Как пишутся предлоги с другими словами 5 класс

Тема: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Цель урока: восстановить в памяти учащихся сведения о предлоге как отдельном слове (слове, которое всегда пишется раздельно с другими словами); познакомить с графическим обозначением орфограммы

Задачи: способствовать развитию речи, орфографической зоркости учащихся; совершенствование умения работать в группах; развитие коммуникативного общения; воспитание любви учащихся к окружающей среде и животным на примере текстов заданий.

Планируемые результаты:

Предметные: знать случаи совпадения по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок, различие понятий «предлог» — слово и «приставка» — часть слова, правила раздельного написания предлогов со словами, дефисного написания предлогов из-за, из-под; падеж, с которым употребляются указанные предлоги; уметь разграничивать предлоги и приставки на письме, находить орфограмму – слитное и раздельное написание; писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия выбора раздельно написания, писать через дефис предлоги из-за, из-под и обозначать орфограмму-дефис; употреблять предлоги в речи.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию, воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Познавательные: постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Оборудование: Карточки,ноутбук.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Урок сегодня необычный. Чтобы он начался, надо отгадать загадку

На доске:

(до) ехал (до) деревни

(про)читал (про)завод

(по)бежал (по)дороге

(под)полз (под)машину

-Внимательно прочитайте написанные словосочетания

-На какие две группы можно разделить находящиеся в скобках слова? (На приставки и предлоги)

-Назовите слова с приставками (Доехал, добежал, почитал, подполз)

-Как надо писать приставки с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно.)

— А теперь назовите слова с предлогами ( До деревни, по дороге, про завод, под машину.)

-Как надо писать предлоги со словами? (Предлоги со словами пишутся раздельно.)

-Спишите словосочетания, раскрывая скобки.

3. —Какова тема нашего урока (Предлоги и приставки.)

— Формулируем цель учебной деятельности (вспомним…Научимся…).

— Сегодня мы будем упражняться в правописании предлогов и приставок.

— Но прежде давайте повторим правила

Работа с учебником.

— упр.

— работа с текстом упр.

— с каким падежом имён существительных употребляются предлоги из – под и из – за. Как они пишутся?

упражнение

Выпишите отдельно:

1) существительные с предлогами из – за, из – под;

2) существительные с предлогом из. 

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, 

Вправо, влево поворот. 

Дружно хлопаем руками, 

Дружно топаем ногами, 

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор

4.Творческая работа.

Я записала предложение. Но из него исчезли предлоги и приставки. Кто поможет мне вернуть их на место?

На доске: Ребята_______ весили_________ лесу кормушки_____ птиц.

— Как вы думаете, правильно ли поступили ребята? (Правильно, птицам надо помогать.)

— Произведите разбор этого предложения по членам и по частям речи.

Письмо по памяти.

а) Чтение стихотворения.

— В сказочном лесу живет медведь. Прочитайте о том, какой случай с ним однажды произошел.

(За)ревел медве_ь (со)сна, и в густом л_су,

Вздрогнув, стукнула с_сна ш_шкою л_су

Перепишите стих, раскройте скобки

1. Черный кот умчался (в)лес.

Там на дуб он быстро (в)лез.

2. Я измучился (со)всем,

Но управился (со)всем.

3. Я купил товар (на)вес

И сложил все под (на)вес.

4. И, совсем устав (от)дел,

Он покинул свой (от)дел.

5. Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий.

Тест по теме «Правописание приставок и предлогов».

  1. Вставьте в предложение слова предлог и приставка

Между__________ и словом можно вставить еще какое-нибудь слово,

а между_________ и словом нельзя. (2 балла)

  1. Заполни пропуски.

Предлоги со словами пишутся________________, а приставки________ (2 балла)

  1. Подчеркни одной чертой предлоги, а двумя – приставки.

Мальчик сбился с дороги.

Витя надел на руки варежки.

Малыш подравнял свой кустик под остальные. (6 баллов)

  1. Напиши в клеточках подходящие предлоги.

Слезть…… крыши.

Полезный….. здоровья.

Автобус….. кондуктора.

Отрывок….. рассказа.

Смеяться….. клоуном.

  1. Подчеркни слова с приставкой от-.

Отцовский, отрезать, отпилить, отколоть, отужинать, оттаять, отдыхать. (5 баллов)

Домашнее задание.

— выполнить упражнение .

Рефлексия.— Какая была тема? -Что нового узнали?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

Случаи раздельного написания предлогов с другими словами

Производные и непроизводные предлоги

Предлоги в русском языке по способу своего образования делятся на:

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

  • производные;
  • непроизводные.

Определение

Производный предлог — служебная часть речи, появившаяся с помощью перехода самостоятельных частей речи в ранг служебных, утраты ими лексического значения и морфологических признаков.

В результате эволюции языка некоторые имена существительные, наречия, а также глаголы потеряли свои частеречные признаки, превратившись в производные предлоги. Тем не менее разряды производных предлогов ориентируются на часть речи, от которой были образованы. Среди них выделяют:

  • отыменные;
  • отглагольные;
  • отнаречные.
ОТЫМЕННЫЕ ОТНАРЕЧНЫЕ ОТГЛАГОЛЬНЫЕ
Ввиду, наподобие, насчет, в меру, в части, по линии, вследствие, вроде, по поводу, в отличие от, в связи с, по причине, со стороны, в деле, в целях, наряду с, за исключением, в течение и т.д. Вокруг, вопреки, соответственно, помимо, сверху, напротив, внутри, впереди, сзади, свыше, согласно и т.д. Включая, спустя, кончая, благодаря, несмотря на, исключая, не считая и т.д.

Определение

Непроизводные предлоги — служебная часть речи. Слова этой категории не образованы от других частей речи, они являются «первородными».

Особенности непроизводных предлогов:

  • не несут лексического значения;
  • способны выражать смысловые отношения между действием и объектом, субъектом и объектом, признаком действия и объектом;
  • многозначны, а также являются омонимами приставок.

Как отличить приставку от непроизводного предлога?

ПРИСТАВКА ПРЕДЛОГ
Часто является компонентом глагола: заехать, приготовить. Нельзя использовать перед глаголами.
Невозможно задать вопрос. Легко задается вопрос перед предлогом: сидел (где?) на берегу.
Между приставкой и другими компонентами можно вставить только другие морфемы, а не слова: перестроить — перенастроить. Возможно вставить слово между предлогом и другими компонентами словосочетания: на море — на синем море.

Непроизводные предлоги служат для передачи различных смысловых оттенков. Так они могут означать:

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОГИ ПРИМЕР
Время В, к, через, по, с, до Встретимся через три часа
Причины Из-за, по, от Молчит от обиды
Объект О, про, с, по, об Узнать про блюда
Цель Для, за, к, на, по Купить для продажи

По своей структуре делятся на простые, сложные, составные.

ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ СОСТАВНЫЕ
Состоят из одного слова Состоят из двух слов, соединяются дефисом Состоят из нескольких слов
в, с, к, у, над, на, перед, при из-под, из-за, по-над несмотря на, в отличие от, в связи
«У вас его величали, а по-нашему он имени человеческого не стоит, и у нас с ним бог весть с коей поры никто никакого дела иметь не хотел». (Лесков Н.С. Отборное зерно) «Глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей». (Тургенев И.С. Отцы и дети) «Несмотря на такие комические приемы, несмотря на мимику и жесты, доводимые до крайнего излишества, мне показалось тогда так много силы в стихах и огня в выраженных чувствах, что я на первый раз был увлечен и превозносил искренними похвалами игру и сочинение хозяина». (Аксаков С.Т. Литературные и театральные воспоминания)

Написание предлогов с другими словами — правила и особенности

К сожалению, в русском языке нет правила, регулирующего слитное и раздельное правописание производных предлогов. Для того чтобы не допускать ошибок в данном вопросе, стоит заучить таблицу со слитным и раздельным написанием производных предлогов.

Правописание непроизводных предлогов

Предлоги данного типа могут употребляться только со словами, которые изменяются по падежам, с ними предлоги пишутся раздельно. (Лежать на кровати)

Некоторые предлоги пишутся через дефис, их нужно запомнить. Вот некоторые из них: из-за, из-под, по-над.

«Вместе с нею попали еще две небольшие рыбки: огуречник — род корюшки с темными пятнами по бокам и на спине (это было очень странно, потому что идет она вдоль берега моря и никогда не заходит в реки) и колюшка – обитательница заводей и слепых рукавов, вероятно снесенная к устью быстрым течением реки». (Арсеньев В.К. Дерсу Узала)

Внутри (=в глубине чего-либо)

«Все окно состояло из мелких разноцветных стекол в узорчатой сетке деревянного переплета и было сделано архитектором для красоты; и снаружи было действительно красиво, но внутри создавалось что-то беспокойное, неопределенное, раздражающее». (Андреев Л.Н. Призраки)

«Алексей Александрович, впрочем, ранее готовился к сцене и даже был воспитанником театрального училища, играл долгое время в провинции и, лишь отдавшись литературе, бросил сцену, хотя был очень недурным актером и обладал редкою дикцией в связи с мелодичным грудным голосом». (Гейнце Н.Э. Герой конца века)

«Прошел в кабинет к себе, там тоже долго стоял у окна, бездумно глядя, как горит костер, а вокруг него и над ним сгущается вечерний сумрак, сливаясь с тяжелым, серым дымом, как из-под огня по мостовой плывут черные, точно деготь, ручьи». (Горький Максим. Жизнь Клима Самгина)

«В силу обета целомудрия, мальтийский рыцарь не только не мог быть женат, но даже не мог иметь в своем доме родственницы, рабы или невольницы моложе пятидесяти лет». (Гейнце Н.Э. Коронованный рыцарь)

Впереди* (=перед кем-либо, чем-либо)

«Впереди шел молодой ямщик, сзади — нагруженный Островский и рядом с ним девочка». (Короленко В. Г. «Государевы ямщики»)

«А кроме того, мы даже в смысле лакомства чересчур мало пользовались плодами ее, потому что почти все наловленное немедленно солилось, вялилось и сушилось впрок и потом неизвестно куда исчезало».(Салтыков-Щедрин М.Е. Пошехонская старина)

В целях привлечения внимания она нарисовала огромный портрет мамы.

Наподобие (вроде, подобно)

«Потолок этого отделения был задрапирован, наподобие павильона, черным сукном и увит крестообразно по краям белыми и креповыми перевязями». (Гейнце Н.Э. Князь Тавриды)

«Единственным утешением оставалось сознание, что окружавшие меня люди, с которыми мне приходилось иметь дело, ничем не лучше, за исключением разве того, что они в большинстве случаев были непроходимо глупы». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Горное гнездо)

«Конечно, было бы преувеличением сказать, что по поводу этого открытия в душе его возникли какие-либо жизненные сопоставления, но несомненно, что в ней произошла какая-то смута, почти граничащая с отчаянием». (Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы)

Посередине* (в центре)

«Через всю сцену садовая решетка с калиткой посередине. У калитки скамья. За решеткой виден густой парк усадьбы Купавиной».(Островский А.Н. Волки и овцы)

По причине* (=из-за)

«Затем ее внимание занимали Клячко, Лангевич, Пустовойтова, наконец, папа Пий IX, от которого она тогда только что возвратилась и была в восторге по причине его «божественного лица». (Лесков Н.С. Шерамур)

Сверх (превыше, больше)

«Сверх того, он охотно давал молодому человеку и взаймы, так что в конце концов у него оказалась порядочная груда векселей, которые и писались и переписывались из года в год». (Салтыков-Щедрин М.Е. Современная идиллия)

Согласно (в соответствии с чем-либо)

«В хозяйственных распоряжениях она уважает его опытность и нередко изменяет свои распоряжения, согласно с его советами». (Салтыков-Щедрин М.Е. Пошехонская старина)

«Но он не хотел также платить прогоны, тем более что эта тихая, смиренная Лена имеет одну особенность: заплати г-н Арабин на Ат-Даване — и его престиж сразу падет, и уже всюду, на протяжении трех тысяч верст, ямщики от станка до станка разнесут известие, что улахан Арабын-тойон сдался и платит…» (Короленко В.Г. Ат-Даван)

«Если его что и занимало теперь, то лишь вопросы о том, найдут ли они что в Колпенском болоте, о том, какова окажется Ласка в сравнении с Краком, и как-то самому ему удастся стрелять нынче». (Толстой Л.Н. Анна Каренина)

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
Ввиду* В заключение*
Вместо* В продолжение*
В завершение*
Несмотря на*
Вследствие*

Производные предлоги, помеченные * имеют омонимичную пару, сложные случаи их употребления будут рассмотрены ниже.

Забор был сделан из ровных, поставленных вертикально, высоких досок; доска от доски отделялась очень узкой, как шнурок, щелью, что произошло, вероятно, вследствие высыхания дерева. (А.С. Грин. «Три похождения Эхмы»)

В следствие (когда речь идет об уголовном деле).

В следствие внесли изменения из-за нового юриста.

Несмотря на (невзирая, вопреки)

Несмотря на плохую погоду, мы успели посмотреть старый город.

Не смотря на (не глядя)

Он ушел, не смотря на заплаканную Эмми.

Нам нужно поговорить насчет наших отношений.

На счет (когда речь идет о счетах)

Переведи мне на счет две тысячи рублей.

Навстречу (по направлению к кому-то/чему-то)

Она шла навстречу счастью.

На встречу (с кем-то, чем-то)

Он очень спешил на встречу с инвесторами.

Вроде (подобно чему-либо, кому-либо)

«Случилось что-то вроде любви, но и тут дело как-то свелось на ничего». (Гоголь Н.В. Мертвые души)

В роде (если речь идет о семье)

«Дядя же мой, князь Яков Львович, имел сходство с матерью только в глазах, а во всем остальном он шел не в бабушкин род, а в дедов, в род Протозановых, которые не отличались видным ростом и имели расположение к тучности». (Лесков Н.С. Захудалый род)

«Слово это и взято было мастерами вместо слова Иегова».(Писемский А.Ф. Масоны)

В место (когда имеют в виду какую-то точку)

«Возвратясь в место своего служения, Аггей Никитич сказал. » (Писемский А.Ф. Масоны)

«Дело откладывали ввиду войны и невозможности вызвать всех свидетелей». (Бердяев Н.А. Самопознание)

В виду (иметь в виду, на виду)

«Говорили, что ревнивый старик, помещая к Морозовой свою «фаворитку», имел первоначально в виду зоркий глаз старухи, чтобы наблюдать за поведением новой жилицы». (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы)

В заключение (в конце)

«В заключение повторю просьбу пожаловать как можно скорее: месяца в три можно привести в известность, чего надеяться на будущий год». (Гончаров И.А. Обломов)

В заключении (про ограничение свободы)

«Во все время моих скитаний по тюрьмам я старался строго держать себя в руках и никогда не позволял себе в заключении трех вещей: спать днем, валяться на кровати, когда не спишь, и затем отдаваться этим порывам разнеженности, когда к ним соблазняло одиночество, тоска и порой расстроенные нервы». (Короленко В.Г. Искушение)

В отличие от (в сопоставлении)

«В отличие от большей части русских людей, он любил мощь государства». (Бердяев Н.А. Русская идея)

В отличии (когда говорим про отличия)

В отличии политических взглядов в семье и крылись проблемы.

В течение (о времени)

«В течение этого времени остальная часть армии возвратилась в Россию, и Рославлев вышел опять в отставку». (Загоскин М.Н. Рославлев, или Русские в 1812 году)

В течении (о реке, например)

«Стало быть, и она видела в этой зелени, в течении реки, в синем небе то же, что Васюков видит, когда играет на скрипке… Какие-то горы, моря, облака… «И я вижу их. » (Гончаров И.А. Обрыв)

Примеры упражнений для 5 класса

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы:

(В) течени. вечера, (на) счет тебя мы сомневаемся, (в) следстви. аварии, (в) продолжени. рассказа, (в) следстви. которое вела прокурор; (в) течени. реки появились изменения; (в) отличи. от Штольца…, он провел (в) заключени. пять лет, все дело (в) отлич. между героями, (в)роде жуки, (в)место уроков, (на)встречу морю.

Ответы: в течение вечера, насчет тебя мы сомневаемся, вследствие аварии, в продолжении рассказа, в следствии, которое вела прокурор, в течении реки появились изменения; в отличие от Штольца, он провел в заключении пять лет, все дело в отличии между героями, вроде жуки, вместо уроков, навстречу морю.

2. Составьте предложения с предлогами: в течение, в течении, навстречу, на встречу, на счет, насчет, несмотря на, не смотря на.

Примерные ответы: В течение вечера они делали все, что хотели. В течении реки много поворотов. Марина пришла на встречу с главой корпорации. Он бежал навстречу морозному утру. Переведи на счет немного денег. Он много говорил насчет вашего вчерашнего разговора. Несмотря на дождь, они все равно пошли гулять. Не смотря в глаза ребенку, она соврала.

3. Посмотрите на текст. Жирным выделены предлоги, особенности правописания которых требуется объяснить.

1. В течение вечера погода поменялась несколько раз. В течении Кубани наблюдаются резкие изменения. 2. В продолжение урока дети были очень внимательны. Писатель обещал, что раскроет все тайны в продолжении романа. 3. В заключение конференции всех наградили дипломами. В заключении докторов был написан диагноз. 4. Вследствие непогоды наша поездка сорвалась. В следствии были использованы усовершенствованные методы поиска преступника. 5. Ввиду наступления холодов включили отопление. Ребята, имейте в виду, что после уроков нужно будет идти в музей. 6. В деревне мы увидели множество жуков, видели вроде жуков-навозников. В роде Обломовых все отличались добротой.

Ответ: 1. В течение — о времени. В течении — о реке. 2. В продолжение — о временном промежутке. В продолжении — о следующей части чего-либо (романа, фильма). 3. В заключение — в конце. В заключении — в документе. 4. Вследствие — из-за. В следствии — в процессе расследования уголовного дела. 5. Ввиду — из-за. В виду — иметь в виду. 6. Вроде — наверное. В роде — про семью.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Раздельное написание предлогов с другими словами»

Тема: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Цель урока : восстановить в памяти учащихся сведения о предлоге как отдельном слове (слове, которое всегда пишется раздельно с другими словами); познакомить с графическим обозначением орфограммы

Тип урока : урок систематизации ЗУН

Задачи : способствовать развитию речи, орфографической зоркости учащихся; совершенствование умения работать в группах; развитие коммуникативного общения; воспитание любви учащихся к окружающей среде и животным на примере текстов заданий.

Предметные : знать случаи совпадения по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок, различие понятий «предлог» — слово и «приставка» — часть слова, правила раздельного написания предлогов со словами, дефисного написания предлогов из-за, из-под ; падеж, с которым употребляются указанные предлоги; уметь разграничивать предлоги и приставки на письме, находить орфограмму – слитное и раздельное написание; писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия выбора раздельно написания, писать через дефис предлоги из-за, из-под и обозначать орфограмму-дефис; употреблять предлоги в речи.

Метапредметные : способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию, воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Познавательные : постановка и решение проблемы;

Регулятивные : умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные : умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи .

Он пойдет ребятам впрок.

Много предстоит узнать.

Постарайтесь все понять.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ли правильно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку…(дети хором) «пять».

— А урок у нас сегодня необычный. Чтобы он начался, надо знать пароль.

Паролем является тема нашего урока. Чтобы ее определить, вы выполним вот это задание.

(до) ехал (до) деревни

-Внимательно прочитайте написанные словосочетания

-На какие две группы можно разделить находящиеся в скобках слова? ( На приставки и предлоги )

-Назовите слова с приставками ( Доехал, добежал, почитал, подполз )

-Как надо писать приставки с корнем? ( Приставка с корнем пишется слитно.)

— А теперь назовите слова с предлогами ( До деревни, по дороге, про завод, под машину. )

-Как надо писать предлоги со словами? ( Предлоги со словами пишутся раздельно.)

-Спишите словосочетания, раскрывая скобки.

3. — Какова тема нашего урока ( Предлоги и приставки.)

Формулируем цель учебной деятельности (вспомним…Научимся…).

— Сегодня мы будем упражняться в правописании предлогов и приставок.

— Но прежде давайте повторим правила

Работа с учебником . – стр.30

— работа с текстом упр.60.

— с каким падежом имён существительных употребляются предлоги из – под и из – за . Как они пишутся?

— Давайте выполним упражнение 62.

1) существительные с предлогами из – за, из – под ;

2) существительные с предлогом из.

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед ,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками,

Дружно топаем ногами,

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор

Я записала предложение. Но из него исчезли предлоги и приставки. Кто поможет мне вернуть их на место?

На доске: Ребята_______ весили_________ лесу кормушки_____ птиц.

— Как вы думаете, правильно ли поступили ребята? (Правильно, птицам надо помогать.)

— Произведите разбор этого предложения по членам и по частям речи.

Письмо по памяти.

а) Чтение стихотворения.

— В сказочном лесу живет медведь. Прочитайте о том, какой случай с ним однажды произошел.

(За)ревел медве_ь (со)сна, и в густом л_су,

Вздрогнув, стукнула с_сна ш_шкою л_су

Перепишите стих, раскройте скобки

1. Черный кот умчался (в)лес.

Там на дуб он быстро (в)лез.

2. Я измучился (со)всем,

Но управился (со)всем.

3. Я купил товар (на)вес

И сложил все под (на)вес.

4. И, совсем устав (от)дел,

Он покинул свой (от)дел.

5. Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий.

Тест по теме «Правописание приставок и предлогов».

Вставьте в предложение слова предлог и приставка

Между__________ и словом можно вставить еще какое-нибудь слово,

а между_________ и словом нельзя. (2 балла)

Предлоги со словами пишутся________________, а приставки________ (2 балла)

Подчеркни одной чертой предлоги, а двумя – приставки.

Мальчик сбился с дороги.

Витя надел на руки варежки.

Малыш подравнял свой кустик под остальные. (6 баллов)

Напиши в клеточках подходящие предлоги.

Подчеркни слова с приставкой от-.

Отцовский, отрезать, отпилить, отколоть, отужинать, оттаять, отдыхать. (5 баллов)

— выполнить упражнение 64. ( Озаглавьте текст. Спишите один из отрывков (по выбору). Найдите предлоги и подчеркните их вместе с существительными.

— Какая была тема?

-Что нового узнали?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

— Понравился ли вам урок?

-Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Молодцы. Спасибо за урок.

Карточки-задания по теме «Раздельное написание предлогов с другими словами» для 5 класса

Карточки-задания для 5 класса по теме «Раздельное написание предлогов с другими словами»

Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки в словах, предлоги заключите в треугольник.

Мы бродили (по)полянам возле кочек и пней и (в)сюду (на)ходили крупные спелые ягоды.
( От)нагретой солнцем земли после дождя шёл лёгкий пар.(В)воздухе пахло цветами, мёдом и земляникой. (По)тянешь носом этот чудесный запах — будто какой-то душистый, сладкий (на)питок глотнёшь. А чтобы это ещё больше (по)ходило (на)правду, я (с)рывал землянику и клал её не в корзиночку, а прямо (в) рот.
Я бегал (по)кустам, стряхивая (с)них последние дождевые капли. Мама бродила тут же неподалёку, и поэтому мне было вовсе не страшно (за)блудиться (в)лесу. (Г.Скребицкий)

Прочитайте. Выпишите слова с приставками в 1-ый столбик, слова с предлогами – во 2-ой.

Большая жёлтая бабочка пролетела над полянкой. Я схватил с головы кепку и помчался за ней. Но бабочка то спускалась к самой траве, то поднималась вверх. Я гонялся, гонялся за ней, да так и не поймал — улетела куда-то в лес.
Совсем запыхавшись, я остановился и огляделся кругом. «А где же мама?» Её нигде не было видно.

Составьте несколько предложений или связный текст по данной фотографии. Выделите приставки в словах, предлоги заключите в треугольник.

источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-v-5-klasse-na-temu-razdelnoe-napisanie-predlogov-s-drugimi-slovami-4448967.html

http://znanio.ru/media/kartochki-zadaniya-po-teme-razdelnoe-napisanie-predlogov-s-drugimi-slovami-dlya-5-klassa-2504103

ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

Слайд 1

Раздельное написание предлогов с другими словами Урок в 5 классе Презентация составлена на основе сценария урока, представленного в пособии: Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской , М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой . I часть / авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2014. Презентацию подготовила: Нагаева Ирина Юрьевна , учитель русского языка и литературы МОУ «Оршинская основная общеобразовательная школа имени академика Ожиганова Л.И.»

Слайд 2

Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку…..

Слайд 3

от обо в про под по над на за во

Слайд 4

Пишутся всегда одинаково приставки: Об- : обмерить – обтесать От- : отбить – отпить Над- : надбить – надписать Под- : подводный – подписка Пред- : предвидение – предчувствовать В- : ввоз – вкрутую С- : сделать – списать Пере- : переоценить – передоверить До- : добежать — дописать

Слайд 5

(до) ехал (до) деревни (про) читал (про) завод (по) бежал (по) дороге (пол) полз (под) машину

Слайд 6

Ребята ___весили __ лесу кормушки ___ птиц. Ребята по весили в лесу кормушки для птиц.

Слайд 8

п о линейке, по квартире, побежал з ашёл, задел, за садом д о вечера, до зимы, дочитал н а земле, на траве, написал п о линейке, по квартире з ашёл, задел д о вечера, до зимы н а земле, на траве

Слайд 10

бежать при у от с под в про пере

Слайд 11

Тест

Слайд 12

В презентацию включены рисунки: Рамка : http://www.playcast.ru/uploads/2013/11/19/6604615.png Старичок-лесовичок : http://nashkiev.ua/style/u/afisha/11938/big_poster.jpg След: http://ua.bankreferatov.ru/Images/41/E974205C691A62A7C32575560052DE41/ контрольная. doc/img3.gif Сказочная поляна: http://player.myshared.ru/811721/data/images/img25.jpg Ромашка: http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3707000/3706225-ece6c2e632d52dc0.png Сказочный лес: http://player.myshared.ru/820753/data/images/img14.jpg Заяц: http://img-fotki.yandex.ru/get/6403/23869276.74/0_94211_518b03f2_M.png?share=og Ребус «Заяц»: http://allforchildren.com.ua/1-042.gif

Слайд 13

Ребус «Белка»: https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F100-bal.ru%2Fpars_docs%2Frefs%2F75%2F74150%2F74150_html_m297d5c49.png&text= ребус%20белка& redircnt =1442509572.1&noreask=1&pos=0&rpt= simage&lr =47 Белка: http://mdou32-2010.ucoz.ru/kartinki/0_506f9_c8eac429_XXXL.jpg.png

Орфограммы. № 7. Раздельное написание предлогов с другими словами.

№ 7. Раздельное написание предлогов с другими словами.

ПРАВИЛО.

Предлоги – это служебные части речи. Они пишутся со словами раздельно.

Подсказка.

Как отличить предлог от похожей на него приставки?

Предлог входит в вопрос, который задаётся к слову, а приставка нет, так как она является частью этого слова.

Пример.

По дороге. (По чему? По дороге. Это предлог).

Подорожник. ( В этом слове ПО – приставка , то есть часть корня, стоящая перед ним).

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

На столе.

НА – предлог , входит в вопрос (на чём?), не является частью слова, пишется раздельно).

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Настольный.

НА – приставка, пишется слитно, нельзя задать вопрос, используя её, вопрос задаётся так: какой?

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Под тетрадью.

ПОД – предлог, входит в вопрос (под чем?), не является частью слова, пишется раздельно).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник статьи: http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1430-orfogrammy-7-razdelnoe-napisanie-predlogov-s-drugimi-slovami

Раздельное написание предлогов с другими словами (5 класс, ФГОС)

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Урок русского языка в 5 «А» классе по теме «Раздельное написание предлогов с другими словами».

Цель урока : восстановить в памяти учащихся сведения о предлоге как отдельном слове (слове, которое всегда пишется раздельно с другими словами); познакомить с графическим обозначением орфограммы

Тип урока : урок систематизации ЗУН

Задачи : способствовать развитию речи, орфографической зоркости учащихся; совершенствование умения работать в группах; развитие коммуникативного общения; воспитание любви учащихся к окружающей среде и животным на примере текстов заданий.

Планируемые образовательные результаты

Предметные : знать случаи совпадения по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок, различие понятий «предлог» – слово и «приставка» – часть слова, правила раздельного написания предлогов со словами, дефисного написания предлогов из-за, из-под ; падеж, с которым употребляются указанные предлоги; уметь разграничивать предлоги и приставки на письме, находить орфограмму – слитное и раздельное написание; писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия выбора раздельно написания, писать через дефис предлоги из-за, из-под и обозначать орфограмму-дефис; употреблять предлоги в речи.

Метапредметные : способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию, воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Познавательные : постановка и решение проблемы;

Регулятивные : умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные : умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint, раздаточный материал.

Образовательные ресурсы : http :// www . uroki . net , http :// www . zavuch . info , http :// www . intergu . ru .

1.Организационный момент (слайд 1). Вступительное слово:

– Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. У нас сегодня урок русского языка. С каким настроением вы пришли на него? (желтые или синие карточки). Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ли правильно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку…(дети хором) «пять».

– А урок у нас сегодня необычный. Наш давний друг Старичок-Лесовичок приглашает всех ребят в свой сказочный лес. К сказочному лесу нас приведут вот эти следы…

( Изображение на экране )

2. Эвристическая беседа.

-Вот мы и пришли к лесу. Смотрите, здесь, на поляне, растут цветы, которые очень нравятся Старичку-Лесовичку. Как вы думаете, мы правильно поступим, если сорвем эти цветы для нашего друга? ( Нет, мы нарушим правила поведения в лесу. )

-А давайте перенесем цветы в волшебный лес. Но сделать это не просто. Для того, что цветы пересадить, вы должны называть слова с приставкой пере-.

( Учащиеся называют слова с приставкой пере-, и цветы исчезают с проекционного экрана )

-Старичок-Лесовичок благодарит вас за такой подарок и приглашает посетить его сказочный лес, а он полон чудес!

Но чтобы войти в него надо знать пароль

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Паролем является тема нашего урока. Чтобы ее определить, вы выполним вот это задание.

На доске: (до) ехал (до) деревни

-Внимательно прочитайте написанные словосочетания

-На какие две группы можно разделить находящиеся в скобках слова? ( На приставки и предлоги )

-Назовите слова с приставками ( Доехал, добежал, почитал, подполз )

-Как надо писать приставки с корнем? ( Приставка с корнем пишется слитно.)

-Молодцы! А теперь назовите слова с предлогами ( До деревни, по дороге, про завод, под машину. )

-Как надо писать предлоги со словами? ( Предлоги со словами пишутся раздельно.)

-Спишите словосочетания, раскрывая скобки.

-Кто уже догадался, какова тема нашего урока ( Предлоги и приставки.)

-Правильно. Сегодня мы будем упражняться в правописании предлогов и приставок. Нами разгадан пароль; и теперь мы можем войти в сказочный лес.

-Но прежде давайте повторим правила поведения в лесу.

Полянка «Книжная страна». Работа с учебником .

– Ребята, мы оказались на необычной полянке, которая называется «Книжная страна» , здесь Старичок –Лесовичок собирает своих друзей, чтобы научиться грамотно писать, уж очень им нравится наш учебник «Русский язык». Давайте откроем 30 страницу учебника. Наши лесные друзья хотят знать, с каким падежом имён существительных употребляются предлоги из – под и из – за . Как они пишутся?

– Давайте мы им поможем выполнить упражнение 62. Выпишите отдельно:

1) существительные с предлогами из – за, из – под ; 2) существительные с предлогом из. Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

4. Творческая работа, игра.

Я записала предложение. Но из него исчезли предлоги и приставки. Кто поможет мне вернуть их на место?

На доске: Ребята_______ весили_________ лесу кормушки_____ птиц.

– Как вы думаете, правильно ли поступили ребята? (Правильно, птицам надо помогать.)

– Произведите разбор этого предложения по членам и по частям речи.

Игра «Исключи лишнее слово»

– Старичок-Лесовичок хочет познакомить нас с одним из своих друзей. Отгадайте ребус и узнайте, о ком идет речь.

– Правильно, ребята, это зайчик. И он просит у нас помощи. Волк велел ему из каждой цепочки слов по какому-либо признаку исключить лишнее. А зайчик не умеет этого делать. Давайте поможем ему.

по линейке, по квартире, побежал

зашел, задел, за садом

до вечера, до зимы, дочитал

на земле, на траве, написал

-Посмотрите внимательно на слова с предлогами. С какими словами чаще всего употребляются предлоги?

(С именами существительными)

-Перед какими словами никогда не стоят предлоги? (Предлоги не стоят перед словами, обозначающими действие предмета, то есть перед глаголами.)

1. Игра «Колесо приставок».

– Отгадайте ребус и скажите, кто еще живет в сказочном лесу?

Правильно, ребята, это белка. Решила она поиграть с вами в игру «Колесо приставок». За минуту вы должны приписать как можно больше приставок к слову бежать.

2. Письмо по памяти.

а) Чтение стихотворения.

– В сказочном лесу живет медведь. Прочитайте о том, какой случай с ним однажды произошел.

(За)ревел медве_ь (со)сна, и в гус- том л_су,

Вздрогнув, стукнула с_сна ш_шкою л_су.

б) Работа над изученными орфограммами.

– От медвежьего рева буквы в словах выпали. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Обоснуйте свое решение.

в) Заучивание стихотворения наизусть.

г) Запись стихотворения по памяти

(слабым учащимся учитель раздает карточки, на которых написаны первые буквы каждой строки)

д) Проверка записи путем сличения с образцом. Контролирует правильность работы. Физминутка

У медведя дом большой,

Он глядит в своё окошко.

А там заинька бежит

И в окошко к нам стучит:

«Тук – тук – тук, дверь открой,

Там бежит зверь лесной».

Зайка, зайка, забегай, двери закрывай.

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий.

Ребята, мы хорошо провели время в гостях у Старичка-Лесовичка. Пора нам отправиться домой. Но выйти из леса вы сможете, только предъявив пропуск – результаты грамматического теста. Вы должны выполнить задания, предложенные в тесте. (Каждому выдан тест с заданиями)

Тест по теме «Правописание приставок и предлогов».

Вставьте в предложение слова предлог и приставка

Между__________ и словом можно вставить еще какое-нибудь слово, а между_________ и словом

Предлоги со словами пишутся________________, а приставки________

Подчеркни одной чертой предлоги, а двумя – приставки.

Мальчик сбился с дороги.

Витя надел на руки варежки.

Малыш подравнял свой кустик под остальные. (6 баллов)

Напиши в клеточках подходящие предлоги.

Подчеркни слова с приставкой от-.

Отцовский, отрезать, отпилить, отколоть, отужинать, оттаять, отдыхать. (5 баллов)

(Ребята меняются работами с одноклассником по парте, проверяют правильность выполнения теста по слайду).

– Молодцы, вы справились с заданиями теста и можно отправляться домой, получив от лесных жителей домашнее задание: выполнить упражнение 64 из нашего учебника. ( Озаглавьте текст. Спишите один из отрывков (по выбору). Найдите предлоги и подчеркните их вместе с существительными.

– Какая была тема? Что нового узнали? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Молодцы. Спасибо за урок.

Источник статьи: http://infourok.ru/razdelnoe-napisanie-predlogov-s-drugimi-slovami-klass-fgos-492235.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как пишутся предлоги раздельно или слитно или раздельно
  • Как пишутся рефераты по физкультуре
  • Как пишутся предлоги и приставки в русском языке
  • Как пишутся рефераты образец оформления в школе
  • Как пишутся предлоги в течение в продолжение вследствие

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии