После нанесения на грунт прориси, золочения нимбов или фона процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов: 1) раскрытие иконы (закладка основных тонов); 2) роспись; 3) пробела – высветление одежд, зданий, горок и пр. ; 4) охрение – высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.); 5) нанесение ассиста.
Когда рисунок готов, икона, как говорят иконописцы, «раскрывается». Раскрыть икону – значит, заложить основные тона. При решении этой задачи необходимо помнить, что каждая икона имеет свой особый целостный колорит, который следует беречь. Поэтому не рекомендуется брать цвета или произвольно, или с цветных репродукций; это не рекомендуется особенно начинающим знакомиться с иконописью. Лучше иметь под рукой, хотя и небольшой художественной ценности, подлинную икону и с нее копировать.
Начинать надо с простых изображений, например, отдельных святых и переходить к более сложным. Раскрываются сначала основные тона, то есть те, которые наносятся прямо на левкас и лежат в основе последующей работы – высветлений и притенений. На иконах можно наблюдать тона, наложенные и густо-равномерно (достигается нанесением краски в 2–3 слоя), и легко – «наливом», то есть жидко или даже прозрачно – «водка», часто и не вполне равномерно. Лучше всего покрыть один раз, но «в силу», чтобы левкас слегка просвечивал. Некоторая неравномерность создает эффект вибрации тона
И придает живописи особую жизненность и легкость. Работа, выполненная в густых непроницаемых тонах, выглядит тяжелой, и этого следует избегать. Но, пользуясь жидкой краской, надо соблюдать осторожность, так как большое количество жидкой краски сохнет медленно и левкас может «закипеть», то есть подняться и начать пузыриться, что трудно поправить.
Наносят краску следующим образом: кистью, которой нанесена жидкая краска на левкас, следует легкими движениями разровнять краску в разные стороны, но так, чтобы волос кисти не трогал левкаса, и пока положенная краска еще свежа, надо постоянно добавлять готовый тон, так как жидкая краска, добавленная к просохшей, создает нежелательный рубец. Однако как бы искусно ни был проложен основной тон, после полного высыхания на нем могут обнаружиться такие неровности, которые требуют поправок. Поэтому каждый тон надо составлять с учетом последующих поправок, чтобы по высыхании проложенного тона им же полусухо пройти кисточкой самые светлые места (и раз, и два, и три). Но это выравнивание возможно только после полной просушки раскрытой поверхности, и делать его надо так, чтобы кисточка не оставляла клякс. Чтобы краска ложилась ровнее, некоторые прибегают к разным способам, например, раскроют все тона, а потом, по просушке, счистят ножом и снова кроют теми же тонами. По очищенному левкасу краска ложится ровно и без подтеков. Или прокроют весь левкас яйцом и остатки яичной эмульсии, по просушке, тоже счистят. У иконописцев–профессионалов такие приемы называются дилетантскими.
Начинать закладку тонов лучше с тех, которые на иконе занимают большую площадь по сравнению с другими; во всяком случае с «доличного», то есть с того, что пишется до ликов. После раскрытия всех тонов общий колорит иконы должен подсказать, каков должен быть в основном и тон ликов. Если общий колорит изображения решен в холодных тонах, то основной тон ликов должен быть теплым, и наоборот. При нанесении тонов следует закрывать и черные линии прориси.
Если икона имеет позолоченный нимб или фон, то обычно золото попадает на близлежащие площади, нарушая ровность контуров, а краска на металл не ложится. В таком случае следует слегка протереть срезанной долькой чеснока все стыки позолоченной поверхности с контурами, и тогда можно не опасаться, что краска сбежит с золота. Точно так же надо поступать в том случае, если по золоту необходимо провести линии нимбов или сделать надпись. Взять правильно тон, который мы видим в оригинале, нетак просто, особенно на первых этапах работы. Трудность заключается в том, что искомый тон в оригинале находится в окружении других тонов, которые сильно на него влияют, а на новой доске – чистый белый грунт, своей белизной значительно утемняющий тон. Чтобы не впасть сразу в грубые ошибки при составлении того или иного тона, поступают следующим образом: заготовляют два небольших квадратика черной бумаги(по 2–3 см). В середине каждого квадратика вырезают «глазок» – небольшой ромбик – отверстие в 2–3 мм; составляют тон и на бумаге делают им выкраску; подсушивают ее, кладут «глазок» на выкраску и на тот же тон в оригинале. Черное поле глазков создает одинаковое окружение для обоих тонов, изолируя их от разной цветовой среды, искажающей по-своему их подлинный цвет. Здесь без труда можно определить, насколько составленный тон близок к оригиналу и что требуется в него добавить, если он ошибочен. Так всегда поступают при снятии точной копии. Проверенный тон уже без опасений можно закладывать на новой доске, хотя на ней он покажется неверным.
После того как икона «раскрыта», по едва просвечивающейся под тоном прориси прописываются все лики и контуры рисунка. Этот процесс в иконописи носит название «росписи».
Если икона «оглавная», то есть на ней есть один или одни лики и совсем немного изображены плечи, то роспись надо начинать с ликов. Если икона «поясная» (святой изображен до пояса) или какая другая, роспись делается прежде по «доличному». Цвет росписи бывает или в том же тоне, что и основной, лишь немного темнее, или другой. Например, по санкирю зеленоватого оттенка роспись дается жженой сиеной с умброй или жженой умброй и т.п. При росписи контуров и складок одежд необходимо обращать особое внимание на их живописность и не впадать в сухость и однообразие линий. Кисть при этом держится перпендикулярно к поверхности, на которой работают.
Одежды апостолов. Боковой поворот полуфигур. Пробела выполнены в негативном варианте
Одежды апостолов. Боковой поворот полуфигур. Пробела выполнены в негативном варианте
Линии бровей, волос, глаз сперва ведутся тонко, едва заметно, потом утолщаются, в середине линии делается нажим, который затем постепенно снимается; в конце линия такая же незаметно-тонкая, какая была вначале. Линия носа прогибается дважды и своевременно утолщается и утончается соответствующим нажатием кисти. Брови проводятся двумя-тремя параллельными линиями (большей частью черной краской), уменьшающимися по толщине в стороны. Они почти всегда начинаются от переносья, от так называемой «носовой птички». Красота линии зависит от изящества ее вибрации, различной насыщенности и ритмической плавности. Ритмом в иконе называется искусство проведения линии определенного размера, определенной силы, на определенном месте и в определенном направлении. Чувство иконописного ритма развивается путем наблюдений.
После росписи по одеждам искусно наносятся пробела –высветления по выпуклым местам фигуры. Пробела разделываются 2–3 раза, каждый раз сокращаясь в площади. Их первый тон лишь немного светлее основного тона, второй значительно светлее и меньше по площади, наконец, третий – самые светлые черточки, которыми отмечают наиболее выступающие места складок.
Большей частью пробела делаются в том же цвете, что и основной тон одежды, но иногда – в другом цвете. Так, например, иногда по ярко–красному и темно-малиновому тону пробела даются зеленоватые или слабо–голубые; по желтому – также голубые и т.п. При этом надо иметь в виду, что белила, положенные в чистом виде на любой тон, всегда приобретают голубоватый от-тенок, поэтому, если требуется погасить эту голубизну, в составляемый тон пробелов добавляют какую-нибудь желтую краску, чтобы приблизить высветления к основному цвету одежды. Если же, наоборот, надо дать голубоватые пробела, нельзя добавлять к белилам, которые сами по себе синеют, еще синюю краску, достаточно взять черную для смягчения охру светлую.
При нанесении пробелов следует внимательно относиться ких характеру и точнее придерживаться образца. Опыт покажет, как глубоко понимал свое дело древний художник и как осмысленно давал он каждый мазок и штрих в драпировках фигур. При этом не следует забывать, что чрезмерная сухость и графичность пробелов не есть достижение. Наоборот, они должны лежать сочно и обязательно на своем месте. Пробела, положенные неграмотно, могут исказить всю фигуру, поэтому необходимо, внимательно всматриваясь, осознавать закономерность этих высветлений.
Плащ Архангела Гавриила. Пробела выполнены в негативном варианте
Пробелами высветляют не только одежды, но и горки, и постройки, которым на языке иконописи усвоено название «палаток», и деревья51.
Схимы. Пробела выполнены в негативном варианте
Вдумчивое копирование древних хороших образцов передает их характер и значение.
После нанесения пробелов – высветлений, выявивших фигуру, обычно углубленные места притеняются прозрачной краской того же тона, а также (часто) по контурам наносится, как говорят иконописцы, «приплеск» – притенения большей или меньшей силы. Основной цвет телесных частей в иконе – санкирь закладывается при общем раскрытии всего изображения. Высветления же санкиря называются плавью или охрением, а по старой терминологии – вохрением, поскольку охры в древности назывались вохрами.
Схимы. Пробела выполнены в негативном варианте
Этот термин частично сохранился до нашего времени.
В состав красок охрения входят одни охры: светлая и красная, и только в конце добавляется немного белил. Отсюда и название этого процесса – охрение. Техника наложения охрения распадается на несколько последовательных этапов.
Пробела на изображении горок выполнены в негативном варианте
1. К светлой охре добавляется красная, эта смесь разводится приготовленным желтком до состояния очень жидких сливок. Если санкирь «в зелень», охры красной добавляется столько же, сколько берется светлой, – так, чтобы вся смесь имела достаточно розовый тон. Если санкирь «в красноту», красной охры надо брать немного, иначе плавь на теплом санкире не выявится. Перед накладыванием охрения берем на заметку самые выпуклые места на руках, ногах и ликах и кис-точкой, напоенной краской, наносим взятый тон захватывая высветляемое место не полностью, а в половину (или 2/3), подле самых светлых точек. Следя за оригиналом, замечаем, что на высветлениях в итоге даются две-три (или более) почти белильных черточки, показывающие самые выпуклые места. Их-то и надо четко запомнить и иметь в виду в процессе всей работы, к ним кончиком кисти следует слегка со всех сторон подвигать или, как говорится на языке иконописцев «поплавить» налитую краску, не касаясь кистью санкиря, чтобы не размыть его. Плавить следует не выходя за пределы нанесенной краски. Этот процесс, на первый взгляд, кажется ничего не достигающим, так как в лужице краски ничего особенного не заметно, но он действен. Краска, как бы она хорошо ни была растерта, при высыхании осядет, и, в результате плавления, большая часть пигмента соберется на месте, долженствующем быть самым светлым.
2. Эту первую плавь необходимо полностью просушить, после чего увидим, что между санкирем и плавью образовалась довольно заметная грань. Ее следует(сплавить‚ то есть переход от плави к основному тону (санкирю) надо сделать более плавным. Для этого в состав приготовленного охрения добавляется кистью немного воды, что делает весь состав более жидким. И эту краску наносят на высветляемые места кисточкой, обильно напоенной краской заходя со всех сторон за края первой плави, захватывая таким образом большую площадь основного тона. В этот раз налитая краска не трогается, ее даже можно налить больше там, где идет рубец первой плави, чтобы его сгладить. Результат будет заметен только после полной просушки.
Пробела на изображении горок и палаток
3. На третьем этапе работы в охрение добавляется еще немного воды (кистью), чем делается его состав еще жиже, и немного белил. Хорошо размешивается. Затем охрение наносят на те места, где была положена первая плавь, но участки захватываются меньшие, чем в первой плави. Как и в первый раз, налитую краску осторожно плавят к самым светлым местам. Плавь хорошо просушивается.
Пробела на изображении горок и палаток
После третьего этапа на ликах, главным образом молодых, делается так называемая «подрумянка» на щеках. Наводить ее можно красной охрой,
киноварью и красным кадмием, но очень легко, водянисто
4. Переходя к последнему этапу работы, в оставшуюся плавь добавляем еще немного воды и снова, не плавя, все заливаем сочно, оставляя санкирь нетронутым только в углубленных местах. После просушки решаем, достаточно ли хорошо все сплавилось, достаточно ли было добавлено белил на последних двух этапах, не заметны ли переходы от одной плави к другой и хорошо ли все высветлилось. Если недостаточно, плавь необходимо повторить еще раз или два раза, но делая ее более жидкой.
Вся эта довольно ответственная работа говорит прежде всего о том, что:
1) основной тон плави надо составлять так, чтобы его хватило на все последующие процессы;
2) необходимо при наливании плави следить за тем, чтобы она просыхала на своих местах, а не стекала в сторону‚ искажая изображение. Для этого доска должна лежать строю горизонтально;
3) разбавлять плавь рекомендуется водой, потому что желток, если его добавлять в краску, не разжижает ее, а его избыток при высыхании создает бугры, которые потом образовывают в плави трещины, что почти непоправимо; плавь должна лежать легко;
4) избыток в последней плави белил не даст плавного перехода от охрения к санкирю;
5) недостаток белил не создаст высветления.
Итак, техника наложения плави схематично представляется следующим образом.
1. Наливаем краску и плавим.
2. Наливаем разбавленную краску и не плавим, в результате чего она механически приближает первое охрение к санкирю (сплавляем).
3. Разводим охрение водой и, добавляя белил, плавим 2-й раз.
4. Снова разводим водой оставшуюся краску, заливаем все,кроме углубленных мест, и не плавим.
Два раза плавим, и два раза охрение сплавляется с санкирем через ровное нанесение той же, но более жидкой смеси.
Случается, что плавь не удалась, легла неровно. Тогда приходится прибегать к отборке. Отборкой называется легкая штриховка кистью той же, но более жидкой, почти прозрачной краской тех мест плави, где слишком просвечивается основной тон (санкирь), или очень осторожное и аккуратное размывание плави там, где она подсохла не на месте, что иногда легче заровнять тоном санкиря. При этом сырое место плави, если она легла не на место, трогать ни в коем случае нельзя, так как кисточка может сдвинуть краску, образуется углубление в охрении, поправить которое будет еще труднее.
Весь этот довольно трудный процесс требует терпения, внимания и осторожности.
Проследив весь процесс высветления телесных частей иконописного изображения, понимаем, почему он носит название охрения и плави: если имеется в виду цвет высветления, употребляется термин «охрение»; когда же подразумевается техника наложения краски, употребляется термин «плавь», и краска должна быть по консистенции «плавкой», чтобы ее можно было плавить. Количество процессов плави иногда зависит от величины ликов и всей иконы. На ликах средней величины сохраняется четыре процесса, на больших ликах их может быть и больше, маленькие лики плавятся 2 или даже 1 раз.
После полной просушки плави переходим к нанесению отметок – светлых, желтовато-белильных черточек, показывающих самые выпуклые и светлые места. Называются эти черточки «отметками», «оживками» или «отживками»‚ «живцами», «движками». Линия этих черточек ведется вначале очень тонко, посредине делается нажимчик и заканчивается опять тонко. Иногда отметки делаются около санкиря (под глазами), большей же частью – несколько отступя от него. Если они окажутся слишком резкими, их можно прикрыть после высыхания легким тоном охры с белилами.
После охрения расписываются волосы. Иконопись традиционно хранит их название: власы русые и седые по цвету, а по форме – кудреватые, длинные, свесившиеся с ушей и др. Брады – Спасова, Златоустова, Предтечева,
Николина, Сергиева и др., то есть маленькая, раздвоенная, широкая, круглая, с космачками и т.п. Брады Спасова и Предтечева расписываются черной крас–кой и не высветляются, а после росписи прикрываются слегка коричневым прозрачным тоном.
Икона Божией Матери «Игоревская». Плавь и оживки сделаны в негативном варианте
Власы русые перед росписью прокрываются коричневой краской очень прозрачно (сиена жженая и зеленая или умбра жженая). По просушке делается роспись или жженой умброй, или сиеной жженой с черной, или просто черной краской. Высветления на волосах (например, Ангелов) даются парными
штрихами, которые вписываются между темными штрихами. Линия светлых штрихов также ведется сначала тонко, потом имеет нажим и опять заканчивается тонко. Светлые пары линий внутри себя объединяются светлым тоном (охра светлая и красная) так, чтобы, высветляясь к середине, каждая пара и ослабевала по светлоте к концам прядей.
Разделка лика и волос. Выполнена в негативном варианте
Седые волосы иногда перед разделкой полностью прокрываются легко и плавно ревтью (серым тоном), а иногда этот серый цвет в технике плави наносится поверх разделки, объединяя собой отдельные пряди. Разделка седых волос заключается в том, что белые черточки-волоски по два, три и даже по четыре наносятся в разных направлениях, образуя собою отдельные пряди волос головы или бороды. Чтобы сделать это грамотно, перед глазами должен быть образец. По окончании дается легкое притенение по всему контуру головы.
Разделка лика и волос. Выполнена в негативном варианте
Отделка. На драпировки фигур, в углубленных местах и по контурам делаются притенения, которые на языке иконописи носят название «приплеск». Приплеск имеют и горки, и палатки, и деревья.
Притенения делаются и на ликах. Для этого пользуются жженой сиеной. Притеняют теневую сторону носа, теневую сторону лба, около волос, на женских ликах у по грани подбородка и шеи. На глазах пишется зрачок (черной краской) и радужная часть глаза. Зрачок не должен быть круглым, это придает лику некоторое беспокойство, его делают или овальным, или почти треугольным, касающимся верхним своим углом века.
Разделка лика и волос. Выполнена в негативном варианте
По просушке притенение дается и радужной оболочке, и глазу под верхним веком, притеняют несколько брови и глазные впадины над верхним веком. Большей частью пользуются жженой сиеной, как обладающей легкостью и прозрач– ностью. На глазах делаются отметки белилами с охрой – по белку глаза.
Губы слегка приплескивают жидким красным кадмием, киноварью или красной охрой. На руках по теневой части также дается приплеск, причем, если рука лежит на одежде холодного тона (зеленого, голубого), приплеск делается теплый – сиеной или красной охрой, если на одежде теплого тона – притеняют зеленой краской или оставляют без притенения.
Разделка бороды. Выполнена в негативном варианте
Разделка бороды. Выполнена в негативном варианте
В итоге надо еще раз заметить, что внимательное копирование хороших икон есть лучший учитель и колорита и иконописного изображения, и рисунка, и отделки всех деталей образа.
Но в этом деле никак нельзя пользоваться печатными цветными репродукциями, иногда до неузнаваемости искажающими цвет и общий колорит образа.
Повторение ошибочных тонов не только не воспитывает понимания колорита древней иконы, но и прививает дурной вкус, не приближая, а удаляя от истины.
Ассист. Собственно ассистом называется клеящее вещество, которое накладывается на некоторые детали иконы для их последующего золочения. Такими клеящими веществами являются чесночный сок и сусло, заранее приготовляемые. Но на практике в иконописной технике ассистом называется сама разделка лепным золотом различных узоров. Выполняется ассистка следующим образом. Сохраняемые в баночках сусло или чесночный сок растворяются или пальцем, или кистью, смоченными в воде: этот клей в небольшом количестве переносится на поле тарелочки. Затем хорошо
Одежды Богомладенца, расписанные ассистом. Выполнена в негативном варианте
просушенный красочный слой, подлежащий разделке золотом, слегка припорошивается при помощи комочка ваты, чистым мелом (зубным порошком), из лишки его сдуваются. Затем тонкой кистью, смачиваемой в воде, берется с тарелочки сусло, разведенное здесь до нужной консистенции, и переносится на икону или тонкими штрихами в определенном направлении, или каким-либо узором. По припорошенному меловому полю наносимый рисунок четко читается, что очень помогает следить за его правильностью. Сделанный клеем рисунок нужно хорошо просушить. Для золочения нужен кусок свежего, мягкого ржаного хлеба, смятого в липкий комочек. Им берем золото и, подышав на прописанный рисунок (чем восстанавливается клеящая способность сусла), пристукиваем золото по рисунку. Золото пристает к суслу, излишки его забираются катышком хлеба.
Одежды Богомладенца, расписанные ассистом. Выполнено в негативном варианте
Когда эта работа закончена, недочеты в рисунке можно исправить краской.
Для закрепления золото покрывается тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. Без этого, на последнем этапе работы, при нанесении на икону покровного слоя – олифы золото непременно сойдет с олифой в местах ассиста.
По традиции ассистом расписываются, прежде всею, одежды Христа Спасителя, когда Он изображается во славе. Например, при Воскресении, Вознесении, Преображении, на иконах Успения Пресвятой Богородицы, где Он также пишется во славе, иногда в Деисусном чине как у Царя Славы. Ассистом расписываются одежды Богомладенца Христа, чем указывается на Его безначальное Божественное естество. Часто расписываются ассистом крылья Ангелов, престолы, седалища, царские и княжеские (под парчу) одежды и другие детали. Иногда ризы обводятся золотом по контуру. Позднее, когда в практику вошел цветной фон (XVII в.), золотом стали делаться надписи. В ученических работах в этих случаях золото заменяется краской – белилами, кадмием желтым и красным. Иногда ризы обводятся золотом по контуру. Позднее, когда в практику вошел цветной фон (XVII в.), золотом стали делаться надписи. В ученических работах в этих случаях золото заменяется краской – белилами, кадмием желтым и красным. После просушки узор можно смягчить тонким слоем сиены натуральной, что придаст ему золотистость. Название «украшать ассистом» часто заменяется термином «инокопь», «украшать инокопью». В греческих и итальянских иконах инокопь появилась в ХI–ХII веках. Во второй половине ХVI века в России начали применять для разделки одежд, вместо пробелов, твореное золото. Им расписывали все одежды на иконах. Чтобы твореное золото блестело, его потом шлифуют так называемым зубком. В ХVII веке роспись одежд твореным золотом полностью заменила высветления пробелами. В ХIХ веке одежды теплых тонов расписывались желтым твореным золотом, одежды холодных тонов (синие, зеленые и др.) –зеленым золотом, имеющим холодный оттенок.
Фрагмент иконы Божией Матери. Роспись одежды выполнена в негативном варианте
Правила написания икон Матери Божией
Добрый день, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
В Православном мире существует много образов икон Божией Матери.
Самые известные из них: Владимирская, Казанская, Смоленская, Взыскание погибших, Всех скорбящих радость, Нечаянная радость, Феодоровская и т. д.
Нам может показаться то, что иконы писались иконописцами по какому-то личному вдохновению.
Но это не так.
Существуют правила и специальные требования, на основании которых пишутся иконы Пресвятой Богородицы.
1. На иконах Божия Матерь всегда изображается в темно-красном мафории. Это — большой четырехугольный плат, укрывающий не только голову, но и всю фигуру. Мафорий символизирует Материнство Пресвятой Богородицы, а покрываемая мафорием голубая (цвет небесной чистоты) туника — Девство.
2. Три золотые звезды на мафории (на челе и плечах) являются символическими знаками Ее Непорочности: «до рождества, в рождестве и по рождестве». Во-вторых, звезды — символ Пресвятой Троицы.
3. Поручи (необходимая принадлежность облачения священнослужителей) указывает на Ее сослужение в Церкви Небесному Архиерею — Иисусу Христу.
4. Нимб (лат. nimbus — облако) без вписанного в него креста.
5. Сокращенная надпись: слева MR (греч. Matir — Матерь), справа — ФU (Фeou — Бога).
Только придерживаясь таковых правил, можно написать истинный образ Божией Матери.
В нашей современной России был такой случай. Иконописцы стали писать образ Иверской иконы Божией Матери. И, как известно, на этом образе изображается капли крови, падающие со щеки Пресвятой Богородицы в память о том, что в древние века один нечестивый воин запустил копье в Иверский образ, и со щеки Божией Матери потекла кровь.
Наши современные иконописцы решили не писать эти самые капли крови.
Но на утро, когда они проснулись, они увидели дорисованные капли крови какой-то чудесной красной краской.
Этот случай лишний раз доказывает то, что нужно неукоснительно придерживаться правил иконописания.
<< На главную страницу Духовное чтение >>
Надписи на иконах – принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения.
Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло ( ҃ )
Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар букв под титлами:
. Крещатый нимб (так называемое крестообразное простертие), напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир, — «крестообразно, яко изволи крестом мир спасти». Число 4 — образ пространственной полноты. Четыре «конца», составляющие в пересечении крест, соединяют в нем четыре стороны света.
В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова
, что значит Сущий. Прием появляется примерно в XI веке. Этим надписанием подчеркивается Божество Иисуса Христа, согласно откровению, бывшему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14).
В русской иконописной традиции греческая буква
(омега) часто заменяется буквой (от).
На греческих, болгарских иконах буква
(омикрон) располагается слева, (омега) — вверху, (ню) — справа, и надпись читается по кругу слева направо.
На русских иконах чаще встречается другой буквенный порядок: слева
(о) или (от), вверху (он), справа (наш). Надпись читается построчно, начиная сверху и затем слева направо во второй строке.
Стоит заметить, что библейское объяснение букв на Руси не являлось единственным. Из старообрядческой литературы известно иное их толкование, возможно несколько наивное, но не нарушающее догматических положений Церкви. В соответствии с ним, три буквы выражают, во-первых, триипостасность Бога; во-вторых, Божество Иисуса Христа:
(от) — «еже есть отчески». (он) — «оум» (ум), (наш) — «непостижим сый»; и, в‑третьих, воплощение Сына Божия и Его страдания: (от) — «от небес приидох», (он) — «они же Мя не познаша», (наш) — «на кресте распята».
Как следует из этих толкований, порядок чтения букв на Руси также не был единообразным и мог изменяться, совершенно разрывая с греческой традицией и заменяя слово «сущий» сокращением
.
Надписи на иконах
Надписи на древних иконах были простыми. Некоторые общеизвестные слова на иконах сокращались. Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокращались и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иероглифического знака.
Имена на иконах писались четко читаемыми, но у святых Иоаннов (Предтечи, Златоуста) часто значимо сокращали и имя (Ιωαννης), и именование Предтеча (ο Προδρομος), Златоуст (ο Χρυσοστομος).
Греческое написание | Церковнославянское написание | Перевод, расшифровка |
Θεος | Бгъ | Бог |
– | Гдъ | Господь |
ΙΣ ΧΣ | IС ХС, IИС ХС, IСЪ ХСЪ | Греч.: сокращенное написание имени Ιησουσ Χριστος. Церковнослав.: Иисус Христос |
ΙΧΘYΣ | – | Дословно «рыба», греческий акроним отΙησουσ Χριστος Θεου Yσιος, Σωτηπ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель |
ο ων | – | Сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх.3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа |
– | Црь слвы | Царь Славы |
ΜΠ ΘY | МН БЖН | Греч.: сокращение от Μητερ Θεου. Церковнослав.: Матерь Божия |
– | 1. Б. М. 2. БЦА 3. П. Б. |
1. Божия Матерь 2. Богородица 3. Пресвятая Богородица Читайте также: Высший орган церковного управления |
– | I. Н. Ц. I | Сокращенная надпись на Крестах, знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» |
ΤΚΠΓ | МЛ РБ | Греч.: сокращение от Τουτο Κρανιον Παραδεισος Γεγονε Церковнослав.: Сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть» надпись на изображении Креста |
– | ГГ | Гора Голгофа, надпись у подножия изображения Креста |
– | ГА | Голова Адама, надпись при черепе, изображаемом у подножия Креста |
– | К | Копие — одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте |
– | Т | Сокращение от «трость» — одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте |
– | КТ | Сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Креста |
ΑΓΙΟΣ,αγιος | АГИOС, СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН,СТИ, СТ, СВ | Святой |
ΑΓΙΑ, αγια | АГИА, СТАЯ | Святая |
ΟΚΑ, ΟΑΚ | – | Праведник |
– | ПРO | Пророк |
– | АПЛЪ | Апостол |
– | СТЛЬ | Святитель |
– | МЧ, МЧНК | Мученик |
– | ПР | Преподобный |
Надпись | Страна | Перевод |
Псков. XV в. | Иисус Христос | |
Греция. XVI в. | Иисус Христос | |
Русь. XVI в. | Иисус Христос | |
Византия. XIV в. | Матерь Божия | |
Русь. XVI в. | Матерь Божия | |
Сербия. XIV в. | Матерь Божия | |
Византия. XII в. | Архангел | |
Греция. XVI в. | Архангел | |
Греция. XVI в. | Архангел | |
Греция. XVI в. | Праведник | |
Греция. XVI в. | Праведник | |
Русь. XV в. | Пророк | |
Греция. XVI в. | Пророк | |
Русь. XV в. | Пророк | |
Болгария. XIV в. | Святой | |
Сербия. XIV в. | Святой | |
Русь. XVII в. | Святой | |
Русь. ХII-ХIII в. | Святой | |
Греция. XVI в. | Святой | |
Русь. XVI в. | Святой | |
Русь. XVI в. | Апостол | |
Русь. XVII в. | Апостол | |
Русь. XVII в. | Святитель | |
Русь. XVII в. | Святитель | |
Русь. XVI в. | Мученик | |
Русь. XVII в. | Мученик | |
Русь. XVII в. | Преподобный | |
Русь. XVII в. | Преподобный | |
Русь. XV в. | Иоанн | |
Греция. XVI в. | Иоанн | |
Русь. XVI в. | Иоанн | |
Греция. XVI в. | Предтеча | |
Русь. XVI в. | Предтеча | |
Византия. XI в. | Златоуст | |
Греция. XVI в. | Златоуст |
Образы Христа на иконах: история, значение, детали
Спас Ярое око, Пантократор, Великий Архиереей, Эммануил — все это иконографические образы Христа. Как они появились и в чем их смысл? Что означают греческие буквы в крещатом нимбе Христа? И что такое убрус? Узнаем в отрывке из книги протоиерея Михаила Бравермана «Православное богослужение»
.
Православное богослужение: Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи
Протоиерей Михаил Браверман
1 478 р
Еще при земной жизни Христа Спасителя появился Его образ, именуемый «Спас Нерукотворный». Однажды правитель города Эдесса, Авгарь V Уккама, страдавший от болезни, услышал о чудесных исцелениях, которые совершает Христос, прислал к Нему своего слугу. Тогда Господь умыл лицо и отер его полотенцем, а на ткани остался отпечаток. Это изображение, посланное эдесскому царю, и стало первой иконой Церкви, а также послужило началом иконографического типа.
Большинство икон можно отнести к тем или иным видам, имеющим общий рисунок, который и называется иконографическим типом. Полотенце на церковнославянском языке — убрус, поэтому икона называется еще «Спас на убрусе».
История гласит, что Нерукотворный образ, установленный в каменной нише в городской стене Эдессы, со временем, когда правителем стал язычник — идолопоклонник, оказался закрытым черепицей или кирпичом. И еще одним вариантом изображения Спаса Нерукотворного стал Спас на черепице (кирпиче). В середине X века образ был перенесен в Константинополь, день его прославления — 16 августа.
Тропарь Нерукотворному Образу звучит также в праздник Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста), который связан с восстановлением иконопочитания: «Пречистому Твоему образу покланаяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир».
К другим известным иконографическим типам Господских икон относятся:
«Спас Эммануил», где Христос изображается в виде отрока. Слово «Эммануил» означает «с нами Бог» и связано с древним пророчеством, которое исполнилось, когда Бог пришел к нам в Рождестве.
Господь Эммануил. Икона
«Спас Вседержитель» (по-гречески Пантократор), то есть Тот, Кто все содержит в Своей власти и воле. На этом древнейшем образе Господь в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Евангелие может быть открыто, и тогда на его страницах мы видим слова нашего Учителя: Аз есмь свет миру, Заповедь новую даю вам, да любите друг друга
или другие Его поучения.
Спас Вседержитель. Икона
Пальцы благословляющей руки сложены так, что образуют монограмму имени Иисус Христос на церковнославянском языке — ІС ХС. Прямой указательный палец обозначает букву I, полусогнутый — С, скрещенные безымянный и большой — Х, полусогнутый мизинец — С. Так же именем Господним благословляет нас священник и епископ. Когда благословение звучит на богослужении, мы отвечаем на него поклоном, при личном общении складываем ладони, словно получая Божий дар, и целуем руку священнослужителя, слуги Божьего.
На иконе Господь изображается одетым в хитон царственного пурпурного цвета и в синий плащ — гиматий. Как правило, фон иконы золотой (или светлый), ведь Бог обитает в непреступном свете. На иконе всегда есть надпись, обозначающая, кого она изображает. На иконе Спасителя четыре буквы: ІС ХС, а в крещатом нимбе, окружающем голову, три греческие буквы ο ων — ОН (в греческой традиции расположенные сверху вниз, в русской — слева направо), обозначающие священное имя Сущий, которым Бог назвал Себя в Ветхом Завете. Иногда фигуру Христа окружает мандорла — многоцветный нимб, обозначающий сияние Его святости.
Христос в мандорле, несомой ангелами
Икона «Спас на Престоле» изображает Господа сидящего на Троне, а образ «Спас в Силах» являет Господа, окруженного вписанными в ромб и овал (огненное сияние) изображениями Ангельских Сил. Эта икона основана на видениях пророка Иезикииля и апостола Иоанна Богослова, а также на словах Господа о Своем Втором Пришествии: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы
.
На иконе «Христос Великий Архиерей» Господь изображен в одеждах епископа, ведь Он — Первосвященник Церкви. А на иконе «Спас Царь царей» Господь в царском облачении держит в руках атрибуты царской власти — скипетр и державу.
Христос Великий Архиерей. Икона
Господь пришел в мир в уничижении, скрыв Божественное величие и умалив Себя. Но все время Своей земной жизни Он оставался Царем мироздания и таким явится во Втором Пришествии.
Икона «Не рыдай Мене, Мати» изображает Господа, уснувшего смертным сном в ожидании Воскресения. Название образу дали стихи преподобного Косьмы Маиумского, звучащие в Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во Гробе… востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верую и любовию Тя величающия».
Не рыдай мене, Мати. Икона
Некоторые иконы, не являющиеся самостоятельными иконографическими типами, имеют удивительные и запоминающиеся названия: «Спас Мокрая Брада» или «Спас Ярое Око».
Икона «София Премудрость Божия» символически являет Христа в виде Ангела, ведь Писание называет Его Ангелом (Вестником) Великого Совета. Великий Совет предшествовал сотворению человека. Всеведущий Бог знал все, что будет, знал, что сотворенный Им человек подпадет под власть греха, знал (когда мы говорим о Боге, пребывающем над временем, формы прошедшего и будущего времени довольно условны), что ради спасения человека Ему Самому придется прийти на землю. В греховном мире это приведет к смерти на Кресте. И Предвечный Совет определяет Воплощение и спасение еще прежде создания мира, а Христос его возвещает и являет.
София Премудрость Божия. Икона
Из книги протоиерея Михаила Бравермана
«Православное богослужение».
Поделиться в сетях:
Шрифт в русских иконах
Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII—XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.
Новгород. XII в. | Прославление Креста. Оборот иконы «Спас Нерукотворный». |
Новгород. XIV в. | Апостол Петр |
Тверь. XV в. | Святая Троица |
Москва. XV—XVI вв. | Дионисий. Митрополит Петр с житием. |
Вологда. XVI в. | Похвала Богородице |
Москва. XVII в. | Мария Магдалина и Евдокия |
Палех. XVIII в. | Рождество Христово |
Мстера. XIX в. | Паисий Великий |
Приводится по:
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002.-290 с. ISBN 5–901721-12–8, с 40
Можно ли делать дарственную надпись на иконе?
Выбирая икону в подарок, многие задумываются — уместно ли сделать дарственную надпись? Особенно остро стоит этот вопрос, когда речь идет о таких единственных в жизни событиях, как крестины, венчание. Очень хочется запечатлеть дату и имена участников важной вехи в истории семьи, но не противоречит ли это церковным канонам?
Вызваны эти метания скорее всего другим распространенным заблуждением — мол, мастер-иконописец не должен оставлять свою подпись на иконе. Начнем с того, что и это неправда. Вернее, не совсем правда. Первые образа, писанные исключительно монахами, действительно были анонимными, потому, что посвятивший себя церкви, не имел ничего собственного, личного, и творение его рук с первого мазка принадлежало Богу. Позднее, когда в богомазы все чаще шли светские люди, на иконных досках (на радость современным историкам и искусствоведам) появились имена авторов. Например, почти все работы царского изографа Симона Ушакова подписаны и датированы лично иконописцем. Антиквары, кстати, утверждают, что наличие мемориальной надписи повышает стоимость иконы процентов на 30, а если речь идет о каком-либо известном (хотя бы в местном городском, уездном масштабе) человеке, то цена может вырасти в несколько раз.
Если указать авторство на иконе не грех, то уж сделать дарственную надпись и подавно. Во всяком случае, никаких официальных запретов православной церкви на это нет. Да и доподлинно известно, что очень многие старинные образа на тыльной стороне, под окладом или на торцах имеют различные пометки нацарапанные острым предметом, написанные чернилами, а позднее карандашом.
Сомневающимся предлагаю небольшую подборку реальных исторически достоверных автографов:
- въ ераславле цркви стаго мчнка димитрия селунскаго попъ иоаннъ андреевъ А ЛД году (1734).
- Благословенье сiю Иконою Любимому внуку 11 ти месячному Владимиру Михайловичу Де-Витте отъ его дедушки Ивана Петровича Аммосова и бабушки Варвары Дмитриевны Аммосовой 5-го Сентября 1867 го года.
- Симъ образомъ благословила бабушка Прасковья Семеновна Шилова внучку веру александровну Шилову 1852 года.
- Дрожайшимъ родителямъ Роману Митрофановичу и Анніъ Дамыановнiъ Бычковскимъ от благодарныхъ діътей Стефана и Анісіи Бычковскихъ на добрую память и въ знак искренней почтительности въ пятидестлетнюю годовщину супружеской ихъ жизни. 1899 г. Августа 30 дня.
- Сия икона писана в Кiево-Печерской Лавре и пожертвована въ церковь Оуспения Пресвятые Богородицы что въ Коломенскомъ женскомъ Монастыре пожеланию крестьянина коломенского уезда села Чанокъ Николая Александровича Чаркунова, его женою Марией Сергеевной Чаркуновой ЕI Iюня АОт ЧЕ (1895) года при игумении Ювилинарiи.
- Написася сiя стая икона влето ЗТ З го (1859) года; мца. маiя, д го дня. напренесенiе мощей николы чюд. оусердiемъ силивестра семенова.
- Святая Икона сiя Пресв. Богородицы Отрада или утешение дана въ благословенiе мнго грешному Тихону иеромонаху недостойному, отъ преподобнаго Отца Духовника, Архимандрита Макарiя, въ мнтре св. ВМученика и Целителя пантелеймона на св. горе Афонской. 1871 го года Апреля 9-го дня.
- Въ благословение Божiе отроковицъ Елисаветъ — Кронштадтскiй Протоiрей Iоаннъ Сергiевъ. 6 iюля 1900.
- Храни ее Пресвятая в пути ея жизни Зинаида Александровна Ковсенко от крестного ея отца Бориса иваницкого в день ея Ангела 11 го октября 1849 г
- Р.Б. Елисаветъ благословенiе Св. Обители Валаамской Валаамъ 30/ VI 1938 г.
- СiА стаА икона стаго сщенномчника Кукши Печерскаго Чудотворца, списокъ -есть съ надгробной Его иконы, освА щена на Его стыхъ мощахъ въ ближнихъ пещерахъ Кiево-ПечерскiА Лавры, 1881 г. 5 Октабря, по Обету АндреА Феодоровича Ковалевскаго.
- 1800 года сим образомъ Иванъ Петровичъ Соинъ благословилъ дочь свою Елизавету, которая вышла въ замужество 1835 года номбря 8 дня за Михайло Федоровича Троицкого, который 1849 года Апреля 1 дня въ Великий –Пятокъ собственноручно сделалъ сiю надпись в городе Клину, где онъ служилъ Уезднымъ Служащимъ в чине Колежского Асессора.
- Копiя чудотв: образа находящегося во Алексеевскомъ женскм монаст въ МосквЪ Сооружена иждивенiмъ Никитою Анисимовiчемъ Во[лко]вымъ въ 1896 г iюня 5 дня.
- Благословенiе Боголюбивым Христiанам Ивану Матвеевичу и Евдокiи Платоновнъ Зубковымъ От Палладiя Архиепископа Казанского и Свiяжскаго 1883 года Iюля 17 дня.
- ОБРАЗЪ ПРЕСТЫЯ БЦЫ ТИХВИНСКIЯ ПР: ИЮНЯ 26 ДНЯ сiя икона написана, усердиемъ Григорiя Кузмина Шыженскаго.
- Сия святая икона даруется в благословение Вадиму Васильевичу Орлову за его усердные труды во благо Церкви Христовой
- Образъ. Сеи. Старца Оптиной Пустыни. Iеросхимонаха. Амвросiя.
- Сия икона сооружена иждивением зарубежной Руси в молитвенную память по убиенном большевиками 20-го ноября 1917 г. ст. ст. последнем Верховном Главнокомандующем Русской Армией в войну 1914-1918 гг. Генерального штаба генерал-лейтенанте Николае Николаевиче Духонине.
- Сей образ есть благословение Обители Богородицы Глинской, преподанное Богомудрым архимандритом Исаиею, впоследствии схимником Иоанникием, при совершении особого чина благословения, преподователю Корпуса Бокадорову Николаю на подвиги добра и правды, в 1903 году 7 го августа, в знак уважения к правдолюбию отца его Протоиерея Константина Бокадорова с пожеланием сыну уподобиться отцу.
- Благословение города Вязьмы своему почетному гражданину генерал-майору Николаю Александровичу Левицкому от города Вязьмы 24 января 1917 года
- 1813 года … января … Ея села Марией Петровною Бессоновой. В день Боголюбской иконы в благословение дому 18 июня 1907 г.
- Добраго промысла моему названному брату Ермолаю, от Е.А.М.
- Сия икона пожертвована Пижемскова прихода крестiанами деревни Байдыровой.
- Глубокоуважаемому Дьякону Ивану Ивановичу Соловьеву в память 35 летия служения от признательных прихожан Храма что на Донской 1862 XXXV 1897.
- Сею Святою иконою, отъ мощей Св.Алексия, Митрополита Московскаго, благословилъ Самару Высокопреосвященнейший Иоаникий, Митрополитъ Московский и Коломенский по случаю трехсотлетней годовщины города, въ 1886 году, благопожелавъ: да пребываетъ бдагословение Великаго Святителя неотступно отъ города Самары
- Въ память избавленiя Царской Семьи от грозящей Имъ опасности 17 октября 1888 года. Усердiе учителя Ивана Ивановича Иванова.
Курс Киккская Икона Богоматери и Икона Святителя Спиридона Тримифунского
На курсе мы узнаем все о геометрическом построении иконы, начнем золотить! Создадим лепной нимб и узнаем, как сделать орнамент на позолоте. Как написать одежды и зеленый фон на иконе, изучим личное письмо в греческой технике.
Анастасия Курова,
художник-иконописец
автор курса
Курс построен для начального и среднего уровня знаний. Мы пройдем путь от создания рисунка до написания ликов и надписей на иконе. В курс входит изучения процесса золочения иконы, нанесение орнамента, создания золотых элементов на одеждах Богоматери и Младенца Христа. Особое внимание мы уделим написанию ликов в греческой технике, изучим построение отдельно очей, уст и носа. Разберем написание ручек и ножек на иконе. В конце курса Вы допишите Образ Киккской иконы Богоматери и небольшой образ Спиридона Тримифунского.
Анастасия Валерьевна Курова (Ушакова) ¬- художник-иконописец, реставратор, преподаватель иконописи.В 2011 году окончила Православный Свято-Тихоновский Университет ( отделение –Иконопись)С 2008 года постоянно пишет и реставрирует иконы для православных храмов и монастырей.Принимала участие в реставрации стенописи и иконостасов памятников культурного наследия: храм Святой Троицы в Останкине (иконостас), Покровский собор Рогожской слободы (стенопись), церковь Климента, папы Римского (стенопись, иконостас), храм Взыскания Погибших на Софийской Набережной.В 2013 г ею были открыты иконописная школа и мастерская с глубоким изучением древнерусского искусства.Работы Куровой Анастасии находятся в частных собраниях в России и за рубежом (Белоруссия, Греция, США, Германия). Многие иконы находятся в храмах Москвы и Подмосковья, Астрахани, Минска.
Член Союза Художников России с 2018 года.
Всех Вас кто любит древнюю икону, кто почитает Киккскую икону Богоматери, кто любит изучать что-то новое и интересное и особенно всех тех, кто хочет научиться достойно писать Святые иконы.
Ссылка на это место страницы:
#form