Лабораторный практикум – ответственная задача, которая является одновременно отличным срезом знаний по определённому предмету, а также отличным стимулом для самостоятельности, проявления научного мышления и анализа информации. Само собой, впервые сталкиваясь с таким серьёзным испытанием, каждый студент желает написать лабораторную работу по биологии должным образом. О том, как это сделать, и пойдёт речь в данной статье.
В любом случае, на помощь учащемуся придут методички и пособия, из которых можно подчерпнуть достаточно информации. Поимо изучения теоретической части, студент должен также иметь понятие о целях практикумов и правилах работы с необходимыми приборами, которые будут использованы в ходе исследований.
Как правило, каждый студент должен приобрести тетрадь формата А4, в которую будет делать записи о целях работы, своих действиях, применяемых знаниях и используемых приборах, а также о полученных результатах. Такая тетрадь именуется лабораторным журналом. Именно по нему будет составляться конспект, именно журнал во многом отвечает на вопрос, как сделать лабораторную работу по биологии и любой другой дисциплине. Главное отличие такого труда от аналогичных исследований по химии заключается в менее строгой технике безопасности.
Официально оформленный труд состоит из нескольких составляющих:
- Титульного листа.
- Вводной части.
- Практического раздела.
- Заключения.
А теперь более подробно о том, как сделать лабораторную по биологии:
- Титульный лист содержит такие данные, как информацию об учебном заведении, наименовании кафедры, о теме работы, имени выполнившего её студента, а также имени принимающего труд. В конце листа обычно указывается год и город.
- Вводная часть содержит цель и задачи, а также сведения общего характера.
- В практической разделе отражены действия автора, то есть, представлен полный ход работы со всеми вычислениями.
- В заключении располагается очень важная область всего проделанного труда – вывод.
Как написать вывод к лабораторной работе по биологии
В заключительной части студент представляет результаты своего практического исследования. Не следует растягивать эту скромную, но самую важную часть, поскольку содержательный и краткий вывод является оптимальным вариантом. Преподаватель оценивает эту часть очень внимательно. Важно понимать, что вывод основывается на цели работы.
Несколько советов, как писать вывод:
- Стараться излагать мысли научно.
- Не лить воду.
- Сообщить о результатах и проделанных действиях.
Таким образом, основываясь на материале данной статьи, можно получить представление о том, как написать лабораторную работу по биологии, чтобы получить удовлетворительную оценку и закрепить полученные знания.
Не знаете, где заказать лабораторную работу по биологии? На Студворк, конечно же!
Рекомендации по ведению рабочих тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по биологии
Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.
Виды письменных работ учащихся.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
-планы и конспекты лекций учителя;
-рефераты биологии;
-планы статей и других материалов из учебников;
-ответы на вопросы по биологии;
-отчеты по выполнению лабораторных и практических работ по биологии;
—отчеты по индивидуальным или групповым заданиям по итогам экскурсий по биологии;
-отчеты по летним заданиям по биологии (6 класс) (первый урок биологии в 7-ом классе);
-домашние творческие работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся;
-составление аналитических и обобщающих таблиц, схем, кластеров и т.д. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).
Количество и назначение ученических тетрадей по биологии
Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей:
По биологии — по 2 тетради:
1 тетрадь – рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, в том числе и лабораторные работы, оценки за которые выставляются каждому ученику;
2 тетрадь – для практических работ и контроля знаний, где оформляются отчеты по выполнению практических работ, оценки за которые выставляются каждому ученику, выполняются задания по контролю знаний учащихся (тестовые задания, проверочные контрольные работы);
Нормы выполнения лабораторных и практических работ, экскурсий и летних заданий по биологии регламентируются учебной программой по биологии для всех типов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями.
В течение учебного года тетради для практических работ и контроля знаний хранятся в школе.
Для выполнения контрольных работ по биологии – для выполнения контрольных работ и тестовых заданий не требуется заводить специальные тетради. Рекомендуется выполнение контрольных работ и тестовых заданий по биологии в тетрадях для практических работ и контроля знаний. Нормы выполнения контрольных работ по биологии не регламентируются.
Порядок ведения тетрадей учащихся.
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
1. Писать аккуратным и разборчивым почерком.
2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради:
- указывать, для чего предназначена тетрадь (например: для практических работ по биологии);
- класс
- номер и название школы;
- указывать фамилию и имя;
3. Соблюдать поля с внешней стороны;
4. Верхнюю строку каждого листа не пропускать;
5. Указывать где выполняется работа (классная или домашняя);
6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (лабораторных, практических работ) и номера лабораторных и практических работ;
7. Обозначать номер упражнения, задачи, тестового задания и т. д.;
8. Указывать вид выполняемой работы (план-конспект, ответы на вопросы, графический диктант, тестовое задание и т.д.);
9. Соблюдать красную строку.
Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях строку не пропускать. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях пропускать 2 строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки.
Исправлять ошибки следующим образом:
- неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией;
- часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией;
- вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;
- не заключать неверные написания в скобки.
Рекомендации по ведению рабочих тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по биологии
Рекомендации по ведению и оформлению рабочих тетрадей по биологии и химии.
Рабочая тетрадь по биологии — это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов. В рабочих тетрадях по биологии оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов). В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает на доске или просит записать. Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом. Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя. Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с требованиями по проверке письменных работ по биологии и химии.
Приложение 1.
Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторной работы по биологии.
Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии.
От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.
Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6х6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.
Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – внизу.
Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не принимаются. Списанные и одинаковые ответы на задания не оцениваются или же оценка снижается на балл.
В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы). Лабораторная работа без вывода не оценивается выше «2».
Рекомендации к ведению и оформлению тетрадей для практических работ по биологии.
Отчеты по выполнению практических работ по биологии оформляются в специальных тетрадях.
Тетрадь для практических работ по биологии — тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 — 18 листов.
Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в классный журнал.
Здесь также оценивается качество ведения: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.
Порядок оформления отчета по выполнению практической работы по биологии соответствует порядку оформления отчета по выполнению лабораторных работ по биологии. (см. приложение 1).
Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии. Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и для пары или группы учащихся. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих работ.
При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:
- умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
- умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
- темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
- достижение необходимых результатов;
- оформление результатов работы.
Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.
Содержание
- Методичка и лабораторный журнал
- Структура и содержание лабораторной по биологии
- Вывод лабораторной по биологии
Лабораторная по биологии — отличный шанс проявить себя, продемонстрировать знания по предмету и умения анализировать большие объемы информации. Идеально выполнить лабораторную получается не у всех, а чаще всего — у первокурсников.
Рассказываю, как справиться с лабораторной по биологии быстро и максимально хорошо.
Две вещи существенно упрощают и ускоряют выполнение лабораторной: методические рекомендации и лабораторный журнал.
Методичка, взятая на кафедре, поможет избежать ошибок в написании и оформлении, подготовит к работе с различными приборами и инструментами, сориентирует в нюансах работы над практической частью. Взять методичку можно на кафедре.
Лабораторный журнал — специальная тетрадь для записей. В нее заносят цели и задачи исследования, ход выполнения работы, манипуляции с приборами, полученные результаты.
На основании такого журнала вы составляете конспект — а это уже хороший вклад в отличную оценку за лабораторную.
От других работ лабораторная отличается менее строгими требованиями по технике безопасности.
Если вы ищете ответ на вопрос как сделать лабораторную работу по биологии на «отлично», то в первую очередь должны обратить на ее структуру, куда входит:
- титульник. Нужно указать информацию о вузе, студенте, преподавателе, теме. Обязательно обозначить место выполнения и год;
- введение. Здесь обозначают цели и задачи научного исследования, общую информацию;
- практическая часть. Самая важная, так как в ней поэтапно и последовательно расписывается ход действий и все проведенные вычисления;
- заключение. Эта часть отводится под выводы.
Заключительной части и выводу я советую уделить особое внимание, так как от них зависит итоговая оценка. Чем логичнее и понятнее будет вывод, тем выше преподаватель оценит работу.
Учтите, что вывод должен быть емким и коротким: в нескольких предложениях вы должны описать, чего вам удалось достичь в ходе выполнения работы. Опирайтесь на сформулированные ранее цели и задачи. Они помогут вам не упустить важное, связать отдельные части исследования.
Вывод:
- пишется научным языком. Терминам — да. Эпитетам — нет;
- сухой и строгий. Избегайте «воды»;
- сообщает результат труда и совершенных манипуляций.
Остались вопросы? Выбирайте подходящего эксперта в базе Studently или пишите нашим консультантам.
Рабочая тетрадь по биологии – это тетрадь в клетку, толщиной 24-48 листов. В рабочих тетрадях по биологии оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, или домашние задания, а также лабораторные/практические работы.
Количество и назначение ученических тетрадей по биологии
Для выполнения всех видов письменных работ у учащихся могут быть следующие тетради:
- рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы, в том числе лабораторные/практические работы, домашние задания;
- тетрадь для контроля знаний, где выполняются тестовые задания, проверочные контрольные работы;
- на усмотрение учителя возможно наличие отдельной тетради/альбома для лабораторных и практических работ.
Наряду с обычными тетрадями разрешается использовать специальные рабочие тетради на печатной основе.
Правила оформления лабораторной или практической работы по биологии.
- Оформление лабораторных и практических работ осуществляется в соответствующей тетради или специальных альбомах.
- Посередине строки записывают номер лабораторной/практической работы. Далее каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование. После строки «Ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы (наличие инструктивной карточки обязательно)*.
- Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
- Рисунки в работе (если они предусмотрены заданиями работы) должны быть выполнены в соответствии с требованиями методических приёмов рисования научного рисунка**.
- Таблицы заполняются четко и аккуратно. Она должна занимать всю ширину страницы тетради.
- Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
- Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не приемлемы.
- В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы.
Лабораторные/практические работы по биологии проводятся согласно календарно-тематическому планированию в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.
*Инструктивная карточка (пример)
Лабораторная работа №___
Изучение строения (внешнего и внутреннего) клубня картофеля
Цель: изучить строение клубня картофеля; доказать, что клубень – это видоизменённый побег.
Материалы и оборудование: клубни картофеля, раствор Люголя, скальпель, препаровальная игла, пипетка, лупа.
Ход работы
- Рассмотрите клубень картофеля, найдите углубления с почками (глазки), рубцы от листочков, след от столона.
- С помощью лупы рассмотрите почки. Определите, где почек больше, у основания (со стороны столона) или у верхушки. Найдите верхушечную почку.
- Зарисуйте внешний вид клубня, сделайте обозначения.
- Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сколько в клубне хорошо различимых слоёв? Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом типичного стебля. Зарисуйте схему поперечных срезов этих двух объектов. Отметьте на рисунке общие для них части.
- На срез клубня нанесите каплю раствора Люголя (йода). Отметьте, как изменилась его окраска. Какие вещества содержатся в клубне, какую функцию в связи с этим клубень выполняет?
- Сделайте вывод о том, почему клубень представляет собой видоизменённый побег.
Вывод:_______________________________________________________
**Методические приёмы выполнения научного рисунка
На лабораторных/практических занятиях важную роль играет биологический рисунок. Как учебное средство рисунок развивает умение наблюдать объект, выделять существенные его черты и в то же время подмечать детали. Изображение объекта и выполнение подписей к рисунку способствуют прочному усвоению знаний о строении биологического объекта.
Казалось бы, в этом качестве предпочтительнее фотография, тем более что в последнее время техника фотографирования вместе с компьютерными технологиями позволяет получать качественные фотографии практически любых биологических объектов. Тем не менее, рисунок сохраняет свою роль в научном исследовании.
Биологический рисунок должен иметь размер не меньше, чем 6х6 см. Не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент.
Рисунки должны располагаться на левой стороне страницы тетради, подпись (название) рисунка – внизу. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей, структурных компонентов и т.п. Эти обозначения можно делать на горизонтальных линиях, от которых при помощи линейки проведены указывающие линии к соответствующим частям рисунка. Указывающие линии не должны пересекаться.
Если подписей много, их можно заменить цифрами. В этом случае рядом с рисунком или под ним составляется «легенда», в которой цифры расшифровываются.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин
Правила оформления
лабораторной работы по биологии.
1.
Оформление лабораторных и практических работ осуществляется в
соответствующей тетради или специальных альбомах.
2.
Посередине строки записывают номер лабораторной/практической
работы. Далее каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование.
После строки «Ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы
(наличие инструктивной карточки обязательно).
3.
Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если
требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется
рисунок или заполняется таблица.
4.
Рисунки в работе (если они предусмотрены заданиями работы) должны
быть выполнены в соответствии с требованиями методических приёмов рисования
научного рисунка.
5.
Таблицы заполняются аккуратно. Она должна занимать всю ширину
страницы тетради.
6.
Схемы должны быть крупными, выполненными простым карандашом
(допускается использование цветных карандашей), содержать только главные,
наиболее характерные особенности, детали.
7.
Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да»
или «нет» не приемлемы.
8.
В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод
по итогам выполненной работы.
Требования к выполнению
лабораторных работ
1. Внимательно прочтите название и
цель работы.
2. Проверьте наличие оборудования и
материалов.
3. Ознакомьтесь с последовательностью
работы.
4. Запишите в тетради дату, название
работы.
5. Выполните предложенные задания,
ответьте на поставленные вопросы.
6. Результаты зафиксируйте в тетради
7. Сформулируйте выводы.
Правила
выполнения рисунка на лабораторных работах
1. Рисовать только на одной стороне листа.
2. До начала зарисовки вверху страницы надо записать
название темы, а перед каждым рисунком – название объекта.
3. Рисунок должен отображать форму и величину целого
объекта, а так же соотношение размеров его отдельных частей.
4. Вокруг не следует рисовать контуров поля зрения
микроскопа.
5. В каждом рисунке обязательно должны быть сделаны
обозначения его отдельных частей. Для этого к отдельным частям объекта ставят
стрелочки, а против каждой стрелочки пишут определенную цифру, желательно,
чтобы все стрелочки были параллельны. Затем сбоку от рисунка или под ним
столбиком по вертикали пишут цифры, а против цифр – название части объекта.
6. Рисунок и стрелочки к нему выполняются карандашами,
а подписи к рисунку выполняются синей шариковой ручкой.
7. Надписи должны быть по возможности полными, идущие
от рисунка линии не должны пересекаться.
Введение
Важную роль в изучении биологии в школе играют
лабораторные работы, которые способствуют
лучшему усвоению знаний и умений учащихся,
способствуют более глубокому и осмысленному
изучению биологии, формированию практических и
исследовательских умений, развитию творческого
мышления, установлению связей между
теоретическими знаниями и практической
деятельностью человека, облегчают понимание
фактического материала.
Учебный эксперимент имеет огромный потенциал
для всестороннего развития личности
обучающихся. Эксперимент включает в себя не
только источник знаний, но и способ их
нахождения, знакомство с первичными навыками
исследования природных объектов. В ходе
эксперимента обучающиеся получают
представление о научном методе познания.
Методическое пособие “Лабораторный практикум.
Биология. 5 класс” предназначено для организации
исследовательской деятельности школьников на
уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных
работ, представленных в методическом пособии,
соответствует содержанию учебника “Биология”
для 5 класса общеобразовательных учреждений
(авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А.
Корнилова), открывающему линию учебников по
биологии для основной школы и входящему в
систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет
точного соответствия параграфов количеству
часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее
количество параграфов позволяет учителю
использовать оставшееся время для проведения
лабораторных работ.
При проведении лабораторных работ
используются технологии здоровьесбережения,
проблемного обучения, развития
исследовательских навыков. В ходе практических
занятий у обучающихся формируются такие
универсальные учебные действия, как:
- познавательные – осуществлять
исследовательскую деятельность; - регулятивные – сверять свои действия с целью
и при необходимости исправлять ошибки; - коммуникативные – слушать и слышать друг
друга, с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
В разработках практических занятий перед
школьниками ставится проблемный вопрос, указаны
планируемые результаты и необходимое
оборудование. Каждая разработка имеет
инструкцию по проведению лабораторной работы.
Важно перед выполнением лабораторных работ
познакомить обучающихся с требованиями по их
оформлению (приложение 1), с правилами техники
безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение
2), с правилами выполнения рисунков природных
объектов (приложение 3).
Для визуального сопровождения практических
занятий к данному методическому пособию
прилагается электронная презентация (презентация).
Методические рекомендации к практическим
занятиям
Лабораторная работа № 1 “Изучение строения
увеличительных приборов”
Планируемые результаты: научиться
находить части лупы и микроскопа и называть их;
соблюдать правила работы в кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием; использовать текст
и рисунки учебника для выполнения лабораторной
работы.
Проблемный вопрос: как люди узнали о
существовании в природе одноклеточных
организмов?
Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Изучение строения увеличительных
приборов”.
Цель: изучить устройство и научиться
работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани
плода арбуза, готовый микропрепарат листа
камелии.
Ход работы
Задание 1
1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные
части (рис. 1). Узнайте их назначение.
Рис. 1. Строение ручной лупы
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть
арбуза.
3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой.
Каково строение мякоти арбуза?
Задание 2
1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные
части (рис. 2). Узнайте их назначение.
Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом
(с. 18 учебника).
Рис. 2. Строение микроскопа
2. Рассмотрите под микроскопом готовый
микропрепарат листа камелии. Отработайте
основные этапы работы с микроскопом.
3. Сделайте вывод о значении увеличительных
приборов.
Задание 3
1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для
этого перемножьте числа, указывающие на
увеличение окуляра и объектива.
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение микроскопа |
4 | 8 | |
10 | 40 |
2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен
рассматриваемый вами объект с помощью школьного
микроскопа.
Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками
растений”
Планируемые результаты: научиться
различать основные части растительной клетки;
соблюдать правила обращения с лабораторным
оборудованием; использовать текст и рисунки
учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как устроена клетка
живого организма?”
Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с клетками растений”.
Цель: изучить строение растительной
клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка,
предметное и покровное стёкла, пинцет,
препаровальная игла, часть луковицы, готовый
микропрепарат листа камелии.
Ход работы
Задание 1
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3).
Для того, чтобы приготовить микропрепарат,
познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата
кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом.
Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при
малом увеличении, а затем при большом.
3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на
рисунке основные части растительной клетки (рис.
4).
1. Клеточная стенка
2. Цитоплазма
3. Вакуоли
4. Ядро
Рис. 4. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной
клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть
под микроскопом?
Задание 2
Сравните клетки кожицы лука и клетки листа
камелии. Объясните, с чем связаны отличия в
строении этих клеток.
Лабораторная работа № 3 “Определение состава
семян”
Планируемые результаты: научиться
различать основные части растительной клетки;
соблюдать правила обращения с лабораторным
оборудованием; использовать текст и рисунки
учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как можно узнать,
какие вещества входят в состав клетки?”
Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Определение состава семян”.
Цель: изучить способы обнаружения веществ
в семенах растений, исследовать их химический
состав.
Оборудование: стакан с водой, пестик,
раствор йода, марлевая и бумажная салфетки,
кусочек теста, семена подсолнечника.
Ход работы
Задание 1
Выясните, какие органические вещества входят в
состав семян растений, используя следующую
инструкцию (рис. 5):
1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте
мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).
2. Раскройте мешочек с промытым тестом.
Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое
осталось на марле, – это клейковина или белок.
3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость
добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость
синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
4. Положите на бумажную салфетку семена
подсолнечника и раздавите их с помощью пестика
(Г). Что появилось на бумаге?
Рис. 5. Обнаружение органических
веществ в семенах растений
5. Сделайте вывод о том, какие органические
вещества входят в состав семян.
Задание 2
Заполните таблицу “Значение органических
веществ в клетке”, используя для этого текст
“Роль органических веществ в клетке” на с. 27
учебника.
Вещества клетки | Значение вещества |
Белок | |
Углевод (крахмал) | |
Жир |
Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним
строением растения”
Планируемые результаты: научиться
различать и называть части цветкового растения;
зарисовывать схему строения цветкового
растения; соблюдать правила обращения с
лабораторным оборудованием; использовать текст
и рисунки учебника для выполнения лабораторной
работы.
Проблемный вопрос: “Какие органы имеет
цветковое растение?”
Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с внешним строением
растения”.
Цель: изучить внешнее строение цветкового
растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий
цветкового растения.
Ход работы
Задание 1
1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового
растения (василёк луговой). Найдите части
цветкового растения: корень, стебель, листья,
цветки (рис. 6).
Рис. 6. Строение цветкового растения
2. Зарисуйте схему строения цветкового
растения.
3. Сделайте вывод о строении цветкового
растения. Какие части различают у цветкового
растения?
Задание 2
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис.
7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ
относят к споровым растениям, а картофель – к
семенным?
Хвощ
Картофель
Рис. 7. Представители разных групп
растений
Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за
передвижением животных”
Планируемые результаты: научиться
рассматривать одноклеточных животных под
микроскопом при малом увеличении; соблюдать
правила обращения с лабораторным оборудованием;
использовать текст и рисунки учебника для
выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какое значение для
животных имеет их способность передвигаться?”
Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Наблюдение за передвижением
животных”.
Цель: познакомиться со способами
движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и
покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой;
культура инфузорий.
Ход работы
Задание 1
1. Приготовьте микропрепарат с культурой
инфузорий (с. 56 учебника).
2. Рассмотрите микропрепарат под малым
увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис.
8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте
скорость и направление движения.
Рис. 8. Инфузории
Задание 2
1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько
кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за
тем, как ведут себя инфузории. Объясните
поведение инфузорий.
2. Сделайте вывод о значении движения для
животных.
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
Литература
- Алексашина И.Ю. Естествознание с основами
экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн.
для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И.
Орещенко. – М.: Просвещение, 2005. – 174 с.: ил. –
(Лабиринт). - Константинова И.Ю. Поурочные разработки по
биологии. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с. –
(В помощь школьному учителю). - Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: методическое
пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А.
Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с. - Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных организаций / И.Н.
Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред.
И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.: ил.