Как пишутся пословицы в тетради

Пословицы пишут с красной строки

Обновлено: 09.01.2023

красная, строка, что, значит

«А теперь ребята, пишем с красной строки». Всем, кто учится в школе, очень хорошо знакомо это выражение. Но все ли также хорошо знают откуда оно появилось и что означает?

Текст любой книги (и рукописи) делится на абзацы, то есть на небольшие части, в которых все строчки примерно равной длины.

Каждый новый абзац начинается с некоторым отступом: первая его строчка немного короче остальных (более короткой, как бы не доведенной до конца, может быть и последняя строка предыдущего абзаца).

Так вот выражение «начать с красной строки» означают то же самое, что и «начать новый абзац». «Красной», называется такая строка, начало которой сдвинуто немного вправо по отношению ко всем остальным.

Откуда же взялось это название? Оно осталось нам от переписчиков (их тогда называли «писарь») тех времен, когда еще не было книгопечатания.

В старинных рукописях (документах написанных от вручную) сам текст обычно писали чернилами, а начальные буквы абзацев разукрашивали киноварью (красной краской). Позднее их стали украшать рисунками, иногда даже раззолоченными.

Эти буквы, а также все первые строки абзацев и глав называли «красными» (то есть красивыми). Помните выражения — «красная девица», «красный угол в избе» и т.д.

С переходом на печатные книги старый обычай мало-помалу утратился и сохранилось только название, связанное с ним.

Узнавайка рууу / Разное Galadrielj

«»А теперь ребята, пишем с красной строки». Всем, кто учится в школе, очень хорошо знакомо это выражение. Но все ли также хорошо знают откуда оно появилось и что означает?»

Что значит «крокодиловы слезы» Что значит «крокодиловы слезы». «Льет крокодиловы слезы» — так говорят, когда человек проявляет не искренние эмоции и плачет притворно, пытаясь изобразить расстройство для какой-дибо своей выгоды ил.
Что значит «сбоку припека» Что значит «сбоку припека». В нашей повседневной речи мы довольно часто используем разные пословицы, поговорки и просто интересные выражения. сегодня мы хотим вам рассказать об одном из таких выраже.
Что значит «сливки общества» Что значит «сливки общества». У взрослых очень много всяких странных и непонятных выражений. Мы стараемся рассказать вам о значении особо интересных из них. Сегодня речь пойдет о фразе «сливки обще.

Читайте также:

      

  • Пословицы и поговорки египта
  •   

  • Пословица борода уму не
  •   

  • Пишут не пером а умом смысл пословицы
  •   

  • В поговорке яйца ее не учат
  •   

  • Иглой копать колодец поговорка

Пословицы и поговорки, созданные русским
народом, составляют неоценимое богатство
русского языка. Знакомство с ними в школе
развивает мышление учащихся, прививает любовь к
родному языку, повышает культуру речи,
способствует лучшему усвоению грамматики и
более глубокому изучению литературы, обогащает
учащихся народной мудростью. Вот почему
пословицам и поговоркам необходимо уделять
внимание на уроках чтения, русского языка и во
внеклассной работе.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал:
“Русские пословицы имеют значение при
первоначальном учении отечественному языку,
во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему
содержанию”. В книге “Родное слово”,
предназначенной для учащихся начальных классов,
К.Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и
поговорок и несколько рассказов, раскрывающих
смысл отдельных из них. Л.Н. Толстой также написал
для изучающих грамоту несколько рассказов по
пословицам. Именно в начальной школе необходимо
особое внимание уделять пословицам.

В 1–4-х классах работа сводится к активному
знакомству учащихся с пословицами, их
заучиванию. Кроме того, учитель должен научить
детей раскрывать смысл пословиц и уметь
применять их в своей речи.

Опыт показывает, что работу с пословицами
следует начинать уже в 1-м классе. Лучше всего это
сделать, когда ученики изучат алфавит, т.е.
овладеют письмом. Так, знакомя учащихся с буквой ь,
учитель обращает их внимание на поговорку Береги
нос в большой мороз
и велит найти слово с
буквой, написание которой они только что усвоили.
Ученики читают поговорку, раскрывают ее смысл,
находят слово с нужной буквой. После этого
учитель предлагает ученикам завести тетради, в
которые они будут записывать пословицы и
поговорки, и дает задание: к следующему дню на
первой странице этой тетради приклеить открытку
или картинку с изображением зимы. Можно
предложить желающим ученикам самим нарисовать,
как дети делают снежную бабу, катаются с горы.

На следующий день на уроке русского языка
учащиеся вспоминают поговорку, которую накануне
заучили. Учитель спрашивает, какие еще пословицы
и поговорки о зиме они знают. Если никто не знает,
то учитель сам приводит поговорку Мороз не
велик, да стоять не велит
, в которой также есть
буква е. Обе поговорки учащихся записывают в
свои тетради под рисунком.

Работа с пословицами продолжается и во 2-м
классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые
они выписывают пословицы и поговорки. Во 2-м
классе можно ограничиться выбором и
использованием тех пословиц и поговорок, которые
встречаются в “Родной речи” и в “Учебники
русского языка”, так как их количество там
довольно значительно.

В 3–4-м классах, продолжая работу с пословицами,
можно предложить учащимся завести так
называемые тематические альбомы. В них пословицы
распределяются по темам, которые заранее
намечаются учителем. Количество тем не должно
быть больше пяти-шести в 3-м классе и больше
десяти в 4-м классе.

Начинать работу с тематическим альбомом
следует с беседы на тему, по которой учащиеся
должны найти и записать пословицы. Во время
беседы вспоминаются уже известные ученикам
пословицы. Во время беседы вспоминаются уже
известные ученикам пословицы. Затем названная
учителем тема записывается на первой странице
альбома. Учащимся дается задание: подобрать одну
– две пословицы по этой теме. Опыт показывает,
что учащиеся легко справляются с заданием и
собирают богатый и разнообразный материал,
который в дальнейшем учитель может использовать
как на уроках чтения, так и на уроках русского
языка. Найденные учениками пословицы читаются на
одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в
альбомы.

Затем дается новая тема, по которой также
подбираются пословицы.

Время от времени, учитывая содержание
рассказов, с которыми учащиеся знакомятся в
классе или дома, а также характер изучаемого
материала по русскому языку, учитель
возвращается к уже записанным темам и предлагает
ученикам подобрать новые пословицы.

В 4-м классе, если учащиеся хорошо справляются с
классификацией пословиц по темам, можно сразу
назвать все предполагаемые темы. В таком случае
учащиеся, найдя пословицы, должны сами
определить, к каким из тем они относятся в каждом
отдельном случае. В качестве примера можно
рекомендовать следующие темы для альбома с
пословицами:

3-й класс – 1) времена года; 2) явления природы
(снег, дождь, мороз, ветер и др.); 3) домашние и дикие
животные; 4) книга, письмо; 5) труд; 6) о матери, об
отце. 4-й класс – 1) Родина, Москва; 2) дружба; 3) речь,
слово; 4) знание, невежество; 5) смелость, трусость;
6) о сельском хозяйстве; 7) о пословицах,
поговорках.

Наконец, художественное оформление альбомов:
подбор красочных открыток, рисунки учеников,
различные заставки, цветные рамочки – все это
способствует эстетическому воспитанию учащихся.
С альбомами, в которых собраны пословицы и
поговорки, может быть организована
разнообразная и интересная внеклассная работа.
Но в основном они используются на уроках чтения и
русского языка.

Пословицы на уроках русского языка

Одной из важнейших задач школы является
достижение высокой грамотности учащихся, основы
которой закладываются в начальной школе.
Успешное выполнение этой ответственной задачи
во многом зависит от того, насколько прочно
усвоят учащиеся начальных классов
грамматический и орфографический материал.
Процесс прочного усвоения знаний является
центральной частью процесса обучения.

Психология, исходя из единства мышления и речи,
считает, что прочному усвоению знаний наряду с
другими факторами способствует увлекательность
иллюстративного материала, его эмоциональность.
В самом деле, ведь куда лучше запоминается то, что
существенно и интересно и что к тому же
воздействует не только на ум, но и на чувства.

Следовательно, учитель, добиваясь лучшего
усвоения орфографических правил и грамматики,
должен приводить такие примеры, которые по
своему содержанию, по форме привлекали бы
внимание учащихся, нравились им и поэтому легко
запоминались. В этом отношении идеальными
примерами являются пословицы, для которых
характерна меткость, краткость и образность
языка. Однако в их использовании на уроках
русского языка необходимо знать меру, необходимо
учитывать, что не всякая пословица или поговорка
является актуальной, имеет воспитательное
значение, по своему содержанию доступна
учащимся.

Рассмотрим, как же может быть организована
работа с пословицами на уроках русского языка в
начальной школе.

Пословицы при изучении безударных
гласных, проверяемых ударением, звонких и глухих
согласных

На первом этапе обучения правописанию корней с
безударными гласными, проверяемыми ударением,
важно научить учащихся пользоваться методом
подстановки. Он заключается в том, что слово с
безударной гласной в корне сопоставляется с
другим однокоренным словом, в котором этот
гласный звук находится под ударением.

Специально подобранные пословицы позволяют
наглядно объяснить, как следует пользоваться
этим методом, в каких случаях его применять. Так,
при объяснении правописания безударных гласных,
проверяемых ударением, учитель приводит
пословицы: Конe’ц – делу венец; Кo’нчил дело,
гуляй смело,
в одной из которых имеется слово с
безударным гласным, а в другой в этом слове этот
гласный находится под ударением. Пословицы
учащиеся записывают, подчеркивают слова конe’ц
и кo’нчил
, гласную букву о и ударение
выделяют красным карандашом. Пословицы
заучиваются как пример к правилу правописания
безударных гласных, проверяемых ударением.

Метод подстановки применяется и при объяснении
правописания звонких и глухих согласных на конце
слов или перед согласными. Поэтому учитель
обязан добиться того, чтобы учащиеся хорошо
усвоили метод подстановки и не затруднялись в
его применении. Пословицы, которые могут быть
использованы как иллюстративный материал, не
только позволяют наглядно объяснить сущность
этого приема, но и, сохраняясь в памяти учащихся,
служат образцом для других аналогичных случаев.

Так, в 1-м классе ученики заучивают поговорку Береги
нос в большой мороз.
При объяснении
правописания звонких и глухих согласных на конце
слов во 2-м классе учитель вспоминает эту
поговорку, записывает ее на доске, выделив
цветными мелками буквы с в слове нос и з
в слове мороз.

Учащиеся устанавливают, что в слове нос и
в слове мороз на конце слышится один и тот же
глухой согласный, а пишется в одном случае с,
а в другом з. Учитель разъясняет, каким
орфографическим правилом следует
руководствоваться, чтобы не делать ошибок при
написании слов с глухим или звонким согласным на
конце. Под пословицей записываются слова: нос-носа,
мороз-мороза
. При этом сомнительные
согласные на письме выделяются.

Таким образом, объяснение строится на знакомом
тексте, что способствует более прочному его
усвоению. Иллюстративный материал не отвлекает
учащихся, их внимание целиком сосредотачивается
на новом орфографическом правиле.

На одном из последних уроков, отведенных
учителем для изучения правописания звонких и
глухих согласных в конце слов, для проверки
знаний учащихся по теме можно провести такую
работу. В классе вывешивается плакат со
следующими пословицами: Слаще всех плодов –
плод честного труда; Свой глаз – алмаз; Дороже
алмаза свои два глаза; Не шуба греет, а хлеб;
Береги колхоз – получишь хлеба воз.

Учащиеся, прочтя пословицы, находят слова с
сомнительными согласными на конце и записывают
их на доске и в тетрадях столбиком. После этого в
пословицах подбирают к выписанным словам
однокоренные слова, с помощью которых можно было
бы объяснить написание той или иной согласной на
конце слов. Найденные слова записываются рядом с
однокоренными:

плод – плодов

глаз – глаза

алмаз – алмаза

хлеб – хлеба

колхоз –

воз –

Без проверочных слов оказываются слова колхоз
и воз. Учащиеся объясняют, почему в этих
словах пишется з на конце. Затем учитель
обращает внимание на слова труда и шуба,
которые есть в пословицах. Учащиеся
устанавливают, что эти слова дают возможность
определить, какую букву следует писать на конце у
слов труд и шуб (род. п.). Слова труд –
труда, шуба – шуб
дописываются к уже
записанным словам.

Закончив работу с плакатом, учитель предлагает
ученикам написать пословицу Зеленый наряд
радует взгляд
и подобрать к словам с
сомнительными согласными на конце проверочные
слова.

Пословицы при изучении слов с
непроверяемыми безударными гласными

Учащиеся начальной школы в каждом классе
заучивают несколько десятков слов, написание
которых не проверяется никакими правилами.
Известно, что лучше запоминаются слова, которые
даются не отдельно, а в тексте. Поэтому некоторые
учителя считают необходимым записывать в
словарики наряду со словами и пословицы,
содержащие нужное слово. Ученики запоминают
пословицу, а вместе с ней и написание слова.

Пословицы, в которых есть слова с
непроверяемыми орфограммами, учитель
периодически приводит на уроках русского языка.
Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы,
раскрывают их смысл, обращают особое внимание на
написание слов.

В данном случае рекомендуется использовать
такие пословицы или поговорки, в которых
встречается несколько слов с непроверяемыми
ударением гласными. Например: У коровы молоко
на языке; Мороз да метели под февраль налетели;
Яблоко от яблони недалеко падает; Человек без
Родины, что соловей без песни.

Работу над пословицами со словами, которые не
проверяются правилами, следует увязывать с
выполнением отдельных упражнений по учебнику.
Например, в учебнике русского языка для 2-го
класса, есть задание: придумать четыре
предложения со словами трактор, работа, машина,
комната.
После проверки его выполнения учитель
записывает на доске слова трактор, работа и
говорит, что их написание, как и написание слов машина,
комната,
надо запомнить. Затем, если до этого
уже проводилась работа с пословицами, можно
спросить учащиеся, какие пословицы и поговорки с
этими словами они знают. Или их приводит сам
учитель: Где трактор ходит, там золотая пшеница
родит; Трактором пахать, не лопатою копать;
Трактор – меже смерть; Не трактор пашет, а
тракторист.
Ученики записывают пословицы в
тетрадь, выделяя слово трактор. Затем учитель
приводит пословицы со словом работа: Плохой
хозяин десять работ начинает, ни одной не
кончает; Каков мастер, такова и работа; Кто работы
не боится, тот в колхозе пригодится.
Эти
пословицы также записываются в тетрадь. В
последней пословице выделяется и слово колхоз.

Урок пройдет живее, интереснее, если на нем
использовать красочные плакаты, которые могут
изготовить учащиеся 4–6-х классов. Из открыток,
картинок с изображением пахоты, работы трактора
составляется красочный монтаж с пословицами о
тракторе. Такой же плакат – монтаж хорошо
сделать и с пословицами о работе.

Для плакатов, которые могут быть использованы
как наглядные пособия при закреплении написания
отдельных слов, не проверяемых правилами,
рекомендую следующие пословицы и поговорки

ДОРОГА

У дороги конца нет.

Знающий дорогу не устает.

С хорошим попутчиком – половина дороги.

ЯЗЫК

Язык – стяг: дружину водит.

Не спеша языком, торопись делом.

Языком капусту не шинкуют.

УРОЖАЙ

Больше землю удобряй, выше будет
урожай.

Хороший снежок урожай сбережет.

Упустишь время – потеряешь урожай.

Если учащиеся имеют альбом или тетради с
пословицами, куда они систематически выписывают
пословицы из учебников, то их следует
использовать при изучении и закреплении
орфографии отдельных слов. Учащимся дается
задание: найти в альбоме и выписать пословицы с
указанными учителем словами. Например, во 2-м
классе для орфографического словарика
предлагаются слова: Родина, товарищ, мороз,
дорога, язык, ноябрь, декабрь, апрель, колхоз.

В учебнике русского языка и книге для чтения
для 2-го класса имеются пословицы с указанными
словами:

Сам погибай, а товарища выручай. В сильный мороз
береги нос; Всякая дорога вдвоем веселей; Не
спеши языком, торопись делом; Ноябрь с гвоздем,
декабрь с мостом; Март с водой, апрель с травой.

Выписывание пословиц в специальную тетрадь,
подчеркивание нужного слова, их заучивание,
несомненно, надолго оставит в памяти учеников
написание отдельных слов.

В 3–4-м классах при повторении слов с
непроверяемыми орфограммами можно использовать
и такие виды работы. На доске записывается
пять-шесть слов с непроверяемыми гласными,
которые выделяются или подчеркиваются цветными
мелками. Например: сокол, ворона, топор, молодец,
соловей.
Затем вывешивается плакат с
пословицами. Слова, не проверяемые правилами, на
плакате не пишутся.

Не учи орла летать, а … петь.
Крепкую дружбу и … не разбудишь.
Видать … по полету, а доброго … по походке.
… поет месяц, а … каркает круглый год.

Учащиеся читают пословицы, называют
пропущенные слова, затем записывают пословицы в
тетрадь, подчеркивая слова с непроверяемыми
безударными гласными или выделяя цветным
карандашом безударные гласные.

В дальнейшем задание несколько усложняется. На
доске записывают слова. Например: соловей,
воробей, топор, дорога, собака
. Затем учитель
читает пословицы, пропуская слово с
непроверяемыми гласными. Учащиеся должны
определить, какое слово пропущено, и назвать всю
пословицу. Когда пословица будет названа
правильно, ее записывают в тетрадь. Приведем
пословицы с названными выше словами. (Слова,
которые пропускает учитель, даны в скобках.)

Ученому везде (дорога); Что написано пером,
то не вырубишь (топором); Слово не
вырубишь (топором); Слово не (воробей),
вылетит – не поймаешь; На смелого (собака)
только лает, а труса кусает; Ласточка день
начинает, а (соловей) кончает.

Если класс уже умеет работать с пословицами,
знает их, то можно слова с непроверяемыми
орфограммами на доске не писать, предоставив
возможность учащимся самим догадаться, какие
слова пропущены, и записать только нужные слова,
а не всю пословицу. Давая это задание, можно
включить и пословицы, в которых есть слова с
непроизносимыми согласными.

Примеры:

Сам погибай, а (товарища) выручай; Всякая (дорога)
вдвоем веселей; Собирая по (ягодке), наберешь
кузовок; Не гони коня кнутом, а гони коня (овсам);
Корова на дворе – (молоко) на столе; Не та (собака)
кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом
виляет; Лежебоке и (солнце) не в пору всходит;
Ленивому всегда (праздник); В страду одна
забота: не стала бы (работа); Случается такой
год, что в день по семь (погод); Два друга – (мороз)
да вьюга; (Мороз) ленивого за нос хватает, а
перед проворным шапку снимает; На (капустнике) козел
не караульщик. Не разгрызешь (ореха), не съешь
ядра.

Пословицы при изучении слов с двойными
согласными

Изучение написания слов с двойными согласными
опирается на зрительный и рукодвигательный
образы, поэтому учитель должен применять такие
виды работы, которые обеспечивают прочность их
зрительного запоминания. Так, при объяснении
написании слов с двойными согласными хорошо
использовать плакат с пословицами, в которых
нужные для запоминания слова выделяются более
крупным шрифтом или подчеркиваются.

Хороша нива у дружного коллектива.

Ссора
до добра не доводит.

При закреплении этого материала можно провести
зрительный предупредительный диктант. Для этого
до начала урока на доске записываются пословицы: Не
даром говорится, что нужда коллектива боится;
Утренний дождь не долог; Хороший лен – дохода
миллион; Русский солдат не знает преград.

Подчеркнутые слова пишутся цветными мелками.
Учащиеся читают пословицы обращают внимание на
написание выделенных слов. Затем учитель стирает
слова с двойными согласными, после чего учащиеся
списывают пословицы, дописывая отсутствующие
слова.

В 3-м классе при изучении этой же темы прежде
всего вспоминается написание уже известных
учащимся слов. Учитель напоминает, что во 2-м
классе они записали и изучали пословицы, в
которых есть слова с двойными согласными, и
предлагает их вспомнить. Ученики называют
пословицы, а нужные слова записывают на доске,
выделяя двойные согласные цветными мелками. Если
учащиеся затрудняются, то следует напомнить им
слова: коллектив, русский, утренний, миллион,
ранний
– или напомнить сами пословицы. Затем
записываются новые пословицы: Ранний пар
родит пшеничку, а поздний метличку; Весенние
ветры приносят летние дожди; Русский в словах
горд, в делах тверд.
Слова с двойными
согласными подчеркиваются.

После повторения известного материала
учащиеся выполняют упражнения по учебнику, в
которых приводятся новые слова с двойными
согласными.

В 3-м или 4-м классе для закрепления и проверки
изученного материала можно провести диктант,
текст которого состоит из пословиц.

Примерный текст диктанта:

Всякая ссора красна миром; Утренний дождь
путника не остановит; К дому друга дорога никогда
не бывает длинной; Осенняя сушь что острый нож; С
ремеслом дружи, в коллективе живи; Ранняя птичка
носок прочищает, а поздняя глаза продирает.

Ниже приводится ряд пословиц, которые могут быть
использованы при повторении написания слов с
двойными согласными в 3–4-м классах.

Храброму не нужна длинная шпага; По дрожжам
пирогов не узнаешь; Худой мир лучше доброй ссоры;
Ранняя осень – убыток, поздняя осень – достаток.
(Кит.); Острый язык – дарование, а длинный –
наказание; Один утренний час лучше двух вечерних.
(Англ.); Между “говорить” и “делать” – длинная
дорога. (Испан.); Если в чужой стороне идет золотой
дождь, а в нашей каменный, все равно лучше жить на
своей земле. (Афр.).

Пословицы при изучении Ь как знака
мягкости и как разделительного знака

Уже во 2-м классе учащиеся учатся различать ь,
который указывает на мягкость предыдущего
согласного, и ь, который отделяет согласный
звук от йота, на письме обозначаемого вместе с
последующим гласным буквами е, ё, ю, я.

При закреплении этого материала в 3-м классе
можно дать учащимся такое задание: из пословиц,
которые они запишут, выписать в один столбик
слова с мягким знаком на конце; в другой столбик
– слова с ь как знаком мягкости в середине
слов и в третий столбик выписать слова с ь как
разделительным знаком.

Приведем пословицы и поговорки, которые могут
быть использованы на этом уроке.

Родину-мать умей защищать; Отольются волку
овечьи слезки; Ученье – путь к уменью; Маленькое
дело лучше большого безделья; От зорьки до зорьки
моряки на вахте зорки.

Использование пословиц при изучении
грамматики

Пословицы и поговорки используются на уроках
русского языка при повторении отдельных тем или
целых разделов грамматики. Организуя такой урок,
учитель должен тщательно продумать домашнее
задание, подготовить наглядные пособия.
Последние могут изготовить сами учащиеся.

Так, в 3-м классе повторяется тема “Вопросы к
существительным, окончание существительных”.
Учитель накануне дает задание подобрать две-три
пословицы со словом труд и записать их.

На уроке используется плакат с пословицами.

Каков мастер, такова и работа.

Пока ленивый
разомнется, усердный с работы вернется.

На работу с радостью, а с работы с гордостью. По
работе и мастера знать.

Учащиеся читают пословицы, находят слово,
которое повторяется во всех пословицах, устно
ставят вопрос, выделяют окончание.

После работы с плакатом учитель предлагает
учащимся прочитать записанные ими дома
пословицы, ставя к слову труд вопрос и
выделяя окончание. Затем все записывают
пословицы:

Труд кормит, а лень портит; Землю солнце красит,
а человека – труд; Без труда не вынешь и рыбку из
пруда; Суди о человеке по его труду; Белые ручки
чужой труд любят; В труде рождаются герои.

После того как все пословицы будут записаны,
учитель просит привести пословицу, в которой
слово труд отвечает на вопросы чего?, что? И
другие вопросы. Ученики приводят нужные
пословицы, выделяют окончание.

При повторении в 3-м классе темы “Слова,
обозначающие качество, признак предмета”
рекомендуем использовать плакат с пословицами, у
которых прилагательные должны быть закрыты.
(Здесь они даны в скобках.)

(Маленькое) дело лучше (большого) безделья.

(Родная)
сторона – мать, (чужая) – мачеха.

(Старый) друг лучше (новых) двух.

(Черная) земля (белых) рук не любит.

Зимой снег (глубокий) – летом хлеб (высокий).

Не нужна соловью (золотая) клетка, а нужна (зеленая)
ветка.

У мудрого человека (длинные) уши и
(короткий)
язык.

Учащиеся отгадывают прилагательные,
определяют, что они обозначают.

На дом дополнительно дается задание: подобрать
две-три пословицы со словами, обозначающими
качество, признак предмета.

На следующем уроке устно разбирают несколько
пословиц. Лучшие записывают, подчеркивая
прилагательные.

Особенно широко привлекаются пословицы и
поговорки при изучении глагола в 4-м классе. В
ряде упражнений в учебнике русского языка
примерами служат пословицы. Они используются при
изучении правописания личных окончаний
глаголов, третьего лица глаголов с частицей –ся
и неопределенной формы глагола с –ся, при
закреплении правописания не с глаголами.
Однако не следует ограничиваться только теми
упражнениями, которые даются в учебнике русского
языка. Учитель может использовать и другие виды
работы с пословицами.

Поиск ответа

Всего найдено: 28

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Добрый день! Не поможете ли выяснить происхождение поговорки «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в рай». Слышала версию, что «верблюд» в данном случае неверный перевод слова «канат». Но вот с какого языка перевод и история неизвестны. Спасибо. Полина

Ответ справочной службы русского языка

Задаю вопрос третий раз.Надеюсь, повезет, и я получу ответ. Если в тексте встречаются пословицы( поговорки , лозунги), то — с прописной и в кавычках или в кавычках и со строчной? Например: жалею, что «Н(н)е все коту Масленица». И еще:я некоторое время назад (точнее не могу вспомнить) задавала вопрос о правописании союза притом что. Мне ответили, что словарь РАН рекомендует слитное написание, но оно «в художественной литературе практически не встречается». Ваш ответ на вопрос №230818 рекомендует без вариантов: слитно. Как же все-таки?

Ответ справочной службы русского языка

С большой буквы в кавычках пословицы, поговорки , лозунги пишутся, если есть родовое слово (_пословица, поговрка, лозунг_): _Он вспомнил поговорку «Не все коту масленица»_. Если такого слова нет, верно написание с маленькой буквы без кавычек: _Жалею, что не все коту масленица_. Ответ 230818 уточнен.

Добрый день. Вы, видимо, принципиально не отвечаете на определенные вопросы, и все же — спрошу еще раз: чем принципиально отличаются фразеологизмы от крылатых выражений, пословиц, поговорок и идиом?

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 197385 . Фразеологизмы в широком смысле включают в себя крылатые слова, пословицы и поговорки .

как правильно цитировать в тексте пословицы и поговорки , например: «Не уйти от «Повторенье — мать ученья!»»

Ответ справочной службы русского языка

Во-первых, предложение следует перестроить, так как цитата грамматически не связана с предшествующими словами. Например: не уйти от известных всем слов. Во-вторых, прописная буква в пословице в данном случае не требуется.

Ещё раз здравствуйте! Я уже задавала этот вопрос, но ответа пока нет. Спрашиваю ещё раз. Подскажите, пожалуйста, как отличить фразеологизм от идиомы? То есть дано какое-либо крылатое выражение, требуется узнать: это идиома или фразеологизм? И ещё вопрос: пословицы и поговорки — это идиомы или фразеологизмы? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Подскажите, как правильно давать заголовки статей и названия рубрик в журнале (в кавычках или без), если они взяты из Священного писания или если взяты пословицы или поговорки ? Спасибо. Наталия

Ответ справочной службы русского языка

Если слова из Священного писания представляют собой устойчивые выражения, то они в кавычки не заключаются. То же самое — с пословицами и поговорками. Если же это в чистом виде цитаты, то кавычки нужны.

Добрый день. Объясните пожалуйста происхождение поговорки ПОПАСТЬ ПРОСАК. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

См. http://spravka.gramota.ru/phrases.html?let=п&id=120 [«Справочник по фразеологии»].

Объясните, пожалуйста, смысл и происхождение поговорки : «Влетит по первое число». Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

См. в http://spravka.gramota.ru/phrases.html?let=п&id=109 [Справочнике по фразеологии].

Ещё один вопрос. Существует ли вообще такой вариант поговорки «Третья вода на кисле»?

Ответ справочной службы русского языка

Такого варианта нет. Возможные варианты см. в http://spravka.gramota.ru/phrases.html?let=с&id=307 [Справочнике по фразеологии].

Одна голова хорошо, а две — лучше. (Пунктуация верна? Подскажите, пожалуйста, где смотреть в Интернете пословицы и поговорки с верной пунктуацией? Спасибо)

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация верна. Пословицы и поговорки оформляются, как и обычные предложения, по правилам пунктуации.

Интересует этимология поговорки «Итишкина жизнь» Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

К сожалению, найти не удалось. Может, подскажут посетители нашего «Форума»?

Каково происхождение и толкование поговорки «менять шило на мыло»?

Ответ справочной службы русского языка

_Менять шило на мыло_ — выбирать из плохого худшее. Оборот восходит к диалектному _выменять шило на свайку_ (_свайка_ — толстый гвоздь или шип с большой головкой для игры в свайку). Логичность внутренней формы этого фразеологизма несомненна, особенно если учесть отрицательную окраску «нетрудового» термина _свайка_ по сравнению с названием инструмента _шило_. Замена компонента _свайка_ на _мыло_ в сочетании _выменять шило на мыло_ регулируется рифмой.

здравствуйте! вы не скажете фразеологизмы, пословицы и поговорки со словами:небо, ворона. И русские обычаи, связанные с дорогой ещё приметы у русских,я же знала, что это очень много будет. ну всё-таки скажите несколько. Спасибо большое!

Ответ справочной службы русского языка

Небо: _как с неба упал (свалился); хватать с неба звёзды, на седьмом небе быть, небо в алмазах, превозносить до небес, как небо от земли, небо и змеля, небо коптить, вопиять к небу_.
Ворона: _белая ворона, ворона в павлиньих перьях, попасть(ся) как ворона в суп, пуганая ворона_.
Обычай, связанный с дорогой: присесть на дорожку (присесть и немного посидеть перед отъездом).

Орфограммы начальной школы в пословицах и поговорках
учебно-методический материал по русскому языку по теме

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.

Скачать:

Вложение Размер
poslovitsy_na_vse_pravila.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Все орфограммы начальной школы

в пословицах и поговорках

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм (С.Ожегов).

Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи (В.Даль).

Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (С.Ожегов).

Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученье в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться (В.Даль).

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.

Гласные после шипящих.

Делу время – потехе ча с.

Не торопись отве ча ть – торопись слушать.

В чу жи е сани не садись.

Грибы и щу т – по лесу ры щу т.

Ши ла в мешке не утаишь.

Чужи м богат не будешь.

Чу жая душа – потёмки.

Век жи ви – век учись.

Яйца курицу не у ча т.

Жи знь прожить – не поле перейти.

Сам погибай, а товарища выру ча й.

Знания – дело на жи вное.

Голову дер жи в холоде, жи вот в голоде, а ноги в тепле.

На вкус и цвет товари ща нет.

Где с ши то на живую нитку, там жди прорехи.

Держи карман ши ре.

Ча й пить – не дрова рубить.

Конь бе жи т, земля дро жи т.

Дом, как полная ча ша.

Чу деса в решете.

Январь – году на ча ло, зиме – середина.

Соловей с вороной в одном лесу жи вут, да разные песни поют.

Два медведя в одной берлоге не у жи вутся.

Не верь козлу в огороде, а волку в ов ча рне.

Летом проле жи шь, зимой с сумой побе жи шь.

Ехал в К азань, заехал в Р язань.

У лодыря Е горки, всегда отговорки.

Куда М акар телят не гонял.

Москва слезам не верит.

Язык до К иева доведёт.

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.

Белые ру чк и чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и ябло чк и.

Ложка дёгтя в бо чк у мёда.

Ласто чк а день начинает, а соловей кончает.

Сини чк а – воробью сестри чк а.

Сначала цвето чк и, а уж потом ягодки.

Зимний ветер морозу помо щн ик.

Старый друг лу чш е новых двух.

Правописание слов с ь – показателем мягкости.

Бол ь ше думай, мен ь ше говори.

Смелост ь города берёт.

Осен ь – перемен восем ь .

Бол ь ному всё гор ь ко.

Жит ь – Родине служит ь .

Родина – мат ь , умей за неё постоят ь .

Скучен ден ь до вечера, коли делат ь нечего.

Разделительный мягкий знак.

Б ь ётся как рыба об лёд.

Снегирь зимою поёт, на снег, в ь югу и слякоть.

Здоров ь ю цены нет.

Не игла ш ь ёт, а руки.

Февраль силён метел ь ю, а март – капел ь ю.

Осен ь ю у вороб ь я пир.

Учен ь е – путь к умен ь ю.

Апрельские руч ь и землю будят.

Если зимою в ь юги, то летом – ненаст ь е.

Ветер без крыльев летает.

Где была радуга, там дождь прол ь ётся.

Где хотен ь е – там и умен ь е.

Терпен ь е и труд всё перетрут.

Откладывай бездел ь е. Не откладывай дела.

Всяк кузнец своего счаст ь я.

Маленькое дело лучше большого бездел ь я.

Птице – крыл ь я, а человеку – разум.

Вся сем ь я вместе, так и душа на месте.

Учен ь е – свет, а неучен ь е – тьма.

Повторен ь е – мать учен ь я.

Непроверяемые безударные гласные.

Два м е дведя в одной берлоге живут.

Худ о бед, когда хлеба нет.

Р а ботай до поту, так поешь в охоту.

Без к а пусты щи не густы.

Дорога ложка к о беду.

Слово не в о робей, вылетит, не поймаешь.

На вкус и цвет т о вар и ща нет.

Видит с о бака м о локо, да в кувшине глубоко.

Пустили козла в о г о род.

Не дорог о бед, а дорог привет.

Правда в огне не г о рит и в воде не тонет.

Не мол о т железо куёт, а кузнец мол о том бьёт.

Всякая д о рога вдвоём веселей.

Тяп да ляп не выйдет к о рабль.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Б о льшой г о ворун – пл о хой работник.

Сядем р я дком да пог о ворим л а дком.

Тогда пл я ши, когда играю.

Утро веч е ра мудренее.

Б е да ум р о дит.

За худой г о л о вой и н о гам не покой.

У страха гл а за велики.

Не на пользу ч и тать коли только в е ршки хв а тать.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

О дер е ве судят по пл о дам, а о человеке по его д е лам.

По платью встречают, по уму провожают.

Какие труды, такие пл о ды.

Мороз л е нивого за нос хв а тает, а перед проворным шапку сн и мает.

Дерево с и льно к о рнями, а человек своими трудами.

З е рно в к о л о су, тор о пись сжать п о л о су.

Всякому м и ла своя ст о рона.

Новый год – к в е сне поворот.

Октябрь землю покрыл где л и стом, где сн е жком.

Где птица не л е тает, а своё гн е здо знает.

Парные звонкие и глухие согласные.

Береги но с в большой моро з .

Ко ш ка клубком – на моро з .

В зимний холо д всякий моло д .

Ко ш ка на поро г , а мы ш ка в уголок.

Кто любит тру д , того люди чтут.

Терпенье и тру д всё перетрут.

Сорвать пру т не большой тру д .

В мае дождь – будет рожь.

Пей, ешь, а правду ре ж ь.

Красна яго д ка, да на вкус горька.

Ры б ка мелка, да уха сла д ка.

Бро в ь да глаз рядом живут.

Не тот дру г , кто ме д ком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

На мы ш ку и ко ш ка зверь.

Мё д есть – в улей ле з ть.

Собирай по яго д ке – наберёшь кузовок.

Чтобы ры б ку съесть, надо в воду ле з ть.

Хвост голове не ука з ка.

Хле б – всему голова.

Хле б – батюшка, вода – матушка.

Хрен ре д ьки не слаще.

Мал золотник, да доро г .

По Сеньке ша п ка.

Один с сошкой, а семеро с ло ж кой.

На языке мё д , а на сердце лё д .

Старый дру г лучше новых двух.

Снег глубок — год хорош.

И на нашей улице будет праз д ник.

Ленивому всегда праз д ник.

Зимой со л нце сквозь слёзы улыбается.

Тёплые и звёз д ные ночи в апреле – к урожаю.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Сс ора до добра не доводит.

В осе нн ее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

Исти нн ую цену розе знает лишь соловей.

Весе нн ий день год кормит.

Ленивому каждый день су бб ота.

Предлоги и приставки.

Скромность всякому к лицу.

Совесть без зубов, а гложет.

Сорока на хвосте при несла.

Без труда нет плода.

День на минуту, болтовни на час.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Жизнь прожить, не поле перейти.

За молчал, как воды в рот на брал.

Легко сказать, да тяжело с делать.

Снегирь под окном чирикает, к от тепели.

Февраль и теплом при ласкает, и морозом от дубасит.

Это ещё вилами на воде на писано.

Одна пчела не много мёда на таскает.

Рано пташечка за пела, как бы кошечка не с ъела.

Белый свет не клином со шёлся.

Ум за разум зашёл.

По дал ручку, да под ставил ножку.

Легко чужими руками жар за гребать.

Нашла коса на камень.

Разделительный твёрдый знак.

Лето собирает, а зима с ъ едает.

Ветер снег с ъ едает.

С ъ ел бы пирог, да в печи сжёг.

Чтобы рыбку с ъ есть, надо в воду лезть.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу с ъ ел.

Правописание существительных с шипящими на конце.

Белый лебедь серому не товари щ .

Сытый голодному не товари щ .

Будет день – будет и ночь.

Всякая ве щь хороша на своём месте.

Здоровому вра ч не нужен.

Как в мае дождь – так и будет ро жь .

Даст небо дождь, а земля ро жь.

Ло жь человека не красит.

Летом свет во всю но чь .

Правописание не с глаголами.

Не спеши языком, торопись делом.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.

Ссора до добра не доведёт.

С огнём не шути и воде не верь.

По снегу грибы не ищи.

Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь.

Где не бывал, о том не сказывай.

Не хвастай силой, не хвались умом.

Семеро одного не ждут.

Падежные окончания существительных.

При солнышк е тепло, при матер и добро.

На чужой сторонушк е рад своей воронушк е .

Птица рада весне, а младенец — матер и .

Не грози щук е морем.

Чему научишься в молодост и , пригодится в старости.

Кто мечтает о побед е , тот не думает о смерт и .

Друг познаётся в опасност и .

Горьк ая правда лучше сладк ой лжи.

Держись стар ого друга.

Стар ый друг лучше нов ых двух.

Мал ое слово большую работу творит.

Чёрн ая земля золотую рожь родит.

Книга для ума – что тёпл ый дождь для всходов.

Утренн яя роса – добр ая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

Дождлив ое лето хуже осени.

Зима снежн ая – лето дождлив ое .

Маленьк ое дело лучше безделья.

На труслив ого человека всегда собак много.

Хорош ие речи приятно слушать.

Глаголы на – тся, ться.

Грамоте учи ться всегда пригоди тся .

Учи ться никогда не поздно.

С умным человеком разговаривать, что мёду напи ться.

Надо беречься, чтобы не обжечься.

Волков боя ться – в лес не ходить.

Где тонко, там и рвё тся.

Слухами земля полни тся .

Пуганая ворона куста бои тся .

В тихом омуте черти водя тся .

Любишь ката ться, люби и саночки возить.

Без слов дом не строи тся, без пословицы речь не молви тся .

Безударные личные окончания глаголов.

Доброе слово само себя хвал ит .

Правда глаза кол ет .

Труд человека корм ит , а лень порт ит .

Своя ноша не тян ет .

Кто не се ет , тот не жнёт.

Улитка едет, когда-то буд ет .

Сытый голодного не разумеет.

Вид ит око далеко, а ум ещё дальше.

И сила уму уступа ет .

Много вид ит , да мало слыш ит .

Язык без костей, что хоч ет , то и лопоч ет .

Мягко стел ет , да жёстко спать.

Перо пиш ет , а ум вод ит .

Одним ухом спит, другим слыш ит .

Друг спо рит , а враг поддакива ет .

Сладким портят, а горьким леч ат .

Трус погиба ет , а храбрый побежда ет.

Глаголы 2 лица единственного числа.

Баснями сыт не буд ешь .

Без беды друга не узна ешь .

Без труда не вытащ ишь и рыбку из пруда.

Напиш ешь пером, не выруб ишь топором.

Тише едешь, дальше буд ешь .

Не поклоняясь до земли и грибка не подым ешь .

Что посе ешь , то и пожн ёшь .

Близок локоть, да не укус ишь .

Слезами горю не помож ешь .

Одной рукой и узла не завяж ешь .

Кашу маслом не испорт ишь .

За чужим погон ишь ся, своё потеря ешь .

Слышал звон, да не зна ешь где он.

Шутку люб ишь над Фомой, так люби и над собой.

Упуст ишь время – потеря ешь час.

В решете воду не удерж ишь .

Конь вырвется – догон ишь , а слово сказанное не ворот ишь .

Цену вещи узна ешь , когда потеряешь.

Тише ед ешь , дальше буд ешь .

Поспеш ишь , людей насмеш ишь .

Однородные члены предложения.

Без нитки да иголки шубу не сшить.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует.

За совесть, за честь, хоть голову снесть.

Кто встал пораньше, ушёл подальше.

Семь раз примерь, один отрежь.

У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.

У него на вербе груши растут.

Друг тот, кто в беде с тобой.

В чужом глазу соринку заметит, а у себя и бревна не разглядит.

70 полных версий пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки вошли в нашу речь, дойдя из глубины веков. Но далеко не всем известны полные версии этих популярных образчиков народного поэтического творчества. А ведь целиком изречение порой несёт иной смысл.

1. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита.

2. Бабушка гадала, надвое сказала, то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

3. Бедность – не порок, а несчастье.

4. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача.

5. В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.

6. Везет, как субботнему утопленнику – баню топить не надо.

7. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.

8. Всяк правду ищет, да не всяк её творит.

9. Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается.

10. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.

11. Гол как сокол, а остер как топор.

12. Голод не тетка, пирожка не поднесет.

13. Горбатого могила исправит, а упрямого – дубина.

14. Губа не дура, язык не лопата: знают, что горько, что сладко.

15. Два сапога пара, да оба левые.

16. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут.

17. Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.

18. Дело мастера боится, а иной мастер дела.

19. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

20. Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так.

21. Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.

22. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.

23. За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.

24. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

25. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

26. И делу время, и потехе час.

27. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит.

28. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.

29. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба.

30. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

31. Лиха беда начало, а там уж близок и конец.

32. Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха.

33. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.

34. На (обиженных) сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.

35. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

36. Не все коту масленица, будет и пост.

37. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.

38. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

39. Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.

40. Один в поле не воин, а путник.

41. От работы кони дохнут, а люди – крепнут.

42. От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.

43. Палка, о двух концах, туда и сюда бьет.

44. Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.

45. Повторение – мать учения и прибежище для лентяев.

46. Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает.

47. Пьяному море по колено, а лужа – по уши.

48. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.

49. Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.

50. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.

51. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.

52. Рука руку моет, да обе свербят.

53. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.

54. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло.

55. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда.

56. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт.

57. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.

58. Собаку съели, хвостом подавились.

59. Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься.

60. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.

61. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.

62. У страха глаза велики, да ничего не видят.

63. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить.

64. Ума палата, да ключ потерян.

65. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.

66. Хлопот полон рот, а прикусить нечего.

67. Чудеса в решете – дыр много, а выскочить некуда.

68. Шито-крыто, а узелок-то тут.

69. Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.

70. Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

Картинка: кадр из мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей».

источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/08/23/orfogrammy-nachalnoy-shkoly-v-poslovitsah-i-pogovorkah

http://cameralabs.org/10315-70-polnykh-versij-poslovits-i-pogovorok

ГРАМОТА.РУ

Пословицы

Пословицы

Ирина ЛД » 19 мар 2012, 12:43

Вопрос № 230864
Если в тексте встречаются пословицы(поговорки, лозунги), то – с прописной и в кавычках или в кавычках и со строчной? Например: жалею, что “Н(н)е все коту Масленица”.
Ответ справочной службы русского языка
С большой буквы в кавычках пословицы, поговорки, лозунги пишутся, если есть родовое слово (_пословица, поговрка, лозунг_): _Он вспомнил поговорку «Не все коту масленица»_. Если такого слова нет, верно написание с маленькой буквы без кавычек: _Жалею, что не все коту масленица_.

Вопрос № 225580
Подскажите, пожалуйста, как предпочтительно расставить знаки препинания в предложении: Есть даже такая пословица “Каждый со своей колокольни видит”, а значит.
Ответ справочной службы русского языка
Есть даже такая пословица: каждый со своей колокольни видит, – а значит.

Вопрос № 222621
Добрый день! Вы советуете пословицы оформлять таким образом: “Слово не воробей, вылетит не поймаешь” – гласит пословица. А если предложение такого типа: “Мы не допустим войны” – алело на полотнище? В каких еще случаях, кроме “так, вот что” и т.п., не нужно ставить запятую после прямой речи?
Ответ справочной службы русского языка
Приведенный пример написан верно. После закрывающихся кавычек ставится только тире в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т. д. (авторская ремарка начинается словами _так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает_ и т. п.).

У меня ряд вопросов:
1) Почему в этом предложении “Есть даже такая пословица: каждый со своей колокольни видит, – а значит. ” пословицу предлагается писать со строчной и без кавычек, ведь есть родовое слово?
2) “После закрывающихся кавычек ставится только тире в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т. д. (авторская ремарка начинается словами _так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает_ и т. п.)”. “”Слово не воробей, вылетит не поймаешь” – гласит пословица” — разве “гласит” — это характеристика или оценка прямой речи? По-моему, просто констатация, без всякой характеристики.
3) У меня такое предложение: “Что же, жизнь прожить — не поле перейти, говорят в народе”. Совсем теперь запуталась, как его оформить.

Re: Пословицы

Aleks » 19 мар 2012, 13:05

1. . каждый со своей колокольни видит — не “подлинное” выражение, поэтому без кавычек и со строчной.
2. “Слово не воробей, вылетит не поймаешь” – (так) гласит пословица. (опущено “так”, поэтому без запятой)
3. Что же, “Жизнь прожить — не поле перейти” – (так) говорят в народе. (точно воспроизведенная цитата, поэтому в кавычках и с прописной; опущено “так”, поэтому без запятой)

Re: Пословицы

Николь » 19 мар 2012, 13:23

Можно оформить как цитату.

Что же, как говорят в народе, “Жизнь прожить – не поле перейти”.

Re: Пословицы

Ирина ЛД » 19 мар 2012, 14:24

Re: Пословицы

mirage » 19 мар 2012, 14:39

Громоздко было бы, если бы цитировали не народ, а Пастернака:

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.

.

Из литературных примеров:
Михалевич “Высокие низы”.
Самое главное у человека есть его жизнь. Не зря же и в народе говорится: жизнь прожить — не поле перейти.

Бабаевский “Кавалер Золотой Звезды”.

— А может быть, у вас нет времени? Заняты другой работой? Тогда — и ну их к черту, эти воспоминания. Всего не перепишешь, что было. Как говорится: жизнь пережить — не поле перейти. Что? Не правду я говорю?

Re: Пословицы

Николь » 19 мар 2012, 14:46

Считаю, что так оформлять нельзя. Здесь есть слова автора (“так говорят в народе”) и слова, не входящие ни в слова автора, ни в прямую речь (“Что же”). В результате смешивается в один бульон оформление цитаты и оформление прямой речи, что недопустимо. Или цитата, или прямая речь.

Re: Пословицы

Николь » 19 мар 2012, 15:24

Re: Пословицы

карри » 19 мар 2012, 15:29

Стоит ли торопиться называть каждую пословицу точной цитатой? Из чьей именно речи эта цитата и где гарантия ее точности? Пословицы и словарями зафиксированы не в единственном варианте, от которого будем точность отмерять?

Рекомендации Розенталя по этому вопросу так же неоднозначны, как и ответы Справки. Но поскольку родового слова пословица в Вашем примере нет, я бы оставила исходную пунктуацию, исходя из этого:

Вопрос № 217030
Подскажите, как правильно давать заголовки статей и названия рубрик в журнале (в кавычках или без), если они взяты из Священного писания или если взяты пословицы или поговорки? Спасибо. Наталия
Лазарева Наталия Евгеньевна

Ответ справочной службы русского языка
Если слова из Священного писания представляют собой устойчивые выражения, то они в кавычки не заключаются. То же самое — с пословицами и поговорками. Если же это в чистом виде цитаты, то кавычки нужны.

Re: Пословицы

mirage » 19 мар 2012, 15:57

Варианты:
Жизнь пережить — не поле перейти,
Век пережить — не поле перейти.
Последний вариант, видимо, — самый древний, ибо в записи XVII—XVIII вв. (Симони) он сохраняет рифмованную форму: Вьк пережить — не поля перейтить. Ср. также: Жизнь изжить — не лапоть спяесть; укр. Життя прожиты — не поле перейти, бел. Жыццё пражыць—не поле перайсщ, вероятно, — русизм.

Re: Пословицы

Ирина ЛД » 21 мар 2012, 14:36

Re: Пословицы

Сергей » 21 мар 2012, 15:01

>>>>Но как-то эти три тире не очень смотрятся.

Потому и не смотрится, что оформлено неверно.

Кто сеет в плоть, тот пожнёт тление, а кто — в дух , тот пожнёт жизнь вечную, — так читаем в Евангелии.

Re: Пословицы

Хелена » 21 мар 2012, 15:06

Категорически не согласна с этим вариантом.

Мне тоже не нравятся тире в

Однако, может быть сделать так:
“Кто сеет в плоть — тот пожнёт тление, а кто в дух — тот пожнёт жизнь вечную, читаем в Евангелии”?

Re: Пословицы

Ирина ЛД » 21 мар 2012, 18:24

Почему неверно?
Вот первые два тире:
“§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении
При интонационном подчеркивании придаточные и з ъ я с н и т е л ь н ы е (дополнительные и подлежащные), реже у с л о в н ы е и у с т у п и т е л ь н ы е, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит кто о чём – молчи… (Пушкин); Как он добрался сюда – уж этого никак не мог он понять (Гоголь); Что она натура честная – это мне ясно… (Тургенев); Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут – я воли своей не отдам (Салтыков-Щедрин).

Условия, благоприятствующие постановке тире:

1) параллелизм структуры сложноподчиненного предложения: Пахарь ли песню вдали запоёт – долгая песня за сердце берёт; лес ли начнётся – сосна да осина (Н.); Кто весел – тот смеётся, кто хочет – тот добьётся, кто ищет – тот всегда найдёт! (Л.-К.); Если кто придёт – радуюсь, если никто не заглянет – тоже не горюю; Что было – известно, что будет – никому не ведомо”.

Источник статьи: http://newforum.gramota.ru/viewtopic.php?p=150846

Нужно ли пословицы брать в кавычки?

Есть одна очень хорошая пословица: «Если тебе трудно — значит, ты на верном пути».

1 ответ 1

Думаю, это пословица, а не поговорка. См: Чем отличаются пословицы и поговорки

Корректно:
Есть одна очень хорошая пословица: «Если тебе трудно — значит, ты на верном пути».

Обычно пословицы пишутся в кавычках, их можно приравнять к цитатам.

Однако у Розенталя находим замечание, которое может заставить нас призадуматься:

  1. Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях: 1) если нет точного указания, кому она принадлежит, или если приводится общеизвестная пословица, поговорка:

Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома и стены помогают (Ч.);

Но в данном случае у нас пословица не очень известная и она вводится словом пословица, поэтому замечание Розенталя не работает.

Возникает также вопрос о постановке двоеточия. И опять Розенталь заставляет сомневаться:

Примечание. Подлинные выражения (цитаты), вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но двоеточие перед ними не ставится:

Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Г.); Предположение дневального, что «взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе», всё больше собирало сторонников (Ф.); Он вспомнил пословицу «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» и отказался от первоначального плана; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание.

И вновь проходим к выводу, что данное примечание в нашем случае не работает.

Дополнение. Эта фраза с небольшими вариациями гуляет по интернету, но нигде нет намека на то, что это пословица. Скорее всего, нужно считать ее афоризмом (спасибо, @Сашка-дурак, за подсказку). Oднако на постановку двоеточия и кавычек это не влияет:

Есть один очень хороший афоризм: «Если тебе трудно — значит, ты на верном пути».

Источник статьи: http://rus.stackexchange.com/questions/447499/%D0%9D%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B8

Поиск ответа

Правильно ли написание:
Пословица “Не имея сто рублей, а имей сто друзей” верна?
Нужны ли кавычки и прописная буква?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, “Как аукнется, так и откликнется” – пословица или поговорка?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильнее называть эту фразу пословицей.

Не уверен, что вы можете дать ответ на такой вопрос, но откуда пошло выражение:
“устами младенца глаголет истина” .

Ответ справочной службы русского языка

Устами младенца глаголет истина – это пословица , в ее основе лежит представление об истинности, непредвзятости слов маленького ребенка.

Пословица “семеро одного не ждут” по-прежнему актуальна. Сам текст пословицы (в кавычках) пишется со строчной или прописной?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Пословица «Семеро одного не ждут» по-прежнему актуальна.

Добрый день! Никак не могу вспомнить, откуда взята фраза “с глаз долой(,-) из сердца вон”. И как все-таки правильно оформить пунктуацию?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: с глаз долой – из сердца вон. Это пословица .

Какого рожна? и
Лезть на рожон.
Речь идет об одном и том же рожне? И что это такое?

Ответ справочной службы русского языка

Рожон – острый кол, укрепленный в наклонном положении; длинная заостренная палка, которой погоняют волов. Согласно “Библейской энциклопедии”, поговорка лезть на рожон “получила свое начало из того, что отставшие от стада волы часто натыкаются на рожон, т. е. подгоняются острием конца палки и, получая от того чувствительную боль, ускоряют ход за стадом. Вследствие этого пословица означает глупость и безумие людей, сопротивляющихся повелению власти или увещанию своей совести”.

По другой версии, рожон – заостренный кол (рогатина), который употребяли при охоте на медведя. Разъяренный зверь лез на рожон – широкий нож, заточенный с обеих сторон, на длинной палке с перекладиной под лезвием, за которую медведь сам хватался.

Добрый день! Какие знаки препинания лучше поставить в пословица х:
Не запрягши -(?) не поедешь.
Не давши слова,(?) держись, а давши -(?) крепись.
Возможны ли варианты постановки знаков?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Не запрягши – не поедешь; Не давши слова – держись, а давши – крепись . Возможны другие варианты.

Чем отличается пословица от поговорки?

Ответ справочной службы русского языка

Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Это законченное высказывание.
Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Поясним на примере. Пьяному море по колено – поговорка. Пьяному море по колено, а лужа по уши – пословица .

Задаю вопрос третий раз.Надеюсь, повезет, и я получу ответ. Если в тексте встречаются пословицы(поговорки, лозунги), то – с прописной и в кавычках или в кавычках и со строчной? Например: жалею, что “Н(н)е все коту Масленица”. И еще:я некоторое время назад (точнее не могу вспомнить) задавала вопрос о правописании союза притом что. Мне ответили, что словарь РАН рекомендует слитное написание, но оно “в художественной литературе практически не встречается”. Ваш ответ на вопрос №230818 рекомендует без вариантов: слитно. Как же все-таки?

Ответ справочной службы русского языка

С большой буквы в кавычках пословицы, поговорки, лозунги пишутся, если есть родовое слово (_ пословица , поговрка, лозунг_): _Он вспомнил поговорку «Не все коту масленица»_. Если такого слова нет, верно написание с маленькой буквы без кавычек: _Жалею, что не все коту масленица_. Ответ 230818 уточнен.

Подскажите, как правильно разделить на слоги слово – ПОСЛОВИЦА

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Подскажите, какой правильно поставить знак препинания в пословица х, начинающихся на “Закон что. “. Например, Закон что дышло. Закон – что дышло. Закон, что дышло. Спасибо. Наталья.

Ответ справочной службы русского языка

Подскажите, пожалуйста, как предпочтительно расставить знаки препинания в предложении: Есть даже такая пословица “Каждый со своей колокольни видит”, а значит. Заранее благодарна. С уважением, Анна.

Ответ справочной службы русского языка

Есть даже такая пословица : каждый со своей колокольни видит, – а значит.

Добрый день! Вы советуете пословицы оформлять таким образом: “Слово не воробей, вылетит не поймаешь” – гласит пословица . А если предложение такого типа: “Мы не допустим войны” – алело на полотнище? В каких еще случаях, кроме “так, вот что” и т.п., не нужно ставить запятую после прямой речи? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Приведенный пример написан верно. После закрывающихся кавычек ставится только тире в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т. д. (авторская ремарка начинается словами _так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает_ и т. п.).

Добрый день! Скажите пожалуйста – “на вкус и цвет товарища нет” – это пословица или поговорка?

Ответ справочной службы русского языка

Скажите, пожалуйста, в предложении не нужно ли большой буквы и кавычек? Старинная китайская пословица гласит: близкий сосед лучше далёкого родственника.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше оформить пословицу как прямую речь: _Старинная китайская пословица гласит: «Близкий сосед лучше далёкого родственника»._

Источник статьи: http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%9F%D0%9E%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%92%D0%98%D0%A6%D0%90&start=15

Образцы оформления заданий на уроках русского языка

«Писать красиво — нелегко…» Это утверждение близко и понятно каждому, кто хотя бы раз в жизни испытывал горечь или разочарование от неудач и ошибок, допущенных во время письма.

Что значит «писать красиво»? Ответить на вопрос можно так: это графически правильно писать буквы, без ошибок, грамотно (с точки зрения орфографии) записывать слова, аккуратно и правильно оформлять выполненную работу. Для учащихся младшего школьного возраста такая задача оказывается сложной, так как они ещё не обладают в полной мере определённым уровнем распределения внимания, умением решать одновременно графические, орфографические и грамматические задачи с соблюдением правил оформления письменного задания.

Процесс письма — многогранный, но при правильной организации он позволяет формировать у учащихся культуру письменной речи и реализовывать требования учебной программы. Начинать это важное и нужное дело следует с первых дней пребывания ребёнка в учреждении образования. В период обучения грамоте, работая по образцу в тетрадях на печатной основе («Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо»), дети приобретают первоначальные навыки письма букв, слов, предложений. Далее по мере продвижения от класса к классу процесс письма усложняется, требования к нему возрастают.

Во II классе учащиеся приступают к изучению русского и белорусского языков по учебникам, в которых представлены разные по содержанию и структуре упражнения. Перед учениками встаёт задача правильного оформления заданий, выполняемых в обычных тетрадях, в которых отсутствуют дополнительные ориентиры и подсказки.

Образцы выполнения заданий в учебниках не всегда являются опорой для правильного оформления записи в тетради. Например, в учебнике «Русский язык» для II класса (Минск : НИО, 2011) приводится следующий образец по выполнению упражнения № 199: снег — в снегý (с. 121). Первое слово снег написано с маленькой буквы, и это правильно, так как образец в учебнике стоит после двоеточия. Учащиеся приступают к письменному выполнению задания в тетради… И тогда обязательно возникает ряд вопросов:

  • С какой буквы — большой (заглавной) или маленькой (строчной) — нужно писать первое слово в паре слов в первой строке упражнения?
  • Соблюдать ли красную строку?
  • Ставить или не ставить точку в конце выполненного задания?

Помочь учащимся разобраться с правильным оформлением заданий призван учитель. Приведённые в статье рекомендации по оформлению письменных работ помогут учителям снять многие вопросы, связанные с этой работой.

Начнём с того, что напомним ещё раз об общепринятых требованиях к оформлению письменной работы.

Во II – IV классах дата выполнения классной и домашней работы записывается на рабочей строке посередине тетради следующим образом:

  • день месяца — арабской цифрой;
  • название месяца — прописью. Например:

На следующей строке (посередине) после даты пишется

Классная работа или

Домашняя работа.

Слово Упражнение во II – IV классах не пишется.

В обучающих работах на отдельной строке указывается вид работы (изложение, сочинение и др.), на следующей строке по центру записывается заголовок работы (без кавычек и точек).

Например:

Между датой и названием вида работы, названием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом линейки не пропускаются.

Например:

Между последней строкой текста обучающей работы и датой следующей работы пропускаются 2 линейки. В II – IV  классах при переходе на следующую страницу дата и название обучающей работы от содержания не отделяются.

Во II – IV классах должна регулярно выполняться работа над ошибками. Она записывается в тех же тетрадях, в которых выполнялась соответствующая обучающая работа, отступив 2 строки вниз от предыдущего задания. Учащиеся II класса работу над ошибками делают, но дату и вид работы не пишут. В классах записывается вид работы (Работа над ошибками) без указания даты. Образец выполнения работы над ошибками даёт учитель:

Например:

Теперь рассмотрим наиболее типичные упражнения и задания из учебников по русскому и белорусскому языках, при записи которых могут возникать вопросы по их оформлению.

  1. Упражнения, содержательная часть которых состоит из записанных в ряд отдельных слов, словосочетаний, предложений.

Начало записи таких упражнений оформляется красной строкой. Для этого учащийся от начала строки делает отступ, равный примерно ширине двух его пальцев. Первое слово пишется с большой буквы, остальные — с маленькой, в конце группы слов, словосочетаний, в конце предложения ставится точка. Если задание состоит только из отдельных слов, то последние отделяются друг от друга запятой.

Например:

Аналогично оформляется запись упражнений, в которых

  • даётся связный текст;
  • определяются границы предложений (постановка знаков препинания, написание первого слова предложения с большой буквы).

Если необходимо записать предложения по памяти, ответить на вопросы и ответы записать или из текста упражнения выписать одно, два-три предложения (одно, два и более слов, словосочетаний), то учащиеся действует по известному алгоритму: первое слово пишут с большой буквы, остальные — с маленькой, в конце группы слов, словосочетаний, в конце предложений ставят точку.

Например. Упражнение 40 (Русский язык, III класс).

      Прочитайте. Выпишите выделенные слова. Обозначьте в них корень.

Земледелец

Идёт трактор по пашне. Рыхлит и причёсывает землю. Помогают ему плуг и борона. За трактором на поле выходит сеялка. Она засевает поле пшеницей. Выросла пшеница. Урожай убирают комбайны. Работает на этих  машинах человек. Имя ему — земледелец.

Задание выполняется в тетради следующим образом.

      Земледелец, трактор, пшеницей, комбайны, машинах, человек.

  1. Упражнения, в которых к словам из одного столбика необходимо подобрать слова из другого столбика и полученные паоы слов записать. Например. Упражнение 14 (Русский язык, II класс).

    К словам из левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика.

весёлый

вращаться

мчаться

сторожить

охранять

кружиться

радостный

нестись

Запись в тетради будет выглядеть так:

  1. Упражнения, в которых требуется исправить деформированный текст, предложение. Например. Упражнение 182 (Русский язык, II класс).

      Составьте из слов предложения. Запишите        их.

1. Дети, по, гуляли, лесу.

2. Жучка, залаяла, громко.

3. Нашла,        собака.

4. Убежал, в, ёжик, кусты.

Запись предложений оформляют следующим образом:

  1. Упражнения, содержательная часть которых представлена в стихотворной форме.

Например. Упражнение 39 (Русский язык, II класс).

      Прочитайте. Отгадайте загадку. Запишите загадку вместе с отгадкой.

Я стою на ножке толстой,

я стою на ножке гладкой

под коричневою шляпкой

с белой бархатной подкладкой.

Текст загадки записывается в тетради в столбик. Если стихотворная строка не может быть записана на одной строке в тетради, стихотворный текст записывается в строчку, т. е. с сохранением всех требований, которые предъявляются к письменному оформлению предложения: первое слово пишется с большой буквы, причём, записывается с красной строки; далее все слова пишутся с маленькой буквы; в конце предложения ставится точка.

Например:

Я стою на ножке толстой, я стою на нож кс гладкой под коричневою шляпкой с белой бархатной подкладкой. (Гриб.)

  1. Упражнения, в которых предложения записаны столбиком.

Например. Упражнение 104 (Русский язык, II класс).

       Прочитайте. Спишите. Подчеркните букву я в тех словах, где она обозначает звуки [й’а].

        Сосны

        Сосны до неба хотят дорасти.

        Небо ветвями хотят подмести.    

        Чтобы в течение года

        Ясной стояла погода.

В тетрадь записывается не только текст стихотворения, но и заголовок. Заголовок работы (без кавычек и точки) располагается по центру на первой строке. Между заголовком и текстом не пропускаются линейки. Текст записывается традиционно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменному его оформлению.

Запись будет выглядеть так:

 

  1. Упражнения, в которых содержательная часть представлена нестандартно. Например. Упражнение 100 (Русский язык, II класс).

      Образуйте однокоренные слова с корнями лес-, рыб-. Запишите их.

Образец записи в тетради:

Ещё пример. Практыкаванне 33 (Беларуская мова, II класс).

      Прачытайце словы падзякі і запішыце іх.

Образец записи в тетради:

  1. Упражнения, содержательная часть которых состоит из записанных в столбик отдельных словосочетаний.

Начало записи таких упражнений не оформляется красной строкой. Чтобы запись сохранила форму столбика, слова подписываются строго друг под другом. Между столбиками слов организуется определённое пространство. Слова и словосочетания пишутся с маленькой (строчной) буквы. При этом запятые между словами и точка в конце работы не ставятся.

Приведём примеры.

В упражнении 23 (Русский язык, II класс) содержательная, часть представлена двумя столбиками слов.

      Прочитайте слова. Запишите слова парами.


стол — …               карта — …

дым — …        драч — …

марка — …        рак — …

Запись в тетради:

Следующий пример. В упражнении 63 (Русский язык. II класс) содержательная часть представлена группой слов, которые необходимо записать столбиком.

     Прочитайте слова. Запишите слова-действия в два столбика.

      Поёт, бежит, кричат, говорит, поют, кричит, бегут, говорят.

Образец записи в тетради:


  1. Упражнения, в которых из текста сначала выписывается одна группа слов, затем — другая. Например. Упражнение 137 (Русский язык, III класс).

       Прочитайте. Выпишите выделенные слова: сначала имена существительные мужского рода, затем — женского.

Подарки Весны

  — Что, Весна, ты принесла?

И ответила Весна:

— Принесла я вам, ребятки,

лейки, грабли и лопатки

первые подснежники,

жёлтые скворечники.

Сначала выписываются из текста слова, относящиеся к первой группе. Запись оформляется красной строкой, первое слово пишется с большой буквы. Все остальные слова записываются в ряд через запятую. Заканчивается запись точкой. Затем выписываются слова второй группы, также первое слово пишется с большой буквы с красной строки; между словами ставится запятая, в конце работы — точка.

Рассмотрим образцы оформления записей письменных контрольных работ.

1. Контрольная работа, которая включает диктант и грамматическое задание.

Письменные контрольные работы по русскому и белорусскому языкам оформляются в тетрадях для контрольных работ так же, как и обучающие письменные работы. На определённой строке, отступив от предыдущей работы 2 строки, необходимо записать по центру дату выполнения работы. На следующей строке по центру указывается вид работы: с большой буквы пишется слово Диктант (без кавычек и точки). Далее записывается с большой буквы заголовок диктанта.

Между датой и названием вида работы, названием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом диктанта линейки не пропускаются.

Если работа включает грамматическое задание, тогда после записи текста диктанта по центру записывается с большой буквы слово Вариант, рядом указывается номер варианта арабской цифрой без точки (вид работы Грамматическое задание не указывается). Каждое задание выполняется на новой рабочей линейке без оформления красной строкой. Номер задания обозначается арабской цифрой, после которой ставится точка. Первое слово задания пишется с большой буквы.

Например. Контрольная работа № 9 (М. Б. Анти-пова, Е. А. Гулецкая. Сборник контрольных работ по русскому языку. 2-4 классы, с. 30).

2. Контрольный словарный диктант.        

Контрольный словарный диктант выполняется в тетрадях для контрольных работ. По центру рабочей строки записывается дата выполнения работы. Вид работы Словарный диктант не указывается. Первое словарное слово пишется с большой буквы, причём записывается с красной строки. Все остальные слова пишутся в ряд через запятую. В конце работы ставится точка.

Например: Еще раз подчеркнём, что материал статьи носит рекомендательный характер. Учитель творчески подходит к оформлению записи содержательной части того или иного упражнения, пример которого не вошёл в статью. Запись таких упражнений можно оформлять по аналогии с упражнениями указанного вида.

Литература:

  1. Л. А. Одновол, начальник отдела методического обеспечения начального образования НИО// Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа,  2012 г., № 10, стр. 13-16

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как пишутся порядковые числительные в английском языке
  • Как пишутся названия предметов в английском языке
  • Как пишутся пьесы пример
  • Как пишутся породы собак с большой или маленькой буквы
  • Как пишутся названия парков

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии