Как пишутся предлоги и приставки в русском языке

Приставки и предлоги в русском языке часто похожи друг на друга, что становится причиной ошибок на письме. Чтобы их не допускать, ученики уже со 2 класса должны знать, чем отличаются приставки от предлогов и по какому правилу пишутся те и другие. Если тема усвоена хорошо, ошибок на письме не будет, и школьник без труда справится с заданиями.

Итак, при написании необходимо различать предлог от приставки.

шарады для детейПредлоги

Предлог — это часть речи. Предлог служит для связи слов в предложении. Пишется отдельно от слова, к которому относится. 

 без (безо),  близ,  в (во), вне, для, до, за, из (изо), к (ко), между, на, над (надо), о (об, обо), от (ото), перед (передо), по, под (подо), при, ради, c (со), сквозь, среди, у, через  

Нет ниточки связать слова?
Предлог поможет нам всегда!
С глаголом рядом не стоит,
Писать с пробелом нам велит!

Запомните!

  • Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово: у (какого?) дерева, у (высокого) дерева.
  • У глаголов нет предлогов: убежать, отбежать, забежать.
  • Предлоги служат для связи слов.
  • Предлоги пишутся раздельно со словами.

шарады для детейПриставки

Приставка — это часть слова, стоящая перед корнем. Приставка служит для образования новых слов.

Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.

 без-(бес-), в-(во-), вы-, до-, за-, из-(изо-), на-, недо-, над-(надо-), не-, о-, об-(обо-), от-(ото-), пра, по-, под-(подо-), пере-, пре-, пред-(предо-), при-, про-, с-(со-), через 

  • Приставка — это часть слова.
  • Приставки служат для образования новых слов.
  • Приставки пишутся слитно со словами.
  • Между приставкой и словом вопрос вставить нельзя.
  • Употребляется со словами, отвечающими на разные вопросы.

шарады для детейОтличие приставки от предлога

Многие традиционно русские приставки звучат и пишутся также как и предлоги:

Например: дотянуться до дерева; вбежать в воду; написать на конверте; сбросить с лавочки.

Поэтому необходимо знать правила, чтобы отличать приставку от предлога и не совершать ошибок при написании слов!

Чтобы понять, приставка это или предлог, необходимо выполнить следующие приемы проверки: можно ли вставить между словом и предполагаемым предлогом вопрос или другое слово?

Например: добежать (до чего?) до подъезда или до моего подъезда; посмотреть (на кого?) на кота или на пушистого кота; отплыть (от чего?) от берега или от высокого берега.

шарады для детейМежду приставкой и корнем невозможно вставить слово. Приставка пишется слитно со словом. 

Предлоги и приставки: карточки


Приставки и предлоги: карточки для тренировки

приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 1

  1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.

(В)летел (в)окно; (в)ходим (в)зал; (за)бежал (за)угол; (во)шёл (во)двор; (про)шептал (про)себя; (по)плыли (по)реке; пароход (от)чалил (от)пристани; лодку (от)толкнули (от)берега.

2. Отметь знаком «+» предложение, где ПО является приставкой

1) Машина едет (по)дороге.
2) Собака (по)бежала за мячом.
3) (По)небу гуськом тянулись птицы.


приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 2

  1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.

(С)мастерил (из)бумаги; (до)води начатое дело (до)конца; (по)плыл (по)волнам; (до)плыли (до)знакомого села; (по)бежали (по)оврагу; (на)правился (на)стадион; (до)шёл (до)пристани; (от)тащил (от)лужи.

2. Отметь знаком «+» словосочетания, в которых в скобках написана приставка.

1) спрятались (от)дождя
2) высоко (под)прыгнул
3) растёт (на)горе
4) (на)шли дорогу
5) стоит (у)крыльца
6) делают (из)бумаги
7) прячется (под)деревом



приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 3

  1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.

(С)лез (с)дерева; (за)шло (за)тучу; (по)ехали (по)дороге; (до)топали (до)города; (под)прыгнул (до)потолка; (во)шёл (во)двор; (в)полз (в)щель; (при)грелся (на)кухне; (на)брёл (на)избушку; (над)строил (над)чердаком.

2. Отметь знаком «+» словосочетания, в которых в скобках написан предлог.

1) (по)ехали в деревню
2) ходили (по)городу
3) (в)несли в квартиру
4) медленно (за)катилось
5) слетит (с)дерева
6) (с)бросил с крыши
7) вернулись (в)класс
8) вошли (в)кабинет


приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 4

1. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

(Без)донную бочку водой не (на)полнишь.
(На)говорил столько, что и (в)шапку не (со)берёшь.
Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.
(Со)счастьем хорошо (по)грибы ходить.
(С)лодырем (по)ведёшься, горя (на)берёшься.

Труд и (на)кормит, и (на)учит.

2. Составь по два слова с приставками.

с — ______________________________
на — ______________________________
по — ______________________________
за — ______________________________

приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 5

  1. Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.

Наколол, выкормил, забор, заболел, вылетел, выиграл, высоко, зашёл, записал, накопал, нашёл, наука, узел, пробежка, подарок, упал, позвонил, пролетел, проза, забежал, передний, прекрасный, перешёл, подходил, подорожник, прабабушка.

2. Составь с данными словосочетаниями предложения и запиши их.

(За)шёл (за)товарищем. (По)шли (по)улице. (До)шли (до)реки. (От)плыли (от)берега. (До)плыли (до)островка. (На)шли (на) опушке.


приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 6

  1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.

Нина (от)бежала (от)дерева, (по)бежала (по)аллее, (до)бежала (до)поворота. Потом она (вз)бежала (на)холм, (с)бежала (с)него и (под)бежала (к)беседке.

2. Закончи предложения:

  • Предлоги с другими словами пишутся _____________.
  • Приставки с другими словами пишутся _________________.
  • Предлоги в предложении служат ____________________________.
  • Приставки служат__________________________.
  • К предлогам нельзя поставить ________________________.
  • У __________ нет предлогов.

приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 7

1. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

1) Хорошее слово (до)сердца (до)ходит. 2) Руку (про)тянешь, так и ложку (до)станешь. 3) (Вы)растишь овощи, так и щи (с) варишь. 4) (До)води дело (до)конца. 5) Много радости (на)ходит человек (в)труде. 6) Если за день ничего не (с)делаешь, зря (про)жил день.

2. Составь по два слова с приставками.

об — ______________________________
на — ______________________________
про — ______________________________
от — ______________________________


приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 8

1. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

Море (за)мёрзло. Рыбаки взяли сети и (по)ехали (на)санях (по)льду. (По)ехал и рыбак Андрей. Он (за)ехал дальше всех. (На)делали дырок (во)льду и (за)пустили сети.

2. Составь с данными словосочетаниями предложения и запиши их.

Высоко (под)прыгнуть, растет (под)деревом, (с)пряталась (от)дождя, (за)катилось (под)стол, (с)бросили листья, стоит (на)берегу.


приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 9

1. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

  1. (До)води дело (до)конца.
  2. Цветы (под)резали (под)корень.
  3. Ленту (в)плели (в)косу.
  4. Лодка (от)плыла (от)берега.
  5. Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до)леса.
  6. Тропинка (с)пускалась (с)горы.

2. Измени словосочетания. Выдели приставки, подчеркни предлоги.

Образец: Нарукавная повязка – повязка на рукав.

Настенный календарь – … . Заработная плата – … . Заречная сторона – … . Подземный переход – … . Довоенные годы – … . Подводные камни – … . Загородная поездка – … . Предрассветный час – … .


приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 10

  1. Спиши, вставив пропущенные буквы. Выдели приставки, подчеркни предлоги.

(До)стать (из)кастрюли, (про)мокнуть (до)нитки, (за)медляет (по)лёт, (по)катимся (с)горы, (под)ходим (к)лесу, (о)жидать (от)друзей, (на)грузили (на)машину, (про)течка (на)кухне, (об)ъяснил (за)дачу, (про)летали (над)городом, (по)селились (под)елью, (про)читал (про)лягушек, (до)тянулся (до)сосульки.

2. Спиши, исправив ошибки. Выдели приставки.

По дула зема холадом. Со рвала листя с лисов, дубрав и размитала их подорогам. Стали птицы стайками со бираться. Со брались по кречяли и по лители завысокие горы, засиние маря втёплые страны.


приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 11

  1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор, (в)полз (в)щель, (при)грелся (при)кухне, (на)брёл (на)избушку, (над)строил (над)чердаком.

2. Раздели текст на предложения. Спиши, раскрывая скобки и правильно оформляя предложения.

(Во)дворе (по)строили горку весь день (на)горе много детей Митя (на)санках (с)катился (с)горы недалеко (от)горы стоит душистая ёлка (на)ветках ели игрушки (к)пушистой красавице (при)бежали дети

приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 12

  1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

(За)стучали (от)страха, (на)ехал (на)гвоздь, (с)писал (с)доски,  (по)смотрел (по)сторонам, (под)ходим (к)лесу,  (по)бежал (по)кочкам, (под)ушка (под)диваном, (по)смотрел (за)шкафом, (с)полз (с)цветочка, (раз)резать (на)кусочки, (для)успешного (по)хода, (на)шёл (на)шоссе,  (до)полз (до)лавочки.

2. Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

 …брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.


приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 13

  1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

(До)шёл (до)булочной, (по)ехал (по)побережью, (с)двинул (с)места, (по)ехал (по)рынку, (до)тёр (до)дыр, (с)ходить (с)крыльца, (под)ушка (на)диване, (с)полз (с)цветочка, (от)бился (от)стаи, (по)ходили (по)участку,  (с)хватился (с)медведем,  (за)гадка (про)кошку.

2. Спиши, раскрывая скобки. Выдели основу предложений. 

(На)крыльце сидит ворона. (В)клюве (у)птицы кость. (Под)крыльцом живет овчарка. Она начинает лаять (на)ворону. Ворона улетела (с)крыльца и села (за)кустом. Овчарка скоро забудет о вороне.


приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 14

  1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

(За)горой, (за)б…жать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)р…зать, (в)л…тел, (в)дом, (с)к…тился (с)горы, (по)б…жали (по)доро…кам, (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)б…рёзы, (по)б…жал (по)д…ревне, (про)читал (про)город.

2. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

…бросился … врага.

…кинула …плечи.

…вёл …дело …конца.

 …ставил ведро …кран.

…резал замок …дверь.

…читал рассказ …конца.

…гулял …парку.

…ехал …станции.

…рисовал …листке бумаги.

…плела ленту …косу.


приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

КАРТОЧКА 15

  1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

(С)вета (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.

2. Составь с данными словосочетаниями предложения и запиши их.

(Об)ъяснил (за)дачу, (по)бежала (по)дорожке, (на)писать (на)конверте, (с)писал (с)доски, (у)бежать (от)лисы, (с)прятаться (в)дупле, (по)ложить (на)стол.


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!


  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Правописание приставок и предлогов

Приставки и предлоги бывают похожи (по, над, с, в и другие).

Приставка — это значимая часть слова, которая пишется слитнопобежал

Предлог — это служебная часть речи, она пишется раздельно с другими словами — бежал по дорожке.

Чтобы понять, что перед нами, — приставка или предлог, по­про­буй в том месте, где воз­ник во­прос, вста­вить дру­гое слово (или вопрос). Если вста­вить слово можно, зна­чит, это пред­лог, пи­шет­ся раз­дель­но. Если слово нель­зя, зна­чит, это при­став­ка, пи­шет­ся со сло­вом слит­но.

Например:

побежал по дорожке — побежал по (грунтовой) дорожке

зашёл за другом — зашёл (за кем?) за другом

Запомни! При гла­го­лах пред­ло­гов не бы­ва­ет. Пред­ло­ги пишутся перед име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, прилагательными, числительными или ме­сто­име­ни­я­ми.

Запомни! Наречия издалека, издавна, вверх, вниз, направо, налево и другие пишутся слитно. 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 163,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 164,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 185,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 125,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 126,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 141,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 5,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 9,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 6,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 236,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 45,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 144,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 186,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 145,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 234,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 108,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 20,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 149,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 364,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 230,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 145,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 5,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 103,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 104,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 46,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 121,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 138,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

5 класс

Упражнение 59,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 95,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 163,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 698,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 150,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Практикум стр. 40,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 104,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 484,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 530,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 549,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 31,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 50,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 516,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 567,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 296,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 429,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 521,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 146,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение Практикум стр.140,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 276,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 32,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 279,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 280,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 366,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 380,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 507,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 261,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 275,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 227,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 319,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 387,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 388,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 248,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 296,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 297,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Практикум стр. 194,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 325,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Различение приставок и предлогов у учащихся начальных классов.

В своей работе учителя начальных классов нередко сталкиваются с тем, что дети в конце первого класса пишут предлоги слитно, а приставки раздельно. Такое нарушение требует дополнительной работы со стороны логопеда или учителя, а упражнения по закреплению навыка правописания предлогов/приставок должны проводиться на протяжении всего курса обучения в начальной школе.

В первую очередь необходимо объяснить ребенку, что приставка — часть слова, которая пишется слитно и служит для образования новых слов, а предлог — часть речи, следовательно пишется отдельно и служит для связи слов в предложении.

Далее ребенку объясняется алгоритм определения предлога:

1 Определить часть речи.

2 Если слово глагол, значит это не предлог

Если слово не глагол, а другая часть речи,

значит это или приставка или предлог.

4 Нужно вставить слово — признак.

5 Если смыла нет, то это — приставка

6 Если смысл сохранился, то это –предлог.

Для учащихся 1х классов не употребляем понятия части речи и глагол, а тренируемся играя.

Например:

Мальчик вклеил в тетрадь картинку.

Разбираем слово вклеил. Пробуем вставить слово-признак между в и клеил. Мальчик в красивую клеил в тетрадь. Получилась абракадабра. Смысла нет и звучит некрасиво. Значит это приставка, пишем слитно.

Разбираем в тетрадь. Мальчик вклеил в красивую/большую тетрадь. Можем добавить любое слово признак и предложение не испортится. Значит это предлог, пишем раздельно.

Упражнения для различения приставок и предлогов.

  1. Добавьте приставки к словам в скобках.

Подарок

Младшему брату в подарок хочу (мастерить) скаковую лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или каким-нибудь старьём. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы – «глаза». Из тесёмки (делать) уздечку. Получилась прекрасная лошадка.

  1. З а п и ш и т е слова в два столбика.

(З..) горой, (з..) бежать, (с) вернула, (с) крыши, (н..) конверте, (н..) резать, (н..) листе, (н..) чертили.

3. С п и ш и т е без скобок. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

(За) шёл (за) товарищем. (По) шли (по) улице. (До) шли (до) реки. (От) плыли (от) берега. (До) плыли (до) островка. (На) шли ёжика (на) опушке рощи.

Нина (от) бежала (от) дерева, (по) бежала (по) алее, (до) бежала (до) поворота. Потом она (вз) бежала (на) холмик, (с) бежала (с) него и (под) бежала (к) беседке.

1) Хорошее слово (до) сердца (до) ходит. 2) Руку (про) тянешь, так и ложку (до) станешь. 3) (Вы) растишь овощи, так и щи (с) варишь. 4) (До) води дело (до) конца. 5) Много радости (на) ходит человек (в) труде. 6) Если за день ничего не (с) делаешь, зря (про) жил день.

Море (за) мёрзло. Рыбаки взяли сети и (по) ехали (на) санях (по) льду. (По) ехал и рыбак Андрей. Он (за) ехал дальше всех. (На) делали дырок (во) льду и (за) пустили сети.

4. С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

(За) ревел медве..ь (со)сна,

И в густом л..су

Вздрогнув, стукнула с..сна

Ш..шкою л..су.

Я. Козловский

(За) ревел медве..ь (со)сна,

И в густом л..су

Вздрогнув, стукнула с..сна

Ш..шкою л..су.

5. С о с т а в ь т е и напишите словосочетания, правильно употребляя предлоги.

Добрести (до, в)

Выехали (из, с)

Зацепился (за, о)

Выполз (от, из)

Вцепился (за, в)

Взобрался (в, на)

город.

село.

скатерть.

нора.

рука.

гора.

6. С п и ш и т е , исправив ошибки.

Па дула зема холадом. Са рвала листя с лисов, дубрав и размитала их подорогам. Стали Птицы стайками са бираться. Са брались по кречяли и па лители за высокие горы, за синие маря в тёплые страны.

7. С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

Бемби ш..л (за) матер..ю по у..кой тр..пе. Это было пр..ятное путешествие. М..лыш увидел бабоч..ку. Она была пр..красна, как цв..ток. Но бабоч..ка (з..) хлопала крылышками, (вс) порхнула и (у) летела.

8. С п и ш и т е пословицы, раскрыв скобки. Приставки выделите

1) Труд и (на) кормит и (на) учит. 2) Счастье тому бывает, кто (в) труде да (в) учении ума (на) бирает. 3) Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт. 4) Дружно (за) дело взяться – и пустыня (за) цветёт. 5) Одна пчела немного мёду (на) таскает. 6) Одной рукой узла не (за) вяжешь. 7) (Без) донную бочку водой не (на) полнишь. 8) Не (раз) грызёшь ореха, не (с) ешь ядра. 9) (На) говорил столько, что (в) шапку не (за) берёшь.

«Русский язык» для 4 класса

Урок № 78

Тема урока: Правописание приставок и предлогов.

Цель нашего урока – изучить предлоги и приставки и научиться отличать приставку от предлога.

Задачи:

На уроке мы научимся работать с орфографическим словарём и приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Урок посвящён изучению правописания приставок и предлогов. В ходе урока учащиеся научаться отличать приставку от предлога.

Основные термины и понятия:

«Предлог» «приставка», «корень слова».

Основная и дополнительная литература:

Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.

Теоретическая часть:

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или однокоренное слово с дрогой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Слово «поджарить». Найдём приставку. Сначала поберём однокоренное слово без приставки. Жарить. Теперь потренируемся подбирать однокоренное слово с приставкой. Пережарить. Пере и Под – приставки.

Предлог – служебная часть речи. Предлоги не изменяются, к ним нельзя задать вопрос. Предлоги служат для связи слов в предложении, поэтому они называются служебной частью речи. Предлоги никогда не употребляются с глаголами, но дружат с существительными, прилагательными. Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево. За высокое дерево. За (какое?) дерево? Иногда приставки в глаголах могут быть схожи с предлогами. Их нужно различать. Предлоги всегда указывают где что находится (в, на, под, над, за, у) или куда о двигаться (из, в, через, по, к, от, до). А приставки только образуют новые слова (например, напишу, подпишу, выпишу, припишу). Чтобы отличить приставку от предлога, попробуйте в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно.

Помни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги  употребляются с именами существительными и местоимениями.

Задания тренировочного модуля:

ТВ- 1

Текст вопроса:

Перед какой частью речи не бывает предлога? Выберете один правильный вариант ответа.

Варианты ответа:

а) Перед существительным.

б) Перед глаголом.

в) Перед прилагательным.

г) Перед наречьем.

ТВ-2

Текст вопроса:

Запишите предложения, раскрывая скобки. Введите ответы с помощью клавиатуры.

Отец (на)писал адрес (на)конверте.
Лодка (от)чалила (от)берега и (за)вернула (за)лес. Машина ехала (по)двору и резко (с)вернула

ТВ-3

Текст вопроса:

Найдите все слова с предлогами.

Варианты ответов:

а) (У)зайчика.

б) (У)лететь.

в) (За)окном.

г) (За)ходить.

д) (Под)ъезжать

ТВ-7

Текст вопроса:

Заполните таблицу «Приставки и предлоги». Вам нужно записать слова с приставками и с предлогами в правильные колонки.

Слова с приставками

Слова с предлогами

По земле

За углом

Открывать

С котом

Закрывать

Подходить

Под столом

Прочитать

На лбу

Налить

Задания контрольного модуля

ТВ-12

Текст вопроса:

Самостоятельно подберите слова с приставками в прошедшем времени так, чтобы получились законченные по смыслу предложения.

  1. Мальчик первым ….. к финишу.
  2. Поезд …… через мост.
  3. Девочка в шутку …. усы к изображению.
  4. Машина ….. препятствие.
  5. Кошка …… на шкаф.

ТВ-13

Текст вопроса:

Введите текст с помощью клавиатуры.

Запишите все слова, раскрывая скобки.

(По)полю, (по)садить, (по)звонить, (за)нести, (за)стеной, (за)стелить, (в)нести, (в)лесу, (от)ойди, (от)вес, (от)стены.

ТВ-20

Текст вопроса:

Напишите слова в два столбика. В первый столбик – слова с приставкой ПОД-, во второй – с приставкой ПО-, в третий – с приставкой ОБ-

Подлить, подготовить, полететь, побелеть, поддержать, подстилка, обновить, поделать, обмотать, обсуждать

ТВ-21

Текст вопроса:

Спишите слова, дописывая подходящие по смыслу приставки. Запишите с помощью клавиатуры правильные варианты ответов.

…летел шмель на террасу.

…бежал первым.

…шёл в здание.

…ехал из деревни.

…копал яму для посадки куста.

…вязала носочки.

….шёл подругу.

Добрый
день, мои друзья.

Сегодня
я хочу показать вам две письменные работы, которые выполнили третьеклассники
Саша и Маша. Они писали словосочетания под диктовку учителя, и вот что у них
получилось.

Как
вы думаете, кто из них справился с работой? Маша? Саша?

И
те, кто проголосовал за Машу, и те, кто считает грамотным Сашу, ошибаются.

И
в работе Маши, и в работе Саши очень много ошибок. А что это за ошибки и как их
избежать, я сейчас постараюсь вам объяснить.

Сегодня
мы поговорим с вами о том, как отличить приставки от предлогов.

Что
такое приставка? Это часть слова, которая стоит перед корнем и
служит для образования новых слов. Вы слышите? Часть слова, значит,
приставку надо писать слитно со словом.

А
что такое предлог? Это служебная часть речи, которая служит для
связи слов в предложении.

Вы
поняли? Часть речи, то есть отдельное слово. Значит, предлог надо
и писать как самостоятельное слово, то есть отдельно от других слов.

А
как же отличить, где приставка, а где предлог?

Давайте
вернёмся к работам Саши и Маши. Возьмём ту, что написал Саша, и начнём
разбираться. Предлагаю провести эксперимент: попробовать отделить одинаковые
части от слов при помощи другого слова или вопроса.

Первое
словосочетание «Побегать полужайке». Оба слова в этой работе начинаются со
слога по-. Можно ли оторвать «по-» от «бегать» и между ними вставить
какое-либо слово или вопрос? По быстро бегать. По (что делать?) бегать.
Бессмыслица получается. Нет, слог «по-» от слова «бегать» отрывать
нельзя. Значит, «по-» здесь приставка, и писать её надо слитно:
побегать. Между приставкой и корнем нельзя вставить какое-либо слово.

Второе
слово – «полужайке». А здесь между «по» и «лужайке» можно вставить какое-нибудь
слово или вопрос? Побегать по зелёной лужайке, побегать по (чему?)
лужайке. Ну что же, вполне даже неплохо между «по» и «лужайке» вставилось и
слово «зелёной», и вопрос. Значит, здесь «по» – это предлог, и пишется
он раздельно со словом
«лужайке».

Следующее
словосочетание – «накрыть настол». Накрыть. На (что сделать?) крыть.
Смешно! Конечно, разделять «на-» и «крыть» нельзя. Здесь «на-» – это приставка.

«Настол».
Накрыть на обеденный стол. Накрыть на (что?) стол. «На стол» пишем раздельно.
Здесь «на» – это предлог.

«Подлезть
подзабор». Что сделать? Подлезть. Слово с приставкой. Подлезть под (что?)
забор, под высокий забор. «Под забор» пишем раздельно. Это отдельные слова.

«Спрыгнуть
сдивана». Что сделать? Спрыгнуть. Слово с приставкой.
Спрыгнуть с (чего?) дивана, с нового дивана. Слово с предлогом. Пишем
раздельно.

«Врезаться
вдверь». Что сделать? Врезаться. Пишем слитно – здесь приставка.
Врезаться в деревянную дверь. «В» прекрасно отделяется от слова «дверь»,
значит, это предлог и «в дверь» пишем раздельно.

Ну
и последнее словосочетание «оттолкнуться отстены». Что сделать?
Оттолкнуться. Слово с приставкой. Оттолкнуться от (чего?)
стены, от каменной стены. «От стены» – слово с предлогом.

Вот
мы с вами и исправили ошибки в работах Саши и Маши.

А
сейчас я хочу обратить ваше внимание на слова с приставками:
побегать, накрыть, подлезть, спрыгнуть, врезаться, оттолкнуться. Какой частью
речи являются эти слова? Все они отвечают на вопрос «что сделать?» и обозначают
действия. То есть, это – глаголы. И, как видите, нет глаголов, перед которыми
были бы предлоги. Глаголы с предлогами не употребляются!

Ну
а какие слова написаны с предлогами? «По лужайке», «на стол», «под забор», «с
дивана», «в дверь», «от стены». Всё это имена существительные. Значит, имена
существительные употребляются с предлогами? И только с предлогами? Ну, конечно,
нет! Имена существительные дружат и с предлогами, и с приставками.
«По лужайке» – существительное с предлогом «по», «подарок» – существительное не
с предлогом, а с приставкой «по-».

«На
стол» – существительное с предлогом «на», «насыпь» – существительное с
приставкой «на».

А
как мы определяли слова с предлогами? Между предлогом и следующим словом
можно вставить вопрос или другое слово.

Друзья
мои, я предлагаю и вам выполнить небольшую работу и разобраться – где
приставка, а где предлог
. Перед вами потешка, в которой и приставки, и
предлоги спрятались в скобках. Уберите скобки и запишите приставки слитно, а
предлоги раздельно со словами, которые стоят после скобок.

Молодичка-молода

Поехала
по дрова,

Зацепилась
за пенёк,

Простояла
весь денёк
.

А
теперь проверьте свою работу.

Глаголы
«поехала», «зацепилась», «простояла» пишутся слитно с приставками.
«По дрова» – можно вставить слово «берёзовые». По берёзовые дрова, значит, «по»
– это предлог, пишется отдельно от слова «дрова».

За
пенёк – за трухлявый пенёк. За – предлог, пишется отдельно от слова
«пенёк».

Вот
и подходит к концу наш урок. Что же необходимо запомнить?

Приставка
это часть слова.

Приставка
со словом пишется слитно. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос или
другое слово.  

Предлог
– это самостоятельная часть речи. Он пишется раздельно с другими словами. Между
предлогом и следующим словом можно вставить вопрос или ещё одно слово.

Вы
знаете, друзья мои, мне очень понравилось одно стихотворение-запоминалка, которым
я хочу поделиться с вами:

Где приставка, где предлог? 
Кто бы мне решить помог?
Правил тех совсем немного: 
У глагола нет предлога. 

Значит, «прилетел», «пошёл», 
«засолил»,
«поднёс», «загнать» –    
Буду слитно я писать.
Как с другими быть словами?

За предлогом слово вставим иль вопрос.

И вот, друзья, разделяются слова:

На чём? На столе… или на каменной стене.

Коль не вставляются слова – слитно я пишу тогда.

И ещё я хочу обратить ваше внимание на словарное слово
«желать», у которого первый слог – же с гласной Е.

А чтобы его запомнить, запишите скороговорку:

Женя желает желе
пожевать.

Я же прощаюсь с вами. До новых встреч.

На чтение 5 мин. Просмотров 868

Недоспал, вскочил, подпрыгнул,

впопыхах позавтракал.

На ходу пальто накинул

В лифт поспешно занырнул

Прибежал к авто, уехал

Задержался, опоздал

Встрепенулся, осознал:

Довстречался, заигрался, умудрился

Да, влюбился!

Стишок не только о человеческой природе, но и напоминание школьной программы.

Вы помните, что в русском языке есть слова, которые одинаково звучат, но пишутся по-разному: жить по-новому и по новому мосту, в тайне есть загадка и втайне ото всех. Это школьники начинают изучать со второго класса.

Интересуют вопросы грамотности? Почему так происходит? Хотите помочь детям писать правильно?

Мы объясним, чем приставки отличаются от предлогов.

Содержание

  1. Единицы языка
  2. Связь со словами
  3. Помощь вопроса
  4. Изучение в третьем классе
  5. Изучение в четвертом классе
  6. Изучение в пятом классе

Единицы языка

Приставки и предлоги являются разными единицами языка. Их можно определить так:

  • приставкой называют ту часть слова, которая стоит перед корнем и образовывает новые слова;
  • предлогом называют служебную часть речи, которая имеет свойство связывать слова между собой.

Здесь мы вам напоминаем, и вы усвойте — что предлогов перед глаголами не бывает. Бывают только слитно пишущиеся приставки.

Мы показали картинку, где приведены главные моменты в разнице приставок и предлогов.

Связь со словами

Есть верная помощь, как отличить анализируемые понятия, и как правильно их писать. Суть в том, что они по-разному связывают слова.

Надо попытаться вставить прилагательное между частями. Если содержание высказывания позволяет это сделать — имеем дело с предлогом и пишем отдельно. Если это невозможно сделать — имеем дело с приставкой, то есть пишем вместе или через дефис.

Рассматриваем и доказываем:

  • Грибы растут под осинами. — Грибы растут под (зелеными) осинами. Вставить прилагательное получилось —   пишете раздельно.
  • В лесу растут (что?) подосиновики. Подосиновики — цельное понятие.

Вставить прилагательное не получается — пишете слитно.

Наведем примеры слов с приставкой под-: подсказка, подножка, пододеяльник, подлокотник, подоконник, подъезд, подставка.

Примеры слов с на: написание, набросок, нашивка, наезд, набег, набедренник, набережная, навеска, навынос, накалывание.

Есть еще много слов с другими приставками. Образовываются они по общей модели.

Помощь вопроса

Просклоняйте существительные по падежам и узнаете, как они пишутся.

Если поставить падежные вопросы от главного к зависимому слову — то можно легко различить понятия. Предлоги будут в части вопроса и пишутся раздельно:

  • отошел (от чего?) от памятника;
  • играл (во что?) в мяч;
  • отвечал (за что?) за команду. Но — (что сделал?) закомандовал;
  • вспомнил (о ком?) о приятеле;
  • бегал (в чем?) в кроссовках;
  • подражание (в чем?) в стиле;
  • пошел (в кого?) в отца;
  • несчастен (от чего) от любви. Но — (что сделал?) отлюбил

Обращаем внимание, что задаются вопросы только косвенных падежей:

  • падеж родительный — обошелся (без чего?) без денег;
  • падеж винительный — схватил (за что?) за руку;
  • падеж дательный — плыл (за чем?) за лодкой;
  • падеж творительный — пообщался (с кем?) с другом.

Но (что сделать?) сдружиться;

  • падеж предложный — заботился (о чем?) о производстве.

Если сомневаетесь в написании существительных — используйте данный вариант проверки при помощи склонения по падежам.

Изучение в третьем классе

Как уже говорилось, изучение отличий приставок от предлогов начинают второклассники. Третьеклассники повторяют и изученный ранее материал, и им детальнее преподают эту тему.

В 3 классе школьникам подают следующие правила:

  • приставкой называется та часть слова, что является значимой. Она стоит впереди корня, и с ее помощью образовываются новые слова. Между приставкой и корнем слово нельзя вставить;
  • насчитывается в русском языке около 50 приставок. Школьники будут изучать в младшей школе не все. Назовем чаще употребляемые: до, в, над, по, про, под, от, на, пред, пере, при, вы, у, с;
  • предлог — это самостоятельная часть речи. Их общее количество около 200. Часто употребляются: на, с, в, по, к, за, из, о, у;
  • как заметили, среди двух анализируемых понятий есть такие, какие одинаково звучат. Их требуется различать;
  • ведь приставки пишутся со словами слитно, а предлоги — раздельно. Как отличать? Попробуйте внедрить другие слова или поставить вопросы между следующим словом и предлогом.

Мы приведем соответствующие примеры: пошел по (длинной) дороге. В слове пошел по — приставка. По дороге — по — предлог.

Еще варианты:

  • зашел, забежал, заехал;
  • к (своему) другу, с (какой?) гитарой, на (новом) фортепиано;
  • вскрикнул от боли, запел с хором, выехал с трассы;
  • сначала сделай, с начала учебного года;
  • на встречу с одноклассниками, навстречу нам идет.

Чем чаще дети будут упражняться в написании подобных слов — тем быстрее и легче усвоят данный материал.

Изучение в четвертом классе

В 4 классе ученикам снова повторяют правила об отличиях.

Четвероклассников учат находить приставку.  Для этого надо найти однокоренное слово без нее или однокоренное с другой приставкой.

Например:

  • наварить — варить — переварить;
  • выехать — ехать — наехать;
  • выгулять — гулять — нагулять.

Детям объясняют, что предлоги не изменяются, и к ним вопрос нельзя задать. Перед глаголами предлоги не стоят. Употребляются с существительными и местоимениями.

Изучение в пятом классе

Следующий этап изучения школьниками анализируемой темы — 5 класс.

Для пятиклассников ранее изученный материал дополняют следующими правилами:

  • приставку от следующего слова отделять нельзя, иначе меняется значение и смысл слова;
  • к слову с предлогом можно вставить вопрос с ним же (по/по чем?/ шоссе).

Ученикам пятого класса надо приводить такие примеры, что бы расширялся их словарный запас и кругозор.

Пишем слитно: перевесить, подружка, проход, посадка.

Пишем раздельно: из-под печки, на прялке (приспособление для пряжи), невод (сеть рыбака) с травою.

Мы показали кратко на картинке и, надеемся, развернуто дали полный и понятный ответ о разнице между анализируемыми понятиями.

В данной статье мы с вами разберемся, чем отличаются приставки и предлоги.

Русский язык обладает большим количеством правил и часто при написании возникают вопросы по поводу различий приставки и предлога. Мы решили разобраться, как отличить обе эти части речи.

Как различить приставку и предлог?

Сравнение приставки и предлога

Сравнение приставки и предлога

Самое первое, что сразу же нужно понять — предлог представляет собой отдельное слово и никогда не пишется слитно, а вот приставка является частью слова и не употребляется отдельно. Это сразу же становится понятно, если употребить слово в его начальной форме, задав вопрос именительного падежа. Приставка останется на месте, так как она часть слова, а вот предлог пропадет.

К примеру:

  • Над огородом — огород
  • Заметку — заметка

Так, в первой ситуации «над» будет предлогом, а во втором — «за» будет приставкой.

Еще можно попробовать задать вопрос. Если его получается поставить между обеими частями, то перед вами предлог. К примеру, над (чем? каким?) огородом, над красивым огородом. Опять же, это невозможно сделать с приставкой, потому что нельзя ставить вопросы между частями слова.

Предлоги способны менять формы слов. То есть, они позволяют употреблять слова в том смысле, в котором требуется, без этого была бы невозможна нормальная речь. К примеру, в словосочетании «над огородом», предлог позволяет образовать творительный падеж. Если говорить о приставках, то они создают слова. К примеру, «забег» образуется приставкой «за».

Еще можно постараться различить две рассматриваемые части речи по их написанию. Если оно слитное, то это приставка. Хотя, иногда она отделяется дефисом. Это осуществляется при наличии приставки «по» и суффикса «ему», «тому» и «и». К примеру, по-другому, по-моему, по-человечески.

Только в отдельных случаях написание приставки будет отдельным. Это бывает при написании неопределенных местоимений и наречий, когда они отделяются предлогом. К примеру, кое с кем. В этой ситуации приставка употребляется отдельно.

Предлоги с любыми словами пишутся раздельно и никогда не могут употребляться слитно.

Видео: Приставка и предлог

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как пишутся рекомендательные письма
  • Как пишутся предлоги в английском языке
  • Как пишутся реки в английском языке
  • Как пишутся праздники со словом день
  • Как пишутся реквизиты в договоре

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии