В русском языке местоимения с предлогами пишутся всегда раздельно.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, конкретно не обозначая их. Местоимения замещают существительные, прилагательные и числительные. Местоимения-существительные образуют формы косвенных падежей с предлогами:
- без тебя, без них, без кого-нибудь;
- к нему, к ним, к чему-либо;
- у него, у тебя, у вас;
- за ней, за вами, за кем-то.
Правило
Местоимения в форме косвенных падежей пишутся с предлогами всегда раздельно.
Некоторые падежные формы местоимений различных семантических разрядов имеют особенности в написании с предлогами.
Правописание личных местоимений с предлогами
В косвенных падежах личного местоимения «я», начинающихся с сочетаний согласных, у предлогов «над», «перед», «с», «к», «об», пишется беглая гласная «о»:
- надо мной;
- передо мной;
- со мной;
- надо мной;
- обо мне.
У местоимений 3 лица единственного и множественного числа после относящихся к ним предлогам пишется начальная буква «н»:
- он, оно — к нему, от него, у него;
- она — без неё, над ней, для неё;
- они — из-за них, к ним, с ними.
И. п. | он | она | оно | они |
Р. п. | у него | у неё | у него | у них |
Д. п. | к нему | к ней | к нему | к ним |
В. п. | на него | не неё | на него | на них |
Т. п. | с ним | с ней | с ним | с ними |
П. п. | о нём | о ней | о нём | о них |
Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»
Формы родительного падежа личных местоимений «его», «её», «их» могут употребляться в роли притяжательных местоимений:
- он — нет (кого?) его — ( чей?) его телефон;
- она — не слышу (кого?) её — (чей?) её голос;
- они — нет кого? их — (чьи?) их сумки.
У притяжательных местоимений «его», «её», «их» в отличие от падежных форм с предлогами соответствующих личных местоимений предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному. В этом случае начальная буква «н» у слов этого разряда не пишется.
Сравним:
- оставить для него — для его матери;
- иду с ней — иду рядом с её дочерью;
- пройти мимо неё — мимо её друзей;
- оказаться у них — у их дома.
Правило
У притяжательных местоимений «его», «ей», «их» с предлогами и без них буква «н» не пишется.
После производных предлогов «вне», «вопреки», «согласно», «подобно», «благодаря», «наперекор», «навстречу» буква «н» у личных местоимений также не появляется.
Понаблюдаем:
- вне его;
- вопреки ему;
- благодаря ей;
- подобно им.
Начальное «н» не пишется у местоимений этого разряда после сравнительной степени прилагательного или наречия:
- оказаться моложе её;
- прыгать выше его;
- сказать громче их.
Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями
В косвенных падежах отрицательных и неопределенных местоимений предлоги, оказавшиеся после частиц «не», «ни», «кое», пишутся раздельно:
- никого — ни у кого;
- ничем — ни с чем;
- кое-кем — кое с кем;
- кое-что — кое о чём.
Таблица
1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |
Кто? | я | мы | ты | вы | он | они |
У кого? | у меня | у нас | у тебя | у вас | у него | у них |
К кому? | ко мне | к нам | к тебе | к вам | к нему | к ним |
На кого? | на меня | на нас | на тебя | на вас | на него | на них |
С кем? | со мной | с нами | с тобой | с вами | с ним | с ними |
О ком? | обо мне | о нас | о тебе | о вас | о нём | о них |
Тест
Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 30
Правописание местоимений в русском языке
Как пишутся местоимения с предлогами и почему. Правописание местоимений в русском языке В данном предложении имеет место деепричастный оборот испугавшись нас.
Правописание местоимений в русском языке
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая включает слова, указывающие на предметы, на их признаки и количества, но не называющие их конкретно. Правописание местоимений в русском языке регулируется правилами орфографии.
Местоимения отличаются от других знаменательных частей речи тем, что они не имеют своего лексического, реального, вещественного значения, не называют предметы, их признаки и количества, а приобретают в речи значение того слова, на которое указывают или вместо которого употребляются.
Общие правила правописания местоимений
Рассмотрим, как правильно писать местоимения с предлогом, с частицами, в словосочетаниях, а также отрицательные местоимения, используя простую таблицу:
Когда словосочетания типа не кто иной, как; не что иное, как выражают противопоставление и имеют значение «а именно», вставляйте их только в предложения, не имеющие других отрицаний:
- Концертом дирижировал не кто иной, как сам маэстро Спиваков.
- Это было не что иное, как кусок метеорита.
(Здесь не в местоимение не входит.)
Сочетания типа никто иной, ничто иное, где нет и не подразумевается противопоставления, вставляйте в предложения, в которых уже имеется отрицание (часто впереди или после этих сочетаний стоит предлог кроме):
- Никто иной, кроме монаха, этой тайны не знал.
- Кроме слезливых мелодрам, ничто иное её не интересовало.
Присмотритесь к употреблению глаголов грустить, скучать, тосковать и др. с личными местоимениями 1 ‑го и 2‑го лица множественного числа. Запомните, эти местоимения должны стоять в предложном падеже:
Грущу по вас, скучают по нас, тосковали по вас и др.; но: тоскуем по ним.
Присмотритесь к частицам кое- (кой-) + местоимение с предлогом. Такие сочетания пишите всегда раздельно: быть кое у кого; говорить кое о чём, быть кой с каким грузом.
Если непроизводный предлог (без, для, в, по, с и др.) или предлог наречного происхождения (возле, вокруг, среди и др.) относится к местоимению 3‑го лица в косвенном падеже, прибавляйте к местоимению букву и:
- он — его — у него (к нему, с ним и т.д.);
- она — её — у неё (к ней, с ней и т.д,);
- они — их — у ник (к ним, с ними и т.д.);
Если же перед местоимением стоит производный предлог, то н прибавлять не следует (навстречу ей, благодаря ему, наперекор им).
Не прибавляйте букву н, если предлог относится не к местоимению, а к существительному, принадлежность которого определяет это местоимение:
- Я пил кофе у её бабушки.
- Он узнал эту новость от их друзей.
Предлоги и личные местоимения
Предлоги «перед», «с», «к», «об», стоящие перед формами косвенных падежей местоимения «я», пишутся с буквой «о»:
- ко мне;
- передо мной;
- со мной;
- надо мной;
- обо мне.
В косвенных падежах личного местоимения 3 лица после относящихся к нему предлогов пишется начальное «н»:
- он — у него, к нему, от него;
- она — для неё, за неё, ради неё;
- они — с ними, о них, из них, между ними.
Если местоимения «его», «её», «их» употребляются в значении притяжательных и предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному, то «н» отсутствует.
- пройти мимо него — мимо его дома;
- сделать для них — для их друзей;
- оставить у неё — у её родителей.
После предлогов «согласно», «подобно», «благодаря», «вне», «вопреки», «вследствие», «наперекор», «навстречу» «н» не пишется:
- благодаря ему, вне его, навстречу ему;
- вопреки ей, наперекор ей, согласно им, подобно им.
Буква «н» не пишется в личных местоимениях после сравнительной степени прилагательных и наречий:
- расположиться ближе его;
- идти быстрее её;
- положить дальше их.
Правописание неопределенных местоимений
Неопределенные местоимения «не́кто», «не́что», «не́который», «не́кий» пишутся слитно с ударной приставкой не-.
Неопределенные наречия с частицами кое‑, ‑то, ‑либо, ‑нибудь следует писать с дефисом:
- кое-кто, кое-что, кое-какой;
- кто-то, что-то, чей-то, столько-то;
- кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь;
- кто-либо, что-либо, сколько-либо.
Частица кое- пишется раздельно, если отделена от местоимения предлогом.
- ищу кое-кого — найду кое у кого;
- дам кое-кому — стремимся кое к кому;
- любуюсь кое-кем — подружусь кое с кем;
- напишу кое о ком.
Правописание отрицательных местоимений
В составе отрицательных местоимений пишется ударная приставка не-, а приставка ни- — без ударения:
- не́чего — ничего́;
- не́кому — никому́;
- не́чему — ничему́.
Если между «не» и «ни» и местоимением появляется предлог, то все сочетание пишется раздельно в виде трех слов:
- нечего — не у чего;
- некому — не к кому;
- никакая — ни у какой;
- ничьё — ни при чьём.
Сочетания «не кто иной, как» и «не что иное, как», «никто иной» и «ничто иное»
В сочетаниях «не кто иной, как» и «не что иное, как» элемент «не» является отрицательной частицей, которая пишется только раздельно.
Местоимения «кто» и «что» в этих устойчивых сочетаниях могут менять свою падежную форму, но написание их с частицей «не» остается раздельным.
Обратим внимание, что в таких высказываниях сказуемое не имеет при себе другого отрицания и предложения с этими оборотами речи являются утвердительными по смыслу.
В устойчивых сочетаниях «не кто иной, как» и «не что иное, как» отрицательная частица «не» пишется раздельно. Частица «не» в состав местоимения не включается и может быть отделена от него.
- Это был не кто иной, как посыльный.
- Это был не иной кто, как посыльный.
Весь оборот имеет значение частицы «именно».
- Это был именно посыльный.
Отличаем раздельное написание частицы «не» в рассмотренных оборотах от сочетаний «никто иной (другой)» и «ничто иное (другое)», в составе которых имеются отрицательные местоимения «никто» и «ничто», которые пишутся с приставкой ни- слитно и употребляются в предложении с отрицательным сказуемым, имеющим при себе частицу «не».
- Никто иной не может решить эту трудную задачу по физике.
- Ничто иное не могло заинтересовать плачущего малыша.
Слова «никто» и «ничто» усиливают отрицание, выраженное сказуемым с «не». В сочетаниях «никто иной», «ничто иное» может присутствовать слово «кроме», перед которым ставится запятая.
- Никто иной, кроме брата, не решился влезть на высокое дерево за котенком.
- Ничто иное, кроме мяча, не лежало в коробке.
Сочетания «никто иной (другой)» и «ничто иное (другое)» могут употребляться в утвердительном предложении без отрицательного сказуемого, если они имеют значение присоединения:
- Этот артист, и никто другой, запомнился зрителям своей яркой игрой в спектакле.
В этом случае используется перед указанными оборотами сочинительный союз «и»:
- В горах это небольшое голубое озеро, и ничто иное, поразило нас своей красотой.
В оборотах «никто иной (другой)», «ничто иное (другое)» приставка ни- пишется слитно с местоимениями.
Особенность местоимений в русском языке такова, что они способны образовывать другие части речи при помощи частиц, союзов и предлогов. Как следствие, при их написании допускается немало ошибок. В статье приведены правила слитного и раздельного написания местоимений, а также с использованием дефиса.
источники:
https://litfest.ru/orfografia/pravopisanie-mestoimeniy.html
Правописание местоимений с предлогами
В русском языке местоимения с предлогами пишутся всегда раздельно.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, конкретно не обозначая их. Местоимения замещают существительные, прилагательные и числительные. Местоимения-существительные образуют формы косвенных падежей с предлогами:
- без тебя, без них, без кого-нибудь;
- к нему, к ним, к чему-либо;
- у него, у тебя, у вас;
- за ней, за вами, за кем-то.
Некоторые падежные формы местоимений различных семантических разрядов имеют особенности в написании с предлогами.
Правописание личных местоимений с предлогами
В косвенных падежах личного местоимения «я», начинающихся с сочетаний согласных, у предлогов «над», «перед», «с», «к», «об», пишется беглая гласная «о»:
У местоимений 3 лица единственного и множественного числа после относящихся к ним предлогам пишется начальная буква «н»:
- он, оно — к н ему, от н его, у н его;
- она — без н её, над н ей, для н её;
- они — из-за н их, к н им, с н ими.
И. п. | он | она | оно | они |
Р. п. | у него | у неё | у него | у них |
Д. п. | к нему | к ней | к нему | к ним |
В. п. | на него | не неё | на него | на них |
Т. п. | с ним | с ней | с ним | с ними |
П. п. | о нём | о ней | о нём | о них |
Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»
Формы родительного падежа личных местоимений «его», «её», «их» могут употребляться в роли притяжательных местоимений:
- он — нет (кого?) его — ( чей?) его телефон;
- она — не слышу (кого?) её — (чей?) её голос;
- они — нет кого? их — (чьи?) их сумки.
У притяжательных местоимений «его», «её», «их» в отличие от падежных форм с предлогами соответствующих личных местоимений предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному. В этом случае начальная буква «н» у слов этого разряда не пишется.
- оставить для н его — для его матери;
- иду с н ей — иду рядом с её дочерью;
- пройти мимо н её — мимо её друзей;
- оказаться у н их — у их дома.
Правило
После производных предлогов «вне», «вопреки», «согласно», «подобно», «благодаря», «наперекор», «навстречу» буква «н» у личных местоимений также не появляется.
Понаблюдаем:
Начальное «н» не пишется у местоимений этого разряда после сравнительной степени прилагательного или наречия:
Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями
В косвенных падежах отрицательных и неопределенных местоимений предлоги, оказавшиеся после частиц «не», «ни», «кое», пишутся раздельно:
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/pravopisanie-mestoimeniy-predlogami.html
Конспект урока в 5 кл. на тему: “Местоимение. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов”
Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”
для дошкольников и учеников 1–11 классов
ТЕМА: Местоимение. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.
9. Автобиография. Заявление. Дружеское письмо .
Цель урока : сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
1 . Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Познакомимся с изменением местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по падежам. Познакомимся с правописанием местоимений с предлогами.
2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами. Развиваем орфографическую зоркость.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей. Воспитываем в себе положительные качества человека
Метод : слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.
Оборудование: мультимедиа, экран, индивидуальные карточки, жетоны двух цветов (красный и синий), распечатки поэтического текста, жетоны для оценивания.
1. Организационный момент урока.
Эмоциональный настрой учащихся.
(Учитель читает наизусть стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.)
Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.
Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно
Будешь ты счастливым.
И притом не как-то и не как-нибудь.
Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно
Будешь ты
Лю-би-мым,
Ну, а для кого-то
Самым дорогим.
– Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Стихотворение, которое я прочитала, называется “Улыбайся”. А вы знаете автора стихотворения? (Это Л. Бойков, наш с вами земляк, живет он в городе Барабинске).
Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок.
2. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.
– А сейчас внимание на экран. Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение).
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
– В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё , вам, мне, у меня и др.
Ребята, какой частью речи они являются? ( местоимениями ). На что указывает местоимение Я ? ( на человека, личность ). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных местоимениях )
– Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
– Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.
За каждое верно выполненное задание вы будете получать один жетон. Чем больше жетонов, тем выше будет ваша оценка. Желаю успехов!
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
– Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его, перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом.
(Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:
– Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по паджам? (склонением )
– Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я , пользуясь данной таблицей. (на экране)
– Что особенного вы отметили в склонении данного
– Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.
( Самым активным в этом виде работы дать жетоны).
4. Новый материал. Формирование навыков и умений.
– Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений
На экране вы видите таблицу.
– Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:
При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я , а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.
Иногда в корне происходит чередование например:
Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам : она (ж.р.), оно (ср. р.)
– Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. ( к нему, у нее ).
– Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.
4. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)
а). Просклоняйте местоимение: мы.
б). Просклоняйте местоимение: он.
2. Остальные ребята работают со мной.
Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.
Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)
Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).
(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).
Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.
(Кто лучше смог себя проявить, тот получает жетон).
– А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается ….Начинаем.
1-й учащийся склонял местоимение Мы :
( За это задание ученик получает жетон).
2-й учащийся склонял местоимение Он :
( За это задание ученик получает жетон).
Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово).
3 . Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.
– Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?
– Для того чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина:
1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
. Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)
2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)
3. Я снова здесь, в семье родной ,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)
Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)
– А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.
– В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “ Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “ Вы ” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении .
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь.
( Развитие речи. творческое задание ).
Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:
Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов.
Даётся время для написания работы. Затем 5-7 работ заслушать.
( Учащиеся, чьи работы показалась наиболее лучшими, получают жетоны)
– Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить вопросом: Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется с красной строки)
6. Подведение итогов. Рефлексия.
– Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?
– Как пишутся личные местоимения с предлогами?
– Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество жетонов вы получили, опираясь на критерии оценивания, поставьте себе оценку. Эту оценку вы можете поставить себе в дневник. А потом ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне.
– Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-v-kl-na-temu-mestoimenie-sklonenie-lichnih-mestoimeniy-s-predlogami-i-bez-predlogov-1009917.html
Комментарий: При разработке урока использованы материалы из интернет -источников.
Урок 22. МЕСТОИМЕНИЯ. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ
Цель деятельности учителя
Актуализировать и восстановить знания о местоимении, углубить понятие о роли местоимений в речи, формировать умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отработать умение правильно писать
Тип урока
Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные резуль-
таты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать личные местоимения 1, 2 и 3-го лица; склонение личных местоимений, правило раздельного написания личных местоимений с предлогами и их употребление; уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects
http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия
Местоимение, морфема, морфемный разбор, приставка, предлог
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность
обучающихся
Формы
организации взаимодей-
ствия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промежуточный контроль
1. Актуализация
и пробное учебное действие
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так.
Перво-наперво решительно
Скажет всем моя семья,
Что, конечно, Именительный –
Это я и только я!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните: Винительный
Не касается меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж родительный
Для кого? А для меня.
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
Дарят мне подарки. Дательный –
Это значит – только мне!
Нет, друзья, падеж Творительный
Сотворен совсем не мной!
Ждете, видимо, Предложного?
Новых данных обо мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
– О какой части речи говорится в стихотворении
М. Раскатова «Моя грамматика»? (Местоимение.)
– Что мы знаем о местоимениях? (Употребляются вместо существительного, изменяются по падежам, бывают 1, 2, 3-го лица.)
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания
Групповая
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы
2. Выявление места
и причины затруднения
Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах
– Прочитайте текст и выпишите из него все местоимения. Обоснуйте вашу точку зрения.
В субботу наш отряд отправился на экскурсию в музей. Он расположен в доме, где жил поэт И. А. Некрасов. Самолет летел над тайгой. Она раскинулась на сотни километров. Дорога круто спускалась к озеру, которое искрилось в лучах яркого солнца. На пришкольном участке трудились ребята. Они сажали цветы, окапывали деревья.
– Прочтите запись:
У нее, к нему, до тебя, мне, за вами, к ним.
– Назовите лишнее в записи. (Мне.)
– Почему? (Без предлога.)
Объявляет тему урока
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы
Групповая, индивидуальная
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье
Вопросы для уточнения информации
Физкультминутка
Буратино потянулся, Руки в сторону развел,
Раз – нагнулся, Ключик, видно, не нашел.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Нужно на носочки встать
Выполняют элементарные физические упражнения
Фронтальная
3. Целеполагание и постро-
ение про-екта выхода из затруднения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы. Просмотр мультимедийной презентации «Местоимение. Правописание местоимений с предлогами»
Местоимения с предлогами пишутся раздельно:
– Измените местоимения 1-го лица по вопросам:
Кто? Я Мы
У кого? У меня У нас
К кому? Ко мне К нам
На кого? На меня На нас
С кем? Со мной С нами
О ком? Обо мне О нас
– По каким вопросам мы изменяли местоимения?
(По падежным.)
– Как нужно писать местоимения с предлогами?
(Раздельно.)
– Почему? (Предлог – это слово.)
Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают
лингвистические термины
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность
в парах и рабочих группах
Устные ответы. Вопросы для уточнения информации
4. Твор-ческая практическая деятельность
Игра, письменная работа, выполнение упр. 112
– Итак, мы вспомнили правило правописания местоимений с предлогами. Между предлогом и существительным можно вставить другое слово, например: у школы – у новой школы.
А между предлогом и местоимением? (Вопрос.)
Игра«Сколько местоимений в тексте?»
Читает текст из рассказа К. Паустовского.
– Запишите местоимения, которые вы услышали.
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку.
Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.
– Какие местоимения вы записали? (Я, (ко) мне, она, (около) меня, меня, его, ей, он, (надо) мной, мне, их.)
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.
Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданием
Фронтальная,
индивидуальная
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебников.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах
Устные ответы
5. Первичное закрепление с комментирова-
нием
во внешней речи
Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа
– А теперь давайте закрепим наши знания, выполнив небольшой тест.
Тест*
1. Укажите местоимения 1-го лица.
1) Я, вы. 2) Он, ты. 3) Я, мы. 4) Он, она.
2. Укажите местоимения 1-го лица в родительном падеже.
1) У тебя, у вас. 3) Со мной, с нами.
2) У меня, у нас. 4) С ним, с ними.
3. В каком предложении местоимение является подлежащим?
1) У нас в классе есть аквариум.
2) Сегодня он пришел раньше всех.
3) Девочки вышли с нами на прогулку.
4. Укажите предложения с местоимением 1-го лица ед. ч.
1) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.
2) Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи.
3) Жук летает над лужком, он устал ходить пешком.
4) Мы шли-шли-шли, земляничку нашли
Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями
Индивидуальная
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения
Организует выполнение разных по сложности упражнений, подобранных в соответствии с уровнем подготовки класса
Выполняют упражнения
111, 113 и др.
Индивидуальная, групповая
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Письменные работы
7. Включение
в систему знаний и повторение
Обобщение
полученных
на уроке сведений, оценивание
Игра«Четвертое лишнее».
На доске записаны группы слов. Одно из слов в каждой группе является лишним. Нужно найти это слово и ответ обосновать.
1) ОН, ОНА, ОНО, Я. (Я – местоимение 1-го лица, остальные 3-го лица.)
2) Я, ТЫ, ОНИ, ОН. (ОНИ – местоимение во множественном числе, остальные – в единственном.)
3) МЫ, ОН, НО, ВЫ. (НО – союз, остальные – местоимения.)
4) ТЫ, К, ОТ, ЗА. (ТЫ – местоимение, остальные – предлоги.)
5) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ. (МНЕ – местоимение, остальные – глаголы.)
Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний
Индивидуальная, групповая
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли
Оценивание работы обучающихся на уроке
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог
урока)
Заключительная беседа по вопросам
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений
Индивидуальная, групповая
Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят монологические высказывания
Листы обратной связи
Содержание
- ГРАМОТЕЙКА. Правописание местоимений с предлогами
- Правило
- Правописание личных местоимений с предлогами
- Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»
- Правило
- Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями
- Таблица
- Правописание местоимений с предлогами
- Правописание личных местоимений с предлогами
- Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»
- Правило
- Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями
- Местоимения
- Понятие местоимения
- Разряды местоимений
- Как изменяются местоимения
- Правописание местоимений с предлогами (таблица)
- Правописание личных местоимений с предлогами
- Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»
- Правило
- Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями
- Как пишутся местоимения с предлогами
ГРАМОТЕЙКА. Правописание местоимений с предлогами
В русском языке местоимения с предлогами пишутся всегда раздельно.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, конкретно не обозначая их. Местоимения замещают существительные, прилагательные и числительные. Местоимения-существительные образуют формы косвенных падежей с предлогами:
Правило
Местоимения в форме косвенных падежей пишутся с предлогами всегда раздельно.
Некоторые падежные формы местоимений различных семантических разрядов имеют особенности в написании с предлогами.
Правописание личных местоимений с предлогами
В косвенных падежах личного местоимения «я», начинающихся с сочетаний согласных, у предлогов «над», «перед», «с», «к», «об», пишется беглая гласная «о»:
У местоимений 3 лица единственного и множественного числа после относящихся к ним предлогам пишется начальная буква «н»:
Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»
Формы родительного падежа личных местоимений «его», «её», «их» могут употребляться в роли притяжательных местоимений:
У притяжательных местоимений «его», «её», «их» в отличие от падежных форм с предлогами соответствующих личных местоимений предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному. В этом случае начальная буква «н» у слов этого разряда не пишется.
Сравним:
Правило
У притяжательных местоимений «его», «ей», «их» с предлогами и без них буква «н» не пишется.
После производных предлогов «вне», «вопреки», «согласно», «подобно», «благодаря», «наперекор», «навстречу» буква «н» у личных местоимений также не появляется.
Понаблюдаем:
Начальное «н» не пишется у местоимений этого разряда после сравнительной степени прилагательного или наречия:
Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями
В косвенных падежах отрицательных и неопределенных местоимений предлоги, оказавшиеся после частиц «не», «ни», «кое», пишутся раздельно:
Таблица
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Правописание местоимений с предлогами
В русском языке местоимения с предлогами пишутся всегда раздельно.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, конкретно не обозначая их. Местоимения замещают существительные, прилагательные и числительные. Местоимения-существительные образуют формы косвенных падежей с предлогами:
Некоторые падежные формы местоимений различных семантических разрядов имеют особенности в написании с предлогами.
Правописание личных местоимений с предлогами
В косвенных падежах личного местоимения «я», начинающихся с сочетаний согласных, у предлогов «над», «перед», «с», «к», «об», пишется беглая гласная «о»:
У местоимений 3 лица единственного и множественного числа после относящихся к ним предлогам пишется начальная буква «н»:
Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»
Формы родительного падежа личных местоимений «его», «её», «их» могут употребляться в роли притяжательных местоимений:
У притяжательных местоимений «его», «её», «их» в отличие от падежных форм с предлогами соответствующих личных местоимений предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному. В этом случае начальная буква «н» у слов этого разряда не пишется.
Сравним:
Правило
После производных предлогов «вне», «вопреки», «согласно», «подобно», «благодаря», «наперекор», «навстречу» буква «н» у личных местоимений также не появляется.
Понаблюдаем:
Начальное «н» не пишется у местоимений этого разряда после сравнительной степени прилагательного или наречия:
Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями
В косвенных падежах отрицательных и неопределенных местоимений предлоги, оказавшиеся после частиц «не», «ни», «кое», пишутся раздельно:
Источник
Местоимения
Понятие местоимения
Местоимения отличаются от других частей речи тем, что они у них нет своего лексического, реального, вещественного значения, то есть они не называют и не обозначают предметы и их признаки.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая включает в себя слова, которые указывают на предметы, их признаки и количество, при этом не называют их конкретно.
Постоянные грамматические признаки местоимений:
Непостоянные грамматические признаки местоимений:
Начнем разбираться в теме местоимений с понятия разряда.
Разряды местоимений
Семантический разряд — постоянный морфологический признак местоимения. По значению и грамматическим признакам выделяют 9 разрядов местоимений.
Какие бывают местоимения в русском языке:
Разряд
Описание
Примеры
Синтаксическая функция
Указывают на предмет, лицо, явление.
я, ты, мы, вы, он, она, оно, они
Я подошла к окну.
У меня зазвонил телефон.
Указывают на обращенность действия на себя.
Посмотри на себя в зеркало.
Кошки способны жить сами по себе.
Указывают на принадлежность,
мой, твой, наш, ваш, свой
Твое мнение мне известно.
Его лицо стало грустным.
кто? что? какой? каков?
который? чей? сколько?
Кто стучится в дверь?
У чьего окна сидят голуби?
Сколько яблок на столе?
Используются для связи частей сложноподчиненного предложения.
кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
Не могу понять, что могло их так задержать.
Вот дом, в стенах которого прошло мое детство.
Указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака.
никто, ничто, некого,
Никто не ответил мне.
Некого теперь спросить об этом.
Никакой ошибки тут нет.
Указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, количество.
некто, нечто, некоторый,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел песню.
Чей-то голос послышался во дворе.
Пометь чем-нибудь саженец.
Указывают на обобщенный признак.
любой, всякий, целый,
Другой путь предстоит нам.
Завтра все покажется иным.
Указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов.
таков, тот-то, такой-то,
За тем домом кафе.
Столько радости было в ее глазах!
Как изменяются местоимения
В русском языке местоимения склоняются по родам, числам и падежам.
Все местоимения изменяются по падежам, кроме нескольких несклоняемых слов:
Указательное местоимение «таков» и вопросительное (относительное) «каков» изменяются только по родам и числам:
Как склоняются личные местоимения, у которых меняется корень:
Источник
Правописание местоимений с предлогами (таблица)
В русском языке местоимения с предлогами пишутся всегда раздельно.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, конкретно не обозначая их. Местоимения замещают существительные, прилагательные и числительные. Местоимения-существительные образуют формы косвенных падежей с предлогами:
Местоимения в форме косвенных падежей пишутся с предлогами всегда раздельно.
Некоторые падежные формы местоимений различных семантических разрядов имеют особенности в написании с предлогами.
Правописание личных местоимений с предлогами
В косвенных падежах личного местоимения «я», начинающихся с сочетаний согласных, у предлогов «над», «перед», «с», «к», «об», пишется беглая гласная «о»:
У местоимений 3 лица единственного и множественного числа после относящихся к ним предлогам пишется начальная буква «н»:
Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»
Формы родительного падежа личных местоимений «его», «её», «их» могут употребляться в роли притяжательных местоимений:
У притяжательных местоимений «его», «её», «их» в отличие от падежных форм с предлогами соответствующих личных местоимений предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному. В этом случае начальная буква «н» у слов этого разряда не пишется.
Сравним:
Правило
У притяжательных местоимений «его», «ей», «их» с предлогами и без них буква «н» не пишется.
После производных предлогов «вне», «вопреки», «согласно», «подобно», «благодаря», «наперекор», «навстречу» буква «н» у личных местоимений также не появляется.
Понаблюдаем:
Начальное «н» не пишется у местоимений этого разряда после сравнительной степени прилагательного или наречия:
Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями
В косвенных падежах отрицательных и неопределенных местоимений предлоги, оказавшиеся после частиц «не», «ни», «кое», пишутся раздельно:
Источник
Как пишутся местоимения с предлогами
Для начала дадим определения местоимению и предлогу.
Местоимения обозначают признак или количество предмета. Эта часть речи заменяет числительные, прилагательные и существительные. Местоимение – самостоятельная часть речи.
По значению различают следующие местоимения:
Предлог относят к служебным частям речи. Он служит для связи слов друг с другом.
По структуре различают простые и составные предлоги. Простые состоят из одного слова, составные, соответственно, из нескольких слов.
Одно из первых правил русского языка, которое узнают учащиеся, это то, что все предлоги с другими словами всегда пишутся раздельно. Чтобы правильно понять является слово предлогом нужно попробовать вставить уточняющее слово или задать вопрос. Например, на (чем?) столе или на (письменном) столе.
Местоимения-существительные с предлогами образуют формы косвенных падежей (за вами, без кого-нибудь). Предлоги с местоимениями в форме косвенных падежей пишутся всегда раздельно.
Предлоги, которые начинаются с согласной буквы в сочетании с личным местоимением «я» и его производные (мной, мне) пишутся гласная «о» (передо мной, обо мне).
При употреблении местоимения третьего лица единственного и множественного числа с предлогом, к его началу добавляется буква «н» (к нему, для нее, из-за них).
У притяжательных местоимений его, ее, их, в родительном падеже, предлог в предложении относится к существительному, поэтому буква «н» перед предлогом исчезает (его книга, ее голос, их дом).
У притяжательных местоимений: его, ей, их, при наличии предлога буква «н» не пишется.
При употреблении производных предлогов: вне, вопреки, наперекор, навстречу, благодаря, буква «н» у личных местоимений, также пропадает.
Примеры: вопреки ему, благодаря им, вне их.
Начальная «н» также не пишется при употреблении личных местоимений с прилагательными в сравнительной степени. Прыгать выше ее, спеть громче его, оказаться моложе их.
Предлоги с отрицательными и неопределенными местоимениями.
Предлоги, которые стоят после частиц («не», «ни», «кое»), относящихся к местоимению, пишутся раздельно. Например,
Источник
Местоимение – это часть речи, которая применяется для указания на объект повествования, не называя его конкретно. В предложениях они довольно часто идут в паре с предлогами. И с правописанием этих пар нередко возникают сложности. Чтобы не делать ошибок в текстах, следует усвоить несколько правил, которым подчиняется написание местоимений и предлогов.
Читайте в статье
- Правописание личных местоимений с предлогами
- Случаи употребления их, них, ей, ней
- С отрицательными и неопределенными местоимениями
- Заключение
Правописание личных местоимений с предлогами
По общему правилу, предлоги всегда пишутся раздельно с другими словами, к какой бы части речи эти слова ни принадлежали. Но у некоторых местоимений есть дополнительные особенности использования в паре с предлогами. В первую очередь это касается личных местоимений.
Слова этой группы при склонении по падежам образуют супплетивные формы, например: я – меня, мне, мной и т.д. Если падежная форма слова «я» начинается с сочетания согласных и используется в тексте в паре с одним из предлогов: «над», «с», «об», «к» или «перед», к предлогу добавляется буква О. Например:
- над ним, но надо мной;
- с ней, но со мной;
- к нему, но ко мне;
- перед ней, но перед мной;
- об вас, но обо мне.
Есть свои особенности правописания и у местоимений 3 лица – он, она, оно, они. Если эти слова используются в паре с предлогом, то, в какой бы числовой и падежной форме они ни стояли, в их начало добавляется буква Н. К примеру:
- он – «нет (кого?) его», но «был (у кого?) у него»;
- она – «дать (кому?) ей», но «пришел (к кому?) к ней»;
- оно – «копал (чем?) им», но «играл (с чем?) с ним»;
- они – «нет (кого?) их», но «был (у кого?) у них».
Исключения составляют ситуации, когда местоимение в предложении стоит после наречия или прилагательного в форме сравнительной степени. Например:
- Маша была красивее ее;
- Витя прибежал быстрее его;
- мне хотелось быть лучше их.
Также букву Н не добавляют к местоимениям, идущим после предлогов: «наперекор», «благодаря», «подобно», «навстречу», «вне», «согласно», «вопреки». К примеру:
- действовать наперекор ему;
- получилось благодаря ей;
- стоит поступать подобно им;
- согласно его требованиям и т.д.
Случаи употребления их, них, ей, ней
Слова «его», «их» и «ее» могут употребляться как форма родительного падежа слов «он», «они» и «она» соответственно. Но они же способны выступать в речи в роли притяжательных местоимений, то есть, указывать на принадлежность предмета обсуждения кому-либо. Например:
- его нет дома, но на столе лежит его сумка;
- ее сегодня не будет, но вы можете передать сообщение ее секретарю;
- я хотел бы увидеть их лично, или хотя бы их фотографии.
В предложении, где используются притяжательные местоимения, предлоги относятся не к ним, а к идущим с ними в паре именам существительным. Поэтому местоимения этой группы пишутся в таком случае как обычно, без добавления буквы Н в начале слова. К примеру:
- «я делал это для него», но «я делал это для его дочери»;
- «я делал это для нее», но «я делал это для ее дочери»;
- «я делал это для них», но «я делал это для их дочери».
С отрицательными и неопределенными местоимениями
Часть отрицательных и неопределенных местоимений была образована от слов этой части речи, принадлежащих к вопросительному или относительному семантическим разрядам. Словообразование происходило путем добавления к основе исходного слова частице «не», «ни» или «кое». Примеры таких слов: «некого», «кое-чему», «никто», «ничему» и т.д.
Если одно из таких местоимений в форме косвенного падежа используется в предложении с предлогом, оно пишется раздельно. Например:
- «никто», но «ни с кем»;
- «кое-кто», но «кое у кого»;
- «некого», но « не у кого» и т.д.
Довольно часто встречаются ошибки в написании с предлогами слов, начинающихся с частицы «кое», например «у кое-кого», «с кое-кем». Нужно запомнить, что такой вариант написания некорректен.
Заключение
Использование местоимений с предлогами имеет некоторые особенности. Их нужно выучить, чтобы не делать ошибок в тексте, а также в устной речи. Для полноценного применения правил, регламентирующих написание и произношение пары из местоимения и предлога, пригодится знание семантических разрядов местоимений и умение определять их для конкретного слова.