Как пишутся штили нот правило

Система длительностей

Мелкие длительности
часто для удобства объединяют в группы:

— 7 —

Штиль
— это палочка возле ноты. Правило
написания штилей
:

1)
штиль пишется справа вверх ( ) во
всех нотах до третьей линейки ( до ноты
СИ);

2)
штиль пишется слева вниз ( ) во
всех нотах от СИ
на третьей линейке и выше:

Вопросы для
повторения
:

  1. Что такое
    длительность?

  2. Назови известные
    тебе длительности

  3. Как посчитать
    четверть, целую, половинную?

  4. Как пишутся штили
    возле нот?

*******************************************************************

ТЕМА № 4.
Пульс
в музыке. Доля. Ритм .Такт. Тактовая
черта.

Что такое пульс?
Это равномерное биение нашего сердца.

В любом музыкальном
произведении тоже есть музыкальный
пульс, но как его услышать?

Если во время
звучания музыки равномерно (одинаково
ровно) хлопать в ладоши под музыку, в
такт музыке, то это и будет музыкальный
пульс этого произведения.

Итак, пульс
— это
равномерные «удары», ударения, которые
мы ощущаем в музыке.

По — другому эти
ударения пульса в музыке называют доли.

Когда композитор
сочиняет и записывает мелодию, он
использует разные по высоте ноты и
разные по длине длительности. В каждой
песне — своя мелодия, свой ритм.

Ритм
— это чередование
разных длительностей в музыке.

Может быть такой
ритм:
или такой:

От ритма во многом
зависит характер музыки, её настроение.

Вся музыка в записи
делится на одинаковые части — такты.

Такты отделены
друг от друга тактовыми
чертами:

пример:
Т

А

Ч

ТАКТ
К

Е

Т

Р

О

Т

В

А

А

Я

Деление на такты
облегчает музыкантам чтение нотного
текста и его исполнение, как бы «наводит»
порядок в записи музыки.

Вопросы для
повторения:

  1. Что такое пульс
    в музыке?

  2. Что такое ритм в
    музыке?

****************************************************************************

— 8 —

ТЕМА № 5.
Доля.
Размер в музыке. Сильная и слабая доля.

Вспомним, что такое
доля
в музыке — это, как и наш пульс, равномерные
ударения
(счет).

В начале произведения
возле всегда обозначается
размер,
который показывает,
сколько долей в такте
.

Пример:

сколько долей

Размер «две
четверти
»
= 2


4

какими длительностями
считаем доли.

В каждом такте
одного произведения одинаковое число
долей:

2/4 = 2 доли, 3/4 =
3 доли, 4/4 = 4 доли в каждом такте.

Доли (удары,
ударения) в музыке бывают сильные
и слабые
.

Сильная доля
— это всегда
первая
доля

в такте
, а
все остальные
слабые.

Пример


2
3


4
4

1-и
1-и


Ударение ( акцент)
обозначается в музыке знаком

Вопросы для
повторения

:

  1. Что такое доля,
    размер, такт, тактовая черта?

  2. Какая доля всегда
    сильная в каждом такте?

***********************************************************************

ТЕМА № 6 .
Размер
2/4. Паузы.

При пении мелодий
на сольфеджио мы не можем вслух считать,
поэтому помогать считать нам будут наши
руки, вернее, одна рука (любая).

Одной рукой мы
будем дирижировать (махать) при пении.

Дирижирование
заменит нам счёт.

В размере 2/4
дирижируем так:

ЛЕВАЯ
РУКА ПРАВАЯ
РУКА

или

1 — и
2 — и 1
— и 2 — и

Сильная доля
( 1- и ) всегда показывается движением
руки вниз!

— 9 —

ПАУЗЫ.

Пауза
знак молчания в музыке. Паузы заменяют
длительности; каждая длительность
имеет свой знак молчания.


=
= = =
=

Так выглядят паузы
на нотном стане:

целая
пауза

половинная

четвертная

восьмая

шестнадцатая

Вопросы для
повторения

:

  1. Как дирижируют в
    размере 2/4?

2. Для чего нужно
дирижирование?

  1. Что такое пауза?
    Для чего она нужна в музыке?

*************************************************************************

ТЕМА № 7.
Тон и
полутон. Знаки альтерации: #, ,
b
.

Тон и полутон
— это расстояния между двумя соседними
звуками ( клавишами).

На клавиатуре
фортепиано полутон
— самое
малое расстояние между двумя соседними
звуками. Тон
— это два
полутона.

Как найти на
клавишах тон и полутон
:

  • если между двумя
    соседними клавишами

видна третья,
то такое расстояние называется тон.

Примеры:
ДО-РЕ, РЕ-МИ, ФА-СОЛЬ, СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ.

  • если между двумя
    соседними клавишами

нет третьей,
то это — полутон.

Примеры:

Полутоны
всегда
получаются:

  1. между звуками
    МИ-ФА, СИ-ДО.

  2. между белой и
    соседней черной клавишами.

Знаки альтерации
— это знаки , с
помощью которых можно повысить или
понизить

высоту звука:

#
— диез

— повышает звук на полтона.

b
бемоль
— понижает
звук на полтона.

бекар
— отменяет действие диеза и бемоля.

Вопросы
для повторения:

  1. Что такое тон и
    полутон? Как найти их на клавишах?

  2. Для чего в музыке
    используют диез, бемоль, бекар?

*********************************************************************

— 10 —

ТЕМА № 8.
Лад.
Мажор. Минор. Тоника.

Тональность.
Тональность До мажор
.

Чтобы из разных
звуков получалась красивая музыка,
звуки должны ладить
между собой
(дружить) , подчиняясь при этом строгим
правилам.

Лад
— это согласие звуков, среди которых
есть один или несколько главных.

Основные лады в
музыке
— это
мажор и
минор
.

МАЖОР — лад яркий,
жизнерадостный, светлый, весёлый,
красочный и
так далее…

МИНОР —
лад более
спокойный, грустный, задумчивый, осенний
и так
далее…

Тоника
— это самый
главный звук, это всегда первая
ступень в ладу (
I
).

Тональность
— это высота лада, лад от конкретного
звука.

Пример:
Лад
= мажор , минор.

Тональность
= До мажор ( до
+ мажор,
первая ступень — до
),

си
минор, Ля мажор, Ре мажор и т.д.

Каждое музыкальное
произведение, даже самое маленькое,
написано в какой — нибудь определенной
тональности.

Самая первая
тональность, которую мы будем изучать
— это тональность
До мажор.

Она самая простая, в ней нет чёрных
клавиш, нет диезов и бемолей.

Самый главный звук
в До мажоре
— это звук ДО, ему подчиняются все
остальные звуки.

!!!
Но если изменится название тональности
( например, ФА мажор), то изменится и
главный звук ( главным станет звук ФА).

ТОНАЛЬНОСТЬ
До мажор

Разрешение
неустойчивых ступеней в устойчивые

1
тетрахорд 2 тетрахорд

Вопросы для
повторения
:

  1. Что такое лад,
    тоника, тональность?

  2. Какие мы знаем
    лады? Расскажи, какой по настроению
    мажор и минор.

  3. Какая нота (по
    счету) всегда самая главная в тональности
    ?

*******************************************************************

— 11 —

ТЕМА №9.
Звукоряд.
Гамма. Тетрахорд.

Строение
мажорной гаммы. Ступени гаммы.

Звукоряд
— это ряд звуков по порядку.

Гамма
это звукоряд от тоники (I
ступень) до тоники (повторение I
ступени).

Например , гамма
До мажор — это:
ДО,
РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ , ЛЯ, СИ,
ДО.

Тетрахорд
— это часть гаммы, 4 звука по порядку: до
ре ми фа соль ля си до

1 тетрахорд
2 тетрахорд

Звуки гаммы
(
ступени
) обозначаются римскими цифрами:

полутон

VIII

тон VII

тон VI

V


тон


полутон
IV

тон
III

СТРОЕНИЕ

тон
II
МАЖОРНОЙ ГАММЫ

I

Между соседними
ступенями расстояние = тон или
полутон.

Строение
любой
мажорной
гаммы
:
ТОН -ТОН
-ПОЛУТОН- 3 ТОНА — ПОЛУТОН.

Вопросы для
повторения:

  1. Что такое звукоряд,
    гамма, тетрахорд?

  2. Как строится
    мажорная гамма?

*******************************************************************

— 12 —

ТЕМА № 10.
Устойчивые
и неустойчивые ступени в тональности.
Разрешение.

Устойчивые
ступени

— это те звуки, на которых можно закончить
мелодию, песню, как бы поставить
точку
в
музыкальном произведении.

Если мелодия
внезапно остановилась, и вы слышите,
что она не закончилась, значит, остановка
произошла на неустойчивых звуках.

Устойчивые
ступени — это всегда
I,
III,
V
ступени.

Неустойчивые
— II,
IV,
VI,
VII.

Неустойчивые
ступени

звучат более неуверенно, они стремятся
перейти в устойчивые.

Такой переход
неустойчивых
ступеней в устойчивые называется
разрешение.

В гамме каждая
неустойчивая ступень переходит в
ближайшую устойчивую:

I

VII


VI


V

IV


III
= устойчивые
ступени

II

I

= неустойчивые ступени

Вопросы для
повторения:

  1. Какие ступени в
    тональности всегда устойчивые, а какие
    — неустойчивые?

  2. Что такое разрешение?

  3. Перечисли, куда
    разрешается (переходит) каждая
    неустойчивая ступень в тональности.

  4. На какой ступени
    — устойчивой или неустойчивой — можно
    закончить произведение? Поясни, почему
    ты так считаешь.

*************************************************************

ТЕМА № 11.
Созвучия
в музыке. Интервал. Аккорд. Трезвучие.

Тоническое
трезвучие (Т5
3)

Интервал
это созвучие из двух звуков.

Аккорд
это созвучие из трех и более звуков.

Трезвучие
— самый простой вид аккорда; в
трезвучии — три звука, расположенные
через один.

Пример трезвучия
= ДО + МИ + СОЛЬ ; РЕ+ФА+ЛЯ и
т.д.

— 13 —

Самое главное
трезвучие

в каждой тональности — то, которое стоит
на I
ступени

тонике.
Оно так и называется — ТОНИЧЕСКОЕ
ТРЕЗВУЧИЕ

Обозначается — Т53
(в
мажоре
)
и
t53
(
в миноре
).

В мажоре тоническое
трезвучие звучит мажорно, в миноре —
минорно.

Т53
= I+III+V
ступени. ДО мажор

Т53
Т53

Вопросы для
повторения:

  1. Что такое интервал,
    аккорд, трезвучие?

  2. Какое трезвучие
    самое важное в тональности? Как оно
    называется и обозначается? Из каких
    ступеней состоит?

*******************************************************************

ТЕМА № 12.
Звуки
второй октавы на нотном стане.

!!! Эта
тема есть в «Рабочей тетради» Калининой,
стр.7. упр.11.

Звуки второй октавы
располагаются на нотном стане следующим
образом:

до
ре ми фа соль ля
си

!!!
Ноты ЛЯ и СИ пишутся с помощью добавочных
линеек.

Вопросы для
повторения:

  1. На каких линейках
    пишутся ноты второй октавы: РЕ, ФА, ЛЯ
    ?

  2. Какие ноты второй
    октавы пишутся между линейками?

  3. Для написания
    каких нот во второй октаве нужны
    добавочные линейки?

*******************************************************************

— 14 —

ТЕМА № 13.
Вводные
звуки. Опевание. Тональность Соль
мажор.

В каждой тональности
есть вводные звуки ( ступени) — это те
звуки, которые находятся вокруг I
ступени (тоники), «вводят» в неё.

Это всегда — II
и VII
ступени.

VII
I
ступень

II

(
тоника)

Опевание —
это окружение
одного звука
(чаще всего
устойчивого) соседними
снизу и

сверху.
Например:

ОПЕВАНИЕ
НОТЫ ДО

ДО

В мелодиях опевание
встречаются довольно часто, его легко
узнать на слух.

ТОНАЛЬНОСТЬ
Соль мажор.

Так как Соль –
мажор — это мажорная гамма, она должна
строится так же, как и все мажорные
гаммы: ТОН — ТОН — ПОЛУТОН — 3 ТОНА — ПОЛУТОН

Если проверить
это строение на клавишах, то мы увидим,
что в этой тональности обязательно
будет встречаться одна черная клавиша
ФА#.

Для удобства этот
знак ставится возле ключа (чтобы не
повторять его все время) и называется
ключевой
знак
.
Действует он на целую нотную строчку.
При переходе на новую строчку знак надо
повторять.

!!! Итак,
в Соль —
мажоре при ключе
всегда
стоит знак —
ФА#:

В этой тональности
главный звук ( тоника) — звук СОЛЬ.

Разрешение
неустойчивых ступеней в устойчивые

петь
эту гамму удобно так:


I
III
V
I
1 тетрахорд 2 тетрахорд

вводные ступени
опевание I
ступени опевание III
опевание V

Т53

Вопросы для
повторения
:

  1. Какой знак всегда
    стоит при ключе в Соль мажоре?

  2. Что такое опевание?
    Какие ступени называются вводными?

— 15 —

ТЕМА № 14.
Знаки
сокращения нотного письма: реприза,
вольта.

Существуют разные
условные обозначения для упрощения
нотной записи.

Реприза
— это точное повторение части произведения
.Используется в музыке тогда, когда
нужно повторить один и тот же фрагмент
без изменений.

  • знак репризы

или

  • Вольта
    — это разное окончание двух одинаковых
    частей.

Для экономии
места в нотах выписывается только 1
часть и оба разных окончания:

полная запись
выглядела бы так:

запись
с вольтой

1.

2.

Вопросы для
повторения:

  1. Для чего нужны в
    музыке знаки репризы и вольты?

*******************************************************************

ТЕМА № 15.
Затакт.
Секвенция.

Строение
музыкальной речи: предложение, фраза,
мотив
.

Затакт
это неполный
такт в начале произведения.

Обычно затакт
состоит из 1 — 3 звуков. Если есть затакт,
мелодия начинается со слабой доли
такта.

В конце мелодии
с затактом последний
такт — тоже неполный
!

Неполный такт
неполный такт

в начале
+
в конце

=

целый такт

Секвенция
— это повторение фрагмента мелодии на
другой высоте (от другого звука ).

Секвенция
бывает восходящая и нисходящая.

Фрагмент мелодии,
который повторяется, называется звено
секвенции
.

— 16 —

Восходящая
секвенция

звено секвенции

Нисходящая секвенция

звено секвенции

Строение
музыкальной речи.

Музыкальная
мелодия, так же, как и наша словесная
речь, состоит из
предложений.

Предложение, в свою очередь, делится на
более мелкие части: фразы,
а фразы — на совсем маленькие части —
мотивы.

Мотив обычно длится
полтакта или такт, фраза — 2 такта, а
предложение — 4 такта (конечно,
композитор может сочинить и по-другому,
но мы сейчас говорим о том, что бывает
чаще всего).

Посмотрим, как
строится мелодия известной песенки
«Ёлочка»:

_______________________________
1 предложение_______________________________

______________1
фраза_________________ _____________2 фраза_________________


мотив
мотив


Ма — лень-кой
ё — лоч — ке хо — лод — но
зи — мой.

_______________________________
2 предложение_______________________________

______________3
фраза_________________ _____________4 фраза_________________


мотив
мотив


Из ле — су
ё — лоч — ку взя — ли мы
до — мой.

Вопросы для
повторения:

  1. Что такое затакт?

  2. Что такое секвенция,
    какая она бывает?

************************************************************************

— 17 —

ТЕМА № 16.
Способы
увеличения длительностей: точка, лига.

Точка, стоящая
возле ноты, увеличивает длительность
на половину её


собственной
длины:


.
= + =
+

1и 2и 3и 4и
5и 6и 1и 2


=
+ =
+

1и 2и

Лига
обозначает «играть
связно
»,
если соединяет две
разные
по
высоте ноты:


___________________________


___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Если лига
соединяет
две одинаковые

по высоте ноты, то вторую
ноту не надо играть или петь. В этом
случае лига заменяет точку:

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________=________


Ритм
= ритму с лигой

1-и 2
— и
1-и 2 — и

Вопросы
для повторения:

  1. Как точка увеличивает
    длину звука?

  2. Что
    может обозначать лига ?

  3. Как
    считать длительности .
    и . ?

*******************************************************************

— 18 —

ТЕМА № 17.
Запись
диктанта. Транспонирование мелодий.

Тональность
Фа мажор.

ДЛЯ ЧТЕНИЯ НА
УРОКЕ ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ:

Музыкальный
диктант

— довольно сложный вид работы: учитель
играет мелодию на инструменте, а ученики
должны по слуху расшифровать в данной
мелодии размер, ритм, ноты и записать
всё это на нотном стане.

Чтобы успешно
справиться с этим заданием, нужно
выполнять его по плану:

  • Педагог играет
    мелодию 1 раз, ученики определяют размер
    мелодии (2/4, 3/4 или 4/4), разбирают
    тональность диктанта и записывают
    последнюю ноту в конце диктанта.

  • Мелодия звучит
    еще раз, чтобы ученики продирижировали
    её и определили количество тактов в
    мелодии (сначала — 4, позже — 6, 8 и более).

  • Учитель и ученики
    распеваются в той тональности, в которой
    звучит диктант, чтобы лучше узнавать
    звуки мелодии

  • Слушаем мелодию
    еще 2 — 3 раза и записываем над тактами
    ритм мелодии.

Теперь мы знаем,
сколько нот в каждом такте и какой они
длительности.

Определяем, с
какого звука начинается мелодия в первом
такте.

  • Слушаем мелодию
    еще 3 — 5 раз, анализируем вместе , как
    движется мелодия ( плавно вверх, плавно
    вниз, повторяется один звук, есть ли
    опевание и т.д.)

Все обдумываем
и записываем мелодию нотами на нотном
стане.

!!!
Первое время перед записью можно всем
вместе пропеть мелодию с названием нот
и дирижированием, и только потом записать.

Транспонирование
мелодий

— это запись мелодии в другой тональности.

Как транспонировать
мелодию? Разберем это на примере.

Дана мелодия в До
мажоре:

Нужно записать её
в Соль мажоре.

В этой тональности
стоит другой ключевой знак
( фа
#
),
и находится Соль мажор на целых 5
ступеней выше, чем До мажор.

ИТАК,
чтобы переписать мелодию из До мажора
в Соль мажор, нужно
все ноты мелодии поднять на 5 ступеней
вверх:

*******************************************************************

— 19 —

ТЕМА № 18.
Тональность
Фа мажор.

Давайте вспомним,
что мы уже знаем про мажорные тональности:

1.Все мажорные
тональности имеют одинаковое строение:

ТОН — ТОН — ПОЛУТОН
— 3 ТОНА — ПОЛУТОН

  1. Чтобы выполнить
    это строение, в каждой тональности
    приходится ставить один или несколько
    новых ключевых знаков

  2. Мы уже знаем две
    мажорные тональности: ДО
    мажор
    и
    СОЛЬ мажор.

  3. В До
    мажоре нет знаков при ключе,

В
Соль мажоре при ключе
всегда
стоит знак —
ФА#:

До
мажор Соль мажор

Тональность
Фа мажор.

В этой тональности
главный звук (тоника) — звук ФА.

в
Фа мажоре при ключе
всегда
стоит знак

си
b:

Разрешение
неустойчивых ступеней в устойчивые

петь
эту гамму удобно так:


I
III
V
I
1 тетрахорд 2 тетрахорд

вводные ступени
опевание I
ступени опевание III
опевание V

Т53

Вопросы для
повторения:

  1. Какой знак всегда
    стоит при ключе в Фа мажоре?

  2. Что такое опевание?
    Какие ступени называются вводными?

  3. Как строится
    мажорная гамма?

  4. Из каких ступеней
    состоит Тоническое трезвучие (Т53
    ) ?

*************************************************************************

ТЕМА
№ 19.

Размер
3/4. Длительность половинная с точкой
— .

В
размере 3/4 появляется новая длительность
. =
1-и, 2-и, 3-и

Схема дирижирования
в размере 3/4 :

левая рука
правая
рука

3 — и


1
— и 1 — и

2
— и
2 — и

— 20 —

ТЕМА № 20.
4
вида трезвучий.

На первых уроках
в году мы говорили о том, что в музыке
есть два основных лада — МАЖОР и МИНОР.

На слух мы легко
отличаем и два разных по настроению
трезвучия — мажорное и минорное.

Однако есть ещё
два трезвучия, которые произошли от
известных нам мажора и минора.

Это —
увеличенное трезвучие

(произошло от мажорного) и уменьшённое
трезвучие

( произошло от минорного).

Запомним их
обозначение
,
а на уроках научимся отличать их на
слух:

Мажорное
трезвучие = (
Б53
)

увеличенное
трезвучие = ( Ув.5
3
)

минорное
трезвучие = (
М53
)

уменьшенное
трезвучие = ( Ум. 5
3
)

Вопросы для
повторения:

  1. От какого трезвучия
    произошло увеличенное трезвучие? Опиши
    его звучание.

  2. От какого трезвучия
    произошло уменьшённое трезвучие? Опиши
    его звучание.

***********************************************************************

ТЕМА № 21.
Главные
трезвучия лада.

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ
ЛАДА.

Главные
трезвучия

это трезвучия,
построенные на I,
IV
и V
ступенях лада.

Именно эти три
трезвучия дают основную окраску ладу:
в мажоре они — мажорные, в миноре —
минорные. Их названия:

Т53
— тоническое трезвучие ( тоника
) — строится
на I
ступени

S53
— субдоминантовое
трезвучие ( субдоминанта
) — на IV
ступени

D53
— доминантовое трезвучие ( доминанта
) — на V
ступени

До мажор
Соль мажор
Фа мажор

I
IV V I IV
V I IV V

Т53
S53

D53

Т5
3
S53

D53

Т5
3
S53

D53

Вопросы для
повторения:

  1. На каких ступенях
    строятся Т53,
    S53,
    D53?

  2. Проиграй на ф-но
    главные трезвучия в До мажоре, Соль
    мажоре, Фа мажоре

**********************************************************************

— 21 —

ТЕМА № 22.
Обозначения
темпов.

Темп —
скорость движения музыки. Темп часто
обозначается итальянскими словами.

Медленные
темпы

Умеренные
темпы

Запись

произнесение

перевод

Запись

произнесение

перевод

Largo

ларго

Широко

Andante

андантэ

Не
спеша,

шагом

Lento

ленто

Протяжно

Moderato

модэрато

Умеренно

Adagio

адажио

Медленно

Sostenuto

состэнуто

Сдержанно

Grave

гравэ

Тяжело

Allegretto

аллегрэтто

Оживленно

Pesante

пезантэ

Грузно,
тяжело

Быстрые темпы

Запись

произнесение

перевод

Allegro

аллегро

Скоро

Vivo

виво

Живо

Vivace

виваче

Очень
живо

Presto

прэсто

Быстро

Prestissimo

прэстиссимо

Очень
быстро

Вопросы для
повторения:

  1. Назовите медленные
    темпы.

  2. Что такое «прэсто»,
    «аллегро», «андантэ», «модэрато» ?

************************************************************************

ТЕМА № 23.
Тональность
Ре мажор.

В этой тональности
главный звук (тоника) — звук РЕ.

Строение гаммы —
такое же, как и у других мажоров:
ТОН
— ТОН — ПОЛУТОН — 3 ТОНА — ПОЛУТОН

!!! В
Ре мажоре при ключе
всегда
стоит

два знака —
фа#

и
до#

— 22 —

Разрешение
неустойчивых ступеней в устойчивые
петь эту гамму удобно так:


I
III
V
I
1 тетрахорд 2 тетрахорд

вводные ступени
опевание I
ступени опевание III
опевание V

Т53

VII
II

Вопросы для
повторения:

  1. Какой знак всегда
    стоит при ключе в Ре мажоре?

  2. Что такое опевание?
    Какие ступени называются вводными?

  3. Как строится
    мажорная гамма?

  4. Из каких ступеней
    состоит Тоническое трезвучие (Т53)
    ?

*************************************************************************

ТЕМА № 24.
Интервалы.

На заметку всем, занимающимся сольфеджио

7 апреля 2020

Алла Ивановна Данчакова:

При выполнении домашнего задания прошу обратить внимание на часто встречающиеся ошибки.

Это относится прежде всего к учащимся I-V классов, но иногда такие ошибки встречаются и в работах учащихся старших классах.Написание штилей.Если нота пишется до 3-ей линейки, то штиль пишут справа от ноты вверх.

1. Написание штилей:

  • Если нота пишется до 3-ей линейки, то штиль пишут справа от ноты вверх.
  • Если нота выше 3-ей линейки, то штиль пишут слева от ноты вниз.
  • Если нота пишется на 3-ей линейке, то штиль можно писать и вверх, и вниз. Все будет зависеть от того, куда идет следующая нотка: если вверх, то штили идут вниз, если  вниз, то штили пишут вверх.

Только обязательно  помним с какой стороны нотки писать штили. А то очень часто пишут штиль посередине ноты.

2. Если нота восьмая, то хвостик всегда пишется справа, независимо  от того, куда идет штиль — вверх или вниз.
3. Стрелочка около ступени указывает на то, вверх или вниз вы должны написать нотку. Но это не значит, что нотка прыгает вверх или вниз через две октавы. Стрелочка всегда относится к ступени, которая пишется после стрелки. Если нет стрелочек, то следующая нота  ближайшая  к предыдущей.
4. Если в задании не стоит размер, то все устойчивые ступени- звуки мы пишем -белыми, а неустойчивые — черными.
5. Для младших классов. Когда  нам надо построить от какого-то звука интервал, то сначала мы считаем ступени по белым клавишам, и этот звук, от которого нам надо построить, он уже будет первый. Мы его обязательно считаем! Нашли вершину интервала — записали. А дальше  считаем тоны, не забывая наши беленькие полутончики.
6. Многие путают римские цифры IV (4) и VI (6)
7. Очень важное замечание! Когда вам надо записать мелодию по указанным ступеням, то над каждым тактом вы видите ритмический рисунок, который вам говорит о том, какой длительности в такте должны быть ваши нотки. Палочка — это четверть, белый овал с палочкой — это половинная длительность.
8. Для средних и старших классов. Самая распространенная ошибка! Когда вы строите  тритоны,  характерные интервалы, аккорды доминантовой группы в миноре, вы очень часто забываете про гармонический минор, т.е. VII# ступень. Прежде всего, подписывайте тональность, даже в Золиной, а рядом словами запишите VII# ступень, чтобы у вас было это перед глазами.
9. Всегда неустойчивые звуки мы пишем — черными, устойчивые — белыми.
10. Иногда  встречается неверное разрешение неустойчивых звуков.
Запомните: VI всегда разрешается в V, а VII в I .
11. Когда вы пишите аккорды, слева проставляйте тоны (1,3,5)       

                                                                              
И самое, самое главное для всех.    
Это предмет сольфеджио. Самое главное, вы должны все это интонировать и играть. Не забывайте!
Вы тогда все лучше  запомните. Нужна практика!  

На заметку всем, занимающимся сольфеджио

Изучение нот на нотном стане.

ЦЕЛИ
  1. Знать расположение нот на нотном стане.
  2. Знать расположение нот на грифе гитары, бас-гитаре, пианино.
  3. Знать правило записи ключей, знаков, размера и нот.
  4. Знать название и расположение октав на нотном стане и инструменте.

Знание расположения нот на нотном стане необходимо любому музыканту, который хочет самостоятельно развивать свою технику и играть любые произведения. Знания нотного стана и нотной грамоты открывают двери в мир музыки. Ноты — это язык на котором общаются музыканты. Все лучшие партии и адаптации записаны в виде нот, а не табулатуры и аккордов. Упражнения которые позволят вам нарастить исполнительскую технику давно уже изобретены, только дело в том, что записаны они в нотах.

Приступим!

Нотный стан

Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу-вверх.

Кроме этих линий существуют еще дополнительные линии. Пишутся они вне нотного стана снизу или сверху. Считаются эти линии от нотного стана, что снизу, что сверху. Говорить нужно так: нота “до” первой октавы находится на первой дополнительной линии снизу, нота “соль” малой октавы находиться под второй дополнительной линией снизу, нота “си” второй октавы пишется над первой дополнительной линией сверху.

Ноты

Нот всего семь: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Придумал такое название нот Гвидо д’Ареццо.

Почему именно столько и почему в таком порядке. вы узнаете из этого видео (нужны знания школьного курса физики).

Вернёмся обратно к музыке, и к тому, как сделать её гармоничной.

Правописание нот

Ноты на нотном стане должны писаться либо на линии, либо между линиями, на дополнительных линиях, либо под, либо над дополнительных линиях.


Штили нот до третьей линией пишутся справа вверх, от третьей линии и выше, пишутся слева вниз.


В группе нот направление штилей зависит устанавливается на усмотрения композитора. Но на данном уровне придерживайтесь правила: каких нот в группе больше, требующих штиля вверх или штиля вниз с той стороны и ставятся штили у всей группы.

Наименование нот и обозначения нот.

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (е), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (джи), ЛЯ – A (а), СИ – H (аш).

Откуда взялись эти буквы. Раньше звукоряд стандартна начинался не с «до», а с ноты «ля», и ноту «си» не использовали, а использовали «си бемоль» (что такое бемоль вы узнаете на следующем уроке). Так и называли ноты в соответствии с латинским алфавитом.

Поэтому, когда решили дать букву ноте «си» использовали латинскую «H» (аш) — следующую после известных нам A B C D E F G.

Октава

Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава.

Например: между двумя соседними СОЛЬ — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Надо сказать, что каждый инструмент имеет свой определённый диапазон октав.

Необходимо заучить последовательность октав и их название. Они все начинаются с ноты «До» и заканчиваются нотой «Си»

Ключ

Вы наверное заметили две не понятные «закарючки» 

Это музыкальные ключи. Ключи придуманы для того, чтобы партии были написаны именно в той октаве, в которой играет музыкант на определённом инструменте.

Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты.

Скрипичный Ключ

В музыкальной грамоте всё не «просто так». У каждого инструмента свой октавный диапазон. Например, диапазон скрипки от малой октавы и до третьей октавы. Для того чтобы все необходимые ноты находились на нотном стане, а не за его пределами, решили, что в партиях для скрипок «СОЛЬ» второй октавы будет находиться на второй линии нотного стана.

 такой ключ назвали «Скрипичным» , этот ключ называют имеет второе название – «Ключ СОЛЬ»

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого по звучанию нот.

В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы.

Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.

Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты.

Басовый Ключ

Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.Второе название басового ключа – ключ «Фа»

Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:

Басовый ключ

Знаний об этих двух ключах нам хватит для дальнейшего освоения курса. Добавим ещё, как соотносятся ноты в Басовом и Скрипичном ключах.

Расположение нот на клавиатуре.

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них. Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

Расположение нот на грифе гитары.

Расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

Целый тон — базовый музыкальный интервал, на основе которого строятся все остальные. Если рассматривать клавиатуру то Целый тон это интервал (расстояние) между «ДО» и «РЕ» («Ре» и «МИ» и т.д.), а между «МИ» и «ФА» интервал — пол тона (полутон). Если рассматривать интервалы на гитаре, то между всеми ладами интервал пол тона

А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём: И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.


Расположение нот на грифе бас-гитары.

Строй 4-струнной бас-гитары аналогичен строю контрабаса или гитары (без двух самых тонких струн) на октаву ниже.

Ноты для бас-гитары записываются в басовом ключе (ключ «фа»).


Проверка:

  1. Как по-другому называются скрипичный и басовый ключи?

    Ответ:

    Скрипичный ключ называется ключ соль, басовый — ключ фа.

  2. Как пишутся штили нот на нотном стане?

    Ответ:

    штили нот до третьей линии пишуться справа вверх, от третьей линии и выше- слева вниз.

  3. Как называются (по возрастанию) октавы на нотном стане?

    Ответ:

    субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.

  4. Буквенное обозначение ноты «си»?

    Ответ:

    «H»

  5. Назовите расположение нот на нотном стане.

    Ответ:

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Абсолютный Слух

В основных моментах, связанных с образованием звука мы разобрались. Теперь пришло время поговорить о более конкретных вещах, а если более конкретно – о нотном письме. Сегодня будем вникать в суть того, как выглядит нотное письмо, как читать ноты и т.д.

Ноты, длительности и их обозначения

Собственно, первое, что нам нужно усвоить в вопросе записи нот, это факт того, что нотное письмо – устоявшаяся система записи звуков при помощи специальных знаков – нот. То есть, иных вариантов нет и быть не может. Сам нотный знак (нота) обозначается кружком, который может быть либо полностью черным, либо пустым.

музыкальная теория для чайников нотная запись

К кружочкам пририсовываются линии, вертикальные палочки (штили), а также хвосты и ребра. Все это придумано для компактности записи нот. Также к нотам пририсовывают горизонтальные линии, которые соединяют короткие по длительности ноты в группы.

Для того, чтобы понять, каким образом обозначается каждый конкретный звук, нужно посмотреть на нотный стан – пять параллельных полос, в которых записывают ноты. Линии отсчитываются снизу, а в начале нотного стана (каждой строки) ставится вертикальная черта. Точно такая же черта будет стоять и в конце строки, что логично.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Сами ноты записываются на линиях, а также между ними. Помимо основных линий, также применяются дополнительные короткие линии для отдельных (слишком низких или слишком высоких) нот. Дополнительные линии могут располагаться как под нотным станом, так и над ним. Вертикальные полосы приписываются к нотам с правой стороны, по направлению вверх или вниз. В зависимости от длительности звука, к штилям дорисовывают хвосты.

Длительность нот, как уже сказано в предыдущем абзаце, обозначается хвостами у штилей. Чем короче нота по своей длительности – тем больше хвостов имеется у ее обозначения. Разница в длительностях довольно проста: каждая последующая длительность звучит вдвое короче предыдущей. Помимо этого, каждая предыдущая длительность состоит из двух следующих длительностей.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Для упрощения понимания, стоит обратиться к математике. Представим, что целая нота – это единица. Дальнейшие ноты будут составлять половины (и прочие части) от целой ноты. То есть:

1 = 1/2 + 1/2 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4 = 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 и т.д.

Аналогично можно принять целую ноту за цифру 4, если мы говорим о музыке, размер которой составляет 4/4.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Ключи

Все мы слышали о скрипичном ключе. Помимо него существуют и другие разновидности ключей: басовый, альтовый и т.д. Собственно, ключ нужен для того, чтобы человек, читающий ноты, имел представление того, какая высота звуков используется в рамках записанных нот. Каждый ключ можно сопоставить с октавами фортепиано. Другими словами, ключи нужны, чтобы избежать огромного количества добавленных линий во время записи музыки нотами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Ключ ставится в начале нотного стана и обозначает высоту определенного звука. Скрипичный ключ также именуется Ключ Соль – его “завитушка” своим центром указывает на расположение ноты Соль первой октавы на нотном стане, т.е. получается, что нота Соль располагается на второй линии.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Басовый ключ (или Ключ Фа) своей точкой обозначает высоту звука Фа малой октавы. Альтовый ключ отсылает нас к ноте До первой октавы, которая находится на третьей линии. Также применяется Теноровый ключ, который также отсылает нас к ноте До, но для него она будет находиться на четвертой линии. Альтовый и теноровый ключи применяются для небольшого количества инструментов – альта, тромбона и виолончели, фагота и снова тромбона, соответственно.

Гитаристы используют скрипичный ключ, бас-гитаристы – басовый ключ, клавишники – скрипичный и басовый ключ.

Знаки альтерации

Мы уже говорили об альтерации звуков в прошлых статьях. Для тех, кто не помнит, напоминаю вкратце: альтерация отвечает за изменение высоты звука на полтона выше или ниже. Альтерация – понижение или повышение основной ступени – обозначается диезами, бемолями, дубль-диезами и дубль-бемолями, а также знаком бекара, который отменяет действие предыдущих знаков.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере надобности, а также ставятся при ключе (справа от него). Знаки альтерации около нот действуют в рамках одной ноты, а вот знаки у ключа действуют на протяжении всего произведения. То есть, если мы видим при ключе диез на одной из полосок, то все ноты в рамках музыкального произведения на этой линии будут диезами.

Дополнительные знаки, увеличивающие длительность

Кроме основных обозначений длительности нот (штилей, хвостов и т.д.) используются дополнительные знаки. К ним относятся: точка, две точки, лига и фермата.

Точка увеличивает действительную длительность ноты на ее половину, и ставится справа от головы ноты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Две точки увеличивают длительность на половину и еще четверть. Ставятся две точки аналогично одной точке – у головы ноты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Лига – выгнутая линия, связывающая между собой две ноты, находящиеся рядом. Длительности нот могут быть совершенно разными, а продолжительность общего звучания конкретной ноты будет равна сумме залигованных нот. Лига может применяться как в конкретном такте, так и для переноса звучания ноты между тактами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Фермата – это знак в виде полукруга с точкой, который дает понять, что нота может звучать сколько угодно времени.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Паузы

Перерывы в звучании нот называются паузами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

В эти моменты не звучит ничего, кроме тишины. Продолжительность пауз аналогична продолжительности нот – каждая пауза имеет собственное обозначение длительности, а система работы аналогична длительности нот.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Урок 2. Нотная грамота

Нотная грамотаТеория музыки невозможна без нотной грамоты. В этом вы уже успели убедиться, когда изучали на первом уроке ступени звукоряда. Вы уже знаете, что основным ступеням звукоряда присвоены те же названия, что и нотам, и понимаете что такое понижение ступени, т.е. ноты.

Этого достаточно, чтобы приступить к изучению нотной грамоты «с нуля». Если нотная грамота вам знакома, все равно просмотрите материал урока с целью убедиться, что вы ничего не пропустили, когда изучали нотную грамоту ранее.

Цель урока: познакомиться с нотной грамотой «с нуля», получить представление о паузах и длительностях нот, их расположении на нотном стане и других связанных с этой темой понятиях.

Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.

Содержание:

  • Кто придумал ноты
  • Расположение нот на нотном стане
  • Знаки альтерации
  • Ключи на нотном стане
  • Длительности нот
  • Паузы
  • Тест на проверку знаний

Заметим, что большинство современных музыкальных сайтов чаще предлагают для гитары именно аккорды либо табулатуру (табы) к песне, нежели традиционную запись на нотном стане. Для начинающих музыкантов нужно уточнить, что аккорды и табы – это те же самые ноты, только записанные в другом виде, т.е. в другом виде музыкальной нотации, поэтому выучить ноты нужно обязательно. В общем, приступаем!

Кто придумал ноты

Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.

Это были квадратики, расположенные на четырех параллельных линиях. Чем более высокий звук нужно было издать, тем выше располагался квадратик. В его нотации было всего 6 нот, а названия они получили от начальных слогов строк Гимна, воспевающего Иоанна Крестителя: Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Несложно заметить, что 5 из них – «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» – используются и сегодня. К слову, музыку к гимну написал сам Гвидо д’Ареццо.

Позже в нотный ряд добавилась нота «си», в нотный стан – пятая линейка, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, которые мы сегодня будем изучать. В эпоху Средневековья, когда зарождалась буквенная нотация, звукоряд было принято начинать с ноты «ля», за которой закрепилось обозначение в виде первой буквы латинского алфавита А. Соответственно, следующей за ней ноте «си» досталась вторая буква алфавита В.

Поскольку процесс формирования способов записи звуков развивался в разных странах параллельными курсами, возникли разные варианты нотаций. Так, в немецкой музыкальной традиции дополнительной ноте «си» присвоили букву Н, следующую за буквой G. Это связано с тем, что у немцев буква В была уже занята нотой «си-бемоль», которую располагали сразу за нотой «ля».

Современное понимание звукоряда и основных его ступеней сложилось в 17 веке, а звук, соответствующий по высоте «си-бемолю», долгое время считался базовым элементом музыкальной системы, т.е. не пониженным и не повышенным. Сегодня общепринятой считается система нотации в виде C, D, E, F, G, A, B. Хотя и обозначение ноты «си» в виде Н тоже можно встретить. Мы уже начали и далее продолжим изучать системы нотации и записи нот на нотном стане, принятые в современном мире музыки.

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Названия нот на нотном стане общий вид

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Названия нот на нотном стане подробно

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

Ноты субконтроктавы на нотном стане

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1. Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

Клавиатура фортепиано и нотный стан

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей [А. Сиротюк, 2015]. Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Как изобразить ноту до руками

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Нота до руки и нотный стан

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Знаки альтерации

В конце предыдущего урока вы уже выучили символы диеза (♯) и бемоля (♭). Вы уже поняли, что если нота повышается на полутон, к ней добавляют значок диеза, если понижается на полутон – значок бемоля. Так, повышенная нота «соль» будет записана как G♯, а пониженная нота «соль» как G♭. Диез и бемоль называются знаками альтерации, т.е. изменения. Слово происходит от позднелатинского alterare, что переводится как «изменять».

Повышение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-диезом, понижение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-бемолем. Для дубль-диеза есть специальный значок, похожий на крестик , но, т.к. его трудно подобрать на клавиатуре, может использоваться обозначение ♯♯ или просто две решетки ##. Чтобы обозначить дубль-бемоль, пишут либо 2 значка ♭♭, либо латинские буквы bb.

Чтобы обозначить повышение или понижение ноты на нотном стане, значок диеза или бемоля располагается либо непосредственно перед нотой, либо, если ту или иную ноту нужно снизить или повысить во всем произведении, в начале нотного стана с нотами к произведению. Для случаев, когда изменение ноты предусмотрено на протяжении всего произведения, за символами диезов и бемолей закреплены определенные места на нотном стане:

Знаки альтерации

Уточним для надписи на картинке, что под словосочетанием «в скрипичном ключе» подразумевается нотоносец для нот 1-5 октав, а под словами «в басовом ключе» – нотоносец для всех остальных октав от малой до субконтроктавы. Чуть позже мы расскажем про скрипичный и басовый ключи подробнее. Пока поговорим о том, как запомнить расположение диезов и бемолей на нотоносце.

В принципе, это несложно, если вы успели выучить расположение значков, обозначающих ноты. Так, значок диеза располагается ровно на той линии нотоносца, что и та нота, которую требуется повышать. Для нотоносца в скрипичном ключе вам нужно запомнить, где находятся ноты в диапазоне от «ля» 1-й октавы до «соль» 2-й октавы, и вы легко поймете закономерность размещения диезов:

Диезы

Точно такая закономерность наблюдается при расположении бемолей. Они тоже находятся на тех строчках, что и ноты, к которым они относятся. Здесь в качестве ориентира используются ноты в диапазоне от «фа» 1-й октавы до «ми» 2-й октавы:

Бемоли

С диезами и бемолями в басовом ключе действуют абсолютно те же закономерности. Для ориентирования в диезах вам следует запомнить расположение нот от «соль» малой октавы до «ля» большой октавы:

Диезы басовый ключ

Для ориентирования в бемолях нужно запомнить расположение нот от «ми» малой октавы до «фа» большой октавы:

Бемоли басовый ключ

Как вы уже заметили, для расположения диезов и бемолей в начале произведения возле ключа – скрипичного или басового – задействуются только основные линейки нотоносца. Такие знаки альтерации называются ключевыми.

Знаки альтерации, относящиеся только к одной ноте, называются случайными или встречными, действуют в пределах одного такта и располагаются непосредственно перед этой нотой.

А сейчас давайте разберемся, что же делать, если нужно отменить диез или бемоль, установленный в начале нотного стана. Такая необходимость может возникнуть при модуляции, т.е. при переходе в другую тональность. Это модный прием, часто применяемый в эстрадной музыке, когда последний припев или куплет и припев исполняется на 1-2 полутона выше, чем предыдущие куплеты и припевы.

Для этого существует еще один знак альтерации: бекар. Его функция – отмена действия диезов и бемолей. Бекары тоже подразделяются на случайные и ключевые.

Функции бекара:

  • Случайный бекар отменяет действие случайных знаков альтерации, ставится в том месте и перед той нотой, для которой нужно отменить действие диеза или бемоля, и действует в пределах такта.
  • Ключевой бекар отменяет действие диезов и бемолей, указанных в начале произведения, т.е. ключевых. Он действует до следующей смены ключевого знака либо, если такового не будет, до конца произведения.

Чтобы было нагляднее, посмотрите, где располагается случайный бекар на нотном стане:

Случайный бекар

А теперь посмотрите, где располагается ключевой бекар, и вы сразу поймете разницу:

Ключевой бекар

Уточним, что запись на нотном стане применяется для гитары и фортепиано, и любых других музыкальных инструментов, а вот табы, которые вы видите на предыдущей картинке под нотным станом, используются для гитары.

В гитарных табах 6 линий по количеству струн гитары. Верхняя линия обозначает самую тонкую струну, которая будет нижней, если вы возьмете гитару в руки. Нижняя линия означает самую толстую гитарную струну, которая является верхней, когда вы держите гитару в руках. Цифры указывают, на каком ладу зажимать ту струну, на которой написана цифра.

Применительно к иллюстрации по случайному бекару мы видим, что сначала нужно было играть «до-диез», который как раз находится на втором ладу 2-й струны. После бекара, т.е. отмены диеза, нужно играть чистую ноту «до», которая находится на первом ладу 2-й струны. Финальный урок нашего курса будет посвящен игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, и мы расскажем, как легко и просто запомнить расположение нот на гитарном грифе.

Подведем итог и сведем воедино всю информацию по знакам альтерации на следующей картинке:

Знаки альтерации

Если вы уже умеете играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а сейчас решили подтянуть теорию, рекомендуем прочитать параграф 11 «Знаки альтерации» в учебнике Варфоломея Вахромеева «Элементарная теория музыки», где есть примеры разбора нотной записи [В. Вахромеев, 1961]. Мы же переходим к выполнению ранее данных обещаний и расскажем, что же такое ключи применительно к нотному стану.

Ключи на нотном стане

Мы ранее использовали словосочетания «в скрипичном ключе» и «в басовом ключе». Расскажем, что имеется в виду. Дело в том, что за каждой из линий нотоносца условно закреплена определенная звуковысотность. Ввиду того, что в мире существует множество музыкальных инструментов, издающих самые разные звуки, понадобились некие «точки отсчета» звуковысотности, и их роль отдали ключам.

Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.

Ключи – перечень:

  • Скрипичный – так называемый ключ «Соль», закрепляет на 2-й линии высоту звука «соль» 1-й октавы. Главная точка расположена по центру спирали ключа и как бы «накручивается» на 2-ю линейку нотного стана.
  • Басовый– так называемый ключ «Фа», закрепляет на 4-й линии высоту «фа» в малой октаве. 2 точки знака стоят сверху и снизу 4-й линии нотоносца, если вести отсчет снизу.
  • Альтовый – так называемый ключ «До», закрепляет высоту «до» в 1-й октаве на 3-й линии, используется преимущественно для альтовых инструментов.
  • Теноровый – тоже ключ «До», но уже на 4-й линии, используется для таких инструментов как фагот, виолончель и тромбон.

Давайте проиллюстрируем:

Ключи

Заметим, что когда-то ключей «До» было больше. Ключ «До» на 1-й линии назывался сопрановым, на 2-й – меццо-сопрановым, на 5-й – баритоновым, а употреблялись они для вокальных партий соответственно указанным диапазонам. Вообще, разные ключи в нотах нужны, чтобы не делать добавочные линии нотоносца в избыточных количествах и облегчить восприятие нот. К слову, чтобы упростить чтение нот, используется ряд дополнительных обозначений, о которых мы сейчас поговорим.

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать.

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1 Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2 Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3 Четвертная – тянется на «раз и».
4 Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5 Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Обозначения длительности нот

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Объединение нот

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Объединение нот внутри такта

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки [В. Вахромеев, 1961].

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Паузы

Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:

Длительности пауз

Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

А теперь переходим к изучению гармонии в музыке.

1 Свойства звука3 Гармония в музыке →

  • Как пишутся читы для майнкрафт
  • Как по английски пишется гостиная
  • Как по английски пишется горилла
  • Как пишутся числительные в русском языке прописью
  • Как по английски пишется лягушка по английски