в однокоренных словах; формировать навыки написания  однокоренных слов;  развивать орфографическую зоркость; развивать связную устную и письменную речь учащихся; развивать умение аргументировать свой ответ; развитие навыка работать самостоятельно; развитие аналитических умений  (умение обобщать, делать выводы); способствовать развитию мышления, памяти, внимания учащихся; способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся; воспитывать любовь и интерес к  русскому языку; воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: 
презентация, компьютерная технология, карточки с текстом.

Учитель:         Мальковская С. В.

I. Организационный момент.         (слайд №1)
Учитель:
— Прозвенел звонок, урок начинается.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Минутка чистописания.
— И так приступаем к работе.
Буква, написание которой мы сегодня повторим на уроке, есть в каждом слове, написанном на доске, она обозначает звонкий, непарный согласный звук.
(слайд № 2)Весёлый, земляничный, лес, липовый.

— Кто догадался, какую букву будем писать?
— Правильно, мы повторим написание букв Л (заглавной) и л (строчной) в соединении.                
(слайд №2)
— Откройте тетради, напишите буквы по образцу.
— На что надо обратить внимание во время письма?
          (наклон, высота, соединение)
— Прочитайте ещё раз слова, написанные на доске, и найдите среди них «лишнее» слово.                                (Лес)
— Почему вы так считаете?
— На следующей строке напишите слово   лес.              
(слайд №2)
— Сделайте устно фонетический разбор слова лес:

лес  — [ л‘ э с ] – 1сл., 1гл., 2 согл., 3б., 3зв.
л — [ л ] –  согл., зв., мягк., непарн.,
е — [ э ] –  гл., уд.,
с — [ с ] –  согл., глух., тв., парн.

— Молодцы!
— Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.
— Какие орфограммы встретились в словах?

III. Работа по теме.
1)  Актуализация  опорных знаний.
– Ребята, вспомните,  с какими словами мы вчера с вами познакомились?
—  Какие слова называются однокоренными?
—  Что такое корень слова?  
2)  — Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какова тема урока?                    
(слайд №3)
Тема:   Написание корней в однокоренных словах.
Учитель:
Давайте попробуем сформулировать задачи урока.— Узнаем,  как пишутся корни в однокоренных словах.
— Научимся подбирать однокоренные слова к слову.
— Научимся выделять корни в однокоренных словах.
3)  — Прочитайте текст, записанный на доске:         (слайд №4)

 Мы ездили в лес. На лесной полянке видели домик лесника. Там растёт молодой лесок.— Найдите однокоренные слова, выпишите их в столбик.
лес
лесной
лесник
лесок

— Какие слова записали?
— Докажите, что эти слова однокоренные.
— Поставьте в словах ударение и выделите корень.
— Давайте ещё раз произнесём слова.
— Послушайте,  одинаково ли произносится корень в однокоренных словах?
— Посмотрите, а как пишется корень в однокоренных словах?
— Ребята, а какое слово является проверочным?
4) Формулировка правила написания корня в однокоренных словах.
— Узнайте,  какое  растение привлекло внимание детей в лесу.    (слайд №5)
Дерево зеленеет зимой и летом. На ветках у него длинная хвоя и круглые небольшие шишки.
— Да, это сосна.
— Подберите к этому слову однокоренные слова.
сосна
сосенка
сосновый
— Произнесите слова.
— Как произносится корень в этих словах?
— А как пишется?
— Какое слово будет проверочным?
— Ребята, какой вывод о произношении и написании корней в однокоренных словах  мы с вами можем сделать на основе наших наблюдений?
Корни в однокоренных словах могут произноситься  по-разному,  но пишутся всегда одинаково. 5)   Знакомство с правилом.
— Откройте учебники, и прочитайте правило на странице 162.
— Скажите, наш вывод похож на правило?
— Так как же пишутся корни в однокоренных словах?
6)  Закрепление полученных знаний. 
— Прочитайте задание к упражнению 305.
— Что же вам нужно сделать в упражнении?
— Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно написать однокоренные слова?
— Выполните задание.
— Давайте проверим, прочитайте однокоренные слова, назовите корень и укажите ударный слог.                        
(слайд №6)
— Составьте устно предложение с любым словом из упражнения.
Физминутка.                      (слайд №7)
Мы с вами входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес!  
(Посмотрели вправо, влево)  
Руки подняли и покачали  —    
Это деревья в лесу.  
Руки согнули, кисти встряхнули —  
Ветер сбивает росу.  
В стороны руки, плавно помашем —  
Это к нам птицы летят.  
Как они тихо садятся,  покажем —  
Крылья сложили назад.  
Наклонились и присели,  
Заниматься тихо сели!  
7.)  Работа с текстом.                      (слайд №8)
— У вас на столах лежат карточки. Возьмите их.  
— Прочитайте текст, который записан.
Как красив лес весной! Чист и прозрачен весенний воздух. На деревьях появились зелёные листочки. Распустились на лужайках первые цветы.— Как можно озаглавить текст?  
— Найдите однокоренные слова, запишите их в тетрадь, выделите корень.  
— Какие однокоренные слова вы записали?
весной
весенний

— Докажите, что это однокоренные слова.  
—  Какой корень выделили в словах?  
— Как написали корни в словах?  
— Почему? Докажите.
— Запишите 3 и 4 предложения в тетради.  
— Давайте найдём главные члены предложения.
— Хорошо!  Молодцы!  
— Скажите, а кого  мы можем встретить в лесу?
— Отгадайте загадку и вы узнаете, кого встретили дети в лесу.  

(слайд №9)Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. 

— Правильно, это лиса.
— Подберите однокоренные слова к слову лиса.  Запишите их в тетрадь.

лиса
лисица
лисичка
лисонька
лисий

— Поставьте знак ударения, выделите корень.  
— Произнесите слова.
— Одинаково ли произносится корень в словах?
— А как вы написали корень в однокоренных словах?  
— Какое слово является проверочным?  
— Можно ли слова леса и лиса назвать однокоренными?  Почему?
8)  Работа с зашифрованным предложением.  Повторение алфавита.
(слайд №10)
— Расшифруйте предложение  и запишите его в тетрадь.
13, 6, 19 – 15, 1, 26, 6          2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16.  Лес – наше богатство. 
— Объясните, как вы понимаете смысл этого предложения.      
( Лес даёт кислород,  которым мы дышим.  Лес – это дом для зверей и птиц. В лесу много ягод, грибов, лекарственных растений. Лес даёт строительный материал.  Лес  – прекрасное место для отдыха.)   
— Вы правы, ребята.  Лес – это наше богатство и беречь его – задача, долг каждого человека.  
— А, что вы можете сделать для спасения природы?  Как и чем вы можете помочь?  
— Не ломать ветки деревьев.
— Не жечь костры в лесу, не мусорить.
— Не разорять птичьих гнёзд.
— Не бросать мусор в водоёмы.
— Человек многое может. От него, т. е. от нас с вами, зависит состояние природы. Давайте беречь и охранять то, что нас окружает.9)  Стихотворение.         (слайд №11)
 
Читает учитель, звучит музыка, появляются изображения природы. Есть просто храм,  
Есть храм науки,  
А есть ещё природы храм,  
С лесами, тянущими руки —  
Навстречу солнцу и ветрам.  
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
— Мы должны беречь и охранять нашу планету Земля, она одна такая прекрасная во всей Вселенной. Другой такой  на свете нет.     (слайд № 12)
— Подберите однокоренные слова к слову земля:
земля
земелька
земляной
земелюшка.  
— Какой  корень в словах?  
— Как пишется корень в словах?
IV. Итог урока.
— Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок!
— О чём же мы говорили на уроке?  
— Какую «тайну» однокоренных слов мы с вами раскрыли сегодня на уроке?  
— Кто из вас испытывал трудности, чувствовал не совсем уверенно?  
— Какой вид работы понравился?
V. Рефлексия.                 (слайд № 13)

С помощью сигналов красного, зелёного и синего цвета дети оценивают свою работу на уроке.

Красный — хотелось работать, работал с желанием, всё на уроке понравилось.

Зелёный — хотелось работать, но не всё на уроке получалось.

Синий — не хотелось работать, работал без желания, ничего не получилось.

— Мне понравилось, как вы сегодня  работали. Молодцы! Спасибо за урок! VI.  Домашнее задание.   Страница 164 упражнение 309, правило.

Рассмотрим правописание корней слов с безударными гласными в соответствии с орфографическим правилом русского языка о проверяемых и непроверяемых гласных. Выясним, как пишутся корни с чередующимися гласными.

Узнаем, как избежать орфографической ошибки, чтобы безошибочно написать гласную или согласную в корне слова.

В русском языке правописание корней слов включает несколько орфограмм:

  • проверяемые безударные гласные;
  • непроверяемые безударные гласные;
  • чередующие гласные в корне;
  • согласные в корне.

Безударные гласные

В русском языке многие слова произносятся совсем не так, как следует их написать. Часто в корне слова гласная находится без ударения и по этой причине искажается и слышится неясно. Тогда возникает затруднение, как пишутся слова:

  • гроза или граза;
  • дожди или дажди;
  • ворона или варона?

В этих случаях не действует общепринятый принцип орфографии «как слышится так и пишется», который можно применить в написании многих согласных. Безударные гласные в корне слов бывают трёх видов:

  • проверяемые
  • непроверяемые
  • чередующиеся

Безударные гласные в корне слова

Выясним, какие способы проверки можно применить, чтобы правильно написать в корне слова проверяемую гласную.

Проверяемая безударная гласная в корне

Слово «проверяемая» в сочетании с термином «гласная» обозначает, что её написание можно проверить.


Правило

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, которая выступает под ударением, если изменить форму слова или подобрать к нему родственное слово.


Согласно этому правилу можно применить два способа проверки безударной гласной в корне:

  • изменить грамматическую форму исследуемого слова;
  • подобрать к нему родственное слово.

В обоих случаях добьёмся того, чтобы ударение прояснило гласную в корне, в написании которой возникло сомнение.

  • гроза́ — гро́зы;
  • дожди́ — дождь.

В некоторых словах ударение является постоянным, как ни изменяй его грамматическую форму. Тогда прибегаем к помощи родственных слов, в которых сомнительная гласная становиться ударной и слышится ясно и чётко.

Примеры

  • отрави́ть — отра́ва;
  • роско́шный — ро́скошь;
  • запива́ть водой — пить;
  • скрепи́ть печатью — скре́пка.

В некоторых случаях для безошибочного написания буквы «е» следует учитывать чередование е//ё. Если в проверочном слове под ударением находится буква «ё», то в проверяемом слове пишется буква «е», например:

  • весна́ — вёсны;
  • тепли́ца — тёплый;
  • лета́ть — лётчик;
  • подвести́ — подвёл.

При подборе однокоренных слов различаем по смыслу слова, близкие по звучанию, но разные по написанию.

  • проживать по адресу (жить) — прожевать сухарик (жёваный);
  • выпарить в бане (пар) — выпорите шов (порет);
  • уплатил по счёту (плата) — уплотнил график (плотный);
  • выполоть крапиву (прополка) — выпалить из ружья (па́лит);
  • навевать скуку (веет) — навивать прядь (вить);
  • зализать ранку (лижет) — залезать на крышу (лезет);
  • спешите увидеть ( спешка) — спишите задание (спишет);
  • подражать кумиру (дразнит) — задрожать от испуга (дрожь).

Обратим внимание, что не следует проверять безударную гласную «о» в корне глаголов совершенного вида и образованных от них слов с помощью глаголов с конечным буквосочетанием -ывать/-ивать.

К примеру, в словах «проглотить», «проглотивший», «проглатывая» букву «о» проверим с помощью однокоренного существительного «глотка», а не глагола «проглатывать».

Аналогично проверим безударные гласные в корне глаголов:

  • затопить — топка, а не затапливать;
  • надоить — надои, а не надаивать;
  • раздвоиться — двое, а не раздваиваться;
  • опоздать — поздний, поздно, а не опаздывать.

Непроверяемая гласная в корне

Иногда бывает так, что гласную в корне слова невозможно проверить ни одним из рассмотренных способов. Тогда речь идет о непроверяемой безударной гласной в корне слова. Это так называемые беспроверочные написания. Среди них есть исконно русские, но в основном это слова иноязычного происхождения:

  • каго́рта
  • бордю́р
  • винегре́т
  • эликси́р
  • лотере́я

Их написание следует запомнить или заглянуть в орфографический словарь. В написании некоторых исконно русских слов с непроверяемой гласной в корне поможет наблюдательность. Заметим в корне слов полногласия -оро-, -оло-,-ере-:

  • борона́
  • соло́ма
  • ко́лос
  • березня́к
  • бе́рег
  • береста́

В корне таких слов пишется одна и та же повторяющаяся буква «о» или «е».

Правописание корней с чередующимися гласными

Не всегда безударные гласные в корне слов можно проверить ударением, если речь идет о чередующихся гласных, как например в этих слова:

  • изложить, но излагать;
  • касаться, но коснуться;
  • растение, но росла.

В одном и том же корни происходят традиционные чередования гласных, написание которых зависит от позиции в слове

  • ударения (клан-/клон-, зар-/зор-, гар-/гор-, твар-/твор-);
  • конечной буквы корня (скак-/скоч-, лаг-/лож-, раст-/ращ/рос-);
  • суффикса -а- после корня (кас-/кос-, дер-/дир-, мер-/мир- и пр.);
  • от смысловых различий (мак-/мок-, равн-/ровн-).
Корень Правило Примеры
АР-
ОР-
Под ударением пишется А,
без ударения — О
Уга́рный, зага́р
загоре́лый, погоре́лец
Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь
-КЛАН-
-КЛОН-
Без ударения пишется буква О,
под ударением то, что слышится
кла́няться
склоне́ние, укло́н,
наклони́ться
-ТВАР-
-ТВОР-
Без ударения пишется буква О,
под ударением в соответствии с произношением
тварь, сотвори́ть,
затво́р, притво́р
Исключение: у́тварь
АР-
ОР-
Без ударения пишется А,
под ударением то, что слышится
зарни́ца, за́рево
зо́ри, зо́ренька
-ПЛАВ-
-ПЛОВ-
Всегда пишется буква А,
кроме двух слов
сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь
плове́ц, пловчи́ха
АС-
ОС-
Буква А пишется, если за корнем следует -а-,
О – в остальных случаях
касание, касательная
коснись, прикосновение
АК-
ОК-
Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость»,
буква О — «пропускать, впитывать жидкость»
макать
вымокнуть, намокнуть
АВН-
ОВН-
А пишется в корне, имеющем значение «одинаковый, равный, сходный»,
О — при значении «ровный, прямой, гладкий»
равноправие, сравнять (счет)
подровнять
Исключение: равнина,
уровень, поравняться,
поровну
АСТ-
АЩ-
ОС-
Буква А пишется перед ст, щ,
О — перед остальными буквами
отрасти, наращенный, поросль
Исключение: отрасль,
росток, ростовщик,
Ростов, Ростислав
-СКАК-
-СКОЧ-
Буква А пишется перед к,
О — перед ч
скакалка, выскочка
Исключение: скачок,
личные формы
глагола скакать –
скачу
и пр.
АГ-
ОЖ-
Буква А пишется перед г,
О — перед ж
полагать, облагать
отложить, обложение
ЕР-/-БИР-
ЕР-/-ДИР-
ЕР-/-МИР-
ЕР-/-ПИР-
ЕР-/-ТИР-
ЕГ-/-ЖИГ-
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ-
-СТЕЛ-/-СТИЛ-
ЕТ-/-ЧИТ-
Буква И пишется, если за корнем следует -а-,
Е — в остальных случаях
набирать — наберу
отдирать — отдерешь
отмирать — отмереть
отпирать — отпереть
стирать — стереть
прижигать — прижёг
блистать — блестящий
застилать — застелить
вычитать — вычеты
ИМ-/-А(Я)
ИН-/-А(Я)-
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а- пережимать — пережать
занимать — занять
начинать — начать

Чтобы безошибочно выбрать нужную букву в корне с чередующейся гласной, применяют соответствующее правило орфографии. Начнем с правописания корней, в которых чередующая гласная зависит от ударения.

Правописание корней -гар-/-гор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -зар-/зор-


Правило

В корнях гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-/зор- без ударения пишется буква «а».


Понаблюдаем, как реализуется в письменной речи это правило:

  1. загора́ть, загоре́лый, погоре́льцы, но зага́р, уга́рный газ;
  2. поклони́ться, поклоне́ние, но кла́няться, покло́н;
  3. творе́ние, сотвори́ть, притвори́ть, но затво́р;
  4. заря́нка, зарево́й, но зо́ренька, зо́ри.

Правописание корней раст-/ращ-/рос-, скак-/скоч-, -лаг-/-лож-

Правописание некоторых слов с чередующейся гласной зависит от конечной гласной корня.


Правило

В корне раст-/ращ- пишется буква «а» перед согласными «ст» и «щ».


  • возрастной, растительность, растительный;
  • выращенный урожай;
  • приращение

В случае отсутствия этих букв-указателей в безударном положении в корне слова пишется буква «о».

  • по́росль
  • во́доросли
  • вы́росший.

Исключение

отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.


В выборе написания слов с корнем скак-/скоч- обратим внимание на конечный согласный.


Правило

В корне скак- в безударном положении пишется буква «а», в корне скоч- — буква «о».


Убедимся в этом, понаблюдав за написанием слов:

  • заскакать от восторга, скаковая лошадь, скакалка;
  • заскочить на минутку, отскочить, перескочить.


Правило

В корне лаг- пишется буква «а» перед согласной «г», а в корне лож— — «о» перед буквой «ж».


  • полагать, излагать, перелагать;
  • положение, изложение, переложение.


Правописание корня -кас-/-кос-

Написание корня кас-/кос- с буквой «а» или «о» зависит от суффикса .


Правило

В корне кас-/кос- пишется буква «а», если за корнем следует суффикс -а-.


  • касаться, касательная;
  • прикосновение, прикоснуться.

Правописание корней -мак-/-моч-, -равн-/-ровн-

Выбор буквы «а» или «о» зависит от смыслового содержания корней -мак-/моч-, -равн-/-ровн-.


Правило

Корень -мак- пишется в словах со значением «погружать в жидкость». Корень -мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным».


  • макать хлеб в мёд;
  • обмакнуть кисть в краску;
  • сапоги промокают;
  • непромокаемая накидка;
  • промокашка.

Правило

Корень -равн- пишется с буквой «а» в словах, имеющих значение «равный», «одинаковый». Корень -ровн- пишется в словах, связанных по значению с «ровный», «гладкий».


  • сравнять счёт;
  • уравнять в правах;
  • равнение
  • ровнять дорожку;
  • подровнять чёлку;
  • сровнять с землёй.

Исключение: равнина, равняться, подравнять (ряды), уровень, поровну.

Корень -плав-/-плов-


Правило

В корне -плав-/-плов- буква «а» пишется во всех случаях, кроме слов «пловец», «пловчиха».


  • плавучие водоросли;
  • плавунец;
  • плавательный бассейн.

В корнях -бир-/-бер-,-блист-/-блест-, -пир-/-пер-, -дир-/дер-, -тир-/-тер-, -мир-/мер-, стил-/-стел-, жиг-/-жег, -чит-/-чет- пишется буква «и» только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-.

  • растираю — растереть;
  • замирать — замереть;
  • расстилать — расстелем.

Исключения: сочетать, сочетание.

Правописание проверяемых согласных в корне

Звонкие согласные корня, находящиеся в конце слов или перед суффиксом, обозначенным глухим согласным, как правило, при произношении оглушаются, то есть заменяются парными глухими согласными.

Убедимся в этом, если произнесем слова:

  • мороз [с];
  • овраг [к];
  • обед [т];
  • ошибка [п];
  • книжка [ш].

Тем не менее независимо от звучания корневая морфема пишется одинаково во всех родственных словах и их формах, кроме случаев чередования согласных.

Согласные не оглушаются, а звучат ясно и чётко, если за ними находятся любые гласные звуки или звонкие согласные, обозначенные буквами «в», «л», «м», «н», «р».

Чтобы безошибочно написать согласную букву в корне слова, применим правило.


Правило

В корне слова пишется та согласная буква, которая находится перед гласной или перед буквами «в», «л», «н», «р», «м» в форме слова или в однокоренном слове.


  • дорожка — дорожный;
  • дорожка — много дорожек.

Напишем без ошибки слова, если в соответствии с правилом изменим их грамматическую форму или подберем родственные слова:

  • мороз — морозы, морозный;
  • овраг — мимо оврага, овраги;
  • обед —  после обеда, обеденный;
  • ошибка — нет ошибок, ошибочный;
  • книжка — цена книжек, книжный.

Также имеем в виду, что звонкие согласные в корне чередуются только со звонкими. Продемонстрируем эту закономерность фонетики русского языка, рассмотрев слова:

В слове «пичужка» не пишется буква «ш», так как не может чередоваться звонкий согласный [г] с глухим согласным [ш]. Его парой является глухой согласный [к]. Проверим написание слова, изменив его грамматическую форму:

Аналогично проверяем согласные в корне слов:

  • стёжка — несколько стёжек;
  • коврижка — вкус коврижек.

Отличаем написания слов с буквой «ш» в суффиксах -ашк-/-яшк-, -ушк-/-юшк-, -ешк-/-ёшк, -ишк-/-ышк-:

  • мордашка
  • костяшка
  • девчушка
  • зорюшка
  • головешка
  • рыбёшка
  • мелочишка
  • коротышка

Видео «Правописание корней. Безударная гласная, проверяемая ударением»

Тема: правописание
корня в однокоренных словах
Цели:

Предметные: сформировать
представление о единообразном написании корня в однокоренных словах

Познавательные:
находить
информацию в текстах, схемах, таблицах; анализировать, выделять главные составные
части, обобщать на основе фактов .

Регулятивные: определять
цель, находить и формулировать проблему урока; выдвигать версии, выбирать
средство достижения цели с помощью учителя или самостоятельно.

Коммуникативные: излагать свое
мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; участвовать в диалоге; работать
в паре, группе в разных ролях.

Личностные: Сформировать
мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку,
понимание необходимости учения; работать над самооценкой и адекватным
пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; способствовать
проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Оборудование: доска,
мультимедийный проектор, компьютер, учебник  «Русский язык. 2 класс»,
авторы-Л.В.Кибирева, О.А, Клейнфилд, Г.И.Мелихова.

Ход урока:
1. Орг. момент. Слайд 1.
Прозвенел уже звонок
Вот и начался урок!
Вы за парты ровно сядьте
И тетради раскрывайте!
2. Мин. чистописания. Слайд 2.
-Пишем сегодняшнее число.
-Буквы Б,б

-Кто больше назовёт
слова с букой б на конце слова. (Проверка домашнего задания)

 Сайды 
3-4.              

Дети-любознательный
народ!

Задают вопросы круглый
год!

— Как понимаете высказывания.

-Подчеркните орфограммы
в предложении.

-Что значит орфограмма?

-Как называется слово,
написание которого нет правила?( словарное).

-Есть ли словарные
слова в предложениях? (вопросы)

3. Работа
по теме урока.

У
второклассника Толи мама спросила:

— Что
интересного узнал на уроке русского языка?

Он ответил:

Мы сегодня на
уроке говорили  о корне. Оказывается, корень есть не только…( Что он мог
рассказать?)

-Какая
интересная тема. Тогда назови мне слова с корнем хлеб ( Хлебница, хлебный. хлебороб).
С корнем нос (носик, носище).

-Домашнее
задание ты выполнил?

— Да . Написать
слова с корнем труд и мор(е). Я уже сделал. Вот они.

Слайд 5.

Тру_овой,
тру_,тру_иться.

Море,
моряк,морской.

-Какие буквы написал в
словах?. Как  ты рассуждал при письме слов?

— На какой вопрос искали
ответ? (Как пишется корень в однокоренных словах?)

Как бы ты
определил тему сегодняшнего урока? (Правописание корная в однокоренных словах).

Слайд 6.
Сказка.
Жил-был много тысяч лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним
делать?»
А корень им и говорит:
— Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево.
Посадили люди корень ЛЕТ, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом –
второй, третий. Много ростков появилось от корня ЛЕТ. Все они на корень похожи,
но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло.
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них одна общая
часть – ЛЕТ. И решили тогда люди общую часть родственных слов назвать корнем. И
правильно решили: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные
слова.
— Что же такое корень?
Корень – это общая часть родственных слов.
— Прочитайте только корень. Вы поняли, о чём это слово?
А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен смысл слова?
Вывод: В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От неё «растут»
другие слова. А как пишется корень в этих словах?(одинаково)

-А хотите вырастить
своё дерево? Вот вам корни: сад, гриб, ум, дом, ход, соль (групповая работа).

Работа по
учебнику: стр. 79, упр.142
Слайд 6 стр.78, упр.140,141
Игра в слова.
Слайды 8-10.

«Квакающие» слова.

Акварель, квартал,
квас, Москва ,квалификация ,аквариум, квартет,
тыква, квадрат.

«Каркающие» слова.

Картофель, карта,
карета, каравай, карамель, караван, макароны,
пекарь, Макар.
— Можно ли их назвать однокоренными? Почему?

Найди лишнее слово. Слайды
12-15.

Больница, боль,
большой, больница

Веселье, веселиться,
радостный. весельчак.

Солонка, соль, солёный,
фасоль, засолить.

Ф/М Упражнения
для глаз. 
Слайды 17-20

Работа по
учебнику: стр.79 , упр. 143;

Словарный
диктант.

-Как можно назвать одним словом?
Слайды 21-32.

Богатырь
стоит богат,

Угощает
всех ребят:

Ваню
— земляникой,

Таню
— костяникой,

Машеньку
— орешком,

Петю
— сыроежкой,

Катеньку
— малиной,

Васю
— хворостиной. (Лес)

-Небольшой лес (лесочек
, лесок).

-Редкий лес,
соединяющий лесные массивы(перелесок, пролесок)

-Кусты либо мелкие
деревья, растущие под ветвями больших деревьев леса? (подлесок)

-Лесной сторож
(лесник).

-Работник лесного
хозяйства (лесничий).

-Мифическое существо,
хранитель лесных кладов ( лесовичок).

-Как называется ряд
слов? Покажите корень. Как пишется корень в словах?

Вывод: в
однокоренных словах корни пишутся одинаково.
Слайд 32.

Ф/М

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки к вверху
поднимаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим у куста:

Птенчик выпал из
гнезда,

Тихо птенчика берём,

И назад в дупло кладём.

Разгадывание
загадок, нахождение к отгадкам однокоренные слова.

-Продолжаем прогулку по
лесу.

1)-Не портной, а всю
жизнь

Слайд 34.Сочиняем стих.

С иголками ходит (ёж).

Жили-были серый ____

И его ______________.

Серый _____ был очень
тих

И______________ тоже.

И ребёнок был у них

Очень тихий _________.

Слова для справок: ёж,
ежик, ежиха.

-Можно ли назвать
вписанные слова родственными?

-Какая у них общая
часть? Как пишется общая часть?

-Какие ещё однокоренные
слова встречаются в тексте?(тих, тихий)

2) Что
за зверь такой лесной,

встал
как столбик под сосной?

Кто
стоит среди травы,

уши
больше головы?(Заяц, зайка, зайчишка, зайчатина, заячий)

3)Он
в берлоге спит зимой под большущею сосной,

А когда придет весна,
просыпается от сна? (Медведь, медведица, медвежонок, медвежий)

4)
Кто
осенью холодной ходит хмурый и голодный,

По полю рыщет, телят,
ягнят ищет? (Волк, волчок, волчица, волчий, волчатник)

5.Диагностика
усвоения знаний(взаимопроверка)

чи_онок                                       
н_чь                                б_ль

чи_жиха                                       
н_очник                          б_льница

чи_                                                
н_чной                             б_льной                 

6. Итог урока. Слайд 35.

-На какой вопрос   искали ответ? (-Как
пишется корень в однокоренных словах?)
Теперь я знаю что:

-Корень в однокоренных словах пишется -…

7.Рефлексия. Слайды 37-39.

Сегодня на уроке:

-На уроке мне все было понятно, и в моей работе нет ошибок.

 -На уроке мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки.

— Я многое не понял (не поняла)  на уроке и допустил (допустила) много 
ошибок.

Однокоренные слова в русском языке: определение и разбор темы

Определение понятия

Существует большое количество терминов, у которых есть одинаковая общая часть. Она имеет аналогичное во всех случаях звучание и этимологическое значение. Такой частью служит корень, а группа лексем носит в грамматике название однокоренных.

Кроме того, все такие слова имеют некий общий смысл, который соотносится с определённым предметом, признаком или действием. Это качество принято называть лексическим значением слова.

Такую группу принято ещё называть родственными понятиями. Лучше понять это можно на примере однокоренных слов:

Пример однокоренных слов

  • Для начала выстраивается ряд терминов с одинаковым корнем — снег, снеговик, снежинка, снежный, заснеженный. Для облегчения процесса можно воспользоваться формой подбора однокоренных слов онлайн.
  • Все эти слова по смыслу связаны с понятием «снег», но их точные значения разнятся между собой. Значит, все они являются родственными.

Другой пример: писать, записка, запись, подпись, написанный. В каждом из этих слов корень «пис», по смыслу они происходят от слова «писать». Значит, слова являются родственными и однокоренными.

Однокоренные слова образуются путём присоединения к основной морфеме дополнительных частей. Это может быть приставка или суффикс. При образовании нового понятия образуется новая информация:

  • Ловить — наловить, выловить, ловец, улов, ловля, выловленный.
  • Туман — туманный, затуманился, туманно, туманность.
  • Стол — столик, настольный, столешница.

Слова, имеющие одинаковые корни, могут быть разными частями речи. Для примера можно проанализировать цепочку слов: записка, прописной, написанный, подписывать, письменно, описывая. При изучении этого списка, в нём легко установить следующие части речи:

Однокоренные слова в русском языке

  • Имя существительное — записка.
  • Имя прилагательное — прописной.
  • Причастие — написанный.
  • Деепричастие — описывая.
  • Глагол — подписывать.
  • Наречие — письменно.

Корневая морфема и её свойства

Чтобы разобраться, что такое однокоренные слова в русском языке, для начала нужно разобраться с их морфологическим составом.

Корневая морфема

Корнем принято называть основную часть, придающую смысл. Именно в этой морфеме заключено лексическое и этимологическое значение всех однокоренных терминов. В отличие от других частей, корень является обязательной частью для каждого понятия. В то же время есть множество лексем, не имеющих приставок (пишет, читает, стол, снег), суффиксов (плохой, лужа, книга), окончаний (мел, пол, остров). Основа их может состоять только из одного корня и иметь самостоятельное значение.

В языке встречается большое количество терминов, которые не образуют однокоренных групп. Их главная морфемная часть стоит в единственном варианте — какао, какаду, жабо, очень, увы. Чаще всего они имеют иностранное происхождение или являются географическими названиями.

В некоторых понятиях основное лексическое значение выражается не отдельной морфемой, а только общим содержанием. Например, утренник — детский праздник. Ни одна из частей не выражает лексического значения.

Многие лексемы состоят только из корня и не подразумевают прибавления других частей. Это могут быть:

Корень слова

  • Несклоняемые — какао, атташе, алоэ.
  • Неизменяемые прилагательные — беж, реглан.
  • Служебные — но, под, если, между и пр.
  • Наречия — весьма, очень.
  • Междометия — ах, эй, ага, алло.

Большинство корней могут употребляться в речи как самостоятельные единицы или в сочетании с аффиксами. Такая разновидность называется свободной. Есть морфемы, которые применяются только в сочетании с приставками, суффиксами и окончаниями. Они называются связанными. Примеры: агит- (агитация, агитировать), изол- (изоляция, изолированный), спекул- (спекулирует, спекуляция)

Чтобы найти корень, необходимо выполнить следующие условия:

  • Найти несколько родственных понятий.
  • Выделить часть, которая объединяет их по звучанию и лексическому значению.

Это и будет корнем. На уроках русского языка в школе его выделяют особым значком, имеющим форму дуги.

Отличия от форм одного слова

Однокоренные лексемы часто путают с разными формами одного и того же термина. В первом случае группа имеет одинаковую корневую морфему, но различное значение. Это могут быть разные части речи.

Во вторую категорию входят имеющие одинаковое лексическое значение и являющиеся одной и той же счастью речи. Фактически это одно и то же понятие, которое имеет разные грамматические признаки:

На уроке

  • Изменяется по падежам и числам, если это существительное.
  • По падежам, числам и родам, если речь идёт о прилагательном или причастии.
  • По лицам, числам и временам — в случае, если исследуемая часть речи является глаголом.

В качестве примера можно рассмотреть слово «соль». Однокоренными в этом случае будут: солёный, соленья, солить, рассол, пересоленный и пр. Все эти лексемы при разборе по составу имеют общую корневую морфему. Их смысловое значение — близкое к слову «соль».

Формами существительного «соль» будут:

  • Изменение по падежам — соль, соли, солью, о соли.
  • Изменение по числам — соль (ед. ч.), соли (мн. ч.).

Формами прилагательного «солёный» будут изменение по падежам (солёный, солёного, и пр.), родам и числам (солёные и солёный).

Формами глагола «солить» являются изменения по лицам (солю, солишь, солит), числам (солит солят), родам (солила, солил, солило).

Омонимичные корни

Однокоренные слова нужно также отличать от омонимичных форм. Омонимы — это лексемы, имеющие одинаковое звучание и написание, но разный лексический смысл. Эта характеристика относится и к омонимичным корням. Они пишутся одинаково в предложениях, но придают разный смысл. У однокоренных понятий значение всегда одинаковое или близкое.

Для примера можно разобрать следующее упражнение:

Омонимичные корни

  • Вода, подводник, водный, водяной, водолаз, водянистый. Все они связаны по смыслу со словом «вода», имеющим значение «жидкость». Омонимичными к этой группе являются: водитель, проводник, провода, водит. Они близки по смыслу к словам «вести», «водить». Разница значения в этом случае становится очевидной.
  • Нос, носик, носатый, длинноносый, долгоносик, курносый — группа имеет лексическое значение, связанное с частью тела человека или животного. Носит, водоносный, яйценос — происходят от глагола «носить».
  • Хлеб, хлебный, хлеборезка хлебороб — лексическое значение связано с хлебом (продуктом из муки). Хлебать, хлебнуть, похлёбка — обозначает пить, глотать жидкость или жидкую пищу.

Проверка правописания

Зная, как правильно пишется корень одного понятия, можно грамотно написать всю родственную ему группу. Существует несколько грамматических правил однокоренных слов. Они входят в программу 6—7 классов средней школы:

Писать

  • Если в корне есть безударная гласная, можно записать такую проверочную форму, в которой гласная будет находиться под ударением. В этом случае правописание уже не будет вызывать сомнений. Примеры: лесник — лЕс, домашний — дОм, колосится — кОлос, колОсья.
  • В некоторых случаях подобрать ударный вариант и проверить безударную гласную невозможно. Их можно только запомнить. Они собраны в орфографическом словаре.
  • Если согласная на конце слышится неотчётливо, подбирают такую форму или однокоренной вариант, где после неё стоит гласный звук. Примеры: хлеб — хлебороб, хлеба; мороз — морозы, заморозит.

В некоторых случаях гласные и согласные звуки могут чередоваться: дорога — дорожка, муха — мушка, снег — снежок. Правописание чередующихся гласных зависит от суффикса, ударения, а также буквы, стоящей после гласной. Примеры чередования: вытереть — вытирать, умереть — умирать (суффикс «а» после корня), загорать — загар, расти — вырос.

Правописание корней

Содержание:

Язык формируется сотни лет, претерпевая изменения. Корень через века проносит основное лексическое значение, но форма главной части слова меняется. Этим объясняют сложность правильного выбора гласных в корнях слов современного языка.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Проверяемые

Традиционные русские корни, образуя целые гнезда родственных слов, объединены общим смыслом и однотипным написанием. В русском языке ударение не фиксируется на конкретном слоге – гласная в одном и том же корне попадает то в сильную позицию, то в слабую.

Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

Подбирая слово для проверки, важно не выйти из семантического гнезда, т.е. не потерять смысла, заключенного в корне всех родственных слов. Такое случается, если подобрать слова с созвучной омонимичной морфемой:

Беспров…дной – гласная пропущена в корне, требует проверки ударением. С таким корнем есть два гнезда однокоренных слов:

  • водить, проводить, провОдят;
  • вода, заводь, вОдный.

По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель. Только правильный алгоритм проверки исключит орфографические ошибки, ведь созвучные корни могут быть чередующимися, которые нельзя проверять ударением:

коснулся/косо (в знач. криво) /косит (траву) – в словах корни-омонимы, на слух воспринимаются одинаково, но по значению разные.

Но главное, что первое из этих слов нельзя проверять ударением: корень пишется и через О, и через А, а зависит это от суффикса.

Чередующиеся

В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.

Смотрим на суффикс

Суффикс а определяет, какую гласную писать в следующих корнях:

Этот же суффикс влияет на чередование О//А в группе корней:

  • -кос — кас- :коснуться — касание
  • -а(я) — ин- : поднять — поднимать
  • -а(я) — им-

Сюда же относятся лож//лаг(а): сложить//слагаемое.

Ищем ударение

От ударения зависит правописание таких корней с чередованием:

загар — загораю.
Исключение: выгарки.

зори — заря.
Исключение: зоревать.

тварить — творчество — творить.
Исключение: утварь.

поклонкланяться — склонить.

плавучесть.
Запомнить: пловец, пловчиха, плывун.

Разбираемся со значением корня

Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

  1. Вымокнуть – пропитаться влагой.
  2. Обмакнуть (блин в масло) – опустить в жидкость.

Анализируем согласные в корне

Группа корней, где выбор гласной зависит от согласных:

гор — гар
зор — зар
твор — твар
клон — клан
плов — плав — плыв
-лаг- полагать, прилагательное
-лож- положить, предложить, изложить
-раст- возраст, растить
-ращ- выращивать, приращение
-рос- заросли, вырос
-скак- выскакивать, скакать
-скоч- выскочить, перскочить

Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет. Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.

В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.

Непроверяемые

В группу непроверяемых слов входят русские слова, оторвавшиеся от этимологического истока, их структура менялась, связь с родственными словами утрачена. Не проверяют и заимствованные слова, так как их орфография не подчиняется правилам русского языка. Написание запоминают или проверяют по словарям.

  • Антагонизм, апартеид, абракадабра, бадминтон, бравада, валидол, ватрушка, возражать, диапазон, каморка, каракатица, катаклизм, катастрофа, катавасия, кабала, лампас, мадаполам, макака, макулатура, мастодонт, наваждение, нафталин, панегирик, палисадник, палитра, панорама, пантеон, парапет, партитура, пластилин, трафарет, филателист, эстакада, эскалация;
  • абордаж, абориген, афоризм, бордюр, вояж, досконально, кобура, когорта, колибри, компоновать, конгломерат, кордебалет, корифей, кощей, новокаин, нотация, обаяние, обоняние, понтон;
  • вентиляция, вестибюль, деликатес, дегенерат, интеллигент, клептоман, кретин, менингит, мегера, меценат, пеликан, периферия, пескарь, президиум, резюме, снегирь, снеток, трепанг, увертюра, фюзеляж, энцефалит, эксперимент, эсперанто;
  • бифштекс, бриолин, винегрет, виртуоз, диабет, дифирамб, диапазон, дизентерия, дивиденд, дивертисмент, диорама, иждивение, инициатива, криминология, контингент, корифей, манипуляция, милитарист, нигилизм, нивелировать, привилегия, утилитарный, филигранный, экипировать, эликсир.

Примечание:

  1. Устаревшими являются написания туннель, эксплоатация, нумер. Следует писать тоннель, эксплуатация, номер; слова нумеровать, нумерация, нумеровка, нумератор пишутся только через у.
  2. Адекватными по значению являются слова ноль и нуль, но написание их зависит от формы слова: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у, в остальных падежах — написание только у: равняться нулю, свести к нулю, держаться на нуле. Производные слова образуются от основы нул’- : нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация. Только с о: ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в именительном падеже).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Как правильно писать корни слов: общее правило и исключения

Корень — что это такое в русском языке

Корень — тип морфем, который служит для передачи лексического значения в слове.

Корень — неотъемлемая часть каждого слова из разряда самостоятельных частей речи. Нет корней у большинства служебных частей речи, междометий, звукоподражаний. В сложных словах можно встретить несколько корней.

Буквы в корнях могут чередоваться, то есть иметь несколько омонимичных реализаций.

Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне

В русском языке выделяют следующие корни с чередующимися гласными:

«На нем не было заметно ни загара, ни румянца; оно все было какого-то бледного, желтоватого цвета, с легким лиловым оттенком около глаз, и как будто все заплыло жиром или распухло».(Толстой Л. Н. «Утро помещика»)

«Ребенок родился крупный, тяжелый, но через пять месяцев умер от угара, мать тоже едва не умерла, угорев вместе с ним. (Горький Максим «Дело Артамоновых»)

Буква «О» пишется только в словах, в которых после корня следует буква «Н».

Буква «А» пишется во всех остальных случаях.

«Она коснулась его души своим нежащим и любящим прикосновением, и он почувствовал, как его душа разглаживалась, «выпрямлялась», добрела». (Короленко В.Г., «Прохор и студенты)

«Не касаясь других сфер, недоступных в настоящее время нашему описанию, возьмем хотя литературу». (Добролюбов Н.А. «Забитые люди»)

«А» пишется в корнях с буквой «Г».

«О» пишется в корнях с буквой «Ж».

«Иногда они сопровождались такими прилагательными, которые в других случаях имеют смысл бранных слов; но здесь это были слова похвальные или знаки восклицания, которыми русский человек очень энергически любит украшать свою речь». (Аксаков С.Т. «Литературные и театральные воспоминания»)

«К тому же, замечено было, высшим ли начальством или дворянством, что он очень однообразен в приискании и приложении законов к судебным определениям, между тем слишком разнообразен в решениях своих помимо законов». (Лажечников И.И. «Беленькие, черненькие и серенькие»)

«А я, млада, до поры,
До утренней до зори,
Ай-лели, до поры,
До утренней до зари

(Островский А.Н. «Гроза») — в первом слове ударение падает на первых слог, на корень «зор», а во втором слове на второй слог, на окончание.

«Николай Герасимович отвечал поклОном ему и его дамам, которые тоже поклонились ему с любезной улыбкой. Савин был в восторге – первый шаг был сделан». (Гейнце Н.Э. «Герой конца века»)

«Жуквич поднялся, почтительно раскланялся с князем, слегка поклонился Елпидифору Мартынычу и пошел за лакеем». (Писемский А.Ф. «В водовороте») — в первом случае пишется «а», потому что корень под ударением, слышится «а»; во втором случае ударение не на корень, поэтому «о».

Буква «А» употребляется в словах со значением «одинаковый», «равный».

Буква «О» употребляется в словах, которые несут значение «гладкий» и «ровный».

Учитель попросил учеников писать аккуратнее, рОвнее.

«Взяв правою ногой стремя, он привычным жестом уравнял между пальцами двойные поводья, и Корд пустил руки». (Толстой Л.Н. «Анна Каренина») — сделал поводья равной длины.

Буква «А» — в словах, обозначающих погружение в какую-то жидкость.

Буква «О» — в словах, несущих значение впитывания или пропускания жидкости.

«Она подошла к конторке, стоявшей в спальне, достала листок бумаги и, взяв перо, обмакнула его в чернильницу». (Гейнце Н.Э. «Аракчеев») — то есть погрузил перо в чернильницу.

«Мгновенно налились водою колдобины и колеи, под ногами размокло, поползло, зашлепало, до нитки промокло платье, и щекотали лицо и губы крепкие струи — трубою гудел дождь, теплейший ливень». (Андреев Л.Н. «Сашка Жегулев») — то есть платье пропустило жидкость и стало мокрым.

Буква «А» пишется в безударных корнях с «ст» и «щ» на конце

Буква «О» — в словах с «С».

Как ты вырос за лето!

Он был очень высокого роста (корень «рост» является ударным, поэтому пишем «о»).

Выращенные цветы мы подарили учителю.

«Хороша такая урема: огромные деревья любят простор, растут не часто, под ними и около них, по размеру тени, нет молодых древесных побегов; и потому вся на виду величавая красота их».(Аксаков С.Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии)

«А между тем тут все было для счастья: для сердца открывался вечный, теплый приют. Для ума предстояла длинная, нескончаемая работа — развиваться, развивать ее, руководить, воспитывать молодой женский восприимчивый ум. Работа тоже творческая — творИть на благодарной почве, творИть для себя, создавать живой идеал собственного счастья». (Гончаров И.А. «Обрыв»)

«Здесь уже я видел не мумии и не чучелы животных, как в музеуме, а живую твАрь, собранную со всего мира». (Гончаров И.А. «Фрегат “Паллада”»)

Буква «И» пишется в случае постановки суффикса «-а» после корня.

«Е» ставится, если суффикса «-а» после корня нет.

«Он начал собирать коллекцию в 1881 г. и за десять лет успел собрать почти всех позвоночных, встречаемых на Сахалине, а также много материала по антропологии и этнографии». (Чехов А.П. «Остров Сахалин»)

«Ты знаешь примеры, что люди, совершенно здоровые, расслабевали досмерти и действительно умирали от одной мысли, что должны ослабевать и умереть». (Чернышевский Н.Г. «Что делать?») — в слове «умирать» после корня стоит суффикс «а»; в слове «умереть» суффикса нет.

В случае безударных корней:

«А» в корнях с «К», а «О» в корнях с «Ч».

«Коренники ржали и «шалили», не сразу трогались с места, переменяли аллюры, бежали и вскачь, и рысью, и иноходью; пристяжные отвечали тоненькими голосами ржанью коренников и скакали, завиваясь в кольцо; кучера махали веревочными кнутами». (Салтыков-Щедрин М.Е. «Пошехонская старина»)

«Туберозов выскочил из-под своего экипажа и бросился бегом в ржаное поле; крутивший встречь и с боков ветер останавливал его, рвал его назад за полы, и свистал, и трубил, и визжал, и гайгайкал ему в уши». (Лесков Н.С. Соборяне)

КОРЕНЬ ПРАВИЛО ПРИМЕР
В ударной позиции гласной пишется буква «А», в безударной — «О». В ударной позиции гласной пишется буква «О», в безударной — «А». В безударном положении пишется буква «О», под ударением — как слышится («о» или «а»). Во всех случаях употребляется буква «А». «Пухлая, хорошо выкормленная девочка, как всегда, увидав мать, подвернула перетянутые ниточками голые ручонки ладонями книзу и, улыбаясь беззубым ротиком, начала, как рыба поплавками, загребать ручонками, шурша ими по накрахмаленным складкам вышитой юбочки». (Толстой Л.Н. «Анна Каренина»)
В безударном положении пишется буква «О», под ударением — как слышится («о» или «а»). «ИМ» и «ИН» пишется, если за корнем следует суффикс «А». «Ее маленькие ручки сжимались, глаза сыпали искры, и она, казалось, готова была броситься и растерзать его». (Гейнце Н.Э. «Под гнетом страсти»)

Основные исключения из данного правила

пловец, пловчиха, пловцы

-рос-/-раст-/-рощ- Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль
-скак-/-скоч- скачок, скачу
-зар-/-зор- зоревать
-плов-/-плав-
-твор-/-твар- утварь

Проверка правописания корней с чередованием посредством подбора однокоренных слов невозможна. Следует запомнить орфограммы.

Корни с безударными непроверяемыми гласными

Слова с безударными непроверяемыми гласными — вид слов, правописание которых невозможно проверить с помощью ударения. Гласные в слабой, то есть безударной позиции, не проверяются. Такие слова нужно запомнить. В случае сомнений в правильности написания пользуйтесь орфографическим словарем.

Примеры слов с безударными непроверяемыми гласными:

  1. Инженер.
  2. Абажур.
  3. Кавычки.
  4. Режиссер.
  5. Эксперимент.
  6. Щекотать.
  7. Якорь.
  8. Гардероб.
  9. Завтрак.
  10. Мошенник.
  11. Олимпиада.
  12. Фестиваль.
  13. Семинар.
  14. Салфетка.

И многие другие.

В особую группу слов с безударными гласными в корне можно выделить омофоны.

Омофоны — слова, которые совпадают по звучанию, но не совпадают по написанию.

Такие слова стоит проверять в соответствии с их значением.

Отварить = варить (суп)

«Картофель отварите уже очищенным в небольшом количестве подсоленной воды». (Кулинарная книга)

Отворить = открыть (например, дверь)

«Он постучал в окно его и, когда тот отворил, велел принести ключ от калитки, выпустить его и не запирать. Но прежде забежал к себе, взял купленный им porte-bouquet и бросился в оранжерею, к садовнику. Долго стучался он, пока тот проснулся, и оба вошли в оранжерею». (Гончаров И.А. «Обрыв»)

«Настасья Петровна. Иду, иду, Гаврила Пантелеич… (Обнимаясь с Ниной Александровной). Им, знаете, Гавриле Пантелеичу, часик посидеть – и довольно. А то уж снять сюртук да отдохнуть требовается». (Островский А.Н. «Женитьба Белугина»)

Поседеть = стать седым

«Харитон Артемьич давно уже не пил ничего и сильно постарел, – растолстел, обрюзг, поседел и как-то еще сильнее озлобился. В своем доме он являлся настоящею грозою». (Мамин-Сибиряк Д.Н. «Хлеб»)

«Напиток был совсем холоден и отзывался больше жестью, чем чаем, но Маслова налила кружку и стала запивать калач». (Толстой Л.Н. «Воскресение»)

«И когда они поют грустные песни, то все хохочут не в лад пению, а запевая веселое, горько плачут, грустно кивая головами и вытирая слезы белыми платочками». (Горький Максим «Трое»)

Проверяемые безударные гласные

Проверяемые безударные гласные — гласные, правописание которых можно проверить ударением посредством подбора однокоренных слов или же изменением грамматической формы слова.

Проверочным словом может быть:

  • однокоренное слово (сонлИвый — сОн);
  • форма слова (лесА — лЕс).

Правило

Для проверки правописания безударной гласной в корне следует поставить гласную в ударную позицию.

Есть ли другие принципы проверки? Есть!

  1. Поставить слово в форму другого числа («повсюду зеленели трАвы; теплый ветерок шевелил и поднимал их листья, качал головки цветов». (Тургенев И.С. «Накануне») — слово «трава» можно проверить словом «травы» во мн.ч).
  2. Подобрать однокоренное слово («То-то ты в отставку заблаговременно вышел, хитрец!» (Достоевский Ф.М. «Идиот») — можно проверить словом «хИтрость).
  3. Найти уменьшительно-ласкательную форму слова (слово «лиса» проверяется словом «лИсонька»)

Как проверять орфограммы в корнях

Проверку можно сделать:

  1. Ударением (чередующиеся корни, безударные проверяемые гласные в корне).
  2. Заглянув в орфографический словарь (безударные непроверяемые гласные в корне).
  3. Подбор однокоренных слов, уменьшительно-ласкательных форм, форм слова (проверяемые безударные гласные в корне).

Правописание согласных в корнях

Проверка делается с помощью однокоренных слов, после которых в корне:

Буквы р, л, м, н, в

Проверка делается с помощью однокоренных слов, после которых в корне гласные буквы.

Блеснуть, проблески, искусный, косный (отсталый), ровесник, шествовать (идти), участвовать, яства (есть).

Блестеть, блёстки, искусство, костный (от слова «кость»), сверстник, шефствовать (руководить), чувствовать, явственно (явь).

Плод (часть растения: плод яблони) — плот (средство передвижения по реке).

Однокоренные слова

О чем эта статья:

2 класс, 3 класс, 5 класс

Что такое однокоренные слова в русском языке

Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.

Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.

Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.

К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:

Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.

Как образуются однокоренные слова

Как мы уже говорили, однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называют словообразованием. Приставки и суффиксы дают слову определенный оттенок. Например, слоненок — это не то же, что слон, это его детеныш.

Во 2 классе школьники знакомятся с однокоренными словами и закрепляют знания на протяжение всего времени обучения. Давайте научимся различать однокоренные (родственные) слова от грамматических форм одного слова.

Какие слова не являются однокоренными

Слова с омонимичными корнями

В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.

Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.

Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.

Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.

Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.

В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.

Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:

Любовь — любитель, любимый, любить.

Бурить — бурильщик, буровая, бур.

Буря — бурный, буревестник.

Формы одного слова

Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.

Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:

Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:

суффикс прошедшего времени глагола -л-;

суффиксы степеней сравнения прилагательных -е-, -ее, -ше-;

суффикс повелительного наклонения глагола -и-.

Примеры форм одного и того же слова:

Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.

Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.

Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.

Зачем подбирать однокоренные слова

Подбирать однокоренные слова — полезный навык, чтобы грамотно писать. Например, можно проверить, какая гласная пишется в безударной позиции в корне, если подобрать родственное слово, где эта гласная будет под ударением. Также через подбор однокоренных слов можно проверить написание согласных в корне.

Проверяемая гласная в корне:

обижа́ть — оби́да;

чистота́ — чи́сто;

хо́лодхоло́дный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне:

книжка — книжечка;

дубдубовый;

гибкость — гибок.

Правописание непроизносимых согласных в корне:

солнце — солнечный;

грустный — грусть;

сердце — сердечный.

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Записаться на марафон

    0 0 0 0 0 0

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

источники:

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/5/kak-pravilno-pisat-korni-slov-obshhee-pravilo-i-isklyucheniya

http://skysmart.ru/articles/russian/odnokorennye-slova

Звонкие и глухие согласные Непроизносимые согласные
Звонкие согласные чередуются со звонкими (подружка — подруга), глухие — с глухими (насмешка — смех).

Однокоренные слова


Однокоренные слова

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 148.

Обновлено 3 Марта, 2022

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 148.

Обновлено 3 Марта, 2022

Главная часть слова — корень. В русском языке есть слова, у которых корень одинаковый. Они называются однокоренными или родственными. Однокоренные слова могут относится к одной и той же части речи и иметь разные приставки и суффиксы, а могут быть и разными частями речи. Слова с омонимичными корнями (например, «горе» и «горец») однокоренными не являются.

Какие слова называют однокоренными

Вы уже знаете, что в каждом слове обязательно есть корень. Он заключает в себе значение всего слова, то есть это самая главная часть.

Представьте, что вас попросили объяснить, кто такие родственники. Конечно же, вы скажете, что это люди, у которых общие предки, поэтому у них может быть одинаковая фамилия и отчество. У родственников есть один корень — их предок. Основа всех родственников одна, она и объединяет семью. Со словами точно так же.

Есть одно слово — это как бы общий предок: зеркало, корень –зеркал-. Если добавить к нему суффикс, то получим зеркальный — слово новое, но значение тесно связано с прежним. Можно добавить приставку и получить ещё одно новое слово: зазеркалье, а общее значение всё равно то же самое. Мы понимаем, что всё это связано с зеркалом. Все слова, у которых одинаковый корень, называются однокоренными.

В однокоренных словах должен быть не только одинаковый корень, но и одинаковое его значение.

Русский язык богат, его особенностью является то, что есть слова, корни в которых одинаковые, а значения разные. Посмотрите примеры таких слов: длинная кос-а у девочки и кос-ые линии. Корень в словах написан одинаково –кос, а значение у слов разное. Мы это узнаём из предложения. Поэтому, определяя однокоренные слова, всегда нужно смотреть на значение.

Правило: однокоренные слова для 2 класса

В однокоренных словах значение зависит от корня. Правило правописания таких слов тоже зависит от него. Раз корень указывает на значение всех слов, которые для него родственные, то он командует и тем, какую сомнительную гласную нужно писать в однокоренном слове. Давайте ещё раз посмотрим на слово зЕркало: корень –зЕркал-, под ударением чётко слышится буква Е, значит, во всех словах, где встречается этот корень, тоже надо писать Е, даже если без ударения будет слышаться другая буква: зеркальный, зазеркалье, в зеркалах.

Давайте попробуем составить правило, чтобы не ошибиться в написании однокоренных слов.

  • Выделите корень в слове.
  • Убедитесь, что слова однокоренные.
  • Измените слово так, чтобы сомнительный звук стал ударным.
  • Напишите букву из проверочного слова.

Образец применения правила:

Подл..котник. Какую букву написать: О или А? подбором однокоренных слов выделим корень –локот-. Теперь из всех родственных выберем такое, где сомнительная буква под ударением: локоть, чётко слышится О. Значит, в слове подлокотник напишем именно эту букву.

Не забывайте, в однокоренных словах могут быть чередующиеся буквы: -дорог-а, дорож-ный. Корни –дорог– и –дорож- одинаковые: г//ж — чередование.

Заключение

Что мы узнали?

Определение однокоренных слов легко понять из самого названия. Это слова, в которых корень имеет одинаковое написание и значение. Во всех однокоренных словах безударная гласная пишется одинаково.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 148.


А какая ваша оценка?

Корень — главная морфема

Корень – это главная значимая морфема, в которой заключено значение родственных слов. 

Например: 

  • вьюга, вьюжный, завьюжило (г//ж); 
  • смотр, смотреть, просмотреть.

Как найти корень в слове?

Чтобы найти в слове корень, нужно выделить окончание, изменив слово, затем обозначить основу, приставки, суффиксы, при этом подбирая однокоренные слова. 

Та часть слова, которая останется неделимой, и будет корень. 

Например: в слове причудливый окончание -ый (причудливый – причудливая, причудливое), основа – причудлив, приставка при-, суффикс — -лив-. Однокоренные слова: причуды, чудесный, чудный, чудить, чудо. Остается невыделенной одна морфема: чуд, это и есть корень. При-чуд-лив-ый.

Чтобы подобрать именно родственные слова, нужно в каждом слове определить значение. 

Например: 

  • родник (водный источник, ключ) – родниковый (относящийся к роднику) – родиться (появиться на свет); 
  • стол (предмет мебели) – столик (маленький стол) – настольный (признак предмета, находящегося на столе).

Что такое однокоренные слова? Написание корня в однокоренных словах

Однокоренными называются слова с одинаковым корнем. 

Например: 

  • положить, расположенный, положение; 
  • красивый – краса – красота; 
  • низкий – пониже (г//ж) – низость.

В русском языке имеется ряд правил по написанию корней:

Орфограмма

Пример

Безударные гласные корня проверяются ударением

Делово́й – де́ло; смотреть – смотр

При написании непроверяемых согласных и гласных нужно: 

  • пользоваться словарем
  • запоминать написание

Вокзал, топор

Чередующиеся гласные в корне ударением не проверяются

лаг лож (перед г пишется а, перед ж – о);  Полагать – приложу.
раст рос (перед ст, щ пишется а, искл.: росток, отрасль, Ростов);  Растение – выращенный.
бир бер, дир дер, мир  мер,  Подбирать – подберу, раздирать – раздеру.

стил стел, пир пер, тер тир (пишется а, если после корня стоит суффикс а);

Подстилать – стелить, подпирать – подпереть, растер – растирать.
кос кас (пишется а, если после корня стоит суффикс а, о – если суффикса нет); Касаться – коснуться.
гор гар (в безударном – о, а – под ударением) Разгореться – нагар.

Слово без корня

В русском языке есть слово без корня: вынуть

Глагол образован так же, как слова двинуть, гнуть, но в указанных лексемах корни сохранились, а в слове вынуть отсутствует. 

В глаголе вынуть

  • окончание нулевое,
  • основа – вынуть,
  • суффиксы ть, ну,
  • приставка вы-.

Вы-ну-ть.


Смотри также:

  • Правописание корней

  • Как пишутся корейские имена и фамилии
  • Как пишутся копейки в сумме
  • Как пишутся копейки в документах
  • Как пишутся координаты точки
  • Как пишутся координаты точек