Как пишутся скороговорки в тетради

Образцы оформления заданий на уроках русского языка

«Писать красиво — нелегко…» Это утверждение близко и понятно каждому, кто хотя бы раз в жизни испытывал горечь или разочарование от неудач и ошибок, допущенных во время письма.

Что значит «писать красиво»? Ответить на вопрос можно так: это графически правильно писать буквы, без ошибок, грамотно (с точки зрения орфографии) записывать слова, аккуратно и правильно оформлять выполненную работу. Для учащихся младшего школьного возраста такая задача оказывается сложной, так как они ещё не обладают в полной мере определённым уровнем распределения внимания, умением решать одновременно графические, орфографические и грамматические задачи с соблюдением правил оформления письменного задания.

Процесс письма — многогранный, но при правильной организации он позволяет формировать у учащихся культуру письменной речи и реализовывать требования учебной программы. Начинать это важное и нужное дело следует с первых дней пребывания ребёнка в учреждении образования. В период обучения грамоте, работая по образцу в тетрадях на печатной основе («Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо»), дети приобретают первоначальные навыки письма букв, слов, предложений. Далее по мере продвижения от класса к классу процесс письма усложняется, требования к нему возрастают.

Во II классе учащиеся приступают к изучению русского и белорусского языков по учебникам, в которых представлены разные по содержанию и структуре упражнения. Перед учениками встаёт задача правильного оформления заданий, выполняемых в обычных тетрадях, в которых отсутствуют дополнительные ориентиры и подсказки.

Образцы выполнения заданий в учебниках не всегда являются опорой для правильного оформления записи в тетради. Например, в учебнике «Русский язык» для II класса (Минск : НИО, 2011) приводится следующий образец по выполнению упражнения № 199: снег — в снегý (с. 121). Первое слово снег написано с маленькой буквы, и это правильно, так как образец в учебнике стоит после двоеточия. Учащиеся приступают к письменному выполнению задания в тетради… И тогда обязательно возникает ряд вопросов:

  • С какой буквы — большой (заглавной) или маленькой (строчной) — нужно писать первое слово в паре слов в первой строке упражнения?
  • Соблюдать ли красную строку?
  • Ставить или не ставить точку в конце выполненного задания?

Помочь учащимся разобраться с правильным оформлением заданий призван учитель. Приведённые в статье рекомендации по оформлению письменных работ помогут учителям снять многие вопросы, связанные с этой работой.

Начнём с того, что напомним ещё раз об общепринятых требованиях к оформлению письменной работы.

Во II – IV классах дата выполнения классной и домашней работы записывается на рабочей строке посередине тетради следующим образом:

  • день месяца — арабской цифрой;
  • название месяца — прописью. Например:

На следующей строке (посередине) после даты пишется

Классная работа или

Домашняя работа.

Слово Упражнение во II – IV классах не пишется.

В обучающих работах на отдельной строке указывается вид работы (изложение, сочинение и др.), на следующей строке по центру записывается заголовок работы (без кавычек и точек).

Например:

Между датой и названием вида работы, названием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом линейки не пропускаются.

Например:

Между последней строкой текста обучающей работы и датой следующей работы пропускаются 2 линейки. В II – IV  классах при переходе на следующую страницу дата и название обучающей работы от содержания не отделяются.

Во II – IV классах должна регулярно выполняться работа над ошибками. Она записывается в тех же тетрадях, в которых выполнялась соответствующая обучающая работа, отступив 2 строки вниз от предыдущего задания. Учащиеся II класса работу над ошибками делают, но дату и вид работы не пишут. В классах записывается вид работы (Работа над ошибками) без указания даты. Образец выполнения работы над ошибками даёт учитель:

Например:

Теперь рассмотрим наиболее типичные упражнения и задания из учебников по русскому и белорусскому языках, при записи которых могут возникать вопросы по их оформлению.

  1. Упражнения, содержательная часть которых состоит из записанных в ряд отдельных слов, словосочетаний, предложений.

Начало записи таких упражнений оформляется красной строкой. Для этого учащийся от начала строки делает отступ, равный примерно ширине двух его пальцев. Первое слово пишется с большой буквы, остальные — с маленькой, в конце группы слов, словосочетаний, в конце предложения ставится точка. Если задание состоит только из отдельных слов, то последние отделяются друг от друга запятой.

Например:

Аналогично оформляется запись упражнений, в которых

  • даётся связный текст;
  • определяются границы предложений (постановка знаков препинания, написание первого слова предложения с большой буквы).

Если необходимо записать предложения по памяти, ответить на вопросы и ответы записать или из текста упражнения выписать одно, два-три предложения (одно, два и более слов, словосочетаний), то учащиеся действует по известному алгоритму: первое слово пишут с большой буквы, остальные — с маленькой, в конце группы слов, словосочетаний, в конце предложений ставят точку.

Например. Упражнение 40 (Русский язык, III класс).

      Прочитайте. Выпишите выделенные слова. Обозначьте в них корень.

Земледелец

Идёт трактор по пашне. Рыхлит и причёсывает землю. Помогают ему плуг и борона. За трактором на поле выходит сеялка. Она засевает поле пшеницей. Выросла пшеница. Урожай убирают комбайны. Работает на этих  машинах человек. Имя ему — земледелец.

Задание выполняется в тетради следующим образом.

      Земледелец, трактор, пшеницей, комбайны, машинах, человек.

  1. Упражнения, в которых к словам из одного столбика необходимо подобрать слова из другого столбика и полученные паоы слов записать. Например. Упражнение 14 (Русский язык, II класс).

    К словам из левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика.

весёлый

вращаться

мчаться

сторожить

охранять

кружиться

радостный

нестись

Запись в тетради будет выглядеть так:

  1. Упражнения, в которых требуется исправить деформированный текст, предложение. Например. Упражнение 182 (Русский язык, II класс).

      Составьте из слов предложения. Запишите        их.

1. Дети, по, гуляли, лесу.

2. Жучка, залаяла, громко.

3. Нашла,        собака.

4. Убежал, в, ёжик, кусты.

Запись предложений оформляют следующим образом:

  1. Упражнения, содержательная часть которых представлена в стихотворной форме.

Например. Упражнение 39 (Русский язык, II класс).

      Прочитайте. Отгадайте загадку. Запишите загадку вместе с отгадкой.

Я стою на ножке толстой,

я стою на ножке гладкой

под коричневою шляпкой

с белой бархатной подкладкой.

Текст загадки записывается в тетради в столбик. Если стихотворная строка не может быть записана на одной строке в тетради, стихотворный текст записывается в строчку, т. е. с сохранением всех требований, которые предъявляются к письменному оформлению предложения: первое слово пишется с большой буквы, причём, записывается с красной строки; далее все слова пишутся с маленькой буквы; в конце предложения ставится точка.

Например:

Я стою на ножке толстой, я стою на нож кс гладкой под коричневою шляпкой с белой бархатной подкладкой. (Гриб.)

  1. Упражнения, в которых предложения записаны столбиком.

Например. Упражнение 104 (Русский язык, II класс).

       Прочитайте. Спишите. Подчеркните букву я в тех словах, где она обозначает звуки [й’а].

        Сосны

        Сосны до неба хотят дорасти.

        Небо ветвями хотят подмести.    

        Чтобы в течение года

        Ясной стояла погода.

В тетрадь записывается не только текст стихотворения, но и заголовок. Заголовок работы (без кавычек и точки) располагается по центру на первой строке. Между заголовком и текстом не пропускаются линейки. Текст записывается традиционно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменному его оформлению.

Запись будет выглядеть так:

 

  1. Упражнения, в которых содержательная часть представлена нестандартно. Например. Упражнение 100 (Русский язык, II класс).

      Образуйте однокоренные слова с корнями лес-, рыб-. Запишите их.

Образец записи в тетради:

Ещё пример. Практыкаванне 33 (Беларуская мова, II класс).

      Прачытайце словы падзякі і запішыце іх.

Образец записи в тетради:

  1. Упражнения, содержательная часть которых состоит из записанных в столбик отдельных словосочетаний.

Начало записи таких упражнений не оформляется красной строкой. Чтобы запись сохранила форму столбика, слова подписываются строго друг под другом. Между столбиками слов организуется определённое пространство. Слова и словосочетания пишутся с маленькой (строчной) буквы. При этом запятые между словами и точка в конце работы не ставятся.

Приведём примеры.

В упражнении 23 (Русский язык, II класс) содержательная, часть представлена двумя столбиками слов.

      Прочитайте слова. Запишите слова парами.


стол — …               карта — …

дым — …        драч — …

марка — …        рак — …

Запись в тетради:

Следующий пример. В упражнении 63 (Русский язык. II класс) содержательная часть представлена группой слов, которые необходимо записать столбиком.

     Прочитайте слова. Запишите слова-действия в два столбика.

      Поёт, бежит, кричат, говорит, поют, кричит, бегут, говорят.

Образец записи в тетради:


  1. Упражнения, в которых из текста сначала выписывается одна группа слов, затем — другая. Например. Упражнение 137 (Русский язык, III класс).

       Прочитайте. Выпишите выделенные слова: сначала имена существительные мужского рода, затем — женского.

Подарки Весны

  — Что, Весна, ты принесла?

И ответила Весна:

— Принесла я вам, ребятки,

лейки, грабли и лопатки

первые подснежники,

жёлтые скворечники.

Сначала выписываются из текста слова, относящиеся к первой группе. Запись оформляется красной строкой, первое слово пишется с большой буквы. Все остальные слова записываются в ряд через запятую. Заканчивается запись точкой. Затем выписываются слова второй группы, также первое слово пишется с большой буквы с красной строки; между словами ставится запятая, в конце работы — точка.

Рассмотрим образцы оформления записей письменных контрольных работ.

1. Контрольная работа, которая включает диктант и грамматическое задание.

Письменные контрольные работы по русскому и белорусскому языкам оформляются в тетрадях для контрольных работ так же, как и обучающие письменные работы. На определённой строке, отступив от предыдущей работы 2 строки, необходимо записать по центру дату выполнения работы. На следующей строке по центру указывается вид работы: с большой буквы пишется слово Диктант (без кавычек и точки). Далее записывается с большой буквы заголовок диктанта.

Между датой и названием вида работы, названием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом диктанта линейки не пропускаются.

Если работа включает грамматическое задание, тогда после записи текста диктанта по центру записывается с большой буквы слово Вариант, рядом указывается номер варианта арабской цифрой без точки (вид работы Грамматическое задание не указывается). Каждое задание выполняется на новой рабочей линейке без оформления красной строкой. Номер задания обозначается арабской цифрой, после которой ставится точка. Первое слово задания пишется с большой буквы.

Например. Контрольная работа № 9 (М. Б. Анти-пова, Е. А. Гулецкая. Сборник контрольных работ по русскому языку. 2-4 классы, с. 30).

2. Контрольный словарный диктант.        

Контрольный словарный диктант выполняется в тетрадях для контрольных работ. По центру рабочей строки записывается дата выполнения работы. Вид работы Словарный диктант не указывается. Первое словарное слово пишется с большой буквы, причём записывается с красной строки. Все остальные слова пишутся в ряд через запятую. В конце работы ставится точка.

Например: Еще раз подчеркнём, что материал статьи носит рекомендательный характер. Учитель творчески подходит к оформлению записи содержательной части того или иного упражнения, пример которого не вошёл в статью. Запись таких упражнений можно оформлять по аналогии с упражнениями указанного вида.

Литература:

  1. Л. А. Одновол, начальник отдела методического обеспечения начального образования НИО// Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа,  2012 г., № 10, стр. 13-16

Всех скороговорок не переговоришь…

Учителя начальной школы в период обучения грамоте младших школьников часто используют скороговорки, чистоговорки и частоговорки, которые способствуют формированию и развитию правильной и чистой речи учащихся, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость.

Проговаривание вслух скороговорок позволяет школьнику составить представление о фонематическом (звуковом) составе слова, избежать искажения его слоговой структуры и ошибок в чтении и на письме. Работа со скороговорками как средство развития артикуляционного аппарата решает и дополнительные задачи: отработка деления слов на слоги, формирование чувства ритма путем совместного проговаривания, отхлопывания, отстукивания, марширования и т.д. исходя из этого, скороговорки иногда используют на этапе физкультминутки.

Использование скороговорки, чистоговорки и частоговорки на уроках русского языка не теряет своей актуальности и в период, когда школьники из младших классов переходят в среднее звено. При планировании урока в пятых и шестых классах 5 минут в начале занятия отведем орфотренингу. Почему в начале урока? Это удобно учителю, так как в первые несколько минут занятия дети, особенно пятиклассники, поглощены не новой темой или проверкой домашнего задания: они, обнаружив, что не выложили на стол пенал, ищут его в рюкзаке, ставят на виброрежим сотовый телефон, здороваются с опоздавшим одноклассником. Все, кто способен слушать учителя уже с первой минуты, открыли специальную тетрадь для скороговорок, заведенную на первых уроках, и медленно, отчетливо проговаривая каждый звук, проговаривают вместе с педагогом сначала шепотом, потом вполголоса записанную на предыдущем уроке скороговорку. Постепенно в орфотренинг включаются все ученики, а скороговорку произносим чуть быстрее и громче. Если есть желающие (а они обычно бывают), скороговорку быстро, отчетливо и громко проговаривают по одному, повторяя 2-3 раза. Обязательным условием является чтение не с листа, а наизусть, поэтому ребята повторяют скороговорку дома, часто вместе с родителями и другими домочадцами.

Как пополняется запас скороговорок в тетрадях? Задание найти, записать в тетрадь и продиктовать скороговорку одноклассникам дается школьникам. Лучше всего не давать эту работу желающим, хотя они всегда находятся, а использовать список в классном журнале. При этом условии каждый ученик (удобно начинать с начала списка) выполняет сначала процедуру поиска: вспомнил ту скороговорку или чистоговорку, что знал ранее; озадачил родителей или бабушку с дедушкой; заглянул в книгу с пословицами, поговорками, потешками и другими малыми жанрами русского фольклора; в конце концов, поискал в Интернете. Таким образом, дети анализируют имеющуюся у них информацию и, если возникает необходимость, собирают и изучают новую – формируют информационную компетентность. Ребята стараются удивить одноклассников чем-то новеньким, потому что реакция на «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» однозначна: это мы знаем, это легко, мы это даже записывать не будем. В тетрадях появляются записи: «Бобры по бревну бредут, бревно в Бранденбург несут», «Проглотил прогорклую горчицу – порадуйся горечи, не вздумай огорчиться», «Бабкин боб расцвел в дождь, будет бабке боб в борщ».

Второй этап более сложный – выступление перед аудиторией, пусть аудитория невелика и очень доброжелательна, а объем выступления – две строчки. Постепенно каждый ребенок научается диктовать громко, отчетливо произнося слова и сочетания, в том темпе, который требуют записывающие. Ученик пробует себя в роли учителя, публично выступает, обеспечивая себе успех интересной, не очень сложной, новой скороговоркой. Таким образом у ребят формируется коммуникативная компетентность.

Следующий этап – проговаривание скороговорки, выяснение, какой звук в ней «работает». Можно, если позволяет время, попросить учащихся охарактеризовать звук по твердости-мягкости, звонкости-глухости и т.п. Новую скороговорку обычно произносим вместе, не торопясь, вполголоса, стараемся меньше смотреть в тетради – тренируем память.

Учитель хвалит учащегося за новую, интересную скороговорку, делает необходимые замечания, благодарит класса за работу и напоминает следующему по списку ученику, что завтра – его очередь. Орфотрренинг проходит весело, энергично и с огромной пользой.

Ковальчук О.А, учитель русского языка и литературы, высшей категории.

Содержание

Откройте в учебниках раздел «Скороговорки».
У. Ваша задача сегодня – выяснить, как строится скороговорка. Что вам может помочь в этой работе? Д.
У. Только ли ради смеха их сочиняли? Может быть, кому-то и польза была? Д.
У. А все любят учиться, когда трудно? Д.
Д. Потому что они смешные, и смешно, когда ошибаешься. У.
Д. Картина жизни, построение картины жизни, предложение, слово, звуковой рисунок, ритмический рисунок, рифма. У.
Итог обсуждения.
Итог обсуждения.
У. Для всех ли так трудна эта скороговорка? Какой трудный для произношения звук здесь повторяется? Д.
Д. Звуки перепутаны в словах «дворе» — «дрова». У.
Д. Как она строится. У.
Итог обсуждения.
Итог обсуждения.
У. Какой следующий уровень? Д.
У. А следующий уровень? Д.
Д. (наперебой). Стихами. Прозой. У.
Д. Надо попробовать выделить основную единицу ритма, а если есть, то и дополнительную. У.
Д. Первая строка – «От топота копыт». А вторая – «Пыль по полю летит». Там концы строк рифмуются. У.
Итог обсуждения.
Д. (друг за другом) .Мягкая пыль. Она летит. Легкая. У.

Полное содержание

Подобный материал:

  • Уроки развития речи, 45.6kb.
  • II. Историческая и социальная «база» написания повестей жанра «Моногатари», 412.45kb.
  • Романы Л. М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра, 764.64kb.
  • Управление персоналом вопросы для подготовки к экзамену, 23.69kb.
  • Ключи по литературе, 152.9kb.
  • Речевые жанры. Эпистолярный стиль, 193.28kb.
  • Литературное исследование, 264.76kb.
  • О. Ю. Чирейкина, 67.63kb.
  • «жанр», 422.71kb.
  • Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе, 565.08kb.

Уроки 43 — 52

Уроки 43-44. Структура жанра «скороговорка»

ТЕКСТЫ К УРОКАМ

Тексты русских скороговорок

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски; надо колпак переколпаковать, надо колокол перевыколоколовать.

3. Архип осип, Осип охрип.

4. Перепелка перепеленка перепеленывала, перепеленывала, еле перепеленала.

5. Дятел и дуб продалбливает.

6. Шли сорок мышей, несли сорок грошей1, две мыши поплоше несли по два гроша.

7. Горошинка с червоточинкой.

8. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

9. Сыворотка из-под простокваши.

10. Стоит гора посреди двора.

11 Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!

12 Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

13. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

14. Бежит лиса по шесточку2: лизни, лиса, песочку!

15 Бык тупогуб, у быка губа тупа.

16. Петр Петрович по прозванью Петров, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку3, подали пятак, он и продал так.

17. Рыла свинья тупорыла, белорыла; весь двор перерыла, вырыла полрыла.

18. Летят три пичужки4 через три пустых избушки.

19. В один, Клим, клин5, колоти.

20. По двору, подворью6, в добром здоровье.

21. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

22. У нас семеро саней; по семеро в сани мы уселись сами.

23. По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку.

Урок 43

У. Откройте в учебниках раздел «Скороговорки». Прочитайте их.

Дети читают скороговорки. Учитель обращает внимание детей на наличие вариантов одного текста под номерами 12 и 13 как на явление, характерное для устного народного творчества.

У. Ваша задача сегодня – выяснить, как строится скороговорка. Что вам может помочь в этой работе?

Д. Схемы жанров «считалка» и «потешка».

У. Верно. Откройте схему потешки. Что она вам подсказывает? Что надо прежде всего определить, чтобы сказать, к какому именно жанру относится произведение?

Д. Задачу жанра.

У. Какая же задача у жанра скороговорки?

Д. Их быстро говорить трудно, все ошибаются и смешно.

У. Только ли ради смеха их сочиняли? Может быть, кому-то и польза была?

Д.

Итог обсуждения. Задача скороговорки — учить чисто говорить, преодолевать трудности в произношении слов родного языка.

У. А все любят учиться, когда трудно?

Д. Нет, не все.

У. А скороговорки все любят говорить?

Д. Все.

У. Как же так? Скороговорки говорить трудно, а их все равно все любят?

Д. Потому что они смешные, и смешно, когда ошибаешься.

У. Уточним задачу жанра: скороговорка не просто учит чистоте произношения, тренирует, но еще делает это весело. Начнем заполнять схему жанра. Откройте в своих тетрадях схему 3. А я буду заполнять схему на доске. (Отркывает заготовку для схемы. Окончательный вид схемы см.ниже). В самом верхней части запишем

название жанра

— скороговорка. Ниже напишем:

задача жанра

– весело учить чистоте произношения. (Записывают.)

Скороговорка, как и считалка, и потешка, является

прикладным

жанром. У всех таких жанров есть практические задачи. Раньше скороговорки назывались

чистоговорками

, их авторы стремились к тому, чтобы ребенок учился чисто, правильно произносить слова.

Но скороговорка хотя и прикладной, а все-таки жанр словесного искусства, и строится по законам этого вида искусства. Поэтому вы, наверное, сможете в ней выделить все уже известные вам уровни. Какие?

Д. Картина жизни, построение картины жизни, предложение, слово, звуковой рисунок, ритмический рисунок, рифма.

У. Проверим. Итак, задача жанра — самый «верхний» уровень. За ним следует картина жизни. Без нее художественное произведение не существует. Но, как вы уже убедились, в каждом жанре картина жизни имеет свои особенности, зависящие от задачи жанра. В считалке задача — посчитаться, и, как вы уже знаете, картина жизни может быть даже непонятной. В потешке задача — учить жестам, и поэтому картина жизни связана с действиями, жестами героев. А есть ли какие-нибудь особенности картины жизни в скороговорках, если их задача — весело учить чистоте произношения?

Д.

Итог обсуждения. Нам бывает весело не только оттого, что мы запутываемся в произнесении звуков, но еще и оттого, что сами картины жизни, нарисованные авторами чистоговорок, часто бывают смешными. Например: «Архип осип, Осип охрип». Если представить себе эту парочку крикунов, будет очень смешно.

Запись в схему:

картина жизни

— часто веселая.

У. А теперь попробуйте определить, какой уровень в скороговорке —

ведущий

, т.е. впрямую работающий на решение задачи жанра, больше всего помогающий именно тренировке в произношении?

Д.

Итог обсуждения. Задача жанра — учить произносить звуки, поэтому ведущим уровнем будет

звуковой рисунок

. Слова подбираются так, чтобы звуки повторялись не просто, а как-то по-особому. Как именно?

Учитель предлагает рассмотреть с этой точки зрения несколько скороговорок.

Архип осип, Осип охрип.

[ А Р Х’ И П А С’ И П О С’ И П А Х Р’ И П ]

В этой скороговорке звуки не только дают красоту звучания, не только помогают передать картину жизни. Здесь есть звукоподражание. Повтор звуков [ Р ], [ Х ] подражает хрипу, а повтор звуков [ С’ ],[ И ], [ П ] подражает сипению. Но есть тут и другие особенности. Звуки [ Х ] и [ Р ] меняются местами. Похожие слова «осип» и «Осип» имеют разное ударение, что тоже приводит к смене звуков: [ А С’ И П — Ó С ‘И П ]. Такие перестановки звуков затрудняют произношение, делают скороговорку трудной учебной задачей.

Стоит гора посреди двора.

[ С Т А И Т Г А Р Á П А С Р’ И Д’ И Д В А Р Á ]

У. Для всех ли так трудна эта скороговорка? Какой трудный для произношения звук здесь повторяется?

Д. Маленьким трудно произносить звук [ Р ].

У. В этой скороговорке нет специально затрудняющих произношение перестановок звуков, но маленьким детям бывает трудно справиться и с выговариванием одного звука. Вы замечали, наверное, что малыши часто плохо произносят звук [ Р ], картавят.

Скороговорка, как и потешка, «растет» вместе с ребенком. Например, существует более трудный вариант скороговорки про Осипа и Архипа: «Осип орет, Архип не отстает: Осип охрип, Архип осип».

Но самые сложные скороговорки — это отличная школа и для взрослых. Люди, чьи профессии связаны с публичными выступлениями, — артисты, дикторы, лекторы — используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений.

Итак, вы выяснили, что звуковой рисунок играет главную роль в решении задачи жанра скороговорки, поэтому он — ведущий уровень (соответствующая запись вносится в схему). А в других жанрах он выполнял вспомогательную роль — подчеркнуть выразительность картины жизни, помочь выразить ее не только на уровне слова, но и на уровне звука. В звуковом рисунке скороговорки главным становится акцент на труднопроизносимые звуки (для маленьких) или на звукосочетания, затрудняющие произношение взрослых, несмотря на то, что они свободно владеют родным языком. Запишем:

звуковой рисунок

— повтор трудных звуков (для маленьких) и труднопроизносимых сочетаний звуков (для взрослых). (Записывают.)

А теперь давайте почитаем наши скороговорки так, чтобы произношение было чистым и красивым.

Дети читают скороговорки.

.

Урок 44

У. Продолжим работу со скороговоркой. Давайте вспомним все, что вы узнали о построении этого жанра (совместно восстанавливают на доске схему жанра).

Итак, главное вы уже знаете. Задача жанра — весело учить чистоте произношения. КЖ — часто веселая. Ведущий уровень — звуковой рисунок, который не только подчеркивает выразительность речи и картины жизни (это художественная задача звукового рисунка), но и специально учит произношению (прикладная задача). Обучение основано либо на повторе трудного для маленьких звука, либо звуки сталкиваются так, что и взрослому, владеющему родной речью, трудно произносить их скоро, например, как в скороговорке:

На дворе — трава,

На траве — дрова,

Не руби дрова:

На дворе — трава.

Почему так трудно?

Д. Звуки перепутаны в словах «дворе» — «дрова».

У. Молодцы, хорошо поняли секреты скороговорки. А теперь начнем спускаться по уровням и выделять их особенности. Вы выяснили, что картина жизни часто бывает веселой. А что еще про нее надо знать?

Д. Как она строится.

У. В построении картины жизни считалки вы смогли четко выделить части: заход, основная часть, выход. В потешке такое четкое деление большой картины на маленькие картинки вы уже не всегда могли выявить. Хотя, скажем, в потешке про сороку выделили четыре части, связанные со сменой жеста: первая — как кашу варила, вторая — кому дала, третья — кому не дала, четвертая — как ругала и за что того, кому не дала. А можно ли картину жизни в скороговорке разделить на маленькие картинки?

Д.

Итог обсуждения. Обычно скороговорку трудно разделить на более мелкие картинки — она и так маленькая (например, скороговорки 1, 3, 7, 9). В более длинных текстах все равно нет смены картинок. Например, в скороговорке про перепелку — одна картинка: перепелка перепеленывает своего перепеленка.

Такая краткость не случайна. Дело в том, что скороговорка рассчитана на быстрое говорение, на одном дыхании, поэтому она состоит всего из одного предложения. Даже если скороговорка состоит из нескольких маленьких предложений, то их не разделяют точками, потому что точка — знак паузы, и тогда нарушится скороговорение. Длинные скороговорки объединяют в одно большое сложное предложение с помощью запятых. Правда, иногда вы можете встретить скороговорку, записанную с помощью точек, но надо помнить, что народные исполнители всегда устно «скороговорили» скороговорки, а точки поставил собиратель народного творчества, когда записывал то, что слышал.

А раз скороговорка состоит из одного предложения, то и уровня «построение картины жизни» в ней не может быть. Ведь этот уровень предполагает наличие большого текста, состоящего из ряда предложений, разделенных точками.

У. А как строится предложение? Есть ли что-то особенное в его построении? Посмотрите схему потешки. Может быть, она вам что-нибудь подскажет?

Д. Как и в потешке, в скороговорке может быть повтор слов. Например, про перепелку: «перепеленывала, перепеленывала». Может быть и одинаковое построение предложений, например, про колпак и колокол: «Надо колпак переколпаковать», «Надо колокол перевыколоколовать».

У. Да, есть и одинаковое построение маленьких предложений внутри одного большого,и повтор слов. Например, в той же скороговорке про перепелку: дважды повторено слово «перепеленывала», а потом идет «перепеленала» — похожее слово, но другое. И про колпак и колокол все не так просто: последние слова в маленьких предложениях похожи приставками («пере») и суффиксами («ов», «а», «ть»), но зато какие разные у них корни и как трудно это произнести! Теперь можно записать, что и уровень «предложение» по-особому «работает» на задачу жанра:

предложение

— повтор слов и их сочетаний, затрудняющих произношение (записывают).

Каков следующий нижележащий уровень?

Д. Слово.

У. Есть ли какие-то особенные слова, имеющие значение именно для скороговорок?

Д.

Итог обсуждения. Для скороговорки характерно употребление сходных по звучанию слов, которые легко спутать, например: «Перепелка перепеленка перепеленывала, перепеленывала, еле перепеленала»; «Рыла свинья тупорыла, белорыла; Весь двор перерыла, вырыла полрыла»; «Карл-Клара».

Запись в схему:

слова

— сходные по звучанию.

У. Какой следующий уровень?

Д. Дальше идет звуковой рисунок. Это ведущий уровень в скороговорке. Мы уже про него записали — повтор трудных звуков (для маленьких) и труднопроизносимых сочетаний звуков (для взрослых).

У. А следующий уровень?

Д. Ритмический рисунок.

У. Вы знаете, что бывает стихотворный и прозаический ритм. Какой в скороговорке? Скороговорки сочиняют стихами или прозой?

Д. (наперебой). Стихами. Прозой.

У. Как по записи можно отличить стихи от прозы?

Д. Стихи пишут столбиком.

У. А как записывают скороговорки?

Д. Все скороговорки записаны длинными строчками, но это все равно могут быть стихи. В них даже рифмы внутренние есть

У. Вообще-то скороговорки могут быть записаны по-разному. Ведь это устное народное творчество, записанное собирателями. И точно так же, как собиратели могли при записи разделить одну скороговорку на отдельные предложения с помощью точек, они могли записать скороговорку или в строчку или в столбик. Так что вид записи нам вряд ли поможет определить где стихи, а где проза. Но есть другой, более важный показатель стихотворного ритма. Какой?

Д. Надо попробовать выделить основную единицу ритма, а если есть, то и дополнительную.

У. Возьмем для примера скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит». Эту скороговорку записывают по-разному. То в две строки, как стихи, то в одну, как прозу. Как и почему ее можно записать в две строки?

Д. Первая строка – «От топота копыт». А вторая – «Пыль по полю летит». Там концы строк рифмуются.

У. Попробуем сделать схему ритмического рисунка (открывает на доске заготовку для схемы).

Учитель под хлопки детей заполняет схему, отмечает конец строки. Обращает внимание детей на то, что в сочетании «по полю» ударение падает на предлог.

От топота копыт

Пыль по полю летит.

/ /
/ / /

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как пишутся синонимы через запятую или тире
  • Как пишутся национальности с большой буквы или с маленькой в английском языке
  • Как пишутся символы кириллицы
  • Как пишутся научные статьи в университете
  • Как пишутся наречия слитно или раздельно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии