Как пишутся методические рекомендации

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


       
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

     титульный лист;

     аннотацию;

     сведения об авторе (авторах);

     пояснительную записку;

     содержание;

     список рекомендуемой литературы по данной теме;

     приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. 
На титульном листе должны быть обозначены:

     название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

     фамилия, имя, отчество автора;

     название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

     название города;

     год разработки.

2.      На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

     сути рассматриваемых вопросов;

     предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

     источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

     возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

     Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3.      Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

     обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

     определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

     краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);

     обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4.      Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольнойформе. Например, его можно структурировать в следующей логике:

     описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

     дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

     вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

     предостеречь от типичных ошибок.

5.      Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6.      Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

     планы проведения конкретных дел, мероприятий;

     тестовые задания;

     методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

     примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

     методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

     схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

     примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ


       
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации. 
       
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
       
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки; 
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей; 
■ условия осуществления мероприятия; 
■ перечень используемого оборудования и материалов; 
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДОД (дополнительное образование детей)
        Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
        Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
       Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
       Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, 
используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики 
по какой-либо отдельной направленности ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
       
Типовая структура методического пособия включает:
— 
введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
— 
теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
— 
практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
— 
дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
       Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
       Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 3 «Колобок» г.Медногорска»

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

«Алгоритм написания методических рекомендаций»

Подготовил:старший воспитатель МБДОУ

высшей квалификационной категории

Курсакова Е.А.

Медногорск,

Март, 2020

Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.

В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.

Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).

Памятки составляютсябез титульного листа по следующей схеме:

1. Памятка

2. «Название»

3. Основной текст, который начинается с краткого описания сути вопроса, затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием.

4. Автор (ы) (ФИО полностью), должность, место работы.

5. Дата создания.

Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи преподавателю в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.

Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации.

Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:

1. Титульный лист:

1.1. Полное название учреждения

1.2. «Название»

1.3. Вид методической продукции (методические рекомендации)

1.4. Автор (ы) ( ФИО полностью)

1.5. Должность

1.6. Место написания

1.7. Год написания

2. Второй лист:

2.1. Аннотация — краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории.

2.2. Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Третий лист:

3.1. Пояснительная записка — вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций, обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта;целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.

3.2. Содержание. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов;   дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с воспитанниками могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя.

3.3. Заключение — выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием.

3.4. Список использованной литературы. При необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме. Список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформлениялитературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы.

3.5. Приложение. Оно включается, если содержатся материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

Методические рекомендации — это разновидность учебно-методического издания, в котором отсутствует описательный материал, даются конкретные советы по организации учебно-воспитательного процесса учебного занятия, воспитательного мероприятия или к решению той или иной проблемы. Это издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания.

Методические рекомендации могут быть составлены по разнообразным аспектам образовательной и научной деятельности преподавателей:

  • методические рекомендации по изучению темы, раздела учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля;
  • методические рекомендации для подготовки к семинарским (практическим) занятиям;
  • методические рекомендации по выполнению контрольных работ;
  • методические рекомендации по выполнению курсовых работ, выпускных квалификационных работ;
  • методические рекомендации по практике;
  • методические рекомендации по изучению отдельных разделов (тем) учебной дисциплины;
  • методические рекомендации (методические материалы) по организации какой-либо конкретной деятельности обучающихся и т.п.

Методические рекомендации составляются как для преподавателей, так и для обучающихся.

Методические рекомендации раскрывают порядок, логику и акценты изучения какой-либо дисциплины, темы, проведения занятия, мероприятия, практики. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий, сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта.

Задача методических рекомендаций — пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе — мероприятию).

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим работникам и обучающихся в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности. В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

  • Как пишутся месяца на английском языке
  • Как пишутся месяца года
  • Как пишутся местоимения с предлогами примеры
  • Как пишутся местоимения с предлогами 5 класс русский язык
  • Как пишутся местоимения в английском языке